Ян гус интересные факты из жизни. Гус Ян - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Биография Яна Гуса

Ян Гус - один из самых известных в мире чехов. Его жизнь служит примером того, как человек даже в самую тёмную и невежественную пору может отстаивать истину. Хотя судьба самого Яна Гуса сложилась трагически, его имя надолго стало настоящим знаменем, под которым сторонники проповедника отстаивали свои взгляды. Самоотверженность и мужество этого человека в последствии сделали его почитаемой фигурой не только среди протестантов, но и среди православных и даже католиков.

Биография Яна Гуса

Ранние годы и первая слава

Прозвище «Гус» закрепилось за Яном ещё в отрочестве. Оно было сокращением от названия его родного селения - Гусенца. Точная дата его рождения неизвестна, по сложившейся в исторической науке традиции, считается, что Ян Гус родился в 1369 году. По всей видимости, он происходил из небогатой крестьянской семьи. Ещё в детстве мальчик решил стать священником, поэтому в довольно юном возрасте он отправился в Прагу, чтобы получить степень магистра вольных искусств в Пражском университете. В 1400 году Гус становится священником и получает пост декана факультета.

В это же время происходят и значительные перемены в характере Гуса. Если раньше он был любителем пиров, песен, роскошной одежды и шахмат, то теперь он становится скромным аскетом. Очевидно, такая перемена была связана с философскими изысканиями будущего проповедника и его знакомством с трудами английского богослова Джона Виклифа. Ещё до того, как занять кафедру священника, Ян Гус набрался опыта народного проповедника, обращаясь к чешским горожанам и крестьянам на их родном языке и затрагивая в проповедях близкие им темы.

Время, когда жил Ян Гус, было для Чехии очень непростым. Чешский король Вацлав IV, одновременно имевший титулы Римского короля и короля Германии, регулярно конфликтовал с духовенством, отстаивая верховенство светской власти над церковной и выступая против засилья римских и немецких духовников в Чехии. Кроме того, немецкие курфюрсты выступили против кандидатуры Вацлава на титул императора Священной Римской империи и проголосовали за более близкую им персону. Чешские граждане, уставшие от поборов со стороны католической церкви, проповедей, произносимых на непонятных языках, и произвола немецких чиновников, которые хозяйничали в Чехии, поддерживали своего короля. На его стороне было и наиболее прогрессивное чешское духовенство, в том числе, Ян Гус. Трения между чешским королём и курфюрстами вылились в войну. Противостояние кипело и в богословской среде между передовыми чешскими священниками, придерживающимися необходимости реформирования церкви, и консервативными немецкими клириками, выступающими за незыблемость положений, исходящих из Рима. Любые изменения в жизни Европы сразу находили своё отражение в Пражском университете, где начинались ожесточённые споры между чехами и немцами. Многие чехи были недовольны, что немецкие профессора и студенты решают все значимые вопросы в жизни университета.

В лице Яна Гуса Вацлав IV нашёл верного соратника. По инициативе короля, в Праге была основана Вифлеемская часовня, где проводились бы проповеди исключительно на чешском языке, а проповедником в ней был назначен Ян Гус, уже известный среди горожан своими высказываниями. О молодом проповеднике скоро стало известно по всей Чехии, его приходили слушать из других городов, а в 1403 году даже назначили ректором Пражского университета. А вскоре Ян Гус стал личным исповедником королевы Софии.

Речи Гуса ложились на благодатную почву. Чешский народ давно ждал человека, который изложил бы его горести и чаяния в форме проповеди. Гус понимал, что для лучшего распространения своих идей необходимо доносить их до людей в наиболее простой и понятной форме, поэтому занялся реформированием чешского языка, создав удобную систему правописания.

Разумеется, очень скоро у Гуса появились и влиятельные враги в среде немецких богословов. При этом сам Гус вовсе не собирался порывать с католической церковью, а просто считал, что ей нужна небольшая реформация и обновление кадров. Гус не раз защищал от преследования инквизиторов богословов и простых людей, обвиняемых в ереси, в частности, тех, кто проповедовал учение Виклифа. В 1405 году вышла папская булла, предписывающая бороться с ересью Виклифа. Чешский архиепископ Збынек приказал сжигать все найденные книги английского богослова и запретил проповедникам публично критиковать духовенство. Враги Гуса, знавшие об его отношении к идеям Виклифа, стали писать многочисленные доносы на проповедника, адресуя их и чешскому архиепископу, и Папе.

Конфликт с чешским архиепископом и Папой Римским

Между тем, в Риме произошёл раскол. На папском престоле оказались сразу два Папы - один в Риме, а другой - в Авиньоне. Король Вацлав решил поддержать авиньонского Папу и потребовал того же от чешского духовенства. Немецкие клирики решительно выступили за Римского Папу, а большинство чехов, включая Яна Гуса, поддержали своего короля. Вацлав IV в знак своей солидарности с народом оформил декрет, по которому чешские студенты и профессора имели намного больше прав в Пражском университете, чем немцы. В знак протеста немецкие студенты и деканы университета демонстративно удалились из Праги в Лейпциг.

Ян Гус, между тем, прочёл в Вифлеемской церкви проповедь, в которой утверждал, что гонения на учение Виклифа в корне неверно. В ответ архиепископ Збынек сжёг множество книг Виклифа в центре Праги и отлучил Яна Гуса от церкви. Такое решение вызвало волну возмущений среди чехов. Повсюду раздавалась хула в адрес архиепископа, а некоторые сторонники Гуса даже нападали на проповедников, критиковавших его идеи. Папа Римский поддержал Збынека и потребовал провести суд на Гусом. Пражане ответили новой волной негодования. Король Вацлав написал Папе Римскому письмо, где вставал на защиту Гуса, но римский первосвященник был неумолим. Он предал Гуса анафеме и запретил проведение богослужений в Праге, чтобы наказать строптивых горожан. В условиях противостояния со Збынеком и постоянной смены Пап на престоле Гус решил не обращать внимания на препоны и проповедовать в своей церкви и дальше, несмотря на все запреты.

Между тем, смуты в Риме продолжались. У очередного Римского Папы - Иоанна XIII - появились сразу два соперника, поддерживаемые некоторыми европейскими монархами. Он потребовал, чтобы христиане выдвинулись в Крестовый поход против его врагов, обещая отпущение всех грехов. Ян Гус осудил поход и большинство чехов его поддержали. Это окончательно разозлило Папу, он проклял Гуса и приказал уничтожить до основания его часовню. Однако сторонники проповедника смогли отстоять свою церковь. Король Вацлав не хотел портить отношения с Гусом, но и закрыть глаза на беспорядки в столице не мог. В личном разговоре он убедил проповедника на время удалиться из Праги. Так в 1412 году Гусу пришлось отправиться в добровольное изгнание. Впрочем, отъезд Гуса никак не сказался на его популярности. В его отсутствие многие гуситы стали заседать в городском магистрате и убедили короля принять несколько решений в их пользу. Более того, учение Гуса стало известно за пределами Чехии - в Австрии, Франции, Польше.

Констанцский собор и казнь

Об упорном еретике, с которым ничего не мог сделать Папа Римский, в конце концов, узнал император Священной Римской империи Сигизмунд. Он решил пригласить Яна Гуса на церковный собор в Констанце, где все спорящие стороны смогли бы встретиться и провести дебаты. Друзья отговаривали Гуса от участия в соборе, но он считал своим долгом нести истину.

В ноябре 1414 года собор был открыт. Однако Ян Гус на нём так и не выступил, папские кардиналы распорядились об его аресте, тем самым, нарушив охранительную грамоту императора Сигизмунда, выданную им Гусу. Император, не желая идти на конфликт с Папой, закрыл глаза на это нарушение. В дальнейшем папские прислужники убедили императора, что Гус - главный враг единства католического мира и монархии. Друзья Гуса, многие из которых были высокопоставленными чешскими дворянами, делали всё, чтобы вызволить его из темницы, но все их попытки провалились.

Только в июне 1415 года начались судебные заседания. Судьи требовали от Гуса отречься от его еретических взглядов, но он упорно стоял на том, что проповедовал только истину и отречётся от своего учения только в том случае, если ему последовательно докажут его неправоту. В июле того же года Ян Гус был сожжён на костре как еретик. При этом даже в самые последние минуты жизни он сохранял мужество, стойкость и веру в своё дело.

События после казни

Известие о казни Яна Гуса вызвали волну возмущений среди чехов. Наиболее влиятельные вельможи адресовали Констанцскому собору свой протест, но клирики ответили на него преследованиями сторонников Гуса. Во время этих событий умер король Вацлав и чешским королём должен был стать император Сигизмунд, которого чехи презирали за нарушение обещаний и малодушие. Выступления против Римского престола и Сигизмунда постепенно переросли в серию Гуситских войн 1419-1434.

Учение Яна Гуса

Первые проповеди Яна Гуса, произносимые им в Вифлеемской часовне, в первую очередь, касались морального облика современного ему католического духовенства. Гус обличал их лень, порочность, корысть и жадность. При этом не затрагивал самих догматов католической веры, порицая только грехи тех, кто должен был защищать основы этого учения. С критикой он обрушивался на продавцов индульгенций, которые, по его мнению, обманывали народ и разрушали церковь. На своих проповедях он доходчиво развенчивал ходившие в народе суеверия и веру в чудеса. Гус прекрасно понимал, что необразованные люди наиболее восприимчивы к разного рода ереси, поэтому стремился по мере возможностей просвещать свою паству.

Учение Гуса можно поделить на две части: трактовку учения Христа и идею церковной организации. Первую часть можно кратко изложить следующим образом:

  • суть христианства - сострадание и любовь к ближнему;
  • единственный источник веры - Евангелие. Разного рода чудеса и реликвии - выдумки алчных людей. Священное писание следует постигать с помощью собственного разума и рационального мышления.

Основываясь на этих ключевых постулатах, Гус переходит уже к своему пониманию церковной власти:

  • нет смысла ставить авторитет церковных иерархов превыше всего, поскольку даже Папа может понимать Евангелие неверно;
  • даже среди священников могут быть грешники, поэтому если церковная власть противоречит слову божьему, долг праведника — выступить против такой церкви;
  • священники не имеют права грабить простой народ.

Учение Гуса почти не касалось догматики, оно было, скорее, нравственным учением о том, каким должен быть лик церкви, поэтому было для римского престола намного опаснее, чем любая догматическая ересь.

В XIV в. в Чехии царствовала Люксембургская династия, представители которой занимали и престол Священной Римской империи германской нации. В 1348 г. в Праге был основан университет, первый в пределах тогдашней империи, и в нем стало учиться множество молодежи из Чехии, Германии и Польши. Чешская церковь была освобождена от подчинения архиепископу майнцскому, примасу Германии, и в Прагу был назначен особый архиепископ, занявшийся исправлением нравов духовенства и развитием проповедничества для народа. Из чешского духовенства выдвинулось тогда же несколько человек, которые начали поучать народ на его родном языке , обличая вместе с тем порчу церкви. Эта проповедь имела большой успех в народе, но в нем сверх того происходило и брожение чисто политического характера в разных классах общества, недовольных своим положением. Проявилась и сильная национальная вражда к немцам, проникшая и в университет. Устав разделял пражский университет на четыре «нации» (чешскую, саксонскую, баварскую и польскую), но в начале XV в. чехам удалось добиться того, что в делах университета их «нация» сохранила одна свой голос, тогда как три остальные нации должны были сообща пользоваться также лишь одним голосом. (Недовольные этим немцы покинули тогда Прагу и основали новый университет в Лейпциге).

206. Ян Гус

Самым видным представителем этого религиозного и национального возрождения Чехии был Ян Гус (1369–1415). Он происходил из крестьянской семьи и провел раннюю молодость в юго-западном углу Чехии, где жили рядом и чехи, и немцы, и между обеими народностями происходили постоянные распри. Окончив курс в пражском университете, Гус сделался священником и проповедником в Вифлеемской часовне в Праге, нарочно основанной для чешской проповеди. Вместе с тем он занял и место профессора в университете, где очень скоро выдвинулся и был ректором, ставь во главе чешской партии, как раз в то время, когда еще там шла борьба между «нациями». Поучения и лекции Яна Гуса пользовались большим успехом у слушателей. Проповедуя в Вифлеемской часовне для простого народа, он, кроме того, выступал проповедником и при королевском дворе, и на съездах чешского духовенства.

В своих богословских занятиях он стоял сначала на строго католической точке зрения, но мало-помалу стал усваивать некоторые взгляды Уиклифа , сочинения которого около 1400 г. очень распространились среди магистров пражского университета. Гус не разделял воззрений Уиклифа, касавшихся, напр., евхаристии, но вместе с английским реформатором он думал, что священное писание есть единственный источник веры. Когда часть пражского духовенства начала обвинять учение Уиклифа в ереси, был устроен диспут, на котором Гус доказывал, что многие положения английского богослова прямо передавались неверно его противниками. Это произвело неприятное впечатление на архиепископа, а ему жаловались на Гуса еще и многие священники, которых Ян Гус порицал за то, что они с бедных брали деньги при совершении для них треб. Архиепископ лишил его звания проповедника на съездах духовенства·, потом ему было запрещено и священствовать.

Между тем сочинения Уиклифа были осуждены церковною властью, но пражский университет протестовал против этого, доказывая неправильность многих мотивов такой меры. За такую защиту Уиклифа Гус был отлучен от церкви и вызван в Рим к ответу, и только заступничество короля (Вацлава), любившего Яна Гуса, пока спасло его от преследования. Это случилось уже тогда, когда великий раскол осложнился появлением третьего папы . Один из споривших за власть пап (Иоанн XXIII) объявил против теснившего его короля неаполитанского крестовый поход с отпущением грехов всем, кто будет содействовать папству. Гус выступил против папской буллы об индульгенциях на диспуте, где оспаривал их законность и доказывал вред от них для нравственности. То же самое говорил он и в своих проповедях в Вифлеемской часовне. Главные свои доказательства он заимствовал при этом прямо из сочинений Уиклифа.

ГУС (Hus ) Ян (1371-1415), национальный герой чешского народа, идеолог чешской Реформации. В 1402-03, 1409-10 ректор Пражского (Карлова) университета. Вдохновитель народного движения в Чехии против немецкого засилья и католической церкви (порицал торговлю индульгенциями, требовал возвращения к принципам раннего христианства, уравнения в правах мирян с духовенством). Осужден церковным собором в Констанце и сожжен.

ГУС (Hus ) Ян (ок. 1370, Гусинец, Юго-Западная Чехия - 6 июля 1415, Констанц, Германия), чешский религиозный реформатор, национальный герой чешского народа.

Проповедник и ректор

Гус родился в семье небогатого крестьянина, свою фамилию взял по месту рождения. Ок. 1390 он поступил в Пражский университет и закончил обучение в 1393, получив степень магистра «свободных искусств». В 1400 он стал священником, в 1402 получил место проповедника в Вифлеемской часовне в Праге. Эта часовня была основана учениками реформатора Яна Милича, выступавшего за реформу церкви. Пражский университет был охвачен борьбой сторонников номинализма и реализма, причем на стороне первых выступали в основном немцы, а вторых - чехи. Схоластический спор стал началом ожесточенной религиозной и национальной борьбы. В этот период король Вацлав IV склонялся к поддержке чешской партии, в которой собрались сторонники церковной реформы. Большое распространение получили труды английского реформатора Дж. Уиклифа, который призывал к секуляризации церковных земель. Их изучал и Гус. Учитывая, что Католическая церковь была в этот период крупнейшим собственником (во владении церкви была почти вся недвижимость в Чехии), можно понять заинтересованность короля. К тому же это было время глубочайшего кризиса в Западной церкви - Великого раскола, во время которого авторитет ее упал до самого низкого уровня.

Гус одновременно с должностью проповедника занимал должность декана факультета искусств (1401-02) и ректора Пражского университета (1402-03). Он читал лекции и принимал экзамены, а среди его учеников оказался Збынек Зайчик, в 1403 ставший архиепископом Пражским. Збынек поставил Гуса проповедовать перед духовенством на съездах и соборах в Праге.

Взгляды Яна Гуса

В лекциях и проповедях Гус обличал недостатки духовенства, осуждал богатство и роскошь Церкви. Взгляды Уиклифа произвели на него огромное впечатление, но он был менее радикален, чем английский реформатор. Сам он считал себя верным сыном католической церкви, но фактически придерживался двух из трех основных протестантских тезисов: поддерживал учение о предопределении и считал авторитет Священного Писания высшим по отношению к решениям папы и соборов. Проповеди Гуса привлекали значительное количество слушателей, в том числе простых горожан. Но духовенство, особенно немецкое, как более богатое, было им резко недовольно.

В 1403 немецкая партия сделала решительный выпад против Гуса. Профессор Пражского университета Иоганн Хюбнер выбрал из сочинений Уиклифа 45 статей, которые свидетельствовали о еретических взглядах английского проповедника. В университете состоялся диспут, на котором некоторые магистры, близкие Гусу, вступились за Уиклифа, но сам Гус лишь сказал, что многие извлечения неверны. Немецкие профессора в то время имели три голоса, а чешские лишь один, поэтому 45 статей были признаны доказательством ереси Уиклифа.

Великий раскол. Обсуждение вопроса об индульгенциях

Пражский архиепископ, несмотря на симпатии к личности Гуса, прислушался к мнению большинства духовенства и запретил ему проповедовать на церковных съездах, а затем и священствовать. В 1409 собрался Пизанский собор, который должен был ликвидировать Великий раскол, но к двум соперничавшим папам лишь добавился третий. Церковь в Чехии встала за одного, а король за другого. Реформаторы поддержали короля, что привело к преобразованию университетского устава: теперь уже чешская нация получила три голоса, а все остальные вместе лишь один. Немецкие профессоры и студенты стали уезжать из Праги в Германию, Гус снова был избран ректором. В 1410 непризнанный чехами папа издал буллу с осуждением Уиклифа. Архиепископ потребовал сожжения сочинений Уиклифа, а университет устроил диспут, на котором Гус объявил, что требовать сожжения философских, математических и других (не богословских) книг Уиклифа могут только невежды. Архиепископ отлучил Гуса от церкви, ему было запрещено преподавать в университете, но в поддержку Гуса выступило множество народа, за него заступился сам король, который настойчиво просил архиепископа поддержать Гуса перед римской курией, но в 1411 архиепископ умер. В 1412 папа Иоанн XXIII объявил крестовый поход против своего врага, короля Владислава Неаполитанского, поддерживавшего антипапу Григория XII, и выпустил буллу, в которой объявлялось отпущение грехов всем, кто будет содействовать папе. В Праге булла об индульгенциях вызвала бурные споры, которые проходили и в церкви и на улицах. По приказу короля пражский магистрат казнил трех молодых чешских ремесленников, которые в церкви особенно громко возмущались продажей индульгенций. Гус заступился за них, но казнь состоялась. В Праге начались волнения, казненных провозгласили мучениками. Гус в университете публично осудил индульгенции и обратился за поддержкой к королю Вацлаву, но король прислушался к тем, кто обвинял Гуса в подстрекательстве к волнениям. Гус был отставлен с поста ректора, был объявлен интердикт над Прагой и любым другим городом, где бы ни поселился Гус. Гус в октябре 1412 удалился в замок Козийградек (Южная Чехия) к одному из своих друзей и сторонников, где продолжал проповедовать. Здесь он написал по-латыни трактат «О Церкви», всецело основанный на трудах Уиклифа. Другие произведения 1412-14 написаны Гусом на чешском языке и сыграли большую роль в становлении этого языка как литературного.

Констанцский собор

К Гусу стекались толпы народа, волнения не утихали, а нарастали. Резонанс от выступлений бывшего ректора Карлова университета вышел за пределы Чехии. Император Сигизмунд I (брат и наследник Вацлава) настоял на созыве Констанцского собора (1414), пригласив туда Гуса для защиты своих взглядов. Гусу была выдана охранная грамота за подписью императора и для охраны его сопровождали трое чешских дворян. Гус прибыл в Констанц 3 ноября и 28 нооября был вызван на допрос папой Иоанном XXIII и кардиналами. Последовала непродолжительная дискуссия, после которой Гус был схвачен и арестован. Не помогли ни протесты дворян, ни негодование вскоре прибывшего императора. Гус обвинялся в приверженности ереси Уиклифа, главным был пункт по вопросу об евхаристии, а также учение о том, что Церковь может обойтись без папы и некоторые другие пункты. Защищаясь, Гус аппелировал к Священному Писанию и соглашался отречься только, если ему представят тексты более весомые, чем те, на которые ссылался он.

Находясь в заключении, Гус пережил падение Иоанна XXIII, который оказался в темнице рядом с ним. В целом собор был расположен к нему скорее благожелательно, все кардиналы и император старались избежать раскола в Чехии. Гуса все уговаривали отречься от своих взглядов, даже если он считал себя правым, почти в открытую признавая необходимость отречения только для вида. Но Гус проявил большую силу духа. Он просил не налагать на него «петли вечного осуждения, принуждая солгать и поступить против совести». Написанные им в заключении письма к друзяьм ярко характеризуют его цельную личность, основной чертой которой была любовь к истине. Личность Гуса производила впечатление даже на его врагов. Его беспрестанно уговаривали отречься ради спасения жизни. 6 июля 1415 на 15-м заседании собора ему прочли обвинительный приговор, в котором к прежним обвинениям добавилось еще одно, будто бы Гус называл себя четвертой ипостасью Троицы. Гус был лишен сана и тут же выдан светской власти, уже сделавшей все приготовления к казни. Последними словами Гуса были: «Призываю Господа в свидетели, что не учил и не проповедовал того, что показали на меня лжесвидетели. Главной целью моих проповедей и всех моих сочинений было отвратить людей от греха. И в этой истине, которую я проповедовал согласно с Евангелием Иисуса Христа и толкованием святых учителей, я сегодня радостно хочу умереть». По преданию, старушке, подбросившей хвороста в костер «еретика», Гус сказал: «Святая простота!». Искры от этого костра вскоре разлетелись по всей Чехии.

Удивительно, но Ян Гус, никогда не бравший в руки оружие, сам того не подозревая, стал вдохновителем освободительного движения чешского народа, которое получило его имя – Гуситские войны. Более того, Гуситские войны наложили огромный отпечаток на жизнь Европы в целом.


Ян Гус

Приблизительно в 1370 году около г. Прахатице (Чехия) в деревне Гусинец в крестьянской семье родился сын Ян. Позже из название родного местечка сложится его фамилия. Единственной возможностью выбиться из бедности для крестьянского отпрыска в то время было поступление в школу с перспективой стать в будущем священником.

В конце XIV века Прахатице, где находилась школа, в которую родители определили Яна, одного их троих сыновей, был достаточно большим городом. Через него проходила дорога в южную Германию и Прагу, производились стеклянные и серебряные изделия, а также был собор.

К 18 годам Ян из Гусинца освоил обязательные науки: риторику, грамматику, диалектику, астрономию, арифметику. Школьная программа не удовлетворила пытливого юношу, а лишь больше разожгла в нем желание учиться дальше. Поэтому он отправился поступать в Пражский университет, основанный за 40 лет до этого, а на сегодняшний день – один из старейших в Европе.

Яна Гуса зачислили на факультет свободных искусств, где в 1393 году он получил степень бакалавра богословия, а тремя годами позднее – магистра искусств. В годы учебы определилась его склонность к теологии, поэтому сразу же после получения степени магистра Яну предложили должность преподавателя в том же Пражском университете.

С самого начала молодой преподаватель выказал свободомыслие, начав изучать со студентами труды Джона Виклефа, английского богослова, заподозренного в ереси. Однако Ян Гус не только не боялся излагать перед студентами учение Виклифа, но и стал его развивать.

Например, он признавал истинным главой католической церкви не Папу Римского, а Иисуса Христа, тем самым фактически отвергая безграничную духовную власть римского понтифика. Помимо этого, Ян Гус более категорично, чем Виклиф, обличал богатство Церкви.

Спустя несколько лет архиепископ Праги Збынек публично сожжет сочинения Виклифа. Тем не менее вольнодумство Яна Гуса не помешает ему быть избранным деканом факультета в 1401 году, а в 1409 – ректором университета в Праге. Кстати, ранее эту должность занимали исключительно немцы, таким образом, Гус стал первым ректором-чехом. Удивительная карьера для крестьянского сына к тому же не отличавшегося благонадежностью.

С одной стороны, это объясняется бесспорными талантами и широкой образованностью Гуса, а, с другой, – его популярностью как оратора. Послушать его проповеди в Вифлеемской часовне, начиная с 1401 года, приходило множество народа. Эта часовня, основанная в 1391 году, была знаменита тем, что богослужение в ней проводилось не на латыни, а на чешском языке. В своих проповедях Ян Гус смело бичевал нравы церковнослужителей и говорил правду о состоянии Церкви в целом.

Безусловно, магистр Гус был человеком искренне верующим, именно поэтому он так болезненно относился к тому, что происходило в среде Католической церкви. В отличие от многих других, которые так же видели цинизм, мздоимство и разврат духовных пастырей, но предпочитали молчать, Ян Гус решил бороться.

Без сомнения он понимал, на какую опасную стезю вступает, ведь еретики на кострах инквизиции полыхали по всей Европе. Тем не менее Гус смело выступил против продажи грамот об отпущении грехов – индульгенций, платы за церковные обряды, продажи церковных должностей – симонии. Вот краткая выдержка из его проповеди:

«Клир не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые... устраивают никому не известные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ...»

Однако антиклерикальные высказывания были не единственной темой выступлений Яна Гуса. Помимо этого, он был известен как патриот Чехии. Например, он перевел Библию на чешский язык, лишив тем самым священников эксклюзивного права на ее толкование. Но главное – Ян Гус выступал против немецкого засилья.

Хотя в 1212 году император Фридрих II Штауфен юридически признал независимость Чехии, к середине XIV века ключевые позиции в основных сферах занимали немцы. Да и сами чешские короли имели статус курфюрстов, подданных императора Священной Римской империи. Подобная ситуация не могла не вызывать недовольства чехов.

Поэтому патриотические выступления Яна Гуса нашли в народе большой отклик:

«Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском по закону... и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же, как французы во Франции...»

С 1409 по 1412 годы Ян Гус развивает свое учение, опираясь на труды Джона Виклифа, и призывает к пересмотру некоторых католических догматов. По сути, его радикальные взгляды во многом предвосхитили европейскую Реформацию и учение Мартина Лютера.

Осенью 1414 года терпение Папы Римского иссякло. По его инициативе Гуса вызвали на Вселенский собор в г. Констанц, якобы для того, чтобы высшие церковные иерархи могли выслушать его лично и разобраться в его учении. На соборе присутствовал также император Сигизмунд, которому Чехия была подчинена юридически.

Ян Гус перед церковным собором

Сигизмунд выдал Яну Гусу охранную грамоту, гарантировавшую чешскому магистру свободное возвращение в Прагу. Император не только вероломно нарушил данную гарантию, но и в своем выступлении на Констанском соборе потребовал для проповедника-реформатора смертной казни на костре.

Итак, Ян Гус в октябре 1414 года отправился в южную Германию, в Констанц. По дороге его восторженно приветствовал простой народ, в отличие от семисот церковных иерархов, заседавших на соборе, включая Папу Иоанна XXIII. Ему не позволили изложить свои взгляды, единственное чего от него хотели – отречения от своих «еретических заблуждений» и покаяния.

От Яна Гуса требуют отречения

«Эти епископы уговаривают меня всенародно отречься, – нет! Не могу изменить своей совести и посрамить веру Христа. Если отрекусь от истины, то каким глазами воззрю на небо? Как дерзну посмотреть в глаза народу, если по моей вине поколеблются вековые убеждения? Никогда! Спасение стольких душ народа для меня дороже моего бренного тела.»

Через три недели после приезда в Констанц Гус был арестован и заточен в темном и сыром подвале доминиканского монастыря, где он содержался до дня казни 6 июля 1415 г.

Казнь Яна Гуса

«Итак, в субботу, в 6 день месяца июля, магистр Иоанн Гус, утвержденный бакалавр священной теологии, муж славной жизни и чистых нравов, верный проповедник Евангелия Христова по ложному показанию свидетелей.., а также по настоянию короля.., Констанским собором был приговорен к смерти, после того, как ему даже не было предоставлено никакой аудиенции для оправдания себя...Будучи осужден несправедливо, он был на общем собрании самого собора лишен священнического сана и передан в руки светских властей. Он был выведен из города Констанца и на некоем лугу привязан цепями и веревками к столбу, сделанному наподобие острого кола, воткнутому в землю, и обложен вязанками соломы и дров; он был поглощен пучиной огня, радостно возглашая: «Иисусе, сын Бога живого, помилуй мя...» После его сожжения, чтобы не сохранилось на земле никаких от него останков, даже самый прах его брошен был для унижения богемцев (чехов – авт.) в поток Рейна...»

Ян Гус – самый знаменитый чех в мировой истории. Он родился в 1369 году (по иным сведениям в 1371 г.) в селе Гусинец в Южной Богемии в семье крестьянина.

В 1393 году окончил Пражский университет, стал первоначально бакалавром теологии, а затем получил степень магистра свободных искусств. Служил деканом факультета свободных искусств, а в 1402-1403 гг. и 1409-1410 гг. занимал должность ректора.

Одновременно в 1402 году Гус был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке.

В проповедях он выступал против церковного богатства, призывал лишить Церковь собственности, подчинить её светской власти, осуждал развращенность клира и обличал нравы духовенства, требовал реформы Церкви, осуждал симонию, выступал против немецкого засилья в Чехии, в частности в Пражском университете. Эта критика импонировала шляхте, мечтавшей захватить церковные земли и богатства, и даже королю Вацлаву IV. Проповеди Яна Гуса отвечали и требованиям бюргерства, стремившейся к «дешевой» Церкви.

В конфликте с немецкими магистратами Пражского университета, выступившими против идей Яна Гуса, король Вацлав IV встал на его сторону и в 1409 году подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение; руководство университета перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Но одновременно Пражский университет из международного центра превратился в провинциальное учебное заведение.

1409-1412 года – время полного разрыва Яна Гуса с католической церковью и дальнейшего развития его реформаторского учения. Гус поставил авторитет Священного Писания выше авторитета папы, церковных соборов и папских постановлений, которые, по его мнению, противоречили Библии. Идеалом Яна Гуса была раннехристианская церковь. Источником веры Ян Гус признавал только Священное Писание. К 1410-1412 годам положение Яна Гуса в Праге ухудшилось, против него выступил пражский архиепископ.

В 1412 году Ян Гус выступил против продажи папских индульгенций, что вызвало конфликт с Вацлавом IV, отказавшемся далее поддерживать опасного еретика, так что это наносило удар по его и без того слабому международному престижу. В 1413 году появилась булла с отлучением Яна Гуса от Церкви и интердиктом (запрещением исполнять церковные обряды) на Прагу и другие чешские города, которые предоставят ему убежище. Под давлением обстоятельств Ян Гус вынужден был покинуть Прагу и в течении 2 лет жил в замках покровительствовавших ему дворян, продолжая свою проповедническую деятельность в Южной и Западной Чехии.

В изгнании Ян Гус написал свою главную работу – большое сочинение «О Церкви», в котором критиковал всю организацию католической церкви и церковные порядки, отрицал особое положение папы, необходимость его власти, доказывал, что следует лишать священников светской власти и оставить им имущества столько, сколько необходимо для безбедного существования.

В учении Яна Гуса Церковь увидела опасную ересь, и в 1414 году он был вызван в немецкий город Констанц на церковный собор, который собрался, чтобы положить конец расколу в Церкви и осудить ереси. Ян Гус, получив охранную грамоту императора Сигизмунда I , решил поехать в Констанц и отстаивать свои взгляды. Однако в нарушение всех обязательств он был заключён в тюрьму, в которой провёл 7 месяцев.

Затем Гусу предложили отказаться от своих сочинений. 6 июля 1415 года Яна Гуса привели в кафедральный собор и прочитали приговор, по которому, в случае, если он не отречётся от своих взглядов, его отправят на костёр. Ян Гус произнес:

Не отрекусь!

Он сразу же был лишен сана священника и казнён. Рассказывают, что когда Ян Гус уже стоял на разгоравшемся костре, одна старушка подбросила в огонь вязанку хвороста. Она искренне верила, что сожжение человека угодно Богу и что костёр очистит его душу.

О, святая простота! – воскликнул Гус.

Эта фраза стала крылатой.

Прах Яна Гуса был выброшен в воды Рейна.

Казнь Яна Гуса всколыхнуло чешское общество и вызвало взрыв возмущения, вылившийся в гуситское движение. Ян Гус был объявлен чешским святым.