Владыка исидор о церкви и о себе. Высокопреосвященнейший Исидор, митрополит Смоленский и Дорогобужский (Тупикин Роман Владимирович)

(Тупикин Роман Владимирович)

Родился 27 мая 1974 г. В 1992-95 гг. учился в Красноярском государственном техническом университете.

В 1995-1999 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1999-2003 гг. учился в Московской духовной академии. За годы учебы в Московских духовных школах нес послушания редактора сайта Московской духовной академии, заместителя редактора сайта Учебного комитета при Священном Синоде.

В 1999-2007 гг. нес послушание референта Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.

В июне-октябре 2003 г. – помощник проректора по воспитательной работе Московской духовной академии. С октября 2003 г. по август 2007 г. – помощник проректора по научно-богословской работе Московской духовной академии.

31 марта 2006 г. в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Исидор в честь святого мученика Исидора Хиосского.

16 апреля 2006 г. в Покровском академическом храме ректором Московских духовных академии и семинарии архиепископом Верейским Евгением рукоположен во иеродиакона, 19 декабря того же года – во иеромонаха.

21 августа 2007 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен ректором Ярославской духовной семинарии.

27 июля 2009 г. определением Священного Синода освобожден от занимаемой должности ректора Ярославской духовной семинарии и направлен в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси.

1 августа 2009 г. назначен на должность специалиста Управления делами Московской Патриархии по работе с епархиями и монастырями.

10 апреля 2011 г. удостоен права ношения палицы. 6 апреля 2012 г. удостоен права ношения креста с украшениями.

Настоятель московского храма свв. апп. Петра и Павла в Лефортове.

В 2010-2012 гг. – ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 77) назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы.

Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. (журнал № 135) назначен заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал №23) освобожден от должностей наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря города Москвы и заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи и избран епископом Смоленским и Вяземским.

17 марта 2013 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Даниловом ставропигиальном монастыре г. Москвы хиротонисан во епископа.

5 мая 2015 г. решением Священного Синода в связи с образованием Смоленской митрополии епископ Исидор назначен Главой Смоленской митрополии с титулом «Смоленский и Рославльский» (журнал №8).

21 мая 2015 г., в праздник Вознесения Господня, на Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Ульяновска в связи с образованием Смоленской митрополии Святейший Патриарх Кирилл возвел епископа Смоленского и Рославльского Исидора в сан митрополита.

4 мая 2017 г. решением Священного Синода из состава Смоленской епархии в административных границах Глинковского, Ельнинского, Ершичского, Монастырщинского, Починковского, Рославльского, Хиславичского, Шумячского районов и города Десногорска Смоленской области выделена Рославльская епархия. Правящему архиерею новоучрежденной епархии, включенной в состав Смоленской митрополии, положено иметь титул «Рославльский и Десногорский». Правящему архиерею Смоленской епархии иметь титул «Смоленский и Дорогобужский».

Гостем очередного выпуска авторской программы Сергея Новикова «Диалоги » (совместный проект газеты «Смоленские новости » и телекомпании «Феникс ») стал епископ Смоленский и Вяземский Исидор. Предлагаем вашему вниманию газетный вариант этой беседы.

– Здравствуйте, Владыка.
– Здравствуйте, Сергей Витальевич.
– Я приветствую Вас в программе «Диалоги ». Очень рад нашей встрече, во-первых, потому что не часто доводится встречаться со священнослужителями, а во-вторых, я всё-таки правнук священника.
– Вот как?
– Да, Дмитрий Петрович Щукин. Он был настоятелем церкви в Печерске, здесь под Смоленском. Но в 1929 году большевики церковь закрыли, его выгнали, и он уехал в Подмосковье, в Лианозово – сейчас это уже Москва – и очень скоро после этого умер. Ну это так, лирическое отступление. Владыка, я посмотрел Вашу биографию. Легко запомнить, что Вы родились 40 лет назад в Красноярске, что 3 года учились в Красноярском техническом университете, потом поступили в московскую семинарию. Вам был 21 год. Но вот дальше запомнить все этапы Вашего пути не представляется возможным. Столько различных должностей вместила Ваша биография до приезда сюда, что диву даёшься. Это типичная биография? Или это всегда какие-то неожиданные повороты?
– Это совершенно ожидаемые повороты, поскольку после поступления в Московскую духовную семинарию я оказался полностью в пространстве жизни церкви. И будучи студентом семинарии, на старшем курсе я был призван к послушанию – у нас так называется работа – в синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви. И обучаясь в духовной академии, я уже работал в структурах московской Патриархии. Так мой учебный стаж сочетался с моей административной работой в церкви.
– Потом Ярославль, Вы были там ректором Духовной семинарии…
– Да. И после Ярославля я был призван Святейшим Патриархом, который только что был назначен Предстоятелем Русской Православной Церкви, к работе в центральном аппарате Патриархии.
– До 2006 года, когда Вы получили имя Исидор, Вас звали как и в жизни – Роман?
– Да, конечно.
– А имя дается, насколько я знаю, при переходе в монашество?
– Да, при монашеском постриге, согласно древним церковным традициям, постригаемому дается новое имя. Тем самым свидетельствуется, что человек призывается к новому жизненному выбору, к новой жизни.
– Так имя Исидор – это чей выбор – Ваш или вышестоящего руководства?
– Это не мой выбор. И это свидетельство тому, что я полностью подчиняюсь церкви, в том числе и в том, что касается моего имени.
– Всегда интересно, как человек приходит к вере. Почему студенту Красноярского технического университета Роману Тупикину в 21 год пришла мысль пойти в семинарию?
– Это случилось не внезапно. Мои школьные годы, особенно в старших классах, были наполнены размышлениями о смысле жизни. И они меня самостоятельно без всякой помощи привели к мыслям о Боге.
– Это не семья?
– Не семья. Это было самостоятельное решение.
– Но самым сложным выбором, во всяком случае в понимании, если так можно сказать, гражданского человека – это переход в монашество. Все знают, что есть белое духовенство – это те священнослужители, которым разрешается иметь семью, детей, а есть монахи, которые ничего этого иметь не могут и отдаются полностью церкви. Вот это решение было очень трудным?
– Конечно же. Будучи студентом, потом сотрудником Академии и сотрудником Патриархии, я не сразу пришел к тому, чтобы выбрать монашеский образ жизни. Этому предшествовали многие размышления. Но желание послужить церкви во всём – не только в рабочее время, но и самим образом жизни, полностью отдать себя церкви – взяло верх. И я выбрал иноческий образ жизни.
– Ваше назначение состоялось 12 марта 2013 года. Знаете, когда в этой программе принимал участие нынешний Патриарх, а тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, я спросил, как он воспринял это назначение в Смоленск? Тогда он был, если не ошибаюсь, ректором Ленинградской духовной академии. Он ответил: «У нас как в армии – взял чемоданчик и вперёд ». Хочу и Вас сегодня спросить: как Вы восприняли это назначение?
– Легко. Вы знаете мою биографию и видели, как часто в последние годы происходили мои перемещения по указанию церкви. Так что для меня это привычно. Если Святейший Патриарх благословит меня на иное послушание, то я с таким же смирением направлю туда свои стопы.
– Владыка Кирилл служил здесь почти 25 лет, а потом за 4 года – уже третий епископ. Этому есть какое-то объяснение?
– Я не берусь судить о политике, которую проводит Предстоятель Русской Церкви. Ему виднее, как поступить. Но я точно могу свидетельствовать о том, что Патриарх очень заботится о Смоленской епархии. Это, действительно, место, где он провел значительную часть своей жизни, поэтому подбор кадров связан, я полагаю, с желанием более эффективно воздействовать на церковную, духовную среду здесь в Смоленске.
– Вы уже много поездили по Смоленской епархии?
– Да. График перемещений очень насыщен.
– Какие впечатления?
– Замечательные впечатления от людей, от церковной жизни. Многое очень было сделано Святейшим Патриархом за эти 25 лет. Но жизнь интенсивно меняется и сделать предстоит тоже ещё немало. Реальность предъявляет нам новые вызовы, на которые люди, в том числе церковные люди, не способны быстро реагировать. Это связано не только с экономической и политической ситуацией, но и с развитием технологий и вообще масс-медиа. Это очень отражается и на верующих Смоленской епархии.
– Действительно, времена меняются очень быстро. У Патриарха Кирилла были свои задачи, когда он приехал сюда в 1984 году – многие церкви были разрушены, приходов было мало – советская власть, короче. И его миссия была понятна. В чём Вы видите свою миссию здесь, если служение продлится не год, не два, не три?
– Очень сильно на это надеюсь, потому что Смоленск за эти полтора года стал для меня родным городом – как будто я живу здесь всю жизнь. И нет мыслей о том, что я буду куда-то переведен, впрочем, на всё воля Божия. А задачи, которые я призван решать здесь, – это продолжение того большого дела, которое начал в Смоленской епархии Святейший Патриарх, и выполнение тех поручений, которые он, уже как Предстоятель Русской Православной Церкви, дает нам. Послушание церкви – главная моя миссия.
– В светской жизни принято сравнивать регионы – где лучше, где хуже. Если перенести это на епархии, как мы выглядим на фоне других? Например, в ЦФО?
– Во многом выглядим лучше. И в первую очередь, в образовательной сфере. Здесь накоплен опыт, которого нет ни в одной другой епархии. Благодаря усилиям Святейшего Патриарха, у нас создан завершенный образовательный цикл. Начиная с православных детских яслей, детского сада, затем – православные гимназии в Смоленске и Рославле, духовное училище, которое имеет аккредитацию, и заканчивая Смоленской духовной семинарией, которая аккредитована как высшее учебное заведение. Её выпускники очень востребованы и успешны. Так что полный образовательный цикл.
– А если говорить о числе верующих? Вот что касается России в целом, то статистика насчитывает около 5% истинно верующих православных христиан.
– Эта цифра характеризует наличие тех, кого называют «практикующими верующими», то есть людей, которые раз в неделю приходят в Божий храм.
– И какова она на Смоленщине?
– Для того чтобы более или менее точно подсчитать, надо привлечь какую-то статистическую организацию, но по моим представлениям, в Смоленске и в приходах вне его их значительно больше, чем 5%. В Смоленске, например, 30 храмов и в воскресные дни все они наполнены людьми. Так что речь, по-видимому, должна идти о десятках процентов. А например, в пасхальный период в храмы приходят, я не побоюсь это сказать, 60, а то и 70% населения.
– Практикующий верующий – это тот, как я понимаю, кто регулярно ходит в церковь, знает молитвы. Вот если я не знаю ни одной молитвы – я, правда, их сам сочиняю, но это же не канонические тексты, а канонических я не знаю, – значит, я – не практикующий верующий?
– Нет, Вы точно знаете молитву. Это молитва – «Господи, помилуй ».
– Этого достаточно, чтобы называться практикующим верующим?
– Если в своём сердце и уме содержательно повторять эту молитву, то в принципе этого достаточно.
– А те, кто не исповедовался и не покаялся, имеют право?
– Конечно же. Потому что каждый из нас является чадом Божьим – осознает он это или не осознает. Здесь нет никаких проблем. Проблема лишь в собственном осознании человеком своего места в очах Божиих и своего места в церкви.
– Я хочу попросить у Вас совета.
– Пожалуйста.
– Я бы и хотел исповедаться и покаяться и мне, признаюсь, есть в чём. Но, будучи более или менее публичным человеком, я боюсь, что моя исповедь не останется в стенах церкви. У меня нет такого священника, которому бы я в этом смысле мог бы всецело доверять. Что делать?
– Просто найти такого священника. В нашей епархии их около 200. Если у Вас возникнет желание найти опытного духовного руководителя для себя, кому Вы захотите доверить свою жизнь и своё прошлое, Вы можете это сделать. А священник обязан нести эти знания в тайне, и каждый священник знает о своей ответственности перед Богом и перед людьми за разглашение тайны исповеди. Если он эту тайну нарушает, он перестает быть священником, и моя обязанность как архиерея очень строго за этим следить. Если Вы спрашиваете совета, то можете, совершенно не беспокоясь, обратиться к официальному духовнику нашей епархии, который несет по долгу службу тайну исповеди и правящего архиерея и всех священников. Это протоиерей Димитрий Сингаевский – клирик Смоленского кафедрального собора. Он готов, как мне представляется, Вас выслушать и дать опытный пасторский совет.
– Спасибо. Я подумаю. А Ваш опытный духовный наставник, он кто, если не секрет?
– Он находится в Троице-Сергиевой лавре, является духовником Московской духовной академии.
– Вы часто к нему обращаетесь?
– Стараюсь хотя бы раз в месяц быть там. Чтобы исповедаться и получить духовный совет.
– Смоленские священнослужители, Владыка, они кто? Вы ведь, вероятно, изучали биографии.
– В большинстве случаев это дети служащих. Не так много людей из деревень, в основном выходцы из интеллигенции.
– Среди смоленских священников много состоятельных людей?
– Очень трудно примерять к церкви те критерии, которые приняты в светском обществе. Как правило и как норма – священнослужители не имеют своих личных счетов. Все те средства, которые они получают в своём служении, они передают церкви и распоряжаются ими только в церковных интересах. Так что личного благополучия, как правило, нет. Все живут скромно. И даже если священник ездит на дорогой иномарке, что часто замечается светским обществом, особенно недружелюбным обществом, – то это служебная машина, и священник, оставляя приход по указанию архиерея, переходя на другое место служения, обязан всё это оставить на месте, где он служил.
– А недружелюбные к церкви люди на Смоленщине есть?
– Хочу надеяться, что нет, потому что до сего времени не получал каких-то жестких впечатлений от такой части общества. И мне радостно, что народ, живущий здесь, в большинстве своем верующий и церковный.
– 27 мая Вам исполнилось 40 лет. У нас на «гражданке» про этот период у мужчин говорят – «кризис среднего возраста». Имея в виду, что человек именно в эти годы особенно остро осмысливает свою жизнь и задает вопросы: тем ли он занимается, туда ли он идёт? Вам эти сомнения знакомы?
– Как всякому человеку, переживающему этот период, мне знакомо ощущение оценки своей прошедшей жизни, но невозможны мои размышления о том, правильно ли я путь выбрал или нет, потому что то, что есть сейчас в моей жизни, оно – необратимо. Я монах, и это необратимо. Я уже не имею возможности и права избрать иной образ жизни. Моя жизнь полностью отдана церкви, и я не считаю возможным даже помыслить о том, что может быть что-то иное.
– Владыка, авторитет Русской Православной Церкви в целом в последнее время подвергается серьезным испытаниям.
– Не согласен.
– В моём представлении и не только в моём – это так. Так вот, один из главных упреков состоит в том, что церковь или не реагирует вообще, или не осуждает многие богопротивные действия властей. Церковь участвует в очень многих проектах, выступает с различными инициативами, но никогда не критикует власть. Ничто не побуждает её это сделать – ни закон Димы Яковлева, которым запрещено американцем брать в свои семьи российских детей-инвалидов, которых никогда у нас никто здесь не возьмет и тем более не вылечит; ни потакание ксенофобии; ни борьба с правозащитниками; ни нагнетание гомофобии; ни бесконечные огромные траты на саммиты, чемпионаты и т.д. Список можно продолжить. Я понимаю, что это больше вопрос к Патриарху, но всё же – что Вы думаете по этому поводу?
– Я думаю, что в самом начале какой-то очень острой дискуссии всегда нужно определиться в понятиях. Когда Вы изначально задаете такой вектор, что всё то, что Вы перечислили, является богопротивным, то уже это требует дискуссии. А потом, уже после определения в понятиях, возможно двигаться к рассуждению о том, как церковь реагирует на те или иные вызовы. Тем не менее, я отвечу. Церковь никогда не медлила в ответе на тот или иной задаваемый ей вопрос. Но она может отвечать только выверенно, согласно Божественному откровению и опыту жизни церкви за 2000 лет. И вот тогда она отвечает очень конкретно и ясно. Церковь быстро не реагирует на те или иные ситуации не из-за того, что она не хочет ответить на этот вопрос, а из-за того, что главное призвание церкви – это молитва Богу и созерцание Бога. А уже вызовы современности – это та данность, которая сопровождает всю историю Церкви. Так что она обязательно ответит на тот или иной вопрос со стороны общества, но когда она ответит это будет очень жесткий, выверенный и ясный ответ – как это и было всегда за всю её историю.
– Хорошо. Подождем. Скажите, Владыка, когда участвуют в богослужениях губернатор или председатель Думы, Вы их как-то выделяете? Вы к ним обращаетесь отдельно?
– Во время богослужения – нет. Поскольку они, как и всякий человек, являются обычными верующими людьми. Но когда речь идёт о призвании к чему-то или обращении к народу, я считаю своим долгом подчеркнуть присутствие здесь губернатора и иных должностных лиц, чтобы обратить внимание всех на то, что здесь присутствует не только народ Божий, но представители власти. Это риторика.
– Меня, признаться, всегда коробило, когда я слышал от Патриарха Алексия во время богослужений: «Уважаемый Володимир Володимирович » или «уважаемый Дмитрий Анатольевич». Церковь ведь проповедует, что перед Богом все равны, что все мы – паства. Такое ведь тоже не укрепляет авторитет церкви.
– Я с Вами не согласен, поскольку обозначить присутствие, может быть, даже действительно и обычного человека, но при этом человека, несущего ответственность за жизнь государства, – не является грехом, а является почтением к трудам этого человека и к его ответственности.
– Задам простой дилетантский вопрос: а почему епископ Смоленский и Вяземский? Не Смоленский и Рославльский, например?
– Становление церкви связано с различными историческими событиями, древними традициями, и становление нашей епархии тоже. До революции были разные титулы архиереев, например, Смоленский и Дорогобужский. Были иные разные кафедры архиерейские здесь на этой земле. Но в данном случае этот титул обозначает те главные смысловые точки, которые сегодня должны определять жизнь епархии. Это древний город Смоленск и древний город Вязьма.
– Что интересно – нынешний Патриарх приехал служить на Смоленщину в 38 лет. Вы стали епископом Смоленским и Вяземским тоже в 38 – за два месяца до 39-летия. Невольно напрашиваются некие параллели. Есть такое выражение, Вы знаете, «плох тот солдат, который не носит в ранце маршальский жезл». Вы догадываетесь, о чем я…
– Да. Но скажу Вам, что архиерейская жизнь и так переполнена теми духовными дарами, которые дает сам Бог. Хочет ли епископ стать Патриархом? Я убежден, что нет. Потому что каждый из епископов, видя трудности в служении Святого Патриарха, видя его неустанные первосвятительские труды, не желает этого себе. Не желает не из-за трудностей, а свидетельствуя тем самым о своем недостоинстве нести этот тяжкий крест, который способен нести только тот человек, которого избирает Бог.
– Патриарх Кирилл, конечно, неординарная личность. Когда ожидается его очередной приезд?
– Мы всегда ожидаем его приезда, поскольку это его вторая родина, мы всегда рады принимать его здесь. Но Святейшему очень трудно формировать свой график, так как на год-полтора он уже заполнен ежедневным служением. Надеемся, конечно, что и в этом году Святейший Патриарх найдет возможность сюда приехать, но пока точной даты нет.
– Патриарх Кирилл как-то сказал, что у него нет друзей и не может быть в силу определенных причин. Но это Патриарх. А у епископа Исидора могут быть?
– Патриарху, действительно, в силу той чрезвычайной занятости и в буквальном смысле ангельского служения, то есть невозможности даже минуту посвятить себе, – это невозможно. Это не значит, что Патриарх отказывается от тех друзей, которые сопровождали его в жизни. Это свидетельствует лишь о том, что у него нет времени для несения дружеских обязанностей. Потому что дружить, как мы с Вами знаем, возможно тогда, когда ты способен нести крест этой дружбы. Патриарх несет крест Предстоятеля церкви, поэтому он так и говорит. Что касается меня, то у меня всё равно есть личное пространство. Я дружу с теми людьми, которые сопровождали меня в жизни – во время учёбы в духовных школах, во время моего церковного служения. У меня есть друзья.
– А епископ может дружить с губернатором? Я подумал: ведь Вы с Алексеем Островским одного поколения, почти одного возраста.
– Конечно, как и со всяким человеком.
– Как складывается Ваш обычный день, Владыка?
– Он, как правило, начинается с богослужения, которое я совершаю в том или ином храме. А потом продолжается посещением каких-то важных социальных, образовательных структур. И обычная административная работа в кабинете.
– Спасибо Вам, Владыка, большое. Всего самого наилучшего, и надеюсь – это не последняя наша встреча.
– Благодарю за приглашение в Вашу программу и за острые вопросы.

Фотогалерея Добровольцы епархиальной службы «Милосердие» поздравили бабушек в геронтологическом отделении Гедеоновской больницы с прошедшим Международным женским днем.
13.03.2019 Смоленская епархия 13 марта 2019 года, в среду первой седмицы Великого поста, в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска совершено уставное богослужение – утреня, часы, изобразительны, Литургия Преждеосвященных Даров.
13.03.2019 Смоленская епархия Фотогалерея 13 марта 2019 года настоятель храма в честь Всех Святых, в земле Смоленской просиявших иерей Геннадий Дегтяр в рамках проекта «Православная книга 2019» провел внеклассное мероприятие с учащимися 7-8 классо
13.03.2019 Смоленская епархия

12 марта 2019 года в рамках празднования Дня православной книги в литературной гостиной Смоленской областной универсальной научной библиотеки им.
13.03.2019 Универсальная библиотека 13 марта по новому стилю Церковь празднует день памяти преподобного Иоанна Кассиана Римлянина.
13.03.2019 Смоленская епархия Фотогалерея В образовательных учреждениях и в организациях здравоохранения г. Дорогобужа и п. Верхнеднепровского проведены просветительских мероприятия, посвященные профилактике абортов,
13.03.2019 Смоленская епархия

Фотогалерея 12 марта в читальном зале Краснинской центральной детской библиотеки для учащихся 6-х классов состоялся урок православия «Россия та, что будет жить в веках».
13.03.2019 Смоленская епархия 12 марта 2019 года, во вторник первой седмицы Великого поста, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил Великое повечерие в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе в сослужении клириков храма,
12.03.2019 Смоленская епархия

Оно размещено на сайте Смоленской митрополии.

«Всечестные отцы, матушки-игумении, монашествующие, дорогие братья и сестры!

В дни Успенского поста - время сугубой молитвы, хранения мира и целомудрия в сердцах наших, воздержания от раздоров и осуждения – мы вынужденно вовлечены в полемику вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда».

Дискуссии о фильме, выход на экраны которого намечен на октябрь, начались еще весной этого года, а в эти дни разгорелись с новой силой.

10 августа фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. И почему-то это событие, по мнению журналистов, настолько важно для россиян, что о нем сообщалась в самых разных средствах массовой информации, в том числе на федеральных новостных каналах. Ежегодно в России выходят в прокат десятки картин, но многие ли знают даты выдачи прокатных удостоверений?

Очевидно, что возникшая ситуация – это часть одного, очень тревожного явления нашей жизни, когда нас целенаправленно убеждают в существовании якобы раздоров, якобы жестких разногласий, якобы непримиримых позиций между определенными социальными группами, частью общественности, творческой интеллигенцией и Русской Православной Церковью. К примеру, вспомним о полемике вокруг передачи Исаакиевского собора, вокруг строительства новых храмов и иных инициатив Русской Православной Церкви, которые вызывают раздражение у определенной части общества. Мы должны понимать, что ни одна традиционная религиозная конфессия не будет оставаться в стороне, когда попираются её святыни, когда фальсифицируется история Отечества, когда деятели искусства, призванные взращивать души, забывают о нравственной ответственности, ссылаясь на право «художественного вымысла». Почему в этих ситуациях любой комментарий Священноначалия Русской Православной Церкви рассматривается буквально под лупой, отдельные слова вырываются из контекста и в итоге мы слышим в адрес Церкви обвинения в неуважении демократических свобод и гражданских прав?

Давайте задумаемся над тем, что эти события происходят в непростой для всех год столетия русских революций, в год, когда мы с особым вниманием должны вновь и вновь давать себе труд честного осмысления трагических событий, должны вместе, в единстве сохранить согласие и мир, которые защищали ценой своей жизни наши предки.

Возвращаясь к полемике вокруг фильма Алексея Учителя, порассуждаем о том, как мы должны относиться к этому фильму, которого даже не видели.

Да, не видели, но всё ли мы должны изучать на собственном опыте? Господь в Своих поучениях через Святое Евангелие призывает верных избегать греха. Святые отцы рекомендуют нам в дни принятия важных решений, в моменты трудностей и сомнений опираться на мнение опытных духовных наставников, доверять этому мнению, быть уверенными в том, что их мнение есть забота о нас, о сохранении и возрастании наших душ, о предупреждении искушений, сомнений, мыслей и чувств, отравляющих душу.

И в этом сложном вопросе мы должны опираться, прежде всего, на мнение Священноначалия Церкви. Это мнение тех, кому мы доверяем, кто, высказывая свое отношение, заботится, прежде всего, о сохранении у нас христианского отношения к происходящему, о сохранении целомудрия и чистоты наших сердец. Обращаю ваше внимание на интервью главы Патриаршего совета по культуре епископа Егорьевского Тихона и председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона. Их суждения без труда можно найти в сети Интернет.

Формируя свое отношение к фильму, будем помнить следующее.

Господь несет Свое Слово и Свою благодать через Свою Святую Церковь, святых угодников Божиих, которые молятся о нас. В сонм таких угодников Божиих Русская Православная Церковь возвела царскую семью, которая должна восприниматься нами уже не через биографию, но через житие: через исповедничество, страдание и смерть.

Святые царственные страстотерпцы во главе с помазанником Божиим царем Николаем II совершили свой христианский подвиг подобно мученикам Борису и Глебу, подобно князьям русским, уходящим ради Отечества своего в Орду, чтобы через смерть свою спасти Родину. Со смирением они приняли терновый венец, возложенный на них безбожной властью, безропотно согласились стать жертвой этой власти.

И всегда празднуя память святых царственных страстотерпцев, мы возносим молитвы об их ходатайстве за нас перед Господом нашим Иисусом Христом.

Честно ответим себе, вправе ли мы смотреть на фантазии, неправдоподобные образы, переживания, касающиеся личной жизни святых царственных страстотерпцев? Можем ли мы осмеливаться вступать в рассуждения о жизни святых, основываясь не на их подвиге, и даже не на исторических, документально подтвержденных фактах биографии, а на таких вымыслах? Достойны ли мы будем подвига наших святых предшественников, завещавших нам хранить Святую Русь с ее многовековыми религиозными и культурными традициями, сможем ли называть себя продолжателями славной истории нашей великой страны? Выполним ли мы свой отеческий долг, если допустим, чтобы эти вымыслы стали доступны нашему подрастающему поколению?

Вот о чем мы должны помнить, когда будем делать свой личный свободный выбор: смотреть или нет этот фильм.

Взирая на шумную, намеренно разжигаемую дискуссию вокруг фильма «Матильда», призываю вас помнить, что главный ответ христиан на возникающие угрозы – это подражание Христу в любви, великодушии и терпении ко всякому, творящему неправду. Именно так и первые христиане, и новомученики Церкви Русской одержали победу перед гонителями христианства.

Пусть Господь наш Иисус Христос молитвами святых угодников Божиих, святых царственных страстоперпцев дарует мир, единство нашему народу и не допустит раздоров между нами. Благословение Господне да пребывает со всеми вами!

ИСИДОР, митрополит Смоленский и Дорогобужский».

(Тупикин Роман Владимирович)

Родился 27 мая 1974 г. В 1992-95 гг. учился в Красноярском государственном техническом университете.

В 1995-1999 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1999-2003 гг. учился в Московской духовной академии. За годы учебы в Московских духовных школах нес послушания редактора сайта Московской духовной академии, заместителя редактора сайта Учебного комитета при Священном Синоде.

В 1999-2007 гг. нес послушание референта Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.

В июне-октябре 2003 г. – помощник проректора по воспитательной работе Московской духовной академии. С октября 2003 г. по август 2007 г. – помощник проректора по научно-богословской работе Московской духовной академии.

31 марта 2006 г. в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Исидор в честь святого мученика Исидора Хиосского.

16 апреля 2006 г. в Покровском академическом храме ректором Московских духовных академии и семинарии архиепископом Верейским Евгением рукоположен во иеродиакона, 19 декабря того же года – во иеромонаха.

21 августа 2007 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен ректором Ярославской духовной семинарии.

27 июля 2009 г. определением Священного Синода освобожден от занимаемой должности ректора Ярославской духовной семинарии и направлен в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси.

1 августа 2009 г. назначен на должность специалиста Управления делами Московской Патриархии по работе с епархиями и монастырями.

10 апреля 2011 г. удостоен права ношения палицы. 6 апреля 2012 г. удостоен права ношения креста с украшениями.

Настоятель московского храма свв. апп. Петра и Павла в Лефортове.

В 2010-2012 гг. – ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 77) назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы.

Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. (журнал № 135) назначен заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал №23) освобожден от должностей наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря города Москвы и заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи и избран епископом Смоленским и Вяземским.

17 марта 2013 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Даниловом ставропигиальном монастыре г. Москвы хиротонисан во епископа.

5 мая 2015 г. решением Священного Синода в связи с образованием Смоленской митрополии епископ Исидор назначен Главой Смоленской митрополии с титулом «Смоленский и Рославльский» (журнал №8).

21 мая 2015 г., в праздник Вознесения Господня, на Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Ульяновска в связи с образованием Смоленской митрополии Святейший Патриарх Кирилл возвел епископа Смоленского и Рославльского Исидора в сан митрополита.

4 мая 2017 г. решением Священного Синода из состава Смоленской епархии в административных границах Глинковского, Ельнинского, Ершичского, Монастырщинского, Починковского, Рославльского, Хиславичского, Шумячского районов и города Десногорска Смоленской области выделена Рославльская епархия. Правящему архиерею новоучрежденной епархии, включенной в состав Смоленской митрополии, положено иметь титул «Рославльский и Десногорский». Правящему архиерею Смоленской епархии иметь титул «Смоленский и Дорогобужский».

05 июня в Духовщине прошли торжества, посвященные престольному празднику Святого Духа. Участие в празднестве принял митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.


В этот день в храме Святого Духа, украшенном цветами, травами и ветками берёзами, прошла божественная литургия, во время которой был совершен торжественный Крестный ход вокруг храма.

Высокопреосвященнейший Исидор, глава муниципального образования, духовенство, жители г. Духовщина возложили цветы к монументу солдата-освободителя и могилам погибших в годы Великой Отечественной войны.

По окончании божественной литургии митрополит Исидор обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом, в котором поздравил настоятеля храма Святого Духа протоирея Олега Козловского и всех прихожан с престольным днём.



Глава муниципального образования «Духовщинский район» Б.В. Петифоров, принявший участие в праздничном богослужении, также поздравил прихожан духовщинского храма с праздником.

Позже в благословение всем прихожанам были подарены маленькие иконки Святой Троицы, а детям - шоколадки.

После торжественной службы на площади состоялся фольклорный праздник «Как берёзоньку завивали», во время которого был проведён обряд «Троица».

Праздничные мероприятия продолжил музыкальный концерт, в котором приняли участие творческие коллективы Духовщинского района.



СПРАВОЧНО.

Свято-Духовской храм построен каменным в 1811 г., освящен только в 1819. Престолов три: в зимнем храме - в честь Св. Духа, в летнем приделе в честь Успения и Архангела Михаила. К храму был приписан кладбищенский, построенный в 1834 г. в честь иконы Божией Матери «Одигитрии». Настоятелем храма был протоиерей Петр Онуфриевич Каметин, 66 лет, окончил Духовную семинарию, в сане протоиерея с 1887 г., имел орден св. Анны II степени. Священник Михаил Павлович Монсайский, 46 лет, окончил Духовную семинарию, диакон - Василий Иванович Плаксин, 33 лет, окончил Духовную семинарию. Псаломщик - Петр Сафронович Ильенков, 51 года, окончил духовное училище. При церкви имелось две школы грамотности.

В тридцатых годах все священнослужители Свято-Духовской и Никольской церквей были осуждены и расстреляны. Члены причта были проговорены к расстрелу и ссылкам

В 1989 г. приходская жизнь в Духовщине возобновилась. Богослужения совершались в молитвенном доме, одновременно восстанавливался и разрушенный храм. Первым настоятелем после возобновления был священник Богдан Демчук. 13 августа 1995 г. митрополитом Смоленским и Калининградским было совершено великое освящение храма.

Настоятель: священник Олег Владимирович Козловский.

По материалам официального сайта Ярцевского благочиннического округа http://www.yarcevoblag.ortox.ru/prikhody/view/id/1162645