Все действительное разумно все разумное. Что действительно, то разумно. Формы существования Абсолютная идея по Гегелю

Вдумаемся в первую часть фразы: «Все действительное разумно». Речь идет о том, что окружающий нас мир (действительность) устроен необыкновенно разумно. Мы наблюдаем порядок и гармонию во всем существующем. Вспомним телеологический аргумент, который говорит как раз о целесообразности и безупречности мирового целого. Могла ли физическая природа, будучи неразумной сама по себе, так правильно и разумно устроиться? Если не могла (а это очевидно), то совершенно необходимо предположить реальность некоего разума, намного более совершенного, чем человеческий, который и привел все материальное в состояние целесообразности и гармонии. Из того, что все действительное разумно, неизбежно следует наличие чего-то разумного, духовного, идеального, что существует не в качестве человеческого мышления, но самостоятельно, отдельно, само по себе и является некой невидимой нами реальностью. И поскольку это разумное – не выдумка, не фантазия, не продукт нашего ума, а нечто реально существующее, то мы говорим, что оно действительно, что оно есть (об этом и идет речь во второй части гегелевского положения: «Все разумное действительно»).

Разумность мира проявляется как его закономерность. Все, что происходит в мире, происходит в нем неспроста. Знаменитое утверждение Гегеля о том, что все действительное разумно, а все разумное действительно, имеет и тот смысл, что все происходящее в мире закономерно. Наличие в истории законов предполагает, что история не предоставлена случайности. Это можно интерпретировать таким образом, что история человечества целесообразна.

Феномены по Канту-это?

– способ каким этот предмет является нам, каким мы можем его себе представить.

Явление "вещь для нас"

Познаваемая при помощи чувств

Экономическая формация - это уровень развития общества

1. Первобытно-общинный

2. Рабовладельческое

3. Феодальная

4. Капитализм

5. Коммунизм

Ноумен по Канту-это?

– предмет, который навсегда останется недоступен, нашему познанию, таким как он есть.

"вещь в себе"

Человек есть одновременно и феномен и ноумен, сам для себя, я являюсь феноменом, то есть могу познать сам себя, но для другого человека, я ноумен, вещь в себе.

Не познаваемая.

Структура формации по Марксу.

Уместно ли называть Канта агностиком почему?

Агностицизм – это учение отрицающее возможность достоверного познания.



Кант считал, что мир непознаваем сам по себе. Человек способен познать только внешнюю сторону предметов и явлений, а вот сторона внутренняя навсегда останется для него загадкой.

Вся окружающей нас реальности согласно Гегелю?

Согласно Канту, свободен ли человека? Почему?

Отношения Фейербаха к креационизму?

КРЕАЦИОНИЗМ-религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Отрицал идею Креационизма, т.к. отрицал существование Бога как некое трансцендентальное вещество.

Бог-некий идеальный образ человека к которому он стремится.(существующий в его сознании)

Императив-что это? Кто вводит это понятие? (Кант)

Обозначающий основной закон, или правило, его этики.

Имеет две формулировки:

Согласно Канту, является всеобщим общеобязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения.

Выделяются два императива:

1. Гипотетический императив (когда мы совершаем нравственные поступки, не искренне, а заведомо с какой-то целью)

Гегель материалист или идеалист? Почему?

Гегель объективный идеалист

1.существует какой-то мировой дух абсолютный который является синтезом.

Этот мировой дух выполняет роль (является) первоначалом

термин обозначающий противоположность между двумя

Формы существования Абсолютная идея по Гегелю.

Ступени 3:

Отношение Гегеля к теории феноменов и ноуменов Канта, агностик гностик?

Гегель-мир познаваем

Кант-мир не познаваем.

Он не разделял позицию Канта тождество Бытия=Мышление

Согласно ему, границы между феноменами и ноуменами не существует. Это единое целое!

В разделе на вопрос Что означает выражение Г.В.Ф. Гегеля: «Все действительное разумно, все разумное действительно»?
заданный автором Алексей Артёмов лучший ответ это Где чудеса, там мало складу
по Грибоедову

Ответ от Посол [гуру]
С точки зрения Гегеля, история человечества разумна. Принцип разумности в его системе универсален. Это и по­нятно, так как мышление являлось для немецкого филосо­фа единственной подлинной субстанцией. Правда, он вся­чески подчеркивал, что он против антропоморфизации мира. Мировой разум вовсе не тождествен разуму человеческому, тем более разуму индивидуальному. Разум - это не идеал, каким он существует в человеческой голове. Для Гегеля мировой разум, скорее, некая творческая мощь, продуктив­ность, обнаруживающая себя, в частности, и в истории. Далее разумность мира проявляется как его закономерность. Все, что происходит в мире, происходит в нем неспроста. Зна­менитое утверждение Гегеля о том, что все действительное разумно, а все разумное действительно, имеет и тот смысл, что все происходящее в мире закономерно. Наличие в истории законов предполагает, что история не предоставлена случайности. Это можно интерпретировать таким образом, что история человечества целесообразна.


Ответ от Просека [гуру]
Всё недействительное неразмно, всё неразумное недействительно!


Ответ от Европеоидный [гуру]
Всё,что может быть реальным, мы можем понять логически. Всё,что мы понимаем логически - реально.

Популярная философия Гусев Дмитрий Алексеевич

§ 35. Мироздание – застывшая мысль (Гегель)

Наиболее выдающейся фигурой в немецкой классической философии являлся Георг Гегель, система которого по размаху и значительности в духовной жизни Нового времени может быть сравниваема с учением Платона, составившем целую эпоху в культуре античного мира. Кроме того, как и Платон, Гегель являлся представителем классического идеализма, по которому физический мир есть только проявление или инобытие духовной, незримой реальности.

Основной гегелевской мыслью является положение – «все действительное разумно, все разумное действительно », которое, на первый взгляд, кажется не совсем понятным. Вдумаемся в первую часть фразы: «все действительное разумно ». Речь идет о том, что окружающий нас мир (действительность) устроен необыкновенно разумно. Мы наблюдаем порядок и гармонию во всем существующем. Вспомним телеологический аргумент, свидетельствующий как раз о целесообразности и безупречности мирового целого. Могла ли физическая природа, будучи неразумной (отсутствие духа есть свойство материи), так правильно и разумно устроиться самостоятельно? Если не могла (а это очевидно), совершенно необходимо предположить реальность некого разума, намного более совершенного, чем человеческий, который и привел материальное в состояние целесообразности и гармонии. Из того, что все действительное разумно, неизбежно следует наличие чего–то разумного, духовного, идеального, что существует не в качестве человеческого мышления, но самостоятельно, отдельно, и является некой невидимой нами реальностью. И поскольку это разумное представляет собой не выдумку, не фантазию, не продукт нашего ума, а нечто реально существующее, мы говорим, что оно действительно, что оно есть (об этом и идет речь во второй части гегелевского положения: «все разумное действительно»).

Следовательно, по мнению Гегеля, чувственный или физический мир создан какой–то духовной реальностью, точнее – является ее проявлением, воплощением, реализацией в иной, материальной форме. Данная мысль, несомненно, пантеистическая: то, что мы видим вокруг себя – это совсем не то, что существует в действительности, но – всего лишь по–иному явленная нам идеальная, невидимая, умопостигаемая действительность.

Что она представляет, чем является: душой мироздания (подобной Брахману в индийской философии), Абсолютным числом (как у Пифагора), безличным Единым (как у Ксенофана), Всеобщим законом (как гераклитовский Логос), миром идей (как у Платона), теистическим началом (как в Средние века), божественным максимумом Бытия (как у Николая Кузанского)? Гегель называет высшую духовную реальность Абсолютной Идеей или Мировым Разумом, а все существующее представляет как ее саморазвитие. Абсолютная Идея – безличное пантеистическое начало, в котором сконцентрировано все вообще, и поэтому оно является Бытием, пребывающем в различных формах или проходящим в саморазвитии три основных этапа.

Первый из них – существование Абсолютной Идеи в собственном лоне, когда она является самою собой, находится в исключительно идеальной сфере, в области чистого духа, совершенного мышления. Эта сфера называется у Гегеля Логикой и подобна миру платоновских идей – области высшей, запредельной и неощущаемой. Поэтому важно отметить, что Логика в учении немецкого философа – совсем не то же самое, что мы разумеем обычно в данном понятии: это ни в коем случае не наука, которую изучают в школе или институте, а идеальный, незримый и умопостигаемый мир, являющийся первичной и истинно сущей реальностью.

На втором этапе Абсолютная Идея покидает сферу Логики и переходит в иную форму, воплощаясь в физический или материальный мир, который, таким образом, является не самостоятельной действительностью, а инобытием Абсолютной Идеи. Природа – в чувственном или телесном виде существующий дух, или она есть, по словам Гегеля, «застывшая мысль » (под термином «мысль » здесь понимается, конечно, Абсолютная Идея). В этом пункте наиболее прослеживается гегелевский идеализм. Получается, что видимый нами мир – совсем не то, что есть на самом деле, он – проявление невидимой реальности, которую мы и должны усмотреть за всем физическим и чувственно воспринимаемым. Другими словами, нам только кажется, будто он существует самостоятельно, в действительности он – иллюзия или фантом, поскольку представляет в материальном виде воплотившееся идеальное Бытие.

Представьте, что перед вами – чистый лист бумаги. На нем ничего нет, но в вашем сознании существуют определенные образы или представления, которые вы можете с помощью карандашей и красок перенести на бумагу, то есть – изобразить в рисунке некий замысел. Теперь на этом листе каждый прекрасно видит, что именно было в вашем сознании, какие образы хотели вы передать через рисунок, который, следовательно, есть не что иное, как в другой форме представленные мысли и чувства, инобытие или проявление вашего духа.

Почему бы не предположить, что окружающая нас природа – воплощение какого–то разумного замысла, грандиозная материализовавшаяся композиция некой духовной реальности, в физических объектах выраженные понятия и мысли? В любом случае подобное понимание окружающего мира не исключено, но и нет никаких гарантий, что все обстоит действительно так. Основными разделами природы как инобытия Абсолютной Идеи являются, по Гегелю, механика (пространство, время, материя, движение, всемирное тяготение), физика (небесные тела, свет, теплота, химизм и т. п.), органика (геологические реалии, растительный и животный мир).

На третьем этапе саморазвития Абсолютная Идея переходит из области физического или природного в сферу опять идеальную или разумную, которая является человеческим сознанием. Теперь она существует в мышлении или - в человеческом духе. Формами ее Бытия на этом этапе являются субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, нравственность, государство) и абсолютный дух (искусство, религия, философия).

В гегелевском учении о трех стадиях саморазвития Абсолютной Идеи мы видим триаду. Существование ее в собственном лоне – пребывание (тезис), переход в форму чувственного мира, в предметы и вещи, является отпадением ее от самой себя (антитезис), ибо она материализуется, как бы изменяет собственной идеальной природе. Однако новое ее воплощение в различных видах человеческого сознания (синтез) представляет вновь обретенную ей духовность, следовательно – возвращение к себе. С триадой мы неоднократно сталкивались раньше, она присутствует в самых различных учениях, как древних, так и современных, находит место и в идеалистических и в материалистических построениях и поэтому является либо «врожденной идеей » человеческого ума (как сказал бы Декарт), либо вечным философским сюжетом, возможно – и тем и другим одновременно.

Из книги Критика чистого разума [утерян курсив] автора Кант Иммануил

I. Разрешение космологической идеи о целокупности сложения явлений в мироздание Как здесь, так и в остальных космологических вопросах основанием регулятивного принципа разума служит следующее положение: в эмпирическом регрессе нет опыта относительно абсолютной

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

1.1. Человек и мироздание едины (мифология) Человек современного типа, или человек разумный (Homo Sapiens), появился примерно сорок тысяч лет назад. Первые цивилизации возникли приблизительно пять тысяч лет назад. Значит, большая часть человеческой истории приходится на

Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Мифология. Человек и мироздание едины Человек современного типа, или человек разумный (Homo sapiens), появился примерно сорок тысяч лет назад. Первые цивилизации возникли приблизительно пять тысяч лет назад. Значит, большая часть человеческой истории приходится на

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

Г.-В.-Ф ГЕГЕЛЬ Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Гегель родился в 1770 г. в Штутгарте, его отец был высоким чиновником государственной службы. В 1788 г. Гегель в качестве стипендиата поступает в

Из книги Лекции по буддийской философии автора

Лекция четвертая Мысль и мышление как невозможность: мысль - не откуда, а куда; континуум мысли и возможные философские последствия Около четверти века назад Мераб Мамардашвили сказал в своей лекции московским психологам, что «мышление - это вещь совершенно

Из книги Объективное знание. Эволюционный подход автора Поппер Карл Раймунд

5.2. Гегель Гегель был своего рода платоником (или скорее неоплатоником), а также, как и Платон, своего рода гераклитианцем. Он был таким платоником, чей мир Идей изменялся, развивался. «Формы» или «Идеи» Платона объективны и не имеют ничего общего с идеями сознания в

Из книги От Спинозы до Маркса автора Луначарский Анатолий Васильевич

Гегель Политическая жизнь и ее задачи мощно отразились на философствовании великих немецких идеалистов. Гегель в молодости был более или менее близок к революционному настроению Фихте, но быстро изменил свой образ мыслей. Глубокий ум, уравновешенный характер заставил

Из книги Философское ориентирование в мире автора Ясперс Карл Теодор

Мироздание и картина мира Мыслить мироздание - захватывающая мысль. Вместо существования, в котором я есмь, я схватываю в ней единое, которое есть все. Но это - только мысль. Я, как существо, охватывающее (fa?t) мысль о продвижении (Fortschreiten) за пределы всякого особенного

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

4. Г. Гегель Высшим достижением немецкой классической философии явилась философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831).Мировой разум и абсолютная диалектика. По словам Вл. Соловьева, Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех философов только

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Человек и мироздание едины. Мифология Человек современного типа, или человек разумный (Homo sapiens), появился примерно сорок тысяч лет назад. Первые цивилизации возникли приблизительно пять тысяч лет назад. Значит, бо?льшая часть человеческой истории приходится на

Из книги Введение в изучение буддийской философии автора Пятигорский Александр Моисеевич

Дхарма как мысль. Мысль как возникновение мысли. Теорией чего является Абхидхарма (0) Сначала о тексте. По содержанию он кажется продолжением (во многом даже повторением) текста XI, где мы видим те же дхармы, только распределенные по фазам и степеням созерцания в

Из книги Запад. Совесть или пустота? автора Хайдеггер Мартин

Гегель Справедливость, разум, истина еще сияли на якобинском небосводе; эти неподвижные звезды могли хотя бы служить ориентирами. Немецкая мысль XIX века, и в особенности гегелевская, стремилась продолжить дело французской революции, устранив причины ее поражения. Гегель

Из книги Критика чистого разума автора Кант Иммануил

I Разрешение космологической идеи о целокупности сложения явлений в мироздание Как здесь, так и в остальных космологических вопросах основанием регулятивного принципа разума служит следующее положение: в эмпирическом регрессе нет опыта относительно абсолютной

Из книги Путешествие длиною в себя (0.73) автора Артамонов Денис

20.2 (Б34) Материальный сдвиг (Мироздание) Действие нисходящего потока, создало удивительный феномен Вселенной - материализацию идей. Это привело к появлению, самого грандиозного объекта Вселенной - материального мира или Мироздания (Б34).В его основе, лежит богатство Б3,

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

8. Гегель Проблемы философии права занимают большое место в творчестве Гегеля.Уже в работе "О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве" (1802-1803) Гегель различает три научных способа

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

6. Мироздание – застывшая мысль (Гегель) Наиболее выдающейся фигурой в немецкой классической философии был Георг Гегель, система которого по своему размаху и значительности в духовной жизни Нового времени может быть сравниваема с учением Платона, составившим целую

Всё действительное разумно

Всё действительное разумно
Слова немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770- 1831): «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно».
Аналогичное суждение было и у английского философа Александра Попа (1668- 1744): «Всё существующее разумно».
Используется: , как правило, иронически, применительно к совершенно неудовлетворительному положению дел.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


  • Всё выше, выше и выше
  • Всё или ничего

Смотреть что такое "Всё действительное разумно" в других словарях:

    Всё существующее разумно

    Что действительно, то разумно - см. Всё действительное разумно. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

    Белинский, Виссарион Григорьевич - — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия

    Гегель Георг - Жизненный путь Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте в 1770 г. Его отец был государственным чиновником, и доходы позволяли дать сыну высшее образование. В местной гимназии Гегель изучал греческую и латинскую классику. С годами… … Западная философия от истоков до наших дней

    ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - объективная реальность как актуально наличное бытие, реализующее определ. исто рич. возможности; понятие Д. используется также в смысле подлинного бытия, в отличие от видимости. Категория Д. употреблялась уже в антич. философии:… … Философская энциклопедия

    ГЕГЕЛЬ - (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770 1831) нем. философ, создатель развернутой филос. системы, построенной на принципах «абсолютного идеализма», диалектики, системности, историзма. Учился в гимназии Штутгарта, затем в Тюбингенском теологическом… … Философская энциклопедия

    МАРКУЗЕ - (Marcuse) Герберт (1898 1979) нем. амер. философ, культуролог, один из основателей и ведущих представителей Франкфурт, школы. С 1917 МАРКУЗЕ социал демократ; после убийства Р. Люксембург и К. Либкнехта вышел из социал демократ, партии. В… … Энциклопедия культурологии

    Белинский Виссарион Григорьевич - Белинский, Виссарион Григорьевич, знаменитый критик. Родился 1 июня 1811 г. в Свеаборге, где отец его был морским врачом. Детство свое Белинский провел в городе Чембаре, в 1820 г. поступил в уездное училище, а с 1825 г. учился в пензенской… … Биографический словарь

    БЕЛИНСКИЙ - Виссарион Григорьевич , рус. революц. демократ, лит. критик, философ. Род. в семье флотского врача, в 1829 1832 студент словесного отделения Моск.… … Философская энциклопедия

    РАЦИОНАЛИЗМ - (лат. ratio разум) 1) в широком смысле слова определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до первой трети середины 19 в. со свойственными ей установками на… … История Философии: Энциклопедия

Книги

  • Гегель , Пол Стретерн. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) – последний крупный представитель немецкого идеализма, создавший всеобъемлющую систему философии, какой, по словам Энгельса, еще не было с тех пор,… Купить за 149 руб аудиокнига
  • Диагностика кармы. Книга 12. Жизнь, как взмах крыльев бабочки , С. Н. Лазарев. "Поезд мерно отстукивает километры пути. Взгляд выхватывает отдельные фрагменты жизни, проплывающей за окном. Сначала происходит встреча. Я с интересом рассматриваю лужайку, небольшой огород,…