Апостол Павел. Биография. Митрополит Иларион Алфеев. Митрополит Иларион Алфеев: биография, фото, проповеди. Фильмы митрополита Иллариона

Дата рождения: 24 июля 1966 г. Страна: Россия Биография:

Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви

В 1973-1984 гг. обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции.

В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 г. был иподиаконом у и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.

В 1984 г., по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 гг. служил в армии.

В январе 1987 г. по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

19 июня 1987 г. в соборе Виленского Свято-Духова монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым, †1990) пострижен в монашество с наречением имени Иларион в честь преподобного Илариона Нового, а 21 июня в том же соборе тем же архиереем рукоположен во иеродиакона.

19 августа 1987 г. в Пречистенском кафедральном соборе Вильнюса по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина рукоположен во иеромонаха.

В 1988-1990 гг. служил настоятелем храмов в г. Тельшяй и селах Колайняй и Титувенай . В 1990 г. назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора г. Каунаса.

В 1990 г. в качестве делегата от духовенства Виленской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

В 1989 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1991 г. — со степенью кандидата богословия. В 1993 г. окончил аспирантуру МДА.

В 1993 г. был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством () работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», совмещая учебу со служением на приходах . В 1995 г. окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.

Определением Священного Синода от 7 мая 2003 г. назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления и с сохранением должности представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

1 февраля 2005 г. избран приват-доцентом богословского факультета Фрибурского университета (Швейцария) по кафедре догматического богословия.

24 августа 2005 г. удостоен Макариевской премии за труд «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. () освобожден от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и назначен епископом Волоколамским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода по должности.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 9 апреля 2009 г. настоятелем в Москве.

Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей ().

С 28 мая 2009 г. — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

С 27 июля 2009 г. — включен в состав Русской Православной Церкви и его президиума. Председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям, заместитель председателя комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, член комиссий по вопросам богословия и по вопросам богослужения и церковного искусства.

Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — постоянным членом Священного Синода 1 февраля 2010 г. в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 г. () назначен председателем межведомственной по преподаванию теологии в вузах.

Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. () назначен руководителем (по должности) .

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. () назначен представителем Русской Православной Церкви в .

Музыкальные произведения

Автор ряда музыкальных произведений, в том числе «Божественной литургии» и «Всенощного бдения» для хора без сопровождения, симфонии «Песнь восхождения» для хора и оркестра, оратории «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра, «Рождественской оратории» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Награды:

Церковные:

  • 1996, 1999 гг. — грамоты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси;
  • 2003 г. — медаль кн. Константина Острожского (Польская Православная Церковь);
  • 2009 г. — серебряный орден свт. Иннокентия (Православная Церковь в Америке);
  • 2010 г. — орден сщмч. Исидора Юрьевского II ст. (ЭПЦ МП);
  • 2010 г. — орден св. блгв. воеводы Стефана Великого II ст. (Православная Церковь Молдовы);
  • 2010 г. — орден св. ап. и ев. Марка II ст. (Александрийская Православная Церковь);
  • 2011 г. — орден св. апп. Петра и Павла II ст. (Антиохийская Православная Церковь);
  • 2011 г. — орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия с золотой звездой (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
  • 2012 г. — орден св. равноап. Марии Магдалины (Польская Православная Церковь);
  • 2013 г. —

Митрополит Иларион (в миру Григорий Валериевич Алфеев) — епископ Русской Православной Церкви; митрополит Волоколамский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и постоянный член Священного Синода, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия, настоятель московского храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Богослов, патролог, церковный историк, композитор. Автор монографий, посвящённых жизни и учению Отцов Церкви, переводов с греческого и сирийского языков, трудов по догматическому богословию, многочисленных публикаций в периодической печати. Автор музыкальных произведений камерного и ораториального жанра.

Родился 24 июля 1966, в Москве в семье творческой интеллигенции. Мать — писательница Валерия Анатольевна Алфеева, отец рано ушёл из семьи, затем погиб в несчастном случае. С 1973 по 1984 год обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции. 15-и лет поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (Москва. С 1983 года — иподиаконствовал у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата. В 1984 году, по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984—1986 годах служил в Советской армии в качестве музыканта духового оркестра. В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

19 июня 1987 года пострижен в монашество с наречением имени преподобного Илариона. 21 июня рукоположён во иеродиакона, а 19 августа 1987 года в Пречистенском кафедральном соборе города Вильнюса рукоположён во иеромонаха. В 1989 году заочно окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 1991 году Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1993 году окончил аспирантуру МДА. В том же году был направлен на стажировку в Оксфордский университет. Совмещал учёбу со служением на приходах Сурожской епархии. В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии. С 1995 года работал в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата.

В 2000 году митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым) возведён в сан игумена. 27 декабря 2001 года игумену Илариону (Алфееву) по возведении в сан архимандрита определено быть епископом Керченским, викарием Сурожской епархии. На Рождество 2002 года в Смоленском кафедральном соборе митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведён в сан архимандрита. 14 января 2002 года в Москве, в Храме Христа Спасителя, хиротонисан во епископа. Определением Священного Синода от 17 июля 2002 года назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства Русской православной церкви при европейских международных организациях. 7 мая 2003 года назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархией и с сохранением должности Представителя Русской православной церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

31 марта 2009 года определением Священного Синода назначен епископом Волоколамским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода. 20 апреля 2009 года «в связи с назначением на пост, предполагающий постоянное участие в работе Священного Синода, и за усердное служение Церкви Божией» возведён Патриархом Кириллом в сан архиепископа. 1 февраля 2010 года «во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — постоянным членом Священного Синода» возведён Патриархом Кириллом в сан митрополита.

Митрополит Иларион, получив разностороннее образование, стал автором многочисленных монографий и статей на богословские и церковно-исторические темы, переводов с древних языков, духовно-музыкальных произведений. Член редакционной коллегии журналов «Богословские труды» (Москва), «Церковь и время» (Москва), «Вестник русского христианского движения» (Париж — Москва), «Studia Monastica» (Барселона), «Studii teologice» (Бухарест), научно-исторической серии «Византийская библиотека» (Санкт-Петербург).

Жизнь и учение св. Григория Богослова.

Духовный мир преподобного Исаака Сирина.

Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание.

Преподобный Исаак Сирин.

О божественных тайнах и о духовной жизни.

Ночь прошла, а день приблизился. Проповеди и беседы.

Православное богословие на рубеже эпох. Статьи, доклады.

О молитве. Вы — свет мира.

Беседы о христианской жизни.

Человеческий лик Бога. Проповеди.

Во что верят православные христиане. Катехизические беседы.

Православное свидетельство в современном мире.

Как обрести веру. Как прийти в Церковь.

Главное таинство Церкви.

+ + +

Пять дней назад мне на глаза случайно(??) попалась ярко-цветастая фотография высокого качества одного высокопоставленного, и при этом весьма одиозного персонажа (см. ниже), которая при ближайшем рассмотрении меня буквально ПОТРЯСЛА.

Я два дня не мог успокоиться, в голове крутилась одна и та же мысль: «Ну как же так?.. как же так??.. КАК ЖЕ ТАК??!!!.. Ведь вот же, ВОТ ЖЕ — ОНО!!!» Сказать, что я был поражён буквально на глазах сбывающимися пророчествами Св. Отцов, это значит ничего не сказать…

И это к слову, в том числе — и моё личное отношение к прошедшей «Исторической встрече» ТМ папы с патриархом Московским в Гаванском аэропорту.

комбатант

Нет, многое про сего мегараскрученного (и раскручиваемого!) в последнее время (sic!) персонажа в нашей Русской Православной Церкви Московского Патриархата я до сего дня и так знал. Так впервые очень серьёзно задуматься над ролью сего священноначальни(ч)ка в нашей Матери-Церкви меня заставила вот эта чёрно-белая фотография невысокого качества в газете «Дух христианина», которую я тогда выписывал:

На то время «вашими интырнетами» я толком не владел, и как-где-чего-(да и зачем) искать в Сети, я себе не представлял от слова вообще.

Мало-помалу разбираясь в интырнетах, три года спустя громко бахнула ещё одна информационная бомба, последствия взрыва которой ныне с тех пор усиленно вычищаются в Сети. Оказалось, что митрополит Иларион (Алфеев) был рождён от отца-еврея и при рождении носил его фамилию — Дашевский . Об этом я тоже писал .

Мои настойчивые поиски принесли ещё один промежуточный результат — нашлась цветная фотография той восьмилетней давности виденной мной картинки:

На заре своей стремительной карьеры

К слову, судя по этому фото, вышибленный типа за борт протоиерей Всеволод Чаплин вполне мог бы раскрыть публике сумеречные вехи биографии вице-президента ЗАО «РПЦ» митрополита Илариона (Алфеева), вместо гневно-пафосного обличения держателей дензнаков в Панамских оффшорах. Но что-то мне подсказывает, что г-н Чаплин, ныне судорожно пытающийся прибиться к стану русских национал-патриотов — не приемлющих и оттого критикующих как курс г-на Гундяева, так и г-на Путина, — г-н Чаплин не станет этого делать под страхом смертной казни. Ибо ставки в Большой Игре на разложение Русского Православия очень высоки, а «легенду» агенту Дашевскому поддерживать надо во что бы то ни стало.

Митр. Иларион (Алфеев) на приеме у папы Римского. 29.09.2011


Но продолжу.

Эта, во всех смыслах КРАСНОРЕЧИВО обличающая — глубоко легендированного Агента влияния Ватикана (это как минимум), внедрённого в РПЦ МП униатского архиепископа-криптокатолика и усиленно продвигаемого наверх могущественными антирусскими и антиправославными силами, — фотография, на которой Иларион (Алфеев) сфотографирофан в выдающем его с головой облачении, была обнаружена мною здесь:

Знакомьтесь! Иларион Алфеев — Почётный прелат и тайный униатский кардинал-архиепископ для криптокатоликов византийского обряда в России

Почётный прелат Его Святейшества (лат. Praelatus Honorarius Sanctitatis Suae) — монсеньор Иларион Алфеев, собственной персоной!

Апостольский протонатарий de numero

(Higher Prelates of the Roman Curia and Protonotary Apostolic de numero)

«Сутана (фр. soutane , итал. sottana — юбка, ряса), верхняя длинная одежда католического духовенства, носимая вне богослужения. Цвет сутаны зависит от иерархического положения священнослужителя: у священника — черного, у епископа — фиолетового , у кардинала — пурпурного , у папы — белого цвета», (Католическая энциклопедия)

феррайоло (плащ)

«…самый высший из трех возможных для диоцезного духовенства почетных титулов — титул внештатного Апостольского протонотария , (…) следующий по рангу титул Почетный прелат Его Святейшества . Оба эти титула дают их обладателям право именоваться «монсиньорами» и использовать особые облачения — фиолетовую сутану с фиолетовым поясом и комжей и черную биретту с черным помпоном — для богослужений, черную сутану с красной окантовкой и фиолетовый пояс — в другое время. Внештатные Апостольские протонотарии (но не Почетные прелаты) могут также по желанию использовать фиолетовое феррайоло (плащ)». ()

Пурпурный цвет у католиков

Заседание 68-й Ассамблеи Итальянской епископской конференции (CEI)

Кто всё ещё по-прежнему считает, что это умелый фотошоп, предлагаю ознакомиться с оригинальным изображением максимального качества:

И таки да. Если снимок был сделан в октябре 2012, а ныне действующий папа Римский Франциск I был избран 13 марта 2013 года , следовательно, митрополит-кардинал (пусть и внештатный) Иларион вполне мог участвовать в выборах нынешнего главы Ватикана Франциска I:

Папа Франциск I целует ручки(!!!) жидам



И да. По поводу пруфов старательно вычищаемой биографии внука Григория Марковича Дашевского — в прошлом талантливого еврейского мальчика-скрипача, а ныне не менее талантливого ТАЙНОГО КАРДИНАЛА Илариона (Алфеева-Дашевского).

Повторюсь, подтверждающие ссылки (пруффлинки) исчезают из Сети исчезают просто «на раз». Вот уже и «кастрированная» (без года окончания), но всё ещё ссылка . И скриншот с неё:

Характерные еврейские ИМЯрек-Ф.И.О. по запросу в Википедии «Грушевский»:




Митрополит-кардинал Иларион с предыдущим Папой Римским Бенедиктом XVI







Митрополит-кардинал Иларион с ныне действующим папой Франциском I


«Братские» объятья со «святым» лобызанием…



Сколько католиков-кардиналов на фото?


Папа Франциск I и жиды

Папа Франциск I с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху с менорой

Митрополит-кардинал Иларион (Алфеев) с раввином Артуром Шнайером — председателем орг-ции «Религиозные сионисты Америки «, председателем американской секции Всемирного еврейского конгресса

См. «Раскрыт секрет золотого яблока, подаренного Патриарху Кириллу раввином Артуром Шнайером»

Митрополит Кирилл с раввинами. В центре раввин Артур Шнайер

Митрополит-кардинал Иларион, раввин Артур Шнайер и ещё один кардинал


Митрополит-кардинал Иларион (Алфеев) с вице-президентом США Джозефом Байденом (крайний справа)


У кого берут благословение сестры-монахини — у митрополита или кардинала?..

Старообрядческий митрополит Корнилий, митрополит-кардинал Иларион, Патриарх Кирилл

С Константинопольским Патриархом-экуменистом и масоном Варфоломеем




+ + +

Помнится, митрополит-кардинал Иларион (Алфеев) выступал с гневными обвинениями в провоцировании «раскола» в адрес епископа Чукотского и Анадырского Диомида , ранее заявившего прилюдно о том, что нынешний патриарх Московский и всея Руси Кирилл является тайным католическим кардиналом , а затем, по сути, стал одним из ярых инициаторов гонений на него. На воре шапка горит?

http://ruskline.ru/news_rl/2008/06/18/episkop_ilarion_prizyvaet_arhierejskij_sobor_dat_ocenku

Епископ Иларион (Алфеев) призывает Архиерейский Собор дать оценку высказываниям епископа Диомида (Дзюбана)

+ + +

Православный взгляд:

Так КТО ОН, неназванный и тайно назначенный в Ватикане католический кардинал. Уж не Алфеев ли???


http://lightsbeam.narod.ru/history/harare.html

Восьмая Генеральная Ассамблея «ВСЦ» в Хараре

3-14 декабря 1998 г. в Хараре (Зимбабве) состоялась 8-ая генеральная ассамблея «ВСЦ», которая отмечала 50-летие образования главного органа экуменического движения (1948-1998 гг.) Экуменисты от православия утверждают, что участвуют в подобных мероприятиях для свидетельства о Православии.

15.01.2014

12 вопросов композитору, богослову, несколько раз «почетному» митрополиту Илариону

https://www.sedmitza.ru/text/324239.html

Кто был назначен Иоанном Павлом II «тайным кардиналом»?

http://www.3rm.info/index.php?newsid=61549

ОТСТУПНИК «ПАТРИАРХ» КИРИЛЛ ЗАКЛЮЧИЛ УНИЮ С САТАНОЙ. Обращение Афонитов. (ВИДЕО, ФОТО), Москва — Третий Рим

† † †
В защиту от «клеветы и нападок» митрополита-кардинала Илариона (Алфеева):

Дополнительно:

Апостол Павел – вторая по значимости фигура в Новом Завете после Иисуса Христа. В IV веке Иоанн Златоуст даже утверждал, что через Павла Христос сказал людям больше, чем успел сказать Сам во время Своего земного служения. Кто же такой был Павел и почему ему суждено было сыграть столь значительную роль в становлении христианства? Какова реальная роль Павла в формировании христианского богословского и нравственного учения? На эти вопросы можно ответить только по итогам тщательного рассмотрения его биографии и учения.
Митрополит Волоколамский Иларион
Впервые в новейшей истории Русской Церкви публикуется детальное исследование жизни апостола Павла, вышедшее из-под пера ведущего российского богослова, автора более 40 книг, переведенных на 20 языков.
Значение апостола Павла для развития христианства трудно переоценить: его называют «архитектором христианства». Послания Павла занимают почти треть от общего объема Нового Завета, он как никто другой умел обращать язычников в веру Христову. Почему именно апостолу Павлу было суждено сыграть столь значительную роль в становлении христианства? Почему именно его призвал Сам Христос? Предлагаемая книга является попыткой составить биографию апостола Павла такой, как она вырисовывается из книги Деяний апостольских и из его собственных посланий.
Издание богато иллюстрировано, снабжено предисловием автора, подробной библиографией цитируемых источников, указателями имен и библейских цитат. Написанная простым и доступным языком, но учитывающая последние достижения новозаветной науки, книга будет интересна как студентам, обращающимся к изучению истоков христианства, так и самому широкому кругу читателей.
Подходит для подарка близким, друзьям и коллегам: полноцветная печать, мелованная бумага.
Чтение из апостольских посланий является непременным атрибутом ежедневного богослужения как в православной, так и в католической и протестантских традициях. В Православной Церкви послания Павла наряду с соборными посланиями, надписанными именами Иакова, Петра, Иоанна и Иудь, прочитываются за богослужением полностью в течение одного литургического года.
Это, с одной стороны, дает возможность христианам, приходящим в храм на Литургию, постоянно слышать голос Павла. С другой - большинство верующих посещают церковь только по воскресеньям и праздникам, поэтому слышат из года в год лишь отрывки из Павловых посланий, выбранные для этих литургических дней. Кроме того, проповедь священника, которой заканчивается литургия, как правило, посвящена евангельскому чтению; к толкованию мыслей апостола проповедники обращаются гораздо реже. Наконец, нельзя не отметить, что в храмах Русской Церкви послания Павла читаются за богослужением на славянском языке, что для многих затрудняет понимание их смысла.

Канон Нового Завета складывался постепенно, и его формирование завершилось лишь в IV веке. Однако писания Иринея Лионского показывают, что уже к концу II века известные нам сегодня послания апостола Павла стали фактически частью новозаветного канона, хотя и не приравнивались по статусу к четырем Евангелиям. Авторитет этих посланий уже тогда был очень высок; со временем он только возрастал.

Чтение из апостольских посланий является непременным атрибутом ежедневного богослужения как в православной, так и в католической и протестантских традициях. В Православной Церкви послания Павла наряду с соборными посланиями, надписанными именами Иакова, Петра, Иоанна и Иудь, прочитываются за богослужением полностью в течение одного литургического года.

Это, с одной стороны, дает возможность христианам, приходящим в храм на Литургию, постоянно слышать голос Павла. С другой - большинство верующих посещают церковь только по воскресеньям и праздникам, поэтому слышат из года в год лишь отрывки из Павловых посланий, выбранные для этих литургических дней. Кроме того, проповедь священника, которой заканчивается литургия, как правило, посвящена евангельскому чтению; к толкованию мыслей апостола проповедники обращаются гораздо реже. Наконец, нельзя не отметить, что в храмах Русской Церкви послания Павла читаются за богослужением на славянском языке, что для многих затрудняет понимание их смысла.

Совокупность перечисленных факторов приводит к тому, что у большинства православных христиан (даже «практикующих», не говоря уже о тех, кто лишь формально принадлежит к Православной Церкви) знание о Павле весьма фрагментарно. Мало кто берется за труд прочитать все его послания одно за другим или даже хотя бы одно из них целиком. А те, кто берутся, нередко, подобно христианам первого поколения, находят в читаемом тексте «нечто неудобовразумительное» (2 Пет. 3:16).

Подлинное значение Павла для Церкви - как древней, так и современной, - вырисовывается не из его биографии, а из его посланий. Тем не менее для того, чтобы их понимать, очень важно знать биографию их автора и тот исторический контекст, в котором он жил и творил. Этой цели и служит настоящая книга, автор которой искренне надеется, что, закрыв ее, читатели обратятся к самим посланиям Павла - бесценной и неисчерпаемой сокровищнице христианской мудрости.

Как мы говорили в предисловии, вклад, сделанный Павлом в развитие христианства, трудно переоценить. Если Иисуса можно назвать «Автором» этой религии, то о Павле можно сказать как о том, кого Он взял в «соавторы». Павел не только не скрывал своего соавторства, но наоборот, подчеркивал его, в некоторых случаях предваряя свои наставления словами «не я повелеваю, а Господь», в других - «я говорю, а не Господь» (1 Кор. 7:10-12).

Иисус не создал для Церкви цельную и законченную богословскую систему, не дал Своим ученикам исчерпывающий свод нравственных правил. Указав людям дорогу в Царство Небесное, Он расставил на ней верстовые столбы и дорожные знаки в виде наставлений и заповедей, касающихся отдельных вопросов богословия и нравственности. Но подробный путеводитель по этой дороге предстояло создать другому человеку. Этим человеком стал Павел.

Его нередко называют создателем христианского богословия. В этом есть значительная доля истины.

Митрополит Иларион - Алфеев - Апостол Павел. Биография

М., Познание; Общецерковная аспирантура и докторантура; Православная энциклопедия, 2017. -592 с.: цв. ил.

ISBN 978-5-9908001-7-5

Митрополит Иларион - Алфеев - Апостол Павел. Биография - Содержание

Предисловие

Глава 1. Источники и хронология

  • 1. Источники
  • 2. Хронология жизни Павла

Глава 2. Юность, обращение и призвание

  • 1. Детство и юность. Образование и воспитание
  • 2. Обращение и крещение
  • 3. Павел и первохристианская община

Глава 3. Антиохия и первое миссионерское путешествие

  • 1. Павел в Антиохии
  • 2. Путешествие в Иерусалим
  • 3. Первое миссионерское путешествие

Глава 4. Апостольский Собор и возвращение в Антиохию

  • 1. Апостольский Собор: свидетельство Луки
  • 2. Апостольский Собор: версия Павла
  • 3. Петр и Павел в Антиохии
  • 4. Безбрачие Павла

Глава 5. Второе миссионерское путешествие

  • 1. Начало пути. Выбор спутников
  • 2. Павел в Македонии
  • 3. Павел в Афинах
  • 4. Павел в Коринфе
  • 5. Завершение путешествия

Глава 6. Третье миссионерское путешествие

  • 1. Галатия, Фригия и «верхние страны»
  • 2. Павел в Эфесе
  • 3. На пути в Иерусалим

Глава 7. Павел в Иерусалиме и Кесарии

  • 1. Павел в Иерусалиме
  • 2. Павел в Кесарии

Глава 8. Путешествие в Рим

  • 1. Плавание и кораблекрушение
  • 2. Павел на Мальте
  • 3. На пути в Рим

Глава 9. Павел в Риме. Последние годы

  • 1. Павел в Риме
  • 2. Что было дальше?

Глава 10. Послания Павла

  • 1. Общий контекст
  • 2. Эпистолярный жанр в Античности
  • 3. Литературные особенности посланий Павла
  • 4. К вопросу о подлинности посланий Павла
  • 5. Хронология посланий Павла

Послесловие

Библиография

Список сокращений

Указатель имен

Указатель цитат из Священного Писания

Митрополит Иларион - Алфеев - Апостол Павел. Биография - Предисловие

Апостол Павел - вторая по значимости фигура в Новом Завете после Иисуса Христа. Послания Павла занимают почти треть от общего объема Нового Завета. Более половины книги Деяний апостольских, повествующей о ранних годах христианской Церкви, посвящено рассказу об обращении Павла и о его миссионерских трудах.

Значение апостола Павла для развития христианства трудно переоценить. В научной литературе XIX-XX веков даже существовала теория, не изжитая до сих пор, согласно которой именно Павел создал христианство как религию, взяв за основу учение Иисуса и придав человеку Иисусу облик Сына Божия. Павла вполне всерьез называли «основателем христианства» . Именно Павлу приписывали превращение христианства из одного из течений внутри иудаизма в движение, порвавшее с иудаизмом и осознавшее себя самостоятельной религией .

Сегодня эти теории подверглись существенному пересмотру. И тем не менее о Павле до сих пор говорят как об «архитекторе христианства»:

Этот человек огромен. Он предан Христу... Его огнедышащая вера потрясает. Его противоречия ставят в тупик любого. Безжалостный гонитель христиан <... >, он узнал Сына Божьего. когда на дороге в Дамаск Иисус обратился к нему.

Самопровозглашенный апостол. Мистик и стратег. Человек с трудным характером, раздираемый бесконечными терзаниями < ... >, но ни на йоту не отступающий от своей веры. Только Павел понял, что будущее христианства - в обращении к язычникам. Его эпистолярное наследие бесценно. Он гениально обращал людей в веру Христову. Его можно назвать архитектором христианства... Павел внушил миру свое видение христианства и прежде написания Евангелий сформулировал законы, по которым будет жить Церковь .

Можно спорить о том, как учение Павла соотносится с учением Христа, можно давать различную оценку тем или иным аспектам его деятельности и проповеди. Но ключевую роль Павла в становлении христианства как самостоятельной религиозной традиции невозможно оспорить. Эта роль была очевидна для всех писателей Древней Церкви, начиная с Иринея Лионского, жившего во 11 веке. А в IV веке Иоанн Златоуст даже утверждал, что через Павла Христос сказал людям больше, чем успел сказать Сам во время Своего земного служения .

Кто же такой был Павел и почему ему суждено было сыграть столь значительную роль в становлении христианства? Почему именно он оказался «избранным сосудом», которого Сам Христос призвал, чтобы возвещать Его имя «перед народами и царями и сынами Израиле-выми» (Деян. 9:15)? Какова реальная роль Павла в формировании христианского богословского и нравственного учения? На эти вопросы можно ответить только после тщательного рассмотрения его биографии и учения.

Настоящая книга является попыткой составить биографию Павла такой, как она вырисовывается из книги Деяний апостольских и из его собственных посланий.

Митрополит Иларион - Алфеев - Апостол Павел. Биография - Павел среди коринфских христиан

Оставив дом Акилы и Прискиллы, Павел поселяется в доме Иуста неподалеку от синагоги. Может показаться нелогичным, что, рассорившись с иудеями и пообещав им заниматься только язычниками, Павел перебирается поближе к синагоге. Однако это можно объяснить практическими соображениями: Павел переезжает в дом Иуста не из-за его близости к синагоге, а, скорее всего, потому, что получил приглашение от Иуста.

В рукописях Деяний апостольских этот персонаж называется либо «Титием Иустом», либо «Титом Иустом»; в некоторых (на них ориентируется textus receptus и Синодальный перевод) первое имя опущено. Наличие двух римских имен у одного человека, по-видимому, свидетельствует о том, что он был римским гражданином: Иуст (Юстус) было не собственным именем, а прозвищем256. Учитывая, что Коринф со времен Юлия Цезаря имел статус римской колонии, можно предполагать, что Титий Иуст был одним из колонистов. Совокупность данных свидетельствует в пользу того, что он был состоятельным человеком.

Другое имя, упоминаемое в книге Деяний, Крисп, начальник местной синагоги. О нем говорится: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились» (Деян. 18:8).

Будучи иудеем, Крисп имел римское имя, под каковым и фигурирует в Деяниях. Кроме того, что он уверовал, мы больше ничего не узнаем о нем от Луки. Однако его имя встречается в Первом послании Павла к Коринфянам, где Павел говорит, что лично крестил его. Это послание проливает дополнительный свет на деятельность Павла в Коринфе. Оно показывает, что Павел был не единственным христианским миссионером, проповедовавшим в Коринфе, и что коринфская христианская община была достаточно многочисленной, чтобы разделиться на несколько групп:

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Апол-лосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать...

Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше; вы же - Христовы, а Христос - Божий (1 Кор. 1:10-17; 3:21-23).

Научная дискуссия вокруг этого отрывка длится уже почти два столетия, и точная идентификация упомянутых в нем партий затруднительна. Среди четырех групп, которые Павел здесь перечисляет, не упоминаются сторонники Силы и Тимофея: последние трудились в тандеме с Павлом и не создавали собственных партий. Об Аполлосе мы скажем ниже, в главе, посвященной третьему миссионерскому путешествию Павла. Остается Кифа (Петр). Откуда могли взяться в Коринфе его сторонники? Сведений о том, что он там проповедовал, не имеется. Вероятно, сторонниками Кифы считали себя христиане, пришедшие в Коринф из Иерусалима, где Кифа занимал лидирующее положение. Уверовав в результате его проповеди и придя затем в Коринф, они продолжали считать себя его учениками.

Павел же подчеркивает, что подлинным главой христианской общины является Сам Христос. И он, и Апол-лос, и другие апостолы - лишь Его служители. Личность Христа всегда должна оставаться в центре христианского благовестия, и ни один, даже самый яркий, проповедник не должен пытаться заслонить Его собой. Об этом мы уже говорили выше.

Из того же послания мы узнаем о социальном статусе большинства коринфских христиан. Как и в других общинах, среди них было немного знатных и богатых. И Павел находит этому простое, но убедительное объяснение:

Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1:26-29).

Из этого текста вытекает и то, что средний образовательный ценз ранних христиан был невысоким. Павел учитывал это в своей проповеди и не перегружал их ни философией, ни другими науками:

И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то нс распяли бы Господа славы (1 Кор. 2: 1-8).