Зосима владикавказский был пойман. Значение зосима (остапенко) в православной энциклопедии древо. Дмитрий Латышев, прихожанин общины г. Краснодара

Владикавказский и Махачкалинский)

22 марта 2011 года - 3 июня 2016 года Церковь: Русская православная церковь Предшественник: Макарий (Павлов) Преемник: Леонид (Горбачёв) 24 декабря 1995 года - 22 марта 2011 года Церковь: Русская православная церковь Предшественник: кафедра учреждена Преемник: Зиновий (Корзинкин) Учёная степень: Имя при рождении: Владимир Михайлович Остапенко Рождение: 12 июля (1950-07-12 ) (68 лет)
село Новочеркасское , Астраханский район , Целиноградская область , Казахская ССР , СССР Смерть: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Похоронен: {{#property:p119}} Династия: {{#property:p53}} Принятие священного сана: 13 декабря 1981 года Принятие монашества: 21 августа 1987 года Епископская хиротония: 24 декабря 1995 года Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Архиепи́скоп Зоси́ма (в миру Влади́мир Миха́йлович Оста́пенко ; 12 июля , село Новочеркасское , Целиноградская область , Казахская ССР) - архиерей Русской православной церкви , архиепископ Соликамский и Чусовской .

Биография

По благословению Ставропольского и Бакинского епископа Антония (Завгороднего) назначен штатным псаломщиком в храм во имя Успения Пресвятой Богородицы в Махачкале .

В феврале 1985 года назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма в Элисте .

Состоял членом Епархиального совета Ставропольской епархии.

В 1990 году открыл 1-ю в епархии воскресную школу.

В 1990-х года начал строительство Казанского собора в Элисте, заложил фундаменты для строительство других церквей в епархии.

В 1993 году был депутатом Верховного совета республики Калмыкия.

Архиерейство

В июне 1997 года во время своего визита в Калмыкию Святейший Патриарх Алексием II освятил Казанский храм, который стал кафедральным собором епархии. Также открыты: храм-часовня Георгия Победоносца (1998), храм-часовня в честь преподобного Сергия Радонежского (2005).

26 декабря 2012 в связи с образованием Махачкалинской епархии титул изменён на Преосвященный Владикавказский и Аланский

4 февраля 2016 года в связи с болезнью архиепископа Зосимы временно управляющим Владикавказской епархией назначен архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов) .

3 июня 2016 года Священный Синод удовлетворил прошение архиепископа Зосимы о почислении на покой по состоянию здоровья и определил местом его пребывания город Москву.

21 октября 2016 года решением Священного Синода назначен управляющим Соликамской епархией.

Награды

Напишите отзыв о статье "Зосима (Остапенко)"

Примечания

Ссылки

интервью
  • , апрель 2005

Отрывок, характеризующий Зосима (Остапенко)

– Герой и убийца точно так же отнимают жизнь. Только, наверное, существуют «смягчающие вину обстоятельства», так как защищающий кого-то человек, даже если и отнимает жизнь, то по светлой и праведной причине. Но, так или иначе, им обоим приходится за это платить... И платить очень горько, ты уж поверь мне...
– А можно вас спросить – как давно вы жили? – немного смутившись, спросила я.
– О, достаточно давно... Это уже второй раз я здесь... Почему-то две мои жизни были похожими – в обоих я за кого-то воевал... Ну, а потом платил... И всегда так же горько... – незнакомец надолго умолк, как будто не желая больше об этом говорить, но потом всё же тихо продолжил. – Есть люди, которые любят воевать. Я же всегда это ненавидел. Но почему-то жизнь второй уже раз возвращает меня на тот же самый круг, как будто меня замкнули на этом, не позволяя освободиться... Когда я жил, все народы у нас воевали между собой... Одни захватывали чужие земли – другие те же земли защищали. Сыновья свергали отцов, братья убивали братьев... Всякое было. Кто-то свершал немыслимые подвиги, кто-то кого-то предавал, а кто-то оказывался просто трусом. Но никто из них даже не подозревал, какой горькой окажется плата за всё содеянное ими в той жизни...
– А у вас там была семья? – чтобы изменить тему, спросила я. – Были дети?
– Конечно! Но это уже было так давно!.. Они когда-то стали прадедами, потом умерли... А некоторые уже опять живут. Давно это было...
– И вы всё ещё здесь?!.. – в ужасе оглядываясь вокруг, прошептала я.
Я даже представить себе не могла, что вот так он существует здесь уже много, много лет, страдая и «выплачивая» свою вину, без какой-либо надежды уйти с этого ужасающего «этажа» ещё до того, как придёт его час возвращения на физическую Землю!.. И там он опять должен будет начать всё сначала, чтобы после, когда закончится его очередная «физическая» жизнь, вернуться (возможно сюда же!) с целым новым «багажом», плохим или хорошим, в зависимости от того, как он проживёт свою «очередную» земную жизнь... И освободиться из этого замкнутого круга (будь он хорошим или плохим) никакой надежды у него быть не могло, так как, начав свою земную жизнь, каждый человек «обрекает» себя на это нескончаемое, вечное круговое «путешествие»... И, в зависимости от его действий, возвращение на «этажи» может быть очень приятным, или же – очень страшным...
– А если вы не будете убивать в своей новой жизни, вы ведь не вернётесь больше на этот «этаж», правда же?– с надеждой спросила я.
– Так я ведь не помню ничего, милая, когда возвращаюсь туда... Это после смерти мы помним свои жизни и свои ошибки. А, как только возвращаемся жить обратно – то память сразу же закрывается. Потому, видно, и повторяются все старые «деяния», что мы не помним своих старых ошибок... Но, говоря по-честному, даже если бы я знал, что буду снова за это «наказан», я всё равно никогда бы не оставался в стороне, если б страдала моя семья... или моя страна. Странно всё это... Если вдуматься, то тот, кто «распределяет» нашу вину и плату, как будто желает, чтобы на земле росли одни трусы и предатели... Иначе, не наказывал бы одинаково мерзавцев и героев. Или всё-таки есть какая-то разница в наказании?.. По справедливости – должна была бы быть. Ведь есть герои, совершившие нечеловеческие подвиги... О них потом столетиями слагают песни, о них живут легенды... Уж их-то точно нельзя «поселять» среди простых убийц!.. Жаль, не у кого спросить...
– Я тоже думаю, не может такого быть! Ведь есть люди, которые совершали чудеса человеческой смелости, и они, даже после смерти, как солнца, столетиями освещают путь всем оставшимся в живых. Я очень люблю про них читать, и стараюсь найти как можно больше книг, в которых рассказывается о человеческих подвигах. Они помогают мне жить, помогают справляться с одиночеством, когда уже становится слишком тяжело... Единственное, что я не могу понять, это: почему на Земле герои всегда должны погибнуть, чтобы люди могли увидеть их правоту?.. И когда того же самого героя уже нельзя воскресить, тут уж все, наконец, возмущаются, поднимается долго спавшая человеческая гордость, и, горящая праведным гневом толпа, сносит «врагов», как пылинки, попавшиеся на их «верном» пути... – во мне бушевало искреннее возмущение, и я говорила наверняка слишком быстро и слишком много, но у меня редко появлялась возможность выговориться о том, что «болит»... и я продолжала.
– Ведь даже своего бедного Бога люди сперва убили, а только потом уже стали ему молиться. Неужели нельзя настоящую правду увидеть ещё до того, когда уже бывает поздно?.. Неужели не лучше сберечь тех же самых героев, равняться на них и учиться у них?.. Неужели людям всегда нужен шоковый пример чужого мужества, чтобы они могли поверить в своё?.. Почему надо обязательно убить, чтобы потом можно было поставить памятник и славить? Честное слово, я бы предпочитала ставить памятники живым, если они этого стоят...
А что вы имеете в виду, говоря, что кто-то «распределяет вину»? Это – Бог что ли?.. Но ведь, не Бог наказывает... Мы сами наказываем себя. И сами за всё отвечаем.
– Ты не веришь в Бога, милая?.. – удивился, внимательно слушавший мою «эмоционально-возмущённую» речь, печальный человек.
– Я его не нашла пока... Но если он и вправду существует, то он должен быть добрым. А многие почему-то им пугают, его боятся... У нас в школе говорят: «Человек – звучит гордо!». Как же человек может быть гордым, если над ним будет всё время висеть страх?!.. Да и богов что-то слишком много разных – в каждой стране свой. И все стараются доказать, что их и есть самый лучший... Нет, мне ещё очень многое непонятно... А как же можно во что-то верить, не поняв?.. У нас в школе учат, что после смерти ничего нет... А как же я могу верить этому, если вижу совсем другое?.. Думаю, слепая вера просто убивает в людях надежду и увеличивает страх. Если бы они знали, что происходит по-настоящему, они вели бы себя намного осмотрительнее... Им не было бы всё равно, что будет дальше, после их смерти. Они бы знали, что опять будут жить, и за то, как они жили – им придётся ответить. Только не перед «грозным Богом», конечно же... А перед собой. И не придёт никто искупать их грехи, а придётся им искупать свои грехи самим... Я хотела об этом кому-то рассказать, но никто не хотел меня слушать. Наверное, так жить всем намного удобнее... Да и проще, наверное, тоже, – наконец-то закончила свою «убийственно-длинную» речь я.
Мне вдруг стало очень грустно. Каким-то образом этот человек сумел заставить меня говорить о том, что меня «грызло» внутри с того дня, когда я первый раз «прикоснулась» к миру мёртвых, и по своей наивности думала, что людям нужно «только лишь рассказать, и они сразу же поверят и даже обрадуются!... И, конечно, сразу же захотят творить только хорошее...». Каким же наивным надо быть ребёнком, чтобы в сердце родилась такая глупая и неосуществимая мечта?!! Людям не нравится знать, что «там» – после смерти – есть что-то ещё. Потому, что если это признать, то значит, что им за всё содеянное придётся отвечать. А вот именно этого-то никому и не хочется... Люди, как дети, они почему-то уверены, что если закрыть глаза и ничего не видеть, то ничего плохого с ними и не произойдёт... Или же свалить всё на сильные плечи этому же своему Богу, который все их грехи за них «искупит», и тут же всё будет хорошо... Но разве же это правильно?.. Я была всего лишь десятилетней девочкой, но многое уже тогда никак не помещалось у меня в мои простые, «детские» логические рамки. В книге про Бога (Библии), например, говорилось, что гордыня это большущий грех, а тот же Христос (сын человеческий!!!) говорит, что своей смертью он искупит «все грехи человеческие»... Какой же Гордыней нужно было обладать, чтобы приравнять себя ко всему роду людскому, вместе взятому?!. И какой человек посмел бы о себе такое подумать?.. Сын божий? Или сын Человеческий?.. А церкви?!.. Все красивее одна другой. Как будто древние зодчие сильно постарались друг друга «переплюнуть», строя Божий дом... Да, церкви и правда необыкновенно красивые, как музеи. Каждая из них являет собой настоящее произведение искусства... Но, если я правильно понимала, в церковь человек шёл разговаривать с богом, так ведь? В таком случае, как же он мог его найти во всей той потрясающей, бьющей в глаза золотом, роскоши, которая, меня например, не только не располагала открыть моё сердце, а наоборот – закрыть его, как можно скорее, чтобы не видеть того же самого, истекающего кровью, почти что обнажённого, зверски замученного Бога, распятого по середине всего того блестящего, сверкающего, давящего золота, как будто люди праздновали его смерть, а не верили и не радовались его жизни... Даже на кладбищах все мы сажаем живые цветы, чтобы они напоминали нам жизнь тех же умерших. Так почему же ни в одной церкви я не видела статую живого Христа, которому можно было бы молиться, говорить с ним, открыть свою душу?.. И разве Дом Бога – обозначает только лишь его смерть?.. Один раз я спросила у священника, почему мы не молимся живому Богу? Он посмотрел на меня, как на назойливую муху, и сказал, что «это для того, чтобы мы не забывали, что он (Бог) отдал свою жизнь за нас, искупая наши грехи, и теперь мы всегда должны помнить, что мы его не достойны (?!), и каяться в своих грехах, как можно больше»... Но если он их уже искупил, то в чём же нам тогда каяться?.. А если мы должны каяться – значит, всё это искупление – ложь? Священник очень рассердился, и сказал, что у меня еретические мысли и что я должна их искупить, читая двадцать раз вечером «отче наш» (!)... Комментарии, думаю, излишни...

Значение ЗОСИМА (ОСТАПЕНКО) в Православной энциклопедии Древо

ЗОСИМА (ОСТАПЕНКО)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Зосима (Остапенко) (род. 1950), архиепископ Элистинский и Калмыцкий.

В миру Остапенко Владимир Михайлович, родился 12 июля 1950 года в селе Новочеркасском Целиноградской области Казахстана в семье служащих. В 1964 году остался сиротой.

В 1968 году окончил среднюю школу-интернат, после чего, с 1968 по 1970 год служил в Советской армии.

В 1970 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1974 году. В эти годы служил псаломщиком в храме села Дмитровского Одинцовского района Московской области. Позднее - назначен штатным псаломщиком в церковь в честь Успения Божией Матери в городе Махачкале.

13 декабря 1981 года епископом Ставропольским и Бакинским Антонием рукоположен во диакона, а 27 декабря — во пресвитера и назначен вторым священником храма Архангела Михаила города Грозного.

В 1984 году назначен в Крестовоздвиженский храм села Приютного в Калмыкии, а в феврале 1985 года - настоятелем Крестовоздвиженского храма в городе Элисте.

21 августа 1987 года пострижен в монашество с именем Зосима в честь празднуемого в этот день преподобного Зосимы Соловецкого, возведён в сан игумена и назначен благочинным приходов Калмыкии. Состоял членом епархиального совета.

6 октября 1995 года назначен епископом Элистинским и Калмыцким, и на следующий день возведён в сан архимандрита. Епископское наречение состоялось 23 декабря 1995 года в кафедральном Богоявленском соборе Москвы состоялось епископское наречение, а 24 декабря там же - хиротония во епископа новообразованной епархии.

24 февраля 2006 года святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II возведён в сан архиепископа.

Церковные:

Орден св. прп. Сергия Радонежского 2-й степени.

Орден св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени.

Крест ап. Павла (Элладская Православная Церковь).

Светские:

Орден Дружбы (Россия).

Использованные материалы

Биография с сайта епархии:

http://blagovest-elista.ru/index.php?option=com_content&task...id=2

Биография из сюжета "Православие в Калмыкии (Телепрограмма 25.11.06)" в портале Седмиа.ру:

http://sedmitza.ru/index.html?sid=746&did=39019&p_comment=complex

По другим данным - 24 декабря. См. http://sedmitza.ru/index.html?sid=746&did=39019&p_comment=complex

По данным сайта епархии - в тот же день.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗОСИМА (ОСТАПЕНКО) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЗОСИМА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-15 Time: 02:57:43 Зосима — герой романа «Братья Карамазовы».- * Красотой мир …
  • ЗОСИМА в Литературной энциклопедии:
    - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880). В записях к первым двум книгам романа имя 3. не встречается. Этот …
  • ЗОСИМА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (около 3-4 вв.), греческий учёный, считающийся одним из основателей алхимии. Работал в Александрии. В своих трудах З. даёт мистико-аллегорическое …
  • ЗОСИМА ПУТЕШЕСТВЕННИК В СВ. ЗЕМЛЮ
    иеродиакон и позже иеромонах, путешественник в Св. Землю, автор сочинения: "Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник диакона З. о пути иерусалимском …
  • ЗОСИМА ПАПА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (417-418) — грек из Каппадокии, с живым интересом участвовал в пелагианских спорах и принял несколько мер для улучшения нравов духовенства. …
  • ЗОСИМА ОТШЕЛЬНИК ПАЛЕСТИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    преподобный, отшельник палестинский, жил в VI в., при имп. Юстине старшем; память 4 …
  • ЗОСИМА ОСНОВАТЕЛЬ СОЛОВЕЦКОГО М-РЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    преподобный, основатель Соловецкого м-ря, род. в Новгородской области, в с. Толвуе, на берегу Онежского озера. Спасаясь на поморье, на устье …
  • ЗОСИМА МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    митрополит московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митроп. Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. …
  • ЗОСИМА ВИЗАНТИЙСКИЙ ИСТОРИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (???????) — византийский историк, живший в Константинополе, по всей вероятности в середине V в. по Р. Хр. и занимавший важные …
  • ЗОСИМА
    ЗОС́ИМА (? - 1494), митрополит Московский и всея Руси (с 1490), поставлен собором рус. епископов по воле вел. кн. Ивана …
  • ЗОСИМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЗОС́ИМА (? - 1478), один из основателей и первый игумен Соловецкого мон. (с 1435). Канонизирован Рус. правосл. …
  • ЗОСИМА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Женское …
  • ЗОСИМА в словаре Синонимов русского языка.
  • ЗОСИМА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Зосима, (Зосимич, …
  • ОСТАПЕНКО
    Петр Максимович (р. 1928), летчик-испытатель, Герой Советского Союза. В 1958-83 в опытно-конструкторском бюро А. И. Микояна. Провел летные испытания сверхзвуковых …
  • ЗОСИМА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Волоколамский (16 в.), преподобный, основатель (вместе с Адрианом Волоколамским) Сестринского монастыря в Волоколамском уезде. Память в Православной церкви 8 (21) …
  • ЗОСИМА ФИНИКИЙСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима Финикийский (VI в.), преподобный. Память 8 июня. Родился в сирийском селении Синда …
  • ЗОСИМА СОЛОВЕЦКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима Соловецкий (+ 1478), игумен, преподобный. Основатель иноческого общежития на Соловецком острове. Память …
  • ЗОСИМА СИРАКУЗСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима Сиракузский (+ 662), епископ, святитель. Память 30 марта. Святитель Зосима родился …
  • ЗОСИМА КИЛИКИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима Киликийский (IV в.), пустынник, преподобномученик. Память 4 января, 19 сентября. Однажды …
  • ЗОСИМА ВОЛОКОЛАМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима Волоколамский (XV - XVI вв.), преподобный. Память 8 мая. Преподобные Зосима и …
  • ЗОСИМА ВАВИЛОНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима (VI в.), епископ Вавилона Египетского, преподобный. Память 4 июня, . …
  • ЗОСИМА БРАДАТЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима Брадатый (+ не ранее 1496), митрополит б. Московский и всея Руси (1490 - 1494). С …
  • ЗОСИМА АПОЛЛОНИАДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима Аполлониадский (+ 116 ), воин, мученик. Память 19 июня Жил в городе Аполлони …
  • ЗОСИМА (ДАВЫДОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима (Давыдов) (род. 1963), епископ Якутский и Ленский. В миру Давыдов Игорь Васильевич, родился …
  • ОСТАПЕНКО АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ
    Остапенко, Александр Петрович - ученый ветеринар. Родился в 1854 г. Был профессором и директором харьковского ветеринарного института. Главные его труды: …
  • ЗОСИМА И САВВАТИЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Зосима и Савватий - преподобные, основатели Соловецкого монастыря. Савватий, вместе с Германом, явился первым насельником Соловецких островов и …
  • ЗОСИМА (МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Зосима - митрополит Московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митрополита Геронтия, по воле великого князя, …
  • ЗОСИМА (ИЕРОМОНАХ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Зосима - иеродиакон и позже иеромонах, путешественник в Святую Землю, автор сочинения "Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник диакона Зосимы о …
  • ОСТАПЕНКО ПЕТР МАКСИМОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1928) летчик-испытатель, Герой Советского Союза. В 1958-83 в опытно-конструкторском бюро А. И. Микояна. Провел летные испытания сверхзвуковых реактивных самолетов. …
  • ОСТАПИШИН в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ЕВСТАФЬЕВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от канонического мужского личного имени Евстафий (др.-греч. eustathios — “устойчивый”). Отчество от производных форм различных степеней из того же …
  • ОСТАПИШИН в Энциклопедии фамилий:
    Корни фамилии следует, по-видимому, искать на Украине: там бытует имя Остап. Жену Остапа зачастую именовали Остапиха - по материнской линии …
  • ЭЛИСТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Элистинская и Калмыцкая епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 358001, Республика Калмыкия, …
  • СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской …
  • НИКОЛЬСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никольский Васильевский мужской монастырь (Донецкая епархия). Адрес: Украина, 85720, Донецкая область, Волновахский район, …

В интервью «15-му Региону» архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима рассказал о том, что его больше всего удивило в Осетии и о конфликте полуторагодовалой давности.

Создание Аланской епархии называют исторически событием. Можете ли сказать, насколько это было нужно и как отразилось на церковной жизни?

Воссоздание Аланской епархии - событие поистине историческое для всей Осетии.

Не так давно Северная Осетия была частью огромной Ставропольской епархии, которая простиралась от Карачаево-Черкесии до Каспия. Но управлять такой огромной епархией невозможно просто физически. В результате Осетия неизбежно оказывалась на заднем плане, архиерей приезжал сюда лишь время от времени.

Конечно, владыка Феофан потрудился очень много, но епархия таких размеров, по сути, трудноуправляема, ибо епископ должен быть рядом с народом, помогать священникам, а в огромной епархии это практически невозможно.

Чем меньше епархия, тем легче она управляется, что дает больше возможностей просвещать народ; а от уменьшения епархии никто ничего не теряет - мы остаемся в лоне единой Православной Церкви.

С созданием Владикавказской и Махачкалинской епархии, мы начали активно поддерживать труды по переводу богослужебных текстов на осетинский язык, внимательнее и бережнее относиться к нашей осетинской культуре и традициям.

Управляя вновь созданной Владикавказской и Махачкалинской епархией, я понимал, что Осетия нуждается в возобновлении Аланской епархиальной традиции. Поэтому 8 октября прошлого года я попросил Святейшего Патриарха Кирилла рассмотреть вопрос о воссоздании Аланской епархии и об образовании Махачкалинской.

И я рад тому, что проводимое в Осетии церковное строительство получило столь яркое и совершенно необходимое обществу одобрение Святейшего Патриарха и священного синода.

Как верно отметил профессор Руслан Бзаров, возрождение Аланской епархии имеет глубокое символическое значение, восстанавливая прерванную традицию, врачуя раны, нанесенные духовной памяти народа.

Сегодня в многовековой истории Аланской епархии наступил новый этап, и то, каким он будет, зависит, в том числе от молитв и трудов каждого из нас.

Есть информация, что руководство Аланской епархии предложило разделить ее на две части, выделив отдельную епархию в Моздокском районе. Возможно ли такое разделение?

Нет, о разделении Владикавказской епархии речь не идет.

Столкнулись ли вы здесь с какими-то сложностями, связанными с тем, что, помимо традиционных православия и ислама, в Северной Осетии присутствуют и так называемые традиционалисты?

Я человек очень мирный и спокойный, и добрые отношения сложились у меня со всеми конфессиями. Я встречался и с духовным главой буддистов, и с Папой Римским Бенедиктом XVI. Недавно меня познакомили с новым главой Католической Церкви Франциском I. Мое сердце открыто для всех. Мы всегда приходим на помощь, если у кого-то случается беда. Вот недавно мы собрали деньги и помогли семье убитого Ибрагима Дударова, заместителя муфтия Северной Осетии. Мы всегда разделяем с другими скорби и радости, и ждем, чтобы и все остальные религии точно так же относились к нам.

Но в то же время известны и случаи актов вандализма в святилище, расположенном недалеко от мужского монастыря...

Это не ново - воевать с беззащитными иконами. Мы это уже проходили и знаем, что подобные деяния не останутся без наказания Божия. К сожалению, часовня в Куртатинском ущелье, получив статус памятника регионального значения, пока не передана тем, кто в состоянии ее сохранить для будущих поколений. Конечно, это не могут быть вандалы, которые выбрасывают иконы и разбивают памятные плиты.

Мы уже дали оценку случившемуся - это варварство и вандализм; и совершенно неважно, в отношении какой религии подобное совершается. Вот если бы кто-то принес и оставил в православном храме Коран - разве мы бы его выбросили? Конечно, нет! Мы пришли бы к мусульманам и сказали: «братья, заберите - это наше православное место». Итак, мы настаиваем на необходимости поддерживать мир, потому что если в епархии начнется передел, то последствия могут быть самые серьезные, а этого допустить никак нельзя.

- Что вы подразумеваете под переделом?

То, что произошло, - попытку захвата святыни одной религии представителями другой религии. Вот если бы это место было священным для мусульман, то, очевидно, мог последовать гораздо более жесткий ответ. Мы же намерены рассмотреть юридическую сторону вопроса и вместе с тем достучаться до сердец людей и объяснить, что так поступать в любом случае нельзя.

- Можно ли говорить о каких-то особенностях православия в Осетии?

Осетинское христианство какими-то своими гранями не похоже на то, что мы наблюдаем в других местах. В том, что касается христианской веры и учения, православные осетины полностью вписываются в их рамки. Но, как и у любого народа, вступившего в христианскую семью, здесь есть свои особенности. Признаться, когда я ехал сюда, я мало знал об этих особенностях. Знал только, что есть такой народ на Кавказе. И все. Но теперь я хорошо понимаю, что осетинское православие имеет глубочайшие, гораздо более древние корни, чем русское.

Обычно в храме, когда священник выходит на проповедь, часть прихожан его слушает, а остальные занимаются своими делами. Но здесь, как только священник начинает проповедовать, все моментально направляются к амвону и внимательно слушают. Такого я нигде больше не видел - ни в Москве, ни в Ставрополе...

Приятная особенность и в том, что здесь в церковь приходит много мужчин, особенно молодых парней. А сколько детей приводят в храм! Вера наших прихожан - не формальная, она в душе; и люди хотят понимать свою веру.

А осетинское застолье меня и вовсе поразило. Все не так, как обычно для других народов. Я поразился - эти три пирога, эта чаша... Можно сказать, литургия! И главное, застолье проходит не с песнями и плясками, а начинается, продолжается и заканчивается молитвами. Разумеется, ввиду трагичной истории этого края многое было забыто, многое утеряно, но корень-то остался! И как бы кто ни пытался это замылить, связь с христианством очевидная.

- Сейчас многие утверждают, что застольная традиция осетин превращается в обычную формальность...

Не думаю. И мне бы очень хотелось, чтобы сюда приезжало больше людей из разных концов России, чтобы они могли своими глазами увидеть эту замечательную традицию... Хотя, конечно, любое, даже самое доброе и светлое дело можно превратить в формальность.

И не надо говорить, что христианство что-то навязывает. Напротив, оно впитывает культуру и традиции каждого народа, к которому приходит; и в каждой стране христианство имеет свое лицо. Не понимаю, когда говорят, что русские принесли свою веру и навязывают ее в Осетии. Здесь этого не чувствуется. Напротив, христианство появилось здесь гораздо раньше, чем на Руси. Просто посмотрите на древние храмы, которые здесь сохранились, - к ним нужно организовывать паломничество на всероссийском, а может, и на международном уровне.

Сейчас стало заметно, что растет число молодежи, которая переходит в ислам. По меркам Осетии, в которой основная религия - христианство, это очень много, хотя, если смотреть в общем, цифры небольшие.

В этом вопросе присутствует не только религиозный момент. Есть социальная неустроенность, коррупция, и находятся люди, которые заявляют, что наведут порядок. Ведется массированная промывка мозгов, и представители радикального ислама заявляют, будто кругом все заблудились и только они могут повести в правильном направлении.

Не укорененная в вере молодежь, не имеющая подлинных знаний, уподобляется тростинке, колеблемой ветром. Многие выезжают за рубеж, чтобы учиться в исламских университетах, а ведь в той же Саудовской Аравии ваххабизм - государственная идеология. Поэтому правильно сказал Рамазан Абдулатипов, что нужно воспитывать наших людей на нашей земле. Об этом говорил и мой друг Талгат Таджуддин (верховный муфтий России - прим. «15»). А настоящий ислам не делит людей, а призывает делиться кровом и едой со всеми, как, например, поступали в том же Казахстане, где я вырос, местные мусульмане. Они не смотрели, немец ты, ингуш или калмык, а делились последним. Поэтому тогда и выживали репрессированные народы.

В то же время отмечу, что люди не только уходят из православия в ислам - очень многие приходят и оттуда к нам.

Несколько лет уже идут разговоры о праздновании 1100-летия крещения Алании. Но в последнее время кажется, что они сошли на нет. Празднование отменено?

Нет. Но праздник надо сделать общецерковным, с участием Святейшего Патриарха Кирилла, а для этого нужно еще подготовиться. Так, у нас еще не расписан собор святого Георгия; запланировано строительство огромного храма Александра Невского и целый ряд других важнейших задач. Думаю, когда эти задачи будут выполнены, тогда и можно будет приглашать Святейшего Патриарха Кирилла.

- Собор Александра Невского все еще не заложен.

Не все так быстро делается. Нужны средства, нужна документация, нужны согласования. Это очень хлопотное дело. Храм будет самым большим на Кавказе; по всей России только четыре таких - на севере, востоке, западе и у нас, на юге.

- Финансирует строительство УГМК?

Да, в основном.

Раз уж мы заговорили об этой структуре, то как вы относитесь к противостоянию женского монастыря с холдингом? Монахини борются против строительства в Алагире цементного завода и карьера, который по плану будет расположен в 300 м от обители.

Я на стороне прогресса и на стороне экологии. А монахи - это особые люди, тем более осетинские монахини, которые любят свою землю как мать родную. Мы все видели, какая там природа, какие леса. Если будет строиться завод, то есть опасность, что все это придет в плачевное состояние, а ведь рядом еще и детский реабилитационный центр...

Конечно, прогресс требует жертв, в пещеры возвращаться никто не хочет, и поэтому конфликт с «зелеными» неизбежен. Но нужно делать так, чтобы прогресс не вредил экологии. Завод нужен, это рабочие места, но надо думать и о том, чтобы не нарушать экологию, ведь Бог создал человека хозяином земли, соработником Себе. Матушка Нонна и монахини, исходя из заботы о родной земле, проявили ревность - может быть, излишнюю. Но они там живут и видят, что происходит.

- То есть конфликта с монастырем у вас нет?

У меня конфликта нет ни с кем. Нужно искать пути, которые устраивали бы всех. Если же предприятия придут туда как хищники, то матушка Нонна со своей ревностью будет совершенно права.

Вопрос с сектами сейчас стоит очень остро, и наиболее выпукло его можно наблюдать в южной части Осетии. С учетом того, что епархия называется Аланской, как вы относитесь к этой проблеме?

Церковная ситуация на юге была запущена, вот сектанты туда и слетелись. Формально Южная Осетия не входит в границы нашей епархии, но, при поддержке российского руководства, в Цхинвале начинается строительство храма, а Святейший Патриарх Кирилл направляет отца Савву (Гаглоева - прим. «15»), чтобы он курировал эту работу. Отец Савва и отец Тимофей (Остаев - прим. «15») регулярно бывают на юге, и народ уже почувствовал, что со стороны севера Церковь проявляет заботу.

- А что с сектантами на севере Осетии?

За 2000 лет Православная Церковь накопила огромный потенциал. Достаточно вспомнить великих отцов: Василий Великий, Григорий Богослов - всех и не перечислишь. У них можно найти ответы на все вопросы, волнующие человека.

У сектантов всё гораздо проще - то, что им не нужно или не вписывается в их идеологию, просто отметается. И если Православная Церковь восходит к Самому Христу, то секты начинают появляться в основном с XVI века, и процесс этот продолжается вплоть до нашего времени. Вот, к примеру, «свидетели Иеговы». О чем они могут свидетельствовать?..

Сейчас самое главное, чем должна заниматься Церковь, - это просвещение. Православие дает ответы на все вопросы, в этом нет никакого сомнения.

А как обстоят дела с колыбелью аланского православия - Зругским храмом, который находится в крайне плачевном состоянии?

Зругский храм, как и другие древние храмы, не забыт. Мы делаем все возможное, чтобы сохранить все дошедшие до нас храмы на территории Осетии. Например, благодаря главе Владикавказа Сергею Дзантиеву восстановлен храм святого Георгия в Наре.

Капитальная реконструкция Зругского храма стоит больших денег, и мы надеемся на помощь со стороны. Это ведь не только свидетель аланского православия, но и памятник культуры уровня Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы рассматриваем сейчас все источники финансирования. Мы будем просить предпринимателей о помощи в этом деле.

Давайте вернемся к событиям полуторагодовой давности - истории вокруг отца Антония. Вы тогда говорили, что это было для вас испытанием...

Ужасным...

- Сейчас вы что-нибудь изменили бы?

Нет, ничего не изменил бы. Отца Антония я знаю очень давно, когда он еще был мальчиком и служил при владыке Ставропольском Антонии. Когда я приехал сюда, мы с ним беседовали и сошлись на том, что нам предстоит большая работа. И у меня до сих пор остается вопрос: по какому праву, за что и почему со мной так поступили? Я никому не хотел зла. Отец Антоний и сейчас стремится стать епископом. Теперь епископская кафедра есть в Махачкале.

Никого снимать или убирать я не собирался. Отец Антоний хотел быть епископом, но во время тех событий он заявил, что возлюбил паству и никуда не поедет. Ну ради Бога, любовь - это святое. Ты любишь паству, паства тебя любит - живи, люби, неси послушание. Но через какое-то время он пишет прошение о том, что не может служить по болезни, что ему назначена операция и он хочет уйти на покой, затем еще одно. А потом вдруг появляется исцеленный в Архызе...

Я до сих пор желаю ему самого лучшего и самого доброго и благодарю за многолетнее служение. Я все простил.

Есть мнение, что выкрики в ваш адрес раздались после того, как люди встали на колени, а вы прошли мимо них. Более того, назвали нелицеприятными словами.

Неправда. Я постоял с ними, послушал, сказал, что выдвигаю отца Антония на епископское служение и пожелал доброй ночи. Более того, я даже сам хотел встать перед ними на колени. Это было бы правильно, но, наверное, похоже на спектакль. Но никаких дурных слов в их адрес я не говорил. Я никогда никого не оскорбляю.

- Можно ли сказать, что тот конфликт сейчас уже никак не отражается на взаимоотношениях с паствой?

В моем сердце нет никакого зла. Я простил всех. Все, кто пришел к нам, - все наши, а за тех, кто ушел, я молюсь.

- То есть раскола нет?

Раскола нет.

Заур 15-Фарниев, Вадим 15-Тохсыров

В интервью «15-му Региону» архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима рассказал о том, что его больше всего удивило в Осетии и о конфликте полуторагодовалой давности.

Создание Аланской епархии называют исторически событием. Можете ли сказать, насколько это было нужно и как отразилось на церковной жизни?

Воссоздание Аланской епархии - событие поистине историческое для всей Осетии.

Не так давно Северная Осетия была частью огромной Ставропольской епархии, которая простиралась от Карачаево-Черкесии до Каспия. Но управлять такой огромной епархией невозможно просто физически. В результате Осетия неизбежно оказывалась на заднем плане, архиерей приезжал сюда лишь время от времени.

Конечно, владыка Феофан потрудился очень много, но епархия таких размеров, по сути, трудноуправляема, ибо епископ должен быть рядом с народом, помогать священникам, а в огромной епархии это практически невозможно.

Чем меньше епархия, тем легче она управляется, что дает больше возможностей просвещать народ; а от уменьшения епархии никто ничего не теряет - мы остаемся в лоне единой Православной Церкви.

С созданием Владикавказской и Махачкалинской епархии, мы начали активно поддерживать труды по переводу богослужебных текстов на осетинский язык, внимательнее и бережнее относиться к нашей осетинской культуре и традициям.

Управляя вновь созданной Владикавказской и Махачкалинской епархией, я понимал, что Осетия нуждается в возобновлении Аланской епархиальной традиции. Поэтому 8 октября прошлого года я попросил Святейшего Патриарха Кирилла рассмотреть вопрос о воссоздании Аланской епархии и об образовании Махачкалинской.

И я рад тому, что проводимое в Осетии церковное строительство получило столь яркое и совершенно необходимое обществу одобрение Святейшего Патриарха и священного синода.

Как верно отметил профессор Руслан Бзаров, возрождение Аланской епархии имеет глубокое символическое значение, восстанавливая прерванную традицию, врачуя раны, нанесенные духовной памяти народа.

Сегодня в многовековой истории Аланской епархии наступил новый этап, и то, каким он будет, зависит, в том числе от молитв и трудов каждого из нас.

Есть информация, что руководство Аланской епархии предложило разделить ее на две части, выделив отдельную епархию в Моздокском районе. Возможно ли такое разделение?

Нет, о разделении Владикавказской епархии речь не идет.

Столкнулись ли вы здесь с какими-то сложностями, связанными с тем, что, помимо традиционных православия и ислама, в Северной Осетии присутствуют и так называемые традиционалисты?

Я человек очень мирный и спокойный, и добрые отношения сложились у меня со всеми конфессиями. Я встречался и с духовным главой буддистов, и с Папой Римским Бенедиктом XVI. Недавно меня познакомили с новым главой Католической Церкви Франциском I. Мое сердце открыто для всех. Мы всегда приходим на помощь, если у кого-то случается беда. Вот недавно мы собрали деньги и помогли семье убитого Ибрагима Дударова, заместителя муфтия Северной Осетии. Мы всегда разделяем с другими скорби и радости, и ждем, чтобы и все остальные религии точно так же относились к нам.

Но в то же время известны и случаи актов вандализма в святилище, расположенном недалеко от мужского монастыря…

Это не ново - воевать с беззащитными иконами. Мы это уже проходили и знаем, что подобные деяния не останутся без наказания Божия. К сожалению, часовня в Куртатинском ущелье, получив статус памятника регионального значения, пока не передана тем, кто в состоянии ее сохранить для будущих поколений. Конечно, это не могут быть вандалы, которые выбрасывают иконы и разбивают памятные плиты.

Мы уже дали оценку случившемуся - это варварство и вандализм; и совершенно неважно, в отношении какой религии подобное совершается. Вот если бы кто-то принес и оставил в православном храме Коран - разве мы бы его выбросили? Конечно, нет! Мы пришли бы к мусульманам и сказали: «братья, заберите - это наше православное место». Итак, мы настаиваем на необходимости поддерживать мир, потому что если в епархии начнется передел, то последствия могут быть самые серьезные, а этого допустить никак нельзя.

- Что вы подразумеваете под переделом?

То, что произошло, - попытку захвата святыни одной религии представителями другой религии. Вот если бы это место было священным для мусульман, то, очевидно, мог последовать гораздо более жесткий ответ. Мы же намерены рассмотреть юридическую сторону вопроса и вместе с тем достучаться до сердец людей и объяснить, что так поступать в любом случае нельзя.

- Можно ли говорить о каких-то особенностях православия в Осетии?

Осетинское христианство какими-то своими гранями не похоже на то, что мы наблюдаем в других местах. В том, что касается христианской веры и учения, православные осетины полностью вписываются в их рамки. Но, как и у любого народа, вступившего в христианскую семью, здесь есть свои особенности. Признаться, когда я ехал сюда, я мало знал об этих особенностях. Знал только, что есть такой народ на Кавказе. И все. Но теперь я хорошо понимаю, что осетинское православие имеет глубочайшие, гораздо более древние корни, чем русское.

Обычно в храме, когда священник выходит на проповедь, часть прихожан его слушает, а остальные занимаются своими делами. Но здесь, как только священник начинает проповедовать, все моментально направляются к амвону и внимательно слушают. Такого я нигде больше не видел - ни в Москве, ни в Ставрополе…

Приятная особенность и в том, что здесь в церковь приходит много мужчин, особенно молодых парней. А сколько детей приводят в храм! Вера наших прихожан - не формальная, она в душе; и люди хотят понимать свою веру.

А осетинское застолье меня и вовсе поразило. Все не так, как обычно для других народов. Я поразился - эти три пирога, эта чаша… Можно сказать, литургия! И главное, застолье проходит не с песнями и плясками, а начинается, продолжается и заканчивается молитвами. Разумеется, ввиду трагичной истории этого края многое было забыто, многое утеряно, но корень-то остался! И как бы кто ни пытался это замылить, связь с христианством очевидная.

- Сейчас многие утверждают, что застольная традиция осетин превращается в обычную формальность…

Не думаю. И мне бы очень хотелось, чтобы сюда приезжало больше людей из разных концов России, чтобы они могли своими глазами увидеть эту замечательную традицию… Хотя, конечно, любое, даже самое доброе и светлое дело можно превратить в формальность.

И не надо говорить, что христианство что-то навязывает. Напротив, оно впитывает культуру и традиции каждого народа, к которому приходит; и в каждой стране христианство имеет свое лицо. Не понимаю, когда говорят, что русские принесли свою веру и навязывают ее в Осетии. Здесь этого не чувствуется. Напротив, христианство появилось здесь гораздо раньше, чем на Руси. Просто посмотрите на древние храмы, которые здесь сохранились, - к ним нужно организовывать паломничество на всероссийском, а может, и на международном уровне.

Сейчас стало заметно, что растет число молодежи, которая переходит в ислам. По меркам Осетии, в которой основная религия - христианство, это очень много, хотя, если смотреть в общем, цифры небольшие.

В этом вопросе присутствует не только религиозный момент. Есть социальная неустроенность, коррупция, и находятся люди, которые заявляют, что наведут порядок. Ведется массированная промывка мозгов, и представители радикального ислама заявляют, будто кругом все заблудились и только они могут повести в правильном направлении.

Не укорененная в вере молодежь, не имеющая подлинных знаний, уподобляется тростинке, колеблемой ветром. Многие выезжают за рубеж, чтобы учиться в исламских университетах, а ведь в той же Саудовской Аравии ваххабизм - государственная идеология. Поэтому правильно сказал Рамазан Абдулатипов, что нужно воспитывать наших людей на нашей земле. Об этом говорил и мой друг Талгат Таджуддин (верховный муфтий России - прим. «15»). А настоящий ислам не делит людей, а призывает делиться кровом и едой со всеми, как, например, поступали в том же Казахстане, где я вырос, местные мусульмане. Они не смотрели, немец ты, ингуш или калмык, а делились последним. Поэтому тогда и выживали репрессированные народы.

В то же время отмечу, что люди не только уходят из православия в ислам - очень многие приходят и оттуда к нам.

Несколько лет уже идут разговоры о праздновании 1100-летия крещения Алании. Но в последнее время кажется, что они сошли на нет. Празднование отменено?

Нет. Но праздник надо сделать общецерковным, с участием Святейшего Патриарха Кирилла, а для этого нужно еще подготовиться. Так, у нас еще не расписан собор святого Георгия; запланировано строительство огромного храма Александра Невского и целый ряд других важнейших задач. Думаю, когда эти задачи будут выполнены, тогда и можно будет приглашать Святейшего Патриарха Кирилла.

- Собор Александра Невского все еще не заложен.

Не все так быстро делается. Нужны средства, нужна документация, нужны согласования. Это очень хлопотное дело. Храм будет самым большим на Кавказе; по всей России только четыре таких - на севере, востоке, западе и у нас, на юге.

- Финансирует строительство УГМК?

Да, в основном.

Раз уж мы заговорили об этой структуре, то как вы относитесь к противостоянию женского монастыря с холдингом? Монахини борются против строительства в Алагире цементного завода и карьера, который по плану будет расположен в 300 м от обители.

Я на стороне прогресса и на стороне экологии. А монахи - это особые люди, тем более осетинские монахини, которые любят свою землю как мать родную. Мы все видели, какая там природа, какие леса. Если будет строиться завод, то есть опасность, что все это придет в плачевное состояние, а ведь рядом еще и детский реабилитационный центр…

Конечно, прогресс требует жертв, в пещеры возвращаться никто не хочет, и поэтому конфликт с «зелеными» неизбежен. Но нужно делать так, чтобы прогресс не вредил экологии. Завод нужен, это рабочие места, но надо думать и о том, чтобы не нарушать экологию, ведь Бог создал человека хозяином земли, соработником Себе. Матушка Нонна и монахини, исходя из заботы о родной земле, проявили ревность - может быть, излишнюю. Но они там живут и видят, что происходит.

- То есть конфликта с монастырем у вас нет?

У меня конфликта нет ни с кем. Нужно искать пути, которые устраивали бы всех. Если же предприятия придут туда как хищники, то матушка Нонна со своей ревностью будет совершенно права.

Вопрос с сектами сейчас стоит очень остро, и наиболее выпукло его можно наблюдать в южной части Осетии. С учетом того, что епархия называется Аланской, как вы относитесь к этой проблеме?

Церковная ситуация на юге была запущена, вот сектанты туда и слетелись. Формально Южная Осетия не входит в границы нашей епархии, но, при поддержке российского руководства, в Цхинвале начинается строительство храма, а Святейший Патриарх Кирилл направляет отца Савву (Гаглоева - прим. «15»), чтобы он курировал эту работу. Отец Савва и отец Тимофей (Остаев - прим. «15») регулярно бывают на юге, и народ уже почувствовал, что со стороны севера Церковь проявляет заботу.

- А что с сектантами на севере Осетии?

За 2000 лет Православная Церковь накопила огромный потенциал. Достаточно вспомнить великих отцов: Василий Великий, Григорий Богослов - всех и не перечислишь. У них можно найти ответы на все вопросы, волнующие человека.

У сектантов всё гораздо проще - то, что им не нужно или не вписывается в их идеологию, просто отметается. И если Православная Церковь восходит к Самому Христу, то секты начинают появляться в основном с XVI века, и процесс этот продолжается вплоть до нашего времени. Вот, к примеру, «свидетели Иеговы». О чем они могут свидетельствовать?..

Сейчас самое главное, чем должна заниматься Церковь, - это просвещение. Православие дает ответы на все вопросы, в этом нет никакого сомнения.

А как обстоят дела с колыбелью аланского православия - Зругским храмом, который находится в крайне плачевном состоянии?

Зругский храм, как и другие древние храмы, не забыт. Мы делаем все возможное, чтобы сохранить все дошедшие до нас храмы на территории Осетии. Например, благодаря главе Владикавказа Сергею Дзантиеву восстановлен храм святого Георгия в Наре.

Капитальная реконструкция Зругского храма стоит больших денег, и мы надеемся на помощь со стороны. Это ведь не только свидетель аланского православия, но и памятник культуры уровня Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы рассматриваем сейчас все источники финансирования. Мы будем просить предпринимателей о помощи в этом деле.

Давайте вернемся к событиям полуторагодовой давности - истории вокруг отца Антония. Вы тогда говорили, что это было для вас испытанием…

Ужасным…

- Сейчас вы что-нибудь изменили бы?

Нет, ничего не изменил бы. Отца Антония я знаю очень давно, когда он еще был мальчиком и служил при владыке Ставропольском Антонии. Когда я приехал сюда, мы с ним беседовали и сошлись на том, что нам предстоит большая работа. И у меня до сих пор остается вопрос: по какому праву, за что и почему со мной так поступили? Я никому не хотел зла. Отец Антоний и сейчас стремится стать епископом. Теперь епископская кафедра есть в Махачкале.

Никого снимать или убирать я не собирался. Отец Антоний хотел быть епископом, но во время тех событий он заявил, что возлюбил паству и никуда не поедет. Ну ради Бога, любовь - это святое. Ты любишь паству, паства тебя любит - живи, люби, неси послушание. Но через какое-то время он пишет прошение о том, что не может служить по болезни, что ему назначена операция и он хочет уйти на покой, затем еще одно. А потом вдруг появляется исцеленный в Архызе…

Я до сих пор желаю ему самого лучшего и самого доброго и благодарю за многолетнее служение. Я все простил.

Есть мнение, что выкрики в ваш адрес раздались после того, как люди встали на колени, а вы прошли мимо них. Более того, назвали нелицеприятными словами.

Неправда. Я постоял с ними, послушал, сказал, что выдвигаю отца Антония на епископское служение и пожелал доброй ночи. Более того, я даже сам хотел встать перед ними на колени. Это было бы правильно, но, наверное, похоже на спектакль. Но никаких дурных слов в их адрес я не говорил. Я никогда никого не оскорбляю.

- Можно ли сказать, что тот конфликт сейчас уже никак не отражается на взаимоотношениях с паствой?

В моем сердце нет никакого зла. Я простил всех. Все, кто пришел к нам, - все наши, а за тех, кто ушел, я молюсь.

- То есть раскола нет?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В последнее время в Республике Северная Осетия – Алания накаляются страсти вокруг религиозной тематики. Официальные религии христианство и мусульманство, а также множество новоявленных сект вступили в борьбу за души жителей Осетии. Доходит до того, что верующие ненавязчиво, так себе, с миром, внедряют свое влияние в светские учреждения, в том числе и в образовательные организации. Все это провоцирует активность некоторой части особо осетинистых осетин, которые намерены основать или даже возродить национальную осетинскую религию, как одну из самых древних. В общем, борьба за паству идет не шуточная. Особо примечательно, что самыми ярыми проповедниками и особо верующими становятся самые аморальные элементы общества.
Помимо этого, не утихают и внутрикорпоративные страсти, в части борьбы за власть в высшем руководстве религий. Особо в этом деле отличается руководство местного отделения Русской Православной Церкви, а точнее говоря управление Владикавказской и Махачкалинской епархии. Что не пятилетка, так скандал и совпадения со сменой власти тут не случайны. Впрочем, давайте по порядку.

Свежий конфликт

На днях в одном из интернет изданий появилась информация о новом церковном конфликте. Сообщалось, что Отец Савва покидает пост секретаря управления епархии. Неоднозначно заявлялось о том, что его выживает новоявленный епископ Леонид, который якобы недоволен проведением служб на осетинском языке и оформлением церквей в традиционном орнаменте осетин. Автор этой информации даже объявил сбор на пикет сторонников Саввы на площади у главной республиканской церкви. Однако, никаких подтверждений этому не последовало и никаких пикетов никто не провел. Зато в день предполагаемого пикета состоялась как бы очередная пресс-конференция епископа Леонида, на который он явился в компании Саввы, таким образом опровергая распространившуюся информацию.
Вот как выглядит официальная информация об этом событии на сайте епархии:
«20 октября 2016 года, в конференц-зале Северо-Осетинского института повышения квалификации работников образования, состоялась очередная пресс-конференция епископа Владикавказского и Аланского Леонида.


На встрече с журналистами также присутствовали и.о. секретаря епархии игумен Стефан (Дзугкоев) и старший священник Свято-Георгиевского кафедрального собора г. Владикавказа иерей Савва Гаглоев.
Владыка Леонид проинформировал собравшихся о деятельности Владикавказской епархии со времени своей последней встречи с представителями СМИ.
Архипастырь рассказал о мероприятиях по линии реставрации объектов культурного наследия РСО-А, в частности Зругского храма и Нузальского комплекса.
Также архиерей сообщил, что епархиальной паломнической службой ведется активная работа по разработке маршрутов по святыням Осетии.


Особое внимание было уделено вопросу перевода Священного Писания на осетинский язык и совершению богослужения на осетинском языке. В рамках этой работы проводятся регулярные консультации с переводческой группой. В ряде храмов епархии во время совершения Божественной литургии читают Евангелие на осетинском языке.
При этом владыка Леонид подчеркнул, что для полноценного совершения богослужений на осетинском языке требуется соответствующая подготовка духовенства епархии. На днях было подписано соглашение о сотрудничестве между Владикавказской епархией и Северо-Осетинским государственным университетом им. К.Л. Хетагурова на базе которого планируется создание курсов повышения квалификации духовенства. В рамках курсов среди прочего будет организовано изучение осетинского языка.
Священник Савва более подробно рассказал о той работе, которая проводится по введению богослужений на осетинском языке.
«В данный момент мы каждый воскресный день и по будням иногда читаем Евангелие на осетинском языке. Планируем со временем, когда будет создан соответствующий хор, который будет петь на осетинском языке, будут составлены ноты, начать полноценное богослужение на осетинском языке. Владыка Леонид все эти начинания поддерживает», - подчеркнул отец Савва.
В завершение встречи архиерей поблагодарил журналистов за внимание и заверил, что подобные встречи будет регулярными».
И ни слова о внутри управленческих разногласиях и конфликтах. Нет сомнений, что дыма без огня не бывает. Поэтому, вероятнее всего, скоро все же будет продолжение этой истории. Но, а пока о другом конфликте.

Скрытый конфликт

Год назад в стенах Владикавказской Епархии случился небывалый конфликт.
В конце 2015 года появилась информация о том, что архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима прекращает свое архипастырское служение в Северной Осетии. Сообщалось, что Зосима возможно будет переведен в другую епархию. На официальном сайте епархии появилась информация о том, что владыка отбыл на лечение в Москву. «28 декабря в связи с ухудшением состояния здоровья архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима покинул РСО-Аланию. Владыка вылетел в Москву для прохождения курса лечения». В епархии воздержались от каких-либо комментариев.

Однако тогда сведущие люди знали, что никакой болезни у Зосимы не было. И он никуда не собирался уезжать из Осетии в ближайшие несколько лет. Что же заставило Зосиму в течении суток собрать свои вещи и скоротечно покинуть Осетию под видом плохого состояния здоровья?
По неофициальной информации причиной всему явился сексуальный скандал. Кто-то из приближенных сделал видеозапись о том, как преподобный предается любовным утехам с мальчиками в стенах божьего храма. Под угрозой распространения разоблачительного видео, епископа Зосиму вынудили собрать вещички и покинуть Владикавказ. Что и случилось, что и подтверждает истинность того, что Зосима действительно мог принадлежать к церковной гейтусовке. Впрочем, этот случай не уникален. Постоянно из-за стен церковных монастырей вылезает что-то подобное.
Однако примечательно то, что в свое время, когда Зосима только приехал на Кавказ, случился подобный же внутри церковный конфликт. Тогда, Зосима выступал в роли честного борца за чистоту нравов, который хладнокровно уволил любимца публики отца Антония, в прошлом скандально известного совратителя и насильника солдат.


Тогда на акции протеста у Георгиевского собора собрались верующие, сторонники Антония и долго стояли на коленях перед Зосимой, упрашивая его изменить решение и оставить им в Фиагдогском Аланском монастыре настоятеля Антония. Тогда поведение владыки Зосимы, который перешагнул через верующих, склонивших перед ним колени в просьбе, шокировало всех. Зосима неофициально обосновывал свое решение об увольнение Антония, его нетрадиционной сексуальной ориентацией. Но как показала история, Зосима и сам оказался из того же теста.
Остается загадкой, кто же автор разоблачительного видео, порочащее Зосиму. Такое было под силу тому, кто имел безпрепятственный доступ во всецерковные кабинеты и места отдыха. По некоторой информации, такое физически мог сделать только один человек-отец Савва. Так это или нет, но история имеет свое продолжение. Возможно, сегодняшний конфликт связан именно с этими фактами из недавнего прошлого. Неизвестно что в голове и в душе у епископа Леонида. Ясно одно, что терпеть человека, который смог выдавить его предшественника, Леонид не будет. Тем более, что возможные разоблачительные действия отца Саввы были отнюдь не бескорыстными и не были вызваны из нравственных побуждений. Есть предположения, что он рассчитывал занять освободившееся место после неожиданной для всех отставки Зосимы. Поэтому, скорее всего, участь отца Саввы предрешена, и он все же буден уволен.

Георгий Дарчиев