Женский монастырь в гродно расписание. Церковь рождества богородицы. Свято-Рождество-Богородицкий cтавропигиальный женский монастырь, г. Гродно

Находится удивительный комплекс монастыря базилианок . В большинстве источников указано, что на месте монастырского комплекса и входящих в него построек в XII веке размещался Пречистенский храм. Этому есть официальное подтверждение, о чем свидетельствуют найденные в 1980 году остатки храма. Он просуществовал до середины XVII века, после чего сгорел при пожаре. И уже в 1654 году на месте сгоревшей постройки возвели м онастырь базилианок .

Монастырь базилианок в Гродно: история возникновения

На территории монастыря базилианок в 1726 году по проекту итальянского архитектора Иосифа Фонтана возвели униатскую каменную церковь Рождества Богородицы, которая сохранилась до наших дней.

В середине XIX века из униатской святыни сделали православный монастырь для женщин и присвоили ему второй класс. Из оршанского монастыря сюда перебрались шесть монахинь и четыре послушницы с игуменьей.

В 1848 году внутри церкви произошли некоторые изменения по перепланировке – иконостас переместили в восточную часть храма из западной.

Во второй половине XIX века в храме обнаружили мироточение иконы Божией Матери. Оно длилось около полугода. За это время миро собирали в особый крестообразный сосуд, который находится в стенах монастыря по сей день.

После пожара в 1914 году в церкви Богородицы ее восстановление произошло только через 13 лет.

До 1992 года в стенах храма находился музей религии. Этот год вдохнул в монастырь новую жизнь, он снова стал доступен для посещения прихожанами. И тогда же в стены храма вернули икону Божией Матери, которая была утрачена в период войны.

Монастырь базилианок – шедевр архитектуры Гродно

Монастырь базилианок является важным памятником архитектуры стиля барокко , который представляет особую ценность для страны. Комплекс монастыря включает в себя церковь, хозяйственный и жилые корпуса и постройку каплицы. Церковь имеет вид трехнефного храма с двумя башнями. Главный фасад церкви лаконично завершает фронтон треугольной формы.

В середине XIX века к зданию церкви был пристроен монастырь, состоящий из двух этажей, который имеет планировку галерейного типа, чуть позже сюда же пристроили каплицу зальной планировки.

Удивительное место монастырского комплекса базилианок можно посетить с несколькими туристическими программами , проходящими по многим культурно-историческим местам области. Большое количество туристов стремится познать историю своей Родины, чтобы не только узнать о новых исторических фактах, но и увидеть те святые места, в которых вершилась и создавалась временем история.

У каждого своя дорога к храму. С гродненским Свято-Рождество-Богородичным женским монастырем связана дорога к вере многих горожан. Их личная история тесно переплетается с историей обители.

Расположен монастырь в центре Гродно, окружен магистралями, многоэтажными домами, вокруг бурлит мирская, суетная жизнь, однако стоит подняться по лестнице, перешагнуть за стены монастыря, внутрь небольшого уютного дворика, и ты словно попадаешь в другой мир: здесь не слышен городской шум и кажется, что время течет иначе, медленнее, умиротвореннее. И кажется, что, окунувшись в это умиротворение, красоту, сам становишься другим. И хочется задержаться подольше. Прийти сюда опять и опять. Со своими радостями, скорбями, печалями. Найти утешение и поддержку.

Но мало кто задумывается, что сокрыто за этой тишиной и умиротворенностью. Какая идет непрестанная, невидимая и неведомая мирскому человеку работа – суть молитва. Что монашеская жизнь есть подвиг. Что 25 лет назад на месте ныне процветающей обители был музей атеизма. И что оно есть – возрождение?


МАТУШКА

Игумения Гавриила. Настоятельница гродненского Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря. Матушка. Духовная мать монахинь. Благодаря ее деятельному служению, под ее неустанным духовным руководством на протяжении 25 лет шло возрождение гродненской обители. Теперь с высоты прожитых лет можно сказать, что до игуменства по промыслу Божиему ее личная история несколько раз соприкасалась с гродненским монастырем.

Когда Марии Глуховой было три года, вместе с мамой, женщиной глубоко верующей, они переехали жить из далекого Саратова в Жировичи, поближе к Свято-Успенскому Жировичскому монастырю, который мама Марии очень любила. Все детство и отрочество Маша провела в окружении сестер гродненского монастыря, которые после закрытия Богородичной обители с 1960 года находились в изгнании в Жировичах. После школы девочка каждый день бежала к сестрам, которые окружали ее заботой, вниманием и у которых она постигала науку веры. Особенно любила девочка старицу схиигумению Гавриилу (Рисицкую), настоятельницу гродненского монастыря. Радостно было для Маши получать из рук схиигумении подарки на Пасху, Рождество, в День Ангела. Любила девочку и схиигумения. Одному Богу известно, какие мысли были у старицы, умудренной жизненным опытом и подкрепленной молитвенной силой, в те моменты, когда шаловливая отроковица Мария сидела у ее ног. Чувствовала ли матушка, что она внутренне, духовно как бы передает бразды правления будущей игумении, благословляя ее на монашеский и игуменский путь?

Непосредственно в гродненский монастырь Мария попала во время учебы в школе. Правда, тогда она не знала, что музей атеизма, куда школьников привезли на экскурсию, был монастырем.

Еще раз промысел Божий дал ей знак в 1991-м, когда трудилась в отделе внешних церковных связей Московской патриархии. Тогда вместе с Патриархом Алексием II инокиня Гавриила приехала в Жировичи. За трапезой, как всегда, делала снимки. И краем уха услышала несколько фраз из беседы Патриарха с руководителем области. Речь шла о передаче здания гродненского монастыря Белорусской православной церкви.

А 10 мая 1992 года Синодом Белорусской православной церкви было принято решение об открытии Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря.

«Хватит ли сил, терпения для такого послушания», – то и дело возникали сомнения у монахини Гавриилы. Казалось, что возродить обитель и вдохнуть душу в эти стены не в человеческих силах: в здании располагались студенческое общежитие, ДОСААФ, музей истории религии и атеизма. Все решил тот день, когда она, приехав в Гродно посмотреть, в каком состоянии находится монастырь, увидела экспозицию музея в храме. В самом святом месте – вокруг алтаря – раскинулась выставка антицерковного содержания.

– Это очень оскорбило меня как христианку. Решила, что непременно добьюсь восстановления монастыря,
– вспоминает игумения Гавриила.

На вопрос: «С чего начинать?» ответ был один: «С молитвы». В течение 40 дней молились у полуразрушенных стен Богородичного храма прежние насельницы монастыря и простые гродненцы, каждый день читая по 12 раз акафист Божией Матери «Скоропослушница». И, казалось, невозможное свершилось. 1 июля 1992 года в праздник Боголюбской иконы Божией Матери, ровно через 32 года после закрытия обители, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Высокопреосвященнейший Митрополит Минский Филарет совершил первую Божественную Литургию в гродненском Свято-Рождество-Богородичном женском монастыре.

Постепенно жизнь налаживалась. Приводились в порядок, ремонтировались здания монастыря, в храмы были возвращены многие из утраченных святынь.

А в 1995 году гродненская обитель удостоилась визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который 23 июля возвел монахиню Гавриилу в сан игумении. Это историческое событие помнят многие гродненцы и многочисленные гости города.

Сегодня, спустя 25 лет, гродненский монастырь – жемчужина принеманского края, духовный оплот православия. Неустанно трудится на благо обители игумения Гавриила вместе с инокинями и прихожанами. Второе возрождение монастыря во многом заслуга матушки. История его возрождения – и ее история. Сколько трудов положено, сколько молитв вознесено!.. Она никогда ни слова не говорит об этом.

Моих заслуг нет никаких, это все Царица Небесная. Она хозяйка обители, – говорит матушка.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Наследие духовное не может быть попрано и забыто. Понимала это монахиня Гавриила, когда делала первые шаги в деле возрождения гродненского Богородичного монастыря. На протяжении 25 лет стараниями и трудами – своими, сестер и прихожан – продолжает писать страницы его летописи.

– Возрождение можно рассматривать в двух аспектах. Первый, внешний, – это ремонт монастыря, строительство келий, храмов, их роспись, обеспечение утварью и так далее. Он сложен, но второстепенен, – говорит матушка Гавриила. – Самый важный и главный – духовный аспект – возрождение душ человеческих, нравственности, пробуждение совести.

За годы своего второго возрождения монастырь преобразился внешне. В возобновлении духовной сестринско-монашеской жизни матушка твердо следовала уставу, традициям, заложенным своими предшественницами, которые, даже находясь в Жировичах, бережно их хранили и соблюдали. Сегодня монашеская жизнь восстановлена полностью, совершаются уставные богослужения, круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь.

Вы никогда не задумывались, почему так иногда хочется в монастырь? Что-то словно тянет туда… Монастырские службы особые. Тихие и умиротворенные в своем минорно-спокойном пении, чтении. Более продолжительные. И не всякий мирянин выстоит их от начала до конца. Не всякий понимает, что поется-читается. Но человек понимает, что идет молитва. Слушает, и душа успокаивается. И так благостно делается, так легко...

Но вот он обращает внимание на рядом стоящих. Видит потупленный взгляд, слезы рядышком у соседки, а еще больше внимания обращает на монашествующих. И начинает задумываться, опускается с облаков на землю, видит себя изнутри. Сколько в нем всяких задоринок, сучков, с которыми надо работать, которые нужно убирать. Понимает, что все, чего мы хотим, – внешнее, материальное – останется на земле, а все, что он приобретет в своем сокровище – сердце, пойдет с ним в Вечность. Люди, впервые зашедшие в монастырский храм на длинную службу, выходят другими.

– Обитель – это не есть что-то личное, частное, скрытое и закрытое. Она доступна для всех, – говорит игумения Гавриила. – Человек, пришедший в монастырь, успокаивается, общаясь с монахами, батюшкой, старицей.



Гродненский монастырь был всегда любим не только простыми людьми. Красностокскую обитель посещал даже император Александр II. В 1914 году все было готово для встречи Николая II, однако война сломала эти планы. После возрождения гродненского монастыря в 1995 году его удостоил визитом Патриарх Алексий II. В 1998 году – Президент Беларуси Александр Лукашенко, который своим мудрым решением подписал указ о передаче всего комплекса церковных зданий Свято-Рождество-Богородичного монастыря в собственность православной церкви. Это был беспрецедентный случай.

На протяжении всех 25 лет мудрым наставником, проявляющим отеческую заботу, терпение, оказывающим постоянную помощь, был и есть ныне Почетный Экзарх всея Беларуси Митрополит Филарет. Продолжает совершать добрые дела своего предшественника Митрополит Минский и Заславский Павел.

МОНАШЕСТВУЮЩИЕ

Многие считают, что в монастырь уходят, чтобы спрятаться от житейских проблем. Мало кто знает, задумывается, что сокрыто за этим. Как нелегко порвать все связи с внешним миром, отказаться от общения с родными, отречься от собственной воли, привычек, сменить свободу своего «Я» на строгую монашескую дисциплину, на постоянные послушания и молитву. Не всякому это по силам. Монастырь – это место особых подвигов, невидимых для глаз человеческих, это место постоянной борьбы со злым началом в себе.

Сейчас в гродненской обители 16 монашествующих. Распорядок дня краткий и строгий. Подъем в 5.30. В 6.00 начинается полунощница, в 8.00 – литургия, которая обычно заканчивается около 11.00. Затем трапеза, послушание, келейная молитва, опять послушание, вечерняя служба, ужин, вечернее правило и в 23.00 отход ко сну. Завершают день сестры молитвой, прося у Господа и друг у друга по древней монашеской традиции прощение за прожитый день. Сестрам разрешается молиться ночью.

У монашествующих должны быть два крыла – молитва и труд. Птица с одним крылом не летит. Если человек молится, но не трудится, он упадет. Если трудится, но не молится, не взлетит, – говорит матушка Гавриила.

Основное предназначение монаха в любом монастыре – послушание. Оно включает в себя полное отречение от собственной воли, смирение, молитву, труд. Послушания связаны с организацией богослужений, внутренней жизни монастыря, помощью прихожанам, ближним. Трудятся сестры в просфорне, на кухне, огороде, швейной мастерской… Слов «я хочу», «не могу» здесь не услышишь.

Игумения для сестер духовная мать, за них она несет ответственность перед Богом. Духовное руководство в течение многих лет помогает вести духовник обители – наместник Свято-Успенского Жировичского монастыря архиепископ Гурий.

Сестры постоянно читают святоотеческие писания, собираются на беседы. Если есть какие-то вопросы, могут прийти к матушке лично.

Одна из необходимых обязанностей монашествующих – открытие помыслов. На откровение помыслов приходят сестры к старшей монахине – схимонахине Варваре.
Монахи такие же люди, как и миряне. Но чем они должны отличаться от мирян?

– Они должны через работу над собой внутренне, духовно преобразиться. Достичь такой чистоты сердца, чтобы пришедшие в монастырь буквально от общения с ними почувствовали легкость, – продолжает матушка. – Ведь главная задача монастырей – помогать людям, чтобы они не находили утешение в дурных привычках, а поняли и приняли свою жизнь как дар Божий.

ПОМОЩЬ БЛИЖНЕМУ

Монахи не работают в миру, не получают зарплату, не имеют собственности. Живут на пожертвования, трудятся сами. У сестер Богородичного монастыря есть свой надел земли в 3,2 гектара, где они выращивают овощи. Помогают сестрам обители миряне. Сестричество в честь преподобной Елисаветы при монастыре объединяет около 50 гродненцев. Вместе с сестрами трудятся на огороде, ездят собирать ягоды, грибы, делают заготовки на зиму. Помогают ухаживать за цветами. Проводить ремонтные работы.

Трудятся сестры в золотошвейной мастерской. Шьют облачения, монашескую одежду, вышивают.

Ведется постоянная миссионерско-просветительская работа. В воскресной школе занимаются более 100 воспитанников, действует молодежная группа «Мироносицы». Дети и молодежь принимают практическое участие в делах милосердия. На праздник Рождества Христова они вместе со взрослыми с концертами и подарками посещают больницы, детские дома, приюты, многодетные семьи.

Дела милосердия, помощи ближнему творятся в обители постоянно. Каждый день люди приходят сюда за помощью. Здесь никому не отказывают. Голодного накормят, обиженного утешат, страждущему помогут. Но о творимых делах матушка говорить не любит: «Дела должны идти впереди слов». Самым главным милосердным делом является круглосуточная молитва.

– Я стараюсь призывать себя и монашествующих, наших постоянных прихожан, детей, молодежь, взрослых творить добрые дела, – говорит матушка. – Жить не для себя, а для ближних. По-другому нельзя. Чем больше мы сделаем добра, тем больше приобретем. Чем больше будем завидовать, сетовать, скорбеть, негодовать, тем больше потеряем.

Можно много рассказывать о традициях празднования в монастыре Рождества, Пасхи, Дня семьи, любви и верности, жен-мироносиц и других праздников – это всегда радостно и благостно. О чудесных случаях помощи Божией обители. Ведь нам, мирянам, это всегда так интересно. Мы ждем чудес явных, не понимая, что жизнь и есть настоящее чудо. И что чудеса мы можем делать сами, творя добрые дела.

За 25 лет возрождения Свято-Рождество-Богородичного женского ставропигиального монастыря много верующих прихожан и паломников, посетив обитель, обрели мир в своих душах и укрепление в вере.

Как-то посещала Богородичную обитель делегация из высокопоставленных лиц. Побывав на литургии, одна из женщин подошла ко мне и сказала: «Посетив ваш монастырь, кажется, я начинаю понимать, как надо жить», – вспоминает игумения Гавриила. – Нам, монахам, стоит претерпеть многие скорби, неприятности, клевету и поношение, чтобы услышать от мирского человека такие слова. Ради этих нескольких слов и стоило возрождать обитель.

СВЯТЫНИ

В гродненской Свято-Рождество-Богородичной обители пребывает много святынь, которые помогают всем, кто с искренней верой и молитвой приходит в храм.

Особо чтимая верующими – Владимирская Мироточивая икона Пресвятой Богородицы. Мироточение иконы произошло 7 октября (20 октября н. ст.) 1877 года, а спустя короткое время на глазах прихожан произошло чудо исцеления бесноватой. Крест со святым миром и по сей день пребывает рядом с образом. Гродненские монахини очень дорожили этой иконой, считая ее своей заступницей и покровительницей.

Доступны для поклонения верующих мощевик с частицей Животворящего Древа Креста Господня и частицами мощей многих святых. Икона Сергия Радонежского с частицей мощей преподобного в октябре 2004 года явила также чудо мироточения.

В 2001 году из Бари была привезена частица святых мощей Николая Чудотворца, которую поместили в старинную икону. В дни памяти святителя прихожане имеют возможность быть помазанными святым миром, истекающим от мощей великого угодника Божия уже более 1500 лет.

С 2009 года пребывает в гродненской обители икона Петра и Февронии Муромских с их частицами мощей – покровителей семьи. С Ватопедского монастыря Святой горы Афон были переданы в дар копии чудотворных икон Божией Матери «Всецарица», «Отрада и Утешение», «Алтарница».

Много других святынь находится в обители.

ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

История Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря берет начало в далеком XII веке, когда здесь был возведен православный храм в честь Пречистой Богородицы. В XVI веке Пречистенская церковь стала собором – главным храмом Гродно. Дважды храм уничтожали пожары, и дважды он отстраивался заново. Во время униатского периода здесь размещался женский базилианский монастырь, который в 1843 году, после ликвидации унии, был преобразован в православный Свято-Рождество-Богородичный второклассный женский монастырь.

С этого времени начинается период расцвета обители. Церковь Рождества Богородицы была капитально отремонтирована в соответствии с православными канонами, приведен в порядок келейный корпус. В 1866 году была построена вторая церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. А в 1877 году в обители совершилось чудо мироточения от Владимирской иконы Божией Матери, собранного и помещенного в специально изготовленный крест, который пребывает на иконе со святым миром и по сей день.

Количество желающих поступить в монашескую общину росло. Но условия монастыря не позволяли удовлетворить просьбы всех желающих. Решением Священного Синода в 1901 году монастырь из Гродно был переведен в Красносток в 30 километрах от Гродно. С этого времени Рождество-Богородичный монастырь в Красностоке стал основным, а гродненская обитель обрела статус приписной. За короткое время монастырь стал одним из образцовых. При нем были открыты школы грамотности для взрослых, приют для сирот, народная чайная, библиотека, амбулатория, аптека, сельскохозяйственное училище, производственные мастерские, братство.

Во время Первой мировой войны в 1915 году монастырь, в котором насчитывалось 500 насельниц, был эвакуирован в Москву, но гродненская обитель как подворье продолжала существовать до 1921 года, когда монастырь вновь стал самостоятельным. В период Второй мировой войны насельницы гродненского монастыря помогали горожанам питанием, лечением, делились последним куском хлеба. В 1953 году обитель возглавила игумения Гавриила (Рисицкая), при которой в послевоенные годы была налажена внутренняя и внешняя жизнь монастыря. Ее стараниями был построен дом настоятельницы, возвращена из эвакуации Владимирская Мироточивая икона, многие монахини, находившиеся в рассеянии после войн, вернулись в свою родную обитель.

1 июля 1960 года гродненский монастырь был закрыт. Сестры вместе с игуменией Гавриилой переехали на жительство в Жировичский Свято-Успенский мужской монастырь, где пребывали до 1992 года.

Комплекс монастыря бернардинцев (XVI-XVIII вв.) – еще один крупнейший архитектурный ансамбль Гродно. Его облик сложен сплетением трех стилей: готики, ренессанса и барокко. Несмотря на кажущуюся эклектичность, все архитектурные элементы представляют собой гармоничную и выразительную единую композицию. Интерьер украшают ренессансные скульптуры, резьба, лепка и фресковая живопись.

Монастырский комплекс образуют костел, жилые корпуса, многоярусная колокольня. Самый первый, деревянный монастырь, был основан здесь, на землях, дарованных в XV веке бернардинцам, в 1494 году. Во второй половине XVI века, когда Гродно сделался фактически столицей Речи Посполитой, король Жыгимонт III основал здесь каменный костел при монастыре. Он был освящен епископом виленским уже в начале XVII века, в 1618 году, об этом говорит мемориальная доска.

Позже комплекс монастыря пострадал при пожаре и в начале XVIII века был реставрирован с небольшой перестройкой. В 1863 году монастырь был упразднен, а костел стал приходским.

Расположен на высоком берегу Немана, является одной из доминант в панораме города.

Францисканский монастырь

Католический монастырь францисканцев на левом берегу Немана является памятником архитектуры XVII века. Это целый комплекс зданий, построенных в 1635 году в стиле барокко. Монастырь выглядит необычно, чему способствует неровный рельеф местности, внесший свои коррективы в композицию строений. Впрочем, асимметрия характерна и для других храмовых строений Белоруссии.

Башня-колокольня, ворота с оградой, костел и жилой корпус - вот и весь монастырь последние образуют замкнутый внутренний двор в виде неправильного четырехугольника. Не вдаваясь в сложные терминологические подробности, можно отметить, что архитектура имеет свои особенности. В целом монастырь выглядит строго, но достаточно ярко - в декоре много зеленых и синих тонов, есть росписи в стиле романтизма.

Костел насчитывает семь алтарей. Один из них деревянный, украшенный скульптурами и искусной накладной резьбой. Остальные алтари - каменные, украшенные скульптурами и подобающими месту изображениями. В оформлении внутреннего пространства сочетаются несколько стилей - разновозрастное барокко и рококо.

Стоит отметить, что посетить монастырь стоит даже не ради самого монастыря, а ради покоя этого места и прекрасных видов, которые открываются с высокого берега Немана на город.

Бригитский монастырь

Бригитский монастырь – памятник эпохи барокко первой половины XVII века. Красивый, изысканный и даже загадочный архитектурный комплекс занимал в прежние времена практически целый квартал старинного Гродно. Интересно расположение зданий комплекса – костел размещен на перекрестке двух значимых дорог, что подчеркивает красоту здания.

Строения относят к эпохе барокко, но в архитектуре много отклонений от традиционного стиля. На стенах костела есть очень интересные орнаменты. Внутреннее пространство украшено многочисленными скульптурными композициями и более чем 40 иконами. Во дворе монастыря сохранилась интересная деревянная постройка, сделанная без применения гвоздей, называемая лямус – бывшее общежитие монахинь-бригиток. Двухэтажный дом из массивных бревен – пример традиции белорусского народного строительства.

К другим постройкам комплекса относятся: жилой корпус, который образует с костелом квадратным внутренний двор, и местами сохранившаяся высокая каменная ограда с воротами и башнями.

Основали монастырь в 1635 году великий маршалок литовский Кшыштоф Веселовский и его жена Александра в память о приемной дочери Гризельде. По их приглашению в Гродно приехали представительницы ордена Святой Бригитты. В 1642 г. на месте деревянного началось строительство каменного барочного костела, который через 10 лет освятил Вильнюсский епископ Ежи Тышкевич.


Достопримечательности Гродно

В историческом центре, недалеко от и находится одна из старейших достопримечательностей города – Церковь Рождества Богородицы Гродно .

Монастырь Базилианок был построен еще в первой половине 17 века и принадлежал Пречистенской церкви (датируется 12 веком), развалины которой можно наблюдать и сегодня. Историки утверждают, что в монастыре изначально проживало только 5 монахинь. В 1647 году в городе происходит пожар, который разрушил множество зданий. Огонь разрушил также и монастырь.

Через несколько десятилетий стараниями базилианок был построен храм Рождества Богородицы, который также уничтожил пожар. В 1720 году было принято решение о возведении каменной сооружения, в котором расположился храм и жилые помещения. Определить стиль сооружения проблематично. Он вобрал в себя особенности как барокко, так и классицизма. Также привлекает внимание и форма храма. Сооружение не похоже на храмы, построенные в 18 веке. Доминанты храма построены по оси север-юг, а не запад-восток, как это было принято. Сам монастырь – это продолговатое двухэтажное здание. На восточной стороне находится каплица.

1843 год стал переломным – монастырь стал принадлежать православной церкви. Пол десятилетия было потрачено на реставрацию внутреннего и внешнего убранства церкви. По канонам православной церкви алтарь был перенесен в восточную часть храма.

Во второй половине 20 века монастырь претерпел изменения: в его стенах был создан приют для сирот, цех по производству свечей. И в 1960 году монахини были выселены в Жировичский монастырь. Долгое время на территории комплекса располагался музей атеизма и истории религии. В 1992 году монастырь вернул свое значение. И по сей день здесь расположился Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь и воскресная школа. Также действует и Республиканский музей религии. Вход в музей платный.

На основании материалов из Википедии - свободной энциклопедии

Женский православный монастырь в Гродно.
Некогда на этом месте стояла Пречистенская церковь, сначала деревянная, с XII века каменная. Е. Ф. Орловский на основании «Актов Западной России» утверждает, что Пречистенский храм стоял уже в 1506 и его фундатором был князь Михаил Глинский. В 1506 году он как душеприказчик киевского воеводы Дмитрия Путяты передал церкви 10 коп литовских грошей. Тогда же при храме существовала богадельня, которой по распоряжению Сигизмунда II Августа периодически отчислялись деньги с королевских имений. Также церковь владела землями в Ольшанском урочище.

В 1614 году Пречистенская соборная церковь упоминается в связи с завещанием ей хорунжим Кунцевичем «большого плаца» в Гродно.
В XVII веке собор превращён в униатский храм. В 1633 году при нём поселились четыре монахини во главе с Василисой Сапегой из Вильно - и в 1642 году униатский митрополит Антоний Селява передал базилианкам территорию к западу от Пречистенской церкви. Пожары 1647 и 1654 годов уничтожили древний Пречистенский собор. Чуть позже базилианки построили деревянный храм Рождества Богородицы и жилые помещения, которые несколько раз погибали от пожаров и заново восстанавливались (1720, 1728 годах).
В 1843 году монастырь базилианок был преобразован в православный Рождество-Богородичный женский монастырь 2 класса. Из Оршанского монастыря сюда переехали игуменья Афанасия, шесть монахинь и четыре послушницы.
Осенью 1864 года в монастыре организован приют для воспитания сирот лиц духовного ведомства и дочерей бедных чиновников. В 1866 года в монастыре выстроена церковь Сергия Радонежского. Вскоре после постройки церкви монастырь посетил император Александр II.
7 (20) октября 1877 года в обители зафиксировано мироточение чудотворного списка Владимирской иконы Божией Матери , которое продолжалось полгода. Миро было собрано в крестообразный ковчежец, который до наших дней хранится в монастыре.
В 1900 году Священный Синод официально перевёл монастырь в урочище Красносток (ныне - Ружаносток, en:Różanystok, Польша) недалеко от Гродно. Там стояли строения бывшего доминиканского монастыря (закрыт в 1866 году) и выстроенная в 1867 году церковь Иоанна Богослова. В 1901 году монастырь был торжественно перенесен на новое место. Рождество-Богородичный монастырь в Красностоке стал основным, а гродненская обитель получила статус приписной. В начале XX века у монастыря имелись также подворья в Санкт-Петербурге и Дрогичине.
В годы Первой мировой войны Красностокский Рождество-Богородичный монастырь эвакуирован в Москву, куда увезены и иконы Божией Матери - Красностокская (позже оказавшаяся в Петрограде на территории монастырского подворья) и Владимирская. В 1914 году сгорела Рождественская церковь гродненской обители. В 1918 году монахиням из
Красностока был передана территория Екатерининская пустынь; в красностокском монастыре, оказавшемся на территории Польши, поселились католические монахи. Гродненская обитель (также на территории Польши) осталась православной, в неё возвратилась группа сестер, привезя с собой чудотворную Владимирскую икону .
В 1927 году гродненская Рождественская церковь была восстановлена. В 1953 году на территории гродненского монастыря выстроен монашеский корпус. В 1954 году в монастырь возвратилась Красностокская икона Божией Матери.

На 1 ноября 1959 в монастыре проживало 58 человек, в их числе 3 игуменьи, 25 монахинь, 27 инокинь и 3 послушницы. По времени пребывания в обители находились в 1846-1955 гг. - 8 человек, в 1941-1945 гг. - 1, в 1920-1941 - 19, в 1900-1917 - 27, и до 1900 - 3 человека.

В 1960 году насельницы Рождество-Богородичного монастыря были выселены из занимаемых ими помещений и перебрались в Жировицкий монастырь. Чудотворные иконы Божьей Матери были поставлены в Богоявленском храме монастыря. Владимирская икона позже попала в Россию и доныне находится в подмосковном храме в селе Ермолино.
В 1992 году Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь был возрожден, в обитель возвращена мироточивая икона Владимирской Божией Матери. В 1993 году освящен зимний храм Сергия Радонежского, а главный храм Рождества Пресвятой Богородицы снова возвращён церкви. В 1995 г. монастырь посетил Патриарх Алексий II. В последующие годы возвращены монастырские корпуса, расписан Рождество-Богородичный собор. При монастыре работает воскресная школа.
Будучи в марте 1998 в монастыре, президент РБ А. Г. Лукашенко оставил в книге
почетных гостей запись: «Восхищаюсь вашим мужеством и преданности великим ценностям человечества. Дай Господь вам добра, мира и счастья».