Где умер николай угодник. Святой Николай Чудотворец: биография, житие, даты праздников, чудеса, мощи святого. Иконография образа Николая Чудотворца

Имя: святой Николай, Николай Чудотворец, Николай Угодник, святитель Николай, Николай Мир Ликийских, Санта-Клаус

Место рождения: город Патара (территория современной Турции)

Деятельность: епископ, архиепископ, православный святой, чудотворец

Национальность: грек

Рост: 168 см

Семейное положение: холост, женат не был

Место смерти: город Мира, провинция Ликия (город Демре, современная Турция)

Место захоронения: первоначально город Миры, затем в 1087 году 65% мощей было перенесено в Италию город Бари, в 1098 году другие 20% мощей перенесено в Венецию на остров Лидо, остальные 15% мощей разнесены по миру

Почитается: православной, католической, англиканской, лютеранской и древневосточной церквями

День почитания (празднования): 11 августа (29 июля) — рождение, 19 (6) декабря — смерть, 22 (9) мая — перенесение мощей

Покровитель: моряков, путешественников, невинно осужденных, детей

Данная статья дает ответ на следующие вопросы о святом Николае Чудотворце:







Где хранятся мощи Николая Чудотвоца?
Перенесение мощей святого Николая
Установление праздника святого Николая
Мощи святого Николая
День святого Николая
Когда приходит Святой Николай?

Кто такой Николай Чудотворец?
Что приносит Святой Николай?
День Святого Николая традиции
В чем помогает Николай Чудотворец?
Где находятся мощи святого Николая?
Откуда мощи Николая Чудотворца?
Когда день памяти Николая Чудотворца?
Какого числа День Николая Чудотворца?

Биография святого Николая Чудотворца. Жизнеописание святителя Николая Чудотворца.

Вряд ли сегодня найдется человек, который бы не слышал об одном из самых почитаемых в христианском мире святых — святителе Николае Чудотворце .

Слава его велика, его иконы одни из самых востребованных в православных церковных лавках. Но при всем этом, единицы знают истинную биографию и житие святого Николая.

Мир знает святого Николая под различными именами: Николай Чудотворец , Николай Угодник, святитель Николай, Николай Мирликийский и даже Санта-Клаус.

К сожалению, до нас практически не дошло никаких подтвержденных исторических сведений о биографии, жизни и деятельности Николая Чудотворца, а те, что дошли, вызывают массу вопросов из-за смешения в них житий двух разных святых — Николая Мирликийского и Николая Сионского Патарского.

Первый и единственный древний источник, в котором приводится житие святого Николая, — это свод рукописей, написанный в VI веке и известный как «Деяния о стратилатах» .

«Деяния о стратилатах» представляют собой десяток рукописей, выдержавшие пять редакций. Именно в самой первой и самой древней рукописи «Деяний о стратилатах» впервые рассказывается о жизни Николая Угодника, причем в ней, в отличие от последующих редакций, приведен наиболее лаконичный и лишенный какой-либо пышности и детализации рассказ о Николае Чудотворце. Все последующие редакции — это дальнейшая переработка первой, с добавлением всевозможных новых фактов и чудес из жизни святителя Николая. Самая подробная и пафосная — третья редакция, написанная гораздо позже. Интересно, что до сегодняшнего дня перевода «деяний» на русский язык не существует.

Таким образом, и по сегодняшний день среди десятка различных биографий Николая самыми известными из них остаются «Деяниях о стратилатах», а также «Житие святого Николая», составленное в X веке Симеоном Метафрастом.

Краткая биография Николая Чудотворца

Как рассказывают «Деяния», Николай жил в III-IV веках нашей эры. И это, пожалуй, все, что на сегодня мы знаем о времени жизни святого: точные даты рождения и смерти (день и год) Николая Чудотворца неизвестны и до сих пор представляют собой предмет споров историков. Так что, к великому сожалению, все приводимые в литературе даты, связанные с биографией Николая, весьма и весьма приблизительны и не могут быть подтверждены документально.

Тем не менее, опираясь на «деяния», принято считать, что Николай родился около 270 года нашей эры. Семья Николая жила в городе Патара, на территории современной Турции (сейчас город Демре) на берегу Средиземного моря. В те времена это была одна из самых богатых греческих колоний римской империи.

Родители Николая по национальности были греками и имели хороший достаток. «Деяниях» называют имена родителей Николая — Феофан (Епифаний) и Нона. Однако историки ставят под сомнение это утверждение, считая, что Феофан и Нона были родителями другого Николая, тоже архиепископа и тоже чудотворца — Николая Сионского. По мнению историков, эта ошибка закралась из-за того, что в VI веке в «деяниях» просто напросто смешали биографии двух Николаев Чудотворцев (Николая Мирликийского и Николая Сионского). Как бы там ни было, но святой Николай Мир Ликийских Чудотворец, реально существовавшая историческая личность.

Николай родился, когда его родители были уже в преклонном возрасте. С ранних лет он получил хорошее образование, умел писать и читать, был набожен и стремился к изучению Святого писания.

Когда Николай достиг юношеских лет его дядя, местный епископ Николай Патарский, видя христианское рвение племянника, сначала поставил Николая чтецом, а через некоторое время возвел его в сан священника.

Со временем дядя Николая, стал так доверять племяннику, что отлучаясь в поездки, и вовсе оставлял на него управление епархией.

После смерти родителей Николай унаследовал большое состояние, но выбрав служение Богу, раздал свое наследство нуждающимся людям.

В епископстве города Патары Николай прослужил священником примерно с 280 года по 307 год.

Николаю было около сорока лет, когда после смерти епископа соседнего города, он, чудесным образом, решением священного Собора был назначен епископом города Мира. Благодаря этому назначению Николай получил к своему имени приставку и стал епископом Мир Ликийским, откуда и пошло еще одно его имя — Николай Мирликийский.

Все последующие 30 лет до самой своей кончины Николай провел свою жизнь в этом городе Мира, где он и умер около 340 года.

Где похоронен святой Николай?

Сведения о месте захоронения Николая Чудотворца не изобилуют разнообразием и указывают, что святой Николай был похоронен в церкви «Святого Николая» в городе Демре (бывший Мира).

Но для вдумчивого читателя жития святого здесь и начинают возникать вопросы, а как это было? И перед нашими взорами разворачивается целая детективная история с похоронами Чудотворца в храме «Святого Николая».

Могила святого Николая Чудотворца

Итак, когда примерно в 334 году Николай Чудотворец умер, то храма «Святого Николая» еще не существовало и естественно возникает вопрос — где же было первоначальное захоронение Николая, если храма еще не существовало?

Все источники приводят данные, что храм «Святого Николая» был построен только в IV веке, сразу после смерти святителя Николая Чудотворца. И это автоматически означает, что сначала Николай Чудотворец был похоронен где-то в другом месте, а лишь затем, после окончания строительства храма, его мощи были перенесены в храмовый саркофаг. Ведь не могли же строители воздвигать храм, топчась по могиле епископа.

Но оказывается, ответ на это вопрос есть — тело епископа Николая было захоронено в самой обычной могиле около церкви Святого Сиона, в которой он служил долгие годы.

Надо сказать, что ко времени погребения святителя в христианстве просто напросто еще не существовало обычая хоронить людей в стенах церкви. Этот обычай был узаконен только в 419 году на Карфагенском соборе. По всей видимости, примерно тогда же и было принято решение о перезахоронении останков Николая в сенах нового храма.

Первое же строение над могилой святого Николая было воздвигнуто в 336 году стратилатами (римскими военачальниками) прибывшими в Миры, чтобы почтить Николая, о смерти, которого они не знали.

«они разыскали место, где лежало его честное тело... [и] почтили Николая, соорудив портик»

Предположительно это была часовня над могилой епископа Мир Ликийских Николая Чудотворца.

Храм «Святого Николая»

Вообще то и к храму «Святого Николая» есть немало вопросов.

Начнем с того, что при посещении этого храма экскурсоводы рассказывают, что церковь «Святого Николая» была построена на фундаменте эллинского (языческого) храма Артемиды и показывают сохранившуюся на полу мозаику, принадлежавшую древнему храму.

Интересно, что в некоторых трудах разрушение этого, тогда еще языческого, храма приписывают лично Николаю Угоднику, возводя это действо чуть ли не в ранг чудес совершенных Николаем на посту епископа.

Но историки опровергают, что Николай вообще мог участвовать в разрушении храма Артемиды и указывают на то, что храм Артемиды был разрушен за 200 лет до рождения Николая банальным землетрясением, произошедшим во втором веке.

История умеет удивлять. И мощам святого Николая суждено было покоиться в христианском храме, построенном на фундаменте языческого храма греческой богини Артемиды.

Но покой храму только снился — храм «Святого Николая» постоянно подвергался разграблениям и разрушениям, да и сами мощи святого не имели покоя.

Уже через 100 лет после окончания строительства и перенесения мощей Николая в V веке храм, он был разрушен землетрясением.

В VI веке его восстановили. Но восстановленный храм тоже недолго простоял нетронутым, в VII веке он вновь был разрушен арабами во время очередного набега.

Следующие сто лет храм простоял полуразрушенным, пока в VIII веке не отстроили новый храм «Святого Николая».

Прошло 600 лет, и в XIV веке храм вновь был разрушен. Сильное землетрясение вызвало смену русла местной речки Мирос и храм «Святого Николая» был погребен под тоннами ила и грязи и на долгие века исчез от людских глаз вплоть до XIX века. И только в XIX веке случайность позволила обнаружить остатки храма и приступить к его раскопкам.

Раскопки храма так же изобилуют детективными подробностями и интригами.

Когда во время Крымской войны, в 1853 году, русские оказались в Турции, то они заинтересовалась церковью «Святого Николая». Вскоре от имени княгини Анны Голицыной, русские выкупили эту землю у Османской империи и образовали там русское поселение.

На месте храма начались раскопки и реставрация. На постоянное место жительства, на выкупленную землю потянулись русские переселенцы. Туркам это не понравилось, и они решили расторгнуть сделку, вернуть выкупленные русскими земли, а переселенцев вернуть в Россию.

Вскоре правительство Османской империи отменило сделку, выгнало с этой территории всех русских поселенцев, но взятые за продажу деньги вернуть забыло. Сегодня на просьбу вернуть затраченные средства Турция отвечает, что, дескать, землю покупали у Османской империи вот у нее и требуйте возврата денег.

Раскопки храма русскими прекратились в 1860 году и следующие раскопки практически полностью находящейся в толще наносов церкви «Святого Николая» начались только через 100 лет в 1956 году и продолжались до 1989 года.

Сегодня церковь «Святого Николая» не является действующим храмом, а является платным музеем, и только раз в году 6 декабря здесь проводятся церковные службы в память о кончине Николая Чудотворца (считается, что Николай умер 6 декабря 343 года).

К счастью ко времени затопления храма рекой, мощей Николая Чудотворца в них уже не было, к этому времени мощи святого уже почти три века назад были перевезены в Италию.

При посещении этого храма «Святого Николая» туристам показывают саркофаг, в котором якобы покоились мощи святого.

Интересно, что на саркофаге явно видны языческие рисунки и символы, и по всему видно, что этот саркофаг изготовлен еще в языческие времена для захоронения какого-то важного язычника.

Получается, что или этот языческий саркофаг повторно использовали, но уже для упокоения тела святителя или попросту Николай просто напросто не мог быть погребен в древнем языческом гробу. Загадки, загадки.

Другой факт, заслуживающий внимания это то, что после похищения мощей в 1087 году, ни в одной из хроник тех лет нет упоминания о каком-то саркофаге, наоборот итальянцы хвастались своим намерением в церкви святого Николая «разбить помост ея и унести священное тело». Как писал в XIX веке архимандрит Антонин Капустин в 1087 году «барийские матросы не видели в церкви никаких гробниц».

Перенос мощей Николая Чудотворца в Итальянский город Барии и на остров Лидо

Между тем перенос мощей святого Николая в Италию в XI веке был банальным воровством, правда, благодаря которому мощи святого Николая сохранились для нынешних поколений.

А было это так.

После смерти святого Николая Чудотворца, почитающие могилу стали замечать, что после посещения храма «Святого Николая» и поклонения его мощам, они стали получать исцеление. Естественно весть о чудесных свойствах мощей Николая Чудотворца разлетелась по Византии.

Итальянцы не могли пройти стороной около такой важной святыни и захотели заполучить ее себе. И в XI веке могила Николая чудотворца подверглась разграблению итальянскими купцами. Могилу святого итальянские купцы грабили дважды — в 1087 и 1099 годах.

Сегодня это похищение принято называть праздником перенесением мощей Николая Чудотворца, который христиане отмечают 22 (9) мая.

Так, благодаря банальному разграблению могилы, в XI веке большая часть мощей Николая (практически 85 процентов) оказалась в двух итальянских городах — в городе Бари, и на острове Лидо, где они находятся и по нынешний день.

Конечно, называя вещи своими именами подобное перенесение мощей можно смело назвать обычным воровством. Но, как говорится, нет худа без добра — и большинство историков сходятся во мнении, что, если бы, не это принудительное перенесение мощей святого, то, скорее всего, впоследствии мощи Николая Чудотворца были бы полностью разорены во время одного из позднейших османских набегов или затопления храма.

По смерти Николай Чудотворец был погребен в его родном городе Мира (ныне — город Демре на территории современной Турции) и его останки мирно пролежали там более 700 лет, пока в 1087 году не сложились обстоятельства позволившие итальянцам украсть мощи Николая и перевезти их в Италию.

В X веке христианство в Италии переживало рассвет — вера прочно вошла в жизнь, строились новые храмы и святыни. Но была одна проблема — все древние святые мощи находились на Востоке. К этому времени слава мощей Николая Чудотворца гремела по всей Италии.

Это было смутное время, турки-сельджуки захватывали все новые и новые территории и итальянские купцы, благословленные святой церковью под предлогом забрать «и уберечь» мощи святителя Николая отправились в экспедицию.

В это время христиане, жители Мир, переселились в более безопасное место, находящееся в трех километрах от старого города Мир. В самом же храме остались служить всего лишь несколько монахов. По легенде в 1086 году святой Николай:

«явился в видении трем человекам, приказывая им объявить жителям города Миры, которые, боясь турок, ушли отсюда на гору, чтобы они возвратились жить и стеречь город, или знали, что он переселится в другое место»

Затем в 1087 году Николай Чудотворец явился во сне одному из священников города Бар и велел ему:

«Иди и скажи людям и всему собору церковному, чтобы они пошли и взяли меня из Мир и положили в городе этом, ибо не могу там пребывать на месте пустом. Богу так угодно»

Утром священник поведал о своем видении и все радостно воскликнули:

«Господь послал теперь Свою милость на людей и город наш, ибо удостоил нас принять мощи Его святого Угодника Николая»

Для исполнения воли Чудотворца итальянцы под прикрытием торговой миссии спешно подготовили экспедицию из трех кораблей для переноса мощей святителя. Интересно, что имена всех участников этой экспедиции сохранились до наших дней, как и сохранился подробнейший отчет о том как она проходила.

И вот 20 апреля 1087 года три купеческих корабля пришвартовались у берегов современной Турции. Моряки высадились в порту города Мира. На разведку в храм «Святого Николая» было отправлено всего два человека, которые вернувшись, доложили, что в храме с мощами святителя, находятся всего четыре монаха. Тут же 47 человек, вооружившись, отправились в храм. Для начала купцы пытались решить вопрос полюбовно и предложили монахам 300 золотых монет за то, что они заберут мощи святителя. Но монахи не приняли предложения купцов и собирались оповестить город об опасности. Но итальянцы не дали им этого шанса, они связали монахов и в спешке разграбили саркофаг с мощами святителя. Завернув похищенные мощи в обычную одежду, купцы, нигде не задерживаясь, быстро добрались до порта и тут же отчалили, взяв курс на Италию. Освободившиеся монахи подняли тревогу, но было поздно, итальянский корабль, увозящий мощи святого, был уже далеко.

8 мая 1087 года корабли благополучно прибыли в город Барии, «радостная» весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая были торжественно перенесены в церковь святого Стефана. По свидетельству очевидцев торжественное перенесение мощей сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями хворых, что возбуждало ещё большее благоговение к Николаю Чудотворцу. Ровно через год, специально для хранения мощей святителя Николая, папой Урбаном II была освящена, построенная в честь святителя церковь «Святого Николая».

Тем временем жители города Мира, горюя об утрате святыни, занялись переносом мелких фрагментов мощей святого Николая, оставшихся от разграбления. А дело было в том, что во время спешного похищения итальянские купцы забрали не все мощи, а только самые крупные фрагменты (около 80 %), оставив все мелкие фрагменты тела в саркофаге.

Но, как оказалось впоследствии, эта мера не уберегла мощи святого от окончательного разграбления.

Вскоре, другие итальянские купцы из Венеции, зная о том, что в Мира продолжают храниться мощи святого, решают довершить дело соотечественников. И в 1099 году во время первого крестового похода венецианцы похищают практически все оставшиеся мощи святого, оставив в саркофаге совсем мелкие фрагменты тела святого.

Похищенные мощи также были доставлены в Италию, но уже в Венецию, где были помещены на острове Лидо в церкви «Святого Николая».

В последующие годы из Миры исчезли и разошлись по миру последние из уцелевших мельчайших фрагментов святых мощей.

Так, в результате разграбления могилы, в родном храме Николая не осталось ни одной из мощей святого.

Проведенные в 1957 и 1987 экспертизы показали, что мощи находящиеся в Бари и Венеции принадлежат одному человеку.

Установление праздника переноса мощей святого Николая

Праздник переноса мощей святого Николая был установлен папой Урбаном II, который в 1088 году официально установил литургическое празднование перенесения мощей святого Николая на 9 мая. Греки и византийский восток этот праздник не принял, а на Руси он получил широкое распространение и празднуется по наши дни.

Где сегодня хранятся мощи святого Николая Чудотворца?

Сегодня мощи святого Николая Чудотворца хранятся в различных местах и вызвано это тем, что в свое время гробница с мощами святителя подвергалась разграблению несколько раз.

Основная часть мощей Николая Чудотворца (около 65%) хранятся хранятся в католической базилике Святого Николая в итальянском городе Бари, под престолом алтаря крипты, в полу которого сделано круглое отверстие в гробницу с мощами Николая святител. Через это отверстие один раз в год, на праздник перенесения мощей 9 мая, местные священнослужители извлекают миро, выделяемое мощами Николая Угодника.

Другие 20 % мощей Николая Чудотворца хранятся в раке над престолом католического храма «Святого Николая» на острове Лидо в Венеции.

Остальные 15 % процентов частей мощей Святого Николая разнесены по всему миру и хранятся в различных храмах и частных коллекциях. Все эти 15% процентов мелких фрагментов мощей святого не имеют подтверждения генетической экспертизы на их соответствие мощам, хранящимся в городе Барии.

В 1992 году была проведена антропологическая (важно: не генетическая) экспертиза в результате, в процессе которой были сопоставлены визуальные сопоставления на предмет соответствия мощей святого Николая, хранящиеся в Бари и в Венеции. После визуального осмотра мощей, ученые сделали вывод, что части скелета принадлежат одному и тому же человеку и венецианская часть мощей дополняет те части скелета, которые отсутствуют в Бари.

По некоторым сведениям часть мощей Николая (фрагменты челюстей и черепа) находяся в археологическом музее Антальи.

В 2005 году британские учёные-антропологи попыталась по черепу реконструировать внешний облик Святого Николая. Оказалось, что Святой Николай был крепкого телосложения, для того времени высокого роста, примерно 168 см, у него был высокий лоб, выступающие скулы и подбородок.

В 2017 году турецкие археологи сенсационно заявили, что останки, хранящиеся в Италии принадлежат вовсе ни Николаю Угоднику, а совсем другому человеку, что якобы доказывают последние раскопки в результате которых была найдена могила с останками истинного Святого Николая.

Чудеса святого Николая Чудотворца

Особое место в «деяниях» уделено чудесам Николая Чудотворца:

— стояние в младенческом возрасте во время крещения в купели без чьей бы то ни было поддержки на протяжении трех часов;

— принятие молока только из правой груди матери;

— принятие материнского молока по средам и пятницам всего один раз и только вечером, в девятом часу;

— спасение отца и трех девушек от грехопадения;

— посещение Святых мест, во время которого перед святым ночью сами собой открылись двери всех храмов;

— изгнание дьявола с корабля;

— усмирение силой молитвы бури;

— воскрешение моряка, упавшего с мачты во время бури;

— спасение трех невинно осужденных горожан от казни;

— спасение от смерти без вины оклеветанных римских военачальников;

— спасение родного города Миры от голода;

— к посмертным чудесам относят мироточение мощей святого.

Кроме того к Николаю принято обращаться за помощью в здоровье и исцелением.

Среди христиан бытует мнение, что Николай Чудотворец — это самый быстро откликающийся святой на просьбы просящих о помощи и заступничестве.

Православная церковь отмечает торжества в честь Святителя Николая Чудотворца трижды в год — 11 августа в день его рождения, 19 декабря, в день его кончины и 22 мая — в память о перенесении мощей святого в город Бари.

Николая Чудотворца принято считать прообразом современного Санта-Клауса. Случилось это после того, когда Николай чудесным образом спас трёх девушек от грехопадения — на протяжении трёх ночей он для каждой из девушек клал по мешочку с золотом в сушившийся носок. Именно отсюда и пошла традиция рождественских подарков которые принято класть в рождественский носок.

Santa Claus в переводе с английского звучит не иначе, как Святой Николай.

В чем помогает Николай Чудотворец

Святой Николай Чудотворец Угодник почитается как помощник и защитник моряков и путешественников, торговцев, защитник несправедливо осужденных и помощник детей.

Даты праздников Николая Чудотворца

Христиане отмечают три праздника в честь святого Николая Чудотворца.

Каждый из праздников имеет свою гимнографию.

Православные и католики отмечают эти праздники в разные дни — это связано с использованием в службах православными и католиками различных календарей (юлианского и грегорианского соответственно).

Праздники в честь святого Николая непереходящие, то есть даты этих праздников фиксированы и каждый год отмечаются в одни и те же дни.

Первым в году отмечается день прибытия мощей Святого Николая в итальянский город Барии — православные его отмечают 22 мая, католики 9 мая — «Никола Весенний».

Затем христиане отмечают день рождения святого Николая Чудотворца — православные отмечают 11 августа, католики 29 июля — «Никола Летний».

В конце года христиане почитают день смерти Святого Николая Угодника — православные отмечают 19 декабря, католики 6 декабря — «Никола Зимний».

В каких документах упоминается Николай Чудотворец?

Существуют всего два главных документа, описывающих житие и деяния святителя Николая, причем в основе второго документа лежат событии, описанные в первом источнике.

Первый письменный документ, свидетельствующий о жизни и деяниях святителя Николая, найден в записях константинопольского пресвитера Евстратия. Этот документ был написан через 200 лет после смерти чудотворца в VI веке. Между тем записи Евстратия есть не что иное, как небольшой фрагмент рукописей под названием «Деяния о стратилатах» (Praxis de stratelatis).

Время составления рукописей под названием «Деяния о стратилатах» также относятся к VI веке. Впоследствии эти рукописи постоянно переписывались и дополнялись, существует порядка 10-и редакции «Деяния о стратилатах».

Таким образом, на сегодня не существует других сколь либо известных письменных памятников о святом Николае, кроме «Деяния о стратилатах».

«Деяния о стратилатах» по своему жанру относятся к прижизненным чудесам. оно сообщает нам самые ранние данные о жизни и деяниях святителя Николае Мирликийского.

Следующий значимый документ, проливающий свет на деяния и житие святителя Николая появился только в начале X века, когда блаженный Симеон Метафраст по приказу Константина Порфирородного составил из предшествовавших ему источников, в том числе и рукописей «Деяния о стратилатах», полное житие святителя Николая.

Но есть одно. Это, но, связано с тем, что часть жизненных событий и деяний описанных в биографии Николая Чудотворца не имеют к нему никакого отношения. Мало того, многие деяния Николая попросту полностью идут в разрез с историческими датами.

В своих трудах архимандрит Антонин писал, что древние агиографы в своих рукописях допустили непростительную ошибку, смешав житие двух чудотворцев с одинаковым именем Николай.

Один из чудотворцев был жил в Ликии и был архиепископом гора Миры в IV веке (это наш Николай Чудотворец).

Другой чудотворец также жил в Ликии и его тоже звали Николай, только жил он уже в VI веке и был настоятелем Сионского монастыря, архиепископом Пинарским.

При изучении документов о житии Николая Пинарского оказалось что его родителей звали Епифаний и Нона, и у него тоже был дядя, и тоже епископ Николай, построивший Сионский монастырь.

Также в житие Николая Пинарского есть рассказ о его крещении и о том как но во время крещения простоял два часа в купели.

Вот как писал преподобный архимандрит Антонин (Капустин):

«Можно дивиться, каким образом, два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной, а один досточтимый и святоублажаемый образ, но отрицать факта нельзя... И так два было святителя Николая ликийских».

Чудеса Николая Чудотворца… Воскресение моряка

Во время одного из своих первых морских путешествий из Миры в Александрию, куда он ездил на обучение Николай Чудотворец воскресил моряка, сорвавшегося с корабельной мачты и разбившегося насмерть.

Чудеса Николая Угодника…Приданое для девиц

Однажды Николай спас целую семью.

В его родном городе жил разорившийся купец, который из-за отсутствия приданого не мог выдать своих дочерей замуж.

Не найдя ничего лучшего, чтобы поправить свое бедстственное положение, купец решает отправить своих взрослых дочерей на заработки — заниматься проституцией.

Узнав об этом решении, Николай решает спасти несчастную семью.

Ночами он тайно трижды подбрасывает купцу в окно мешочки с золотом. Купец, на полученное золото, восстанавливает не только свое благополучие, но и выдает дочек замуж.

По преданию один из мешочков с золотом, брошенный Николаем в окно купца, попадает прямо в носок, оставленный для просушки.

Именно благодаря этому случаю, сегодня и существует обычай класть подарки для детей в специальные носки для подарков от Санта-Клауса, коим сегодня и считают Николая Чудотворца.

Чудеса Святого Николая… Путешествие в Иерусалим

Во время одного из своих путешествий Святого Николая к святым местам в Иерусалим также происходили чудеса.

Было это так.

При подъезде к морю, Николай увидел, что на корабль готовящейся к отплытию всходит дьявол, желающий вызвать бурю, чтобы потопить корабль и матросов.

Тогда Николай принялся усердно молиться, и ему силою своей молитвы изгнать дьявола с корабля, усмирить бурю и спасти матросов от неминуемой смерти.

Другие же чудеса произошли непосредственно в самом Иерусалиме. После того как Святой Николай вошел в город, той же ночью на Сионской горе перед ним сами собой открылись запертые двери всех храмов допуская Николая ко всем святым местам.

После посещения святых мест Николай вдруг принимает решение удалиться в пустыню, но тут же, Божественный глас останавливает его и наказывает ему вернуться домой, чтобы продолжать свое служение Господу.

После возвращения домой он неожиданно принимает решение вступить в братство обители Святого Сиона, где принимает обед безмолвия. Но снова Господь вмешивается в Судьбу Святого Николая и возвещает ему о другом пути:

«Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое»

Чудеса Святого Николая…Чудесное становление Святого Николая епископом города Миры

В то время когда Николай нёс службу в своём родном городе Патара, в соседнем городе Мира умирает архиепископ Иоанн и встаёт вопрос о выборе нового епископа города Миры. Приходит день выбора нового епископа. В стане выбирающих нет согласия. Вновь происходит чудо — одному из епископов Собора во сне приходит видение, в котором Господь указывает на Николая, как нового епископа, чтобы тот мог в архиерейском сане продолжать свое служение. Наутро Собор единогласно принимает решение о назначение Николая епископом города Мира.

Чудеса Святого Николая…Чудесное спасение Святым Николаем оболганных горожан

Еще одно из чудес, совершенным Святым Николаем — это спасение от смерти трех неправедно осужденных горожан, которых оболгал корыстолюбивым градоначальник города.

Во время казни, когда палач уже занёс меч над головами несправедливо осуждённых, Святой Николай взошел на эшафот, рукой удержал занесенный меч и остановил казнь. Посрамленный градоначальник, пал ниц перед Николаем, раскаялся и просил Святого Николая о его прощении.

Чудеса Святого Николая…Чудесное спасение Святым Николаем трех римских военачальников

Следующее чудо — это чудесное спасение трех римских военачальников, которых император хотел казнить по ложному доносу.

Когда Николай спасал от смерти оклеветанных горожан, за несостоявшейся казнью наблюдало три римских военачальника. Они, увидев, как Николай остановил казнь и посрамил лживого градоначальника, прониклись к нему верой и уважением.

По возвращению домой им пришлось предстать перед императором с докладом. Поначалу император был ими весьма доволен, но после того как завистники оклеветали их приписав им заговор против императора, сменил милость на гнев и приказал их казнить.

По приказу императора военачальников арестовывают, помещают в темницу с тем, чтобы поутру казнить. Сидя в тюрьме, военачальники вспоминают о святом Николае и о чуде, которое тот им явил, накануне остановив казнь невинных горожан. Тогда они начинают горячо молиться Николаю, прося того о заступничестве.

И чудо не замедлило произойти. Этой же ночью Николай во сне является и перед императором и перед префектом Аблабией. Николай под страхом смерти наказывает освободить оклеветанных военачальников.

Проснувшись утром, император приказывает провести новое расследование, которое подтверждает невиновность оклеветанных военачальников.

Убедившись, что военачальники были оклеветаны, император милует осуждённых и дарит им подарки — золотое Евангелие, золотое кадило украшенное каменьями, два светильника и наказывает им передать эти дары святому Николаю в храм города Миры.

Военачальники отправляются в город Миры и предают дары для храма, горячо благодаря своего заступника Николая Чудотворца.

Чудеса святого Николая…Чудесное спасение Святым Николаем города Миры от голода

Однажды Святому Николаю довелось спасти родной город Миры от голода. Когда в городе осталось совсем мало запасов еды и казалось, что помощи было ждать уже не откуда, Николай творит новое чудо, котрое спасает город.

Во сне он является одному из итальянских купцов, во сне рассказывает ему о терпящем голод городе и просит привезти продовольствие, обещая при этом щедро заплатить.

Утром проснувшийся купец находит зажатыми у себя в ладони три золотых, которые святитель Николай послал ему в качестве предоплаты за продовольствие.

Откликнувшись на просьбу святого, купец тут же без промедления снарядил корабль с продовольствием. Так от святой Николай спас от голода целый город.

Икона Святого Николая

На иконах Святого Николая принято изображать с митрой на голове, символом его епископства.

Примечание

Город Мира — Турция провинция Анталия современный город Демре.

Арианство — одно из ранних течений в христианстве утверждавшее неединосущность Бога-Отца и Бога-Сына. Просуществовало с IV по VI века н. э.

Очередь к мощам Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя в Москве с каждым днем увеличивается, сейчас паломники стоят к мощам в среднем . В каких столичных и подмосковных храмах постоянно хранятся частицы мощей святителя Николая, и чем уникальна святыня из Бари, читайте в материале РИАМО.

Очередь будет расти

Прибытие в Москву мощей Николая Чудотворца, которые открыты для паломников с 22 мая, вызвало интерес огромного количества верующих. Несмотря на то, что мощи святого пробудут в столице до 12 июля, жители и гости столицы не откладывают поход в храм на потом. За семь дней святыне поклонились более 156 тысяч паломников .

Уникальная святыня

Как рассказал РИАМО руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков, существует традиция разделения и принесения частей мощей для того, чтобы они были доступны верующим в разных городах и странах. На протяжении столетий мощи разных святых собирались в больших духовных центрах. Например, в Афонских монастырях хранится множество таких реликвий, которыми монастыри делятся с храмами и церквями.

В московских храмах духовные дары собирались на протяжении многих веков, среди них есть и частицы мощей Николая Чудотворца.

«У каждой частицы мощей своя история. В данном случае важно, что в Храме Христа Спасителя находится часть мощей Святителя Николая от святыни, от которой никогда раньше части не отделялись. Поэтому это уникальная часть мощей», - объясняет отец Александр.

По его словам, все небольшие частицы мощей Николая Чудотворца, которые хранятся сегодня в разных храмах столицы, скорее всего, ведут свою историю из Мир Ликийских в нынешней Турции, где они находились до их перенесения в Бари.

Как напомнил священник, прибытие мощей в Россию стало возможным благодаря договоренности между патриархом Московским и всея Руси Кириллом и папой Римским Франциском и является жестом доброй воли со стороны римско-католической церкви.

В отличие от небольших частиц мощей, которые хранятся в столичных храмах, привезенная из Бари реликвия является мироточивой и представляет собой ребро святителя Николая.

«Православные люди очень почитают святителя Николая. Это один из самых дорогих и любимых святых. Поэтому возможность встретиться со святым у его мощей - это подарок и большое событие для любого верующего человека», - говорит отец Александр.

По его словам, невзирая на то, что частицы мощей святого находятся и в других храмах Москвы, возможность поклониться мощам из Бари, к которым съезжаются люди со всего мира, уникальна.

Отец Александр напомнил верующим о том, что просить святого о помощи нужно с чистым сердцем и добрыми помыслами. Такую просьбу святой обязательно услышит.

25 храмов в Москве

Верующие, которые по разным причинам не смогут попасть к мощам Николая Чудотворца в ХХС, могут посетить один из 25 храмов столицы, где на постоянной основе хранятся частицы мощей Святителя Николая.

Центральный округ (ЦАО)

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь (ул. Большая Лубянка, д. 19)

Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1)

Новодевичий женский монастырь (Новодевичий проезд, 1, стр. 2)

Богоявленский кафедральный собор в Елохове (ул. Спартаковская, 15)

Храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее (Малый Толмачевский пер., д. 9)

Храм Всех Святых на Кулишках (Славянская пл., д. 2). Здесь к частицам мощей свт. Николая можно прикоснуться по четвергам после окончания Божественной литургии с 11.00 и до окончания вечернего богослужения.

Храм свт. Николая на Трёх Горах (Нововаганьковский пер., д. 9). Поклониться мощам Николая Чудотворца можно по воскресеньям на литургии, когда ковчег с мощами выносят из алтаря.

Храм святителя Николая в Котельниках (1-й Котельнический пер., д. 8, стр. 1). Частица мощей хранится в подвеске из серебра перед иконой святителя Николая, поклониться святыне можно в любое время, акафисты свт. Николаю читаются по четвергам.

Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский пер., д. 14)

Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Лубянский проезд, 9, стр. 2). Частица мощей свт. Николая хранится в специальном мощевике, который вставлен в икону святителя Николая.

Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине (1-й Голутвинский пер., 14)

Храм святителя Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100)

Храм святителя Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2)

Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле (ул. Радио, 2)

Домовый храм в честь Рождества святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого (ул. Б. Ваганьковская, 3)

Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (Брюсов переулок, 15/2)

Южный округ (ЮАО)

Данилов Свято-Троицкий монастырь (Даниловский вал, 22)

Западный округ (ЗАО)

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище (ул. Рябиновая, д. 18)

Храм Архангела Михаила в Тропареве (проспект Вернадского, д. 90)

Восточный округ (ВАО)

Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Сокольническая пл., 6)

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино (Большая Косинская ул., 29, стр. 3)

Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове (ул. Байкальская, 37А)

Юго-Восточный округ (ЮВАО)

Николо-Перервинский монастырь (ул. Шоссейная, 82)

Храм святых апостолов Петра и Павла в Лефортове (ул. Солдатская, 4)

Юго-Западный округ (ЮЗАО)

Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Новоясеневский проспект, д. 42)

Московская область

Николо-Угрешский монастырь (г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, 1)

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Около семнадцати веков прошло с тех пор, как жил и подвизался на земле святитель и Угодник Божий Николай , великий Чудотворец, архиепископ Мирликийский. Его почитает и славит весь христианский род. Промыслу Божию угодно было послать на землю святителя Николая Чудотворца в одно из самых трудных для христианства времен.

И сейчас современные паломники устремляются к месту, где находятся мощи Николая Чудотворца.

Краткая история жизни святителя

Святочь родился около 270 года в граде Патары, в Ликийской области (ныне это территория современной Турции).

Его мать и отец, Нонна и Феофан, происходили из знатного и благочестивого рода и были весьма зажиточны. Но богатство и знатный титул не препятствовали им слыть милосердными к беднякам и усердными к молитве Божией. Долгие годы они молили Творца даровать им сына, «взамен» супруги обещали посвятить его жизнь служению Богу. Мольба их была услышана и Свыше семье был дарован сын, нареченный в Святом Крещении Николаем.

Родители понимали, что их чадо предназначено для особого служения Богу, поэтому особое внимание уделяли его воспитанию, внушали христианские ценности и направляли на путь праведный.

Николай отлично успевал в учебе. Ему были не интересны беседы со сверстниками о мирском, было чуждо все плохое. Он избегал греховных развлечений, был целомудренным и свободное время проводил за чтением Священного Писания, божественных книг, много молился.

Вскоре Николай был посвящен в чтеца, а позже в пресвитера.

Господь сподобил Николая дожить до глубокой старости. На исходе лет он тяжело заболел и мирно отошел ко Христу, в райские обители 6 декабря 342 года. Погребение состоялось в Мирах в соборной церкви.

Храмы, освященные в честь Николая Угодника:

Святые мощи

Через 700 лет по кончине удотворца в Ликии царили разруха и опустошение, это случилось после нашествия сарацин - кочевников, разбойников, бедуинов.

На развалинах храма, где покоились останки святителя, дежурили иноки. В 1087 году одному из Барийских пресвитеров Николай пришел в сонном видении и велел срочно перенести его тело в Бари. Для этого были снаряжено три корабля, а пресвитеры и знатные горожане разместились на них под видом торговцев.

Эта предосторожность была нужна потому, что венецианцы хотели перехватить процессию и привезти святые останки в свой город.

Торговцы плыли через Египет и Палестину, по пути вели торговые дела, дабы не вызвать подозрений. Наконец, они оказались в Ликии. Они вскрыли мраморную белоснежную гробницу.

К удивлению присутствующих, она оказалась доверху наполненной благоуханным миром, а в нем покоилось тело Николая. Баряне не смогли вывезти неподъемную гробницу с собой, поэтому они переложили останки в приготовленный ковчег и направились на Родину.

Мощи Николая Чудотворца в городе Бари, Италия

Через 20 дней, 9 мая 1087 года, они прибыли в Бари. Здесь была отслужена Литургия с множеством духовенства, а мощи определены в церковь св.Евстафия. А через 2 года был освящен во имя Николая Угодника крипт нового храма, туда же были торжественно перенесены останки.

Важно! Нетленное тело и по сей день мироточит, от него совершается множество чудес. С верой помазующимся святитель дарует исцеление от телесных и физических недугов, отгоняет нечистых духов.

В конце XI века святые мощи Николая Чудотворца были перенесены в город Бар.

Как прикладываться к останкам

Существуют негласные правила прикладывания к святым останкам:

  • при подходе к раке нельзя спешить, толкаться, толпиться;
  • нежелательно иметь при себе сумки, пакеты;
  • прикладываться к святыне с накрашенными губами запрещено;
  • перед тем, как подойти к святыне, необходимо дважды совершить поясной поклон и перекреститься, а третий поклон совершить после прикладывания;
  • нельзя целовать святых в лик.

Икона Николая Чудотворца

Облик святителя

В 1953 году в церкви, в которой расположен склеп, производились реставрационные работы. Один из анатомов получил в Ватикане разрешение на исследование костей, согласно которого было сделано заключение.

Николай Чудотворец, наверное, самый почитаемый из святых после Богородицы. Он совершал при своей земной жизни и до сих пор совершает чудеса, помогает людям, откликается на разные мольбы и просьбы о помощи.

Божий Угодник Николай помогает путешествующим (когда-то святитель с помощью молитв смог на море, чуть не потопившую корабль).

Святителя просят об удачном замужестве дочерей ( — он тайно пожертвовал их отцу деньги для приданого, тем самым оказал ему огромную помощь- спас семью от позора).

Святой был избавителем от напрасной смерти, мирил врагов, защищал невинно осужденных людей ().

Святой Божий Угодник Николай помогает в исцелении от болезней, ему молятся о благополучии и сохранении мира в семье, о заступничестве детей. Он оказывает помощь в избавлении от бедности и во многих трудных жизненных ситуациях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ— ИССЛЕДОВАНИЕ О ЖИТИИ

В 1953-1957 гг. проводились радиологические исследования останков мощей Николая. Оказалось, что иконографический образ святого соответствует его портретному изображению, которое было реконструировано по черепу из Барской гробницы. Также стало возможным определить рост Николая – 167 см.

В интернете очень много информации о Николае Чудотворце. Но, к сожалению, после проведенных исследований выяснилось, что житие святого архиепископа ошибочно переплетается с житием другого святителя, которого звали Николай Пинарский (VI век). Оба святых жили в Ликии, но в разной время. Например, приписываемое Божиему Угоднику двухчасовое стояние в купели при крещении, осуществил святитель Николай Пинарский, и это у него был дядя-епископ, а не у Чудотворца.

Более подробно о житии самого известного святого можно узнать из книги «Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец», в которой представлены наиболее точные факты после исследований А.В. Бугаевского и архимандрита Владимира Зорина. Издательство СКИНИЯ, Москва 2001г.

ЖИТИЕ СВЯТОГО УГОДНИКА

Точного времени появления Николая на свет, нет. Исследователи считают, что святой родился в 260 году в Ликии в городе Патаре (сейчас это провинции Анталья и Мугла на территории современной Турции).

Сразу же после рождения, со святым стали происходить необычные для младенцев вещи — по средам и пятницам он принимал материнское молоко всего один раз в сутки. И затем, всю жизнь святитель проводил среду и пятницу, по христианским обычаям, в строгом посте.
Когда Николай подрос и начал учиться, то в нем обнаружились способности к наукам, но особенная любовь у него проявилась к познанию Божественного Писания. Предположительно можно сделать выводы, что Николаем Чудотворцем Божии Законы изучались частным образом, у одного из священников. В те времена империя была еще языческой, и маловероятно, что тогда могли существовать христианские школы. Они стали открываться во время правления императора Константина Великого (306-337 гг.), когда возраст святителя Николая уже был около 40 лет.
Святой Николай всегда слушал своих богобоязненных родителей, все привычки, присущие молодым людям его возраста, были чужды для Николая Чудотворца. Он уклонялся от праздных бесед со своими сверстниками, не принимал участие в различных весельях и развлечениях, которые были несовместимы с добродетелью. Навсегда из своей жизни Николай исключил театральные зрелища. Ведь тогда многие театральные представления были непристойного характера, а актрисы, по римскому законодательству, приравнивались к блудницам.
Епископ города Патара знал и уважал благочестивого юношу Николая и способствовал его рукоположению в священники. После принятия сана он стал относиться к своей жизни еще строже.
После того, как умерли родители святителя, он унаследовал от них большое состояние. Но богатство не приносило ему той радости, какой было общение с Богом, поэтому Чудотворец просил Его указать, как лучше распорядиться своими деньгами.

Известно, что при помощи архиепископа Николая, его сосед спас от позора себя и трех своих дочерей. Еще недавно эта семья была обеспеченной, но обстоятельства привели к тому, что этот сосед стал нищим и он даже стал думать о том, чтобы его дети начали заниматься любодеянием и эти заработать на жизнь. Случайно святому удалось узнать об этом, и он решил оказать помощь этой семье.

Но свое благодеяние он решить сделать тайно, как написано в Евангелие:

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» (Мф.6,1).

Ночью Николай Чудотворец тайно положил в окно соседа мешочек с деньгами, и когда бедняк нашел золото, он сразу же подумал о Божией помощи. Эти деньги пошли на приданое старшей дочери, которая вскоре вышла замуж.
Вскоре святой Николаи решил помочь средней дочери своего соседа и снова подбросил ему узелок с деньгами. Когда несчастный отец опять нашел деньги, он стал молиться Господу, чтобы он открыл ему спасителя. Когда бедняк справил вторую свадьбу, он понял, что Господь подаст ему помощь и для брака третьей дочери. И вот однажды Божий угодник в третий раз решил помочь соседу и снова подкинул тому деньги. Но в этот раз хозяин догнал ночного гостя, узнал о том, что это был святой Николай Чудотворец, и припал к его ногам, долго благодарил святителя, который попросил не говорить никому о том, что это была его помощь, чтобы никто не узнал об этом добром деле.


От этого поступка в христианском мире пошла традиция, по которой детки в рождественское утро находят подарки, тайно привезенные ночью Николаем, которого на западе называют Санта-Клаус.

Прошло время, прихожане полюбили Николая. Правящий архиерей, при людях, рукоположил его в пресвитеры, сказав такие слова:

«Братья! Я вижу новое солнце, восходящее над землей. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь его своим пастырем, ибо он упасет души заблудших, насытит их на пажити благочестия и явится милосердным помощником в бедах и скорбях».

После того, как святитель Николай стал пресвитером, во многих источниках описывается поездка Чудотворца к гробу Господню. Но по , можно сделать вывод об ошибке, на самом деле эта история про Николая Пинарского.

Вскоре умер предстоятель Церкви в Ликии. Почивший владыка вел праведную жизнь, был очень любим своей паствой, его почитали за святейшего, поэтому на его место искали такого же, который не уступал ему в благочестии. Один из архиереев на Соборе предложил попросить у Бога помощи и сказал, что по их молитвам Господь поможет найти нового предстоятеля.
После этого решения одному из участников Собора было ночное видение, в котором Господь подсказал, что архиепископом нужно назначить того, человека, кто первым окажется утром в храме. У этого человека будет имя– Николай. По первым в притворе храма утром увидели человека, который на вопрос епископа о своем имени, ответил:

«Имя мое Николай, я раб твоей святости, владыка».

Такое смирение и кротость очень понравились епископу и он с радостью представил будущего архиепископа духовенству и народу.
Сначала святитель Николай пытался отказаться от такой чести, но узнав об откровении свыше, усмотрел в этом Божью волю и согласился. При этом он, понимая какую ответственность взял на себя перед людьми и Господом, говорил себе, что теперь ему необходимо было жить для спасения других, а не только себя.

Николай Чудотворец был избран архиепископом города Миры приблизительно в 300 году. Невзирая на высокую должность, он все равно оставался для своей паствы образцом смирения, кротости и любви к людям.
Одежда святого была простой и скромной, никаких украшений святитель Николаи не имел, постную еду принимал раз в сутки, при этом нередко прерывая или отменяя свою простую трапезу, чтобы помочь кому-нибудь, кто нуждался в его советах или помощи.
Во время начала служения Николая Чудотворца в архиерейском сане, в 302 году, Римская империя устроила уничтожение христиан. По приказам правителей Диоклетиана и Максимиана христиане должны были отречься от веры и стать идолопоклонниками. Конечно же, святитель Николай не сделал это и поэтому, прожив на земле около 50 лет, оказался в темнице, где он подвергался мучениям на дыбе и другим пыткам.
Жестокость к христианам не привела к желанным результатам и потихоньку, начиная с 308 года, гонения стали ослабевать. В 311 году, незадолго до смерти императора Максимиана, был обнародован указ о запрете преследований христиан.
В результате радиологических исследований мощей святителя Николая, были обнаружены костные нарушения, характерные для людей, которые долго находились под влиянием сырости и холода. Это подтверждает, что святителя Николая долго, скорее всего не один год, содержали под стражей. Но Господь хранил Своего избранника потому, что ему предстояло за его деяния и чудотворения стать светилом и великим столпом Церкви.
Когда Николая Чудотворца освободили из темницы (около 311 года), святитель снова вернулся к своему служению Господу в город Миры, где уже как мученик, снова продолжил исцеление людских страстей и болезней.
Но еще не раз в Ликии возобновлялись гонения на христиан, которые продолжались вплоть до 324 года, когда Великий равноапостольный царь Константин окончательно не победил правителя Ликиния и объединил разделенное прежде государство в могучую империю.

В Мирах, как и во всей Римской империи осталось много языческих святилищ, которым по привычке поклонялась некоторая часть горожан. Святитель Николай, пользуясь благоволением царя Константина к Христовой Церкви, начал вести с язычеством непримиримую борьбу. В те времена это требовало немалых сил и мужества, ведь тогда еще много оставалось поклонников язычества, которое не мог запретить даже император Константин из-за риска государственного мятежа.
Кроме этого, враг рода человеческого попытался испытать христианскую Церковь еще одной напастью – арианской ересью. Пресвитер Арий создал свою теорию, по которой Христос был меньший Бог, чем Бог Отец и имел другую сущность, а Святой Дух был Им подчинен. Кроме этого, возникло еще несколько сект и течений, таивших в себе опасность для христиан и поэтому император Константин решил созвать в 325 году Первый Вселенский Собор в Никее, на котором были приняты главные положения православной веры и появился на свет Символ веры. Также была предана проклятию арианская ересь.

Изображение Николая Чудотворца на иконе имеет большое значение во всем христианском мире. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, который стал великим Божьим угодником, искренне любят и почитают католики, православные. Нет христианского храма или дома, где бы ни было образа Николая Чудотворца. Часто его фигуру изображают возле Господа Иисуса Христа. Православная церковь празднует дни Николая Чудотворца три раза каждый год:

  • День рождения святого – 11 августа (по старому стилю 29 июля).
  • Последний день его земной жизни – 19 декабря (по старому стилю 6 декабря).
  • Дату прибытия мощей святого в город Бари – 22 мая (по старому стилю 9 мая).

Святой еще при жизни славился большим помощником людей во всех их проблемах, поэтому к нему с горячими молитвами идут, чтобы просить о содействии и защите. Российским народом святой уважаем и почитаем уже много веков. Почти каждый, даже небольшой, город имеет храм, посвященный Николаю Угоднику. Это и главный собор северной столицы России – Санкт-Петербурга, а также славная Никольская башня, венчающая Московский Кремль.

Со знаменитой башней, возведенной в 1491 году, связано чудесное событие, в реальности которого нет сомнений. Сооружение было украшено ликом святого. 1917 года, когда на территории Москвы бесчинствовали солдаты армии Наполеона, враги предали огню и мечу весь город. Несмотря на сильные повреждения и разрушения, само изображение Николая Угодника сохранило целостность.

Жизненный путь Николая Чудотворца

Как свидетельствует жизнеописание Николая Чудотворца, он родился во второй половине третьего века (около 280 года) в городе Патары Ликийской области. Тогда эти территории южного побережья Малоазийского полуострова являлись греческой колонией.

Детские годы

Родители Николая были состоятельными благочестивыми людьми, поэтому мальчик получил начальное образование, рос достойным христианином. С юных лет его отличали от сверстников серьезность, спокойствие, любовь к мудрости книг Священного Писания, к церковной службе. Дни напролет он проводил в стенах храма, а когда приходила ночь, читал священные книги и молился.

Служение

Увидев благочестие и духовные устремления юного Николая, дядя, епископ Патарский, которого также звали Николаем, взял его в церковь чтецом. Немного позже он сделал молодого человека своим помощником, рукоположил в сан пресвитера, поручив поучать прихожан. Так, Патар стал местом, где начался христианский подвиг несения Слова Божия святого Николая Угодника.

Существует еще одна версия жизнеописания, согласно которой совсем еще молодой священник сразу стал епископом Мирры по решению собора епископов Ликии. Такое быстрое восхождение в IV веке было возможным. После смерти отца и матери молодой священник стал наследником семейного состояния, всецело используя его для помощи нуждающимся людям. Причем всегда свершал добрые дела и пожертвования тайно, бескорыстно, избегая благодарности и славы. Первые годы служения церкви Николая Чудотворца совпали с годами правления императоров Диоклетиана и Максимиана (до 305 года), которые систематически преследовали христиан. Гонения на последователей Иисуса Христа в разных регионах Римской империи продолжались до 306-311 годов.

После совершения паломничества к святыням Иерусалима Чудотворец хотел стать одним из палестинских отшельников, но по воле Господа изменил свое решение. Всевышний явился к священнику во сне и открыл, что его истинное предназначение – это служение Богу на родной земле. Удивительные происшествия случились уже во время следования к Святой Земле. Молодой путешественник дважды смог успокоить бурные морские воды, угрожающие кораблекрушением, и вернул к жизни матроса, который упал с мачты.

По возвращении на Ликийскую землю святитель, желая избежать известности, славы от жителей родного города, направился в Мирру (центр Ликии). Как раз тогда епископский собор был занят вопросом избрания архипастыря. Божьей волей и решением собрания должность была отдана Николаю. Такое внезапное быстрое возвышение смутило священника и повергло в растерянность. Тогда для укрепления веры и силы к юноше пришел Господь вместе с Пресвятой Богородицей. Они передали Николаю Евангелие и омофор, сказав, что ожидают от священника не отшельнического служения, а прославления Божьего Имени. Это чудо часто изображают на образах Николая Чудотворца.

Несмотря на высокое уважаемое положение, образ жизни архиепископа Николая почти не изменился. Он остался простым, скромным, трудолюбивым. Молитва и пост занимали много времени. А главной заботой Николая Чудотворца осталась помощь всем, кому она была нужна: бедным, богатым, здоровым, немощным, молодым, старым.

Невзирая на скромность, чистоту, святитель, когда было нужно, становился ревностным и настойчивым защитником Христовой Церкви. Вместе с соратниками он находил храмы, места жертвоприношений язычников Мирры и пригородных земель, разрушал их, уничтожая идолов, активно привлекая заблудшие души к Истиной Вере. 325 года состоялся Первый Вселенский собор (который принял Символ Веры), среди его активных участников присутствовал святитель. Вместе со славными защитниками Веры – Спиридоном Тримифунтским, папой Римским, Александром Александрийским, святым Сильвестром (и еще 312 священниками) – противостояли агрессивным нападкам еретика Ария.

Согласно с некоторыми источниками, Николай при всех дал богоборцу увесистую пощечину. За этот поступок священника на время лишили сана епископа, а затем взяли под стражу. Но Господь чудесным образом избавил защитника Веры от несправедливого наказания. Позже, будучи в сане архиепископа, он сам много раз освобождал христиан из заточения и даже сохранял жизнь тем, кого невинно приговорили к казни. После освобождения и восстановления в сане святитель Николай снова вернулся к своим обязанностям, продолжая сеять слово Истиной Церкви, борясь за чистоту Веры против лукаво мудрствующих, еретиков, сомневающихся. Священник искоренял семена неверия, сомнений, чтобы укрепить слабых, излечив их неспокойные души.

Святитель Николай отошел в лучший мир в преклонном возрасте приблизительно в 345-351 году. Он прожил благочестивую, полную сострадания и помощи людям жизнь, священник был щедрым, добрым человеком. Служение Господу и Вере стало его смыслом и призванием не только во время земной жизни, но и поныне. Святого Николая почитают великим христианским помощником во многих странах мира. Множественные чудеса, творимые при жизни, и помощь, даруемая верующим, до сегодня сделали образ Николая поистине легендарным.

Почитание святого Николая Чудотворца

Николай Чудотворец – особо почитаемый Православной Церковью святой. Путешествующий по Руси итальянец А. Гваньини (XVI век) засвидетельствовал, что более других русские чтут Николая Угодника, воздавая ему почести, почти такие же, как и Богу. Конечно, иноземец слегка приукрасил действительность, но подметил верно – множество русских храмов посвящено святому, простые люди часто обращаются к его помощи и заступничеству. Многочисленные иконы, новые иконографические сюжеты, связанные с реальными чудесными случаями являются ярким подтверждением участия святого в разрешении проблем верующих.

Мощи святого Николая в Италии

Почитание Николая Чудотворца (архиепископа Мирликийского) на его родине берет начало в скорости после его кончины (во второй половине IV века). Византия пришла к этому позже – к VII веку. Так, Константинопольский Патриарх Симеона Метафраста, характеризуя святого Николая, писал, что это был старец с ангельским ликом, на нем каждый видел печать святости и Божией благодати. От образа исходило светлое сияние. Тот человек, который смотрел на него, сам совершенствовался, становился лучше. А опечаленные, страдающие души обретали утешение.

Завладеть мощами святого угодника стремились многие. В том числе жители Бари. Таким образом они желали вернуть своему городу значение духовного центра. Барийцы явились к месту захоронения Чудотворца, предложили монахам за вознаграждение отдать реликвии. Когда иноки отказались, итальянцы связали их. Мощи святого угодника Николая покинули гробницу с наполненным миром саркофагом в Мирах Ликийских, после чего были переправлены на корабле в Бари (на юг Италии).

Корабли пристали к берегу Бари 9 мая. Мощи торжественно перенесли в стоящий недалеко храм святого Стефана. Во время шествия происходили чудотворные исцеления, что усиливало радость и духовный подъем встречающих реликвии горожан. Спустя один год под руководством аббата бенедиктинской обители Илии специально для помещения святых реликвий возвели и освятили новую церковь – базилику святого Николая. Мощи святителя хранятся здесь до сегодняшнего дня.

Иконография образа Николая Чудотворца

Практически сразу после Крещения Руси (XI век) повсеместно распространяется почитание Николая Угодника. Самым ранним изображением святого является роспись храма Святой Софии в Киеве. Интерес вызывает фреска киевского Михайловского Златоверхого монастыря (находится в Третьяковской галерее). На изображении святой стоит в полный рост, благословляя всех правой рукой, а левой держа открытое Евангелие

Другой древний способ изображения святителя Николая – по пояс. Святой держит левой рукой закрытое Евангелие. Подобные образы первыми стали писать Византийские иконографы, работающие с XI по XIII век. Российская икона Николая Чудотворца этого типа раньше принадлежала Новодевичьей обители (Смоленский собор). Старинный образ XII века попал в Москву из Новгорода благодаря Ивану Грозному. Сейчас святой лик хранится в Третьяковской галерее.

Образы Николая Угодника Смоленского собора привлекают своими изображениями на полях. Центр верхней части демонстрирует Престол уготованный (символ второго пришествия); по обе стороны от Николая – находятся Дамиан, Косьма. Боковые поля, раскрашены тремя рядами святых: в полный рост святые Борис и Глеб с мученическими крестами, мечами в ножнах; мученики Лавр и Фрол; святые жены-мученицы, чтимые Новгородской земли, преподобная мученица Домна и Евдокия; Фотиния и Параскева (оплечно). В Государственном Русском музее сегодня хранится Новгородская икона Николая Чудотворца (из Свято-Духовой обители), образ написали около средины XIII века. Его композиция также включает изображения местночтимых святых города Новгород.

Образцы икон Николая Чудотворца XI-XIV веков формируют традицию житийных икон святого. Широкое распространение в Италии, на Руси, Балканах получили образы со сценами из жизни святителя. Самыми древними житийными русскими иконами считают новгородский образ погоста Любони, датируемый XIV веком, а также коломенская икона святителя Николая в сокровищнице Третьяковской галереи.

Если сравнить популярность образа Николая Чудотворца в разных странах христианского мира, то наибольшей она является именно в России. Поэтому часто можно услышать, что это истинно русский святой. Возможно потому, что его образ многогранен: святитель, опора Церкви, борец с ересью, покровитель властителей, путешественников и защитник бедных, заступник за всех несчастных.