Восстановление ходьбы после инсульта. Гимнастика для ног - упражнения, особенности и рекомендации Упражнения для ног чтобы снова начать ходить

Красивые, здоровые ноги - это результат правильного ухода и рациональной физической нагрузки. Однако современный темп и, напротив, малоподвижный образ жизни могут помешать в этом. Ознакомимся с для взрослых и детей. Упражнения помогут снять боль, укрепить мышцы и исправить плоскостопие. И для этого не потребуется специального реквизита.

Растяжка

Гимнастику для ног необходимо начинать с растяжки. Она рекомендуется при мышечных спазмах, а также в качестве разминки, так как снижает риск получения травмы при выполнении укрепляющего комплекса, помогает подготовить тело к нагрузке. Растяжку следует начинать со стоп, медленно поднимаясь вверх.

Упражнение №1

Встаньте лицом к стене на расстоянии метра. Вытяните руки перед собой, слегка наклонив корпус. Теперь по очереди делайте выпады то левой, то правой ногой. Медленно, не отрывая от пола пятки. Задержитесь на 15 секунд. Почувствуйте, как тянутся голеностопные мышцы и связки. Выполняйте упражнение по 10 раз на каждую ногу. Дышите свободно.

Упражнение №2

Теперь следует уделить внимание подколенному сухожилию. Для его растяжки лучше всего подходит складка. Сядьте на пол, вытяните ноги перед собой, а на выдохе медленно опускайтесь вниз. Старайтесь, чтобы грудная клетка коснулась колен. Для этого спину следует держать прямо. Задержитесь в складке на 10 секунд. На вдохе можно вернуться в исходное положение. Усилить растяжку можно, натянув максимально пальцы стоп на себя. Повторите упражнение еще 9 раз.

Упражнение №3

В для ног есть хорошее упражнение, позволяющее одновременно расслабить поясницу и мягко растянуть бедренные мышцы. Для этого лягте на спину. Подтягивайте по очереди ноги к груди, задерживаясь в позиции на несколько секунд. Дышите свободно. Повторите на каждую ногу упражнение по 5 раз.

Затем подтяните обе ноги и просто полежите так в течение 30 секунд. При этом попеременно делайте натяжку то одной, то другой ноги. Число повторов произвольное.

Укрепление

Укрепляющая гимнастика для ног позволяет держать мышцы в тонусе, повышает их выносливость.

Наиболее простым упражнением для подкачки икр являются подъемы на носках. Для этого встаньте, руки зафиксируйте на поясе. Ноги поставьте на расстоянии плеч. Сделайте вдох, а на выдохе медленно поднимитесь на носках как можно выше. Задержитесь в таком положении на несколько секунд, а на вдохе примите исходное положение. Повторяйте 10 раз. Чтобы усложнить данное упражнение, можно ходить на носках по комнате в течение 5 минут, слегка согнув ноги в коленях.

Лучшими упражнениями для укрепления мышц бедер являются выпады и приседания. Эффективность первых зависит от глубины. Из исходного положения стоя сделайте выпад на вдохе сначала на правую ногу, на выдохе вернитесь в начальную позицию. То же выполните на левую ногу. Совершите по 10 раз повторов. Помните о положении рук и ног в гимнастике. Для качественного выполнения руки лучше держать по сторонам. Не стоит сильно «выворачивать» стопу, чтобы избежать растяжения связок и потери равновесия.

Приседания являются универсальным упражнением. Они укрепляют не только мышцы бедер, но и икроножные и ягодичные. Эффективность выше от неполного приседа. Поставьте ноги на расстоянии плеч. А на вдохе опуститесь так, чтобы при сгибе ноги бедро и голень образовали прямой угол. На выдохе вернитесь в начальное положение. Повторяйте приседания 15 раз.

Для сосудов

Нарушение работы сосудов может стать причиной боли в ногах. Гимнастика способна решить эту проблему. Существует два несложных, но весьма эффективных упражнений. Их разрешается выполнять, не вставая с постели.

Упражнение 1

Нормализовать циркуляцию крови поможет вибрация. После пробуждения поднимите ноги и руки вверх и совершите ими мелкие и частые потряхивающие движения в течение двух минут. Это помогает не только совершить вибромассаж капилляров, но и способствует перераспределению лимфы, которая выводит из организма токсины.

Упражнение 2

Это упражнение называется «золотая рыбка». Примите положение лежа. Ноги держите вместе, а руки занесите на шею, на уровне Поднимите голову и натяните носки на себя. В таком положении совершайте вибрирующие движения всем телом. Это помогает снять спазм нервов и улучшить кровообращение.

Для суставов

Полезным для суставов может быть и воображаемый велосипед. Лягте на спину, руки положите под поясницу. Поднимите ноги вверх и представьте, что вы крутите педали. Сделайте 10 оборотов вперед и столько же назад. Упражнение не только повышает гибкость коленных суставов, но и улучшает работу сосудов.

Повысить подвижность тазовых костей и связок возможно также, благодаря гимнастике для ног. Руки и бедра перпендикулярны полу. На вдохе притяните правое колено ближе к груди, а затем на выдохе отведите ногу в обратную сторону так, чтобы она была параллельна полу и образовала прямую линию с позвоночником. Повторите по 10 раз на каждую ногу.

Более сложным вариантом может быть одновременное поднятие ног. Примите положение лежа на спине. Руки положите под ягодицы. На выдохе поднимайте ноги за голову. На вдохе возвращайтесь в начальную позицию. Носки натянуты. Повторяйте 15 раз. Это упражнение также способствует подкачке нижнего пресса, устранению застойных явлений в малом тазу. Помните, что согнутые ноги гимнастику облегчают и снижают эффект. Поэтому старайтесь следовать четко технике выполнения элемента.

Стопы

При плоскостопии, шпорах, варикозе, подагре, отечности и даже мигренях рекомендуется выполнять «дворники». Лягте на спину, руки держите по бокам. Ноги выпрямлены. Пальцы двигаются вперед-назад. Сгибания должны быть максимальными, чтобы чувствовалось натяжение всей стопы. Повторяют не менее 10 раз.

Лечебная гимнастика для ног с таким же эффектом включает и упражнение «кулак». Займите то же положение, что и в предыдущем элементе. Сожмите максимально пальцы стоп, затем также сильно растопырьте их. При выполнении соблюдайте ритм. Число повторов произвольное.

Комплекс для детей

Гимнастика для ног для детей носит игровой характер. Она также направлена на разминку суставов, укрепление мышц, лечение и профилактику различных заболеваний.

Первым упражнением детского комплекса являются игровые приседания. Словно показывая большой предмет, пусть и тянется ручками вверх, а для обозначения маленького - приседает. Чтобы помочь малышу, можно использовать гимнастическую палку, за которую он будет держаться. Число повторений составляет 5-7 раз.

Прекрасным кровообращения и укрепления детских ножек являются «солнечные прыжки». Для начала пусть малыш займет позицию стоя, ножки вместе, ручки по бокам. На первый хлопок в ладоши пусть прыгнет, ножки и ручки врозь. Еще хлопок - исходное положение. Чтобы повысить интерес, прыгать можно под музыку или под считалочку.

Все дети любят подражать животным, насекомым, птицам. Можно использовать это в оздоровительных целях. Пусть ребенок представит, что он жук, который лежит на спине и болтает лапками. В движение включаются не только ножки, но и ручки. Это своеобразная альтернатива взрослого велосипеда.

При плоскостопии

Гимнастика для ног при плоскостопии у детей насчитывает множество упражнений. Наиболее эффективным являются перекаты с носочков на пяточки и наоборот. Пусть малыш займет позицию стоя, ручки поставит на пояс. Сначала упор делается на пятки. Пальцы максимально тянутся вверх. Затем следует перекат на носочки. Повторять 5-7 раз.

Это интересно:

  1. Гимнастику для ног лучше делать утром после пробуждения. В этом случае качество и темп будут выше.
  2. Перед сном полезно сделать теплую ванночку для ног из морской соли и ромашкового отвара для снятия напряжения.
  3. После гимнастики для ног рекомендуется делать массаж. Если нет возможности обратиться к мастеру, можно попробовать самомассаж. Начинать следует со стоп, плавно поднимаясь к бедрам. При этом не надо применять силу и растирания. Стопы массировать лучше большими пальцами руки, уделяя внимание ее изгибу. На икры и бедра советуют воздействовать легкими круговыми движениями. Также приятные ощущения и расслабление способен обеспечить вибромассажер.

При выборе упражнений для детской гимнастики для ног необходимо учитывать возраст малыша. В данной статье приведены универсальные упражнения, рассчитанные на возраст от 3 до 5 лет.

Если вы думаете, что правильная осанка имеет значение только для вашего здоровья, то это не так.

Нет, разумеется, осанка оказывает огромное влияние на работу всех наших внутренних органов и иногда даже может вызывать нешуточные проблемы со здоровьем. Но, кроме этого, она является отражением вашего психологического состояния, степени уверенности в себе и отношения к миру. Язык вашего тела может сказать окружающим о вас даже больше, чем самые пространные речи, и больше, чем самая дорогая одежда. Но, в отличие от костюма, осанка не стоит вам денег и требует только ваших усилий и практики. В этой статье мы научимся простым приемам выработки такой осанки, которая станет вашим настоящим украшением.

Учимся правильно сидеть

Реалии нашей жизни сложились таким образом, что большую часть дня мы сидим. И неправильное положение тела при этом может стать главным источником расстройств здоровья, утомляемости и даже плохого настроения. Сегодня умение правильно сидеть является важнейшим вопросом выживания.

  • Продвиньте ваши бедра назад, таким образом, чтобы нижняя часть спины получила поддержку спинки кресла.
  • Разверните свои плечи назад и вниз, а грудь держите развернутой. Не сутультесь.
  • Если вы работаете за монитором, то расположите его таким образом, чтобы можно было смотреть не изменяя естественного положения шеи.
  • Располагайте клавиатуру так, чтобы предплечья и локти отдыхали на столе или опирались на подлокотники вашего кресла.
  • Для избежания проблем с коленями располагайте ноги под углом 90 градусов так, чтобы ступни плашмя стояли на земле.
  • Независимо от правильности вашей позы, учтите, что человеческое тело не создано для длительного сидения. Поэтому делайте перерывы каждые 20-30 минут. Достаточно просто встать и пару минут прогуляться-размяться.

Учимся правильно стоять

Посмотрите на окружающих вас людей. Вы заметили, что большинство из них, даже очень молодых, при первой возможности стараются сесть? В транспорте, в очереди, на вечеринке их взгляд инстинктивно ищет подходящую горизонтальную поверхность, а ноги сами собой несут их туда. Все правильно, эти люди просто разучились правильно стоять!

  • Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Теперь подайте нижнюю часть корпуса чуть вперед, чтобы почувствовать тяжесть тела на носках. Затем компенсируйте это движением верхней части тела назад, так чтобы почувствовать тяжесть на пятках. Найдите такой баланс, чтобы тяжесть тела была равномерно распределена. Таким образом, ваш таз должен быть слегка впереди, а развернутые плечи — позади. Именно в таком положении вес тела оптимально поддерживается позвоночником.
  • Обращайте внимание на то, чтобы ваши плечи были развернуты назад, а грудь поднята вверх. Не опускайте голову вниз.
  • Не держите руки в карманах — это заставляет вас сутулиться.

Учимся правильно ходить

В предыдущем абзаце я писал о том, что мы разучились стоять. Еще в большей мере это относится к ходьбе. Человек, идущий пешком, когда можно проехать, воспринимается фриком. Человек, преодолевший пешком десять или пятнадцать километров, воспринимается чемпионом. Между тем, умение ходить начинается именно с правильных движений тела. И они не так уж сложны, поверьте.

  • Примите правильное положение стоя, с помощью советов, описанных выше.
  • Сделайте шаг ногой, мягко ставя ее на пятку и перекатываясь на носок.
  • Повторяйте это движение десять тысяч раз в течение дня.
  • Если вы хотите перейти на более быстрый темп, то согните руки в локтях и делайте ими вспомогательные движения. Да, возможно, это смотрится необычно, зато поможет вам потом плавно перейти к бегу.

Все перечисленные советы чрезвычайно легко выполнить… один или два раза. Проблема в том, чтобы делать это постоянно. Для этого надо осознанно и целенаправленно обращать свое внимание на то, как мы сидим, стоим и ходим. Исправлять и одергивать себя. Не ехать там, где можно идти, не садиться, где можно постоять, и не расплываться там, где нужно просто присесть.

Если делать это регулярно, вы увидите, что через пару недель это станет для вас естественным. Через месяц вы будете делать это, даже не задумываясь. Мир увидит вас другим и сам удивится этому преображению.

Первый шаг – один из самых волнительных моментов в развитии ребенка. Мамы и папы всегда с нетерпением ждут, когда их малыш освоит навык самостоятельного передвижения на ножках. И в какой-то момент родители начинают думать над тем, как научить ребенка ходить, чтобы он мог делать это без поддержки.

В каком возрасте дети начинают ходить

По условной норме, основанной на статистических данных, малыши начинают ходить в возрасте от 9 до 16 месяцев. Но каждый ребенок индивидуален, поэтому выход за указанные рамки не является обязательным признаком какой-либо патологии развития. Есть дети, которые в 7 месяцев встают на ноги, а через некоторое время уже ходят. Другие, наоборот, в полтора года еще не осваивают навык самостоятельной ходьбы. Это зависит от различных факторов:

  • Наследственность. Врачи обычно спрашивают, в каком возрасте мама и папа освоили тот или иной навык. Если кто-то из родителей в детстве поздно начал ходить, скорее всего, малыш тоже не будет торопиться сделать первый шаг.
  • Телосложение. Крепким детям все навыки обычно даются труднее, поэтому ходить они также начинают позже своих худеньких и легких сверстников.
  • Пол ребенка. Девочки часто опережают мальчиков в развитии, это касается и навыка самостоятельной ходьбы.
  • Степень развития мышц тела и чувства равновесия. Этот фактор во многом зависит от родителей, которые с помощью упражнений могут помочь малышу укрепить мускулатуру и научиться держать равновесие.
  • Темперамент. Спокойные и склонные к созерцанию дети могут ползать дольше и пойти позже, чем активные карапузы, стремящиеся удовлетворить свое любопытство.
  • Психологическая атмосфера в доме. Постоянные ссоры в семье могут привести к стрессу у малыша. Он не будет пытаться ходить самостоятельно, пока не почувствует себя в полной безопасности.

Опережение и запоздание

Не стоит торопить ребенка встать на ноги и сделать первый шаг. Если это произойдет слишком рано не благодаря индивидуальным особенностям малыша, а из-за излишней активности и желания родителей, последствия могут быть негативными. Мышцы малыша еще недостаточно укреплены и не готовы выдержать тяжести его тела. Особенно это касается детей с избыточным весом. Результатом такой родительской торопливости может стать вальгусная деформация ног и стоп.

Другая ситуация складывается, когда ребенку уже исполнилось 16-17 месяцев, а он до сих пор не начал ходить. Причины могут быть различны: от ослабленного иммунитета малыша до более серьезных нарушений, таких как последствия родовой травмы. В этом случае не обойтись без консультации специалистов. Если же никаких отклонений в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата врачами не выявлено, запаздывание может соответствовать индивидуальному ритму развития ребенка.

Как определить, что малыш готов к ходьбе

Перед тем как заняться обучением ребенка самостоятельному хождению, родителям следует понаблюдать за ним, чтобы определить, готов ли он к этому.

Малыш физически и психологически готов начать ходить, если он способен:

  • вставать на ноги, держась за неподвижную опору, садиться из этого положения;
  • самостоятельно подниматься с коленей;
  • длительное время находиться в вертикальном положении;
  • стоять без поддержки;
  • делать попытки передвижения, придерживаясь за мебель или стены;
  • отпустить опору, чтобы сделать 1-2 шага.

Предварительная подготовка

Правильную походку у ребенка необходимо выработать еще до того, как он начнет ходить. Специальные упражнения помогут развитию мышц малыша и ускорят освоение навыка самостоятельной ходьбы:

  • Положить ребенка на спину и взять его обеими руками за щиколотки. Согнув ножки малыша в коленях, поставить их ровно на пол. Сделать 2-3 «шага», переставляя ноги вперед, затем назад. Повторить 4-5 раз. При выполнении данного упражнения, вырабатывающего правильную постановку стоп, важно следить, чтобы ребенок не поджимал пальцы на ногах.
  • Положить малыша животом на фитбол, придерживая под мышками. Слегка покатать вперед-назад, прикасаясь ступнями крохи к стене и стимулируя его выпрямлять ножки при отталкивании. Повторить 5-7 раз.
  • Положить ребенка на спину. Держа деревянную палочку на высоте выпрямленных ног малыша, попросить его достать до палочки ногами. Задача – добиться поднятия ног под прямым углом, без сгиба в коленях.
  • Поставить малыша на пол так, чтобы его стопы были полностью прижаты к полу. Взять ребенка за руки и попросить присесть, разводя колени в стороны, затем встать. При вставании поднять ручки крохи вверх, чтобы он встал на носки.
  • Поставить ребенка на пол, прижав спиной к себе. Одной рукой придерживать за колени, не допуская их сгибания, другой рукой – за живот. Попросить малыша наклониться, чтобы поднять лежащую перед ним игрушку, затем выпрямиться. Повторить 3-4 раза.

Упражнения для освоения навыка ходьбы

Следующий комплекс предназначен для выполнения с детьми, уверенно стоящими на ножках:

  • Поставить ребенка на пол спиной к себе, придерживая одной рукой за живот. Другой рукой взять малыша за голень, поднимая согнутую в колене ногу крохи. Держать в поднятом положении 5-7 секунд. Повторить по 2-3 раза с правой и левой ногой.
  • Исходное положение – как в упражнении № 1. Держа рукой согнутую ножку ребенка, сделать движение, имитирующее перешагивание препятствия (чуть выпрямляя ногу вперед и вниз). Повторить 3-5 раз, чередуя ноги.
  • ИП – как в упражнении № 1. Положить перед ребенком большую книгу или прочную коробку высотой 6-7 см. Взяв ногу малыша за щиколотку и согнув в колене, поставить ее на «ступеньку», плотно прижав стопу к поверхности. Поддерживая ребенка, помочь ему опереться на эту ногу, выпрямляя ее и поднимаясь на коробку. Вторую ногу поставить рядом. Снова спуститься и повторить 3-5 раз каждой ногой. Когда начнет хорошо получаться, можно будет поставить 2-3 ступеньки разной высоты.
  • Повернуть ребенка спиной к себе, придерживая под мышками и поставив его стопы на свои. Пошагать немного по комнате, чтобы малыш мог понять принцип и закрепить для себя это движение.
  • Положить перед малышом небольшой легкий мячик. Взяв рукой слегка согнутую ногу ребенка, ударить ею по мячу. Повторить 4-5 раз каждой ногой. После этого можно предложить крохе попробовать самостоятельно ударить мячик ногой.

Когда ребенок освоит ходьбу, важно следить, чтобы его походка была правильной: малыш должен ставить стопы параллельно и не расставлять слишком широко.

Стимулирование интереса к ходьбе

Пока малыш не поймет, что самостоятельное передвижение – интересное занятие, благодаря которому можно узнать и увидеть много нового, у него не будет стимула учиться ходить. Родителям придется проявить смекалку, чтобы побудить свое чадо оторваться от опоры.

  • Предложить игрушку ребенку, стоящему возле опоры. Малыш возьмет ее одной рукой. После этого предложить ему другую, не менее привлекательную игрушку. Чтобы взять ее, ребенку придется отпустить и вторую руку, стоя без поддержки.
  • Поставить несколько стульев на небольшом расстоянии друг от друга, положив на них интересные предметы. Ребенок сможет переходить от одного из них к другому. Со временем стулья отодвигаются все дальше друг от друга.
  • Совместные игры с родителями – самое интересное, что можно предложить ребенку. Малышу понравится вместе с мамой и папой штурмовать диваны и преодолевать небольшие препятствия из различных предметов домашней обстановки (подушек, валиков и т. д.).
  • Побудить ребенка к самостоятельному передвижению поможет пример других детей, умеющих хорошо ходить и даже бегать. Пусть кроха понаблюдает, как весело проводят на детской площадке время те, кого уже не водят за руку.

Приспособления-помощники

Ходунки

Эти приспособления созданы больше для удобства родителей, чем для развития детей. Ходунки дают возможность маме освободить руки, наблюдая за ребенком, чтобы успеть сделать что-то по дому. Они смягчают удары об окружающие предметы, предоставляют крохе некоторую самостоятельность и мобильность. Малыш не может упасть или наткнуться острый угол. Но нельзя надолго оставлять ребенка в ходунках, это может нанести вред детскому организму.

  • Процесс обучения ребенка ходьбе не ускорится, поскольку при передвижении в ходунках задействованы другие группы мышц. Малыш носочной частью ног отталкивается от опоры, а не переступает, как это должно быть при ходьбе. Это может в дальнейшем спровоцировать неправильный вариант ходьбы – на носочках.
  • Ребенок, слишком рано помещенный в ходунки, может пропустить такой важный этап развития, как ползание. В итоге его мышцы и суставы не будут подготовлены к прямохождению должным образом. В ходунках вертикальная нагрузка на слабый позвоночный столб возрастает, что в будущем может привести к нарушению осанки и более серьезным последствиям.
  • При таком передвижении не задействованы и не укрепляются мышцы спины, что может привести к проблемам с позвоночником.

Для здоровых детей допустимо находиться в ходунках не более 30-40 минут в день. Приспособления категорически противопоказаны малышам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, страдающим рахитом, имеющим сниженный или повышенный мышечный тонус, а также детям, которые еще не умеют уверенно сидеть.

Ходунки-каталка

В отличие от ходунков, в которых малыш сидит, ходунки-каталки предназначены для детей, уверенно стоящих на ногах. Такие ходунки ребенок толкает перед собой, свободно передвигаясь. Яркие и интересные приспособления нравятся малышам, ведь на их передней части обычно располагаются различные развивающие игрушки. С такими помощниками даже самые осторожные дети смогут освоить навык хождения, не боясь при этом упасть.

Вожжи для детей

Предназначены для поддержки плохо держащего равновесие малыша, который учится ходить. Приспособление позволяет мамам и папам уберечь кроху от падений. При этом родителям не нужно нагибаться и напрягать спину.

Опасность заключается в том, что с помощью такого поводка нельзя научить ребенка держать равновесие. Он привыкнет к тому, что нет необходимости соблюдать осторожность при падении. А ведь кроха должен научиться падать, чтобы избежать серьезных травм.

Выбор первой обуви

Правильный выбор первой обуви очень важен для здоровья опорно-двигательного аппарата малыша. Она надежно защищает ножки крохи от механических повреждений, а также помогает сформировать стопы ребенка. Качественная и правильно подобранная обувь поможет придать крохе устойчивости и сделает его первые шаги более уверенными.

Для определения размера нужно поставить малыша на лист плотной бумаги или картона и обвести каждую стопу карандашом. С вырезанным трафаретом можно отправляться в магазин. Если одна стопа окажется чуть больше, подбирать размер следует именно по ней.

Лучше остановить свой выбор на детской обуви, которая соответствует следующим критериям:

  • изготовлена из натуральных материалов;
  • легкая по весу;
  • имеет высокий задник для жесткой и надежной фиксации пятки;
  • с закрытым круглым носком;
  • подошва нескользкая и не чрезмерно мягкая, имеет рельефную поверхность и каблук примерно 0,5 сантиметра;
  • надежно фиксирует ногу в щиколотке.

Многие родители сразу покупают для своего малыша ортопедическую обувь. Данный вид обуви является лечебным и приобретается только по врачебным показаниям. Рекомендация к ношению ортопедической обуви дается специалистом с учетом диагнозов, подтвержденных рентгеновскими снимками.

Не следует покупать обувь на размер больше. В обуви, которая не подходит по размеру и болтается на ногах, малыш начнет подворачивать носки внутрь, постоянно держа колени в полусогнутом состоянии.

Чтобы научить малыша ходить, сначала его следует к этому подготовить. Необходимо стимулировать ребенка к новым достижениям, ориентируясь при этом на его настроение. Если кроха отказывается что-либо выполнять, нельзя настаивать и принуждать, этим можно полностью отбить у него желание передвигаться самостоятельно и отодвинуть освоение навыка ходьбы на неопределенное время.

Ортез на коленный сустав с шарнирами, NKN-149

Происходит поэтапно шаг за шагом, постепенно укрепляются мышцы ног, туловища, тренируется равновесие и координация движений, вместе с этим осваиваются необходимые для ходьбы движения. Конечно, работая с постинсультным больным, вы будете стремиться восстановить не только ходьбу, но и все другие утраченные движения, особенно навыки самообслуживания. В этой статье мы будем говорить о том, как восстановить ходьбу после инсульта , чтобы была понятна система восстановления ходьбы. Организм постинсультного больного помнит все движения, которыми он обладал до того, как случился инсульт, но утеряна связь между головным мозгом и мышцами. Наша задача помочь эту связь восстановить, чтобы головной мозг «увидел» свою периферию и начал ею управлять. ЛФК после инсульта играет в этом огромную роль в комплексной терапии.

Хорошо, если ваш пациент регулярно занимался физкультурой до инсульта, тогда восстановление ходьбы и других навыков произойдет легче и быстрее. Вполне вероятно, что во время занятий лечебной физкультурой с постинсультным больным вы справитесь самостоятельно без помощника.

Если пациент растренирован, имеет лишний вес, заболевания суставов, то в одиночку не справиться, так как поднимать такого человека очень тяжело, вы будете тратить много сил и, не смотря на это, получать низкие результаты. К тому же имеется опасность уронить его, так как такой пациент почти «деревянный». Даже опытный инструктор ЛФК один не справится.

Подготовка к ходьбе начинается с первых дней после инсульта, когда проводится профилактика отвисания стоп, мышечных контрактур и атрофии суставов. Об этом мы говорили в статье .

Для усиления эффекта лечебной физкультуры очень рекомендую применять - терапию перед выполнением упражнений.

Нам в помощь пассивная гимнастика на все суставы ног и рук с постепенным включением активных движений в зависимости от состояния больного и его способности понимать вас.

Сочетание пассивной гимнастики с элементами массажа благоприятно воздействует на нервную систему и появление нервно-мышечных импульсов.

Не забывайте о необходимости профилактики тромбоэмболии: во время ЛФК на ноги пациента одевайте эластичные чулки или используйте эластичные бинты. Кончики пальцев ног оставляйте открытыми, чтобы контролировать кровообращение в тканях стоп и голеней: пальцы стоп должны быть розовыми и теплыми.

650.00

Пассивная гимнастика на ногах начинается со стоп (сгибание, разгибание и вращение), затем продолжается на коленные и тазобедренные суставы. Коленный сустав сгибается и разгибается. Тазобедренный сустав требует объемных движений: сгибание и разгибание, отведение и приведение, вращение. Вращение в тазобедренном суставе удобно совершать, согнув ногу больного в коленном суставе и удерживая одной рукой за стопу, а другой рукой – за колено. Пассивные круговые движения в тазобедренном суставе производятся примерно также как у маленьких детей при гипоплазии тазобедренных суставов.

Во время пассивной гимнастики стремимся постепенно «превращать» пассивные движения в активные.

Как только вы начнете подключать активные движения, у вас должен появиться творческий подход с учетом индивидуальных особенностей постинсультного больного и смекалка.

Принцип включения активных движений основан на активизации волевой деятельности постинсультного больного.

1). Посыл импульсов. (Информация на сайте иногда повторяется, но это необходимо). Пациент мысленно представляет какое-либо движение в конечностях. Сначала он проделывает движение со здоровой стороны, запоминая чувство данного движения. Затем это же движение мысленно повторяет на пораженной стороне. Посыл импульсов пациент может делать самостоятельно в течение дня. Мысленные движения должны быть простыми и короткими. Например, сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, сжимание и разжимание кисти, поднимание выпрямленной руки и так далее. Посыл импульсов можно усилить с помощью сознательного (мысленного) утяжеления движения. Например, пациент представляет, что в руке тяжелая гантель или к ноге привязана гиря, и нужно её поднять.

2). Во время пассивной гимнастики говорите больному: «Помогай мне! Я буду задавать амплитуду движения, а ты выполняй движение сам». Вы должны научиться чувствовать, когда ваш ученик может самостоятельно выполнить хотя бы часть движения. В это время, не отрывая рук от конечности, ослабляйте свое воздействие, пусть ученик прилагает максимум усилий. Все движения осуществляются в медленном темпе.

3). Полное движение больной не может выполнить сразу. Поэтому осваивать его нужно сначала по частям, затем части этого движения соединить.

Возьмем для примера упражнение «Велосипед», так как оно показательно, в нем задействованы все группы мышц ног.
«Велосипед». Исходное положение – пациент лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели.
1 – оторвать стопу от постели, бедро согнутой в коленном суставе ноги приближается к животу.
2 – выпрямить ногу вверх – вперед.
3 – опустить выпрямленную ногу на постель.
4 – согнуть ногу, подтягивая стопу ближе к тазу, возвращение в исходное положение.

Чтобы больной смог самостоятельно выполнить упражнение «Велосипед», применим освоение сначала первой части упражнения, научим «шагать» в положении лежа на спине, поочередно отрывая стопы согнутых ног от постели; затем отдельно потренируем поднимание и опускание выпрямленных ног; и так же отдельно – скольжение стопами по постели, выпрямляя и сгибая ноги с полной амплитудой. Умеренно помогаем «больной» ноге выполнять все эти движения, день ото дня ослабляя свою помощь до тех пор, пока пациент не сделает движение полностью самостоятельно. Соединяем все части движения в одно целое и радуемся успеху. Если ученик выполняет упражнение «коряво», то мы должны задавать нужную амплитуду, чтобы добиться полноценного качественного движения. (Берем конечность в руки, ученик трудится сам, а мы контролируем и регулируем объем движения).

Так же осваиваем все другие желаемые движения по частям, затем соединяем их в одно целое с контролем качества движения.

Нас интересует восстановление ходьбы после инсульта . Поэтому далее будут перечислены упражнения для обучения ходьбе. Эти упражнения не надо применять сразу на одном занятии. Поэтапно восстанавливаем активные движения и постепенно усложняем задания.

Упражнения для восстановления ходьбы после инсульта.

Количество повторов указывать не имеет смысла, так как это зависит от состояния больного и усложнения нагрузки (от 4-х до 10 повторов).

1). Скольжение стопами по постели. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы – на постели. Поочередно выпрямлять и обратно сгибать ноги, начиная со здоровой.

2). Ногу на ногу. Исходное положение то же (лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы - на постели). 1 - Здоровую ногу перекинуть через «больную» (просто ногу на ногу). 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – «Больную» ногу положить на здоровую. 4 – Исходное положение.

3). Пятку на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы - на постели. 1 – Пятку здоровой ноги поставить на колено «больной» ноги. 2 – Исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

4). Ногу в сторону – на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы - на постели. 1 - Здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 2 – Эту же (здоровую ногу) отвести в сторону и опустить до постели, чтобы была полная амплитуда движения. 3 – Снова здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной ногой».

5). «Велосипед» каждой ногой, начиная со здоровой.

6). Стопы внутрь – наружу. Лежа на спине, ноги выпрямлены и расставлены на ширине плеч. Поворачивать стопы носками то внутрь, то разворачивать стопы носками в стороны.

7). Скольжение пяткой по передней поверхности голени. Лежа на спине, ноги выпрямлены. 1 – Поставить пятку здоровой ноги на голень «больной» ноги ближе к коленному суставу. 2 – 3 - Скользить пяткой по передней поверхности голени до стопы «больной» ноги и обратно. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной» ногой.

8). Поднимание выпрямленной ноги. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Выпрямить здоровую ногу, скользя стопой по постели. Поднимать и опускать её несколько раз, затем вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

9). Отведение ноги в сторону. Это упражнение можно выполнять из исходного положения лежа на спине как с выпрямленными ногами, так и согнутыми в коленных суставах. 1 – отвести здоровую ногу в сторону и положить её. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – 4 – то же «больной» ногой.

10). Усложняем предыдущее упражнение в исходном положении лежа на спине с выпрямленными ногами. 1 - Отвести здоровую ногу в сторону, положить. 2 – Переместить здоровую ногу на «больную» ногу на ногу, как бы скрестив ноги. 3 – Снова переместить здоровую ногу в сторону, положить. 4 – Вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

11). Поднимание таза. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Поднимать и опускать таз сначала на небольшую высоту, затем день ото дня увеличиваем высоту подъема таза.

12). Сгибание голеней. Лежа на животе, ноги выпрямлены, стопа «больной» ноги лежит на голеностопе здоровой. Сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, акцентируя внимание ученика на «больной» ноге, чтобы усилить посыл импульсов. Для "больной" ноги это пассивное упражнение.

13). Усложняем упражнение «Сгибание голеней» . Лежа на животе, ноги выпрямлены. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, начиная со здоровой стороны. Умеренно помогаем пациенту поднимать голень «больной» ноги. Посыл импульсов усиливаем: даем указание представить, что к больной ноге привязана тяжелая гиря.

14). Сгибание ноги в сторону. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Согнуть здоровую ногу в коленном суставе, скользя коленом по постели в сторону. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

15). Ногу через ногу. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Перенести выпрямленную здоровую ногу через «больную», коснуться стопой постели. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 - 4 – То же «больной» ногой.

16). Ставим стопу на пальцы. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Чуть приподнять голени и поставить стопы на пальцы (разгибание стоп). 2 – Снова положить стопы в исходное положение.

17). Лежа на боку, здоровые конечности сверху, ноги выпрямлены. Поднимать и опускать выпрямленную здоровую ногу. Затем повторить с другой стороны, для этого поворачиваем ученика на «здоровый» бок.

В этом же исходном положении (лежа на боку) сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, приводя колено к животу, отводить выпрямленную ногу назад, переносить ногу через ногу.

18). «Толкай меня ногой». Пациент лежит на спине, «больной» ногой (стопой) упирается в грудь инструктора, который как бы наваливается грудью на ногу ученика. Даем команду «И-и-и-раз!». В это время пациент толкает ногой инструктора, выпрямляя ногу.

19). Поворот в постели. Обучаем самостоятельно поворачиваться в постели не только с целью восстановления навыка поворота, но и с целью укрепления мышц туловища. Пациент лежит на спине, ноги согнуты, стопы стоят на постели. 1 - Наклонить колени в «больную» сторону, пациент сам делает усилие, чтобы завершить полный поворот на «больной» бок. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же с поворотом на здоровый бок. Помните о том, что нельзя тянуть за парализованную руку в связи с ослаблением мышечного корсета плечевого сустава.

20). Присаживание на краю кровати. После того, как освоили поворот в постели, тренируем навык присаживания на краю кровати. После того, как пациент повернулся на бок, опускаем его ноги вниз с края кровати, пациент отталкивается рукой от постели и выпрямляется. Без вашей помощи он это выполнить не сможет. Начинайте освоение присаживания после поворота на здоровый бок, так как пациенту легче оттолкнуться от постели здоровой рукой. Усадите ученика на краю кровати так, чтобы его стопы прочно упирались в пол, их нужно расставить на небольшое расстояние друг от друга для устойчивости конструкции. Корпус пациента выпрямлен и чуть-чуть наклоняется вперед для переноса центра тяжести на стопы, чтобы не было падения назад. (Сделайте паузу для адаптации пациента к вертикальному положению, поинтересуйтесь: не кружится ли голова). Затем нужно в обратном порядке вернуться в исходное положение лежа на спине, но головой в другую сторону. Теперь выполняем присаживание на краю кровати после поворота на парализованную сторону. Здесь потребуется от вас больше усилий для поддержки ученика, так как садиться после поворота на «больную» сторону ему еще трудно. Опять создаем устойчивую конструкцию, чтобы пациент не падал: стопы расставлены, прочно упираются в пол, корпус выпрямлен и совсем немного наклонен вперед. Придерживаем пациента, даем немного привыкнуть к вертикальному положению. Затем опять медленно уложим в постель на спину.

21). Вставание. Вставание на пол с кровати или со стула – сложное упражнение. Нельзя допустить падения пациента, так как это может привести не только к травме, но и осложнить дальнейшие занятия ЛФК: он будет бояться делать те или иные упражнения, отказываться ходить. Поэтому обучаем вставанию постепенно. Теперь наш ученик уже может поворачиваться в постели на бок, садиться на краю кровати, сидеть на стуле без поддержки.

Начинаем тренировать привставание с края кровати. Пациент сидит на краю кровати, ноги прочно упираются в пол. Обхватываем пациента руками за грудную клетку, своими стопами создаем прочное препятствие для стоп пациента, чтобы они не сдвинулись во время вставания. Раскачиваемся вместе с пациентом и помогаем ему немного привстать, отрывая таз от края кровати примерно на 10 см, в этом положении не задерживаемся, сразу садим обратно на кровать. Повторяем несколько раз, доверяя ученику все больше самостоятельности.

Усложняем это упражнение: тренируем привставание с передвижением по краю кровати в одну, затем в другую сторону от одной спинки кровати до другой. Сначала немного переставляем ноги пациента, затем пересаживаем его чуть дальше точки упора стоп в пол. Затем снова немного переставляем стопы ученика и так далее. Пересели до спинки кровати, посидели, отдохнули, и снова пересаживаемся по краю кровати теперь в другую сторону. Добиваемся, чтобы пациент как можно больше сам выполнял движений, стараемся все меньше его придерживать интуитивно.

Вставание удобно тренировать, либо передвинув пациента до спинки кровати, чтобы он держался за неё здоровой рукой, либо приставить стул с высокой спинкой, за которую пациент сможет держаться. Поддерживаем его и контролируем, чтобы стопы не сдвинулись во время вставания. Ученик уже готов физически и морально встать и стоять, держась за опору, ведь мы укрепляли мышцы, которые участвуют при вставании. Мышцы еще слабые, но выполнить движение могут. Показываем ему технику вставания на себе: сядем на стул боком к пациенту: качнулись чуть назад (для «разбега»), затем вперед с отрывом таза от стула, перенесли тяжесть тела на стопы и аккуратно выпрямились. Это мы проделаем решительно, так как медленно вставать тяжело. Садимся в обратном порядке, но медленно: во время опускания таза на сиденье стула корпус слегка наклонен вперед. Сели на стул и выпрямили корпус, не откидываясь на спинку стула. Объясните, что сидеть надо прямо, удерживать корпус в вертикальном положении для тренировки мышц туловища.

Самая надежная и удобная опора держаться руками – шведская стенка. Если есть такая возможность, то пациент держится обеими руками за перекладину шведской стенки на уровне плечевого пояса, «больную» руку можно прибинтовать к перекладине эластичным бинтом. Пациента можно подкатить к шведской стенке на кресле – каталке, либо он сидит на стуле лицом к шведской стенке. Пациент встает и садится, как описано выше, держась руками за перекладину. Усложнение этого упражнения возможно за счет уменьшения высоты стула: чем ниже стул, тем больше нагрузка на мышцы ног, больше выпрямляются руки. Чтобы уменьшить возможную спастику мышц, даем указание сделать выдох во время присаживания.

22). Перетаптывание на месте. Исходное положение стоя, держаться за опору, ноги расставлены на ширине плеч. Переносить тяжесть тела то на здоровую, то на «больную» ногу, как бы немного раскачиваясь в стороны для переноса тяжести тела с одной ноги на другую (не отрывая стопы от пола). Затем это упражнение усложняем за счет отрыва стопы от пола на несколько см. При отрыве стоп от пола раскачивание в стороны заменяется приподниманием ног – шаганием на месте.

Далее учим шагать на месте, высоко поднимая колени.
Сюда же отнесем перекаты с пятки на носок в положении стоя , ноги вместе.
Освоим «велосипед» поочередно каждой ногой в положении стоя ,
перешагивание одной ногой то вперед, то назад через невысокий брусок , палку.
Потренируемся поочередно отводить выпрямленные ноги назад, ставя стопу на носок ,
а также захлест голеней назад (то есть пациент отводит голень назад так, чтобы стопа была направлена кверху, а коленный сустав - вниз).

1200.00

2100.00

Все упражнения стоя необходимо делать с защитой коленного сустава от переразгибания назад. Рекомендую приобрести специальный ортез для коленного сустава, который позволяет свободно сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, но исключает переразгибание сустава назад, которое происходит из-за слабости мышц парализованной ноги.

Этот ортез пригодится вашему пациенту во время ходьбы еще долгое время, так как даже при появлении движений в ноге и восстановлении навыка ходьбы слабость мышц остается. Если нет такой возможности, то хотя бы сделайте повязку на коленный сустав эластичным бинтом.

При отвисании парализованной руки обязательно фиксируйте руку повязкой «Косынка» или используйте специальный бандаж для руки перед тем, как пациент примет вертикальное положение сидя или стоя.

23). В исходном положении пациента сидя на стуле тренируем различные движения ног:
перекаты с пятки на носок,
поочередное вращение стопами по и против часовой стрелки,
скольжение стопами вперед - назад попеременно-встречными движениями,
движение «ногу на ногу»,
поочередное отведение ног в стороны,
поочередное поднимание выпрямленных ног вперед – вверх,
«шагание» сидя на стуле.

Как только ученик сможет сделать движение голени назад, можно приступать к обучению ходьбе. Не сразу, а предупредив его заранее, что завтра (или послезавтра) вы приступите к тренировке ходьбы. Это поможет вашему ученику мобилизовать силы для этой нелегкой работы. Он будет переживать, волноваться, думать об этом, ждать вас, представлять, как он будет ходить. Это дополнительный посыл импульсов к мышцам ног.

Восстановление ходьбы после инсульта.

Вот, наконец, наступил долгожданный момент, когда пациент сделает первые шаги.
Сначала сделайте несколько упражнений для рук и для ног в положении лежа на спине и сидя на стуле, потренируйтесь вставать, перетаптываться с ноги на ногу, отводить голень назад стоя и сидя. Вы уже имеете опыт работы с постинсультным больным и можете выбрать любые упражнения для подготовки пациента к ходьбе. Не переутомляйте его. Ходьба потребует много сил.

Итак, пациент сидит на краю кровати, стопы чуть расставлены и прочно упираются в пол. Вы садитесь рядом с ним со здоровой стороны в обнимку, пациент обхватывает вас за шею здоровой рукой. Нужно встать вместе по команде «И-и-раз!». Встали, выпрямились. Теперь вы делаете как бы толчковое движение и корпусом, и обнимающей рукой, чтобы «больная» нога пациента передвинулась вперед по инерции. В это время, когда "больная" нога передвигается вперед, напоминайте ученику, чтобы он старался сделать перешагивающее движение. Далее пациент наступает на «больную» ногу, переносит центр тяжести на нее, держась здоровой рукой за вас, и переставляет здоровую ногу вперед. Вы снова делаете толчковое движение. «Больная» нога ученика передвигается вперед. И так далее.

Не имея опыта восстановления ходьбы у постинсультных больных, пригласите помощника на всякий случай, чтобы исключить возможные трудности. Помощник может помогать «больной» ноге пациента передвигаться. Только не нужно «больную» ногу переставлять слишком далеко, шаг вперед должен быть небольшим.

Нужно тренировать не только ходьбу вперед, но и назад. При каждом новом шаге нужно стремиться, чтобы пациент совершал перешагивающее движение «больной» ногой. Придумайте, как прикрепить широкую ленту к его стопе, чтобы можно было за ленту приподнимать ногу так, чтобы она при подъеме сгибалась в коленном суставе.

Как только вы поняли, что, не смотря на слабость мышц, пациент все-таки ходит, это большая радость. Поздравляю вас! Молодцы!

Далее описана идея по рациональному восстановлению постинсультных больных, как вариант , если у вас имеются необходимые условия для таких занятий: требуется ваш энтузиазм, пациент не должен иметь значительный лишний вес, он должен быть адекватным, нужно свободное место в комнате для занятий на полу, большой ковер и, конечно, физически сильный помощник.

Довольно быстро пойдет восстановление движений у постинсультного больного, если применить упражнения лежа на полу (на ковре), которые построены в соответствии с этапами физического развития грудного ребенка :
лежа на животе поднимать голову,
поворачиваться с боку на бок,
перекатываться по полу от одного края ковра до другого,
вставать в коленно-кистевое положение,
ползти в коленно-кистевом положении назад, затем ползти вперед,
ползти по-пластунски (лежа на животе).
Если все хорошо получается, то постепенно можно включать любые упражнения .

Применять такую методику нужно только с помощником, так как эта работа очень тяжела для вашего позвоночника.

Через некоторое время вы увидите, что ваш ученик умеет больше, чем умел до инсульта.

Напомню, чтобы вы учились все манипуляции отрабатывать на здоровом человеке, который имитирует парализованного больного, и только потом применяйте их на постинсультном больном.

Еще один совет: будьте готовы к тому, что у вашего пациента на занятии ЛФК активизируется работа кишечника, он может захотеть в туалет. Если есть возможность дошагать до туалета и усадить на унитаз, то для вашего пациента это настоящий праздник, награда за труды.

Как поднять постинсультного больного с пола?

Подвиньте поближе устойчивый стул, поставьте больного на колени перед стулом (стул поставьте, как удобно), сделайте упор его руками на сиденье стула. Далее нужно выставить здоровую ногу пациента вперед на стопу. Теперь он сам встает на здоровой ноге, опираясь здоровой рукой на стул, и выпрямляется при вашей поддержке. Остается посадить своего ученика на стул, кресло-коляску или кровать. Это не так просто, как написано здесь. Помните об опасности падения назад при выпрямлении корпуса. Поднимание пациента с пола делайте вдвоем, не тяните за парализованную руку.

Восстановление ходьбы после инсульта – не простое дело, но интересное и радостное. Чтобы добиться успеха в восстановлении движений у постинсультных больных, нужен энтузиазм, искреннее желание и интерес к этому делу, смекалка и физическая сила. Только своим настроением вы сможете «зажечь» пациента и убедить его бороться за свое здоровье. Бывают случаи, когда человек после инсульта отказывается что-либо делать для восстановления, лежит и ждет смерти. Это исправить совсем нетрудно. Привнесите радость и надежду в его жизнь, и он будет и заниматься, и ждать вас с нетерпением каждый день.

Далее остается ежедневно тренировать равновесие, координацию движений, укреплять мышцы туловища, ног и рук. Ваш ученик должен иметь возможность действовать обеими руками, поэтому следующая статья будет о восстановлении движений в руке и навыков самообслуживания.

Как учиться ходить заново? Навык ходьбы возобновляется с восстановления ее важнейшего элемента - шага.

Довольно часто вопрос как научиться ходить заново встает перед людьми перенесшими аварию. Поэтому, чтобы не допустить такого, надо досконально овладеть ПДД. Сейчас несложно подготовиться онлайн к билетам экзамена по ПДД 2016 года.

У большинства взрослых пациентов ходьба осуществляется одним из двух простейших компенсаторных механизмов «тройным укорочением» - подъем бедра, сгибание колена, тыльное сгибание стопы - при таком способе корпус отклоняется назад, длина шага больной ноги резко отстает от шага здоровой, «ходьбой косца» - т е. делая ногой полукруглые движения, корпус при этом отклоняется в противоположную сторону.

Поскольку наименьшую продолжительность паузы и наибольшую продолжительность биоэлектрической активности среди всех участвующих в акте ходьбы мышц имеет передняя большеберцовая, восстановление ходьбы начинают с тренировки овладения произвольным контролем именно над этой мышцей. Отводящие ЭМГ-электроды фиксируют в области двигательных точек передних большеберцовых мышц. Внимание обращают на четкое выполнение попеременной активации правой и левой передней большеберцовой мышцы. В последующем производят тренировку градуальной активации каждой из мышц (3-5 градаций усилия). После достижения устойчивых результатов переходят к отработке так называемой «шаржированной» ходьбы. В положении стоя пациент осуществляет перекос тяжести на одну ногу и одновременно активирует (в течение не менее 1 с) переднюю большеберцовую мышцу другой ноги, производя активное тыльное сгибание стопы. После этого тяжесть переносится на другую ногу, а второй ногой осуществляется тыльное сгибание стопы.

После достижения устойчивых результатов пациента обучают навыкам произвольного контроля над прямой мышцей бедра, сначала в положении лежа, потом сидя. Задача этого этапа состоит в отработке градуальной активации и релаксации прямой мышцы бедра, повышении ее сократительной способности. Этот этап крайне важен для последующей выработки правильных навыков ходьбы.

Улучшение произвольного контроля и повышение сократительной способности мышцы при соблюдении всех требований к тренировочному процессу (недопущение повышения тонуса выше исходного, постепенность возрастания нагрузки) не только не приводит к повышению спастичности, а, наоборот, сопровождается ее снижением, нормализацией тонуса.

После овладения этими навыками приступают к обучению пациента сгибанию голени ввертикальном положении бедра. Контролируются двуглавая мышца бедра (либо полусухожильная или полуперепончатая мышцы) - «активный» электрод, и прямая мышца бедра - «пассивный» электрод, Выбор в качестве «активного» канала двуглавой, полуперепончатой или полусухожильной мышцы определяется их функциональным состоянием и особенностями .

В некоторых случаях при выраженной слабости средних ягодичных мышц тренировке передних большеберцовых мышц может предшествовать выработка так называемой опороспособности. Для этого электроды накладывают на двигательные точки средних ягодичных мышц. Тренировки направлены на улучшение сократительной способности этих мыши и проводятся сначала в положении лежа (подъем бедра, согнутого в коленном суставе), потом в положении стоя. Стоя пациент попеременно переносит центр тяжести с одной ноги на другую, добиваясь активации средней ягодичной мышцы.