Военные эпизоды в романе Толстого «Война и мир. Военные эпизоды в романе Толстого “Война и мир” Военные эпизоды романа война и мир название

Во всем мире со времен Гомера и поныне нет литературного творения, которое с такой всеобъемлющей простотой обрисовало бы жизнь так, как это сделал Лев Толстой в эпопее «Война и мир».

Роман глубокий, как жизнь

В произведении нет главных героев в привычном понимании этого слова. Русский гений впустил на страницы книги поток жизни, который то громыхает войной, то затихает миром. И в этом потоке живут обыкновенные люди, которые являются его органичными частичками. Они иногда влияют на него, но чаще несутся вместе с ним, решая свои ежедневные проблемы и конфликты. И даже война в романе «Война и мир» изображена правдиво и жизненно. Нет героизации в романе, но нет и нагнетания страстей. Обыкновенные люди живут в условиях войны и мира, и проявляют себя именно так, как это созвучно их внутреннему состоянию.

Без художественного упрощения

Тема войны в романе «Война и мир» искусственно не выпячивается автором. Она занимает именно столько места в произведении, сколько занимала в реальной жизни русского народа в начале XIX века. А ведь Россия на протяжении 12 лет вела постоянные войны, и тысячи людей были в них вовлечены. Европа в смуте, суть европейской души ищет новых Многие скатываются до «двуногих тварей», которых миллионы, но которые «метят в Наполеоны».

В первый раз князь Кутузов появляется на страницах романа перед битвой под Аустерлицем. Его разговор, глубокий и многозначительный, с Андреем Болконским, нам приоткрывает разгадку тайны той роли, которую сыграл Кутузов в судьбе своего народа. Образ Кутузова в «Война и мире» странен на первый взгляд. Это полководец, но его полководческих талантов писатель как бы и не замечает. Да они-то и были в нем, если сравнивать с Наполеоном и Багратионом, не слишком выдающимися. Так чем же он превзошел военного гения? А теми чувствами, той любовью, что вырвалась из его сердца под Аустерлицем, когда русские войска побежали: «Вот что болит!»

Лев Толстой беспощадно рисует логику войны. От полного уничтожения русскую армию в 1805 году спасает безвестный Тушин, а не полководческие таланты Багратиона и Кутузова. Нет сомнений, ферзь могучая фигура, но ее сила превращается в силу лошади без всадника, когда пешки отказываются за него умирать: лягается, да кусается, и все.

Отдельная тема - баталии

Для литераторов до Льва Толстого это была благодатная тема, которая помогала раскрывать перед читателями лучшие душевные качества героев произведений. А граф не был литератором и все «испортил». Он уловил звучание человеческих душ. Его герои поступают именно в соответствии с звучанием их душ, будь на дворе война или мир. Образ Наполеона в «Войне и мире» показан с самой верной стороны, а именно - в человеческой тональности. Он ничем не значительней той же Наташи Ростовой. Они оба равновеликие для жизни. И оба идут от баталии до баталии.

Только путь Наполеона пролег через кровь, а Наташи - через любовь. Наполеон и на миг не сомневается в том, что он руководит судьбами народов. Так звучит его душа. А ведь Наполеон всего лишь избран тем невероятным стечением обстоятельств, когда всем народам Европы в мозг вселилась страшная идея - убивать друг друга. И кто мог более соответствовать этой идее, как не Наполеон - недоразвитый карлик с переразвитым умом?

Сражения большие и малые

Описания сражений в романе «Война и мир» присутствуют в полном объеме, большие и маленькие, во время войны и во время мира. Отступление русских войск от границы тоже было сражением. «Когда же остановимся?» - нетерпеливо спрашивают у Кутузова молодые полководцы. «А тогда, когда все захотят сражаться», - ответил мудрый старый русский человек. Для них война - это игра и служба, на которой получают награды и продвижения по карьерной лестнице. А для одноглазого ветерана и народа - это жизнь, которая одна-единственная.

Бородинская битва является апогеем борьбы между двумя великими народами, но всего лишь эпизодом в жизни каждого, кто остался на белом свете после нее. Всего лишь день гремело сражение. И что-то изменилось в мире после него. Европа пришла в себя. Не тот путь развития она избрала. И Наполеон перестал быть ей нужен. Дальше только увядание. И ни полководческий гений, ни политический ум от этого его спасти уже не могли, потому что целый народ на Бородинском поле сказал, что он жаждет всем сердцем оставаться самим собой.

Рыцари войны

Описывается война в романе «Война и мир» с точек зрения различных людей. Среди них есть и такие, для которых война является родной стихией. который топором владел, как волк зубами; Долохов, бретер и игрок; Николай Ростов, уравновешенный и бесконечно храбрый человек; Денисов, поэт попоек и войны; великий Кутузов; Андрей Болконский - философ и харизматическая личность. Что их роднит между собой? А то, что, кроме войны, для них другой жизни не существует. Образ Кутузова в «Войне и мире» в этом отношении просто идеально нарисован. Его даже, как Илью Муромца, для спасения Отечества с печки стянули.

Это все рыцари войны, в головах которых не мировоззрение или воображение, а звериное чутье опасности. Кутузов мало чем отличается от Тихона Щербатого. Они оба не думают, не представляют, а чувствуют по-звериному, что есть опасность и откуда она грозит. Не тяжело представить себе спившегося Тихона, который побирается возле церкви. Николай Ростов в конце романа о чем-то беседует с Безуховым, но во всех разговорах ему видятся только батальные сцены.

В романе «Война и Мир» нет лжи ни обыкновенной, ни той, которая сказана ради Лев Толстой безжалостно справедлив в изображении своих героев. Он их не осуждает никогда, но и не расхваливает. Даже Андрея Болконского, казалось бы, своего любимого героя, он не делает образцом для подражания. С ним рядом жить - это мука, потому что он тоже рыцарь войны даже в мирное время. Смерть и предсмертная любовь Наташи были ему наградой, потому что он по сути своей души Наполеон, который страшнее реального Наполеона. Его все любили, а он - никого. Душевная мощь этого рыцаря войны сказывалась даже тогда, когда к нему перед смертью снизошло умиротворение. Под его влияние попал даже добрейший человек - Пьер Безухов с безграничным сердцем, а это уже такая опасность для мира, что хуже самой кровавой войны.

Раскол в небесах

Андрей Болконский лежал на поле под Аустерлицем и видел небеса. Над ним раскрылась бесконечность. И вдруг подъезжает Наполеон со свитой. «Вот - прекрасная смерть!», - молвил тот, кто ничего не смыслил ни в смерти, ни, тем более, в жизни. А что может понимать в данном вопросе тот, который не чувствует жизни в другом человеке? Вопрос риторический. И сцены войны в романе «Война и мир» все риторические.

Люди носятся по земле, стреляют друг в друга, вырывают куски хлеба из чужих ртов, унижают и обманывают близких своих. Зачем все это, когда небеса бездонно спокойны? Небеса расколоты, потому что в душах людских тоже раскол. Каждый желает жить рядом с добрым соседом, но в то же время наносит душевные раны именно доброму человеку.

Почему война и мир в жизни рядом?

Толстовское изображение войны в романе «Война и мир» неотделимо от изображения мира, потому что в реальной жизни они единосущны. А русский гений рисует именно реальную жизнь, а не то, что ему бы хотелось видеть вокруг себя. Его философские рассуждения в произведении довольно примитивные, но в них больше правды, чем в мыслях высоколобых ученых. Ведь человек не есть формула на бумаге.

Страсти говорят чаще сильнее разума. Каратаев не потому мудр, что умен, а потому, что жизнь впитал каждой частицей своего тела: от мозга до кончиков ногтей. В романе отражена единосущность бесконечного процесса жизни, в котором - бессмертие рода людского, а значит, и каждого человека в отдельности.

И треснул мир напополам - дымит разлом

Болконский на операционном столе, а рядом с ним пилят ногу Анатолю Курагину. И первая мысль в голове Андрея: «Зачем он здесь?» С такими мыслями любая сцена в жизни человеческой в единый миг готова обратиться в батальную сцену. Война в романе «Война и мир» не только там изображается, где стреляют пушки и бегут люди в штыковую атаку. Когда кричит мать об убитом младшем сыне, разве это не батальная сцена? А что может быть более батальным, чем то, когда два человека разговаривают о жизнях и смертях миллионов людей, которых оба и в глаза не видели? Расколот свет небесный на войну и мир, расколот.

Красота жизни в романе «Война и мир»

Лев Толстой безжалостен в изображении человеческих образов, безжалостен и в изображении самой жизни человеческой. Но красота ее видится в каждом слове великого романа. Безухов вытаскивает из огня ребенка, ищут мать. Кто-то сонно отвечает на вопросы, окаменев от бед. Но сам Безухов и его бездумные поступки воспринимаются читателями, как необычайная красота человеческой души.

А подслушанные Болконским восторги Наташи Ростовой в ночной тишине! И даже несчастная Соня со своей бездетно-яловой душой тоже имеет свою тоскливую, щемящую красоту. Она воевала за свое счастье и проиграла войну неумолимой судьбе. Война в романе «Война и мир» имеет тысячи оттенков, как и красота.

Невзрачный Тушин, который ядра руками бросает в неприятеля, вырастает в мифического прекрасного великана не только в его воображении. Он становится сродни тому дубу, с которым разговаривал Андрей Болконский. Сцена совещания генералов после подана в романе через восприятие ребенка. И как красиво выглядит то, как увидел и запомнил ребенок совещание: «Дедушка проснулся, и все его послушались»!

Дотянуться до небес

После написания романа «Война и мир», по мнению многих критиков, Льву Николаевичу Толстому только дважды удалось подняться на вершину сверхправдивого литературного искусства - в «Дьяволе» и в «Исповеди», но ненадолго.

Лев Николаевич Толстой, сам испытавший на себе тяготы войны, считал войну преступлением, “противным человеческому разуму и всей человеческой природе событием”. Все его симпатии на стороне простого солдата, который выносит основную тяжесть, грязь и ужас войны. Не случайно все герои Толстого, которым он симпатизирует, лишены каких-то военных черт: выправки, громкого командного голоса, уверенности в себе, а, напротив, подчеркнуто неуклюжи и совсем не похожи на героев. Подлинный героизм, по мнению писателя, скромен и незаметен, не выпячивает

Себя напоказ.
Именно таким изображает Толстой героев Шенграбенского сражения, одного из центральных событий войны 1805 года, сражения, исход которого был очень важен для русской армии. Отряд Багратиона должен был задержать французов, чтобы могли соединиться русские войска. Недаром Кутузов напутствует Багратиона: “Благословляю тебя на великий подвиг”. Князь Андрей, будучи адъютантом Кутузова, просит отпустить его с армией Багратиона, так как он хочет принять участие в настоящем сражении. Накануне боя, когда Болконский объезжал позиции, он увидел забавную сценку: один из русских солдат, подражая французам, стал лопотать что-то непонятное, раздался “грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого, казалось, нужно было поскорее разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорей всем по домам”. Простым солдатам нечего делить друг с другом – вот идея автора. Войны развязывают правители, чтобы удовлетворить свои амбиции, а расплачиваться приходится простым людям.
Перед сражением встречает Болконский и главного героя этого эпизода – капитана Тушина, подчеркнуто неловкого, совершенно не военного вида артиллериста, с “большими, добрыми и умными глазами”. Батарея капитана Тушина героически выполняла свой долг, даже и не думая об отступлении, хотя в ней было всего четыре орудия. Французы думали, что в этом месте сосредоточены главные силы русских, и ударили всей своей мощью по батарее. Во время боя капитан Тушин даже не думал об опасности, “лицо его все более и более оживлялось”. Несмотря на его невоенный вид и “слабый, тоненький, нерешительный голосок”, солдаты любили и уважали его, и “все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира”. Тушин не задумывался о том, что его могут убить, он переживал только тогда, когда убивали и ранили его солдат. Приказ об отступлении должен был доставить на батарею адъютант Жерков, но он испугался сильного обстрела и поехал в другую сторону. Второй штаб-офицер только выкрикнул приказ об отступлении и умчался прочь, чем вызвал смех солдат. Третьим адъютантом был князь Андрей. Он увидел несколько убитых, раненую лошадь, услышал свист снарядов. Ему становится страшно, но “одна мысль о том, что он боится, снова подняла его”. Он помог Тушину убрать орудия и уехал лишь тогда, когда все было сделано.
Еще одним незаметным героем сражения стал капитан Тимохин. Впервые мы встречаемся с ним на смотре в Браунау, когда Кутузов узнает его, поскольку он участвовал в турецкой компании. В тот момент, когда, казалось, французы побеждают, выступила рота Тимохина: “Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали”. Отряд Багратиона выполнил свою задачу благодаря таким скромным, незаметным героям, как Тушин и Тимохин. В этом эпизоде Толстой показывает нам подлинный героизм, который не выпячивает себя.
Центральным эпизодом войны 1812 года, кульминацией ее, стало Бородинское сражение. Удивительно то, что, в отличие от Шенграбенского сражения, автор не называет нам имен русских солдат, которые героически сражаются и погибают на поле Бородина. Тем самым он хочет подчеркнуть ту мысль, что все русские солдаты были героями. Особенно подробно описывается Толстым батарея Раевского, где происходили очень важные события боя. Все сражение показано глазами Пьера (это один из излюбленных приемов Толстого) : “К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки”. Пьер видит, как люди один за другим погибают, исполняя свой долг: “Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали”. Эта картина поражает Пьера, и он высказывает мысль, несомненно, близкую и прочувствованную автором: “Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснуться того, что они сделали!”
Описывая сражения, Толстой постоянно проводит антитезу между Наполеоном и Кутузовым. Их обоих любят солдаты, но по-разному. Перед Наполеоном преклоняются, как перед божеством, Кутузова уважают за мудрость, опытность, внимание к простому солдату. Наполеон одержим манией величия, он ведет себя неестественно, помня, что каждый его шаг записывается для потомков. А Кутузов прост, скромен, непритязателен, поэтому он велик, так как, по мысли автора, “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. Во время Бородинского сражения Кутузов ощущает то, что испытывает каждый солдат, и внушает уверенность в победе: “Смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека”.
Военные эпизоды романа “Война и мир” раскрывают нам главные темы и идеи Толстого: неприятие войны вообще, понятие подлинного героизма и величия, мужество и патриотизм русского народа.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Л. Н. Толстой в романе “Война и мир” намеренно избегал героизации образа русского полководца. Кутузов является представителем народа, обычным русским человеком, способным понять желания и стремления народа. Народ боялся за свое будущее, за свободу и независимость своей страны. И в Read More ......
  2. В “Войне и мире” Толстой поднял вопрос о роли личности и народа в истории. Перед Толстым стояла задача – осмыслить художественно и философски войну 1812 г.: “Правда этой войны в том, что она выиграна народом”. Увлекшись мыслью о народном характере Read More ......
  3. Сочиняя “Войну и мир”, Л. Н. Толстой создавал не просто роман, он создавал роман исторический. Многие страницы в нем посвящены специфически толстовскому пониманию исторического процесса, его философии истории. В связи с этим в романе действует множество реальных исторических персонажей, так Read More ......
  4. Роман “Война и мир” – величайшее произведение мировой литературы. Создавался он с 1863 по 1869 гг. В романе более 600 действующих лиц. Судьбы героев прослеживаются на протяжении 15 лет в мирных условиях и в условиях войны. И хотя Толстой именно Read More ......
  5. Изображая в своем романе “Война и мир” военные события, Толстой не только дает широкие полотна, рисующие такие яркие картины, как Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, но широко показывает каждого человека, вовлеченного в поток боевых действий. Главнокомандующие армиями, генералы, штабное начальство, Read More ......
  6. Известно, что первоначальный замысел романа Л. Толстого “Война и мир” и то произведение, которое мы знаем сегодня, разительно отличаются. Автор задумывал роман о декабристах, в котором хотел показать современность в соотнесенности с историческим прошлым. Невольно, как свидетельствовал сам автор, он Read More ......
  7. 1812 год в изображении Толстого. (Война и мир. Патриотизм русских людей.) Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет Read More ......
  8. Образы Кутузова и Наполеона, созданные Толстым в романе “Война и мир”, – яркое воплощение принципов писателя в изображении исторических деятелей. Эти принципы сводятся к мысли, что люди значительны настолько, насколько они участвуют в созидательном процессе жизни, утверждают и приумножают своим Read More ......
Военные эпизоды в романе Толстого “Война и мир”

» - роман, отличающийся многообразием мотивов и сложностью жанровой структуры. Не случайно произведение называют романом-эпопеей. Здесь одновременно изображаются судьбы народа и отдельной личности, находящиеся в тесной взаимосвязи. Роман представляет собой сложный философско-исторический синтез. Роль каждого героя в произведении определяется не только его личной судьбой, взаимоотношениями в семье и обществе; эта роль намного сложнее: оценка личности происходит не столько на бытовом, сколько на историческом уровне, затрагиваются уже не материальные, а духовные пласты человеческого сознания.

В произведении ставится сложный философский вопрос о роли личности в истории, о связи человеческого чувства и материальности мира и одновременно о влиянии исторических событий на судьбу нации и каждого человека в отдельности.

С целью наиболее полно раскрыть характер героя, его внутренний мир, показать эволюцию человека, постоянно ищущего правду, пытающегося понять свое место и назначение в жизни, Толстой обращается к историческому сюжету. В романе описываются военные события 1805-1807 годов, а также Отечественная война 1812 года. Можно сказать, что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с этим «враждебным» человечеству событием. Но одновременно война в романе имеет более глубокое понимание. Это поединок двух начал (агрессивного и гармонического), двух миров (естественного и искусственного), столкновение двух жизненных установок (правды и лжи).

Но так или иначе война становится судьбой для многих героев, и именно с этой позиции следует рассматривать эволюцию главного героя романа Андрея Болконского. Не случайно князь Андрей называет войну «величайшей войной». Ведь здесь, на войне, наступает перелом з его сознании; ища правду, он вступает на «дорогу чести», на путь нравственных исканий.

На протяжении всей жизни мечтает о «своем Тулоне». Он мечтает на глазах у всех совершить подвиг, чтобы, доказав свою силу и бесстрашие, окунуться в мир славы, стать знаменитостью. «Туда-то я буду послан, - думал он, - с бригадой или дивизией, и там-то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной». На первый взгляд это решение кажется вполне благородным, оно доказывает мужественность и решительность князя Андрея. Отталкивает лишь то, что не на , а на Наполеона он ориентирован. Но Шенграбенское сражение, а именно встреча с капитаном Тушиным, становится первой трещиной в системе взглядов героя. Оказывается, подвиг можно совершить, не подозревая об этом, не на глазах у других; но князь Андрей еще не до конца сознает это. Можно заметить, что в этом случае Толстой симпатизирует не Андрею Болконскому, а капитану Тушину - добродушному человеку, выходцу из народа. Автор даже в чем-то осуждает Болконского за его высокомерие, несколько презрительное отношение к простым людям. («Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него».) Здесь можно обозначить зарождение еще одной темы, важной для писателя, - темы народа и отношения к народу главных героев.

Во время Шенграбенского сражения Андрей Болконский не чувствует своей связи с народом, этому мешает его ложный аристократизм. А, по Толстому, чтобы понять народ, следует прежде всего жить по правде. Исходя из этого можно заключить, что Шенграбен еще не конец пути, не обретение истины, и дальнейший поиск правды князем Андреем будет, безусловно, тесно связан с судьбой народа и последующим единением с ним.

Шенграбен, несомненно, сыграл положительную роль в жизни князя Андрея. Благодаря Тушину Болконский меняет свой взгляд на войну. Оказывается, война не средство достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается античеловеческое дело. Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею на Аустерлицком поле. Он хочет совершить подвиг и совершает его. Но вспоминает он позже не свой триумф, когда бежал на французов со знаменем в руках, а высокое небо Аустерлица. Знамя и небо - важные символы в романе. Знамена в произведении фигурируют несколько раз, но все же это не столько символ, сколько простая эмблема, не заслуживающая серьезного отношения. Знамя олицетворяет собой власть, славу, некую материальную силу, что отнюдь не приветствуется Толстым, отдающим предпочтение духовным ценностям человека. Поэтому не случайно в романе Тушин спотыкается о древко знамени, не случайно князь Андрей вспоминает не себя со знаменем в руках, а высокое, вечное небо. Аустерлиц - вторая трещина во взглядах князя Андрея на жизнь и на войну. Герой испытывает глубокий нравственный кризис. Он разочаровывается в Наполеоне, прежних ценностях, понимает истинный, античеловечный смысл войны, «кукольной комедии», разыгранной императором. Отныне идеалом для князя Андрея становится Небо, Бесконечность и Высота: «Он узнал, что это был - его герой, но в ту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками».

Символично и то, что князь Андрей получает ранение в голову. Это говорит о превосходстве духовного начала над интеллектуальным, аристократическим, о правильности выбранного героем пути. Осознание близкой смерти дает князю Андрею силы на выживание, возрождает к новой жизни. И Шенграбен, и Аустерлиц оказали большое влияние на формирование взглядов Андрея Болконского, помогли определить герою истинные жизненные ценности, и после Аустерлицкого сражения князь Андрей учится жить по этим новым, неведомым ему ранее законам.

Но, безусловно, кульминационным моментом в жизни Андрея Болконского стало Бородинское сражение. Князь Андрей получает смертельное ранение, но успевает постичь, почувствовать главное - свое единение с народом: «Боюсь, что я не гожусь больше для штабов. А главное, я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили».

Князь Андрей научился «быть с народом», и ему, наконец, открывается правда жизни, истинный смысл человеческого существования: «Ах, душа моя (Пьеру), последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что понимать стал слишком много». Действительно, князь Андрей многое понял в жизни, смерть стала для него пробуждением. Он понял, что война не романтическое приключение, а самая ужасная вещь на свете, где все зависит не от распоряжения штабов, а лишь от духа войска, от чувства, которое есть в каждом русском, чувства ответственности за судьбу Родины. Князь Андрей острее осознает патриотизм, свою незримую внутреннюю связь с народом, но одновременно в нем появляется желание освободиться от земного несовершенства, постичь идеалы Простоты, Добра и Правды. Андрей Болконский осуждает Бога («Как он оттуда смотрит на земное безобразие?..»), но вместе с этим испытывает любовь к нему, видя в Боге источник Добра и Мира. Андрей перед смертью даже просит Евангелие, понимая, что новообретенное счастье имеет «что-то такое общее с Евангелием».

Военные события в романе Л.Толстого «Война и мир»

Подготовил Сергей Голубев

Князь Адрей и война

В романе описываются военные события 1805-1807 годов, а также Отечественная война 1812 года. Можно сказать, что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с этим “враждебным” человечеству событием. Но одновременно война в романе имеет более глубокое понимание. Это поединок двух начал (агрессивного и гармонического), двух миров (естественного и искусственного), столкновение двух жизненных установок (правды и лжи).

На протяжении всей жизни Андрей Болконский мечтает о “своем Тулоне”. Он мечтает на глазах у всех совершить подвиг, чтобы, доказав свою силу и бесстрашие, окунуться в мир славы, стать знаменитостью. “Туда-то я буду послан, - думал он, - с бригадой или дивизией, и там-то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной”. На первый взгляд это решение кажется вполне благородным, оно доказывает мужественность и решительность князя Андрея. Отталкивает лишь то, что не на Кутузова, а на Наполеона он ориентирован. Но Шенграбенское сражение, а именно встреча с капитаном Тушиным, становится первой трещиной в системе взглядов героя. Оказывается, подвиг можно совершить, не подозревая об этом, не на глазах у других; но князь Андрей еще не до конца сознает это. Можно заметить, что в этом случае Толстой симпатизирует не Андрею Болконскому, а капитану Тушину - добродушному человеку, выходцу из народа. Автор даже в чем-то осуждает Болконского за его высокомерие, несколько презрительное отношение к простым людям. (“Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него”.) Шенграбен, несомненно, сыграл положительную роль в жизни князя Андрея. Благодаря Тушину Болконский меняет свой взгляд на войну.

Оказывается, война не средство достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается античеловеческое дело. Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею на Аустерлицком поле. Он хочет совершить подвиг и совершает его. Но вспоминает он позже не свой триумф, когда бежал на французов со знаменем в руках, а высокое небо Аустерлица.

Шенграбенское сражение

Изображая войну 1805 года при Шенграбене, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Мы видим героический переход отряда Багратиона к деревне Шенграбен, Шенграбенское сражение, мужество и героизм русских солдат и скверную работу интендантства, честных и мужественных командиров и карьеристов, использующих войну в личных целях. Типичен для штабных офицеров Жерков, который в разгар боя был послан Багратионом с важным поручением к генералу левого фланга.

Приказание было - немедленно отступать. Из-за того что Жерков не нашел генерала, французы отрезали русских гусар, многие были убиты и ранен товарищ Жеркова Ростов.

Как всегда дерзок и храбр Долохов. Долохов “в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера”. Но после этого он подойдет к полковому командиру и скажет: “Я остановил роту... Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить...” Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе; все, что делает, делает для себя.

Они не трусливы эти люди, нет. Но они не могут забыть во имя общего блага себя, свое самолюбие, свою карьеру, свои личные интересы, сколько бы громких слов они ни говорили о чести полка и как бы ни показывали свою заботу о полке.

Толстой с особой симпатией показывает командира Тимохина, рота которого “одна удержалась в порядке” и, вдохновленная примером своего командира, неожиданно атаковав французов, отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах.

Другой незаметный герой - капитан Тушин. Это “небольшой, сутуловатый человек”. В его фигуре “было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. У него “большие, умные и добрые глаза”. Тушин - это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами. Во время сражения он не знает ни малейшего страха, весело и оживленно командует, в решительные моменты, советуясь с фельдфебелем Захарченко, к которому он относится с большим уважением. С горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом выполняет свое дело, несмотря на то, что прикрытие, стоявшее подле его батареи, ушло по чьему-то приказанию в середине дела. И его “батарея... не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек”. Только получив приказ отступать, Тушин оставил позицию, увозя два уцелевших в бою орудия.

Аустерлицкое сражение

Аустерлицкое сражение 1805 г. Генеральное сражение между русско-австрийской и французской армиями произошло 20 ноября 1805 г. у местечка Аустерлиц в Моравии. Русско-австрийская армия насчитывала почти 86 тыс. чел. при 350 орудиях. Командовал ею генерал М.И.Кутузов. Французская армия насчитывала около 3 тыс. чел. при 250 орудиях. Возглавлял ее Наполеон. Главные силы союзной армии под командованием Ф. Ф. Буксгевдена атаковали корпус маршала Л. Даву и после упорных боев овладели Замком, Сокольницами, Тельницем. Тем временем 4-я колонна союзников под командованием И.-К. Коловрата, составлявшая центр союзных войск, перешла в наступление с опозданием, подверглась удару основных сил французов и оставила господствующие над местностью Праценские высоты, В этих условиях Буксгевден получил от Кутузова приказ отступать, но не выполнил его. Тем временем Наполеон, разгромив центр союзных войск, развернул войска и атаковал левое крыло союзников (Буксгевдена) главными силами как с фронта, так и с фланга. В результате союзные войска при больших потерях отошли. Потери русских войск составили 16 тыс. убитыми и ранеными, 4 тыс. пленными, 160 орудий; австрийцев - 4 тыс. убитыми и ранеными, 2 тыс. пленными, 26 орудий; французов - около 12 тыс. убитыми и ранеными. В результате поражения под Аустерлицем 3-я антифранцузская коалиция распалась.

Выводы

Одна из главных линий книги - разочарование князя Андрея в самой идее войны, в героизме, в особом призвании военных. От мечты совершить подвиг и спасти всю армию он приходит к мысли, что война - “страшная необходимость”, которая допустима, только когда “разорили мой дом и идут разорить Москву”, что военное сословие характеризуется праздностью, невежеством, жестокостью, развратом, пьянством.

Итак, изображая военные события, Толстой не только представляет широкие батальные картины Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений, но и показывает психологию отдельной человеческой личности, вовлеченной в поток военных действий. Командующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны - все эти разнообразные участники войны, носители самой разной психологии показаны Толстым с поразительным мастерством в самых разнообразных условиях их боевой и “мирной” жизни. При этом писатель, сам бывший участник обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, “в крови, в страданиях, в смерти”, с глубокой и трезвой правдой рисуя и прекрасные качества народного духа, чуждого показной храбрости, мелочности, тщеславия, и, с другой стороны, наличие всех этих черт у большинства офицеров - дворян.

Военные эпизоды в романе Л. Н. Толстого в романе «Война и мир»

Передо мной великое произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». В нем широкий охват действительности, где мы видим картины мирной и военной жизни. Автор — великий гуманист, война ему ненавистная. Л. Н. Толстой назвал свое произведение «Война и мир». Действительно, в рома не достаточно полно представлены картины военной и мирной жизни. И здесь есть над чем задуматься.
Множество эпизодов романа оставили яркий след в моей памяти. Чем я была поражена в «Войне и мире»? Конечно, объективностью, образностью. Никто не изображал в таком величии и блеске человеческой стойкости и несокрушимости духа, как автор «Войны и мира».
Вот заграничный поход. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Мы видим различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников: героический переход» отряда Багратиона к деревне Шенграбен, мужество и героизм русских солдат, прекрасный в своей простоте ротный командир Тимохин, который «с безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали».
А вот другой незаметный герой-капитан Тушин, живущий одной жизнью с солдатами. Он не знает страха. Во время сражения он с горсткой солдат, без прикрытия, поджигает деревню Шенграбен. И его «батарея … не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать стрельбы никем незащищенных пушек». Да, все это героическое. Каков итог проявленное героизма? Мрак, темнота, звуки копыт и колес, «как будто текла мрачнаярека в одном направлении. И среди этих звуков яснее всего были стоны и голоса раненых. Их стоны наполняли собой весь этот мрак». Пожалуй, этим все сказано.
Еще больший ужас вызывает Аустерлицкое сражение и один важный момент его -переправа через плотину Аугеста. Здесь солдаты, давя друг друга, стремятся переправиться через плотину, на лед которой беспрестанно шлепаются ядра. Читая эту сцену, испытываешь огромное душевное напряжение, страшно становится от криков ужаса солдат, когда под их ногами и орудиями трещит лед. И вот все кончено: лед рухнулся огромным куском, и человек сорок, бывших на льду, бросились, кто вперед, кто назад, потопляя один другого. Аустерлиц стал эпохой разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. Страшная, как и всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу, и потому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели ср
ажения, как это было при Шенграбене.
И вот 1812 год. Историки позже скажут: «Враг был разгромлен и изгнан. Так закончилась война — агрессивная, захватническая со стороны французов, и народная, защищавшая независимость своей родины». А что стоит за этими словами? Начало война. Отступление русских войск. Страшная жара, засуха, буровато-красная мгла, которая застилала солнце, даже ночью не было прохлады. «Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Подходя к деревне, все бросались к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи».
Бомбардировка Смоленска, погибают ни в чем не повинные жители. Бородинское сражение, во время которого французское войско получило смертельную рану.
Кутузов, полководец, приказывает оставить Москву, говоря, что все равно заставит французов поверить в силу русского оружия. Он утверждает, что Бородинское сражение было победой. Кутузов прилагает все силы, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений.
Но читаешь эти эпизоды и не испытываешь никакого ликования. Да и как можно ликовать, когда на перевязочных пунктах «на десятину места трава и земля пропитаны были кровью». Люди с испуганными лицами бегут к Можайску, другие стоят на местах и продолжают стрелять. Путаница, неразбериха. Позиция автора предельно ясна. Он здесь скорбит.
Л. Н. Толстой показал, что не только армия, но и весь русский народ встал на защиту «священной земли русской». Перед вступление французов в Москву, все население потекло вон из Москвы.
Толстой показывает партизанские отряды Денисова и Долохова, рассказывает о дьячке, вставшем во главе отряда. Партизанская война в понимании и поведении Тихона Щербатого, Долохова и других — это возмездие за разорение и гибель, это дубина, которая «со всею грозною и величественной силой… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие», это воплощение «чувства оскорбления и мести».
То, что Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли, я считаю закономерным. Справедлива и нужна только освободительная война, а все то, что по воле императора Александра происходило в Западной Европе, делалось для славы.
Так закончилась война, агрессивная, захватническая со стороны французов, и народная, защищавшая независимость своей родины, со стороны русских. Победила Россия, поднявшаяся на священную войну за свою честь и свободу. Мы видим патриотизм мирных жителей. Во время освободительной войны 1812 года все силы были направлены к одной цели — очищению родной земли от захватчиков. Читая о необычайном мужестве, стойкости, бесстрашии русских людей, проникаешься к ним чувством любви и уважения, и ненависти к тем, кто из корысти, честолюбия развязывает войны.