Библия онлайн. Щедрые дары его благодати. В благочестии - братолюбие

О днажды небольшую христианскую общину маленького городка посетил странный гость — хромой Влас. Это был крепкий мужчина лет за сорок в старомодном коричневом костюме, светлой рубашке в горошек, стареньких ботинках и с тросточкой. Волосы его уже немного поредели, и кое-где обозначилась седина. И от него пахло старостью, хотя мужчинам в его возрасте ещё рано так пахнуть. В общем, внешний вид его вызывал неподдельное чувство жалости. И Влас умело этим пользовался…

Он появился перед началом воскресного богослужения. И, конечно, все обратили на него внимание, т. к. раньше никогда его не видели — ни в собрании, ни в городке. По тому, как он вёл себя на протяжении всего богослужения, было понятно, что он христианин-не новичок. В следующее воскресенье после проповеди все собрались за общим столом. Тогда, в дружеской обстановке за чашкой чая, Влас начал рассказ о себе. О трудном детстве в детском доме, о травме ноги, приведшей к инвалидности, о том, как из-за хромоты он так и не смог жениться, и о других своих злоключениях. Ещё он сказал, что много лет верующий, является служителем в многочисленной церкви большого города N и видит свою миссию в том, чтобы посещать небольшие общины и учить людей Слову Божьему.
Сёстры в сторонке тихонько пошептались. И через неделю, когда он опять приехал, ему вручили тёплые вязаные носки, кто-то принёс ему какие-то вкусности. Братья отдавали ему свою одежду, которая была им не впору, а Власу как раз. Влас принял всё это как должное и вернулся в свой город сытый, обутый и одетый.
Влас в церковь зачастил. В маленьких церквях особо вниманием не избалованы, поэтому гостям очень рады. Но в этом случае радость была недолгой. «Наставления» Власа становились всё более грубыми. Он мог позволить себе перебить проповедующего прямо посреди проповеди. Ночевал он у членов церкви по очереди, что доставляло им немало неудобств, потому что Влас требовал безоговорочного к себе внимания: родители не могли уделить достаточно времени своим детям, мужья после трудового дня вынуждены были выслушивать его «мудрые» речи часами напролёт, а жёны тем временем на кухне удовлетворять его гастрономические пристрастия. Влас стал очень придирчивым и капризным. Ещё ему нравилось посещать одиноких женщин, от которых он получал столько заботы! Он любил праздники и подарки. Причём, люди, которые чем-то служили ему — жильём или имением — всё больше чувствовали себя подавленно от того, что их как будто обворовали или использовали.
Когда Влас совсем освоился, то его стали иногда просить оказать посильную помощь не только словом, но и делом. После этих просьб он исчезал на месяц-другой из города. И тут нет никакой мистики! Просто у него была устойчивая аллергия на труд. И как внезапно он исчезал, так внезапно и появлялся. Однажды пастор ему серьёзно сказал, что если он хочет здесь жить, то уже не сможет всё время ходить по гостям, но ему придётся найти подходящую работу, потому что церковь не сможет его обеспечивать, т. к. запросы его растут. С тех пор Влас исчез насовсем.
Как-то пообщавшись с верующими из родной церкви Власа, все узнали, что всё, что он рассказывал о себе, было полуправдой. Что он не совсем сирота и обладает собственным жильём. Что жениться он не может не из-за хромоты, а из-за своего деспотичного характера. Работу ему предлагали, но он всегда отказывался. Что он умело манипулирует выдержками из Священного Писания и людской добродетелью, вызывает к себе жалость и в большинстве случаев добивается желаемого. И что сейчас он, скорее всего, отправился на поиски новой «золотой жилы». Для этой маленькой церкви ситуация послужила ценным уроком: научила быть разборчивыми!

Духовная дисциплина и верность как ресурс к преображению в святость Христа.

Ллойд-Джонс, Мартин.

То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. 2 Пет. 1:5-7

Петр писал это послание, стремясь помочь людям справиться с духовной депрессией. Он хотел морально поддержать людей, до такой степени охваченных унынием, что они даже засомневались в вере, которую приняли. Упорная духовная депрессия неизменно приводит к сомнениям и склонности оглядываться на прошлое, на прежнюю жизнь, от которой мы были избавлены.

Апостол раскрывает проблему, косвенно упоминая целый ряд подробностей о людях, к которым он обращается. Дав свое наставление, далее он говорит: «Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Пет. 1:8). То есть подразумевается, что на данном этапе они без плода и без успеха. Петр утверждает, что они были «слепы, закрыли глаза, забыли об очищении прежних грехов своих». Из дальнейших слов можно сделать вывод, что они преткнулись. Он говорит, что если они прислушаются к его наставлению, то «никогда не преткнутся». Более того, если они станут поступать так, как он им говорит, то сделают «твердым» свое «звание и избрание»: Совершенно очевидно, что в то время, когда апостол им писал, они не имели ясного представления о своем «звании и избрании» и потому пребывали в смятении.

Многие придерживаются мнения, что христианин всегда на горном пике, а если это не так, то он и не христианин. Это мнение полностью противоречит Писанию. Люди, к которым пишет Петр, христиане, но они несчастливы. Очевидно, и дела у них не слишком ладятся. Кажется, они и в своей собственной жизни утратили свои ориентиры, да и другим не помогают. Более того, они как будто впали в прострацию, и вера больше не наполняет их радостью и уверенностью. Они не возрастают в познании Господа. Путь глубочайшего понимания, открытый всякому верующему, словно бы теперь закрылся перед ними. Они не продвигаются вперед, они не растут, не приносят плода. Они, определенно, христиане, но их христианство очень мало в чем проявляется, если проявляется вообще. Кроме того, они не понимают смысла своего обращения, они забыли, что получили очищение от своих прежних грехов. Они живут так, словно бы этого не произошло.

Явление, описанное Петром, хорошо известно, мы все сталкиваемся с ним на каждом шагу. Вряд ли оно соответствует тому описанию христианина, которое дает наш Господь. Он обещал, что у христианина «из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38). А эти христиане опустили руки, их мучат сомнения. Они не «готовы всякому, требующему», у них «отчета» в их уповании, «дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Они утверждают, что верят, однако само основание их веры колеблется.

Почему же это так? Почему они не похожи на христиан, которые приносят плод веры - и для себя, и для других - и помогают окружающим? Причина кроется в обыкновенном отсутствии внутренней духовной дисциплины и упорядоченности в жизни. И апостол последовательно объясняет это.

Во-первых, веру нельзя сводить к новому мистическому суеверию. Христианам надо не только «взирать на Господа», но и активно преображаться. (2 Кор.3:18) К сожалению, у первых христиан тоже было неправильное представление об их новой вере. Петр убеждает их укреплять свою веру, «прилагая к сему все старание» и добиваясь ее прироста. Вера должна сопровождаться всеми теми плодами, которые он затем перечисляет. Этого-то у них и не было. Они воспринимали веру, и это характерно для многих, как нечто магическое. Основная идея здесь такая: если вера у человека есть, то она будет действовать автоматически. Все, что требуется - это поверить в истину. Некоторые церкви и миссии (особенно западные) даже так и учат: вы должны принять веру, а дальше все пойдет само собой. Сделайте только этот первый шаг, примите решение (формулировки варьируются) - это все, что необходимо.

Такой взгляд на веру дышит каким-то темным суеверием, и, безусловно, именно он является причиной бед многих людей. Под магическим взглядом на веру я подразумеваю преставление о ней, как о чем-то обособленном от нас и завершенном. Между тем, вера должна дополняться достойным поведением, рассудительностью, воздержанием, терпением, благочестием, братолюбием и любовью. К сожалению, многие руководствуются одной-единственной формулой: нужно всегда «взирать на Господа», и до тех пор, пока вы это делаете, больше от вас ничего не требуется. Они утверждают, что любая попытка сделать что-то еще равносильна откату в прежнее «спасение делами». И когда у вас возникает какая-та проблема, они говорят вам: «Только взирай на Господа, пребывай в Господе».

Именно такая точка зрения часто приводит к тому типу духовной депрессии и летаргии, который мы сейчас рассматриваем. Люди, разделяющие ее, пытаются свести наставление Петра к разговору лишь о «пребывании в Господе» и о «взирании на Господа». Какое-то время это срабатывает. Затем что-то начинает идти не так и не похоже, чтобы они «пребывали», и они опять чувствуют себя несчастными. В результате вся их жизнь проходит в попытках поддерживать в себе состояние, которое они называют «пребыванием». Мы должны удостовериться, что наше представление о вере соответствует новозаветному представлению. Нам нужно ясно осознавать, что имеет в виду апостол, когда говорит, что мы должны «показать» в своей вере определенное поведение, дополнять ее христианскими добродетелями.

Вторая причина этого состояния, бесспорно, слабая воля, лень, которые выражаются в недостатке усердия.

Главная причина здесь — наше пренебрежение духовными стимулами, которыми на награждает Бог – надеждой благословения, надеждой благодати, надеждой получение многочисленных даров Божьих. Петр так сильно хочет внушить это читателям своего послания, что повторяет свою мысль еще раз (ст. 10).

Бывает такой тип вялости, общей лени, которая порой нападает на всех нас. Нет никаких сомнений, что вызывает ее в нас сам дьявол. Разве вы не замечали, что когда дело доходит до определенных вещей в духовной жизни, то пыл и рвение, которые мы проявляли в наших мирских делах, куда-то испаряются? У нас достаточно энергии для нашей работы или бизнеса, для удовольствий или разного рода хобби. Хорошенько поработав и затем решив помолиться, мы внезапно испытываем приступ усталости и изнеможения. А разве не любопытно, что всякий раз, когда мы хотим почитать Библию, у нас глаза чуть ли не слипаются? Нам нетрудно убедить себя, что это объясняется чисто физическими причинами и что тут мы просто не можем ничего поделать. В тот момент, когда мы решаем переключиться на какое-то духовное занятие, мы сталкиваемся с этой проблемой лености. Она поражает нас, какими бы бодрыми и энергичными мы ни были до того.

Часто это принимает форму откладывания. К примеру, мы хотим почитать Библию, изучить тот или иной отрывок или прочитать комментарий. Но в данный конкретный момент мы как-то не очень расположены к этому. И мы думаем, что с нашей стороны было бы нехорошо даже подступаться к такому делу, когда мы ощущаем себя не в лучшей форме. Поэтому мы откладываем, решив заняться чтением или изучением Библии при более благоприятных обстоятельствах, когда наше состояние улучшится. Или другой вариант: у нас нет времени, а потом, когда время находится, мы впадаем в какое-то загадочное состояние полной неспособности заняться этим. Не подлежит никакому сомнению, что большинство из нас живут жизнью, в которой серьезно недостает дисциплины и порядка.

В наше время жизнь христианина весьма трудна. Мир и различные институты этого мира делают задачу почти невыполнимой. Самая трудная вещь в жизни - упорядочить ее, стать ее хозяином. Вокруг так много всего, что нас отвлекает - газеты, радио, телевизор, всевозможные обязанности. Надо посещать собрания. Постоянно случаются какие-то непредвиденные «проколы», возникают разнообразные проблемы. Каждый из нас ведет нелегкую борьбу за сохранение своей духовной жизни, за то, чтобы управлять своей жизнью, быть ее хозяином. Любой руководитель церкви подтвердит, что самая частая фраза, которую ему приходится слышать, это: «Я не знаю, что делать; у меня просто нет времени читать Библию и размышлять над ней так, как я того бы хотел».

Здесь может быть только один ответ: это просто недостаток дисциплины, неспособность упорядочить свою жизнь. Нет смысла жаловаться на обстоятельства. Неизбежно возникает ответ, и ответ неопровержимый - у нас у всех есть время! Если мы находим время для всего остального, то можно найти его и для духовных занятий. Секрет успеха заключается в том, чтобы выделить время для своих духовных занятий, расходовать его именно на них, а также беречь время. Настойчиво стремитесь к тому, чтобы «мыслям о душе» уделялось достаточное внимание, даже если это будет в ущерб чему-то другому. Именно в этом корень проблемы - в нашей неспособности упорядочить жизнь, повелевать ею, быть ее хозяином. А ведь в глубине души мы знаем, что должны это делать.

Как лечить эти духовные недуги.

Во-первых, и прежде всего, Петр подчеркивает, что мы должны прилагать «все старание», то есть максимум усилий, чтобы прибавить к своей вере все те качества, на которые он конкретно указывает. Да, это будет битва. Но, памятуя о дарованных нам «великих и драгоценных обетованиях», мы должны вести эту борьбу. Нам созданы все условия для жизни в Боге. Мы избежали растления похотью, которое царствует в мире, поэтому мы должны «более и более стараться делать твердым наше звание и избрание». Итак, лечение заключается в самодисциплине и усердии.

Я призываю Вас прочесть жизнеописание любого святого, который когда-либо украшал своим присутствием Церковь. Вы сразу убедитесь, что наиболее характерными для них чертами были самодисциплина и порядок. И эти черты свойственны всем выдающимся христианам. Независимо от того», к какой «ветви» Церкви они принадлежали, все они были очень дисциплинированными людьми. Они упорядочивали свою жизнь и твердо придерживались установленного распорядка. Несомненно, самодисциплина чрезвычайно одобряется Писанием и она абсолютно необходима.

«Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть» (Евр. 11:6). И Он усердно «ищущим Его воздает». В своем поиске мы должны быть усердны. «Но, - возразит кто-нибудь, - это похоже на оправдание через дела. Вы откатываетесь назад, к ереси Римской католической церкви и к католическому вероучению в целом». В ответ на возражение напомню, что не кто иной, как богодухновенный апостол Петр, советует нам «показывать» в своей вере или «добавлять» к ней указанные им добродетели и прилагать к этому все старание. Кроме того, на самом деле никакого противоречия тут нет. Ошибочность учения о возможности оправдания делами заключается в возлагании на духовную дисциплину неоправданных надежд - как будто эта духовная дисциплина сама по себе может спасти душу. Конечно, в этом смысле полагаться на духовную дисциплину неверно. Однако это вовсе не означает, что надо совсем ничего не делать. Библия учит так: делай, что можешь, но не возлагай надежд ни на какие свои действия.

Дело не в самих делах, дело в возлагании надежд на них. Как тонка эта грань! Одной из основных опасностей, угрожающих в наше время протестантизму - особенно в евангелических кругах, - является этот страх впасть в ошибку и надеяться на оправдание делами. В итоге мы впадаем в противоположную крайность и считаем, что дела совсем не играют никакой роли. Мы доказываем, что важна только вера, и совершенно не важно, что я делаю. Конечно, при таком подходе дисциплина не нужна. А зачем? И наша жизнь серьезно страдает от недостатка дисциплины. Ответом на ложное упование, то есть упование на дела -должны быть не лень и бездеятельность, а, напротив, еще большее усердие, чтобы прибавлять к своей вере, показывать ее в жизни. Да, при этом мы всегда помним, что одних только наших действий никогда не будет достаточно. Но мы также напоминаем себе, что Бог, безусловно, воздает усердно ищущим Его. Так много людей говорят, что они отдали бы все ради хотя бы крохотной частички того знания, которым обладали святые. «Почему я не могу пережить это - это божественное тепло в сердце?» - говорят они. Ответ таков: они, собственно, никогда серьезно не старались получить знание. Ознакомьтесь с биографиями святых. Убедитесь, как много времени они уделяли чтению Священного Писания, молитве и различным формам самооценки и духовной дисциплины. Они понимали необходимость культуры и повиновения Господу в духовной жизни. И Бог воздал им, даровав эти чудесные проявления присутствия Самого Себя и тот мощный духовный опыт, который согревал их сердца.

Итак, во-первых, мы признаем абсолютную необходимость просто самодисциплины и просто порядка. Если мы понимаем, как важно выделять определенное время для духовных занятий и упорядочить свое повседневное существование, то должны всеми силами отстаивать наши приоритеты. Если я действительно убежден, что Библия для меня важнее газеты, то я должен читать Библию до того, как возьмусь за газету. Время для молитвы - тут тоже следует проявлять упорство и последовательность. Я непременно выделяю время для молитвы и духовного размышления; лучше я не сделаю что-нибудь другое, но это сделаю. С этого начинается возвращение порядка в нашу жизнь. Многие люди оступаются и становятся несчастными и угнетенными только потому, что не способны взять себя в руки. Но вам придется сделать это самим; никто другой за вас этого не сделает. Если вы не будете выполнять все это досконально, то можете быть уверены - вы так и останетесь угнетенным христианином. «Прилагая к сему все старание», делайте все возможное, будьте сверхревностными. Добивайтесь этого любой ценой.

Во-вторых, совершенно необходимо воплощать свою веру в жизнь, «показывать» ее. Греческое слово, использованное в первоисточнике, имеет отношение к драме, к пьесе. Оно обозначает сопровождение представления оркестром или хором. Представление сопровождалось оркестром, хором, чтобы постановка получилась законченной, гармоничной и совершенной.

Чем же вы сопровождаете свою веру? Первое, что говорит Петр: «Покажите в вере вашей добродетель». «Добродетель» означает моральную энергию. Она подразумевает силу, пыл. Это очень важно. Апостол говорит им, что к вере, которую они уже имеют, они должны присоединить моральную энергию. Перестаньте быть вялыми. Соберитесь, не плетитесь по христианской жизни, как расслабленные. Идите по ней с рвением, энергией и силой. Не создавайте своим поведением впечатление, что вы на грани обморока или полного провала. Не поддавайтесь слабости, но прибавляйте к вере мужество и силу.

Как необходимо это наставление! Сравните среднею христианина с типичным человеком «из мира». Христианин претендует на интерес к духовной сфере, к Царству Божьему. Он говорит, что хочет узнать как можно больше о Боге и о Христе. Это он называет своей верой. И все же - сравните его с человеком, который занимается, к примеру, всерьез спортом. Вы увидите огромную разницу. Посмотрите на радостный интерес, преданность своему делу, дисциплину и энергию спортсмена. Сравнение, увы, не в пользу среднего христианина. Причина этого - неспособность многих христиан дополнить свою веру энергией, свойственной любому увлеченному чем-то человеку.

Далее: покажите «в добродетели рассудительность». Речь идет не просто об изучении доктрины. Это мы в некоторой степени делаем, иначе у нас не было бы веры. Здесь подразумевается проникновение вглубь, даже некоторое озарение. Уверовав в Христа, мы еще не знаем всего; это только начало. В Новом Завете мы находим постоянные призывы и указания на необходимость возрастать в познании: «.чтобы любовь ваша еще более и более возрастала, - говорит Павел, - в познании» (Флп. 1:9). Мы не должны останавливаться только на вере, нам нужно понимать христианскую жизнь и видеть окружающие нас тонкие опасности. Чтобы противостоять им, необходимо усердно читать Писание и книги по Писанию и доктринам веры. Вы никогда не сможете по-настоящему понять свою веру, если не приложите старания и не займетесь этим. Порой это трудный процесс и, уж безусловно, он потребует от вас дисциплины. Студент никогда не станет профессионалом, если не будет много работать и учиться. Это относится к любой сфере. Все эти разговоры о людях с блестящими способностями, которые ничего не делают, а на экзаменах получают высшие оценки - миф чистой воды. Такого просто не бывает. Чтобы добиться глубокого понимания - в чем бы то ни было - нужна дисциплина и постоянные усилия. Дополнить свою веру истинным знанием - чрезвычайно трудная задача, и нам придется серьезно над ней потрудиться.

Следующее, что мы должны приложить к нашей вере - это воздержание, или самоконтроль. Это означает, что вы должны контролировать все до единого аспекты вашей жизни, а не просто свою жизнь в целом. Это означает, что вы должны контролировать себя даже во время еды и питья. У многих людей расстраивается здоровье, потому что они объедаются или слишком много пьют. Другие страдают от усталости и вялости просто из-за недостатка воздержания. Их похоти, страсти, желания господствуют над ними. Некоторые слишком много спят; другие недосыпают. Задумайтесь хорошенько, каким образом эти вещи влияют на наше духовное состояние. Чтобы понять лучше, почитайте биографии святых. Вы увидите, как каждый из них контролировал свою жизнь. Как боялись они любых излишеств. Как ясно понимали, что должны избегать их любой ценой.

Терпение означает стойкость, способность продолжать путь, невзирая на трудности, которые заставляют вас пасть духом. Держаться даже если все, кажется, обернулось против вас и тащит на дно. Но надо выстоять. Вы должны приложить терпение к своей вере. Это не означает, что надо просто пассивно «взирать на Господа»; вы должны специально тренировать в себе стойкость и неизменно - день за днем - следовать за Христом. Терпение нашего Господа может стать для нас лучшим укрепляющим примером в моменты, когда нам хочется бросить все.

И затем - благочестие, которое подразумевает постоянную заботу о поддержании наших взаимоотношений с Богом и чрезвычайное внимание к этим взаимоотношениям. И, наконец, двумя последними пунктами в списке Петра идут качества, определяющие взаимоотношения людей друг с другом. Братолюбие - это чувство, с которым мы должны подходить к другим христианам. Любовь - это любовь ко всем людям, даже если они пока не разделяют нашей веры. Обо всем этом мы должны поговорить подробно.

Проведя нас по этой дороге, каждый шаг которой представляет собой определенный вызов для нас, Петр переходит теперь к поддержке. Во-первых, он напоминает нам о том, кем мы стали - «причастниками Божеского естества»! Вы отдаете себе отчет, что вы собой представляете как христианин? Вы осознаете, что Сын Божий сошел с неба на землю и принял крест, чтобы спасти вас? Он не только взял вас от мира и его похотей, но дал вам Божеское естество. Похоть - причина всякого растления. А так неужели вы намерены оставаться в этом состоянии? Разве вы не хотите избавиться от него? Вы можете это сделать, говорит Петр. Для этого вам надо осознать, что Христос умер, чтобы избавить вас от растленной природы и дать вам природу Божественную. «Конечно, - говорит Петр, - вы помните, что были омыты от прежних грехов. Не могли же вы забыть, что умерли вместе с Христом и, следовательно, мертвы для закона и греха?» Осознание всего этого придаёт дам огромный заряд сил во время этой битвы веры.

Но не останавливайтесь на этом. Поймите, говорит апостол, что только в том случае, если вы приложите к своей вере все эти качества, только тогда ваше состояние кардинально изменится и вы будете всегда радоваться. «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание». А сделать звание и избрание твердым можно, лишь поступая именно так, как учит Петр.

Иначе вы никогда не будете счастливы. Недостаточно сказать: «Слово Божье говорит, что „Всякий верующий.» Я верю - следовательно.» Такой подход верен, но не всегда достаточен. Конечно, посылка правильная; когда мы так рассуждаем, то уже показываем веру. Но если мы считаем, что вера этим исчерпывается, то совершаем колоссальную ошибку. Хотим ли мы сделать свое звание и избрание твердым? Если да, то мы должны с предельным усердием выполнять все то, что перечисляет здесь апостол.

И делая так, мы обретем великую радость, мир и уверенность. Мы будем знать, «на чем стоим». Мы пожнем первые плоды славы, которая ожидает нас.

«Так поступая, никогда не преткнетесь». Ничто не способно до такой степени ввести в уныние, как наши собственные разнообразные промашки. Мы оступаемся и ощущаем себя жалкими и несчастными. Наваливается депрессия. Мы чувствуем, как надежда полностью покидает нас. Что же делать? Стараться избегать «преткновений». Помнить слова апостола. Поступая так, как наставляет Петр, вы никогда не преткнетесь. Так что постарайтесь приложить все, о чем он говорит, к своей вере, и вы не преткнетесь.

И, наконец, как победно это звучит: «Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». Петр говорит здесь не о нашем спасении, но об окончательном вхождении в славу. В оригинале словам «откроется» (ст. 11) и «покажите» (ст. 5) соответствует одно и то же слово. То есть, если вы постоянно будете дисциплинировать себя, чтобы показывать в своей вере «добродетель. терпение. братолюбие. любовь», то в конце вашей жизни и вам покажется («откроется») «вход в вечное Царство». Петр говорит: «Если вы будете дисциплинировать себя, если вы упорядочите свою жизнь и будете прилагать к вере определенные поступки, то „никогда не преткнетесь» в этой жизни. Вы будете чувствовать уверенность и надежду, и поэтому - радость и счастье. И затем, когда настанет конец, вы перейдете из этой жизни в вечную, победоносно войдя в небесный покой и славу в присутствии Бога».

Если мы несчастны и угнетены, то более чем вероятно, что это объясняется недостатком дисциплины. Поэтому давайте бодрствовать и двигаться вперед, и приложим все старание, чтобы прикладывать к вере поступки и не бояться. Давайте выработаем ясное представление обо всем, чтобы наши идеи были четкими. А после этого - воплотим идеи в жизнь. Мы должны прилагать к своей вере силу и рвение. Нам нужны и добродетель, и рассудительность, и воздержание, и терпение, и благочестие, и братолюбие, и любовь. Давайте начнем получать удовольствие от христианской жизни и помогать другим. Мы будем возрастать в благодати и познании и привлекать к Господу всех, кто нас знает, способствовать расширению Царства Божьего. Таким образом многие смогут прийти к нашей благодатной вере и получить великие и драгоценные обетования, которые никогда не прейдут и обязательно исполнятся.

Ллойд-Джонс, Мартин,

Духовная депрессия: Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее. Пер. с англ. / Мартин Ллойд-Джонс. - 3-е изд. - СПб.: Мирт, 2008. - 176 с.

Вы помните, что в прошлой теме, мы с вами говорили о пути спасающей веры. В словах апостола Петра, которые в христианстве называют лестницей Петра, апостол показывает, что из веры должна проистекать добродетель.Добродетель, это следствие веры, добродетель, это свидетельство о наличии веры в человеке :

«то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель...» (2Пет.1:5)

Именно добрые дела, которые Бог предназначил исполнять тем, кто верой принял спасение по благодати Божьей, являются подтверждением рождению свыше . Рожденный свыше человек живет не для себя, чего требует падшая природа человека, но, став причастником Божьего естества, он, через живительную связь с Христом, живет для других, по примеру его Господа и Спасителя Иисуса Христа!

Но истина о добрых делах, как о пути веры, была бы не открыта во всей ее красоте, если мы не сделаем еще один, следующий за добродетелью, шаг, по так называемой лестнице Петра:

«то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность (знание, ведение, познание, понимание, разумение)» (2Пет.1:5)

Очень часто верующие люди, знающие о том, что мы должны творит добро, ибо во Христе мы для этого и созданы Богом, чтобы творить добро, не спешат его творить, оправдывая свои действия, именно вот этими, прочитанными нами словами, из послания апостола Петра. Вкоторых он, настоятельно рекомендует верующим, проявлять в добродетелирассудительность .Давайте исследуем Библию, для того, чтобы узнать, какой смысл в эти слова вкладывал апостол Пётр, а какой смысл в эти слова вкладывают сегодня современные верующие в большинстве своем?

Современные верующие, в подавляющем своем большинстве, понимают эти слова так:«прежде чем творить добро и помогать людям, нужно хорошо подумать, а нуждается ли тот или иной человек в моей добродетели, или нет? Или же достоин он ее, или нет? Это, по их мнению, и называется проявить в добродетели рассудительность.

Такой подход в понимании слов апостола Петра, позволяет многим верующим, практически уйти от добродетели, оправдывая себя тем, что, по их убеждению, по их рассудительности, данный человек не нуждается в их добродетели, или же он ее не достоин . Но, давайте разбираться, так ли это? Верное ли, это понимание того, что написал апостол Пётр? Посмотрим сначала внимательно на сам текст апостола Петра:

Верующий человек, призывается апостолом Петром к тому, что бы прилагая все свое усердие, показать в своей вере добродетель. То есть, добродетель, это следствие нашей веры, мы уже об этом говорили в пошлой проповеди, отсутствие добродетели, говорит об отсутствии веры, из которой проистекает добродетель . Добродетель не отменяет веру, а наоборот, свидетельствует о ней. Каждая последующая ступенька, описанная апостолом Петром, не отменяет предыдущую, но является как бы продолжением предыдущей, ее следствием, вытекающим из причины. То есть, я проявляю добродетель, потому что у меня есть вера . Вера, это причина, а добродетель следствие проистекающее из упомянутой причины . Понимая это, двигаемся дальше.

Я уже проявляю добродетель, эта та ступенька, на которой я, в данный момент стою, и как следствие моей добродетели, я буду проявлять рассудительность. То есть, теперь уже добродетель становится причиной, а рассудительность - следствием, проистекающим от данной причины . И как вы понимаете, следствие, проистекающее из какой-то причины, не может отменять саму причину, из которой оно проистекло. Ветки на дереве, произрастающие из ствола, не отменяют собой ствол, а проистекают, то есть произрастают из него. Если отменить ствол, по причине того, что из него выросли ветки, и теперь он не нужен, то не будет и веток, произрастающих их него. Если твоя рассудительность, делает тебя настолько всеведущим и всезнающим по отношению к тому, а творить ли тебе добродетель или нет, и ты,в своей рассудительности не проявляешь, добродетель, то правильно ли ты понял слова апостола Петра? Ведь понимая так, ты последующей ступенькой отменяешь предыдущую, твоя рассудительность аннулирует твою добродетель .

Разбираемые нами слова, названы лестницей Петра, это не плохое сравнение, ибо оно наглядно показывает, как из одного произрастает другое. Когда вы идете по лестнице, то разве последующая ступенька противостоит предыдущей и отвергает ее? Конечно же, нет, вы достигаете последующей ступеньки, именно благодаря предыдущей . То есть, имея веру, вы, опираясь на нее как на ступеньку, встаете на следующую ступеньку добродетели, а проявляя добродетель, вы встаете на следующую ступеньку рассудительности, но вы не отменяете добродетелью веру, а рассудительностью добродетель, ибо это скатывание с лестницы вниз, а не подъем вверх . Поэтому, если вы считаете, что рассудительность дает вам право, в том или ином случае не быть добродетельным человеком, то вы не правильно поняли, то о чем в разбираемом нами тексте писал апостол Пётр. Вы наложили свой греховный смысл на его слова! И теперь уже, вы живете и исполняете не слово Божье, а ваше собственное слово, которое, конечно же, в отличие от слова Божьего, не преобразовывает нас в подобие Христа и, конечно же, не спасает !

Если мы понимаем, рассудительность в добродетели, как возможность, пусть даже не во всех случаях, а в некоторых, отказаться от добродетели, по отношению к тем, кто по нашему мнениюне нуждается в нашей добродетели, или недостоин ее, то это понимание вступает в конфликт не только с тем, что писал апостол Пётр, но так же и с другими текстами Писания. А Библия, не должна сама себе противоречить, это незыблемый постулат истины. Взгляните на следующие тексты Слова Божьего:

«И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают … Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лук.6:32-36)

«Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4:17)

но пекитесь одобром перед всеми человеками » (Рим.12:17)

«Итак, доколе есть время, будем делать добро всем…» (Гал.6:10)

Думаю, что этих текстов достаточно, для того чтобы понять важную истину о том, что Бог призывает своих детей быть добродетельными, то есть творить добро для всех: и для добрых, и для злых, и для друзей и для врагов, не пытаясь своей рассудительностью определять, кто достоин получению добра с нашей стороны, а кто нет!

Так, как же нам тогда понимать слова апостола Пётра :

«то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2Пет.1:5)

Рассудительность «γνῶσις» (гносис) - знание, ведение, познание, понимание, разумение.

Апостол Пётр утверждает, что изнашей добродетели должно проистекать «знание, ведение, познание, понимание, разумение», точно так же как из веры моей проистекает добродетель:

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2:14-17)

Вы видите, что моя вера в Бога и в Его спасение, через Христа, приводит меня добрым делам, Бог именно этого преобразования и хотел видеть в нас через веру:

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:8-10)

Вот, точно так же и рассудительность наша, а мы уже знаем, что это слово означает «познание, ведение и понимание» , должны выйти из наших добрых дел, проистечь из нашей добродетели, а не отменить ее.

Какое же понимание должно прийти к нам из нашей добродетели, которое не отменяет саму добродетель?Что мы должны осознать проявляя добродетель? Будьте внимательны, это очень важная истина, позволяющая нам подняться еще на одну ступень по лестнице святости и познания Христа. Из нашей добродетели, к нам должно прийти понимание предназначения добродетели, в Божьем плане спасения . Если вы не верите, то пусть слово божье, вам это докажет.

Вы когда нибудь задавались вопросом, какую роль в божьем плане спасения играют добрые дела? И в помощь вам будет вопрос, почему людей тянуло к Иисусу? Вспомните, как Он себя назвал:

«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоан.10:11)

Даже враги Христа не могли поднять на Него руку за Его добрые дела, поэтому искали другую причину для того, чтобы убить Христа :

«Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство…» (Иоан.10:31-33)

Христос, научал людей истинам, чрез которые грешники могли обрести вечную жизнь, Он кормил голодных, лечил больных, воскрешал мертвых. Люди получали от Него только добро . Он творил добро, не разделяялюдей. Он в равной степени был добр как к иудею, так и к римскому сотнику, который был одним из тех, кто поработил Его народ. Он являл добро и единоверцам и язычникам, мужчинам и женщинам, даже маленьким детям. Творя добро Иисус не обращал внимание на то богатый ты, или бедный . И вот это добро,исходящее от Христа,и желание помочь всем, не зависимо от того, как к Нему относились те, кому Он помогал и хотел помочь, и притягивало, как магнитом, толпы людей к Нему. В Иерусалиме Его приговорили к смерти, а Он, зная об этом наперед, пред этим сказал о своей заботе, об этом городе и о живущих в нем:

«Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лук.13:34)

Именно добро, совершаемое Христом для всех людей, и притягивало к Нему разных людей . И наш Господь, и Спаситель, дал наставление своим последователям:

«Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Иоан.13:15)

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Иоан.14:12)

Возвращаясь к вопросу, какова роль добрых дел в плане спасения, и имея пред глазами пример жизни Христа, начальника и совершителя нашей веры, применим этот вопрос теперь не к Христу, а к нам. Посмотрите, что по этому поводу говорит Слово Божье :

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:16)

«и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1Пет.2:12)

«ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1Пет.2:15)

«то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель…» (2Пет.1:5)

«Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10)

«Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Матф.7:17-19)

Соедините эти тексты воедино, для получения целостной картины, и у вас получится, красивая панорама плана спасения. Мы, спасенные через веру в благодатьБожью, созданы Богом во Христе, как новые творения, рожденные свыше, на совершение добрых дел, проистекающих от нашей веры. Чрез эти наши добрые дела прославляется Бог и открывается Бог, тем, кто еще Его не знает . А если мы не творим добровсем людям, то мы худое дерево, приносящее худые плоды, и такое дерево, пригодно только для огня, а не для вечности, ибо оно не похоже на Христа, приносящего добрые плоды!

Возможно, вы слышали эту правдивую историю, про то, как одна молодая христианская семья в США, Джим и Кора, решила купить себе ферму, чтобыжить и трудиться на земле. Они нашли, через агентство подходящее место и хорошую ферму с черноземом и прекрасными постройками, но их смущало то, что уж очень была низкой цена за такую прекрасную землю и строения, почти смехотворная . Так же их удивляло то, что по близости к этой ферме жил только один человек, хозяин другой фермы и больше никого. Когда же они поинтересовались у соседей живущих подальше, почему такая низкая цена, и почему всего один сосед, то те,им поведали, что вся проблема именно в этом единственном соседе, старике Граймса. Он зловреднейший человек, творящий зло всем, кто селится в продаваемой ферме, потому на этой ферме никто долго не задерживался. Соседи назвали старика Граймса,сущий диавол. Муж, Джим, узнав об этой проблеме, сказал «я убью этого старого диавола» . Кора, его жена, ужаснулась этих слов, сказанных ее мужем, ибо подумала, что мужу на ум пришло, что-то очень не хорошее, не согласующееся с их верой в Бога! А Джим поделился с женой тем, что он собирается сделать со злым стариком Греймсом.

Они дождались когда старикуехал в город продавать картошку, Джим высмотрел, как живет старик и обнаружил, что у того все запущено вокруг дома, да и на ферме. От соседей он узнал, что старик одинок, живет один, у него никого нет.Кора, испекла злому старикупирожки, и Джим, заботно упаковав,положил их пред дверью Греймса.

На следующее же утро они обнаружили, что кто-то разогнал их коров в неизвестном направлении, проделав в заборе их фермы большую дыру. По следам они увидели, что это зло, дело рук их соседа старика Греймса, своего рода благодарность за пирожки . Джим залатал дыру, но не стал навешивать замок, сказав сам в себе с юмором, если старик захочет еще раз выгнать наших коров, то ему не нужно будет прорубать в заборе дырку, для этого теперь есть ворота!

Прошел месяц, и в один из дней, Кора, жена Джима, в слезах показала мужу перерезанную их бельевую веревку, и грязные следы старика Греймса на выстиранных ею вещах, которые теперь валялись на земле.Кора плакала, и требовала применить меры к злому старику, а Джим, как мог, утешил ее текстами из Библии:

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф.5:38,39)

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Матф.6:14)

Кора покаялась в своем гневе, и Джим сказал ей:«я специально купил эту ферму, чтобы Бог, мог проверить меня,а действительно ли я истинный христианин, который может сносить терпеливо зло, и при этом любить своего врага и желать ему добра, или нет?Нам так легко говорить о прощении, но как же сложно это являть в своей жизни». – «Да» , согласилась с ним его жена, и сказала: «завтра я собираюсь, печь хлеб, вот ты сходи к старику Греймсу завтра и положи ему на крыльцо упакованный свежий хлеб» .

Утром, когда они собирались отнести злому старику хлеб,они обнаружили, что их любимая собака была отравлена стариком Греймсом. Жена стала в гневе вспоминать все проделки старика, и говорить: «все можно было снести, но зачем же убивать безвинную собаку?Это просто жестоко сказала она». А Джим спросил ее:«ты все еще хочешь, чтобы я отнес Греймсу хлеб или нет?». Она с болью в сердце сказала:«да, обязательно отнеси, хотела бы я увидеть выражение лица старика, когда он утром обнаружит на крыльце своего дома этот хлеб» .

На следующий день, старик опять поехал в город, чтобы продавать картофель и проезжая мимо дома этой верующей семьи, он увяз на своем грузовике всеми четырьмя колесами в большой яме в грязи, так как накануне прошел ливень. Чем больше он силился выбраться, тем больше безнадежно увязал. Джим увидел это, быстро сел в свой трактор, без слов подъехал к увязшему со стариком грузовику, сам зацепил грузовик и со второй попытки вытащил грузовик из грязи. И все это он сделал без единого слова. Этого старик уже не мог вынести, он выскочил из грузовика и воскликнул: «хватит Джим, все, я больше не могу, вы меня просто убиваете. Всякий раз, когда я вам делаю какое-то зло, вы мне за него воздаете добром, я так больше не могу, я сдаюсь. Больше я так не могу».

Джим ответил: «добро пожаловать соседушка, это была трудная битва, пойдемте в дом и скажем обо всем Коре, она этому очень обрадуется!» Джим протянул старику руку, и на лице Греймса расплылась улыбка, и он в ответ протянул Джиму руку и слабо пожал ее. Когда они вместе зашли в дом, Кора, увидев старика Греймса, застыла как вкопанная, и не могла поверить своим глазам. А Джим сказал: «Кора, познакомься с нашим новым другом Грейсом» . Кора воскликнула: «слава Богу! Я молилась за это!». И она стала суетиться, чтобы угостить Греймса. На что старик ответил:«ну неужели вы уверены, что Бог любит такого злого и вредного человека, как я?». «Да», ответил Джим, «ведь Он послал своего Сына Иисуса, который страдал и умер для того, чтобы каждый грешник мог, раскается и побороть в себе грех». Кора сказала:«Все мы грешники, но Господь принимает нас, и прощает нам все зло наше, если мы раскаиваемся!

На что Греймс ответил: «Я никогда особо не интересовался Богом, но моя жена любила Его, и я не противился Богу, до того дня, когда в страшной аварии погибла моя жена и мой единственный ребенок». Кора, скорбя, сказала:«Какое страшное горе, как же вы страдали!». На что Греймс ответил:«Она была очень доброй женщиной, прекрасной женой, и наш милый сыночек, ему был всего годик. Они возвращались домой из города, когда на них наехал пьяный водитель, и вмиг, их жизнь оборвалась, а водитель даже и не остановился. Это было так жестоко и не справедливо. Вот тогда, я возненавидел Бога, а с Ним и всех кто был счастлив. Я думал, что если случаются подобные несправедливые и жестокие вещи, то нет никакого Бога любви и добра. Я не мог забыть и пережить своего горя! И, так я думал до той поры, пока вы не переехали сюда и не доказали своей жизнью то, что любовь и добро в мире все же существуют ! Простите меня за все зло, что я причинил вам, простите меня ради Бога!».

На что Джим ответил: «мы не только вас прощаем, но мы вам говорим, дорогой Греймс, мы всегда рады будем видеть вас в нашем доме, как доброго друга и хорошего соседа!». А Кора добавила: «приходите, сегодня к нам на ужин и мы, по-настоящему отпразднуем нашу дружбу!».

Это положило начало новой жизни для старика, а так же начало дружбы верующей семьи, с тем, кто раньше проклинал Бога и не верил в Его милость и любовь ! Кора поняла смысл слов, сказанных ее мужем, когда он поклялся убить старого диавола, они силой Божьей сделали обещанное, ведь прежнего мистера Греймса, которым управлял диавол, не стало, он был убит добротой и любовью Божьей, явленной, Богом, через своих детей, Джима и Кору!

Может кто-то из вас имеет подобные опыты в жизни, когда сила доброты останавливала зло? Моя семья имеет. Я уже как-то упоминал об этом. Когда моя семья совершала служение Богу на Украине в п.г.т. Кривое Озеро, к нам попросился на ночлег человек, сказав о том, что его фура с картошкой застряла по дороге, а он, с трудом добрался до поселка, чтобы обогреться, взять пищи, и позвать подмогу. Мы накормили его от души, тем, что у нас было, я отдал ему свои лучшие вещи. Мы жили очень бедно, и он это видел, постелили ему все чистое, и собрали пищу для него. Утром мы проснулись, гостя нашего не было в доме, ночью он тайком ушел. Пищу он оставил, и ничего, кроме свитера, что я ему подарил, не взял. А позже, по селу рассказывали, что ограбили несколько домов и по описанию, к ограбленным заходил тот человек, который был у нас и мы его приняли, как Христа, отдав лучшее, что у нас было. Бог не дал ему сделать нам зло. Он остановил его, через осознание того, что не платят за добро, злом .

Когда мы уже жили в Таганроге, многие из вас знают, что мы выращиваем своими руками овощи, перерабатываем их, продаем и с этого живем. Так вот один человек, торгуя рядом с нами на рынке, обанкротился и нуждался в помощи. Я ему помогсколько мог продуктами, деньгами, снял ему на время жилье в городе, ибо мы живем в хуторе, вдали от города. Он был очень здоровый мужчина, крепкого телосложения, более чем в два раза больше меня.

Позже выяснилось, что он был аферист и бандит, который красиво играл роль и даже пришел несколько раз на богослужение, чтобы войти в доверие. Бог свидетель, что я всегда являл емутолько добро и любовь Христову. И когда однажды, он и его дружки, по их замыслу должны были меня избить,и ограбить, ибо я уже понял кто он, но продолжал являть ему только добро и любовь, он схватил меня, занес свою ручищу, чтобы ударить. Я посмотрел ему в глаза и сказал: «за добро, явленное тебе бить будешь?». Он заревел, как медведь оттолкнул меня от себя, и сказал: «Не могу! Прости». И ушел прочь.

В писании сказано :

«ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1Пет.2:15)

Я верю, в силу добра, ибо видел эту силу Божью наяву, а не прочитал о ней в книгах, я знаю о ней не понаслышке . Когда вы являете добро людям не зависимо от того, какие они, тогда вы даете возможность Духу Божьему, в максимальной степени явить силу Божью, и повлиять на сознание того, кому вы это добро творите. Вспоминайте яркий Библейский пример :

«И взял Саул три тысячи отборных мужей из всего Израиля и пошел искать Давида и людей его по горам…И пришел к загону овечьему, при дороге; там была пещера, и зашел туда Саул для нужды; Давид же и люди его сидели в глубине пещеры. И говорили Давиду люди его: вот день, о котором говорил тебе Господь: "вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно". Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Но после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула. И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень. И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула. А Саул встал и вышел из пещеры на дорогу. Потом встал и Давид, и вышел из пещеры, и закричал вслед Саула, говоря: господин мой, царь! Саул оглянулся назад, и Давид пал лицем на землю и поклонился ему.

И сказал Давид Саулу: зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: "вот, Давид умышляет зло на тебя"? Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтоб убить тебя; но я пощадил тебя и сказал: "не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа". Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее. Да рассудит Господь между мною и тобою…но рука моя не будет на тебе… И возвысил Саул голос свой, и плакал, и сказал Давиду: ты правее меня, ибо ты воздал мне добром , а я воздавал тебе злом; ты показал это сегодня, поступив со мною милостиво, когда Господь предавал меня в руки твои, ты не убил меня. Кто, найдя врага своего, отпустил бы его в добрый путь? Господь воздаст тебе добром за то, что сделал ты мне сегодня. И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать, и царство Израилево будет твердо в руке твоей» (1Цар.24:3-21)

Что растрогало аждо слез царя Саула, человека, которым управлял злой дух? Он даже признал, что Давид и должен быть царем Израиля. Ответ прост и однозначен, это сделала доброта Давида по отношении к нему, Саулу, человеку, который хотел убить Давида .

Сегодня, в том контексте, в каком понимают современные христиане слова апостола Петра, относительно, того, что нужно проявлять в добродетели рассудительность, и при этом они это понимают так, что прежде, чем сотворить добро нужно выяснить, а достоин ли нашей добродетели человек, или нет. То, в этом контексте, многие современные христиане, не сотворили бы по отношению к Саулу то добро, которое сделал ему Давид, ибо посчитали бы Саула, недостойным этой добродетели. И если бы они, жили в одно время с Давидом и Саулом, то они бы назвали Давида, верующим человеком, который не проявляет рассудительности в добродетели!

Хотя Давид и жил в жестокое ветхозаветное время, но он поступил с Саулом, по евангельскому правилу, которому учит нас Христос :

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:43,44)

Библейское учение однозначно вопросе совершения добра верующим человеком, мы должны проявлять добродетель по отношению ко всем людям, включая и наших врагов, даже не думая о том, что наша рассудительность подсказывает нам то, что они, по нашему мнению не достойны этого:

«никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь (заботиться, стараться, думать наперед)о добром перед всеми человеками . Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром » (Рим.12:17-21)

В этих текстах так много духовных уроков касающейся нашей добродетели, что мы не можем с вами пройти мимо них. Апостол Павел говорит :


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

Святой Церковью читается Второе послание Петра. Глава 1, ст. 1-10.

1. Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:

2. благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.

3. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,

4. которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:

5. то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,

6. в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,

7. в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

8. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.

9. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.

10. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь.

(2 Пет. 1, 1-10)

Этот отрывок, дорогие братья и сестры, тоже был уже нами прочитан и прокомментирован. Ключевое место, на которое мы еще раз обратим внимание, - 4-й стих. Ключевое потому, что это единственное место в Новом Завете (возможно, что и во всей Библии), где говорится о том, что человек может быть причастником Божественного естества. В прошлый раз мы отметили, что в те времена, когда апостол Петр писал это послание (да и когда уже писал свои послания апостол Павел), еще не было четкой богословской терминологии. Уже позже, когда христианство стало сначала свободной религией, а потом и государственной, появилось время и возможность рассуждать на темы христианского богословия, оттачивать терминологию.

Слово естество, природа (по-гречески φύση ; отсюда слово «физика» как наука о природе), обозначающее Божественное естество, стало мыслиться синонимичным со словом ουσία, сущность. Мы как-то об этом слове тоже говорили. И все-таки, по мысли православных богословов, достичь Божией сущности или природы никогда не будет возможно: это та часть Божества, которая всегда будет неуловимой, всегда будет «убегать» от человека. Человек будет приближаться к Богу, но Божественная природа, сущность всегда будет тайной. Поэтому мы и называем Бога Непостижимый, Невидимый, Непознаваемый, Неизглаголанный. Бог всегда останется в Своей природе таинственным.

Тем не менее по учению Православной Церкви с Богом можно соединиться. Кроме природы, сущности, Божией еще есть Божественные энергии. Если сущность находится как бы в глубинах Божьего бытия и доступна только Самому Богу, только Он Сам воспринимает Свою Божественную сущность, то Его проявления вовне, Его Божественные энергии - это то, что как раз доступно восприятию и даже соединению. Именно через причастность этим Божественным энергиям человек может стать причастником Бога, не Его сущности, но Его энергиям, которые тоже являются частью Бога, только это не самая Его глубина и сердцевина, а то, что доступно для познания извне, доступно для человека. Поэтому соединение с Богом, как мы знаем из православного богословия, происходит через причастность Божественным энергиям, а Божественная сущность, природа остается за пределами нашего восприятия и познания.

В то время, когда апостол Петр писал свое послание, конечно, не было такой терминологической ясности, поэтому он мог позволить себе сказать, что человек может быть причастником Божественного естества. Общий смысл в том, что человек станет обо́женным, станет « богом по благодати », соединится с Богом. Все это совершенно справедливо: человек действительно способен и даже призван к этому, но с теми оговорками, которое внесло позже православное богословие в терминологию, связанную с понятиями ουσία, φύση, υ πόστ α σις и так далее (это уже отдельная тема).

Вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. Очень интересная цепочка рассуждений, добродетелей, качеств христианина, которые вытекают одно из другого. Конечно, любая такая схема теоретическая и является моделью, а не самой реальностью. Можно много теоретизировать, но надо помнить, что, какая бы удачная модель ни была, это все-таки всегда модель.

Здесь апостол Петр выстраивает свою модель именно в такой последовательности. В вере добродетель. Когда мы читали соборное Послание апостола Иакова, говорили, как понимают веру апостол Иаков и апостол Павел. Иаков говорит, что теоретическая вера без дел мертва, а для Павла вера - это принцип жизни, поэтому вера всегда будет действовать любовью. У апостола Петра похожие рассуждения о том, что вера рождает добродетель.

В добродетели всегда важна рассудительность, дар рассуждения. Если мы почитаем аскетическую литературу святых отцов, которые много писали на антропологические темы, связанные с человеком и человеческим устройством, то увидим, что дар рассуждения - один из самых главных даров, которые призван стяжать христианин. Слово «рассуждение» можно заменить на слово «осознанность». Поскольку человек ограничен, любое поведение, поступок, действие может иметь две стороны, поэтому наша задача - включить дар рассуждения и постараться понять: то, что мы хотим совершить или сказать, действительно принесет благо, будет конструктивно, созидательно или может иметь обратный эффект? Возможно, мы хотим одного, но, не рассудив и поступив неосознанно, достигнем противоположного результата. Дар рассуждения или осознанности - тот стержень, критерий, который должен пронизывать всю жизнь христианина, все его действия, мысли, слова.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Какие дерзновенные слова! Именно с них начинается апостольское послание

Тот верующий, который постоянно упражняется в добрых делах, показывает рассудительность, то есть знание сокровенных тайн Божиих.

Впрочем, знание каких-либо тайн часто делает людей высокомерными. Вот почему рассудительному христианину нужно воздержание. Оно, как считает Феофилакт, противодействует гордости. Какое воздержание имеется здесь в виду: воздержание в поучительном слове, воздержание от самолюбования или воздержание во всех своих проявлениях? Видимо, последнее, поскольку толкователь говорит о том воздержании, что сдерживает свободу проявления страстей .

Более высокой степенью, чем воздержание, блаженный Феофилакт считает терпение. Оно помогает упрочить дар.

Терпение «произведет всё: и благочестие умиротворит, и упование на Бога усовершит». К этому глубокому толкованию мы вернемся, а сейчас прочтем последнее замечание Феофилакта: «К благочестию присоединится братолюбие, а ко всему этому — любовь».

Теперь, наставленные апостолом Петром и блаженным Феофилактом, еще раз пройдем всю последовательность. Для чего? Мы постараемся соотнести ее с исихастскими ступенями, то есть с лествицей духовного восхождения.

Дорогу к небу открывает вера. Обретение веры мы называем с Евангельских времен обращением к Богу. И это обращение к Богу напрямую связано с покаянием . Вот и первая ступень.

Говорит ли о ней апостол Петр? Конечно, прочтем еще раз:

«Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петр. 1:4).

Обращение к Богу, покаяние как раз и удаляет христианина от растления.

Вера проявляет себя в добрых делах, в хранении Божьих заповедей и борьбе со страстями . Вот вторая ступень. На ней христианину потребуется воздержание от зла и понуждение себя на добро. Потребуется много терпеливой целеустремленности, стойкости. Здесь человек отказывается от безумных страстей и приобретает шаг за шагом рассудительность, опытность. Эти ступени являются ступенями очищения . За ними следуют ступени просвещения , или ступени естественного созерцания, когда человек приобретает дар видеть естественный ход вещей «с точки зрения Божественного промысла», может рассуждать о Божественных тайнах.

Благодаря терпению жизнь благочестивого человека умиротворена, в ней нет ропота на судьбу, нет греховного недовольства. «Умиротворение» благочестивой жизни в греческом тексте блаженного Феофилакта описывается без устоявшегося аскетического понятия «мир». Все же русский переводчик по сути прав: к христианину приходит свыше мир. В аскетической традиции это соответствует той ступени, которая называется священное безмолвие , исихия. Вот и третья степень.

Опыт христианского совершенства сопряжен с деятельной любовью к ближнему и с любовью к Богу, которая приоткрывает христианину будущие блага и дары Божии. Перечислив веру, добрые дела, рассудительность, воздержание и терпение, благочестие и любовь, он говорит: «Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха… в познании Господа» (2 Петр. 1:8). Комментируя это место, Феофилакт все эти ступени связывает с событием Второго Пришествия Господа Иисуса, когда Христос облистает как солнце, так что слабыми очами невозможно будет на такую славу смотреть. Это уже ступень Божественного созерцания , обожения.

Апостол Петр был среди тех троих, что созерцали славу Христову на горе Фавор

И мы из Евангелия знаем, что три избранных ученика Спасителя созерцали . Был среди них и апостол Петр.

Остается сказать, что опыт бесстрастия и Божественного сверхъестественного созерцания избранники Божии испытывают на ступенях совершенства .