В чем значение выборов. Выборы. Плюсы и минусы пропорциональной системы

важны для нашей страны и почему в них важно участвовать каждому жителю России, имеющему право выбора? Здесь можно выделить сразу несколько главных причин.

Одна из первых и самых значимых причин – это реализация права голоса, которое дано верховным законом России – Конституцией РФ - всем гражданам страны. Имея право голоса, каждый получает возможность принять участие в процессе управления государством, а также оказывать непосредственное влияние на власть. Именно избиратели могут запустить процесс перемен.

Вторая причина заключается в том, что принимая участие в выборах, каждый россиянин решает, кому он хотел бы доверить управление страной в течение следующего президентского срока. Свой голос можно и нужно отдавать лишь тому кандидату, которому доверяешь. Так как возможность выбора президента страны предоставляется один раз в шесть лет, то пренебрегать уникальным шансом сделать свою жизнь лучше, нельзя.

Третья причина – это проявление личной гражданской позиции, которая выражается в желании принимать участие в выборах любого плана. Только настоящему гражданину своей страны не безразлично происходящее , как в стране, так и в родном городе.

Максимальная явка на выборы – это четвертая причина. Честные выборы - это выборы с высокой явкой. Ведь чем больше избирателей высказали свою волю, придя на избирательные участки, тем весомее будет эта самая воля. Высокая явка является свидетельством того, что избиратели занимают активную гражданскую позицию и их волнует свое будущее и будущее страны, в которой они живут.

Свести к минимуму возможные фальсификации – еще одна причина принять участие в выборах. При высокой явке избирателей в значительной степени снижается вероятность подделки и подтасовки результатов голосования. Ведь попытки фальсификаторов использовать по своему усмотрению голоса тех, кто игнорирует выборы, несколько раз фиксировались камерами видеонаблюдения во время предыдущих выборов в некоторых регионах России. Тогда бюллетени «молчунов» вбрасывались в урны пачками.

Напомним, что выборы президента пройдут в России 18 марта текущего года. Желание участвовать в них ранее выразили несколько десятков кандидатов. При этом, как сообщили в ЦИК РФ, максимальное количество кандидатов составит 19 человек – в случае, если ни у кого не окажется проблем со сбором подписей. Среди них – Ксения Собчак, Григорий Явлинский, Павел Грудинин, Владимир Жириновский и другие. Владимир Путин также является кандидатом в президенты, который идет на выборы самовыдвиженцем.

Выборы – основной способ воздействия граждан на власть. Почему все же стоит ходить на выборы?

Материалы по теме:

Несколько очевидных причин, чтобы воспользоваться своим голосом.

Почему все же стоит ходить на выборы?

  1. Первая и самая важная причина. Право голоса, право выбора дано верховным законом - Конституцией - всем гражданам России. Реализация этого права дает возможность участвовать в процессе управления государством, влиять на власть и даже менять ее.
  2. От того, кого выберем, зависит наша дальнейшая жизнь.
  3. Участие в выборах говорит о наличии настоящей, а не декларативной, гражданской позиции, о том, что происходящее и в стране, и в родном городе, не безразлично. Гражданин, использующий свой голос, а не выбрасывающий его на все четыре стороны, достоин уважения.
  4. Максимальная явка - залог честных выборов.
  5. Избирательный участок находится в шаговой доступности от места проживания. Среднее время на голосование для избирателя - минут пятнадцать, с учетом дороги. Неужели вам жалко всего 15 минут своего времени для хорошего дела? Вы настолько ленивы и апатичны?
  6. Волеизъявление - это ответственность. Только избиратели несут ответственность за все происходящее в стране/городе/районе.
  7. И, наконец, участие в выборах снижает риск фальсификаций. Чем больше народу пришло на избирательный участок (т.н. явка избирателей), тем сложнее подделать результаты голосования.

Впервые за десять лет в этом году представилась возможность москвичам избрать своего мэра.

С.Собянин, из интервью « Первому каналу »

Возможность выбора дается гражданам довольно редко - раз в несколько лет, если мы говорим о думских и президентских выборах, или выборах главы города (в тех регионах, где эта должность выборная). Это - настоящая, хоть и редкая, возможность сделать что-то для того, чтобы сделать свою жизнь, свой город, свою страну немного лучше. Попытаться, по крайней мере.

Некоторые несознательные граждане считают, что от того, опущен ли бюллетень в урну, ничего не зависит, потому что у нас все «не так» или «не этак»... Хочется таким гражданам задать вопрос: «А вы попробовали что-то сделать, чтобы приблизить момент, чтобы было «так»?» Ведь у вас был шанс, пусть маленький, но вы им не воспользовались, вы не выразили свою волю. И кто вам виноват теперь, что что-то «не так»?

Установка видеокамер на избирательных участках довольно наглядно показала, что голосуют все, даже те, кто на выборы не ходил. В ряде регионов нашей страны были замечены и сняты на видео вбросы в урны пачек бюллетеней. Эти бюллетени - голоса тех, кто выборы проигнорировал. Логика проста: хоть избиратель и не пришел, но бюллетень-то на него есть, почему же его не использовать... Хотите такого «выбора» - тогда не ругайтесь, что вас что-то не устраивает.

Попробуем развеять несколько устойчивых предрассудков.

Ходить на выборы - надо!

Участие в выборах - гражданский долг гражданина и его право выразить свою позицию по отношению к власти - действующей или будущей. Не нравится действующий чиновник и/или, наоборот, очень нравится определенный кандидат - есть возможность его поменять на того, кого вы считаете более эффективным управленцем. И чем больше тех, кто с вами согласен, тем выше шанс сменить неугодного.

«Я никому не верю, поэтому на выборы не пойду»

Порог явки - т.е. минимальное количество проголосовавших, необходимо для признания результатов выборов на конкретном участке действительными, - был отменен несколько лет назад. Это значит, что даже если свою волю выразит всего один человек, результат будет действительным. И этот результат может вам не понравиться... Придите на участок и проголосуйте за партию или кандидата, наиболее близких вам по убеждениям.

«Никому не верю, но приду и испорчу бюллетень»

Недействительные (испорченные) бюллетени не распределяются между кандидатами. Таким образом можно проголосовать за того, чья позиция совсем не близка.

«Зачем идти на выборы, если результаты все равно будут подделаны?»

Вот потому и надо, что чем выше явка избирателей, тем сложнее фальсифицировать результаты выборов. А из-за того, что вы на участок не придете, вы сами лично даете отличную возможность использовать ваш бюллетень за вас. Не давайте такой возможности! Для честных выборов необходима максимальная явка, необходим каждый голос.

«Власть принимает решения, которые нужны ей, а мнение народа никого не интересует»

Если бы народ активнее высказывал свое мнение, таких мыслей бы не было. Да, изменения происходят не сразу и не вдруг. Это постепенный процесс. Но именно в ваших силах его не только запустить, но и продолжать влиять на принятие властных решений.

Сидеть на кухне, охаивая власть - непродуктивно. Это просто бесполезные сотрясения воздуха. К тому же, не проголосовав, морального права обсуждать ситуацию у вас нет, т.к. вы не приложили никаких усилий для ее изменения.

Не оправдывайте собственное бездействие. Идите на выборы и голосуйте - потому что это единственный действенный рычаг народного влияния.

Ученица 11 б класса МАОУ СОШ№27 г. Балаково Абушаевой Софии

В соответствии с конституционным законодательством выборы занимают особое место в системе современного народовластия в РФ. Часть 3 статья 3 Конституции РФ гасит, что референдум и свободные выборы провозглашаются как высшее непосредственное выражение власти народа. Данная работа была представлена на региональный конкурс по политологии, получила вычокую оценку. По результатам конференции заняла первое место.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Творческая работа

Роль выборов в политической жизни современной России

Работу выполнила:

ученица 11 б класса

МАОУ СОШ № 27 г. Балаково

Абушаева София

Руководитель:

учитель истории

Варфоломеева Татьяна

Федоровна

Балаково

2014

Введение 2

  1. Выборы и их сущность в современной Российской Федерации. 4
  2. Функции выборов в условиях демократии. 7
  3. Принципы избирательного права в современной России. 8
  4. Выборы и избирательное право в истории России и СССР. 11
  5. Заключение 17
  6. Список литературы 18

Введение

Выборы важнейшая составляющая современной политики, существенный признак демократии. Выборы представляют собой способ формирования органов власти на основе выражения политической воли граждан.

Конституция РФ статья 3 гласит: « Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы». Статья 32 Конституции Российской Федерации «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

Конституция 1993 года законодательно закрепила право граждан избирать и быть избранными, политическое устройство страны с сильной представительной властью, заложила основы демократической избирательной системы. Наша страна заявила о желании поддерживать демократические международные стандарты в этой сфере.

Выборы представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. В условиях современной демократии выборы являются главной формой проявления суверенитета народа, его политической воли как источника власти. С помощью выборов граждане оказывают влияние на формирование органов государственной власти. Они являются важным инструментом, с помощью которого в органах власти представляются интересы различных общественных групп. На институт выборов ложится особая ответственность, так как выборы, своего рода альтернатива, укоренившемуся тоталитарному сознанию граждан. Плюрализм мнений, который присущ гражданскому обществу, не дает возможность добиться добровольно от граждан выполнять законы, поэтому важно создание органов государственной власти на выборной основе при участии граждан. Выборы – универсальный политический институт, который выполняет интегративную функцию в политическом процессе России. Участие граждан в выборах - это не только исполнение гражданского долга, но и возможность повлиять на политическую обстановку в стране, защитить свои права на ближайшее будущее. Выборы напрямую связаны с политическими партиями и политической элитой. А от позиции участников выборов, от их активности зависит многое. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Выборы дают возможность гражданам переизбирать правительство и депутатов, которые по тем или иным причинам не устраивают граждан, заменять их людьми, пользующимися доверием.

Выборы позволяют представлять интересы различных социальных групп населения, достигать соответствия между политикой органов власти и потребностями различных социальных групп населения. Они обеспечивают демократическим путем разрешать противоречия в обществе между интересами граждан и деятельностью власти. Выборы в условиях современной демократии – главный инструмент проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти.

Тема «Роль выборов в политической жизни современной России» актуальна, так как необходимо совершенствовать правовую грамотность населения страны и в особенности молодежи – будущего нашей страны, в условиях формирования демократического государства формировать гражданскую ответственность, воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине.

Цель данной работы – показать особенности системы выборов в органы власти.

Задачи:

Выявить сущность понятия выборы;

Отразить исторический аспект выборов в России;

Раскрыть принципы выборов в соответствии с Конституцией РФ.

Метод : анализ источников, периодических изданий, исследовательских статей.

1. Выборы и их сущность в современной Российской Федерации.

Сущность выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, вручает им право на осуществление власти. Выборы всегда связаны с голосованием, это закрепленный в Конституции и других законах относительно регулярный, переодичный процесс избрания состава органов власти.

Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане, а при косвенных – избранные ими лица. Выборы могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели страны (например, выборы Президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Выборы бывают общероссийскими, федеральными и местными. Если в первом туре результат не выявляется, то проводится второй тур, что называется повторным голосованием.

Для того чтобы выборы признавались легитимными, необходимо, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными. Давно доказано, что легитимности выборов может сыграть важную роль в переходе государств к демократическому политическому режиму. В нашей стране эта проблема особенно острая. Это связано с тем, что в сознании людей укоренилось представление о сильной власти. Перед Российской политической элитой поставлены ответы вопросы, связанные перспективами развития страны, отразить удар международного терроризма. Эти события повлияли на функционирование политических институтов, в том числе и на выборы.

Свободными признаются выборы, характеризующиеся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной нормой.

Справедливый характер выборов вырастает, прежде всего, из демократического избирательного права, в котором прочно гарантированы всеобщие и тайные выборы при тайном голосовании. Для обеспечения справедливости выборов необходима эффективная защита выборов – как в ходе их проведения, так и в ходе подсчёта голосов – от мошенничества и злоупотреблений (присутствие наблюдателей, доступ СМИ и т.д.).

Подлинные выборы предполагают реализацию гражданами совокупность избирательных и других прав. Подлинные выборы обеспечивают избирателям реальный выбор, т.е. на основе политического плюрализма. Однако в законах и на практике Российской Федерации это требование пока не предусмотрено.

В России можно выделить пять подсистем, которые устанавливают порядок избрания:

· Президента РФ;

· Депутатов Государственной Думы;

· Глав администраций субъектов РФ;

· Депутатов законодательных органов субъектов РФ;

· Органов местного самоуправления.

Важной чертой российского избирательного права является то, что избрание Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией и федеральными законами, без регулирования со стороны субъектов Федерации. Особенностью России является и то, что в её Конституции нет специального раздела об избирательном праве. Только в самой общей форме избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвящённых основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти .

Согласно Конституции Российской Федерации избирательное законодательство относится к современному ведению Российской Федерации и субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и, в то же время, самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и субъектов, а с другой – порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации.

Выборы в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона .

Кроме того, организация проведения выборов регулируется не только Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, но и иным рядом других законодательных актов, значительная часть которых входит в систему государственного права и непосредственно посвящена регулированию избирательных отношений.

2. Функции выборов в условиях демократии.

Для многих и большинства выборы являются единственной формой участия граждан в политике. В условиях современной демократии выборы являются главной формой проявления суверенитета народа, его политической воли как источника власти. Выборы выполняют различные функции в обществе. Представляют разнообразные интересы населения.

В период выборов граждане могут включать свои интересы в избирательные программы партий и отдельных депутатов.

  1. Осуществляют контроль за институтами власти (институт контроля за правительством – парламент, оформляется оппозиция, которая следит за соблюдением Конституции и закона).
  2. Выборы дают возможность переизбирать неугодное правительство, заменять их людьми пользующимися доверием.
  3. Расширение коммуникаций (В ходе избирательной компании кандидаты встречаются с гражданами, выслушивают их мнения, вносят коррективы в свои избирательные программы).
  4. Регулируют отношения, т.к. открыто показывают возникающие противоречия, переводят их в русло мирного урегулирования.
  5. Мобилизуют на решение актуальных общественных задач, т.к. в ходе избирательной компании депутаты разъясняют гражданам собственные программы. И мобилизуют массы на решение важных для страны задач.
  6. Развивается политическое сознание и политическое участие населения.
  7. В процессе выборов формируется политическая элита. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется соотношение партий и их представителей

8 Выборы позволяют искать оптимальные пути развития, сопровождаются конкурентной борьбой мнений, программ деятельности, что способствует

утверждению жизнеспособных идей.

Главное в выборах - служение демократии, но названные функции выборы выполняют только при условии их демократической организации.

3. Принципы избирательного права в современной России.

Под принципами избирательного права понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международных правовых актах, Конституции РФ, законах. Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 2002 г. добавляет ещё добровольность .

Всеобщим п ризнаётся такое избирательное право, при котором все взрослые граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеют право на участие в выборах. В РФ активное избирательное право предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Предоставление гражданам активного избирательного права (право избирать) не означает принуждения их к участию в выборах. Нередко в субъектах Федерации наблюдается массовое неучастие избирателей в выборах, это может иметь значение политического решения, но чаще всего выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Поэтому Российское законодательство, устанавливает определённый процент избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными. Например, при выборах Президента РФ это 50%, а при выборах Государственной Думы – 25%.

В Российской Федерации активное избирательное право предоставляется федеральными законами гражданам, достигшим 18 лет. Поскольку эта форма не является конституционно - установленной, в Государственной Думе уже обсуждалось предложение о внесении поправки в Федеральный закон о выборах Президента РФ, снижающей возраст для участия в выборах с 18 до 16 лет. Следует отметить, что такой низкий возрастной ценз установлен только в нескольких странах мира, в то время как в большинстве стран он равен 18 годам или даже превышает 18 лет (до 21 года). Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами.

Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах. В то же время,несмотря на основную массу людей активно участвующих в выборах, за последние годы процент избирателей значительно снизился. Это явление в конституционном праве обозначается термином “абсентеизм” (от англ. слова, означающего отсутствие). Люди не понимают, что участие в выборах - это гражданский долг, но главное, что своими голосами люди имеют возможность повлиять на политические и экономические процессы в стране, возможность защитить свои права. Это объясняется непониманием, что от их позиции и активности зависит многое. Объясняется неучастие в выборах и отсутствием политической культуры.

Пассивное избирательное право (право избираться) ограничивается рядом дополнительных условий, установленных Конституцией, Федеральными законами и законами субъектов Федерации. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет, имеющий гражданство России и проживающий в ней не менее 10 лет, это обусловлено совершенно оправданной необходимостью для будущего главы государства, знать и понимать специфику условий жизни в стране. При выборах главы местного самоуправления минимальный возраст кандидата, установленный Федеральным законом 21 год, такой же возраст установлен и для кандидатов в депутаты Государственной Думы, а для главы исполнительного органа Государственной власти (Президента) субъектов Федерации установлен минимальный возраст 30 лет.

Избирательные права граждан законодательно защищены от любого вмешательства. Федеральным законом установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом не дееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Эти ограничения являются временными, после отмены решения суда о признании недееспособным или отбытия срока наказания, гражданин вправе избирать и быть избранным в полном объёме.

Принцип равного избирательного права предполагает, что все граждане имеют равные права и обязанности, равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно, что позволяет гражданам выбирать того кому они доверяют. Тем самым устанавливается непосредственная связь между избирателями и избираемыми. Это является своего рода гарантией от искажения воли избирателей.

Обязательное условием демократической системы выборов является - тайное голосование. Никто не имеет права контролировать волеизъявление гражданина. Избиратель вправе сохранять тайну о своем выборе. В Российской истории тайное голосование появилось с принятием Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием . Для гарантированности тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабинки для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц.

Принцип добровольности заключается в том, что гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах. В РФ свободные выборы являются конституционной нормой. Статья 3. Конституции РФ гласит: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не помет присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

4. Выборы и избирательное право в истории России и СССР.

Выборы как механизм власти народа в истории нашей страны имеют глубокие корни. Традицию народного правления как формы демократии можно проследить в славянских землях. Византийский исследователь Прокопий Кесарийский в VI веке писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве. И потому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом» . Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV в/в . В Новгороде Великом впервые сформировались выборные институты. Высшая власть – общегородское вече, хотя это была боярская аристократическая республика, все решения принимались не одним человеком, посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться «за» или «против» предложений, сформулированных исполнительной властью. Выборными были и главные должностные лица Новгорода - посадник, тысяцкий, архиепископ. При этом, деятельность всех выборных лиц находилась под контролем, за нарушении смещались с постов, вплоть до того, что приглашенного князя могли изгнать за нарушение общинных обычаев.

Юридическое оформление выборы и избирательные процедуры в Русском государстве получают в процессе формирования единого Московского государства. В 1497 г. был принят Судебник Ивана III. Создается система местного самоуправления. Особая роль отводилась Земским соборам, которые являлись сословно – представительными органами, они имели право избирать царей, объявлять войну или заключать мир, утверждать налоги, назначать должностных лиц.

Наиболее значимые реформы в области избирательного права были проведены в 60 – 70 годы XIX века. Они коснулись в основном местного самоуправления (земская реформа 1864 года, городская реформа 1870 года). В основы выборов была положена сословная принадлежность. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом. При этом деятельность земств ограничивалась только хозяйственными вопросами, участия в решении политических вопросов земства не принимали.

По городской реформе учреждалась всесословная система городского самоуправления. Выборные органы - городские Думы - получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни, как и земства не участвовали в решении политических вопросов. Важным моментом был имущественный ценз, т.е. кто не имел недвижимости, лишался избирательных прав. Начало XX вв. ознаменовалось значительными переменами в государственном устройстве, вызванные революцией 1905 – 1907 годов. Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган - Государственная Дума. Население получило политические права. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета. 17 октября 1905 г. был обнародован манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором провозглашались политические свободы .

Вслед за Манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности государственной Думы: Указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу» (11 октября 1905 г.), Манифест «Об изменении Учреждения Государственного Совета» и пересмотре «Учреждения Государственного Совета» и пересмотре «Учреждения Государственной Думы» (20 февраля 1906 г.), а также новое «Учреждение Государственной Думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.).

Избирательная система, устанавливаемая Указом от 11 декабря 1905 г., была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 г. Но, все же, она была ограниченной. В российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. В избирательных компаниях могли участвовать только мужчины с 25 лет. Не получили права военнослужащие,студенты, малые народы, ведущие кочевой образ жизни, осужденные и находящиеся под следствием. Февральская революция 1917 г. положила начало новому этапу в истории российского избирательного права. Отменялись сословные и имущественные ограничения. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех национальностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет.

2 октября 1917 г. Временное правительство утвердило «Положение о выборах в Учредительное собрание». Впервые в истории России отменялся имущественный ценз, оседлость, ограничения по национальному и религиозному признаку. Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени. Предусматривалось введение системы выборов по спискам выдвигавшихся политических партий. Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Расширялся состав избирателей - право голоса было предоставлено женщинам, военнослужащим. Минимальный возраст для участия в выборах устанавливался в 20 лет. Права участия в выборах лишались глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные судом, несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи. Однако с приходом к власти большевиков демократические принципы были утрачены. В стране установился тоталитарный режим, однопартийная система, единая идеология, которые не допускали свободных выборов. Хотя говорилось о демократических принципах на выборах, на деле они находились под контролем власти.

Сталинская Конституция 1936 года установила всеобщее избирательное право с 18 летнего возраста. Глава XI Конституции СССР 1936г. была посвящена избирательной системе СССР . Право выдвижения кандидатов в депутаты давалось общественным организациям. Каждый депутат обязан был отчитаться о проделанной работе, и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей.

Депутатом Верховного Совета СССР по Конституции Советского Союза мог быть избран каждый советский гражданин, достигший 23 лет. Депутатом Верховных Советов союзных и автономных республик, по конституциям этих республик, мог быть избран каждый советский гражданин, достигший 21 года, а депутатом местных Советов мог быть избран каждый гражданин, достигший 18 лет. Женщины пользовались такими же избирательными правами, как и мужчины. Избирательное право предоставлялось всем гражданам независимо от пола, расовой, национальной принадлежности и вероисповедания. Лишались избирательных прав недееспособные, по приговору суда.

В выборах депутатов в Советы принимали участие почти все сто процентов избирателей. Например, в выборах депутатов Верховного Совета СССР 12 марта 1950 года участвовало 99,98 процента избирателей. Значит, из каждых 10.000 избирателей не участвовало в выборах всего лишь 2 человека. Следует отметить, что первым кандидатом в депутаты во всех советских республиках выставлялась кандидатура советского вождя - товарища Сталина .

Конституция 1936 года устанавливала прямые выборы во все органы государственной власти. Как на местном уровне, так и в Верховные Советы. Сталинская Конституция установила тайное голосование по выборам во все Советы. Правом выдвигать кандидатов в депутаты Советов пользовались все общественные организации и общества трудящихся: коммунистические партийные организации, профессиональные союзы рабочих и служащих, кооперативные организации, молодёжные организации, культурные общества. Право выставлять кандидатов имеют также общие собрания рабочих и служащих по предприятиям; общие собрания крестьян – по колхозам, сёлам и волостям; рабочих и служащих совхозов – по совхозам; военнослужащих – по воинским частям.

Таким образом, кандидаты в депутаты Советов выдвигались самим народом. При этом избиратели давали наказ своему кандидату по работе в Совете. Сам же народ в лице своих представителей участвовал в организации и контроле за проведением выборов.

Советские избиратели могли следить за работой своих депутатов, контролировать их работу. Конституция предоставляла избирателям право отозвать депутата, не оправдавшего доверия народа, до истечения срока его полномочий и избрать на его место другого.

Конституция СССР 1977г гласит о том, что выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов являлись всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет , имели право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными и содержащимися по приговору суда в местах лишения свободы. Депутатом Верховного Совета СССР мог быть избран гражданин СССР, достигший 21 года.

Выборы депутатов являлись равными: каждый избиратель имел один голос; все избиратели участвовали в выборах на равных основаниях.

Выборы депутатов являлись прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избирались гражданами непосредственно .

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям.

Выборы депутатов в Советы народных депутатов производились по избирательным округам. Проведение выборов в Советы обеспечивались избирательными комиссиями, которые образовывались из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям. Депутат обязан отчитаться о своей работе и работе Совета перед избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.

Заключение.

Выборы - важнейший компонент современных политических систем, формирующий легитимную власть. Выборы не что иное, как политический институт, с использованием которого осуществляется закрепленный в Конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов государственной власти. Свободные выборы – непосредственное выражение власти народа. Каждый гражданин сам вправе решать участвовать ему в выборах или нет. В РФ идет сложный процесс реформирования социально – политической жизни страны, обновление государственности, формирование партнерских отношений между государством и гражданами. Мы хотим быстрых изменений в обществе, но чтобы добиться желаемого результата нельзя оставаться пассивными. Участие в выборах - проявление социальной ответственности за судьбу своей страны. Однако следует отметить, что падает активность электората. Наблюдается негативное отношение молодежи к выборам, некоторые заявляют о том, что никому не верят. Такое поведение может быть связано с низкой политической культурой, с тем, что политика им неинтересна. Недоверие и неверие молодого поколения может быть связано и с тем, что нередко молодежью манипулируют. Бывают случаи, когда во время выборов или в период предвыборной кампании устраивают молодежное шоу, создавая эмоциональную обстановку. Но проходит время и о молодежи забывают. Старшее поколение перестало доверять. Электорат перестал видеть силы, которые бы не только обещали, но и гарантировали выполнить свои программы. В СМИ появляются публикации о том, чтобы ужесточить наказания тех, кто не участвует в выборах, предлагается ввести штрафы. Но это будет противоречить свободе выбора, демократии.

В Конституции РФ 1993 года заложен демократический потенциал, поэтому развитие демократических институтов выборов по силам РФ. Наша молодежь, а это будущее страны не должна оставаться равнодушной. В целях повышения политической активности молодого поколения необходимо вести пропаганду правовых знаний, использовать систему практикумов, тренингов, которые помогут сформировать в сознании молодых граждан потребность личного участия в политических событиях. Должны активно работать СМИ, проводится встречи с членами избирательных комиссий, с политическими лидерами.

Источники и литература:

  1. Конституция РФ. 1993г.
  2. Конституция СССР 1936г.
  3. Конституция СССР 1977г.
  4. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» с изменениями и дополнениями. Слайд 2

    Выборы важнейшая составляющая современной политики, существенный признак демократии. Выборы представляют собой способ формирования органов власти на основе выражения политической воли граждан.

    Конституция РФ статья 3 гласит: « Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы».

    Цель данной работы – показать особенности системы выборов в органы власти. Задачи: - выявить сущность понятия выборы; - отразить исторический аспект выборов в России; - раскрыть принципы выборов в соответствии с Конституцией РФ. Метод: анализ источников, периодических изданий, исследовательских статей.

    Выборы в современной РФ Для того, чтобы выборы признавались легитимными, необходимо, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными. Подлинные выборы - реальный выбор на основе политического плюрализма

    Функции выборов условиях демократии Осуществляют контроль за институтами власти. Выборы дают возможность переизбирать неугодное правительство, заменять их людьми пользующимися доверием. Расширение коммуникаций. Регулируют отношения. Мобилизуют на решение актуальных общественных задач. Развивается политическое сознание и политическое участие населения. В процессе выборов формируется политическая элита. Выборы способствуют утверждению жизнеспособных идей.

    Принципы избирательного права Принцип всеобщего избирательного права Принцип равного избирательного права Принцип прямого избирательного права Принцип добровольного участия в выборах Принцип тайного голосования

    Решающим фактором стабильности общества является политическая воля гражданского общества. Необходимо обязательно участвовать в выборах, от этого будет зависеть наша жизнь.

    Выборы и избирательное право в СССР

    Источники и литература: Конституция РФ. 1993г. Конституция СССР 1936г. Конституция СССР 1977г. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» с изменениями и дополнениями. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. М.: Аспект Пресс, 2005. – 333 с. Курс политологии: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2005. Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. - М., 2007 http://art.ioso.ru/seminar/2009/projects11/election/1-5.html gumer.invo / bibliotek_Buks / Polit / Pugach http:www.grandars.ru/college/ soziologiya

Роль выборов в политической жизни общества. Понятие избирательного процесса и его принципы.

Основные этапы и элементы избирательного процесса.

Избирательные системы.

Роль выборов в политической жизни общества. Понятие избирательного процесса

Одним из элементов формирования и функционирования политической системы государства являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом - политико-государственная власть. Политические выбо­ ры - это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формиру­ются центральные и местные представительные органы го­сударственной власти, определяются кандидаты на вы­борные должности (от президента или главы прави­тельства до руководителей местного самоуправления). Выборы бывают:

    президентские

    парламентские,

    муниципальные, т.е. выборы в органы местного, обычно городского, самоуправления,

    очередные,

    внеочередные,

    дополнительные.

В современных условиях значение и удельный вес вы­боров в разных странах неодинаковы, что определяется не только количеством представительных органов, но и зна­чением самих этих органов. Если, к примеру, в Великоб­ритании выборными являются только нижняя палата пар­ламента и органы самоуправления, то во Франции избираются президент, обе палаты парламента, органы местного управления.

Неодинакова роль выборов и в политическом процессе, которая во многом зависит от существующей политической системы государства, типа политического режима. Так, если в демократических государствах выборы имеют определяю­щее значение для стабильного функционирования полити­ческой системы, то в недемократических странах они не ока­зывают значительного влияния на политические процессы. Например, за 40 лет независимого развития Пакистана, где военные режимы постоянно сменяли друг друга, всеобщие выборы проводились только 4 раза. Неоднозначна роль выборов и в странах с различными партийными системами. В странах с однопар­тийной системой или с системой одной доминирующей пар­тии они в основном не приводят к власти новые политичес­кие силы. Незначительна политическая роль выборов и в государствах, где часть членов представительных органов не выбирается, а назначается.

В политологической литературе можно встретить ут­верждение, согласно которому выборы являются не более чем своеобразным политическим ритуалом, якобы не ока­зывающим решающего влияния на политические процес­сы государства. Они лишь создают видимость причастнос­ти граждан к принятию политических решений. Подобное утверждение базируется на том, что выдвижение кандида­тов на выборные должности является в основном прерога­тивой политических партий. Тем самым свобода выбора избирателей ограничена жесткими рамками: им предос­тавляется лишь право выбора между кандидатами, утвер­жденными конкурирующими партиями. И все же боль­шинство ученых считают, что в демократических системах выборы - важнейшая составляющая механизма осущес­твления власти.

Сущность политических выборов проявляется в их функциях. К ним можно отнести следующие:

    смена власти мирным путем;

    осознание и представление различными социальными группами своих интересов, которые включают в свои пред­ выборные программы партии и отдельные кандидаты;

    легитимация и стабилизация политической системы, в том числе законодательных, исполнительных и некото­рых других структур власти;

    политическая социализация граждан, повышение их активности. В период выборов расширяется поток полити­ческой информации и пропаганды, что способствует росту политической грамотности и активности избирателей;

    рекрутирование политической элиты. В результате вы­боров обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;

Формирование эффективно действующей оппози­ции, главной функцией которой является осуществление контроля за деятельностью правящей элиты.

Процедура политических выборов регламентируется избирательным правом каждого государства. Избира­ тельное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношение между избира­телями и представительными учреждениями, порядок от­ зыва депутатов.

Избирательное право основывается на принципах все­общности, равенства, прямого (косвенного) и тайного го­лосования. Данные принципы закреплены и в Конститу­ции Республики Беларусь (ст. 64 - 68).

Принцип всеобщего избирательного права означает, что все совершеннолетние и психически здоровые гражда­не, независимо от пола, расы, языка, общественного и имущественного положения, профессии, политических и религиозных убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы. Однако данный принцип регламентируется рядом избирательных цензов (ценз - это условие, ограничивающее участие граждани­на в осуществлении тех или иных политических прав), та­ких как возрастной, оседлости, гражданства и др.

Цензы ограничивают как активное, так и пассивное избирательное право. Кроме того, пассивное избирательное право ограничивается институтом несовместимости должностей, суть которого заключается в том, что в представительные органы ряда стран не могут изби­раться лица, занимающие определенную государственную должность.

Таким образом, существующие цензы в значительной мере ограничивают принцип всеобщности. Используя цен­зы, государство с их помощью устанавливает избиратель­ный корпус (электорат), т.е. совокупность граждан госу­дарства, которые по закону наделены правом голоса.

Принцип равных выборов основывается на трех услови­ях. Во-первых, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. В Беларуси избиратель имеет один голос, в Российской Федерации - два голоса. Это обусловлено дей­ствующими в данных странах разными типами избиратель­ных систем.

Во-вторых, голоса избирателей должны быть равны (иметь одинаковый вес), т.е. избирательные округа должны быть равными по численности избирателей (или по числен­ности населения). Поскольку численность населения посто­янно меняется в связи с миграциями, смертностью и т.п., на практике "нарезка" абсолютно равных по численности насе­ления избирательных округов невозможна. Так, на выборах в Конгресс США разница в количестве жителей избиратель­ных округов не должна превышать 2 %.

В-третьих, создание государством равных условий для зарегистрированных кандидатов: бесплатное обнародова­ние в государственных СМИ (печать, телевидение, радио и т.д.) их предвыборных программ, равное право канди­датов выступать на предвыборных собраниях и в СМИ.

Принцип прямых выборов означает, что избиратели прямо (без посредников) избирают членов представитель­ных органов. Прямые выборы применяются для избрания органов местного самоуправления, однопалатных парламентов и нижних палат двухпалатных парламентов (Да­ния, Республика Беларусь, Российская Федерация), пре­зидентов Беларуси, Италии, России.

При косвенных (непрямых) выборах граждане избира­ют выборщиков, которым поручают выбирать от их имени. Посредством косвенных (двухступенчатых) выборов изби­раются, например, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии, президенты Бразилии, США, Финляндии.

Принцип тайного голосования предполагает исключе­ние контроля за волеизъявлением избирателя. Этим гаран­тируется гражданам свобода выбора и защита их от возмож­ного давления со стороны различных политических сил. При тайном голосовании гарантируется возможность каж­дому избирателю собственноручно заполнить бюллетень одинакового образца в изолированном помещении и лично опустить его в урну. Оно введено в большинстве стран.

Участие в политической жизни страны − право всех совершеннолетних граждан. Если человек не занимается политикой напрямую, он реализует это право посредством выборов − процесса избирания представителей на госдолжности для формирования аппарата управления государством.

Такая процедура является выражением власти народа, наиболее демократичным способом замещения деятелей на руководящих постах.

Для чего нужны выборы

Представитель региона (района) утверждается на руководящей должности законно, на основании решения группы лиц, участвующих в выборах. Процедура применяется для избрания делегатов в государственные, региональные, местные управленческие структуры. Также выборы в РФ используются частными, коммерческими организациями и объединениями. Основание – Конституция, законы, устав.


Какие бывают выборы

В зависимости от причин назначения выборы классифицируются:

Очередные − планируемые, первоначальные; проводятся по истечению срока полномочий прежнего представителя;

Досрочные − когда есть причины прекратить деятельность лица, избранного ранее;

Основные (общие) − для переизбрания всего руководящего состава органа власти;

Ротационные (частичные) − избирается часть представителей госвласти;


Дополнительные − в случае досрочного выбытия депутата, возникновения добавочной вакансии;

Повторные − когда доказана фальсификация выборов, недействительными их признает суд или избирательная комиссия;

Предварительные (праймериз) − выполняются внутри партии, чтобы определить мнение электората и выдвинуть наиболее удачную кандидатуру;

Совмещенные − одновременно проводятся выборы нескольких органов, представителей.

Виды избирательных систем

По применяемой избирательной системе выборы бывают:

Прямые − непосредственно избираются депутаты, представители во власть;

Косвенные – многостепенный способ избрания, когда сначала выдвигаются специальные выборщики, которые избирают необходимое должностное лицо на освободившийся пост.

По уровню различают выборы в федеральные, региональные органы, в местное самоуправление.

Зачем в России нужны выборы?

По юридическому назначению:

Императивные − единственно возможный способ наделения органа, человека властью;

Альтернативные − законодательством предусмотрены также иные методы должностных замещений.

Что такое выборы по партийным спискам?

Депутаты избираются по системе партийных списков, места во власти распределяются пропорционально отданным голосам. Партия выдвигает кандидатов, оформляет списки. Чем больше проголосовавших за партию, тем больше мест она получит в выборном органе.


Важен порядок очередности участников партсписка, в начало вносятся наиболее достойные кандидаты, они же в первую очередь станут депутатами. Первым номером ставят депутата, известного массам, привлекающего избирателей. В регионах используется также мажоритарно-пропорциональная система, когда, кроме партийных списков, выбирают в орган конкретных людей.

Этапы выборов

1. Назначается дата выборов.
2. Формируется избирательная комиссия, определяется местоположение избирательных участков.
3. Избиратели проходят регистрацию.


4. Выдвигаются и озвучиваются имена кандидатов.
5. Проходит предвыборная агитация, не исключена информационная война .
6. Голосование.
7. Избирательная комиссия подсчитывает голоса, определяет результаты.

Как принять участие в выборах?

Участие в выборах добровольное, защита прав человека гарантирует равное положение на выборах всех граждан. С наступлением совершеннолетия, когда сформировались политические взгляды , избиратель с паспортом приходит на участок. Выдается бюллетень, правила заполнения которого расписаны на самом бланке. Нельзя отправлять в урну для голосования незаполненный лист − бюллетенем воспользуются недобросовестные члены избиркома. Так реализуется активное право участвовать в выборах.

Референдум подразумевает только два варианта ответа

Процедура осуществления одинакова, различаются бюллетени. На выборах это список кандидатов, партий, он может быть сколь угодно большим. На референдуме предлагается всего два варианта для голосования: «да» или «нет». Выборы проводятся обязательно, для них установлен порядок и даты. Референдум назначается по мере надобности.

Чем голосование отличается от выборов?

И выборы, и референдум проводятся путем голосования, это один из этапов масштабной процедуры. Голосование также используется внутри партии, политического блока, управляющего органа для решения определенных вопросов, определения повестки дня, принятия законов, постановлений. Таким образом, голосование - инструмент принятия решения на выборах или референдуме.