Владыка тихон шевкунов контакты. Это ссылка. Зачем Кирилл отправил Тихона Шевкунова в Псков. Любовь к Псково-Печерской братии

Одаренный, эрудированный молодой человек выбрал не просто служение Богу - он выбрал монашество.

Многие, что греха таить, принялись искать скрытые причины этого решения, подтексты… А подтекстов не было. Как не было и скоропалительного решения. Однажды он сказал об этом, сдержанно, чуть иронично улыбаясь. Выбор был более чем осознанным, для принятия решения потребовался не один год - зато оно было непоколебимым.

Возможно, отец Тихон повторил путь многих высоких умов, из науки пришедших в религию и именно здесь нашедших объяснение всему, что ранее объяснению не поддавалось. Возможно, он был избран Богом - и алчевские прихожане склонялись ко второму объяснению.

Бабушки-прихожанки почитали отца Тихона просто святым и чувствовали себя счастливыми от разговора с ним. Интеллектуалы получали наслаждение от споров и бесед с блестяще образованным иеромонахом: его эрудиция, тонкая ирония, достойное профессионального актера владение словом, интонацией, паузой восхищали, и разговор на любую тему был захватывающе интересным. А те, кто нуждался в утешении, кто познал отчаяние, те, кто из последних сил искал свет во тьме, заново обретали силы и надежду, поговорив с отцом Тихоном. А многие обретали и веру.

Отец Тихон не думал о времени, когда перед ним была страдающая душа. Один из тех, кому он помог в черную минуту, вспоминает: «Мы проговорили несколько часов. После этого я понял, что значит почувствовать себя другим человеком, во мне перевернулось все. Я вышел от него и пошел дальше жить - а ведь до этого хотелось только умереть. Глубочайшей души был человек».

Общение с ним открывало: смирение - не слабость и безволие. Смирение - сила и действие. Общение с ним заставляло самого категоричного атеиста усомниться в своей правоте, так убеждала сила и чистота его веры. Часто ли вы встречали священника, которому хотелось бы исповедоваться по-настоящему - не формально, дескать, грешен, батюшка, а так, чтоб душу наизнанку, чтобы все свои боли, страхи, муки открыть в надежде, что это можно простить… Ему - хотелось.

Возможно, это и есть первая и главная черта настоящего священнослужителя, призванного на это поприще Богом. Быть отцом всем - большое испытание. Отцу Тихону оно оказалось по силам, и его молодость не стояла между ним и его прихожанами.

Слишком рано он ушел. 42 года, всего лишь 42… Но земную жизнь измеряют не прожитыми годами, а сделанным. Значит, жизнь отца Тихона была долгой. И счастливой. И продлится она столько, сколько будут жить любящие его, благодарные ему, спасенные им.

Статья о Епископе (отце) Тихоне

18 февраля 2011 года на 43-м году жизни отошел ко Господу епископ Кременчугский и Лубенский Тихон, – сообщает официальный сайт Московского Патриархата. – Владыка скончался во время рабочей поездки в Киев. Причиной смерти стал сердечный приступ.

Жителям Луганской области имя отца Тихона знакомо не понаслышке. Епископ Тихон (в миру – Жиляков Николай Викторович) родился 9 июля 1968 года в г.Коммунарске (ныне – Алчевск) Луганской области. Закончив в 1985 году школу №9 г.Коммунарска, поступил в Коммунарский горно-металлургический институт (ныне Донбасский государственный технический университет), потом – в аспирантуру КГМИ.

С 1992 году нес послушание пономаря в Свято-Николаевском храме Алчевска. В том же году был рукоположен во диакона. 13 мая 1993 года принял монашеский постриг с именем Тихон в честь святителя Тихона, Патриарха Московского. В 1998 году закончил Киевскую духовную семинарию, потом - Ужгородскую богословскую академию.

До 2006 года нес священническое служение в Никольском и Покровском храмах Алчевска. Его стараниями в Алчевске было создано благотворительное сестричество милосердия во имя святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы и открыта часовня при онкологическом диспансере. Несколько лет он вел еженедельную просветительскую телепрограмму «Источник» в ТРК «Пирамида».

С 2006 года служил в храме в честь Почаевской иконы Божией Матери города Рубежное Луганской области. Здесь при его участии были построены и обустроены храмы Почаевской иконы Божией Матери и Серафимовского и три часовни – Никольская при ГУВД, Серафимовская в селе Старая Краснянка и в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в микрорайоне Южная группа города Рубежное.

В 11 школах Рубежного преподавал он курс «Христианская этика» для старшеклассников. Читал лекции и для слушателей богословско-педагогических курсов при Киевских духовных школах и Харьковской духовной семинарии.

11 января 2009 года был возведён в сан архимандрита. А 24 ноября 2009 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви избран епископом Кременчугским и Лубенским.

Похоронили Епископа Тихона 20 февраля на территории Кафедрального Успенского собора (Крюков). Обряд отпевания в Свято-Успенском кафедральном соборе Кременчуга провели архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем, епископ Сумской и Охтырский Евлогий, епископ Новомосковский, викарий Днепропетровской епархии Евлогий.

После отпевания, гроб с телом епископа вынесли на улицу, где состоялся крестный ход. Похоронили епископа у стен кафедрального собора.

МОСКВА, 18 мая - РИА Новости, Сергей Стефанов. Митрополит Тихон (Шевкунов), назначенный главой Псковской митрополии, в воскресенье, перед отъездом в Псков, попрощается с насельниками и прихожанами Сретенского монастыря на территории обители, сообщили в монастыре.

"Двадцатого мая, по благословению святейшего патриарха Кирилла, перед отъездом в Псковскую митрополию митрополит Тихон (Шевкунов) совершит Божественную литургию и попрощается с братией, учащимися Сретенской духовной семинарии, сотрудниками и прихожанами Сретенского монастыря", — отметили в обители.

Богослужение начнется в 10:00.

"Уходит, чтобы вернуться вновь"

На официальном портале Сретенского монастыря прихожане оставляют многочисленные комментарии со словами грусти от расставания с любимым наместником и выражением горячей поддержки ему в новом служении.

"Такая грусть в его глазах… Видно, очень тяжело ему расставаться с родным Сретенским монастырем", — написала Ольга в комментариях к фоторепортажу, посвященному встрече владыки Тихона в Сретенском монастыре после возведения его в сан митрополита 17 мая.

"А у меня чувство, что Вы всё равно вернётесь в Сретенский однажды. Как говорят, — уходить, чтобы вернуться вновь", — написала в свою очередь пользователь Марина.

Читатель, подписавшийся Евгением, отметил, что митрополиту Тихону "пришло время вернуться в родные пенаты — Псково-Печерский монастырь укреплять", и пожелал архиерею "помощи Божией" в трудах. Именно в Печорах будущий митрополит в 1980-е годы начинал свой монашеский путь.

"И радостно, и грустно. Отец Тихон был одним из тех немногих пастырей, благодаря которым жить и воцерковляться кажется намного легче, особенно в нынешней, всё более космополитичной и торгашеской, Москве", — написал Игорь Писарев.

А "читательница из Подмосковья" выразила, наверное, общее пожелание прихожан: "Хотелось бы, чтобы будущий наместник был из братии Сретенского монастыря и сохранил в нем тот дух, который был при владыке Тихоне".

Из Печор в Москву — и обратно

Пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков ранее сообщил РИА Новости, что епископ Тихон (Шевкунов), назначенный правящим архиереем Псковской митрополии, больше не сможет исполнять обязанности наместника Сретенского мужского монастыря и ректора Сретенской духовной семинарии. Решение о новом наместнике и новом ректоре пока не принято, кандидатуру должен будет утвердить Священный Синод. При этом должность главы Патриаршего совета по культуре за Шевкуновым сохранится.

В четверг, во время праздничной литургии в храме Христа Спасителя по случаю праздника Вознесения Господня, патриарх Кирилл возвел епископа Псковского и Порховского Тихона в сан митрополита в связи с назначением его Синодом правящим архиереем Псковской митрополии.

Свой монашеский путь Шевкунов начинал в Псковской епархии — в 1982 году после окончания сценарного факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) он поступил трудником, а затем послушником в Псково-Печерский монастырь. Впоследствии Тихон (Шевкунов) стал игуменом Сретенского мужского монастыря, московского подворья Псково-Печерской обители.

Владыка Тихон известен как писатель. Только за один год тираж его книги "Несвятые святые", вышедшей в 2011 году, превысил 1 миллион экземпляров. В 2012 году сборник вошел в шорт-лист премии "Большая книга" и стал победителем читательского голосования. Митрополит Тихон также является кинорежиссером, среди его работ — "Псково-Печерская обитель" и "Гибель империи".

Назначение епископа Тихона (Шевкунова), имеющего славу «духовника Путина», главой Псковской митрополии взволновало и озадачило церковно-политический мир. Одни решили, что это – шаг к патриаршеству, другие – что наоборот: ссылка. Ответ стал понятен сейчас.

Епископа Егорьевского Тихона назначили в Псковскую митрополию со всем возможным пафосом – на заседании синода в имперском здании Святейшего Правительствующего Синода на Сенатской площади. Через три дня, 17 мая, патриарх Кирилл возвел его в сан митрополита.

Статус «духовника Путина», от которого владыка Тихон никогда не отказывался, но никогда его и не подтверждал, является спорным. Со второй половины 90-х он был игуменом Сретенского монастыря в Москве недалеко от Лубянки и, как считается, там свел дружбу со многими деятелями этого ведомства, в том числе Владимиром Путиным. Даже если владыка Тихон не является его духовным отцом – они хорошо знакомы, епископ часто сопровождает президента в поездках и т.д.

В какой степени внешние друзья помогают епископу Тихону двигатьcя по карьерной лестнице в церкви, а в какой – это следствие его собственных талантов, не так важно. Важно, что до недавнего момента он был наместником Сретенского монастыря (формально его главой является сам патриарх), ректором Сретенской же духовной семинарии и главой Патриаршего совета по культуре. А также викарием (то есть епископом без подведомственной территории) Московской епархии.

В околоцерковных кругах епископ Тихон традиционно рассматривается как главный конкурент патриарха Кирилла. Набожные чекисты с горячим сердцем и чистыми руками, говорят, любят его гораздо больше, чем сребролюбивого и амбициозного Кирилла. К тому же Кирилл – экуменист, целовался с папой римским, западник и модернист. Хуже того – есть подозрение, что в глубине души он считает «священство выше царства». Тихон гораздо больший традиционалист, никакими скандалами не запятнан, учился во ВГИКе и, говорят, очень располагает к себе в общении.

Поэтому рукоположение Тихона в епископы в 2015 году многие восприняли как шаг к патриаршему престолу. 2,5 года он был викарием и теперь, наконец, возглавил Псковскую митрополию. Это – второй шаг, так как патриархом может быть избран только епископ, имеющий опыт руководства территорией. Плюс небольшое повышение статуса – с рядового епископа до митрополита.

Первое время было непонятно, что такое есть назначение владыки Тихона в Псков. Действительно подготовка в патриархи или ссылка из Москвы, которая должна уменьшить его влияние.

Однако события последних дней расставили точки над i. Митрополит Тихон снят с поста наместника Сретенского монастыря и ректора духовной семинарии. Знакомые с каноническим правом источники подтвердили «Городу 812», что юридически Тихон мог, будучи правящим архиереем Псковской митрополии, руководить и монастырем в Москве. То есть его смещение носит, скорее всего, политический характер. Видимо, патриарх Кирилл старается лишить конкурента связей с Москвой, формальных поводов появляться в столице и ходить вокруг Кремля. Теперь для него другой кремль – псковский. Правда, за Тихоном остается должность главы совета по культуре, но это совсем не то, что монастырь у Лубянки. Да и надолго ли? Кроме того, Сретенский монастырь был для митрополита Тихона важным источником доходов, которого он лишился и который вряд ли сумеет компенсировать епархиальный налог с древней, но бедной Псковской митрополии.

В этом смысле примечательна биография митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия. Он окончил Ленинградскую духовную академию, работал в Отделе внешних церковных связей, был одним из близких к патриарху Алексию II человеком – в общем, готовый кандидат в его преемники. Существует версия, что именно следствием конкуренции между ним и тогдашним главой Отдела внешних церковных связей митрополитом Смоленским Кириллом (Гундяевым) стали события, вошедшие в историю как «Табачный скандал». В 1997 году «Московский комсомолец» опубликовал серию статей, в которых рассказывал, как РПЦ зарабатывала на беспошлинном ввозе в страну табака и алкоголя. Газета называла Кирилла, который, по ее версии, стоял за этими событиями, «табачным митрополитом».

В 2003 году, когда состояние здоровья Алексия ухудшилось и подготовка к битве за патриаршество вступила в решительную фазу, Мефодий был снят со всех своих постов и отправлен окормлять православных Казахстана. Патриаршее кресло, впрочем, освободилось только в 2009 году, и лишь через год после этого Мефодию удалось вернуться на родину, в Пермскую епархию, где он и пребывает по сию пору.

Однако источник силы Тихона – во внешнем мире, и аппаратное поражение внутри РПЦ не может существенно его ослабить. И помешать ему появляться в столице патриарх не сможет (это только рядовому священнику епископ может запретить отлучаться с территории епархии). Поэтому, возможно, ссылая Тихона в Псков, патриарх Кирилл поступает и по-христиански, но явно не в соответствии с правилами борьбы за власть. Которые гласят, что лучше вообще не нападать на врага, чем оставлять его недобитым.

Впрочем, сам митрополит Тихон сразу же приступил к работе на новом месте, то есть отнесся к своему назначению не как к досадной формальности, отвлекающей его от важных дел в Москве, а как к серьезному занятию на продолжительное время. Он уже снял настоятеля главного храма Пскова – кафедрального Свято-Троицкого собора, стоящего в центре Псковского кремля. А наместник исторического Псково-Печорского сам написал заявление по состоянию здоровья.

Станислав Волков

АКСИОС! АКСИОС АКСИОС! Автор известной всем книги «Несвятые СВЯТЫЕ» архимандрит ТИХОН ШЕВКУНОВ ИЗБРАН ВИКАРНЫМ ЕПИСКОПОМ С ТИТУЛУМ «ЕГОРЬЕВСКИЙ» ЖЕЛАЮ ЕМУ ПОМОЩИ БОЖИЕЙ В ДЕЛЕ СЛУЖЕНИЯ МАТЕРИ ЦЕРКВИ И ВВЕРЕНОЙ ЕМУ ПАСТВЕ. ДАЛЬНЕЙШИХ ПЛОДОТВОРНЫХ ТРУДОВ НА НИВЕ ХРИСТОВОЙ! 22 октября 2015 года Священный Синод постановил избрать викарием Московской епархии с титулом «Егорьевский» постановил избрать архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.

24 ОКТЯБРЯ СОСТОИТСЯ ХИРОТОНИЯ ВО ЕПИСКОПА ЕГОРЬЕВСКОГО ТИХОНА. Хиротонию совершит патриарх Кирилл в субботу в Шамордино в Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни.

В 1982 году окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «литературная работа». По окончании вуза поступил в Псково-Печерский монастырь послушником. Духовником его стал архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

С августа 1986 года работал в Издательском Совете Русской Православной Церкви под руководством митрополита Питирима (Нечаева).

В июле 1991 года в Донском монастыре Москвы пострижен в монашество с именем Тихон, в честь святителя Тихона, Патриарха Московского. В том же году рукоположен в иеродиакона и во иеромонаха. В период служения в Донском монастыре участвовал в обретении мощей святителя Тихона.

В 1993 году назначен настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря, которое расположилось в Сретенском монастыре.

В 1995 году возведён в сан игумена и назначен наместником возрождённого Сретенского мужского монастыря.

В 1998 году возведён в сан архимандрита.

В 1999 году становится ректором новообразованного Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного в 2002 году в Московскую Сретенскую духовную семинарию.

В ноябре 2002 года года был одним из четырёх сопредседателей II конференции «История Русской Православной Церкви в XX веке», прошедшей в Синодальной библиотеке Андреевского монастыря в Москве.

С 31 мая 2010 года - руководитель Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом.

С 22 марта 2011 года - член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

В период с 1998 по 2001 год с братией Сретенского монастыря неоднократно выезжал в Чечню с гуманитарной помощью. Имеет репутацию близкого к Кремлю человека и духовника В.В.Путина. Сопровождал Владимира Путина в частной поездке в Псково-Печерский монастырь в августе 2000 года, также в сентябре 2003 года сопровождал Президента Российской Федерации в США, где Владимир Путин передал приглашение Патриарха Алексия II первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей Митрополиту Лавру посетить Россию. Принял активное участие в процессе воссоединения Русской Православной Церкви с РПЦЗ. Входил в состав Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью (комиссия работала с декабря 2003 года по ноябрь 2006 года и подготовила, в том числе, Акт о каноническом общении). В 2007 году участвовал в поездке делегации РПЦ по епархиям РПЦЗ. В октябре 2009 года участвовал в освящении восстановленного Успенского храма на территории Посольства Российской Федерации в Пекине. Академик РАЕН.

Архимандрит Тихон является сопредседателем Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Автор социального антиалкогольного проекта «Общее дело». Член Попечительского совета Благотворительного фонда Святителя Василия Великого. Во время работы в Издательском отделе Московской Патриархии принимал участие в подготовке празднования тысячелетия Крещения Руси. Являлся консультантом и автором сценариев первых фильмов о духовной истории России. Член редколлегии журнала «Русский Дом».

Автор фильма «Сказы матушки Фроси о монастыре Дивеевском» (1989 год), рассказывающего об истории Дивеевского монастыря в советские годы. Автор фильма «Псково-Печерская обитель», получившего в ноябре 2007 года на XII Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж» (Ярославль) гран-при. Автор показанного 30 января 2008 года на канале «Россия» фильма «Гибель империи. Византийский урок», получившего в 2008 году премию «Золотой орел» и вызвавшего сильный общественный резонанс и широкую дискуссию.

Сейчас, после наречения архимандрита Тихона в епископы Егорьевские, одни принялись его демонизировать, другие возносит. Чтож, фигура и впрямь интересная. Поскольку я с ним знаком давно, раньше общался не редко, но и сейчас имею немало общих знакомых, то попытаюсь написать немного о нём без оценок и эмоций, просто по достоверно известным мне фактам.

Познакомились мы с ним году в 82-83м. Два молодых неофита из неверующих московских семей. Он только закончил ВГИК. В компании могли выпить, но Гоша не пил вовсе тогда, выпивать не заводясь он не умел, умным или особо талантливым он не слыл, но был деятелен и неравнодушен… Оба мы ходили к о. Онуфрию, наиболее популярному и впрямь вполне трезвому лаврскому духовнику тех времён. Тому самому Онуфрию, что теперь митрополит в Киеве. Гоша сагитировал поехать в Печёры-Псковские. Через несколько лет, он ушёл туда послушником. Работал на коровнике, реально навоз таскал и подрясник его имел характерный запах. Позже его приблизил наместник Гавриил. Рейды от посошника наместника в коровник и обратно продолжались, Гавриил любил смирять, о чём с таким наслаждением и пафосом вспоминает о. Тихон в своей известной книге.

Позже Гошу заметил митр. Питирим и забрал к себе в издательский отдел, ему нужен был кино-специалист. Гоша и впрямь очень не хотел, мучился и всячески рвался в Печёры обратно. Через какое-то время он становится иероманахом в Донском. Отношения с наместником у него там плохие, одновременно он начинает развивать издательскую деятельность. В те годы он больше напоминал полугонимого, хотя связи и знакомства у него уже появлялись.

Его назначение в Сретенский (поначалу Печёское подворье) связано с решением патриарха Алексия прижать о. Кочеткова, бывшего в Сретенском храме до того. Обычная патриархийная практика: если место проблемное, то надо ставить кого-то несистемного, относительно приличного, пользующегося популярностью. Иеромонах Тихон идеально подошёл для этой роли. Но, опять же по системной логике, скорее всего по первоначальному плану его ставили ненадолго, для зачистки Кочеткова. И Тихон вполне искренне считал «кочетковство» страшным вредом для церкви и ересью, а самого о. Георгия чуть не (а может на самом деле) циничным атеистом.

Делал он для патриархии тогда очень много, за что сыскал таки благосклонность патриарха. Тогда же он начал активно сотрудничать с Крутовым в патриотическом теле проекте. Периодически у о. Тихона случались нервные срывы. Патриарх лично распоряжался отправить его на лечение в Карловы Вары. Ездил он тогда сам за рулём сначала «Нивы» , потом «Кольта», причём ездил очень лихо. Особенно если выпьет. Был доступен и реально помогал многим. Но, если в его алтаре известный своей распущенностью гомосексуалист в епископском сане приставал к молодым алтарникам, он возмущался очень тихо, чтоб владыка не услышал. Кочетков – еретик, и у него у алтаря туалет был, а начальство – оно начальство, святость сана, да…. Кочетков – еретик, и у него у алтаря туалет был, а начальство – оно начальство, да….

В начале-середине 90х он частенько привозил архиеп. Василия Родзянко в Россию. Был, кстати, забавный случай, когда выпивший Тихон вёз его из гостей и за ним погналась милиция, Тихон ушёл таки московскими проулками от погони, а на утро извиняясь спросил архиепископа всё ли нормально, тот корректно ответил, что да, но, «Кажется, у нас были вчера проблемы с полицией». Понятно, что потомок последнего председателя дореволюционной Государственной Думы совсем уж не был сталинист, в своё время он даже в Югославии в титовском лагере.

В 90е отношение церковного руководства к наместнику Сретенского монастыря было снисходительным. Для монстров системы, многолетних сотрудников органов, имеющих часто не одну семью или представителей гомосексуального лобби он был смешным монахом, романтиком любившим иногда шумно выпить. Для наместника сгодиться, но не более. Через Крутова он познакомился в те же годы он подружился с генералом Леоновым, ветераном спецслужб. Дальше мы знаем, куда привело это знакомство. Кстати, был забавнейший эфир радио «Радонеж», где явно не слишком трезвый о. Тихон агитирует за кандидата в депутаты Леонова. Где-то у меня был рассказ об этом.

В 2000м Тихон открыто по телевизору агитирует за Путина. Рассказывает историю с его крестиком, предавая ей мистический оттенок с намёком на особое избранничество Владимира Владимировича. В 00е он становится другом многих видных политиков и приближённых особ. Бывает, выпив любит пострелять по воронам, подражая императору Николаю 2му. Киношное из натуры никуда не денешь. И, пожалуй, это одна из основных черт его натуры. Он не зол, реально готов и помогает многим и бывшим друзьям, попавшим в беду, и доселе, держится монашеских обетов и лично себе много не берёт. Т.е и впрямь очень сильно отличается от епископской МП тусовки, в которой и близким друзьям своего уровня сошедшим с дистанции протягивать руку – западло.

Во времена патриаршества Кирилла за Тихоном начинается тянуться шлейф оппозиционера патриаршей политике, безусловно не открыто, но он явно представитель московских, лаврских, печерских, в противовес никодимовцам. Безусловно, что его возведение в епископское достоинство есть прямое указание того, что Кирилл ослаб как никогда и реально с его мнением считаются уже очень мало.

Если Тихон станет патриархом, конечно, управлять МП он не сможет, своей команды у него как таковой нет, а среди епископов он не столь влиятелен и авторитетен. Но, возможно, именно это и нужно. МП, как я по-прежнему думаю, доживает последние дни, минимум, в её прежнем виде. Один из возможных вариантов - внешнее управление, МП становится полностью подконтрольно госчиновникам во всех вопросах, разве что имея кадровые назначения среднего и низшего звена останутся в под контролем церковного руководства. При такой системе патриарх Тихон, и впрямь пользующийся определённым уважением и в Кремле, и среди народа, может оказаться вполне подходящей фигурой.

Сохранено