Игра в молчанку с девочкой. Классическая детская игра — «Молчанка. Современные молчанки для детей

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 3 (218).

Филология. Искусствоведение. Вып. 50. С. 131-133.

М. С. Старченко

МОЛЧАНКА - ЖАНР ДЕТСКОГО ПОТЕШНОГО ФОЛЬКЛОРА

В статье рассматривается один из жанров детского потешного фольклора - молчанка, его современное состояние, а также особенности жанра как игры (этапы с характеристиками каждого), отличительные свойства текстов молчанок. В статье использован региональный материал, собранный от респондентов разного возраста (1925-2001 года рождения) в городе Омске и Омской области.

Ключевые слова: детский фольклор, молчанка, игра.

Детский фольклор по своему жанровому составу очень разнообразен. Цель нашей статьи -выявить особенности жанра молчанки на региональном материале. Для этого мы используем материал фольклорного архива кафедры литературы Омского государственного педагогического университета (далее - ФА ОмГПУ) за период с 1988 по 2009 год. Молчанки относят к потешному фольклору. Потешный фольклор в целом направлен на забаву, веселье, его цель -«потешить себя и своих сверстников»1.

Молчанка - это веселая игра детей многих поколений. По точному наблюдению Г. С. Виноградова, в этой игре «<...> прелюдия разрастается настолько, что заслоняет собою <... > самую игру, перенося в действие только конец ее, развязку»2. Свое происхождение жанр получил от слова ‘молчать’. Вслед за Г. С. Виноградовым М. Н. Мельников указывает на то. что «текст, как и игра, называется молчанкой»3. Определение жанра встречаем у В. Аникина: «Молчанка - это стихотворный уговор молчать»4. В толковом словаре С. И. Ожегова есть это слово, с пометкой «разг.», и дается ему такое толкование: «Детская игра, в которой проигрывает заговоривший первым»5. Фольклористы молчанку объясняют через описательный элемент.

Весь интерес этой игры выражен словом и в слове, действие практически отсутствует. Суть игры уже обозначена в названии жанра. В ФА ОмГПУ нами обнаружено три текста, которые содержат слово, обозначающее название жанра. Приведем один из текстов:

Кошка сдохла,

Хвост облез,

Кто промолвит,

Тот и съест.

Сорок амбаров Сухих тараканов,

Сорок кадушек

Соленых лягушек,

Сорок ковшей Зеленых соплей.

Молчанка началась.

Чок, чок -Двери на крючок6.

Дети, как и в ХХ, так и в первом десятилетии XXI века, предпочитают тексты комического содержания. В подобных молчанках обозначены яркие образные картинки. Отметим реакцию на такие «картинки» со стороны представителей разных поколений: детей и их родителей. Рассмотрим на следующем примере:

Шел солдат из боя,

Нес бутылку гноя.

Кто пикнет,

Тот и выпьет1.

Детям кажется нарисованная картина смешной. Они не замечают образной грубости. Родители же, напротив, видят только это. Их реакцию нельзя назвать веселой, в большей степени выражено отвращение, омерзение, и «неприятно на физическом уровне».

Тексты молчанок, обычно небольшие по объему, содержат в себе условия игры и правила поведения игроков.

Зубы на крючок,

А язык на полочку.

Первая строка является зачином - началом игрового текста; вторая и третья - условия игры (не улыбаться и не говорить); четвертая фиксирует момент, когда надо замолчать.

ФА ОмГПУ содержит 128 текстов молчанок, собранных за последние двадцать лет. Из них 68 представляют собой рифмованные стихотворения из 4-6 строк, 33 текста - из 1-10 стихов, 19 текстов - из 2-5 строк, 8 текстов содержат более 11 строк. Игра в молчанку привлекательна тем, что число участников не огра-

ничено. Опираясь на практический опыт, автор данной статьи пришел к выводу, что к жанру молчанки часто обращаются взрослые (воспитатели, вожатые) для установления порядка в коллективах в детских садах, лагерях, санаториях и т. п. Для этого используется доступная форма игры.

В детском садике у нас тихий час.

Это значит, нам нужна ти-ши-на.

Мы сказали: «Чок-чок-чок,

Спи, упрямый язычок»,

Потому что к нам пришла Ти-ши-на9.

Как и в любой игре, в молчанке можно выделить основные этапы. Мы выделяем следующих три: первый - непосредственное произнесение текста молчанки, второй - промежуточный, когда игроки или ведущий пытаются рассмешить участников при помощи жестов и мимики, третий - нарушение запрета и дружный смех. Если третий этап отсутствует (все участники долго молчат), игра утрачивает свой смысл. В течение последних пятидесяти лет сохраняются все три этапа.

Наблюдая за детьми начала XXI века в процессе игры, автор статьи пришел к выводу, что самый распространенный жест, вызывающий смех, - это показывание языка. О виде наказания часто говорится в самом тексте: тому щелчок; тот получит шишку в лоб. Если же в тексте нет прямого указания, ребята заранее договариваются, например: прокукарекать, залаять, пробежать, рассказать анекдот, в снегу изваляться.

Тише, тише, тишина.

Разговаривать нельзя,

Буду в угол становить,

Становить, наказывать,

Слезки не показывать10 Данный текст содержит наказание и предупреждение «не плакать». Также приведенный пример хорошо демонстрирует способность детей к словотворчеству. Они легко подбирают нужную им словоформу, иногда в разрез с нормами языка. Понятно, что «ведущим механизмом такого рода образований является аналогия»11.

Момент, когда надо замолчать, в молчанке очень четко выражен и понятен детям даже среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Определяется этот момент следующими словами:

<...> Чок-чок, /Зубы на крючок12.

<...> Богу не молиться, / И не шевелиться13.

<...> Язычок на полочку, /Ротик на замок1А. <...> Солнце разгорается, / Игра начинается15.

В молчанках очень важны рифма и ритм. Рифма чаще всего парная, что помогает детям легко запоминать тексты, а также подобрать слово-замену, если изначальное позабудется. Раз, два, три, четыре, пять - (а)

С этих пор молчать. (б)

Кораблики качаются, (а)

Игра начинается16. (б)

Ритм молчанки очень схож с ритмом считалки (как и некоторые словесные формы), слова произносятся речитативом. Следующий пример подтверждает нашу мысль.

Тише, мыши.

Кот на крыше Кошку за уши ведет.

Кошка драна,

Хвост облез,

Кто промолвит,

Тот и съест11.

Функции жанра молчанки: с одной стороны - развлекательная (для детей это веселая, потешная неподвижная игра), с другой - воспитательная (в игре развиваются волевые качества ребенка, вырабатывается умение следить за своим поведением, владеть своими чувствами и эмоциями). При развлекательной функции в самом тексте молчанки и в действиях, направленных на нарушение запрета молчать, автор данной статьи отмечает наличие смехового начала.

Тексты молчанок как жанра достаточно устойчивы. Об этом свидетельствуют многие примеры, переходящие из одного детского поколения в другое без изменений или с незначительными. Самым популярным текстом среди детей Омска и Омской области за последние пять десятилетий мы считаем следующий: Ехали татары,

Кошку потеряли.

Кошка сдохла,

Хвост облез,

Кто промолвит,

Тот и съест18.

В фольклорном архиве зафиксировано 50 вариантов этой молчанки.

Встречаются молчанки упрощенной формы, в виде вопроса или простого повествовательного предложения, например:

Кто слово скажет,

Тот лысая корова19.

Такие тексты используют дети 10-13 лет с целью создания игровой комической ситуации,

чтобы дружно посмеяться. Традиционные тексты активно бытуют среди детей 4-9 лет.

На современном этапе наблюдается влияние литературных текстов на жанр молчанки (подобная ситуация наблюдается во многих жанрах детского фольклора). Например, в архиве имеется текст, где почти без изменений как часть молчанки есть четверостишье из стихотворения С. Михалкова «Мы едем, едем, едем»: Тра-та-та, тра-та-та,

Мы везли с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая -Вот компания какая.

Кошка сдохла, хвост облез,

Кто промолвит, тот и съест20 Исходя из вышеизложенного, автор статьи пришел к следующим заключениям: как жанр современного детского фольклора молчанка устойчива в бытовании. Но, однако, тексты молчанок претерпевают большие изменения. Автор статьи к таковым относит:

Замену слов, словосочетаний;

Добавление строк или усечение текста;

Сращение частей произведений разных жанров (автор наблюдал это на примере текстов молчанки и считалки);

Диффузию литературного и фольклорного источников (на примере текстов авторского детского стихотворения и молчанки);

Появление молчанок в новом виде - вопросов, которые могут быть и в прозаической форме.

В сосуществовании жанров происходит процесс их сложного взаимодействия. Указанные изменения в текстах не повлияли на функции жанра молчанки и ее использование в детском коллективе.

Примечания

1 Мельников, М. Н. Русский детский фольклор. М., 1981. С. 82.

2 Виноградов, Г. С. Детский фольклор // Этнография детства и русская народная культура Сибири. М., 2009. С. 119.

3 Мельников, М. Н. Русский детский фольклор. С. 86.

4 Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. I. Младенчество. Детство. М., 1991. С. 24.

5 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 2006. С.364.

6 ФА ОмГПУ. ЭК-15/1993. № 41. Зап. Т. Н. Бурмистрова в с/з Южно-Подольск Черлакско-го р-на Омской обл. от Д. Степанова, род. в 1985 году, русский.

I ФА ОмГПУ. ЭК-26/1988. № 48. Зап. Т. П. Малафеева в г. Омске от О. В. Коваленко, род. в с. Новопетровка Сорокинского р-на Тюменской обл. в 1929 году.

8 ФА ОмГПУ. ЭК-8/1990. № 88. Зап. Е. Пономарева в р. п. Щербакуль Омской обл. от Е. Динкелакер, 12 лет, род. в р. п. Щербакуль Омской обл.

9 ФА ОмПГУ. СЗ-14/1989. № 15, самозап. Н. Диденко в г. Омске, род. в 1912 году, русская.

10 ФА ОмГПУ. СЗ-2/2006. Зап. Г. Л. Никитина в г. Называевске Омской обл. от Т. Лавровой, 6 лет.

II Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: (Лингвистика детской речи). М., 2000. С. 159.

12 ФА ОмГПУ. ЭК-25/1990. № 112. Зап. М. Ан-тилогова в г. Омске от М. Чемшит, 9 лет.

13 ФА ОмГПУ. ЗО/2004. № 43. Зап. Е. Соломен-никова в д. Осихино Большереченского р-на Омской обл. от учеников начальной школы д. Осохино.

14 ФА ОмГПУ. СЗ-2/2006. Зап. Г. Л. Никитина в г. Называевске Омской обл. от Т. Лавровой, 6 лет.

15 ФА ОмГПУ. СЗ-14/1991. № 223. Самозап. Л. Хохловой в с/х «Победитель» Кормиловско-го р-на Омской обл., род. в 1913 году в г. Омске, русская.

16 ФА ОмГПУ. СЗ-1/1989. № 116. Самозап. Е. Жук в г. Омске, род. в с. Зотино Кормилов-ского р-на Омской обл. в 1911 году.

11 ФА ОмГПУ. ЗО-3/1989/1990. № 38. Зап. Н. И. Васькова в г. Омске от детей д/с № 306.

18 ФА ОмГПУ. СЗ-13/2005. Зап. М. Л. Доронина в с. Елезаветинка Черлакского р-на Омской обл. от Ю. Захаровой, 12 лет.

19 ФА ОмГПУ. СЗ-48/2009. № 95. Зап. З. Гордеева в с. Ачаир Омского р-на Омской обл. от С. А. Марковой, род. в Тверской обл. в 1925 году, русская.

20 ФА ОмГПУ. СЗ-152/2008. № 90. Зап. Т. В. Виль в г. Омске от В. С. Торбиной, 1 лет, русская.

Логопедические игры - молчанки

Игры-молчанки помогают создать охранительный режим для ребенка с заиканием и делают его менее обременительным для детей. Частичное проведение режима молчания (если ребенок посещает детский сад общего профиля, также полезно, так как, приходя домой после насыщенного эмоциями и многоречивостью дня, благодаря режиму охранительного молчания он побудет в тишине и покое перед сном.

«Молчанка». Взрослый ставит на видном месте часы (детям особенно

интересно, если это песочные часы) и объявляет: «Язычок долго болтал, он устал и замолчал. Кто первый заговорит, с того – фант». В течение определенного времени ребенку предлагается молча, спокойно заниматься рисованием, лепкой, игрой с конструктором и т. д. Проигравший ребенок, по предварительному уговору, должен отдать любимую игрушку или значок (фант). Взрослый прячет фант, а потом выдает его как выигрыш в следующей игре.

«Спит добрый волшебник». Условия игры даются в виде сказки: «… Добрый великан много потрудился для людей: засеял поля, построил красивые дома. Он устал и заснул. Поэтому люди во всем городе соблюдают тишину, никто не разговаривает, машины едут без сигналов. Вот и ты не буди его, играй молча в свои игрушки, построй город из кубиков. Займись конструктором. Нарисуй в своем альбоме этого доброго великана, каким ты его себе представляешь, или нарисуй город…» В поощрение ребенку можно присвоить звание «Почетного стража» или наградить «Волшебным жезлом» (заранее приготовленной красивой «волшебной палочкой»), а вечером ему разрешается какое-нибудь «малое волшебство» (например: пускать мыльные пузыри, стать принцессой, надев мамины наряды и др.)

«В кино» («В театре»). Взрослый предлагает ребенку другие условия игры-молчанки: «…Теперь мы отправимся в кино (театр). В зрительном зале полагается сидеть спокойно, не разговаривать, чтобы не мешать другим…» В это время ребенок смотрит сам или показывает своим куклам открытки, альбом, книги, диафильмы. В альбоме в конце игры появляется нарисованный в домике флажок и присваивается звание «Лучший зритель».

«В библиотеке». Взрослый рассказывает о библиотеке и сообщает условия игры: «…В читальном зале все люди молча читают. Разговаривать нельзя, чтобы не мешать другим...» Ребенку можно посоветовать устроить библиотеку для своих игрушек. Кукол, мишек, … рассадить, перед каждым положить книжку, которую библиотекарь обязательно должен сам «прочитать» (просмотреть). Перед игрой можно посетить с ребенком детскую библиотеку. Показать и рассказать ему, как работает библиотекарь (эти сведения потом могут пригодиться в сюжетно-ролевой игре на логопедическом занятии). Во время игры «в библиотеку» можно почитать ребенку новую книгу, но строго по речевым правилам. По иллюстрации задавать вопросы, требующие однословных ответов. Во время других игр чтение новых книг резко ограничивается – это соответствует требованиям общего щадящего режима. В течение всего этого периода речевой материал, в том числе и материал для чтения, подбирается строго по указанию логопеда. В конце игры ребенок получает звание «Отличный читатель». В домике, нарисованном в альбоме для домашних заданий, изображается развернутая книга.

«Аквалангист». Эта игра-молчанка, как и предыдущие, начинается с рассказа взрослого: «… В морях, на разной глубине, очень интересно: там плавают удивительные рыбы, на скалах растут красивые водоросли , кораллы, а под камнями прячутся огромные крабы… Смелые аквалангисты в масках опускаются на дно моря, изучают его обитателей. Под водой нельзя разговаривать – иначе можно захлебнуться…» К этому сюжету хорошо подобрать игровой реквизит: ракушки, камешки, слепить с ребенком водоросли, рыб, подводных жителей или предложить малышу все это нарисовать и вырезать. Можно сделать маску, подводное ружье, ласты. После ряда «погружений» «на берегу» можно рассмотреть собранные дары моря. Дети должны их называть коротко и четко, кратко отвечать на вопросы взрослых. В конце игры ребенок получает звание «Лучший аквалангист». В домик на странице альбома «заплывает золотая рыбка».

«Фотоохота» . Взрослые рассказывают о фотоохоте и знакомят в правилами игры: «… Есть особые охотники – они приходят в лес не с ружьем, а с фотоаппаратом. Они делают снимки диких животных. Для этого надо совсем тихо подойти к животному. Надо уметь молча, спокойно сидеть в укрытии, ожидая, когда появится интересная птица. Нельзя сейчас разговаривать – начинается фотоохота…» К этому сюжету можно вместе с ребенком из готовить «фотоаппарат» из любой коробочки, показать ему иллюстрации из соответствующих книг и журналов («Юный натуралист», «Филя»). Рассказать о повадках диких животных. Ребенок может сделать фотоальбом «Моя охота», т. е. срисовать на отдельные листы бумаги животных (это его «фоторабота») и наклеить их в свой альбом. В конце игры ребенок награждается званием «Умелый фотострелок», а в домик в альбоме «залетает» птица. Если игра длится неделю и всю неделю соблюдается режим молчания, можно в качестве награды совершить поход в кинотеатр на просмотр фильма о животных или подарить книгу о животных и т. п.

«В горах». «…Путешественники идут по горным тропам. Кругом заснеженные вершины. Это очень красивые, но опасные места. Разговаривать нельзя: от звука голоса могут сорваться нависшие шапки снега, начнется обвал. В горах на трудных переходах всегда соблюдают полную тишину…» Здесь можно использовать рюкзак, палку, компас, спортивную обувь . На «привале» можно спеть песни, послушать четкое чтение (рассказ) взрослого. В конце игры участникам присваивается звание «Отважный турист». После игры в альбоме изображается горный цветок.

«В больнице». «…Давай посмотрим, все ли твои игрушки здоровы. Вот у мишки отрывается лапа. У зайца, кажется, болят уши. Надо их подлечить. Кто же может это сделать? Ты? Хорошо! Значит, ты – доктор! Твои игрушки заболели – теперь им нужна тишина…» Доктор спокойно лечит игрушки по совету и с помощью взрослых, перевязывает зайцу уши, пришивает мишке лапу, ставит градусник кукле, укладывает всех спать, чтобы скорее поправились. «А когда больные спят, никто не разговаривает…» Подбирается повязка с красным крестом, игрушечный градусник, шприц, таблетки, пузырьки с лекарствами (атрибуты могут быть изготовлены совместно с ребенком). После игры ребенок получает звание «Добрый доктор». В домике в альбоме появляется красный крест.

«Рыболов» . Перед началом игры взрослый рассказывает: «Рано утром на берегу реки сидит с удочкой рыболов. Насадит червячка на крючок, забросит в воду леску. Тихо сидит, даже не шевелится, чтоб раб не распугать, а смотрит на поплавок. Как рыбка начтет клевать червячка, поплавок зашевелится и уйдет под воду. Тогда рыбак вытаскивает удочку и на крючке награда за молчание и терпение – серебристая рыбка. Ты, рыбак, молча и спокойно полови рыбу, а в конце игры мы вместе посчитаем твой улов и рассмотрим пойманных рыб.

Ребенок один играет в игру «Поймай рыбку». В конце игры сам считает вслух пойманных рыбок и называет их. Если нет этой игры, то во время игры – молчанки можно предложить, чтобы он в своем альбоме нарисовал рыбака с удочкой на берегу реки или слепил из пластилина. Главное, чтобы он был занят и молчал.

Молчаливые игры можно проводить по сюжетам литературных произведений, которые прочитывает взрослый. Ребенок молча слушает, изображает действие персонажа или произносит отдельные слова или звукоподражания. Молча рисует или мастерит поделки по теме прослушанного.

Басня И. Крылова «Ворона и Лисица». …Пока Ворона молчала, у нее был кусочек сыра, а как каркнула, сыр выпал из клюва.

Сказка В. Гаршина «Лягушка-путешественница» … Утки несли на прутике лягушку над лесами, над полями, над реками и селами. Лягушка молча и крепко держалась ртом за прутик. Но вот утки полетели ниже и лягушка услыхала: «Утки лягушку несут, и кто же это придумал?» – кричали взрослые и дети. И тут лягушка громко квакнула: «Это я, это я придумала». Выпустила прутик изо рта. Утки на лету не сумели ее поймать, и лягушка шлепнулась в болото…

Сказка К. Ушинского «Ворона и Рак». …Ворона сидела на вербе над озером и держала во рту рака. Пока рак расхваливал ее родственников, ворона, не раскрывая рта, отвечала: «Угу». Но рак стал расхваливать ворону. Она крикнула: «Ага!» Раскрыла клюв и рак упал в озеро…

Сказка «Дикие лебеди». …Элиза молчала до тех пор, пока не сплела из крапивы одиннадцать рубашек, чтобы спасти своих братьев от чар злой колдуньи…

Сюжетами для игр могут быть диафильмы, мультфильмы, стихи (например, «Поиграем» И. Токмаковой, «Про машину» Л. Берестова, «Никита – охотник» Е. Чарушина и др.)

Молчанка (или молчанки) - хорошая игра для развития терпения и усидчивости. Как нетрудно догадаться, название игры произошло от слова «молчать». Несмотря на простые правила, победить в ней (а точнее, не проиграть) довольно сложно. Особенно много удовольствия доставлял в прежние времена вариант молчанки на тихом часе в пионерском лагере.

Правила игры в Молчанку

В классическом варианте правил молчанки игроки рассаживаются в кружок так, чтобы видеть друг друга. Но, конечно же, играть можно не только сидя, но и занимаясь своими делами, играя в игрушки. Начинается игра с «аппетитного» стишка:

Ехали цыгане (бояре), кошку потеряли.
Кошка сдохла, хвост облез.
Кто слово промолвит, тот ее и съест!
А кто улыбнется - кошкиной крови напьется

Или попроще:

Кошка сдохла, хвост облез.
Кто промолвит, тот и съест!

Есть ещё более политкорректный «народный» вариант:

Первенчики, червенчики
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок - молчок!

После того, как произнесено последнее слово стиха, все игроки замолкают. Согласно правилам, проигравшим считается тот, кто, забывшись, заговорит, засмеётся или даже просто улыбнётся. Он должен будет исполнять желание товарищей. А тот, кто продержался дольше всех - молодец, он считается победителем.

Вдобавок, особенно вредные игроки пытаются рассмешить своих товарищей. Для этого все средства хороши: они корчат рожи, изображают всякие смешные позы, передразнивают серьёзные лица друзей. По правилам нельзя лишь щекотать, щипаться, и вообще прикасаться.

Напоследок - ещё несколько вариантов стихов для молчанок. В скобках - различные варианты слов:

Чок, чок, чок,
Зубы на крючок,
Кто слово скажет,
(Кто заговорит) -
Тому в лоб щелчок!

Шел Молчан
По крутым горам.
Кто не молчал -
Того за уши драл!

Кони-кони, мои кони, мы сидели на балконе,
Чай пили, чашки мыли, по-турецки говорили:
«Чаб-чаляби, чаб-чаляби!»
Прилетели журавли, и сказали всем: «Замри!»
А кто первый отомрет - тот получит шишку в лоб!
Не смеяться, не болтать, а солдатиком стоять!

Кони-огони сидели на балконе,
Чай пили, чашки били,
По-туречки говорили:
«Чоби, ачоби, челяби и чоби».
Начинается игра!
Мы набрали в рот воды и сказали всем:
- Замри!

Шел Молчан
По всем городам:
Кто стукнет-брякнет -
За волосы драть,
До слез добивать.
Последнее слово - тпру-у!

У гражданки Соколовой
Бегемот сидит в столовой,
Чешет вилкою живот,
Скатерть новую жует.
Он кричит: «Ри-ри-ри-ри!»
Кто играет, тот - замри!

Тише, мыши, кот на крыше:
Кошку за уши ведет,
Кошка драна, хвост облез...
Кто промолвит, тот и съест!

Молчанка – это неподвижная игра в основе которой стихотворный уговор – молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать долго дети не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.

Похожей игрой является голосянка, суть которой состоит в том, что дети, как правило мальчики, соревнуются, кто дольше протянет звук, не переводя дыхания. Играя в молчанку, нужно было, наоборот, как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: валялся в снегу, обливался водой или исполнял желание победителей.

Помимо развлекательной, молчанка выполняет и воспитательную функцию. В игре развиваются волевые качества ребёнка, вырабатывается умение следить за своим поведением, владеть своими чувствами и эмоциями». К молчанкам часто прибегают взрослые с целью установить порядок в детском коллективе. Пример текста:

В детском садике у нас тихий час.
Это значит, нам нужна ти-ши-на.
Мы сказали: «Чок-чок-чок,
Спи, упрямый язычок»,
Потому что к нам пришла
Ти-ши-на

Игра в молчанки происходит таким образом. Дети садятся в кружок. Все должны сидеть серьезно, не смеяться, молчать, даже не улыбаться. Один произносит текст молчанки, заключающий условие: «Кто промолвит, тот и съест». Кто не выдержит, – «фыркнет», засмеется или заговорит, – кричат: «Съел, съел...»

Современные молчанки для детей

Раз, два, три, четыре, пять
С этих пор молчать.

Прилетели журавли
И сказали всем: "Замри!"
А кто первый отомрёт,
Тот получит шишку в лоб!
Не смеяться, не болтать,
И солдатиком стоять!

Ты рыбак, и я рыбак.
Ловись, рыбка! Ловись, рак!
Тихо! Тишина! Молчок!
Кто слово скажет - тот червячок!

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы с тобой играть
Не три ночи, а три дня.
Заколдуй, колдун, меня!
Колдуну - колдовать,
А тебе - молчать!

Говорилка, говори,
Язычок не оторви!
Прижми язычок,
Рот закрой на крючок!
Кто не сможет замолчать,
С тем не будем мы играть!

Первый скажет и молчит,
А второй - всё говорит!
Кто нарушит наказ,
Съест лягушек целый таз!

Народные молчанки для детей - тексты

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь –
С этих пор говорить бросим.

Тише, мыши:
Кот на крыше
Кошку за уши ведет.
Кошка драна,
Хвост облез,
Кто промолвит,
Тот и съест.

Сорок анбаров
Сухих тараканов,
Сорок кадушек
Моченых лягушек –
Кто промолвит,
Все это съест.

Сорок амбаров
Сухих тараканов,
Сорок кадушек
Мокрых лягушек,
Кошку драну,
Мышь погану –
Кто промолвит,
Тот все съест.

Сорок амбаров
Сухих тараканов,
Сорок кадушек
Болотных лягушек,
Сорок ковшей
Вареных вшей –
Кто промолвит,
Тот съест.

Я пойду на улицу,
Принесу пропащу курицу
Кто промолвит,
Тот и съест.

Драл кот на гору,
Наложил на кору
Червяками, бураками,
Печеною редькой –
Кто засмеется,
Губа задерется,
Кто слово промолвит,
Тому котом быть,
С места не ступить.

Чок, чок,
Зубы на крючок,
Кто заговорит,
Тому щелчок.

Шел молчан
По всем городам;
Кто стукнет-брякнет –
За волосы драть,
До слез добивать.
Последнее слово: тпру.
Аминь!

Молчанка (или молчанки) - хорошая игра для развития терпения и усидчивости. Как нетрудно догадаться, название игры произошло от слова «молчать». Несмотря на простые правила, победить в ней (а точнее, не проиграть) довольно сложно. Особенно много удовольствия доставлял в прежние времена вариант молчанки на тихом часе в пионерском лагере.

Правила игры в Молчанку

В классическом варианте молчанки игроки рассаживаются в кружок так, чтобы видеть друг друга. Но, конечно же, играть можно не только сидя, но и занимаясь своими делами, играя в игрушки. Начинается игра с «аппетитного» стишка:

Ехали цыгане (бояре), кошку потеряли.
Кошка сдохла, хвост облез.
Кто слово промолвит, тот ее и съест!
А кто улыбнется - кошкиной крови напьется

Или попроще:

Кошка сдохла, хвост облез.
Кто промолвит, тот и съест!

Есть ещё более политкорректный «народный» вариант:

Первенчики, червенчики
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок - молчок!

После того, как произнесено последнее слово стиха, все игроки замолкают. Проигравшим считается тот, кто, забывшись, заговорит, засмеётся или даже просто улыбнётся. Он должен будет исполнять желание товарищей. А тот, кто продержался дольше всех - молодец, он считается победителем.

Вдобавок, особенно вредные игроки пытаются рассмешить своих товарищей. Для этого все средства хороши: они корчат рожи, изображают всякие смешные позы, передразнивают серьёзные лица друзей. Нельзя лишь щекотаться, щипаться, да вообще прикасаться!

Напоследок - ещё несколько вариантов стихов для молчанок. В скобках - различные варианты слов:

Чок, чок, чок,
Зубы на крючок,
Кто слово скажет,
(Кто заговорит) —
Тому в лоб щелчок!

Шел Молчан
По крутым горам.
Кто не молчал —
Того за уши драл!

Кони-кони, мои кони, мы сидели на балконе,
Чай пили, чашки мыли, по-турецки говорили:
«Чаб-чаляби, чаб-чаляби!»
Прилетели журавли, и сказали всем: «Замри!»
А кто первый отомрет - тот получит шишку в лоб!
Не смеяться, не болтать, а солдатиком стоять!

Кони-огони сидели на балконе,
Чай пили, чашки били,
По-туречки говорили:
«Чоби, ачоби, челяби и чоби».
Начинается игра!
Мы набрали в рот воды и сказали всем:
- Замри!

Шел Молчан
По всем городам:
Кто стукнет-брякнет —
За волосы драть,
До слез добивать.
Последнее слово - тпру-у!

У гражданки Соколовой
Бегемот сидит в столовой,
Чешет вилкою живот,
Скатерть новую жует.
Он кричит: «Ри-ри-ри-ри!»
Кто играет, тот - замри!

Тише, мыши, кот на крыше:
Кошку за уши ведет,
Кошка драна, хвост облез…
Кто промолвит, тот и съест!