Что значит быть «ловцами человеков»? “Я сделаю вас ловцами человеков”

Мф., 9 зач., 4, 18–23

Проходя же близ моря Галилейского, Иисус увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Размышляя о призвании каждого народа и каждого человека ко Христу, невольно воспринимаешь каждое слово сегодняшнего воскресного краткого Евангелия, как связанное с этой тайной. Слово Божие – как солнце. Оно освещает все на свете и одновременно может какую-то одну подробность, одно явление, мысль высветить до конца.

И мы можем видеть много поучительного для нас в самых простых подробностях призвания первых учеников Христовых. Христос, проходя мимо моря Галилейского, призывает Симона Петра и Андрея, брата его. Господь не идет в царские палаты Ирода. Он не идет в Иерусалим, где первосвященники и богословы, потому что не много сильных, знатных и благородных призвано Господом к следованию за Ним. Но Он идет к морю Галилейскому – в землю, удаленную от столицы, где жили малообразованные, малокультурные люди, речь которых была груба и проста, так что она всякий раз выдавала с головой уровень их развития. Господь идет сюда, потому что Он видит не так, как видят все. Он хочет посрамить гордое и избрать смиренное, ничего не значащее для мира. Таким же было первоначальное призвание ко Христу Руси, многих русских людей.

Господь избирает людей бедных и неученых. Он показывает нам, что на бедность, нищету, оказывается, необходимо смотреть с размышлением, потому что в этом заключается некая тайна. Не в самой по себе нищете, а в том, что она может предрасполагать к стяжанию большей – духовной нищеты; к пониманию того, что человек ничего не может иметь сам, а все является только даром Божиим.

Оттого что эти люди были неучеными, мы не должны делать вывод, что в тайны Христовы могут смело и дерзко вторгаться люди невежественные. Нет, Христос говорит о том, что так велика истина, которую Он открывает, что всякая ученость, мудрость человеческая, всякое знание как бы ничто перед ней.

Господь избирает, как сказано в Евангелии, людей труда, и избирает их в момент труда. Как говорит преподобный Силуан Афонский, любить Бога не мешают и не могут мешать никакие дела. Никакой труд не является препятствием к тому, чтобы человек жил духовной жизнью. Наоборот, скорее праздность предает человека сатанинским искушениям и делает его глухим к зову Господню.

Люди, которых избирает на служение Господь – это не просто люди труда. Жизнь их была исполнена трудностей и опасностей, неизбежно связанных с рыболовецким ремеслом. Труд среди холода и зноя, среди грозной водной стихии. Как говорится, кто по морю не плавал, тот Богу не маливался.

Эта Евангельская подробность напоминает нам о нашем русском народе. Так было и с нашей Россией: где жизнь как море бед, где она полна испытаний и скорбей, там скорее люди могут обратиться ко Господу. Они более предуготовлены к следованию за Христом, потому что воины Христовы должны быть закаленными людьми и не бояться никаких лишений и гонений. Вся многоскорбная история русского народа предуготовляет его к тому, чтобы он следовал за Христом.

Мы слышим в сегодняшнем кратком Евангелии еще две удивительные подробности. Кого избирает Господь Своими самыми первыми учениками на земле? Он избирает тех, кто были учениками Предтечи и Крестителя Иоанна – учителя покаяния. Те, чья жизнь направлена к покаянию, легко открываются к вере Христовой. Поэтому если главные учители покаяния – стыд и совесть – будут потеряны в нашем народе, то люди никогда не смогут следовать за Христом. И заботы Церкви о просвещении мира, о служении миру должны быть, прежде всего сосредоточены здесь.

Наконец, Господь призывает братьев: Симона Петра и Андрея, Иакова и Иоанна на служение. Две пары братьев – Петр и Андрей, Иаков и Иоанн – это самые близкие родственники. Какая удивительная радость! Посмотрите каждый на свою семью. Где мы найдем, чтобы братья следовали за Господом вместе?

К нашему великому горю мы понимаем, что чаще всего дается нам в жизни исполнение пророчества Христова, что восстанут чада на родителей, и восстанет брат на брата. Это то, что является, к сожалению, более известным для нас, и горем, понятным каждому из нас. Это было во время гонений на нашу Церковь, и назревает сейчас.

Мы должны молиться о том, чтобы нашим близким было даровано спасение заступничеством всех святых. Прежде всего – молиться о своих родных, потому что кто нерадит о своих близких, тот хуже неверующего, говорит нам слово Божие. И апостол Павел говорит, что он желал бы лучше сам быть отлученным от Господа, лишиться всей радости и вечной благодати, быть в адских муках во веки веков, чем видеть своих единоплеменных сродников отлученными от Христа.

Значит, сродниками нашими мы называем не только тех, кто в нашей семье, а всех наших единокровных, русских людей. О всех этих людях сегодня наша молитва.

Конечно, в самом глубоком смысле нашими сродниками являются только святые, в земле Российской просиявшие. Они наши самые родные люди, самые близкие, потому что мы молимся им.

Когда Господь призывает своих первых учеников, то они тотчас оставляют все свои сети, лодку и отца, и следуют за Христом. Мы видим, какою силою обладает слово Божие, и во всех наших самых скорбных обстоятельствах, среди поражений всегда будем возлагать нашу надежду на Бога, на Его благодать, которая в одно мгновение может изменить все.

Всякий, кто однажды получил милость от Бога, так что сердца коснулась Божия благодать, знает что из самых страшных беспросветных обстоятельств, в самом глубоком, как смерть, отчаянии одно лишь прикосновение Божией благодати преобразует все в одно мгновение, так что все делается иным.

Слово Божие обладает такой же удивительной силой. Господь сказал, и слово стало делом, и ученики Его тотчас последовали за Ним. Но для того, чтобы совершилось чудо, для того, чтобы исполнилось слово многих русских святых о возрождении России, нам надо научиться тому послушанию Господу, которое явили Его первые ученики, и явили все наши русские святые – чтобы мы знали, каким неисследимым богатством обладает народ, следующий за своим Господом, за своими святыми, через какие бы испытания ни вел нас Господь. Чтобы мы уподоблялись отцу веры древнему патриарху Аврааму, который шел, не зная, куда он идет, но прекрасно зная, за Кем он идет.

И тысячелетия? Для одних такая мечта обессмертить свою память становится буквально навязчивой идеей, и мир знает немало печальных случаев, когда, движимые тщеславным страхом, люди делали себе имя на чужой крови. Однако, человеческая память имеет свойство плохое вытеснять, а имена этих псевдогероев остаются в истории разве что в переносном значении. Всевозможные ироды и хулиганы — но много ли мы хотим о них знать?

Первый из званных стал избранным по другой причине. Обычный рыбак — и этот факт вдохновляет многих, кто однажды решил выйти за пределы своего уютного мира и желать для себя бо льшего, несмотря на участливые советы родных и близких о том, что все же живут и довольствуются, и ты должен смиряться и не вылезать за пределы очерченного сценария — ещё в юности решил посвятить себя Богу. В поисках истины и смысла он оставил свой привычный жизненный уклад и отправился к Иоанну Крестителю, став его ближайшим учеником.

А потом случилась самая важная Встреча, о которой многие из верующих могут только мечтать. Но вот вопрос — а что бы сделали мы? Бросили сети? Откликнулись? Или решили, что мы слишком недостойны, чтобы Истина сама пришла к нам? Иисус обратился к нему и к его брату, Симону Петру, со словами: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они последовали за Ним, оставив свои сети.

Если говорить современным языком, Апостол Андрей Первозванный занимал активную жизненную позицию, много путешествовал, был выдающимся оратором и проповедником, устраивал публичные лекции и диспуты, был инициативен и творчески реализовывался. Как у любого выдающегося человека, у него было много друзей, но и врагов — не меньше. Кажется, именно такими словами сейчас характеризуют людей успешных в своём призвании и исполненных смыслом и интересом к жизни.

Другое дело, что в основе всей этой деятельности лежали не слава и не деньги, не страх и не вина, а вера. Рассказывая людям о том, в Кого он искренне верил сам, с Кем разговаривал и о Ком свидетельствовал жизнью, а не только писанными на бумаге словами, он, став для нас самым близким из Апостолов по, скажем так, территориальному признаку, даёт удивительный пример настоящей проповеди, истинной благотворительности и неподдельной любви, сильно отличающейся от того, что мы по ошибке сейчас называем любовью к ближнему — полной уважения, благоговения и даже праведного гнева, совсем не толстовской…

Памятник апостолу Андрею в Херсонесе

Давайте вместе подумаем, в какой проповеди сейчас нуждается Россия?

О дне сегодняшнем рассказывает Михаил Ильич Якушев, первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России.

Этот год является для нас особым: 13 декабря православные христиане отмечают печальную дату – 1950 лет со дня принятия мученической смерти рыбаком Андреем Первозванным, апостолом, которого на Галилейском море Христос первым призвал в свои ученики, проходя мимо рыбацкой лодки. Удивительно, что когда апостолы на Пятидесятницу исполнились Святым Духом, получив Божие благословение на проповедь учения Христова, все ученики Христа разошлись по разным направления: Апостол Марк отправился в Северную Африку (поэтому он почитается всеми христианами как креститель всея Африки), а остальные апостолы пошли в разные места – кто на Восток, кто на Запад. Апостолу Андрею предстояло идти на север: через Крым до Скандинавии.

Если брать Европу, то в Великобритании, а особенно в Шотландии, почитается имя этого святого апостола.

На флагах ряда европейских государств, в том числе и на флаге русского военного флота мы видим Андреевский косой крест. Петром Первым был учрежден Орден Всехвального Апостола Андрея Первозванного, ставший высшей наградой в Царской, а затем в Императорской России. Первым удостоившимся этой награды был граф Петр Алексеевич Головин, который позже наградил этим орденом уже царя Петра. Поначалу он вручался кавалерам за боевые заслуги, затем им жаловались все великие князья из дома Романовых уже по рождению. Этим орденом награждались не только августейшие особы в России, но и во всем мире.

Для нашего Фонда очень почетно носить имя Святого Апостола Андрея Первозванного. Прошло несколько лет после создания Фонда в 1992 году, и мы сами стали замечать, что в названии нашей организации сокрыт глубокий и даже мистический символизм. Неся на своих знаменах имя этого святого, ты вольно или невольно пытаешься равняться на деяния этого апостола при жизни. Это значит надо быть первопроходцем в своем деле, осуществлять то, что до тебя никто еще не делал.

Во время моей поездки по различным странам я обратил внимание, что только у нас мы называем его «Андрей Первозванный», а в других странах, даже православных – этот эпитет «первозванный» попросту опускается. Отрадно, что в русском языке сочетание имени Андрей с определением Первозванный стало нераздельно. Мы отличаемся от других народов и сохранением отчества — это тоже наша национальная особенность: поминать и почитать отца своего родного. Если нарушить эту добрую древнюю традицию, русское общество многое потеряет в своей самоидентичности!

Также интересна символика креста: известно, что все апостолы последовали за Христом, принимали за Него мученическую смерть, в том числе и на кресте, кроме разве что апостола Иоанна Богослова (тот мирно почил в Бозе). По приданию, Андрей Первозванный принял мученическую смерть на косом кресте, который до сих пор хранится в Патрах (Греческая Республика). Там же построен во имя Святого Апостола Андрея Первозванного храм, самый крупный Андреевский собор в Европе.

Андреевский крест

Зная, где ступала нога апостола, где он мученически окончил свой путь, пытаешься проверить себя и задаешься вопросом: а какая судьба ждет тех, кто идет по стопам этого «русского» апостола? Готовы ли мы до конца выполнить свой христианский долг, быть примером в том, чтобы иногда первым открыть ту или иную истину в работе с общественностью. Фонд Андрея Первозванного — это, прежде всего, общественная организация, призванная содействовать укреплению духовных основ российского общества, а вторая организация, которая вышла из лона Фонда – это Центр национальной славы России, призванный содействовать укреплению основ российской государственности. Духовное и общественное служение – это, наверное, те две скрепы, которые лежат в основе деятельности наших двух организаций. В связи с днем памяти Святого и Всехвального Апостола Андрея Первозванного, хотел бы поздравить всех православных христиан с этим днем, помолиться и вспомнить, какое значение имеет образ Апостола Андрея в истории русского православия.

Очень важно, чтобы люди сейчас обязательно проповедовали. Не в той форме христианской проповеди, в какой это делают священники, а в простом общении человека просветленного, вооруженного крепкими знаниями, со своим ближним. Когда Спаситель проходил мимо Андрея, Христос сказал рыбаку: «Брось сети и иди за Мной, сделаю тебя ловцом душ человеческих». Очень важно, чтобы общение было духовным, отрадным и полезным для человека, который слушает другого, претендующего на то, чтобы рассказать что-то новое, неизведанное. Во-вторых, надо быть снисходительным в том смысле, что если знаешь больше того, кто внимает, нужно внимательно отнестись к нему, к его вопросам, несмотря на то, что они могут показаться кому-то может быть неуместными, смешными, глупыми.

Главная задача «андреевцев» (а все проповедники и миссионеры могут получить такое неофициальное наименование, хотя бы в день памяти Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного) – это несение и слова истины и слова науки, и просто слова доброты в уши и душу человека, который слушает. Если человек, который внимал и усвоил то, что ему сказано, дальше идет и применяет это на себе и на том, которого он может назвать своим ближним, так же не страшась трудностей и преград, то это как раз апостольский и миссионерский андреевский стиль: не бояться и делать то, что до этого еще не делалось.

"И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" (Матфея 4:19).

Обращение проявляется с полной силой, когда побуждает к обращению других; мы тогда истинно с Иисусом, когда становимся "ловцами людей".

I. Что следует делать нам. "Идите за Мною".

1. Отвергнув все, мы должны примкнуть к Нему, чтобы следовать Его цели. За Ним нельзя идти, не оставив других (Мф 6:24).

2. Мы должны оставаться с Ним, чтобы перенять от Него Дух Его.

3. Мы должны слушаться Его, чтобы обучиться Его науке. Учить тому, чему учил Он (Мф 28:20). Учить так, как учил Он (Мф 11:29; 1Фес 2:7). Учить таких, каких учил Он, а именно: бедных, униженных, детей и т. д.

II. Что следует делать Ему. "Я сделаю вас".

1. Следуя за Иисусом, мы помогаем людям осознать свою греховность и обратиться. Посредством нашего следования за Иисусом Он производит в людях осознание их греховности и обращение; Он использует наш пример для этой цели.

2. Его Дух делает нас способными донести другим Его Благую весть.

3. Невидимым действием в их сердцах Он поддерживает нас в труде,

III. Поучительный образ. "Ловцы человеков".

Спасающий души подобен рыбаку в море.

1. Рыбак не определяет свой успех, но он готов доверять.

2. Он старателен и терпелив.

3. Он разумен и бдителен.

4. Он трудолюбив и самоотвержен.

5. Он мужественен и не боится отправиться в опасное плавание.

6. Он достигает успеха. Не рыбак, кто ничего не ловит.

Как-то наблюдая за стариком-рыбаком, который проворно вытягивал одну форель за другой, я заметил: "Да вы мастер своего дела, друг. Я прошел мимо целой вереницы рыболовов ниже по течению, которые, кажется, бездельничают". Старик приподнялся, воткнув удочку в землю. "Видите ли, сэр, есть три правила ловли форели, и бесполезно старание, если не придерживаться их. Первое: держи себя незамеченным; второе: держи себя еще более незамеченным, и третье: держи себя совершенно незамечаемым. Тогда ты преуспеешь". - "Неплохие правила и для ловли человеков", - подумал я тогда. - Марк Гай Пирс.

«И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матф. 4:19) . В Евангелии от Марка это место передается почти дословно. «И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мар.1:17). У Луки этот эпизод приводится несколько иначе. Древнееврейское выражение «леху ахара» соответствует фразе «идите за Мной». Эта фраза очень часто употреблялась у древних евреев и означала традиционное обращение учителя к ученикам. То есть древнееврейское выражение «леху ахара» («идите за Мной») употреблялось тогда, когда духовный учитель предлагал определенным людям стать его учениками и последователями. Иными словами эта фраза представляет собой не что иное, как призыв к ученичеству.

Согласно древнееврейским обычаям Спаситель обращается к Петру-Симону и Андрею с традиционным приглашением стать Его последователями. Слова «идите за Мною» у древних евреев в более широком понимании обозначали «идите за мной, станьте Моими спутниками, продолжателями Моего дела». В этом же стихе говорится и о том, чему хочет научить Своих учеников Спаситель. Если Симон-Петр и Андрей в повседневной жизни были обычными рыбаками, «ибо они были рыболовы» (Матф. 4:18) , то Спаситель говорит им о том, что хочет их сделать «ловцами человеков» в духовном смысле.

В Библии много аллегорических мест. Вопросом о том, что значит быть «ловцом человеков», задавались многие толкователи. Известный толкователь А. П. Лопухин так поясняет это место: «Симон и Андрей были рыбаками в вещественном смысле. Спаситель говорит им, что Он хочет сделать их рыбаками в духовном смысле, вместо обыкновенной рыбы Апостолы будут улавливать людей в сети Евангельские» (А. П. Лопухин, указ. изд., т.9, с.77). Однако в Евангелии от Матфея говорится о «ловцах человеков», а не о Евангельских сетях. И такой образ, как «Евангельские сети» более Лопухинский, чем Евангельский, и не имеет никакого отношения к пояснению данного стиха. К тому же этот образ довольно противоречивый, так как сети, в первом и главном своем смысловом значении (в том числе и в Библии) обозначают орудие насилия над кем-либо. То есть Лопухин концентрирует внимание читателей на орудиях «ловцов человеков», когда в данном стихе говорится о самих «ловцах человеков». К тому же орудием учеников Христовых были проповеди учения Христова, которые трудно назвать сетями, хоть и Евангельскими. Так как сети улавливают всё, что в них попадается, без желания жертвы. А истинные христиане никому насильно не навязывают христианское учение, а преподносят его только тем людям, которые духовно созрели и добровольно желают с ним ознакомиться. К тому же сети в Библии ассоциируются скорее как орудие погибели. «Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои» (Пс.24:15). «Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них» (Прит.22:5). «И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены» (Ис.8:15). «Чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:26).

Если в первой части 19-го стиха 4-й главы Евангелия от Матфея содержится традиционный призыв на миссионерство, выраженный устоявшейся (утвердившейся в речи древнееврейского народа) словесной формулой «идите за Мной», то вторая часть этого стиха имеет иносказательную речь и образный язык. При помощи иносказания во 2-й части этого стиха раскрываются цели и задачи Апостольского служения, на которое Спаситель пригласил Симона-Петра и Андрея. Чтобы им была более понятна задача и суть их будущей проповеднической деятельности, Спаситель говорит о ней на доступном для их понимания образном языке, сказав о том, что сделает из них «ловцов человеков». Ведь Симон-Пётр и Андрей по своей профессии были рыбаками, то есть ловцами рыбы. Спаситель говорит им о том, что они станут ловцами не рыбы, а человеков. В этом сходство и одновременно различие их профессии рыбаков от их Апостольской деятельности. Слово «ловец», обозначает человека, «который занимается ловлей, охотой» (С. Ожегов, с.330). А слово «ловить» имеет 5 смысловых значений. В 3-м смысловом значении это слово обозначает «искать, стараться найти, встретить кого-либо» (С. Ожегов, с.330). По мнению Спасителя Апостолы должны стать ловцами не в смысле поимщиков (охотников за жертвой), а в смысле ищущих проповедников, находящих именно тех людей, которые стремятся к слову Божьему и хотят получить спасение своей души и попасть в грядущее Царство Небесное.

Словом «ловец» в древнеизраильском государстве называли людей особой профессии. На Востоке при царских дворцах было принято содержать зверинцы с различными животными. Зверинцы при дворцах восточных правителей были очень распространенным явлением. Дворцовые ловцы не только отлавливали животных, но и занимались их содержанием при дворце. И чем богаче и обширней было царство, тем больший зверинец был при дворце. Был зверинец и у древнееврейского царя Ирода, правившего во время проповеднической деятельности Иисуса Христа. Зверинцы при дворах восточных владык насчитывали большое количество особей. Держать зверинец при дворце было престижно. И правители очень щедро платили дворцовым ловцам за пойманных животных. Но поймать животное так, чтобы не повредить его и целого и невредимого доставить в дворцовый зверинец, было делом непростым. В этом деле необходима была сноровка и знание. Ловля происходила различными орудиями и приспособлениями, но чаще всего животных ловили на приманку. И ловцу необходимо было знать, какая приманка нужна, чтобы привлечь внимание животного. После поимки животных доставляли в дворцовый зверинец. Иными словами, ловцы с помощью приманки (то есть того, что интересует и привлекает внимание животного) ловили и доставляли животных. Но ловцы знали не только как ловить, но и как содержать животных. То есть знали, что необходимо животному для нормального существования. После отлова животные могли подвергаться обучению (дрессировке).

В свете сказанного выше о профессии ловцов, словосочетание «ловцы человеков» можно пояснить так. Если ловцы зверей хорошо знали повадки и потребности животных, то Апостолы, «ловцы человеков», прекрасно знали материальные и духовные потребности людей. Бытовые потребности люди могли удовлетворить сами. А удовлетворять духовные потребности им помогали Апостолы. Такое просвещение человека словом Христовым нужно для того, чтобы человек в дальнейшем, зная законы Божьи, строил свою жизнь по ним и совершал свои поступки, опираясь на учение Христово. Потому что только соблюдая заповеди христианского учения, человек может спасти свою душу. Другого пути к спасению не существует. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6) . Апостолы - «ловцы человеков», в отличии от придворных ловцов, привлекали к себе внимание людей не обычной пищей (едой), а пищей духовной, необходимой человеку для существования. Такой духовной пищей были проповеди, отвечающие на самые насущные вопросы, о приходе Мессии-Бога, о спасении людей и о путях достижения Царства Небесного. И, приходя послушать проповеди Апостольские об учении Христовом, люди узнавали, как нужно жить, чтобы получить прощение грехов и попасть в грядущее Царство Мессии, Царство Небесное. И ведомые Апостольскими проповедями люди добровольно становились последователями Иисуса Христа.

Иными словами, Апостолы как «ловцы человеков» привлекали христианской проповедью внимание людей, стремящихся жить по заповедям Божиим, становясь для них пастырями Божьими и ведя их проповедью и наставлениями ко спасению в Царство Небесное.

Согласно гуманистическим принципам христианства, слово Божие нужно распространять среди тех людей, которые в этом нуждаются и созрели духовно к его восприятию. А принудительное насаждение христианских или иных истин, как правило, не приносит положительного результата. На этот счет в Евангелии есть высказывание «не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Матф.7:6). Поэтому слова Спасителя о том, что Он сделает Апостолов «ловцами человеков», нужно понимать в иносказательном, аллегорическом смысле. В этих словах говорится о том, что Апостолы из среды окружающего их народа будут ловить (то есть отбирать, выбирать) тех людей, которые добровольно готовы стать на путь своего спасения. А для этого нуждаются в просвещении христианскими знаниями. Именно таким жаждущим слова Божьего людям Апостолы и будут помогать, как ближним, давая христианское просвещение, не допуская насилия над личностью. Апостолы, как «ловцы человеков», привлекают людей учением Христовым. И из добровольно заинтересовавшихся людей формируют паству, которую ведут в Царство Небесное ко спасению. И как ловцы в царских зверинцах, заботились о пойманных ими животных, так и ловцы духовные, Апостолы, также в дальнейшем будут заботиться о своей пастве, которую будут духовно просвещать и совершенствовать. Поэтому в аллегорических словах Спасителя и присутствует метафорическое сравнение Апостолов-просветителей с ловцами.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод о том, что «ловцы человеков» - это те люди, которые как бы улавливают своими христианскими проповедями людей (которые добровольно приходят на проповеди и стремятся к спасению) для Царства Небесного. То есть Апостолы - это «ловцы человеков» для Царства Небесного, помогающие людям спастись. Поэтому слова Спасителя об Апостолах как о «ловцах человеков» не содержат и намека на насильника-ловца (как об этом ложно пишут атеисты), а рисуют колоритный образ «ловца человеков», который просвещает людей, духовно созревших к восприятию христианских истин, жаждущих их, желающих воспринять слово Божье. Аллегория с ловцами была применена Спасителем для того, чтобы более наглядно объяснить Петру и Андрею сущность Апостольского труда в виде просвещения и спасения душ людских. А разбираемый стих является очень важным, так как именно в этом стихе впервые кратко, но ёмко раскрываются основные функции деятельности Апостолов и показывается в кратких словах главная суть их проповеднической миссии и исполнения их Апостольского долга.

Марка 1:12-20

(17): И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков

Благодарю Бога за возможность писать это свидетельство. Господь, сделай меня прекрасным учеником Иисуса и способным воспитателем Его учеников среди студентов.

1. Жизнь, побеждающая искушение, которое разрушает нашу добрую волю.

После того, как Иисус получил крещение Святым Духом, этот же Святой Дух повел Иисуса в пустыню, чтобы там подвергнуться искушениям от сатаны. Это урок для нас, что после момента славы обязательно придут искушения сатаны. 12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. 13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. Прежде, чем начать публичное служение, Иисус подвергся искушению сатаны в пустыне. Почему это произошло? Бог позволил этому случиться, потому что Адам, первый человек, тоже однажды был искушаем сатаной, но не устоял, а согрешил, и в нем согрешил весь мир, за что был обречен на проклятие. Поэтому Иисус бросил вызов сатане. В отличие от Адама Иисус не уповал на Свои силы, хотя Он – Сын Бога. Иисус всецело полагался на Бога-Отца, это упование проявилось в сорокадневной молитве и посте. Мне трудно поститься даже один день, под конец дня я становлюсь злой и раздражительной. Но я научилась, что в такой день нужно больше молиться, тогда Бог дает необходимые мудрость и силы. Иисус победил все искушения коварного сатаны, потому что крепко хранил в сердце слово Бога. Еще Он сделал это, чтобы помочь нам побеждать искушения сатаны. Евр.2:18 «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь».

Люди легко игнорируют существование сатаны, поэтому не бодрствуют и легко попадают в его ловушки, и волей-неволей становятся его слугами. Библия ясно говорит о существовании сатаны, а также о его сущности – искуситель, обманщик и человекоубийца, и как ему нужно противостоять. 8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. 9 Противостойте ему твердою верою,… 10 Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми.

В нашей жизни невозможно избежать искушений. Но одно совершенно ясно – искушения посылаются нам не для того, чтобы привести нас к падению; но чтобы укрепить нашу веру. Они должны не погубить нас, а пойти нам на пользу. Из этих испытаний мы должны выйти натренированными воинами Христовыми. 1Пет.1:7 «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа».

Марк, в отличие от других евангелистов, очень коротко описывает процесс искушения, а лишь заявляет, что враги Евангелия не могли искусить Иисуса. Но искушения сатаны действительно были очень соблазнительными. Он искушал Иисуса хлебом, когда Тот не ел 40 дней. Сатана постоянно искушает нас жить ради хлеба, а не ради исполнения миссии Бога. Он обманывает: «ищите прежде хлеба, а Царство Бога приложиться» или «Царство Бога уже есть, теперь надо искать еды, одежды, положения в обществе, власти». Но не хлебом будет жить человек, а всяким словом, исходящим из уст Божьих. Сатана искушал Иисуса избрать легкий путь славы, а не путь креста, уготованный Ему Отцом. Но Иисус абсолютно доверял любви и слову Бога. Даже обитавшие в пустыне леопарды, шакалы и разные рептилии не могли напугать Иисуса. К Нему приходили Ангелы, чтобы послужить Ему. Бог посылает Своих Ангелов и к нам, чтобы они служили и охраняли нас. Иисус победил искушение сатаны, значит, можем и мы, потому что уже не мы живем, а живет в нас Христос! Теперь Он пребывает со всеми нами в любых обстоятельствах Своим Духом Святым, Который водит нас и ходатайствует за нас.

2. Жизнь, которая слушает призвание Господа и следует за Иисусом

14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия 15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

Иисус не стал жалеть Иоанна и жаловаться на то, что зло торжествует. Он спешил проповедовать Евангелие и отвоевывать у сатаны души людей. Темой Его проповеди было приблизившееся Царство Небесное, призыв к покаянию и вере в Евангелие. Царство Бога близко к каждому человеку без исключения, но только покаявшиеся и уверовавшие в Евангелие обретут его. Нам нельзя медлить с покаянием. 2 Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

Покаяние – не такая простая вещь, как это иногда кажется. В буквальном смысле покаяться значит изменить образ мыслей. Раскаяние означает, что человек, влюбленный в свой грех, начинает ненавидеть его. Возможность покаяться – это благодать и шанс, который отнимется у людей, когда Иисус придет во второй раз, и Святой Дух покинет землю. Тогда будет поздно каяться, и хотя люди захотят это сделать, но не смогут без Святого Духа.

Царство Бога – это место правления Бога. Когда в нашем сердце царствует Господь Иисус, тогда там есть Царство Бога. Когда Бог и Его слово покидают мое сердце, я испытываю ад. Моя прошлая жизнь без Бога была сплошным адом. Благодарю Иисуса, Который принес в мое сердце Свое Царство. Благодарю Бога за то, что Дух Святой помогает мне каяться всякий раз, когда я согрешу, тогда Царство Бога снова наполняет мое сердце.

Верить в Евангелие – это значит просто поверить Иисусу на слово, поверить, что Бог именно таков, как Он нам о Нем поведал; поверить, что Бог настолько любит мир, что принесет любую жертву, чтобы вернуть нас к Себе; это значит поверить в то, что все, что написано в Библии – правда.

16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. 17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

В Галилее было много рыбаков. Простые люди в Палестине редко ели мясо. Рыба была их главным продуктом питания. Говорят, в то время в водах озера плавало как минимум триста пятьдесят рыбачьих лодок. Но Иисус призвал именно Симона и Андрея, Иоанна и Иакова. Что в них было особенного? Иисус увидел их внутренний мир. Наверное, там было отчаяние, безнадежность и разочарование в жизни. Возможно, там были мечты изменить свою страну и помочь своему народу. Иисус видел их потенциал, их трудолюбие и простое сердце учиться. Тем не менее, призыв Иисуса был односторонней благодатью Бога к ним. Это были простые люди. Они не учились в школах и университетах, они не происходили из священников или из аристократов; они не были ни учеными, ни богатыми мира сего. Это были рыбаки, это были обыкновенные люди, как мы с вами.

Обычно желающие учиться сами находили себе раввинов и просились к ним в ученики. А Иисус не ждал пока к Нему придут, но первый пришел к ученикам, и выбрал самых простых из них. Никто никогда не верил так в простых людей, как Иисус.

Обычно призыв Бога состоит из двух частей: непосредственно призыва и обещания. Например, Бог призвал Авраама словом: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;

Точно так же обратился к рыбакам Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.. Что означает этот призыв Иисуса?

Во-первых, значит изменение направления в жизни. Раньше они жили для себя, но теперь должны жить для Иисуса и Его дела. Люди несчастны не потому, что много работают, а потому что не знают, для чего они живут и так много работают. Иисус дал ученикам миссию. Как мы знаем из Бытия Бог создал человека по Своему образу и для определенной цели, чтобы он был управляющим на земле и принес много плода. Человек должен быть великим, потому что его Творец великий. И потому Иисус призвал Своих учеников не на комфортабельный покой и не на летаргическое безделье: Он призвал их на выполнение задачи, на которую они должны были потратить всю свою жизнь, и даже умереть ради нее. Причем они могут добиться чего-то, лишь отдав себя целиком Ему. Каждый день до конца своих дней они должны будут учиться у Иисуса, чтобы стать похожими на Него. Им нужно будет решительно отбросить грешную жизнь и жить свято. Тогда Иисус сделает их великими людьми – ловцами людей. Иисус говорил доступными для рыбаков словами, «рыбачьим сленгом». Они уловили нотки величия в словах Иисуса.

Каким был их ответ? 18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. Они не колебались и не рассчитывали, принесет ли это им выгоду. Они решительно и без промедления последовали за Иисусом. Иисус дал им надежду в жизни. Они были смелыми и мужественными настолько, что смогли пожертвовать своей молодостью, своими мечтами, своей семейной жизнью, своей человеческой привязанностью к родным и друзьям. Иисус достоин того, чтобы мы всем этим пожертвовали ради Него. Тогда Иисус воспитал их духовными лидерами, способными изменить ход истории мира. Через 12 простых и преданных людей Иисус и сейчас может изменить историю не только Украины, но даже мусульманских и коммунистических стран.

Я благодарю Иисуса за то, что Он призвал меня следовать за Ним и быть Его учеником. Через изучение этого слова и написание свидетельства я снова услышала призыв Иисуса: «идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков». Я хочу раскаяться в гордости и низкой самооценке. Иногда мне кажется, что я уже следую за Иисусом 8 лет и уже чего-то достигла, но это такой обман, который не дает мне духовно расти. Апостол Павел никогда не почитал себя достигшим Христа, даже в конце своих дней, тем более я не должна. Сегодня я решила с новым сердцем откликнуться на этот призыв. С другой стороны, когда я сравниваю себя с другими людьми, умными и способными, которые в моем возрасте уже многого достигли в жизни, в служении, обратили многих ко Христу, воспитали учеников, поехали миссионерами, помогли уверовать своим родным, то я отчаиваюсь в себе и перестаю ожидать чего-то великого в своей жизни. Иногда сатана заставляет меня сомневаться в слове Бога, заставляет думать, что у Господа ничего не получится толкового сделать со мной, что мои решения и видения были не от Бога, но от меня. Но я раскаиваюсь в неверии и благодарю Бога за Его слово, которое зажгло во мне надежду. Невозможное человекам возможно Богу! Иисус обещал это ученикам, но также через Библию Иисус говорит напрямую и мне: «Алена, идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение».

Господь Иисус, я верю Твоему слову. Я хочу стать великим значительным и плодоносным человеком. Без Твоей благодати и помощи я никогда такой не стану. Спасибо, что Ты можешь и хочешь изменить меня. Помоги мне с благодарностью, скромностью и решительностью следовать за Тобою. Прости мою самоправедность, гордость, охладевшее сердце, нежелание учиться, лень и самолюбие. Пожалуйста, возьми мою жизнь и сделай из меня «человека». Дай мне простое сердце учеников. Научи любить Бога и людей, как любишь Ты, научи служить Тебе и людям, как служил Ты, научи молиться, как молишься Ты. Дай мне Твой Дух, Твою ревность и святость, Твое милосердие и сострадание. Измени мой внутренний мир, мои желания и стремления. Сделай меня Своим наилучшим учеником и также способным воспитателем многих Твоих учеников в моем поколении. Сделай меня человеком сильного духовного влияния и творцом истории. Благослови нашу церковь быть школой воспитания духовных лидеров и учеников Иисуса для Украины и всего мира. Измени Украину в страну пастырей для СНГ и мусульманских стран. Используй наших миссионеров и пионеров, чтобы воспитать многих учеников Иисуса.

О.С. Я пойду за Иисусом, а Он сделает меня ловцом человеков!