Гессен философия. С. И. Гессен

Введение в прикладную философию

Учебное пособие для вузов

1923, КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО «СЛОВО», БЕРЛИН

Составление. Издательство «Школа-Пресс», 1995

Ответственный редактор и составитель доктор философских наук П. В. Алексеев

От издателей

Уважаемый читатель! Если Вам трудно решить вопрос о необходимости для Вас этой книги, загляните в оглавление: оно поможет вам понять, что издание этого уникального по глубине и фундаментальности исследования — не дань моде извлекать из забвения все новые и новые имена. Нет! Это попытка найти пути решения многих педагогических проблем, которые сегодня, когда происходит ломка старой образовательной системы, обнажились особенно остро.

Вспомним недавнее прошлое. Мы переболели и «опорными сигналами», и «теорией погружения», и «педагогикой сотрудничества», и разного рода системами. Эта волна новаторства сегодня захлестывает нас «вальдорфскими методиками», теориями «гуманитаризации образования»… Но мы все с большей очевидностью видим, что эти «волны» способны только размыть старые постройки, но создать новое — вряд ли. И что стоят всякие новации, если дети наши вырастают безнравственного стержня. И сейчас становится ясно, что происходит это не потому, что мы забыли пути назад, как, кстати, казалось совсем недавно, а потому, что не умеем двигаться вперед, не знаем, как строить.

Предлагаемый Вашему внимательному изучению труд С. И. Гессена, мы надеемся, поможет в этом движении вперед, чтобы построить наконец здание народного образования по всем архитектурным нормам — прочное, на века, потому что этот труд есть прежде всего метод — педагогического поиска, педагогического исследования, педагогического строительства и практики. То есть это и есть тот фундамент, на котором могут основываться педагогические творчество и опыт, системы и методики. Это есть и основа нравственного образования, где все цели, а не одни лишь элементы системы, обращены на развитие и становление человека, не только культурного и цивилизованного, но прежде всего свободного, а значит, и нравственного.

Прочность данного фундамента в его вневременной, вне идеологической сущности, что позволило самому Сергею Иосифовичу назвать педагогику прикладной философией, то есть наукой, основанной на знании основ бытия.

Строить новое здание мы будем сообща, и поэтому книга эта, мы верим, станет настольной не только для ученого-исследователя, но и для вузовского преподавателя (как путеводитель в его творческих исканиях), и для тех, кто только готовится к педагогической деятельности, (как компас верно выбранного пути), и для родителя (как ориентир в сложных проблемах семейного воспитания), и вообще для всех, кому небезразличны судьбы наших детей, нашего отечества, пути собственного «образовательного странствия».

ЖИВОЙ ИСТОЧНИК: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ С. И. ГЕССЕНА

Книга С. И. Гессена «Основы педагогики» по праву может быть названа сейчас, на исходе XX века, одной из лучших книг этого столетия по педагогике. Подготавливавшаяся еще до революции в Петрограде и в первые послереволюционные годы в Томске, законченная и изданная автором в эмиграции (1923), она широко использовалась при организации системы образования в Русском Зарубежье в течение ряда десятилетий. Известный педагог и философ, профессор Богословского Православного института в Париже В. В. Зеньковский назвал ее в 1950 году «выдающейся книгой» (Зеньковский В. В. История русской философии. — Л., 1991. —Т. II. — Ч 1. — С. 246). В ней осмысливаются многовековой опыт мировой педагогики и лучшие традиции России, дается анализ важнейших направлений педагогической мысли первой четверти века в России, Европе и США, обосновываются перспективные идеи педагогики. В современных условиях России, когда радикально пересматриваются прежние ценности и установки и идет поиск новых идей, знакомство с книгой С. И. Гессена (а она издается у себя на родине впервые) способно помочь в размышлениях над далеко не простыми проблемами педагогики и образования.

Автор книги — Сергей Иосифович Гессен (1887 — 1950) — к моменту издания своей книги уже был известен в России и за рубежом своими выступлениями в печати как ученый-педагог, философ, публицист и переводчик. Особенно плодотворными для С. И. Гессена были 20-е годы, прежде всего в организаторской его деятельности. Он был одним из инициаторов издания, а затем и одним из редакторов журнала «Русская школа за рубежом», выходившем в Праге с 1923 по 1931 год. Если не считать нескольких журналов по педагогике, появлявшихся на короткий срок в отдельных местах Русского Зарубежья, то этот журнал был едва ли не единственным постоянным органом эмигрантской педагогической мысли того времени. С. И. Гессен был также одним из активных организаторов и участников педагогических съездов русской эмиграции 20-х годов.

С. И. Гессен не прерывал и своей педагогической деятельности в высшей школе. Переехав из Берлина в Прагу, он с 1924 года работал в Русском институте педагогики, занимая в течение нескольких лет кафедру педагогики. В 1934 году он получил приглашение на кафедру философии педагогики в Вольной Всепольской школе в Варшаве и принял польское подданство. После войны некоторое время был профессором педагогики в университете Лодзи.

Идея единства национального и общечеловеческого (по И. С. Гессену — «сверхнационального») была одной из стержневых идей его педагогической концепции, как и общей его социальной позиции. Еще в 1910 году, в редакционной статье первого номера международного ежегодника по вопросам культуры «Логос» (написанной совместно с Ф. А. Стенуном), С. И. Гессен подчеркивал недопустимость узкого национализма и космополитизма в решении вопросов духовной культуры. В редакционной статье отмечалось, что сверхнационализм нисколько не умаляет национального, но, наоборот, требует его многообразия. В книге «Основы педагогики» С. И. Гессен убедительно показал неприемлемость национализма в системе общего образования. Как часть, оторванная от целого, сама распадается затем на множество между собой не связанных частей, так и национальное, становясь самодовлеющим, начинает дробиться, переставая вообще быть национальным. Национализм германский, пишет С. И. Гессен, в этом случае вырождается в прусский, этот последний — в гогенцоллерно-бранденбургский; российский национализм, переходя в великорусский, постепенно мельчает до московско-суздальского. «В этом раздроблении и измельчении нации как бы продолжается движение распада и раздробления, усвоенное нацией через отрыв ее от целостности человечества. Нация… распадается… И это измельчение нации в национализме приводит к тому, что все своеобразие нации утрачивается». Подлинное «национальное образование» не исключает ни «сверхнационального» (общечеловеческого), ни «федерального» (или «областного») образования. «Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным образованием, действительно созидающим, а не разрушающим нацию, будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование». Проблемы «областной педагогики», учитывающей диалектические особенности языка, природу и историю местного края И т. п., должны быть тесно связаны с проблемами национального образования. «Приобщение к мировой культуре отдельных ветвей русского народа гораздо легче, конечно, будет осуществляться через посредство общерусской культуры, охватывающей областные разветвления и ими питаемой, чем при самодовлеющем существовании областных национальностей в их неприступной и враждебной целому обособленности».

Подобно тому, как при организации системы образования необходимо свободное состязание наций, предоставление широкого простора частной и общественной инициативе (в том числе на уровне «областной педагогики»), так и во взаимоотношениях учителя и ученика ведущим нужно иметь принцип свободы, не отвергающий ни понятия авторитета, ни понятия долга, принуждения, но трансформирующий их в моменты свободной воли ученика. Дисциплина возможна через свободу, а свобода — через закон долга.

Свобода индивида, по С. И. Гессену, не есть только познание необходимости, как не есть даже выбор возможности. «Свобода есть творчество нового, в мире дотоле не существовавшего… Свобода не есть произвольный выбор между несколькими уже данными в готовом виде, хотя и возможными только путями, но создание нового особого пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода».

Понимание сути свободы как творчества применительно к дидактике проявляется, в частности, в том, что учитель в своей работе с учениками делает акцент на методе и его самостоятельном применении. Задача обучения, указывает С. И. Гессен, — овладение методом. Всякое отдельное знание передается здесь не ради себя, а ради некоего более глубокого начала, лежащего позади того, что преподается, и его порождающего. Так, можно чисто формально изложить теорему о равенстве треугольников. Но эту же теорему можно преподать ученику так, что позади нее ученик почувствует тот метод, которым она была найдена и доказана. Увидев путь, которым была построена эта геометрическая теорема, ученик сможет уже сам продолжить полученное движение мысли, самостоятельно прийти к нахождению и доказательству новых теорем аналогичного рода.

Второй тип обучения формирует в ученике способность к творчеству, к порождению нового. Сила слова учителя — не только в том, что оно говорит, но и в том, что оно подразумевает. «Слово, которое сполна высказало все, что оно хотело сказать, за которым слушатель не чувствует ничего невысказанного, есть поверхностное и мелкое, мало говорящее слово… Отдельное знание как знание возможно… тоже через нечто высшее, чем оно, — через порождающий его метод, просвечивающий в нем как в своем явлении».

Незаменимость учителя, однако, не только в искусстве передачи знаний, но и в примере — как применять метод. Задача учителя — мыслить научно, применять метод как орудие мысли. «Только постоянная напряженность мысли, с которой учитель использует на деле, в живой работе метод научного познания, ставит перед учениками проблему, разрешая с его помощью вставшие перед классом вопросы, встречая им неожиданные затруднения, указывая путь для решения возникающих то у одного, то у другого недоумений, только такая бдительность мысли способна приобщить ученика к методу знания… Руководить этой совместной работой класса, указывать ей направление, отзываться на всякий обнаруженный в течение работы вопрос и вариант в его решении, ободрять ищущих своего решения — вот подлинная задача учителя». Целью образования, по С. И. Гессену, является не только приобщение ученика к культурным, в том числе научным, достижениям человечества. Его целью является одновременно формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Своеобразие личности, прежде всего, — в ее духовности. Могущество индивидуальности, подчеркивал С. И. Гессен, коренится не в природной мощи ее психофизического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникается ее душа. Личность «обретается только через работу над сверхличными задачами. Она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этих заданий культуры».

Следует отметить еще одну важную особенность книги С. И. Гессена — тесную связь основных идей его педагогической концепции с философией. Если в СССР в тот период совершался резкий переход системы образования на позиции пролетарски классовости, индустриализма и естественнонаучного рационализма и шло открытое наступление на «буржуазную», «умозрительную», «философскую» педагогику, то С. И. Гессен, опираясь на передовую русскую традицию, призывал к проникновению в педагогику, в начальное, среднее и высшее образование духовности и общечеловеческих ценностных ориентаций. Принимая в основном идею трудовой школы, он полагал, что образование должно базироваться, прежде всего, на широких философских представлениях. Вся его книга «Основы педагогики» пронизана философским содержанием. Саму педагогику, что видно уже из подзаголовка книги («…Введение в прикладную философию»), он считал философской по своему существу. Он писал, что его «привлекала возможность явить в этой книге практическую мощь философии, показать, что самые отвлеченные философские вопросы имеют практическое жизненное значение, и что пренебрежение философским знанием мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы». С этой позиции С. И. Гессен рассмотрел в своей книге теорию нравственного и правового образования, теорию научного образования (включая теорию университета), искажения концепции трудовой школы и др. Он многосторонне осветил вопросы соотношения школы и государства, проблемы эффективного учебного плана, многопредметности, вопросы самоуправления в школе, соотношения свободы и авторитета, урока и игры, проблемы поощрения и наказания, проблемы школьной традиции и многие другие вопросы. Педагогические идеи С. И. Гессена во многом лежат в русле недавно лишь заявившего о себе нового направления в западной, да и в российской науке и называемого ныне «философией образования».

П. В. Алексеев

Памяти
Историко-филологического Факультета
Томского Университета
(1917- 1921)

ПРЕДИСЛОВИЕ

В основу этой книги легли лекции, читанные мною впервые в Петроградском Университете, а затем (с 1917 по 1921 г.) в Томском Университете, на Педагогическом Отделении Сибирских В. Женских Курсов, так же как на многочисленных учительских курсах Томской и Новониколаевской губерний. Отсутствие на русском языке подходящего руководства, которое я мог бы дать в руки моим слушателям, а также внимание, которым они меня неизменно награждали, побудили меня взяться за работу изложения лекций в виде книги. Участие моих слушателей в этой работе не ограничилось, однако, указанным моментом побуждения и ободрения. Многочисленные беседы, которые мне пришлось вести с ними по поводу моих лекций, были для меня тем более поучительными, что мои слушатели были не только студенты, но люди практики, имевшие за собой часто долгий опыт учительской работы. Эти беседы, знакомя меня с волнующими учительство вопросами и указывая мне пробелы в моих лекциях, заставляли меня углублять свои взгляды более детальной их разработкой и дали мне возможность наполнить мои часто слишком отвлеченные построения конкретным жизненным содержанием. Если книга эта попадет в руки моим слушателям, то многие из них увидят в ней ответы на именно ими поставленные вопросы, найдут в ней ими высказывавшиеся взгляды и поймут, почему теперь, заканчивая свой труд, я с благодарностью обращаюсь душой к тем счастливым часам моих лекций, каждая из которых была для меня источником новых педагогических открытий. — Однако ни это общение преподавателя с его аудиторией, ни кропотливая работа над объединением отдельных частных педагогических знаний в единое научное целое не были бы возможны вне той атмосферы научного воодушевления, которая составляла отличительную черту Томского Историко-филологического Факультета и сделала его за четыре года его существования одним из главных центров научной и, в частности, научно-педагогической мысли Сибири. Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что все те, кому выпала на долю честь быть членами этой на редкость сплоченной и крепкой своим духом научного воодушевления коллегии, с благодарностью признают, что именно принадлежность к ней позволила им пронести неумаленным свой интерес к науке сквозь те невзгоды личного существования и сквозь те общие бедствия, которые — увы, слишком часто — омрачали их томскую жизнь. Поэтому, посвящая свою книгу Томскому Историко-филологическому Факультету, всегда понимавшему себя как нераздельное единство учащих и учащихся, я только выполняю очевидный долг благодарности по отношению к тому незабвенному для всех, кто составлял его живое тело, лицу, без деятельной помощи которого эта книга не могла бы никогда быть написана.

Происхождением этой книги объясняются ее внутренние и внешние особенности. Как теоретика педагогики меня привлекала задача показать, что даже самые частные и конкретные вопросы педагогики возводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам*, и что борьба различных педагогических течений между собою есть только отражение более глубоких философских противоположностей. Изложить философские основы педагогики — это значило для меня не ограничиться общими положениями, но, оставаясь в области чисто педагогических вопросов, вскрыть заложенный в них философский смысл. И если отдельные частности тем самым смыкались в тройную научную систему, то это служило для меня только подтверждением правильности и плодотворности употребленного мною философского метода исследования. Поэтому в настоящей книге нет ни одной главы, которая, как бы ни были отвлеченны иногда ее исходные рассуждения, не кончалась бы исследованием конкретных педагогических вопросов. С другой стороны, в ней также мало глав, которые не содержали Бы в себе анализа чисто философских проблем. Как философа меня Именно привлекала возможность явить в этой книге практическую мощь философии, показать, что самые отвлеченные философские вопросы имеют практическое жизненное значение, что пренебрежение философским знанием мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы. И хотя я старался ограничить изложение чисто философских проблем минимумом, необходимым для решения стоящих в центре книги педагогических вопросов, логика исходной точки зрения сама собою привела к тому, что в ней оказались затронутыми все те вопросы, которые составляют обычный предмет рассмотрения так называемых «введений в философию». Правда, задача философской педагогики выполнена в этой книге лишь наполовину: в ней изложены мною только прикладная этика и философия права и прикладная логика. Постольку она представляет собою только первый том системы научной педагогики, который должен быть дополнен со временем изложением философских начал художественного, хозяйственного и религиозного образования.

Что всякая педагогическая система — даже там, где она выдает себя сама за чисто эмпирическую науку — есть приложение к жизни философских воззрений ее автора, — есть основное положение этой книги. И если в истории педагогических учений мы, начиная с Платона и кончая Шлейермахером, имеем достаточно примеров чисто философской педагогики, то в современной педагогической литературе сознательное и последовательное построение педагогики, как прикладной философии, дано, пожалуй, в одном только труде Н а т о р п а. К типу его труда и приближается более всего настоящее исследование. Однако, в отличие от «Социальной педагогики», в этой книге я пытаюсь в большей мере, чем это хотел или считал возможным сделать Наторп, остающийся в пределах самых общих педагогических проблем и при том преимущественно проблем нравственного образования, подойти к конкретным вопросам педагогики. С другой стороны, тем, что все эти вопросы возводятся в моей книге к основным философским проблемам, она отличается от недавно вышедшей книги Кона, которая, будучи наполнена конкретным педагогическим материалом, не ставит себе задачей исчерпывающего философского обоснования педагогических вопросов, хотя и стоит принципиально на почве философской педагогики. — Хотя в самой книге у меня не было возможности остановиться подробно на проблеме философского метода, я надеюсь, что читатель уловит существо защищаемой мною философской точки зрения из тех конкретных приложений ее к педагогическим вопросам, которые составляют собственный предмет настоящего исследования. Эту точку зрения можно было бы обозначить как попытку синтеза разума и интуиции, монизма и плюрализма, рационализма и иррационализма. Постольку она приближается к «принципу гетерологии», развиваемому Р и к к е р т о м в его последних трудах и намеченному в своеобразной форме безвременно погибшим на войне Л а с к о м. Впрочем, если существо «гетерологии» видеть в том, что противоборство двух начал она превращает в единство двух моментов, и что для нее «одно» постигается и сохраняет себя, как то же самое, лишь через обнаружение в нем «другого», то можно сказать, что в ней в сущности обновляется вечный мотив философской мысли, мотив диалектики, который еще Платон выразил устами Диотимы, определивши философов как тех, кто пребывает «посреди обоих начал», в самой своей двойственности составляющих неразрывное единство.

Возникновением этой книги из лекций я просил бы читателя извинить ее внешнее несовершенство. Притязая быть научным исследованием, она вместе с тем обращается к широким кругам педагогически заинтересованной публики. Этим объясняются некоторые повторения, устранить которые я был не в силах, а также и частые экскурсы в область истории образования и истории педагогических учений. Опустить последние я не хотел не только потому, что всякое философское исследование, чтобы быть плодотворным, должно быть насыщено историческим материалом, который оно осознает в его сверхисторическом смысле, но и потому, что история педагогических учений слишком еще понимается большинством педагогов-практиков как собрание устарелых и опровергнутых жизнью воззрений. Показать, что современные взгляды являются только углублением и дальнейшим развитием этих «устарелых» воззрений, продолжающих жить в них в своем очищенном жизнью и мыслью виде, и что, напротив, многие из современных кичащихся своею новизною взглядов представляют собой простой перепев действительно устарелых теорий, — представлялось мне слишком уже заманчивой и поучительной задачей.

Наконец, тем обстоятельством, что книга эта была задумана и разработана в отрезанной от Европы России, я просил бы оправдать пробелы в использованной мною современной иностранной литературе, а тем фактом, что она заканчивалась в Германии, — некоторые неточности и неполноту моих ссылок на русскую педагогическую литературу.

Фрейбург, июль 1922 года.

ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

1

Задача этой книги — выяснение понятия и сущности образования. Не различая пока между понятиями образования и воспитания (впоследствии мы постараемся за каждым из этих слов установить точное и строго определенное значение), мы можем сказать, что задача эта имеет общий интерес. Ведь все мы воспитываем или образовываем кого-нибудь, в крайнем случае хотя бы только самих себя. Все мы — участники этой всех нас бессознательно охватывающей деятельности образования. Всем нам поэтому хорошо знаком процесс образования, так же как мы все хорошо знаем ту жизнь, в которую мы погружены по своей ли воле или по прихоти обстоятельств. Большей частью, однако, знание нами образования бессознательно, ежечасно образовывая других и себя, мы не даем себе отчета в нашей собственной деятельности, так же как и в окружающей нас жизни. Только наука вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствует неизвестно откуда полученный навык и безотчетность не нами творимой жизни. Для образования наукой этой является педагогика . Она есть не что иное, как осознание воспитания, т. е. этого всем нам бессознательно уже известного процесса.

Педагогика — наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом. Что же это за наука? Все науки мы можем в общем разделить на две большие группы: науки теоретические и практические. Первые исследуют бытие, как оно существует независимо от наших человеческих целей и желаний. Они относятся к своему предмету созерцательно (теоретически), бесстрастно, и даже страсти человеческие они изучают так, как будто бы это были линии, плоскости и тела 1 . Цель свою они видят в установлении законов сущего, которым это сущее следует часто вопреки нашим желаниям и ожиданиям. Поэтому теоретические науки мы может также назвать чистыми науками, или науками законосообразными. От них резко отличаются практические науки, устанавливающие правила, или нормы нашей деятельности. Это науки не о сущем, а о должном, исследующие не то, что есть, а то, как мы должны поступать. Цель их сделать нашу безотчетную деятельность — сознательной, безыскусственную работу — искусной, внести знание и искусство туда, где царят навык и рутина. Это — науки об искусстве деятельности. Поэтому практические науки мы можем назвать прикладными или нормативными, часто мы их называем также техническими. Очевидно к этим именно наукам относится педагогика.

Если мы присмотримся ближе к наукам теоретическим, мы увидим, что основное отношение, которое они преследуют, это — отношение основания и следствия или причины и действия. Площадь треугольника равна полупроизведению основания на высоту. Каковы основания этого явления? Тепловая энергия не превращается сполна в полезную работу. Каковы причины этого факта? — Напротив, основное отношение, преследуемое техническими науками, есть отношение цели и средства. Дана цель: измерить площадь данного треугольника. Какими средствами достичь этой цели? Какими средствами воспользоваться для того, чтобы максимум данной тепловой энергии превратить в полезную работу? Но уже из этих примеров видно, что, несмотря на все различие направления интереса ученого в обеих группах наук, науки эти находятся в тесном между собою взаимодействии. Науки чистые как бы ждут своего приложения к жизненной деятельности. Под ее влиянием они развиваются. И нет ни одной чистой науки, как бы отвлеченна она на первый взгляд ни казалась, которая не могла бы получить своего практического применения. Напротив, науки практические предполагают чистое знание. Чтобы установить правила должного поведения, необходимо знать законы бытия. Ведь деятельностью нашей мы преобразуем бытие. Как же можно преобразовывать его, не зная его законов? Прикладная наука живет и развивается там, где господствует чистый интерес к познанию действительности. Если, таким образом, всякая теоретическая наука м о ж е т быть приложена к жизни, то с другой стороны, нет ни одной практической науки, в основе которой не лежат н е о б х о д и м о чисто-теоретические предпосылки. Так в основе практической науки архитектуры лежат теоретические сведения, почерпнутые из механики, физики, химии, геологии, даже политической экономии и других чистых наук. В основе медицины лежат анатомия, физиология, ботаника, зоология и другие естественные науки. Какие же теоретические науки лежат в основе практической науки педагогики?

Гессен (Hessen , Gessen ) Сергей Осипович (Иосифович) [псевд. С.Г.; С.; S .S .; Sergius ; Макаров, С.; Makarov , S .] 16/28.08.1887 Усть-Сысольск Вологодской губ. – 2.06.1950, Лодзь, Польша), философ, педагог, историк педагогики, литературовед, публицист.

Внебрачный сын И.В. Гессена. В 2 года был взят в семью Гессена, в 9 лет усыновлен официально. Учился в 1-й СПб гимназии (исключен 1904 за принадлежность к «СПб комитету Северного союза средних учебных заведений»), в 1905 получил разрешение сдать экзамен на аттестат зрелости за полный курс гимназии.

Обучался на философских отделениях в Гейдельбергском (1905-1906) и Фрейбургском (1906-1909) университетах. Доктор философии (1909), дисс. «Individuelle Kausalität: Studien zum transzendentalen Empirismus» (Berlin, 1909).

Участник работе Философского общества, товарищ председателя СПб философского собрания (1911). Один из основателей и редактор журнала «Логос» (1910-1914). Приват-доцент по кафедре философии Санкт-Петербургского университета (1914–1917). Начало Первой мировой войны встретил в Германии (Гейдельберг), разрешено выехать через Швецию.

Назначен и.д. ординарного профессора Томского университета по кафедре философии (лето 1917). Заместитель, и.о. декана (1919) историко-философского факультета, декан ФОН (1920-1921). Заведующий философским кабинетом при университете. Параллельно читал лекции в учительском институте и на педагогическом отделении Сибирских ВЖК, заведовал Народным университетом им. П.И. Макушина (1918-1919). Летом 1921 командирован Томским университетом в Петроград для подбора кандидатов на кафедры, приобретения литературы и пособий, к месту службы не вернулся.

В Петрограде преподавал в Педагогическом институте им. Герцена Петроградском университете на кафедре педагогики. В декабре 1921 вместе с семьей бежал в Финляндию, оттуда – в Германию (Берлин, с лета 1922 во Фрейбурге, осень и зима 1922 в Йене).

Профессор Русского научного института в Берлине, его ученый секретарь (1923-1924). В октябре 1923 с семьей переехал в ЧСР (Винограды, позже Прага).

Профессор педагогики Русского педагогического института им. Яна Амоса Коменского (1924-1928), Русского народного университета, лектор Немецкого университета (с 1931), Пражской учительской академии (1931-1932).

Член Союза русских евреев в Германии (1926), объединения русских учительских организаций за границей, Член Археологического института им. Н.П. Кондакова, Славистического общества при Немецком университете в Праге, Славянского института, Пражского лингвистического кружка, Общества Ф.М. Достоевского, член-пайщик издательского товарищества «Единство», участник создания Общества сибиряков (1926), член, член правления (1925-1927), товарищи председателя (1925-1926) Союза русских писателей и журналистов в ЧСР, член, член правления (1925-1926) Философского общества.

Профессор кафедры философии и воспитания педагогического факультета Свободного польского университета (Варшава, с 1935). Гражданин Польши (1935). Сотрудничал с Варшавским университетом, Институтом специальной педагогики. В годы Второй мировой войны вел занятия на дому. Заведующий кафедрой педагогики Лодзьского университета (1945-1949). В 1949 перешел преподавателем русского языка на отделение русской словесности. Участвовал в работе ЮНЕСКО по созданию «Декларации прав человека».

В эмиграции печатался в журналах «Современные записки», «Воля Росси», «Путь», «Новый град», в периодических на немецком, польском, итальянском, французском, чешском, английском, сербском, хорватском, болгарском, литовском, латышском языках. Соредактор журналов «Логос» (1925), «Русская школа за рубежом» (1923-1929).

Похоронен в Лодзи, перезахоронен в Варшаве на Повонжках.

Отец: Иосиф Владимирович Гессен (2/14.04.1865, Одесса – 22.03.1943, Нью-Йорк), общественный и политический деятель, правовед, публицист; Мать: Анна Ивановна Макарова. Приемная мать: Анна Исааковна Гессен (урожд. Грубер, 1-й брак Штейн) (1866 или 1867 – 1.12.1930, Берлин). Жена 1-я: Нина Лазаревна Гессен (урожд. Минор, 31.05/12.06.1886, Москва – 1944 (?)), медик, погибла в концлагере; 2-я: Мария К. Гессен (урожд. Немыска (Niemyska )) (1904–1985), польский социолог. Дети: Евгений (23.01/5.02.1910, СПб. – весна 1945, Ораниенбург, Германия), поэт, погиб в концлагере; Дмитрий (05.07.1916, СПб. – 19.11.2001, Варшава), лингвист, лексикограф, литературовед.

Библиография: Материалы дли библиографии русских научных трудов за рубе­жом (1920-1940) / Под ред. Е.В. Спекторского. Белград, 1931. Т. 1. № 103. С. 78–80; 1941. Т. 2, ч. 1. № 77. С. 95; Bibliografia najwa żniejszych prac Sergiusza Hessena // Hessen S . Studia z filozofii kultury / Wyboru dokona ł, wst ępem i przypisami opatrzy ł A . Walicki . Warszawa ,1968. S . 347–362; Зернов Н.М. Биобиблиография русских зарубежных богословов, церковных историков, социологов и литературоведов // На темы русские и общие: Сб. ст. и материалов в честь проф. Н.С. Тимашева / Под почет. ред. П.А. Сорокина; Под ред. Н.П. Полторацкого. Нью-Йорк, 1965. С. 362; Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и биб­лиография их по богословию, религиозной философии, церковной исто­рии и православной культуре: 1921-1972 / Сост. Н.М. Зернов. Boston, 1973. С. 36-37; L’émigration russe: Revues et recueils, 1920–1980: Indéx general des articles / Publie par la Bibliotheque russe Tourguenev et la Bibliotheque de documentation internationale contemporaine avec le concours du Centre national de la recherché scientifique; Préface de M. Raeff. Paris , 1988. Р. 129-130, 427, 577; Пашуто В.Т. Русские историки эмигранты в Европе. М., 1992. С. 126; Избранная библиография прижизненных печатных работ С.И. Гессена на русском языке (1923-1935) / Сост. А. Рогачевский // Евреи в культуре русского зарубежья: Статьи, публикации, мемуары и эссе. Иеруса­лим, 1994. Т. 3. С. 141-144; Труды русской, укра­инской и белорусской эмиграции, изданные в Чехословакии в 1918-1945 гг. Прага, 1996. Т. 1, ч. 1. С. 169-171; Педагогическая библиография Российского Зарубежья (20-50-е годы XX века) / Под ред., вступ. ст. Е.Г. Осовский. Саранск, 1999. С.10-12, 27-28; Основные труды С.И. Гессена // Гессен. М., 2004. С. 222–223 (Антология гуманной педагогики); Библиография // Гессен С.И. Педагогические сочиенния / Сост. Е.Г. Осовский, М.В. Богуславский, О.Е. Осовский; Вступ. ст. Е.Г. Осовский; Подгот. текста и коммент. Е.Г. Осовского, В.П. Киржаевой, О.Е. Осовского. Саранск, 2001. С. 555–562 (Пед. б-ка Рос. Зарубежья. Т. 1); Русская эмиграция: Журналы и сборники на русском языке, 1981–1995: Сводный указатель статей. М., 2005. С. 49.

Воспоминания: Autobiografia. La pedagogia russa del XX secolo / Ed. L. Volpicelli. Roma , 1956 (I problemi della pedag оgia . T . 17); Мое жизнеописание / Подгот. к печати, предисл. и послесл. А. Валицкого // Вопросы философии. 1994. № 7-8. С. 150–187; Годы войны 1939-1945. Фрагмент из автобиографии / Публ. и прим. А. Рогачевского // Евреи в культуре русского зарубежья: Статьи, публикации, мемуары и эссе. Иеруса­лим, 1994. Т. 3. С. 282-294; Рогачевский А.Б. Curriculum vitae профессора Гессена // Там же. С. 132-141.

Письма: Письма редактора непартийного журнала: Гессен – Метнеру / Публ. и прим. В.В. Сапова // Вестник Российской Академии наук. 1993. № 6. С. 526–535; Абызов Ю., Равдин Б., Флейшман Л. Русская печать в Риге: Из истории газеты Сегодня 1930-х годов. Stanford. 1997. Кн. IV. С. 82–84 (Stanford Slavic Studies. Vol. 16).

Сочинения:Individuelle Kausalität: Studien zum transzendentalen Empirismus. Berlin , 1909 (Kant -studien . Erg änzungshefte . № 15); Политическая свобода и социализм. Пг., 1917; Политические идеи жирондистов: К истории политических воззрений в эпоху революции. М., 1917; Свобода и дисциплина. Пг., 1917; Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923;Educational policy in Soviet Russia . Lnd., 1930 (совм. с N. Hans); Ruština pro každého. V Praze, ; Filosofické základy pedagogiky. Praha, 1936; Světový názor a pedagogika: studie k problému autonomie. V Praze, 1937; Školství v demokracii: studie k filosofii a politice soudobého školství. V Brně; v Praze, 1935 (Pedagogické stadium. Sv. 9); Struktura i treść skoły współczesnej: zarys dydaktyki ogólnej. Warszawa, 1947; Diritto e morale; i diritto dell’ uomo nel liberalismo, nel socialismo, nella democrazia, nel comunismo / Tr. dal polacco di Italo C. Angle. Avio, 1958. (I problemi della pedagogia, v. 26); Studia z filozofii kultury / Wyboru dokonał, wstępem i przypisami opatrzył A. Walicki. Warszawa, 1968; Filozofia, kultura, wychowanie / Wstęp. T. Nowacki; Wybór i oprac. M. Hessenowa. Wrocław-Warszawa-Krakow-Gdansk, 1973; Избранные сочинения / [ Сост . А . Валицкий , Н . Чистякова ; Вступ . ст . А. Валицкого; Подгот. текста и примеч. Н. Чистяковой]. М., 1999 (Сер. Из истории отечественной философской мысли); Педагогические сочинения / Вступ. ст. Е.Г. Осовский. Саранск, 2001 (Педагогическая библиотека Российского Зарубежья; Т. 1); Гессен. М., 2004 (Антология гуманной педагогики); Избранное / Сост., вступ. ст. Е.Л. Петренко; Коммент. М.И. Иванов, Т.Г. Иванова. М., 2010 (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала ХХ века).

Литература: Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). 2-е перераб. изд. Пг., 1915. Т. 1, вып. 1–3: Предварительный список русских писателей и ученых и первые о них справки (Аарон–Куликов). С. 177; Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия: История и культур­но-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). Па­риж, 1971. С. 102, 189, 300; Гессен В.И. В борьбе за жизнь: (Записки эмигранта): Петербург - Берлин - Париж - Нью-Йорк. Нью-Йорк, 1974; Пашуто В.Т. Русские историки эмигранты в Европе. М., 1992; Российская еврейская энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп.: В 3 т. М., 1994. Т. 1. С. 298–299; Осовский Г.Е. С.И. Гессен: странности судьбы // Педагогика. 1993. № 6. С. 57–59; он же. Педагогика русского зарубежья: Сергей Гессен // Школа и мир культуры этносов. М., 1995. Вып. 2. С. 273–290; Струве Г. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. 3-е изд., испр. и доп. / Сост. и вступ. ст. К.Ю. Лаппо-Данилевского. Париж; М., 1996. С. 298; Русское зарубежье: Хроника научной, культурной и общественной жизни: Франция. 1920-1940 / Под ред. Л.А. Мнухина. В 4 т. Париж; Москва, 1995-1997 (по указ.); Хроника культурной, научной и обществен­ной жизни русской эмиграции в Чехословацкой Республике / Под ред. Л. Белошевской: В 2 т. Прага, 2000-2001 (по указ.); Булгаков В.Ф. Словарь русских зарубежных писателей. Нью-Йорк, 1993. С. 36; Гессен В.Ю. Жизнь и деятельность И.В. Гессена – юриста, публициста и политика. СПб., 2000; Гессен В.Ю. Историк Юлий Гессен и его близкие. СПб., 2004; Гессен В.Ю. Род Гессенов в России (XIX –XX вв.) // Из глубины времен. 1996. Вып. 7. С. 109–111; Осовский Е.Г. Деятели общественно-педагогического движе­ния и педагоги российского зарубежья. 20-50-еit . XX в.: 150 биографий / Под ред. О.Е.Осовского. Саранск, 1997. С. 27–29; Гессен В. Иосиф Гессен: юрист, политик и журналист // Евреи в культуре русского зарубежья: Статьи, публикации, мемуары и эссе. Иерусалим, 1993. Т. 2. С. 541-542; Каминская В. Поэт Евгений Гессен // Там же. 1996. Т. 5. С. 5-15; Русская философия: малый энциклопедический словарь / Редкол.: А.И. Алешин (отв. ред.) и др. М., 1995. С. 126–127 (авт. В. Филатов); Сапов В.В. Сергей Гессен – русский философ // Вестник Российской Академии наук. 1993. № 6. С. 523–526; Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX ве­ка: Энциклопедический биографический словарь / Под общ. ред. В.В.Шелохаева. М., 1997. С. 171–172 (авт. А. Поляков, Е. Тимошина); Рейзер (Беем) Т. Русская Прага (отрывки из воспоминаний) // Записки Русской академической группы. Т. XXXI . С. 378; Русская философия: словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1999. С. 114 (авт. В.В. Сапов); Профессора Томского университета: Биографический словарь. Томск, 1996. Вып. 1 (1888-1917). С. 80-82; Валицкий А. Сергей Гессен: философ в изгнании // Гессен С.И. Избранные сочинения. М., 1998. С. 3-28; Философы России XIX–XX столетий: Биографии, идеи, труды / Сост. и гл. ред. П.В. Алексеев. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 197–198; Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001. С. 661–664 (Summa ); Сухарев Ю.Н. Материалы к истории русского научного зару­бежья: В 2 кн. М., 2002. Кн. 1. С. 122–123; Кучера Ц. Петербургские Гессены в Чехословакии // Зарубежная Россия 1917-1945: Сб. ст. СПб., 2004. Кн. 3. С. 299-303; Русский Берлин / Сост., предисл. и персоналии В.В. Сорокиной. М., 2003 (по указ.); Фоминых С.Ф., Некрылов С.А. С.И. Гессен в Томске (1917-1921 гг.) // Сибирь. Философия. Образование. 1998. № 2. С. 54-58; Литературное зарубежье России: Энциклопедический справочник. М., 2006. С. 202; Наумов Н.Д. Русские педагоги: хорошо забытое старое. Екатеринбург, 2007. С. 51–73; Емельянов Ю.Н. История в изгнании: Историческая периодика русской эмиграции (1920–1940-е годы). М., 2008; Петренко Е.Л. Сергей Иосифович Гессен // Гессен С.И. Избранное / Сост., вступ. ст. Е.Л. Петренко; Коммент. М.И. Иванов, Т.Г. Иванова. М., 2010. С. 5-40 (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала ХХ века); Российский либерализм середины XVIII – начала ХХ века: энциклопедия / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М., 2010. С. 182-185 (авт. К.А. Соловьев); Российское научное зарубежье: биобиблиографический справочник / Гл. ред. Ю.В. Мухачев; Ред.-сост. М.Ю. Сорокина; Под общ. ред. Г.А. Месяца, Е.П. Челышева. М., 2011. С. 198, 199–200 (Энциклопедия российской эмиграции); Sztobryn D ., Sztorbyn S . Zum Leben und Schaffen von Sergius Hessen // Historia magistra vitae – Vita magistra historiae : Sb . stati k 75. narozeninam Univ . Prof . Dr . J . Cacha . Praha , 1998. S . 103–114; Sergej Iosifovi č Hessen , Jevgenij Sergejevi č Hessen , Dmitrij Sergejevi č Hessen : / zpracovala M . Dandov á. Praha, 1997; Goněc V. Sergius Hessen a Československo. Brno, 2000; Styczyński M. Sergei Hessen, Neo-Kantian: Dedicated to Professor Andrzej Walicki // Studies in East European Thought. 2004. Vol. 56, № 1. Р. 55–71; Walicki A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Oxford, 1987. P. 404-465; Chronik russischen Lebens in Deutschland, 1918–1941 / Hrsg. von K. Schlogel, K. Kucher, B. Suchy, G. Thum. Berlin, 1999 (по указ.) ; Andreyev С., Savicky I. Russia Abroad. Prague and the Russian Diaspora, 1918-1938. New Haven, Lnd., 2004 (по указ.); Folkierska A. Sergiusz Hessen – pedagog odpowiedzialny.Warszawa, 2005.

Meyer-Bothling H. Das pädagogische System Sergius Hessens: Kritische Interpretation: Dissertation … des Doktors der Philosophie. Hamburg, 1958; Broccolini G. Mito e realtà nel pensiero di Sergio Hessen. Roma, 1966; Neri R. Esame critico della pedagogia di Sergio Hessen. Roma, 1968; Sztorbyn S. Filozofila wychowanija Sergiusza Hessens. Łódź, 1994; Богатырев А. И. Развитие идей С. И. Гессена в современной педагогике и методике обучения истории. Автореферт дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999; Дерюга В.Е. Идеи критической дидактики в философско-педагогическом наследии С.И. Гессена (1887–1950). Автореферт дис. … канд. пед. наук. Казань, 1999; Кравцов В.А. Философско-педагогическая теория С.И. Гессена. Тольятти,2002; Абрамова Л.Г. Философско-образовательная концепция педагогики С.И. Гессена. Калининград, 2003; она же. Философско-педагогическая концепция С.И. Гессена. Калининград, 2007; Жулина Н.В. Проблемы теории и методики начального образования в педагогическом наследии С.И. Гессена: 1887–1950. Автореферат дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2004; Очироконова Н.В. Проблема человека в философии С.И. Гессена. Автореферат дис. ... канд. философ. наук. М., 2005; Седова Е.Е. Философия образования С. И. Гессена в социокультурном контексте общественно-педагогического движения России и русского зарубежья первой половины XX века: монография. Воронеж, 2006; Данилкина Н.В. Концепция образования в философии С.И. Гессена. Автореферат дис. ... канд. философ. наук. Калининград, 2010.

Некрологи: Незабытые могилы. Российское зарубежье: Некрологи 1917-1997: В 6 т. / Сост. В.Н. Чуваков. М., 1999. Т. 2. С. 88; Hans N. Sergius Hessen // Slavonic and East European Review. 1950. Vol. 29, № 72. Р. 296–298.

Архивы: School of Slavonic and East European Studies Library (личный фонд); Biblioteka Wydziału Filozofii i Socjologii. Uniwersytet Warszawski (личный фонд); Hoover Institution Archives (в составе фонда D. Hessen); Literární archiv Památníku národního písemnictví (в составе семейного фонда Гессенов); ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 1. Д. 10866. Л. 1, 3, 5, 7, 23, 30; ГАРФ. Ф. 102. ОО. 1898. Оп. 226. Д. 3. Ч. 295. Л. 1 об, 18 об., 20, 21, 25 об., 26 об.; 1905. Оп. 233. Д. 1596. Л. 5-5 об.; Ф. Р-5764. Оп. 3. Д.1188. Л. 1; Д. 1189 а. Л. 1; РГАЛИ. Ф. 1570. Оп. 1. Д. 31. Л. 9-11.

Сергей Иосифович Гессен

Гессен Сергей Иосифович (1887-1950) - русский философ и педагог, вынужденный в 20-х годах эмигрировать за границу. Основные педагогические работы: «Основы педагогики», «О противоречии и единстве воспитания» и др. Дал философско-педагогический анализ важнейших направлений педагогической мысли первой четверти XX в. в России, Европе, США. Осуществил философский подход к педагогике, поставив в ее центр ценностное отношение к образованию, которое рассматривал как непрерывное восхождение к высотам культуры, личности, ее индивидуальности . Считал педагогику теоретической наукой о должном, рассматривая ее как прикладную философию. Убедительно показал неприемлемость национализма в системе общего образования: «всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным».

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 28-29.

ГЕССEH Сергей Иосифович - русский философ, публицист, соредактор журнала «Логос». После окончания 1-й Петербургской гимназии изучал философию в университетах Гейдельберга и Фрейбурга у В. Виндельбанда, Э. Ласка, И. Кона и Г. Риккерта, под руководством последнего защитил докторскую диссертацию «Об индивидуальной причинности» (1909). С 1913 преподавал философию в университетах Петербурга, Томска, Праги, Варшавы. Как философ Гессен сформировался в неокантианской атмосфере журнала «Логос», пропагандируя баденское неокантианство. Философское значение теории Риккерта видел в выработке гносеологического монизма формы, единственно способного обеспечить свободу и полноту эмпирических наук и согласовать требования эмпирии с требованиями философии. В статье «Мистика и метафизика» сформулировал понимание «метафизического мистицизма» как вида метафизики, возникающего там, где «нарушенные границы суть последние границы, которые отделяют область философии и культуры от сферы иррационального переживания и мистики» («Логос», 1910, № 1, с. 131). В 1925 в Праге была предпринята попытка возрождения «Логоса», вышел один номер, но философские интересы Гессена сместились в область философии права, философии воспитания. Педагогика рассматривается им как прикладная философия. Цель образования - не только приобщение к культуре человечества, но и формирование нравственной, свободной и ответственной личности. Хотя Гессен строит теорию нравственного и правового образования в отличие от теоретико-научного, однако различные виды образования объединены в системе национального образования. Педагогика Гессена движима целью показать практическую ценность философии и могущество личности, проникающей в духовные ценности культуры.

А. И. Абрамов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 518.

Гессен Сергей Иосифович (16(28).08.1887, Усть-Сысольск Вологодской губ. - 2.07.1950, Лодзь, Польша) - философ и публицист. Окончив юридический факультет Петербургского университета, Гессен продолжил образование в Германии, в Гейдельбергском и Фрейбургском университетах, где занимался под руководством В. Виндельбанда, Г. Риккерта и Г. Еллинека. В 1910 году защитил в Германии докторскую диссертацию «Uber die individuelle Kausalitat» («Об индивидуальной причинности»), в которой были развиты идеи Г. Риккерта, высказанные им в учении о «границах естественнонаучного образования понятий». В 1909 году Гессен входил в «гейдельбергское философское содружество», объединявшее немецких и русских философов-неокантианцев (таких, как Р. Кронер, Г. Мелис, Н. П. Бубнов, Степун), и участвовал в изданном им в Лейпциге сб. «Vom Messias Kulturphilosophische Essays» («О Мессии»); высказанные здесь идеи стали основой программы культурно-философской деятельности, реализованной созданием международного журнала по философии культуры «Логос», выходившего в России в 1910-1914 годы. Гессен принимал самое деятельное участие в редакционно-издательской работе журнала. С 1914 по 1917 годы - доцент Петербургского университета. В 1917 году он возглавлял кафедру философии и педагогики в Томском университете, некоторое время был директором Высших педагогических курсов. В 1921 году вернулся в Петроград, а в 1923 году эмигрировал из России. В течение 3 лет занимая кафедру педагогики в Русском высшем педагогическом институте в Праге, с 1935 года преподавал в ряде учебных заведений Варшавы, а после войны был профессором педагогики в университете в Лодзи, Гессен пытался построить систему философии, в которой органически сочетался бы присущий русской философской традиции онтологизм с немецким гностицизмом, но в силу разного рода обстоятельств (в частности, и по причине «боязни метафизики», отмеченной у Г. Зеньковского) не смог осуществить своего замысла. Наиболее существенный научный вклад он сделал в области философской антропологии и педагогики, понимаемой им (вслед за П. Нагорном) как «прикладная философия». Ее основой он считал учение о личности, созидаемой путем приобщения к сверхличным ценностям. «Могущество индивидуальности, - считал он, - коренится не в ней самой, не в природной мощи ее психофизического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникается тело и душа и которые просвечивают в них как задания его творческих устремлений» (Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923. С. 365). Становление личности - это, по Гессену, и путь к свободе, которая не дана человеку, а лишь задана. Большой интерес представляют литературно-критические статьи Гессена, посвященные творчеству Достоевского и В. С. Соловьева, в которых он рассматривал прежде всего нравственные проблемы добра и зла, долга и любви. «Будучи любовью к ближнему, - приходит он к выводу, - добро конкретно. Как вся земная жизнь в целом, так и каждый отрезок ее имеет отличающее его индивидуальное долженствование, которое может быть выполнено только в это невозвратное мгновение. Лови это мгновение своею любовью!» (Гессен С. И. Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: Сб. статей. М., 1990. С. 372). Небольшое по объему, но богатое содержанием научное наследие Гессена пока остается малоизвестным у нас в стране и требует углубленной научно-критической разработки.

В. В. Сапов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 132.

Сочинения: Монизм и плюрализм в систематике понятий // Труды Русского Народного университета в Праге. 1928. Т. 1; Философия наказания//Логос. 1912-1913. Кн. 1-2; Мое жизнеописание // Вопросы философии, 1994. № 7-8; Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995; Избр. соч. М., 1998,

Литература: Зеньковский В. В. С. И. Гессен как философ // Новый журнал. Нью-Йорк. 1951. № 25; Сапов В. В. Сергей Гессен - русский философ // Вестник Российской Академии наук. 1993. № 6; Жуков В. Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М., 2013.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Философия наказания. М., 1913; Свобода и дисциплина. Пг, 1917;

Крушение утопизма. - «Современные записки». Париж, 1924, кн. 19;

Проблемы правового социализма. - Там же, 1925, кн. 23; Евразийство. -Там же, 1925, кн. 25;

Монизм и плюрализм в систематике понятий. - «Труды Русского Народного университета в Праге», 1928, т. 1;

Мировоззрение и идеология. - «Современные записки», 1935, кн. 57;

Мое жизнеописание. - «ВФ», 1994, № 7-8;

Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

Литература:

Зеньковский В. В. С. И. Гессен как философ. - «Новый журнал». Нью-Йорк, 1951, № XXV;

Сапов В. В. Сергей Гессен - русский философ. - «Вестник Российской Академии наук», 1993, № 6.

Жуков В. Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М., 2013.

Сергей Иосифович Гессен (польск. Sergius Hessen; 16 августа 1887, Усть-Сысольск - 2 июня 1950, Лодзь) - русский философ-неокантианец, педагог, правовед, публицист, соредактор журнала «Логос».

Биография

Родился в семье ссыльного юриста Иосифа Сауловича (впоследствии Владимировича) Гессена, который смог усыновить ребёнка только в 1894 году после принятия православия. Воспитывался отцом и приёмной матерью Анной Исааковной Блюменфельд.

С 1917 по 1921 год заведовал кафедрой педагогики на историко-филологическом факультете Томского государственного университета, в 1921 году вернулся в Петроград.

В 1922 году эмигрировал в Прагу. С 1935 года преподавал в Варшаве, а после войны - в Лодзи, где был профессором истории педагогики Университета Лодзи.

Философия

Гессен соединяет принципы трансцендентализма с диалектическим методом, позволяющим связать независимые группы понятий. Допуская плюрализм в систематике понятий, Гессен утверждает, что подлинная иерархия понятий необходимо должна быть синтезом монизма и плюрализма на основе предложенного им диалектического «метода полноты», в соответствии с которым синтез частного и общего есть конкретность понятий, а их взаимная разъединённость - абстрактность. Метод полноты позволяет преодолеть умаление конкретности и диалектически развернуть монизм в плюрализм. Эмпирический субъект - это лишь возможность личности, сама личность созидается только через работу над сверхличными задачами и через приобщение к миру «сверхличных» трансцендентальных ценностей. Свобода предполагается в силу независимости духовной основы личности от эмпирической сферы, поэтому начало свободы в человеке трансцендентально. Свобода обнаруживается не как эмпирический факт, а как цель, волевое намерение. В соответствии с этим можно выделить ценности, которые воплощают в себе цели или задания. Они выступают в качестве культурных ценностей, выражаясь в практически реализуемых ценностях человеческой жизни. Свободные действия несут безусловную новизну и не могут быть просчитаны эмпирически. Этика и право дают механизмы реализации свободы, которые воплощают практическую интуицию воли - волезрение.

На основе данного понимания личности Гессен создаёт собственную философию образования. Свобода - это основа взаимоотношений учителя и ученика и предполагает не выбор между наличными путями, а созидание нового пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода. Поэтому в образовании дисциплина реализуется через свободу, а свобода через закон долга. Задача обучения состоит в таком овладении методом, который открывает возможность его самостоятельного применения. Преподавание не должно сводиться к трансляции фактологических знаний, сказанное всегда должно указывать на нечто большее, на другое ещё не высказанное знание. Цель образования в приобщении личности к культурным ценностям, открывающим новые возможности её самореализации. В ряде работ Гессен также рассматривал проблемы нравственной философии, теории права, закономерности общественного развития.

Семья

  • Жена (до 1936 года) - Нина Лазаревна Минор, дочь невропатолога Лазаря Соломоновича Минора, внучка казённого раввина Москвы Зелика (Соломона Алексеевича) Минора, племянница юриста и политического деятеля Осипа Соломоновича Минора. Депортирована в концентрационный лагерь Терезин в 1942 году, погибла в концлагере Малый Тростинец.
    • Сын - Евгений Сергеевич Гессен (1910-1945) - русский поэт, член содружества молодых поэтов «Скит»; погиб в Освенциме. Другой сын - польский славист Дмитрий Сергеевич Гессен (1916-2001) - участник Второй мировой войны, составитель «Большого польско-русского словаря» (М.: Русский язык, 1979) и посмертного собрания литературного наследия Соломона Барта (совместно с Лазарем Флейшманом, М.: Водолей, 2008).
  • Сводные братья (по отцу): журналист и публицист Владимир Иосифович (Осипович) Гессен (1901-1982), сотрудник редакции газеты «Новое русское слово»; переводчик Георгий Иосифович (Осипович) Гессен (1902-1971).

Основные труды

  • «ber Individuelle Kausalitt: Studien Zum Transzendentalen Empirismus (Об индивидуальной причинности: исследования трансцендентального эмпиризма)», диссертация. Freiburg, 1909.
  • «Философия наказания» («Логос», 1912-1913)
  • «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923)
  • «Монизм и плюрализм в системе понятий» (1928)
  • «Трагедия добродетели в „Братьях Карамазовых“ Достоевского» (1928)
  • «Проблема конституционного социализма» («Современные записки», 1924-1928)
  • Nicholas Hans, Sergius Hessen «Educational Policy in Soviet Russia». London: P. S. King & son, ltd., 1930.
  • «Leone Tolstoj». Volume 14 of Problemi della pedagogia, Avio, 1954.
  • Пятилетка и школьная политика советской власти.// Новый Град. - 1931. - № 1. - С. 67-77
  • Современный кризис и перерождение капитализма.// Новый Град. - 1932. - № 3. - С. 60-71
  • Современный кризис и перерождение капитализма (окончание).// Новый Град. - 1932. - № 4. - С. 21-39
  • О пятилетке и проблеме хозяйственной автаркии.// Новый Град. - 1932. - № 5. - С. 56-67
  • Трагедия зла (философский образ Ставрогина).// Путь. - 1932. - № 36. - С. 44-74
  • Судьба коммунистического идеала образования.// Новый Град. - 1933. - № 6. - С. 42-59

ГЕССЕН, СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ (1887–1950), русский философ. Родился в Усть-Сысольске 16 августа 1887. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Философское образование получил в Германии , в университетах Гейдельберга и Фрейбурга, где занимался под руководством Г.Риккерта, В.Виндельбанда, Б.Ласка. В 1910 защитил в Германии докторскую диссертацию Об индивидуальной причинности . Гессен поддерживал отношения с молодыми русскими и немецкими философами: Ф.Степуном, Б.Яковенко, Р.Кронером, Г.Мелисом и др. В этом кругу возникает идея создания международного журнала, посвященного проблемам философии культуры. Таким журналом стал «Логос» (1910–1914), в издании которого активное участие принимал Гессен. В 1913–1917 Гессен – приват-доцент Петербургского университета. В 1917–1920 – профессор Томского университета. В 1922 Гессен покидает Россию. С 1924 – профессор Русского педагогического института в Праге. В 1934 переезжает в Польшу, где преподавал в университетах Варшавы и Лодзи. Умер Гессен в Лодзи 2 июля 1950.

Глубоко усвоив принципы кантианского трансцендентализма, Гессен в своей философской антропологии и педагогической концепции (педагогика – «прикладная философия») стремился связать принципы «критической» гносеологии с определенной онтологической системой. «Личность обретается только через работу над сверхличными задачами...», утверждал Гессен в Основах педагогики. «Могущество индивидуальности коренится не в ней самой, не в природной мощи ее психофизического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникаются тело и душа и которые просвечивают в них как задания ее творческих устремлений». В.В.Зеньковский отмечал близость позиции Гессена в данном вопросе принципам метафизики всеединства Вл.С.Соловьева. Однако и на онтологическом уровне свои права в системе Гессена сохраняет трансцендентализм. Об этом совершенно определенно свидетельствует его утверждение, что «мир не исчерпывается физической и психической действительностью; кроме физического и психического, есть еще третье царство – царство ценностей и смысла». «Царство ценностей и смысла» безусловно имеет трансцендентальный статус, вполне вписывается в контекст кантианского «критицизма» и принципиально отличается от основополагающих принципов онтологии всеединства. У Гессена изначально эмпирический субъект, приобщаясь к этим высшим ценностям, «созидает» себя как личность. В ряде работ Гессена рассматривались проблемы нравственной философии (в частности, его статьи о Ф.М.Достоевском и Вл.С.Соловьеве), теории права, закономерности общественного развития. Он отстаивал реальность и возможность «правового социализма», воспринимающего и развивающего либеральные и демократические ценности.