Впр география 11. Всероссийская проверочная работа

Всероссийские проверочные работы ВПР по географии в 11 классах в 2018 году прошли 3 апреля. Данная проверочная работа не является обязательной как и год назад, и проводится в 2018 году по решению школы. ВПР предназначена для выпускников, не выбравших географию для сдачи ЕГЭ.

Для подготовки к ВПР 2019 подойдут реальные варианты 2018 года.

Варианты ВПР 2018 по географии 10 - 11 класс с ответами

Школы имеют возможность выбрать, проводить проверочную работу по географии в конце 10 или в конце 11 класса, в зависимости от своего учебного плана.

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На ее выполнение отводится 1 час 30 минут (90 минут).

При разработке заданий ВПР по географии за основу были взяты вопросы курса школьной географии, изучаемые в 8–11 классах: источники географической информации, мировое хозяйство, природопользование и геоэкология, регионы и страны мира, география России.

В работе проверяется знание географических явлений, географических особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий.

Также участникам ВПР необходимо продемонстрировать умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни.

Приоритетом в работе по географии являются оценка умения анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, а также способности применять полученные знания для анализа экологических проблем.

Таблица перевода баллов ВПР по географии в оценки

ВПР Всероссийская Проверочная Работа- География 11 класс

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по географии. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной
работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На выполнение работы по географии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий работы Вы можете использовать необходимые карты атласов.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

1. Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов , во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 мая, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

Астрахань
Мурманск
Воронеж

Астрахань, Воронеж, Мурманск

2. На месторождении им. М.В. Ломоносова, расположенном в труднодоступном районе на севере Архангельской области, ежегодно добывается более 500 тыс. каратов алмазов. Добыча ведётся в гигантском карьере, глубина которого превышает 100 м. Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы найти информацию, необходимую для определения географических условий добычи алмазов на территории Архангельской области?

Ответ: ____________________________________________________________

Европейский Север

3. В регионах, в которых работают крупные ГЭС, тарифы на электроэнергию для населения
иногда значительно ниже, чем в соседних с ними регионах.
В каких трёх из перечисленных регионов России построены крупные ГЭС? Запишите цифры,
под которыми указаны эти регионы.

1) Республика Татарстан
2) Республика Коми
3) Иркутская область
4) Архангельская область
5) Амурская область
6) Тюменская область

4. На одном из сайтов в Интернете были размещены карта погоды на 12 апреля 2013 г. и
выдержки из прогноза погоды на этот день. Какие выводы о погоде на Европейской части
России и в Западной Сибири подтверждаются сведениями карты? Запишите номера
предложений, в которых указаны верные сведения.

1) 12 апреля на всей Европейской части России ночные температуры будут выше 0 °С.
2) На юге Западной Сибири возможны осадки в виде снега.
3) В Ростов-на-Дону пришла настоящая весна, даже ночью температура будет выше 10 °С.
4) На Пермь надвигается холодный фронт, на следующий день ожидается существенное похолодание.
5) Над Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами расположился антициклон.

Ответ: __________

5. Затраты на отопление жилых и производственных помещений в холодное время года
в значительной степени зависят от средних зимних температур. Запишите названия перечисленных городов России в порядке повышения средней температуры января в них, начиная с города с самой низкой температурой.

Нижневартовск
Усть-Илимск
Пермь

Ответ: ____________________________________________________________

Усть-Илимск, Нижневартовск, Пермь

6. Потенциал российских регионов для развития туризма огромен. Каждый из них имеет рекреационные ресурсы, способные привлечь тысячи туристов из России и зарубежных стран. Определите субъект Российской Федерации по описанию его рекреационного потенциала:
«Песчаные морские пляжи, расположенные на широте Сочи, и тёплое море (купальный сезон – до 100 суток). Три национальных парка, включая знаменитый «Зов тигра», шесть государственных природных заповедников и лечебные источники минеральных вод. Богатый подводный мир моря, водопады, древние потухшие вулканы, пещеры, туристические базы на островках и лёгкий доступ к большинству
достопримечательностей».

Ответ: ____________________________________________________________

Приморский край

7. На выборах депутатов Государственной Думы избирательные участки работают с 8
до 20 часов по местному времени.
Используя карту, определите, в каких из перечисленных
регионов к 15 часам московского времени голосование уже закончится. Запишите цифры,
под которыми они указаны.

1) Челябинская область
2) Астраханская область
3) Тюменская область
4) Иркутская область
5) Оренбургская область
6) Республика Саха (Якутия)

Ответ: __________

8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетания) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера выбранных слов (словосочетаний).

В Восточной Европе стремительно сокращается численность населения

По состоянию на 2015 год в Восточной Европе было зафиксировано 292 миллиона жителей. Это на 18 миллионов меньше, чем в начале 90-х годов. Восточные европейцы уезжали в Западную Европу, вдохновлённые возможностью заработать больше и жить лучше. То есть одной из причин сокращения численности населения стала _________(А) из Восточной Европы. К примеру, поляки, латвийцы и литовцы чаще всего уезжали в Великобританию и Ирландию. Эстонцы – в Финляндию; румыны – в Италию и Испанию. В последнее время популярной стала _________(Б) в Норвегию. Другая причина сокращения населения – это уменьшение _________(В). Экономическая и политическая неопределённость в постсоветскую эпоху сильно повлияла на естественный прирост в совокупности с отсутствием адекватной системы социального обеспечения.

Список слов (словосочетаний):
1) эмиграция
2) урбанизация
3) рождаемость
4) иммиграция
5) смертность
6) экономическая интеграция

А – 1; Б – 4; В – 3

9. На уроке учащиеся анализировали статистические данные, приведённые ниже в таблице,
в целях сравнения темпов роста промышленного производства в Великобритании и России
в период с 2012 по 2014 г. Илья указал, что в Великобритании, в отличие от России,
ежегодно происходило увеличение объёмов промышленного производства.

Динамика объёмов промышленного производства
(в % к предыдущему году)

Правильный ли вывод сделал Илья? Свой ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________

В ответе говорится о неправильном выводе Ильи.
В обосновании говорится, что в Великобритании в период с 2012 по 2014 г. ежегодно не происходило увеличение объёмов промышленного производства.
ИЛИ
Рост объёмов происходил только в 2014 г.
Пример ответа
В Великобритании рост объёмов наблюдался лишь в 2014 г.,
в 2012 и 2013 гг. наблюдался спад, так как показатели в эти годы
(в % к предыдущему году) не превышают 100%

10. Дмитрий включил радио, когда в выпуске новостей передавали сообщение о землетрясении.

Землетрясение магнитудой 6,6 произошло в префектуре Тоттори, расположенной на западе острова Хонсю. Об этом сообщило Национальное метеорологическое агентство страны. Очаг землетрясения залегал на глубине 10 км. Метеорологическое агентство изначально предупредило жителей об угрозе цунами, однако позднее отменило её. Между тем, предупреждают власти, сохраняется опасность обрушения зданий и возникновения пожаров.

Дмитрий не услышал начало сообщения и не понял, на территории какой страны произошло
землетрясение. Определите, о какой стране говорится в этом сообщении.

Ответ: ____________________________________________________________

11. От уровня экономического развития стран зависят многие особенности их населения.
Установите соответствие между страной и характерной особенностью её населения: к
каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:

А Б В

12. Цены на нефть, от которых в значительной степени зависит развитие экономики России,
определяются согласованностью позиций стран ОПЕК. Назовите три (любые) страны, являющиеся членами ОПЕК.

Ответ: ____________________________________________________________

В ответе правильно указаны три страны – члены ОПЕК (Алжир, Ангола, Эквадор, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Венесуэла).
Примеры ответов
Саудовская Аравия, Эквадор, Нигерия
Иран, Алжир, Ангола

13. По радио прозвучало сообщение о том, что за последние 10 лет показатель
ресурсообеспеченности нефтью США возрос с 11,0 до 11,9. Используя данные таблицы,
объясните, с чем это связано.

Показатель 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Разведанные
запасы нефти,
млрд т
3,6 3,7 3,7 4,2 5,4 5,9 6,6
Добыча нефти,
млн т в год
377 412 445 493 498 522 566
Численность
населения, млн
человек
299 309 311 313 316 317 322

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

В ответе говорится о том, что за указанный период страны разведанные запасы нефти в США увеличились в большей степени, чем возросли объёмы её добычи.
Примеры ответов
Запасы нефти возросли в 1,83 раза, величина добычи всего в 1,5 раза.
Темпы прироста запасов были выше, чем темпы роста добычи

Задания 14, 15 и 16 выполняются с использованием приведённого ниже текста.

ОХОТСКОЕ МОРЕ СТАЛО ПОЛНОСТЬЮ РОССИЙСКИМ

В ноябре 2013 года Россия доказала свои права на 52 тысячи квадратных километров акватории в центре Охотского моря. Комиссия ООН по границам континентального шельфа официально передала России документ о признании российским континентальным шельфом анклава площадью 52 тысячи квадратных километров в Охотском море. В состав российского шельфа был включён участок, который до сих пор не принадлежал ни одной из стран. Он считался «открытым морем», и на его акватории могли свободно перемещаться и вести лов рыбы суда любых государств. Теперь на его ресурсы распространяется исключительно юрисдикция России. Российское законодательство теперь распространяется и на ресурсы,
которые находятся под дном Охотского моря.

14. Назовите один (любой) субъект Российской Федерации, имеющий выход к Охотскому морю.

Ответ: ____________________________________________________________

В ответе правильно называется один любой субъект РФ, имеющий выход к Охотскому морю (Камчатский край, Магаданская область, Хабаровский край, Сахалинская область)

15. Как изменилась государственная территория России в результате события, о котором говорится в тексте?

Ответ: ____________________________________________________________

В ответе говорится о том, что государственная территория России увеличилась (указание на то, что она увеличилась на 52 тыс. кв. км не является обязательным)

16. Объясните, почему до 2013 года участок в центре Охотского моря считался «открытым
морем» и на его акватории могли свободно перемещаться и вести лов рыбы суда любых
государств.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

В ответе говорится о том, что до 2013 г. этот участок не считался частью континентального шельфа России,
ИЛИ
о том, что центр Охотского моря находился на большом расстоянии от берегов России, за пределами её 200-мильной экономической зоны

17. Глобальные изменения климата, наблюдаемые на Земле, вызывают тревогу и находятся под пристальным вниманием учёных. Данные многолетних наблюдений свидетельствуют о повышении за последние 40 лет общепланетарной температуры и об изменении состава атмосферы.
Существуют разные точки зрения относительно причин происходящих изменений климата и состава атмосферы. Одни учёные считают их причиной хозяйственную деятельность человека, другие указывают на естественные природные факторы.
Используя географические знания, сформулируйте и обоснуйте Вашу точку зрения относительно того, существует ли связь между человеческой деятельностью и глобальными климатическими изменениями.
Сформулируйте и обоснуйте Вашу точку зрения на эту проблему. Запишите рассуждения, подтверждающие Вашу точку зрения.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Наличие сформулированной точки зрения по вопросу
(Положительный балл по этому критерию выставляется только при положительном балле по второму критерию.)
В ответе сформулирована точка зрения учащегося

Раскрытие причинно-следственных связей
В ответе полностью прослеживается цепочка связей между деятельностью человека и глобальными изменениями климата:
причина – конкретный вид хозяйственной деятельности человека (тепловая энергетика, сельское хозяйство и т.п.) – и два следствия:
1) повышение содержания парниковых газов в атмосфере;
2) повышение общепланетарной температуры.
ИЛИ
В ответе полностью прослеживается цепочка связей между естественными природными явлениями и глобальными изменениями климата: причина – увеличение солнечной радиации;
выбросы парниковых газов из вод и со дна Мирового океана, из толщ земной коры – и два следствия:
1) повышение общепланетарной температуры;
2) повышения содержания углекислого газа в атмосфере

Географическая грамотность
(Положительный балл по этому критерию выставляется только при положительном балле по критерию К2)
Отсутствуют фактические и теоретические ошибки (ошибки в использовании географической терминологии, в демонстрации знаний о географических связях и закономерностях),
ИЛИ
присутствует не более одной фактической или теоретической ошибки

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Астрахань

Мурманск

Пояснение.

В Северном полушарии Земли долгота дня больше 12 часов с середины марта до конца сентября и с ростом широты она увеличивается до полярного дня. Для 1 мая продолжительность дня будет длиннее, для городов, которые находятся севернее.

Ответ: Астрахань, Воронеж, Мурманск.

Ответ: Астрахань, Воронеж, Мурманск

Источник: Статград: Демонстрационная версия ВПР по географии 11 класс 2017 год., Демонстрационная версия ВПР по географии 11 класс 2017 год.

Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Расставьте города в порядке увеличения времени ночного освещения 20 декабря, начиная с города с наибольшей продолжительностью дня.

Владимир

Архангельск

Владивосток

Пояснение.

В декабре продолжительность светового дня увеличивается к югу, а ночи - к северу. То есть, надо перечислить города с юга на север.

Ответ: Владивосток, Владимир, Архангельск.

Ответ: Владивосток, Владимир, Архангельск

Источник: РЕШУ ВПР, РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 1.

Расположите горные системы по возрастанию их максимальной абсолютной высоты:

А) Хибины;

В) Западный Саян;

Г) Сихотэ-Алинь.

Пояснение.

А) Хи­би­ны - 1191 м.

Б) Алтай - 4509 м.

В) За­пад­ный Саян - 3121 м.

Г) Си­хотэ-Алинь - 2090 м.

Ответ: АГВБ.

Ответ: АГВБ

Источник: РЕШУ ВПР, РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 2.

Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергосбережения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 января, начиная с города с наименьшей продолжительностью дня.

Архангельск

Ростов-на-Дону

Пояснение.

Продолжительность светового дня в январе растет к югу. Надо расставить города с севера на юг: Ар­хан­гельск, Москва, Ро­стов-на-Дону.

Ответ: Ар­хан­гельск, Москва, Ро­стов-на-Дону.

Ответ: Ар­хан­гельск, Москва, Ро­стов-на-Дону

Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Расставьте города Сибири, в порядке уменьшения времени ночного освещения 15 июня, начиная с города с наибольшей продолжительностью ночи.

Верхоянск

Пояснение.

В июне продолжительность дня растет к северу, ночи, соответственно, - к югу. Чем южнее город, тем большее время требуется для освещения.

Иркутск - самый южный город, самая длинная ночь

Тикси - самый северный город, самая короткая ночь

Верхоянск

Расставим города в порядке уменьшения времени ночного освещения: Иркутск, Верхоянск, Тикси.

Ответ: Иркутск, Верхоянск, Тикси.

Ответ: Иркутск&Верхоянск&Тикси

В России очень популярны речные путешествия по Волге. Расположите города, находящиеся в долине реки Волга, которые можно посетить во время речного путешествия от верховьев к устьевой зоне, начиная с города, находящегося выше по течению. Ответ запишите в виде последовательности букв.

Нижний Новгород

Волгоград

Пояснение.

Расставим города от начала реки (истока): Ниж­ний Нов­го­род, Са­ма­ра, Вол­го­град.

Ответ: Ниж­ний Нов­го­род, Са­ма­ра, Вол­го­град.

Ответ: Ниж­ний Нов­го­род, Са­ма­ра, Вол­го­град

Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Запишите перечисленные города России в порядке увеличения продолжительности времени, на которое необходимо включать уличное освещение 1 ноября, начиная с города с наименьшей

продолжительностью этого времени.

Петрозаводск

Волгоград

Ответ: , , .

Пояснение.

На продолжительность времени освещения улиц влияет продолжительность темного времени суток, а это зависит от географической широты места. Поэтому, сначала следует определить географическую широту всех указанных городов – Тверь – 56-57° с. ш., Петрозаводск – 61-62° с. ш., Волгоград – 48-49° с. ш. Далее обращаем внимание на число, которое дано в условии задачи – 1 ноября. Все города находятся в России, в северном полушарии, а это значит, что в ноябре здесь зима; Солнце больше освещает в это время южное полушарие, следовательно, чем южнее город (ближе к экватору), тем короче будет продолжительность ночи, а значит и время освещения тоже будет короче. С продвижением на север (с увеличением широты) продолжительность освещения будет возрастать. Южнее всех Волгоград, севернее всех – Петрозаводск.

Ответ: Волгоград, Тверь, Петрозаводск.

Ответ: Волгоград&Тверь&Петрозаводск

Источник: Демонстрационная версия ВПР по географии 11 класс 2018 год.

Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 мая, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

Ханты-Мансийск

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит продолжительность светового дня. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с.ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю.ш.).

В данном задании указано 1 мая, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с юга на север. Наименьшая продолжительность будет у самого южного города - Омска, а самая большая продолжительность - у Воркуты.

Ответ: Омск, Ханты-Мансийск, Воркута.

Ответ: Омск&Ханты-Мансийск&Воркута

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 1.

Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 мая, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

Ханты-Мансийск

Ответ: , , .

Пояснение.

В данном задании указано 1 мая, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с юга на север. Наименьшая продолжительность будет у самого южного города - Улан-Удэ, а самая большая продолжительность - у Норильска.

Ответ: Улан-Удэ, Якутск, Норильск.

Ответ: Улан-Удэ&Якутск&Норильск

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 2.

Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Запишите названия перечисленных городов России в порядке увеличения продолжительности времени, на которое необходимо 9 июня включать уличное освещение, начиная с города с наименьшей продолжительностью этого времени.

Ростов-на-Дону

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит продолжительность светового дня. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т.к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

В данном задании указано 9 июня, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с юга на север. Наименьшая продолжительность будет у самого южного города - Ростова-на-Дону, а самая большая продолжительность - у Вологды.

Ответ: Ростов-на-Дону, Курск, Вологда.

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 3.

Смоленск

Ставрополь

Архангельск

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит продолжительность светового дня. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

В данном задании указан январь, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с севера на юг. Наименьшая продолжительность будет у самого северного города - Архангельска, а самая большая продолжительность - у Ставрополя.

Ответ: Архангельск, Смоленск, Ставрополь.

Ответ: Архангельск&Смоленск&Ставрополь

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 4.

В медицине проводят исследования, изучающие влияние солнечного света и продолжительности светового дня на здоровье человека. Солнечный свет способствует выработке в организме человека гормона серотонина, вызывающего эмоции радости. Запишите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности светового дня в январе, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

Мурманск

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит продолжительность светового дня. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

В данном задании указан январь, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с севера на юг. Наименьшая продолжительность будет у самого северного города - Мурманска, а самая большая продолжительность - у Сочи.

Ответ: Мурманск, Тверь, Сочи.

Ответ: Мурманск&Тверь&Сочи

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 5.

Для обеспечения комфортной температуры воздуха в жилых и производственных помещениях в холодное время года действует отопительный период. Он продолжается в то время, когда среднесуточная температура воздуха на улице меньше или равна +8°C. Запишите перечисленные города в порядке увеличения средней продолжительности отопительного периода, начиная с города с его наименьшей продолжительностью.

Краснодар

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения данного задания необходимо вспомнить, что продолжительность отопительного сезона и среднесуточные температуры воздуха зависят от географического положения города. Холоднее всего на севере и северо-востоке страны, а теплее всего - на юге и юго-западе, а ближе к Атлантическому океану (на западе страны) зимы теплее. Исходя из этого самая маленькая продолжительность отопительного периода в Краснодаре, а самая большая - в Магадане.

Ответ: Краснодар, Пермь, Магадан.

Ответ: Краснодар&Пермь&Магадан

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 6.

Для оценки обеспеченности территории влагой используется коэффициент увлажнения. Запишите перечисленные регионы России в порядке повышения в них коэффициента увлажнения, начиная с региона с самым низким коэффициентом.

Астраханская область

Курская область

Вологодская область

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения данного задания нужно вспомнить, от чего зависит коэффициент увлажнения территории. Коэффициент увлажнения зависит от испаряемости (а она от температуры воздуха) и количества выпадающих осадков. На севере страны увлажнение избыточное (так как влага не испаряется из-за того, что температуры воздуха очень низкие), а на юге страны, наоборот, увлажнение территории недостаточное (высокие температуры воздуха высушивают территорию). Это значит, что увлажнение территории будет возрастать с юга на север, а территории будут располагаться в следующем порядке: Астраханская область, Курская область, Вологодская область.

Ответ: Астраханская область, Курская область, Вологодская область.

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 7.

В последние годы в России в целях повышения безопасности дорожного движения стали применять дорожные знаки с внутренней подсветкой, работающей в тёмное время суток. Знаки с внутренней подсветкой особенно эффективны на улицах с интенсивным движением, рядом с детскими учреждениями и больницами, на пешеходных переходах без светофоров и в местах выполнения дорожных работ. Время работы подсветки дорожных знаков напрямую зависит от продолжительности светового дня. Запишите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности работы подсветки дорожных знаков 10 февраля, начиная с города с наименьшей продолжительностью работы подсветки знаков.

Краснодар

Нарьян-Мар

Ответ: , , .

Пояснение.

В данном задании указано 10 февраля, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с севера на юг. Наименьшая продолжительность светового дня будет у самого северного города (Нарьян-Мара), а это значит, что время работы подсветки у него будет самым продолжительным. А самая большая продолжительность светового дня будет у самого южного города (Краснодара), а время работы подсветки дорожных знаков будет минимальным. То есть, время работы подсветки дорожных знаков будет возрастать при движении с юга на север (от Краснодара до Нарьян-Мара).

Ответ: Краснодар, Пермь, Нарьян-Мар.

Ответ: Краснодар&Пермь&Нарьян-Мар

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 8.

В последние годы в России в целях повышения безопасности дорожного движения стали применять дорожные знаки с внутренней подсветкой, которая включается в тёмное время суток. Знаки с внутренней подсветкой особенно эффективны на улицах с интенсивным движением, рядом с детскими учреждениями и больницами, на пешеходных переходах без светофоров и в местах выполнения дорожных работ. Время работы подсветки дорожных знаков напрямую зависит от продолжительности светового дня. Запишите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности работы подсветки дорожных знаков 15 января, начиная с города с наименьшей продолжительностью работы подсветки знаков.

Норильск

Ставрополь

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит время работы подсветки дорожных знаков. Оно зависит от продолжительность светового дня, которая, в свою очередь, определяется временем года и географической широтой места. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

В данном задании указано 15 января, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с севера на юг. Наименьшая продолжительность светового дня будет у самого северного города (Норильска), а это значит, что время работы подсветки у него будет самым продолжительным. А самая большая продолжительность светового дня будет у самого южного города (Ставрополя), а время работы подсветки дорожных знаков будет минимальным. То есть, время работы подсветки дорожных знаков будет возрастать при движении с юга на север (от Ставрополя до Норильска).

Волгоград

Норильск

Ханты-Мансийск

Ответ: , , .

Пояснение.

При воздействии солнечного света на кожу в организме человека вырабатывается витамин D, имеющий важное значение для поддержания костных тканей и иммунной системы человека. Недостаток воздействия солнечного света может привести к снижению содержания витамина D в организме. Запишите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности воздействия солнечного света 20 декабря, начиная с города с наименьшей продолжительностью этого времени.

Архангельск

Астрахань

Екатеринбург

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит количество солнечного света. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то и количество солнечного света, поступающего на разные районы страны, тоже меняется. И зависит это от продолжительности светового дня. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

Показатель энергоёмкости валового регионального продукта отдельных регионов зависит не только от наличия на их территории энергоёмких производств, но и от затрат энергии на отопление жилых и производственных помещений, которые определяются в том числе и продолжительностью «отопительного периода» - периода, в течение которого среднесуточная температура воздуха не превышает +8 °C. Запишите перечисленные города в порядке увеличения средней продолжительности отопительного периода, начиная с города с его наименьшей продолжительностью.

Предмет 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 11 класс
Русский язык 15−19 апреля 25 апреля 23 апреля 9 апреля
Математика 22−26 апреля 23 апреля 25 апреля 18 апреля
Окружающий мир 22−26 апреля
История 16 апреля 11 апреля 25 апреля 13 марта
Биология 18 апреля 16 апреля 11 апреля 21 марта
География 9 апреля 16 апреля 12 марта
Иностранные языки 2 апреля 5 марта
Химия 14 марта
Физика 23 апреля 19 марта
Обществознание 18 апреля 4 апреля

Приказ Рособрнадзора .

НАЗНАЧЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс географии на базовом уровне. Работа будет проведена 3 апреля 2018 года.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
Каждый вариант проверочной работы включает в себя 17 заданий, различающихся формами и уровнями сложности.
В проверочной работе представлены задания с разными типами ответов:
1) задания, требующие записать ответ в виде слова;
2) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик;
3) задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка;
4) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка;
5) задания на установление правильной последовательности элементов.
В 7 заданиях предполагается развернутый свободный ответ.
ВПР предусматривает проверку уровня подготовки выпускников в соответствии с предъявленными к нему требованиями. Так как достижение ряда требований в различных вариантах проверочной работы может проверяться на содержании различных разделов школьного курса географии, распределение заданий по основным блокам содержания может несколько отличаться от показанного в таблице 1 примерного распределения.

ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА ВПР ПО ГЕОГРАФИИ

Уровни сложности заданий: Б - базовый (примерный уровень выполнения - 60-90%);
П - повышенный (40-60%).

№ задания Проверяемые элементы содержания Уровень
сложности
задания
Максимальный балл за выполнение задания
1 Природа России Б 1
2 Географические модели. Географическая карта, план местности Б 1
3 Хозяйство России Б 1
4 Атмосфера, погода и климат Б 1
5 Природа России Б 1
6 Регионы России П 1
7 Часовые зоны на территории России Б 1
8 Население и хозяйство России и мира П 1
9 Мировое хозяйство Б 1
10 Страны мира Б 1
11 Многообразие стран мира. Основные типы стран Б 1
12 Мировое хозяйство Б 2
13 Природные ресурсы П 2
14 Б 1
15 Все содержание курсов экономической и социальной географии России и мира Б 1
16 Все содержание курсов экономической и социальной географии России и мира П 1
17 Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства П 4

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И РАБОТЫ В ЦЕЛОМ
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный учеником ответ совпадает с верным ответом.
Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания.
К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл - от нуля до максимального балла. Выставлять отметки учащимся за выполнение ВПР школам не рекомендуется.

Анализ выполнения Всероссийской проверочной работы

по географии в 11 классе МБОУ «Макушинская СОШ №1»

учитель С.А.Курий

I . Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных материалов

1. Назначение всероссийской проверочной работы

Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс географии на базовом уровне. Работа проведена 03 апреля 2018 г.

2. Документы, определяющие содержание ВПР

Содержание всероссийской проверочной работы по географии определено на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры ВПР

Содержание и структура ВПР по географии обеспечивают объективную оценку качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. Содержание ВПР по географии определено требованиями к уровню подготовки выпускников, зафиксированными в Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. Отбор содержания, подлежащего проверке в проверочной работе, осуществлён в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. За основы взяты вопросы курса школьной географии, изучаемые в 8–11 классах:

    Источники географической информации

    Мировое хозяйство

    Природопользование и геоэкология

    Регионы и страны мира

    География России

В работе проверяется как знание географических явлений и процессов в геосферах и географических особенностей природы населения и хозяйства отдельных территорий, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни. В проверочной работе используются задания разных типов, формы которых обеспечивают их адекватность проверяемым умениям.

4. Структура и содержание всероссийской проверочной работы

Каждый вариант проверочной работы включает в себя 17 заданий, различающихся формами и уровнями сложности. В проверочной работе представлены задания с разными типами ответов: 1) задания, требующие записать ответ в виде слова; 2) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик; 3) задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка; 4) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка; 5) задания на установление правильной последовательности элементов.

В 7 заданиях предполагается развернутый свободный ответ. ВПР предусматривает проверку уровня подготовки выпускников в соответствии с предъявленными к нему требованиями. Так как достижение ряда требований в различных вариантах проверочной работы может проверяться на содержании различных разделов школьного курса географии, распределение заданий по основным блокам содержания может несколько отличаться от показанного в таблице 1 примерного распределения.

Таблица. Распределение заданий проверочной работы по содержательным разделам курса географии

Количество заданий

1. Источники географической информации

2. Население мира

3. Мировое хозяйство

4. Природопользование и геоэкология

5. Регионы и страны мира

6. География России

Проверочная работа разработана исходя из необходимости проверки требований к уровню подготовки выпускников, указанных в разделе 2 кодификатора. В таблице 2 приведено распределение заданий по основным умениям и способам действий.

Таблица. Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Количество заданий

Знать и понимать смысл основных теоретических категорий и понятий

Знать и понимать географические особенности природы России

Знать и понимать географические особенности основных отраслей хозяйства России

Знать и понимать географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития

Знать и понимать специализацию стран в системе международного географического разделения труда

Уметь сопоставлять географические карты различной тематики

Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений

Уметь использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения различий во времени, чтения карт различного содержания

Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений

Уметь находить и применять географическую информацию, для правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития

Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально- экономических, техногенных объектов и процессов

Таблица.Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности

Количество заданий

Максимальный балл

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 22

Повышенный

5. Особенности выполнения и проверки работы школьников

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На выполнение работы по географии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

При выполнении заданий работы участникам можно было использовать необходимые карты атласов 8-11 классов.

Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный уровень выполнения – 60–90%); П – повышенный (40–60%).

Таблица.Уровни сложности задания

Уровень сложности

Макс. балл за выполнение задания

Природа России

Хозяйство России

Атмосфера, погода и климат

Природа России

Регионы России

Мировое хозяйство

Страны мира

Мировое хозяйство

Природные ресурсы

II . Результаты выполнения ВПР по географии в ОО Курганской области

Количество участников ВПР 22 чел.

Школьники выполняли задания в двух вариантов (5 и 6). Распределение первичных баллов по вариантам ВПР показано в таблице. Наблюдается более высокое качество выполнения заданий пятого варианта.

6 баллов набрал 1 участник, выполнявших работу 6 варианта из 11 участников.

Вариант

Кол-во уч.

Таблица. Распределение первичных баллов по вариантам

Качество выполнения каждого из заданий работы по ОО отражено в таблице

Таблица. Выполнение заданий по количеству участников по ОО

количество участников

Нормы оценки за выполненную работу:

оценка «2» - 0-7 первичных баллов,

оценка «3» - 8-14 первичных баллов,

оценка «4» - 15-18 первичных баллов,

оценка «5» - 19-22 первичных баллов.

% выполнения-95, % качества обучения- 59, средний балл- 3,6

Сравнение по вариантам.

Всего обучающихся

качества

средний балл

III . Аналитическая справка

по итогам проверки работ учащихся 11 кл. по географии в 2017 году

Анализ результатов выполнения отдельных заданий

Таблица. Результаты выполнения отдельных заданий

по участникам.

Проверяемые элементы содержания / умения

Уровень сложности задания

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения

Выполнили

не преодолев-ших мини-мальный балл

Природа России

Умение определять продолжительность дня и ночи в зависимости от географической широты

Географические модели. Географическая карта, план местности

Умение сопоставлять политико-административную карту и карту районов

Хозяйство России

Умение сопоставлять политико-административную карту и карту отрасли хозяйства

Атмосфера, погода и климат

Умение работать с синоптической картой

Природа России

Умение работать с климатической картой

Регионы России

Умение работать с политико-административной и тематическими картами

Часовые зоны на территории России

Умение определять время по карте часовых поясов

Население и хозяйство России и мира

Умение определять естественный и механический прирост населения

Мировое хозяйство

Умение работать со статистическими показателями, определяющими особенности динамики производства

Страны мира

Умение определять местоположение географических объектов на карте

Многообразие стран мира. Основные типы стран

Умение работать с картограммой

Мировое хозяйство

Умение работать с картами природных ресурсов, экономическими картами, картами состава интеграционных групп стран

Природные ресурсы

Умение определять ресурсообеспеченность

Умения отбирать карты и работать с ними

Умение отбирать информацию из географических текстов

Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства

Умение работать с географическими текстами,

формулировать и обосновывать свою точку зрения,

Уровень качества выполнения заданий не одинаков. Это, прежде всего, зависит от сложности заданий (задания базового и повышенного уровня) и его географического содержания. По содержанию задания можно разделить на 3 группы:

а) задания (№№1-7) по содержанию курса географии России (8-9 кл.)

б) задания (№№8-13) по содержанию курса экономической и социальной географии мира (10-11 кл.)

в) задания (№№ 14-17) по содержанию курсов географии России и экономической и социальной географии мира, выполнение которых происходит с использованием приведённого текста.

Выполнение разных видов заданий по группам участников отражено в таблице 10. По всем группам участников задания базового уровня выполнены лучше, чем повышенного. Причем, чем слабее подготовлены учащиеся, тем больше разница в уровне выполнения заданий.

По всем группам участников, за исключением группы самых подготовленных, наиболее высокий процент выполнения заданий, различающихся по содержанию, характерен для заданий по географии России, минимальный – для заданий, выполнение которых происходит с использованием приведённого текста. Наиболее подготовленные учащиеся по этим заданиям получили наилучший результат.

Выполнение разных видов заданий по уровню сложности и содержанию по участникам

Всего обучающихся

Количество участников, преодолевший минимальный порог

Количество участников

базовый

повышен-ный

география России

экономич. и социальн. география мира

с использо-ванием приведён-ного текста.

Задания 1-7

Задания 8-13

Задания 14-17К2

Для всех групп участников наиболее сложными заданиями оказались задания №№ 4,15,16,17К1, 2.

Анализ результатов проверки ВПР 2018 года позволяет дать следующие рекомендации для учителей географии.

1. Проанализировать результаты ВПР по географии в 11-м классе 2017/118 и определить причины пробелов у разных групп учащихся по уровню подготовки.

2. Продолжить работу по организации практических работ с картами, текстами, статистическими материалами, дополнительными источниками информации; по использованию средств ИКТ для подготовки школьников.

3. Включить в уроки географии задания, которые ученики выполнили на низком уровне:

Умение отбирать информацию из географических текстов формулировать и обосновывать свою точку зрения;

Определение типа климата и показатели климата;

Умение работать с климатической картой.

Регионы России.

4. Включить задания, в которых ошиблось большинство учеников, в диагностические работы для учащихся 10-х классов в конце учебного года и 11-х классов в начале учебного года.

5. Использовать в работе задания открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, размещенных на сайте ФИПИ, представленных в изданиях, рекомендованных ФИПИ.

6. В процессе обучения географии необходимо целенаправленно формировать и развивать у учащихся следующие умения:

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объяснять их;

Систематизировать знания, оценивать и прогнозировать географические процессы, решать задачи;

Аргументировать и грамотно оформлять собственные суждения по наиболее актуальным проблемам социально-экономического развития России и стран мира, геополитическим и геоэкологическим проблемам;

Работать с географическими текстами, тематическими картами, статистическими материалами, анализировать схемы, таблицы со статистическими данными, вести по ним расчеты для того, чтобы учащиеся могли приобрести навыки такой работы.