Великобританский противотанковый уродец. Churchill Gun Carrier. Mk.IV Черчилль Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение Применение в бою

530 Бронирование Тип брони стальная катаная и литая гомогенная Лоб корпуса (верх), мм/град. 102 / 0° Лоб корпуса (середина), мм/град. 57 Лоб корпуса (низ), мм/град. 102 Борт корпуса, мм/град. 76 / 0° Корма корпуса (верх), мм/град. 64 / 0° Корма корпуса (низ), мм/град. 19 Днище, мм 19 Крыша корпуса, мм 16-19 Лоб башни, мм/град. 88 / 0° Борт башни, мм/град. 76 / 0° Корма башни, мм/град. 76 / 0° Крыша башни, мм 20 Вооружение Калибр и марка пушки в разных модификациях встречались: 40-мм QF 2 pounder и 76-мм Howitzer OQF Mk I в ранних версиях, а в более поздних версиях встречались такие варианты: 57-мм QF 6 pounder Mk III либо Mk V, или 76-мм пушка M3, или 95-мм гаубица, или 75-мм OQF 75 mm Тип пушки нарезная или нарезная гаубица Длина ствола , калибров 52 для 40-мм Боекомплект пушки 150 × 40-мм , 58 × 76-мм Прицелы телескопический № 24B Mk.I Пулемёты 2 × 7,92 BESA , на части машин 1 × 7,7-мм Bren Подвижность Тип двигателя горизонтально-оппозитный 12‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 350 Скорость по шоссе, км/ч 25 Скорость по пересечённой местности, км/ч 17 Запас хода по шоссе , км 250 Запас хода по пересечённой местности, км 170 Удельная мощность, л. с./т 8,85 Тип подвески индивидуальная, на вертикальных пружинах Удельное давление на грунт, кг/см² 0,93 Преодолеваемый подъём, град. 30° Преодолеваемая стенка, м 0,75 Преодолеваемый ров, м 3,65 Преодолеваемый брод , м 1,2

Пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22 ) (англ. Infantry Tank Mk IV, Churchill (A22) ) - пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны , тяжёлый по массе. Поставлялся в СССР по программе ленд-лиза . Спроектирован в 1939-1940 годах, серийно производился с 1941 по 1945 год и стал одним из наиболее многочисленных британских танков Второй мировой. Как и другие английские пехотные танки, «Черчилль» отличался устаревшей конструкцией, слабым вооружением и очень низкой подвижностью, но крайне толстая для своего времени броня (101 мм, позднее доведена до 152 мм) позволила ему относительно успешно воевать до самого 1945 года. После окончания Второй мировой, «Черчилль» вскоре был снят с вооружения к концу 1940-х годов, но некоторое количество огнемётного варианта этих танков ещё приняло участие в Корейской войне .

История создания

Танк был спроектирован англичанами с целью создать машину, способную противостоять 50 мм пушке немцев. Конструкция танка была чрезвычайно старомодной.

Серийное производство

Модификации

  • Infantry Tank Mk IV, Churchill I - базовая модификация, с 40-мм пушкой QF 2 pounder Mk IX в башне, 76-мм гаубицей в лобовом листе корпуса и 7,92-мм пулемётом BESA.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill II - 2 фунтовая (40 мм) пушка и два 7,92-мм пулемёта BESA.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill II CS - версия «непосредственной поддержки» (англ. Close Support ) с 76-мм гаубицей в башне и 40-мм пушкой в лобовом листе корпуса.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill III - модификация с новой сварной башней увеличенного размера с 6 фунтовой (57-мм) пушкой QF 6 pounder Mk III и с 7,92-мм пулемётом на месте гаубицы.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill IV - модификация с литой башней аналогичной Churchill III конструкции, с 57-мм пушкой QF 6 pounder Mk III или Mk V.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill IV NA 75 - переоборудованные в Северной Африке «Черчилли» с установкой американской 75-мм пушки M3 вместе с установкой с танка «Шерман », вместо штатной 57-мм.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill V - вариант Churchill IV
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill VI - модификация с 75-мм пушкой OQF 75 mm и дополнительной навесной защитой бортов и нижней лобовой части корпуса.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill VII (A22F) - модификация с усиленным до 152 мм лобовым и до 95 мм бортовым бронированием, усиленной ходовой частью и новой командирской башенкой.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill VIII - вариант Churchill VII с 95-мм гаубицей вместо пушки.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill IX - Churchill III и Churchill IV , модернизированные по уровню броневой защиты путём навески дополнительных бронеплит на корпус и установки новой башни до уровня Churchill VII , но с сохранением 57-мм пушки.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill IX LT - Churchill III и Churchill IV Churchill IX англ. Light Turret - «лёгкая башня»).
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill X - Churchill VI Churchill VII Churchill VII .
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill X LT - Churchill VI , модернизированные аналогично Churchill X , но с сохранением старой башни (англ. Light Turret - «лёгкая башня»).
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill XI - Churchill V , модернизированные по уровню броневой защиты до уровня Churchill VIII путём навески дополнительных бронеплит и установки башни от Churchill VIII .
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill XI LT - Churchill V , модернизированные аналогично Churchill XI , но с сохранением старой башни (англ. Light Turret - «лёгкая башня»).

Описание конструкции

«Черчилль» являлся танком классической компоновки . Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка, боевое отделение находилось в средней части, а отделение управления - в лобовой. Экипаж танка состоял из пяти человек: командира танка, наводчика и заряжающего, находившихся в башне и механика-водителя с пулемётчиком, на танках модификации Mk I выполнявшим функции наводчика и заряжающего гаубицы, располагавшихся в отделении управления.

Броневой корпус и башня

Ходовая часть

Ходовая часть являлась одной из характерных особенностей «Черчилля», на котором гусеничная лента , для повышения проходимости , была сделана охватывающей весь корпус танка. С каждого борта ходовая часть состояла из одиннадцати сдвоенных опорных катков диаметром 254 мм, ведущего колеса и ленивца. Подвеска опорных катков - индивидуальная, пружинная . Ось каждого катка крепилась на балансире, одним своим концом шарнирно крепившимся к кронштейну на корпусе танка, а другим упиравшимся в закреплённую на кронштейне пружину. Первый и последний катки каждого борта были подняты с грунта и работали лишь при преодолении танком препятствий, а 2-й, 9-й и 10-й опорные катки имели укороченный ход подвески и работали в основном при движении танка на мягком грунте. Поддерживающие катки отсутствовали, вместо них верхняя ветвь гусеницы скользила по специальным направляющим.

Гусеничные ленты - литые , безгребневые, цевочного зацепления, шириной 356 мм. На «Черчилле» применялись гусеницы двух типов - из 70 траков с шагом в 211 мм или из 72 траков с шагом в 202 мм. Роль направляющих, на танковых гусеницах обычно выполняемую их гребнем, здесь выполняли края гусеницы, по которым опорные катки катились, как по рельсам.

Использовался

Боевое применение

Курская битва

К началу Курской битвы 2-й гвардейский танковый корпус (Тацинский танковый корпус) находился в резерве командующего Воронежским фронтом , его войска располагались в районе г. Короча. Это было полностью укомплектованное и хорошо подготовленное соединение. На утро 5 июля в его составе числилось 227 танков трёх типов: Т-34, Т-70 и Churchill IV, в том числе 217 в строю и 10 в текущем ремонте. В составе 2-го гв. Ттк ударным был 47-й гв. отпп (отдельный танковый полк прорыва), располагавший 21 тяжёлым танком Churchill IV.

5 июля в 17.30 командир корпуса - полковник A. C. Бурдейный получил приказ № 005/оп от командующего фронтом - , об участии танкового корпуса во фронтовом контрударе.

Документ гласил:

Противник к 14.30 5.07.43 г. овладел Гремучий и силою до двух танковых дивизий стремится выйти на шоссе Белгород - Обоянь для дальнейшего наступления на Курск.

Приказываю:

1. Командиру 2-го гв. Тацинского танкового корпуса к 24.00 5.07.43 г. выдвинуться в район: МТС, Сажное, Лозы, Сажное, Штакор - Сажное.

Прочно оборонять вышеуказанный район. Не допустить распространения противника на север и северо-восток. Быть готовым с рассвета 6.07.43 г. во взаимодействии с 5-м гв. тк перейти в контратаку в направлении: Крюково, Крапивенские Дворы и далее на Гремучий, Белгород.

Через час командир корпуса направил командирам частей распоряжение № 029 о выдвижении и занятии обороны. Согласно ему 47-й гв. отпп должен был совершить ночной марш и сосредоточиться к 23.00 5 июля в лесу (1 км северо-восточнее Крюкова) и быть готовым контратаковать в направлении на Каменский.

Из отчёта командира 47-го гв. отпп, подполковника М. Т. Шевченко, о ходе выдвижения полка в указанный район сосредоточения:

Времени на совершение марша с 19.00 до 23.00 5.7.43 г. было недостаточно. Тяжелые танки «Черчилль», трудноуправляемые в ночное время, из-за ограничения видимости, при большом напряжении в составе полка двигались со скоростью не более 7-10 км/час. Совершение марша ночью, большое расстояние марша для тяжелых танков и ограниченная видимость привели к тому, что к указанному времени - 23.00 5.7.43 г. полк в Клюково не сосредоточился, а подошел только к 4.00 6.7.43 г. в количестве 7 танков «Черчилль». Остальные танки в количестве 14 штук отстали по техническим причинам (частично заваленные в кювете из-за плохой видимости) и сосредоточились в с. Крюково до 15.00 6.7.43 г. К этому времени было боеспособных 17 танков, 4 - по техническим причинам находились еще на марше, ожидая помощи.

Оперативная обстановка стала резко меняться во второй половине 6 июля, после выхода ударной группы 2-го тк СС на прохоровское направление. В 15.30 штаб 2-го гв. Ттк ставит следующие задачи командирам бригад и полков.

Из боевого приказа № 31:

1. Противник, танковая группа, отбросив части 23-го гв. ск на участке Лучи, Яковлево, продолжает развивать успех в северо-западном направлении.

2. Корпус имеет задачу решительными действиями совместно с 5-м гв. Стк форсировать р. Липовый Донец и ударом во фланг уничтожить противника в районе Крапивенские Дворы, клх «Смело к труду», отрезав северную группировку противника.

3. Справа наступает 5-й гв. Стк с задачей выйти на рубеж: Яковлево, Лучки.

4. Я решил в первой линии иметь две танковые бригады. Тяжелый танковый полк перед правым флангом. Мото-стрелковой бригадой прикрыться с юга. Одну танковую бригаду иметь слева. Начало наступления 16.30 6.7.43.

5. 26-я гв. тбр переправиться через р. Липовый Донец в районе Новые Лозы и к 18.00 6.7.43 г. выйти на рубеж междулесье, что 2 км восточнее клх «Смело к труду», в дальнейшем овладеть клх «Смело к труду» с задачей заблокировать подход противника с юга.

6. 47-му гв. оттпп переправиться за 26-й гв. тбр через р. Липовый Донец и к 18.00 6.7.43 г. выйти на рубеж: Смородина - Каменский. Своим движением содействуя 25-й гв. тбр выходу на этот рубеж. С выходом в район Смородино одновременно танковую роту подчинить командиру 25-й гв. тбр. В дальнейшем движением на Глушинский. Содействовать выходу 26-й гв. тбр на рубеж междулесье и на Белгородское шоссе.

Главной целью на первом этапе командование корпуса считало овладение с. Смородино. Из двух бригад, выдвинутых в первую линию, на его захват нацелили одну танковую бригаду, усилив её удар полком тяжёлых танков Мк IV «Черчилль».

Из отчёта танкового полка, о ходе проведения контрудара против левого фланга дивизии «Мёртвая голова» и правого фланга дивизии «Дас Райх», 2-го тк СС:

Согласно приказу корпуса, на 47 гв. отпп возлагалась задача: действуя впереди 25-й гв. тбр при ее непосредственной поддержке, овладеть Крапивенские Дворы, оседлать дорогу на Белгород, выйти в район Шопино, не дав возможности танкам и артиллерии противника нанести урон частям корпуса ударом в лоб или правый фланг, приняв на себя всю силу огня и подавив сопротивление противника. Началом перехода в наступление и атаки был установлен сигнал по радио - 444.

В связи с тем, что противник к 6.00 6.7.43 г. овладел Смородино, а соседи корпуса справа и слева не перешли в наступление, атака корпуса перенесена на 16.30 6.7.43 г. В 15.00 6.7.43 г. командир полка был вызван к комкору в Сажное, где получил устный приказ, из которого исходило следующее.

47-й гв. отпп совместно с другими частями корпуса, переходит в наступление в 16.30 6.7.43 г. Задача - полк переправляется через р. Липовый Донец в Нов. Лозы и действиями в первом эшелоне, впереди 25-й гв. тбр, к 18.00 6.7.43 г. овладеть Смородино, Каменский. По выходе на рубеж Смородино, Каменский и овладении ими обеспечить выход на этот рубеж 25-й гв. тбр. С выполнением этой задачи одну танковую роту подчинить командиру 25-й гв. тбр, а остальными ротами полка, наступать в направлении Глушинский, содействовать выходу 25-й гв. тбр на рубеж Междулесье, клх «Смело к труду», Белгородское шоссе.

Состояние полка к началу наступления:

Боеспособных танков - 17, 4 танка не прибыли на исходный рубеж по техническим неисправностям и находились по маршруту Песчаное к Крюково. Личный состав после отдыха, уяснив приказ, был готов выполнять задачу.

В 16.30 полк в количестве 17 танков в колонне сосредоточился у переправы Новые Лозы через р. Липовый Донец. В связи с несвоевременной явкой частей корпуса на переправу, согласно приказу комкора, полк переправился только к 18.30 и, выполняя поставленную задачу, через Непхаево колонной двигался к дороге на Смородино.

При подходе к мельнице, по направлению Смородино, полк развернулся в боевой порядок - «линию рот», в наступление пошли 14 танков, так как 3 танка при преодолении подъема из Непхаево остановились из-за обрыва гусениц.

25-я гв. тбр, которая, согласно приказу командира 2-го гв. Ттк, должна была наступать во 2-м эшелоне за 47-м гв. отпп, увидев сильное сопротивление противника и неравную, тяжелую борьбу 47-го гв. отпп с танками и артиллерией противника, в бой не вступила, а остановилась в полуразвернутом порядке сразу же при выходе из Непхаево. Несмотря на отсутствие какой-либо поддержки со стороны артиллерии, танков, пехоты, полк, выполняя задачу, повел наступление на Смородино, уничтожая на своем пути танки и артиллерию противника.

Независимо от того, что отсутствовала поддержка со стороны 25-й гв. тбр, полк левым флангом ворвался в деревню Смородино, но, встретив сопротивление большого количества танков и артиллерии, потеряв при этом 6 танков сгоревшими, 3 подбитыми, 5 человек убитыми и 13 ранеными, отошел на 500-700 м от деревни, ведя огонь с места в ожидании помощи со стороны 25-й гв. тбр.

25-я гв. тбр так и не пошла в наступление, а полк, не имея возможности продвинуться вперед, вел огонь с места на достигнутом рубеже. За это же время нанесен следующий урон противнику: сожжены 3 Т-4, подавлены 4 88-мм пушки; уничтожено до 50 солдат и офицеров.

Английские танки Мk IV «Черчилль» 47-го гв. оттпп, имели более толстую броневую защиту, чем у «тридцатьчетверки», но из-за отсутствия танковой, артиллерийской и пехотной поддержки от 25-й гв. тбр или со стороны корпуса, понесли такие неоправданно большие потери в технике и личном составе.

В целом танк считался неудачным, и сам Уинстон Черчилль говорил:

«Танк, носящий моё имя, имеет больше недостатков, чем я сам!»

У советских танкистов этот танк вызвал отрицательное отношение, поэтому ему было присвоено название БМ-5 (Братская Могила на пятерых)

Танк Черчилль в компьютерных играх

Танк Черчилль можно увидеть в следующих видео играх:

Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей ее применения в бою во многих компьютерных играх часто далеко от реальности.

См. также

Примечания

Литература

  • М. Барятинский. Пехотный танк «Черчилль». - М .: Моделист-конструктор, 2003. - 32 с. - (Бронеколлекция № 6 (51) / 2003). - 3500 экз.
  • B. Perrett. Churchill Infantry Tank 1941-51. - издание 2002. - London: Osprey Publishing, 1993. - 48 p. - ISBN 1-85532-297-8
  • D. Fletcher. The Great Tank Scandal. British Armour in the Second World War. - издание 1993. - London: HMSO, 1989. - Vol. 1. - 141 p. - ISBN 0-11290-460-2

Ссылки

  • Britain’s Infantry Mk IV Churchill, A22 . World War II Vehicles . Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012.
Одна из модификаций танка «Churchill» с улучшенной бронёй, новой сварно-литой башней, круглыми эвакуационными люками, усиленной подвеской, 75мм пушкой и т.д. Применялся в конце войны 1944-45гг. и послевоенное время.

Бронирование

Главный плюс танка это его . В передней части оно может доходить до 200мм, что доставляет большие проблемы противнику, т.к. среднее бронепробитие на 6 уровне всего 150мм. Как видим на рисунке, лобовая часть равна 152мм, а лист толщиной в 60мм находиться под большим наклоном. Командирскую башенку выцеливать бесполезно. Урон может проходить через катки, если сбита гусеница.


Бронирование бортов тоже приличное. 95-140мм не каждый тяжёлый танк 7 уровня пробивает.


К сожалению корма бронирована очень слабо всего 50мм. И при попадании в корму танк частенько горит


Про бронирование башни хочу сказать отдельно. Т.к. она сварно-литая, то ею можно спокойно , но только на 6-7 уровнях.

Ходовые показатели

На Churchill VII устанавливаются 2 двигателя: стоковый - Meadows D.A.V. (мощностью 300 л.с.) и топовый - Bedford Twin-Six (350 л.с.). Разница в 50 л.с. не ощущается на таком танке массой в 40 тонн. Хорошей бронёй надо платить подвижностью (максимальная скорость всего 20 км/ч)

Вооружение

На танк устанавливается большой ассортимент вооружения из 5 стволов: 1. Стоковая- QF 6-pdr Gun Mk. V (пробитие 110мм, но урон всего 75НР- на 6 уровне очень низкий разовый урон, но из за высокой скорострельности ДПМ=2045НР), 2. 75 mm Gun Mk. V (с пробитием 91мм и уроном 110НР, очень низкое пробитие), 3. 3.7-inch Howitzer (фугасница) (пробитие 47мм и урон 370НР), 4. 75 mm Vickers HV (пробитие 145мм, урон 135НР), 5. Топовая OQF 77 mm Gun Mk. II (с пробитием 148мм и уроном в 140НР). Если вы любитель таких танков как Churchill, то вы можете исследовать и предыдущих 4 ствола, т.к. топовое орудие идёт отдельно (по ветке прокачки) в отличие от других орудий.

Тактика применения

Черчилль лучше чувствует себя на городских картах, т.к. имеет низкую подвижность. Танковать лучше обратным ромбом. Башня расположена ближе к центру танка, и высовывая переднюю часть, вы можете остаться на гусле, а башня ещё будет за укрытием. Вас так быстро отправят в ангар. Если есть места, где выглядывает только башня, то смело занимайте их.

Модули

1 - Вентиляцию.
2 - Маскировочную сеть (пушка точная)
3 - на усмотрение (например, усиленные приводы наводки)

Экипаж

Для экипажа пойдут следующие перки:
1.Командир (лампочка, боевое братство, ремонт и эксперт)
2.Наводчик ( , боевое братство, плавный поворот башни и снайпер)
3.Механик-водитель (король бездорожья, боевое братство, плавный ход и виртуоз)
4.Радист (радиоперехват, боевое братство, ретранслятор и из последних сил)
5.Заряжающий (пожаротушение, боевое братство, бесконтактная боеукладка, отчаянный)

Итог

Наверное, большинство игроков интересуются: «Установиться ли топовое орудие на стоковую ходовую?». Отвечаю: «На стоковый Churchill VII устанавливается и топовая башня и топовое орудие без замены ходовой».

На этом мой гайд заканчивается, удачи на полях сражений!

Подготовил:DenzelVashington1

Churchill VII — тяжелый танк Британии 6 уровня. По сравнению со своим предшественником обладает усиленным бронированием. За это приходится расплачиваться низкой скоростью и посредственным вооружением.

Прокачка

  • Для исследования Churchill VII требуется 27.000 единиц опыта. Предыдущий танк — Churchill I;
  • Первым делом изучаем топовую ходовую. Без нее нельзя установить топовую башню и двигатель;
  • Затем изучаем башню. Она обладает увеличенным бронированием и обзором, а также позволяет установить топовое орудие;
  • Изучаем и ставим топовое орудие, которое отличается лучшим пробитием и уроном;
  • До получения элитного статуса остается исследовать следующий танк в ветке — Black Prince. Для этого требуется 54.000 опыта.

Топовая комплектация

Обзор

Churchill VII является дальнейшим развитием идей Churchill I. По сути, все недостатки и достоинства первого «Черчилля» были унаследованы седьмой модификацией.

Тактика игры также осталась в целом неизменной: в топе - это продавливание обороны противника, в боях 7-8 уровня - это поддержка атаки либо защита отдельных направлений. Так же очень удобна игра «обратным ромбом».

Эта тактика позволяет вытанковывать очень много урона за бой даже от танков на уровень выше. Но нужно следить за тем, под каким углом повернут танк к врагу, иначе получение урона неизбежно.

Так же не стоит сильно надеяться на броню при встрече с танками, у которых орудие имеет высокое пробитие.

Преимущества

  • Крепкое бронирование
  • Много HP
  • Высокий урон в минуту

Недостатки

  • Медленная скорость
  • Габаритный корпус
  • Плохая поворотливость
  • Плохой угол склонения орудия

Умения и навыки экипажа

Оборудование

Как играть

Churchill VII создан для продавливания обороны за счет небольшого преимущества в бронировании. Из-за низкой скорости на базу вернуться будет проблематично, поэтому выбираем направление и отправляемся в победное шествие. Скорострельное орудие позволяет вести непрерывный огонь по танкам противника, наносить критические повреждения и сбивать гусеницы.









Историческая справка

Не имея возможности увеличить мощь вооружения, военное руководство пошло по пути усиления броневой защиты, что было особенно важно в преддверии высадки в Нормандии. Так возникла модификация Churchill VII.

Лобовую броню корпуса на ней довели до 152 мм, башни - до 95 мм. Конструкция башни стала смешанной - литой, с вварной катаной крышей. Появилась вращающаяся командирская башенка.

Масса машины возросла до 41 т, скорость снизилась до 20 км/ч. Пришлось усилить элементы ходовой части - подвеску и гусеницы. Была изменена форма смотрового люка механика-водителя и эвакуационных люков в бортах корпуса.

Страны не только воевали между собой за территории и свободу. Это была еще и гонка вооружений, начатая задолго до США и СССР. Каждая страна стремилась создать свое самое совершенное оружие, с которым она выступит на поле боя, и противник будет повержен. Немецкое руководство уделяло достаточно внимания вооружению и амуниции. Не отставали от Германии и другие государства. В частности, Великобритания. Конструкторам удалось создать отличный пехотный танк, который они назвали в честь тогдашнего премьер-министра - Черчилль.

История создания

Впервые об изменении внешнего вида танка заговорили в 1939 году, когда потребовалось модифицировать предыдущие танки - Матильда и Валентайн. Все-таки оружие имеет обыкновение устаревать, поэтому было необходимо создать нечто более современное. Контракт на разработку нового танка был получен двумя компаниями - Королевским Арсеналом в Вулвиче и «Харленд и Вольф», находящейся в Северной Ирландии. Работа велась полным ходом, и уже через год оружейники представили первую модель. Что же предполагала конструкция?

Предполагалось, что новая машина будет медленным (поскольку предыдущие модели были пехотными танками), сильно защищенным сооружением, пригодным только для борьбы с укреплениями (низкая скорость, большой калибр, мощная стрельба), а также возможность преодоления различных препятствий - через колючую проволоку, по минным полям. Предыдущие модели отличались легкостью, но быстро ломались и приходили в негодность. Много моделей танков осталось после трагической операции в Дюнкерке. Британское правительство решило создать нечто новое, более совершенное.

Новая модель А 22 создавалась с учетом новых передовых технологий: броня не менее 60 мм, скорость увеличена до 16 км в час. Пушки и пулеметы размещались по бокам танка. Гусеница охватывает танк целиком для удобного и более маневренного преодоления препятствий. Двигатель был 12-цилиндровым. Разработки велись в авральном режиме, это и понятно. Надвигалась война, битва за Британию была не за горами. Чертежи рисовались быстро и сразу поставлялись на завод, чтобы конструкторы начали свою работу как можно скорее. В течение всего 1940 года велись испытания новой машины. Первым ее начал выпускать завод Воксхолл Моторс. Однако несмотря на спешку, первые танки покинули конвейер лишь спустя полгода, летом 1941 года. За невозмутимость и толстокожесть они получили новое имя в честь премьер-министра Великобритании - Черчилль.

Новое орудие в войне

Черчилль был пехотным танком, предназначенным для глубоких траншей и слишком грязной или непроходимой местности. Немаловажное значение имела и защита танка. Размер и вес машины должны быть не слишком тяжелыми, но и не быть пушинками, чтобы первый артиллерийский огонь не смел танк с лица земли. Инженеры, работавшие над моделью, добавили несколько небольших дорожных колес, которые соединялись пружинами.

Более новая модель была оснащена 12-цилиндровым двигателем с мощностью 350 лошадиных сил, обороты составляли 2200 в минуту, что позволяло развить довольно приличную для танка скорость - 26 км в час. Управление танком было более удобным, Черчилль был более маневренным, мог делать развороты на месте. Управление облегчалось за счет соединения с гидроприводом. Конечно, в условиях военного времени в танк вносились различные изменения, но большей частью они касались вооружения. Вместо гаубиц, которые стояли на предыдущих вариантах танков, появились пулеметы или те же гаубицы, но с большим диаметром. Коснулись изменения и пушки - 2-дюймовые заменились на 6-дюймовые. Танк рассчитывал вместить в себя 5 человек - в башне находились командир, наводчик, заряжающий, а нижний отсек танка предназначался для механика-водителя и стрелка-радиста.

Гусеницы танка были сделаны таким образом, чтобы машина не проседала на сухом грунте - они целиком охватывали весь корпус танка, несколько колес-катков оснащались короткой подвеской как раз для этих целей. Ведущими были задние колеса. Надо сказать, что первые модели танков были не защищены от всевозможных ударов и взрывов. Однако, начиная с 1942 года инженеры и конструкторы покрыли гусеницы полками и броневыми листами. Корпус танка был короче, чем гусеницы. Объяснялось это просто: нужно было повысить проходимость танка, способность преодолевать глубокие препятствия - ямы, траншеи, канавы. Но в то же время это был и существенный недостаток, так как из-за короткого корпуса и длинных гусениц обзор водителя был также ограничен.

Стоит отметить, что двигатель нового танка работал на бензине, а не на солярке (дизельном топливе), как многие предыдущие модели. У машины было шесть топливных баков, седьмой крепился снаружи. Еще одной характерной особенностью Черчилля было его управление - там не было ни рычагов, ни рулевого колеса. Танк управлялся штурвалом, наподобие тех, что стоят в самолетах. Он позволял танку успешно и легко маневрировать, устанавливать скорость каждой гусеницы. На основе А 20 и 22 затем стали выпускать серийные танки под тем же названием, появлялись Черчилли 1 до 11. И у каждого танка была своя модификация.

Тяжелый танк

Черчилль был тяжелым танком не только в Великобритании, его широко использовала Ирландия, а также по программе ленд-лиза они поставлялись и в СССР. Уже в 1942 году первые британские «гости» прибыли на советскую землю для участия в войне. Первая битва, в которой участвовал Черчилль - . Это поистине было боевое крещение машины. Конечно, нашими специалистами и солдатами были выявлены как достоинства, так и недостатки танков: они плохо ездили по льду, не сцеплялись с поверхностью. В условиях полного бездорожья они застревали и не могли пройти дальше. Но, тем не менее, положительные стороны тоже присутствовали: это и легкая управляемость, и крепкая и мощная броня, обеспечивающая защиту экипажа внутри.

Главным достоинством была толстая броня спереди. Следующая модель Черчилля - Марк 7 - уже имела толщину до 152 мм. Постепенно броня утолщалась по всему корпусу. Немецкие командиры не знали, как победить такую машину. Пока не сконструировали Тигр. Однако и англичане не остались в стороне - Черчилль постоянно модифицировался и перевыпускался.

Использовался танк почти на всех фронтах. Англичане бросали его и в Африку, и в Европу. Конечно, случались и неудачи - самой крупной была военная операция по освобождению оккупированного французского города Дьеппа. Многие машины затонули, некоторые были сразу же обстреляны немецкими солдатами. Те же «счастливчики», кто добрался до берега в целости и сохранности, увязли в каменистом пляже, поскольку гусеницы не были рассчитаны на такую поверхность.

Тем не менее, танк Черчилль заслужил доверие соотечественников, потому что имел отличную защиту - броня была практически непробиваемой. Хотя многие военные историки признаются, что танк был далек от настоящей стоящей машины для войны, имея больше недостатков, нежели достоинств.

А это совершенно незаслуженно забытый плод британского танкостроительного гения - Churchill 3 inch Gun Carrier A22D. Если вы думали, что это просто бронесарай на гусеницах, то вы жестоко ошиблись это между прочим ПТ-САУ, а не хухры-мухры.
Разработка данной самоходной артиллерийской установки была начата в 1941-м году по инициативе британских военных, которых не удовлетворяла низкая огневая мощь пехотных танков "Churchill" и "Valentine" (другая "ветка" танков, крейсерских, впрочем тоже страдала из-за этой проблемы), попытки же её увеличить упирались в невозможность установки более крупнокалиберного орудия в башню из-за её ограниченных габаритов. В связи с этим было принято решение на разработку самоходного орудия поддержки, вооружённого 76-мм орудием на основе баллистики зенитной пушки "QF 3-inch 20 cwt".
Как именно выглядят противотанковые САУ и как их делать в Англии не знал никто, а те кто догадывался к разработке явно допущены не были. Таким образом был взят "Черчилль", на шасси водрузили прямоугольную неподвижную рубку креативного дизайну, в лобовом листе которой была вырезана большая круглая амбразура (какие такие орудийные маски? Это что вообще такое?) для 3-дюймовой пушки, имевшей крайне малые углы вертикального и горизонтального наведения. Расчет обслуживал орудие стоя. Очень удобно и инновационно - меньше протираются казенные штаны.

На выходе получилось совсем смешно: заказ составлял 100 экземпляров, но военное министерство ВНЕЗАПНО выяснило, что 3 inch Gun Carrier теперь нафиг не нужен - ибо на нормальные "Черчилли" инженеры коварно установили 6-ти фунтовые орудия. Заказ сначала сократили до 24 машин, потом решили все-таки выпустить исходные 100 (их начали собирать, не выбрасывать же собранное на помойку?), но потом опять сократили до 50 экземпляров... К концу 1942 со скрипом наклепали 50 монстров и столь же ВНЕЗАПНО оказалось, что военные от него шарахаются: у всех воюющих держав уже были нормальные ПТ-САУ, а ездить на этом - себя не уважать. В итоге все имеющиеся 3 inch Gun Carrier никуда дальше Британских островов не уехали, в боях нигде и никогда не участвовали, часть из них переделали в минные тральщики, оставшиеся использовались на полигонах, как тренировочные. С тем печальная история "Черчилля" как ПТ бесславно закончилась. Бренные останки единственного данного девайса валяются на свалке Бовингтноского музея. (П.С. описательная часть сего агрегата взята у gunter_spb ибо лучше не скажешь)


Единственный уцелевший кошмарик ждет очереди на реконструкцию на задворках Бовингтона.

Оригинал взят у