Является ли иешуа прообразом христа. Образ и характеристика иешуа в романе мастер и маргарита сочинение. Сочинение про Иешуа

Беседа с Иешуа в октябре 2002 года


Иешуа. кто вы?

Я – тот, кто жил среди вас, и кого вы знали как Иисуса. Я - не Иисус церковной традиции и не Иисус религиозных писаний. Я – Иешуа-бен-Иосиф . Я жил как человек из плоти и крови. И достиг сознания Христа раньше вас, но меня поддерживали силы, выше нынешнего понимания. Мой приход был космическим событием, и я отдал себя в его распоряжение.

Это было не легко. Я не преуспел в стараниях донести до людей безмерность любви Бога, ибо многое было понято неправильно. Я пришел слишком рано, но кто-то же должен был прийти. Мой приход напоминал бросок камня в большой, полный рыбы пруд. Вся рыба уплыла, а камень погрузился в пучину. Хотя зыбь на поверхности пруда наблюдалась очень долго. Можно сказать, что вид сознания, который мне хотелось передать, сделал свою работу подспудно. На поверхности пруда появилась зыбь; с моим именем на устах, встречались и сражались значимые, но неправильные интерпретации. Все, кто соприкасался с моей энергией, и был движим импульсом энергии Христа, не смогли интегрировать ее в психологическую и физическую реальность.

Потребовалось много времени, прежде чем сознание Христа смогло шагнуть на Землю. Но сейчас время пришло. Я вернулся и обращаюсь ко многим - ко всем и к каждому, кто желает меня слушать, и кто пришел понять меня из тишины своего сердца. Я не проповедую и не сужу. Моя искренняя надежда – говорить с вами о безбрежном и неизменном присутствии Любви, доступной вам в любое время.

Я – часть намного большего сознания, большей сущности, но я, Иешуа, - воплощенная часть этой сущности (или поля сознания). Мне не нравится имя Иисус, ибо оно стало отождествляться с искаженной версией того, чего я придерживался. Имя “Иисус” принадлежит церковным традициям и властям. Веками его приспосабливали к интересам церковных патриархов так, что превалирующий ныне образ Иисуса очень далек от того, каким воистину был я. Поэтому, пожалуйста, если вы хотите доставить мне удовольствие, позвольте этому образу уйти и избавьте меня от его наследия.

Я – Иешуа, человек из плоти и крови.
Я – ваш друг и брат.
Во всех подробностях мне известно, что такое быть человеком.
Я – учитель и друг.
Не бойтесь. Примите меня так, как будто я – один из ваших родственников.
Мы – семья.

Иешуа, Иисус и Христос

Энергия Христа, которую я пришел предложить, появилась из коллективной энергии, энергии намного выше мира дуальности. Это значит, что она осознает противоположности: добро и зло, свет и тень, давать и брать как аспекты одной и той же энергии . Жить в реальности энергии Христа означает ни с чем не бороться. Полное принятие реальности. Основная характеристика - отсутствие борьбы или сопротивления. Поскольку Христос (или энергия Христа) признает крайности всех мыслей, чувств или действий как проявление одной божественной энергии, не может быть ни дуальности, ни какого-то вида суждения, как “она” (энергия Христа) исследует реальность.

Давайте приведем пример. Когда Христос наблюдает вооруженный конфликт между людьми, его сердце страдает по судьбе проигравшего, но Он не судит. С каждым вздохом Он чувствует боль и унижение, и Его сердце полно сострадания, но Он не судит. Он наблюдает за вооруженным обидчиком, обладающим властью, причиняющим боль, и чувствует… внутри себя ненависть и горечь, Его сердце печалится, но не судит. Сердце Христа вмещает весь спектакль с глубоким чувством сострадания, но без осуждения, ибо осознает все аспекты как опыт, через который проходит сам. Он исследовал все эти роли: обидчика и жертвы, хозяина и раба, и пришел к пониманию, что не является каждой их них по отдельности, а всеми вместе одновременно.

Энергия Христа прошла через все энергии дуальности. Сначала он отождествляет себя с тьмой, потом со светом, но при этом что-то остается сходным. И когда он осознает “схожесть”, лежащую в основе всех своих опытов, Его сознание обретает некий вид единства: оно становится христоподобным. Такую энергию Христа я и приходил вам предложить.

Очень трудно объяснить, кем я был. Я попытаюсь сделать это с помощью различия между тремя “личностями”: Иешуа, Иисусом и Христом.

Тот, кто сейчас говорит с вами, - Иешуа. В своем земном воплощении я нес энергию Христа. Эту энергию можно назвать Христом.

В моей терминологии, Иисус - имя Богоподобного человека, появившегося в результате вливания энергии Христа в физическую и психологическую реальность Иешуа.

Энергия Христа излилась в Иешуа из сфер Света, которые, с вашей точки зрения, находятся в вашем будущем. Иисус был человеком, совершавшим чудеса и предлагавшим пророчества. Он был эмиссаром сфер света, воплотившимся во мне. По существу, он был моим будущим я. С точки зрения живущего на Земле человека Иешуа, он был моим будущим я, ставший одним с энергией Христа. Поскольку Христос в нем присутствовал очень явно, и это замечалось многими окружающими его людьми, Иешуа казался им божеством.
Я, Иешуа, был человеком из плоти и крови. Уникальный и до некоторой степени искусственный аспект “строения Иисуса” таков: я получил его/мое Христово Я из будущего. Я не стал христоподобным из-за своего прошлого и обретенных в нем опытов. Я не достиг просветления естественным способом, я получил его посредством, скажем, внешнего вмешательства – вливания энергии Христа из будущего. Я согласился сыграть эту роль еще до начала той жизни. Я согласился “оставаться в тени” присутствия Христа, это было моим служением и глубоким ощущением стремления познать реальность моих глубинных потенциалов.

Иисус, мое будущее я из сфер света, стал одним с энергией Христа. И все же, здесь, на Земле, он не представлял всю энергию Христа, ибо эта энергия гораздо больше, чем Иисус. Он – одна ее часть или клетка.

Христос или энергия Христа (больше напоминающая энергетическое поле, чем личностную сущность) – это коллективная энергия, обладающая многими аспектами или “клетками” и организованная таким образом, что они функционируют как один “организм”. Все клетки вносят уникальный вклад в целое, но, будучи частью целого, одновременно осознают себя как индивидуумы. Эти несколько аспектов энергии Христа можно называть ангелами или арх-ангелами. Отличительная черта ангелов: они обладают ощущением индивидуальности и высокой степенью преданности, позволяющей чувствовать себя одним с коллективными энергиями и радоваться своему служению. Идея (арх)ангелов разъясняется в последней главе серии Работников Света (“Ваше Тело Света).

Миссия Иисуса на Земле

Иисус был энергией из будущего, пришедшей на Землю, чтобы принести человечеству просветление и знание. Он пришел из другого мира или даже измерения и принес с собой высокую энергию своей реальности. Когда он воплотился на Земле, осознание Великого Я осталось невредимым. Благодаря его присутствию во мне, Иешуа, я легко смог осознать гибкость материальных законов и “творить чудеса”.

Причина, по которой Иисус/Иешуа лично пришел на Землю такова: сотворить открытие или врата к другому состоянию сознания. Мне бы хотелось привести пример возможностей, доступных каждому человеческому существу.

В сферах Света, откуда пришел Иисус, почувствовали, что Земля движется в направлении, ведущем вовлеченные в земной эксперимент души к великой тьме и отчужденности. Было решено дать мощный толчок к изменению, чтобы ясно показать человеческим существам доступные им выборы. Посылая энергию личности Христа, мы хотели поставить перед человеческими существами зеркало, напомнить об их божественном происхождении и спящих потенциалах, которые они носят в себе. Потенциалах мира, свободы и мастерства.

Каждое человеческое существо – хозяин своей реальности. Каждый миг вы сотворяете свою реальность. Вы способны позволить уйти несчастливой или не удовлетворяющей реальности и разрешить Свету войти и преобразовать свое творение. Человек – сам себе хозяин, но стремится отдать власть внешним авторитетам, претендующим на знание истины и того, что для него лучше. Такое происходит в политике, медицине, образовании и так далее. Также, ваша “индустрия развлечений” полна ложных представлений о счастье, успехе и красоте, служащих интересам только их создателей. Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько денег тратится просто на создание образов? В средствах массовой информации - газетах, кинофильмах, на радио и телевидении – все время распространяются образы. Откуда появляются эти образы? Почему они там? Кто их создает?

Образы – это средства, при помощи которых осуществляется власть над людьми. Образы способны сделать людей зависимыми и отвлекать от истинных потребностей, не применяя физическую силу или насилие. Образы могут вынудить людей добровольно отдать свою силу и самооценку. Они обманывают вас так, что нет необходимости насильно заставлять что-то сделать; вы примете демонстрируемые образом ценности за свои и будете действовать соответственно. Именно это мы и называем невидимым контролем над умом, буйно расцветшим в ваших “свободных” западных обществах.

Первичная функция Света – вносить ясность, осознание и прозрачность в невидимые структуры мысли и чувства, формирующие вашу жизнь. Свет – противоположность контролю над умом. Когда в реальность входит Свет, он разрывает оковы власти, авторитета и основывающиеся на них иерархии. Он выносит на свет неправильное использование света и освобождает людей от лжи и иллюзий, отнимающих у них силу для самоутверждения.

Всей своей жизнью Иисус был угрозой правящему порядку. Тем, что он рассказывал людям и тем, что излучал, он вынуждал структуры власти увидеть, чем они являются на самом деле. Для существующей иерархии это было невыносимо и не приемлемо.

Роль Работника Света, принятая на себя Иисусом, была очень тяжелой. Особенно для меня, Иешуа, - человеческого существа, согласившегося нести эту интенсивную яркую энергию в своей жизни. Я, Иешуа, почти всегда был в тени силы присутствия Иисуса, присутствия моего будущего я! Хотя оно наполняло меня великими способностями, любовью и вдохновением, было большой проблемой физически нести или “удерживать” его энергию. Я не смог полностью интегрировать его энергию в свое физическое существо – клетки тела еще “не были готовы”. Поэтому на физическом уровне мое тело было истощено от несения интенсивных энергий Света.

Кроме физического аспекта, нести энергию Христа было еще и грузом психологическим. Мне было очень трудно наблюдать, что природа энергии Христа часто понимается не правильно, даже самыми близкими друзьями или “учениками”. Будучи человеческим существом, я иногда отчаивался и сомневался в ценности предпринятого мною путешествия. Я чувствовал, что мир еще не готов к энергии Христа. Я чувствовал, что ее суть не осознана. Воистину, Иисус был пионером своего времени.

Результаты пришествия Иисуса на Землю

Пришествием Иисуса на Землю, было посажено зерно. Зерно энергии Христа. То, что я говорил и делал, сдвинуло людей, и бессознательно, на уровне души, они осознали энергию Христа. Глубоко внутри их душ всколыхнулась память. К чему-то прикоснулись и привели в движение.

На поверхности, на уровне, видимом и ощущаемом в физическом мире, мой приход вызвал большое волнение. В силу закона дуальности, мощное вливание Света вызвало мощную реакцию со стороны Тьмы. Это всего лишь предмет логики. Свет противостоит. Он хочет сломать структуры силы и высвободить лишенные свободы энергии. Тьма – энергия, желающая подавлять и контролировать. Поэтому интересы этих двух энергий противоположные. Когда обретает силу одна, вторая будет наносить ответный удар, чтобы защитить себя и восстановить равновесие. Поэтому мой приход на Землю инициировал много борьбы и насилия как реакцию, противоположную Свету, который я пришел распространить.

Преследование моих последователей, ранних Христиан, - один пример реакции насилия. Но сами Христиане, основатели Церкви, тоже не избежали насилия в попытках распространить мои учения. Вспомните Крестоносцев и Инквизицию. Во имя Христа совершались самые варварские деяния тьмы, как Христианами, так и не-Христианами.

Мастера Света, решившие послать меня эмиссаром на Землю, осознавали, что интенсивная и беспримерная энергия Иисуса может спровоцировать сильные реакции со стороны тьмы. Иисус ворвался в реальность Земли как комета. Со стороны сфер Света, со стороны энергий, глубоко озабоченных Землей и ее обитателями, это была чрезвычайная мера. Это была уникальная попытка изменить направление курса Земли, способ прерывания повторяющихся циклов невежества и разрушения.

Результаты оказались неоднозначными. С одной стороны, Свет Иисуса спровоцировал много Тьмы (как способа противостояния). С другой - в сердцах ряда людей было посажено зерно сознания Христа. Важная причина моего прихода – пробудить на Земле души работников света. Они оказались самыми чувствительными и восприимчивыми к моей энергии, хотя многие из них тоже потерялись в плотности и тьме земного плана. По существу, работники света – те же эмиссары Света, с той же миссией, что у Христа. Разница между нами лишь в том, что, воплотившись в физических телах, работники света оказались менее связанными со своими божественными Я. Они больше подверглись влиянию кармического груза и иллюзий земного плана. Они оказались больше привязанными к прошлому. С воплощением Иисуса произошло нечто особенное. Иисус не нес никакого кармического груза из прошлого, поэтому ему было легче связываться со своей божественностью. Он пришел сюда искусственным образом, как присутствие из будущего, пребывая одновременно и здесь и там.

В то время, сознание существ Света, коллективно решивших “влить” энергию Христа в земную реальность, не было совершенным и всезнающим. Каждое сознательное существо постоянно пребывало в процессе развития и понимания себя. Среди людей существует устойчивая вера в то, что все предопределено каким-то божественным планом; однако за ней скрывается идея о доминирующем, всеведущем Боге. Эта ложная идея. Со стороны внешней силы нет никакого предопределения. Есть только вероятности – результат ваших внутренних выборов. Мой приход на Землю основывался на решении, принятом коллективной энергией Света, частью которой был Иисус. И этот выбор включал в себя риск и непредсказуемый результат.

Коллективная энергия Света, о которой я говорю, - это ангельская сфера, глубоко связанная с человечеством и Землей, потому что она помогала сотворить человека и Землю. В действительности, вы – часть их и совсем от них не отделены, но сейчас мы говорим многомерно, то есть на уровне сознания вне линейного контура времени. В другом измерении или контуре времени, вы – ангелы, образующие сферы Света, из которых Иисус снизошел на Землю. (См. последнюю главу серии Работники Света (“Ваше Я Света”). Там дается исчерпывающее объяснение многомерности и вашей ангельской природы.) Вы, работники Света, намного теснее связаны с “явлением Христа” и вливанием энергии Христа, чем думаете. До некоторой степени, это была коллективная попытка, в которую внесли вклад и вы. И я, Иешуа, явился ее видимым физическим представителем.

Мое послание таково: Энергия Христа как зерно присутствует во всех человеческих существах. И если вы наделяете меня неким видом авторитета, вы не поняли мое послание.

Я хотел и хочу пригласить вас поверить в себя, искать истину в своем сердце и не верить в любой внешний авторитет.

Ирония в том, что официальная Христианская религия поместила меня вне вашей реальности, сделала предметом поклонения и повиновения. Это полностью противоречит моему намерению. Я намеревался показать, что вы сами можете быть живым Христом.

Сейчас я прошу осознать Христа внутри себя и вернуть мне мой человеческий облик.

Я есмь Иешуа, человек из плоти и крови, ваш настоящий друг и брат.

Встретившись с читателем у Патриарших прудов, Булгаков ведет его по Москве двадцатых годов, - по ее переулкам и площадям, набережным и бульварам, по аллеям садов, заглядывает в учреждения и коммунальные квартиры, в магазины и рестораны. Изнанка театральной жизни, проза существования литературной братии, быт и заботы обыкновенных людей предстают пред взором нашим. И вдруг магической силой, данной талантом, Булгаков переносит нас в город, отдаленный сотнями лет, тысячами километров. Прекрасный и страшный Ершалаим... Висячие сады, мосты, башни, ипподром, базары, пруды... А на балконе роскошного дворца, залитом жарким солнечным светом, стоит невысокий человек лет двадцати семи и отважно ведет странные и опасные речи. «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью». Это Иешуа, бродячий философ, переосмысленный Булгаковым образ Христа.
Иешуа Га-Ноцри, так именовали Иисуса Христа в иудейских книгах (Иешуа буквально означает Спаситель; Га-Ноцри означает «из Назарета», Назарет - город в Галилее, в котором жил святой Иосиф и где произошло Благовещение Пресвятой Деве Марии о рождении у неё Сына Божия. Сюда же возвратился после своего пребывания в Египте Иисус, Мария и Иосиф. Здесь прошло детство и отрочество Иисуса). Но дальше анкетные данные расходятся с первоисточником. Иисус родился в Вифлееме, владел арамейским языком, читал на древнееврейском и, возможно, говорил на греческом, предстал перед судом в 33 года. А Иешуа родился в Гамале, не помнил родителей, не знал древнееврейского, но владел еще и латинским, он предстает перед нами в возрасте двадцати семи лет. Не знающим Библии может показаться, что пилатовские главы - перифраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса, происшедшей в начале новой истории человечества.


Действительно, есть общие черты между романом Булгакова и Евангелиями. Так, одинаково описана причина казни Христа, его разговор с Понтием Пилатом и сама казнь. Видно, как Иешуа пытается подтолкнуть обычных людей к правильному решению, пытается направить их на путь правды и истины: «Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Евангелие от Иоанна 18,37).
В «Мастере и Маргарите» Иешуа тоже пытается в диалоге с Понтием Пилатом ответить на вопрос о том, что такое истина: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чём-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдёт».
Этот эпизод - единственный отголосок чудес, совершаемых Иисусом и описанных в Евангелиях. Хотя есть ещё одно указание на божественную сущность Иешуа. В романе есть такие строки: «…возле того столбом загорелась пыль». Возможно, это место рассчитано на ассоциацию с 13 главой Библейской книги «Исход», где речь идет о том, как Бог, указывая путь евреям в исходе из египетского плена, шел перед ними в виде столпа: «Господь же шел перед ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем, и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа».
Иешуа никак не проявляет мессианского предназначения, тем более не обосновывает своей божественной сущности, тогда как Иисус уточняет, например, в разговоре с фарисеями: он не просто Мессия, Помазанник Божий, Он - Сын Божий: «Я и Отец - одно».
Иисус имел учеников. За Иешуа же шел лишь один Левий Матвей. Похоже, что прообразом Левия Матвея служит апостол Матфей, автор первого Евангелия (до встречи с Иисусом он был мытарем, то есть, так же, как и Левий - сборщиком податей). Иешуа встретился с ним впервые на дороге в Виффагии. А Виффагия - небольшое поселение у Елеонской горы близ Иерусалима. Отсюда началось, согласно Евангелиям, торжественное шествие Иисуса в Иерусалим. Кстати с этим библейским фактом тоже есть различия: Иисус в сопровождении своих учеников въезжает на осле в Иерусалим: «И когда он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда он приблизился к спуску с горы Елернской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий Господне! мир на небесах и слава в вышних!» (Евангелие от Луки 19,36-38). Когда Пилат спрашивает Иешуа правда ли то, что он «через Сузские ворота верхом на осле» въехал в город, тот отвечает, что у него «и осла-то никакого нет». Пришел он в Ершалаим точно через Сузские ворота, но пешком, в сопровождении одного Левия Матвея, и никто ему ничего не кричал, так как никто его тогда в Ершалаиме не знал.
Иешуа с человеком, предавшим его - Иудой из Кириафа, был знаком немного: « … Позавчера вечером я познакомился возле храма с одним молодым человеком, который называпл себя Иудой из города Кириафа. Он пригласил меня к себе в дом в Нижнем Городе и угостил… Очень добрый и любознательный человек … Он выказал величайший интерес к моим мыслям, принял меня весьма радушно…» А Иуда из Кариота был учеником Иисуса. Христос сам провозгасил, что его предаст Иуда: «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал» (Евангелие от Матфея 26,20-25).
На первом суде у Пилата в Божием Законе Иисус ведёт себя достойно и выглядит на самом деле царём: « Пилат спросил Иисуса Христа: "Ты Царь Иудейский?" Иисус Христос ответил: "ты говоришь" (что значит: "да, Я Царь"). Когда же первосвященники и старейшины обвиняли Спасителя, Он ничего не отвечал. Пилат сказал Ему: "Ты ничего не отвечаешь? Видишь, как много против Тебя обвинений". Но и на это Спаситель ничего не ответил, так что Пилат дивился. После этого Пилат вошел в преторию и, призвав Иисуса, снова спросил Его: "Ты Царь Иудейский?" Иисус Христос сказал ему: "От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?" (т. е. сам ли ты так думаешь или нет?) "Разве я иудей?" - ответил Пилат, - "Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?" Иисус Христос сказал: "Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было царство Мое, то служители (подданные) Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне царство Мое не отсюда". "Итак Ты Царь?" - спросил Пилат. Иисус Христос ответил: "Ты говоришь, что Я Царь. Я на то и родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает Моего голоса". Из этих слов Пилат увидел, что перед ним стоит проповедник истины, учитель народа, а не возмутитель против власти Римлян». А в романе Иешуа ведёт себя ничтожно и выглядит совершенно беззащитно и,как пишет сам Булгаков, «глаза его обессмыслились» и «всем существом выражая готовность отвечать толково, не вызывать более гнева». Также важен вот ещё какой момент. «Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел его пить. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страдания. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца,» - именно так это описано в Законе Божием. А в романе Иешуа опять показывает себя слабовольным: « «Пей, » - сказал палач, и пропитанная водою губка на конце копья поднялась к губам Иешуа. Радость сверкнула у того в глазах, он прильнул к губке и с жадностью начал впитывать влагу…».
На суде над Иисусом, описанном в Божием Законе, понятно, что первосвященники сговорились осудить Иисуса на смерть. Они не могли привести в исполнение свой приговор, так как не было вины в действия и словах со стороны Иисуса. Потому члены Синедриона нашли лжесвидетелей, которые дали показания против Иисуса: «Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворный»(Закон Божий).А Булгаков пытается сделать из своего героя пророка на суде у Пилата. Иешуа говорит: «Я, игемон, говорил, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины…»
Существенным отличием булгаковского героя от Иисуса Христа является и то, что Иисус не избегает конфликтов. «Суть и тон его речей, - считает С.С.Аверинцев, - исключительны: слушающий должен либо уверовать, либо стать врагом… Отсюда неизбежность трагического конца». А Иешуа Га-Ноцри? Его слова и поступки совершенно лишены агрессивности. Кредо его жизни заключается в таких словах: «Правду говорить легко и приятно». Правда для него заключается в том, что злых людей не бывает, есть несчастные. Он - человек, проповедующий Любовь, в то время как Иисус - Мессия, утверждающий Истину. Уточню: нетерпимость Христа проявляется лишь в вопросах веры. В отношениях же между людьми Он учит: «… не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Евангелие от Матфея 5, 39).
Апостол Павел так уточняет эти слова: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром», то есть борись со злом, но при этом не приумножай его сам. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков дает нам свое толкование заповеди Иисуса Христа. Можем ли мы сказать, что слова апостола Павла применимы к Иешуа Га-Ноцри, булгаковскому Христу? Безусловно, потому что на протяжении всей своей жизни он ни на шаг не отступает от своего добра. Оно уязвимо, но не презираемо, возможно, и оттого, что трудно презирать тех, кто не зная тебя, верит в твою доброту, расположен к тебе, независимо ни от чего. Мы не можем упрекнуть его в бездействии: он ищет встреч с людьми, готов говорить с каждым. Но он совершенно беззащитен перед жестокостью, цинизмом, предательством, потому что сам абсолютно добр.
И тем не менее неконфликтного Иешуа Га-Ноцри ожидает та же участь, что и «конфликтного» Иисуса Христа. Почему? Не исключено, что здесь М. Булгаков подсказывает нам: распятие Христа - вовсе не следствие Его нетерпимости, как можно предположить, читая Евангелие. Дело в другом, более существенном. Если не касаться религиозной стороны вопроса, причина гибели героя «Мастера и Маргариты», как и его прообраза заключается в их отношении к власти, а точнее, к тому жизненному укладу, который эта власть олицетворяет и поддерживает.
Общеизвестно, что Христос решительно разделял «кесарево» и «богово». Тем не менее именно земная власть, светская (наместник Рима) и церковная (Синедрион), приговаривают его к смерти за земные преступления: Пилат осуждает Христа как государственного преступника, якобы претендующего на царский престол, хотя сам в этом сомневается; Синедрион - как лжепророка, богохульно называющего себя Сыном Божиим, хотя, как уточняет Евангелие, на самом деле первосвященники желали ему смерти «из зависти» (Евангелие от Матфея 27, 18).
Иешуа Га-Ноцри не претендует на власть. Правда, он оценивает ее прилюдно как «насилие над людьми» и даже уверен, что когда-нибудь ее, власти, может и не быть вовсе. Но такая оценка сама по себе не так уж опасна: когда еще это будет, чтоб люди могли совсем обходиться без насилия? Тем не менее именно слова о «невечности» существующей власти становятся формальным поводом гибели Иешуа (как и в случае с Иисусом Христом).
Истинная же причина гибели Иисуса и Иешуа в том, что они внутренне свободны и живут по законам любви к людям - законам, не свойственным и невозможным для власти, причем не римской или какой-то другой, а власти вообще. В романе М. А. Булгакова Иешуа Га-Ноцри и в Законе Божьем Иисус - не просто свободные люди. Они излучают свободу, самостоятельны в своих суждениях, искренны в выражении своих чувств так, как не может быть искренен абсолютно чистый и добрый человек.

Иешуа высок, но высота его — человеческая
по природе своей. Он высок по человеческим
меркам. Он человек. В нем нет ничего от Сына Божия.
М. Дунаев 1

Иешуа и Мастер, несмотря на то, что по объему занимают немного места в романе, являются центральными героями романа. У них немало общего: один - бродячий философ, не помнящий своих родителей и не имеющий никого на свете; другой — безымянный сотрудник какого-то московского музея, также совершенно одинокий.

Судьбы обоих складываются трагически, и этим они обязаны той истине, которая им открыта: для Иешуа — это идея добра; для Мастера - это та правда о событиях двухтысячелетней давности, которую он "угадал" в своем романе.

Иешуа Га-Ноцри. С религиозной точки зрения образ Иешуа Га-Ноцри является отступлением от христианских канонов, и магистр богословия, кандидат филологических наук М.М. Дунаев об этом пишет: "На древе утраченной истины, утонченного заблуждения созрел и плод под названием “Мастер и Маргарита”, с художественным блеском вольно или невольно - исказивший первооснову [Евангелие. — В.К.], а в результате вышел роман антихристианский, “евангелие от сатаны”, “анти-литургия”" 2 . Однако булгаковский Иешуа — это образ художественный, многомерный, оценка и анализ его возможны с различных точек зрения: религиозной, исторической, психологической, этической, философской, эстетической… Принципиальная многомерность подходов порождает множественность точек зрения, порождает споры о сущности этого персонажа романа.

Для читателя, впервые открывающего роман, имя этого персонажа является загадкой. Что оно означает? "Иешуа (или Иегошуа ) — это еврейская форма имени Иисус , что в переводе означает “Бог мое спасение”, или “Спаситель”" 3 . Га-Ноцри в соответствии с распространенным толкованием этого слова переводится как "Назарей; назарянин; из Назарета", то есть родного города Иисуса, где прошли его детские годы (родился Иисус, как известно, в Вифлееме). Но, коль выбрана автором нетрадиционная форма именования персонажа, нетрадиционным с религиозной точки зрения, неканоническим должен быть и сам носитель этого имени. Иешуа — это художественный, неканонический "двойник" Иисуса Христа (Христос в переводе с греческого — "Мессия").

Нетрадиционность образа Иешуа Га-Ноцри в сравнении с евангельским Иисусом Христом очевидна:

    Иешуа у Булгакова - "человек лет двадцати семи" . Иисусу Христу, как известно, было тридцать три года во время свершения им жертвенного подвига. Относительно даты рождения Иисуса Христа, действительно, существуют расхождения среди самих церковно служителей: протоиерей Александр Мень, ссылаясь на труды историков, считает, что Христос родился на 6-7 лет раньше его официального рождества, исчисленного в VI веке монахом Дионисием Малым 4 . Этот пример показывает, что М. Булгаков, создавая свой "фантастический роман" (авторское определение жанра), основывался на реальных исторических фактах;

    булгаковский Иешуа не помнит своих родителей. Мать и официальный отец Иисуса Христа названы во всех Евангелиях;

    Иешуа по крови "кажется, сириец" . Еврейское происхождение Иисуса прослежено от Авраама (в Евангелии от Матфея);

    Иешуа имеет одного-единственного ученика — Левия Матвея. У Иисуса, как утверждают евангелисты, было двенадцать апостолов;

    Иешуа предан Иудой — каким-то едва знакомым молодым человеком, который, однако, не является учеником Иешуа (как в Евангелии Иуда является учеником Иисуса);

    Иуда у Булгакова убит по приказанию Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть; евангельский Иуда из Кариота повесился;

    после смерти Иешуа тело его похищает и предает земле Левий Матвей. В Евангелии — Иосиф из Аримафеи, "ученик Христа, но тайный из страха от иудеев";

    изменен характер проповеди евангельского Иисуса, в романе М. Булгакова оставлено лишь одно нравственное положение "Все люди добрые" , к этому, однако, христианское учение не сводится;

    оспорено божественное происхождение Евангелий. О записях на пергаменте ученика — Левия Матвея — Иешуа в романе говорит: "Эти добрые люди… ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной. <...> Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты Бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал";

    не говорится о божественном происхождении Богочеловека и распятии на кресте — искупительной жертве (у Булгакова казнимые "приговорены… к повешению на столбах!" ).

Читайте также другие статьи по творчеству М.А. Булгакова и анализу романа "Мастер и Маргарита":

  • 3.1. Образ Иешуа Га-Ноцри. Сравнение с евангельским Иисусом Христом

добро зло роман булгаков

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многомерное и многослойное произведение. В нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия. Как правило, в романе выделяется несколько смысловых, образных подсистем: бытовая, связанная с пребыванием Воланда в Москве, лирическая, рассказывающая о любви Мастера и Маргариты, и философская, осмысляющая библейский сюжет через образы Понтия Пилата и Иешуа, а также проблемы творчества на материале литературного труда Мастера. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла: олицетворением добра выступает Иешуа Га-Ноцри, а воплощением зла - Воланд.

Роман «Мастер и Маргарита» - как бы двойной роман, состоящий из романа Мастера о Понтии Пилате и произведения о судьбе самого Мастера, связанного с жизнью Москвы 30-х годов XX века. Оба романа объединены одной идеей - поисками истины и борьбы за нее.

Образ Иешуа-Га Ноцри

Иешуа - воплощение чистой идеи. Он -- философ, странник, проповедник добра, любви и милосердия. Его цель была в том, чтобы сделать мир чище и добрее. Жизненная философия Иешуа такова: «Злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». «Добрый человек», -- обращается он к прокуратору, и за это его избивает Крысобой. Но дело не в том, что он так обращается к людям, а в том, что он действительно ведет себя с каждым обычным человеком так, как будто бы он есть воплощение добра. Портрет Иешуа в романе фактически отсутствует: автор указывает на возраст, описывает одежду, выражение лица, упоминает о синяке, и ссадине - но не более того: «...Ввели человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью» .

На вопрос Пилата о родных отвечает: «Нет никого. Я один в мире». Но это отнюдь не звучит жалобой на одиночество. Иешуа не ищет сострадание, в нем нет чувства ущербности или сиротства.

Сила Иешуа Га-Ноцри так велика и так всеобъемлюща, что поначалу многие принимают ее за слабость, даже за духовное безволие. Однако Иешуа Га-Ноцри не простой человек: Воланд мыслит себя с ним в небесной иерархии примерно на равных. Булгаковский Иешуа является носителем идеи богочеловека. В своем герое автор видит не только религиозного проповедника и реформатора: образ Иешуа воплощает в себе свободную духовную деятельность. Обладая развитой интуицией, тонким и сильным интеллектом, Иешуа способен угадывать будущее, причем, не просто грозу, которая «начнется позже, к вечеру», но и судьбу своего учения, уже сейчас неверно излагаемого Левием.

Иешуа - внутренне свободен. Он смело говорит то, что считает истиной, то, до чего дошел сам, своим умом. Иешуа верит, что придет гармония на истерзанную землю и настанет царство вечной весны, вечной любви. Иешуа раскован, над ним не тяготеет власть страха.

«В числе прочего я говорил, - рассказывал арестант, - что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть» . Иешуа мужественно переносит все причиняемые ему страдания. В нем горит огонь всепрощающей любви к людям. Он уверен, что лишь добро имеет право менять мир.

Понимая, что ему угрожает смертная казнь, он считает нужным сказать римскому наместнику: «Твоя жизнь скудна, игемон. Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей».

Говоря об Иешуа, нельзя не упомянуть о его необычном имени. Если первая часть - Иешуа - прозрачно намекает на имя Иисуса, то «неблагозвучие плебейского имени» - Га-Ноцри - «столь приземленного» и «обмирщенного» в сравнении с торжественным церковным - Иисус, как бы призвано подтвердить подлинность рассказа Булгакова и его независимость от евангельской традиции» .

Несмотря на то, что сюжет кажется завершенным - Иешуа казнен, автор стремится утвердить, что победа зла над добром не может стать результатом общественно-нравственного противоборства, этого, по Булгакову, не приемлет сама человеческая природа, не должен позволить весь ход цивилизации: Иешуа остался живым, он мертв лишь для Левия, для слуг Пилата.

Великая трагическая философия жизни Иешуа состоит в том, что истина испытывается и утверждается смертью. Трагедия героя в его физической гибели, но морально он одерживает победу.

21. Она родит сына, и ты назовёшь его Йешуа, [что значит ‘Адонай спасает’], потому что он спасёт свой народ от грехов их».
Стих 21. Этот стих — пример «семитизма» (устойчивого выражения на иврите или арамейском), буквально переведённого на греческий. Подобное явление служит веским свидетельством в поддержку теории о том, что помимо сохранившихся до нашего времени греческих рукописей, существовала устная или письменная традиция на иврите или арамейском, так как раскрытие значения имени Йешуа имеет смысл только на иврите и арамейском языке. На греческом (или русском) оно ничего не означает.

Еврейское слово, означающее «он спасает» — «йошиа»‘, корень которого (иуд-шин-аин) является также корнем имени Йешуа (иуд- шин-вав-айн). Таким образом, имя Мессии объясняет то, что он должен сделать. С этимологической точки зрения, имя Йешуа — это сокращённый вариант еврейского имени Йехошуа, которое в свою очередь означает «ЙГВГ спасает». Также оно является формой мужского рода слова «йешуа», что значит «спасение». Синодальный перевод этого стиха звучит так: «…родишь же Сына, и наречёшь ему имя: Иисус; ибо Он спасёт людей Своих от грехов их». Но с точки зрения русского языка спасение людей не может быть причиной того, чтобы назвать кого-либо Иисус, равно как и Владимир или Анатолий. Греческий вариант также ничего не разъясняет. Только иврит или арамейский может по-настоящему объяснить причину.На современном иврите Йешуа звучит как Йешу (иуд-шин-вав, без буквы айн), когда употребляется неверующими. Этот стих показывает, почему имя «Йешу» не будет верным — оно не включает в себя все три буквы корня слова йошиа. Впрочем, этот вопрос нуждается в дальнейшем анализе. Согласно профессорам Давиду Флюссеру и Шмуэлю Сафрайю, ортодоксальным евреям, имя «Йешуа» произносилось галилеянами первого века как «Йешу». Мы узнаем далее из 26:73, что евреи из Галилеи говорили на диалекте, отличном от диалекта Иудеи. Согласно Флюссеру (Еврейские источники раннего христианства, стр. 15), галилеяне не произносили букву айн на конце слова. То есть вместо того, чтобы говорить «Йе-шу-а», они говорили «Йе-шу». Несомненно, некоторые люди начали писать это имя так, как оно произносилось.Однако на этом история не заканчивается. В еврейской антихристианской полемике стало обычным вместо имени Йешуа сознательно и намеренно использовать искажённое «Ешу», так как некто однажды придумал, что «Ешу» — это акроним, состоящий из первых букв оскорбления на иврите: «Йимах шмо узихро» («Пусть его имя и память о нём изгладятся»; выражение взято из книги Псалмов 108:13 и несколько изменено). Таким образом, «Ешу» стало своего рода закодированным заклинанием против христианской проповеди. Более того, так как традиционный иудаизм отнёсся к Йешуа как к лжепророку, богохульнику и идолу, которому поклонялись, как Богу, и поскольку Тора говорит: «имени других богов не упоминайте» (Исход 23:13), имя Мессии было намеренно изменено. В наши дни, когда многие израильтяне говорят «Ешу», они полагают, что таково его настоящее имя, и не имеют в виду ничего оскорбительного. ЕНЗ не употребляет имя «Йешу» из-за неверной этимологии, а также потому, что на иврите это имя употребляется в смысле «бог, которому поклоняются язычники». Тем не менее, Йосеф Вактор (cм. ком. 10,37) расшифровывает акроним «Ешу» так, чтобы восхвалять Йешуа: «Йитгадал шмо умалхуто!» (Да будут возвеличены его имя и царство!»)