В каком храме проходит соборование. Что такое соборование в церкви и как к нему готовиться. Можно ли помазать умирающего

Сейчас, в начале Великого поста, многие церковные люди приступают к одному из – таинству Елеосвящения, или Соборования. Однако широкому кругу людей таинство Соборования не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется… Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Рассказывает протоиерей Валентин АСМУС.

Соборование: прощение забытых грехов

Фото Юлии Маковейчук

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения . Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.


Из глубины веков

Фото Юлии Маковейчук

Таинство Елеосвящения , как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Материал по теме


Таинства Православной Церкви - это не человеческие изобретения, все они были установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании.

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес…” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Фото Юлии Маковейчук

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число ? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг… Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах. И только в XIX веке святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию , и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.

Соборование: два варианта, одна суть

Фото Юлии Маковейчук

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период , реже – Рождественского.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов.

Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

Фото Юлии Маковейчук

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Соборование: как не надо

Фото Юлии Маковейчук

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Фото Юлии Маковейчук

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

А в завершении – практический совет читателям “Фомы”. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

В православии существует семь таинств, одним из которых является Соборование, или Елеосвящение. Однако многие люди, даже периодически посещающие храм, не знают, как проходит Соборование. При этом оно имеет не меньшее значение, чем Исповедь или Причастие.

Это таинство, во время проведения которого человека помазывают освященным маслом (елеем) и призывают Благодать Святаго Духа для исцеления душевных и телесных недугов, а также отпущения забытых грехов.

Для его совершения, в соответствии с заповедью ап. Иакова, собирается семь пресвитеров, то есть собор. Это символичное число, которое неоднократно упоминается в Священном Писании.

Например, Нееман семь раз погрузился в воды Иордана и был исцелен. Но в современной практике все чаще проводят 2–3 батюшки. Далеко не в каждой церкви служит достаточное количество священников, но благодать Елеосвящения от этого не уменьшается.

Вокруг таинства Соборования ходит множество суеверий. Далеко не всем известно, что это и для чего делается, как пройти этот обряд. В народе прижилось мнение, что собороваться нужно только перед кончиной. Это самый распространенный домысел. Но существует и другое, не менее популярное мнение – с Соборованием связаны определенные обеты, например, уход в монастырь или запрет вступать в брак. Все эти предрассудки никак не подтверждаются православным учением. Но многие люди верят в них и избегают этого таинства.


Главная цель – молитва о духовном и телесном исцелении, отпущение особых прегрешений, которые не могут быть исповеданы на таинстве Покаяния.

Собороваться полезно каждому христианину – и физически здоровому, и больному. Православие, прежде всего, борется духовными недугами и нацеливает человека на праведную жизнь.

Интересно! Последние новости о на официальном сайте

Для чего нужно Соборование

Если понять суть этого таинства, то станет ясно, зачем нужно собороваться. Согласно православному учению источником телесных недугов прежде всего является грех. Исключение составляют лишь болезни, посланные по Промыслу Божьему для укрепления веры и духовных сил человека. Но они составляют лишь малую часть от общего числа.

Каждому верующему известно, что для отпущения грехов существует исповедь. Но некоторым делам и поступкам человек не придает значения или не считает их греховными, вследствие чего не раскаивается.

Однако они оказывают отрицательное влияние на душу, омрачают и отяжеляют ее. Для чего нужно Соборование? Елеосвящение предназначено для избавления от этого груза.

Предварительно желательно исповедаться, поскольку таинство тесно связано с покаянием. Во время Елеосвящения собор служителей церкви просит у Господа даровать человеку телесное здравие и отпущения особых прегрешений:

  • давних и забытых;
  • совершенных в неведении;
  • которые невозможно исповедовать на данный момент и загладить добрыми поступками.

Последний пункт в большей степени касается тяжелобольных людей, которые в силу телесной немощи уже не могут рассказать обо всем духовнику.

Но не стоит думать, что Елеосвящение способно заменить Покаяние. Во время этого таинства отпускаются грехи, которые не были названы на исповеди не по желанию их скрыть, а по забывчивости или незнанию.

Когда проводится Елеосвящение

Помазывание больных святым елеем практиковалось еще в апостольские времена. Соборование совершали в любое время, когда бы ни потребовалось – в праздники, в посты, днем и ночью. Сам Господь подавал исцеление болящим, когда они об этом просили, и не приурочивал к каким-либо определенным событиям. Таким образом, таинство Елеосвящения проводится в тех случаях, когда в этом есть необходимость.

Познавательно! Расписание богослужений в на Бауманской

Соборование в церкви совершается для всех православных христиан во время Великого и Рождественского поста, перед некоторыми особо чтимыми праздниками.

Верующие узнают об этом заранее – на доске объявлений или дверях храмах обычно размещают специальное объявление, когда проводится Соборование.

Для тех, кто не может самостоятельно дойти до храма, Елеосвящение проводится на дому в любое время.

Как проходит Соборование

Первоначально священнослужители устанавливают аналой с Евангелием. Около него ставят стол, на котором размещают блюдо с пшеницей, в центре находится сосуд с елеем. Также в зерно ставят 7 свечей и 7 кистей для помазания (по числу чтений из Священного Писания). Пшеница символизирует зародыш жизни.

Каждый верующий держит в руках горящую свечу. Она является знаком горячей молитвы и того, что Христос – свет нашей жизни.

Чинопоследование состоит из:

  • умилительного канона, объясняющего силу этого Таинства,
  • тропарей,
  • семи чтений из Апостола,
  • семи чтений из Евангелия,
  • семи молитв.

После каждого круга чтений верующих помазывают освященным елеем. В это время перечисляются имена всех присутствующих и возносится молитва о даровании здравия. Под конец на головы прихожан возлагают Евангелие, которое располагают письменами вниз. Это тоже символ – исцеляющая рука самого Христа.

Важно! Соборование в Рождественский пост проводится достаточно редко. Но в некоторых приходах сложилась такая традиция. Лучше заранее обратиться к священнику, и уточнить этот вопрос.

Кому разрешено собороваться

Таинство Елеосвящения проводится только над членами Церкви Христовой. Древние чины предполагали самоличное чтение Символа веры. Поэтому к нему не допускаются:

  • представители других религиозных конфессий;
  • исключенные из церкви;
  • те, на кого наложена Епитимья, отстраняющая от этого таинства.

Но для представителей последней группы существует исключение – скорая смерть. Если в результате человек обретает исцеление, то он возвращается к несению Епитимьи.

Чтобы понять, кому можно собороваться, следует выделить тех, кто к нему не допускается. К этой категории людей относятся:

  1. Больные, находящиеся в сумасшествии;
  2. Люди без сознания.

В таком состоянии человек не может принимать полноценное участие и ощущать нисходящую на него Благодать. К подобным случаям относятся приступы эпилепсии, сон, летаргия и т.д.

Не допускается совершение Елеосвящения над детьми, не достигшими 7-ми летнего возраста. Младенцы еще не имеют грехов. А во время совершения Таинства просят у Господа прощения всех совершенных прегрешений – вольных и невольных, мыслимых и немыслимых.

Познавательно! Защитник от всякого зла кто это такой

Отдельно стоит сказать о людях, которые могут, но по каким-либо соображениям не хотят участвовать в таинстве Елеосвящения. С ними можно провести беседу, рассказать о важности этого действия, но насильно принуждать нельзя. Пользы такой поступок не принесет.

Зачем нужно собороваться

Это не волшебство, которое исцеляет человека от всех болезней. Во время совершения таинства возносятся молитвы о даровании Господом здравия и отпущения грехов. Но не тех, которые называют на Исповеди, а незамеченных, забытых или совершенных неосознанно.

Душа нуждается в регулярном очищении от тяжкого груза. Прежде всего, человек должен получить исцеление духовное, после чего уже может последовать и наступление телесного здравия.

Известно много случаев чудесного выздоровления. Однако каждый человек получает по вере своей. И воспринимать Елеосвящение как некий магический ритуал ни в коем случае нельзя.

Без покаянного настроя, искреннего желания очищения души и принятия Благодати Божией пользы от него не будет. Елеосвящение побуждает прихожан задуматься о своей жизни, совершенных делах и спасении души. Главная цель Соборования – это стремление к очищению и праведной жизни.

Для тяжелобольных людей, которые не в состоянии самостоятельно добраться до церкви, проводится Соборование на дому. Для этого необходимо заранее рассказать батюшке об этой необходимости и договориться о времени проведении.

Возможно, участвовать в Елеосвящении смогут все домочадцы. Лучше сразу обговорить этот вопрос, поскольку каждый человек должен соответствующим образом настроиться на раскаяние.

Важно! Узнать, сколько стоит Соборование на особых условиях, дома, можно у священника. Чаще всего размер пожертвования зависит от возможности человека. Для людей, находящихся в особой нужде, Елеосвящение проводят бесплатно.

Перед началом Соборования необходимо произвести некоторые приготовления:

  1. Установить в комнате больного стол, накрытый чистой скатертью. Желательно, чтобы он находился в углу перед иконами.
  2. Поставить на него блюдо с зернами пшеницы. За неимением такового можно использовать любой другой злак – рожь, просо или рис.
  3. В центре блюда поместить пустую лампадку, предназначенную для освящения елея.
  4. Вокруг лампадки установить 7 свечей.

Кроме этого, на столе должны стоять отдельные сосуды с маслом и небольшим количеством красного вина. Здесь же располагают святое Евангелие и крест с распятием.

Как пройти Соборование в церкви

Перед тем как принять участие в таинстве Елеосвящения, необходимо взять благословение у духовника. В назначенное время прийти в храм, купить свечу и записаться в церковной лавке. Имена потом зачитывает священник во время совершения Соборования.

Хорошо, если человек смог предварительно исповедаться и причаститься. Поскольку Соборование обычно проводится в Великий пост, то его соблюдение является обязательным для каждого верующего.

Для посещения церкви нужно выбрать скромную и простую одежду. При этом область шеи, ладони и лоб должны быть открытыми.

С собой необходимо взять кусок ткани, которая обладает хорошими впитывающими свойствами. Она нужна для вытирания излишков масла с лица и тела.

Также часто приносят бутылку с маслом, которую ставят на специальный стол. Потом ее забирают домой. Елеем разрешается крестообразно помазывать любые больные места и понемногу добавлять в пищу.

Дать точный ответ на вопрос, сколько длится таинство Елеосвящения, невозможно. Все зависит от количества священников и участвующих прихожан. Чаще всего – не менее часа, а в некоторых случаях и гораздо дольше. Поэтому всем верующим стоит запастись терпением и смирением.

Нужно быть готовым к тому, что во время Елеосвящения придется бороться с искушениями. Если будут одолевать грешные помыслы, то лучше занять свой ум молитвой. Это и есть проявление веры – преодоление собственной слабости и испытаний, посылаемых дьяволом.

Полезное видео

Подведем итоги

Соборование – не панацея от всех болезней. Это возможность очистить душу от груза забытых, совершенных в неведении грехов, испросить у Господа помощи в исцелении. Если возникают какие-либо сомнения в целесообразности совершения таинства Елеосвящения, то всегда можно обратиться к священнику, который с радостью расскажет, что такое Соборование и как оно проводится.

Здравствуйте! Наступил Великий пост и многие верующие стремятся прийти в храм на Соборование. Распространилось мнение, что в этом случае отпускаются все забытые вами грехи. Так ли это? Попробуем разобраться, что такое Соборование в церкви на основании высказывании священнослужителей.

Елееосвящение — великое Таинство


Соборование в 2018 году. Расписание можно посмотреть в том, храме, который вы посещаете. Во многих храмах обряд проводится в воскресенье. Прежде, чем отправиться в храм, вы должны подготовиться. Что нужно взять с собой? Прежде всего, свечи, немного масла, салфетку или небольшое полотенце, можно взять священный кагор, как пожертвование.

Одеться нужно так, чтобы священник смог без препятствий наложить крест елеем на определенные участки тела.

Нужно ли поститься? Так как обряд проводится в дни Великого поста, то многие верующие соблюдают пост. Если по каким-то причинам пост не соблюдается, необходимо соблюдать ограничения в пище.

Как проходит Таинство? Священнослужитель прочитает по семь стихов из Евангелия и посланий Апостолов. После каждого прочтения последует крестообразное помазание лба, щек, рук и груди соборующегося священным елеем. После прочтения 7-го стиха священнослужитель возложит на голову человека раскрытое Евангелие и помолится о прощении его грехов.

Как пройти обряд в храме:

  • Сначала надо подготовиться душой, чтобы правильно принять это Таинство.
  • Внимательно слушать богослужение.
  • В начале чинопоследования читаются молитвы и канон.
  • Затем - отрывки из Нового Завета.
  • имена всех присутствующих.
  • Затем проводится освящение елея и помазание с произнесением особой молитвы.
  • По окончании молитвы он возлагает на головы присутствующих Евангелие, читает молитву.
  • Далее на смену приходит другой священник, и все повторяется снова.

Исторические сведения

В Великий пост во все времена верующие спешили в храмы, чтобы пройти Таинство Елееосвящения. Но в настоящее время православные богословы не пришли к однозначному мнению, можно ли собороваться здоровым людям.

Совершение Соборования при большом скоплении народа появилось в Русской Церкви только в последние годы. Скорее всего причиной стало материальное соображение: ни для кого не секрет, что массовый приход верующих приносит хорошую материальную добавку для церкви.

О помазании здоровых людей нашли записи в рукописях Х века. Но там написано, что помазание принимали как сильно болящие люди, так и домочадцы. В греческой рукописи XI века также говорилось о том, что Елееосвящение проводится для больного и всех живущих в этом доме. Елеем помазывали также дом, двери, стены комнат, считалось, что болезнь человека влияет на окружающих, а также на все вокруг. Таинство совершалось в благоговении и молитве, направленной на болящего. Все присутствующие со всей душой просили о его исцелении.

Цель Таинства...


Целью Таинства было помазание тяжело больных людей, которые сами не могли посещать церковь. К больному в дом приходили семь священников, которые благоговейно произносили молитвы. Считалось недопустимым, чтобы один священник читал все семь молитв. Должен быть один больной и 7 священнослужителей, а не 700 больных и 1 священник.

Нередко серьезное, таинственное Соборование на дому давало чудесное исцеление, ведь собиралось 7 священников, которые усердно молились над болящим.

Сегодня это потерялось в погоне за «охватом» и материальной составляющей. В настоящее время число 7 считается только библейским элементом, а не обязательным символом чинопоследования.

Можно ли помазать умирающего?

На Западе чинопоследование воспринималось как «последнее помазание», совершали его только над лежащими на смертном одре. Для этого нет оснований, ведь целью помазания является исцеление болящего, а не напутственные молитвы перед смертью.

Часто священник, вызванный к лежащему на смертном одре, совершал сразу три таинства — одно за другим, ведь нередко умирающий уже не мог исповедоваться. Такое Елееосвящение освобождало его от тяжести тех грехов, в которых он очень хотел, но не успел покаяться.

Веществом для чинопоследования было только оливковое масло, но оно было слишком дорогим, да и в отдаленных деревнях России его было не найти. Тогда его стали заменять растительным маслом. Но эта замена считается искажением церковной традиции.

Еще одна сложность при стечении большого количества людей: священник не успевает прочесть имена всех пришедших, поэтому многие века запрещалось помазать здоровых людей.

До революции диаконам выдавались грамоты, где говорилось, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека». Здоровый человек должен сам прийти на исповедь, а потом причаститься.

Да и молитва, которая произносится при возложении Евангелия на голову больного в который раз подтверждает, что Соборование – это способ воссоединения с Церковью отпавших от нее не по своей воле, а из-за болезни.

Известно, что с IV века Елеосвящение стали проводить не только в доме у больного, но и в храме.

Тяжелобольного человека приносили в храм на носилках. Многие люди получали исцеление, ведь за него молились сразу много людей.

Проходить ли Соборование здоровому человеку?


Великим постом все верующие стараются собороваться, а потом исповедаться (если до этого не исповедались) и причаститься. Когда проводится помазание? Рождественским или Великим постом.

Соборование – одно из семи Таинств в православии, которое совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Прощаются только забытые грехи, а не специально утаенные.

Совершается семикратное помазывание некоторых частей тела верующего освященным елеем. Над верующим читается молитвы Апостола и Евангелия.

Безусловно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями надо. Как часто? Бытует мнение, что в течение одного заболевания можно пройти Елеосвящение только 1 раз. Но оно не нашло серьезных оснований.

Так могут ли здоровые люди принимать таинство Соборования? Если есть желание, то это не запрещается. Но это не обязательно, тем более несколько раз. Если появился какой-то сильный недуг, то можно несколько раз в течение года.

Соборовать детей до 7 лет можно, если они тяжело больны. А вот приводить их на общее Соборование совсем не обязательно.

Начинать Соборование лучше всего с покаяния перед Богом в серьезных грехах и причастия, а потом приходить на общее Соборование, так как оно не заменит ни исповедь, при причастие.

Важно помнить, что покаяться перед Богом, рассказывая священнику, надо в таких серьезных грехах, как:

  • убийство, в том числе аборты,
  • блуд, прелюбодеяние, сожительство в «гражданском браке», то есть без регистрации,
  • обращение к другим религиозным практикам, гадалкам, магам,
  • вызывание духов и других тяжких грехах.

В этом случае обязательно надо исповедоваться и покаяться. Это делается для того, чтобы потом их никогда не совершать.

Многие женщины опасаются прийти в церковь, если у них месячные. На этот счет тоже нет однозначного ответа. Если церковь всего одна или для этого обряда отведен только один день, то можно, но «все мысли должны быть обращены только к Богу и Его милосердию».

Соборование — это не медицинская процедура


Нередко в сознании людей данное таинство превращается в нечто магическое, воспринимающееся как медицинская процедура, о духовном его составляющем мало кто задумывается. Поэтому, не спешите в церковь с кем-то за компанию. Сначала надо подготовиться.

Как готовиться к этому обряду? Необходимо посещать церковь, причащаться, исповедоваться, а не спешить поскорее снять грехи, тем более, что снимаются только забытые грехи. И, конечно не ждать исцеления от заболеваний.

Этот обряд должен быть не просто случайным заходом в церковь, а духовной потребностью бывать в ней.

Зачем нужно собороваться? В христианстве душевное страдание также признается болезнью, например, уныние от смерти близких людей, сильного горя, поэтому многим надо пособороваться, чтобы приобрести душевное равновесие. Все верующие отмечают, что служба производит на них благодатное действие.

Ответы на волнующие вопросы

Можно ли проходить обряд беременным женщинам? Можно!

Некоторые люди специально приносят масло для освящения. Их интересует вопрос: что делать с маслом после Соборования? Важно помнить, что масло нельзя раздавать другим людям, как, например, святую воду. Этот елей принадлежит только вам. Можно смазывать больные места, добавлять в пищу.

Что делать после соборования? Если вы не причастились, то надо причаститься. Можно взять с собой злаки и священный елей, а дома понемногу добавлять в пищу. Елеем крестообразно помазываются больные места. Часто спрашивают, а можно помазать интимные места. Бог создал человека таким, каким он есть. Можно лечить все больные места.

Если у вас остался елей и злаки с прошлого года, то их надо сжечь, потом закопать пепел под деревом. Можно отнести в храм, где все это сжигают.

Можно ли мыться после обряда? Церковь не запрещает. К причастию надо прийти чистым духовно и телесно.

Многие думают, что при проведении Соборования снимаются все грехи, которые человек не высказал на исповеди. Это не так. Человек должен все рассказать на исповеди и раскаяться. Исповедь проводится до Елееосвящения или после.

Уважаемые друзья, я старалась подобрать ответы многих священников. Пост только начался, поэтому у вас есть время посетить храм, пройти Соборование, исповедоваться и причаститься. Это очень важно для очищения души от тяжести грехов.

Дар исцеления

Здоровье - дар Божий. Этот дар может быть дан человеку с рождения и сопутст­вовать ему на протяжении всей его жизни. Но этот же дар может быть дан человеку и тогда, когда силы, как кажется, совсем истощились. В Святой Церкви имеется особое Таинство, которое может совершаться во всякое время и подавать исцеление не одному, а всем желающим. Это Елеосвящение.

В Житиях Святых мы читаем о том, как Угодники Божии исцеляли людей от самых страшных недугов. Они исцеляли не собст­венной силой, а Божией благодатью. В Еле­освящении нам даруется эта благодать, хотя бы мы сами были еще далеки от святости. А благодать Духа Святого сильна освободить от любого недуга.

Что такое Елеосвящение

Елеосвящение - это Таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом растительного происхождения) призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных недугов.

Почему это Таинство называется Еле­освящением? Потому что во время его совершения освящается елей, которым семикратно, с особой молитвой помазыва­ется соборующийся. Таким образом, основ­ным веществом Таинства служит освящен­ный молитвами по установлению Святой Церкви елей, почему иногда это Таинство называется Молитвоелеем.

Таинство Елеосвя-щения было установ­лено Самим Господом Иису-сом Христом, Который даровал Апостолам власть исцелять всякую болезнь и немощь: «Бо-лен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помо-лятся над ним, помазав-ши его елеем во имя Гос-подне. И молитва веры исцелит болящего, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Именно святые Апостолы стали первыми совершителями этого Та-инства. Так, в Евангелии повествуется, что, ходя по селениям и пропове-дуя покаяние, они «мно-гих больных мазали мас лом и исцеляли» (Мк. 6, 13). Исцеление совершалось через призывание имени Божия, при искренней вере больных в силу Божию, а помазание елеем становилось видимые знаком нисхождения на человека благодати Божией. Впоследствии эта власть врачевания души и тела была передана преемникам святых Апостолов - священнослужителям. Поэтому в Церкви мы имеем возможность обретать не только прощение грехов, но и телесное исцеление.

Часто тяже­лейшие недуги покидают человека, при­нявшего Елеосвящение. Впрочем, христиа­нину важно знать, что в его жизни является главным, а что - второстепенным, следя за тем, чтобы безплодная погоня за телесным благополучием не стала основным содер­жанием его жизненного пути. В этой связи давайте вспомним, как Господь, наставляя семьдесят учеников и посылая их пропове­довать по двое, заповедал: «Исцеляйте нахо­дящихся в нем (в городе) больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие» (Лк. 10, 9). Итак, вот что самое главное - при­ближение Царствия Божия, а чудеса исцелений - только знамения пришествия этого Царствия. И уже на земле, здесь и сейчас, мы можем приобщаться к Божию Царству - в церковных богослужениях, святых Таинствах и наших теплых, сердечных молитвах.

Таинство Елеосвящения подтверждает, что Бог царствует и над нашим телесным естеством, что все поражающие нас недуги - в Его всесильной власти и Он способен преодолеть любую нашу болезнь. В Таин­стве Елеосвящения даруется благодать Духа Святого, способная освободить душу от всех забытых, совершенных по неведению грехов и исцелить тело от болезней . Эта благодать преображает искреннее, верующее сердце, вселяя в него чистую, небесную радость.

Еще это Таинство называется Соборова­нием - это исконно русское название, зак­репившееся за Елеосвящением с XVI века. Дело в том, что это Таинство принято совер­шать собором, то есть собранием семи свя­щенников. Впрочем, при необходимости Елеосвящение может совершить и один священник, который в таком случае дейст­вует от лица полного собора семи священ­ников.

При совершении Таинства читается семь избранных мест из Апостола и семь из Евангелия, произносится семь специальных молитв, и семь раз больной помазывается елеем, в который добавлено красное вино, как напоминание о пролитой Спасителем крови.

Елей - символ чистоты и усердия искренних христиан, символ

милости и ми­лосердия Божия, обращенных к человеку, и символ благодати Духа Святого, исцеляю­щей душу и тело человека. Поэтому употреб­ление елея в Таинстве Соборования не слу­чайно, а глубоко символично и исполнено благодатной силы.

Зачем нужно собороваться

Наверное, каждый верующий чело­век задается вопросом, что такое болезнь с духовной точки зрения и как правильно относиться к своим недугам?

Часто болезни - последствия греха, они свидетельствуют, что наше естество стре­мится к смерти. Болезнь - свидетельство того, что, удалившись от Бога, мы поте­ряли блаженство Рая. И потому болезнь - прекрасный учитель покаяния. Только в болезни мы можем увидеть собственную немощь, непрочность земного благопо­лучия, оценить значение для нас помощи Божией, осознать важность благ духовных и вечных.

В страданиях, принимаемых с верой и молитвой ко Господу, совершается очищение души от бремени страстей и грехов. Господь часто попускает болезни, чтоб в людях пробудилась жажда духовного . Но иногда человек в болезни устает терпеть. И кажется, что недуги телесные не столько способствуют, сколько препятствуют духовному возрастанию. Физическая боль порой мешает трезвому отношению к собственной душе, отвлекает от внимательной молитвы и теряет свой духовно-воспитательный смысл. Недужный вынужден обходиться без храма и богослужений, порой не имеет сил читать духовные книги и начинает унывать.

В этой связи Святая Церковь и предлагает особое Таинство, направленное на врачевание наших недугов, - Елеосвящение. При этом важно понять: Господь даровал Церкви духовную силу исцеления, чтобы человек вновь полученные силы употребил на добро. Ведь именно для этого нам и подается здоровье. В Таинстве Елеосвящения мы обращаемся к Богу с просьбой укрепить наши душу и тело. Для многих болящих исцеление телесное, полученное посредством Елеосвящения, становится подспорьем и в духовной жизни. Человек укрепляется в вере, перестает легкомысленно относиться к собственной душе.

Важно понимать, что в этом Таинстве человеку прощаются забытые или совершенные по неведению грехи . Допустим, человек не знал, что какой-то поступок является греховным, совершил его, а потом и вовсе о нем забыл. Или же, в иной ситуации, имея представление о грехах, человек по забывчивости или рассеянности (не преднамеренно) не упомянул какого-либо греха на исповеди – к сожалению, мы не способны видеть все свои греховные проступки. Такие нераскаянные грехи повреждают душу, угрожая ей будущими муками. Внешним проявлением такого положения вещей могут стать тяжелые телесные недуги. В этом случае болезнь – свидетельство губительности пропущенных грехов и своего рода предупреждение, призыв к покаянию.

В Таинстве Елеосвящения мы молимся Господу о ниспослании всеисцеляющей благодати на соборующегося. И эта благодать попаляет грехи, а заодно избавляет от их последствий – телесных болезней.

В Таинстве Елеосвящения людям ниспосы­лается свыше два Божественных дара.

Один - исцеление телесное . Ведь за боль­ного во время Соборования молятся духов­ные пастыри, священники, которым дан особый дар ходатайствовать за людей пред Богом. Кроме того, на Соборовании часто присутствуют родст­венники и знакомые больного, которые тоже молятся. Молится, насколько позволяют силы, и сам больной. Получается целый собор молящихся в полном соответствии с самим названием Таинства Соборования.

А Господь обещал: «Истинно, также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попро­сили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19).

Другой дар - прощение грехов. Этот дар соделывает человека чистым и достав­ляет ему самое драгоценное сокровище - Царство Небесное. Обыкновенно люди обра­щают внимание только на первый дар - на те видимые чудеса (в частности, на телесные исцеления), которые, по милости Божией, могут подаваться в Церкви, и не замечают самого главного. Однако на Елеосвящении даруется несоизмеримо большее, чем только телесное исцеление, которого, кстати, по Промыслу Божию, может и не произойти. На Елеосвящении подается отпущение гре­хов - а для вечного спасения души это - самый главный, ничем другим не замени­мый дар.

Впрочем, в связи с подаваемым на Собо­ровании отпущением грехов важно знать, что Елеосвящение не заменяет собой Таинства Покаяния . На Соборовании прощаются не абсолютно все грехи, а только совершенные по неведению и забытые по немощи человеческой. Поэтому для достойного принятия Елеосвящения желательно сначала как можно более полно исповедоваться в своих грехах.

Как правильно подготовиться к Соборованию

Важно иметь правильный внут­ренний настрой. Здесь можно выделить несколько составляющих. Во-первых, до 1 лжно иметь горячую веру и возносить искреннюю молитву. Готовясь к Соборованию, хорошо читать акафисты Спасителю, Божией Матери и Свя­тым, прославившимся чудесным врачева­нием болезней, например, великомученику Пантелеимону, и вообще тем Святым, чья память особенно близка нам. Таким обра­зом, душа заранее располагается к приня­тию дара исцеления, подаваемого в Таинстве Елеосвящения.

Во-вторых, мы должны иметь сердеч­ное сокрушение о своей греховности. Перед Соборованием хорошо исповедаться. А в Таин­стве Елеосвящения нам отпустятся забы­тые или совершенные по неведению грехи, поэтому соборующемуся человеку необхо­димо иметь покаянное настроение души: стоит вспомнить всю свою жизнь, соделанные неправды и причиненные ближ­ним обиды и помолиться Богу о прощении допущенных грехов. Соборующийся должен и сам простить своим ближним, если кто чем его обидел. Ведь Господь сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

В-третьих, важно научиться более бди­тельно относиться к себе, к своему внут­реннему миру, побеждать грех при его пер­вом появлении - в мыслях или чувствах. Причина наших бед часто заключается внутри нас, поэтому необходимо постоянно очищать свое сердце. Для этого Святые Отцы заповедуют чаще произносить крат­кие молитвы, например молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», молитву мытаря: «Боже,

милостив буди ми, грешному», или рав­нозначную ей: «Боже, очисти мя, грешнаго», либо коротко: «Господи, помилуй», а также Божией Матери: «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго»; «Богородице Дево, радуйся…» и другие. Важно научиться побеждать грех в зародыше, распознавать первое грехов­ное желание. Постоянная обращенность души к Богу, бдительное хранение себя от греховных мыслей и чувств вместе с терпе­ливым несением своего жизненного креста станет достойным приготовлением верующего к Таинству Елеосвящения.

И еще, в-четвертых, каждому из нас предстоит, возможно, самое непростое – вверить всего себя, свою жизнь и здоровье в руки Божии , дабы Господь даровал искреннему христианину много больше, чем простое телесное исцеление, ведь само по себе физическое здоровье – не самоцель.

Сила трех Таинств

Есть замечательная традиция, согласно которой верующий христианин участвует подряд в трех Таинствах: Исповеди, Соборовании и Причащении.

Так как в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые и совершенные им по неведению грехи, то прекрасно поступают те, кто исповедуется во грехах перед Елеосвящением . В таком случае человек поступает искренно и чистосердечно – он старается исповедать все, в чем погрешил, что если чего-то не смог вспомнить, это изгладится благодатью Соборования.

Впрочем, если мы не успели исповедаться до Елеосвящения, можно сделать это после. Только не отлагая на долгое «потом», не забывая, что в духовной жизни промедление бывает в прямом смысле смерти подобно, и эта смерть, увы, уже вечная.

В Таинстве Исповеди христианин очищается от скверны совершенных грехов, а в Таинстве Елеосвящения освобождается от их последствий: получает исцеление немощей души и тела, а также прощение грехов забытых или совершенных по неведению. А в Таинстве Причащения человек обретает величайшее сокровище – соединяется со Христом в жизнь вечную.

После Соборования

В самом начале совершения Таинства освящается елей, которым священники затем семь раз помазываю верующих. По совершении Соборования святой елей обычно остается в достаточном количестве и его раздают всем желающим. Святое масло наливается в маленькие пузырьки, которые, принеся домой, необходимо хранить в достойном месте, рядом со святой водой и другими святынями.

Для чего оно нам нужно? Соборным маслом, как его еще называют, можно помазываться в случае болезни, с верой обращаясь к Богу и молясь о выздоровлении. Святым елеем можно просто крестообразно помазывать свое чело (то есть лоб) каждое утро после прочтения утренних молитв, со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь» , испрашивая у Бога благословения на день грядущий.

Итак, Таинство Елеосвящения не только освобождает от прежних недугов, но посредством освященного елея, которым с верой помазываются христиане, ограждает от возможных искушений, охраняет от болезней и телесных увечий.

Действенность Таинства

Известно, что в православной традиции принято молиться стоя. Этим выражается наше благоговение, наше служение Господу Богу. А кто искренне, от сердца молится, тот – происходит чудо – не замечает ни времени, ни усталости. Но из всякого правила возможны исключения. Пожалуй, Соборование – как раз то Таинство, участвовать в котором возможно лежа, если, конечно, это обусловлено самим состоянием соборуемого.

Иногда после Соборования выздоровление наступает постепенно, день за днем, так что можно подумать, что это естественный ход лечения и борьбы организма с болезнью. Но важно учесть, что человеческое естество теперь укрепилось благодатью Божией, почему оно легко и побеждает болезнь.

Вот эту радость и этот духовный свет Господь дарует каждому человеку, с верой принимающему Таинство. Как важно в наши дни понять, что для спасения достаточно просто обратиться к храму, а не отправляться в дальние путешествия, чтобы разыскивать неведомых чудотворцев, исцеляющих душевные и телесные недуги.

Если исцеление не наступило

Бывает, родные больного человека недоумевают: «Как же так? Человек соборовался, а легче ему почти не стало». Промысел Божий о судьбах человеческих – это тайна, которая лишь отчасти может быть нам приоткрыта. У апостола Павла есть такие слова: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Сам великомученик Пантелеимон испытал в конце своей жизни страшные телесные страдания и был умерщвлен – мучители истязали его, заставляя отречься от Христа. Но он твердо исповедовал свою веру и в мучениях

принял телесную смерть. Нам Господь не попускает подобных испытаний, видя нашу слабую веру, зато попускает болезни и немощи, в которых наша вера может укрепиться. Нас никто не заставляет отрекаться от веры, напротив, в болезни вера может даже возрастать.

В каких-то случаях Бог не подает исцеления, может быть, предвидя, что человек употребит свое здоровье во вред собственной душе. Поэтому и нам остается твердо верить, что Бог все делает ко благу Своего творения. Так что если и после Елеосвящения здоровье не возвращается, значит, на это есть особый Промысел Божий.

Конечно, не сто1ит забывать и того, что выздоровление часто подается по вере самого больного и его родственников или знакомых, пригласивших священника и присутствующих на Соборовании. Иногда сам больной и его родные не имеют должной веры в помощь Божию и не просят ее с усердием.

Почему Елеосвящение не всегда

избавляет от смерти

Иногда люди, измученные своими грехами и нелегкой судьбой, долго не могут умереть, томятся в мучительном и безсмысленном ожидании. Соборование, соединенное с Исповедью и Причастием, помогает им внутренне умиротвориться, встретить вечность с очищенной душой. В таком случае после Таинства смерть как раз может быстро наступить – ее появление уже не несет душе вечной трагедии.

Соборование не всегда избавляет человека от смерти по той простой причине, что человек не может жить на земле вечно. Человек просто не может безконечно исцеляться, принимая Таинства Церкви. Ведь наше естество несет на себе последствия первородного греха, среди которых и возобладавшая над нами смертность. Сам Господь принял телесную смерть, значит, и мы должны пройти этот этап нашей жизни, зная, что Спаситель воскрес, и воскрес для того, чтобы всем нам даровать будущее воскресение.

О правильном и неправильном понимании Елеосвящения

Иногда Соборование рассматривают как своего рода магическое действие , которое должно само по себе, без нравственного изменения больного, исцелить его от болезни. В этом отношении заметим, что Елеосвящение, конечно, содержит в себе дар возможного исцеления. Но действие Таинства простирается прежде всего на душу.

Кто-то считает, что Елеосвящение – своего рода дополнение к медицине, по принципу: «Обращаюсь к врачам – обращусь и к священнику, пособоруюсь на всякий случай, авось в чем-то поможет». Таинство рассматривается как некая разновидность нетрадиционной медицины, дарующая исцеление, подобно гомеопатии, без сильного медицинского вмешательства. Человек не понимает, что духовные дары Святой Церкви неотмирны, они несопоставимы и несравнимы ни с какими земными целебными средствами , традиционными или нетрадиционными. В Таинствах действует не медицина, а Божия благодать, которая врачует кающегося человека.

Но само по себе Елеосвящение не отменяет употребления лекарственных средств, данных Богом через врачей для лечения наших болезней.

Некоторые священники из собственной пастырской практики свидетельствуют, что людям, давно не исповедовавшимся, во время Соборования может стать плохо. Потому что они приходят духовно неподготовленными к Таинству, рассматривая его как некий целительный акт, а не как покаянное священнодействие, требующее предварительной подготовки.

Иногда полагают, что Елеосвящение должно быть совершаемо только над смертельно больными. А оставляя Соборование только для тяжелобольных, мы сами обрекаем себя на возможные заболевания. Лучше предварить возможное появление тяжелой болезни своевременным участием в Святых Таинствах, нежели вспоминать о Соборовании уже в минуту тяжкого недуга.

Является ли Соборование

приготовлением к смерти

Почему же некоторые думают, что Собо­рование - это Таинство приготовления к смерти? Потому, что часто про это Таинство вспоминают уже перед самой смертью. А причина этого в том, что мы часто вспо­минаем и про Бога в самую последнюю оче­редь. И вместо того, чтобы принять Таинство в начале болезни, мы успокаиваем себя, что все, может быть, и так обойдется, откладываем Соборование на потом. Вот и выходит, что по нашему нерадению совершение его происходит как раз перед смертью.

Распространяется даже мнение, что если больной пособоровался, то он точно умрет. На самом же деле все совершенно иначе. Таинство Елеосвящения даровано людям для поддержания их телесных сил и для освящения телесного естества, а вовсе не для того, чтобы готовить больного к расста­ванию с телом. В Новом Завете о действии Елеосвящения сказано: «Молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иак. 5, 15).

Когда можно собороваться

Собороваться можно и нужно в любое время, когда возникает в этом необходимость. В случае заболевания не стоит откладывать Таинство на потом. Напротив, Елеосвящение для того и существует, чтобы его принимали в болезни.

В наше время существует также практика общих Соборований верующих людей. Обычно это бывает во время Великого поста и других продолжительных постов. 3apaнее назначаются дни, в которые все желающие собираются в церковь.

Если вы желаете собороваться вместе со всеми, то лучше прийти в храм несколько раньше назначенного времени, приобрести свечу, внести пожертвование и записаться, если это требуется, за свечным ящиком. Затем встать на удобное для вас место рядом с другими пришедшими на Соборование людьми – обычно молящиеся становятся рядами, между которыми священникам будет удобно ходить при помазываниях.

При себе необходимо также иметь салфетку, которой по совершении Елеосвящения мы сможем вытереть масло с лица и рук. Салфетку затем следует сжечь, а пепел высыпать в проточную воду (ручей или речку) или закопать в землю в непопираемом месте.

Над кем совершается Елеосвящение

Елеосвящение совершается не только над страдающими болезнями телес­ными, но и над страждущими недугами ду­шевными . К таким недугам необходимо относить и тяжелое духовное состояние, выражающееся, например, в чрезмерной печали, скорби, отчаянии. Причиной подоб­ного состояния могут быть нераскаянные грехи, возможно, не осознаваемые самим человеком. Так что Таинство Елеосвящения возможно принимать и физически здоро­вым людям.

Соборование совершается только над лицами православного вероисповедания , потому что участвовать в Таинствах Церкви могут только чада Церкви. А о больных род­ственниках или друзьях некрещеных или неправославных мы можем только лично молиться - может быть, Господь укрепит их здоровье для будущего просвещения све­том истинной веры.

Известно, что младенцев не принято со­боровать . Дело в том, что младенцы еще не имеют личных грехов, над ними не совершается Таинство Покаяния, а Елеосвящение есть в некото­рой степени продолжение Покаяния. При Соборовании верующему и кающемуся чело­веку отпускаются забытые грехи, являю­щиеся причинами болезней, а у младенцев личных осознанных грехов нет, они еще не могут сознательно выразить покаяние перед Бо-гом, потому не совер-шается над ними и Соборование. В слу-чае болезни детей совер­шается моле-бен об их здравии. Собороваться детям благословляется с то-го времени, с кото­ро-го они начинают участвовать в Таин-стве Исповеди, то есть с семилетнего воз-раста.

Можно ли соборовать больного в без­сознательном состоянии ? Общее правило таково, что никакое Таинство не совершается над человеком, если тот не пребывает в сознательном состоянии. Но в отношении Елеосвящения батюшки иногда по лич­ному дерзновению допускают исключение. Оправданием может служить следующее умозаключение. Если больной является православным христианином, ходил в храм и вообще, если мы знаем, что он не стал бы возражать против Таинства, находясь в соз­нании, то Елеосвящение можно совершить. Не всякий больной может просить сам за себя - по малолетству или по причине физической неспособности (когда больной парализован или лежит без чувств), в таком случае принимается вера и ходатайство близких ему людей. Ради них-то Господь, может быть, и исцелит боля­щего.

Тяжелобольным людям, находящимся в безвыходной ситуации верующие, рекомендуют пройти особый ритуал - соборование. Но не всем понятно, что такое соборование и зачем нужно собороваться? Ниже мы рассмотрим эту тему.

Соборование: что это и для чего нужно?

Елеосвещение (соборование) - особое таинство помазания елеем (освященным оливковым маслом), совершающееся в католической и православной церкви для лечения телесных болезней и духовных недугов.

Второе название, как некоторые ошибочно думают, произошло не от слова «собор», а от слова «сбор». Для его выполнения приходят несколько святых отцов.

Цель ритуала - очистить человека от грехов, которые влекут за собой болезни. В библии сказано, что, когда к ногам спасителя принесли умирающего, он не стал лечить его тело, а занялся очищением души: «Дитя, прощаю тебе грехи».

Конечно, известно таинство исповеди, но человек, самостоятельно признающийся в своих проступках, обязательно скроет что-нибудь , умышленно или просто от непонимания содеянного. Поэтому и появился еще один чин.

Суть елеосвещения как раз в том, что больной не в состоянии самостоятельно представить свои грехи , за него это делают священники.

Во время ритуала верующему прощаются особые проступки:

  1. Давно забытые и не отпущенные;
  2. Совершенные в неведении;
  3. Которые в связи с тяжким недугом не может исправить добрыми делами.

Однако, если исповедаться может каждый, то пройти данный обряд нет.

В этом видео профессор духовной академии Алексей Осипов расскажет, для чего нужно таинство соборования, каким людям оно может помочь:

Кто может пройти елеосвещение?

Согласно церковным правилам допускаются :

  • Только христиане, находящиеся в сознании;
  • Те, кому исполнилось 7 полных лет;

Однако нельзя совершать духовное очищение над агрессивными психическими больными и неадекватными в поведении верующими.

В таинстве могут участвовать сразу несколько человек, проводиться оно может в храме и в другом помещении по необходимости.

Один раз в год ритуал могут пройти здоровые люди. Обычно это происходит в Великий четверг.

Так как соборование проводят только священники высшего ранга, христианам разрешается приступать к очищению без исповеди.

Да, чаще всего елеосвещение принимают нуждающиеся - хворые и мучающиеся душой. Но важно понимать, что любой желающий может это сделать. Ведь в своих молитвах святые отцы просят о новой жизни, чистой и без грехов.

Как подготовиться?

На обряд обычно не приходят просто так, скорее всего нужно записаться. Информацию всегда можно получить у служителей церкви. Также желательно исповедаться, это не обязательно, но можно.

Что еще нужно сделать:

  • Если вы проходите чин очищения во время поста, обязательно соблюдайте его;
  • После таинства пройдите причащение Святых Христовых Таинств . Это не обязательно, но лучше довести все до конца, как сказано в Требнике. Подойдя к чаше кайтесь, молитесь и восхваляйте Господа. Если у вас особая жизненная ситуация, причащение можно пройти и до главного чина;
  • Елеосвещение не заменяет покаяния. Если после процедуры вспомнили грех, его необходимо отпустить;
  • Елей и пшеница являются неотъемлемой частью процесса. Их располагают на середине стола. Пшеница символизирует начало новой жизни, а оливковое масло - Божью милость. Вместе они играют особую роль. Елей потом можно использовать дома для помазания близких и детей. Пшеницу также можно съесть дома, разделив ее среди родных;
  • Участие возможно только по добровольному согласию ;

Родственники больного должны присутствовать на таинстве и молиться, это усилит действие ритуала. Женщины не допускаются в церковь во время месячных.

И не забывайте, что процесс не вылечит рак в полном понимании. Не ждите, что больной встанет и побежит, если он не ходил много лет. Ничто не заменит качественной медицинской помощи. Но веру он укрепит и душу облегчит, а этого иногда достаточно, чтобы больной настроился на выздоровление и сам себя поднял с кровати.

Что такое соборование в церкви?

Освещение проводится в соответствии с книгой богослужений (требник), содержащей правила и последовательность сочетания молитв. Для этого нужно присутствие семи священников, однако в случае острой необходимости, может участвовать и один.

Православный требник описывает следующую последовательность чина:

  1. Благословение;
  2. Начало обычного канона;
  3. Молитвенные прошения о болящем;
  4. Прочтение семи отрывков из Апостола, не менее 7 раз;
  5. Чтение семи отрывков из Евангелия.
  6. Каждое чтение сопровождается помазыванием.

После последнего помазывания святой отец кладет на голову верующего Евангелье, произносит разрешительную молитву.

По церковному учению после отпущения грехов человек выздоравливает душой и телом, так как именно они влекут столь тяжкие последствия.

Кому помогло соборование: отзывы

Верить в Великое Таинство или нет каждый решит сам. Но можно послушать, что говорят люди, уже прошедшие его:

  • Александра, Казань, 47 лет: «Со мной произошла такая история: ехали с мужем на дачу зимой, подъехали к дому, вышла открывать ворота, поскользнулась, упала головой об лежавший осколок кирпича. Кровь хлынула рекой. До больницы далеко, помчались туда, всю дорогу пытались остановить кровотечение. Когда приехали меня уже мутило, врачи зашили рану. Ночью видела сон, в котором мне явился Христос и сказал, что если бы я не прошла обряд накануне, не выжила бы»;
  • Виктор, Ступино, 60 лет: «Я ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Когда все закончилось, долго лежал в больнице, боролся с лучевой болезнью. Жена привела священника для соборования, хотя я долго отказывался. Не могу сказать, что выздоровел, но мне лучше, я выписался домой и живу полноценной жизнью. Теперь прохожу регулярно, мне это помогает верить, что болезнь не вернется».

Есть конечно всякие мнения, кто-то считает, что человек должен сполна ответить за свои грехи и болезни, страдания даются по заслугам. Однако христианство учит: каждый имеет право на прощение.