Зачатие иоанна предтечи. Церковь празднует зачатие иоанна предтечи

В то время как приближалось зачатие нашего Спасителя, прежде (за полгода) совершилось славным и чудесным образом зачатие .

Зачатие пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Многие матери зачинают детей, но мало таких, коих зачатие прославлялось бы и праздновалось Святою Церковью. Известны только три матери, во чреве которых совершившиеся зачатия стали предметом удивления для всего мира, и это — , и .

Анна праведная зачала Богородицу, Елисавета – Предтечу, а Дева Мария – Христа Спаса нашего. Все сии зачатия были возвещены ангелом и совершились по благодати Божией, но притом не иначе, как чрез беседу между благовестником и зачинающими, ибо Сам Бог требовал и соизволения зачинающих. Посему благовестник, святой , войдя в алтарь к священнику Захарии, служившему тогда пред Богом сказал:

– Не бойся, Захария: молитва твоя услышана, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и дашь ты имя ему – Иоанн. И многие возрадуются о рождении его.

Захария отвечал:

– То, что возвещаешь ты мне, вестник радостный, и неожиданно и странно, ибо родить детей в старости неестественно; я же стар, и жена моя в летах преклонных: как мы можем зачать и родить сына?

Ангел же ответствовал:

– С первых же твоих слов, Захария, я вижу, что ты маловерен; ты не веришь, что слова мои сбудутся. Правда, то, о чем я возвещаю, не свойственно твоей природе, но на сие есть воля Божия, для которой нет ничего невозможного: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму » (Мф.3:9). Разве не известно тебе, что Бог мог сотворить Адама из земли, создать Еву из кости Адамовой и престарелой Сарре даровать сына Исаака? Посему и твоей жене Всемогущий Бог дарует в старости рождение сына; ибо услышана молитва твоя.

– Я, – сказал Захария, – ныне приношу Богу свои молитвы о пришествии вожделенного Мессии, Коего Он обещал устами святых Своих пророков; молюсь, чтобы Бог скорее послал Его на землю спасти семя Авраамово от рабства иноплеменников; молюсь Ему еще и о том, чтобы Он простил согрешения мои и грехи всего народа; а о том, чтобы иметь сына, я ныне не молюсь, ибо уже и сам достиг преклонного возраста, и жена моя состарилась.

Ангел же сказал ему:

– Я – Гавриил, предстоящий пред Богом; по откровению Божию я знаю, что ныне ты молишься не о даровании сына, а о том, о чем ты сказал мне; однако прежде, кода и ты и супруга твоя не были еще стары, ты усердно молил Господа, чтобы Он послал вам сына. Всемилостивый Господь, от Него не может укрыться даже и малейшее движение сердца человеческого, внимает молящимся Ему и исполняет желания боящихся Его. Услышав твои прежние молитвы, Он дарует тебе сына равноименного благодати 1 ; ибо Господь ведает по Своему благоволению, когда исполнить прошения святых Своих: и вот у тебя родится сын, который велик будет пред Господом.

На сие Захария отвечал:

– Вижу я теперь, благовестник, что ты – ангел Божий, ибо и беседа твоя свидетельствует о сем, и твой вид ясно показывает сие, и сила слов твоих подтверждает то. Сначала же, когда ты внезапно предстал предо мною и стал вещать, я ужаснулся, подобно тому как некогда убоялся Даниил пророк, увидев ангела: «смотрел, – говорил он, – на это великое видение, но во мне не осталось крепости » (Дан.10:8); также и мать Самсона говорила: «Человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный [страшный]» (Суд.13:6). Посему я и убоялся и не дерзаю возражать против твоих ангельских слов; однако спрошу, почему имеющий родиться у меня сын будет велик? Разве он будет выше и святее пророка Иеремии, к которому было слово Господне: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя » (Иер.1:5).

Ангел же сказал:

– Велик будет пред Господом сын твой, и своим духовным величием не только будет равен пророку Иеремии, но и превзойдет его; если тот получил освящение до рождения своего, то сей еще более исполнится Духа Святого еще во чреве матери своей; Иеремия предназначался только к пророчеству о Мессии, а сей удостоится и руку возложить на Него и крестить Его.

И не только Иеремию, но и прочих великих святых он превзойдет величеством благодати Божией, ибо и в наших ангельских чиноначалиях, которые всегда видят лицо Господа Саваофа, Бог не всем равно открывает тайны Своей благой воли, но чрез вышних чинов являет их низшим.

Много звезд является перед восходом солнца, но одна лишь денница предшествует самому солнцу. Многие пророки проповедовали о пришествии Мессии, но отрок, рожденный тобою, не только будет проповедовать словом, но и перстом своим укажет людям Агнца Божия, вземлющего грехи мира. Вот почему сын твой будет велик и больше среди всех рожденных женами.

Насколько исполнение радостной вести приятнее, чем самая весть, настолько будет иметь более чести сравнительно с другими пророками тот пророк, который от тебя родится. До него пророчествовали все пророки и самый закон, сей же будет завершением всех пророков, концом Ветхого Завета, предтечей новой благодати.

Захария на сие сказал:

– Хороша и радостна весть твоя, ангел Господень! Если и всякий премудрый сын веселит отца, то насколько более возвеселил бы меня, старца, сын мудрейший, нежели все пророки! Но как мне радоваться, когда я сомневаюсь в словах твоих? Не бывает радости и веселия в вещах сомнительных, но только в достоверных. И так умоляю тебя, ангел Божий, скажи мне, как могу я увериться в том, что ты мне возвещаешь?

Тогда отвечал:

– Ты еще продолжаешь сомневаться и не веришь моим словам, Захария; неужели буду говорить ложно я, посланник Бога, [ведь] «верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих » (Пс.144:13), так что «у Бога не останется бессильным никакое слово » (Лк.1:37). Ты – иерей и учитель Израилев, ужели не знаешь, что наступило время, которое я высчитал седминами, когда был послан в Вавилон к пророку Даниилу 2 ? Разве вы не читали его пророчества? Рассмотри и познай, что уже приблизился Спасающий Израиля и пред лицом Его будет предшествовать ангел во плоти – сын твой, который уготовит путь Мессии, шествуя пред Ним в духе и силе Илии. Но за то, что не поверил словам моим, ты будешь нем и не скажешь ни слова до того дня, когда сие исполнится. И тотчас немота сковала уста Захарии, а . Ангел же отошел к престолу Вседержителя.

Тропарь, глас 4:

Первее нераждающая неплоды возвеселися,
се бо зачала еси солнца светильника яве,
просвещати имуща всю вселенную слепотою недугующую.
Ликуй Захарие, вопия со дерзновением: пророк Вышняго есть хотяй родитися.

Кондак, глас 1:

Веселится светло Захария великий, со всеславною Елисаветою сопружницею,
достойно зачинающе Иоанна Предтечу: егоже архангел благовести радуяся,
и человецы достодолжно почтим, яко таинника благодати.

Митрополит Антоний Сурожский о Великом Пророке Предтече и Крестителе Господне Иоанне

По свидетельству Господню, никто, рожденный на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в свидетельство Евангелия о нем, действительно захватывает дух. Но не только дух захватывает: видишь в нем образ человека, который сумел так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию и который может послужить каждому из нас примером и образом, потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим является так часто предтечей Господним, тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их понять Христа, принять Христа.

И когда нашей жизнью мы посрамляем наше свидетельство, когда, глядя на нас, люди перестают верить и в слова наши и в слова Христовы, то мы берем на себя страшную ответственность. Мы не только сами живем в суд себе и во осуждение, но мы других не влечем за собой туда, куда мы призваны их привести: к радости, к той радости, залог которой Господь нам оставил и которой никто не может отнять, но которой никто, кроме Господа, не может и дать.

Вспомним несколько из тех выражений, которые употреблены Христом или Евангелием по отношению к Крестителю Иоанну. Первое, что мы о нем слышим, это что он – глас вопиющего в пустыне. Пустыня это не только место ненаселенное, это место, где пусто; и так часто в человеческом сердце пусто, в человеческой жизни пусто. Не только нет содержания вечного, но нет вообще такого содержания, которым можно было бы жить. И в этом отношении мы окружены, все, людской пустыней.

И вот в этой пустыне и мы призваны, подобно Крестителю, свидетельствовать. Свидетельство Иоанна Крестителя началось не словами: прежде чем вернуться к людям и говорить, прежде чем властно требовать от них, чтобы они стали достойны своего звания человека, он сам удалился в голую, жаркую пустыню и остался наедине с самим собой, лицом к лицу с самим собой перед очами Божиими.

Иногда и нам приходится остаться в таком одиночестве. Бывает это, когда нас оставят ближние, когда сделается вокруг нас пусто. Бывает это, когда нас тронет болезнь, и тогда, как бы мы ни были окружены заботой, мы чувствуем, что мы одиноки, потому что мы стоим перед лицом жизни и смерти там, где каждый человек один за себя будет решать вопрос жизни и смерти – не только временной, но и вечной. Бывает, что мы удалимся сами для того, чтобы прийти в себя, и тогда мы знаем, как трудно бывает остаться наедине с самим собой, когда к этому не привык: делается боязно – тогда открывается перед нашим собственным взором внутренняя наша пустота, и в эту пустоту, в эту пустыню нам надлежит войти. Там будет одиноко, там будет пусто, там будет трудно жить, но только если мы сумеем жить в этой пустыне, с Богом одним, сможем мы вернуться к людям, никогда не теряя Бога и способными, победив себя, победить всё.

И вот Иоанн свыше тридцати лет пребывал одиноко в пустыне, боролся со своим сердцем, боролся со своей жизнью и вышел на проповедь и засвидетельствован Богом как величайший – но не только. Евангелие нам называет его не пророком, а ГЛАСОМ. Он так сроднился с волей Божией, так стал един с тем животворным словом, которое ему надлежит произнести для спасения людей, для пробуждения людей, для того, чтобы в них тоже воссияла жизнь, возродилась радость, что он ТОЛЬКО голос. Это уже не человек, который говорит: это Бог, Который вещает его гласом. Так говорили святые. Один из подвижников Афона, не так давно умерший, говорил: Святые от себя не говорят; они говорят от Бога, и только…

Иоанн отверг все земное для того, чтобы принадлежать Богу, и Господь его вернул к этой земле. Господь не оставил его в далекой пустыне: когда Иоанн стал с Ним неразлучным, Господь послал его к людям, чтобы люди зажили той жизнью, которую познал Иоанн. И вот ставится вопрос перед каждым из нас: есть ли во мне такая жизнь, которой я могу зажечь другого человека? Где эта жизнь во мне? Когда меня люди встречают – загораются ли они? Когда люди меня слышат, трепещет ли их сердце – как Евангелие говорит о спутниках Эммаусских, “горело” сердце в них? Когда люди видят нашу жизнь, разве они говорят о нас, как говорили о первых христианах: Как они друг друга любят!..

Разве дивятся, слыша, видя нас, тому, что у нас есть что-то, чего ни у кого нет? А если это не так, то мы не пошли даже путем предшественника, мы не готовы принести Христа людям, мы не готовы даже проложить Ему дорожку, чтобы Он нашел как-то путь Себе. А мы призваны быть теми, кто готовит радость людям, радость встречи с Богом, радость, которой никогда не будет конца и которой никто, ничто не может отнять. Почему же? Потому что мы хотим жить на своих правах, мы хотим жить для себя, мы не хотим сходить на нет.

А вот что говорит Евангелие об Иоанне Крестителе. Свидетельствуя перед людьми о том, кто он сам есть, Креститель говорит: Мне надо умаляться, на нет сходить, для того, чтобы Он вырос в полную меру… Иоанн сам – только Предтеча; он должен открыть дверь и отойти так, чтобы о нем больше не вспомнили люди, вдруг увидев Христа и все забыв в этой радости.

Сходить на нет, приготовив путь Господень… Кто из нас это умеет делать? Кто из нас, оживив чью-то душу, хотя бы добрым словом, не хочет остаться в этой радости взаимного общения? Кто, сказав животворное слово, иногда нечаянно, когда Господь нам дает, не хочет, чтобы вспомнили и никогда не забыли, что было сказано это слово именно им?

Святой Иоанн в темнице

А Креститель о себе еще говорит: Я – друг Жениха… Что это за друг жениха? В древности еврейской, как и языческой, у жениха был друг, который заботился обо всем для брака и который после совершения брака приводил к брачной комнате невесту и жениха, оставался за дверью и сторожил, чтобы никто не прервал их глубокой, таинственной встречи в дивной брачной любви. Он был другом, потому что он умел остаться за дверью, остаться за пределом.

Радость его была совершенна тем, что радость жениха и невесты теперь была совершенна, они остались вдвоем, и он был защитник этой встречи. Еще скажу: кто из нас умеет так поступить с чужой радостью? Все сделать, чтобы эта радость случилась, все сделать, чтобы она воссияла вечным светом, и отойти, уберечь ее, охранить ее, и остаться забытым за закрытой дверью?

Вот ещё образ о нём, последний образ. Его умаление, его схождение на нет дошло почти до предела. Он взят в тюрьму за правдивое, честное слово. Христос остался на свободе. Святой Иоанн в темнице пробыл долгое время; его ученики собирались к нему; Иоанн часто поучал их добродетельной жизни, согласно закону Божию, и возвещал им об уже пришедшем в мир Мессии. Он проповедует, к Нему перешли ученики Иоанновы, Он окружен Своими учениками. Он вырос в полную меру Своего земного призвания. И Иоанн знает, что на него идет смерть, что из тюрьмы он не выйдет, и вдруг его охватывает сомнение.

Он, который на берегу Иордана-реки перед всеми засвидетельствовал, Кто грядущий Христос, он посылает двух своих учеников ко Христу спросить: Ты ли Тот, которого мы ожидали, или нам ожидать другого? Иначе сказать: Ты ли на самом деле Тот, о Котором я принес свое свидетельство, или же я ошибся?..

Если он ошибся, то напрасно он погубил юные годы в пустыне, напрасно он выходил к людям, напрасно он теперь в тюрьме, напрасно он умрет, напрасно ВСЕ. Напрасно даже то свидетельство, которое он принес Христу, и он обманут Самим Богом…

И колеблется самая сильная душа, которая когда-либо была на земле. И Христос НЕ отвечает ему. Он не отнимает у него полноты подвига веры и подвига верности до конца. Ученикам, вопрошающим Его, Он говорит: Скажите Иоанну, что вы видите: слепые видят, хромые ходят, нищие благовествуют; блажен тот, кто не соблазнится о Мне…

Слова, когда-то, столетиями до этого, написанные пророком Исаией. И они возвращаются с этим словом. Остается Иоанну войти внутрь себя и поставить перед собой вопрос: когда он был в пустыне один перед лицом Божиим, – правда ли было это или внутренняя ложь? Когда он вышел из пустыни проповедовать и потрясал людей, обновлял их жизнь, приводил их к новой жизни, к новизне, к весне духовной – правда это было или нет? Когда он увидел Христа и прозрел в Нем Грядущего, – правда это было или нет?..

Креститель Господень Иоанн

И Иоанн умер в вере и в безусловной верности. Как часто бывает, что колеблется наша душа, что после того, как мы сделали все, что мы должны были сделать, сказали слово доброе, правдивое, сделали то, что только могли для того, чтобы другой человек ожил радостью и воскрес душой и начал жить весенней жизнью вечности, – вдруг находит колебание… Устала душа, меркнет жизнь, клонится наша глава к земле… Стоило ли все это делать? Я не вижу плода, я не знаю, что будет, а погубил-то я столько веры, столько любви. Стоило ли все это делать?.. И Господь нам не отвечает на это свидетельством успеха. Он нам говорит: Достаточно того, что все это была правда, что все это было добро, достаточно тебе, что ты сделал то, что надо было. В этом – все.

И вот, перед каждым из нас стоит этот образ Крестителя. Каждый из нас друг ко другу, к каждому другому послан как Предтеча, чтобы сказать слово настолько чистое, настолько свободное от самого себя, от себялюбия, от тщеславия, от всего того, что делает каждое наше слово мелким, пустым, ничтожным, гнилым; делаем ли мы это с готовностью сойти на нет, только бы из этого человека вырос живой человек, невеста вечной жизни? А когда все это сделано, готов ли я сказать с радостью: “Да, пусть совершится последнее, пусть и не вспомнят обо мне, пусть жених и невеста встретятся, а я сойду в смерть, в забвение, вернусь в ничто”. Готовы ли мы на это? Если нет – как слаба наша любовь даже к тем, кого мы любим! А что сказать о тех, которые нам так часто чужды, безразличны?

Вот, будем часто-часто вглядываться в этот величественный, но человеческий образ Крестителя, и будем учиться, как живет настоящий, цельный человек, и попробуем хоть в малом так прожить, изо всех сил, даже если их немного, но без остатка, до последней капли нашей живой силы. Аминь.

НА ЗАЧАТИЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Тропарь, глас 4

Первее нераждающая неплоды, возвеселися, / се бо зачала еси Солнца светильника яве, / просвещати имуща всю вселенную, слепотою недугующую. / Ликуй, Захарие, вопия со дерзновением: / пророк Вышняго есть хотяй родитися.

Кондак, глас 1

Веселится светло Захария великий / со всеславною Елисаветию сопружницею, / достойно зачинающе Иоанна Предтечу, / егоже Архангел благовести, радуяся, / и человецы достодолжно почтим, / яко таинника благодати

См. также:

  • Почему Бог молчит?. Размышления на праздник зачатия Иоанна Предтечи / Православие.Ru »
  • Рождество Иоанна Предтечи: пророк для народа, любящего детей. Проповеди протоиерея Андрея Ткачёва »

Вконтакте

МОСКВА, 20 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Праздник Крещения Господня, отмечаемый в России массовыми купаниями в прорубях и освящением воды всех водоемов, неразрывно связан с фигурой Иоанна Крестителя. На следующий день после Богоявления Церковь празднует Собор Иоанна Предтечи, а всего в святцах ему посвящены целых семь праздников. Почему их так много, в чем их суть и какие необычные истории с ними соединяются — в материале РИА Новости.

Собор Иоанна Предтечи (20 января)

Празднование Собора Иоанна Крестителя 20 января связано с церковным обычаем: после больших праздников на следующий день вспоминать тех святых, которые имеют непосредственное отношение к этому событию. И если сразу после Рождества Христова Церковь отмечает Собор Пресвятой Богородицы, Иосифа Обручника и брата Господня Иакова, то после Крещения Господня чтят память того, кто собственноручно крестил Спасителя.

Слово "собор" в названии праздника — как его определял святитель Димитрий Ростовский в своих знаменитых "Житиях святых" — означает, что "народ собирается в церковь для совершения богослужения в честь и похвалу прославляемого ныне" Иоанна Крестителя.

Иоанн Предтеча, свидетельствовавший о пришествии на землю Сына Божия, завершает историю Ветхозаветной Церкви и открывает эпоху Нового Завета — установления новых духовных ценностей. Он считается самым великим из пророков. Сам Христос говорил о нем, что "из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Евангелие от Матфея, 11-я глава). Евангелисты называют Предтечу Ангелом Господним, а на иконах его часто изображают с крыльями.

"Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию", — говорил известный проповедник, архимандрит Иоанн (Крестьянкин, 1910-2006).

Зачатие Иоанна Предтечи (6 октября)

Это произошло примерно за два года до Рождества Христова. Иудеи, ожидавшие в то время Мессию, ждали и его Предтечу: в пророческих книгах говорилось, что тот явится раньше Мессии и укажет на Его пришествие. До рождения Иоанна Крестителя в древнем Израиле уже несколько веков не было пророков, поэтому народ с готовностью откликнулся на проповедь Крестителя, пусть и носившую обличительный и нелицеприятный характер.

В праздник Зачатия Иоанна Предтечи христиане вспоминают о том, как родители пророка — праведные священник Захария и жена его Елизавета — получили радостную весть о скором рождении у них сына. Супруги были уже в преклонном возрасте, но не имели детей и постоянно просили Бога о даровании им младенца.

Архангел Гавриил явился священнику Захарии, когда он служил в Иерусалимском храме. Ангел сказал, что у него родится сын, которого он должен назвать Иоанном. А за то, что Захария вначале не поверил словам архангела, он был поражен немотой до момента рождения сына.

Праздник Зачатия Иоанна Предтечи имеет византийское происхождение и известен с V века. Первоначально он совпадал с днем новолетия, который в 462 году был перенесен с 23 на 1 сентября по старому календарю.

Рождество Иоанна Предтечи (7 июля)

Рождество Иоанна Предтечи (как и Усекновение его главы) относится к пяти "великим" церковным праздникам, следующим по значению после "двунадесятых" (двенадцати главных) Господских и Богородичных праздников. Этот день всегда приходится на Петров пост, словно напоминание о том, что и сам Иоанн всю свою жизнь строго постился — питался только травой и диким медом, а чаще всего и вовсе "ничего не ел и не пил".

Иоанн родился на шесть месяцев раньше Иисуса Христа. Перед этим, как рассказывает Евангелие, его мать Елизавету посетила Пресвятая Дева Мария, которая была ее дальней родственницей. И еще не родившийся Иоанн приветствовал Божию Матерь, "взыграв во чреве" Елизаветы. Это необычное событие постоянно вспоминается за праздничными богослужениями.

Когда Елизавета родила сына, этому радовались все ее родственники и друзья, приглашенные на торжество. Когда решали, как назвать младенца, Захария написал на дощечке: "Иоанн имя ему" — и сразу после этого вновь обрел дар речи. Тогда же Захария произнес пророческие слова о том, что в мир приходит Мессия, а его сын будет Его Предтечей.

Дальнейшее церковное предание сообщает о том, что праведная Елизавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась в пещере, после повеления царя Ирода расправиться со всеми младенцами в районе места рождения Спасителя. А Захария был убит прямо в Иерусалимском храме за то, что не открыл местонахождение сына. Иоанн жил в пустыне вплоть до того времени, как вышел на проповедь о покаянии.

По словам отца Иоанна (Крестьянкина), пустыня стала "матерью и отцом тому, кому надлежало стать служителем Слова", и "в безмолвии пустыни он готовился заговорить гласом Истины в пустыне людской".

Рождество Предтечи с древности празднуется Церковью. Дата рождения "величайшего из пророков" была определена на основе евангельских данных о шестимесячной разнице в возрасте Иоанна и Христа. При этом праздник Рождества Христова оказался близок к зимнему солнцестоянию, когда длина светового дня начинает возрастать, а рождение Предтечи — к летнему солнцестоянию и уменьшению солнечного света. Возможно, на это указывают и образные слова самого Крестителя о том, что "Ему (Христу. — Прим. ред.) должно расти, а мне умаляться" (Евангелие от Иоанна, глава 3).

Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября)

В этот день православный мир вспоминает смерть пророка на пьяном пиру во дворце иудейского царя Ирода. В тюрьму Иоанн Креститель был заключен за то, что обличал Ирода, жившего с Иродиадой, женой своего родного брата Филиппа. Во время пира дочь Иродиады Саломия угодила Ироду и всем гостям своими танцами, и царь пообещал за это исполнить любую ее просьбу. Посоветовавшись с матерью, Саломия попросила тотчас же принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя. По приказанию правителя Предтеча был усечен мечом.

Это событие, подробно описанное в Евангелиях, произошло в 32 году. Между тем предание сохранило дальнейшее развитие этой трагической истории. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед и была им сдавлена: тело находилась в воде, а голова надо льдом. В итоге острый лед перерезал ей шею. Труп Саломии обнаружили, и ее голову принесли Ироду и Иродиаде. Свою жизнь они закончили в заточении в Испании, где, по легенде, были поглощены разверзшейся землей.

Усекновение главы Иоанна Предтечи — это всегда день строгого поста, даже если он выпадает на воскресенье, — таким образом Церковь чтит память мученика. На Руси в этот день закрывались винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков, а в 1914 году во всероссийском масштабе 11 сентября впервые отметили День трезвости.

Ровно 100 лет спустя, в 2014 году, по инициативе Русской православной церкви эта традиция была возрождена. Сейчас в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, ни разу за свою жизнь не выпившего вина, во всех храмах России возносятся особые молитвы об исцелении от "страсти винопития".

По словам патриарха Кирилла, пример Иоанна Предтечи показывает, что "для Бога нет этой жизни и жизни вечной — для Него все одна жизнь", и "то, что совершается в этой жизни, не является конечным действием, иначе вся наша история превратилась бы в бессмыслицу".

"Страшная смерть на пиру по повелению пьяного правителя не была фиаско. Это был не бессмысленный конец праведной жизни, а великий подвиг, мученическая кончина во имя Божией правды, которая обретает смысл только в перспективе вечности, как и все, что мы совершаем в этой жизни, и хорошее, и плохое. Там, в вечности, все это обретает свой конечный смысл и свое конечное значение", — сказал патриарх в проповеди, посвященной Предтече.

Первое и второе обретения главы Иоанна Предтечи (9 марта)

Тело Предтечи его ученики захоронили в самарийском городе Севастии, а его голову Иродиада спрятала во дворце. Однако верующая жена домоправителя Ирода Хузы вынесла ее и погребла в глиняном сосуде на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода.

Первое обретение главы произошло в IV веке, когда новый владелец поместья стал строить там церковь. Рабочие, готовившие фундамент, нашли сосуд с головой Иоанна Крестителя. Однако перед своей кончиной вельможа вновь спрятал святыню в том же месте, боясь, что она попадет в руки противников христиан.

Спустя какое-то время, в правление императора Константина Великого, Предтеча лично явился двум инокам, пришедшим в Иерусалим поклониться святым местам, и открыл им местонахождение своей "честной главы". По преданию, откопав святыню, иноки положили ее в мешок и понесли домой, но потом дали ее нести встретившемуся им на пути незнакомому горшечнику. И тогда сам Предтеча, явившись ему, повелел скрыться от легкомысленных монахов, и с того момента горшечник стал хранителем святыни. После его смерти голова святого, запечатанная в водоносный сосуд, хранилась христианами.

Впоследствии впавший в ересь священник Евстафий закопал святыню в пещере вблизи сирийской Эмессы (ныне город Хомс), а потом на этом месте возник монастырь. В 452 году Иоанн Креститель в видении указал игумену этой обители, где находится его глава. Именно это событие и празднуется как "второе обретение". Затем святыню перенесли в Константинополь.

Третье обретение главы Иоанна Предтечи (7 июня)

Во время религиозных волнений в Константинополе голову Предтечи перенесли обратно в Эмессу, а оттуда, уже в начале IX века, из-за набегов сарацин — в абхазские Команы. Когда начались иконоборческие гонения, ее вновь скрыли в земле. Только после восстановления иконопочитания патриарху Игнатию во время ночной молитвы было открыто местонахождение святыни.

Первосвятитель сообщил об этом императору, и глава была в третий раз обретена в Команах (неподалеку от нынешнего Сухуми), в указанном патриархом месте (около 850 года). Здесь, в маленьком гроте, сохранился почитаемый верующими нерукотворный образ Иоанна Предтечи. А саму голову опять перенесли в Константинополь и 7 июня положили в придворной церкви. Часть реликвии была доставлена на Афон.

В память третьего обретения главы Крестителя Господня Православная церковь установила празднование 25 мая (по старому стилю, 7 июня — по новому).

Тем не менее относительно конечной судьбы святыни сегодня есть разные версии: в качестве местанахождения ее или ее частей фигурируют собор Амьена во Франции, церковь Сан-Сильвестро-ин-Капито в Риме, мечеть Омейядов (древний собор) в Сирии, коптский монастырь Вади Натрун и некоторые другие места. Возможно, святыня была разделена на несколько частей и теперь хранится в разных городах.

Перенесение десницы Крестителя с Мальты в Гатчину (25 октября)

Помимо главы Иоанна Крестителя, Церковь особенно почитает его "десницу" (правую руку), которой он крестил Христа. Считается, что правую руку Предтечи принес из Севастии на свою родину, в сирийскую Антиохию, евангелист Лука. Там она хранилась около тысячи лет.

Но после завоевания Антиохии мусульманами христианскую реликвию переправили в Халкидон в Малой Азии, а потом, в 956 году, — в Константинополь. После взятия столицы Византии турками-османами в 1453 году ее святыни хранились в царской сокровищнице. Однако есть свидетельства о том, что в 1484 году правая рука святого Предтечи была отдана султаном Баязетом родосским рыцарям, а те перенесли святыню на Мальту, где она находилась почти три столетия.

Геннадий Заридзе: в чудо легче поверить, если оно подтверждается наукой Председатель Объединения православных ученых протоиерей Геннадий Заридзе, измеривший пирометром температуру Благодатного огня, в канун Дня знаний рассказал РИА Новости о полученных результатах и поделился своими мыслями о роли науки в религиозной жизни.

После того как в 1798 году французы захватили остров, мальтийские рыцари преподнесли десницу в дар императору Павлу I, находившемуся в это время в Гатчине. Это произошло 12 октября 1799 года. Осенью того же года святыню перевезли в Петербург и поместили в Спасову церковь в Зимнем дворце. Для десницы Крестителя был изготовлен специальный золотой ковчег. Праздник в честь этого события был установлен в 1800 году.

После революции 1917 года реликвию вывезли за рубеж. В конце концов она оказалась в Черногории, первоначально в монастыре святого Василия Острожского, а затем в Цетинском мужском монастыре. Там десница Иоанна Крестителя хранится по сей день. Впрочем, на ней отсутствуют два пальца: средний сейчас находится в одном из храмов итальянской Сиены, а мизинец — в Оттоманском музее в Стамбуле.

Тело же Иоанна Крестителя, первоначально захороненное в Севастии, в результате Первого крестового похода в XI веке было перевезено в Геную. Сейчас мощи хранятся в специальном ковчеге в кафедральном соборе Святого Лаврентия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Всех, мои дорогие друзья, братья и сестры, поздравляю с сегодняшним праздником. Сегодня мы с вами вспоминаем событие, которое, по сути, является началом Евангелия, первое из описанных в Евангелии событий. Это зачатие Иоанна Крестителя, которое было по изволению Божию и по молитвам его святых родителей - Захарии и Елисаветы.

Евангелист Лука рассказывает нам о том, что Захария был священником ветхозаветном в Иерусалимском храме. Его священство было не такое, как сейчас вы видите перед глазами своими. Священство в ветхозаветном храме было совсем другим. Основной заботой священников было совершение жертв. И вот по чреде, то есть, по очереди, он служил в храме в Иерусалиме и по жребию ему выпало покадить внутри храма.

Если вы читали Ветхий Завет, вы, наверняка, знаете, что жертвенник располагался вне храма, на улице, где приносились жертвы. А внутри храма было как раз место, куда полагали бескровные жертвы - хлеб, и там стоял еще кадильный жертвенник, то есть такое место, которое подогревалось углями, огнем, куда полагали фимиам, и от него было благовоние, приносимое Богу.

И вот как раз ему выпал жребий совершить такое каждение внутри храма. А известно, что и Захария и Елисавета, жена его, были людьми уже преклонных лет для деторождения, оставались бездетными и всю жизнь молились о том, чтобы Господь даровал им дитя. Известно нам из истории Израиля, что бездетные родители были поносимы в израильском народе, потому что считалось, что если Господь не дает детей, значит, каким-то образом эти люди согрешили, они как бы Богом отвергнуты, прокляты. Конечно, это неправильное суждение, которое сложилось в народе, ну вот оно такое было, сложилось так.

И поэтому и Захария, и Елисавета очень усердно молились, хотя к тому времени он уже потеряли, видимо, надежду.

И вот когда он вошел в храм, ему явился архангел Гавриил, который сказал ему: «Захария, услышана молитва твоя, и родится у тебя сын, наречешь его Иоанн, и будет он велик среди людей, не будет он подвержен страстям человеческим, будет подвижником, удалится в пустыню и наречется сыном Вышняго, потому что будет пророком великим». И Захария уже вот внутри себя имевший такое, видимо, сомнение, сказал: «Ну откуда я это узнаю, что так будет, почему я должен тебе поверить?». И архангел Гавриил говорит ему: «Я архангел, посланный от Бога, и вот за то, что ты усомнился в моих словах, будешь молчать до тех пор, пока не родится у тебя этот сын». И так и было. Мы знаем из дальнейшего рассказа Евангелия, что Захария молчал, был немым вплоть до того момента, когда жена его Елисавета родила сына Иоанна.

Этот рассказ евангельский учит нас многому. Но главное, мне думается, он учит нас никогда не терять веры Богу. Всегда сохранять надежду и помнить, что Господь настолько любит нас с вами. Тем более, что живем мы совсем в другие времена, чем Захария. Мы живем в такие времена, когда уже пришел в мир Господь Иисус Христос, уже спас каждого из нас, уже даровал Свою любовь и милость каждому из нас. Поэтому у нас есть гораздо больше оснований никогда не терять веру и надежду и доверие Богу, всегда помнить, что Он рядом с нами и все что Он ни делает с нами, все устраивается к нашему спасению. Ведь в очах Божиих главное, для чего Он пришел в этот мир, и для чего мы с вами созданы, и для чего Он вообще взошел на Крест - это чтобы каждого из нас с вами водворить в Царство Божие, каждому даровать этот великий дар, к которому призван каждый из нас. А призван он к великой славе Божией, быть в Царстве Божием, быть рядом с Богом, прославлять Бога, любить Бога, любить всех, кто вокруг него, наслаждаться этой неизреченной радостью в вечности. И мы очень часто этого ведь не понимаем. Живя земной жизнью, мы полностью погружены в нее - в наши пристрастия, в наши устремления земные. И когда мы видим, что в нашей земной жизни как-то все не по-нашему, не так, как мы хотим. И вот наша, наверное, беда в том, что мы часто свое желание, свое понимание, свое видение выдаем за какое-то такое Божественное и думаем: «Вот почему не так? Мы молимся, молимся, а все не так, как я думал, как я хотел, как я мечтал». А Господь думал, может быть, по-другому, и Господь о нас судил по-другому. И Господь готовил нам другой путь спасения.

И вот нужно всегда вспомнить евангельские примеры: и Захарию с Елисаветой, и Иоакима с Анной, родителей Богородицы, да и другие библейские примеры, из глубин самых веков которые доходят до нас, что Господь лучше знает, каков наш путь спасения. Наша, может быть, христианская задача очень простая - довериться Богу, довериться и жить так, как мы живем, стараться не согрешать, конечно же, своим страстям греховным не потакать, стремиться жить праведно, но все случаи в жизни, какие у нас бывают, как происходит наша жизнь, доверять Богу. Говорить: «Господи, Ты так устраиваешь мою жизнь, слава Тебе, это мой путь спасения, я его приемлю». И не забывать благодарить Богу, молиться Ему и всегда помнить: Он рядом, Он хочет нашего спасения и любит нас. Поэтому когда возникает искушение какое-то, недоверие, и у нас, бывает, утрачивается вера, да, сомнения возникают, думаю, надо обращать свои молитвы вот к таким людям как Захария пророк, как жена его Елисавета, как Богоотцы Иоаким и Анна, как Пресвятая Дева Мария, Которая вообще видела страдания Сына Своего на Кресте.

Так и мы с вами обратим свои молитвы и к пророку Захарии и к жене его Елисавете, и помолимся, чтобы они помогли нам принять то, что происходит в нашей жизни, научили нас доверить Богу, доверять Богу и через это сохранять надежду, сохранять любовь к тем, кто вокруг нас. И таким образом, мы с вами научимся и любви к Богу, и к людям, и обретем спасение.

6 октября (23 сентября по с.ст.) Православная церковь празднует
Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие.

Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи.

Праведный Захария, священник из потомства Ифамара, сына Ааронова, имел жену Елисавету, которая также была из рода Ааронова и доводилась сестрой Анне, матери Пресвятой Богородицы.

Святое Евангелие свидетельствует о Захарии и Елисавете, что они были украшены всеми добродетелями, непорочно проходя свое жизненное поприще. Святой Апостол и Евангелист Лука говорит о них: "оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно" (Лк.1:6). Что житие их было действительно благочестиво, о сем свидетельствует также и святая их отрасль, честный и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Писании сказано: "по плодам их узнаете их" (Мф.7:16): плод от доброго дерева действительно не может быть дурным, ибо, как говорит то же Писание: "если корень свят, то и ветви" (Рим.11:16). Посему и святая ветвь – Иоанн могла произойти только от святого корня.

Святой Захария, отец Предтечи, священствовал в Иерусалиме в царствование Ирода. Он был из дневной чреды Авиевой, то есть из рода Авии, очередь которого приходилась в восьмую седмицу.

Царь Давид, видя, что род Аарона стал очень многочислен, так что не было никакой возможности всем вместе совершать служение в храме, разделил потомков Аарона на двадцать четыре чреды или лика, чтобы они, один за другим, справляя каждый свою седмицу, совершали службы в храме.

Во всякой отдельной чреде царь избрал одного честнейшего мужа и сделал его начальником лика, так что каждая чреда имела своего главного священника, в чреде же было более пяти тысяч священников.

Для того чтобы не было между главными священниками спора о том, кому из них со своим ликом служить первую седмицу, кому вторую, кому третью и т.д. до двадцать четвертой, они бросили жребий и по жребию сделали распределение, и такой раз установленной очереди они держались до наступления новой благодати, так что потомки каждого священника соблюдали свою очередь по жребию, который выпал их предку. Восьмой жребий выпал священнику Авии (1Пар.24:10), в числе потомков коего был также и святой Захария; поэтому-то он и отправлял в течение восьмой седмицы службу в храме вместе со всей своей чредой, ибо он был главным над остальными священниками своего ряда.

В то время как приближалось зачатие нашего Спасителя, совершилось славным и чудесным образом зачатие святого Иоанна Предтечи. Многие матери зачинают детей, но мало таких, коих зачатие прославлялось бы и праздновалось Святою Церковью. Известны только три матери, во чреве которых совершившиеся зачатия стали предметом удивления для всего мира. Это – праведная Анна, святая Елисавета и Пречистая Дева Мария. Анна праведная зачала Богородицу, Елисавета – Предтечу, а Дева Мария – Христа Спаса нашего. Все сии зачатия были возвещены ангелом и совершились по благодати Божией, но притом не иначе, как чрез беседу между благовестником и зачинающими, ибо Сам Бог требовал и соизволения зачинающих. Посему благовестник, святой архангел Гавриил, войдя в алтарь к священнику Захарии, служившему тогда пред Богом сказал:
– Не бойся, Захария: молитва твоя услышана, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и дашь ты имя ему – Иоанн. И многие возрадуются о рождении его.

Захария отвечал:
– То, что возвещаешь ты мне, вестник радостный, и неожиданно и странно, ибо родить детей в старости неестественно; я же стар, и жена моя в летах преклонных: как мы можем зачать и родить сына?

Ангел же ответствовал:
– С первых же твоих слов, Захария, я вижу, что ты маловерен; ты не веришь, что слова мои сбудутся. Правда, то, о чем я возвещаю, не свойственно твоей природе, но на сие есть воля Божия, для которой нет ничего невозможного: "Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму" (Мф.3:9). Разве не известно тебе, что Бог мог сотворить Адама из земли, создать Еву из кости Адамовой и престарелой Сарре даровать сына Исаака? Посему и твоей жене Всемогущий Бог дарует в старости рождение сына; ибо услышана молитва твоя.

– Я, – сказал Захария, – ныне приношу Богу свои молитвы о пришествии вожделенного Мессии, Коего Он обещал устами святых Своих пророков; молюсь, чтобы Бог скорее послал Его на землю спасти семя Авраамово от рабства иноплеменников; молюсь Ему еще и о том, чтобы Он простил согрешения мои и грехи всего народа; а о том, чтобы иметь сына, я ныне не молюсь, ибо уже и сам достиг преклонного возраста, и жена моя состарилась.

Ангел же сказал ему:
– Я – Гавриил, предстоящий пред Богом; по откровению Божию я знаю, что ныне ты молишься не о даровании сына, а о том, о чем ты сказал мне; однако прежде, кода и ты и супруга твоя не были еще стары, ты усердно молил Господа, чтобы Он послал вам сына. Всемилостивый Господь, от Него не может укрыться даже и малейшее движение сердца человеческого, внимает молящимся Ему и исполняет желания боящихся Его. Услышав твои прежние молитвы, Он дарует тебе сына равноименного благодати; ибо Господь ведает по Своему благоволению, когда исполнить прошения святых Своих: и вот у тебя родится сын, который велик будет пред Господом.

На сие Захария отвечал:
– Вижу я теперь, благовестник, что ты – ангел Божий, ибо и беседа твоя свидетельствует о сем, и твой вид ясно показывает сие, и сила слов твоих подтверждает то. Сначала же, когда ты внезапно предстал предо мною и стал вещать, я ужаснулся, подобно тому как некогда убоялся Даниил пророк, увидев ангела: "смотрел, – говорил он, – на это великое видение, но во мне не осталось крепости" (Дан.10:8); также и мать Самсона говорила: "Человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный [страшный]" (Суд.13:6). Посему я и убоялся и не дерзаю возражать против твоих ангельских слов; однако спрошу, почему имеющий родиться у меня сын будет велик? Разве он будет выше и святее пророка Иеремии, к которому было слово Господне: "Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя" (Иер.1:5).

Ангел же сказал:
– Велик будет пред Господом сын твой, и своим духовным величием не только будет равен пророку Иеремии, но и превзойдет его; если тот получил освящение до рождения своего, то сей еще более исполнится Духа Святого еще во чреве матери своей; Иеремия предназначался только к пророчеству о Мессии, а сей удостоится и руку возложить на Него и крестить Его. И не только Иеремию, но и прочих великих святых он превзойдет величеством благодати Божией, ибо и в наших ангельских чиноначалиях, которые всегда видят лицо Господа Саваофа, Бог не всем равно открывает тайны Своей благой воли, но чрез вышних чинов являет их низшим. Много звезд является перед восходом солнца, но одна лишь денница предшествует самому солнцу. Многие пророки проповедовали о пришествии Мессии, но отрок, рожденный тобою, не только будет проповедовать словом, но и перстом своим укажет людям Агнца Божия, вземлющего грехи мира. Вот почему сын твой будет велик и больше среди всех рожденных женами. Насколько исполнение радостной вести приятнее, чем самая весть, настолько будет иметь более чести сравнительно с другими пророками тот пророк, который от тебя родится. До него пророчествовали все пророки и самый закон, сей же будет завершением всех пророков, концом Ветхого Завета, предтечей новой благодати.

Захария на сие сказал:
– Хороша и радостна весть твоя, ангел Господень! Если и всякий премудрый сын веселит отца, то насколько более возвеселил бы меня, старца, сын мудрейший, нежели все пророки! Но как мне радоваться, когда я сомневаюсь в словах твоих? Не бывает радости и веселия в вещах сомнительных, но только в достоверных. И так умоляю тебя, ангел Божий, скажи мне, как могу я увериться в том, что ты мне возвещаешь?

Тогда Гавриил отвечал:
– Ты еще продолжаешь сомневаться и не веришь моим словам, Захария; неужели буду говорить ложно я, посланник Бога, ведь "верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих" (Пс.144:13), так что "у Бога не останется бессильным никакое слово" (Лк.1:37). Ты – иерей и учитель Израилев, ужели не знаешь, что наступило время, которое я высчитал седмицами, когда был послан в Вавилон к пророку Даниилу? Разве вы не читали его пророчества? Рассмотри и познай, что уже приблизился Спасающий Израиля и пред лицом Его будет предшествовать ангел во плоти – сын твой, который уготовит путь Мессии, шествуя пред Ним в духе и силе Илии. Но за то, что не поверил словам моим, ты будешь нем и не скажешь ни слова до того дня, когда сие исполнится.

И тотчас немота сковала уста Захарии, а узы неплодия Елисаветы разрешились. Ангел же отошел к престолу Вседержителя. Слава Господу во веки.

Так как Захария в беседе с ангелом замедлил в алтаре, то народ, бывший в церкви, дивился сему. Выйдя к народу, Захария принужден был знаками показывать, что он стал нем; тогда присутствовавшие поняли, что ему в алтаре было видение. Окончив свою очередь, Захария возвратился в дом свой, находившийся в горной стране, в Хевроне, городе Иудове. Этот город был одним из тех, которые даны были по жребию потомкам Иуды и предназначены для жительства священникам. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. И святой Иоанн, еще находившийся в утробе своей матери, взыграл радостно во чреве (Лк. 1, 44).

Пророчество Архангела исполнилось, и праведная Елисавета разрешилась от уз неплодия, родив миру Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.

Святитель Димитрий Ростовский
Жития святых
Слово на зачатие честного и славного пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна.

Православная энциклопедия «Азбука веры»