В каком году взорвался шаттл челленджер. Трагедия шаттла "Челленджер". А была ли катастрофа

Всем известно, что полеты в космос связаны с высоким риском для жизни. Лишним тому подтверждением является катастрофа шаттла «Колумбия». Но, в отличие от других подобных инцидентов, с этим трагическим случаем связано особенно много таинственных недосказанностей. Давайте все-таки разберемся, как произошла авария шаттла «Колумбия».

История шаттла «Колумбия»

Перед тем как осветить последний полет шаттла «Колумбия», давайте вкратце взглянем на его историю. Это позволит нам узнать больше нюансов о трагедии.
многоразового использования шаттл «Колумбия» начали строить в рамках программы НАСА в 1975 году. Работа была сдана в 1979 году.

Примечательно, что именно «Колумбия» являлась первым аппаратом программы Space Shuttle. Данная программа предусматривала для путешествия в космос использовать новый вид транспорта - космические шаттлы, форма которых очень напоминала конструкцию самолета. В отличие от космических кораблей более раннего поколения шаттлы могли совершать не один, а множество полетов в космос. До этого ученые NASA запускали аппараты подобного класса в рамках программы «Энтерпрайз», летавшие в границах земной атмосферы.

Назван шаттл «Колумбия» в честь корабля, который ещё в конце XVIII века исследовал берега Британской Колумбии.

Старт шаттла состоялся в 1981 году. Это был первый полет, который совершил американский космический аппарат за последние 6 лет. В кодовой классификации NASA ему был присвоен номер STS-1.

Каждому последующему полету в рамках программы Space Shuttle присваивался следующий номер. Последний полет шаттла «Колумбия» в 2003 году, 28-й по счету, имел в нумерации NASA порядковый номер STS-107.

Конструкция шаттла «Колумбия»

Как было сказано выше, шаттл «Колумбия», впрочем, как и все космические корабли подобного типа, имел форму самолета.

«Колумбия» отличалась от шаттлов, произведенных позже, более тяжелым весом и отсутствием модуля для стыковки. Таким образом, аппарат не мог стыковаться ни со станцией «Мир», ни с

Запуск в космос шаттла производился с помощью твердотопливного ракетного ускорителя. Кроме собственно космического корабля и двухракетного ускорителя, в конструкцию входил очень объемный топливный бак, заправленный жидким кислородом и водородом. Отделение ракетного ускорителя происходит на высоте 45 км, а топливного бака - на высоте 113 км.

Орбитальный ракетоплан имел длину чуть больше 37 м, размах крыльев - около 24 м, массу без полезного груза - 68,5 тонн.

Миссия STS-107

Экспедиция STS-107 2003 года была 113-м полетом в рамках американской космической программы Space Shuttle и 28-м полетом шаттла «Колумбия».

Миссией данной экспедиции являлся комплекс различных наблюдений за Землей, а также эксперименты по микрогравитации (Extended Duration Orbiter и Freestar). Шаттл «Колумбия» (2003) имел исследовательский модуль «Спейсхэб» (SPACEHAB), который являлся дополнительной нагрузкой. Модуль служил для того, чтобы во время полетов в космосе, астронавты в нем могли проводить различные исследования.

Экипаж

Теперь давайте узнаем, что собой представлял экипаж STS-107. Он состоял из семи человек: пятерых мужчин и двух женщин. Шестеро из членов экипажа были гражданами США, один представлял Израиль.

Американский астронавт Ричард Хасбанд был командиром экипажа. На момент полета ему исполнилось 45 лет. Для Хасбанда это был второй полет. Первая его экспедиция в космос произошла в 1999 году в рамках полета STS-96 на шаттле «Дискавери».

Его соотечественник, сорокаоднолетний Уильям МакКул, занимал должность второго пилота. У него имелся продолжительный опыт службы в ВМС США. МакКул был самым младшим по возрасту участником полета.

Американский астронавт Дэвид Браун являлся специалистом полета. 46-летний космонавт был самым старшим среди своих соотечественников, участвующих в полете. У Дэвида Брауна было медицинское образование, и он выполнял функции врача. Как и для предыдущего астронавта, для Дэвида это был первый полет в космос.

Сорокадвухлетняя американка индийского происхождения Калпана Чавла уже имела за своими плечами опыт полета в космос. Она участвовала в экспедиции STS-87 в 1997 году, на том же шаттле «Колумбия», на котором ей предстояло погибнуть в 2003-м. Кстати, в той же экспедиции участвовал первый Леонид Каденюк. Таким образом, Чавла стала первой женщиной индийского происхождения (хотя и не гражданкой Индии), которая совершила космический полет. В экспедиции STS-107 она имела должность бортинженера.

Для сорокатрехлетнего американца Майкла Филиппа Андерсона это был также второй полет в космос. Он принимал участие в экспедиции STS-89 в 1998 году на шаттле «Индевор» вместе с россиянином Салижаном Шариповым. Андерсон имел инженерное образование и был летчиком ВВС США, дослужившись до звания подполковника. В экспедиции STS-107 он являлся командиром полезной нагрузки, то есть отвечал за исследовательские работы.

Лорел Кларк являлась второй из двух женщин, которые приняли участие в экспедиции STS-107. Она являлась американской гражданской, ей было 40 лет от роду. Была медиком по образованию, но до этого в космических экспедициях никогда не участвовала. В экспедиции выполняла обязанности специалиста по зоологии.

Гражданин Израиля Илан Рамон являлся специально приглашенным NASA иностранным специалистом. На момент полета ему исполнилось 48 лет, то есть он был самым старшим по возрасту членом экипажа. Рамон имел образование специалиста по электронной и компьютерной технике, а также был пилотом ВВС Израиля. Это был первый для него космический полет, в котором он получил должность специалиста по полезной нагрузке, то есть вместе с Майклом Андерсоном принимал участие в научных исследованиях. Кроме того, благодаря этому полету Илан Рамон стал первым израильским космонавтом.

У большинства членов экипажа были дети.

Старт

Экспедиция STS-107 совершила старт в космос 16 января 2003 года из на расположенного в американском штате Флорида. Номер стартовой площадки - 39-A.

При взлете от шаттла оторвался кусок теплоизоляционного покрытия. Он нанес удар по плиткам термозащитной оболочки левого крыла «Колумбии». Но эксперты NASA не посчитали данное обстоятельство серьёзным происшествием, которое может каким-то образом изменить план полета или поставить жизни членов экипажа под угрозу. Но в дальнейшем этот эпизод рассматривался как одна из версий причин катастрофы.

Полет

В рамках полета команда в целом справилась со всеми поставленными задачами, включавшими более 80 различных научных экспериментов. Экспедиция длилась 15 суток и 22 часа. Это стандартный срок для полета кораблей класса шаттл. За это время «Колумбия» совершила 255 витков вокруг Земли общей протяженностью около 1 600 000 км. Полет совершался вокруг Земли на орбите высотой 307 км.

1 февраля 2003 года, после выполнения всех задач, в запланированное время началась процедура посадки шаттла.

Катастрофа

Как же случилась катастрофа шаттла «Колумбия»?

В 8 часов 10 минут по североамериканскому восточному времени (ЦУП) разрешает команде шаттла «Колумбия» приступить к началу процедуры посадки космического аппарата. Через пять минут производится запуск двигателей орбитальной маневренной системы, который должны были обеспечить спуск. Ещё через полчаса «Колумбия» вошла в плотные слои атмосферы Земли.

В 8:48 датчик температуры левого крыла наблюдает аномальное повышение термальных показателей для подобных спусков. Но данные по какой-то причине не были переданы в ЦУП или выведены на экраны бортового компьютера. Единственным источником, откуда мы теперь знаем о повышении температуры, является «черный ящик».

В 8:53 от шаттла начинаются отваливаться обломки. И только через минуту датчики ЦУП показали аномальное изменение параметров. Периодически вокруг «Колумбии» наблюдателями отмечаются яркие световые вспышки.

В 8:58 от корабля отвалилась теплоизоляционная плитка. В 8:59 обрывается последний сеанс связи с командиром шаттла. В 9:00 "Колумбия" в небе разваливается на части. В 09:05 произошло падение обломков шаттла на землю на территории американского штата Техас.

Вот таков, краткий перечень событий, завершением которых являлась катастрофа шаттла «Колумбия». В данной трагедии ни один из членов экипажа выжить шансов не имел.

После катастрофы

После того крушения, когда в общих чертах уже можно было оценить масштабы произошедшего, 1 февраля 2003 года в 11:00 в Космическом центре были опущены все флаги. Через два с половиной часа последовало официальное объявление о произошедшей аварии. Трагедия шаттла «Колумбия» послужила причиной обращения президента США Джорджа Буша к народу в 13:05 того же дня. Он выразил соболезнование семьям погибших, а также воздал должное героизму членов экипажа.

Сразу же после крушения начались поиски останков корабля. Официально в них принимало участие более 500 человек. Поиски осложняло то, что части шаттла были раскиданы по довольно большой территории, охватывая штаты Техас, Луизиану, Калифорнию, Аризону Всего было найдено около 12 000 обломков. В том числе было обнаружено устройство, которое заменяет черный ящик.

Останки тел всех членов экипажа были найдены.

Расследование причин и выводы

Первоначально рассматривалось несколько причин катастрофы, но возможность теракта была сразу исключена, так как технически его совершить было практически невозможно. Хотя одно время в интернете даже была распространена версия, что крушение шаттла произошло по причине внедрения компьютерного вируса в систему челнока. Но эта версия не выдерживала никакой критики.

В процессе расследования следствие отказалось от трех версий, ранее включенных в состав основных. По одной из них, крушение произошло в результате «старения» конструкции шаттла. По другой версии, причиной аварии стал слишком крутой и резкий вход в атмосферу челнока. По третьей - катастрофа случилась вследствие отказа системы торможения. Но, как говорилось выше, со временем по различным причинам от этих предположений отказались.

Остались две основные версии. По одной из них крушение произошло из-за повреждения термоизоляционного покрытия, которое случилось ещё при старте шаттла. По второй же повреждение термопокрытия произошло уже в космосе из-за попадания метеорита.

В окончательном выводе, который был зачитан в августе 2003 года, значилось, что катастрофа произошла из-за разрушения левого крыла челнока раскаленными газами, проникшими в его полость из-за повреждения термоизоляции.

Последствия

Основными последствиями трагедии стало уделение большего внимания сотрудниками NASA проблемам безопасности космических аппаратов и экипажей на них. Этот тезис особенно подробно был изложен в самом конце 2008 года в специальном докладе NASA.

Катастрофа шаттла «Колумбия», катастрофа шаттла «Челленджер» в 1986 году, а также многочисленные неполадки во время последующих полетов вынудили NASA в 2011 году свернуть программу Space Shuttle.

Память

Вместе с тем память об астронавтах-героях, которые были членами экипажа шаттла, живет по сей день.

Одна из швейцарских рок-групп в 2005 году выпустила композицию, которая была посвящена данной катастрофе. А за два года до этого участник популярной британской группы Deep Purple записал композицию-посвящение, права на которую передал родственникам погибших астронавтов.

Также в честь шаттла был назван один из суперкомпьютеров, который используется в НАСА - Columbia. Одна из вершин горы Кит Карсон в Колорадо была названа Колумбия Пойнт.

Значение катастрофы

Катастрофа челнока «Колумбия» стала в свое время значительным явлением в американском обществе. Она показала ненадежность шаттлов и всей системы полетов, которую в тот период использовало НАСА.

Именно эта катастрофа стала одной из причин, благодаря которым был поднят вопрос о закрытии программы Space Shuttle.

№33 Космического центра имени Джона Кеннеди во Флориде - она должна была состояться в 14:16 GMT. Очевидцами были засняты горящие обломки шаттла, летящие на высоте около 63 километров при скорости 5,6 км/с. Все 7 членов экипажа погибли.

В течение нескольких месяцев после трагедии проводилось расследование катастрофы. Специально созданная Комиссия по расследованию катастрофы шаттла «Колумбия» пришла к выводу, что к причиной катастрофы стало разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости крыла челнока, вызванное падением на него куска теплоизоляции кислородного бака при старте корабля. Горячие газы проникли внутрь, что привело к перегреву пневматика левой стойки шасси , его взрыву, дальнейшему разрушению конструкции крыла и гибели шаттла.

Значительную роль в расследовании причин катастрофы сыграли данные, сохранившиеся в дополнительной системе фиксации бортовых параметров (Modular Auxiliary Data System (MADS) ), установленной только на «Колумбии», как на самом первом лётном экземпляре серии. Система предназначалась для записи показаний бортовых датчиков с целью их детального послеполётного анализа, что было важно в первых испытательных полётах. Блок, фиксирующий показания датчиков на магнитный носитель, не будучи особым образом защищён, чудом уцелел, выполнив роль «чёрного ящика ».

Все найденные обломки челнока в настоящее время хранятся в Космическом центре им. Джона Кеннеди .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Экипаж челнока «Колумбия» состоял из семи человек. Его состав был таким:

    • Командир экипажа - 45-летний Ричард Даглас «Рик» Хасбанд (англ. Richard Douglas «Rick» Husband ). Военный лётчик США, полковник ВВС США , астронавт NASA. Провёл в космосе 25 дней 17 часов 33 минуты. До «Колумбии» был командиром челнока STS-96 «Discovery ».
    • Второй пилот - 41-летний Уильям Камерон «Уилли» МакКул (англ. William Cameron «Willie» McCool ). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.
    • Бортинженер - 40-летняя Калпана Чавла (англ. Kalpana Chawla ). Научный сотрудник, первая женщина-астронавт NASA индийского происхождения. Провела в космосе 31 день 14 часов 54 минуты.
    • Специалист по полезной нагрузке - 43-летний Майкл Филлип Андерсон (англ. Michael Phillip Anderson ). Учёный, астронавт NASA. Провёл в космосе 24 дня 18 часов 8 минут.
    • Специалист по зоологии - 41-летняя Лорел Блэр Сэлтон Кларк (англ. Laurel Blair Salton Clark ). Капитан ВМС США , астронавт NASA. Провела в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.
    • Научный специалист (врач) - 46-летний Дэвид МакДауэлл Браун (англ. David McDowell Brown ). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.
    • Научный специалист - 48-летний Илан Рамон (англ. Ilan Ramon , ивр. ‏אילן רמון ‏‎). Первый израильский астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

    Повреждение челнока во время старта

    Внешний топливный бак челноков покрывался термоизоляцинным покрытием, предназначенным для предотвращения образования наледи на оболочке бака, заправленного жидким кислородом и водородом .

    Примерно на 82 секунде после старта от левого обтекателя крепления шаттла к внешнему баку отделился кусок изоляции, который с силой ударил по углепластиковой панели левого крыла «Колумбии». Как показали последующие натурные эксперименты, подобный удар мог оставить после себя пробоину диаметром 15-25 см.

    Обтекатель крепления полностью выполнялся из термоизолирующего вспененного материала и служил для снижения аэродинамической нагрузки на крепление. Отделение обтекателя отмечалось и в прошлых запусках - STS-7 (1983), STS-32 (1990), STS-50 (1992) и STS-112 (2002). Все эти запуски были признаны успешными, «отделению изоляции» (англ. foam shedding ) не было придано должного внимания, и оно было признано нормальным. При запуске миссии STS-112 впервые была задействована видеокамера, закрепленная на внешнем топливном баке. В ходе старта от обтекателя отделился кусок, котороый ударился о соединительное кольцо в месте крепления левого твёрдотопливного ускорителя к внешнему баку, оставив после себя вмятину 10 см шириной и 7,5 см в глубину. Проанализировав эти данные, специалисты НАСА пришли к выводу, что «дополнительно выявленный риск от ударов теплоизоляции не представляет угрозы для эксплуатации внешнего бака» (англ. «the ET is safe to fly with no new concerns (and no added risk)» of further foam strikes ).

    В видеозаписи, полученная при старте миссии STS-107, было выявлено, что обломки изоляции ударили по левому крылу, что могло привести к повреждению теплоизолирующего покрытия космического челнока. К тому времени точное место удара не было известно из-за низкого разрешения записывающей камеры. Несмотря на возникшие риски, на совещании 31 октября 2002 года НАСА полет было решено продолжить.

    Оценка повреждений

    Большое внимание было уделено оценке риска повреждения теплозащитного слоя, которая была разделена на две категории: возможное повреждение силикатной плитки в нижней части поверхности крыла и возможное повреждение панелей укрепленного углепластика. В распоряжении специалистов НАСА был инструмент по симуляции удара мелких снарядов (например, кусков льда) о теплозащитный слой. Инструмент имел несколько недостатков и упущений, в частности, он предназначался для оценки повреждений, оставляемых маленькими, размером с горошину, кусками льда, а не большими кусками теплоизоляционной пены. Даже с этими допущениями выкладки показывали, что в 1 из 15 случаев термозащитный слой из углепластика пробивался насквозь. В электронной переписке руководство задавало вопрос, может ли быть более низкая плотность теплоизолирующей пены «смягчающим» фактором в случае оценки повреждений панелей. Несмотря на сомнения инженеров о возможной большой энергии удара пены, руководство уверилось, что сквозной пробой панелей из углепластика маловероятен.

    Руководство управления миссией посчитало, что удар теплоизоляционной пеной не является критически опасной ситуацией, вследствие чего отменило один из запросов в Министерство обороны о предоставлении изображений.

    23 января директор по полету Стив Стич направил электронное письмо командиру «Колумбии» Хасбанду и пилоту Маккулу, в котором развеял опасения по поводу безопасности возвращения на Землю.

    Разрушение челнока

    Расследование

    Первичное расследование

    Расследование причин катастрофы с самого начала было сконцентрировано на ударе теплоизолирующей пены. Предыдущие инциденты ударов льда и пены во время старта челнока были хорошо известны и задокументированы (в частности, во время миссий STS-27 , STS-45 и STS-87 , когда ударом повреждалась обшивка челноков) .

    Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический корабль «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L взорвался на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех семерых членов экипажа. Шаттл разрушился в 11:39 EST (16:39 UTC, 19:39 MSK) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США.

    Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга, что привело к его разрушению в результате действия нештатных аэродинамических нагрузок.

    Вопреки распространенному заблуждению, мгновенного взрыва всего топлива не произошло: горение компонентов топлива происходило в основном после полного разрушения бака и самого корабля . Боковые ускорители уцелели и некоторое время летали вокруг, пока не были уничтожены командой с Земли. Кабина экипажа, более прочная, чем орбитальный модуль в целом, также осталась целой, но, скорее всего, разгерметизировалась. Обломки челнока упали в Атлантический океан.

    В результате поисково-спасательной операции, со дна океана были подняты многие фрагменты корабля, в том числе и отсек экипажа. Хотя точное время гибели экипажа неизвестно, выяснилось, что некоторые его члены (как минимум Онидзука и Резник) пережили разрушение орбитера и были в сознании - ими были включены персональные приборы подачи воздуха. (Также был включен прибор пилота Майкла Смита, но это мог сделать кто-либо из двух вышеупомянутых астронавтов.) Так как эти приборы подают воздух не под давлением, то при разгерметизации кабины экипаж вскоре потерял сознание.

    «Шаттлы» тогда не имели системы аварийного покидания, которой они были оборудованы лишь после этой катастрофы, и шансов на спасение у экипажа не было (следует отметить, что разработанная и использовавшаяся позже система аварийного спасения всё равно не смогла бы обеспечить выживание экипажа в условиях такой катастрофы - она предусматривала лишь возможность поочерёдного покидания экипажем челнока, находящегося в устойчивом горизонтальном полете). Астронавты не могли пережить удара жилого отсека о водную поверхность на скорости 333 км/ч, когда перегрузка достигла 200 g.

    За запуском наблюдало множество зрителей, ведь среди экипажа на корабле находилась Криста МакОлифф, первый участник проекта «Учитель в космосе». Средства массовой информации освещали катастрофу с небывалой масштабностью: одно из исследований показало, что 85 % опрошенных американцев узнали о крушении в течение часа после него. Катастрофа стала предметом множества обсуждений в области безопасности полётов и порядочности на производстве. На основе произошедших событий в 1990 году был снят телефильм «Челленджер». (источник: ru.wikipedia.org)

    Те, кто в 1986 году наблюдал на телеэкранах катастрофу американского шаттла «Челленджер» с 7 астронавтами на борту, наверняка, прекрасно помнят эти кадры, заставившие весь мир замереть от ужаса. В те годы никто даже представить себе не мог, что подобная катастрофа может быть всего лишь хорошо срежиссированным шоу. Однако, в наши дни подобные предположения уже не кажутся такими уж невероятными. .

    Так что же в действительности произошло с «Челленджером»? Этот вопрос более чем уместен, так как есть прямые свидетельства, указывающие на то, что астронавты, якобы трагически погибшие в тот роковой день, до сих пор живы.

    В это трудно поверить, так как трагедий произошла в прямом эфире, на глазах всего мира. Именно в этом запуске американцы были уверены на 300%, и, именно его было принято решение (на самом высоком уровне) транслировать по всему миру.

    Этому событию посвящены книги, пространные статьи в центральных журналах, газетах. В Википедии статья о Челленджере одна из самых подробных, пресыщена абсолютно бессвязными бездоказательными свидетельствами, рассчитанными на то, что бы легко и в непринужденной форме, убедить, неприхотливую американскую публику в том, что то что они видели на своих экранах, и есть правда.

    А что же было на самом деле? Взорвался ли шаттл? Да, взорвался. Погибли ли люди? Нет не погибли. 6 из 7 до сих пор живут и здравствуют, абсолютно не скрываясь от фотокамер, продолжая свою нормальную жизнь.

    Давайте поподробнее.

    MICHAEL J. SMITH

    Этот классный парень даже не стал менять свое имя, и паспортные данные. Работает преподавателем в университете University of Wisconsin, Madisoн.

    RICHARD «DICK» SCOBEE

    Тоже не стал возиться с документами, и живет под своим именем. Работает шефом одной серьезной компании. Кстати, его сын отвечал за перехват якобы самолетов террористов, которые протаранили торговые центры в Нью-Йорке.

    Двое других живых астронавтов, не такие смелые, как их вышеупомянутые коллеги, выдают себя за братьев близнецов. Довольно неожиданно, что у двоих астронавтов оказались братья близнецы. У меня лично, за всю жизнь, никогда не встречалось такого, что бы в одной небольшой группе людей, встретилось 2 человека с близнецами братьями. Документы НАСА подделать не сложно. Подделали ли же Обаме свидетельство о рождении, подтверждающее, что он американец. А вот этим двум проблем тем более не составило.

    RONALD MC NAIR

    ELLISON ONIZUKA

    Женщины Чалленджера тоже живы и здравствуют. Обе преподают юриспруденцию в Йельском и Сиракузском университетах соответственно.

    JUDITH RESNIK

    SHARON («CHRISTA») MC AULIFFE

    Прошло чуть менее чем 30 лет с момента трагедии. Следов 7-ого астронавта пока не нашли. На момент полета ему было 42 года, сейчас бы было 71. Вполне возможно, что он умер своей смертью. Вполне возможно, что он один из всей команды, которому не пришлось по душе вранье всему миру, вполне возможно, что он не смог с этим дальше жить. И его, как и братьев Кеннеди, как Линкольна, просто убрали. В Америке с этим все очень просто.

    Остается главный вопрос, зачем нужно было устраивать этот театр?

    Подсказкой может послужить заявление «вдовы» Ричарда Скоби, в котором прозвучало сравнение катастрофы «Челленджера» с убийством Кеннеди и терактом 11 сентября. Маловероятно, что Джун Скоби Роджерс не в курсе судьбы своего супруга. Тем более, что и их сын тоже замешан в другой «национальной катастрофе»…

    Можно только догадываться какие еще мистификации подобные катастрофе «Челленжера» или взрыва нью-йоркских небоскребов нас ожидают в будущем, когда для этого будет гораздо больше технических возможностей…

    " (Challenger — "Бросающий вызов") был построен в 1982 году по американской программе Space Transportation System, более известной как Space shuttle ("Космический челнок"). Шаттл был назван в честь британского военно‑морского судна, на котором в 1870‑х годах была проведена первая комплексная океанографическая экспедиция.

    Конструктивно шаттл из трех основных компонентов ‑ орбитального аппарата (орбитер), который выводился на околоземную орбиту и являлся космическим кораблем, большого внешнего топливного бака и двух твердотопливных ракетных ускорителей, которые работали в течение двух минут после старта. После выхода в космос орбитер самостоятельно возвращался на Землю и совершал посадку как самолет на взлетно-посадочную полосу. Твердотопливные ускорители приводнялись на парашютах и затем использовались вновь.

    Внешний топливный бак сгорал в атмосфере.

    4 апреля 1983 года "Челленджер" совершил свой первый полет в космос. Всего космический челнок выполнил девять успешных миссий.

    Десятый старт в январе 1986 года стал для "Челленджера" последним. Полет был рассчитан на шесть дней. Экипажу предстояло запустить в космос спутник связи, а также научный аппарат Spartan для наблюдения кометы Галлея, который после двух суток автономной работы планировалось забрать и вернуть на Землю. Астронавты также должны были провести несколько экспериментов на борту корабля.

    В состав экипажа входили : командир корабля Фрэнсис Скоби; пилот Майкл Смит; три научных специалиста — Джудит Резник, Рональд Макнейр, Эллисон Онидзука; два специалиста по полезной нагрузке — Грегори Джарвис и Шарон Кристи Маколифф.

    Маколифф была учительницей, для нее это был первый полет в космос в качестве первого участника проекта NASA "Учитель в космосе" (Teacher in Space Project). Она должна была провести два урока в прямом эфире.

    Экспедиция космического корабля "Челленджер", носившая кодовый номер STS-51-L, неоднократно откладывалась . Первоначально запуск был запланирован на июль 1985 года, затем его перенесли на ноябрь 1985 года, позже он был отложен на конец января 1986 года.

    Старт был назначен на 22 января 1986 года, но неоднократно откладывался из-за технических проблем и неблагоприятных погодных условий, в итоге его запланировали на 28 января.

    В ночь на 28 января температура воздуха опустилась ниже нуля. Это вызвало серьезное беспокойство у руководителей фирмы, занимавшейся разработкой твердотопливных ускорителей для шаттла. Дело в том, что конструктивно каждый твердотопливный ускоритель состоит из нескольких секций , герметичность соединений которых обеспечивается мощными уплотнительными кольцами и специальным герметиком. При низких температурах материал межсекционных уплотнителей терял свою эластичность и мог не обеспечить в местах стыка секций герметичность и предохранение соединения от воздействия горячих газообразных продуктов сгорания. Руководители фирмы доложили о своих опасениях в NASA, но неполадки в ускорителях возникали и при других полетах, поэтому запуск не отменили.

    Утром 28 января все конструкции стартового комплекса были покрыты ледяной коркой, поэтому время старта немного отложили — ждали, пока лед растает. 28 января 1986 года в 11.38 по восточному поясному времени "Челленджер" стартовал.

    От взлета до того, как установленная на борту шаттла контрольно-измерительная аппаратура перестала подавать на Землю электронные импульсы (через 73,6 секунды после старта), казалось, что полет проходил нормально. На 57-й секунде полета центр управления сообщил: двигатели работают с полной нагрузкой, все системы функционируют удовлетворительно. Голосовая связь с экипажем работала. Никаких аварийных сигналов из кабины экипажа не поступало. Первые признаки катастрофы отметили не приборы, а телевизионные камеры. Через 73 секунды после старта на экране радиолокатора отчетливо обозначились траектории падавших в море многочисленных обломков и дежурный служащий NASA констатировал: "Корабль взорвался".

    На "Челленджере" произошел взрыв внешнего топливного бака, после которого из-за сильных аэродинамических нагрузок произошло разрушение орбитального аппарата. Два твердотопливных ракетных ускорителя, которые вылетели из огненного шара, продолжали полет до тех пор, пока им не была дана с Земли команда на самоуничтожение.

    Последующий анализ видеозаписи и телеметрических данных показал, что сразу же после старта появилась струя серого дыма, бьющая из кормового стыка правого твердотопливного ускорителя. Чем большую скорость набирал шаттл, тем больше и темнее становились струи дыма. Дым стал черного цвета, что свидетельствовало о разрушении изоляции узла и уплотнительных колец, герметизирующих узлы. На 59-й секунде полета в том месте, где из ускорителя пробивался дым, появилось небольшое пламя, затем оно начало расти.

    Воздушный поток направлял языки пламени на обшивку внешнего топливного бака и на крепление ускорителя к нему. Внутри топливный бак был разделен надвое толстой перегородкой: по одну ее сторону находится сжиженный водород, по другую — сжиженный кислород (вместе они образовывали горючую смесь, питающую двигатель "Челленджера"). На 65-й секунде произошло повреждение топливного бака, из него стал вытекать жидкий водород.

    На 73-й секунде полета произошел срыв нижнего крепления ускорителя . Он повернулся вокруг верхнего крепления и повредил нижнюю часть топливного бака. Находившийся там жидкий кислород стал вытекать наружу, где смешался с водородом. После этого произошел взрыв топливного бака. В это время "Челленджер" проходил зону максимального аэродинамического давления. Из-за перегрузок он распался на несколько крупных частей, одной из них была носовая часть фюзеляжа, где были астронавты. Остатки шаттла упали в Атлантический океан.

    В результате поисково-спасательной операции , со дна океана были подняты многие фрагменты корабля, в том числе и отсек экипажа.

    Выяснилось, что некоторые астронавты пережили разрушение орбитера и были в сознании — ими были включены персональные приборы подачи воздуха. Так как эти приборы подают воздух не под давлением, то в случае разгерметизации кабины экипаж вскоре потерял сознание. Астронавты не могли пережить удара жилого отсека о водную поверхность на скорости 333 километров в час, когда перегрузка достигла 200 g.

    Комиссия , расследовавшая катастрофу, назвала основной причиной, приведшей к трагедии, неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя. Из-за прогара кольцевого уплотнения, не обеспечившего необходимую герметичность стыка в условиях низких температур, произошел прорыв горячих газов. Развитие прогара началось сразу же после зажигания твердотопливного ускорителя на старте.

    При расследовании катастрофы инженеры NASA обнаружили еще несколько проблем, которые могли привести к неприятностям, поэтому остальные шаттлы были доработаны. Наиболее важным изменением была разработка нового соединения сегментов ускорителя с тремя уплотняющими кольцами и более эффективным креплением. Кроме того, были введены новые методы извещений, которые поощряли служащих обращаться к высшему руководству, если они считали, что существует угроза безопасности полета.

    Трагедия привела к прекращению полетов шаттлов на 2,5 года.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    1. От радости до погибели. Первый орбитальный рейс американского учителя. Выбор НАСА на роль защитника чести пал на Кристу Маколифф, учителя по общественным наукам в средней школе Конкорд в Нью-Хэмпшире.
    На этом фото, Маколифф проезжает мимо государственной резиденции Нью-Хэмпшира в Конкорде с дочерью Кэролайн и сыном Скоттом, во время парада Lions Club 21 июля 1985 года.

    2. Приготовления к Хьюстону.
    Учитель средней школы Кристи Маколифф сворачивает свой тренировочный костюм, готовясь к поездке в Космический центр Джонсона в Хьюстоне, 8 сентября 1985 года.

    3. Подготовка Челленджера.
    Космический шаттл Челленджер перевозят в многоярусное здание в Космическом центре НАСА им. Кеннеди во Флориде, 17 декабря 1985 года.

    4. Нулевая гравитация. Кристи чувствует себя прекрасно.
    Криста Маколифф подготавливают к состоянию невесомости на специально оборудованном летательном аппарате НАСА с нулевой гравитацией КС-135, 13 января 1986 года. Аппарат двигается по параболическому шаблону, что обеспечивает короткие периоды невесомости. Для некоторых людей, эти короткие периоды невесомости могут вызывать тошноту, и именно по этой причине аппарат был прозван «Рвотной кометой».

    5. На стартовую платформу.
    Шаттл Челленджер перевозят на стартовую платформу в Космическом центре НАСА им. Кеннеди.

    6. Практика эвакуации.
    Члены экипажа Челленджера практикуют процедуру эвакуации со стартовой платформы в Космическом центре Кеннеди. Слева на фото Рональд Макнейр, Грегори Джарвис и Криста Маколифф. Непосредственно за ними астронавты Джуди Резник и Эллисон Онизука.

    7. Команда готова к вылету.
    Члены экипажа Челленджера стоят в Белом зале на стартовой платформе 39B после репетиции запуска. Слева, направо: Криста Маколифф, Грегори Джарвис, Джуди Резник, командир Дик Скоби, Рональд Макнейр, пилот Майкл Смит и Эллисон Онизука.

    8. Курс на стартовую платформу.
    Члены экипажа Челленджера покидают своё месторасположение в Космическом центре Кеннеди и направляются на стартовую платформу, 27 января 1986 года. Командующий Дик Скоби находится во главе колонны, за ним следуют Джуди Резник, Рональд Макнейр, Грегори Джарвис, Эллисон Онизука, Криста Маколифф и пилот Майкл Смит. Из-за сильного ветра на площадке НАСА пришлось перенести запуск с 27 на 28 января.

    9. Первые неисправности.
    Камера на стартовой платформе крупным планом фиксирует старт шаттла «Челленджер» 28 января 1986 года. Из этого положения камеры, можно увидеть облако серо-коричневого дыма напротив буквы «U» в слове United States, написанном на орбитальном модуле. Это было первым заметным признаком того, что возникло повреждение на стыке ракеты-носителя. Исследователи установили, что низкая ночная температура спровоцировала то, что гибкие резиновые торцевые кольца уплотнения стали жесткими и негибкими. Отказ колец вызвал прорыв горячих выхлопных газов на месте стыка и попадание их во внешний топливный бак.

    10. Старт!
    Камера с широкоугольным объективом показывает восхождение шаттла «Челленджер» 28 января 1986 года. Через считанные секунды после запуска, в отсеке двигателя ракеты начался процесс разрушения.

    11. Лед на стартовой площадке.
    Почему отказали торцевые кольца уплотнения? В день запуска шаттла «Челленджер», конструкция в Космическом центре НАСА им. Кеннеди во Флориде покрылись сосульками. Вероятнее всего, необычайно холодная погода и стала причиной отказа колец.

    12. Наблюдая за запуском.
    Дети наблюдают за запуском космического шаттла «Челленджер» со стартовой платформы 39B, 28 января 1986 года. Их восторг превратился в ужас, когда шаттл взорвался на 73 секунде полета. Мальчик в белой шляпе и очках (в центре) является Питером Биллингсли, звездой “Рождественской истории” и представителем программы молодых космонавтов.

    13. Последние секунды.
    Через минуту после восхождения шаттла, правый твердотопливный отсек ускорителя ракеты начал воспламеняться.

    15. Остатки ракеты.
    Примерно через 76 секунд можно было увидеть падающие фрагменты орбитального модуля на фоне огня, дыма и испарений ракетного топлива. Правый твердотопливный отсек ускорителя ракеты все ещё летит вверх.

    16. Падающие обломки.
    Эта фотография, опубликованная президентской комиссией по расследованию трагедии «Челленджер», показывает разлетающиеся от взрыва фрагменты, 28 января 1986 года, через 78 секунд после старта. Верхняя стрелка показывает левое крыло орбитального модуля. Центральная стрелка показывает главный двигатель орбитального модуля, а нижняя стрелка показывает фюзеляж носовой части. Исследователи предполагают, что некоторые из членов экипажа «Челленджера», возможно, выжили после взрыва и погибли уже при падении на землю.

    17. Осознание произошедшей трагедии.
    Руководитель полета Джэй Грин исследует данные в Космическом центре управления полетами им. Джонсона в Техасе.

    18. Горе родственников погибших.
    Члены семьи учителя-астронавта Кристы Маколифф наблюдают за трагическим стартом космического шаттла Челленджер. Сестра Кристы, Бетси (на переднем плане) с родителями Грейс и Эдом Корриган (позади).

    19. Праздник окончен.
    Карина Дольчино, староста класса в средней школе Конкорд, ошеломлена известием о крушении шаттла Челленджер. Ученики наблюдали за запуском по телевизору. В честь успешного старта, в школе было запланировано празднование.

    20. Белый дом наблюдает.
    3 февраля 1986 года. Президент Рональд Рейган, в центре, в окружении членов совета, смотрит по телевизору повтор взрыва «Челленджера» в Белом доме. Слева, направо: Ларри Спикс, заместитель пресс-секретаря в Белом доме, помощник президента Денис Томас, специальный помощник Джим Кун, Рональд Рейган, глава по коммуникациям в Белом Доме, Патрик Бьюкенен, и начальник штаба Дональд Риган.

    21. Сострадание в школе.
    Лиза Миттен из Конкорда, Нью-Хэмпшир, вытирает слёзы, в то время, как её дочь Джессика читает грустные письма, которые были собраны в средней школе Конкорд, 1 февраля 1986 года. Сюда были отправлены сотни телеграмм и писем со всех уголков Соединенных Штатов Америки.

    22. Восстановление обломков.
    Обломки от злополучного шаттла Челленджер выгружаются из катера Береговой охраны Далласа в феврале 1986 года.

    23. Один из обломков Челленджера.
    На протяжении нескольких недель после аварии поисковые группы выходили в море, чтобы достать обломки Челленджера из Атлантического океана. Суда свозили обломки к бассейну Тридент на мысе Канаверал, откуда они отправлялись в Космический центр Кеннеди для проведения расследования.

    26. Память.
    Президент Рональд Рейган и его жена Нэнси стоят рядом с женой астронавта Майкла Смита и другими членами семьи во время поминальной службы.

    27. Расследования.
    Нил Армстронг, который совершил первые шаги на луне, являлся членом президентской комиссии по расследованию взрыва Челленджера. На фотографии он слушает доклад комиссии в Вашингтоне 11 февраля 1986 года. На заднем плане другой член комиссии – Дэвид Ачесон.

    28. Сбор головоломки.
    Поисковая группа собрала левую и правую боковые части шаттла Челленджер в течение поисковых операций, длившихся месяц. Пожар значительно повредил правую часть шаттла. Но левая часть, изображенная на этой фотографии, избежала огня и пострадала только от падения с высоты.

    29. Прибившиеся к берегу обломки.
    Некоторые затонувшие части Челленджера не показывались на поверхности еще очень долгое время после взрыва. Трактор перевозит часть шаттла, выброшенную на берег пляжа в штате Флорида, 17 декабря 1996 года… почти через 11 лет после его крушения.

    30. День памяти.
    Каждый год в январе, НАСА отмечает день взрыва Челленджера, а также другие трагедии, случившихся в космосе. На этой фотографии администратор НАСА Шон О’Киф возлагает венок к Мемориалу в честь Космического Шаттла Челленджер на Арлингтонском национальном кладбище в Вирджинии, 28 января 2003 года. О’Киф также почтил трех астронавтов Аполлона 1, которые погибли во время пожара на стартовой площадке 27 января 1967 года.