Феодора и чад его давида. Святой благоверный князь феодор новгородский. Тропарь благоверным князьям Феодору Смоленскому и чадам его Давиду и Константину Ярославским, на перенесение мощей

1. Упражнения для стопы и голени

Силовые упражнения:

Поднимание на носки, то же с гантелями в руках;

Ходьба на носках;

Подскоки на двух и одной ноге на месте и с продвижением.

Упражнения для подвижности в суставах:

В положении выпада вперед пружинящие движения, стремясь коснуться пола пяткой, находящейся сзади ноги;

Из упора сидя на пятках пружинящие движения, отрывая колени от пола;

Ходьба на внешней части стопы.

2. Упражнения для мышц бедра

Силовые упражнения:

Приседания на двух и одной ноге; то же с гантелями в руках; то же с партнером на плечах;

Ходьба в полуприседе и прыжки в полуприседе;

Стоя на коленях, наклоны с прямым туловищем назад. То же, но вперед, с удержанием голеней партнером.

Упражнения для увеличения подвижности в тазобедренных суставах:

Круговые движения тазом в стойке ноги врозь;

Пружинящие движения в положении широкого выпада вперед. То же в положении выпада в сторону;

Наклоны вперед в седее с прямыми ногами (ноги вместе и ноги врозь);

Полушпагат, шпагат;

Стоя на одной, другая опирается о рейку гимнастической стенки. Наклоны в разных направлениях, не сгибая ног.

Упражнения для туловища

1. Упражнения для мышц передней поверхности туловища

Силовые упражнения:

Из положения, лежа поднимание туловища в сед;

Лежа, поднимания прямых ног в положение лежа на лопатках согнувшись;

Стоя ноги врозь, наклоны назад, руки на поясе, к плечам, вверх;

Сидя. С опорой поясницей о набивной мяч. Наклоны назад, руки вверх;

Мост из положения лежа.

2. Упражнения для мышц задней поверхности туловища

Силовые упражнения:

Наклоны вперед с набивным мячом, удерживаемым руками на затылке;

Лежа на животе, прогибания, руки вверх;

В положении наклона вперед поднимания рук в стороны с гантелями.

Упражнения для увеличения подвижности позвоночника:

Пружинящие наклоны, вперед согнувшись, стоя, сидя.

3. Упражнения для мышц боковой поверхности туловища

Силовые упражнения:

Из седа ноги врозь, опираясь на одну руку, с поворотом упор лежа боком, другую руку вверх;

В седее ноги врозь (носками зацепиться за рейку гимнастической стенки или с удержанием ног партнером) наклон назад на 45 градусов и повороты туловища направо и налево, руки за голову.

Упражнения для увеличения подвижности позвоночника:

Пружинящие наклоны туловища в стороны в стойке ноги врозь, руки на поясе, к плечам, вверх.

Упражнения для всего тела

1. Из о.с. упор присев упор лежа, упор присев, и.п.

2. То же, но со сгибанием рук в упоре лежа.

3. Ходьба на руках с помощью партнера, поддерживающего за ноги.

4. В стойке ноги врозь круговые движения туловищем.

5. Из стойки ноги скрестно сесть, лечь, сесть, встать.

Упражнения для формирования правильной осанки

1. Стать у стены, касаясь её затылком, лопатками, ягодицами, пятками. Отойти от стены, сохраняя это положение. Определить отличие привычной позы от позы правильной осанки у стены.

2. Принять прямое положение тела с касанием палки затылком и позвоночником. Гимнастическая палка вертикально за спиной захватом руками у поясницы. Фиксировать позу, стоя у зеркала.

3. Стать спиной к стене. Приседая, наклоны туловища в сторону, не отрывая спину и таз от стены.

4. Лечь на спину, руки за голову. Напрячь мышцы спины, сохраняя прямое положение тела и дать партнерам поднять себя в положение о.с.

Упражнения в расслаблении

Упражнения для рук:

Стоя, руки вверх. «Уронить» кисти, затем предплечья, расслабленно опустить руки вниз и с полунаклоном вперед выполнить пассивное раскачивание ими вправо и влево.

Упражнения для ног:

Сидя с упором руками сзади. Поочередно слегка сгибать и разгибать ноги; при разгибании расслабленно «шлепнуть» задней поверхностью ноги о пол;

Стоя на одной ноге, захватом рук под бедро поднять согнутую ногу. Отпуская захват, «бросить» ногу книзу.

Упражнения для туловища:

Лежа на спине с опорой затылком и руками, слегка прогнуться и расслабленно лечь.

Упражнения для всего тела:

Лежа на спине, руки вниз ладонями вперед, носки наружу. Закрыть глаза, полностью расслабиться. Длительная пауза.

Скручивания - подняте плечей к тазу или таза к плечам.
очень доступное и эффективноеупражнение в основном нагружает прямые мышцы живота. Чтобы более интенсивно задействовать косые мышцы живота, просто поворачивайте туловище то в одну, то в другую сторону, двигая правый локоть по направлению к левому колену, а левый локоть - к правому.

Упражнение скручивания туловища на полу выполняется в положении - лежа спиной на полу. Руки расположить за головой, ноги поднять и слегка согнуть в коленях. Бедра находятся в вертикальном положении - сделать вдох и приподнять плечи над полом, одновременно двигая колени навстречу к голове и сворачивая туловище;

это упражнение задействует сгибатели бедра, а также косые мышцы живота, однако главным образом оно разрабатывает прямые мышцы живота.

Упражнение подъемы туловища выполняется в положении - лежа спиной на полу. Ноги согнуть. Ступни прижать к полу. Руки за головой:
- сделать вдох и приподнять туловище, округляя спину, Вернуться с исходное положение, не опуская торс на пол;
- по окончании движения сделать выдох.
Повторяйте движение до тех пор, пока не почувствуете утомление мышц живота.

Варианты:

1.Для лучшей устойчивости попросите партнера придерживать ваши стопы, прижимая их к полу.
2. Для облегчения выполнения упражнения вытяните руки вперед.
3. Для интенсивной нагрузка выполняйте упражнение на наклонной доске.

очень эффективное упражнение, котороеразрабатывает прямые мышцы живота и в меньшей степени внутренние и наружные косые мышцы живота.

Упражнение подъемы туловища у гимнастической стенки выполняется в положении лежа. Туловище на полу. Ноги согнуть. Ступни зацепить за перекладину шведской стенки, чтобы бедра располагались вертикально. Руки за головой:
- сделать вдох и приподнять туловище как можно выше, округлив спину, затем вернуться в исходное положение;
- по окончании движения сделать выдох.

Если туловище отодвинуть от шведской стенки, а ступни закрепить ниже, то это позволит совершать движения большей амплитуды и вовлекать в работу сгибатели бедра (подвздошно-поясничная мышца, прямая мышца бедра и напрягатель широкой фасции).

это упражнение концентрирует усилия на прямых мышцах живота, особенно на их верхних частях. Если туловище расположить дальше от скамьи, то это позволит легче осуществлять его подъем за счет сокращения подвздошно-поясничных мышц, напрягателя широкой фасции и прямых мышц бедер.

Упражнение сворачивание туловища с голенью на скамье выполняется в положении лежа. Туловище на полу. Голени на скамье. Руки за головой:
- сделать вдох и поднять туловище вверх, отрывая плечи от пола, округляя спину, пытаясь коснуться головой коленей;
- по окончании упражнения сделать выдох.

5. Подъемы туловища на наклонной скамье

Подъемы туловища на наклонной скамье - движение можно выполнять с многократными повторениями как в обе стороны, так и только в одну сторону. В обоих случаях нужно сконцентрироваться на мышечных ощущениях. Для этого необязательно чрезмерно увеличивать наклон скамьи.

Упражнение подъемы туловища на наклонной скамье выполняется в положении сидя на наклонной скамье. Ступни под валиками. Руки за головой (или на бедрах). Колени согните, чтобы снять нагрузку с поясницы:
- сделать вдох и наклонить туловище примерно на 20°;
- опуская туловище назад, ссутулить спину, как бы раскладывая поясницу на скамье, чтобы сосредоточить напряжение на прямых мышцах живота (голова должна быть ниже ног) - не касайтесь спиной скамьи! ;
- сделать выдох по окончании движения.
- поднимите туловище и попытайтесь дотянуться подбородком до коленей. Это упражнение следует выполнять с многократными повторениями. Оно позволяет разрабатывать все мышцы живота, так же как и подвздошно-поясничные мышцы, напрягатель широкой фасции и прямые мышцы бедра в составе четырехглавых мышц бедер.

Вариант: чтобы переместить часть нагрузки на косые мышцы живота, можно поочередно совершать повороты туловища то в одну, то в другую сторону при каждом очередном повторе.

Например: при поворотах туловища влево в работу вовлекаются в большей мере правая наружная и левая внутренняя косые мышцы живота, а также правая сторона прямой мышцы живота.

очень эффективное упражнение для разработки прямых мышц живота. Оно также задействует, но менее интенсивно, косые мышцы живота.

Упражнение подъемы туловища на вертикальной скамье выполняется в положении сидя на наклонной скамье. Ступни под валиками. Руки за головой:

Ступни закрепить под мягкими валиками, удерживая туловище в воздухе.
Руки завести за голову или скрестить на груди:
- сделать вдох и поднять туловище вверх, пытаясь коснуться головой коленей. Следить за правильным сворачиванием туловища;
- по окончании движения сделать выдох.

при выполнении этого упражнения никогда не используйте тяжелый вес, который мешает концентрировать внимание на работе мышц живота, особенно его прямых мышц.

Упражнение скручивания туловища с верхним блоком выполняется стоя на коленях. Держать гриф верхнего блока за головой:
- сделать вдох и свернуть туловище, приблизив грудину к лобку, затем вернуться в исходное положение;
- по окончании движения сделать выдох.

это упражнение позволяет удобно подбирать и регулировать необходимый вес для выполнения.

Упражнение выполняется в положении сидя на тренажере. Взяться кистями за рукоятки. Стопы поставить под валик:
- сделать вдох и сворачивать туловище, стараясь приблизить грудь к лобку;
- вернуться в исходное положение;
- по окончании движения сделать выдох.

Подъемы ног на наклонной скамье - упражнение, которое очень эффективно воздействует на нижнюю часть пресса.

Упражнение подъемы ног на наклонной скамье выполняется в положении лежа спиной на наклонной доске. Кисти расположить на перекладине или рукоятке за головой:
- поднять ноги до вертикального положения, затем приподнять таз и попытаться свернуть туловище так, чтобы голова коснулась голеней.

На первом этапе, когда вы поднимаете ноги, в работу вовлекаются подвздошно-поясничные мышцы, напрягатели широких фасций и прямые мышцы бедра в составе четырехглавых мышц.
На втором этапе, когда вы приподнимаете таз и сворачиваете туловище, в работу вовлекаются также мышцы живота, главным образом верхние части прямых мышц.

превосходное упражнение, котороеразрабатывает мышцы - сгибатели бедер, в первую очередь подвздошно-поясничные, а также косые и прямые мышцы живота (особенно интенсивно задействованы их нижние части).

Упражнение подъемы коленей в упоре. Поставить локти на опору. Плотно прижать поясницу к спинке:
- сделать вдох и подтянуть колени к груди, округляя при этом спину, чтобы мышцы живота сильнее напряглись;
- по окончании движения сделать выдох.

Варианты:

1. Для изолированной работы мышц живота необходимо сократить амплитуду движения, не опуская колени ниже горизонтального уровня, сохраняя только легкий изгиб позвоночника.
2. Для усложнения этого упражнения выполняйте его с выпрямленными ногами. При этом, однако, седалищно-подколенные мышцы должны быть эластичными.
3. Для дополнительного изометрического напряжения можно на несколько секунд задержать колени, сгруппированные у груди.

Это упражнение задействует:

1. подвздошно-поясничные, прямые мышцы бедер, напрягатели широких фасций при подъеме ног;
2. прямые мышцы живота и в меньшей мере косые мышцы, когда вы подтягиваете колени к груди. Для более изолированной работы мышц живота не опускайте колени ниже горизонтального положения.

Упражнение подъемы коленей в висе выполняется следующим образом: Взяться за перекладину и повиснуть на ней:
- сделать вдох и подтянуть колени как можно выше, стремясь приблизить их к груди благодаря сворачиванью туловища, затем вернуться в исходное положение;
- по окончании движения сделать выдох.

это упражнение можно выполнять также сидя на скамье, с широко расставленными ногами, удерживая бедра неподвижными, чтобы направлять нагрузку только на мышцы живота.
Лучшего результата можно достичь при частом использовании и многократном выполнении этого упражнения.

Упражнение развороты туловища с грифом выполняется в положении стоя. Ноги врозь. Положить гриф на трапециевидные мышцы, у задней части дельтовидных мышц, не прижимая гриф слишком сильно:
- разворачивать туловище из стороны в сторону, сохраняя в неподвижном положении таз (благодаря изометрическому сокращению ягодичных мышц).

Когда вперед продвигается правое плечо, то в этом движении задействованы правая наружная косая мышца живота, левая внутренняя косая мышца живота (в глубине) и незначительно прямая мышца живота, квадратная мышца поясницы и левая мышца, разгибающая позвоночник.

превосходное упражнение концентрирует нагрузку на косых мышцах живота, особенно на той стороне, которая сгибается, а также в меньшей мере вовлекает в работу прямые мышцы живота, глубокие мышцы спины и квадратные мышцы поясницы (мышцы, которые прикрепляются к 12-му ребру, поперечным отросткам поясничных позвонков и гребню подвздошной кости).

Упражнение боковые наклоны туловища стоя выполняется в положении стоя, Ноги врозь, Одна рука заведена за голову, а другая держит гантель:
- сделать вдох и наклонить туловище в противоположную сторону от гантели. Вернуться в исходное положение либо продолжать движение дальше по инерции.
Сделать равное количество повторений упражнения, меняя руки с гантелью в каждом подходе, не делая перерывов.

14. Вращение туловища стоя на тренажере "Твист"

Вращение туловища стоя на тренажере "Твист" - это упражнение задействует в первую очередь наружные и внутренние косые мышцы живота, вовлекая в работу также прямые мышцы живота.

Упражнение вращение туловища стоя на тренажере "Твист" выполняется в положении стоя на вращающейся подставке. Взяться за ручки тренажера:
- вращать таз из стороны в сторону, стараясь держать плечи неподвижными на протяжении всего упражнения.
Колени слегка согнуть, сместив центр опоры не на носки, а на пятки, которые не отрывать от вращающейся подставки, во избежание опасности растяжения связок, контролируя все движения.

Лучший результат можно получить при частом использовании и многократном выполнении этого упражнения.

15. Подъёмы туловища на римском стуле.

Лежа боком на скамье. Ступни закреплены под валиками. Туловище "висит" в воздухе. Руки за головой или скрещены на груди:

Сделать вдох и поднять туловище вверх, сгибаясь в боку, вернуться в исходное положение;

По окончании движения сделать выдох.

Основная нагрузка ложится на косую и прямую мышцы живота на той стороне, в которую осуществляется сгибание. Косая и прямая мышцы живота на противоположной стороне также задействованы статическим напряжением, не позволяющим туловищу опускаться ниже горизонтального уровня.

Примечание: на протяжении всего упражнения в работе задействована и квадратная мышца поясницы.

Чтобы убрать ненавистный жир с живота пресс необходимо качатьбез перерыва более 20 минут, так как во время силового и аэробного тренинга жир, мышцы сильнее снабжаются кровью, которая несет кислород, участвующий в окислительно-восстановительных процессах. Таким образом, чем больше крови проходит через определенный участок тела, тем активнее идут процессы сжигания жира, но это схема работает только при сильной циркуляции крови в определенной области, а именно - не менее 20 минут.
Нужно выбрать 7-10 упражнений и выполнять их без перерыва. Если вы занимаетесь в тренажерном зале, то здесь все просто - можно делать скручивания в висе, а после на тренажере, потом на полу и т.д. Таким образом, выполнив все упражнения, пройдет около получаса, что и необходимо. Если же занимаетесь дома, то придется самостоятельно подобрать упражнения, которые чередуют нагрузку на верхнюю, нижнюю часть пресса, а также на боковые мышцы. Занимаясь 3-4 раза в неделю с такой тренировкой, уже через месяц-два жир с живота исчезнет.

Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237 - 1239 года, и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитаемого русскими князьями-воинами. Воинскими подвигами суждено было Богом прославиться в Русской земле и святому князю Феодору. В 1239 году, когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий (память 24 ноября) избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В следующем, 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава, Смоленского и Киевского (+ 1168; память 14 марта).

Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему - отроку Феодору маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству.

В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского (+ 1249; память 3 июля), и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения.

В 1277 году соединенные дружины русских князей, среди которых был святой Феодор, в союзе с татарскими войсками, участвовали в походе в Осетинскую землю и во взятии "славного града их Тетякова". Союзные войска одержали в этой войне полную победу. Дело в том, что со времен святого Александра Невского (+ 1263; память 23 ноября) ханы Золотой Орды, видя несломленную духовную и военную мощь православной Руси, были вынуждены изменить свое отношение к ней, стали привлекать русских князей к союзу, обращаться к ним за военной помощью. Русская Церковь промыслительно использовала это сближение для христианского просвещения инородцев. Уже в 1261 году стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. В 1276 году Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Векка (1275 - 1282) отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке крещения татар и принятии в православие бывших среди них монофизитов и несториан. В эти годы и оказался в Орде святой князь Феодор. Отличившийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви, выдавшего первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу. В летописи сказано: "А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его". Три года пробыл святой Феодор в Орде. Наконец, "царь отпустил его с великой честью", и князь прибыл в Ярославль. К этому времени супруга его, Мария, уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя: "не прияша его во град, но рекоша ему: "Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михаиле"".

Святой Феодор должен был вернуться в Орду. Царица, жена хана Менгу-Темира, "его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати". Такой брак имел бы для Руси большое значение. Хан долго не соглашался на него, считая русских князей своими "улусниками" (т. е. вассалами, подданными). Выдать дочь за русского князя, значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство Православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла святое Крещение. Хан пошел на это, слишком важен для него был союз с Русью: "и царевну повелел за князя Феодора дати, и повелел ее прежде крестить, а православной веры не повелел осквернить". Так женился святой Феодор на дочери могущественного хана, нареченной в крещении Анной. "Царь же его весьма чтил и повелел ему садиться напротив себя, построил ему дворец, дал князи и боляре на послужение".

Там, в Орде, и родились у святого Феодора Черного его сыновья - святой благоверный князь Давид (+ 1321) и святой благоверный князь Константин. Огромное влияние, которое святой Федор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. До сих пор археологи находят православные иконы, кресты, лампады по всей территории прежней Золотой Орды, вошедшей в состав России. Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток, просвещение светом Евангельской истины всех племен до Великого океана. Русские православные князья и их дружинники, участвуя, как союзники, в монгольских походах, узнавали и осваивали бескрайние просторы Азии, Сибири и Дальнего Востока. В 1330 году, всего через тридцать лет после смерти святого Феодора Черного, китайская летопись напишет о русских дружинах в Пекине.

Святой Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда "пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился". Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества. Особенную любовь проявлял он к обители Преображения Господня. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза. Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений. В 1296 году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой - святой Михаил Тверской (+ 1318; память 22 ноября) и святой Даниил Московский (+ 1303; память 4 марта). Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей (1296 г.) епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели внести мир в обе стороны. Сам факт участия в съезде святого князя Феодора и сарайского Владыки Измаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле.

Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной - Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось.

Вскоре после того похода святой князь-воин занемог. 18 сентября 1299 года угодник Божий повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеское пострижение.

Во время самого окончания обряда святой Феодор попросил прервать священнодействие. По благословению игумена, во исполнение воли умирающего, князя вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. "И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него - всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми". Лишь после этого решился смиренный воин завершить свой необычный и многотрудный жизненный путь принятием ангельского образа.

Всю ночь игумен и братия молились над святым князем. В два часа ночи начали звонить к утрене. Напутствованный Святыми Тайнами Христовыми, святой Феодор безмолвно лежал на своем иноческом ложе. Когда же иноки начали третью "Славу" Псалтири, он осенил себя крестным знамением и предал душу Господу. Вид его в гробу был необычен: "Чудно бе зрети блаженнаго, на одре лежаща не яко умерша, но яко жива суща. Светилось лице его, солнечным лучам подобно, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце".

После него в Ярославле правил его сын - святой Давид (+ 1321). Второй из его младших сыновей, святой Константин, видимо, почил ранее. Церковное почитание святого князя Феодора в Ярославской земле началось вскоре после его смерти. В 1322 - 1327 годах по благословению и заказу епископа Ростовского Прохора в память почитаемого Владыкой святого Феодора было написано и украшено миниатюрами знаменитое Феодоровское Евангелие. Епископ Прохор был прежде игуменом Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Вероятно, он лично знал святого князя, мог быть очевидцем его пострижения и всенародного покаяния. Историки думают, что лучшие миниатюры, вшитые в эту драгоценную рукопись, принадлежали более раннему Евангелию, владельцем которого был сам святой Феодор Черный и которое он привез с собой в Ярославль как благословение из родного Смоленска.

5 марта 1463 года были обретены в Ярославле мощи святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина. Летописец, очевидец события, записал под этим годом: "Во граде Ярославле в монастыре Святого Спаса лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич да дети его Давыд и Константин, поверх земли лежали. Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, под пазухами лежали, зане меньше его ростом были. Лежали же во едином гробе". Эта черта физического облика святого князя так запечатлелась в восприятии очевидцев и современников обретения его мощей, что запись об этом вошла в Проложные жития князя Феодора и в Иконописные подлинники.

Житие святого князя Феодора Черного было написано вскоре по обретении мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием, по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I. Другая редакция Жития была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре. Третье, наиболее подробное Житие святого Феодора вошло в "Книгу степенную царского родословия", составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии. Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали "калики перехожие". В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов (см.: Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд). Князь Федор Черный. - "Богословские труды", сб. XI, М., 1973„ с. 55 - 77). Сложность исторических судеб, суровость эпохи, бесчисленное множество врагов - не личных, но врагов России и Церкви, - только ярче подчеркивают для нас величие подвига святых созидателей России.

Сын Смоленского князя Ростислава Феодор был отважным воином и благочестивым человеком. Вступив в брак с княжной Марией, наследницей Ярославского князя Василия, жил в Ярославле. Властолюбивая теща изгнала князя Федора из Ярославля, и он принял это со смирением. После смерти Марии и сына Михаила князь Феодор вернул княжеский престол. Он построил в Ярославле несколько храмов, наделил их утварью, украсил иконы каменьями и жемчугом. На пороге смерти принял пострижение в монашество и облечение в схиму. Сыновья князя Давид и Константин унаследовали благочестие отца. Святые мощи благоверных князей прославлены многими чудотворениями и находятся в Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля.

Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев (1463). 05 март

Мощи блгв. князей Феодора, Давида и Константина обретены в 1463 г. и тогда же прославились многими чудотворениями. Ныне они почивают в Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля. День памяти святых празднуется и 19 сентября / 2 октября - в день блаженной кончины князя Феодора (+1299).

18 (5 по ст. ст.) марта - день обретения мощей святого благоверного князя Федора Ростиславича Ярославского и Смоленского и чад его Давида и Константина.

Ярославские князья Федор Ростиславич Черный и сыновья его Давид и Константин были канонизированы в 1463 году в Спасо-Ярославском монастыре при архимандрите Христофоре и ярославском князе Александре Федоровиче, о чем мы узнаем из записей летописных сводов под 1463 годом. Более подробно об обретении мощей рассказывают жития:
Более ста лет их тела лежали в склепе церкви Входа Господня в Иерусалим, не преданные земле. Игумен Христофор и соборные священники решили положить мощи в землю тут же в церкви. В субботу второй недели Великого поста собрался в обители весь освященный собор, и князь с боярами и множеством народа.

Началось пение надгробное, и все готовились отдать мощам последнее целование. Когда подняли мощи, случившийся тут соборный священник и его сын, одержимые тяжелой болезнью, оба внезапно получили исцеление при гробнице. Омывали мощи водою, и от этой воды тут же у раки прозрели две слепые женщины. Тогда князь со всем духовным собором прославили Бога и угодников Божиих благоверных князей Федора, Давида и Константина". Святые мощи уже не могли предать земле, они были перенесены в верхнюю церковь, так как чудеса и исцеления продолжали совершаться. Это подробно описано в житиях, а также отразилось в клеймах иконы "Ярославские князья Федор, Давид и Константин с житием в 36 клеймах" XVI века, которая хранится сейчас в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике. Эта икона на сегодняшний день остается главным и самым древним иконографическим образом, посвященным ярославским святым. Единственным, еще более древним изображением, к которому восходит ярославская икона, является покров, датируемый концом XV века из собрания Государственного Исторического музея. Несмотря на то, что покров этот строился 200 лет спустя после кончины Федора Ростиславича, он отличается остротой характеристик изображенных князей. Здесь нельзя, конечно предполагать портретного сходства даже в той мере, какая доступна средневековому искусству, но безусловно, что этот шитый портрет отражает предания о внешнем облике князей, сохранившиеся, очевидно, в княжеской семье. Не нужно забывать, что исполнительницами покрова были прямые потомки Федора Ростиславича. Кроме того, между временем открытия мощей и началом построения покрова прошло всего 30 лет, и лица, присутствовавшие при открытии и видевшие их, могли быть еще живы. Ярославский князь Алексей Данилович присутствовал при вскрытии гробницы своего прадеда и деда и видел мощи. Таким образом, весьма возможно, что память о внешнем облике мощей и покрывающих их одежд сохранилась и в семействе ярославских князей, и среди иноков Спасского монастыря, что позволило создать при построении покрова весьма определенные портретные черты. По всей видимости, многие детали, вошедшие в канон изображения святых, были взяты именно отсюда.

Таким и привыкли видеть ярославцы святых на иконных образах:
Федор Ростиславич изображен в рост, справа возле него фигура князя Давида, слева - князя Константина. Федор Ростиславич облачен в схиму. Его голову покрывает куколь, спускающийся с плеч на грудь, мантия темно-коричневого цвета или с темно-малиновым оттенком. Спереди из-под мантии видна голубая епитрахиль, на ней алая Голгофа". Нижняя одежда состоит из монашеской рясы - свиты с широкими рукавами песочного цвета. Правой рукой Федор Ростиславич благословляет двуперстным сложением, а левой держит белый свернутый свиток - символ учительства. Лик строгий, с окладистой, темной, довольно большой бородой.

Давид и Константин, слегка заслоненные фигурой отца, представлены в мирских княжеских одеждах. В правой руке каждый из них держит крест. Левая рука каждого из князей покоится на мече, заткнутом за пояс. Князь Давид представлен в виде мужа средовека", с большой округлой бородой и небольшими усами, с подстриженными по-русски" - в скобку" волосами, с тонким прямым носом, темными глазами. Князь Константин такого же роста, как брат, но моложе, без бороды, с небольшими усами, с вьющимися волосами. На головах у братьев надеты небольшие шапки с круглым, довольно высоким верхом и с темно-коричневой, неширокой опушью по низу. На Давиде и Константине длинные кафтаны с опушью в виде растительного орнамента внизу. Длинный кафтан подпоясан у обоих братьев нешироким серебряным пояском. Поверх кафтана у каждого из братьев накинута верхняя одежда с длинными рукавами (охабни или опашни).

Черты лика князя Федора строгие, спокойные, более соответствующие лику монаха-аскета, чем князя-воина. Летопись, сообщая о смерти князя, так пишет о Федоре, лежащем на смертном одре: "... по летам старый, по виду седой, с седою нераздвоенною бородою, телом высокий и красивый, со взором умным, на главе схима". Именно такой облик князя, принявшего монашество и был положен в основу иконографии. При создании иконографического образа был выбран тип монаха-схимника, а не воина - заступника, каковым вроде бы и является князь Федор. На первый план выступает святость и безукоризненность князя Федора как христианина и подчеркивается превосходство его монашества над царством". Точно так же и соотношение житийных клейм, посвященных земной жизни Федора Черного, и клейм, посвященных чудесам (14 к 22-м), говорит о том, что с точки зрения художника посмертные чудеса князя являются важнее его прижизненных деяний. О том, что почитание ярославских святых становится общерусским (что и было закреплено на Макарьевских соборах) свидетельствует то количество образов, которые по сей день существуют не только на Ярославской земле. Иконы, посвященные ярославским князьям, пишутся на родине святого Федора - в Смоленске. Это, например, икона "Св. благоверные князья Федор, Давид и Константин" из Смоленского художественного музея, написанная уже в XVI веке. Образ ярославских князей Федора, Давида и Константина появляется в росписях главных московских храмов - Благовещенского и Архангельского. И, конечно, образ ярославских князей присутствует, часто и не единожды, может быть за редким исключением, практически во всех ярославских храмах. В ряду ярославских памятников самым ранним фресковым изображением ярославских святых являются изображения святых князей Федора, Давида и Константина на северном столбе и на пилястре галереи Спасо-Преображенского собора. Храм расписан в 1563-1564 году. Настолпные изображения святых Федора, Давида и Константина есть в храмах Николы Надеина, Рождества Христова, Николы Мокрого, Ильи Пророка, Дмитрия Солунского.

Изображение святых украшает западную стену Никольского придела храма Спаса на Городу. Образы ярославских святых князей присутствуют в других храмах Ярославского края. Например, в Троицком соборе Переславля-Залесского. Собор возведен в 1530 году по обету великого князя московского Василия в честь рождения сына - будущего царя Ивана Грозного. Существующая роспись собора относится к 60-м годам XVII века. Над ней работали выдающиеся живописцы того времени: костромичи Гурий Никитин, Сила Савин, Леонтий Емельянов, Григорий Григорьев и Семен Павлов В.Г.Брюсова отмечает: "На столпах - фигуры святых в рост: святые воины. Вселенские и русские святители, князья. Среди них - Сергий Радонежский, Даниил Переславский, Даниил, митрополит московский, ростовские епископы, Антоний и Феодосий Печерские, Кирилл Белозерский и другие. В таком количестве, как здесь, русские церковные и исторические деятели до сих пор не встречаются в росписях храмов". Есть среди них и ярославские святые. Фреска с изображением ярославских князей Федора, Давида и Константина находится на западной грани южного столба, во втором ярусе.

Самый знаменитый тутаевский храм - Воскресенский собор по праву входит в число лучших памятников ярославского зодчества. Росписи Воскресенского собора в Тутаеве датируются 70-ми годами XVII столетия. Фреска с изображением ярославских князей Федора, Давида и Константина находится во втором ярусе западной грани южного столба.

Как можно было уже видеть, изображения ярославских святых появляются не только в Ярославских храмах. Еще одним таким примером является храм Казанской Божией Матери в городе Рыбинске (1697 г.). В Казанской церкви сохранились росписи, выполненные в 1767 - 1768 гг. Храм расписывала артель ярославских мастеров, среди которых - представители известной династии ярославских мастеров Михаил и Ефим Сопляковы, сын и внук Алексея Ивановича Соплякова, одного из ведущих ярославских художников первой половины XVIII столетия. Фреска с образами ярославских святых благоверных князей Федора, Давида и Константина находится на стене дьяконника справа от алтаря. Еще одна рыбинская церковь, в которой мы можем видеть образы ярославских святых - церковь во имя Святителя Тихона Задонского и преподобного Александра Свирского (1882 г.). С именем ярославских святых тесно связана и Толгская обитель под Ярославлем. Поэтому неудивительно, что образы святых ярославских князей Федора, Давида и Константина появляются здесь неоднократно. Это и наружная фреска надвратной Никольской церкви, иконостасные образы ярославских святых в нескольких храмах обители. Но самой уникальной является роспись придела Введенского собора Толгского монастыря, освященного во имя святых князей Федора. Давида и Константина, ярославских чудотворцев. Собор построен в 1681-1683 гг. игуменом Гордианом, а в 1690 - 1691 годах был расписан ярославскими иконописцами - Дмитрием Семеновым-Сибиряком, Федором Федоровым, Василием Осиповым и др. Южный придел собора полностью расписан на темы княжеской святости, основной цикл росписей посвящен житию Федора Ростиславича. Здесь показано его рождение, пребывание его в Орде и ссора с ярославцами после возвращения в Ярославль, женитьба на дочери хана. Кончается цикл сценами предсмертного прощания Федора с семьей в Спасо-Преображенском монастыре и его праведной кончины. Заказал строительство и росписи этого придела прямой потомок князя Федора, ярославский князь В.Ф. Жировой-Засекин.
Образ святых ярославских князей может встречать вас в самых разных уголках света. Есть изображение ярославских святых также в храме Рождества Богородицы Свято-Пафнутиева Боровского монастыря. Монастырь был основан в 1444 году на левом берегу реки Протвы Пафнутием Боровским. Храм был расписан фресками в 1644 году. Здесь трудились мастера, за год перед тем заново украсившие фресками интерьер Успенского собора в Московском Кремле. Фреска с изображением святых ярославских князей Федора, Давида и Константина находится в нижнем ярусе на восточной стороне южного столба.
Образы ярославских чудотворцев украшают один из столбов Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Есть их изображения в Калининграде, в росписи придела Всех Русских Святых кафедрального Свято-Никольского собора, есть икона ярославских святых в коллекции музея Реклинхауз в Германии. Но, наверное, самой трогательной является маленькая семейная икона с изображением ярославских чудотворцев, кем-то принесенная в русский храм в Медоне под Парижем.

2 октября (19 сентября по «старому стилю» - церковному юлианскому календарю). Вторник 19-й седмицы по Пятидесятнице (девятнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет . Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 14 известных нам поименно святых. Далее коротко расскажем о них.

Благоверный князь Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин . Русские святые второй половины XIII - начала XIV столетий , в трудные для Руси времена начала татаро-монгольского ига. Согласно Житию, князь Феодор отличался огромным ростом, физической силой и прославился многими победами. Видя доблесть князя, хан Менгу-Тимур пригласил его к себе на службу. Три года пробыл князь Феодор в Орде, где построил несколько храмов для русских пленников. После смерти первой жены князь Федор женился на дочери хана, названной в крещении Анной. Здесь же, в Орде, у него родились сыновья - Давид и Константин . Этот брак имел для Руси большое стратегическое значение.

Святой дипломат: Благоверный князь Федор Смоленский

Вскоре князь Федор с семьей возвратился в Ярославль, где стал заботиться о благоустройстве княжества, строительстве храмов и укреплении православной веры. Во время его княжения, во многом благодаря родству с ханом, Ярославская земля не подвергалась набегам и разорению. Чувствуя приближение смерти, святой князь принял иноческий постриг. Трогательно попросив прощения у множества собравшихся ярославцев, князь Федор мирно отошел ко Господу. Князь Федор Черный вошел в русскую историю как мудрый правитель, проводивший политику дипломатии и миротворчества в отношениях с Ордой. Этим он, а затем и его дети развили и продолжили дело святого князя Александра Невского по смягчению тяжести татарского ига и сохранению православной веры на Руси.

В 1463 году от Рождества Христова останки святого князя Федора и его детей Давида и Константина были найдены нетленными, лежащими в одной гробнице. И вплоть до сегодняшнего дня они находятся в Федоровском кафедральном соборе города Ярославля.

Мученики Трофим, Савватий и Доримедонт . Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие мученические венцы в период правления императора-язычника Проба, царствовавшего в Римской империи в 276-282 годах от Рождества Христова.

Однажды, когда в Антиохии праздновалось одно языческое торжество, сопровождавшееся не только идолопоклонничеством, но и самыми непристойными разнузданными бесчинствами, два благочестивых христианина, Трофим и Савватий, попытались остановить происходящее. Их схватили и подвергли страшным истязаниям с тщетными попытками заставить страдальцев отречься от Христа.

Во время пыток святой Савватий скончался, а святого Трофима отправили к известному изуверу - языческому правителю области Фригия Дионисию в город Синнад. Мученика истязали так, как прежде не пытали даже самых стойких христиан, но он мужественно претерпевал все, повторяя слова псалма: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь».

В это время во Фригии жил знатный римский сенатор Доримедонт, тайно принявший христианство. Узнав о мучениях святого Трофима, он пришел к нему в темницу, утешил и перевязал раны. За это обоих бросили к диким зверям, а когда те не тронули мучеников, святых Доримедонта и Трофима усекли мечом. Это произошло в 276 году от Рождества Христова.

Преподобный Алексий (Соловьев), иеросхимонах Зосимовой Пустыни . Русский святой первой трети XX века, старец одного из самых известных православных монастырей - Смоленской Зосимовой пустыни близ города Александрова.

Преподобный Алексий (Соловьев), иеросхимонах Зосимовой Пустыни. Фото: www.pravoslavie.ru

Родившийся в 1846 году в многодетной семье московского священника, настоятеля знаменитой церкви Симеона Столпника , будущий отец Алексий с ранних лет связал жизнь с церковным служением. В 1867 году святителем Филаретом (Дроздовым) , митрополитом Московским и Коломенским, он был рукоположен в диаконский сан и служил в нем 28 лет, пока не стал священником.

Будущий старец рано овдовел, а когда его сын вырос, принял монашеский постриг в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Среди духовных чад старца было немало известных людей, в том числе - великая княгиня Елисавета Феодоровна , у него духовно окормлялись игумения Фамарь (Марджанова) , а также некоторые члены известного религиозно-философского кружка Михаила Новосёлова .

В 1917 году старец Алексий сыграл особую роль в ходе Всероссийского Поместного Собора: именно он вытянул жребий при избрании Патриарха, которым стал святитель Тихон (Беллавин) .

В 1919 году отец Алексий принял постриг в великую схиму, в 1923-м , когда Зосимова пустынь была окончательно закрыта большевиками, переехал в Сергиев (нынешний Сергиев Посад), где жил до самой кончины, последовавшей в 1928 году , у своей духовной дочери Веры Верховцевой. Здесь, невзирая на опасность, батюшку посещали его многочисленные духовные чада, в том числе - в архиерейском сане.

Преподобномученик Зосима Киликийский, пустынник . В период антихристианских гонений императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана), царствовавшего в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова, святой Зосима был схвачен и предан жестоким мучениям за веру. Однако чудесным образом страдалец оказался невредимым, что настолько поразило смотрителя тюрьмы Афанасия, что он принял христианство. Святого Зосиму и его ученика отпустили, и до конца своих дней они провели в монашеских подвигах в безлюдной пустыне.

Благоверный князь Игорь Черниговский и Киевский. Фото: www.pravoslavie.ru

Благоверный князь Игорь Черниговский и Киевский . Этот святой правитель Киевской Руси жил во времена жестоких междоусобиц, своего рода первой русской гражданской войны. Князь был глубоко верующим человеком, а потому, когда был разгромлен во время одной из усобиц, решил уйти из мира, приняв сначала иноческий, а затем и схимнический монашеский постриг. Однако и это не уберегло смиренного монаха. Невинный князь-схимник был зверски убит разъяренными от междоусобной брани киевлянами в сентябре 1147 года от Рождества Христова.

«Мученический венец»: князь Игорь Черниговский и уроки правителей-страстотерпцев

Житие этого князя во многом напоминает подвиг святого царственного страстотерпца Николая II . Как и последнему русскому императору, князю Игорю было суждено стать «хозяином земли русской», занять великокняжеский престол в Киеве. В 1146 году , когда, как и в начале XX столетия , Русь терзали смуты. Киевская знать, ненавидевшая сам род нового князя, ложью и сплетнями настроила против него киевлян. Как и в случае с Николаем II, Игоря Ольговича предала военная верхушка, принявшая непосредственное участие в свержении князя.

После свержения князь Игорь принял схимнический постриг. Но и это не остановило мучителей. Они ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося князя и зверски его убили. Сегодня сложно сказать, в чем причина столь нечеловеческой жестокости киевлян. Но некоторые историки, как и в случае с убийством последней Царской семьи, усматривают в злодеянии даже ритуальный характер. Как утверждает известный историк, профессор Игорь Фроянов в своей книге «Древняя Русь IX-XIII веков»:

Убийство Игоря носило магический характер, соответствующий языческому сознанию. Убить Игоря и покончить с Ольговичами - одно и то же. Убийство Игоря имело магический знак пресечения каких бы то ни было попыток Ольговичей сесть на киевском столе .

Параллели между гибелью князя Игоря и императора Николая II можно продолжать еще долго. Но главное - понять, что объединяет их христианское смирение, с которым эти облеченные властью люди приняли свою кончину. Смирение, позволившее пусть не остановить, но хотя бы не умножать творящиеся беззакония.

Священномученик Константин (Голубев) и с ним двое мучеников (1918). Священномученики Николай (1919), Константин Богословский (1937), Нил Смирнов, пресвитеры, преподобномученица Мария (Мамонтова-Шашина) (1938) . Эти святые страдальцы, в том числе в священном сане и монашеском чине приняли мученические венцы в разные годы советских богоборческих гонений. Позднее все были прославлены в лике святых в многотысячном Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем всех православных христиан с днем всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким - вечная память!