Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами). Мир в это время

ГЛАВА II. ЛЕГЕНДЫ ИОАННОВСКОГО ЦИКЛА.

2. Битва новгородцев с суздальцами.

А знаете ли вы, что в Софийском Соборе есть икона, пред которой преклонял колени сам Иоанн? Нет?

Тогда представьте, что вы в храме Святой Софии. Справа от иконостаса стоит чудотворная икона Божьей матери - Знамение.

Эта икона была изъята из построенного в ее честь Знаменского Собора и в течение многих лет была недоступна для церковного почитания.

Ныне перед святым образом вновь зажглась свеча, вновь звучат слова молебного пения. Они поются в благодарность за чудесное избавление Новгорода от осады суздальцев в 1169 году.

Что же произошло в те годы? Почему эти события неразрывно связаны с именем архиепископа Иоанна?

Центральная легенда иоанновского цикла, нашедшая отражение и в ле-тописи, и в "житии", подробно и красочно повествует о свершившемся чуде.

К середине XII века отношения Новгорода с князем суздальским Андреем Боголюбским стали открыто враждебными. Новгород упорно стремился соблюдать "всю свою волю", звал и изгонял князей, обращаясь то к северной, то к южной Руси. Но не менее упорной была и воля князя Андрея к объединению. Решив покорить Новгород, он собрал огромное войско, которое возглавил его сын Мстислав. С суздальцами шли князья Рязанский, Муромский, Смоленский, Полоцкий "и просто рещи, вся земля Русская совокупися, единых бо князей бяше тогда 72", - как выразился летописец.

И вот зимой 1169 года суздальская рать вошла в новгородские пределы, сжигая и грабя на своем пути села и деревни, убивая земледельцев, беря в рабство жен и детей.

Не устоять гордым новгородцам против этой силы великой, не отстоять своей независимости, не удержать город. Ибо в городе в то время находилась только небольшая дружина молодого князя Романа да посадник Якун с воеводою. Соорудив острог вокруг города, жители укрылись за ним.

Силы были неравны, судьба Новгорода, казалось, была предрешена. По-пытки послов договориться о мире ни к чему не привели. В стане осаждающих уже и улицы поделили - кому какая достанется. Спасения ждать было неоткуда. Во всех храмах и домах день и ночь молились горожане. Молился о спасении Новгорода и архиепископ Иоанн. Третий день не выходил он из Софийского Собора, третий день молился и поднимал свой взор туда, где в главном куполе храма сиял чудотворный образ Спасителя со сжатой правой рукой. И вот в третью ночь почувствовал он необычайный трепет и услышал голос:

"Епископе! Услышана бысть молитва твоя; аще хощети спасения града получити, утру вставшу иди в церковь Преображения Господня, на исходящие пути, глаголема Ильина улица, и тамо вземь образ Пречистна Богородицы, вознеси на стены града противу супостатовъ, и узриши спасение граду чудное..."

Утром Иоанн рассказал священству о чудесном гласе и послал диакона за святой иконой. Посланный диакон вернулся без иконы и с ужасом поведал, что он не смог сдвинуть икону с места. Тогда сам владыка, сопровождаемый множеством людей, пошел на Торговую сторону в церковь Спаса. И зазвенели колокола Святой Софии, и откликнулись им большие и малые церкви на Софийской стороне и на Торговой.

Иоанн, войдя в алтарь церкви, долго молился на коленях пред святой иконой. Отслужили молебен. Иоанн принял на руки икону, и с пением и молитвами крестный ход двинулся на Софийскую сторону. Затем владыка поставил икону на острог против супостатов.

25 февраля вражеские войска начали бой. На город была пущена куча стрел. Попали стрелы и в икону Богородицы. Архиепископ и все, бывшие с ним, стали свидетелем великого чуда - икона сама повернулась лицом к городу и от нее истекли слезы, которые принял Иоанн в свою фелонь и сказал: "О преславное чудо! Како се можете быти от суха древа? - Не суть бо слезы, но являет знамения своея милость: сим бо образом молится святая Богородица Сыну своему и Богу нашему за град наш - не дати в поругание супротивным".

И в то же самое время напало на осаждающих затмение, и почувствовали они страх, и в смятении перестали отличать своих от чужих, посекая друг друга, пытались бежать от стен города.

Видя смятение, новгородцы воспряли духом и устремились на неприятеля. Отбили городские ворота. В кровавой сече попадали вражеские знамена перед хоругвями и стягами новгородцев.

Многие полегли в этой битве, многих взяли в плен. Тяжек был и обратный путь суздальцев. Остатки войск долго выбирались из Новгородской земли, терпя голод: ведь приходилось идти по сожженным ими местам, и умирали воины Андрея Боголюбского от холода и болезней.

Какой мерой можно было измерить то великое чувство благоговения, которое испытывали новгородцы к Пресвятой Богородице и ее чудотворному образу?

Чудесную икону Богоматери с большими торжествами проводили в храм Спаса Преображения на Ильине улице, и она стала самой почитаемой святыней Великого Новгорода.

Заканчивая рассказ, летописец говорит и о вине новгородцев перед князьями, о самочинии и гордости жителей Новгорода, которых Бог "смирил рукою князя Андрея"; видя в чуде знамение для всех и наказание как за злобу, так и за гордость.

После чудесного спасения Новгорода Иоанн установил праздник в честь Знамения Богородицы, который стал называться "Днем избавления и днем наказания" - 27 ноября. А на месте, где поднята была на острог икона, впоследствии был основан Десятинный монастырь.

Со времени прославления иконы в XII веке ее история теснейшим образом связывается с историей Новгорода. Связь эта пронизывает все пласты народной жизни: церковные, бытовые, политические, сказывается в судьбах о-дельных людей.

Образ Богоматери "Знамение" становится символом Новгорода. Ее изображение помещается на печатях новгородских владык, на боевом стяге новгородцев.

Икона разделена на три яруса.

В верхнем ярусе мы видим перенесение иконы из церкви Спаса на Софийскую сторону. Справа духовенство выносит икону из церкви.

Владыка Иоанн в крестчатой ризе и омофоре, с бородой по грудь, передает икону молодому архидиакону в присутствии еще двух священников. В центре - процессия движется по мосту, люди преклонили колени перед крестом и иконой.

В XIV веке складывается письменное сказание о знамении, получившее широкое распространение в древнерусской литературе. Сказание помещается в житии святого архиепископа Иоанна, в минеях новгородских и московских летописях. В XV веке новую редакцию сказания создал писатель Пахомий Логофет, известный также под фамилией Серб. Он был приглашен в Новгород архиепископом Евфимием для воплощения многочисленных литературных начинаний.

Тогда же, в XV веке, когда Москва все настойчивей стала подчинять себе Новгород, идеи патриотизма зазвучали с новой силой и появилась икона "Битва новгородцев с суздальцами", где развернулся живописный рассказ о событиях XII века. Только теперь мы с вами можем увидеть его на полотне.

В верхнем ярусе мы видим перенесение иконы из церкви Спаса на Софийскую сторону. Справа духовенство выносит икону из церкви. Владыка Иоанн в крестчатой ризе и омофоре, с бородой по грудь, передает икону молодому архидиакону в присутствии еще двух священников. В центре - процессия движется по мосту, люди преклонили колени перед крестом и иконой.

В среднем ярусе запечатлены переговоры послов. Со стороны новгородцев выступают князь Роман, посадник Якун и воевода. От суздальцев князь Мстислав Андреевич с другими князьями, которые изображены безбородыми юношами. Справа - суздальское войско, открывшее боевые действия. Стрелы летят "яко дождь мног", чтобы осквернить и унизить святыню. Слева на высокой стене, над новгородскими полками, возвышается наподобии военной хоругви икона Богоматери.

В нижнем, третьем ярусе, из городских ворот выезжает новая рать. Во главе ее святые воины: Борис, Глеб, Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский, которые, согласно одному из вариантов легенды, были посланы Богоматерью, чтобы оказать помощь новгородцам. Новгородскую конницу ведут в бой не только эти святые, но и ангел с мечом, занесенным над неприятелем. На иконе изображен момент, когда суздальцы дрогнули, ряды их обращаются вспять, на земле лежат тела убитых. Началась паника. Передние еще обращают копья против новгородцев, а задние уже повернули прочь.

А объединяет всю композицию и царит над ней образ Богоматери, молящейся за народ своему Сыну. Он как бы осеняет собой все события и олицетворяет покровительство и заступничество великому городу.

Особую ценность представляет та историческая достоверность, с которой изображена икона Богородицы и церковь Спаса на Ильине улице, как они выглядели в XV веке.

В 1354 году повелением архиепископа Моисея для чудотворной иконы была построена каменная церковь Знамения на Ильине улице рядом со Спасской церковью, в которой находилась икона. В 1366 году она была торжественно перенесена в Знаменскую церковь и поставлена справа от царских врат.

Чудотворная икона, "раненная" стрелами, неоднократно поновлялась. В 1527 г. чтимый образ поновил сам митрополит Макарий и украсил его окладом. В настоящее время от самого древнего изображения сохранились лишь крупицы краски на мафории Богородицы и фигуры Апостола Петра и мученицы Наталии на обороте. Лик Богоматери на иконе Знамения написан в XVI веке.

Чудотворная икона, переданная в музей, в 1980 - е годы была отреставрирована и тщательно исследована в Институте реставрации. Данные обследования иконы подтвердили сведения легенды: в доске были обнаружены следы от наконечников стрел. Одно из отверстий расположено над левым глазом Богоматери, там, где осталась "незаживающая" рана.

15 августа 1991 г. накануне освящения Софийского собора чудотворная икона была возвращена Церкви.

"В новгородских иконах, в рассказе об истории, особое понимание её, характерное именно для средневековья.
Ведь как понимается история в Новое время? Как следствие проявления воли человека, или огромной массы людей, в которой, тем не менее, всегда выделяется именно чья-то личная сильная воля.
Средневековый человек мыслил историю иначе. Она для него есть проявление Божьего Промысла. Там где Высшая Святость осуществляет свою волю, там всё остальное не имеет значения: ни военная сила, ни чьи-то стремления, ни государственные интересы, ни что."


Дерево, темпера. Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами"). Новгородская икона, 1460-е гг. Фрагмент.


Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами"). Новгородская икона, 1460-е гг. Фрагмент.


Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами"). Новгородская икона, 1460-е гг. Фрагмент.


Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами"). Новгородская икона, 1460-е гг. Фрагмент.


Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами"). Новгородская икона, 1460-е гг. Фрагмент.


Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами"). Новгородская икона, 1460-е гг. Фрагмент.

Раквере (древнерусское название - Раковор или Ракобор, немецкое Везенбург) - маленький городок в Эстонии, у которого 18 февраля 1268 года произошла крупнейшая битва русского воинства с немецкими крестоносцами. Интересно сравнить описание этого события сторонами, участвующими в битве.
Согласно "Новгородской первой летописи старшего извода", соединённое войско новгородцев, псковичей и князей из Владимирских земель, начало поход на датские владения в Северной Эстонии, заручившись гарантией послов Ордена и Юрьевского епископа о невмешательстве ("и целоваша послы кресть"). Но под Раковором неожиданно для себя столкнулось с немецким войском "бо съвкупилася вся земля Немецьская". Русские, "не умедляче ни мало", перешли реку и выстроили полки. Справа - псковичи Довмонта, переяславцы князя Дмитрия Александровича и суздальцы князя Святослава Ярославича, слева - войска Михаила Ярославича, Константина и Юрия Андреевичей. Сами же новгородцы во главе с посадником Михаилом Фёдоровичем и тысяцким Кондратием "сташо в лице железному полку противу великой свиньи". Войска сошлись и "бисть страшно побоище, яко не видали ни отцы, ни деды". В результате битвы погиб посадник Михаил, 13 бояр, перечисленных по именам, "и много добрыхь боярь, и иныхь чёрныхь людми бещисло". Тысяцкий Кондрат и ещё двое бояр числились пропавшими без вести. Далее летописец пространно рассуждает о грехах, за которые "Богь казнить ны и отъять от насъ мужи добрые". После чего возвращается к битве и сообщает, что "силою креста честнаго и помощью святыя Софья, молитвами святыя владычица нашея Богородица приснодевица Мария и всех святыхъ" князю Дмитрию и новгородцам удалось обратить врагов в бегство, и гнали они их "въ 3 пути" семь вёрст до города, причём "не мочи ни коневи ступити трупиемь". Затем новгородцы внезапно "узреша иныи полчищь свинью великую", думали напасть и на них, но было "уже есть велми к ночи" и решили отложить продолжение битвы до завтра. Однако "оканьнии крестопреступници" немцы, "не дождавъше света, гюбегоша". Новгородцы, три дня "стояша на костехъ", после чего вернулись домой с телами павших, посадника Михаила похоронили у Святой Софии.

Самая ранняя немецкая версия этого столкновения была изложена в "Старшей Ливонской рифмованной хронике". Начинает она свой рассказ с того, что "русских увидели скачущими гордо в землях короля. Они грабили и жгли". Численность русского войска оценивается, со ссылкой на самих русских, в 30 тысяч, "но кто же их сосчитать мог?" Тут же упоминается об "огромном их вероломстве". Против русских из Дорпата (русский Юрьев, эстонский Тарту) выступает епископ Александр со своим войском, а из орденских замков в Эстонии - Феллина (эстонский Вильянди), Леаля (эстонский Лихула) и Весенштейна - отряды рыцарей. Всего хроника говорит о 34-х рыцарей, правда "местных жителей было у братьев немало" (да, знакомых по Ледовому побоищу кнехтов из чуди-эстонцев). Больше пришло туда "датских воинов" - собственно, их земли и разоряли русские. Орденцы встали на левом фланге, датчане - на правом. Где расположились войска столь нелюбимого хронистами Ордена дорпатского епископа - не сказано. Русские наступали двумя колоннами, епископ Александр погиб. Но немцы победили, хотя "каждый немец должен был сражаться против 60-ти русских". Судя по тому, что такая же цифра встречается и при описании соотношения сил на Чудском озере в 1242 году, слово "шестьдесят" просто хорошо рифмовалось со словом "немец":) Русские обращены в бегство и "много мужей их там полегло". Но "король Дмитрий был героем", с 5 тысячами русских он пошёл в атаку. У "речки злой" (Койла около Раквере) он сшибся с рыцарями Ордена. Причём тут уже было "160 мужей", из которых половина - пешие. "У моста они стояли" и "отбивались там от русских". Хронист особо превозносит доблесть этих "80 мужей", "в нужный момент" выступивших "в поддержку братьев". После пропения дифферамбов сообщается, что русских полегло 5 тысяч, а остальные "бежали… врассыпную".

Более поздние немецкие хронисты, вроде Германа Вартберга в его "Ливонской хронике" (той самой, где он "забыл" рассказать про Ледовое побоище), говорят уже точно и ясно - немцы разбили русских, догнали и ещё раз разбили, но при этом почему-то погиб епископ Александр и ещё 2 брата-рыцаря. Странно, предшественнику Александра, судя по косвенным данным, удалось сбежать даже с Чудского озера в 1242 году.

Вот такие две истории, в чём-то схожие, в чём-то различные, в т.ч. и в ответе на простой вопрос "Кто победил?" Попробуем их сопоставить, чтобы ответить на этот вопрос. Начинаются они с вторжения русских в датские владения на севере Эстонии. Зачем? Раквере находиться на пути в Ревель-Колывань (нынешний эстонский Таллинн). За несколько месяцев до зимнего похода новгородцы уже ходили к Раковору, но взять его не смогли. Собственно после этого они и позвали князей из Владимиро-Суздальских земель. А в следующем 1269 г. великий князь Ярослав Ярославович с новгородцами "хотеша ити къ Колываню". Таким образом, налицо чёткая устремлённость в одном направлении. Может быть русские, отчаявшись в своих неоднократных попытках захватить Юрьев, решили в этот раз, собрав большие силы, отвоевать у датчан Северную Эстонию? Тогда понятно, почему так важна для них была гарантия невмешательства со стороны немцев. Видимо, какая-то договорённость была достигнута. Смысла в том, чтобы летописцу выдумывать такую историю, не вижу. Да и слова орденского хрониста об "огромном вероломстве" русских, возможно, так же указывают на наличие некоторой договорённости. Очевидно, договорённость всё же была - и так же очевидно, что эта договорённость была истолкована сторонами по-разному.

Теперь, собственно битва. 30-тысячное войско для той эпохи - цифра огромная. Но тут интересно замечание автора хроники, что так оценивали свою силу сами русские, к тому же войско было собрано действительно огромное. Кто ему противостоял - "свкупише вся земля Немецкая" просто не успевала, собраны были войска дорпатского епископа, датчане и силы Ордена в Эстонии. Численность немецких сил современные историки оценивают в 18 тысяч. Похоже, встреча явилась неожиданной для обеих сторон, где-то наступали немцы, где-то русские. Летописное описание рисует картину "большой мясорубки", в которой было утрачено общее руководство (если оно и было изначально) и битва постепенно распалась на ряд локальных боёв. Возможно, на каком-то этапе "великая свинья" стала одолевать новгородские силы - от того и такие потери, но тут была атакована дружиной князя Дмитрия, сына Александра Невского. А кто в итоге победил? Попробуем разобраться по принципу "за кем осталось поле боя?". А вывод тут достаточно однозначен из того факта, что новгородцы смогли забрать своих павших и доставить в родной город, где и похоронили. Так что поле битвы осталось за русским воинством. Исходя из этого, становятся понятны похвалы автора хроники тем 160 воинам Ордена - на описание этого эпизода тратиться столько же строк, сколько на всю остальную битву. Очевидно, в условиях всеобщего отступления-бегства, в котором пал даже дорпатский епископ, тевтонских отряд смог это самое отступление прикрыть, преградив у моста путь преследователям - дружине князя Дмитрия и новгородцам. С наступлением темноты немцы организованно отступили. Русские победили, но потери оказались настолько серьёзными, что о продолжение похода не могло быть и речи.

В 1269 году новгородцам пришлось столкнуться уже с новым немецким походом на Псков и заключить мир удалось лишь после применения "решающего аргумента", в XIII веке игравшего роль оружия устрашения, в лице "баскакъ великъ володимирьскыи, именемь Амраганъ", приведеного с собою великим князем Ярославом Ярославичем.

Князь Новгородский, великий князь киевский, великий князь Владимирский, полководец времён Киевской Руси, святой Русской православной церкви.

Князь Новгородский (1236-1251), великий князь Владимирский (с 1252). Сын князь Ярослава Всеволодовича.

В 4-летнем возрасте мальчик прошел в Спасо-Преображенском соборе обряд посвящения в воины и стал княжичем. В 1230 году отец посадил Александра вместе со старшим братом на княжение в Новгороде. Но через 3 года Федор умирает, а Александр остается единственным правопреемником княжества. В 1236 году Ярослав уезжает в Киев, затем во Владимир, а 15-летний княжич остается самостоятельно править Новгородом.

Великий князь Александр Невский. Фреска XVI в. Уже в 1280-х гг. во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого.

15 июля 1240 нанес шведским войскам сокрушительное поражение в Невской битве, за что получил наименование “Невский”.

Но новгородские бояре испугались возросшего влияния Александра. Представители знати с помощью различных каверз и подстрекательств добились того, что полководец уехал во Владимир к отцу. В это время немецкое войско совершило поход на Русь, захватывая псковские, изборские, вожские земли, рыцари взяли город Копорье. Армия противника вплотную приблизилась к Новгороду. Тогда новгородцы сами стали упрашивать князя вернуться.

Осенью 1241 изгнал ненцев из Копорья, а весной 1242 освободил Псков. 5 апреля 1242 разгромил немецких рыцарей в Ледовом побоище.

Сражение проходило на замерзшем озере. Князь Александр применил тактическую хитрость, заманив рыцарей, облаченных в тяжелые доспехи, на тонкий пласт льда. Атаковавшая с флангов русская конница завершила разгром захватчиков. После этой битвы рыцарский орден отказался от всех недавних завоеваний, также новгородцам отошла и часть Латгалии.

Через 3 года Александр освободил Торжок, Торопец и Бежецк, захваченные войском Великого Княжества Литовского. Затем исключительно силами своего войска, без поддержки новгородцев и владимирцев, догнал и уничтожил остатки литовской армии, а на обратном пути разбил еще одно литовское военное соединение под Усвятом.

Отверг предложение Римского папы принять католичество. Умелой политикой ослабил тяготы монголо-татарского ига, добился освобождения русских от обязанностей выступать войском на стороне татар в их войнах с др. народами (1262).

Б орьба Руси с немецкой и шведской агрессией в XIII в.

На протяжении XI-XII вв. Великий Новгород и Псков имели разносторонние связи с прибалтийскими землями, вели активную торговлю. В XIII в. они вплотную столкнулись с немецкой колонизацией в Прибалтике и Финляндии, а к 1230-м гг. псковские и новгородские земли сами стали “яблоком раздора” в захватнических планах шведов и немецких рыцарей. Русские земли, ослабленные монгольским нашествием, казались легкой и богатой добычей.

В 1240 г. шведы под командованием ярла Швеции Биргера, зять короля Эрика XI Эриксона, на 150 судах вошли в устье р. Невы с целью овладеть Невой и захватить город Ладога, чтобы потом предпринять поход на Великий Новгород. Войско Биргера насчитывало около 5000 человек. Новгородский князь Александр Ярославович с малой дружиной выступил навстречу шведскому войску и сходу ударил по передовым полкам шведов. Благодаря стремительному нападению, которого не ожидал Биргер, смелости и решительности русского князя и его дружины, шведы потерпели сокрушительное поражение. За эту блестящую победу Александр Ярославович получил почетное прозвание Невский.

Созданный в 1198 г. во время Крестовых походов Тевтонский (Немецкий) орден в середине XIII в. основал на прибалтийских землях государство Тевтонского ордена, объединившее покоренные племена пруссов, литовцев и поляков. К 1237 г. он объединился с Орденом меченосцев, получившим название Ливонского ордена. Расширяя свои владения на территории пруссов и прибалтийских племен, немецкие рыцари неоднократно пытались завоевать богатые русские города Псков и Новгород. В 1240 г. силы Ливонского ордена, объединенные с несколькими отрядами, присланными датским королем, захватили русский город Изборск на границе псковской земли.Укрепившись там, рыцари в 1241 г. выступили в поход на Псков. Благодаря предательству псковского боярина, крестоносцы взяли Псков, и псковичи признали власть Ливанского ордена.

Создалась непосредственная угроза Новгороду. Город начал готовиться к обороне, но в этот период в Новгороде не было князя. Князь Александр Ярославович в 1228 г. был поставлен на княжение в Новгород своим отцом, великим князем Владимирским Ярославом Всеволодовичем (1191-1246 гг.), но не смог удержать власть, и был изгнан; в 1236 г. он вернулся в город и утвердился на новгородском столе. После победы в Невской битве 1240 г. политическое влияние Александра Невского настолько возросло, что привело к конфликту с новгородским боярством. Разгневанный князь уехал из города, отправившись в свое родное гнездо – город Переславль-Залеский. Перед лицом военной угрозы со стороны германских рыцарей новгородские бояре смирили гордость, просили князя вернуться и защитить город. В 1241 г. он вернулся в Новгород, собрал войско и отвоевал у крестоносцев крепость Копорье, затем, усилив новгородское войско владимиро-суздальскими полками, освободил Псков.

Г. И. Семирадский. Прием Александром Невским папских послом в Новгороде в 1251 г. Настенная роспись, украшавшая храм Христа Спасителя в Москве

5 апреля 1242 г. стало известно о приближении к Новгороду крупных сил Ливанского ордена. Александр Невский вывел свои войска и владимиро-суздальские полки, пришедшие ему на помощь, на лед Чудского озера, где и состоялось битва. Войско ордена выстроилось клином т.н. “свиньей” (впереди в качестве ударной силы располагались конные рыцари, а внутри строя за ними – пешие войны) и нанесло первый удар, глубоко вклинившись в ряды русских войск. В результате это привело к тому, что крестоносцы оказались в окружении и были почти полностью уничтожены. Русские дружины преследовали противника на протяжении почти 10 км, рыцари потеряли убитыми и пленными 2/3 своего войска, что, учитывая небольшие военные силы немцев в Прибалтике, было ощутимым ударом для ордена.

Ледовое побоище. Художник В.Назарук. 1982 г.

В 1242 г. был заключен мирный договор с Ливонским орденом, который отказывался от претензий на псковские и новгородские земли.

Канонизирован Русской православной церковью. В 1724 нетленные мощи А. Н. перенесены из Владимира в Петербург и покоятся в Александро-Невской лавре.

О РДЕН АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Орден Александра Невского – один из самых красивых орденов времен Советского Союза. он был учрежден в июле 1942 года и, за годы Великой Отечественной Войны, стал одним из наиболее почитаемых в Советской Армии.Орден Александра Невского «младший» из орденов, которыми награждали полководцев. У него, в отличие от других, отсутствуют степени. При утверждении предполагалось награждение командиров подразделений от взвода до полка.

Но затем круг награждаемых расширился до командиров дивизий и бригад. Награждение производилось Указом Президиума ВС СССР за отвагу и личное мужество, проявленную в боях, соответствующую боевому заданию, инициативу выбора подходящего момента для атаки неприятеля и нанесения ему крупного поражения с минимальными потерями для своих войск. А также за отличное выполнение поставленной боевой задачи, правильную организацию взаимодействия с другими частями для полного или частичного, уничтожения превосходящих сил противника. Большое внимание при награждении уделялось именно умелому и грамотному командованию, результатом которого становилось максимально возможное сохранение техники и личного состава своих частей и подразделений.

История рождения ордена началась в марте 1942 года. Технический комитет Главного интендантского управления Красной Армии получил указание Сталина подготовить проекты орденов Александра Невского, Суворова и Кутузова для награждения полководцев Красной Армии. Проекты были разработаны всего за сутки. Из всех эскизов Ордена Александра Невского Сталин выбрал работу молодого архитектора Телятникова И. С. . Сложность работы заключалась в том, что прижизненных портретов князя Александра Невского не было, и Телятников использовал для профиля князя на ордене профиль артиста Николая Черкасова, сыгравшего роль князя Александра в фильме «Александр Невский».

При рассмотрении эскиза предполагалось изготовление ордена изначально цельноштампованным, что удешевляло его производство. Однако Телятников настоял на том, чтобы орден был сборным, потому, что в таком виде выглядел более красивым и оригинальным. Он был поддержан Сталиным и, в итоге, первый экземпляр был изготовлен именно состоящим из несколько частей. Позднее, с 1943 года, знак стали изготавливать цельноштампованным.Первое награждение орденом Александра Невского состоялись 5 ноября 1942 года. в тот день кавалерами ордена Александра Невского стали помощник командира 1-го отдельного стрелкового батальона 154-й отдельной стрелковой бригады старший лейтенант Рубан И.Н. и командир стрелкового батальона 124-й отдельной стрелковой бригады капитан Цыбулин Степан Петрович.

Источник – интернет и Большая Энциклопедия

На иконе «Битва суздальцев с новгородцами» мы видим высокие крепостные стены Новгорода, под ними вьются флаги, скачут кони, сверкают копья - идет сражение. Рать Владимиро-Суздальского князя святого благоверного Андрея Боголюбского бьется с новгородцами, о победе которых тем временем молится Пресвятой Богородице другой святой - святитель Иоанн, архиепископ Новгородский. Почему для иконы выбран такой странный сюжет, почему святые не поладили между собой и о чем можно молиться перед этой иконой?

Знамение

«Сюжет этой новгородской иконы уникален, - рассказывает доктор искусствоведения, профессор МГУ, специалист по древнерусской иконописи и миниатюре Новгорода Энгелина Смирнова , - потому что через нее мы узнаем, как исторически сложилось особое почитание другой иконы - образа Пресвятой Богородицы “Знамение”. А сложилось оно так: в житии святителя Иоанна, архиепископа Новгородского (прославлен в 1547 году), говорится, что в 1170 году Новгород осадили войска Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского (прославлен в 1751 году). Святитель Иоанн трое суток провел в соборном храме, слезно моля о помощи. В ночь перед штурмом он услышал голос, повелевший ему идти в одну из церквей в торговой части Новгорода, взять оттуда икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городскую стену - “тогда узриши спасение граду”.

Наутро святитель рассказал клирикам кремлевского собора о повелении и послал архидиакона за иконой. Войдя в указанную церковь Преображения на Ильине улице, архидиакон, поклонившись, хотел взять икону, но не смог сдвинуть с места. Архидиакон вернулся и рассказал о случившемся. Тогда святитель со всем собором сам пришел в Ильину церковь и на коленях стал молиться пред иконой Богородицы. Начали петь молебный канон, и по 6-й песни во время кондака “Заступнице христианом” икона сама сдвинулась с места. Народ со слезами взывал: “Господи, помилуй!” Тогда святитель Иоанн взял икону и вместе с двумя диаконами понес ее на другую сторону реки Волхов в Кремль, а после молебна в Софийском соборе Кремля прикрепил икону на городскую стену.

Новгородцы трепетали и ожидали гибели - суздальцы с союзниками уже поделили их улицы для грабежа, о чем и объявили осажденным. В шестом часу вечера начался приступ, стрелы сыпались дождем. Одна из них ударила в икону. Из очей Царицы Небесной закапали слезы, и икона повернулась ликом к городу. Святитель Иоанн, с трепетом приняв слезы на свою фелонь, воскликнул: “Ты даешь нам знамение, что молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении города!” Вдруг тьма, словно пепел, покрыла суздальцев, они начали слепнуть и убивать друг друга. В итоге суздальцы в смятении и страхе бежали от стен Великого Новгорода. Святитель Иоанн в честь этой победы установил торжественный праздник - Знамения Пресвятой Богородицы (празднование 10 декабря н. с.), а за иконой Пресвятой Богородицы, перед которой молились новгородцы, с тех пор закрепилось название - “Знамение”».

«Но на иконе, которая рассказывает об этом событии, главное все-таки не битва. Главное, на чем мы должны сосредоточиться, всматриваясь в этот образ, - это чудо, чудесное избавление, произошедшее по молитвам к Пресвятой Богородице, - объясняет игумен Лука (Головков), руководитель иконописной школы МДА , - И молиться, стоя перед этой иконой, мы должны Пресвятой Богородице в надежде на Ее заступничество и помощь в трудных обстоятельствах, которые так же, как и тогда новгородцам, могут быть оказаны и нам».

Почему святой князь стрелял в икону?

Судя по сюжету иконы, получается, что раз Пресвятая Богородица помогла новгородцам, то они «хорошие», а суздальцы вместе со святым благоверным князем Андреем Боголюбским - «плохие». Как же святой князь может быть плохим?

«Во-первых, войском руководил не сам святой князь, а его сын - Мстислав, и сам князь в том походе не участвовал, - объясняет кандидат исторических наук, иерей Василий Секачев . - Во-вторых, Андрей Боголюбский (канонизирован в 1751 году) почитается в лике святых за свою мученическую кончину как страстотерпец, погибший от рук изменников. Тверская летопись сообщает, что в 1174 году князь Андрей был убит по наущению его жены, участвовавшей в заговоре. Толпа убийц, двадцать человек, пробралась к дворцу, перебила малочисленную охрану, вломилась в опочивальню безоружного князя и изрубила его мечами и саблями. В чине страстотерпцев могут быть канонизированы люди, по-христиански претерпевшие мучительную насильственную смерть, но необязательно бывшие святой праведной жизни, потому что решающим в жизни христианина является именно его кончина. А в жизни князя действительно были непримиримые противоречия: с одной стороны, он был боголюбив, за что его и прозвали Боголюбским - привез Владимирскую икону из Вышгорода во Владимир, установил некоторые церковные праздники (например, именно он установил празднование Покрова Богородицы - 14 октября по н. с. - и Изнесения древа Честнаго и Животворящего Креста - 14 августа по н. с.), построил прекрасные храмы - Успенский Собор во Владимире, храм Покрова на Нерли (первый храм Покрова Богородицы). Но, с другой стороны, он был вовлечен в междоусобицы того времени и здесь, к сожалению, часто давал волю своему гневу. Проявления его ярости были страшны: попытка разорения Новгорода (изображенная на рассматриваемой иконе), разорение Киева в 1169 году. Князь хотел, чтобы Русь объединилась, чтобы не было распрей, и эта его идея была правильной. Однако он добивался этого насильственными методами. Может быть, Господь и послал ему такую страшную кончину, дав возможность пострадать, чтобы все доброе в личности князя восторжествовало, а темное отступило».

Не битва - главное

Композиция иконы «Битва суздальцев с новгородцами» делится на три регистра (части), в которых последовательно иллюстрируется повествование о чуде. В первом регистре действие разворачивается справа налево: на фоне церкви Преображения на Ильиной улице изображен свт. Иоанн, облаченный в крестчатые ризы, с иконой Богородицы в руках. Рядом с ним - архидиакон с клириками кремлевского собора. Левее, в том же первом регистре, изображено перенесение иконы Пресвятой Богородицы через реку Волхов. У стен Детинца (Новгородского кремля. - Авт.) с Софийским собором внутри процессию с иконой встречают выходящие из ворот новгородцы.

Вторая и третья части объединены изображением слева крепостной стены, на которой укреплена икона Богородицы. В центре второго регистра представлена сцена переговоров послов враждующих сторон: новгородцев и суздальцев. Эти сцены разработаны иконописцем с детальной конкретностью: выглядывающие из новгородских бойниц любопытные воины хотя и готовы к сражению, но не знают о ходе переговоров и, возможно, надеются на мирный исход дела. Тем временем кто-то из суздальских всадников (справа) стреляет в икону и начинается битва. В нижней части композиции иконы представлена победа новгородского войска: суздальцы охвачены смятением, часть уже пустилась в бегство, ослепнув, они нападают друг на друга, им под ноги падают обезглавленные соратники. Новгородцам же, одержавшим победу с помощью чудесного заступничества Богородицы, покровительствует предводитель небесного воинства архангел Михаил: во главе новгородской конницы выступают святые воины Александр Невский, Борис и Глеб, Георгий Победоносец, иногда среди них пишут Иисуса Навина (он обычно бывает написан в шлеме), ветхозаветного предводителя еврейского народа.

Игумен Лука Головков: «Это именно икона, а не благочестивая картина. Картин в средневековой Руси не было в принципе. Кроме того, например, в Греции подобные сюжеты нравоучительного и воспитательного характера писали обычно в настенной росписи, а на Руси росписей в храмах из-за более холодного и сырого климата было меньше, и поэтому мы видим этот образ на доске. Такие иконы выполняли в большей степени функцию назидания, воспоминания, а не поклонения».

Екатерина Степанова