Значение загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок. II. Повторение жанров произведений фольклора. VIII. Домашнее задание

Факт существования такого жанра, как загадка, был известен еще в глубокой древности. Не потерял он своей актуальности и в современной жизни людей. Чем же так привлекательна эта форма народной и авторской поэзии? Почему жанр так активно развивается? существующие сегодня, необычайно разнообразны.

Что такое загадка

Существует несколько определений этого понятия. Смысл многих из них сводится к тому, что в загадке дается описание какого-то предмета или явления действительности в иносказательной форме. Кроме того, очень часто в тексте содержится вопрос, ответ на который и становится отгадкой.

Учитывая то, что виды загадок имеют большое разнообразие, допустимы вариации в определении понятия. Общим можно назвать указание на то, что текст всегда продуман и четко сформулирован.

Аллегория и метафора

Виды загадок, содержащие метафору или аллегорию в тексте, считаются самыми древними. В них предметы быта, явления, происходящие в жизни уподобляются действиям самого человека. Например:

  • Накормишь - живет, напоишь - умрет. Огонь.

Наиболее сложный тип загадок содержит особую характеристику явления или предмета, о котором идет речь. В их описании используются слова, редко употребляющиеся вместе с загаданным названием предмета. Примером могут послужить загадки:

  • Белые овечки бегают по свечке. Верба.
  • Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, а рама зеленая. Пруд.

Из истории известно, что в народе ценили не только тех, кто мог разгадывать загадки. На особом счету находились люди, умевшие говорить загадками. Среди своих сородичей они носили звание мудрецов, обладающих необыкновенной ясностью ума, смекалкой, выдумкой. Порой им приписывались сверхъестественные способности.

Звуковой образ в тексте

Отдельные виды загадок имеют в своей основе не смысловой образ, а звуковой. Чтобы найти ответ, необходимо вслушаться в каждое слово текста. Определенное сочетание звуков в них наталкивает на слово-отгадку.

Здесь также необходимо проявить смекалку, сообразительность. Эрудиция человека тоже важна при отгадывании подобных загадок:

  • Цап-царапки: подбирай охапки! Грабли.

Нужно учесть, существуют старинные загадки подобного вида, а также созданные литераторами совсем недавно. Замечено, что для современного человека наиболее трудны в разгадывании произведения, появившиеся несколько веков назад. И это вполне объяснимо. Поиск слова-отгадки заставляет человека лучше узнать быт своих предков, историю того или иного народа.

Использование малого жанра в работе с детьми

Все виды загадок для детей принято подразделять на определенные темы. Это облегчает работу педагога или родителей на этапе подготовки к занятию. Тематические группы могут быть следующими:

  • азбука, буквы, алфавит;
  • быт человека;
  • времяисчисление, времена года;
  • музыкальная грамота и инструменты;
  • сад и огород;
  • современные и старинные средства передвижения;
  • учебные принадлежности;
  • явления природы.

Это лишь небольшой перечень тем, которые можно изучать с детьми посредством использования загадок. Они удачно вписываются в любой школьный предмет, а также праздник, конкурс, экскурсию. Загадки оживляют учебный процесс, делая его более ярким и запоминающимся.

Очень важна роль загадок в развитии кругозора малышей, их речи, любознательности, наблюдательности. При помощи этого жанра можно устраивать ежедневные тренировки памяти и внимания ребенка. Учитывая то обстоятельство, что дети очень любят загадки, такие занятия не будут казаться назойливыми и скучными.

Волчихина Яна

"Классификация загадок" - исследовательская работа на научно - практическую конференцию

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 146»

Первомайского района

Секция: литературоведение

Волчихина Яна Александровна

7 Б класс

Классификация загадок

Паршикова Елена Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Первой квалификационной категории

Контактный телефон 337-19-81

Город Новосибирск, 2012

Введение……………………………………………………......................... стр.3

Глава 1. Значение загадок в жизни человека …………………………..стр. 4-6

Глава 2. Классификация загадок……………………………………………стр.7

2.1 Фольклорные…………………………………………………………..стр.7-12

2.2 Литературные ………………….……………………………………стр. 12-14

2.3. Лингвистические………………………………………………….. стр. 12-17

2.4. Логические………………………………………………………… стр. 17-20

Заключение …………………………………………………………………стр.21

Литература……………………….………………………………………….стр.22

Все мы, я думаю, любим разгадывать загадки и довольно часто загадываем их друг другу. Загадки порой бывают такими сложными, что мы думаем над ними часами, а когда разгадываем, удивляемся тому, что ответ оказывается совсем простым. Но в жизни мы не придаём им большого значения, а ведь в древности загадкам приписывался особый таинственный смысл: в народном эпосе они являлись одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности.

Загадки развивают творческие способности человека, воспитывают. Их используют в своей работе педагоги. В огромном количестве загадок трудно сориентироваться, какие использовать для той или иной цели.

Цель работы: исследовать особенности загадок, существующих в русском языке, выявить закономерности их появления в языке, создать классификацию загадок.

Цель конкретизируется в следующих основных задачах исследования :

1. Доказать ценность загадок в современном русском языке, в воспитании и в жизни человека.

2. Классифицировать по их происхождению, лингвистической основе и способу разгадывания.

3.Охарактеризовать группы загадок.

Методы исследования. В процессе работы использовались следующие методы исследования: анализ научной и художественной литературы по теме, классификация видов загадок.

Новизна работы заключается в том, чтобы создать удобную классификацию загадок для организации образовательных, воспитательных и развлекательных мероприятий.

1 глава. Значение загадок в жизни человека

Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены полцарства, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Смекалка – это умение решить поставленную задачу, основанное на объединенных анализе и синтезе, плюс знания об окружающей действительности. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком. Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, содействуют развитию творческого мышления у детей. Развитие мышления и памяти, обогащение ума знаниями - главное назначение загадок. Однако значение загадок не сводится только к этому. Загадки обогащали детский ум такими знаниями, которые содействовали формированию и других качеств личности. Ум ребенка, отгадывающего загадки, обогащался не только мыслями умными, но и мыслями добрыми, красивыми и т.п., причем в тесной связи с первыми и в подчинении им.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций, развивает наблюдательность. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

В древнерусском языке слово «ГАДАТЬ» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «ЗАГАДКА». Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. В загадке дается описание какого-нибудь явления или предмета, для узнавания которого требуется немалое размышление. В загадках всех народов наиболее древней и самой распространенной формой «словесного укрывания» общеизвестных понятий о предметах является метафора, основанная на перенесении сходных признаков с одного предмета на другой. Эта особенность в строении загадки была замечена еще IV в. до н.э. Аристотелем, который назвал загадку хорошо составленной метафорой.

В древнейших загадках отражалась первобытная мифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей среды. С течением времени это значение загадок утратилось; осталась лишь её иносказательная аллегорическая форма, уцелел её сильный, образный язык, и народ стал смотреть на загадки, как на простое упражнение ума.

Уже Аристотель заметил, что загадки, « говоря о действительно существующем, соединяют вместе с тем совершенно невозможное» (Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1951, с. 114). Буквальное понимание загадок не только необычно и удивительно, но часто просто нелепо, алогично, абсурдно. Многие загадки состоят из метафорических образов(если их понимать буквально), логически несовместимых, представляющих собой логическую несообразность. Они построены приёмом поэтического парадокса, т. е. оксюморона.

И.А. Худяков также считал, что самые древние русские народные загадки содержат черты мифологизма. Однако большинство дошедших до Х1Х века загадок, по его мнению, есть результат своеобразного отражения исторической жизни народа. Загадки, по определению Худякова,- это «народная наука» « о физических явлениях, о предметах естественной истории и народного быта».

Детской игрой, полезной забавой является в наши дни и загадывание загадок. А прежде это тоже было занятием взрослых, и они относились к нему с большой серьёзностью. Жизнь человека могла зависеть от одного удачного угадывания!

Итак, можно сделать вывод: загадки имеют отношение к иносказательной речи.

Глава 2 . Классификиция загадок

1.Однако в русском языке присутствует множество форм загадок, строящихся на различных явлениях языка, поэтому мы сочли возможным классифицировать загадки по их происхождению, лингвистической основе и способу разгадывания.

Фольклорные

Литературные

Лингвистические

Логические

1.Народные загадки

1.Библейские загадки

1.Анаграммы

1.Загадки – вопросы (в том числе кроссворды, сканворды и т.п.),

2.Эпические загадки

2.Метаграммы

2.Ребусы

3.Народные сказки- загадки

3.Шарады

3.Загадки - шутки

4.Загадки - прятки

4.Загадки-обманки

5.Рифмованные загадки

6.Загадки - подсказки

Мы ни в коем случае не претендуем на универсальность данной классификации. В эту классификацию не укладываются,например, песенки – загадки, так как они синтезируют загадку и музыкальное искусство.

2.Фольклорные загадки.

1)Народные загадки.

Как уже говорилось, каждая загадка по своей сути является хитроумным вопросом. Однако эта ее вопросительность может иметь внешнюю форму выражения и не иметь её. Загадки могут прямо формулироваться как вопрос. Например: « Что краше свету белого?» (солнце), « Что у нас чаще леса?» (звёзды). Однако чаще всего в загадках вопрос внешне не выражен и не имеет метафорически-описательный характер. Например: « По синему морю тарелка плывёт» (месяц), « Жили три брата: один любит зиму, другой- лето, а третьему всё равно» (сани, телега, мужик).

Загадки, как и все жанры фольклора, создаются на основе живого разговорного языка. Язык загадок, как и язык всех фольклорных жанров, отличают точность, красочность и выразительность. В них широко употребляются такие общефольклорные эпитеты, как « сырая земля», « чистое поле», « тёмный лес», « зелёный сад», « добрый молодец», « красная девица», « родная мать» и т. д., а также некоторые общефольклорные сравнения, тавтологические выражения и т. п.

Однако поэтический стиль загадок имеет и свою ярко выраженную жанровую специфику. Для загадок характерна высокая степень метафоричности, пронизывающая собой решительно все её стилистические средства. Приведем примеры метафорических (загадочных) эпитетов: « голубое поле» (небо), « водяной мост» (лёд), « золотой пень» (напёрсток), « кленовые ноги» (у саней), « кожаная квашня» (о сапогах). Иногда вся загадка строится на метафорических эпитетах. Например: « Конь стальной, хвост льняной» (игла с ниткой), « Печь мясная, приступы железные» (подковы), « Цветочки ангельские, а ноготки дьявольские» (шиповник).

Встречаются в загадках и метафорические сравнения, как в положительной, так и в отрицательной форме. Например: « Сижу на тереме, мала, как мышь, красна как кровь, вкусна, как мёд» (вишня), « С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица, лыко дерёт, а лаптей не плетёт» (козёл), « Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица» (ветер, метель).

Чаще всего в загадках встречаются собственно метафоры, когда сравнения двух предметов или явлений не имеет внешней грамматической формы выражения. Например: « Между двух светил я в середине один» (нос), « Под полом, под полом ходит барыня с колом» (мышь).

В подавляющем большинстве случаев в загадках предметы неживого мира метафорически сопоставляются с живыми существами, и наоборот, живые существа- с предметами и явлениями быта и природы. Это обусловлено прежде всего стремлением загадки сделать её отгадывание возможно более затруднительным.

Широкое употребление метафор в загадках объясняется и эстетическими соображениями. Особенно наглядно это обнаруживается в случаях, когда в загадках предметы неживого мира сравниваются с живыми существами и мы имеем дело с приёмом олицетворения. Основываясь на принципе олицетворения, загадки сравнивают вёдра с двумя братьями, которые пошли на речку купаться, умывальник с щукой, тело которой находится в воде, а хвост наружи, челнок уточкой, которая ныряла и хвост потеряла, и т. д.

Олицетворяя, оживляя и одухотворяя неживой мир, ещё больше приближают его к человеку, придают загадке особую поэтичность, создают в ней яркие образы и картины. Например, о зубах создаётся такого рода поэтическая загадка: « Полна горёнка гусей да лебедей», овёс в загадках представляется стройной, красивой девушкой (« Как во поле на кургане стоит девушка с серьгами») . В свою очередь серьги девушки сравниваются с пляшущими лебедями: « За тёмными лесами двое лебедей плясали».

Сопоставляя предметы, загадываемые с предметами, выполняющими функции метафоры, загадка всегда укрупняет план изображения, усиливает тот или иной признак какого-то реального предмета, делает его более выпуклым и значительным. Это происходит потому, что реальный предмет в загадке всегда сравнивается с такими метафорическими предметами, в которых отмечаемый признак выражается значительно резче и отчётливее. Так, например, чтобы обратить внимание на то, что светлячок ночью светится (а свет этот слабый, его могут не заметить!), загадка сравнивает его (правда, в отрицательной форме) с солнцем: « Не солнце, не огонь, а светит». В этих же целях копание в земле жука сравнивается загадкой с энергичной работой воина, роющего окоп, а маленькие рожки жука с рогами быка». « Идёт воин, землю роет, на ногах без копыт, есть рога, да не бык». Желая подчеркнуть тяжесть крестьянской работы, загадка сравнивает плечи человека с горами, а вёдра с морями: « Два моря, два горя на крутых горах на дуге висят» (вёдра на коромысле).

По своей ритмической организации загадки напоминают пословицы. Они создаются в форме ритмизованной прозы. Как и в пословицах, в загадке очень широко употребляется парная рифма. В результате многие загадки имеют форму стиха. Например:

Стул на горах

О семи головах.

В нём ядро

Говорит добро.

(Лён)

Специфика « хитрого жанра» в том, что иногда в нём рифма загадки подсказывает рифму отгадки. Например: « Что в избе за сват?» (ухват), « Что в избе Самсон?» (Заслон).

Звукопись загадки также иногда намекает на отгадываемый предмет. Например: « Шумит, гудит целый век, а не человек» (ветер), « Журчат, бурчат, из дыры торчат» (вода бежит из бочки).

И в сказках герой не только выполняет трудные задания – достаёт жар-птицу или коня золотогривого, - но и подчас тоже рискуя головой, отгадывает загадки: сколько на небе звёзд, кто сильнее всего, как глубока земля? Иногда женихи должны угадать замысловатые загадки невесты – царской дочери.

Загадки имели какое-то значение в языческой обрядности. В одном документе 1649 года говорится, что в воскресенье и в праздники люди должны ходить в церковь, а не заниматься непристойными игрищами. А то, мол, « многие человецы неразуменьем веруют в сон… и в птичий грай, и загадки загадывают…»

Учёные обнаружили удивительное совпадение: и старые народные загадки, и запретные слова древних охотников, воинов, первых землепашцев относятся к одним и тем же предметам, животным, явлениям природы.

Например, нельзя было назвать птиц, на которых охотились (утка, глухарь) , птиц, которые наносили ущерб хозяйству (коршун, ястреб, воробей). Все они есть и в загадках. А названия безобидных птах вроде малиновки, чечётки, щегла, стрижа не были под запретом – птицы эти не были связаны с заботами людей о своём благополучии. И что же: они отсутствуют и в загадках!

В современном языке по-прежнему рождаются загадки, строящиеся по тому же принципу, что и фольклорные. С появлением новых предметов появляются и новые названия. Например,

а)1805 год - создан проект холодильника Оливером Эвансом.

Полюбуйся, посмотри -

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт.

(Холодильник)

Грамоты не знаю, а век пишу.

в)1841год – изобретён саксофон Адольфом Саксом.

Он на солнце заблестит,

Нежным звуком одарит.

В джазе самый первый он,

Серебристый... (саксофон).

г)1879 год – изобретён автомобиль Джорджем Селденом.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два слепящих огонька.

(Автомобиль)

2)Эпические загадки.

В древности загадкам приписывалось особое таинственное значение: в народном эпосе она является одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности. Загадывание и отгадывание загадки, состязание в загадках составляет весьма распространённый мотив народного эпоса и создавшейся под его влиянием книжной литературы. Эта специальная литература «вопросов и ответов» обнимает массу произведений всех веков и народов, и в индийской поэзии, и в «Эдде», и в «Калевале» встречаются повторения одного и того же мотива. Известна древнегреческая легенда о Сфинксе – чудовище с телом льва и головой женщины, которое обитало на скале около города Фивы. У всех путников Сфинкс спрашивал одно и то же: «Что ходит утором на четырёх ногах, в полдень на двух, а вечером на трёх?» Люди не могли ответить чудовищу, и оно пожирало их. Только герой Эней сумел догадаться, что речь идёт тут о человеке: в детстве ребёнок ползает, в зрелом возрасте человек свободно ходит, а в старости опирается на палку.

3)Загадки – сказки. Несравненно меньше известно сказок с загадками; некоторые недавно записаны Манжурой («Сборник Харьковского историко-филологического общества», т. III, 1890). Есть и загадки в чисто сказочной форме; этих ещё меньше (у Афанасьева № 185).

Вот сказка- загадка.

Близ большой дороги засевал мужик полянку. На то время ехал царь, остановился против мужика и сказал:
- Бог помощь, мужичок!
- Спасибо, добрый человек!
- Много ли получаешь с той полянки пользы? - спросил царь.
- Да при хорошем урожае рублей с восемьдесят будет.
- Куда же эти деньги деваешь?
- Двадцать рублей в подать взношу, двадцать - долгу плачу, двадцать - взаймы даю да двадцать - за окно кидаю.
- Растолкуй же, братец, какой ты долг платишь, кому взаймы даешь и зачем за окно кидаешь?
- Долг плачу - отца содержу, взаймы даю - сына кормлю, за окно кидаю - дочь питаю.
- Правда твоя! - сказал государь, дал ему горсть серебра, объявил себя, что он царь, и заповедал - без его лица никому тех речей не сказывать: - Кто бы ни спрашивал - никому не говори!
Приехал царь в свою столицу и созвал бояр да генералов.
- Разгадайте,- говорит,- мне загадку. Видел я по дороге мужика - засевал полянку. Спросил у него: сколько он пользы получает и куда деньги девает? Мужичок мне отвечал: при урожае восемьдесят рублей получаю. Двадцать - в подать взношу, двадцать - долгу плачу, двадцать - взаймы даю да двадцать - за окно кидаю. Кто из вас разгадает эту загадку, того больших наград, больших почестей удостою.
Бояре и генералы думали-думали, не могли разгадать. Вот один боярин вздумал и отправился к тому мужику, с которым царь разговаривал. Насыпал ему целую груду серебряных рубликов и просит:
- Объясни-де, растолкуй царскую загадку!
Мужик позарился на деньги, взял да объявил про все боярину. А боярин воротился к царю и сейчас растолковал его загадку.
Царь видит, что мужик не сдержал заповеди, приказал привести его к себе. Мужик явился к царю и с самого перва сознался, что это он рассказал боярину.
- Ну, брат, пеняй на себя, я за такую провинность велю казнить тебя смертию!
- Ваше величество! Я ничем не виновен, потому боярину рассказал я при вашем царском лице.
Тут вынул мужик из кармана серебряный рублевик с царской персоной и показал государю.
- Правда твоя! - сказал государь.- Это моя персона. Наградил щедро мужика и отпустил домой.

3.Литературные.

1)Библейские загадки.

В более позднее, христианское время под влиянием чтения книг Священного Писания, где загадки местами также играют видную роль (Самсон, царица Савская), появилось множество произведений, содержанием которых служат «мудрые вопросы» о предметах библейских или о происхождении всего существующего. Стих о Голубиной книге, Беседа трёх святителей, Пчела, Даниил Заточник. Например:

Какое качество нам нужно развивать, хотя его нет у Иеговы Бога? (Скромность)

Жил не грешил‚ Иисуса носил? (Молодой осел)

Самый организованный народ‚ не имеющий царя. (Муравьи)

Черный‚ но не негр‚ без рук‚ но не калека‚ а кормил человека. (Ворон)

Что нам дважды дано Богом, а в третий раз покупаем за деньги у людей? (Зубы)

Не человечьими руками

Жемчужный разноцветный мост

Из вод построен над водами.

Чудесный вид! огромный рост!

Раскинув паруса шумящи,

Не раз корабль под ним проплыл;

Но на хребет его блестящий

Еще никто не восходил!

Идешь к нему - он прочь стремится

И в то же время недвижим;

С своим потоком он родится

И вместе исчезает с ним.

(«Радуга» В.А. Жуковского)

На пажити необозримой,

Не убавляясь никогда,

Скитаются неисчислимо

Сереброрунные стада.

В рожок серебряный играет

Пастух, приставленный к стадам:

Он их в златую дверь впускает

И счет ведет им по ночам.

И, недочета им не зная,

Пасет он их давно, давно,

Стада поит вода живая,

И умирать им не дано.

Они одной дорогой бродят

Под стражей пастырской руки,

И юноши их там находят,

Где находили старики;

У них есть вождь - Овен прекрасный,

Их сторожит огромный Пес,

Есть Лев меж ними неопасный

И Дева - чудо из чудес.

(Загадка В.А. Жуковского: звезды и луна)

4.Лингвистические загадки.

1)Анаграмма (греч.) - слово или фраза, получаемые из других осмысленных слов или фраз посредством перестановки букв, либо просто слово, в котором переставлены буквы.

Вешал - левша; отформатирован - автоинформатор.

Аз есмь строка, живу я, мерой остр.

За семь морей ростка я вижу рост.

Я в мире сирота.

Я в Риме Ариост.

2)Метаграмма - это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан», «цапля - капля», «карта - парта», «сайка - чайка - байка - майка».

Встречаешь ты меня,

Считаешь дни мои,

Но видеть ты меня не можешь.

А если «Г» заменишь буквой «Й»,

То в сумку санитарную положишь. (Год-йод)

3)Шарада (франц. charade), разновидность загадки; исходное слово разделяется (обычно по слогам) на несколько частей, каждая из которых имеет смысл самостоятельного слова, а затем даётся, как в загадке, перифрастическое описание каждого из этих слов (например, вино + град, семь + я). В фольклоре шарады почти неизвестны; в письменной литературе (с осознанием зримого членения слова) были популярны в салонной культуре 17-18 вв. (в форме стихотворений и инсценировок). Анонимный пример:

Едва приметный червь, но для мехов опасный

Есть первое моё. - Знак в азбуке безгласный -

Второе. А поэт и комик-чародей

Есть целое шарады сей.

(Моль - ер).

Несу разные вещи

Здравствуй!

Привет!

Что это ты несёшь?

Несу разные вещи.

Несуразные?! Почему они несуразные-то?

Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел…

Что ты не сумел?

Отстань.

Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел- то?

Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет…

Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

Какая жена? это у Мишки –то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал «ему же надо будет». Понадобится, значит.

Вот оно что …

А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

Тамарка?

Ага

И ничего, симпатичная?

Красивая! Зеленая такая …

Постой, постой… Это что же: у неё… волосы, что ли зеленые?

У кого волосы?

Да у Тамарки-то.

Что-о?

Ну, ты же сам сказал: «нашлась Тамарка»…

Та марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая … Там арка нарисована.

Ага, всё – таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

Пока, смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

Да ну тебя …

А стой, стой!

Ну, что ещё?

Передавай привет.

Кому?

Известно кому: Тамарке, Мишке и его жене.

4) Загадки – прятки. Разновидность загадки: нужно найти заданные слова на стыке либо внутри слова в тексте.

Например: здесь спрятались коза, мышка, собака, кот, осёл, утка, бык, корова, овца и баран.

Например, коза спряталась в этих строчках:

Далеко за деревушкой

Мы беседуем с пастушкой…

Успехов!

Здравствуй, дружок! Если любишь загадки,

С нами сыграй в необычные «прятки»:

Десять домашних животных и птиц

Здесь между строк попытайся найти!

Далеко за деревушкой

Мы беседуем с пастушкой…

Высоко тарелка с мясом,

Обойтись придется квасом…

Скоро Ванечка проснется -

Молочком кормить придется…

У ткача сукно пропало,

А в гнезде уютней стало…

Где-то, в царстве сладких снов,

Мягкий луг и теплый кров…

Я бы красный этот цвет,

Однозначно, свел на нет!

Амбара нет уж здесь давно,

А мне, признаться, все равно!

Всю ночь камыш, казалось мне,

Тревожно шелестел во сне…

Уж виден посёлок вдали за горою,

А силы мои на исходе, не скрою…

На улице ночью оставить на даче…

Кощунственный способ! А как же иначе…

ПОДСКАЗКА

Здесь спрятались волк, лиса, заяц, лось, енот, барсук, кабан и рысь.

Например, волк спрятался в этих строчках:

Ствол корой покрыт и мхом…

Поживиться б петухом!

Успехов!

…Звери лесные здесь спрятались дружно,

Чтоб отыскать их, глазастым быть нужно!

Ствол корой покрыт и мхом…

Поживиться б петухом!

Не прохлаждаюсь на окошке

И «брысь» не скажешь мне, как кошке…

У Васи промокли сапожки и ватник,

Пошел он домой, я ж залезла в курятник…

Как вовремя пенка лесная пропела:

Борзая царапнуть меня не успела!!!

Будь смелым, не трусь и в лесу не робей -

Не страшен отважному сердцу злодей!

Мышь любит сыр, а мартышка - бананы,

Я же - всеядный: урюк, баклажаны…

Тревожно вздыхал я сегодня во сне:

Наверное, что-то привиделось мне…

Барс укоризненно как-то сказал:

«Имя длиннее, а ростом ты мал!»

5.Логические загадки.

1)Загадки-шутки

1. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)

2. Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? (15 градусов)

3. Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдет вместе с другом? (10 минут)

4. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра)

5. В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (8 скамеек)

6. О т ч е г о утка плавает? (От берега)

1. Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра)

2. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два разреза)

3. Что легче - 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)

4. Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Одна)

5. Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчик? (2 часа)

1. Мельник пошел на мельницу и увидел в каждом углу по 3 кошки. Сколько ног на мельнице? (3*4*4+2=50)

2. З а ч е м охотник носит ружье? (За плечами)

3. Знаменитый фокусник говорит, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в нее. Как это? (Вползти в комнату может каждый)

4. Один шофер не взял с собой водительские права. Был знак одностороннего движения, но он двинулся в обратном направлении. Полицейский это видел, но не остановил его. Почему? (Шофер шел пешком)

5. Может ли дождь лить 2 дня подряд? (Нет, между ними - ночь)

6. Что будет с вороной, когда ей исполнится 7 лет? (Пойдет восьмой)

1. Когда аист стоит на одной ноге? (Когда поджимает под себя вторую ногу)

2. З а ч е м во рту язык? (За зубами)

3. Где не найдешь сухого камня? (В воде)

4. Как принести воду в дырявом ведре? (Заморозив ее)

5. Что за обедом всего нужнее? (Рот)

2) Загадки-обманки.

Не всегда ответ в рифму является правильным

Кукарекает спросонок

Милый, добрый …

(поросенок) петух

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это …

(мишка) белка

Кто взлетит с цветка вот-вот?

Разноцветный …

(бегемот) бабочка

Кто с утра в хлеву мычит?

Я так думаю, что …

(кит) корова

Кружевную паутину

Сплёл искусно …

(Буратино) паук

В курятнике большая драка!

Кто зачинщики? Два …

(рака) петуха

Очень медленно и тихо

По листу ползёт …

(зайчиха) улитка

Нарушая утром тишь,

Распевает в роще…

(мышь) соловей

В речке я люблю резвиться,

В стайке плавать, ведь я - …

(птица) рыба

Меж коряг устроил домик

Шар колючий - добрый …

(гномик) ёж

3)Рифмованные загадки

***
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …
(Айболит)

***
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился…
(колобок)

***
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)

***
Она красива и мила,
А имя от слова «зола».
(Золушка)

***
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)

http://enigma.h2m.ru/page0/zagadki/zagadka.php

http://ru.wikipedia.org/wiki

Тема урока: Загадки. Какие бывают загадки. Пословицы. Какие бывают пословицы.

Цели урока:

А. Обучающие: Обобщений и расширение знаний о русском фольклоре.
Б. Развивающие: Развитие логического мышления и познавательной активности.
В. Воспитательные: Воспитание любви к устному народному творчеству, к народной мудрости.

Задачи урока:

1. Научить различать и применять в практической деятельности загадки и пословицы.
2. Развивать словесно- логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать.
3. Прививать интерес к народным загадкам, пословицам.

Место урока в серии других уроков: Урок из раздела «Устное народное творчество».

Тип урока: Урок изучающего чтения.

Оснащение урока: Реквизит для инсценировки- костюмы Бабы Яги, Емели, Хозяйки, самовар, метла, балалайка, ключ, клубок с пряжей; аудиокассета с музыкой «Вместе весело шагать»; компакт диск с иллюстрациями отгадок, с видами загадок, с темами пословиц.

Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок, начинается урок. Сегодня нас ожидает не обычный урок, а урок- путешествие. Вы часто ходите в лес?

А зачем? (Ответы детей.)

Верно! В лес ходят по грибы, да по ягоды. А в сказочный осенний лес за загадками да пословицами не ходили? Да за мудростью народной?

Тогда в путь! А чтобы достичь нам своей цели, возьмём в помощь наш «Живой цветок»

II. Повторение жанров произведений фольклора

Посмотрите внимательно на этот «Живой цветок». На предыдущих занятиях мы с вами уже использовали один лепесток. Кто помнит, как он назывался? (Былины.)

Правильно. Давайте, ребята, вспомним названия всех лепестков нашего цветка. (По мере повторения лепесточки переворачиваются.)

Итак, мы повторили все жанры произведений фольклора. Ответьте на вопрос: Что такое фольклор? (Произведения устного народного творчества.)

Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. Отрываем лепесток с названием «Загадка» и отправляемся в путь.

III. Работа над понятием «Загадка»

1. Остановка «Царство Бабы-Яги»

Звучит музыка. Дети встают возле парт и имитируют ходьбу. Неожиданно появляется Баба-Яга.

Яга. Кто нарушил мой покой? Что вы тут делаете? Ходите, шумите, мне, Яге, спать мешаете!

Учитель. Это ребята в сказочный лес за народной мудростью отправились. Не подскажите ли, куда нам следует идти?

Яга. Не только не подскажу, но и отсюда никуда не отпущу! Здесь при мне и останетесь!

Учитель. Нет уж, Баба-Яга, ты нам не мешай, отпирай ворота, мы и сами дорогу найдём!

Яга. Хорошо! Будь по-вашему! Только вот замок на воротах не простой, а с секретом. Кто мои загадки отгадает, того он и пропустит. Слушайте!

Загадки:

1) Летом шубу надевает, а зимой её снимает. (Лиственный лес )

2) Весной цвету, летом плод даю, осенью увядаю, зимой не умираю. (Ель, сосна )

3) Платье скинула, а пуговки остались. (Рябина )

4) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег )

5) Не драгоценный камень, а светится. (Лёд.)

Гость гостил,
Золотой мост мостил-
Без ножа, без топора,
Без железного долота. (Мороз )

Лежит брус во всю Русь.
Если бы руки да ноги, то бы встал
Да до неба достал. (Дорога )

По мере отгадывания загадок просматриваются иллюстрации с диска.

Учитель. Ну что, Баба-Яга, отгадали мы твои загадки. Можем теперь идти?

Яга. Э-э-э, нет! Отгадать-то отгадали, да что же такое загадка не сказали.

Учитель . Что ж, ребята, разберёмся, что такое «загадка». Заодно и Бабе-Яге расскажем.

2) Работа с учебником

Чтение сильным учеником понятия «загадка» на с. 21.

Чтение загадок «цепочкой» и отгадывание.

Вывод.Загадка - короткое произведение устного народного творчества, в котором вместо предмета или явления называются их признаки или действия.

IV. Наблюдение над разнообразием загадок

Продолжаем работать по учебнику. А помогать нам будет Баба-Яга.

Загадки интересно разгадывать. Они проверяют смекалку, наблюдательность, сообразительность. Поэтому все - и дети и взрослые- любят загадки. А теперь вы узнаете, какие бывают загадки, как они строятся, как их нужно читать.

1) Виды загадок

Баба-Яга. Ну ладно, так и быть. Расскажу вам, какие загадки бывают.

Просмотр по порядку слайдов с видами загадок и чтение их в учебнике.

Чтение загадок в учебнике (с.22-23) и их отгадывание.

Вывод. При чтении загадок нужно выделять те слова, которые помогают найти отгадку. В загадках- вопросах выделяй вопрос.

Яга. Ну, ничего не поделаешь. Хоть и весело мне с вами, да деваться некуда. Хорошо вы,детки, работали. Придётся мне вас отпустить. Вот вам ключ. Счастливого пути!

V. Физкультминутка

Звучит музыка. Дети опять «отправляются в путь».Они идут, приседают под «препятствиями», перепрыгивают через «пропасти», пробираются по «одной дощечке».

VI. Работа в тетради

Остановка «Емелина печка»

Звучит русская народная музыка, появляется Емеля.

Учитель. Ребята! Узнаёте этого героя?

Кто это?

Из какой сказки?

Емеля, здравствуй, встречай гостей! Не подскажешь,правильно ли мы за народной мудростью идём?

Емеля. Здравствуйте, друзья! Как не помочь хорошим людям! Укажу дорогу! Да вот напасть - печка моя сломалась! И пока вы задания в тетради не выполните, она не поедет.

Работа в тетради (с. 11)

1) Соответствие

Отгадайте загадки, укажите стрелкой тему.

2) «Соберите загадку». Напишите отгадку

3) Точное слово

Подчеркните слова, которые помогут вам найти отгадку.

Емеля. Молодцы, ребята, быстро и правильно справились с заданием. Ну, а теперь в путь.

VII. Работа с пословицами

Отрываем, ребята, следующий лепесток и продолжаем путешествие.

Звучит музыка. Дети совершают движение «по кругу».

1) Работа с понятием «пословица»

Остановка «Избушка лесника». Сидит Хозяйка, вяжет.

Хозяйка. Здравствуйте, ребята! Слышала, слышала! Вы по сказочному лесу путешествуете, мудрость народную ищите.

Учитель . Верно, хозяюшка! Не подскажите, правильно ли мы идём?

Хозяюшка. Идёте верно. Только устали наверно. Присаживайтесь, отдохните, да о пословицах поговорите.

На доске надпись:

Учитель. Каждая пословица содержит свой смысл: учит, поощряет. одобряет, наставляет, порицает, заставляет задуматься.

Многие пословицы состоят из двух смысловых частей. При чтении между частями пословиц делается пауза, а важные слова выделяются голосом.

Обратите внимание: они напечатаны жирным шрифтом.

  • Красна птица пером, / а человек - умом.
  • Чем дальше в лес,/ тем больше дров.

2) Наблюдение над разнообразием пословиц.

Работа с учебником. (с. 26-27)

Чтение пословиц самостоятельно.

Выделение тем пословиц.

Чтение вслух понравившихся пословиц и объяснение смысла.

3) Работа в тетради (с. 12)

Соответствие.

Прочитай пословицы и соедини каждую с темой.

Собери пословицы.

Проверь себя.

VIII. Домашнее задание

Выучить наизусть 5 понравившихся загадок и пословиц.

IX. Итог урока

Хозяйка. Какие вы, ребята, молодцы. Запаслись народной мудростью. Пора вам возвращаться домой. Вот вам волшебный клубочек. Он вам укажет дорогу.

Музыка.

Учитель. Итак, ребята, мы с вами совершили большое путешествие в страну «Народной мудрости». О каких двух видах фольклора мы сегодня узнали подробнее?

Я очень люблю загадки. Ведь они помогают развивать ум, смекалку, остроумие. Поэтому мне стало интересно: как и когда появились загадки, для чего, какими они бывают, кто их придумывает. На эти вопросы мне помогли ответить родители, учителя, книги.

Что такое загадка?

Загадка – это иносказательные(содержащие скрытый смысл) изображения предметов или явлений, которые предлагается отгадать.

Бывают загадки-иносказания:

Колобок, колобок,

Зашнурованный бок,

Убегает от ног.

МЯЧ загадки-описания:

Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком.

Загадки- вопросы:

Что на сковороду наливают,

Да вчетверо сгибают?

БЛИН и даже загадки- задачи:

Шёл охотник.

Увидел на дереве трёх ворон.

Выстрелил. Одну убил.

Сколько осталось?

Кто придумывает загадки?

Народные загадки появились очень давно. Они относятся к устному народному творчеству. Часто используются в народных сказках.

Как с древних времён в народе проверяли ум и смекалку человека? Конечно же загадывали ему загадку!

Во многих русских сказках самыми мудрыми людьми оказывались те, кто легко и быстро разгадывал загадки. И за это им воздавалось сполна: девица умело справилась со всеми загадками царя – и царь женился на ней. А солдат, отгадавший труднейшую загадку, получил кучу денег в награду. Тот же, кто не разгадал загадки, в лучшем случае оказывался в дураках.

Русские народные загадки очень интересны. Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное. Поэтому такие загадки – образцы фольклорного искусства слова.

Косой бес

Поскакал в лес. – ЗАЯЦ

Катится бочка

Нет на ней ни сучочка – ЯЙЦО

Маленький мужичок

Оказывается, их писали и пишут очень известные писатели и поэты. Такие как Корней Чуковский, Михаил Шварц, Генрих Сапгир, Сергей Михалков и многие, многие другие.

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная!

К. Чуковский

Летом небо

Очень гладко,

Как спортивная

Площадка.

Футбольный мяч.

Где была ты?

Тут и там.

Где летала?

По цветам.

Что домой ты принесла?

Мёд,- ответила ПЧЕЛА

Г. Сапгир

Когда появились первые загадки?

Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – не известно. Однако первые упоминания о них относятся к началу семнадцатого века. Точно одно. Что загадка появилась не раньше самого предмета, о котором говорится в этой загадке.

Например, загадка о проруби:

В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено

Относится к восемнадцатому веку. Именно тогда стекло стали много использовать.

А загадка о радио –

Не человек, а разговаривает- возникла в двадцатом веке, когда появилось радио радио.

Почему возникли загадки?

Считается, что в древности люди часто пользовались иносказательной тайной речью. Она нужна была военным, священникам и простому народу. С помощью загадок древние обучали молодёжь иносказательной речи. Умение разгадывать загадки было, по мнению древних, необходимостью. Лишь знающий загадки был сильным и мудрым человеком. Эти знания приносили человеку счастье.

О чём загадывают загадки?

За много веков народ придумал множество загадок обо всём на свете. Тут и загадки о явлениях природы, о растениях, о животных, о самих людях и их жизни.

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На дереве живёт

И орешки грызёт.

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошёл

Красну шапочку нашёл.

Есть ли загадки в других странах?

Конечно, есть!

Каждый народ имеет свои загадки. Многие из них переведены на русский язык и понятны нам. Часто в загадках говорится о знакомых всем людям предметах(солнце, звёзды и пр.), а иногда загадку трудно отгадать, так как отгадкой становится предмет, знакомый определённому народу.

Якутские загадки:

Серебряная чаша

Посреди моря лежит

Без колёс, а двигается.

Эвенкийские загадки:

Старушка встанет –

До неба достанет.

ДЫМ ОТ КОСТРА

Кипит котёл в тайге.

МУРАВЕЙНИК

Карельские загадки:

Кипит в лесу котёл

Без дров – головешек,

Без поваров – поваришек,

Без кашеварок – стряпушек.

МУРАВЕЙНИК

Не кушает, а пухленькая,

Не умыта, а чистенькая.

Алтайские загадки:

На вершине золотого дерева

Золотая кукушка крылья распустила.

КЕДР И ШИШИКИ.

Страшный хан живёт в горах,

На людей наводит страх.

Загадки народов Северного Кавказа:

В тёмный ров страшный барс залез.

САБЛЯ В НОЖНАХ

Никто не кормил, а толстой стала.

Загадки народов Южного Урала:

Плащ не больше чаши, а весь народ греет.

Под горбатым мостом

Четыре горбика.

НОГИ ВЕРБЛЮДА

Зачем нужны загадки?

Загадки интересны, познавательны, они развивают логику, речь, мышление и фантазию. Поэтому взрослые так любят загадывать загадки детям, а дети любят их отгадывать.

Долго ли будут существовать загадки?

Загадки будут жить вечно. Только одни загадки уходят, но на их место приходят другие. Так происходит потому, что многие предметы быта, события уходят из нашей жизни и мы не можем отгадать их, не понимаем их смысл. Но новое время приносит с собой новые современные загадки. Некоторые из них основываются на старинных загадках.

Летит птица крылата:

Без глаз, без крыл,

Сама свистит, сама бьёт.

В древности отгадкой была СТРЕЛА.

А теперь мы скажем, что это ПУЛЯ. И по-своему будем правы.

Можно ли сочинять загадки самим?

Я решила проверить – можно ли самим сочинять загадки? Я постаралась и вот что у меня вышло:

Белый, ароматный

Очень, очень сладкий

Красная одёжка

Чёрная застёжка

Все «Коровкой»

Называют и на

Небо отправляют.

Там её детки кушают конфетки

Божья коровка

Очень вкусная подружка

Ароматная ПЕТРУШКА

Открываю белый короб

Там всегда продуктов ворох.

Все полезны и нужны

Ну, конечно, ХОЛОДИЛЬНИК

Эти штучки любят детки

Только это не конфетки.

Мы сосали их и сами,

А теперь большими стали

И давно их не видали

СОСКА, БУТЫЛКИ С СОСОКОЙ

Кто ночью работает,

А днём отдыхает?

Итак, узнав многое из истории загадок, я полюбила их ещё больше. Теперь для меня загадки не только смешные и забавные вопросы. Но, прежде всего, это исторические литературные памятники русского фольклора и прекрасные миниатюрные произведения известных авторов. Я узнала, что загадки есть у каждого народа, что пришли они к нам из древности и что они продолжают жить и обновляться, появляются новые уже авторские загадки. Я попробовала и сама сочинила несколько забавных загадок и мне это понравилось.

Закончить свою работу я хотела бы стихотворением Владимира Даля – известного собирателя фольклора, писателя, автора толкового словаря и великого знатока русского языка.

«Загадка»

Как по мосту, по мосточку

Шла девица-семилетка,

За девицей –молодец:

Стой, девица – семилетка,

Загадаю три загадки,

Ты изволь же отгадать их:

А что растёт без кореньев?

А что цветёт без алого цвету?

А что шумит без буйного ветру?

Растёт камень без кореньев,

Цветёт сосна без алого цвету,

Шумит вода без буйного ветру.

В ходе многолетней работы с детьми я пришла к выводу, что воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. С помощью загадок у детей можно формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову, но и развивать мышление детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы, чтобы отгадать загадку ребенку нужно внимательно наблюдать, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять найденное. Помимо этого с помощью загадок можно развивать у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир, а также приучать детей к логике, к рассуждению и доказательству.

Кроме развития мышления детей загадка играет важную роль в развитии речи детей.

Использование загадок в работе с детьми способствует формированию образности речи детей, загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. В своей работе использую загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме, применяю их во время детской деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности.

Считаю своей задачей научить детей разгадывать самые разные загадки и придумывать свои. Работа ограниченная только пересказом загадок и сообщением отгадок, не позволяет в полной мере задействовать их развивающие возможности, так как загадки очень многогранны: как логическая задача, загадка учит анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать выводы, проверять себя. Как произведение устного народного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводит детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами родного языка.

Загадки - необходимый атрибут дошкольного детства, однако не всегда взаимоотношения с загадками складываются просто. Иногда прямое и подробное описание знакомого детям предмета не ассоциируется у них с отгадкой, а иногда ответ находится моментально, без усилий. Это является следствием непредсказуемого сочетания свойств самой загадки и способностей ребенка. Срабатывает поистине загадочный механизм, объединяющий ресурсы образного мышления, воображения, аналитики, интуиции и опыта ребенка. Чтобы содействовать включению этого механизма, а также возникновению у ребенка ощущения загадочности, желания разгадать загадку, необходимо выразительные средства языка дополнять выразительными средствами голоса. Поэтому весьма важно выбрать правильно интонацию, тембр и громкость голоса, темп речи, верно расставить смысловые акценты.

Загадки нельзя разделить на простые и сложные, ориентируясь на их восприятие детьми, однако строение загадок дает возможность распределить их по группам. Можно выделить следующие группы загадок:

  1. загадки-описания, в которых производятся простая совокупность признаков и характерные для загаданного предмета действий;
  2. загадки, содержащие ключевой признак, свойственный только данному объекту:
  3. загадки, в которых описание дается через отрицание;
  4. загадки, в тексте которых содержатся разного рода подсказки;
  5. загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет (загадки построенные с использование сравнений, метафор) ;
  6. загадки-рифмовки;
  7. загадки-обманки;
  8. загадки на смекалку и др.

Рассмотрим первую группу загадок. Использование таких загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания.

Учить доказать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, формируя ее в точную словесную форму. Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, необходимо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Следует вызвать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Для этого я организовываю межу детьми соревнование: «Кто полнее и точнее докажет?» , «Кто правильней докажет?» . Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Загадывая детям загадки, повторяю их несколько раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и выделяли признаки. После этого даю детям образец и план доказательства в соответствии со структурой загадки. Например: «У кого мордочка усатая, а шубка полосатая? Кто часто умывается без воды? Кто ловит мышек? Кто любит рыбкой полакомится? Про кого эта загадка?» .

«Безрук, без ног

По окном стучится,

В избу просится» (Ветер)

Вторая группа загадок - загадки, содержащие ключевой отличительный признак загаданного предмета. Загадки этой группы считаются наиболее простыми. Опыт работы показывает что детям далеко не всегда дается выделить в тексте загадки фрагмент, емко и однозначно указывающий на знакомый объект.

Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину -
Хоть пиши картину. (Бобры)

Первая строка указывает лишь на то, что речь идет об обитателях реки. И только в сочетании с третьей строкой формируется ключевой признак (отгадка) - существа, обитающие в реке и строящие плотины.

Рекордсмен среди зверей -
Всех о бегает быстрей.
Длинным рулит он хвостом,
Шубка в точечку на нем. (Гепард)

Сложность загадок третьей группы, содержащих описание через отрицание, заключается, прежде всего в их построении - перечисление признаков перемещается указанием на то, чем или кем не является загаданный объект, это мешает детям сосредоточиться на описании самого предмета.

Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц.
С копытами, да не лошадь.
Серый, длинноухий, с копытами (Осел) .

В данном примере указание на то, кем не является загаданный объект, не дает нам дополнительной информации. Но ряде загадок отрицающая часть более информативна, это дает возможность более полно использовать развивающий потенциал загадки.

Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда наступят холода. (Шарф)

Слова «галстук» и «воротник» в загадке указывают на то, что речь идет о предмете или детали одежды, которая носится на шее. Именно это и объединяет данные слова. Вторая строка подтверждает нашу отгадку, а из двух последних строк мы узнаем, что носят этот предмет только в холода.

Четвертая группа - загадки, в которых помимо описания предмета, существа или явления даются и другие подсказки.

Например, указываются буквы, которые есть в слове-отгадке.

Начинается на «о»
И кончается на «о» .
Я хвораю, не гуляю,
Целый день гляжу в него. (Окно)

Дополнительной подсказкой служит рифма - отгадка является последним словом текста загадки и рифмуется чаще всего с последним словом предпоследней строфы.

Я сегодня утром рано
Умывался из под … (крана)

Практика показывает, что такая подсказка чаще отвлекает детей от поиска элементов описания, от рассуждения. Они стараются услышать правильный ответ в тексте, что довольно сложно.

Пятая группа - загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет. Такие загадки строятся на основе метафор, гипербол, сравнений. Их достаточно трудно разгадать, выстраивая рассуждение. Дети часто не могут определить по какому именно признаку загаданный объект сравнивается с предметом или существом, «заменяющим» его в тексте загадки. Им также бывает непросто выбрать нужное значение многозначных слов.

Вкусны - оближешь пальчики! -
Оранжевые мячики. (Апельсины)

Под крышей четыре ложки,
А на крыше суп да ложки. (Стол)

На пальце одном,
Ведерко вверх дном. (Наперсток)

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки)

Особенно непросто докопаться до истины при столкновении с загадкой, построенной на базе метафоры-парадокса, т.е. сочетания противоположных, несовместимых по смыслу признаков, понятий. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнивать предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидить в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное.

Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)

Хоть нем я и глух,
А станешь бить меня -
Закричу. (Колокол)

Иногда рассказ о загаданном объекте в загадке умышленно направляет слушателя по ложному пути:

Что за зверь?

Зимой ест, а летом спит.
Тело теплое, а крови нет.
Сесть на него сядешь,
А с места не свезет.

Загадка требует узнать зверя, который спит летом, что для наших климатических условий нонсенс. Вдобавок у него не крови, и он не двигается с места. Уяснив это, нужно выстраивать новую линию рассуждения. Важнейшие признаки - теплое «тело» , летняя «спячка» и необходимость «кормить» только зимой. Это печь.

Шестая группа - загадки-рифмовки. Отгадывать такие загадки несравнимо легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок, но польза от таких словесных игр также огромная.

Апельсины и бананы очень любят … (обезьяны) ;
У меня пропал носок, утащил его … (щенок) ;
В реке большая драка: поссорились два … (рака) ;
Подставив солнышку бочок, лежит на грядке … (кабачок) .

Следующая группа - загадки-обманки. Такие загадки также как и загадки-рифмовки рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательными, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора.

Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая … лисица (белка) ;
Дочерей и сыновей учит хрюкать … соловей (свинья) ;
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый … волк (медведь) ;
По сосне, как в барабан, застучал в лесу … кабан или баран (дятел) ;
Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это... мишка (белка)

В следующую группу входят особые загадки, в решении которых не поможет богатый жизненный опыт и энциклопедические знания. Смекалка - это сообразительность, умение быстро уловить суть дела, острота ума, наблюдательность, интуиция. Загадки на смекалку тренируют интуицию и быстроту реакции на неожиданность, учат детей мыслить нестандартно, помогают уйти от стереотипов мышления, развивают чувство юмора. В них всегда есть подвох, недоговоренность, многозначность.

От чего плавает утка (от берега) ;
За чем язык во рту (за зубами) ;

Сколько концов у трех палок? А у четырех? А у четырех с половиной? (6, 8, 10) ;

На окошке сидит кошка. Хвост как у кошки, усы, лапы, уши как у кошки, а сама не кошка. Кто это? (Кот) ;

Какой рукой лучше размешать чай? (чай лучше размешивать ложкой) ;

Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут будут вариться 2 яйца? (3 минуты) ;

Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2кг. Сколько она будет весить, если встанет на две ноги? (2кг.) .

В своей многолетней работе я пришла к выводу, что загадки играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Для них загадать и разгадать загадку доставляет огромную радость. Да и мы, взрослые тоже не прочь и старую добрую загадку к месту вспомнить, и новую на современный лад попытаться сочинить.

  1. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.; Академия, 2000.
  3. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей. Дошк. воспитание. -1990. -№7
  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.; Просвещение, 1976.
  5. Российская детская энциклопедия загадок/Ред. -сост. А.В.Богданова.-СПб.;Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  6. Большая книга загадок/ Сост.О.В.Узорова,Е.А.Нефедова.-М.; Астрель, АСТ, 2011

Должность: воспитатель

Место работы: Иркутская область, г. Иркутск, МБДОУ № 94