Веселые уроки на компьютере подготовка к школе. Подготовка к школе: эффективные занятия для дошкольников

В этой статье:

Если ваш ребенок уже подрос и собирается в первый класс, эта статья будет вам интересна. Подготовка к школе, занятия для школьников – эти насущные проблемы беспокоят многих родителей. Будет ли ребенок хорошо учиться в школе, зависит от многих причин. Индивидуальные особенности, подготовленность и другие факторы – все это немаловажно. Следует помнить, что к поступлению вашего чада в школу надо тщательно подготовиться. Так ему будет легче избежать определенных сложностей.

Что должен знать и уметь ребенок к школе?

Ваш ребенок должен быть подготовлен к школе. Существует список обязательных умений и знаний для дошкольников. Например:

  • Знание своих данных, т.е. малыш обязательно должен знать свою фамилию, имя и отчество. Кроме того, кроха должен владеть контактными данными родителей;
  • Знание страны, города или поселка проживания малыша;
  • Ребенок должен отличать животных, знать их названия, а также их детенышей. Кроме этого, малышу необходимо владеть информацией о самых известных растениях, овощах и фруктах в стране проживания;
  • Малышу нужно знать времена года, месяцы и их последовательность. Он должен ориентироваться в днях недели и количестве месяцев.

Кроме вышеперечисленного, карапуз должен быть всесторонне развит. Например, ему необходимо владеть информацией о явлениях природы, знать хотя бы несколько видов спорта. Ребенок 6-7 лет должен без затруднений рассказывать о своих любимых увлечениях и интересах. Также подготовка дошкольников

включает в себя основы чтения, письма и математики. Помните, что ваша задача – помочь малышу освоить эти знания.

Итак, подготовка ребенка к школе должна включать в себя обучающие уроки и игры, а также занятия и упражнения. Желательно, чтобы все это проводилось в легкой, интересной и увлекательной игровой форме.

Подготовка познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер

В дошкольном возрасте формируются основы умения общаться и правильно вести себя в коллективе. Что родителям нужно знать об этом?

Занятия для развития устной речи дошкольника

Для того чтобы помочь ребенку в развитии речи, следует придерживаться простых правил:

Обучение дошкольников чтению

Для того чтобы научить ребенка читать, может быть использовано множество различных обучающих азбук, кубиков и паззлов. Кроме того, в помощь родителям разработано большое количество онлайн-игр, которые можно скачать бесплатно или приобрести за деньги. Также на заметку можно взять захватывающие книжки с крупным шрифтом. Сначала родители могут читать их крохе, а затем попросить найти в прочитанном тексте знакомые буквы.

Полезные игры и занятия для дошкольника

С помощью представленных ниже упражнений можно помочь крохе освоить навыки письма и рисования.

Логические игры

Дети 6-7 лет должны соответствовать весьма внушительному списку требований касательно умения логически мыслить. Рассмотрим несколько примеров:

Логические игры способствуют развитию мышления и речи. Кроме того, такие игры помогают малышу успешно социализироваться, ведь в таких упражнениях ему нужно взаимодействовать и общаться со сверстниками. А это, в свою очередь, тоже помогает успешно подготавливаться к школе.

Занятия для мелкой моторики

Подготовка к школе и развивающие игры для детей 6-7 лет обязательно включают в себя упражнения для развития мелкой моторики. Для этого используются рисование, игры с использованием пластилина, сборка конструктора, изготовление аппликаций из различных материалов, а также различные онлайн-игры. Не страшно, если у вашего ребенка не сразу все получается. Поддерживайте его, и тогда он обязательно сделает свои первые успехи!

Уроки для подготовки детей к школе

Одним из важнейших моментов подготовки к школе являются онлайн-игры и игровые упражнения. Рассмотрим несколько интересных примеров:

Игры для развития речи

  • Гость с другой планеты

Для этого упражнения одному из взрослых нужно будет играть жителя другой планеты. Пришелец должен указать на какой-либо предмет и попросить малыша рассказать, для чего он нужен. Ребенок, в свою очередь, должен доступно описать и рассказать пришельцу все, что он знает об указанном предмете.

  • Звериная семейка

В данном игровом задании крохе нужно назвать родителей и детеныша какого-либо животного. Вот, например, мама – кошка, папа – кот, детеныш – котенок. Если ребенок с легкостью справляется с упражнением, можете усложнить его, попросив назвать всех членов звериной семьи во множественном числе.

  • Животные: кто, где, какие?

Для этого задания нужно попросить кроху изобразить или описать любое животное (например, какие звуки издает, внешность и др.).

  • Кроме описанных выше вариантов, есть и многие онлайн-игры, скачать которые можно в интернете – они представлены в свободном доступе.
  • Математические игры

Подготовка к школе - это не только обучение, но и увлекательные онлайн-игры, а также интересные игровые задания.

  • Пять веселых пальчиков

Из реквизита понадобится лист бумаги и карандаш. Попросите малыша обвести пальчики на руке, присвоив каждому определенный номер.

  • Ищем четырехугольники

Нарисуйте на листе различные геометрические фигуры. Малыш должен найти среди них только четырехугольники. Кроха может сосчитать их и раскрасить в любимый цвет. Также вы можете найти примеры таких игр в онлайн-варианте. Мы уверены: ваш ребенок будет в восторге!

Возможные сложности и ошибки

На пути к успешной подготовке к школе родителей ожидают не только радостные достижения, но и некоторые сложности. Рассмотрим, как избежать распространенных ошибок:

  1. Отсутствие каких-либо действий. Некоторые отцы и матери думают, что малыш самостоятельно всему научится, уже будучи в школе. Это не так. Ребенку будет сложно среди уже подготовленных сверстников.
  2. Перекладывание обязанностей по развитию и обучению малыша на детский садик или детские клубы. Обучать ребенка 6-7 лет непросто, но возможно и доступно при желании любому родителю. Тем более что сейчас представлено много онлайн-игр, заниматься которыми малыш может не выходя из дома.
  3. Не стоит пытаться сделать из малыша гения за несколько недель до поступления в школу, в быстром темпе выполняя разнообразные онлайн-задания. Занятия для дошкольников должны быть систематическими – тогда вы увидите эффект.

Часто бывает так, что ребенку трудно усвоить всю поступающую информацию. Не беспокойтесь и не давите на него. Очень важно не отбить у малыша тягу к знаниям. Это только навредит. Просто занимайтесь регулярно и выполняйте те задания, онлайн-игры и игровые упражнения, которые не только полезны, но и интересны ребенку.

Краткое содержание: Игры онлайн: развитие внимания, развитие речи, подготовка к школе, букварь онлайн, занимательная математика.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому в этом возрасте все обучение лучше проводить в игровой форме. Обучающий момент можно внести в любую игру, например, устраивая куклам чаепитие, заодно подсчитать, сколько надо чашек, сколько пластилиновых пирожков и т.д. Между тем, существуют и специальные развивающие игры, направленные на тренировку памяти, внимания, развитие мышления, речи, обучение чтению и математике. В связи с тем что в современную жизнь повсеместно внедряются компьютерные технологии, большой популярностью у современных детей пользуются развивающие игры онлайн. Благодаря существованию детских развивающих игр онлайн, ребенок проводит время за компьютером не только с удовольствием, но и с пользой.

В этой статье мы хотим познакомить вас с лучшим в русскоязычном интернете сайтом с развивающими играми для детей онлайн - Games-for-Kids.ru На этом замечательном сайте вы найдете следующие разделы:

1. Развивающие игры. Развитие внимания

В этом разделе собраны разнообразные игры для развития внимания у детей: лабиринты, задания на поиск двух одинаковых картинок, упражнения на поиск и дорисовку недостающих деталей изображения, игры на поиск предмета по его тени и многое другое.

Перейти в раздел "Развитие внимания. Детские развивающие игры онлайн" >>>>

2. Развивающие игры для детей. Развитие речи

3. Развивающие игры онлайн. Подготовка к школе

Ищите игры для подготовки ребенка к школе? В разделе "Комплексная программа занятий для подготовки к школе" собрано большое количество разнообразных развивающих игр для подготовки к школе, разбитых для удобства на уроки. Каждый урок включает в себя задания на:

Развитие мышления

Развитие памяти

Занимательные уроки от сайта Games-for-Kids.ru помогут родителям и педагогам в игровой форме подготовить детей к школе.

Перейти в раздел "Подготовка к школе. Развивающие игры онлайн бесплатно" >>>>

4. Игры бесплатно развивающие. Букварь онлайн

"Букварь онлайн" - это не просто азбука в картинках, это целый комплекс упражнений, направленный на изучение букв и обучение чтению слогов. Изучив первые четыре буквы (А,У,М,С), ребенок параллельно с повторением пройденных букв, знакомится со слогами и выполняет упражнения на чтение слогов. Изучение каждой отдельной буквы алфавита состоит из 5 упражнений.

5. Развивающие игры для детей онлайн. Занимательная математика

Здесь вы найдете развивающие игры онлайн на обучение счету, знакомство с цифрами и развитие логико-математических способностей у детей дошкольного возраста. Приведем для ознакомления скриншоты некоторых заданий:

Перейти в раздел "Обучение математике. Развивающие игры онлайн" >>>>

6. Развивающие игры для малышей

Этот раздел сайта создан специально для деток, которые только начинают свое знакомство с компьютером. В нём вы найдете самые простые онлайн игры для детей 2-4 лет, направленные на развитие мышления, речи, знаний о мире, памяти и внимания. Их отличает простой, понятный интерфейс; яркое, красочное оформление и элементарные задания, подходящие для детей от 2 до 4 лет. Здесь собраны игры, помогающие малышам усвоить такие сложные понятия, как "один – много", "выше – ниже", "меньше – больше" и т.д.; игры на счет, изучение цвета, формы и размера. Ребенку, которому скоро исполнится или уже исполнилось 3 года, понравится решать несложные задачки, а если возникнут трудности, обязательно помогите малышу справиться с заданием.

Перейти в раздел "Развивающие игры для малышей" >>>>

7. Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 лет)

Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта Games-for-Kids.ru .

Перейти в раздел "Логопедические занятия для малышей онлайн" >>>>

8. Игры на развитие воображения и творческого мышления

Реальный критерий ума человека - это способность создавать что-то новое, никогда ранее не существовавшее. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности (науке, производстве, бизнесе, рекламе). Научные изобретения, новые товары или услуги, успешные предприятия (фирмы, проекты) – все это продукт деятельности креативных людей, способных нестандартно мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве. Этот раздел сайта Games-for-Kids.ru создан специально в помощь тем родителям, которые задумываются о будущем своих детей и понимают важность развития у ребенка воображения и творческого мышления.

Перейти в раздел "Игры на развитие воображения и творческого мышления " >>>>

9. Подготовка руки к письму. Прописи для дошкольников

В этом разделе мы публикуем прописи для дошкольников. Занятия по прописям являются непременной частью программы по подготовке руки к письму. Вы можете скачать и распечатать прописи для детей прямо с нашего сайта. Выберите понравившееся вам задание, кликните на картинку, распечатайте бланк с прописями. Наши прописи рассчитаны на детей дошкольного возраста. Игровая подача и разнообразие материала сделают занятия по подготовке руки к письму и развитию мелкой моторики интересными для ребенка.


Материал подготовила: Анна Пономаренко

Подготовить ребенка к поступлению в 1 класс непросто. Некоторые родители и бабушки с дедушками готовы учить будущего первоклассника ночами напролет. В последние годы большую востребованность приобрели подготовительные курсы, которые есть при многих общеобразовательных школах, гимназиях и в специальных детских центрах. В целом, каждый ребенок (дошкольник) должен пройти через весь подготовительный процесс, состоящий из определенных этапов, только тогда подготовка к школе будет успешной.

Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу

Подготовка детей к школе занимает немало времени, поэтому некоторые родители предпочитают отдавать своих чад в частные школы. Такие учреждения набирают группы детей дошкольного возраста для обучения всему необходимому под руководством профессиональных педагогов. При этом в семьях также следует регулярно заниматься с детьми, ведь в любом случае важен индивидуальный подход. Чтобы ребенок мог без больших трудностей адаптироваться к школьным предметам, он должен:

  • знать буквы;
  • уметь читать (можно по слогам) небольшие простые тексты;
  • обладать навыками письма;
  • знать времена года, названия месяцев, дней;
  • знать свои фамилию, имя, отчество;
  • иметь хорошую память, чтобы запоминать 5-7 из 10 четко названных простых слов;
  • находить сходства и различия между предметами;
  • уметь вычитать и складывать числа в пределах первого десятка;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • знать 10-12 основных цветов и др.

Методики подготовки детей к школе

Прежде чем давать те или иные задания для подготовки к школе своему малышу, ознакомьтесь с несколькими популярными методиками. С их помощью ребенок во время обучения может приобрести все необходимые навыки. Методики обучения направлены, как правило, на развитие мелкой моторики, логического мышления, получение математических знаний и т.п. При этом с учетом индивидуальных особенностей дошкольника нужно заняться его физической подготовкой. Известные методики начального образования:

  • Зайцева;
  • Монтессори;
  • Никитиных.

Методика Зайцева

Чтобы дошкольная подготовка ребенка дома оказалась успешной, обратите внимание на методику Зайцева, которая включает в себя подход к обучению чтению, письму, английскому и русскому языку. Она предполагает применение визуального восприятия информации. Основной принцип заключается в обучении малыша всему необходимому без вреда здоровью и с учетом индивидуальных особенностей. Она способна активизировать каналы восприятия информации, сэкономив время и избавив малыша от зубрежки. Минус: при индивидуальных занятиях методика реализуется хуже, чем при групповых.

Методика Монтессори

Индивидуальная программа подготовки к школе, помогающая подготовить будущего первоклассника, может быть организована в соответствии с методикой Монтессори. В ней большое внимание уделяется развитию ощущений и мелкой моторики малыша. В процессе обучения необязательно использовать какие-то специальные пособия. Родители должны создать для малыша полноценную развивающую среду. Минусом является отсутствие в методике ролевых и подвижных игр.

Методика Никитиных

Чтобы повысить уровень знаний с помощью домашних заданий, ознакомьтесь с методикой Никитиных. Ее основные принципы заключаются в развитии, которое должно быть творческим, свободным. Занятия проходят, чередуясь: интеллектуальные, творческие, спорт. Спортивная атмосфера играет в формировании малыша основополагающую роль, поэтому в вашем доме должны быть созданы все условия для этого. Методика является креативной, с упором на физическое развитие, творчество, но есть минус – желание учиться появляется далеко не у всех детей.

Подготовительные занятия к школе

Начинать заниматься с малышом нужно с раннего возраста. Особое внимание необходимо уделить психологической подготовке. Поначалу выполнение заданий происходит в игровой форме, но затем они становятся более сложными, но интересными. Базовые знания дети получают, как правило, в детских садиках. Добиться больших результатов можно как на дому, пригласив частного репетитора, так и, отдав ребенка в специальные центры развития или подготовительные курсы при школах.

Курсы подготовки к школе

Решив выбрать подготовительные курсы к школе, отнеситесь к выбору подходящего учреждения основательно. Такие курсы имеются как при самих школах, так и в образовательных центрах, т.е. некоммерческих организациях. С помощью комплексных занятий, коллектива дети могут адаптироваться к школьной системе, урокам. Нередко на таких курсах дошкольников обучают так, чтобы они легко выполняли нужные упражнения и правильно отвечали на определенные вопросы. Намного важнее, чтобы малыш умел творчески мыслить, самостоятельно рассуждать и делать выводы.

Дошкольный репетитор

Репетитор для дошкольника – это отличный вариант обучить малыша грамоте, подготовить его к будущим собеседованиям в школе. Тем более некоторые учителя дополнительно обучают детей английскому языку. Не забывайте, что репетитор по подготовке ребенка к школе должен иметь педагогическое образование и соответствующую квалификацию. Большим плюсом репетиторства является индивидуальный подход, который поможет развитию внимания, умения рассуждать и т.д. Ребенок при этом получит более глубокие знания. Минусы: сложно найти достойного педагога, высокая стоимость.


Сколько стоит подготовка ребенка к школе

Подготовительные курсы повысят готовность ребенка к поступлению, особенно, если вы планируете отдать его в гимназию. Готовиться так рекомендуется тем детям, которые не посещают детский сад. Занятия в специализированных учреждениях направлены на освоение основ письма и грамоты, обучение чтению, развитие речи и музыкальных навыков и т.д. Некоторые центры обучают шахматам, иностранным языкам и др. Стоимость подготовки в Москве:

Бесплатная подготовка к школе

Воспитатели детского сада должны закладывать основы счета, письма и чтения. Перед родителями стоит более важная задача – научить малышей доводить начатое до конца, пусть это будут какие-нибудь примеры из математики, занятие рисованием или что-то другое. Чтобы ваше чадо по уровню развития соответствовало своему возрасту, старайтесь больше общаться с ним, отвечая на все вопросы. Уделите внимание активным играм, физическому развитию, научите самостоятельности и правилам безопасности.

Как подготовить ребенка к школе самостоятельно

Для развития памяти, умения логически мыслить и прочих навыков в домашних условиях, читайте или смотрите вместе мультфильмы, обсуждая то, что ребенок узнал. Чаще интересуйтесь мнением малыша, задавая при этом вопросы. Постарайтесь превратить занятия в домашних условиях в удовольствие для дошкольника. Плюсом подготовки дома является экономия средств, да и нужные материалы можно всегда найти в интернете. Минусом может стать качество, ведь не у всех родителей есть педагогическое образование. К тому же, занятия в кругу семьи не всегда дисциплинируют малыша.

С чего начать подготовку

Самым подходящим возрастом для начала обучения будущего первоклассника по мнению психологов считается период 3-4 года. Начинайте учить ребенка читать и считать в игровой манере, к примеру, во время прогулок считайте вместе с ним количество домов, автомобилей и т.д. Делайте вместе поделки, уделив внимание художественному развитию будущего первоклассника: рисуйте, создавайте аппликации, лепите, собирайте пазлы. Дома оборудуйте удобный письменный столик. Уделите внимание мотивации своего чада, в противном случае, обучение будет продвигаться медленно.

Программа

Не следует готовить малыша к школе абстрактно, постарайтесь подыскать требования, тесты, задания и конкретные примеры вопросов. Для развития мелкой моторики ребенок должен нанизывать макароны или бусины, вырезать что-либо из бумаги, рисовать красками, создавать аппликации, вышивать, вязать и т.д. Чтобы обучить малыша всему необходимому, обратите внимание на следующий план занятий:

Материалы

Чтобы обучить ребенка всему то, что понадобится при поступлении в школу, воспользуйтесь специальным наглядными материалами. Найти их в большом количестве можно на тематических веб-ресурсах. Для развития логического мышления, внимания, памяти и воображения есть немало развивающих игр, для проведения которых требуется разноцветный картон. Например, для обучения грамоте понадобится книжка с картинками: выберите любую букву, проговорите несколько раз и предложите малышу обвести ее карандашом по всей странице. Подробнее можно узнать в методических пособиях.


Игры для подготовки к школе дошкольников

Развивающие игры помогут будущим дошкольникам закрепить знание алфавита, научиться составлять слова, писать и читать. Кроме того, такие занятия способствуют развитию внимания и сосредоточенности. Тем более ребенок дошкольного возраста часто отвлекается и не может подолгу сосредотачиваться на одном роде деятельности. Игры, которые помогут в развитии малыша:

  • Название: «Книжный детектив».
  • Цель: развить быстроту мышления, научить соотносить буквы с конкретными картинками.
  • Материал: книга с иллюстрациями.
  • Описание: дайте задание малышу найти в книге картинку на определенную букву. Если в игре участвует несколько детей, то введите элемент соревновательности, т.е. победителем окажется тот, кто найдет больше нужных картинок.

Вот еще один неплохой вариант:

  • Название: «Художник-иллюстратор».
  • Цель: научить обращаться с книгой, развить логику, воображение.
  • Материал: несколько книг.
  • Описание: прочитайте своему чаду небольшой рассказ или стих, после чего предложите ему подобрать рисунки к нему из других книжек. Затем попросите пересказать краткий сюжет прочитанного, опираясь на выбранные картинки.

Развивающие занятия

В качестве развивающих упражнений можно использовать любые лабиринты, где какому-либо персонажу нужно помочь добраться до выхода или куда-нибудь попасть. Есть немало игр, которые помогают улучшить концентрацию внимания и увеличить его объем. Некоторые упражнения способствуют развитию и произвольности внимания. Неплохой вариант развивающей игры:

  • Название: «Цветы на клумбе»
  • Материал: разноцветный картон.
  • Описание: вырежьте из картона по три цветка синего, оранжевого, красного цвета и три клумбы прямоугольной, квадратной, круглой формы. Дайте малышу распределить цвета на клумбах на основе рассказа - красные цветы росли не на квадратной и не на круглой клумбе, оранжевые - не на прямоугольной и не на круглой.

Еще одна игра, которая отлично подходит для развития разнообразных навыков у ддошкольников:

  • Название: «Чем похожи и чем отличаются?»
  • Цель: развить логическое мышление.
  • Описание: предлагайте детям по два предмета, которые они должны сравнить и указать их различия, сходства.


Как психологически подготовить ребенка к школе

Личностно-социальная готовность дошкольника заключается в том, что к моменту поступления он должен быть полностью готов как к общению, так и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Чтобы психологическая подготовка была действительно успешной, предоставьте возможность малышу самостоятельно установить контакты с окружающими на детской площадке.

Так называемые «домашние дети» часто боятся большого скопления народа, хотя далеко не все взрослые уютно чувствуют себя в толпе. При этом не следует забывать, что будущему первокласснику предстоит находиться в коллективе, поэтому старайтесь время от времени выбираться на массовые мероприятия. Мотивируйте малыша – если он привык к постоянной похвале дома, то оценивайте не каждый шаг, а готовый результат.

Видео

Первый раз в первый класс! Это звучит очень завораживающе, как-то маняще и интересно. Но как сохранить эту любознательность ребенка на долгие годы, что бы, ни пропал его интерес к учебе? Ведь сидя за партой в красивом классе, когда учительница задает вопросы: один, второй, третий, дети тянуться отвечать, а ты ничего не знаешь и не понимаешь их. Наверное, трудно будет удержать большой интерес и стремление к знаниям. Чтобы эта заинтересованность и стимул учиться не проходила как можно дольше, надо готовить ребенка к школе, к умственным нагрузкам постепенно, начиная с 4 лет.

Сегодня первоклассникам предъявляют гораздо более высокие требования, чем 20 лет назад. У ребенка, едва достигшего 7 лет, должен быть сформирован достаточный запас знаний об окружающем мире, развита связная речь и словарный запас. У будущего школьника должны быть развиты познавательные психические процессы, он должен иметь развитую память, логическое мышление, внимание и воображение. Ему нужно обладать хорошо развитой мелкой моторикой, которая определяет, насколько быстро и хорошо он научится писать. Предполагается, что ребенок уже умеет читать, считать, рассказывать по картинке, у него объемный багаж общих знаний. Как мы, родители, можем ему помочь?

Игра — наиболее значимая, а потому необходимая для ребенка деятельность. В игре развиваются качества, без которых обучение невозможно.

В игре дети:

  • Учатся применять имеющиеся у них знания;
  • Ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;
  • Получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.

В игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь и, что особенно важно, воображение.

В структуре любой игры можно найти элементы целеполагания, планирования, реализации цели, анализа результатов. Игра всегда добровольна, включает элементы соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться, самореализоваться.

Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Она может охватывать какую-то часть учебного процесса, объединенного общим содержанием.

В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры, развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции, смекалку и др.

Какие игры наиболее полезны для подготовки детей к школе?

Перечислить все ценные игры невозможно, есть много книг, рассказывающих о них. Родители могут выбрать игры для подготовки к школе по своему вкусу, но обратите внимание на те из них, которые:

  1. Формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушел?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Повтори рисунок»).
  2. Развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме).
  3. Развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова на оборот», «Синонимы», «Составляем рассказ»).

Помните чудесную книжку К. И. Чуковского «От двух до пяти»? Если вы до сих пор не читали ее, найдите и прочитайте - вы получите огромное удовольствие. В этой книге собрана бесценная коллекция детских упражнений со звучащим словом.

Можно и нужно воспользоваться этим сензитивным периодом в жизни ребенка и ввести его в увлекательный мир языка, открыть для него языковую действительность и таким образом привести к чтению.

С чего же начинать занятия по обучению грамоте? Конечно, с игры!

Поиграем с ребенком в жуков. Вот жучки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж. Вместе вы «летаете» по комнате и жужжите. Присели на цветок, замолчали, а потом снова полет и жужжание. «Какую песенку мы поем?» - прерывает жужжание мама. «Ж-ж-ж»,- отвечает она сама, если ребенок не понял ее вопроса, и малыш с удовольствием присоединяется: «Ж-ж-ж».- «А послушай, в слове жук есть эта песенка: ж-ж-жук. Слышишь, как он поёт свою песенку? Давай-ка вместе - ж-ж-жук».

Нужно отметить, что произнести таким образом слово, ребенку совсем не легко. Он должен изменить свою артикуляцию, как бы пощупать слово, найти в нем звук ж и потянуть его. Поэтому первое время ребенок повторяет слова вслед за мамой.

«Давай еще поищем слова, в которых жук оставил свою песенку. Ну-ка угадай: это животное с самой длинной шеей. Ну, конечно, ты угадал: жираф. Давай вместе скажем это слово так, чтобы услышать в нем песенку жука. А еще, какое ты знаешь слово?»

Надо дать ребенку самому придумать слово, в котором спрятался жук. Можно запутать ребенка, тем самым мы увидим, что он понял нас. Например: «Мы иногда едим это с чаем. Варенье? Послушай внимательно: ваареенье. Слышишь ты в нем песенку жука? Скажем вместе: ваареенье. Нет, этой песенки там нет. Ты правильно подумал - действительно, варенье - это вкусно, сладко, мы едим его с чаем, но только жук не оставил в нем свою песенку. А вот в слове пирожжжное ты слышишь песенку жука? Да? Ну-ка скажем это слово вместе: пирожжжное. Ты прав, там есть эта песенка».

Что произошло в этой игре? Мы впервые переключили внимание ребенка со смысловой стороны слова на его звуковую сторону, он начал намеренно вслушиваться в звучание слов, сравнивать их по звуковому составу.

Есть много звуков, само произнесение которых можно обыграть: з-з-з - звенит комарик, ш-ш-ш - шипит змея, р-р-р - рычит собака. Дети, как правило, с удовольствием играют в эти игры, постепенно учатся произвольно менять свою артикуляцию, произносить слово так, чтобы была слышна песенка комарика, шуршанье листьев и т. д.

Когда вы увидите, что ваш ребенок легко справляется с изменением своей артикуляции при поиске нужного звука, усложните задание: кто больше назовет слов, в которых шипит змейка, слов со звуком Ш. Сначала помогите малышу, но так, чтобы ему казалось, что он все делает сам: «Какая твоя любимая игрушка?» — «Машина».- «Не слышу, как там шипит змейка».- «Машшшина».- «Отлично! Ты правильно назвал слово. «Теперь я скажу слово со звуком ш,- мама задумывается.- Кошшшка,- Теперь ты».

Когда ребенок будет находить любой заданный вами звук, можно предложить ему определить место звука в слове (начало, середина, конец). Для этого можно использовать наглядный материал.

Играя с ребенком, обязательно обратите его внимание на то, как по-разному звучат звуки, очень похожие: первый в словах ммышка и ммишка. В слове мышка он звучит строго, сердито: м-м-м, а в слове ммишка - улыбается, ласково звучит: мь-мь. И когда в игре вы соревнуетесь, кто больше назовет слов, в которых звенит комарик, то, пожалуйста, не забудьте, что есть большие комары, которые звенят сердито: з-з-з, а есть маленькие, которые тоненько звенят: зь-зь-зь. Поэтому придумывайте слова сначала с песенкой большого комара, а потом с песенкой маленького комарика.

Ребенок еще не знает ни о твердости, ни о мягкости. Это он узнает в школе. Но различать их он должен обязательно и делает это, как правило, легко. Если же он ошибается и называет слово с песней большого комара - Зина, то мама не должна пропустить эту ошибку: «Послушай, как ласково звенит здесь комарик: Зьзьина, а большой комар звенел бы сердито: 3зына».

Вы увидите, что довольно скоро никакой помощи ребенку в этих играх не понадобится, более того, если мама - постоянный партнер - иногда должна «поддаваться», чтобы у ребенка не угас интерес к игре с превосходящим его соперником, то папа, бабушка действительно смогут назвать меньше слов, чем малыш.

Теперь, когда звуки речи для вашего ребенка так интересны, можно начать играть с буквами.

Предлагаю вашему вниманию таблицу с алфавитом по типу Шульте.

У

Е

Ё

Ы

А

О

Э

Я

И

Ю

Можно предложить ребенку соревнование «Кто быстрее найдет заданную букву», «Найти буквы по порядку от А до Я», сначала просто ищем, затем можно по времени, найти за минуту все буквы, «Какая буква находится в правом верхнем углу, в нижнем левом углу» и т. д.

«Цифровой ряд». Если ребенок знаком с цифрами, то выкладываем цифры до пяти и больше.

Называем любое слово по буквам и на каждый звук выдвигаем вперед цифру, тем самым определяя последовательность звуков в слове.

Эти цифры можно обыграть по-другому. «Назови следующее число», (один, два, три….); «Назови соседей чисел», (кто стоит между двойкой и четверкой, а кто после тройки, перед пятеркой и т. д.); «Назови числа», (назови число, которое больше пяти, но меньше семи. Назови числа, которые меньше восьми, но больше четырех и т. д.)

«Ищем звук в слове». Смотрим на картинку и определяем звук, начало, середина, конец. Разукрашиваем соответствующий квадрат под картинкой.

Выкладываем буквы, из счетных палочек, круп.

Угадывание предметов или букв, цифр, на незаконченных, недописанных, зашумленных рисунках.

Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов. Узнай, кого спрятал художник. Найди по тени.

Ребенку предлагается сделать рисунок, представляющий собой зеркальное отображение исходного.


На «вступительных экзаменах» в школе детям нередко предлагаются логические задачки, чаще всего такие, что получили у нас на занятиях название «Четвертый лишний». Из набора слов, предлагают определить, какое лишнее. Например, в наборе слов коза, корова, курица, лось, лишними могут оказаться как курица (птица среди рогатых животных), так и лось (дикое животное среди домашних). Через пару занятий дети сами начинают придумывать комбинации, по абсолютно разным признакам.

Ребенок должен самостоятельно найти в каждой из групп лишний предмет. Объяснить, почему он сделал такой выбор.

По опыту работы с детьми можно смело утверждать, что приучать к элементарным логическим выкладкам можно уже малышей 3-4 лет. И делать это конечно надо через игру. Заметьте, что в таком случае «изучение» логики становится уже не целью, а средством, то есть вы даете ребенку на будущее не только инструмент познанию мира, но и сразу учите его, как этим инструментом пользоваться.

Одна из известных игр, которая не только развивает внимание, но и помогает логически мыслить, — сборка пазлов. В них формируется целостный образ предмета, ребенок учитывает пространственное расположение деталей и их соотношение с другими частями целого. Дети очень быстро их запоминают и легко собирают по памяти и интерес к ним пропадает. Поэтому можно предложить понравившуюся картинку с журнала, или с раскраски, разрезать ее на части, неровными линиями, геометрическими фигурами и ребенку будет интересно собирать ее.

Так же ребенку помогут сделать первые шаги в логическом мире геометрические конструкторы, игры головоломки. Эти игры развивают сообразительность, воображение и пространственные представления, воссоздание из геометрических фигур образных изображений.

Игры для развития речи.

1. Игра «Инопланетянин». Определения понятий в данном случае обращается внимание на владение словом при выражении мысли, а не на саму мысль.

Взрослый представляется инопланетянином и просит ребенка рассказать про задуманный вами любой предмет: я никогда не видел и не знаю что такое стул. Ребенок в подробности должен рассказать описать признаки и свойства этого предмета, так чтоб было понятно, что это и для чего.

2. «Звериная семья». Предлагаем ребенку назвать папу, маму и детенышей в ед. и мн. числе.

Мама-корова, а папа… И у них родились…

3. Возвращаясь домой с детского сада, опишите дикое животное, домашнее. Можно задавать ребенку наводящие вопросы: название, внешний вид, как голос подает, где живет, чем питается, если есть польза, то какая.

4. «Узнай по описанию». Задавайте друг другу загадки:

Мяукает, царапается, мурлычет.
Хитрая, ловкая, хороший охотник.
Желтые, красные, осенние.
Красное, сладкое, спелое.
Старый, кирпичный, двухэтажный.

5. «Белый — черный». Подбери к каждому слову противоположное.

Веселый-…. добрый-….. твердый-…
Широкий-…. громкий-… быстрый-…
Высокий-… холодный-… старый-…

6. «Один — много». Я называю один предмет, а ты много:

дерево-…
ветер-…
крыло-…
глаз-…
платье-…
ведро-…
окно-…
ухо-…
книга-…

Давай расставим картинки в правильной последовательности: с чего все начиналось, что произошло и чем все закончилось?


Развитие мелкой моторики.

Будущим первоклассникам просто необходима моторная умелость!

Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Таким образом, этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки (С.И. Гальперин, 1964г.)

Эффективными путями для развития мелкой моторики пальцев рук и развития ручной умелости являются рисование, лепка (из соленого теста, теплого воска, глины, пластилина), конструирование, аппликация (выполнение аппликации из природного материала). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр.

Актуальным, на мой взгляд, является использование в работе с детьми интересных, современных технологий развития мелкой моторики, в частности, использования аппликации.


Старайтесь не только играть в вышеперечисленные игры для подготовки к школе, но и как можно чаще разговаривать с ребенком, хвалить, подбадривать и быть просто рядом. Даже если у малыша что-то не получается, вы должны приложить массу усилий и убедить его, что скоро у него все получится. Это порой бывает нелегко, но результат оправдывает усилия. Так, с помощью родителей, ребенок приобретает жизненный опыт и уверенность в себе.

(7 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Начало школьной жизни знаменует собой важный поворотный момент для большинства детей и родителей.

Примерно тогда на флаг выходит смена основного вида деятельности, от игровой к учебной.

Каждый ребенок должен сделать переход от «живу играя», к этапу жизни «читать, чтобы узнать» Это гигантский скачок!

И для детей это может быть трудное время. Благодаря нижепредставленной подборке полезных и развивающих игр, вы поможете ребенку с легкостью в игровую деятельность интегрировать учебные навыки, и тем самым помочь ребенку адаптироваться к школьному этапу.

Развивающие игры, в которые можно играть на прогулке

Игра «Иголка и нитка»

Дети становятся друг за другом, первый из них иголочка — бегает, меняя направление движения. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

Цель этой игры важна для детей, имеющих трудности в общении, замкнутых, стеснительных. Лучше их ставить первыми.

Игра «Обезьянка в магазине зеркал»

Взрослый, а затем ребенок, показывает движения, которые за ним в точности должны повторять игроки.

На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог исполнить эту роль.

Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре)

Цель игры — развитие внимания и управление своим состоянием

Игра: «Угадай, какой предмет я рисую по воздуху».

Дети представляют, что у ведущего кусочек мела, который как бы по воздуху рисует, например, апельсин. Задача детей повторить это движение и придумать что-нибудь свое.

Цель игры — развитие внимания и главного навыка учебной деятельности — следить и повторять

Игра «Бумажный футбол»

Цель игры «Бумажный футбол» — развитие настойчивости, доведения до результата, развитие целеустремленности

Игра «Муха»

Цель игры — развитие координации, оринтации право-лево (необходимо для того, чтобы ребенок ориентировался на листе бумаги)

Развивающие игры, в которые можно играть дома

Игра «Игровой стрейчинг».

Игра, в которой используется в качестве материала лист с напечатанным текстом.

Задача ребенка игры найти букву «А» и обвести ее карандашом или букву «О» и подчеркнуть ее. Кто больше найдет, тот победил (взрослый тоже может соревноваться)

Цель игры — развитие внимания, навыка концентрации внимания, умения слышать, слушать и точно выполнять поставленную задачу

Игра «Велотренажер»

Цель игры — развитие логических навыков, увеличение активного словарного запаса

Игра на развитие памяти «Коробочка»

Для игры нужна коробка с разными игрушками, ребенку показывают по одной игрушке, а потом прячут обратно в коробку, задача ребенка запомнить и воспроизвести в устной форме те игрушки, которые находятся в коробке.

Цель игры — развитие зрительной и слуховой памяти ребенка

Игра «Ищем ошибки».

Ребенку читается рассказ. Дети внимательно должны следить за речью. Если услышат путаницу или то, чего не может быть, — потопать ногами, а затем объяснить, почему они прервали рассказ и исправить ошибку.

Например: Рассказ с нелепостями

Собралась я как-то в лес. Взяла с собой собаку, рюкзак и лыжи. Прихожу в лес, надеваю КОНЬКИ и начинаю двигаться по лыжне. Вдруг моя Кошка что-то увидела. Под елкой сидел Рыжий заяц.

Собака ЗАМЯУКАЛА, заяц бросился бежать, прыгнул на ДЕРЕВО, а собака за ним ПОЛЕЗЛА. Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕННО. Тогда моя собачка стала копать ЗЕМЛЮ и раскопала – что бы вы думали? ГРИБ! Нет, конечно, не гриб, а норку, а в той норке жила ВОРОНА.

Собака обнюхала норку и ПОЕХАЛА дальше. Я отправилась вслед за ней. Захотелось мне есть. Достала я из ПОРТФЕЛЯ два бутерброда и термос с кофе. Один из ПИРОЖКОВ я дала собаке. Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок ПАРОХОДА, значит, близко железная дорога.

Пошли мы на звук поезда и вскоре добрались до станции. На станции, я сняла КОНЬКИ, достала из ЧЕМОДАНА деньги и купила билет на электричку. Через несколько минут мы сели в вагон АВТОБУСА и отправились в обратный путь.

Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Цель игры — развитие навыка фокусировки на поставленной задаче

Игра «Рисовалка»

Цель игры — ориентация на листе бумаги, умение удерживать в голове поставленную задачу, навык общения

Игра «Что с чем делают?»

Песок сыплют, а воду…
Пироги пекут, а суп…
Цветы водой поливают, а огонь…
Сок можно разлить, а горох…
Траву косят, а волосы…
Книги читают, а песни…
Стол накрывают, а постель…

Игра «Настроение»

Создается цветопись настроения.

Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый член семьи рисует свое настроение в виде полоски, пятна, облачка, в итоге получается настоящее произведение искусства!

Цель игры — научить ребенка выражать свои эмоции и чувства, не замыкаться в себе, эмпатия

Развивающие игры, в которые можно играть в транспорте (в дороге, в поезде, в машине)

Игра «Школа улыбок»

— Когда люди улыбаются?
— Какие бывают улыбки?
— Попробуйте их показать.
— Нарисуйте улыбающегося человека.
— Улыбающийся человек – какой он?

Цель игры — развитие связной речи, умение ребенка рассуждать на поставленную тему. Не бояться выносить предположения и высказывать свое мнение

Игра «К сожалению — к счастью»

Цель игры — развитие связной речи, умение найти в любой сложной ситуации выход, развитие позитивного мышления

Игра «Как ты думаешь?»

Почему раньше, чем придет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?
Почему у всех автомобилей есть тормоза?
Чем отличается старый человек от молодого?
Какого человека называют добрым?
Какого человека называют другом?
Что значит помогать кому-то?
Что значит заботиться о ком-то?
Что значит жалеть кого-то?

Цель игры — развитие связной речи

Игра «Продолжи фразы»

Если в комнату принесли кусочек льда, то…
Мальчик весело смеялся, потому что…
Если зимой будет сильный мороз, то…
Если взлететь высоко, как птица, то…
Девочка стояла и плакала, потому что…
Когда наступает день рождения, то…
Если весь снег растает, то…
В комнате погас свет, потому что…

Цель игры — развитие навыка установления причинно-следственных связей, необходимый для обучения в школе

Развивающая игра «Кружочки»

Цель игры — развитие воображения ребенка, творческих способностей, креативности

Подготовить ребенка к школе всего за 20 дней можно в программе «К школе готов»

Включает в себя полную подготовку детей к школе. Вы узнаете:

  • Как легко и просто научить детей читать, считать
  • Как правильно психологически подготовить ребенка к школе
  • Как выработать внутреннюю мотивацию и дисциплину
  • Что делать, если у ребенка логопедические проблемы
  • Как выбрать учителя?

Занятия проводят:

Рената Кирилина, эксперт по развитию памяти и эффективному обучени, педагог, учитель высшей категории

Похожее