Время правления царя соломона. Соломон - биография, информация, личная жизнь. Приход к царствованию

Соломон (евр. Шеломо, араб. Сулейман) – третий и величайший царь израильского народа. Второй сын Давида от Вирсавии, Соломон еще при жизни отца был назначен ему преемником и вступил на престол 16-тилетним юношей. Воспитанник пророка Нафана, Соломон был от природы одарен светлым умом и проницательностью. Прежде всего он позаботился водворить внутренний мир вокруг престола и окружить себя доверенными лицами, с помощью которых он мог свободно вести и внутреннюю, и внешнюю политику. Царствование его сделалось синонимом мира и народного благоденствия. Египетский фараон выдал за него, свою дочь, за которой Соломон получил в приданое важный город Газер, командовавший равниной Филистимской – этой большой дорогой между Египтом и Месопотамией. Быстро развилась торговля, много содействовавшая обогащению как двора, так и всего народа.

В Иерусалиме скапливалось так много драгоценных металлов, что золото и серебро, по библейскому выражению, сделались как бы равноценными простому камню. Устроив внутренние дела государства, Соломон приступил к сооружению храма, который впоследствии сделался знаменитейшим из храмов не только по его внутреннему значению, но и по внешнему великолепию и красоте. При этом Соломон пользовался добрыми услугами своего соседа – царя тирского, Хирама, который снабжал его как лесом и другими строительными материалами, так и первоклассными художниками и архитекторами. Храм (начатый в 480 году после исхода из Египта, следовательно около 1010 года до нашей эры) был построен в течение семи с половиной лет, после чего было совершено торжественное его освящение. Соседние государи предпринимали путешествия издалека, чтобы повидать еврейского царя, слава о мудрости и делах которого успела распространиться по всему востоку. Таково было посещение царицы Савской. Роскошь Соломона требовала огромных средств, которые и доставлялись быстро развивавшейся мировой торговлей.

Соломон принимает царицу Савскую
Эдвард Пойнтер


Соломон и царица Савская
Иоганн Тишбейн


Соломон встречает царицу Савскую
Джованни Демини

Особенно важен был в этом отношении союз с Тиром, главным городом Финикии, тогдашней владычицы Средиземного и других морей. К финикийскому городу Тир стягивалась торговля из всех стран Азии, но так как все главные азиатские торговые рынки находились в подчинении у Соломона, то и вся торговля по необходимости проходила чрез его владения, и самый Тир был лишь как бы богатейшим портом Палестины, находясь в полной зависимости от нее и в продовольственном отношении, так как она была главной и почти единственной житницей финикийских городов.

Чтобы стать еще независимее от финикиян, Соломон завел свой собственный флот, корабли которого делали далекие плавания и привозили как золото, так и редкие произведения искусства. Корабли царя Соломона доходили до Геркулесовых столбов. Торговля давала казне Соломона большой ежегодный доход в 666 талантов золота (1 талант = 125000 рублей золотом).

В эту лучшую пору своего царствования Соломон вполне воплотил в своем лице идеал того «царя мира», о котором мечтал миролюбивый народ и память о котором впоследствии сохранялась в предании. Но окружавшая его восточная роскошь не замедлила оказать на Соломона свое развращающее влияние. Подобно другим восточным деспотам, он предавался неумеренному сладострастию, завел огромный гарем («и было у него 700 жен и 300 наложниц»); под влиянием иноземных жен-язычниц, он ослабел в своей ревности к вере отцов и в самом Иерусалиме, к ужасу народа, построил капища для культов Молоха и Астарты. Усилившиеся до крайности налоги стали обременять народ, который роптал и жаловался; блистательное царствование Соломона закончилось грозными признаками внутреннего разложения.

История не говорит, как повлияли на него все эти испытания и тревоги, но оставленные им книги и особенно «Экклезиаст» дополняют картину его жизни. Тут мы видим человека, который испытал все удовольствия жизни и до дна испил чашу земных радостей, и все-таки остался неудовлетворенным, и в конце концов с грустью восклицает: «Суета сует, все суета и томление духа»! Соломон умер в Иерусалиме на сороковом году своего царствования (1020 – 980 годы до нашей эры). История его жизни излагается в 3 книге Царств и 2 книге Паралипоменон.

А. Лопухин, «Библейская История при свете новейших исследований и открытий», том II.
Статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907

Легендарный Соломон (1011-928 гг. до н. э.) - третий еврейский царь, сын Давида от Вирсавии. При нем Израиль достиг вершины своего влияния и могущества. После окончания царствования Соломона (965-928 гг. до н. э.) в стране наступил период междоусобиц и распада некогда единого государства. Этот монарх прославился собственной мудростью и справедливостью. Главным его достижением считается строительство на Храма, о котором так мечтал праведный Давид.

Приход к власти

Соломон был одним из младших сыновей своего отца, что не помешало влиятельному пророку Натану выделить его среди других детей Давида. Способный мальчик вырос достойным мужчиной. Формально он не числился наследником престола, однако цепочка из нескольких событий привела к тому, что именно он стал царем Израиля.

После смерти двух старших сыновей Давид обещал своей любимой супруге Вирсавии передать трон Соломону. Такое решение не понравилось Адонии. Этот сын Давида, ставший старшим вследствие кончины Авшалома и Аммона, решил не подчиняться воле отца. Его поддержали несколько влиятельных людей, в том числе первосвященник Эвьятар и военачальник Йоав. На стороне Соломона оставался пророк Натан.

Партия Адонии открыто объявила о его претензиях на власть и стала собирать новых сторонников. Тем временем умирающий Давид повелел помазать на царство Соломона (о чем гласит о царе Соломоне). После совершения священного ритуала народ присягнул наследнику. Адония, испугавшись мести брата, укрылся в святилище, но вышел оттуда, когда новый правитель пообещал сохранить ему жизнь.

Вскоре умер Давид. Адония убедил Вирсанию попросить сына разрешение на его брак с Ависагой - одной из наложниц покойного отца. Согласно древним законам, такой брак давал право на престол. Царь Соломон, биография которого показывает пример дальновидного политика, понял замысел мятежного брата и приказал убить его самого и некоторых его высокопоставленных приспешников. Это был единственный случай, когда монарх разрешил смертную казнь.

Внешняя и внутренняя политика

Одержав победу над династическим конкурентом, Соломон приступил к полноценному правлению Израилем. Он поспешил подружиться с Египтом. Женившись на дочери фараона, иудейский монарх получил в приданное город Гезер. Царствование Соломона также ознаменовалась продолжением дружбы с финикийским государем Хирамом, имевшим хорошие отношения еще с Давидом.

Правитель иудеев любил лошадей и распорядился создать первую иудейскую кавалерию. Соседние цари и прибыльная торговля давали большие доходы. Соломон тратил их с размахом, во всем стараясь достичь величия. Его грандиозные предприятия ложились тяжелым бременем на простое население. Из-за этого у власти начался конфликт с коленами Менаше и Эфраима. История царя Соломона, при всей грандиозности его личности, отличалась и его собственными ошибками. Принуждая строптивые племена усерднее работать, властитель усиливал их сепаратные настроения. Отчасти именно по этой причине распад Израиля после смерти Соломона стал естественным и логичным итогом внутреннего иудейского конфликта.

Возведение Храма

Каким бы противоречивым ни был царь Соломон, биография этого монарха древности больше всего известна благодаря строительству Храма. Еще его отец Давид покорил принадлежавший иевусеям Иерусалим и перенес туда Ковчег Завета. Он же вместе с судьями из Синедриона подготовил план будущего Храма. Давид не успел осуществить строительство главного религиозного сооружения иудеев и завещал исполнение этого замысла своему сыну.

Царь Соломон, биография которого представляет собой пример одного из лучших дипломатов древности, прежде чем начать возводить Храм, заручился поддержкой иностранных специалистов. Правитель финикийского города Тира Хирам посодействовал ему, прислав в Иерусалим многих ремесленников и плотников (в том числе своего лучшего зодчего Хирама Абиффа).

Из Ливана поставлялись строительные материалы: песчаник, кипарисы, кедры. Камни обтесывались каменотесами как Хирама, так и Соломона. Медь, необходимая для утвари и храмовых колонн, добывалась в медных копях Идумеи, на юге Израильского нагорья. В строительстве было задействовано почти 200 тысяч рабочих.

Завершение строительства

Строительство Храма продолжалось семь лет и завершилось в 950 году до н. э. На празднование, посвященное его торжественному освящению и продолжавшееся две недели, прибыли старейшины всех родов и колен. В Храм был перенесен после чего царь зачитал молитву. Строительство стало делом общенародной важности. Оно превратилось в олицетворение объединения всего Израиля.

Храм задумывался как часть комплекса, в который входил в том числе и царский дворец. Это величественное здание доминировало над всеми постройками Иерусалима. Отдельный вход соединял культовое сооружение с дворцом Соломона. Весь комплекс строился еще девять лет.

Идолопоклонничество

Согласно Торе, к Соломону дважды являлся Бог. В первый раз это случилось во время одного из жертвоприношений. Царь Соломон, биография которого характеризует его как умного правителя, попросил у Бога мудрости и таланта править собственным народом (что и было ему дано).

Во второй раз откровение произошло уже после строительства Храма. Бог пообещал взять род Давида под свое покровительство, если народ не отпадет от Соломона. Однако ближе к старости царь стал терпимо относиться к языческим культам. Современники связывали эту перемену с влиянием иноплеменных жен монарха. На Масличной Горе Соломон даже построил капище для Молоха и Кмоша - чужих иудеям богов. Такой поступок вызвал недовольство многих ревностных к вере евреев. За это Бог отнял власть над Израилем у сына Соломона, что привело к распаду страну.

Правитель Иудеи и царица Савская

Жизнеописание Соломона связано с легендарной фигурой Древнего Востока - царицей Савской. Эта женщина правила аравийский государством Саба. Прослышав о славе и мудрости иудейского царя, она прибыла в Иерусалим для того, чтобы испытать того загадками. Этот визит подробно описан в Ветхом Завете.

После дружеского посещения правительницы Сабы в Израиле начался период процветания и благоденствия. Некоторые исследователи считают, что Соломон имел с царицей любовные отношения. От этой связи вели свое происхождение императоры Эфиопии. Их династия называлась Соломоновой.

В Европе интерес к сюжету взаимоотношений царя Израиля и царицы Савской оживился в эпоху Ренессанса. Легендарной правительнице были посвящены фрески знаменитого художника Пьеро делла Франчески. В литературе царица Савская попала в произведения Бокаччо, Генриха Гейне, Гюстава Флобера, Редьярда Киплинга и многих других писателей.

Шестиконечная звезда

Чтобы подчеркнуть свое почтение к покойному отцу, иудейский царь сделал его знак государственным символом и печатью. Так появилась знаменитая шестиконечная звезда Соломона. В Средние века ее также связывали с оккультной пентаграммой и мальтийским крестом, использовавшимся рыцарями иоаннитами.

Звезда Соломона применялась в алхимии, магии, Каббале и других мистических практиках. Иудейский царь носил кольцо-печатку, на которой был изображен этот древний символ. С помощью могущественного артефакта Соломон подчинил 72 джинна - огненных демонов пустыни. Звезда была его военным талисманом. Соломон не расставался с ним ни в одной битве.

Мудрость и смерть Соломона

Важным воплощением стало его творчество. Историки считают, что он был автором нескольких ветхозаветных книг, являющихся важными частями Библии. При жизни Соломон озвучил больше тысячи притчей, часть из которых легла в основу Книги притчей Соломоновых. Это произведение стало 28-й частью Танаха. Также авторству Соломона принадлежит Книга песни песней и Книга Екклесиаста.

Смерть царя Соломона наступила в 928 году до н. э на четвертом десятке его правления. Приближенные, не поверив кончине старца, не хоронили усопшего до тех пор, пока черви не начали поедать его посох. В арабских источниках Соломон называется Сулейманом и считается предтечей пророка Мухаммеда.

Более прославленного своей мудростью человека в истории сложно отыскать. К его словам прислушивались современники и о них помнят потомки. Поговаривали, что даже дикие звери, растения, птицы, степные духи и огненные джинны склонялись, лишь заслышав имя царя Соломона. Однажды ночью ему явился сам Бог, у которого мудрец не стал требовать богатств или бессмертия. Он просил только мудрости и разумения, чтобы отличать добро от зла, а хорошее от худого. Об этом гласит легенда, но ведь третий правитель объединенного Израильского царства существовал на самом деле. Давайте разберемся, каким был этот удивительный монарх и как сложилась его судьба, тщательно отбирая зерна от плевел, то есть отсеивая правду из вымысла.

Кто такой Соломон: биография величайшего легендарного мудреца

Своего наивысшего расцвета государство Израиль достигло во времена именно этого правителя. Начало десятого века до нашей эры было для него чрезвычайно удачным. Прозорливость предыдущего царя Давида, а также настоящая мудрость Соломона привели к колоссальному скачку экономики, развитию архитектуры, строительства, науки, искусств. Он был мирным царем, за время его правления не произошло ни единого крупного вооруженного конфликта, а сидеть на троне ему довелось ровно сорок лет.

Историческая достоверность всего, что мы будем обсуждать в статье, является предметом научных споров на протяжении сотен лет. Существование Соломона, как и его отца, вкупе со всем Израильским царством, вызывает сомнение даже у ученых-историков. Профессор Исраэль Финкельштейн из Тель-Авива считает, что в те времена Иерусалим был просто крохотной деревенькой на пересечении караванных путей, а сами евреи – шайкой разбойников. Никаких археологических подтверждений «золотого века» найдено так и не было.

Кратко о царе, благословенным Богом

С самого рождения сын Давида Соломон знал, что предназначен для будущего царствования. Отец готовил его к этому, обучая всему, что требуется знать будущему правителю. Он пришел на престол через кровь своего старшего брата, но тот сам выбрал свою судьбу, предавая его. За сорок лет своего правления царь, получивший в полное и безраздельное владение целое государство, не только продержал его на должном уровне, но и значительно возвеличил и укрепил. Считается, что он не любил воевать, а проблемы с соседями решал по-своему – он просто женился на их дочерях, становясь зятем и близким другом. В его гареме было более семи сотен жен и еще около трех сотен одалисок и наложниц.

Особо прославился этот правитель тем, что в центре Иерусалима возвел огромный храм в честь бога Яхве. Постройка по величию, размерам и красоте ничуть не уступала вавилонским или египетским архитектурным шедеврам. Он первым решил применить в иудейской армии конницу и боевые колесницы, хотя сам воевать никогда не стремился. Он окружил себя и своих подданных роскошью и достатком, а также отличался врождённой справедливостью, чем завоевал доверие и любовь. Но, как и любому несовершенному человеку, ему было присуще совершать ошибки, которые впоследствии привели к развалу державы после его смерти.

Рождение легенды Иерусалима

Чтобы разобраться, существовал ли такой правитель, стоит выяснить, кто такой Соломон в Библии. Именно эта книга является главным источником информации о древнем царе. В священных еврейских текстах, связанных с годами его руководства, имеется множество личных имен, географических мест, а также дат и других цифр. Потому принято считать его исторической персоной. Кроме того, в некоторых античных текстах тоже можно отыскать его имя, что полностью подтверждает военачальник и иудейский историк Иосиф Флавий.

Упоминается пророк Сулейман, которого принято отождествлять с интересующим нас персонажем, и в Коране. Обе истории, рассказанные в священных книгах, очень похожи: Соломон строит храм, развивает добропорядочные отношения с соседями, женится на египетской принцессе, а после смерти, все, созданное с любовью и трудом, разваливается – страна рассыпается на отдельные княжества.

Правда, в историчности событий сомневаются многие ученые. Археолог из Израиля Зеэв Херцог считает, что при полном отсутствии фактических доказательных материалов по поводу существования Израильского царства, Давид и Соломон могли быть и правителями соседних княжеств. Более того, он говорит, что Иерусалим, хотя и был уже довольно большим поселением, но никаких дворцов, а тем более, крупных храмов, в нем быть просто не могло.

Однако стоит вернуться к герою нашего повествования. Согласно Библии, он появился на свет в царском семействе приблизительно в 1010-1011 годах до нашей эры, о чем гласит третья глава Первой Книги Паралипоменон. Матерью его была пресловутая Вирсавия (Бат-Шева), которую Давид сперва изнасиловал, а потом послал ее мужа на верную гибель, чтобы узаконить отношения. Существует версия, будто ничего подобного не было, а супруг женщины, отправляясь на войну, дал ей разводное письмо, как было принято в те времена. Тогда-то ее встретил царь и взял к себе во дворец.

При рождении будущему пророку было дано имя Иедидиа, что значит «друг Бога» или «возлюбленный Всевышним». Имя Шломо (Соломон) появилось несколько позже, когда стала понятна натура будущего правителя, ведь слово это происходит от еврейского «шалом», что значит «мир». Было у него еще семеро братьев и сестер, ничем особенным, кроме предательства и измены, не отличившихся.

Приход к власти младшего из братьев

Задолго до того, как развернулись трагические события, царя Соломона, вернее только будущего правителя, отец выбрал в качестве своего преемника, несмотря на то, что он не был старшим из детей. Причина была проста – другие сыновья не оправдали его ожиданий. Старший отпрыск его – Амнон – имел неосторожность влюбиться в собственную сестрицу Фамарь, которая взаимностью ему не отвечала (на близкородственные связи уже существовал строжайший законодательный запрет). Тогда он заманил ее к себе в покои, где изнасиловал, а затем прогнал. Увидев, что Давид никак не наказал сына за такой серьезный проступок, за сестру решил вступиться еще один брат – Авессалом.

Он выжидал очень долго, целых два года тая обиду и планируя месть. Однажды на пиру он приказал своим верным рабам убить Амнона. Эта смерть была ему выгодной вдвойне, ведь так он становился еще и первым по старшинству наследником империи отца, устранив соперника. На этом Авессалом не остановился. Он стал активно агитировать против отца, и его политические игры привели к расколу в кругах знати. В итоге молодой вождь поднял мятеж и даже на некоторое время занял Иерусалим, но Давид справился с проблемой. Будучи уже старым и дряхлым, он решил помазать на царство своего младшего сына от любимой жены.

Последний акт этой древней трагедии разыгрался уже после того, как прежний правитель умер, а молодой успешно взошел на престол. Еще один из братьев пророка Соломона, Адония, заключив тайный договор с военачальником Иоавом, а также верховным священнослужителем Авиафаром, решил узурпировать власть. Его «потуги» были раскрыты, он бежал и спрятался в храме, опасаясь мести брата-правителя. Но тот, казнив всех участников заговора, его помиловал. Правда, когда Адония пришел просить у него руки одалиски Ависаги, Соломон не на шутку рассердился. В те времена, чтобы доказать и укрепить свою власть, мужчины забирали себе жен и наложниц соперников. Упрямого брата царя схватили и тут же казнили, имея вполне законную причину.

Внутренняя политика справедливого царя

Согласно библейским историям, Соломон всегда старался не уничтожать врагов, а приобрести союзников и друзей. Он действительно был нацелен на процветание государства, потому заботился о собственных подданных. Если верить этим рассказам, то он организовал справедливый и честный суд для каждого, вне зависимости от достатка или положения.

Третья книга Царств как нельзя лучше иллюстрирует это. В ней содержится притча о женщинах, живущих в одном доме и неспособных «поделить» ребенка. Каждая из них утверждала, будто ребенок ее, не собираясь уступать. Тогда Соломон приказал разрубить дитя на равные части. После чего царь приказал отдать малыша той, которая просила сжалиться и сохранить ему жизнь.

Согласно тем же библейским рассказам, создание центрального храма в Иерусалиме – намного больше, чем просто возведения культового здания. Это было символом объединения всего израильского народа под эгидой мудрого правителя. Причем проект его был создан еще Давидом, а Соломон только воплотил его в жизнь, хотя это оказалось вовсе не просто.

Считается, что он приступил к работам на четвертом году своего правления, а уже спустя семь лет храм был открыт в аккурат перед праздником Суккот (Кущей). Но так быстро удалось воздвигнуть только основное строение, весь остальной комплекс доводился еще восемь лет. В 586 году до нашей эры великолепное здание было до основания разрушено вавилонянами. При этом пропали древние еврейские реликвии, к примеру, Ковчег Завета со скрижалями Закона Моисея.

В период правления Соломона наблюдалось также зарождение и расцвет иудейской духовной литературы. Как раз тогда были созданы труды Ягвиста, составлены сборники сказаний об Иисусе Навине, досконально проработаны биографии первых израильских царей. Было написано даже некое подобие официальной хроники – «Книга дел Соломоновых». Правда, большинство текстов полностью утрачены и об их существовании можно судить только из более поздних описаний людей, которые якобы держали их в руках.

Внешняя политика дипломатичного лидера

Как упоминалось неоднократно, про царя Соломона всегда говорили, что он являлся мудрым и справедливым правителем и был крайне миролюбив. Он неохотно вступал в конфликты, старался купировать их в стадии зарождения и воссоединил территории Иудеи и Израиля под собственным руководством. Приоритетным для его царства был торговый путь из Дамаска в Египет, который приносил основные доходы в казну.

Также правитель поддерживал дружбу с финикийским монархом Хирамом I Великим. Но главной заслугой Соломона считается то, что он сумел поставить точку в многовековой войне египтян и евреев. Он взял в жены египетскую принцессу и тем самым породнился с правящей там династией. Исследователи считают, что девушка могла быть дочерью фараона Псусеннеса II, Шешонка I или Сиамона.

Эзотерические послания от царя

Вокруг этого правителя всегда ходило множество разнообразных слухов и сплетен, причем большая часть их была окутана тайнами, мистикой и колдовством. Поговаривали, что, кроме ума, он обладал еще и магическими способностями, а также умел правильно и грамотно их использовать. По легенде, он написал даже несколько трактатов по данной теме, а также являлся обладателем настоящих магических артефактов.

  • «Ключи Соломона» - это тайный гримуар (книга заклинаний), авторство которых приписывают иудейскому царю. Нужно понимать, что этот трактат не является единым текстом, а состоит из разных книг, зачастую представляющих и описывающих различные магические системы вызова демонов и подчинения ангелов.
  • Существует система гаданий, называемых «Круг Соломона», который тоже приписывают именно этому человеку. Он состоит из расчерченного листа, разделенного на сто секторов (по числу библейских псалмов) и пшеничного зернышка.
  • Печать царя Соломона также называют еще и его звездой. Речь идет о символе из наложенных друг на друга треугольников, которые символизируют щит Давида. Считается, что при помощи такой печати царю удалось запечатать в сосуде семьдесят два демона и управлять ими по собственному разумению.
  • Еще один артефакт, заслуживающий внимания, это кольцо Соломона. Легенда гласит, что оно было подарено правителю ангелами и дает силу управлять всеми нечестивыми духами, демонами, которые под его воздействием называют свои имена.

Последний предмет якобы хранится в склепе под охраной драконов, однако точного места за все прошедшие тысячелетия выяснить так и не удалось.

Личная жизнь мудрого царя

Чаще всего в литературе упоминается библейская легенда о встрече мудрого правителя и царицы Савской – Шебы. Она якобы приехала проверить мудрость правителя и стала задавать вопросы, на которые он с легкостью ответил. После этого он осыпал девушку драгоценными дарами, а, возможно, и имел с ней интимную связь. Из-за этого христианские правители Эфиопии впоследствии стали считать, будто ведут род от двух этих прославленных личностей и являются их прямыми потомками (Соломонова династия).

Жены, наложницы и дети

В чем не получилось бы упрекнуть древнего иудейского правителя, так это в отсутствии внимания к прекрасному полу. В его гареме была тысяча женщин только по библейским текстам. Причем каждой своей супруге или наложнице он умудрялся уделить время, окружал их роскошью и создавал все условия для радостного и счастливого существования. После него осталось множество детишек, но только один наследник, упомянутый в Библии – Ровоам, сын аммонитянки Наамы (Ноемы). Он и развалил с таким трудом выстроенное царство своего отца. Однако считается, что вина его в том мала, ведь сам Бог пообещал, что за праведность Давида не будет наказывать его сына, а вот внуков уже настигла справедливая кара.

В те времена браки между израильтянами и язычниками не приветствовались. Однако в гареме царя было множество девушек совершенно разных племен и народностей. Годы Соломона протекали в неге и благоденствии, хотя он со своими женщинами мог отправлять языческие культы и его даже видели на горе Порицания (проклятая местность, куда праведным лучше было не соваться). Там он выстроил жертвенник и со своей новой молодой женой поклонялся языческим идолам, за что и навлек гнев Бога.

Закат правления, отступившего от клятв

Конечно, религия многое значила в жизни, в особенности, когда речь идет о древних временах, когда человек не мог объяснить многих явлений природы и окружающего мира. Однако, скорее всего, причины падения колоссального израильского царства были намного более тривиальны. Рядом с огромным и прекрасным храмом царь приказал возвести еще и дворец, достойный самого Всевышнего. Подданные, в том числе и высокопоставленные, со временем начали потихоньку интриговать против правителя. Назревал реальный политический кризис, но ситуацию под контролем удавалось удержать, благодаря былой мощи и славе.

Все это строительство на протяжении сорока лет правления, а также крайнее угнетение народа со стороны вождя привели к полному истощению казны. Повинность в строительстве, которое вытягивало у народа последние жилы, стали отбывать не только рабы, бедняки, нищие и наемные работники, но и обычные граждане. Для этого они должны были оставить свои текущие дела, что вовсе не способствовало экономическому росту. Народ беднел день ото дня. Еще при жизни Соломона стали вспыхивать мятежи и восстания. После его смерти единое государство снова распалось на Иудею и Израиль

Смерть мистика и мудреца

Разняться сведения в священных книгах по поводу того, сколько лет прожил великий царь. Если верить иудейскому талмуду, то возраст его был всего пятьдесят два года, когда он умер от скоротечной болезни. Однако Коран говорит уже восьмидесяти одном. Приближенные правителя уложили его во дворце, выстроив специальное ложе. Они не торопились хоронить тело, так как опасались летаргического сна. Его периодически обмывали, умасливали и натирали разными магическими мазями.

Когда черви завелись в царском посохе, тогда только Соломон был признан мертвым и захоронен. Могила древнего мудрого правителя была строго засекречена, так как, по легенде, на ней выросла волшебная трава, дающая тайные знание всякому, кто ее сорвет. Ученые так и не выяснили, где находится усыпальница Соломона.

В память о легендарном правителе

Образ этого странного человека, который порой совершал нестандартные поступки и принимал удивительные решения, во все века интересовал поэтов, писателей, художников и композиторов. Люди искусства не могли пройти мимо такого колоритного персонажа. Немецкий поэт восемнадцатого века Фридрих Готлиб Клопшток посвятил ему целую трагедию в стихотворной форме, Рубенс написал прекрасную картину «Суд Соломона», а музыкант Шарль Франсуа Гуно – целую оперу «La reine de Saba».

В 1956 году по мотивам библейской истории об этом человеке была снята историческая картина «Соломон и царица Савская». В честь него даже назван узел, который по сути является только лишь зацеплением, состоящим из двух замкнутых петель, переплетенных дважды.

Соломон . Означенное слово означает мирный . Соломон был десятый сын Давида и родился от Вирсавии, бывшей сначала женою Урии, в 1033 г. до Р. X. (). Имя Соломона дано ему родителями, согласно пророчеству Нафана, в знак возвращения к ним мира и милости Божией и в ознаменование мирного его царствования, в противность воинственному царствованию Давида (). Господь возлюбил новорожденного, и пр. Нафан, по слову Господа, назвал его Иедидия – возлюбленный Богом (). О детстве и юности сына Вирсавии свящ. дееписателем не передается никаких сведений. Судя по глубокой любви, оказываемой Давидом своему будущему преемнику, и тем торжественным заветам, которыми он обязал его, передавая ему царскую власть, – заветам, осуществление которых, несомненно, требовало большого ума и большой учености, можно безошибочно предполагать, что Соломон вполне был воспитан и обучен всей тогдашней премудрости израильской и что ум его, кроме того, был глубоко напоен мудростью, сходящей свыше .

Когда Давид состарился, вошел в преклонные лета (), Адония, старший сын его, сделал попытку вступить на престол своего отца. В этом предприятии ему помогали Иоав, главный начальник войска, и первосвящ. Авиафар, как глава церкви по своему высокому положению пользовавшийся большим влиянием среди Израиля. Иоав и Авиафар, конечно, хорошо сознавали, что они жили в переходный период и что наступает новый порядок вещей, при котором легко могут усилиться их сила и влияние. Адония подозревал сына Вирсавии, и когда тот пригласил прочих братьев на предполагаемое венчание на царство, то не послал приглашения к Соломону: вероятно, он уже знал о намерении своего отца и о Божественной на то воле не в его пользу. Пророк Нафан, провидя бедствия, которые могли произойти от этого замысла, немедленно советовал Вирсавии отправиться к своему престарелому царственному мужу и напомнить ему об его клятве – сделать Соломона наследником своего престола. Царица отправилась к Давиду, и благодаря ее усиленным просьбам были своевременно приняты меры, чтобы уничтожить вероломное посягательство Адонии на престол. В предупреждение же чего-либо подобного на будущее время Давид немедленно приказал Ванею, опытному военачальнику, Садоку-первосвященнику, Нафану-пророку привести Соломона к потоку Гион, помазать его миром и провозгласить его пред народом как будущего царя израильтян. Все это было исполнено в точности. И затрубили трубою и весь народ закричал: да живет царь Соломон. Радостные звуки труб, раздававшиеся в городе, скоро были услышаны Адонией и его сообщниками, которые немедленно в страхе разбежались, изъявили раскаяние и принесли присягу будущему царю. Приблизилось время умереть Давиду, и вот он, призвав к себе Соломона, убеждал его тщательно сохранить чистоту сердца и справедливость как в своем собственном лице, так и в управлении делами; сообщил ему подробные наставления относительно устройства храма Иегове, приказал ему наказать Иоава за убийство Авенира и Амессая, равно как Семея за жестокие проклятия, произнесенные им некогда на главу царя. Вскоре после того престарелый царь почил с своими отцами, и Соломон сделался единственным царем в Израиле. Строго исполняя завещание своего отца и в видах обеспечения мира для своего царства, юный царь прежде всего воспользовался случаем освободить свое царство от наиболее могущественных врагов: с этой целью Адония, Ависага, последняя наложица в доме Давида, Иоав и Семей были убиты, первосвящ. Авиафар был лишен своего сана и изгнан в Анафов, в город убежища, в колене Вениаминовом. Согласно с восточными обычаями, Соломон взял за себя дочь фараона, царя египетского, и ввел ее в дом Давидов – событие хотя и бывшее нарушением закона, но отпразднованное и тогда с необыкновенною роскошью (, Пс. ХLIV). Соломон счел необходимым оставить на время нечестивые идольские богослужения некоторых из его подданных, которые даже до сего времени еще не совсем освободились от идолопоклонства, но приносили жертвы и курение на высотах. И хотя он сам возлюбил Господа и ходил по уставу Давида, отца своего, но и он приносил жертвы и курения на высотах (). До построения храма святыня, пользовавшаяся большим благоговением со стороны народа, находилась в Гаваоне, где стоял медный жертвенник и алтарь, сделанный Моисеем еще в пустыне. Сюдато пришел Соломон во время одного из торжественных собраний и здесь принес на этом жертвеннике Господу Богу тысячу всесожжений. Господь явился ему во сне ночью и сказал ему: проси что дать тебе? Молодой царь с глубоким чувством смирения и покорности воле Божией просил себе только одного – сердце разумное, чтобы справедливо судить и управлять многочисленным народом, вверенным его управлению. И благоугодно было Господу, замечает священный дееписатель, что Соломон просил этого. Ему было дано от Господа сердце мудрое и разумное и, кроме того, богатство и слава, гораздо больше, чем было у его предшественников. Соломон возвратился тогда в Иерусалим и пред Ковчегом Завета принес Господу благодарственную жертву. И сделал он большой пир для всех слуг своих ().

Вполне утвердившись на престоле и всецело приготовившись к исполнению своих многотрудных обязанностей, преемник Давида является теперь пред нами мудрым правителем избранных 12 колен. Так как деяния славного царствования Соломона, изложенные в III кн. Царств (III-XI), и в II кн. Пар. (IX), за немногими выдающимися исключениями, имеют отрывочный характер, то мы сделаем краткий очерк во I) – мудрости Соломона, II) – его богатства, III) – его царствования и личного его характера.

I. Мудрость Соломона . Ум Соломона обладал всеми началами, на которых зиждется истинная мудрость, – т. е. здравым суждением, обширной памятью, громадным запасом знаний и искусным применением оных к делу. Мудрое решение спора между двумя матерями касательно живого и мертвого младенца, спора, происходившего в его присутствии, обнаруживает в нем ясное и точное понимание чувств человеческого сердца и глубокую мудрость (). Здравые начала, которыми он руководствовался в административных делах, возбуждали глубокое уважение и страх к столь мудрому судии. Нельзя не заметить при сем, что судебные обязанности в означенное время составляли один из наиболее важных отделов царского правления; и вот мы читаем в Библии , что Соломон, уже в начале своего царствования, сделал притвор с престолом, с которого он судил, притвор для судилища сделал он (), на котором он восседал и решал многочисленные тяжбы, возникавшие в среде его подданных. Различные его познания в различных делах поистине были изумительны. И была мудрость Соломона, замечает свящ. дееписатель, выше мудрости всех сынов Востока, и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей (IV, 30, 31). Он изрек три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять (ст. 32). Его познания были очень разнообразны. По словам свящ. дееписателя, и говорил он о деревах от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах (). Кроме сих громадных ученых знаний и указанных выше письменных произведений, Соломон составил еще следующие книги: Песнь песней, Притчей и Екклезиаст, несомненно написанные им по вдохновению Св. Духа. Слава о его необыкновенной мудрости, естественно, не могла при этом ограничиться тесными пределами Иудеи. Между всеми соседними народами и далеко, далеко, даже до границ Аравии, передавались о Соломоне различные удивительные рассказы. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона (IV, 34). Услышав о мудрости и славе Соломона, к нему пришла в Иерусалим с весьма большим богатством царица Савская, или Южная, чтобы испытать его загадками, и беседовала с ним обо всем, что было на сердце у ней. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не нашлось ничего незнакомого Соломону, чего он не объяснил бы ей (X, 1–3). И вот, мне и в половину не сказано о множестве мудрости твоей, воскликнула царица отдаленной Савеи, расставаясь с ним, ты превосходишь молву, какую я слышала ().

II. Богатство Соломона . Во время царствования Соломона все очевидно благоприятствовало к умножению его богатств в громадном количестве. Иуда и Израиль жили беспечально под своей смоковницей. Войн еще не знали. Подати с побежденных им соседних народов, плоды туземной деятельности – земледельческие и пастушеские, и все стяжания, приходившие от развившейся большой торговли, обильно наполняли сокровищницы Соломона. От последнего из сих источников приобретения были поистине громадны. Торговые сношения производились с Тиром, Аравией, Египтом, весьма вероятно, с Вавилоном и, может быть, также с Индией. Он имел флот в Индийском океане, который при одном морском путешествии дал ему 400 талантов золота, и другой – в Средиземном море, торговавший с Фарсисом и привозивший ему драгоценные различные металлы. У него также были торговые склады в Пальмире и Бальбеке для заграничной торговли. Падут пред ним жители пустынь, восклицает псалмопевец , и враги его будут лизать прах. Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы поднесут ему дары (Пс. LХХI, 9–10). Из этих различных стран и городов вывозились в большом количестве золото и серебро, также слоновая кость, красные и другие драгоценные деревья, ткани, лошади, обезьяны и колесницы, кроме пряных растений и других ценных предметов торговли. Другим обильным источником при умножении богатства служила слава о его мудрости, которую он стяжал среди всех других народов. Со всех концов земли собирались многочисленные посетители к нему, мудрейшему из людей, и каждый приносил ему дары ежегодно в знак своего глубокого уважения – именно серебряные и золотые сосуды, и воинские принадлежности, и одежды и благовонные пряности, лошадей и мулов. И весьма вероятно, что различные супружеские связи, в которые вступал Соломон с различными царственными дочерьми, немало увеличивали его личные богатства. Таким образом богатства его сделались так велики, что серебро в Иерусалиме было равноценно простому камню, и кедры по их множеству сделались равноценными сикоморам. Домашние издержки Соломона простирались до громадных размеров. Образ его жизни в течение многих лет был крайне роскошен: 700 жен и 300 наложниц с большой свитой евнухов и других слуг, конечно, требовали ежедневно громадных расходов на их продовольствие (). Жертвоприношения из волов и овец, приносимых царем Иегове при различных торжественных случаях (), могли быть делаемы только лицом, владевшим неограниченными денежными суммами.

Мы не упоминаем при этом о тех больших издержках, которые он производил на устройство различных высот, жертвенников для курения фимиама и др., к чему склоняли его сердце жены иноплеменницы. Во время своего царствования Соломон воздвиг много различных прекрасных зданий, и самым величественным из них, конечно, было храм Иегове, воздвигнутый им на г. Мориа (см. ). Он построил также великолепный дворец для себя – дом из дерева Ливанского леса, притвор с престолом для судилища, сделанным из слоновой кости и обложенным чистым золотом (), и вне стен града Иудина – дворец для дочери фараоновой. Было воздвигнуто им и много других городов и зданий, меньших по величине и не столь богато убранных (). Материал, из которого строились храмы и дворцы, был всегда весьма ценен, его иногда доставляли из самых отдаленных стран, и издержки, употребленные на сооружение оных, превосходили, по-видимому, всякое вероятие.

III. Царствование Соломона . И жили Иуда и Израиль , замечает свящ. дееписатель о царствовании Соломона, многочисленные как песок у моря, спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона (). Эту громадную территорию Соломон разделил на 12 областей, не соответствовавших, впрочем, 12 коленам Израилевым, и над каждой из них поставил особого приставника, которые в свою очередь должны были доставлять ежемесячно продовольственные запасы для содержания царского двора (). Продолжительный мир в его правление и беспримерное благосостояние его подданных стяжали Соломону и его царству особенную громкую славу и известность преимущественно пред всеми царями и царствами земли. Поистине его царствование считалось как бы золотым веком еврейской истории. К сожалению, следующие годы царствования Соломона не соответствовали первым годам его царствования. Забыв Царя Небесного, он не внял должным образом тому голосу Господа, который предостерегал его по освящении храма, увлекся внешним блеском своего царства, оставил или, по крайней мере, уклонился от веры своих отцов, стал служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. Неслыханная и беспримерная роскошь царствовала при дворе, и в его гареме содержалось до 700 жен и 300 наложниц, большей частью язычниц из окрестных народов – моавитян, аммонитян и др. Кроме того, он наложил на народ свой тяжелое иго, усиленный труд. и привязанность народа к такому государю сделались теперь невозможными. Народ постепенно отчуждался от дома Давидова, и обильно сеялись семена возмущения, что и привело впоследствии к гибельному разделению царства. Да еще и при жизни Соломона стали постигать его разные испытания и потрясения. В Идумее, давно приведенной в подданство Давидом, теперь утвердился Адер, царского рода идумейского. Во время покорения идумеев Давидом и избиения их его военачальником Иоавом, Адер, будучи еще юношей, с некоторыми другими идумеями, служившими при отце его, убежал в Египет, здесь благосклонно принят был фараоном и снискал у него большую милость. Теперь, услышавши о смерти Давида и Иоава, он испросил у фараона увольнения себе, возвратился в свою землю и утвердился в ней. Другим противником Израиля во дни Соломона был Разон. Он был подданным Адраазара, царя сувского, но бежал от него и во время разбития Адраазара Давидом, собравши около себя шайку вольных людей, водворился в Дамаске и владычествовал там, и своими набегами много зла причинял Израилю. Но особенно опасным врагом для Соломона был его подданный Иеровоам. Он родом был из колена Ефремова, из города Цартана, временно работал на укреплениях, которые производил Соломон в городе Давида. Заметив его мужество и расторопность, Соломон поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Раз Иеровоам вышел за город; на дороге встретил его пророк Ахия. Снявши с себя новую одежду, которая была на нем, Ахия разодрал ее на 12 частей и, повелевши Иеровоаму взять из них 10, сказал ему: Так говорит Господь, Израилев: вот Я исторгаю царство из руки Соломона, и даю тебе 10 колен за то, что Меня оставили и стали покланяться Астарте, Хамосу, и Милхому. Впрочем Я не отниму царства от самого Соломона; пока он жив, он останется царем ради Давида, раба Моего, которого Я избрал и который сохранял повеления Мои, а отниму царство от рук сына его; тебе дам 10 колен, но и ему оставлю одно колено, чтобы остался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицем Моим. Итак, я назначаю тебя быть царем над Израилем. Если ты сохранишь все, что Я заповедаю тебе, и будешь исполнять повеления Мои, как раб Мой Давид, то Я буду с тобою и укреплю дом твой, как дом Давидов . Иеровоам не имел столько покорности высшему избранию, чтобы предоставить свое будущее Божию соизволению, и начал сам домогаться овладеть престолом; но Соломон, узнав об этом, искал погубить его, и он убежал в Египет к Сусакиму, царю египетскому, и там оставался до кончины Соломона (). Обличение из уст пророка и разные испытания последнего времени царствования Соломона не могли, конечно, не иметь благотворного на него действия. Господь сам обещал Давиду, что Он будет отцом его сыну, и если он худо будет поступать, то Он накажет его ударами сынов человеческих, но милости Своей не отнимет от него, как отнял от Саула (). Книга Екклезиаста , писанная Соломоном в преклонные лета жизни его, ясно дает видеть, что он действительно понял теперь суету всего земного, всех утех мира и всех земных трудов и усилий человеческих и потому искал сам и поучал других только в Боге и в исполнении заповедей Его искать истинное для себя успокоение и счастье (12, 13).

В заключение о Соломоне заметим здесь, что как ни велики были падения и заблуждения его, которых главным источником были слепая страсть к женщинам и тщеславие, но мудрость первых лет его царствования и его боговдохновенные писания навсегда останутся училищем мудрости и добродетели для всех людей. Кроме книги Екклезиаста, Соломон оставил нам книгу Притчей и Песнь песней. Имя его носит еще на себе книга Премудрости , но при всем высоком поучительном ее содержании она принадлежит позднейшему времени и ее нет на еврейском языке. Книга Песнь песней, по общему толкованию отцов Церкви, таинственно изображает любовь, которая соединяет Бога с человеком и Христа с и каждой душой верующей. В Притчах , или иносказаниях и кратких изречениях своих, Соломон поучает юношество мудрости, благочестию, верному исполнению своих обязанностей и счастью жизни, полагая его в добродетели. Как много у Соломона прекрасных уроков для всех возрастов и состояний! Сколько мудрых уроков для царей! Как много самых назидательных советов, правил и наставлений касательно должностей общественных и жизни семейной, для мужей и жен, для детей и родителей, для вельмож и слуг, для юношей и старцев, касательно богатства и бедности, чистоты сердца и откровенности, труда и отдохновения, благочестия и богобоязненности, справедливости и правосудия, умеренности и воздержания, бережливости и расточительности, милосердия и благотворительности, благости и кротости, благоразумия и мудрости, любви и сострадания ко всем, сострадания к самым животным! Нельзя не заметить также, что век Соломона был самым благоприятным вообще для наук и искусств. Искусство строительное, плавильное, искуство гравирования на драгоценных камнях, обработка металлов, золочение, искусство скульптурное получили значительное усовершенствование. Постройка храма, царских дворцов и их богатое убранство, изящные произведения, золотые, из слоновой кости и резные из дерева, музыкальные инструменты всякого рода – все это поощряло и развивало художественный дух народа. Архитектура явилась в формах более изящных и утонченных, сообразных со вкусом. Науки также стояли на высокой степени. Астрономия сделалась наукой практической и не замедлила сделать значительные успехи. Соломон обладал обширными познаниями и в медицине. Он написал также трактаты о всех животных, птицах, деревьях, растениях, которые, к сожалению, не дошли до нас, но которые в то время должны были пролить свой свет на состояние наук. Навигация и мореплавание должны были приводить к разным наблюдениям и открытиям и также иметь большое значение для географии, астрономии и истории, знакомя с разными другими народами и их нравами и обычаями. В Новом Завете имя Соломона упоминается неоднократно Иисусом Христом. Так, говоря о красоте и великолепии полевой лилии, Господь сказал, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (). В другое время Господь, укоряя книжников и фарисеев, которые искали от Него знамений, напоминает им об известной всем необыкновенной мудрости Соломона, говоря так: царица южная восстанет на суд с родом сим, и осудит его; ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Мф. ХП, 42).

Царь Соломон (видео)

Еврейская традиция считает царя Соломона, сына царя Давида, который жил в X столетии до н. э., мудрейшим из людей. Много слыша о его блестящем уме, из Эфиопии в Израиль приехала царица Савская (по другим данным Соломон сам приказал ей явится к нему, прослышав о чудесной и богатой стране Саба), чтобы проверить это труднейшими вопросами; Соломон с блеском ответил на все из них. «Не было ничего незнакомого царю, чтобы он не изъяснил ей», - резюмирует Библия их встречу (10:3).

Есть еще одна легенда: Царь Соломон был наслышан о том, что царица Савская обладает козлиными копытами, то есть под образом прекрасной женщины скрывается дьявол. Для этого он построил дворец, пол которого сделал прозрачным, и запустил туда рыбок. Когда он пригласил царицу войти, она инстинктивно приподняла подол платья, боясь его намочить, тем самым показав царю ноги. Копыт у нее не оказалось, но ноги были покрыты густыми волосами. Соломон сказал «Красота твоя — красота женщины, а волосы — волосы мужчины. У мужчины красиво это, а у женщины изъяном почитается».

В Библии сообщается, что царем Соломоном было сочинено 3 000 притч и больше 1 000 песен, а цари со всего света направляли к нему гонцов, чтобы узнать его мудрые речи (5:12,14). Традиция приписывает ему авторство трех библейских книг: «Песни песней», «Притчей» и «Екклесиаста».

Репутацию Соломона как мудреца больше всех укрепил такой случай с двумя блудницами, у которых завязался спор из-за того, кому принадлежит младенец. Одна сказала, что несколько дней назад обе они родили сыновей. Но в прошлую ночь ребенок другой женщины умер, и та подменила своего умершего ребенка на ее живого. Поутру встав покормить младенца, она тотчас поняла: мертвый ребенок у нее на руках - не ее сын. Другая женщина настаивала, что живой ребенок - ее, а первая блудница лжет.

Соломон отдал приказ принести меч и велел палачу рассечь «живого младенца надвое и отдать половину одной и половину другой». «Прошу, господин мой, - с ужасом закричала одна из женщин, - отдайте ей этого ребенка и не убивайте его». Другая же осталась непреклонной: «Пусть же ни мне, ни тебе не будет - рубите!» - «Отдайте первой живое дитя… она - мать его», - приказал Соломон.
«И услышал весь Израиль о суде… и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы вершить суд» (3:16–28).

Однако не будем придирчивы и преклонимся перед «необыкновенной мудростью» Соломона. Скажем только, что случаев такого рода множество. У всех народов всегда были судьи, сочетавшие проницательность с простотой. Ограничимся лишь двумя случаями. Судьи, о которых пойдет речь, не получали от бога дара мудрости во сне.

Некто взобрался на самый верх колокольни, чтобы что-то поправить там. Он имел несчастье свалиться, но вместе с тем имел счастье даже не ушибиться. Но падение его стало роковым для человека, на которого он упал: этот человек умер. Родственники убитого привлекли упавшего к суду. Они обвинили его в убийстве и потребовали или смертной казни, или возмещения убытков. Как разрешить такой спор? Надо было дать какое-то удовлетворение родственникам умершего. Вместе с тем судья не считал себя в праве обвинять в убийстве, даже и невольном, человека, который сам был жертвою несчастного случая. Судья повелел тому из родственников умершего, который был в особенности настойчив в тяжбе и громче всех требовал мести, самому влезть на верхушку колокольни и кинуться оттуда на подсудимого — невольного убийцу коему вменил в обязанность находиться в это время на том самом месте, где испустил дух потерпевший. Нечего и говорить, что назойливый сутяга сейчас же отказался от своего нелепого иска.

Второй интересный случай произошел с греческим судьей. Один молодой грек копил деньги, чтобы уплатить их куртизанке Феониде за обладание ею. Тем временем ему как-то ночью приснился сон, что он насладился прелестями Феониды. Проснувшись, он посчитал, что было бы неразумно расходовать деньги ради одного мгновения. В свое время он рассказал друзьям о своих любовных намерениях, а теперь поведал им о своем сновидении и решении отказаться от удовольствия стать любовником Феониды. Куртизанка, обиженная таким поворотом дел, а главное, раздосадованная тем, что не получила деньги, привлекла молодого человека к суду, потребовав вознаграждения. Она уверяла, что сохранила право на сумму, которую юноша собирался предложить ей, ибо именно она, хотя и во сне, удовлетворила его желание. Судья, который отнюдь не был никаким Соломоном, вынес постановление, перед которым наши священники обязаны преклониться: этот язычник, которого бог не просветил светом истинного благочестия, предложил молодому греку принести обещанную сумму и бросить деньги в бассейн, что бы куртизанка могла насладиться звуком и созерцанием золотых монет, точно так же, как молодой человек насладился призрачной близостью.

Завоевания отца Давида принесли Соломону самое большое и прочное за всю историю Европы царство. Потому у него было достаточно и времени для отвлеченных размышлений, и средств для грандиозного строительства. Именно им был построен первый Храм Иерусалимский (см. гл. 43), который простоял до 586 года до н. э.

Для того чтобы соорудить Храм он ввел непомерно высокие налоги и каждый месяц отправлял по 10 000 израильтян на принудительные работы в Ливане, чтобы расплатиться за купленные там строительные материалы. Сочетание непомерных налогов с принудительным трудом вызвало возмущение у народа, еще помнящего о горьком египетском рабстве. Насколько же усилился ропот, когда выяснилось, что «чрезвычайные налоги» продолжают взимать и после окончания строительства Храма.

Нарекания вызывала и чрезмерная даже по античным меркам гиперсексуальность царя. Ни у одного еврея за всю историю никогда не было так много жен, как у Соломона. В Библии сообщается, что у него было 700 жен и 300 наложниц. Многие, если не большинство из них, были знатные чужеземки, посредством которых царь поддерживал добрые отношения с их странами. К несчастью, не столь монарх влиял на религиозные убеждения своих нееврейских жен, сколь они совращали мужа в свою веру. В Библии так и говорится о царе, построившем великолепный Храм: «Не было сердце его полностью (предано) Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его; он строил и святилища для идолов, чтобы его нееврейским женам было где молиться» (11:3-10).

В гневе Бог заявил Соломону, что заберет у его потомков царство, оставив под их правлением одно лишь колено Йегуды - и то только ради «раба Моего» Давида и «ради Иерусалима, который Я избрал».
Впрочем, если бы даже Соломон не блистал мудростью, а всю свою жизнь пропьянствовал бы лежа под оливой со своими дамами, и тогда он остался бы в вечной памяти человечества, как самый утонченный и изысканный писатель всех времен и народов. Его перу принадлежат три выдающиеся произведения, принесших всемирную славу ему и прославили в веках его народ. Изысканная любовно-лирическая поэма «Песнь Песней», преисполненные мудрости «Притчи» и отравленный меланхолией и ожиданием близкой смерти «Екклезиаст».

Считается, что полную романтической чувственности «Песнь песней» он написал еще молодым человеком, мудрые и рассудительные «Притчи» - в середине жизни, а мрачный Екклезиаст - на склоне лет.
Главная идея Екклезиаста заключена во втором стихе книги: «Суета сует… все суета» (1:2). Автор книги, именующий себя Екклезиастом, пишет, что он был царем Израиля и сыном царя Давида (отсюда и приписывается авторства Соломону), он набрался большой мудрости, но увидал, что жизнь его по-прежнему столь же бессмысленна, как если бы он ничему и не учился. Книга заключает: «Нет лучшего блага для человека, чем есть и пить, чтобы было ему хорошо на душе от труда его» (2:24).

Екклезиаст в особенности презирает тех, кто посвящает жизнь накоплению денег. «Кто любит деньги, тот не насытится деньгами» (5:9), - говорит он в одном месте и в другом замечает: «Как вышел нагим из утробы матери, так и уйдет таким, каким пришел; и за труд свой ничего не унесет в руке своей… и что пользы ему, что трудился на ветер?» (5:14–15).

Одна наиболее смущающая черта книги - ее полное отрицание потусторонней жизни и веры в воздаяние и наказание. Екклезиаст настаивает на том, что Бог относится к хорошим людям точно так же, как и к плохим: «Участь одна праведнику и нечестивцу, доброму и чистому и оскверненному; приносящему жертву и тому, кто жертвы не приносит… Это и худо во всем том, что делается под солнцем, что одна участь всему» (9:2–3). Чтобы усилить свою мысль, Екклезиаст подчеркивает, что после смерти «нет ни дела, ни замысла, ни знания» (9:10).

За такие выводы, как и за потворство многобожию Соломон подвергается осуждению в тексте Библии. Но несмотря на столь строгое осуждение царя, в еврейской традиции преобладает образ молодого царственного мудреца. Имя Соломона остается популярным у евреев. В нем выражается надежда родителей на то, что их сын будет так же мудр и удачлив, как и его древний тезка.

Падение царя Соломона

Устная Тора сообщает, что царь Соломон за свои грехи лишился трона, богатства и даже разума. Основанием служат слова Коэлета (1, 12), где он говорит о себе как о царе Израиля в прошедшем времени. Он постепенно опустился с вершины славы в низины нищеты и несчастья (В. Талмуд, Сангедрин 20 б). Предполагают, что ему вновь удалось овладеть троном и стать царём. Сверг Соломона с трона ангел, принявший образ Соломона и узурпировавший его власть (Рут Рабба 2, 14). В Талмуде вместо этого ангела упоминается Ашмадай (В. Талмуд, Гитин 68 б). Некоторые мудрецы Талмуда первых поколений полагали даже, что Соломон был лишён удела в будущей жизни (В. Талмуд, Сангедрин 104 б; Шир а-ширим Рабба 1, 1). Рабби Элиэзер на вопрос о загробной жизни Соломона даёт уклончивый ответ (Тосеф. Йевамот 3, 4; Йома 66 б). Но, с другой стороны, о Соломоне сказано, что Всевышний простил ему, как и отцу его, Давиду, все совершённые им грехи (Шир а-ширим Рабба 1. с.).

Кольцо царя Соломона

Царю Соломону в юности было подарено кольцо со словами, что когда ему будет очень трудно ли, грустно ли, страшно ли - пусть вспомнит о кольце и подержит его в руках. Богатства Соломона были не меряны, еще одно кольцо - сильно ли увеличит их?

Как-то раз в царстве Соломона случился неурожай. Возник мор и голод: умирали не только дети и женщины, истощены были даже воины. Царь открыл все свои закрома. Он послал купцов продавать ценности из своей сокровищницы, чтобы купить хлеб и накормить людей. Соломон был в смятении - и вдруг он вспомнил о кольце. Царь достал кольцо, подержал в руках… Ничего не произошло. Вдруг он заметил, что на кольце есть надпись. Что это? Древние знаки… Соломон знал этот забытый язык. «ВСЕ ПРОХОДИТ», - прочел он.

Прошло много лет… Царь Соломон стал известен как мудрый правитель. Он женился и жил счастливо. Жена стала самым чутким и близким его помощником и советчиком. И вдруг она умерла. Горе и тоска охватили царя. Не веселили его ни танцовщицы и певуньи, ни состязания борцов… Печаль и одиночество. Приближающаяся старость. Как с этим жить? Он взял кольцо: «Все проходит»? Тоска сдавила его сердце. Царь не хотел мириться с этими словами: с досады бросил кольцо, оно покатилось - и на внутренней поверхности что-то мелькнуло. Царь поднял кольцо, подержал в руках. Почему-то раньше он не видел такой надписи: «ПРОЙДЕТ И ЭТО».

Прошло еще много лет. Соломон превратился в древнего старца. Царь понимал, что дни его сочтены и пока есть еще какие-то силы нужно отдать последние распоряжения, успеть со всеми попрощаться, благословить приемников и детей. «Все проходит», «Пройдет и это», - вспомнил он, усмехнулся: вот и все прошло. Теперь царь не расставался с кольцом. Оно уже истерлось, пропали прежние надписи. Слабеющими глазами он заметил: на ребре кольца что-то проступило. Что это, снова какие-то буквы? Царь подставил ребро кольца заходящим лучам солнца - блеснули буквы на грани: «НИЧТО НЕ ПРОХОДИТ» - прочел Соломон…

Другой вариант

Несмотря на мудрость, жизнь царя Соломона не была спокойна. И обратился как-то раз царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: «Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я очень подвержен страстям, и это мне мешает!» На что мудрец ответил: «Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: „Это пройдет.“ Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит. В этом ты найдешь спасение от страстей!» Соломон последовал совету мудреца и обрел спокойствие. Но наступил момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот - еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «И это тоже пройдет.»

Копи царя Соломона

После выхода в свет в 1885 году книги Генри Райдера Хаггарда «Копи царя Соломона» многие искатели приключений лишились покоя и отправились на поиски сокровищ. Хаггард считал, что царь Соломон владел алмазными и золотыми копями.

Из Ветхого Завета известно, что у царя Соломона были огромные богатства. Говорится, что он каждые три года плавал в страну Офир и привозил оттуда золото, красное дерево, драгоценные камни, обезьян и павлинов. Ученые постарались выяснить, что возил Соломон в Офир в обмен на эти богатства и где расположена эта страна. Местонахождение загадочной страны не выяснено и по сей день. Предполагают, что это может быть Индия, Мадагаскар, Сомали.

Большинство археологов убеждены, что царь Соломон добывал в своих копях медную руду. В разных местах периодически появлялись «настоящие копи царя Соломона». В 30-х годах прошлого столетия высказывалось предположение, что рудники Соломона находятся в южной Иордании. И только в начале нашего столетия археологи нашли доказательства того, что, действительно, медные рудники, обнаруженные на территории Иордании в местечке Хирбат-эн-Нахасе, могут являться легендарными копями царя Соломона.

Очевидно, Соломон был монополистом на производство меди, что и давало ему возможность получать огромную прибыль.

Одна из лучших притч Царя Соломона

Когда царь Соломон спустился с горы, после встречи восхода Солнца, собравшиеся у подножия сказали:

Ты источник вдохновения для нас. Твои слова преображают сердца. А мудрость твоя просветляет разум. Мы жаждем слушать тебя. Скажи нам: кто мы?

Он улыбнулся и сказал:

Вы - свет мира. Вы - звезды. Вы - храм истины. В каждом из вас Вселенная. П огрузите ум в сердце, спрашивайте свое сердце, слушайте через свою любовь. Блаженны знающие язык Бога.

- В чем смысл жизни?

Жизнь - это путь, цель и награда. Жизнь - это танец Любви. Ваше предназначение - расцвести. Быть - это великий дар миру. Ваша жизнь - история Вселенной. И поэтому жизнь прекраснее всех теорий. Относитесь к жизни, как к празднику, ибо жизнь ценна сама по себе. Жизнь состоит из настоящего. А смысл настоящего - быть в настоящем.

- Почему несчастья преследуют нас?

Что сеяли, то и собираете. Несчастья - это ваш выбор. Бедность - творение человеческое. А горечь - это плод невежества. Обвиняя, теряете силу, а вожделея, рассеиваете счастье. Проснитесь, ибо нищий тот, кто не осознает себя. А не нашедшие внутри Царство Божие - бездомные. Бедным становится тот, кто впустую тратит время. Не превращайте жизнь в прозябание. Не позволяйте толпе погубить вашу душу. Да не будет богатство вашим проклятием.

- Как преодолеть несчастья?

Не осуждайте себя. Ибо вы божественны. Не сравнивайте и не разделяйте. За все благодарите. Радуйтесь, ибо радость творит чудеса. Любите себя, ибо любящие себя любят все. Благословляйте опасности, ибо смелые обретают блаженство. Молитесь в радости - и несчастье обойдет вас. Молитесь, но не торгуйтесь с Богом. И знайте, восхваление - лучшая молитва, а счастье - лучшая пища для души.

- Каков путь к счастью?

Счастливы любящие, счастливы благодарящие. Счастливы умиротворенные. Счастливы нашедшие рай в себе. Счастливы дарящие в радости и счастливы принимающие дары с радостью. Счастливы ищущие. Счастливы пробудившиеся. Счастливы внимающие голосу Бога. Счастливы исполняющие свое предназначение. Счастливы познавшие Единство. Счастливы изведавшие вкус Богосозерцания. Счастливы пребывающие в гармонии. Счастливы прозревшие красоты мира. Счастливы открывшиеся Солнцу. Счастливы текущие, как реки. Счастливы готовые принять счастье. Счастливы мудрые. Счастливы осознавшие себя. Счастливы возлюбившие себя. Счастливы восхваляющие жизнь. Счастливы созидающие. Счастливы свободные. Счастливы прощающие.

- В чем секрет изобилия?

Жизнь ваша - величайшая драгоценность в сокровищнице Бога. А Бог - драгоценность сердца человеческого. Богатство внутри вас неистощимо, а изобилие вокруг вас безгранично. Мир достаточно богат, чтобы каждый стал богатым. Поэтому чем больше даете, тем больше получаете. Счастье стоит у порога вашего дома. Откройтесь изобилию. И превращайте все в золото жизни. Блаженны нашедшие сокровища в себе.

- Как жить в свете?

Пейте из каждого мгновения жизни, ибо непрожитая жизнь порождает печали. И знайте, что внутри, то и снаружи. Мрак мира - от мрака в сердце. Счастье - это восход Солнца. Богосозерцание - это растворение в свете. Просветление - это сияние тысячи солнц. Блаженны жаждущие света.

- Как обрести гармонию?

Живите просто. Не приносите никому вреда. Не завидуйте. Пусть сомнения очищают, а не приносят бессилие. Посвятите жизнь прекрасному. Творите ради творчества, а не ради признания. Относитесь к ближним, как к откровениям. Преобразите прошлое, забыв его. Приносите в мир новое. Наполните тело любовью. Станьте энергией любви, ибо любовь все одухотворяет. Где любовь - там Бог.

- Как достичь совершенства жизни?