Богиня леля дочь. Леля — славянская богиня весны и девичьей любви. Образы и символы мифа


В продолжение темы о славянских богах.
ЛЕЛЯ - богиня весны, душевной искренности и красоты, чистой девичьей любви.

РОДОСЛОВНАЯ: Дочь Лады и Сварога. Сестра Леля и Полеля. Лелюшка заботливая, нежная и добрая супруга Бога Волха, что является хранителем Небесных Чертогов сада Ирийского. У них был сын Лют

Скандинавы считают, что правит Волх в Валлхалле, а его покой и уют там оберегает Леля, а помощь великую в том ей оказывает Богиня Валькирия.

ИМЯ НА ЗВЕЗДНОМ НЕБЕ: В стародавние времена именем Лели была названа одна из ближних Лун Мидгард-Земли.

ИЗ ЛЕГЕНД: Давным-давно, совсем еще юной девушкой увидела Леля прекрасного юношу - солнечного Ярило. Увидела и влюбилась. И Богу Ярило она тоже понравилась. Счастьем засветилась Леля, любовью зажглись ее глаза.

  • Люблю! Будь только моим! - сказало она златокудрому Богу.

Но в ответ засмеялся Ярило:

  • Да, я люблю тебя, но других Богинь я тоже люблю, и если и буду твоим, то совсем ненадолго.

Ох, как больно было Лелюшке, ох, как тяжко на сердце ее слова те легли. Но ничего не поделаешь, насильно мил не будешь - не получилось у Лели пара с Ярило-Солнцем. Долго она потом еще по нем вздыхала, пока не встретила суженого своего - Огненного Волха, что прилетал к нем Финистом - Ясным Соколом.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Леля - покровительница всех влюбленных, а также красоты, добра и счастья. Леля - весеннее божество и вторая - младшая богиня Рожаница. На обережных вышивках обычно представлена как одна из двух Лосих, между которыми стоит Макошь. Она является трепетной богиней первых цветов - подснежкиков, нежных весенних ветерков, юной женственности. В старину верили, что это именно на Леле лежит забота о первых, только проклюнувшихся всходах – залоге будущего урожая.
ПРАЗДНИК: Богине любви Леле посвящен древний праздник Лельник (Ляльник).

В Лельник обязательно пекут лялемье (обрядовые печенья), при этом производят своеобразный обряд выпекания доли женской. Девушки ходят в ближайшкю священную рощу –суженого себе испрашивать и детородной силы просить.

Ибо Лельник – это единственный день в году, когда на Девичник призывается сама Великая Берегиня беременности – нежная Леля.

В Ляльник мужчинам положено всячески чествовать Женщин. И лучшим приношением древнерусской нашей прародительнице являются полевые цветы.

ЗАКЛИКАНИЕ ВЕСНЫ: Лелю - Весну важно и торжественно «закликали» – звали-приглашали в гости, всей деревней выходили встречать ее угощением да с подарками. (праздник Сороки). А прежде, чем звать, разрешения спрашивали у Матери Лады: Как она пожелает, отпустит ли дочь? Весенний праздник «лельник» обычно праздновали 21 апреля, на кануне Юрьева дня. Эти дни называли также «Красной горкой», ведь местом хороводов, закличек и прочих игр становился ближайший холм. Там устраивалась небольшая дерновая скамья. На нее садилась самая красивая девушка, исполняющая роль Лели. Рядом укладывали приношения.

ОБРАЗ ЛЕЛИ: Леля - образ юной, возвышенной, чистой и светлой девушки, что только-только достигла возраста, когда ей можно уже выходить замуж. Именно поэтому образ юной Лели в отличие от Лады-матушки или статной Макоши никогда не рассматривают в соответствие с бытом. Обычно представляют Лелю в окружении дикой природы – где-нибудь на опушке леса, у реки, на ромашковом поле. Ее волосы задумчиво гладит ласковый теплый южный ветер, а лани и лисицы касаются ее рук своими влажными носами. Леля - беззаботное создание, полуженщина-полудитя.
СИМВОЛИКА: Ее день - понедельник. Ее дерево - рябина или береза («во поле береза стояла - Ляля, Ляля стояла»), металл - серебро.

У Лели есть своя собственная руна, которая называется ее именем. И эта Руна Леля символизирует собой воду в ее достаточно активном игривом проявлении (слово «лила» переводится с санскрита как «игра»). Водные струи легки, но все вместе это - весенний мощный поток, который в состоянии навсегда стереть прошлое и принести с собой великие обновления для всего подлунного мира

Леля осталась в памяти русов как олицетворение чистоты девичей, любви, непорочности и нежности.

Славянская мифология: Лель и Леля

Лель или Лелья, Лельо, Любич, в мифологии древних славян бог любовной страсти. О Леле - этом веселом, легкомысленном боге страсти - до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался Лель в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть - это пламенная, жаркая любовь! В славянской мифологии Лель тот же бог, что и греческий Эрос или римский Амур. Только античные боги поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.
Священной птицей его считался аист. Другое название этой птицы в некоторых славянских языках - лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки - символы весны.
ВОЛШЕБНАЯ СВИРЕЛЬ
Во времена незапамятные жил на свете среброволосый пастушок. Его отец и мать так любили друг друга, что нарекли первенца именем бога любовной страсти - Лель. Паренек красиво играл на дудочке, и зачарованный этой игрою небесный Лель подарил тезке волшебную свирель из тростника. Под звуки этой свирели танцевали даже дикие звери, деревья и цветы водили хороводы, а птицы подпевали божественной игре Леля.

И вот полюбила пастушка красавица Светана. Но как она ни пыталась разжечь страсть в его сердце, все было напрасно: Лель будто навеки увлекся своей волшебной властью над природой и не обращал на Светану никакого внимания. И тогда разгневанная красавица подстерегла миг, когда Лель, притомленный полдневным зноем, задремал в березняке, и незаметно унесла от него волшебную свирель. Унесла, а вечером сожгла на костре - в надежде, что непокорный пастушок теперь-то ее наконец полюбит.
Но Светана ошиблась. Не найдя своей свирели, Лель впал в глубокую грусть, затосковал, а осенью и вовсе угас, как свеча. Похоронили его на речном берегу, и вскоре вокруг могилы вырос тростник. Он печально пел под ветром, а небесные птицы ему подпевали.
С той поры все пастухи искусно играют на свирелях из тростника, но редко бывают счастливы в любви...


Леля

Леля или Ляля, в славянской мифологии богиня весны, дочь богини красоты, любви и плодородия Лады. Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо - Лада. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей.
В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне:

Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зеленом саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи.

Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков - 9 марта (22 марта по новому стилю). Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник – ляльник - 22 апреля (5-го мая). Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от нее ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели.

Существование богини Лели и бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен - и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов. Припев, в разных формах - лелю, лелё, лели, люли - встречается в русских песнях; в сербских "кралицких" песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской - в форме леле. Таким образом припев восходит в глубокую древность.

Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме с "м") Потебня объясняет через сложение лелю с "м" из дательного падежа "ми", как в малорусском "щом" (вместо "що ми"). В припеве "полелюм" (если он верно передан польскими историографами) "по" может быть предлогом; ср. белорусские припевы: люли и о люлюшки" (Шейн "Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края"). Соображения об этимологическом значении припева лелю высказаны Вс. Миллером ("Очерки арийской мифологии").

Среди славянских рун есть и руна, посвящённая богине Леле:

Эта руна связана со стихией воды, а конкретно - Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля - это руна интуиции, Знания вне Разума, а также - весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.
http://godsbay.ru/slavs/lel.html
http://godsbay.ru/slavs/lela.html
http://dreamworlds.ru/intersnosti/11864-slavjanskie-runy.html

- 14485

Богиня Любви, семейного Счастья и Благополучия, дочь Сварога и Лады, супруга Волха.

Леля, Ляля - богиня плодородия согласно "Синопсису", вторая Рожаница, дочь Лады, богиня деторождения сходная с Артемидой ("Повесть о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе" (XVI век записи), в нижней ипостаси соотносимая с Персефоной. На вышивках представлена как одна из двух Лосих, между ними - Макощ. Упоминаемая часто рядом с Ладой и Ладом. Ее день - понедельник. Дочь Лада. Ее дерево - рябина или береза ("во поле береза стояла - Ляля, Ляля стояла"), металл - также серебро. Культ Лели и Лады подробно рассмотрен ак. Рыбаковым в книге "Язычество древних славян".

Леля - Богиня Молодости , Берегиня Рода . Наряду со статусом самой молодой, Леля является и самой многоликой Богиней. Самым простым и понятным объяснением функций этой Богини может служить характеристика - ответственной за продолжение Рода. В этой функции Леля является Супругой Ярилы, обладающего аналогичной способностью - в отношении Мужского Рода, воплощая тем самым общую концепцию физического продолжения Рода.

Особенностью многоликой Лели во всех Её воплощениях является Молодость - так как это главная особенность этой Богини. В отличие от всех остальных Богинь и Богов, чей нрав чаще представляется суровым или серьёзным, Леле характерен весёлый нрав и игривость . Исключением жизнерадостного облика Лели являются случаи пребывания Её в Царстве своего Деда, когда эта Богиня обретает печальный образ, что изначально связано отнюдь не с обстановкой, а с одиночеством (без Супруга), а в дальнейшем - с кручиной по погибшему Супругу. К этим же особенностям Богини Лели относится буквально бескрайняя любовь к Людскому Роду, ибо в то время другие Боги и Богини могут и покарать людей за какие-либо проступки, Леля же напротив - может только поспособствовать людским капризам. Классическим примером этой особенности является любовь (за исключением Родственной - которой покровительствует Богиня Лада). И если в представлениях других культур может прозвучать «любовь зла, полюбишь и козла», то в Русской Традиции всё объясняется гораздо проще, так как Богиня Леля отнюдь не «зла», а напротив - предельно доброжелательна, ибо отвечает за продолжение Рода, а в этом Деле, все средства хороши. «Козлами» же повелевают другие Боги, и из других культур в том числе. Также, бескрайняя любовь к Людскому Роду со стороны Богини Лели заключается в самом простом обстоятельстве - Материнства этого Рода. Именно Леля со своим Супругом Ярилой являются Родителями первого Человека (Супругой которого была Великанша).

Молодость Лели так же точно связана с функцией продолжения Жизни, а отнюдь не с параметром «младшей» среди Богинь и Богов, так как это прямое свидетельство бессмертной природы этой Богини, что в свою очередь является объяснением незыблемости жизни . Поэтому, в бескрайней радости жизни у Лели подчёркивается скорбь по усопшим и печаль в случае одиночества, так как над этим велениями Судьбы (от Макоши) Она не властна. По этой же причине Леля делится своей скорбью и печалью особенно с теми - кто жаждет «конца света» и прочих культов связанных с пропагандой смерти, делая их жизнь полной проблем и невзгод (аналогично любовным играм). В этой связи, не трудно понять - в чём кроется причина любвеобильности (желания продолжить род, которой становится игрой - в случае если род не продолжен) и негативизма (панического страха смерти, когда в такой же точно игре смерть начинает культивироваться, и становится единственным смыслом «жизни»). Таким образом, и появляется то самое понятие «Игры» Богини Лели, которой в отличие от людей, в силу Бессмертной Природы, чуждо понятие Меры.

Леля - самая любимая и близкая народу Богиня, желанная в любом деле и при любых обстоятельствах, и поэтому практически не отображалась в качестве почитаемого Культа, так как единственной надёжной связью с этой Берегиней может являться - Чувство Лели в собственном Сердце. Одним из весьма популярных в современности представлений Богини Лели - является Снегурочка, приходящая на Новый Год вместе со своим Дедом (Морозом).

Она заботливая и нежная Богиня-Покровительница семейного счастья, супружеского согласия и всяческого благополучия не только во всех Родах Великой Расы, но и во всех Родах потомков Рода Небесного.

Богиня Леля - послушная дочь Вышнего Бога Сварога и Небесной Богородицы Лады-Матушки.

Она добрая, заботливая и нежная супруга Бога Волха, хранителя Небесных Чертогов Волхаллы. Леля оберегает Его покой и уют, а помогает ей Богиня Валькирия.

В этих Чертогах Она заботится не только о своем любимом супруге, а также берет на себя обязанность угощать гостей Волхаллы, павших в битвах воинов и Небесных Богов- Соратников своего мужа.

В древнейшие времена люди Великой Расы в честь нее назвали одну из ближних Лун Мидгард-Земли - Лелей.

Богиня Леля – дочь Лады-богородицы. Её символ означает весеннее возрождение, пробуждение природы. Очень часто на традиционных вышиванках можно встретить двух скачущих всадниц по обе стороны богини Макоши.Эти две богини - Лада и Лея. Существует один девичий праздник, который назван в честь этой богини - Лельник. Приходиться он на 22 апреля (по современному календарю 5 мая). Руна прекрасной молодой богини Лели тесно повязана с Любовью и любовным влечением.
Богиня Леля - дочь богини Лады, символ Любви и весны

Богиня Леля является дочерью (а по другим источникам племянницей) великой богини Лады-Богородицы, а также приходиться сестрой Живы и Марены. Наши предки почитали её на равнее с Ладой, и традиционные обрядовые элементы этих двух богинь практически неотделимы.

Образ богини Лели

Леля - это молодая, красивая, чистая и светлая девица, которая только-только достигла того возраста, когда девушек пора выдавать замуж. Славяне представляли её русоволосой красавицей, которая достигла того рубежа, когда девушка уже не ребенок но ещё не женщина. Её образ чистый и светлый, её сердце непорочно и наивно - непобедимая сила перед всяким злом. Её образ, в отличие от образа Лады и богини Макоши, никогда не рассматривался в соответствие с бытом. Увидеть дивную юную богиню Лелю можно было лишь на опушке леса или на берегу реки. Её обожают животные, ветер ласкает её волосы - нет ни малейшего намека на воинственность или какую-либо вражду.

Как оберег, Леля изображалась на вышивках как одна из молодых лосих, которые стоят по обе стороны богини земли Макоши. Богиня Леля имеет свою руну, которую назвали её же именем - Руна Лели. Символизирует руна Лели игривую воду (игривую, потому что с санскрита «лила» переводиться как «игра»). Это не просто ручей, а легкий, но мощный весенний поток, который подчистую сносит прошлое и дарует надежду и возможность для создания нового будущего, причем не только для человека, но и для всего мира. В рунических раскладках символ Лели трактуют как освобождение от пут зла, ясный взгляд на вещи, которые раньше казались иными.

Другая Леля

Не смотря на всю легкость и нежность образа красавицы-богини, она все же немного грустна. Существует легенда, которая рассказывает о крепкой любви Лели к Ярилу - сыну Велеса. Её сердце полностью отдалось Ярилу, и она полюбила его, как только могла полюбить девушка, чье сердце не тронули беды и несчастья. Но в ответ на её чистое признание Ярило лишь ответил, что тоже её любит, как и Мару и даже Ладу. Ведь от отца он унаследовал неконтролируемую силу эмоций, и к сожалению этого уже не изменить. Ярило также сказал, что готов быть только с Лелей, но лишь на какое-то время. Такого принять богиня не могла, и отказала возлюбленному богу весеннего солнца - Ярилу. Лишь спустя какое-то время она повстречала Финиста, который был воплощением Семаргла. Эти двое полюбили друг друга искренней взаимной и светлой любовью, а после поженились. Но даже после свадьбы богиня весны Леля не могла затушить ту искорку любви, которая все ещё тлела для другого - для Ярилы.
Символ Лели

Символ богини весны Лели - береза. Её металл - серебро. Её образ - это тот возвышенный идеал, который, к сожалению, чужд многим современным славянским девушкам: чистота души и тела, искренность, нежность, доброта, готовность посвятить себя навеки лишь одному своему возлюбленному. Также, Лелю часто связывают с плакучей ивой, которая символизирует несчастную любовь.


Речка журчит да бежит себе, словно дитя озорное. Только воды её сегодня нынче горькие, да солёные. Богиня Леля сердечко своё разбитое и горем до краёв полное, слезами лечит. Лучи Ярилы ищут свою зарю, да только ветви лесные, куполом накрыли деву и от солнца упрятали. Чистая, как роса на лугах пролитая да хороша, что глаз не отвести, но не хватило этого.
Плачет Леля, да только зла в ней нет и обиды. Ярило солнышко всем люб, и не может он одну выбрать. Но это пока. Леля ведь, знает, ведает, что пройдёт по земле та, что её и всех других затмит, и только ради неё солнце светить будет да землю греть. А Леля пока погорюет, как дочь людская о сердечке своём разбитом, да только после снова улыбнётся сырой земле зарёй новой. И замуж её тоже возьмут однажды. Ясный будет молодец да удалый. А она о Ярило вспомнит да улыбнётся украдкой, о любви своей первой и чистой.

Леля богиня весны.

У наших предков бытовало верование, что на пороге ночи по небу босоногая дева проходит, да волосами своими длинными облака отгоняет, солнцу путь расчищая. Звали ту деву Леля и почитали, как её богиню зари. Была она дочерью светлой праматери Лады, и красотой своей затмевала светила. Спутниками её были игривые весенние ветерки, которые в услужение молодой богине даровал великий Велес.

Леля представлялась древним славянам, как совсем юная девушка, с необычайно светлой и открытой улыбкой, и с длинными волосами, до самих пят. Она была ни женщиной, но и не ребёнком, а той в ком весна первая проснулась, да та на которую сердце юношеское пылко биться начинает. Потому бытовало верование, что Леля богиня весны, которая приходит после зимних стуж на спящую землю и будит её бегущими ручейками талых снегов.
Леля была символом чистоты и непорочности. В её образе нет и намёка на хитрость, коварство и агрессию. Вообще Леля и Лада богини, которые олицетворяют женское начало: мягкое, перетекаемое словно вода, светлое и полное добра.

Леля богиня любви.

Богиня Леля у славян, так же почиталась как богиня любви. Но здесь стоит упомянуть, что дело касалось именно первой любви, молодой и
чистой, той что по весне крадёт пылкие сердца молодых юношей и девушек.

По легенде юная Леля сама была влюблена в бога солнца Ярило и переборов свою стеснительность она призналась ему. Ярило, буйный как весенний ветер, ответил ей что тоже её любит, впрочем, как и всех женщин, как небесных, так и смертных. Он предложил ей даже остаться с ней, но лишь на время. Не ведающая до этого горя, юная Леля была разбита, но ей хватило мудрости отказаться. После этого Лелю стали почитать, как символ верности и стойкости, потому как не пожелала она увлечений и осталась верна своей чистоте.
Позже она встретила Финиста и полюбила его, за силу его и светлость. Она вышла за него замуж и стала для него верной женой, той что способна дарить всю себя лишь одному, любимому человеку. Свою первую любовь богиня сохранила, как тёплое воспоминание, которое случается со всеми, кто влюбляется впервые и не в тех, кто предначертан им судьбой. Поговаривали, что сама Леля благословила брак Ярило и жены его прекрасной Ярилици.
Леля за матерью своей Ладой, приходила по весне на землю и пробуждала ту, от зимнего сна. От силы её травы зеленели, деревья в небо тянулись, а люди влюблялись. Леля украдкой ходила между молодыми юношами и девушками, нашёптывая им где половинка их есть. Её почитали как, покровительницу браков и семей, потому как, она олицетворяла ту чистоту, которой дева в первый раз мужу своему отдаётся, ту любовь, которой уже мать молодая на семью свою смотрит.
Лелю причисляли к числу великих Рожениц, то есть тех кому сопутствовал и кого благословлял сам Род вездесущий. Он был началом всего, а Роженицы продолжением дел его.

Леля вопреки тому, что она покровительствует браку и семье, она не является помощницей в быте. Наоборот, она всегда находится в лоне природы, окруженная зверьми. Она безмятежна и весела, но это не указывает на её легкомысленность и глупость. Просто Леля, олицетворяет ту чистоту и наивность, которая присуща детям, но также она прекрасна и пылкая, как дева, которая уже достигла уже, того возраста, когда её можно выдавать замуж.

Богиня Леля символ и руна.


У богини Лели есть своя собственная руна, которая так и называется — Леля. Она обозначает воду, которая бурлит и шумит. Это вода, которая пробуждает от долгого сна и дарит новую жизнь. Так и руна Леля, толкуется как, пробуждение от плена сомнений и пороков. Она очищает ум и душу и привносит озарение и лёгкость.

Символом Лели служит берёза. Отсюда и поверье пошло, что в деревьях этих, на вид хрупких и простеньких, сама богиня живёт. Когда девушки впервые влюблялись и страдали от неразделённой любви, то бежали в лес и берёзку обнимали, чтобы выплакаться и душу отвести. Вот и пошёл обычай, каждый раз, когда худо да скверно на душе берёзу обнимать. Она словно мать ласковая, приголубит и все горести заберёт.