Значимость образования. Личностная и социальная значимость образования

Значимость проблемного обучения в современном образовании.

В соответствии с президентской инициативой «Наша новая школа» и новой федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015, школа должна стать основным инструментом формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, динамичные, конструктивные и предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия. Люди, чувствующие ответственность за судьбу страны.

Президентская инициатива «Наша новая школа» ставит перед учителями множество новых задач, расставляет новые приоритеты, во многом меняет взгляд на взаимоотношения ученика и учителя.

Каждый раз при подготовке к уроку учителю приходится решать задачи, направленные на поиск наиболее продуктивных методов обучения:

  • Как донести учебный материал до сознания учащихся?
  • Как ативизировать познавательную деятельность, чтобы дети смогли овладеть новыми знаниями, приобрести умения и навыки?
  • Как вызвать у учащихся интерес к обучению и превратить их знания в убеждения?
  • Как научить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, кто такого интереса не проявляет?

Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сегодня бросают педагогической науке изменившиеся условия жизни и деятельности человека, процесс обучения, и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают само- стоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений).

Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, который умеет думать.

Цели создания проблемных ситуаций в процессе обучения:

а) привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;

б) поставить его перед таким посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;

в) помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побудить ученика к активной познавательной деятельности.

С пособы создания проблемных ситуаций:

1. Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

2. Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Как правило, учителя организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнуть с фактом их недостаточности. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.

3. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

Пути создания проблемных ситуаций.

1. Предварительные домашние задания. Они позволяют поставить на уроке учебные проблемы, к которым учащиеся уже подошли самостоятельно, столкнувшись с реальными познавательными затруднениями в процессе выполнения домашнего задания. Характер таких заданий может быть различен: анализ произведений, выполнение практических действий, наблюдение и др.

2. Постановка предварительных заданий на уроке. Такие задания ставятся перед учащимися до изучения нового материала. Они активизируют внимание и мыслительную деятельность уча- щихся во время восприятия нового, делают восприятие более целенаправленным и повышают интерес учащихся к познанию.

3. Использование экспериментов и жизненных наблюдений учащихся.

4. Решение экспериментальных и теоретических познавательных задач.

5. Задания с элементами исследования. Они способствуют овладению определенными умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения проблемных вопросов, вызывают проблемные ситуации, связанные с более частными вопросами содержания, но позволяют отрабатывать отдельные этапы поиска и приобщают учащихся к методам научного исследования.

6. Создание ситуации выбора. Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения, использования задач с избыточными данными или выбора из нескольких способов наиболее рациональных.

7. Предложение выполнить практические действия. Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.

8. Использование межпредметных связей.

9. Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий. Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Вопрос является проблемным, если для школьников он новый, интересный, содержащий в себе какие-либо противоречия и может быть разрешен при известном напряжении умственных сил.

Проблема - сложный вопрос, задача, требующие разрешения. Проблемы возникают тогда, когда сложившееся положение дел противоречит потребностям общества или человека. Эти противоречия объективны. Некоторые из этих проблем, отобранные из современного знания, включаются в содержание обучения и превращаются в учебные проблемы. Различает проблему и учебную проблему то обстоятельство, что в проблеме поставленная ею задача, как правило, еще не решена, тогда как в учебной проблеме задача решена, известны способ ее решения и результат решения. Эти «способы» и «результаты» и должны узнать учащиеся.

Конечная цель обучения - научить школьников видеть проблемы и решать их. Это возможно только в процессе мыслительной деятельности.

Обществу и человеку нужно, чтобы личность стала творческой, самостоятельной, мыслящей. Высшая степень познавательной самостоятельности фиксируется тогда, когда школьники научаются самостоятельно видеть проблему, наметить пути ее решения и решить ее.

Одним из важнейших критериев уровня цивилизованно­сти общества, проявления его культуры является образова­ние, с которым в различные периоды жизни связаны все живущие в современном обществе.

Что такое образование. В соответствии с Законом Рос­сийской Федерации «Об образовании» оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в инте­ресах человека, общества, государства, сопровождающий­ся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (об­разовательных цензов)».

Образование - социальный институт, состоящий из множества учреждений и институций, включающий средства управления и организации.

Образование в обществе выполняет множество функций. К ним относят:

Передачу знаний от поколения к поколению и распро­странение культуры;

Генерирование и хранение культуры общества;

Разработку и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;

Социализацию личности, особенно молодёжи, и её ин­теграцию в общество;

Обеспечение профессиональной ориентации и профес­сионального отбора молодёжи;

Создание условий для социальной мобильности. Поло­жение индивида в обществе, возможности для его ус­пешного продвижения по служебной лестнице опреде­ляются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Образованию принадлежит очень важная роль в опреде­лении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществлении со­циального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, ложатся ещё и функции контроля за распределением поко­ления, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Образование - социальный лифт. Образование, наряду с армией и сферой приложения труда, - один из лифтов со­циальной мобильности. Получив знания и высокую квали­фикацию, в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем: а) это было в доиндустриальном и индустри­альном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

Те, кто рано уходит из школы, в будущем имеют более низкий социально-экономический статус. Причём основной процент отсева приходится на семьи с низким социаль­но-экономическим статусом. Объясняется это не только нехваткой денег, хотя часто именно они становятся главной причиной.

С давних пор и по сей день образование как социальный ин­ститут выступает основным механизмом социального тести­рования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам.

Необразованный человек не может получить высоко­оплачиваемую и ответственную работу, какого бы социаль­ного происхождения он ни был. У образованного и необразо­ванного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить усилия.

Разумеется, всегда можно найти обходные пути, устроив­шись на высокооплачиваемую работу, где не требуют уни­верситетского диплома. Но таких мест мало, к тому же дли­тельное время находиться на такой социальной позиции рис­кованно: то ли очередная проверка с аттестацией нагрянет, то ли конкуренты обойдут, то ли грубый промах по своей не­грамотности допустишь. Второй раз найти лазейку гораздо сложнее. Даже фальсификация документов об образовании, покупка липового диплома свидетельствуют о возросшем значении образования как канала вертикальной мобиль­ности.

Уровень образования - уровень доходов. Другое дело, что связь между двумя переменными - уровнем образо­вания и уровнем доходов - не такая очевидная, а в неко­торых обществах она вообще проблематичная. Филолог или врач-терапевт может быть более образован, чем мно­гие из преуспевших бизнесменов. Но получают они совер­шенно разные доходы. Перед тем как выбрать вуз, необхо­димо узнать рыночную стоимость будущего образования. Она-то и определит ваши шансы на достижение желаемо­го уровня материального благополучия. Профессия эко­номиста и юриста до недавнего времени в нашей стране пользовалась наибольшим спросом, соответственно и кон­курсы в профильные вузы постоянно росли. Но сейчас на­ступило перенасыщение рынка труда такими специали­стами. Поэтому и растёт рыночная цена инженерного об­разования.

В обществе со стабильной и процветающей экономикой между уровнем образования и размером заработной платы обнаруживается жёсткая связь. Например, в США работни­ки, окончившие лишь среднюю школу, зарабатывают в среднем в полтора-два раза меньше, чем их сверстники, имеющие диплом бакалавра, и почти втрое меньше, чем док­тора. Примерно такая же картина и в странах Европы. Каж­дый шаг наверх по образовательной лестнице хорошо возна­граждается, ибо в обществе прочно укоренилось восприятие высшего образования не только как социального блага, но и как высшей духовной ценности.



Качественное образование выгодно не только для отдель­ного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему индивид может надеяться сделать неплохую карьеру в биз­несе, на политическом или культурном поприще. Благода­ря системе образования страна получает высококвалифици­рованных работников. А это означает рост производитель­ности труда, внедрение новых технологий, выход на передо­вые рубежи в социальном развитии.

Образование и обучение. Сегодняшняя система образова­ния в мире держится на фундаментальной подмене понятия «человек образованный» понятием «человек обученный» и на отождествлении процесса образования с процессом обу­чения. Однако это далеко не одно и то же.

Обучение - процесс трансляции знаний, умений, навыков от учителя к ученику, который имеет чётко регламентиро­ванные цели, задачи и этапы реализации.

Что касается образования, то это гораздо более широ­кое и фундаментальное понятие. Процесс образования, становления человеческой личности происходит непре­рывно, на протяжении всей жизни человека в ходе инди- видуально-личностного диалога с миром окружающей че­ловека культуры. При этом случаются ситуации, когда человека кто-то специально учит, обучает; однако в огромном количестве случаев никакого специального обу­чения нет, а процесс образования всё равно происходит. Например, когда человек просто читает книги, или обща­ется с умными людьми, или сам пытается что-то создавать в духовной сфере.

Также непросто обстоят дела и с понятиями «просвеще­ние» и «грамотность», в чём нам предстоит ещё убедиться.

Что такое образованный человек. Образованный человек обладает развитым чувством совести и потому способен не­сти ответственность за свои действия и их последствия не только перед собой и своими друзьями и близкими, а перед гораздо более широкой общностью, которое именуют чело­вечеством в целом. Образованный человек - это человек, в котором присутствует нравственное начало. А ведь специ­фика нравственной позиции состоит в том, что её нельзя усвоить как какое-то внешнее знание, её можно лишь вы­страдать.

Просвещённый человек - это индивид с широким гума­нитарным взглядом на мир; хорошо знакомый с достиже­ниями мировой культуры; ориентирующийся в ее истории и направлениях; умеющий поддержать беседу или про­явить свою эрудицию по самым разным вопросам, в том числе и естественно-научного профиля. Он может быть од­новременно глубоко нравственным человеком, однако критерий нравственности не заложен в самом понятии просвещённого человека. Скорее это некое дополнение к нему.

Homo edoctus (человек образованный) - не только хоро­шо информированный и разбирающийся в современных науках индивид. Кроме того, он обладает самостоятельным образом мысли, гибким и развитым мыслительным аппара­том, позволяющим искать и находить нестандартные реше­ния. При этом речь идёт не о том, что он владеет готовыми алгоритмами мышления или схемами знания, как в случае человека просвещённого, а о том, что его мышление имеет свой неповторимый почерк.

Зато человек просвещённый - всегда индивид, владе­ющий широкой палитрой языков культуры, позволяющих ему вступать в продуктивный диалог с представителями других культур. Прежде всего это язык художественно-по­этического творчества. Таких людей относят к цвету гума­нитарной интеллигенции. В то время как человек образо­ванный может вполне быть узким специалистом или даже практиком в технических областях.

Грамотный и просвещённый человек. Результатом дей­ствия в обществе развитой системы среднего и высшего обра­зования, помимо всего прочего, является создание, во-пер­вых, грамотного (на базе среднего образования), во-вторых, просвещённого (на базе высшего образования) населения.

О пользе просвещения в наш век уже не принято гово­рить в вопросительной форме. Мало кто сомневается в его необходимости. Хотя все мы в разной степени приобщаем­ся к его плодам. Тот, кто разобрался в основах наук, препо­даваемых в средней школе, зовётся грамотным человеком. А если к тому же он разбирается в современном искусстве и литературе, знает классическое наследие в области гумани­тарной мысли, то почему бы не назвать его просвещённым человеком. Но тот, кто приобщается к знаниям не любо­пытства ради, а проводит серьёзные исследования, расши­ряя наши представления о мире, способствует приросту но­вого знания, несомненно, считается учёным.

Обучение даёт квалификацию, образование - метаквали- фикацию, т. е. систему знаний, облегчающую поиск и усво­ение новых знаний. Например, фермеры в развитых странах имеют не только высокую квалификацию, которую им дали опыт работы на ферме и среднее образование. Они имеют ме- таквалификацию, которая даёт знание того, к кому и когда обратиться за советом - к юристу, ветеринару, местному агенту по сбыту, сотруднику университетского факультета па­тологии растений, оптовому поставщику, метеорологу, меха­нику. Метаквалификация, таким образом, позволяет челове­ку найти нужную информацию и усвоить её, даже если она на­ходится далеко за пределами его личного опыта.

Основные термины и понятия

Образование, обучение Вопросы и задания

■■■■■^■^■■■■■■■■шяшамншашввншнш

1. Охарактеризуйте образование как социальный институт.

2. Что такое социальный лифт? Почему образование можно к нему отнести? Сравните его с возможностями других социальных лифтов.

3. Раскройте разницу смысла словосочетаний: человек образован­ный, обученный человек, просвещённый человек, грамотный че­ловек. От чего зависят столь разные результаты обучения?

4. Что такое метаквалификация? Насколько она есть у вас? В чём она проявляется?

Практикум

1. В параграфе даются основные функции образования. Сгруппи­руйте их, обозначив критерий, который стал основой отбора. Есть ли среди функций одна-две, которые можно назвать центральны­ми, системообразующими? Своё мнение обоснуйте.

2. Смоделируйте аргументы участников дискуссии, одни из кото­рых говорили бы о важности получения среднего образования все­ми гражданами, а другие исходили бы из положения: «Не всем людям нужно высокое образование. Тем более не все хотят учить­ся. Так стоит ли тратить средства, силы и учить всех, тем более за­ставлять учиться?»

Введение

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Значимость образования.

Научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, обнаруживается глубокое противоречие между ними. Так, например, колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния сотен миллионов людей; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу тотального разрушения среды обитания всех землян; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в жестокое бездуховное существо.

Подготовка высококвалифицированных профессионалов всегда остается важнейшей задачей высшей школы. Однако в настоящее время данную задачу уже невозможно выполнять без фундаментализации образования. Это объясняется тем, что научно-технический прогресс превратил фундаментальные науки в непосредственную, постоянно действующую и наиболее эффективную движущую силу производства, что относится не только к новейшим наукоемким технологиям, но и к любому современному производству.

Именно результаты фундаментальных исследований обеспечивают высокий темп развития производства, возникновение совершенно новых отраслей техники, насыщение производства средствами измерений, исследований, контроля, моделирования и автоматизации, которые ранее применялись исключительно в специализированных лабораториях. Все шире вовлекаются в производство считавшиеся прежде весьма далекими от практики достижения таких областей знаний, как физика, квантовая механика, биология, лазерная и плазменная физика, физика элементарных частиц и т.д. Все больше фундаментальных теорий начинают использоваться для практических целей, трансформируясь в инженерные теории. Конкурентоспособность наиболее процветающих фирм в значительной мере обеспечивается фундаментальными разработками в исследовательских лабораториях при фирмах, в университетах, в разнообразных научно-технических центрах вплоть до мощных технопарков. Все больше фундаментальных исследований изначально предусматривают выход на конкретные прикладные и коммерческие цели.

В настоящее время общественная значимость образования существенно возросла, и связано это, в первую очередь, именно с осознанием того мощного влияния, которое образование способно оказывать на социальную жизнь и развитие. Значительный вклад в осознание роли образования в функционировании общества был внесен социологией благодаря проведению социологических исследований, анкетирования, анализа полученных данных.

Необходимо отметить, что стремление к образованию - это сравнительно молодое историческое явление. За последнее время сеть государственных образовательных учреждений невероятно выросла. Несмотря на широчайший выбор образовательных учреждений в мире, учебные планы по всему миру имеют поразительное сходство. Взгляды на форму и содержание того материала, который предназначается и должен предназначаться для преподавания, чрезвычайно сблизились. На сегодняшний день образовательные системы различных стран подошли к созданию общих критериев. Здесь вспомним о Болонской декларации.«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. В ней указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования. Это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура), введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО, повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном), обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов. К настоящему времени принято говорить о 10-ти задачах: к ранее сформулированным добавляются введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня), придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так наз. «образование в течение всей жизни»).

Согласно Закону о высшем профессиональном и послевузовском образовании, в Российской Федерации предусмотрено высшее образование по так называемым направлениям подготовки, под которыми имеется в виду именно двухступенчатое образование (формально – трехступенчатое, поскольку в Законе предусмотрено также неполное высшее образование с выдачей соответствующего диплома, но эта ступень практически не востребована). Первая ступень - бакалавриат (нормативный срок обучения 4 года), вторая – магистратура (срок обучения 2 года). При введении этой системы предполагалось, что она будет готовить кадры для сфер науки и высшей школы. Наряду с этим существует (и количественно абсолютно преобладает) традиционное для России образование по так наз. специальностям (нормативный срок обучения 5 лет с получением квалификации «диломированный специалист»); эта система «непонятна» для большинства стран Европы.

При таком положении дел можно усмотреть политическую заинтересованность государственных структур в единообразии официальных образовательных учреждений. Очевидно то, что в мировой культуре образования происходят глобальные изменения, и отношение к культуре образования также изменяется в сторону возрастания ее общественной значимости.

Государственная ценность образовательных структур кроется в принципе их организации. Этот принцип базируется на общем идеологическом порядке, вне зависимости от типа образовательной структуры. Общеобразовательное учреждение построено так, чтобы интегрировать в свою структуру широкий контингент индивидов. Высшее учебное заведение ориентируется на индивидов с определенным уровнем знаний, который может обеспечить подготовку квалифицированных специалистов в определенной области знания. Но функционально оба эти типа образовательных структур идентичны.

Взаимодействие образовательной структуры и индивида протекает в определенный по срокам период времени, в соответствии с чем предполагается ряд целей и задач, которые должны быть достигнуты в процессе обучения. Реализация программы обучения формирует у обучаемого индивида ряд социальных установок и стереотипов, которые окажут впоследствии значительное воздействие на жизнедеятельность этого индивида.

Образовательное учреждение в своей программе обучения предлагает свернутый вариант жизни индивида: набор ситуаций, в которых индивид будет оказываться на протяжении своей жизни в ее определенные моменты. Цель образовательного учреждения - создать такие условия и ситуации для индивида, чтобы он смог реализовать свои способности, наилучшим образом сумел использовать возможности, был подготовлен к адекватному реагированию на набор стандартных ситуаций.

На инициальном этапе задача учреждения состоит в том, чтобы подготовить индивида к ситуации адаптации к изменяющимся условиям, а также к предъявляемым к нему требованиям и нормам.

Примерами других стандартных ситуаций могут служить интеграция индивида коллективом, принятие и исполнение индивидом определенной социальной роли или обязанности в коллективе, реагирование индивида в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций, поведение индивида в общественно-массовых мероприятиях и так далее. Чем более разнообразен выбор создаваемых ситуаций, тем богаче и разнообразнее опыт, который приобретает индивид.

Подобная работа является основой для формирования у индивида социальных установок, которые могут создаваться различными путями. Они могут:

  • 1) формироваться у индивида бессознательно, так, что он даже не осознает свое поведение как обусловленное социальной установкой;
  • 2) формироваться сознательно, но под влиянием общественного мнения;
  • 3) формироваться сознательно под влиянием авторитетного для индивида лица;
  • 4) формироваться сознательно под влиянием личного опыта;
  • 5) формироваться под влиянием личного мнения.

Если окружающим становится известно, выпускником какого колледжа или университета является некий индивид, то о последнем уже складывается определенное мнение и выражается определенное отношение. Идентичная ситуация наблюдается практически повсеместно. В каждом городе за каждым образовательным учреждением закрепляется стереотип отношения к нему.

Образовательное заведение может даже строиться по принципу "государство в государстве". Обычно такие учреждения становятся заведениями со сложившимся реноме. Огромное внимание в них уделяется разного рода атрибутике. Создаются кодексы поведения, этикета, учреждаются праздничные даты, свойственные только для данного учреждения, вводится униформа, учебная нагрузка занимает в жизни учащихся лишь половину проводимого в образовательном учреждении времени. Всячески поощряется социальная активность учащихся. В среде учащихся высоко ценится эрудированность и интеллект.

С одной стороны, может показаться, что индивиды, воспитываемые такой средой, свободны от социальных стереотипов и в силу прививаемых им непредубежденности, непредвзятости и толерантности к другим индивидам и их мнению в малой степени подвержены давлению социальных установок.

Образовательное учреждение создает благоприятные условия для включения юного поколения в процесс социализации и является важнейшим звеном в этом процессе. Очевидно что культурные и нормативные понимания о государстве и индивиде в нем структурируют образование одинаковым образом во всем мире.

В настоящее время формируются современные представления о фундаментальности образования, получив которое человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей образовательного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста личности.

Оценка эффективности профессионального образования происходит на рынке труда и определяется уровнем востребованности специалиста, его карьерным ростом, степенью самореализации творческого потенциала.

В современном информационном обществе, где скорость накопления и обновления знания постоянно увеличивается, возникает необходимость формирования специалиста нового типа. Прежде всего это должен быть человек, способный ориентироваться в огромном потоке поступающей и все увеличивающейся информации. Он должен быть психологически готов продолжать обучение или, точнее, самообучение в течение все своей жизни. Современный человек должен обладать фундаменатальными знаниями в сочетании с умением учиться, поскольку актуальная ситуация на рынке труда, возможно, потребует от него смены профессии.

В условиях экономического подъема особенно актуальным становится развитие системы непрерывного профессионального образования. Включение работодателей в выработку образовательной политики, стандартов качества профессионального образования, позволит более полно учитывать быстроменяющиеся потребности рынка труда.

Постоянно вносятся изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другие законодательные акты Российской Федерации, обеспечивающие развитие непрерывного образования, привлечение работодателей к участию в образовательной политике.

В государственном секторе отрасли культуры и искусства гарантированно реализуются гуманистические цели духовной культуры, в которых заинтересовано все общество. В коммерческих структурах другая шкала ценностей, которая может не только не способствовать развитию культурного процесса, но и придать ему антигуманистическое содержание. В силу этого возникает объективная потребность создания определенных условий поддержки профессиональной карьеры специалистов, диктующая необходимость дальнейших изменений в трудовом законодательстве, системе оплаты труда и взаимоотношениях с работодателем.

Высшие учебные заведения становятся не только организаторами накопления интеллектуального капитала, но и активными участниками поддержки карьеры своих выпускников, участвующих в создании нормативно-методического обеспечения управления карьерой.

Успешная деятельность выпускников вуза становится «лакмусовой бумажкой», характеризующей качество образовательного продукта и общественную потребность в его производстве.

В данном исследовании рассматривается успешная педагогическая деятельность выпускников вузов.

Наиболее сложным моментом является разработка мер по закреплению выпускников вузов в образовательной системе отрасли, так как от качественного состава профессорско-преподавательского и вспомогательного состава учебных заведений отрасли в первую очередь зависит уровень воспроизводства специалистов непосредственно в учреждениях. Известно, что выбор работы осуществляется не только предпочтением человека к определенному виду деятельности или учреждений, в которых можно реализовать свой творческий потенциал и человеческий капитал, накопленный в высшем учебном заведении.

Мы же сегодня находимся в парадоксальной ситуации, когда чем более качественно готовится студент, тем больший спрос на него в коммерческих структурах.

Выход из нее можно найти только на основе серьезного научного исследования, включающего изучение образовательного процесса, анализ процесса формирования личности специалиста, установление связей с выпускниками, и разработку мер по поддержке профессиональной карьеры выпускников, а также обоснование законодательной инициативы по закреплению кадров.

В Законе РФ «Об образовании» образование характеризу­ется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государ­ства.

Первый ориентир - личностный. Он исходит из призна­ния человека высшей ценностью, а права на образование - одним из фундаментальных прав личности.

Мыслители, общественные деятели разных эпох и наро­дов охарактеризовали ряд факторов личностной значимости образования. Назовем некоторые из них.

Образование - это то, что заставляет человека стре­миться развивать и применять свои способности. В научной литературе образование часто характеризуется как процесс педагогически организованной социализации - развития и


Саморазвития человека на протяжении всей жизни в процес­се усвоения и воспроизводства культуры общества.

Образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различ­ных сферах жизни. Лауреат Нобелевской премии Ж. И. Ал­феров отметил: «Экономика, основанная на наукоемких тех­нологиях, делает жизнь огромного количества людей куда более интересной, потому что им приходится решать очень сложные задачи», это «стимулирует развитие образования, побуждает людей учиться, поскольку знания становятся подлинным источником благополучия - как личности, так и общества».

Образование вводит индивида в культурную жизнь чело­вечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.

Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патрио­том.

Одним из показателей личностного и общественного зна­чения образования является человеческий интеллектуаль­ный капитал. Это понятие экономическая наука определяет как капитал, воплощенный в людях в форме их образова­ния, квалификации, знаний, опыта.

Чем значительнее такой капитал, тем обычно значитель­нее трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. В ряде стран от уровня образования прямо зависит интеллектуальность деятельности, продвижение по службе, заработок и, следо­вательно, социальный статус и достоинство человека, удов­летворенность благополучием своим и своей семьи.

В нашей стране, к сожалению, образованность человека пока далеко не в полной мере сопровождается благополучи­ем. Даже наоборот: нередко малоквалифицированный труд оплачивается лучше, чем деятельность, требующая основа­тельных знаний. Эта явная нелепость преодолевается край­не медленно, особенно в организациях, состоящих на госу­дарственном бюджете.

Второй ориентир - социальный, образование в интере­сах общества и государства, - органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества - это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обоб­щенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности раз-


Виваться, в конце концов это неизбежно приводит к разви­тию общества в целом.

В большинстве стран образование рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилиза­ции. Забота об образовании объявляется приоритетной (но приоритетность не всегда реализуется). В обществе растет понимание того, что фундаментальное и разностороннее об­разование способствует полноценному функционированию всех сторон общественной жизни, выработке и реализации политики стабильного социального развития.

Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точ­нее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволю­ционного развития.

Велика роль образования в укреплении и функциониро­вании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помо­гает людям осознанно подходить к оценке основных доку­ментов различных партий и определять свое отношение к их политике.

Образование служит укреплению национальной безопас ности нашей страны. В этой связи отметим несколько по­ложений.

Образование способствует экологической безопасности. Образованные люди не только подняли голос в защиту при­роды, но и организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвраще­ния экологических катастроф.

Миллионы высококвалифицированных специалистов, способных к инновациям, прежде всего технологическим, укрепляют экономическую безопасность государства. Эти люди совершенствуют производство, выводят его на уровень мировых стандартов, правильно ведут дело в суровых усло­виях рынка, укрепляют конкурентоспособность страны.

Подчеркнем, что образование способствует подготовке на­учного, инженерного состава, обеспечивающего современ­ный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.

Для реализации военно-технического потенциала также необходимы высококвалифицированные кадры. В формиро­вании личного состава Вооруженных сил существенна роль образования. Подготовленный в гражданских и военных учебных заведениях офицерский и генеральский корпус мо­жет решать самые сложные задачи по укреплению обороно­способности страны. Обороноспособность во многом зависит от уровня и качества образования солдат и младшего ком-


Состава. Здесь не все обстоит благополучно. Специальные
части (ракетные войска, подводный флот) комплектуются
людьми, имеющими достаточный образовательный уровень.
Однако другие части испытывают трудности из-за того, что
образованность людей, пополняющих армию по призыву,
подчас не отвечает требованиям военной службы. Пре­
одоление этой трудности также требует повышения качест­
ва знаний, получаемых в образовательных учреждениях.
| «Цели образования тесно связаны с целями жизни дан- ,
I ного общества. Жизнь определяет образование, и обрат- >
j но, образование воздействует на жизнь». ;

1 С. И. Гессен, русский педагог (1870-1950)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Напомним: «тенденция» - это синоним слов «направле­ние развития», «склонность», «стремление».

Главная, постоянно действующая тенденция гениально сформулирована пушкинской строкой: «...в просвещении быть с веком наравне». Для того чтобы стать достойным XXI века, образование должно (как сказано в Законе «Об образовании») быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры. Вместе с тем появляются тео­ретические и практические ростки тенденции «работать на опережение», готовить людей, особенно молодежь, к произ­водственным и общественным инновациям, которыми, не­сомненно, будет отмечено насту пившее столетие.

В основу целей образования в ряде стран (в том числе в Европейском союзе) положены четыре базовых принципа, изложенных в документах Международной комиссии по об­разованию для XXI в. Они характеризуют и тенденции раз­вития образования. Эти тенденции учитывают мировой опыт, опираются на анализ действительности, отвечают со­временным и перспективным запросам изменяющегося об­щества, сегодняшним и завтрашним потребностям, интере­сам человека.

Первый принцип - научиться познавать, приобретать знания, умение учиться. Рост мировой научной информа­ции, удваивавшейся каждые 10-15 лет, ее быстрое частич­ное устаревание, общественное развитие, открывающее но­вые возможности экономической, политической, социальной Деятельности, требуют сочетания широких общекультурных знаний с глубоким постижением непрерывно развивающих­ся наук, освоением способов самостоятельного добывания знаний.

В условиях перехода к постиндустриальному, информа­ционному обществу этот принцип воплощается в двух тен-


Денциях: выдвижении в образовательном процессе на пер­вый план не только формирования знаний, но и овладения способами самостоятельного труда по их приобретению; воз­растающем значении общекультурного аспекта образования, соединении фундаментальной профессиональной подготовки и овладения гуманитарными знаниями.

Второй принцип - научиться делать, научиться рабо­тать, приобретать не только профессиональную квалифи­кацию, но и компетентность, являющуюся основой конку­рентоспособности выпускника образовательных учреждений.

Напомним: термин «компетентность» имеет несколько значений. В общей форме компетенция определяется как знания, опыт в той или иной области деятельности. Профес­сиональная компетентность - круг связанных с професси­ей проблем, в которых индивид обладает познаниями, жиз­ненным и учебным опытом, достаточным для решения практических и теоретических задач.

В законодательных актах об образовании, в практике учебных заведений, особенно профессиональных, значитель­на тенденция на усиление практической направленности образования, достижение выпускниками профессиональной компетенции. Именно она является основой конкуренто­способности работника, организатора производства. Заме­тим, что главной причиной многочисленных производст­венных неудач, аварий, катастроф чаще всего является недостаточная компетентность работников и руководителей разного ранга.

Третий принцип - научиться жить вместе, сосущест вовать, воспитывать способность к пониманию других лю­дей, народов; развивать знания об их истории, традициях, образе мышления, уважать их ценности. Надо осознать за­висимость людей друг от друга; это поможет преодолению препятствий на путях развития цивилизации. Люди долж­ны научиться совместно проектировать свои личные и кол­лективные действия для разумного и мирного решения воз­никающих конфликтов. Так определяется тенденция возрастания роли образования в формировании граждан ских качеств личности, одно из которых - сознание необходимости установления лояльных отношений между социальными группами, народами, государствами. В между­народных и национальных документах по образованию боль­ше внимания, чем прежде, уделяется выработке норм соци­ального поведения, критического и творческого мышления, необходимых для функционирования демократического об­щества, для сотрудничества в продуктивном решении внутригосударственных, межгосударственных, глобальных проблем современности. Рассматриваемая тенденция прояв­ляется, в частности, в усилении значимости воспитания то-


Лерантности как качества культуры (нравственной, право­вой, политической).

Четвертый принцип как бы суммирует образовательно-воспитательную направленность трех предыдущих. Принцип формулируется так: научиться жить с тем, чтобы содейство­вать развитию собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Речь идет о тенденции повышения роли образования в раскрытии творческого по пгенциала личности, в овладении ею способами самостоя­тельного жизнетворчества, формирования жизненных пози­ций и перспектив.

Одной из ключевых тенденций является переход к прак­тике непрерывного образования.

Идея непрерывного образования как процесса, охватыва­ющего всю жизнь человека, восходит к возникшим в древ­ности учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека, его воспитании как члена общества и государ­ства.

Развивая эти взгляды, чешский мыслитель и педагог Я. А. Коменский (1592-1670) в своих трудах представил целостную картину воспитания и самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни.

В XX в. непрерывное образование стало рассматриваться не только как идея, но и как часть образовательной прак­тики, направленная на освоение человеком социокультурно­го опыта с использованием всех звеньев образовательной системы.

Развитие непрерывного образования стало общемировой тенденцией со второй половины XX в., а на пороге нашего века приобрело, как говорится в документах ЮНЕСКО, клю­чевое значение. Это связано с научно-технической револю­цией, переходом к постиндустриальному обществу, когда наука, техника, технология, культура стали обновляться с небывалой быстротой, появилось много новых профессий. Процессы глобализации, возрастающая значимость межгосу­дарственных производственно-технических, культурных связей потребовали от значительной части населения расши­рения культурного кругозора, овладения иностранными языками. Непрерывное образование начало выполнять зада­чи не только профессионального совершенствования работ­ников, но и повышения их общекультурного уровня.

Об изменяющейся сущности непрерывного образования свидетельствует замена формулы «образование на всю Жизнь», утверждавшей, что полученного образования доста­точно для всей жизни, положением «образование через всю йсизнь», утверждающим необходимость пожизненного обра­зования. Так подтвердилась народная мудрость: «Век живи,


Век учись». Замечательный театральный деятель и педагог К. С. Станиславский (1863-1938) писал: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы ма­леньким, но новым для вас куском знаний, считайте бес­плодно и невозвратно для себя погибшим».

Развитие непрерывного образования способствует распрост­ранению тенденции совершенствования общего образования. Именно общее образование помогает людям лучше понимать друг друга, координировать свои действия, дает индивиду це­лостную картину мира, включая основы культуры, понима­ния места и роли личности в этом мире, в культуре.

Общеобразовательные проблемы стали занимать подобаю­щее им место в вузах, лекториях, СМИ. Общему образова­нию способствует посещение музеев, выставок, туризм.

Общему образованию (как и другим формам образования) начинают серьезно содействовать информационные техноло­гии, компьютеризация учебных заведений, внедрение дис танционного обучения, использование которого скоро пре­вратится в устойчивую тенденцию.

Среди функций непрерывного образования выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образо­вании), адаптивную (оперативная подготовка и переподго­товка в условиях меняющейся социальной и производствен­ной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).

Существенным звеном непрерывного образования являет­ся самообразование: управляемая самой личностью целена­правленная познавательная деятельность; приобретение сис­тематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

Как социальный институт отвечает потреб­ностям личности и общества в приобретении знаний; является системой учреждений, обладающей материальны­ми средствами, коммуникациями; выполняет в соответствии с нормативными актами функции передачи социального опыта, включения индивида в различные сферы жизне­деятельности общества, приобщения его к культуре. Школа несет ответственность перед обществом и государством за до­ступность, качество образования, его соответствие современ­ным научным воззрениям

В Законе РФ «Об образовании» характеризу­ется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государ­ства.

Первый ориентир - личностный. Он исходит из призна­ния человека высшей ценностью, а права на - одним из фундаментальных прав личности

Образование вооружает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различ­ных сферах жизни.

Образование вводит индивида в культурную жизнь чело­вечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.

Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патрио­том.

Второй ориентир - социальный, в интере­сах общества и государства, - органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества - это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обоб­щенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности развиваться, в конце концов, это неизбежно приводит к разви­тию общества в целом.

В большинстве стран рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилизации. Забота об образовании объявляется приоритетной (хотя в реальной жизни это не всегда соблюдается). Только является основой полноценного функционирования всех сфер общественной жизни, а значит, и социальной стабильности.

Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точ­нее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволюционного развития.

Велика роль образования в укреплении и функциониро­вании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помо­гает людям осознанно подходить к оценке основных доку­ментов различных партий и определять свое отношение к их политике. Образование служит укреплению национальной безопас ности нашей страны.

Образование способствует экологической безопасности. Только о бразованные люди подняли голос в защиту при­роды, организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвраще­ния экологических катастроф.

Кроме того, способствует подготовке на­учного, инженерного состава, обеспечивающего современ­ный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.