В какой части древней греции находились афины. Стоя Аттала на карте. История возникновения Афинской империи

История Древней Греции разделяется на несколько основных периодов по главному центру развития культуры. Афины связаны прежде всего с классической культурной эпохой. Однако упоминание об этом городе встречаются и в связи с цивилизацией, развивавшейся гораздо раньше на острове Крит. Это знаменитый миф о Минотавре, в котором противостоящими сторонами были царь острова Крит Минос и сын царя Афин Эгея Тесей. Имеется связь с Афинами и в легенде о Дедале и Икаре. Потому интересно будет проследить историю развития Афинской культуры как с точки зрения мифологии, так и с точки зрения исторических фактов.

Кому владеть?

И начнем мы, а точнее уже начали, именно с мифологии, как наиболее важного в духовной жизни греков аспекта.

В преданиях точно не сказано, когда именно возникли Афины. Однако о первом властителе города в мифах есть яркое повествование. И это поверье о споре Афины и Посейдона. Кратко о том, в чем было дело и чем все закончилось. Спорили, разумеется, за власть над богатым портовым городом. Выиграть должен был тот, кто сделает дороже подарок его жителям. Посейдон стукнул своим трезубцем о землю, и оттуда забил ключ. Обрадовались горожане: с пресной водой здесь было очень непросто - не было ее почти, рядом только соленое море. Бросились к источнику и, о, ужас! Разочарование! Вода из него била тоже соленая...

Тогда Афина приступила к творению и вырастила оливковое дерево. А нет пресной воды, нет и растений. Но олива была весьма живуча и пригодна для местных природных условий. Ликовали горожане: и еда, и масло для различных нужд. Ну и зелень тоже. А в награду за столь бесценный подарок признали жители города Афину его властительницей. И имя дали в ее честь. Вот так и стал называться город - город богини Афины, или просто Афины.

Афиняне и критяне

Возвращаясь к истории с Лабиринтом Минотавра, мы приходим к самому древнему периоду греческой цивилизации, который также часто называют критским. Это время противостояния Крита и Афин в лице их властителей Миноса и Эгея. История возведения лабиринта на острове Крит для страшного чудища - получеловека, полубыка - сына Миноса, требующего себе на съедение человеческих жертв. Эти тела в качестве дани Миносу должен был выплачивать афинский царь Эгей. Для самого Эгея история с освобождением от страшной и позорной дани закончилась трагически. Напомню, он сбросился со скалы в море, узнав, что парус на возвращавшемся корабле остался черным. Это означало, что чудом обретенный сын его Тесей погиб в Лабиринте. В честь Эгея море стали называть Эгейским.

Трагичной была и судьба создателя Лабиринта Дедала - уроженца Афин, покинувшего родину из-за преследований по поводу случайной гибели его талантливого племянника, в убийстве которого Дедала обвинили. Во время бегства с Крита его взял под свою опеку Минос. В период пребывания у царя, Дедал построил знаменитый замок - Лабиринт. Поскольку Минос не хотел отпускать искусного мастера, тот решил бежать. Летевшие по небу на изготовленных из птичьих перьев и воска крыльях, Дедал и Икар так и не добрались до нового пристанища: Икар, поднявшись высоко к солнцу, упал и разбился о воду, а безутешный Дедал опустился на ближайшем острове, где и провел в горе остаток своих дней. Но память о нем осталась жить в созданных им творениях в родных Афинах.

Афины и Троя

Следующий период греческой культуры, после гибели Критской цивилизации от наводнения, произошедшего из-за землетрясения на соседнем острове Фера, мифы древних греков связываю с периодом Троянской войны, в которой против малоазиатского города, входившего тогда в территории греческих земель, участвовало множество полисов Древней Греции, в том числе и Афины. В истории этот период называют Микенским - по главному культурному центру цивилизации Микенам.

Но вернемся к мифам. Младший сын царя Трои Приама Парис, тогда еще простой пастух, был избран Зевсом в качестве судьи в споре трех богинь за звание прекраснейшей. Знаменитое яблоко раздора он вручил Афродите, разгневав тем самым могущественнейших Афину и Геру. И они не забыли оскорбления, встав несколько позже на сторону ахейского войска.

Парис же, умыкнув из Спарты у царя Менелая его жену - прекрасную Елену, любовь которой даровала ему в награду Афродита, - увез ее в родную Трою. Менелай призвал к отмщению, и на призыв откликнулись все величайшие мужи Эллады, в том числе и его друг, царь Афин Агамемнон.

Войско данайцев, возглавляемое Ахиллесом и Агамемноном, осадило Трою, и осада продлилась целых десять лет. За это время многие расстались с жизнью: друг Ахиллеса Патрокл, брат Париса Гектор, сам Ахиллес, Лаокоон и его сыновья, и многие жители позже разграбленной и сожженной Трои. Через некоторое время смерть настигла и сестру Париса вещую Кассандру, взятую в рабство Агамемноном. По дороге домой Кассандра родила афинскому царю сыновей, но по прибытии на родину в Афины все они, вместе с Анамемноном, были умерщвлены его женой.

Эпоха классической Греции: начало

Теперь поговорим о времени, когда начало зарождаться афинское государство. Эта эпоха возникла через несколько веков после загадочной гибели Микенской цивилизации. В этот период в центральной области Древней Греции Аттике, стали образовываться города-государства, с прилегающими к ним пахотными землями, называемыми полисами. В разное время происходило возвышение то одних территорий, то других. Все полисы Древней Греции боролись за ведущее положение. Особенно Спарта и Афины.

Поскольку афинские земли были небогаты водой и плодородными почвами, здесь по большей части развивались не земледелие и скотоводство, а ремесла. Уже в VIII-VII вв. до н. э. в Афинах было открыто большое количество мастерских горшечников, кузнецов, сапожников, которые торговали своим товаром в лавках. В предместьях Афин развивались виноградарство и выращивание оливок, а также изготовление оливкового масла.

Управление Афинами в додемократический период

До VII в. до н. э. в городе к управлению была допущена только знать. Власть в своих руках держал Ареопаг, заседавший на холме бога Марса и состоявший из девяти выборных архонтов. Они не только управляли Афинами, но и вершили суд, в основном несправедливый, придерживаясь интересов знати. Но самой одиозной фигурой из архонтов за время существования такой формы правления был Драконт, издававший абсурдные и жестокие законы.

Простым жителям Древних Афин жилось плохо. Они имели маленькие, самые неплодородные участки земли, где почти ничего не удавалось вырастить. Потому, чтобы заплатить налоги, они вынуждены были брать в долг под проценты у знатных и богатых. А поскольку отдать так называемые выплаты не могли, то постепенно отдавали в рабство тому, кому были должны, своих детей, жен, и даже самих себя. Такое пленение называли долговым, а на участки заемщикам устанавливали обозначающие камни для свидетельства.

Против долгового рабства среди демоса и ремесленников постепенно росло возмущение, которое в конечном итоге привело к восстанию.

Афинская демократия: основы

Начнем с того, что определим суть самого понятия: в дословном переводе слово "демократия" означает "власть народа" (демос - народ).

Зарождение в Афинах новой формы управления произошло в VI в. до н. э. и связано с управлением архонта Солона.

После восстания демоса между ним и знатью было заключено перемирие и проведены совместные выборы Ареопага. Главным архонтом в нем сообща и был избран Солон - уроженец Афин, занимавшийся почетным делом - морской торговлей, происходивший из знатного рода, но не имевший особых богатств, рано познавший труд, честный, справедливый и мудрый. Он устанавливает в Афинах новые законы и прежде всего отменяет долговое рабство. Это было важным событием в истории Древних Афин. По законам Солона в архонты теперь могли избираться даже незнатные граждане, но обязательно богатые. Кроме того, для решения самых важных дел стали созывать Народное собрание, в состав которого входили все свободные мужчины Афин.

Был также учрежден выборный суд и отменены многие законы Драконта. Судьи выбирались среди всех граждан Афин вне сословия и достатка не моложе 30 лет. Главным условием было отсутствие дурных поступков. На суде, кроме обвиняемого и обвинителя стали выслушивать и свидетелей. Решение о виновности или невиновности принимали путем тайного голосования белыми и черными камешками.

Все долговые рабы были отпущены на волю и отвечали перед теми, кому задолжали, только своим имуществом.

Итоги деятельности Солона

В целом попытки Солона установить в Афинском государстве демократию были решены лишь частично. Главным недостатком его деятельности следует считать нерешенный земельный вопрос: плодородные земли, в избытке находящиеся в руках богачей и знати, так и не были отобраны и распределены равномерно между всеми гражданами. Это вызывало недовольство демоса. А знать возмущалась против того, что ее лишили дешевых рабов и права получить с должников прежние налоги, которые им были прощены.

Расцвет демократии в Древних Афинах

Начало этого периода связывают с победой греков над персами и правлением Перикла. Государственное устройство Древних Афин при Перикле характеризовалось обновленной системой управления. Это был V век до нашей эры. В управлении участвовал весь демос Афин без разницы, отличался он знатностью по происхождению, считался богатым или бедным.

Главным органом управления выступало Народное собрание, в которое могли входить все афинские граждане мужского пола по достижении ими 20 лет. Собираясь 3-4 раза в месяц, собрание не только распоряжалось казной, решало вопросы войны и мира, управления государством, но и выбирало десять стратегов на один год правления, главным из которых был первый. Перикл долгое время удерживал эту должность в своих руках за счет всеобщего уважения.

В управлении афинским государством участвовал и совещательный орган - Совет пятисот. Но даже если он был против внесенного предложения, его все равно ставили на голосование в Народном собрании.

Благодаря деятельности Перикла в Афинах были введены оплачиваемые чиновничьи должности. Это было необходимо для того, чтобы не только богачи принимали участие в управлении государством, но и бедные земледельцы.

Кроме того, за период правления Перикла город активно развивался и расцветал, а культура Древних Афин достигла невероятно высокого уровня. Его власть длилась пятнадцать лет.

Афины при Перикле

Описание Древних Афин следует начать с самого сердца города - Акрополя - холма, на котором благодаря Периклу и Фидию были возведены величайшие архитектурные и скульптурные памятники греческой культуры: Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос, Пропилеи, театр Диониса, пинакотека, установлена уникальная статуя богини Афины.


Центром города служила главная площадь Древних Афин - Агора. Здесь располагался главный городской рынок, храмы богам, портики для бесед и встреч, здание для заседаний Совета пятисот и Круглое здание, в котором его представители несли круглосуточный дозор во время опасности.


Интересным местечком "бедных" Афин был район гончаров-ремесленников Керамик, где родилось удивительное древнегреческое искусство - вазопись.

В предместьях Афин, на берегу Средиземного моря расположился главный афинский порт Пирей, состоящий из одной торговой и двух военных гаваней, верфи и рынка. Защиту дороги от Пирея к Афинам осуществляли Длинные стены.


При Перикле Древние Афины превратились в крупнейший ремесленный, культурный и торговый центр.

Древние Афины считались главным городом в Аттике (Средняя Греция). Городские поселения располагались в нескольких километрах от моря. Группировались они вокруг высокого холма с возвышающейся над ним цитаделью. Называлась она Акрополем. Местность эта была чрезвычайно живописной, а Акрополь украшали великолепные здания.

Древние Афины на карте Греции

От тиранов к демократии

Город-государство начал набирать силу в конце IX века до н. э. Вначале Афинами правили цари, а затем им на смену пришли тираны. Тиранос с греческого переводится как властитель . Поэтому никакой плохой смысл в это слово не вкладывался.

Однако со временем городские правители начали притеснять и грабить население. Вот тогда под словом "тиран" уже начали понимать жестокого властителя или деспота. В этом негативном значении оно дошло до наших дней.

Поначалу тиранов терпели, так как они пользовались поддержкой у богатых и знатных афинян и у ареопага. Ареопагом называли высший совет, в состав которого входило 9 судей или архонтов .

Афинский Акропль

В VII веке до н. э. архонт Драконт провёл в жизнь целую серию жесточайших законов. По ним за малейшую провинность людей казнили. Украл кисть винограда или луковицу - смерть. Афиняне говорили, что Драконт писал свои законы кровью и называли их драконовскими.

Имущественное неравенство закончилось борьбой между аристократами и простолюдинами в VI веке до н. э. В городе начались волнения и вооружённые стычки. Чтобы прекратить кровопролитие, решили избрать архонтом умного человека, чтобы он, наконец-то, навёл порядок.

Таким человеком оказался Солон . Он имел прекрасную репутацию и в 594 году до н. э. начал проводить реформы. Именно по его инициативе были отменены законы Драконта и долговое рабство. Ввели законы о свободе завещания и наследовании имущества. Ремесленникам и торговцам стали предоставлять льготы.

Всех граждан Аттики, в зависимости от материального достатка, поделили на 4 сословных группы. Каждой из них предписали свои обязанности и права. Но в данном вопросе Солон выступил защитником аристократии. Он предоставил право занимать государственные должности лишь богатым гражданам.

Реформатор не покусился и на власть тиранов. Те продолжали чинить произвол и всё более восстанавливали против себя простой люд. В 514 году до н. э. тирана Гиппарха убили заговорщики Гармодием и Аристогитоном. Эти два древних грека вошли в историю как первые тираноубийцы.

В 509 году до н. э. в Древних Афинах вспыхнуло народное восстание. В результате этого царская власть была уничтожена, и восторжествовало демократическое правление. Все афинские граждане, независимо от материального достатка, получили равные политические права, а важнейшие государственные вопросы стали решать общим голосованием.

Но возникшая на землях Древней Греции республика осталась аристократической. Знатные афиняне стали объединяться в группировки и манипулировать голосами людей на народных собраниях. Аристократы подкупали и привлекали на свою сторону народных вождей, которых называли демагогами .

Расцвет Древних Афин

В V веке до н. э. греческие города-государства одержали победу над Персией. Это способствовало не только всеобщему расцвету, но и победе демократии. В Аргосе, Фокиде, Фивах правящие аристократические группировки были свергнуты. Жители этих городов стали практиковать демократические свободы по примеру Афин.

Но наибольшего расцвета достигли именно Древние Афины. Принадлежащий им порт Пирей стал основным центром торговли в Восточном Средиземноморье. Афиняне также встали во главе морского союза, который включил в себя 200 полисов (городов). У союза была своя казна, а заведовали ею афиняне. Всё это укрепило город и подняло его авторитет.

Что же касается внутриполитической жизни, то она характеризовалась борьбой 2-х партий - аристократической и демократической. В 462 году до н. э. власть ареопага была существенно ограничена. Народные собрания начали играть всё более существенную политическую роль. Созывались они по 4 раза в месяц. На них принимались законы, объявлялись войны, заключался мир, распределялись государственные средства.

Перикл с женой Аспасией

В этот период выделился такой исторический деятель как Перикл . Он стал признанным афинским вождём, а в 443 году до н. э. его избрали стратегом (военачальником). Этот человек 15 лет находился у власти. Именно при нём в народном собрании стали практиковать тайное голосование.

На всех скульптурах Перикл изображён в шлеме. Существует предположение, что его голова имела какой-то физический дефект. Но, несмотря на это, стратег имел разностороннее образование. Он стремился сделать Древние Афины центром просвещения всей Эллады.

Женой этого человека была Аспасия из Милета. Она отличалась красотой и умом, а в своей общественной деятельности добивалась равноправия женщин. Жители города сравнивали Перикла с Зевсом, а его жену с Герой - женой громовержца. Однако брак этой пары не был признан официальным, так как Аспасия не являлась афинянкой. Правда, два сына от этого брака получили афинское гражданство.

При Перикле город процветал и был самым благополучным и сильным среди всех городов Древней Греции. В 429 году до н. э. стратег скончался. После этого начался постепенный закат могущественного города-государства.

Закат Древних Афин

В 431 году до н. э. началась война между Спартой и Афинами. Продолжалась она 30 лет, велась чрезвычайно жестоко. В этой войне принимали участие и другие греческие города. В историю она вошла как по названию союза, который возглавила Спарта.

Спартанцы несколько раз вторгались в земли Аттики и осаждали Афины. В ответ на это афиняне с моря нападали на пелопоннесские города. Был также организован морской поход на Сицилию. В нём принял участие флот из 134 триер (военных кораблей). Но эта крупномасштабная экспедиция успеха афинянам не принесла.

Потерпев ряд серьёзных поражений, Афинский морской союз распался. В самом городе произошёл переворот. В результате этого к власти пришёл вначале аристократический совет четырёхсот , а затем власть захватила более малочисленная группировка тридцати тиранов . Что касается народного собрания, то его полномочия были значительно сокращены.

Пелопоннесская война велась и на суше, и на море

В 404 году до н. э. афиняне капитулировали перед спартанцами. Им запретили иметь военный флот, а каменные стены порта Пирея были разрушены. Но долгая война ослабила не только Аттику, но и другие греческие полисы.

А в это время на севере появился новый могучий противник. Это была Македония, которая начала претендовать на гегемонию во всей Греции. Наибольшей мощи она достигла в середине IV века до н. э. при Филиппе II . Он создал хорошо вооружённую армию и начал покорять один греческий полис за другим.

Однако афинские земли продолжали оставаться культурным и торговым центром Эллады. Но жители города понимали, что македонцы скоро доберутся и до них. Об этом прямо говорил афинский оратор Демосфен. Его обличительные речи назвали филиппиками, а сам Филипп II объявил Демосфена своим личным врагом.

Политическая ситуация накалялась, и Древним Афинам ничего не оставалось делать, как создавать военный союз. В него вошли Фивы, Мегар и Коринфа. В 338 году до н. э. произошла битва возле беотийского города Херонея между войсками военного союза и армией Филиппа II. В этом сражении союзники были разбиты.

Победитель продиктовал побеждённым городам условия мира. Так как Филипп II был человеком умным, то формально он объявил покорённые полисы независимыми, но обязал их поддерживать его в военных кампаниях. Помимо этого он расставил в Аттике военные гарнизоны.

В большинстве покорённых городов к власти пришла аристократия, заискивающая перед Македонией. На этом закончилась классическая эпоха, и начался эллинистический период Древней Греции .

Во время эллинизма ситуация в Афинах постоянно менялась. Город то добивался независимости, то опять попадал под власть македонской армии. В 146 году до н. э. город оказался под властью Римской Республики на положении союзника. Но свобода была чисто формальная.

В 88 году до н. э. афиняне поддержали антиримское движения, которое возглавил понтийский царь Митридат VI. Но в 86 году до н. э. возле городских стен оказалось римское войско под началом Луция Корнелия Суллы. Римляне захватили когда-то великий город штурмом. Однако Сулла проявил милосердие из уважения к историческому прошлому Древних Афин: фиктивная свобода афинянам была сохранена.

В последней четверти I века до н. э. город вошёл в состав новой римской провинции. Но лишь в III веке н. э. значимость когда-то могущественных Афин полностью сошла на нет, и полис пришёл в полнейший упадок.

Стоял на том же месте, на котором стоят современные Афины. Древние Афины стоялив пяти километрах от моря, в 7-8 километрах от Пирейской гавани, на северном берегу Илисса, речки, обыкновенно пересыхающей летом. Невдалеке от северного края древних Афин течет на плодородной равнине другая речка, Кефисс. У самого края города на севере подымалась уступами гора Ликабет. Окружность древнего города Афин вместе с Пиреем, который соединен был с городом стенами, составляла около 25 километров. Восточная и северная части древних Афин, составлявшие большую их половину, лежали на равнине; юго‑западная часть была построена на двух грядах холмов, разделенных небольшою ложбиною; передняя гряда идет с севера на юг, задняя, находящаяся к юго‑западу от неё, имеет направление, одинаковое с Ликабетом, с северо‑востока на юго-запад. Передняя гряда состоит, главным образом, из двух скалистых холмов. Восточный холм её – самое высокое место в целом городе. С трех сторон он подымается над равниной крутыми утесами; только с западной стороны можно на него всходить. На его довольно обширной верхней площади стояла цитадель древних Афин – Акрополь. На запад от Акрополя поднимается скалистый холм Ареопага; на восточной окраине этой скалы собирался, по древнему обычаю под открытым небом, афинский трибунал, именем которого называлась она, а под обрывом её восточной окраины, в скалистой ложбине между холмом Ареопага и Акрополем, стоял очень древний и пользовавшейся в Афинах большим уважением храм Эвменид. На северо‑западе от холма Ареопага подымается плосковершинный холм, который ученые называют теперь Тесеевым холмом (Theseion), потому что на северо‑восточной окраине его стоял храм Тесея. Самый значительный из холмов задней гряды находится на южном конце; это холм Муз (Музей, Museion), западный склон которого имеет почти четверть часа пути в длину. (На вершине его впоследствии стоял памятник родственника сирийских царей Филопаппа; этот памятник был виден с очень большего расстояния). На северо‑запад от холма Муз, отделяясь от него лишь узким ущельем, подымается плоскою террасою холм Пникса; на восточном склоне его находится искусственно выровненная терраса, окраину которой поддерживает громадная стена; археологи прежде полагали, что эта терраса была в древнем городе Афинах местом народных собраний, потому назвали ее Пниксом, как называлось у афинян место, где происходили народные собрания. На северо‑западе от холма Пникса, отделяясь от него лишь небольшою ложбиною, стоит скала, которую археологи называют холмом Нимф (потому что на скале есть надпись, посвящающая ее нимфам). Этот холм лежит почти прямо на запад от афинского Ареопага, а холм, примыкающий в нему с севера, прилегает к западной стороне Тесеева холма. Обе гряды составляли сплошную линию высот, служившую естественною защитой древних Афин со стороны гавани. Служивший с давних времен жилищем для эвпатридов, Акрополь вместе с прилегающими к нему с запада и с юга улицами и холмом Ареопага составлял в Афинах древнейший город. Вероятно, очень издавна принадлежала к нему также местность между Акрополем и Илиссом, называвшаяся Лимнами (Limna, «болота»). После персидских войн древний город Афины стал увеличиваться; в особенности разрастался он на север и северо‑запад; в его состав вошли соседние сельские общины: на севере, Ближний Керамик и Дальний Керамик, ставший северным предместьем; на западе Колон Агорский и Коллит, лежавший, вероятно, на восток от Колона. Дипилонские ворота (Dipylon) вели из древних Афин на северо‑восток в ту местность, где находилась Академия, сад с постройками, украшенный фонтанами; из других ворот города назовем Пирейские, Итонские, Диомейские, Ахарнские.

Памятники древних Афин – храм Тесея

Из развалин зданий древнего города Афин самый значительные:

В храме стояла статуя Афины, сделанная из слоновой кости, в золотой одежде; это было превосходное произведение Фидия. «Величественность форм здания, – говорит Прокеш, – блеск мрамора, безукоризненная гармония пропорций наполняли светлым спокойствием душу смотревшего на этот храм. Парфенон – диво совершенства. Самые незначительные, самые закрытые от взгляда части его отделаны с такою же заботливостью, как и самые важные, наиболее бросающиеся в глаза. Работники трудились с благоговейной добросовестностью» – В 1687 году, при осаде Афин венецианцами, Парфенон сильно пострадал. Лорд Эльджин в 1801 и 1803 годах снял те статуи, какие еще уцелели на фронтонах, снял части фриза, уцелевшие на северной и на южной сторонах, собрал изваяния, лежавшие на земле, и перевез в Лондон. Теперь все эти фрагменты искусства древнего города Афин находятся в Британском музее, и составляют драгоценнейшую часть его коллекций. Байрон строго порицал лорда Эльджина, и многие повторяли это порицание; но оно несправедливо: правда, Парфенон лишился дивных изваяний, увезенных лордом Эльджином; но они спасены от разрушения тем, что были увезены из местности, находившейся под варварским владычеством турок. – На севере от Парфенона стоит храм Эрехтея (Эрехтейон), одно из превосходнейших зданий древних Афин и всей греческой архитектуры. Это собственно не один храм, а два, составляющее одно здание: храм Афины Полиады (Афины покровительницы города) и храм, называвшийся Пандрозием, в котором была гробница Эрехтея. По давнему преданию в этом здании находились: священное масличное дерево Афины, соляной источник Посейдона, и там была тайная пещера, в которой, жила священная змея, охранительница Акрополя. Там сохранялось и древнейшее изображение Афины, вырезанное из дерева, черное, похожее видом на мумию. Прежде тут был храм, построенный в первобытные времена. Новое здание, построенное на его месте, осталось во мнении афинян тем храмом, о котором говорили древнейшие и священнейшие их предания, и в нем продолжали совершаться обряды первобытных времен.

Эрехтейон (афинский Акрополь). Рисунок Э. Додвелла, 1821

Весь афинский Акрополь был наполнен статуями: в храмах, в колоннадах, на дворах, на улицах его – повсюду стояли изображения богов, героев и знаменитых людей. Все в нем блестело мрамором, бронзой, золотом. – Между храмом Эрехтея и Пропилеями стояла на высоком подножии колоссальная бронзовая статуя Афины Защитницы (Promachos). Возвращаясь на родину, афинский моряк еще с моря, между Афинами и Сунием, видел конец поднятого копья Афины Защитницы. Под Акрополем, в пещере, из которой вытекал ручей, было святилище Пана и Аполлона. Театр Диониса, развалины которого открыты прусскою ученою экспедициею 1861–1862 годов, стоял на юго‑восточном конце Акрополя, а на юго‑западном в позднейшие времена Ирод Аттический построил великолепный театр, Одеон, и назвал его Одеоном Региллы, в память о своей покойной жене.

Афинский Акрополь в древности. Реконструкция

На праздник великих Панафиней торжественная процессия приносила Афине новую одежду, пеплос, украшенный шитыми узорами. В этом шествии участвовали все уважаемые люди, все красивые девушки древнего города Афин. Процессия шла из Дальнего Керамика через Ближний Керамик, потом по улице Гермов, вдоль северной стороны Акропольского холма к Илиссу, к Элевсинию, потом мимо Пифийского храма, мимо Пеласгика, восходила через Пропилеи к Парфенону, и позолоченные двери храма, звеня, растворялись перед нею.

Афинские гавани

На юго‑западе от Афин вдается далеко в море скалистый полуостров Акте; северо-западная сторона его и общая линия берега образуют большой залив, северо-восточная сторона замыкает собою менее обширную бухту, имеющую лишь узкий вход. Северо‑западный залив, у которого лежало местечко Пирей, имеет тоже узкий вход, так что эта гавань легко может быть защищаема от неприятельских флотов, а она просторна, могла вмещать все многочисленные корабли, привозившие товары для древнего города Афин. В юго‑восточном углу обширной торговой гавани есть бухта, Кантар; она была военною гаванью древних Афин; по берегу этой бухты были расположены верфи для постройки военных кораблей, арсеналы; таким образом, военный флот не мешал торговому движению в Пирейской гавани. На востоке от древних Афин была маленькая бухта Зеа; еще дальше на восток, у Мунихии, была под высоким берегом другая маленькая бухта; обе они были исключительно военными гаванями; в Зейской гавани было построено до 200 сараев для хранения кораблей; в Мунихийской, которая меньше Зейской, до 100 таких сараев (остатки их видны). Всю эта часть прибрежья древние афиняне во время персидских войн по предложению Фемистокла обвели укреплениями колоссального размера. Стена, сложенная из тесаного камня, огибала все эти три бухты древних Афин; начинаясь от Этионейского мыса, она доходила на северо‑востоке до Мунихии; длина её составляла полторы географические мили; в толщину она имела 11 футов, так что по ней могли ехать рядом две телеги с грузом. Камни были скреплены между собою не известью, а железными скобами. На каждых ста футах была башня. Входы в гавани были узки от природы; но поперек их были построены каменные плотины, чтобы сделать их еще более узкими, и их можно было запирать цепями. Особенно сильно был защищен плотинами вход в Пирейскую гавань. По окончании персидских войн были построены две «Длинные стены», соединявшие древний город Афины с Пиреем; они шли в расстоянии стадия (около 180 метров) одна от другой; эта дорога между афинских Длинных стен стала улицею, застроенной домами.

Утраченные миры: Афины - древний город, видео

Город Древней Греции со знаменитым Акрополем, Афины, стал символом древней цивилизации и занял центральное место в жизни греков. Строительство Афин началось в микенскую эпоху с возведения Пелопонесских дворцов. Город рос и со временем стал олицетворять все греческие добродетели и пользоваться несомненным авторитетом, так, что даже после поражения в Пелононнеской войне спартанцы отказались разрушать город и порабощать граждан.

История возникновения Афинской империи

Доказательства существования исторического поселения в Акрополе были найдены рядом с местечком Агора. Существует предположение, что он был заселен уже в 5000 г., а возможно и 7000 г. до н.э. Согласно легенде, афинский царь Кекропс назвал город в свою честь, но с Олимпа было видно, что этот город был настолько красив, что заслужил бессмертное имя.

Посейдон ударил в скалу своим трезубцем, откуда хлынула вода, и он заверил людей, что теперь они никогда не буду страдать от засухи.

Афина была последней, она посеяла семя в землю, из которого быстро выросло оливковое дерево. Древние греки считали, что оливковое дерево более ценно, чем вода, поскольку она была была соленой из царства Посейдона. И Афина была выбрана в качестве покровительницы города, и он был назван ее именем.

Основными средствами существования для города Древней Греции стало сельское хозяйство и торговля, в основном по морю. Во время микенской эпохи (около 1550-1100 до н.э.) по всей Греции начинается массовое строительство массивных крепостей, и Афины не стали исключением. Руины микенского двора можно все еще увидеть сегодня в Акрополе.

Гомер в Илиаде и Одиссее изображает микенцев как великих воинов и мореплавателей, которые ведут торговлю в Эгейском и Средиземном морях. В 1200 г. до н.э. народы моря вторглись на греческий архипелаг Эгейского моря с юга в то время, как дорийцы одновременно пришли с севера материковой Греции. Когда микенцы вторглись в Аттику (область, окружающая Афины), дорийцы вышли из города оставив город Древней Греции нетронутым. Хотя как и в других частях древней цивилизации после вторжений отмечался экономический и культурный спад. Афиняне после этого начали претендовать на особый статус в Ионическом море.

Возникновение демократии в Древней Греции

Эрехтейон, Древняя Греция, Афины

Состоятельные аристократы устанавливать контроль над землями, со временем более бедные землевладельцы были порабощены богатыми гражданами. Причиной этого стало разное понимание законов города Древней Греции. Одна часть законодательства, представленная писаниями государственного деятеля Драко, считалась слишком сложной для исполнения, поскольку за большинство нарушений следовала смертная казнь.

Великий законодатель Солон призвал пересмотреть и изменить их. Солон, хотя сам принадлежал к аристократическим кругам, издал серию законов, которые даровали право голоса при решении политических вопросов, гражданам. Тем самым он заложил основу для демократии в Афинах в 594 г. до н.э.

После того как Солон отстранился от государственных дел, различные фракционные лидеры стали делить власть. В конечном итоге победил Писистрат, признавший ценность законов Солона и призывавший исполнять их в неизменном виде. Его сын, Гипипий, продолжил его политический путь, пока его младший брат, Хиппаркос, не убыл убит в 514 г. до н.э. по приказу Спарты. После государственного переворота в Древней Греции и урегулирования вопросов со спартанцами, Клисфен был назначен для реформирования правительства и законодательной базы. В 507 г. до н..э. он ввел новую форму правления, которая сегодня признается демократическим режимом.

По словам историка Ватерфилда:

«Гордость за то, что граждане Афин отныне могли участвовать в общественной жизни, дало огромный толчок для развития ими города» .

Новая форма правления обеспечила стабильность, необходимую для процветания Афин как культурного и интеллектуального центра древнего мира».

Эпоха Перикла в Афинах


Афины

При Перикле Афины вступили в золотой век, который ознаменовался культурным подъемом, сопутствующим появлению великих мыслителей, писателей и художников.

После того как афиняне одержали победу над персами в битве при Марафоне в 490 г. до н.э., и освободились от второго персидского вторжения в Саламине в 480 г. до н.э., Афины стали считаться центром военно-морской мощи древней Греции. Делосский союз был сформирован для создания сплоченной обороны городов-государств древней цивилизации для предотвращения атак персов. Под руководством Перикла Афины заслужили такой авторитет, что могли издавать собственные законы, вводить обычаи и вести торговлю с соседями в Аттике и на островах Эгейского моря.

Период правления Перикла вошел в историю древней Греции как золотой век философии, художественного и литературного искусства, расцвета Афин. Геродот , «отец истории», написал свои бессмертные труды в Афинах. Сократ , «отец философии», преподавал в Афинах. Гиппократ , «отец медицины», практиковался в столице древней цивилизации. Скульптор Фидий создал свои лучшие произведения для в Акрополе, храма Зевса и Олимпии. Демокрит провел исследования и выяснил, что вселенная состоит из атомов. Эсхил Еврипила, Аристофан и Софокл написали свои знаменитые пьесы. Платон создал академию наук рядом с Афинами в 385 г. до н.э., затем Аристотель основал Лицей в центре города.

Боевые сражения Афин

Мощь Афинской империи представляла угрозу для соседних государств. После того как Афины отправили войска на помощь спартанским войскам, чтобы подавить восстание Хелот, Спарта предложила древним грекам оставить поле сражения и вернуться домой. Инцидент спровоцировал войну, которая уже давно назревала.

Позже, когда город Древней Греции отправил свой флот для защиты союзника Сосуга (Конфу) против коринфского вторжения во время битвы за Сибота в 433 г. до н.э., это было истолковано Спартой как агрессия, а не помощь, поскольку Коринф был союзником Спарты.

Пелопоннесская война (431-404 до н.э.) между Афинами и Спартой, в которой так или иначе были задействованы все города Древней Греции, закончилась поражением для Афин.

Все культурные памятники были разрушены. В городе, имеющий репутацию образовательного центра и культуры всей цивилизации, возникло такое явление как порабощение населения. Афины изо всех сил пытались отстоять свое положение независимого государства, пока не были окончательно побеждены в 338 г. до н.э. войсками Македонии под руководством Филиппа II в Херонее.

После поражения в битве при Синосефале в 197 г. до н.э. Римская империя начала постепенное завоевание Древней Греции. Легенда гласит о том, члто римский полководец Сулла, которого уволили с высокой должности в Афинах 87 г. до н.э., был организатором резни граждан города и поджога порта Рипей.

В современном мире Афины хранят наследие искусства классической эпохи, поэтические и художественные достижения. В то время как Парфенон в Акрополе продолжает символизировать золотой век и расцвет Древней Греции.

Видео Афинский Акрополь древней Греции

Это особый город: ни одна европейская столица не может похвастаться подобным историческим и культурным наследием. Он по праву зовется колыбелью демократии и западной цивилизации. Жизнь Афин по-прежнему вращается вокруг свидетеля ее зарождения и процветания – Акрополя, одного из семи холмов, окружающих город, который высится над ним словно каменный корабль, на палубе которого раскинулся древний Парфенон.

Видео: Афины

Основные моменты

Столицей современной Греции Афины стали с 1830-х годов, времени, когда было провозглашено независимое государство. С тех пор город пережил невиданный взлет. В 1923 году число жителей здесь удвоилось практически за один день в результате обмена населением с Турцией.

В связи с быстрым послевоенным экономическим ростом и настоящим бумом, последовавшим за вступлением Греции в Евросоюз в 1981 году, пригород захватил всю историческую часть города. Афины превратились в город-спрут: согласно подсчетам, его население составляет около 4 миллионов жителей, 750 000 из которых живут в официальных границах города.

Новый динамичный город сильно преобразился вместе с Олимпийскими играми 2004 года. Годы грандиозных работ модернизировали и украсили город. Заработал новый аэропорт, запущены новые линии метро, обновлены музеи.

Конечно, проблемы загрязнения окружающей среды и перенаселения остаются, и редко кто влюбляется в Афины с первого взгляда... Но нельзя не поддаться порожденному контрастами шарму этой удивительной смеси античного священного города и столицы XXI века. Своей уникальностью Афины обязаны и многочисленным кварталам, которые обладают неподражаемым характером: традиционная Плака, промышленная Гази, переживающие новый рассвет Монастраки со своими блошиными рынками, торговые Псири, выходящие на рынки, рабочая Омония, деловая Синтагма, буржуазная Колонаки... не говоря уже о Пирее, являющемся, по сути, самостоятельным городом.


Достопримечательности Афин

Именно небольшому плато, на котором находится Акрополь (4 га) , возвышающимся на 100 м над равниной Аттики и современным городом, Афины обязаны своей судьбой. Город здесь родился, вырос, встретил свою историческую славу. Каким бы поврежденным и незавершенным ни был Акрополь, он и по сей день держится достаточно уверенно и в полной мере сохраняет статус одного из величайших чудес света, некогда присвоенный ему ЮНЕСКО. Его название означает «высокий город», от греческого асго («высокий», «возвышенный») и polis («город») . Оно также обозначает «цитадель», чем, собственно, и являлся Акрополь в бронзовом веке и позднее, в микенскую эпоху.

В 2000 году основные здания Акрополя были разобраны для реконструкции в соответствии с новыми археологическими знаниями и современными реставрационными техниками. Однако не удивляйтесь, если реконструкция некоторых зданий, например Парфенона или храма Ники Аптерос, еще не закончена, на эти работы уходит много сил и времени.

Ареопаг и ворота Беле

Вход в Акрополь находится с западной стороны, у ворот Беле, римской постройки III века, названной в честь открывшего ее в 1852 году французского археолога. От входа высеченные в камне ступеньки ведут к Ареопагу - каменному холму, на котором в античную эпоху собирались судьи.

Огромная лестница, которой оканчивалась дорога Панафиней (dromos) , вела к этому монументальному входу в Акрополь, отмеченному шестью дорическими колоннами. Более сложные, чем Парфенон, который они должны были дополнить, Пропилеи («перед входом») были задуманы Периклом и его архитектором Мнесиклом как самое грандиозное светское здание, которое когда-либо было построено в Греции. Работы, начавшиеся в 437 году до н.э. и прерванные в 431 году Пелопоннесской войной, так и не были возобновлены. Центральный проход, самый широкий, некогда увенчанный перилами, предназначался для колесниц, а ступеньки вели к четырем другим входам, предназначенным для простых смертных. Северное крыло украшают посвященные Афине изображения великих художников прошлого.

Этот небольшой храм (421 г. до н.э.) , созданный архитектором Калликратом, построен на земляной насыпи к юго-западу (справа) от Пропилей. Именно в этом месте, как утверждает легенда, Эгей ждал своего сына Тесея, ушедшего сражаться с Минотавром. Не увидев на горизонте белого паруса - знака победы - он бросился в бездну, сочтя Тесея мертвым. С этого места открывается великолепный вид на Афины и на море. Это здание, кажущееся крошечным по сравнению с Парфеноном, было разрушено в 1687 году турками, которые использовали его камни для усиления собственных защитных укреплений. В первый раз оно было реставрировано вскоре после объявления независимости страны, но недавно разобрано вновь, чтобы быть отстроенным заново с соблюдением всех тонкостей классического искусства.

Пройдя Пропилеи, вы окажетесь на эспланаде перед Акрополем, увенчанным собственно Парфеноном. Именно Перикл поручил Фидию, гениальному скульптору и строителю, и его помощникам, архитекторам Иктину и Калликрату, возвести этот храм на месте бывших святилищ, разрушенных персидскими завоевателями. Работы, начатые в 447 году до н.э., продолжались пятнадцать лет. Используя в качестве материала пентелийский мрамор, строителям удалось создать здание с идеальными пропорциями, длиной 69 метров и шириной 31 метр. Его украшает 46 колонн с каннелюрами высотой десять метров, составленными из дюжины барабанов. Впервые в истории каждый из четырех фасадов здания был украшен фронтонами с раскрашенными фризами и скульптурами.

На переднем плане находилась бронзовая статуя Афины Промахос («та, что защищает») высотой девять метров, с копьем и щитом - от этой композиции осталось лишь несколько фрагментов тумбы. Говорят, что моряки могли видеть гребень ее шлема и позолоченный кончик копья, сверкавшего на солнце, едва зайдя в Саронический залив...

Другая огромная статуя Афины Парфенос, в одеждах из чистого золота, с лицом, руками и ногами из слоновой кости и с головой Медузы на груди, находилась в святилище. Это детище Фидия оставалось на своем месте более тысячи лет, но впоследствии было увезено в Константинополь, где позже было утеряно.

Став Афинским собором в Византийскую эпоху, затем мечетью под властью турок, Парфенон прошел сквозь века без особых потерь вплоть до того рокового дня в 1687 году, когда венецианцы бомбардировали Акрополь. Турки устроили в здании склад боеприпасов, и когда в него попало ядро, деревянная крыша была уничтожена и часть стен и скульптурных украшений обвалилась. Еще более жестокий удар по гордости греков нанес в самом начале XIX века британский посол лорд Эльджин, получив от турок разрешение на раскопки в древнем городе и вывезя огромное количество прекраснейших статуй и барельефов фронтона Парфенона. Теперь они находятся в Британском музее, но правительство Греции не теряет надежду, что когда-нибудь они снова вернутся на родину.

Последнее из святилищ, возведенных древними греками на Акрополе, расположено на другой стороне плато, возле северной стены, на месте мифического спора Посейдона и Афины из-за власти над городом. Строительство продолжалось пятнадцать лет. Освящение Эрехтейона произошло в 406 году до н.э. Неизвестный архитектор должен был объединить под одной крышей три святилища (в честь Афины, Посейдона и Эрехтея) , построив храм на месте со значительными перепадами высоты грунта.

Этот храм, хоть и меньший по размеру, чем Парфенон, должен был быть равным ему по великолепию. Северный портик, без сомнения, гениальное произведение искусства зодчих, о чем свидетельствуют его фриз из темно-синего мрамора, кессонный потолок и элегантные ионические колонны.

Не пропустите Кариатид - шесть статуй юных девушек выше человеческого роста, поддерживающих кровлю южного портика. В настоящее время это лишь копии. Одна из первоначальных статуй была увезена все тем же лордом Эль-джином, пять других, долгое время выставленных в Малом музее Акрополя (ныне закрытом) , были перевезены в Новый музей Акрополя, открывшийся в июне 2009 года.

Здесь же не забудьте насладиться прекрасным видом Саламинской бухты, находящейся с западной стороны.

Расположенный в западной части Акрополя (161-174 гг.) , римский одеон, знаменитый своей акустикой, открыт для посещения лишь во время празднеств, организованных в рамках фестиваля в честь Афины (представления проходят почти каждый день с конца мая до середины октября) . Мраморные ступени античного театра могут вместить до 5000 зрителей!


Находящийся неподалеку от одеона театр, хоть и очень древний, тесно связан с главными эпизодами жизни греческого города. Это гигантское сооружение на 17 000 мест, построенное в V-IV веках до н.э., видело трагедии Софокла, Эсхила и Еврипида и комедии Аристофана. По сути, это колыбель западного театрального искусства. Начиная с IV века здесь собиралась городская ассамблея.

Новый музей Акрополя

У подножия холма (южная сторона) находится Новый музей Акрополя, детище швейцарского архитектора Бернарда Чуми и его греческого коллеги Михалиса Фотиадиса. Новый музей, возведенный взамен старого Музея Акрополя (возле Парфенона) , ставшего слишком тесным, открыл свои двери в июне 2009 года. Это ультрасовременное здание из мрамора, стекла и бетона было построено на сваях, поскольку с началом строительства на этом месте были обнаружены ценные археологические находки. 4000 артефактов выставлены на 14 000 кв. м - это в десять раз больше площади старого музея.

Первый этаж, уже открытый для публики, вмещает временные экспозиции, его стеклянный пол позволяет наблюдать за ведущимися раскопками. На втором этаже находятся постоянные коллекции, которые включают в себя артефакты, найденные в Акрополе с архаического периода Древней Греции по римский период. Но гвоздем выставки является третий этаж, стеклянные окна которого дарят посетителям прекрасный вид на Парфенон.

Станция метро "Акрополь"

Станция метро «Акрополь»

В 1990-х годах, при строительстве второй линии метро, были обнаружены важные раскопки. Некоторые из них были выставлены прямо на станции (амфоры, горшки) . Здесь также можно увидеть муляж фриза Парфенона, представляющего Гелиоса в момент, когда он выходит из моря в окружении Диониса, Деметры, Коры и неизвестного безглавого персонажа.

Старый нижний город

По обеим сторонам Акрополя протянулся древний нижний город: греческий на севере, вокруг рыночной площади и древнего района Керамейкос, римский на востоке на подходе к Олимпейону (храму Зевса) и арке Адриана. С недавнего времени все достопримечательности можно осмотреть в ходе пешей прогулки, пройдя сквозь лабиринт улочек Плаки либо обойдя Акрополь по большой улице им. Дионисия Ареопагита.

Агора

Первоначально этот термин означал «собрание», затем так стали называть место, где люди вели дела. Сердце старого города, заполненное мастерскими и прилавками, агора (рыночная площадь) была окружена множеством высоких зданий: монетным двором, библиотекой, совещательной палатой, судом, архивами, не говоря уже о бесчисленных алтарях, маленьких храмах и памятниках.

Первые общественные постройки на этом месте стали возникать в IV веке до н.э., во время правления тирана Писистрата. Некоторые из них были восстановлены, а многие построены после разграбления города персами в 480 году до н.э. Дорога Панафиней, главная артерия античного города, пересекала эспланаду по диагонали, связывая главные ворота города, Дипилон, с Акрополем. Здесь проходили скачки на повозках, в которых, предположительно, принимали участие даже новобранцы кавалерии.


На сегодняшний день агора почти не сохранилась, за исключением Тесеона (храма Гефеста) . Этот дорический храм на западе Акрополя сохранился лучше всех в Греции. Он является обладателем прекрасного ансамбля колонн из пентелийского мрамора и фризов из паросского мрамора. На каждой из его сторон изображение Геркулеса на востоке, Тесея на севере и юге, сцены битв (с великолепными кентаврами) на востоке и западе. Посвященный одновременно Гефесту, покровителю металлургов, и Афине Органе (Работнице) , защитнице гончаров и ремесленников, он датируется второй половиной V века до н.э. Вероятно, своей сохранностью этот храм обязан превращению в церковь. В XIX веке он даже стал протестантским храмом, где упокоились останки английских добровольцев и других европейских филэллинов (греко-филов) , погибших во время войны за независимость.

Ниже, в центре агоры, возле входа в Одеон Агриппы, вы увидите три монументальные статуи тритонов. В наиболее возвышенной части местности, в направлении Акрополя, расположена отреставрированная маленькая церковь Святых Апостолов (около 1000 г.) в византийском стиле. Внутри сохранились остатки фресок XVII века и мраморный иконостас.


Портик Аттала, на восточной стороне рыночной площади, длиной 120 метров и шириной 20 метров был реконструирован в 1950-х годах и в настоящее время является музеем Агоры. Здесь можно увидеть несколько поразительных артефактов. Например, огромный спартанский щит из бронзы (425 год до н.э.) и, прямо напротив, кусок клеротерия, камня с сотней щелей, предназначенного для случайного отбора присяжных. Среди выставленных монет находится серебряная тетрадрахма с изображением совы, которая послужила моделью для греческого евро.

Римская агора

Во второй половине I века до н.э. римляне переместили агору примерно на сто метров к востоку, чтобы создать собственный центральный рынок. После нашествия варваров 267 года административный центр города укрылся за новыми стенами приходящих в упадок Афин. Здесь еще можно увидеть, как и на близлежащих улицах, множество важнейших зданий.

Построенные в XI веке до н.э. дорические ворота Афины Архегетис находятся возле западного входа в Римскую агору. Во времена правления Адриана для всеобщего ознакомления сюда была помещена копия распоряжения относительно налогообложения купли-продажи оливкового масла... С другой стороны площади, на насыпи, возвышается восьмигранная Башня ветров (Аэриды) из белого пентелийского мрамора. Она была возведена в I веке до н.э. македонским астрономом Андроником и служила одновременно флюгером, компасом и клепсидрой (водяными часами) . Каждая из сторон украшена фризом, изображающим один из восьми ветров, под которыми можно различить стрелки древних солнечных часов. На северной стороне находится маленькая недействующая мечеть Фетхие (Завоевателя) , один из последних свидетелей захвата рыночной площади религиозными зданиями в Средние века, а затем под турецким владычеством.

В двух кварталах от римской агоры, возле площади Монастираки, вы обнаружите развалины библиотеки Адриана. Возведенное в эпоху царствования императора-строителя в том же году, что и Олимпейон (132 г. до н.э.) , это огромное общественное здание с внутренним двором, окруженным сотней колонн, было в свое время одним из самых роскошных в Афинах.

Квартал Керамик, расположенный у северо-западной границы греческого города, обязан свои именем гончарам, изготавливавшим здесь знаменитые аттические вазы с красными фигурами на черном фоне. Здесь также находилось самое большое кладбище того времени, действовавшее до VI столетия и частично сохранившееся. Самые древние могилы относятся к микенской эпохе, но наиболее красивые, украшенные стелами и надгробными памятниками, принадлежали богатым афинянам и героям войн времен тирании. Они находятся на западе кладбища, в углу, засаженном кипарисами и оливковыми деревьями. Подобное проявления тщеславия было запрещено после установления демократии.

В музее выставлены наиболее красивые образчики: сфинксы, куросы, львы, быки... Некоторые из них были использованы в 478 году до н.э. для спешного возведения новых защитных укреплений против спартанцев!

К западу от агоры и Акрополя возвышается холм Пникс, место собрания ассамблеи жителей Афин (экклесия) . Встречи происходили десять раз в год с VI до конца IV века до н.э. Знаменитые ораторы, такие как Перикл, Фемистокл, Демосфен, произносили здесь речи перед своими соотечественниками. Позднее ассамблея переехала на площадь перед театром Диониса, большую по размеру. С вершины этого холма вид на покрытый лесом Акрополь восхитителен.

Холм Муз

Самая прекрасная панорама на Акрополь и Парфенон все же открывается именно с этого лесистого холма на юго-западе старого центра - мифологического бастиона афинян в борьбе с амазонками. На вершине находится отлично сохранившийся надгробный памятник Филопаппу (или Филоппапу) высотой 12 метров. Он датируется II веком и изображает этого «благодетеля Афин» на повозке.

Чтобы обозначить границу между старым греческим городом и его собственными Афинами, римский император Адриан приказал воздвигнуть ворота, обращенные к Олимпейону. На одной стороне было написано «Афины, древний город Тесея», а с другой - «Город Адриана, а не Тесея». Не считая этого, оба фасада абсолютно идентичны; стремясь к единению, они совмещают римскую традицию внизу и греческую форму пропилей в верхней части. Монумент высотой 18 метров был возведен благодаря дарам жителей Афин.

Храм Зевса-Олимпийца, высшего божества, был самым большим в античной Греции - возведенный, как гласит легенда, на месте древнего святилища Девкалиона, мифического праотца греческого народа, который таким образом возблагодарил Зевса, спасшего его от наводнения. Тиран Писистрат, предположительно, начал строительство этого гигантского здания в 515 году до н.э. для того, чтобы чем-то занять людей и предотвратить бунт. Но на этот раз греки переоценили свои возможности: храм был закончен лишь в римскую эпоху, в 132 году до н.э. императором Адрианом, которому и досталась вся слава. Размеры храма впечатляли: длина-110 метров, ширина - 44 метра. Из 104 коринфских колонн 17 метров высотой и 2 метра диаметром сохранились только пятнадцать, шестнадцатая, сваленная бурей, все еще лежит на земле. Остальные были использованы для других построек. Они были расположены двойными рядами по 20 штук по длине здания и тройными рядами по 8 - по бокам. В святилище сохранились гигантская статуя Зевса из золота и слоновой кости и статуя императора Адриана - в римскую эпоху они почитались в равной степени.

Этот стадион, угнездившийся в амфитеатре с мраморными ступеньками возле горы Ардеттос, в 500 метрах к востоку от Олимпейона, в 1896 году был восстановлен для первых современных Олимпийских игр вместо и на месте древнего, возведенного Ликургом в 330 году до н.э. Во II веке Адриан ввел игрища на арене, привезя тысячи хищников для бестиариев. Именно здесь финишировал марафон Олимпийских игр 2004 года.

Это самый старый и самый интересный жилой квартал города. Лабиринт его улочек и лестниц, насчитывающий не менее трех тысячелетий, простирается до северо-восточного склона Акрополя. В основном он пешеходный. Верхняя часть квартала создана для долгих прогулок и любования прекрасными домами XIX века, стены и внутренние дворы которых густо покрыты бургенвилиями и геранью. Плака усеяна античными руинами, византийскими церквями, и в то же время здесь много бутиков, ресторанов, музеев, баров, маленьких ночных клубов... Она может быть как тихой, так и очень оживленной, все зависит от места и времени.


Церкви

Хотя башни Митрополии, собора Плаки (XIX в.) , обосновавшегося в северной части квартала, неминуемо притягивают взгляды, опустите глаза к его основанию и полюбуйтесь восхитительной Малой Митрополией. Эта маленькая византийская церквушка XII века, посвященная святому Элевтрию и Богоматери Горгоепикоос («Скоро-помощнице»!) была построена из античных материалов. Снаружи ее стены украшены великолепными геометрическими барельефами. Все попы Греции собираются на соседней улице, Агиос Филотеис, чтобы совершить покупки в специализированных магазинах. На возвышенности Плаки находится очаровательная маленькая византийская церковь Агиос Иоаннис Теологос (XI в.) , также заслуживающая вашего внимания.

Этот музей в восточной части Плаки представляет интересную коллекцию экспонатов народного творчества. Осмотрев вышивки на первом этаже и забавные карнавальные костюмы в мезонине, в зале Теофилоса на втором этаже вы обнаружите настенную живопись, дань уважения этому художнику-самоучке, который украшал дома и лавочки своего родного края. Чтя традиции, он всю жизнь носил фустанеллу (традиционную мужскую юбку) и умер в нищете и забвении. Лишь только после смерти он получил признание. На третьем этаже выставлены украшения, орнамент и оружие; на четвертом - народные костюмы различных провинций страны.

Неоклассический снаружи, ультрасовременный внутри, этот музей, посвященный современному искусству, единственный в своем роде в Греции. Здесь попеременно выставляются постоянная коллекция, основной темой которой являются обычные люди, и временные экспозиции. Посетителям предоставляется возможность посмотреть на великие события XX века глазами греческих художников.

В 335 году до н.э., после победы своей труппы на театральном конкурсе, дабы увековечить это событие, меценат Лисикрат приказал возвести этот памятник в форме ротонды. Афиняне прозвали его «фонарем Диогена». Изначально внутри находился бронзовый приз, полученный от городских властей. В XVII веке

Анафиотика

В самой высокой части Плаки, у склонов Акрополя, жители кикпадского острова Анафи воссоздали в миниатюре свой мир. Анафиотика - это квартал в квартале, настоящая мирная гавань, куда нет доступа машинам. Она представляет собой несколько десятков беленых домиков, утопающих в цветах, со множеством узких переулков и укромных проходов. Беседки из виноградных лоз, вьющийся шиповник, горшки с цветами - жизнь здесь поворачивается к вам приятной стороной. В Анафиотику можно попасть со стороны улицы Стратонос.

Этот музей находится в самой западной части Плаки, между Акрополем и римской агорой, в прекрасном неоклассическом здании и вмещает в себя весьма причудливые и разношерстные коллекции (которых, однако, объединяет принадлежность к эллинизму) , переданные государству супругами Канеллопулос. Среди главных экспонатов вы увидите кикладские статуэтки и золотые античные украшения.

Музей народных музыкальных инструментов

Расположенный на улице Диогена, в западной части Плаки, напротив входа в римскую агору, этот музей предлагает вам ознакомиться с музыкальными инструментами и традиционными греческими мелодиями. Вы узнаете, как звучат бузуки, лютни, тамбурасы, гайды и другие редкие образцы. Концерты организуются в саду в летнее время.

Площадь Синтагма

На северо-востоке Плака граничит с огромной площадью Синтагма, сердцем делового мира, районом, который был построен по плану, составленному на следующий день после объявления независимости. Зеленая эспланада окружена шикарными кафе и современными постройками, в которых находятся офисы банков, авиа- и международных компаний.

Здесь находится отель «Великобритания», жемчужина Афин XIX века, самый красивый дворец города. На восточном склоне расположился дворец Були, ныне парламент. В 1834 году он служил резиденцией короля Оттона I и королевы Амалии.

Подземка

Благодаря строительству метро (1992-1994) под эспланадой начались самые масштабные раскопки, когда-либо проводимые в Афинах. Археологи обнаружили акведук эпохи Писистрата, очень важную дорогу, литейные бронзовые мастерские V века до н.э. (период, когда это место находилось за пределами городских стен) , кладбища конца классической эпохи - начала римской эпохи, термы и второй акведук, тоже римские, а также раннехристианские оссуарии и часть византийского города. Различные археологические слои были сохранены внутри станции в форме поперечного кубка.

Парламент (дворец Були)

Название площади Синтагма вызывает в памяти греческую Конституцию 1844 года, провозглашенную с балкона этого неоклассического дворца, с 1935 года - резиденции парламента.

Перед зданием находится памятник Неизвестному солдату, у которого держат караул эвзоны (пехотинцы) . Они носят традиционные греческие костюмы: фустанеллу с 400 складками, символизирующими количество лет, проведенных под турецким игом, шерстяные гольфы и красные башмаки с помпонами.

Смена караула происходит каждый час с понедельника по субботу, и один раз, в 10.30, в воскресенье. Весь гарнизон собирается на площади для этой красивой церемонии.

Национальный сад

Бывший когда-то дворцовым парком, Национальный сад ныне является тихим оазисом с экзотическими растениями и мозаичными бассейнами в самом сердце города. Там вы сможете увидеть античные руины, укрытые среди тенистых аллей, маленький ботанический музей, расположенный в павильоне, зоопарк и приятный кафенион с большой крытой беседкой.

На юге находится Заппейон, здание в неоклассическом стиле, построенное в 1880-х годах в форме ротонды. В 1896 году, во время первых современных Олимпийских игр, там находился штаб Олимпийского комитета. Позднее Заппейон стал Выставочным центром.

К востоку от сада, на улице Герода Аттического, посреди парка, находится Президентский дворец, красивое здание в стиле барокко, охраняемое двумя эвзонами.


Северные кварталы и музеи

Оправдывающий свое название квартал Гази на северо-западе города, преимущественно индустриальный, сначала производит не слишком приятное впечатление. Бывший газовый завод, давший кварталу свое имя, теперь является огромным культурным центром .

Чуть восточнее протянулся очень оживленный квартал Псири, где обосновались оптовики и кузнецы, - и, с некоторых пор, растущее количество баров, ночных заведений и модных ресторанов. Его маленькие улочки ведут к рынкам и площади Омония, сердцу народных Афин. Отсюда вы сможете дойти до площади Синтагма по двум большим улицам в неоклассическом обрамлении - Стадиу и Панепистимиу.

Окрестности Монастираки

Непосредственно к северу от римской агоры находится площадь Монастираки, в любое время суток переполненная людьми. Над ней возвышается купол и портик мечети Циздараки (1795 г.) , в которой сейчас располагается отделение Плаки Музея народного искусства.

Соседние пешеходные улочки захвачены магазинами сувениров, антиквариата, а также старьевщиками, которые собираются каждое воскресенье на площади Абиссинии, чтобы устроить гигантский блошиный рынок.

Рынки

Большой бульвар Афинас, связывающий Монастираки с площадью Омония на севере, проходит мимо рыночных павильонов. «Брюхо Афин», находящееся в постоянной активности с рассвета до середины дня, делится на две части: торговцы рыбой в центре и мясом - вокруг.

Перед зданием стоят продавцы сухофруктов, а на близлежащих улочках - торговцы скобяным товаром, коврами, домашней птицей.

Археологический музей

В нескольких кварталах к северу от площади Омония, на огромной эспланаде, заставленной машинами, находится Национальный археологический музей, владеющий сказочной коллекцией экспонатов искусства великих цивилизаций античной Греции. Без колебания проведите здесь половину дня, созерцая статуи, фрески, вазы, камеи, украшения, монеты и другие сокровища.

Самым ценным экспонатом музея, возможно, является посмертная золотая маска Агамемнона, найденная в 1876 году в Микенах любителем-археологом Генрихом Шлиманом (зал 4, в центре двора) . В той же комнате вы увидите другой важный объект микенской эпохи, вазу Воина, а также погребальные стелы, оружие, ритоны, украшения и тысячи роскошных предметов из янтаря, золота и даже скорлупу страусиного яйца! Кикладская коллекция (зал 6) также обязательна для просмотра.

Осматривая первый этаж и двигаясь по часовой стрелке, вы пройдете хронологически от архаического периода, представленного великолепными куросами и корами, до римского. По пути вы увидите великие шедевры искусства классической эпохи, среди которых выловленная в море возле острова Эвбея бронзовая статуя Посейдона (зал 15) , а также статуи всадника Артемизиона на боевом коне (зал 21) . Надгробия представлены в большом количестве, некоторые из них весьма впечатляющи. Например, огромные лекифы - вазы высотой два метра. Стоит также упомянуть фризы, украшавшие храм Афейи на Эгине, фризы храма Асклепия (Эскулап) в Эпидавре и великолепную мраморную группу Афродиты, Пана и Эроса в зале 30.

На втором этаже выставлены коллекции керамики: от изделий геометрической эпохи до восхитительных аттических ваз. Греческим Помпеям - городу Акротири на острове Санторин, погребенном в 1450 году до н.э., - посвящена отдельная секция (зал 48) .

Панепистимиу

Квартал, расположенный между площадями Омония и Синтагма, дает ясное представление о грандиозных амбициях периода после объявления независимости. Определенно принадлежащее к неоклассическому стилю, трио, состоящее из Университета, Академии и Национальной библиотеки, простирается вдоль улицы Панепистимиу (или Элефтериос Венизелу) и явно заслуживает внимания гостей города.

Национальный исторический музей

Музей расположен в здании бывшего парламента, на улице Стадиу, 13, неподалеку от площади Синтагма, и посвящен истории страны с момента захвата Константинополя османами (1453 г.) . Период войны за независимость представлен очень подробно. Можно даже увидеть шлем и шпагу лорда Байрона, самого знаменитого из филэллинов!

Основанный в 1930 году Антонисом Бенакисом, членом известной греческой семьи, музей находится в его бывшей афинской резиденции. Экспозиция состоит из коллекций, собранных в течение всей его жизни. Музей продолжает пополняться, и теперь он предлагает вниманию посетителей полную панораму греческого искусства, с доисторического периода до XX века.

На первом этаже представлены экспонаты от периода неолита до византийской эпохи, а также прекрасное собрание ювелирных украшений и античных корон из золотых листьев. Большая секция посвящена иконам. Второй этаж (XVI-XIX вв.) охватывает период турецкой оккупации, преимущественно здесь выставлены образцы церковного и мирского народного искусства. Два великолепных приемных зала 1750-х годов были восстановлены, вместе с потолками и панно из резного дерева.

Менее интересные секции, посвященные периоду пробуждения национального самосознания и борьбы за независимость, занимают два верхних этажа.

Музей кикладского искусства

Здесь представлены главным образом коллекции Николаса Гуландриса, посвященные античному искусству. Наиболее выдающаяся из них находится, без сомнения, на первом этаже. Здесь вы можете ознакомиться с легендарным кикладским искусством; статуэтками, мраморными предметами домашнего обихода и объектами религиозного культа. Не пропустите блюдо с голубками, высеченное из цельного куска, необыкновенные статуэтки флейтиста и разносчика хлеба, а также статую высотой 1,40 метра, одну из двух, изображавших великую богиню-покровительницу.

Третий этаж посвящен греческому искусству с бронзового периода до II века до н.э., на четвертом выставлена коллекция кипрских артефактов, а на пятом - прекраснейшие керамические изделия и «коринфские» бронзовые щиты.

Позднее музей переехал в великолепную неоклассическую виллу, построенную в 1895 году баварским архитектором Эрнстом Зиллером (дворец Стафатоса) .

Экспозиции, размещенные в музее, охватывают период с падения Римской империи (V в.) до падения Константинополя (1453 г.) и успешно освещают историю византийской культуры с помощью прекрасной подборки экспонатов и реконструкций. Выставка также подчеркивает особую роль Афин, центра языческой мысли в течение по меньшей мере двух столетий, пока не воцарилось христианство.

Стоит увидеть секцию коптского искусства (особенно башмаки V-VIII в.!) , сокровище Митилен, найденное в 1951 году, восхитительные ригеля и барельефы, коллекции икон и фресок, выставленные в церкви Эпископии Эвританской, а также великолепные манускрипты.

Национальная Пинакотека

Значительно модернизированная в последние годы, Пинакотека посвящена греческому искусству последних четырех столетий. Она хронологически представляет различные движения, от ранней поствизантийской живописи до произведений современных художников. В частности, вы увидите три мистических полотна Эль Греко, уроженца Крита, который наряду с Веласкесом и Гойей был самым известным художником Испании XVI века.

В северной части бульвара Василиссис Софиас покатые улочки квартала Колонаки образуют шикарный анклав, знаменитый своими модными бутиками и художественными галереями. Все утро, а особенно после обеда, на террасах кафе площади Филикис Этериас яблоку негде упасть.

Гора Ликавит (Ликавиттос)

В конце улицы Плутарха находится длинная вереница рынков, ведущая к подземному канатному тоннелю с фуникулером, который за несколько минут доставит вас на вершину Ликавита, славящегося своей прекрасной панорамой. Любители спорта предпочтут лестницы, начинающиеся с конца улицы Лукиану, в ста метрах к западу (15 минут подъема) . Тропинка, изгибаясь, ведет сквозь кипарисы и агавы. Наверху, с паперти часовни Святого Георгия, в хорошую погоду можно увидеть острова Саронического залива и, естественно, Акрополь.

В окрестностях Афин


Расположенные между морем и холмами Афины являются идеальной точкой отправления на покорение самых знаменитых мест Аттики, полуострова, разделяющего Эгейское море и Саронический залив.

На выходные все отправляются на пляж. Находящаяся у самых городских стен Глифада заткнула всех за пояс во время Олимпийских игр 2004 года: именно здесь проходило большинство морских соревнований. Шикарный пригород с многочисленными бутиками, являющийся к тому же морским курортом, знаменитым своими причалами для яхт и полями для гольфа, Глифада оживает летом, когда на авеню Поссидонос открываются дискотеки и клубы. Пляжи здесь и в направлении Вулы преимущественно частные, усеянные зонтиками и битком набитые в конце недели. Если вы ищете место поспокойнее, двигайтесь в южном направлении до Вульягмени, роскошного и дорогого порта, утопающего в зелени. Побережье становится боле демократичным только после Варкизы, неподалеку от мыса Сунион.


Часовой Афин, держащий караул на вершине скалы «мыса Колонн» в крайней точке средиземноморской Аттики, храм Посейдона составляет одну из вершин «священного треугольника», совершенного равнобедренного треугольника, остальными точками которого являются Акрополь и храм Афайи на Эгине. Рассказывали, что некогда, входя в залив по пути в Пирей, моряки могли видеть одновременно все три здания -удовольствие, ныне недоступное из-за частого смога, опускающегося над этими местами. Святилище, восстановленное в эпоху Перикла (444 г. до н.э.) , сохранило 16 из 34 дорических колонн. Когда-то здесь проходили гонки триер, организованные афинянами в честь богини Афины, которой посвящен второй храм, возведенный на соседнем холме. Место приобретает стратегическое значение: его крепость, ныне исчезнувшая, позволяла контролировать одновременно серебряные шахты Лориона и движение кораблей к Афинам.

Построенный на покрытых соснами склонах горы Гиметос, в нескольких километрах к востоку от Афин, монастырь, основанный в XI веке, перестает быть тихим в конце недели, когда поблизости высаживается десант любителей пикника. В центральном дворе вы обнаружите церковь, стены которой покрыты фресками (XVII-XVIII вв.) , купол опирается на четыре античные колонны, а в другом конце монастыря находится удивительный фонтан с головой барана, откуда вытекает вода, которая, как утверждают, обладает чудодейственными свойствами.

Марафон

Это место, одно из самых знаменитых, в 490 году до н.э стало свидетелем победы 10-тысячной афинской армии над превосходящими ее в три раза силами персов. Чтобы донести хорошую новость, как гласит легенда, бегун из Марафона пробежал 40 км, отделяющие его от Афин, - так быстро, что умер от изнурения при прибытии. 192 греческих героя, погибших в этой битве, были похоронены на кургане - это единственное заслуживающее доверия свидетельство этого знаменитого события.

Монастырь Дафни

Расположенный в 10 км к западу от Афин, на краю большой дороги, византийский монастырь Дафни знаменит своими мозаиками XI века, изображающими апостолов и следящего за ними с центрального купола могущественного Христоса Пантократора. Получив существенные повреждения от землетрясения в 1999 году, здание сейчас закрыто на реставрацию.

Теснимый с одной стороны Аттикой, а с другой - полуостровом Пелопоннес, Саронический залив - шлюз Коринфского канала - открывает двери в Афины. Среди многочисленных островов Эгина наиболее интересен и до него проще всего добраться (1 ч 15 мин на пароме или 35 мин на глиссере) .

Большинство кораблей стоят на пристани на западном берегу, в прекраснейшем порту Эгины. Мало кто знает, что он был первой столицей освобожденной Греции. Рыбаки чинят здесь свои снасти на глазах у туристов, расслабляющихся на террасах кафе и катающихся в двуколках. Узкая пешеходная улочка, ведущая с набережной, словно создана для прогулок и шопинга. У северного выезда, в Колоне, на месте археологических раскопок, находятся немногочисленные развалины храма Аполлона (V в. до н.э.) . В археологическом музее выставлены артефакты, найденные неподалеку: пожертвования, гончарные изделия, скульптуры и стелы.

Оставшуюся часть острова делят между собой фисташковые плантации, являющиеся гордостью Эгины, несколько рощ с оливковыми деревьями и прекрасные сосновые леса, раскинувшиеся на востоке до самого морского курорта Агия Марина, на чьих прекрасных пляжах летом жизнь бьет ключом.

Оттуда легко можно добраться до храма Афайи, построенного на мысе, видимом с обоих берегов. Великолепие этого дорического монумента, прекрасно сохранившегося, позволяет догадаться о былом могуществе острова, бывшего некогда соперником Афин. Возведенный в 500 году до н.э., он был посвящен местной богине Афайе, дочери Зевса, которая нашла прибежище в этих местах, спасаясь от преследований царя Миноса.

Если у вас найдется немного времени, посетите руины Палиохоры, бывшей столицы Эгины, построенной на возвышенности в глубине острова. Основанный в эпоху Античности, городок вырос в период высокого Средневековья, эпоху, когда жители, спасаясь от пиратских набегов, укрывались на вершинах гор. До XIX века, когда ее покинули жители, Палиохора насчитывала 365 церквей и часовен, из которых 28 сохранилось, и в них еще можно увидеть остатки прекрасных фресок. Чуть ниже расположен монастырь Агиос Нектариос, самый большой на острове.

Спецпредложения на отели

Когда лучше ехать в Афины

Весна и поздняя осень - лучшее время для посещения Афин. Лето может быть очень жарким и сухим. Зима иногда дождливая, с небольшим количеством снежных дней. Но при этом зима может быть идеальным временем для посещения города, когда тут пусть и свежо, но нет толп.

Очень часто над городом стоит смог, причина которого в географии города - из-за того, что Афины окружают горы, выхлопы и загрязнения от машин очень часто задерживаются над городом.

Как добраться

Какими способами можно добраться до Афин от аэропорта? В первую очередь, от аэропорта к городу проложена прямая ветка метро (синего цвета). Конечная станция в центре города - метро Монастираки. Можно доехать до железнодорожного вокзала в Афинах на пригородной электричке. Удобный и комфортный способ - вызов такси. Более экономный наземный транспорт - автобус, от аэропорта автобусы следуют по четырем маршрутам.

Календарь низких цен на авиабилеты

вконтакте facebook twitter