Древнерусский автор поучения детям. "поучение" владимира мономаха. Как делать подарки своим детям

На проповедях и поучениях приходится несколько задержаться потому, что этот жанр имел в средние века влияние и на произведения не специально церковные.

Так, например, проповедь-поучение вполне церковного типа отразилась в произведении совершенно светского, военного феодала Владимира Мономаха , который сам написал поучение : у него есть письмо к детям, которое по существу является не чем иным, как поучением.

Первая, парадная часть этого поучения-письма имеет явно клерикальный, церковный стиль. Здесь, сверх выражений, источники которых находятся в проповедных сборниках определенного состава, каковы: «Златоуст», «Измарагд», «Златая цепь», можно найти и отзвуки морали византийского христианства.

Поучения потомкам были распространены чрезвычайно широко. Нет страны на Востоке и Западе, где бы в древности не существовали такие поучения, чаще всего связанные с религиозной стихией, особенно на Востоке, с его развитыми религиозными системами.

Бывали поучения и без церковного элемента, но все-таки и в этих поучениях мораль основывалась на религиозных представлениях.

Но есть и третий род поучений, где уже нет ни явной церковности, ни морали, основанной на религии, т. е. есть поучения чисто материалистические, чрезвычайно реальные, деловые.

Например, Константин Багрянородный, византийский император, пишет в половине X в. своему сыну наставление о том, как надо вести государственную политику по отношению к варварам, т. е. к тем националам, которых желательно обратить в зависимое, колониальное существование. Это наставление, свободное от всяких моралей и церковной стилистики, с откровенным цинизмом трактует международные отношения, допуская обман и коварство.

Эти три рода поучений были и в Византии, и в Болгарии, и в России.

Летопись приводит следующее предсмертное поучение Ярослава, в котором нет церковной фразеологии, но есть некоторые моральные моменты, основанные на религии.

«В лето 6552 (т. е. в 1054 г.) преставился великий князь русский Ярослав. Когда еще он был жив, то распорядился со своими сыновьями, сказавши им: «Вот я ухожу с этого света, дети мои. Сохраняйте между собой любовь, потому что вы братья по отцу и матери. Если будет любовь между вами, то бог будет присутствовать среди вас и покорит вам ваших неприятелей, и вы будете жить в мире. Если же вы будете жить в ненависти, в распрях, в междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю своих отцов и дедов, которую они отыскали трудом своим великим. Живите мирно, служа брат брату. Вот таким образом поручаю я вместо себя престол старшему сыну моему и брату вашему Изяславу - Киев. Его слушайте, как слушали меня, и тот пусть будет вам вместо меня. Святославу даю Чернигов, а Всеволоду - Переяславль, а Игорю - Владимир и Вячеславу - Смоленск». И разделил города, завещая им не переступать границ своих братьев, не изгонять их, сказавши Изяславу: «если кто хочет убить брата своего, то ты помогай тому, кого намерены обидеть. И так распорядился со своими сыновьями, завещав им жить в любви, а затем умер».

Тут в одном лишь месте упомянут бог, и то не кстати; но, все-таки, наставление, чтобы дети «мирно жили», не только продиктовано практикой, но и основано на каком-то религиозном моменте. Вероятно, бог, который тут упоминается, поставлен был не автором завещания, а монахом летописцем. Да и вообще слова Ярослава едва ли приведены в точности.

Владимира Мономаха учил знаменитый грек, митрополит Киевской Руси Никифор. Он первый дает характеристику Мономаха, притом такую характеристику, которая находит себе оправдание в отеческом поучении этого князя.

«Послание» Мономаху, написанное Никифором во время поста, начинается похвалою. Постом следует говорить полезное и князьям. Но Мономаха нельзя упрекать ни в каком грехе, и нечего объяснять ему значение поста: он воспитан в благочестии, и его воздержание все видят. «Что говорить такому князю, который больше на сырой земле спит, дома избегает, платье светлое отвергает, по лесам ходя, сиротинскую носит одежду, и, только входя в город, одевается, как властелин! Что говорить князю, который другим любит готовить пышные обеды, а сам служит гостям, делает своими руками, и подаяние его доходит даже до палатей; подвластные ему едят и пьют до отвалу, а он только сидит и смотрит, довольствуясь малой пищей и водою. Руки его ко всем простерты, никогда не прячет он сокровищ, не считает ни золота, ни серебра, но все раздает, казна же его пуста не бывает». Одно только не нравится митрополиту: «Кажется мне, князь мой, что, не будучи в состоянии видеть все сам, ты слушаешь других, и в открытый слух твой вонзается стрела. Подумай же об этом внимательнее; подумай об изгнанных тобою, об осужденных, оклеветанных, сам рассуди о них, всех вспомни и отпусти им вины...»

Похвалами летописцев исполнен некролог Мономаха под 1125 г.: он и «добрый страдалец за русскую землю», и «украшен добрыми нравы», «невеличав и милостив, щедрый и жалостливый, обладавший даром слез» и т. д.; «весь народ и вси люди по нем плакахуся, якоже дети по отцу или по матере».

Конечно, эти идиллические краски заимствовали свои цвета из верхнего слоя феодалов, отражая интересы киевской знати, военной и церковной. Но обилие и стойкость похвал свидетельствуют о незаурядных качествах этого ловкого хозяина, который сумел в руках своей семьи соединить по крайней мере три четверти тогдашней Руси и поддержать в ней возможный порядок.

Как «поучение» Мономаха своим сыновьям, так и его письмо князю Черниговскому Олегу, включенные вместе в летопись под 1096 г., свидетельствуют о том, что он был умелый писатель и образованный человек, жадный до знания и пропагандировавший его. Нельзя, например, считать банальным то место поучения, где Мономах говорит, что «леность всему мать: ленивый, если что и знает, то забудет, а чего не знает, тому не научится». «Что хорошего вы умеете, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как мой отец, который овладел пятью языками, проживая дома».

Затем, Мономах был несомненный поэт, что видно как из его «поучения», так и из письма Олегу. В «поучении» он изумляется красоте и стройности мира, природы, ее весеннему пробуждению, когда «птицы небесные из ирья идут и наполняют леса и поля» («ирье» - рай пернатых - до сих пор существует в украинском фольклоре; это слово сближают с греческим, которое означает весну).

Или вот еще пример из письма к Олегу Черниговскому: «Когда перед тобою убили дитя мое и твое (16-летнего Изяслава), то, увидевши его кровь, увидев тело его, увянувшее как новый (т. е. весенний) цветок, сказать бы тебе, стоя над ним в раздумья: увы, что я сделал? дождавшись его безумства, ради кривды призрачного этого света, причинил я себе грех, а отцу и матери слезы... Следовало бы тебе покаяться, а мне написать грамоту утешительную; а сноху мою отправить ко мне (ведь в ней тебе нет ни зла, ни добра), чтобы, обняв ее, оплакал я с нею мужа ее и их свадьбу, эти слезы были бы мне вместо свадебных песней. Ведь я раньше не видел ни радости, ни венчания их, за свои грехи. А ради бога, отпусти ее ко мне поскорей, с первым же словом... пусть она сядет у меня, как горлица на сухом дереве, жалеючи, а я утешусь...»

Начало «поучения» Мономаха подверглось при переписке некоторой порче, и после первой же фразы оставлен в рукописи пробел в четыре незаполненных текстом строки. Начальная же фраза может быть приблизительно передана так:

«Я, худой, имевший дедом своим благословенного и славного Ярослава, наречен отцом своим возлюбленным во крещении - Василием, а русским именем - Владимиром, матерью же своею - Мономахом». Крестильное имя Мономаха «Василий» нам уже известно из надписи на «Черниговской гривне». Другие два имени свидетельствуют о том, что он был, с одной стороны, обрусевший варяг, т. е. скандинав, и, с другой стороны, грек. «Владимир» - имя скандинавское, а «Мономах» значит по-гречески «единоборец», богатырь. Мономахом называется то лицо, которое, выступая перед войском, бьется один на один. Вспомним летописный, бой русского с печенегом, сочиненный в подражание библейскому рассказу о Давиде и Голиафе.

Кстати сказать, некоторые русские прозвища несомненно переведены с греческого; например, Юрий «Долгорукий». В византийской хронике Амартола Артаксеркс назывался «Макрохейр», т. е. Долгорукий.

Далее «поучение», вероятно, читалось так: «вот пишу я для вас, возлюбленные, для христианских людей, как сохранил меня бог от всех бед по милости своей и по отцовской молитве». «Христианских» - т. е. культурных, потому что язычники в это время считались некультурными, невеждами, непонимающими.

«Сидя на санях» - это значит, может быть, «при смерти», потому что в Киевской Руси покойников носили в церковь на санях.

В пергаменном Новгородском (сборнике XIV в., который в XVI в. принадлежал попу Сильвестру, есть житие Бориса и Глеба. В этом житии, списанном с подлинника XII в., много иллюстраций и, между прочим, нарисовано, как покойника, облеченного в саван и положенного в сани, несут в церковь.

Слова: «похвалих бога, иже мя сих днев, грешного допровади» надо понимать как благодарность Мономаха за то, что ему пришлось дожить до очень поздних лет.

Думают, что ему тогда было около 70 лет. Читаем далее:

«Пусть вы, дети мои, или иной кто, прослушав эту грамотицу , не посмеется».

Грамотицей называлось в старину письмо (позднее - грамотка). Мономах назначал эту грамотицу не только для семейного употребления, не только для своих детей, но и для иных людей.

«Но тот из моих детей, кому эта грамотица понравится, пусть примет ее в свое сердце и не станет лениться, а трудиться».

«Прежде всего, ради бога и ради души своей, страх имейте божий в своем сердце». (Здесь уже сказывается воспитание митрополита Никифора.) «Нищих милуйте, подавая им щедрую милостыню: ведь, это начало всему добру. Если же кому неприятна моя грамотица, пусть не подосадует, а так скажет: на далечи пути, да на санях сидя, безлепицу си молвил».

«Встретили меня послы от братии моей на Волге».

Тут у ученых начинается сомнение в том, что «на санях сидя» значит «при смерти»; может быть, просто Мономах ехал в зимний поход, и на этом пути его встретили послы от других князей. Итак:

«Встретили меня послы от братии моей на Волге и сказали: соединись с нами, да и выгоним обоих Ростиславичей, и волость их отнимем; а если с нами не пойдешь, то мы сами по себе будем, а ты сам по себе».

Это значит, что в случае отказа Мономаха в союзе, ему ничего не достанется при дележе отнятых волостей.

«И сказал я: если вы даже и гневаетесь, не могу я с вами идти и преступить клятвы (ни креста переступить)».

«И отпустив их, взял я псалтырь, в печали развернул его, и вот что мне оттуда вынулось: «Вскую печалуеши, душе? вскую смущаеши мя?» и прочая».

Этот факт, вероятно, говорит о том, что Мономах гадал по псалтырю.

В той же библиотеке, где хранится Сильвестровский сборник, имеется и псалтырь XIV в., под основным текстом которого помещены замечания, относящиеся к отдельным выражениям и изречениям псалтырного текста. Человеку, раскрывающему псалтырь в целях гадания на любом месте и останавливающемуся здесь на том или другом изречении, эти замечания поясняют их пророческое значение для гадающего.

Гадания по святым книгам практиковались и в Византии. Так, в хронике Феофана под 614 годом рассказывается, что император Ираклий, сомневаясь в месте зимней стоянки своего войска, «раскрывая святые Евангелия, нашел указание зимовать ему в Албании».

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов, 2012 — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций; все права сохранены.

Исторический контекст.

Владимир Мономах (в крещении получил имя Василий) - киевский князь, вьщающийся государственный деятель, полководец и писатель. Отцом Владимира Мономаха был великий киевский князь Всеволод, матерью - византийская принцесса Мария. Прозвище Мономах происходит от имени византийского императора, деда по матери — Константина Мономаха.

У самого Владимира Мономаха было 12 детей, семеро из которых были князьями. Седьмым сыном Владимира Мономаха был Юрий Долгорукий, основатель Москвы. В юности Владимир Мономах был князем Ростова, в последующие годы княжил в Смоленске, Чернигове и Переяславле. В 1113 году Владимир Мономах был призван на княжение в Киеве. Вся его жизнь была посвящена борьбе с врагами - отражению постоянных набегов половцев, укреплению государства Киевской Руси и сплочению русских князей. Сам Владимир Мономах писал, что он совершил 83 великих похода, но историки считают, что всех походов князя насчитывались сотни. Княжение Владимира Мономаха пришлось на время расцвета государства Киевская Русь, когда до татаро-монгольского нашествия оставалось еще столетие.

Разнообразная деятельность киевского князя показывает, каким развитым и просвещенным было первое русское государство. Владимир Мономах внес огромный вклад в объединение и поддержание единства Руси, он был вдохновителем и руководителем походов против половцев, организатором съездов русских князей в Любече и Долобе. Владимир Мономах издавал законы, облегчавшие положение бедных людей и делающие жизнь более справедливой.

Идейное содержание и жанровые особенности «Поучения» . «Поучение Владимира Мономаха» - это первое в древнерусской литературе автобиографическое произведение, памятник религиозной и философско-политической литературы. «Поучение» написано в назидание детям и потомкам, тем, кто, «слушая эту грамотку, не посмеется». Это сложное произведение, состоящее из трех частей, написанных по разному поводу, поэтому датировать его непросто.

Ученые относят «Поучение» к 1117 году. Основная мысль «Поучения» - изображение идеала княжеского «поведения»: князь должен беспрекословно подчиняться «старейшему», жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей или бояр; князь должен избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не полагаться на тиунов (управляющих хозяйством князя) в быту и на воевод в походах, должен во все вникать сам…

Композиция произведения.

Первая часть «Поучения» представляет собой молитву, источником которой были библейские и другие религиозные тексты: «Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, также и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию. «Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои», - и снова скажем: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет?

И земля на водах положена. Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом. Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля.

Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. «И благословен. Господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!».

В тексте всего «Поучения» очень велико влияние христианской веры, принятой на Руси. Крещение Руси состоялось в 988 году: об этом рассказывается в «Повести временных лет». Вторая часть «Поучения» - это повествование Владимира Мономаха о своей деятельности: сжатое перечисление походов и основных событий жизни. Перечень непрерывно следующих походов показывает, насколько энергичным и настойчивым в достижении цели был Владимир Мономах.

За скупыми и, казалось бы, бесстрастными сообщениями о том или ином событии встает драматичная и суровая жизнь князя и воина: «А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с ко - 32 Нем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал.

Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои в юности повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей. Что надлежало делать отроку моему, то сам делал - на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился. Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Не осуадайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным». Третья часть «Поучения» отражает переписку Владимира Моно- маха со своим двоюродным братом и давним противников Олегом Святославичем, с которым князь воевал за Чернигов. Велика вражда между князьями: Олег Святославич в союзе с половцами отнял в 1094 году у Владимира Мономаха Чернигов, в битве с ним погиб сын Мономаха - Изяслав: «О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою… Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня.

Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!» Однако Владимир Мономах подавляет в себе чувство мщения во имя Христовой любви и прекращения междоусобицы. «Не хочу я лиха, но добра хочу я братьям и Русской земле» - говорит в обращении к Олегу Святославичу Владимир Мономах.

«Поучение» Владимира Мономаха в оценке литературоведов. «Сочинения киевского великого князя Владимира Мономаха, известные под наименованием «Поучения», написаны в конце XI - начале XII в. «Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным…

У Мономаха были отчетливые этические представления, целая этическая система в области политики. Эта этическая система его политики довольно полно выражена в двух его сочинениях: в том, что мы можем назвать собственно «Поучением», и в автобиографии, в которой он обсуждает события своей жизни с той же высокой моральной точки зрения, с какой написано и письмо к Олегу… Мономах был одним из создателей идеологии периода феодальной раздробленности - идеологии, обосновывающей и оправдывающей совершившееся и совершающееся дробление Руси между отдельными княжествами и вместе с тем безуспешно стремящейся устранить путем моральной проповеди бедственные последствия этого дробления.

В своих произведениях Мономах пытался опереть новую политическую систему на христианскую мораль, на строгое выполнение договорных условий, на совместное решение основных вопросов на княжеских съездах, на взаимное уважение к правам младших и старших. В конечном счете вся новая система должна была опираться на моральную дисциплину, на идеологию.

Вот почему этой идеологии Мономах и придал такое большое значение, заботясь о писателях, покровительствуя летописанию, укрепляя церковь, развивая культ Бориса и Глеба, поддерживая Киево — Печерский монастырь и лично занимаясь писательской деятельностью… Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами. Моральная сила должна была заменить силу государственную…

Повод, по которому написано «Поучение», отмечен самим Моно - махом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчизны. Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое «Поучение» — к детям и к «иным, кто его услышит». Под этими «иными» Мономах явно разумел всех русских князей.

Именно к князьям обращены «Поучение» и другие примыкающие к нему «списания». Он учит в своем «Поучении» князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, не нарушать крестного целования, довольствоваться своим уделом, не доверять тиунам и воеводам и т. д.

Мономах широко обращается к церковному авторитету, пользуется общехристианскими моральными правилами, традиционными дидактическими приемами, но только для единой, главной цели — призвать князей к строгому выполнению нового политического принципа… Князья находились между собой в отношениях вассального подчинения - среди них были и старшие, и младшие. Мономах учит соблюдать эти отношения: младшим уважать старших, а старшим покровительствовать младшим, опять-таки пользуясь церковной литературой.

При старых следует молчать, премудрых слушать, старейшим покоряться, с равными и меньшими любовь иметь и умерять «увлекающихся властью». Это выражение - «не уклоняться учить увлекающихся властью» («не стрекати учить легких власти»), самая идея того, что власть «увлекает», замечательны… Весь тон «Поучения» задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный - строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в начале своего «Поучения», когда писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он «в печали» взял Псалтирь, а затем собрал «словца си любая и складох по ряду и написах»…

Страстная политическая целенаправленность «Поучения» Владимира Мономаха, тесная связь его с политическими событиями его времени, последовательное проведение в нем единой политической идеи, правда замаскированной порой религиозной формой, делает его одним из самых значительнейших публицистических произведений на Руси…

«Поучение» - отнюдь не обычное рассуждение о необходимости соблюдать христианскую мораль и быть благоразумным в своем поведении, а темпераментный политический трактат, отстаивающий необходимость соблюдать новый принцип - «кождо да держит отчину свою». В этом трактате удивительно слиты этическая система и эстетическая, исповедь с элегическим тоном… Проблемы этической ответственности человека постоянно занимали в литературе самое важное место. Вспомним Радищева, Достоевского, Толстого, Леонида Андреева, Горького и многих других.

Это одна из специфических, национальных черт русской литературы. И проявлялась эта черта уже в первые века ее существования» (Д. С. Лихачев. Великое наследие)

«Поучение Владимира Мономаха» Анализ

5 (100%) 3 votes

Особое место в литературе XI–XII вв. занимает "Поучение" Владимира Мономаха, внесенное в Лаврентьевскую летопись под 1096 г. По-видимому, это произведение рассматривалось летописцами как предсмертное завещание князя, аналогичное завещанию Ярослава Мудрого (1054).

"Поучение" Владимира Мономаха, написанное им "седя на санех", т. е. незадолго до смерти, где-то около 1117 г., было отнесено летописцами к подобным завещаниям, адресованным детям. Однако его поместили не под 1125 г. – годом смерти Мономаха, а под 1096.

Это можно объяснить следующим: 1096 г. было датировано письмо Мономаха Олегу Черниговскому, непосредственно примыкавшее к "Поучению". Кроме того, события, описанные в летописи под следующим 1097 г. (Любеческий съезд князей, ослепление Василька, заключение Мономахом мира с киевлянами и Святополком), давали весьма наглядное подтверждение справедливости основных наставлений, связанных с необходимостью соблюдения князьями взятых на себя обязательств, скрепленных "крестным целованием".

Выдающийся государственный деятель конца XI –начала XII столетия Владимир Всеволодович Мономах (1052–1125) своей политикой содействовал временному прекращению княжеских усобиц. Он прославился успешными походами против половцев, отбросив их далеко за Дон, так что половцы его именем детей в колыбели устрашали. Став в 1113 г. великим князем киевским, Мономах всячески содействовал упрочению единства Русской земли.

Центральная идея "Поучения" состоит в призыве, обращенном к детям Мономаха и всем, кто услышит "сию граматицю", строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными семейными интересами. "Поучение" выходит за узкие рамки семейного завещания и приобретает большое общественное значение.

На примере личного богатого жизненного опыта Владимир дает высокий образец служения князя интересам своей земли.

Характерная особенность "Поучения" – тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами. Наставления Мономаха подкрепляются не только сентенциями из "священного писания", но в первую очередь конкретными примерами из собственной жизни.

На первый план в "Поучении" выдвигаются задачи общегосударственного порядка. Священная обязанность князя – забота о благе своего государства, его единстве, строгое и неукоснительное соблюдение клятв и договоров. Князь должен "пещисъ о хрестъянских душах", "о худом смерде" и "убогой вдовице". Междоусобные распри подрывают экономическое и политическое могущество государства. Только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.

Другой не менее важной обязанностью князя, по мнению Мономаха, является попечение и забота о благе церкви. Он понимает, что церковь является верной помощницей князя. Поэтому ради упрочения своей власти князь должен неусыпно заботиться о священническом и иноческом чине. Правда, Мономах не рекомендует своим детям спасать душу в монастыре, т. е. идти в монахи. Аскетический монашеский идеал чужд этому жизнелюбивому энергичному человеку. Однако он призывает к соблюдению религиозной обрядности, считая, что тремя добрыми делами – покаянием, слезами и милостыней – можно "избыти грехов своих".

В соответствии с христианской моралью требует Владимир заботливого отношения к "убогим" (бедным). В то же время князь должен быть стражем справедливости и не давать "сильным погубить человека", каксам Владимир "не дал есм сильным обидети" ни "худаго смерда", ни "убогые вдовице".

Князь должен быть сам примером высокой нравственности. Основным положительным качеством человека является трудолюбие. Труд, в понимании Мономаха, – это прежде всего воинский подвиг, а затем занятие охотой, когда в непрестанной борьбе с опасностями закаляются тело и душа человека.

Владимир приводит примеры из своей личной жизни: он совершил только 83 больших похода, а малых и не упомнит, заключил 20 мирных договоров. На охоте он подвергался постоянной опасности, не раз рисковал своей жизнью: "Тура мя 2 метала нарозех и с конем, олень мя один бол, а 2 лоси, один ногами топтал, а другый рогома бол; ...лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною тверже".

Основным пороком Владимир считает лень: "Леность бо всему маши: еже умеетъ, то забудешь, а егоже не умееть, а тому ся не учить". Лень поможет повлечь за собой внезапную гибель во время военных походов, нанести ущерб хозяйству князя. Опытный хозяин-вотчинник, полководец, Владимир советует детям в ведении дел не доверять ни тиунам, ни отрокам, а самому вникать во все мелочи, также и во время военных походов нс следует во всем полагаться на воевод, а самим "наряжать" сторожей и спать возле воинов, не снимая оружия. Предостерегает Владимир и от лжи, пьянства и блуда: "...в том бо душа погыбаеть и тело", – пишет он.

Сам Мономах предстает в своем "Поучении" человеком необычайно деятельным: "Еже было творити отроку моему, то сам есмь створил, дела на войне и на ловех, ночь и день, на зною и на зиме, не дая собе упокоя".

Владимир выступает ревностным поборником просвещения: "Его же умеючи того не забывайте доброго, а его же не умеючи, а тому ся учите", – говорит он и ссылается на своего отца Всеволода, который "дома седя", т. е. находясь в Киеве, изучил пять языков, "в том бо честь есть от инех земль".

Одним из положительных качеств князя является его щедрость, постоянная забота о приумножении и распространении своего доброго имени. Поэтому необходимо, отмечает Владимир, пришедшего "гостя", простого или знатного, одарить, накормить и напоить, поскольку эти люди "мшю ходячи прославлять человека по всем землям, любо добрым, любо злым".

В быту князь должен быть образцом для окружающих: посетить больного, проводить покойника, ибо все смертны. Семейные отношения нужно строить на уважении мужей к женам: "Жену свою любите, но не дайте им над собою власти", – наставляет он.

Таким образом, в "Поучении" Мономах охватывает довольно широкий круг жизненных явлений. Он дает четкие ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени.

Вместе с тем "Поучение" является весьма ценным материалом для представления о личности самого автора – первого известного нам мирского писателя Древней Руси. Прежде всего, это человек широко образованный, хорошо знающий литературу своего времени. В своем произведении он использует Псалтырь, Паремийник, поучения Василия Великого, Ксенофонта и Феодоры к детям, помешенные в "Изборнике 1076 г.", "Шестоднев". При этом Псалтырь служит Мономаху средством выражения своего психологического состояния. Опечаленный встречей с послами братьев, предложивших ему объединиться, чтобы выгнать Ростиславича, Владимир берет Псалтырь: "...в печали разгнух я, и то ми ся выня: "Векую печалуеши, душе? Векую смущавши мя?" Его душа опечалена намерениями братьев начать междоусобную войну, а они гневаются на него, Владимира, отказавшегося с ними объединиться и "креста переступити". Встреча, происшедшая в 1098 г., явилась тем толчком, который заставил Мономаха создать "Поучение",– он "собрал словца си любая, и складах по ряду, и написах". Эти слова дают возможность судить о процессе создания "Поучения": сначала отбор материала из книжных источников, затем приведение его в порядок, т. е. придание ему определенного плана, и, наконец, написание.

"Поучение" построено по определенному плану: вступление, обращенное к детям, с характерным для древнерусского писателя самоуничижением – не посмеяться над его писанием, а принять в сердце свое, не браниться, а сказать, что "на долечи пути, да на санех седя, безлепицю еси молвил", и, наконец, просьба: "...аще вы последняя нелюба, а передняя приймайте".

Центральная дидактическая часть "Поучения" начинается с общего философского рассуждения о человеколюбии и милостивости Бога, о необходимости победы над злом и возможности этой победы, залогом чему является красота, гармония созданного Богом мира. Используя "Шестоднев", Владимир с большим лирическим воодушевлением говорит о том, "како небо устроено, како ли сонце, како ли луна, како ли звезды, и тма и свет, и земля на водах положена...". Он удивляется чуду – человеку, "како образи розноличнии в человечъекых лицих, – аще и весь мир совокупить, не ecu в один образ, но кый своим лиць образом...". Он любуется, и как "птица небесным из ирья (теплых стран) идуть... и худыя идуть по всем землям...".

Воздав хвалу божественной гармонии мира, Владимир снова обращается к детям с просьбой послушать его от "худаго... безумья наказание", т. е. поучение. И начинается оно с рассуждения о пользе молитвы, а затем Владимир переходит к практическим наставлениям, касающимся социальной практики князя, его хозяйственной деятельности и, наконец, поведения в быту. Завершающим аккордом "Поучения" служит вновь произнесенный с большим воодушевлением призыв воздать хвалу Богу поутру, при восходе солнца, при решении государственных дел ("седше думати с дружиною", или "люди оправливати", т. е. судить), или выезжая на охоту, или отправляясь в походы, или ложась спать.

"Поучение", казалось бы, логически завершено, но Мономах решает подкрепить его описанием своих "трудов". И сначала дает своеобразный дневник военных походов, по манере напоминающий краткие летописные погодные записи, только без дат. Перечисляя свои "пути", Владимир располагает их в хронологической последовательности начиная с 1072 г. по 1117 г.

После походов Мономах перечисляет заключенные им мирные договоры, а затем переходит к описанию своих "ловов", обнаруживая страстную душу смелого охотника.

И вновь следует заключение. Обращаясь к детям или иным, "кто прочтет", Мономах просит не осуждать его. Он восхваляет не себя, не свою храбрость, а хвалит Бога, который его "худого и грешного" столько лет сохранял от смерти и сотворил "не ленива", "худаго", "на вся дела человечъская потребна". Мономах отводит таким образом от себя, как писателя, обвинение в гордости, в самовосхвалении. Обращаясь к детям, он уверен, что, "сю грамотицю прочитаючи", они устремятся на добрые дела, и призывает их без страха творить "мужьское дело".

К "Поучению" примыкает письмо Владимира, адресованное Олегу Святославичу Черниговскому. Олег Черниговский прославился своими крамолами – нс случайно автор "Слова о полку Игореве" называет его Гориславличем. Разбитый Владимиром и Святополком, Олег вынужден был покинуть Чернигов и отправиться в Ростовскую землю, где произошло его столкновение с сыном Владимира Изяславом, который был убит в бою Олегом, а жена Изяслава захвачена в плен. Это событие, происшедшее 6 сентября 10% г., и послужило поводом для написания письма Владимиром к Олегу Черниговскому.

Письмо Владимир пишет, понуждаемый сыном Мстиславом, приславшим отцу грамоту с просьбой "ладиться" и "смириться" и нс мстить, чтобы не погубить Русской земли. В письме ярко выражено чувство скорби отца, преждевременно потерявшего своего сына: "егда жеубиша детя мое и твое пред тобою, и бяше тебе, узревше кровь его и тело увянувшю, яко цвету нову процветшю, яко же агньцю заколену, и реши бяше, стояще над ним, вникну щи в помыслы души своей: "Увы мне! что створих? И пождав его безумья, света сего мечетнаго кривости ради налезох грех себе, отцю и матери слезы", т. е. Владимир взывает к общечеловеческим чувствам своего врага, призывает его "вникнуть" в помыслы своей души. Желая добра "братьи" и "Русьскей земли", Владимир говорит о своем примирении с Олегом и только просит его освободить свою сноху (жену Изяслава) "да с нею кончав слезы, посажю на месте, и сядешь акы горлица на су се древе желеючи, а яз утешюся о бозе". Поэтический образ тоскующей горлинки связан с традицией устной народной поэзии.

Письмо Владимира Мономаха Олег," Черниговскому дополняло "Поучение" и, возможно, было присоединено к нему самим автором. В нем ярко проявилось торжество общегосударственного долга над личным чувством убитого горем отца.

В стиле "Поучения" легко обнаруживаются, с одной стороны, книжные его элементы, связанные с использованием Владимиром литературных источников, а с другой – элементы живого разговорного языка, особенно ярко проявляющиеся в описании "путей" и тех опасностей, которым он подвергался во время охоты. Характерная особенность стиля "Поучения" – наличие отточенных, ярких, легко запоминающихся афористических выражений.

В целом "Поучение" и письмо ярко раскрывают облик незаурядного государственного деятеля русского средневековья, человека, в котором ярко воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли .

  • См.: Орлов А. С. Владимир Мономах. М.; Л., 1946; Киреева Т. Н. О жанровой природе "Поучения" Владимира Мономаха. ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27.

Примеры из жизни в книге

Как уже было сказано выше, в современности отмечается актуальность и популярность книги «Поучение детям». Краткое содержание ее заключается в том, что князь высказывает свои мысли, дает советы и наставления, а также приводит примеры из собственной жизни. Вероятно, именно поэтому книга и стала настолько популярной, поскольку мало кто из сегодняшних авторов, которые стараются дать какие-либо рекомендации своим читателям, имеют фактическое основание. Что касается непосредственно князя, то его советы действенны, и он доказывает это правдивыми историями из собственной жизни.

Как все начиналось...

Книга «Поучение детям» берет свое начало во время одного из множества путешествий. Мономах выезжает на Волгу, где встречается с послами своих братьев. Они предлагают Владимиру объединение ратных сил для того, чтобы присвоить волость, принадлежащую Ростиславичам. Если же он ответит на их предложение отрицательно, то будет лишен разного рода поддержки в случае, если на его родных территориях разразится война. Возвращаясь домой, князь был достаточно сильно разочарован, ведь междоусобицы, а также военные действия против братьев не радовали его сердце. В грустных размышлениях он открыл Псалтырь и принялся за чтение. Именно в этот момент у него и возникло желание оставить послание потомкам поколения той современности.

В чем суть праведной жизни?

В книгу «Поучение детям» входит несколько умных изречений, которые не утратили своей значимости до сегодняшнего дня. Прежде всего, детей и внуков Руси князь призывает к тому, чтобы они всегда поступали по совести и никогда не отказывались от таких добродетелей, как долг и честь, доблесть и справедливость. Конечно, описывает он эти свои мысли с точки зрения религии, но нравственности в них от этого меньше не становится. Мономах говорит, что Божья милость приходит не только тогда, когда человек ведет затворнический образ жизни, постоянно постится и становится монахом, но и при совершении добрых деяний. То есть даже если люди не следят за своей едой, забывают иногда помолиться или о другом важном элементе, то им достаточно помочь ближнему, причем не для того, чтобы Бог их отблагодарил, а с искренним желанием и по доброй воле.

Практические советы

Не лишены и практики советы, которые давал Мономах. «Поучение детям» содержит в себе следующие рекомендации от князя:

Во время войн полагаться только на самих себя, а не на воевод, устанавливая четкие правила и следуя им;

Не откладывать оружие тогда, когда за дверью неспокойные времена;

Любить супругу, но не позволять ей властвовать над главой семейства;

Не позволять своим слугам и подопечным производить различные плохие действия над крестьянами (издевательства, насилие и прочее).

Не бойтесь смерти...

Когда Мономах заканчивал книгу «Поучение детям», он написал рассказ о себе. В конце князь обратился к своим внукам с просьбой, чтобы они не судили его. Он описал много своих подвигов, но вовсе не для того, чтобы похвастаться перед потомками, а в качестве примера. И закончил повествование мыслями о том, что не стоит бояться смерти, так как только Бог может решить, когда оборвать чью-то жизнь, и пугаться или спорить с его волей нет смысла.

нравоучительное сочинение кн. Владимира Мономаха (1053-1125), отражало те христианские идеалы, на основании которых должна была жить великокняжеская семья:
«Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию...
В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым...
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему плохому мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрене воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и, увидев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой прекрасный». И еще: «Господи, прибавь мне год к году, чтобы впредь, в остальных грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или сбор дани, или лечь спать. Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди...»

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

  • - 1) - жанр древнерусской литературы дидактическо-проповеднического характера...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - - памятник древнерусской литературы и педагогической мысли. "П." написал великий князь киевский Владимир Мономах...

    Педагогический терминологический словарь

  • - журнал детских игр и воспитательных пособий; основан в 1880 г. в СПб., но вышел только один выпуск. Издателем и редактором был И. И. Горбунов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ПОУЧЕ́НИЕ, -я, ср. 1. см. поучать. 2. Наставление, назидательный совет. Родительские поучения...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ПОУЧЕ́НИЕ, поучения, ср. 1. Назидательный совет, наставление. «И твои останки людям милы, и укор, и поученье в них.» Некрасов. Надоели мне твои поучения. 2. Проповедь, речь, содержащая в себе наставления о жизни...

    Толковый словарь Ушакова

  • - поуче́ние ср. 1. процесс действия по гл. поучать 2. Назидательный совет, наставление. 3. Проповедь, речь, содержащая в себе наставление о жизни. отт. Жанр древнерусской литературы, включающий в себя такую проповедь...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - поуч"...

    Русский орфографический словарь

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  I сущ. поручительство.     . II сущ. размышление...

    Словарь церковнославянского языка

  • - Живи всяк своим добром да своим горбом! См. СВОЕ -...
  • - Своим горбком, своим домком да своим умком...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УМ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ...

    Формы слова

  • - детьми,...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 2 не свойственный детскому возрасту недетский...

    Словарь синонимов

  • - наставление, назидание, нравоучение, мораль, проповедь, нотация, урок...

    Словарь синонимов

"ПОУЧЕНИЕ СВОИМ ДЕТЯМ" в книгах

Дать своим детям…

Из книги Там, где всегда ветер автора Романушко Мария Сергеевна

Дать своим детям… В отрочестве меня согревала мечта: дать когда-нибудь своим детям то, чего мне не дали мои родители. Постепенно это стало моей навязчивой идеей: я должна дать своим детям то, чего не дали мне мои родители. А иначе как разорвать цепочку нелюбви? Точнее:

автора Гимельфарб Натан

ДЕТЯМ И ВНУКАМ СВОИМ ПОСВЯЩАЮ.

Из книги Записки опального директора автора Гимельфарб Натан

ДЕТЯМ И ВНУКАМ СВОИМ ПОСВЯЩАЮ. Дорогие мои дети и милые внуки!После того, как мы с Вами отметили моё семидесятилетие, и пошёл отсчёт годам восьмого десятка, я стал ощущать приближение своего жизненного финала. Оглядываясь на прожитые годы, я всё отчётливее понимаю, что

«Актриса не может составить счастья своим детям…»

Из книги автора

«Актриса не может составить счастья своим детям…» В год, когда в городе Бостоне, штат Массачусетс, родился Эдгар По, в далеком от Америки английском Бирмингеме вышли мемуары известной английской актрисы Энн Холбрук. Она писала:«Актриса не может составить счастья своим

Народ дает бессмертие своим детям

Из книги Анатолий Серов автора Чалая Зинаида Акимовна

Народ дает бессмертие своим детям «Правда» писала в эти дни: «Имена Анатолия Серова и Полины Осипенко знала вся страна, знал мир. Они были знамениты, окружены славой. На них смотрели с восторгом и любовью всюду, где они появлялись. Но большевистская скромность и простота

Глава VI Как помочь своим детям преуспеть в жизни

Из книги Как уцелеть среди акул автора Маккей Харви

Глава VI Как помочь своим детям преуспеть в жизни Тот, кто сидит напротив вас за обеденным столом, враждебно на вас уставившись, в недалеком времени окажется в кабинете своего возможного работодателя, который будет сидеть напротив него за своим письменным столом.Возможно,

Из книги Квадрант денежного потока автора Кийосаки Роберт Тору

Самый худший совет, какой вы можете дать своим детям Если вы родились до 1930 года, то для вас слова «учись, получай хорошие отметки и найди стабильную работу» были хорошим советом. Но для большинства читателей данной книги это плохой совет.Почему? Отвечу в двух словах:

10 вещей, которые нужно перестать говорить своим детям

Из книги Как поработить мир за 6 месяцев. 101 понятный совет для решения проблем при помощи фэншуй автора Покровский Дмитрий

10 вещей, которые нужно перестать говорить своим детям 1. Отличная работа!Почему плохо так говорить: при частых похвалах за пустяковые дела, которые дались ребенку без особых усилий, возникает привыкание к «легкой награде». А это приводит к тому, что теряется мотивация

«Поучение детям» Владимира Мономаха

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

«Поучение детям» Владимира Мономаха Особое место в жанре поучений занимает сочинение, принадлежащее перу Великого Киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053–1125).В 1078 году отец Владимира Мономаха занял киевский великокняжеский престол, а своему

Как делать подарки своим детям

Из книги Тайное значение денег автора Маданес Клаудио

Как делать подарки своим детям Вы можете делать подарки своим детям таким образом, что это будет помогать им расти, но можете делать подарки и так, что они принесут больше вреда, чем пользы. Вот несколько советов, которые нужно иметь в виду, когда дарите что-то своим

Родители внушают чувство вины своим детям

Из книги Говорить «нет», не испытывая чувства вины автора Шейнов Виктор Павлович

Родители внушают чувство вины своим детям Манипуляция «Несчастная женщина» Мать регулярно дает понять ребенку, что именно из-за него она не устроила личную жизнь: «Я бы не раз могла выйти замуж, но боялась, что отчим будет плохо к тебе относиться» или «Кому я нужна с

85. Чем родители реально могут помочь своим детям?

Из книги Ваш билет на экзамене жизни. 102 ответа на жизненно важные вопросы автора Некрасов Анатолий Александрович

85. Чем родители реально могут помочь своим детям? Каждая душа приходит в этот мир реализовать себя, а не жертвовать собой ради другого. Чтобы не бояться за детей, нужно использовать одно средство – пространство любви между родителями. Это поистине универсальное средство

Почему родители завидуют своим детям

Из книги Искусство жить [Реальные истории расставания с прошлым и счастливых перемен] автора Гросс Стивен

Почему родители завидуют своим детям Несколько лет назад у меня была пациентка, которую я назову Амирой. В двадцатисемилетнем возрасте она попала в серьезную автомобильную аварию – машину, которой управляла Амира, занесло и выбросило на разделительную полосу на трассе

«Исповедуйтесь детям своим»

Из книги Литературная Газета 6459 (№ 16 2014) автора Литературная Газета

«Исповедуйтесь детям своим» Священник Владимир НЕЖДАНОВ МАТЕРЬ БОЖИЯ Матерь Божия тихо склонила Над землёю небесный покров, Вздоха даже не проронила, И молитва осталась без слов. И во веки веков сохранила Русь святую, Родительский Кров. ...И страдает Она о ночлеге Всех

Различные наставления детям своим, монахам

Из книги Поучения автора Великий Антоний

Различные наставления детям своим, монахам 1Если придет к тебе брат и откроет тебе свои мысли, то не сообщай их никому, но молись о себе и о нём, чтобы обоим вам быть свободными от нечистых мыслей.Если какой брат будет униженно просить тебя, чтобы ты помог ему в делах его, то