«Богоматерь – Древо государства Российского». Пояс Пресвятой Богородицы: что это такое

Любая икона чудотворна, если у нас достаточно веры, чтобы это заметить. Мы хотим помочь вам найти это чудо для себя.

Владимирская икона Божией Матери (Храм Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее)

Когда слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, он решил перевезти икону на север. Но проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь растолковал это знамение, как желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы.

Икону Владимирской Божией Матери еще называют заступницей: она отвела войска Тамерлана от Москвы, спасла Москву от захвата царевичем Мазовши, помогла при "Великом стоянии на Угре".

Перед этой славной иконой совершались все важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание Всероссийских Патриархов.

Празднество в честь Владимирской иконы Божией Матери совершается три раза в году в благодарность за троекратное избавление с Ее помощью нашего Отечества от врагов: 3 июня, 6 июля и 8 сентября

Чудотворная Тихвинская икона Божией (Храм Тихвинской иконы Божией Матери)

31 октября 1680 года в селе Алексеевском на север от Москвы была торжественно освящена новая Тихвинская церковь: из Кремля к ней отправился крестный ход с Патриархом и царем Феодором Алексеевичем. В день освящения храма царь подарил в него главную святыню - чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери.

Удивительно, но храм Тихвинской Божией Матери в Алексеевском не закрывался даже в советское время. Уцелел он и во время великой сталинской стройки ВДНХ в той местности.

По современному преданию, в 1941 году, во время зимнего наступления немцев на Москву, именно отсюда была взята чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, с которой, по приказу Сталина, облетели на самолете вокруг города. А вскоре произошло первое успешное наступление Красной Армии, закончившееся взятием города Тихвина. Празднование иконы установлено 26 июня (по Юлинаскому календарю).

Икона Божией Матери “Взыскание погибших” (Храм Вознесения Словущего в Брюсовом переулке)

Московский список иконы “Взыскание погибших” был написан итальянским мастером и принадлежал одной московской дворянской фамилии. Последний ее владелец неожиданно разорился, овдовел и остался с тремя дочерьми-подростками. Находясь в крайнем отчаянии, он запил и был близок к самоубийству. Но из последних сил, как повествует та же летопись, взмолился перед иконой и получил помощь. Жизнь семьи наладилась: дочери-бесприданницы счастливо вышли замуж, а благодарный отец передал родовую святыню в свой приходской храм.

После этого икона сама терпит множество испытаний: во время нашествия французов в 1812 году ее разрубают на три части и выбрасывают. После обретения и восстановления она скитается по храмам, однако один сносят, другой закрывают. Множество напастей пережил образ в атеистическое время, но не иссякал, по свидетельству очевидцев, поток чудес, исходящих от древнего лика Богородицы. Совсем недавно, в 80-е годы, в храме Вознесения Словущего был сильный пожар. Сгорел кивот, но огонь оказался бессилен пред образом Пречистой.

Икона Божией Матери “Милостивая” (Зачатьевский женский монастырь)

В самом центре столицы, в Зачатьевском монастыре находится икона Божией Матери «Милостивая». Многим прихожанкам она помогает родить ребенка, разрешить семейные конфликты.

По преданию, чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Милостивая-Киккская» была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Находится она в монастыре на острове Кипр и славна тем, что с давних пор и поныне приходят к ней за помощью бесчадные женщины. В XVIII веке в Зачатьевском женском монастыре Москвы появился список этой иконы – «Милостивая». После революции и закрытия монастыря святыня находилась в храме Пророка Илии, и лишь 7 лет назад чудотворный образ вновь вернулся в обитель.

Иверская икона Божией Матери (Иверская часовня)

Иверская Икона Божией Матери (Одигитрия), одна из самых прославленных и почитаемых икон православного мира, святыня Иверского монастыря на Афоне.

Древняя чудотворная икона Иверского монастыря представляет собой вариант Одигитрии, в котором лик Богоматери склонен и обращен к Младенцу Христу, представленному также в легком повороте к Матери. На подбородке Богоматери изображена кровоточащая рана, согласно сказанию, нанесенная противниками икон. Икона датируется ХI в.; серебряный грузинский оклад - начала ХVI в.

В ХVII в. в России при царе Алексее Михайловиче Иверская икона была особо чтимой. Самой знаменитой, прославившейся многочисленными чудесами была русская копия-список с греческой иконы 1648, находившаяся в Иверской часовне у Воскресенских ворот Китайгородской стены.

В 1929 Иверскую часовню закрыли, а в 1934 снесли вместе с Воскресенскими воротами. Местонахождение образа Иверской часовни точно не известно: согласно последним данным, с ним может быть отождествлена Иверская икона из собрания Третьяковской галереи. В 1995 были восстановлены Воскресенские ворота и Иверская часовня, для которой в Иверском монастыре на Афоне по просьбе патриарха Алексия II был сделан новый список (исполнен иеромонахом Ксенофонтова монастыря иконописцем Лукой).

Святой Николай (Угрешская икона)

Знаменитый образ Николая Чудотворца попал в Третьяковскую галерею из Николо-Угрешского монастыря. Этот мужской монастырь, хоть и не входит в число московских обителей, на протяжении своей 600-летней истории теснейшими узами был связан со столицей.

В 1380 году по пути на Куликово поле войско Великого князя Дмитрия Ивановича остановилось на отдых. Тогда то и явилась благоверному князю Дмитрию икона Святителя и Чудотворца Николая, укрепив князя верой и надеждой, "сия вся угреша сердце его". С тех пор это место называется Угреша.

Возвращаясь с Куликовской битвы, отслужили молебен на месте чудесного явления иконы, и благоверный князь Димитрий повелел воздвигнуть здесь храм и иноческую обитель во имя Святителя Николая.
До закрытия монастыря в часовне хранился остаток сосны на которой явилась икона. После закрытия обители снаружи и внутри часовни все было разорено, а икона передана в ГТГ.

Икона Божией Матери “Утоли мои печали” (Храм Николы-в-Кузнецах)

Список с чудотворного образа Богоматери "Утоли моя печали", принесенного в Москву казаками в 1640. В настоящее время судьба той иконы неизвестна.

Празднование чудотворной иконе, совершаемое ежегодно 25 января, было установлено в 1760 году в память исцеления больной женщины, удостоившейся видения этого святого образа и исцелившейся после молебна перед ним 25 января в церкви Святителя Николая на Пупышах в Москве. К этому же времени относятся составленные ей службы и акафист.

Икона Божией Матери, именуемая «ВСЕЦАРИЦА» («Панта́насса»)

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица» («Панта́насса») молятся об исцелении от раковых заболеваний, об избавлении от волшебных чар. Празднование совершается 18/31 августа.

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Всецарица» (по-гречески - «Панта́насса»), находится на Святой Горе Афон в Греции. Она пребывает в Ватопедском монастыре , в соборном храме обители, слева от царских врат. Эта икона небольшая по размерам. Время ее написания относится к ХVII веку.


Икона Всецарица и Пояс Пресвятой Богородицы в Ватопедском монастыре на Афоне

На иконе изображена Пречистая Дева в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На руках Ее - Богомладенец со свитком в левой руке и благословляющий десницей. Правой рукой Богородица указывает на Своего Царственного Сына, как на Спасителя всех человеков. На заднем плане - два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву.

Эта икона относится к иконографическому типу Панахранта, что в переводе с греческого означает «Пренепорочная», «Пречистая». Всемилостивая - второе название икон Богородицы данного типа. Общим признаком таких икон является то, что Богородица изображается восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие и славу Божией Матери, самой совершенной из всех рожденных на земле.

В XX веке образом «Пантанассы» известный афонский старец Иосиф Исихаст благословил своих учеников. Он же донес до современников древнее предание об этой иконе.

Однажды к иконе подошел странный человек и принялся что-то невнятно бормотать. В этот момент лик Богоматери воссиял дивным светом, и невидимая сила отбросила юношу на пол. В страхе он выбежал из храма и со слезами признался старцам в том, что вел греховную жизнь и занимался колдовством и магией. Так Пресвятая Богородица явила чудо от Своего образа, отвратила юношу от нечестия и наставила на путь покаяния. Чудотворное вмешательство Богородицы убедило его изменить жизнь и остаться на Афоне.

Это было первое проявление чудотворной силы иконы Божией Матери «Всецарица», позже стали замечать, что икона оказывает благотворное влияние на больных с различными опухолями, в том числе злокачественными, как их называют в современном мире. Не многие знают, что заболевание рак имеет древнейшую историю. Название «рак» произошло от введённого Гиппократом термина «карцинома», образованного от двух греческих слов: «краб» и «опухоль». Гиппократ назвал опухоль карциномой, потому что она внешне напоминает краба. А впервые заболевание описано в египетском папирусе примерно 1600 года до н. э.. В папирусе рассказывается о нескольких формах рака и сообщается, что от этой болезни нет лечения. Уже в I веке до н.э. римский врач Авл Корнелий Цельс предложил на ранней стадии лечить рак удалением опухоли, а на поздних - не лечить вообще.

Нельзя сказать, что за прошедшие 2000 лет врачи как-то особенно продвинулись в борьбе с этим заболеванием, которое год от года поражает все большее число людей. Сейчас, как и ранее, эта болезнь считается неизлечимой, и все заболевшие раком уповают только на чудо. Надо признать, что случаи чудесного исцеления встречаются, многие из них, не сказать ли все, связаны с горячим молитвенным обращением к Спасителю и Богородице. Поэтому, когда в XVII веке обнаружилась чудодейственная сила иконы Божией Матери «Всецарица» в излечении раковых заболеваний, с иконы стали делать точные списки и для других обителей. Постепенно икона стала известна во всем мире как исцелительница раковых заболеваний, и поныне образ Богородицы «Всецарица» имеет благодать исцелять страшнейшую из болезней современного человечества. Само имя иконы Все-госпожа , Bсe-повелительница - говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Этот образ Богородицы имеет самое мощное исцеляющее начало.

В 1995 году и россияне получили возможность преклониться перед чудотворным образом, чтобы непосредственно перед ликом Богородицы обратиться к Всецарице с просьбой об избавлении от множества неизлечимых болезней, и в первую очередь - от рака, который называют чумой XX века, и который не щадит ни маленьких детей, ни юношей, ни стариков.

По просьбе Общины милосердия святого праведного Иоанна Кронштадтского при детском онкологическом центре на Каширском шоссе наместник Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем благословил сделать список с афонской чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица». Точная копия иконы, написанная с соблюдением канона, молитвенными предстояниями и торжественными богослужениями, явилась к несчастным детям.

И начались чудеса. Значительно улучшилось состояние детей, которое нельзя было объяснить только лишь применением лекарственных препаратов. Через несколько месяцев на праздник Рождества Пресвятой Богородицы икона Божией Матери «Всецарица» стала мироточить, несколько крупных капель мира появилось на ней, и удивительное благоухание наполнило все вокруг. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы мироточение повторилось еще раз. Первым чудом, явленным Всецарицей в России, называют исцеление молодого человека, много лет страдавшего наркоманией. С тех пор перед иконой «Всецарица» к Богородице обращаются родители, молящиеся за своих детей, пристрастившихся к наркотикам, алкоголю.

Надо ли говорить, что весть об удивительной иконе разнеслась по Москве молниеносно. Чудотворный образ был передан в храм Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря, который находится в Красносельском переулке, недалеко от станции метро «Красносельская» , регулярно образ «Всецарицы» привозят обратно в онкологический центр для служения молебнов.

Храм Всех Святых в Красном селе, м. «Красносельская»


Слева от Царских Врат расположена Икона Божией Матери «Всецарица»

Спустя некоторое время был создан церковно-славянский вариант акафиста Богородице в честь Ее иконы «Всецарица», отличный от греческого. Каждое воскресенье в храме Всех Святых в 16.30 (а в случае, если на понедельник приходится великий праздник - в 15.00) совершаются молебны с чтением акафиста Богородице и освящением масла для помазания всех страждущих, и не только от онкологических заболеваний. Летопись исцелений постоянно пополняется все новыми и новыми свидетельствами чудесной помощи тем, кто уже и не чаял получить ее от земных врачей. Здесь есть рассказы и о стариках, и о младенцах, от лица женщин и мужчин, об излечении на поздних стадиях заболевания раком и о снятии подозрений на него, о выздоровлении от смертельных болезней и от тех, что приносят много мучений, но не являются смертельными и о многом-многом другом. Благодарные люди не только оставляют в книге свои истории, но и несут всевозможные дары святыне.

Так, например, в 2002 году один человек перенес гипертонический криз. После выписки по совету родственников он отправился на томографию головного мозга. Обследование показало, что после частых скачков давления в мозге образовалась опухоль. Решение было одно — хирургическое вмешательство. Перед тем как лечь на операцию, этот человек поехал в монастырь за благословением, и там его супруга заказала молебен иконе «Всецарица» с водосвятием. Находясь в больнице, он постоянно молился Всецарице о выздоровлении и постоянно пил святую воду, которую взял после молебна. В больнице сделали еще одно контрольное обследование, на котором подтвердилось исцеление от тяжкого недуга.

Сегодня этот список, который находится в Храме всех Святых в Красном селе, уже не единственный в России. В 1997 году в Москве появилась еще одна чудотворная копия иконы Божией Матери «Всецарица», которая находится в Новоспасском монастыре (Москва, Крестьянская пл., 10, м. «Пролетарская») . Этот список специально изготовили в Ватопедском монастыре и привезли в Россию. Он почитается как чудотворный и мироточивый. Здесь тоже ведется книга, в которую записываются все чудотворения, происходящие от святыни. Перед ним ежедневно совершаются молебные пения, а в воскресные дни служатся молебны с водоосвящением.

Чудотворная икона Божией Матери «Всецарица» в галерее Преображенского собора Новоспасского монастыря

Многочисленные приношения, висящие на иконе, свидетельствуют о множестве случаев исцелений, явленных по молитвам к Божией Матери у этого образа.

Мироточивая икона «Всецарицы» в настоящее время есть и во
Владычном женском монастыре (Московская область, город Cepпухов) . Эта икона мироточила более 30 раз. Засвидетельствовано 2 случая исцеления от рака. В обители ежедневно читается акафист перед чудотворным образом Матери Божией, во время которого поминаются имена людей, страждущих различными недугами.

«Всецарица» считается самой "сильной" в мире иконой, исцеляющей раковых больных. Божия Матерь являет Свою неизреченную милость и подает исцеление всем, кто с верой и любовью обращается к Ней в молитве пред Ее прославленным образом.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4
Образом радостотворным честныя Всецарицы, / желанием теплым взыскающих благодати Твоея спаси, Владычице; / избави от обстояний к Тебе прибегающих; / от всякия напасти огради стадо Твое, // к заступлению Твоему взывающее присно.

Кондак, глас 8-й
Новоявленней Твоей иконе предстояще вернии умиленно, воспеваем Ти, Всецарице, раби Твои; низпосли цельбы к Тебе притекающим ныне рабом Твоим. Да вси радостно зовем Ти: Радуйся, Всецарице, недуги наша благодатию исцеляющая.

Молитва первая
О Всеблагая, досточудная Богородице, Пантанасса, Всецарице! Несмь достоин да внидеши под кров мой! Но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немощствующее тело мое. Имаши бо державу непобедимую и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упроси. Ты за мя умоли. Да прославляю преславное имя Твое всегда, ныне и в безконечныя веки. А минь.

Молитва вторая
О Пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из Афонского удела в Россию пренесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною Надеждою буди. Тамо, идеже лютыя скорби превозмогают, Терпением и Ослабою явися. Тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушныя утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящия люди Твоя, о всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови; да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего. Яко живей Ти, сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворною помощь скоро получив, прославляем Живоначальную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. А минь.

Вера людская во Всевышнего настолько велика, что дает силы преодолеть самые невероятные препятствия и исцеляет от любых недугов. Ведь нет ничего такого в этом мире, что было бы недоступно нашему Богу. Конечно, далеко не все православные имеют такую веру, которая поддерживала бы их и давала силы в разных жизненных обстоятельствах. Поэтому и дарованы нам святыни, приложившись к коим с молитвой и искренней просьбой, мы можем своими глазами узреть настоящее чудо. Одной из таких чудесных вещей является Пояс Богородицы.

В Москве эта святыня побывала всего лишь однажды, но наделала много шума. По некоторым сведениям, за месяц пребывания в России приложись к Поясу около трех миллионов верующих. Еще больше православных не сумели попасть в храмы, где находилась святыня. Сегодня наша статья посвящена пребыванию Пояса Богородицы в Москве, а также рассказу о самой святыне и ее частицах, которые находятся в различных столичных церквях.

Пояс Пресвятой Богородицы: что это такое

Об этой реликвии известно гораздо меньше, чем о других христианских святынях. Известно, что Пояс принадлежал Богородице, когда она вынашивала своего сына - Иисуса Христа. Поэтому он имеет большую исцеляющую силу и помогает справиться с различными женскими проблемами.

Примечательно, что вплоть до девятого века христиане ни в каких источниках не упоминали о Поясе Богородицы, считавшемся утерянным. Лишь позже появилась информация о его чудодейственной силе, и он превратился в почитаемую в Константинополе святыню.

В календаре православных праздников существует даже специальный день, посвященный этой реликвии. Праздник отмечается 31 августа.

Обретение Пояса Богородицы

Первые письменные источники с упоминанием о данной святыне появились в Константинополе. Они были написаны разными авторами приблизительно в одно и то же время.

Один из них рассказывал, что Пояс хранился в небольшом храме, построенном в городе Зила. Здесь реликвия лежала забытая всеми, пока не была перевезена в Константинополь. Для нее построили отдельную часовню, а чуть позже возник канон праздника, посвященного святыни.

По другой версии, Пояс Пресвятой Богородицы хранился в Иерусалиме, откуда приблизительно в пятом веке был перевезен в Константинополь. Его положили в ковчег и практически забыли о реликвии на четыреста лет. В этот период на престоле сидел император Лев, его любимая жена страдала от душевной болезни. Многие лекари считали ее бесноватой и разводили руками, когда император вопрошал о возможности ее исцеления. Но однажды сама больная увидела во сне, как спрятанная в ковчеге реликвия полностью исцеляет ее от болезни. Император тут же приказал достать Пояс Богородицы и развернул его над головой жены. Тотчас бесы покинули женщину, а святыня заняла достойное место в храме Константинополя. С этого времени священнослужители отметили в календаре особый день, когда торжественно отмечался праздник в честь удивительной и чудодейственной реликвии.

Падение Константинополя

После того как город был разграблен и частично разрушен, след Пояса Богородицы на некоторое время потерялся. Время от времени приходила информация о его местонахождении в тех или иных храмовых комплексах.

На сегодняшний момент существует одиннадцать храмов, где хранятся частицы Пояса Богородицы. В Москве такое место тоже существует, хотя многие верующие даже не подозревают об этом.

Храм пророка Илии

Если вы, как и многие другие паломники, не смогли в 2011 году поклониться Поясу Богородицы в Москве, то не стоит отчаиваться. Конечно, данная святыня, впервые привезенная с Афона, имеет большое значение в глазах верующих. Но на самом деле ее частички уже давно хранятся в храме пророка Илии в Москве. Пояс Богородицы попал туда не случайно, но давайте обо все по порядку.

Один из самых почитаемых храмов в столице был построен в конце шестнадцатого века. Удивительно, но он был возведен всего лишь за один день. Поэтому и назвали его «Обыденным», такое же название получили ближайшие к сооружению переулки.

Изначально храм был деревянным и лишь в начале восемнадцатого века он приобрел знакомые нашим современникам очертания. Примечательно, что даже в годы советской власти здесь проводились богослужения, а в самые лихие времена к храму совершался крестный ход.

В настоящий момент в данной церкви хранится около семидесяти трех святынь, среди них находится и частица Пояса Богородицы. В Москву она попала еще при царском режиме и хранится в мощевике у придела Петра и Павла. Некоторые верующие, чтобы иметь у себя дома память о данной святыне, приобретают небольшую иконку Богородицы и во время посещения храма прикладывают ее к реликвии. Неизвестно, может ли творить чудеса такая икона, но многие православные рассказывают об исцелении и помощи в делах после домашней молитвы Пресвятой Деве.

В чем помогает Пояс Богородицы?

Среди паломников к этой святыне всегда очень много женщин и этому есть простое объяснение - Пояс особенно помогает забеременеть, выносить и родить здорового ребеночка. Поэтому каждая женщина, которая мечтает о пополнении в семье, может прийти и поклониться реликвии. Известны многочисленные свидетельства тому, что Пояс Богородицы помогает даже излечиться от бесплодия на всех его стадиях. Также святыня способствует успешному разрешению от бремени при сложной беременности или, например, обвитии пуповиной и неправильном предлежании плода.

Несмотря на то, что частица Пояса Пресвятой Богородицы в Москве находится уже больше сотни лет, многие православные мечтают поклониться реликвии, которая хранится на Афоне. Однако такая возможность, к сожалению, предоставляется крайне редко. Если вас интересует, когда Пояс Богородицы привозили в Москву, то спешим вас разочаровать - это было единственный раз в современной истории, в 2011 году. О грандиозном событии стоит рассказать отдельно.

Путь с Афона в Россию

Реликвия покинула Грецию впервые, сопровождали ее в путешествии монахи с Афона. Примечательно, что ступить на землю Афона не может ни одна женщина - это категорически запрещено. Поэтому трудно было даже представить, что когда-либо окажется Пояс

В каком храме хранилась реликвия все эти годы на Афоне? Она находилась в известном как Ватопед. Он считается вторым по значимости среди а также является наиболее богатым и древним.

Где побывала святыня?

Пояс Богородицы путешествовал по России тридцать девять дней на специальном самолете. Везде его сопровождали монахи с Афона, они успели посетить четырнадцать городов и один монастырь.

Маршрут был составлен особенным образом. Он образовывал собой православный крест, и последней точкой была именно российская столица.

Пояс Богородицы в Москве: в каком храме он находился

В 2011 году состоялось событие, которое до сих пор вспоминают все православные России. В нашу страну впервые за всю историю нахождения святыни на Афоне приехал Пояс Богородицы. В Москве в каком храме он был размещен? Этот вопрос неактуален для христиан столицы. Все они знают, что святыня несколько дней была в храме Христа Спасителя, куда выстраивались многокилометровые очереди.

За несколько дней реликвию успели посетить множество людей, но еще большее количество верующих даже не смогли приблизиться к стенам храма Христа Спасителя. До сих пор люди вспоминают, что попасть внутрь можно было только в одном случае - отстояв очередь в течение пятнадцати-двадцати часов на морозе. Ведь святыня попала в столицу в конце ноября.

Чтобы прикоснуться к Поясу Богородицы могли как можно больше человек, священнослужители изменили порядок подхода к реликвии. Прикасаться к ней нужно было не губами, а рукой. Это позволяло очереди двигаться как можно быстрее. Параллельно паломники передавали записки служителю храма, где указывались имена близких. Позже эти имена перечислялись во время церковной службы.

Будет ли еще когда-нибудь привезен Пояс Богородицы в Россию с Афона? Никто этого не знает. Но чудеса все же случаются, поэтому не стоит прекращать о них молиться.

Дата публикации или обновления 17.03.2017

  • Иконы святых угодников Божиих в Москве Святые мощи и честные останки
  • Святые предметы и реликвии Москвы Святыни Москвы. Иконы Господни
  • Чудотворные иконы Москвы:
    в чем помогают и где находятся.

    Иконы Божией Матери.

    «Богоматерь – Древо государства Российского»

    Икона написана в 1668 г. царским иконописцем Симоном Ушаковым . В центре иконы образ Владимирской Божией Матери как прекрасный цветок на древе, которое поливает митрополит Петр и князь Иван Калита , заложившие основы московской государственности. На ветвях этого чудесного дерева, подобно плодам, изображены святые подвижники. Внизу, за кремлевской стеной, возле Успенского собора, из которого вырастает древо, стоят тогда здравствовавшие государь Алексей Михайлович и царица Ирина «со чады».

    Таким образом, Симон Ушаков увековечил и прославил палладиум русской земли - Владимирскую икону Богоматери.


    Икона написана в память чудесного явления Богородицы в 1157 г. князю Андрею Боголюбскому . Когда он вез «будущую» икону Владимирской Божей Матери из Вышгорода в Ростов, Богородица явилась ему со свитком в руке и повелела перевозимую икону поставить во Владимире. Что он и сделал. На месте явления Богородицы князь заложил храм и призвал искусных иконописцев отобразить это явление.


    Чудотворная икона Богоматери находится в Москве , в Архангельском соборе Московского Кремля , слева от царских врат . Она принесена в Москву вел. кн. Софией Витовтовной, супругой вел. кн. Василия Дмитриевича.


    Икона была написана в память чудесного спасения человека от гибели, и прославилась многими чудесами. Эта икона отцов и матерей, молящихся о своих детях, икона-утешительница родительской скорби. Она считается также покровительницей невест.



    По преданию, икона написана св. еванг. Лукою. Первоначально она находилась в Антиохии, затем - имп. Евдокиею (408 - 450) перенесена в Иерусалим , а оттуда - в Константинополь и находилась во Влахернском храме, откуда получила свое название. По взятии Константинополя турками в 1453 г. икона исчезла и появилась на Афоне , затем в 1654 г. перенесена в Россию в дар царю Алексею Михайловичу .

    В настоящее время находится в музее «Московский Кремль».


    Свою известность образ приобрел в 1688 г. после исцеления по молитве перед ним родной сестры Патриарха Иоакима Евфимии. Празднование иконы - 24 октября, в день исцеления больной.

    Икона - целительница всех недугов телесных и душевных, Помощница и Утешительница в скорби.

    храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке .


    Икона была написана на Афоне в XVII в. и находится в Афонском Ватопедском монастыре . Списки с нее дважды доставлялись в Москву (1995, 1996 гг.). Явила свою чудотворную силу против колдовских чар, имеет благодать исцеления от раковых болезней.

    Чудотворный список иконы находится в храме Всех Святых Алексеевского монастыря .


    Икона, как и многие другие грузинские святыни, оказалась в Персии после покорения Грузии персидским шахом Аббасом (1622 г.), затем была выкуплена приказчиком из России (1629). Прославилась многочисленными чудесами и исцелениями, особенно во время чумы 1654 г. в Москве. Икона также имеет особую благодать помогать бесплодным женщинам и исцеляет от глазных болезней.

    Чудотворная икона находится в храме Троицы Живоначальной в Никитниках .


    Была обретена в день отречения от престола мч. имп. Николая II . Царственный вид иконы, скипетр и держава, подчеркивают, что Владычица приняла на Себя опеку и окормление верных чад Российской Церкви. Впоследствии, было установлено, что эта икона до 1812 г. принадлежала Вознесенскому женскому монастырю.

    В год нашествия Наполеона на Москву она была спрятана в с. Коломенское и, вероятно, забыта на долгие 105 лет, пока не явила себя в начало русского лихолетия XX в. Перед ней молятся о покровительстве и помощи государству Российскому.

    Чудотворный образ находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском .


    По преданию, была поднесена св. блгв. кн. Димитрию Донскому после Куликовской битвы донскими казаками. Помещена вначале в Успенский собор Кремля , затем в Благовещенский собор Московского Кремля . В 1812 г. французы похитили золотой оклад иконы, а на ней остались следы, похожие на шрамы.

    Икона, прежде называемая «Милующая», перед которой на Афоне впервые была воспета архангелом Гавриилом песнь «Достойно есть...», принесенная им на землю и записанная на камне. После этого образ и камень были перенесены из монашеской кельи в соборный храм монастыря, и икона получила новое название.


    Источник, в честь которого названа икона, был явлен будущему имп. Льву Маркеллу близ Константинополя в 457 г. и прославился чудесными исцелениями. Возле источника был возведен храм, а мозаичная икона Богородицы и списки с нее получили название «Живоносный Источник». В России икона прославилась многочисленными исцелениями, особенно от онкологических заболеваний.



    Иверская икона считается покровительницей российской столицы, и является списком с древнего образа, хранящегося с 999 г. на Святой горе Афон в Афонском Иверском монастыре . В 1648 список с этой иконы был привезен в Москву. Сначала он хранился в Московском Новодевичьем монастыре , потом его поместили в специально построенной Иверской часовне у Воскресенских ворот Китай-города. После 1917 г. часовню разрушили, а список перенесли в храм Воскресения Христова в Сокольниках (находится и поныне там). В 1995 г. с Афона прибыл новый список иконы, который помещен в восстановленную Иверскую часовню. Икона прославилась многими исцелениями и чудотворениями.

    Одна из чтимых икон находится в храме Вознесения Господня у Никитских ворот .


    Список с одной из икон, написанных св. еванг. Лукою , был поднесен в Херсонесе св. кн. Владимиру и привезен им в Киев. Затем более 400 лет находился в Новгороде.


    Явилась в 1579 г. 8 июля, спустя 25 лет по взятии Казани. Представляет собой список с образа, написанного св. еванг. Лукою и хранившегося во Влахернском храме в Константинополе.

    В России у обретенной иконы сразу стали совершаться чудеса, и с нее было сделано несколько списков. В 1904 г. икона, хранившаяся в Казани, была украдена. В Смутное время один из списков попал к кн. Д. М. Пожарскому и находился с ним в ополчении.


    Киккская - «Милостивая» икона Божией Матери, написанная, по преданию, св. еванг. Лукою , хранится в Киккском монастыре на Кипре, и прославилась многими чудесами.

    Чтимый список находится в подворье Александрийского Патриархата в Москве, в храме Всех святых на Кулишках .


    По преданию, в 1393 г. икона была привезена в Новгород с Афона прп. Арсением, основателем Богородице-Рождественского монастыря на острове Коневец в Ладожском озере. В настоящее время находится в православном Ново-Валаамском монастыре в Финляндии.

    Особо чтимый список иконы XVII в. находится в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке .


    По преданию, икона была привезена гр. Шереметевым из итальянского г. Модены, а на рубеже XVII - XVIII вв. оказалась в с. Косино. По другому сказанию, эта икона пожертвована селу императором Петром I , когда он перенес свою флотилию с Измайловских прудов на Белое озеро. Благодарный за первую науку обучения морской службе на этом озере, как драгоценный дар, он оставил Косинской церкви икону Божией Матери, именуемую Моденскою.

    В 1848 г., когда по России прокатилась страшная эпидемия чумы, икону носили с Крестным ходом , и заступлением Владычицы эпидемия отступила. Икона прославилась также исцелением от болезни ног и является Покровительницей детей.

    2 июля 1991 г. чудотворный образ, находившийся долгое время в запасниках музея, был торжественно перенесен в Косинский храм Успения Пресвятой Богородицы .


    Известны две иконы с таким названием, одна сначала находилась близ Иерусалима , и в XIII в., по пророчеству Саввы Освященного, перенесена на Афон . Другая была обретена в 1650 г. в урочище Крестогорске Минской губернии, и прославилась многими чудесами. Молятся, дабы вскормить грудью младенца.

    Чудотворный образ находится в Богоявленском кафедральном соборе в Москве .


    Икона называется «Милостивой» оттого, что Пречистая Богоматерь умоляет Сына Своего о помиловании нас грешных. Чудотворения от этого образа бесчисленны, в скорбях и болезнях все стремятся к Милостивой Заступнице.

    Имеются многочисленные списки с чудотворного образа, один из которых находится в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре .


    Затем она была вновь обретена через сто лет, в 1405 г. на болоте Молче, под Путивлем. На этом месте воздвигли церковь и основали монастырь. После большого пожара в обители чудотворный образ исчез, но сохранилось несколько списков с него.

    В 1635 г. при строительстве Софрониевой пустыни (Курганская губ.) один из списков по особому повелению самой Богородицы был передан в обитель сумским атаманом Лукианом Константиновым. Через этот образ особое милосердие Царицы Небесной является ко всем отходящим в жизнь вечную.

    Чудотворный образ находится в в Москве .


    По преданию, спасает от пожара. Чудотворная икона была обретена в недавние годы в горящей печке деревенского дома в Ивановской области.

    Образ был передан в церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» Новгородского Юрьева мужского монастыря.


    История этой иконы, рассказанная свт. Димитрием Ростовским , повествует об обращении и прощении раскаявшегося грешника. Собираясь идти на греховное дело, он увидел кровь на ранах Богомладенца и услышал голос Богоматери, который говорил, что он и другие грешники вновь распинают своими грехами Ее Сына. После увиденного, грешник глубоко осознал свой грех. Перед иконой молятся об обращении заблудших и за детей.

    Одна из чудотворных икон находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще в Москве .


    Один крестьянин был одержим страстью пьянства. Однажды он увидел сон, в котором старец советовал ему пойти в г. Серпухов в Высоцкий мужской монастырь и там, перед иконою Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужить молебен , что он и сделал. Отслужив молебен пред чудотворной иконой, он выздоровел. Перед ней молятся об исцелении от пагубной страсти пьянства и запоя.

    храме прп. Сергия Радонежского в Бусинове .


    По преданию, икона написана свт. Петром, митр. Московским , в начале XIV в.


    Икона написана в память явления Покрова Богородицы св. блж. Андрею и отроку Епифанию во время службы во Влахернском Константинопольском храме. На Руси праздник и икона Покрова стали символом неустанного предстательства Владычицы за род людской.

    Одна из чтимых икон находится в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе .


    В благочестивых семействах и в наше время можно видеть икону Богоматери, называемую «Помощь в родах».

    Перед ней молятся о благополучном разрешении беременных женщин, чтобы родить здоровых детей.

    Чудотворный образ находится в Никольском соборе г. Серпухова , а чтимый - в храме Спаса Преображения на Болвановке в Москве .


    Эта чудотворная икона Божией Матери была явлена свт. Иоасафу Белгородскому в 1754 г.

    Инспектируя храмы во вверенных ему землях, святитель в Вознесенской церкви слободки Пески (близ г. Изюма) увидел образ, который он видел в провиднеческом сне. Икона служила перегородкой для свалки мусора и угля. Святитель, увидев такое отношение к святыне, умиленно приклонил колена и воскликнул: «Царица Небесная! Прости небрежение Твоих служителей - не ведят бо, чего творят!».

    Вскоре чудотворный образ Песчанский Божией Матери прославился многими чудотворениями. По молитвам родителей воскрес умерший младенец, в середине XIX в. была остановлена эпидемия холеры, в 1915 г. сея чудотворная икона находилась в ставке командования наших воинских формирований.

    Ныне список Песчанской иконы Богородицы находится в храме-часовне Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери, что в Измайлове .


    Эта икона привезена из Константинополя в 1595 г. Более 400 лет пребывает в Почаевской лавре. Икона прославилась множеством чудотворений, в т.ч. исцелениями от тяжелых недугов, освобождением из плена, вразумлением грешников и др.

    В Москве чудотворный образ находится в храме свв. апп. Петра и Павла в Лефортове .


    Эта икона именуется также как «Подательница ума». Перед ней обращаются с молитвою к Богоматери и Ея Богомладенцу как источнику высшей неземной мудрости и разума. Просят о «прибавлении ума», о даровании помощи в учении, а также о духовном просвещении и помощи в воспитании детей.

    Чтимая икона находится в университетском домовом храме св. мц. Татианы при МГУ им. Ломоносова на Б. Никитской .


    Икона явилась в 1687 г. в местечке Рудне, Могилевской епархии, а в октябре 1689 г. тамошний священник Василий принес ее в Киев и поставил в церкви Печерского женского монастыря.

    В 1712 г. она была перенесена во Флоровский монастырь, что на Подоле в Киеве.

    храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском .


    Чудотворная икона находится в церкви Иоанно-Богословской-Семистрельной на погосте, недалеко от г. Вологды. Явилась одному больному крестьянину, который, найдя ее на колокольне, помолившись и отслужив молебен, исцелился.


    Первообраз иконы находится на Святой горе Афон в монастыре Дохиар . Икона именуется «Скоропослушница», «потому что скорую всем притекающим к ней являет милость и исполнение прошений». Прославилась множеством исцелений.

    Чудотворный список, привезенный со Святого Афона в 1878 г., находится в Спасо-Преображенском Муромском монастыре .

    Чтимая икона в Москве находится в храме Воскресения Словущего на Арбате .


    Греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконою дочь, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 г. за черниговского кн. Всеволода Ярославича. Поэтому икона получила название «Одигитрия» (Путеводительница). Владимир Мономах перенес икону из Чернигова в Смоленск, после чего она стала называться и «Смоленской». Чудотворный образ пропал в 1941 г., список с него находится в Успенском соборе в Смоленске. Один из чтимых списков - в Московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре .

    Эта икона была подарена обители инокиней Марфой, матерью Нижнем Новгороде в первой половине XVI в., как «больных исцеление и грешных спасение». Чудотворный образ был торжественно перенесен в Москву в 1641 г. На месте встречи иконы у Тверских ворот был построен монастырь, получивший название «Страстного».

    Когда в 1937 г. сносились здания Страстного монастыря , икону удалось спасти и перенести в храм Воскресения в Сокольниках , где она находится и поныне.


    Эта чудотворная икона, по преданию, написана св. ап. Лукою . В 1388 г. икона, перенесенная в V в. из Иерусалима в Константинополь, внезапно исчезла и явилась в сиянии над Ладожским озером близ г. Тихвина, где впоследствии был основан монастырь. В годы войны икона оказалась в Америке и находилась до недавнего времени в Троицком соборе в Чикаго.

    В 2004 г. она была торжественно возвращена в Тихвинский монастырь Санкт-Петербургской епархии. Эта икона прославилась многими чудотворениями, перед ней молятся во время нашествия врагов, от насилия иноверцев, об избавлении от междоусобной брани и при болезнях детей.

    Московская чудотворная икона византийского письма находится в храме Тихвинской иконы Божией Матери на Алексеевском кладбище .


    Икона с изображением Святого Семейства была привезена из Италии в начале XVIII в. и помещена в храме Троицы на Грязех. Была прославлена дивными знамениями. Название свое получила после того, как по молитве одной женщины: вернулся сын из плена; оклеветанный муж оправдан и вернулся из ссылки; конфискованное имущество было возвращено из казны.

    Повсюду на Руси икона считается покровительницей семейного счастья.

    Чудотворная икона находится в храме Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот .


    Когда прп. Иоанну Дамаскину по клевете на него отсекли руку, он слезно молился, чтобы рука его приросла.

    Отсеченная рука по его молитве во время короткого сна срослась. Тогда Иоанн Дамаскин , в знак благодарности Божией Матери, привесил к Ее иконе серебряное изображение руки, отчего икона называется «Троеручица». Перед ней молятся при болях или увечье рук.

    Одна из чтимых икон находится в Троицком соборе Данилова монастыря .


    По преданию, эта икона написана св. еванг. Лукою в Иерусалиме . В Константинополь она перенесена царицею Еленою.

    Оттуда святая икона была перенесена русским кн. Львом, основателем г. Львова - Лемберга и поставлена в Бельзском замке под ведением православного духовенства. Здесь она прославилась многими чудесами. При осаде замка татарскими полчищами одна из стрел попала в икону - из язвины истекла кровь, которая видна и поныне. В то же время на татар нашла какая-то вредоносная мгла, от которой многие умерли. Тогдашний польский правитель Владислав по велению Богородицы, явившейся ему во сне, перенес чудотворный образ на Ясную гору Ченстоховскую и основал там монастырь.

    По распоряжению наместника обители чудотворную икону поместили в новоустроенный пещерный храм в честь Архистратига Михаила при Гефсиманском ските . Слава о чудотворном образе распространилась с неимоверной силой. К началу XX в. было засвидетельствовано более ста чудотворений.

    С тех пор икону стали называть Черниговской-Гефскманской - по месту ее пребывания.

    Икона «Отрада и Утешение» по-гречески называется Парамифия. Ватопедский монастырь расположен в Афоне, основан он еще императором Константином Великим. Название Ватопед – «куст отрока» – связано с чудесной историей спасения царевича Аркадия, сына императора Феодосия Великого. В 395 году, когда император и царевич плыли на корабле, разразилась буря, и Аркадий упал за борт и исчез в волнах.

    Потрясенные путешественники пристали к берегу, где находился Афон, и начали поиски тела царевича. Обойдя весь берег, они дошли до плотных зарослей кустарника и вдруг в самых зарослях нашли живого, промокшего, но крепко спящего царевича. Когда мальчик проснулся, то рассказал, что своим спасением он обязан помощи и заступничеству Божией Матери. Куст был назван «вато пед» – «куст отрока», в память об этом событии получила такое название и обитель, которая уже была основана вблизи Святой горы.

    В честь этого события Феодосий Великий принес монастырю большие дары, расширил его, а на том месте, где был найден живой и здоровый царевич Аркадий, устроен алтарь. На освящение его приезжал Константинопольский патриарх Нектарий и, конечно, сам спасенный чудом царевич.

    Икона Божией Матери «Отрада» (ее в русской традиции называют по-разному: «Отрадо и Утешение», руководствуясь словами из молитвы, по-другому – «Отрада» или «Утешение») была написана также в то время. Тогда она относилась к типу Одигитрии-Путеводительницы – оба, и Богоматерь, и Младенец смотрят на нас, Она указывает на Сына как на Путь, а Он поднял ручку в благословляющем жесте.

    Все изменилось в IX веке, когда в 807 году произошло событие, вследствие которого написанное человеческой рукой изображение изменилось под действием небесных сил, в чем выразилось особое покровительство Богородицы этой обители. После этого икона и получила свое окончательное название Парамифия – Отрада или Утешение.

    В январе того года на монастыри, которые выросли вокруг и на склонах Святого Афона, решила напасть шайка разбойников под предводительством их вождя Вардухана. В ночной тьме злодеи высадились на берег и спрятались в том же густом кустарнике, ожидая открытия утром монастырских ворот. Но волей Пречистой всё пошло не так, как они задумали. С рассветом, после утрени, насельники разошлись по кельям отдохнуть немного перед дневными трудами. В храме остался только настоятель, стоявший на молитве перед иконой Пресвятой Девы.

    Вдруг от иконы раздался голос Её, который говорил, чтобы сегодня братия не открывала дверей обители, а напротив, сама вышла на монастырские стены и дала отпор разбойникам. Внимательней взглянув на икону, настоятель увидел, что лики Пречистой и Младенца как бы ожили, и услышал и диалог. Иисус поднял ручку к устам Матери и просил Ее промолчать, не предупреждать братию, чтобы наказать монахов за грехи. Но, удержав Своей рукой руку Сына и отведя лик от нее, Она вновь повторила свое предупреждение.

    Затем изображение застыло. На нем сохранилось выражение лица Богоматери иное, чем обычно на Одигитриях, – нежное, сострадательное, а лик Младенца-Христа, напротив, исполнен гнева и решимости воздать по заслугам за грехи.

    Игумен последовал повелению Богоматери, собрал братию перед изменившейся иконой, ставшей нерукотворной, и все вместе они, произнеся молитву, воодушевленные столь явным заступничеством Царицы Небесной, которая указала им путь к спасению даже против воли Своего Сына и Господа, вышли на монастырские стены и прогнали разбойников от стен Ватопеда.

    Теперь по сей день перед иконой горит неугасимая лампада, и списки с нее разошлись по всем странам христианского мира.

    Какое чудо произошло

    Вдобавок к чудесам, связанным со спасением царевича Аркадия и монашеской братии Ватопеда по воле Божией Матери через Ее икону «Отрада», известно еще чудо из жизни святого преподобного Неофита, который был просмонарием этой иконы – то есть монахом в сане иереея, который должен был нести неотлучную службу перед образом.

    Так получилось, что Неофит был вынужден по направлению настоятеля отправиться по делам на подворье Ватопедского монастыря на остров Эвбею. Но на том острове он тяжко и безнадежно заболел. Чувствуя приближение кончины, монах стал слезно молить Пречистую, чтобы Она не дала ему испустить дух вне стен родной обители. И вблизи себя услышал Ее голос, который сказал ему, чтобы он возвращался в Ватопед, а через год готовился отойти ко Господу.

    Неофит вернулся в обитель, и через год, поднимаясь по лестнице к иконе после причастия, он снова услышал Ее голос, говоривший, что время его пришло. Когда он вернулся к себе в келью, то почувствовал себя плохо, призвал к себе братию, попросил прощения у всех и отошел к Богу и Матери Божией, которая говорила с ним и заступалась за него.

    Значение иконы

    С тех пор в приделе, где находится икона «Отрада», много веков подряд перед ней теплится неугасимая лампада и ставится большая свеча, совершаются пострижения в монашеский сан всех, кто приходит, чтобы стать частью монастырской братии.

    Распространенное нахождение в российских храмах этой иконы сегодня носит особый характер. Оно вновь напоминает об особом покровительстве Божией Матери над нашей Родиной, которая переживает нелегкое время – искупительное время перерождения, время атак на духовную, социальную, государственную нашу стойкость. И снова Пречистая нежно отводит заграждающую Ее святые уста ручку Сына и предупреждает нас о возможности угроз вне нас и в нас самих.