В чем заключается конфликт между Тибетом и Китаем? Тибетский вопрос Китая: есть ли решение? Тибетский конфликт

В годы Второй мировой войны Тибет сохранял контакты с Центральным правительством Китая, но практически территория {254}Тибета не была вовлечена в военные действия. В начале 1941 г. Джампэл Еше был вынужден оставить пост регента и вернуться в монастырь Радэн.

К власти пришла группировка тибетской столичной аристократии во главе с новым регентом Нгаван Сунрабом, настоятелем небольшого монастыря Тактра недалеко от Лхасы.

После начала войны на Тихом океане и в Юго-Восточной Азии (декабрь 1941 г.) в монастырях Тибета прошли молебны, но не за победу какой-либо из воюющих сторон, а за восстановление мира [Богословский, Москалев, 1984, с. 246]. После захвата японцами Бирмы Чунцин предложил построить дорогу через Тибет для транспортировки военных грузов из Индии на фронты антияпонской войны. Регент Тактра отклонил это предложение. Англичане смогли добиться лишь согласия Лхасы на перевозку через территорию Тибета невоенных грузов, но без строительства какой-либо новой дороги.

В конце 1942 г. в Лхасе побывала официальная миссия США в составе сотрудников Бюро стратегических служб (разведки) подполковника Ильи Толстого и капитана Доллана Брука. Состоялся обмен письмами между президентом США Ф. Рузвельтом и Далай-ламой XIV. Американцы также пытались договориться о транспортировке военной помощи Китаю из Индии через Тибет, но не добились успеха.

До 1940 г. в Лхасе имелось только постоянное представительство Непала. Кашаг вел с ним дела через Управление по делам гуркхов. Затем появились постоянные представители Центрального китайского правительства (начальник тибетского отделения Комитета по делам Монголии и Тибета и др.) и правительства Британской Индии. Во второй половине 1942 г. в Лхасе было «восстановлено» Управление по делам всех государств21 [Уа Наnhzang, 1993, р. 410]. Управление возглавили чиновники 3-го ранга: аристократ-мирянин Суркан-дзаса и монах Йонтэн-дзаса Кончок Джунне. Китайский представитель в Лхасе Чэнь Си-чжан отказался признать новое Управление и вести с ним дела. Управление существовало до мая 1951 г., но практически через него вели дела с Кашагом только англичане. {255}

Тибет в первые послевоенные годы

Летом 1944 г. в Лхасу прибыл посланец Центрального правительства Китая, советник Чан Кай-ши Шэнь Цзун-лянь. В результате переговоров с ним власти Лхасы согласились направить в Нанкин «миссию доброй воли». Миссия ехала через Индию, и по прибытии ее в Нанкин в конце 1946 г. правительство Китая объявило членов миссии делегатами Тибета в Национальном собрании Китайской Республики. Тибетцы действительно присутствовали на заседаниях Национального собрания, но, как они впоследствии утверждали, лишь в качестве наблюдателей, а не участников. В новой Конституции Китайской Республики, принятой Национальным собранием в 1946 г., записано, что «Тибету гарантируется автономия» [Миньго чжи цзан синчжэн фалюй, 1999, с.

Между тем в самом Тибете в эти годы обстановка была нестабильной. Представители духовенства выражали недовольство политикой регента Тактра (сбор недоимок с монастырских крестьян, открытие весной 1945 г. в Лхасе светской школы с обучением, в частности, английскому языку и т.д.). Центром оппозиции являлись монастырь Радэн и его настоятель Джампэл Еше, а также дацан Дже (2,5 тыс. монахов) монастыря Сэра.

В ноябре 1946 г. было совершено покушение на цзэпёна Лхалу, сына Луншара22. Неизвестные обстреляли его, но он не пострадал. В начале 1947 г. регент получил из Кама посылку, в которую оказалась вложена ручная граната. Регент также не пострадал. Власти решили действовать. 14 апреля 1947 г. солдаты окружили монастырь Радэн и арестовали Джампэл Еше. Восстания монахов этого монастыря, а также дацана Дже монастыря Сэра были подавлены, погибло более 200 монахов. Следственная комиссия обвинила Джампэл Еше в заговоре с целью убить регента и в попытке получить помощь со стороны китайцев. Обвинение использовало, в частности, телеграмму от тибетских представителей в Нанкине, в которой сообщалось о письме Джампэл Еше к Чан Кай-ши с просьбой о помощи . 8 мая, еще до вынесения приговора, Джампэл Еше умер в тюрьме. Один из видных сторонников экс-регента Ньунэ-лама покончил жизнь самоубийством. Ближайший сподвижник и главный секретарь экс-регента получили по 250-260 ударов плетьми и были посажены в особую тюрьму в Норбулинке. 30 монахов и один мирянин {256} (мелкий чиновник) были наказаны плетьми, закованы в кандалы и переданы для работы в имения лхасских аристократов.

Следственная комиссия объявила невиновными и освободила бывшего калона Пункана и некоторых других арестованных аристократов и высших чиновников [Богословский, 2002, с. 114-116]. Более 200 человек - сторонников Джампэл Еше бежали на территорию, находившуюся под контролем войск Гоминьдана. Гоминь-дановское правительство не имело возможности как-либо повлиять на развитие событий в Тибете. В Китае в эти годы (1946-1949) шла гражданская война между КПК и Гоминьданом, и перевес все более переходил к вооруженным силам КПК. Обе стороны, разумеется, считали Тибет неотъемлемой частью Китая. В Лхасе после событий весны 1947 г. укрепились позиции регента Тактра, вокруг которого объединились сторонники независимого курса. Делались попытки заявить о независимости Тибета.

Весной 1947г. партия Индийский национальный конгресс организовала в Дели Азиатскую конференцию, и тибетские власти направили туда свою делегацию. На церемонии открытия конференции 23 марта 1947 г. был поднят тибетский государственный флаг, а на карте Азии, вывешенной в зале заседаний, Тибет был выделен как независимое государство. Лишь после протеста МИДа Китая тибетский флаг был снят, а Тибет на карте включен в состав Китайской Республики [Богословский, Москалев, 1984, с. 215].

После провозглашения независимости Индии на правах доминиона (15 августа 1947 г.) британская миссия в Лхасе, английские торговые агентства в Гьянцэ, Ятуне и Гартоке стали индийскими. К Индии перешли все права и обязанности по договорам и соглашениям с Тибетом.

Власти Лхасы первоначально поставили перед правительством Индии вопрос о «возвращении всех тибетских территорий», включая Ладак, Сикким и Дарджилинг, но потом согласились отложить решение этого вопроса на будущее. В октябре 1947 г. Тибет направил в Индию, Китай, Англию и США официальную делегацию, которую возглавил цзэпён Шакабпа [Уа Наnzhang, 1993, р. 329-332]. Делегации поручалось добиться выплаты правительством Индии сумм за тибетский экспорт в долларах или фунтах стерлингов, а не в рупиях, как прежде, а также приобрести слитки серебра для чеканки тибетских монет. Но главная цель поездки состояла в установлении официальных отношений между «независимым Тибетом», как заявлял Шакабпа, и перечисленными странами. Этой цели, разумеется, достичь не удалось, хотя делегация была принята {257}в Дели - М.К. Ганди и Дж. Неру, в Нанкине - Чан Кай-ши, в Вашингтоне - госсекретарем США Дж. Маршаллом, а в Англии - премьер-министром Эттли и министром финансов. МИД Китая направил официальный протест в госдепартамент США по поводу приема тибетской делегации, а китайский посол в Индии также сделал соответствующее представление индийским властям. Госдепартамент США разъяснил, что США считают Тибет частью территории Китая [Гуревич, 1958, с. 89]. Тибетской делегации удалось добиться успеха лишь в переговорах о торговле. Так, правительство Индии согласилось платить в долларах и фунтах за товары, принадлежащие тибетскому правительству, но за товары частных торговцев - в рупиях. Индия также согласилась не взимать пошлин с товаров, следующих транзитом в Тибет.

В Китае полная победа КПК в гражданской войне определилась уже совершенно ясно. В июле 1949 г. тибетское правительство объявило о немедленной высылке из Тибета членов гоминьданов-ской миссии во главе с Чэнь Си-чжаном и всех проживающих в Тибете китайцев. Тибетские власти закрыли китайскую школу, радиостанцию и метеостанцию. Высылка китайцев была осуществлена. Она должна была символизировать полный разрыв отношений между Тибетом и правительством Гоминьдана [Уа Наnzhang, 1993, р. 333-334].

С 27 августа до начала октября 1949 г. в Лхасе находился американский «радиокомментатор» Лоуэлл Томас. Он вел переговоры с руководителем Тибета о военной помощи тибетской армии со стороны США [Наrrеr, 1956, р. 187; Уа Наnzhang, 1993, р. 419].

2 сентября 1949 г. агентство Синьхуа заявило: «Китайская Народно-освободительная армия освободит всю территорию Китая, включая Тибет, Сикан, острова Хайнань и Тайвань. Она не позволит ни одной пяди китайской земли остаться вне власти Китайской Народной Республики» (цит. по [Гуревич, 1958, с. 93]). {258}

Краткая историко-географическая справка

Тибет – горная страна в Центральной Азии. Возникла как независимое государство со столицей Лхаса в начале VII в. К VIII в. Тибетская империя простиралась от Ланьчжоу в центре Китая до Кашгара в Средней Азии и севера Индии. Некоторое время эта монархия была серьезным конкурентом китайской династии Тан. В этот период на Тибете сформировалась специфическая религиозная культура, основанная на сочетании особой формы буддизма – тхеравада, тантрического буддизма и древнего шаманизма. Вместе они дали ламаизм (тибето-монгольский буддизм), на базе которого на рубеже XIV – XV вв. была основана буддийская секта – гэлутба (желтошапочники). Глава секты с XVI в. стал носить титул Далай-ламы (в переводе – "высшее море мудрости"). В 1 642 г. гэлутба утвердилась в качестве господствующей в Тибете, а Далай-лама стал духовным и светским главой страны. С конца XVIII в. Тибет входил в состав Китая (с 1965 г. – автономный район Китая), но к концу XIX в. стал практически независимым. В 1 904 г. Тибет был захвачен Англией, передавшей в 1 906 г. управление страной представителям Китая, тем самым формально признав над ней суверенитет Пекина. Это возмутило тибетцев, и после падения в 1912г. Цинской династии они изгнали из страны китайских чиновников и сохраняли независимость до 1950 г.

В октябре 1950 года председатель Китайской Народной Республики Мао приказал своей армии начать поход на Тибет. Части НОАК вошли туда через труднодоступный район Чамбо и приступили к его "умиротворению". Верховный духовный лидер Тибета Далай-лама, соблюдая буддийские традиции, ответил на китайское вторжение пассивным неповиновением. Так же поступили и населявшие пустыню племена хамда и амдо. Но не прошло и нескольких лет, как "гнет китайской оккупации", как позже утверждали западные СМИ, спровоцировал племена на восстание. Причем к 1957 году вошедшая в Тибет группировка НОАК, имевшая ранее значительное численное превосходство, уже столкнулась, правда, с плохо вооруженной, но 80-тысячной конной армией . В действительности же причиной "народного выступления" стало недовольство местных феодалов потерей влияния на простое население. Симпатии тибетцев к китайской тактике "добрыми делами обретать друзей" и появление в "заповеднике Средневековья", как охарактеризовал район советский журналист Овчинников, побывавший там в 1955 и 1990 годах, врачей, ветеринаров, агрономов наносили ощутимый удар по феодально-теократическому режиму религиозных фанатиков .

Развернувшаяся повстанческая борьба с коммунистическим Китаем не могла остаться без внимания США. Тем более что Тибет занимал уникальное стратегическое положение: он являлся как бы перекрестком между Советским Союзом, Индией и Китаем. Кроме того, в этих труднодоступных и пустынных районах зарождались почти все азиатские реки.

В 1957 году администрацией американского президента Эйзенхауэра было принято решение оказать помощь Тибетскому движению сопротивления. Выполнение задачи по подготовке партизан и обеспечению повстанческих отрядов оружием и другими предметами снабжения было возложено на ЦРУ. Ему предстояло решить очень сложную проблему. Дело в том, что правительство Индии, опасаясь вызвать недовольство своего северного соседа – Советского Союза, не разрешило США использовать свою территорию как базу антикоммунистических повстанцев. Единственно возможной альтернативой являлась скрытная доставка помощи воздушным путем на большую дальность. Причем с учетом высокогорных особенностей Тибета, не без основания называемого "крышей мира", где низины располагаются на высотах порядка 4267 м. Однако ЦРУ к этому времени не располагало ни летчиками необходимой классности, ни требуемой авиационной техникой. Все это удалось найти чуть позже на Окинаве. Костяк специальной авиационной группы составили молодые офицеры, служившие во 2-м отряде 1045-й группы наблюдения, оценки и подготовки специальных операций. Возглавил "тибетскую группу" майор Адерхольт ("Хейни"), имевший непревзойденную репутацию мастера партизанских операций во время войны в Корее. Самым же пригодным для выполнения поставленных задач самолетом оказался четырехмоторный самолет С-118, широко использовавшийся принадлежавшей ЦРУ авиакомпанией "Сиввил Эйр Транспорт" (CAT) . Остальное было делом техники.

Для полетов в Тибет на максимальную дальность самолет С-118 загружался на Окинаве оружием стран коммунистического блока и предметами снабжения (всего 4,082 т), которые уже были подготовлены к выброске с парашютом над опорными пунктами повстанцев в юго-восточных районах страны. Самолет обычно взлетал с Окинавы, делал промежуточную посадку на авиабазе ВВС США Кларк на Филиппинах, где дозаправлялся и брал на борт специалистов по дальней связи, а затем пролетал над Индокитаем и садился на заброшенном английском аэродроме в Восточном Пакистане (ныне Бангладеш). Там экипаж ВВС менялся на экипаж авиакомпании CAT, который пилотировал самолет на последнем отрезке маршрута: на север (в Тибет) и обратно.

К началу 1959 года ЦРУ удалось получить от ВВС США несколько дальних тактических транспортных самолетов С-130 "Геркулес", выпускавшихся фирмой "Локхид". По своим техническим характеристикам С-130 значительно превосходил использовавшийся С-118. Появившиеся возможности внесли некоторые коррективы в проведение дальнейших операций.

Аэродром в Восточном Пакистане был заменен на более удобную авиабазу Такли королевских ВВС Таиланда, расположенную на севере страны. На нем под контролем людей из подразделения Адерхольта прибывавшие С-130 проходили "стерилизацию" (удаление опознавательных знаков государа венной принадлежности) и замену военных экипажей на экипажи авиакомпании "Эйр Америка", которые и летали затем к конечной точке маршрута в Тибете.

Военные экипажи, перегонявшие С-130 в Такли, немедленно возвращались на базу другим самолетом. В Такли оставался персонал 2-го отряда, ЦРУ и авиакомпании "Эйр Америка". Чтобы обезопасить себя на случай возможного появления китайских истребителей-перехватчиков, экипажи выполняли все полеты только в темное время суток, в периоды "окон полнолуния".

В типовом случае за один самолето-вылет в район цели доставлялись несколько подготовленных к сбрасыванию на парашютах поддонов с укупорками оружия и предметов снабжения, а также небольшая группа тибетцев, прошедших специальную подготовку в лагерях ЦРУ. Первым лагерем, где с 1957 года начали проходить обучение повстанцы, был специальный военный лагерь ЦРУ США на острове Сайпан в Марианском архипелаге, находившийся под юрисдикцией Соединенных Штатов. Здесь воины хамда и амдо обучались чтению карт, работе на радиостанции, владению оружием, проходили парашютную подготовку. Примерно с 1959 года тибетские партизаны стали проходить военную подготовку в армейском учебном центре Кэмп-Хейл, находившемся рядом с шахтерским поселком Ледвиль в штате Колорадо. Этот центр был создан еще в годы Второй мировой войны и предназначался для подготовки горнострелковых частей. В Кэмп-Хейли тибетцы проходили интенсивную военную подготовку: изучали оружие, подрывное дело, радиосвязь, тактику партизанских действий . По некоторым данным, в 1959 – 1962 годах через Кэмп-Хейл было пропущено 170 курсантов .

По окончании боевой подготовки тибетцев незамедлительно отправляли обратно в Азию и сбрасывали с парашютом с "небесных лодок", как называли повстанцы самолеты С-130, где-нибудь на высокогорном плато Тибета.

В 1959 году в стране вспыхнуло очередное антикитайское восстание. Вооруженные столкновения начались в столице Тибета Лхасе. Поводом к ним послужила якобы попытка китайских властей захватить главу ламаистской церкви и светской власти Далай-ламу Тенцзин Чжацзо и заменить его подконтрольным Пекину Панчен-ламой . На защиту Далай-ламы выступили жители Лхасы и племена, проживавшие в окрестностях столицы. В ответ на это китайцы ввели в автономный район дополнительные армейские части . В результате было убито около 30 тысяч тибетцев. Далай-лама и его несколько тысяч единомышленников вынуждены были бежать из страны. Мятеж круто изменил жизнь тех, кто бежал, и тех, кто остался. Жесткие методы Пекина в Тибете привели в конечном счете к ликвидации в районе феодальных отношений, освобождению от крепостной зависимости земледельцев и скотоводов. Тех. кто бежал за границу, пригрели западные спецслужбы. "Выдающийся правозащитник современности" Далай-лама и его сторонники превратились в орудие психологической борьбы с коммунистическим Китаем.

В 1960 году администрация Эйзенхауэра приняла решение прекратить специальные операции по снабжению с воздуха тибетских повстанцев. Однако борьба тибетских партизан на этом не только не закончилась, но и продолжала периодически усиливаться. Значительную роль в этом сыграла помощь, оказываемая Советским Союзом. По иронии эры "холодной войны", именно СССР стал своего рода преемником США в поддержке тибетских повстанцев. Это стало следствием советско-китайского кризиса, обострившего отношения между двумя государствами на многие годы.


Когда я первый раз смотрела фильм «Семь лет в Тибете» мне он показался красивым, любопытным, занимательным, но вместе с тем, меня не покидало чувство, что он перегружен разными сюжетами, историческими фактами, практически непонятно сложное переплетение мировой истории, истории Тибета и судьбы двух австрийских альпинистов.
Было чувство, что картинка, образ красивый, а содержание - полная каша.
Необходимость написания данной работы послужила стимулом посмотреть фильм «Семь лет в Тибете» более внимательно, что называется «с карандашом» и отмечать в своем сознание не только сюжетную линию, связанную с личной трагедией главного героя, но и выявить другие сюжетные линии. Перед просмотром фильма я прочитала книгу Г. Харера, где он описывает реальные события своей жизни, именно по этой книге снят фильм. Для получения более подробной информации о фильме, я обратилась к информационным ресурсам Интернета, честно говоря, оригинальных заметок о фильме не много, и что самое интересное все они сводятся к классической голливудской мелодраме, правда, с одной экзотической деталью, личная трагедия героя и психологическое перерождение происходит на фоне Гималайских пейзажей и образов Тибетской жизни. Не спорю, что линия, связанная с переживаниями главного героя одна из центральных, но тем не менее стоит учитывать, что очень большую роль в фильме играет экранизация исторических событий. Учитывая данный нюанс, мне кажется, что основной задачей фильма было все-таки показать события мировой историю через призму судьбы одного человека. Отголоски второй мировой войны на территории английской колонии, приход к власти Китая коммунистов и захват Тибета, обычаи и традиции Тибета, культура повседневности, именно эти события достаточно плотно переплетаются с судьбами двух австрийских альпинистов. Сознание массового зрителя приучено смотреть на главного героя, наслаждаясь его внешностью, умением драться и спасать «прекрасную даму» и именно благодаря этой привычке очень хочется встать на позицию Г. Харера, сердобольно переживать за него, когда он страдает от холода, голода и тибетских бонпо, но при такой позиции мы совершенно упускаем из виду исторический контекст, мы рассматриваем начало второй мировой войны как повод, чтобы герой проявил свои качества «одиноко волка» и ушел в горы, в ужасах английского лагеря для военнопленных, мы видим только трудность, преодолев которую, наш Генрих становится героем, в экранизации тибетской культуры мы видим не более, чем лирический образ, красивую картинку, где взгляд и душа отдыхает, зато в конце наш герой остается на «обочине жизни», а его жена, сын и друг живут одной крепкой семьей. Примерно по такому сценарию проходит просмотр фильма «Семь лет в Тибете», как мелодрамы.
Но, я склонна видеть данный фильм в историческом жанре, где можно обсуждать и исторических персонажей, и правдоподобность исторических событий, говорить о сложной сюжетной линии. Прежде всего, хочется начать с того, что сам Генрих Харер является реальным историческим персонажем, австрийским альпинистом, которой прожил на Востоке около 10 лет, будучи уже в Австрии он написал книгу по своим дневникам: «Семь лет в Тибете», по которой и снята картина. «С тех пор прошло много лет, однако Азия никогда больше меня не отпускала от себя. В данной книге я постараюсь рассказать вам, как это произошло и к чему привело, а поскольку у меня нет писательского опыта, я буду придерживаться лишь неприукрашенной правды» - такими словами заканчивается первая глава книги Харера. Прочитав книгу, и посмотрев фильм мне стало ясно, что в фильм вошли любопытные и интересные факты тибетской истории и биографии альпинистов, безусловно, фильм построен на ключевых моментах книги. При чем эпизоды сняты практически так, как описывает события Харер, в связи с этим считаю возможным говорить о правдоподобной экранизации исторических событий и повседневной жизни в Тибете, по крайней мере, можно говорить о том, что так видел Тибет и исторические события Генрих Харер, австрийский альпинист, попавший в Гималаи в 1939 году.
Условно фильм можно разделить на три сюжетные линии: одна из них связана с темой перерождения человека, чувством вины и искупления. Развивается линия личной трагедии Г. Харера: в начале картины зритель видит человека беспринципного и жесткого, в финале же мы расстаемся с человеком, который чужую боль воспринимает как свою собственную.
Значительную роль в фильме авторы отводят показу «культуры повседневности» Тибета, его обычаев и традиций в эпоху до Мао Дзедуна. Известному тибетологу того времени Туччу и австрийскому альпинисту Хареру удалось увидеть Тибет, который сильно изменился после 1951 года. В своей книги Харер очень внимательно и подробно описывает традиции и обычаи тибетцев, старается не пропустить ни одной важной детали или значимого ритуала. Он подробно описывает административную систему и географические особенности региона. Авторы фильма, в силу ряда причин, не могли позволить себе показать всю полноту особенностей тибетской культуры, но смогли выделить наиболее значимые и интересные моменты: традиция гостеприимства и угощение масляным чаем, проводы друга с оставлением нетронутой чашки чая, принесение в дар белого шарфа в знак особого уважения, интерес, но неумение пользоваться вещами европейского происхождения и др.
Не менее важной темой фильма является экранизация событий китайско-тибесткой истории, а также отголоски Второй мировой войны на территориях европейских колоний.
Стоит отметить, что территория Индии до войны частично контролировалась английскими войсками. Австрия же считалась союзницей Германии.
Таким образом, концепцией фильма является показ историко-культурных процессов через призму событий жизни двух современников.
В данной работе я не считаю необходимым подробно пересказывать содержание фильма, но для удобства дальнейшей работы считаю необходимым привести текст одного из анонсов фильма, где прослеживается хронология фильма и основные линии.

«В 1939 году австрийский альпинист Генрих Харрер - гордость третьего рейха, в составе немецкой экспедиции отправляется на покорение доселе неприступной горной вершины в Тибете - нужно во чтобы то ни стало водрузить флаг рейха как можно выше. Оставив дома беременную жену, Генрих начинает восхождение на самый неприступный пик в Гималаях – Нанга-Парбат Но вершина и на этот раз остается непокорной, а начало Второй мировой застает немецкую экспедицию на подконтрольной англичанам территории.
Генрих Харрер попадает в военный плен на несколько лет, он пытается убежать, но безуспешно. В лагере Харер узнает о том, что жена добивается развода с ним, он соглашается на развод, но пишет несколько писем своему сыну Рольфу, которого ни разу не видел, и получил от него холодный ответ с просьбой не писать больше, поскольку мальчик не считает его своим отцом. Желание быть свободным сильно, и однажды Генриху удается сбежать из лагеря. Единственное место, где он со своим товарищем по побегу П. Ауфшнайтером может найти прибежище в этих краях - это Тибет, таинственное и закрытое для иностранцев горное буддийское государство. После долгих скитаний едва живые беглецы добираются до таинственного тибетского городка Лхаса – столицы и место проживания Далай Ламы. Они проводят там семь долгих лет, наблюдая за традициями и обычаями местных жителей, Далай-Лама 14, которому к тому времени было около 13 лет, делает его своим приближенным. В 1949 году к власти в Китае приходит коммунистическая партия, а в 1950 году Китай захватывает Тибет, и делает его своей провинцией».
В данной работе нас больше будет интересовать не развертывание переживаний и личной трагедии Харера, а экранизация исторических событий, Тибет и Китай в 40-50 гг ХХ века.
Думаю, для того чтобы оценить правдоподобность и полноту представленных в фильме событий стоит сделать небольшой экскурс в историю и обратится к учебнику, чтобы освежить в памяти некоторые фактографические моменты. Безусловно, задачей данной работы не является подробное освещения истории Китая середины ХХ века, объем данной работы также не позволяет провести анализ исторических событий в Китае, именно поэтому основные события истории я попробую изложить достаточно конспективно и в четкой хронологической последовательности.
1945 год, закончилась Вторая Мировая война, но Китай ведет активные боевые действия в Бирме, а также тяжелую войну с Японией. Правительство Чай Кайши постепенно теряет влияние, на политическую арену выходят две противоборствующие партии: партия коммунистов и партия гоминьданов. В июле 1945 года США, Великобритания и Китай опубликовали Потсдамскую декларацию о безоговорочной капитуляции Японии. Но до сентября продолжаются военные действия, в которых принимает участие и СССР. В сентябре 1945 года Япония подписывает акт о капитуляции, и в Китае встает вопрос о власти.
В гражданской войне 1946-1949 гг. коммунистическая партия Китая одержала победу, гоминьдан и Чан Кайши потерпели поражение. В октябре 1949 года образовывается Китайская Народная Республика. Председателем ЦК КПК становиться Мао Цзедун.
7 октября 1950 года 40.000 китайских солдат без объявления войны и какой-либо провокации со стороны Тибета атаковали столицу Восточного Тибета, Чамдо, и разгромили маленькую тибетскую армию, абсолютно не готовую к боевым действиям.
11 Ноября 1950-го, тибетское правительство заявляет официальный протест в Организацию Объединенных Наций. Но решение откладывается для подробного обсуждения.
17-го Ноября, Его Святейшество Далай Лама 14-й, которому к тому времени исполнилось 16 лет, принимает на себя ответственность и руководство страной, как светской, так и духовной стороной жизни.
23 Мая 1951 года в Пекине подписывается договор «17 пунктов», где Китайское коммунистическое правительство предлагает Тибету территориальную автономию при условии установления в этой области коммунистической власти.
В сентябре 1951 года китайская армия входит в Лхасу, тибетцы вынуждены капитулировать.
В октябре 1951г. после капитуляции тибетской армии китайские войска оккупируют Тибет, ликвидировав его независимый статус de facto. Тибет становится провинцией Китая. Далай Лама является номинальным главой страны, хотя реальная власть принадлежит представителю коммунистической партии из Пекина.
С этого момента начинается китаизация Тибета, проводится ряд социалистических преобразований.
10 Марта 1959-го, национальное сопротивление Тибета проводит в Лхасе акцию протеста против Китая, сопротивление было сломлено.
17 Марта Далай Лама покидает Лхасу, и вместе с десятками тысяч других тибетцев направляется в Индию. Там они получают политическое убежище, и в Дхармасале организуют Тибетское Правительство в Изгнании.
Думаю, для более полного понимания сложившейся ситуации стоит привести текст Приказа Государственного совета Китайской Народной Республики, подписанный 28 марта 1959 года Премьером Государственного Совета Китайской Народной Республики Чжоу Энь-Лаем.
«Большинство галуней местного правительства и реакционная верхушка Тибета, войдя в сговор с империализмом и собран мятежных бандитов, подняли мятеж, нанесли вред народу, увезли с собой далай-ламу, сорвали соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета, состоящее из 17 статей, а ночью 19 марта возглавили широкое наступление местных тибетских войск и мятежников на части Народно-освободительной армии в Лхасе. Такие действия, представляющие собой измену Родине и подрыв единства страны, совершенно несовместимы с законами государства. В целях защиты единства страны и национальной сплоченности Государственный Совет обязал части Тибетского военного округа Народно-освободительной армии Китая окончательно ликвидировать мятеж и решил с сегодняшнего дня распустить местное тибетское правительство и его функции возложить на Подготовительный комитет по созданию Тибетского автономного района. На период, пока председатель Подготовительного комитета по созданию Тибетского автономного района далай-лама Дыньцзэн-Дяцо будет находиться в руках мятежников, исполняющим обязанности председателя этого комитета назначить заместителя председателя Подготовительного комитета по созданию Тибетского автономного района панчен-эртни Чугиганцана. Члена постоянного комитета Подготовительного комитета по созданию Тибетского автономного района Пабала Чжолэнамджи назначить заместителем председателя Подготовительного комитета; члена постоянного комитета и генерального секретаря Подготовительного комитета Нгабу Нгавана-джигми назначить заместителем председателя и генеральным секретарем Подготовительного комитета. Изменников Родины- Соркана Ванцингэлэ, Нюсяра Тудэнь таба, Сянька димэдоджи (Сясура), Юйто Джаси дуньчжу, Чизяна Лосаньиси, Гачжана Лосан’ьжэнь цзэня, Дала Лосанъсамдэня, Кэмэ Сонамнандю, Жуннансэ Тудэньнорсана, Пала Тудэньведэня, Оси Тудэньсанчо, Нансэлиня Баньдьордимэ, Мэньдьили ня Дьяъяiнцзяньцэня, Гарбэня Цэвандоджи, Пачо, Весэцзявьцэня (Гуньдэлиня Цзаса), Гунга-лам а и Чупугамаба Жибэдоцзи - всего 18 человек - снять с должностей членов Подготовительного комитета по созданию Тибетского автономного района и со всех других занимаемых ими постов и наказать каждого в соответствии с законами государства. Вместе с этим назначить Дэн Шао-дуна, Чжань Хуа-юя, Хуэй И-жаня, Лян Сюань-сяня, Цоко Дунь чжуцэжэня, Чжаньтуна Лосаннамджи, Гадэньчба Тудэньгуньга, Цзяньбэцылэ, Апэ Цэдэньджогара, Доджицэдэня, Сежодуньчжу, Цзяньцэньпэньцо, Лосанцычэня, Цюедьора, Пэньцованцю, Ван Пэй шэна всего 16 человек членами Подготовитель ного комитета по созданию Тибетского автономного района. Выражаю надежду, что Подготовительный комитет по созданию Тибетского автономного рай она и возглавляемое им духовенство и гражданское население всего Тибета, плотясь воедино, совмест ными усилиями будут помогать Народно-освободительной армии в быстрейшем подавлении мятежа, в укреплении государственной обороны, в защите интересов населения всех национальностей, в установлении общественного порядка и будут бороться за строительство нового, демократического, социалистического Тибета».
К сожалению, о политических отношениях между Тибетом и Китаем написано не много, точнее краткая и схематичная информация присутствует в любом издании, посвященном истории Китая, найти более подробную информацию, сведенную более или менее воедино найти оказалось крайне сложно. При подборки это материала мною был использован учебник «Мир в ХХ веке» под редакцией О.С. Сороко-Цюпы, также статьи Большого Энциклопедического словаря, монография О. Владимирова и В. Рязанцева «Страницы политической биографии Мао Цзе-дуна», монография «Тибет после Мао Цзедуна» и другая литература.
В приведенной мной истории отмечены только те события, которые отражены в фильме, и которые характеризуют отношения между Китаем и Тибетом, я сознательно не включала в исторический обзор события, связанные с политикой «большого скачка», отношениями Китая с Кореей, Китая с СССР и ООН, т.к. данные события не представляют интереса в контексте данной работы.
Итак, основное действие фильма происходит в городе Лхаса, столице Тибета, где живет Х1У Далай Лама. По фильму идет 1950 год, чтобы показать всю жестокость китайской армии и их решительные действия в отношении Тибета. Режиссер вводит в фильм эпизод «сон Далай Ламы», в котором и показана сила китайской армии народного ополчения, жестокие действия при захвате деревни Нандо – деревни, где родился Далай Лама.
Рассматривая данный сон, как предзнаменование лхасцы начинают срочную реорганизацию армии, обучение солдат. В фильме данная тема показана достаточно схематична, но тем не менее, акцент на то, что армия малочисленная и слабовооруженная есть, указывается на мушкеты как основной вид оружия тибетцев.
Несмотря на реорганизацию армии в Тибете китайцами захвачена столица Восточного Тибета – Чамдо, как ее еще называли «ворота Тибета».
По фильму правительство Тибета решает капитулировать до того, как китайцы войдут в Лхасу. Следствием этого, на экране появляется демонстрация, состоящая из китайской армии, которая торжественно вносит в город знамя с образом Мао Цзедуна. Сложно говорить о правдоподобие отдельных деталей данной экранизации, но стоит отметить соблюдение хронологии исторических событий и фактографического материала.
После входа китайской армии в Лхасу, Далай Лама просит политический статус и режиссером экранизируется торжественная церемония коронации Далай Ламы. В фильме нет ни слова о том, что в такой ситуации Лама является только номинальным правителем, а фактически основные политико-экономические решения спускаются из Пекина. Но в данный сюжет вводится символический эпизод, когда великий кормчий уезжает из Лхасы.
Таким образом, мы видим, что в фильме достаточно строго хронологически и относительно полно представлены события, которые в мировую историю вошли под общим заголовком «захват Тибета Китаем».
Фактически 1951 годом заканчивается экранизация исторических событий в Тибете, но закадровый голос сообщает зрителям о том, что в 1959 году Далай Лама вынужден эмигрировать в Индию, где проживает до сих пор. Также сообщается о том, что в 1989 году он получил нобелевскую премию мира за вклад освобождение Тибета от китайского господства мирным путем, через подписание соответствующего договора с Китаем.
Следует отметить, что в фильме достаточно удачно подобраны актеры, видно что при подготовке фильма была проведена колоссальная работа по сбору информации о экранизируемом периоде, книга Г. Харера была очень внимательно прочитана на предмет выявления характерных образов Тибета того времени, была проведена работа с фотоархивом. Что касается правдоподобности исторических персонажей в фильме, то на мой взгляд, они соответствуют реальным историческим героям. Действительно, Далай Ламе было всего 16 лет, когда он принял политический статус. По сюжету фильма он несколько моложе, но в, общем, историческом контексте данная деталь не принципиальна.
Что касается других исторических персонажей в фильме, я ничего не могу сказать, т.к. у меня для такой оценки очень мало историко-фактографического материала.
В начале своей работы я упоминала еще о двух исторических темах, затронутых в фильме, это Вторая Мировая война и «культура повседневности» Тибета.
Боевых действий Второй Мировой войны в фильме нет, но ситуация вражды между странами Третьего Рейха и Англией на территории Индии в фильме отмечена достаточно явно.
Выше говорилось о концепции фильма, думаю, что авторы фильма смогли очень удачно продемонстрировать ситуацию мировой войны через призму человеческой жизни. Узнав о начале войны экспедиция была свернута и только Харер не пошел вниз, а решил проявить характер «одинокого волка» и уйти в горы. Он не был ярым приверженцем нацистской доктрины, но будучи австрийцем, он автоматически попадал под определение нациста и врага Англии. 3 сентября 1939 г. Англия и Франция объявили войну Германии, после того как Гитлер без объявления войны начал вторжение в Польшу. Практически сразу в войну вступили доминионы и колониальные владения Англии и Франции. Вторая Мировая война началась.
По фильму, мы видим, что на территории колоний боевые действия не происходят, но на территории Индии Англия организовала лагеря для военнопленных, в один из которых и попали австрийские альпинисты. Спустя четыре года им удалось бежать, и единственным путем было бегство в Тибет, которое было закрытое для иноземцев государство, в связи с поверьем, что цивилизация Тибета поддет от иноземного вторжения. Тибет сохраняет нейтралитет, и именно на это пытались упирать альпинисты.
Именно в эпизодах лагеря и бегства в фильме переплетается два сюжета: политическая история и личная трагедия Харера.
Ауфшнайтеру и Хареру удалось пересечь границу Тибета, удалось пройти достаточное расстояние в глубь страны, благодаря смекалки, обману, знаниям, полученным за время пленения. В фильме сложности передвижения по Тибету показана достаточно символично, но несмотря на некоторую сжатость изложения, вполне понятно. В передвижение по Тибету было два ключевых момента: сложность переходов без специального разрешения и второй, холод и голод при передвижение в горах, т.к. идти путем паломников альпинисты не решились, дабы не быть схваченными властями и не выдворенными из страны. В книге Харера этим моментам уделено достаточно внимания, с мельчайшими подробностями он описывает нюансы общения с местными бонпо, с непередаваемой болью он говорит о сложностях скитания в горах. В общем сюжетном контексте данные события играют определенную роль. Какую? В одном из своих интервью Ж.Ж. Анно сказал, что фильм «Семь лет в Тибете» о перерождение человека, чувстве вины и искуплении. На мой взгляд, задумкой Анно было разделить фильм не только по тематическим и сюжетным блокам. Но протянуть единую нить – нить жизни человека. За свою амбициозность и беспринципность, которую Харер продемонстрировал в начале фильме, уйдя в горы, оставив беременную жену, он мучается чувством вины находясь в лагере для военнопленных. Там они пишет письма сыну, дает жене развод, продумывает планы бегства. Кажется, можно найти семантическую связь между поиском путей бегства и поисками путей искупления грехов. Принимая такую точку зрения, становится понятным, что по задумке Анно, испытываемые страдания героев и есть то самое искупления грехов. Пребывание героев в Лхасе можно рассматривать как акт прощения, перерождение человека, реинкорнация, в которую свято верят тибетцы. Ведь в Лхасу Генрих и Питер приходят не надменными европейцами, которые считаю Азию страной третьего мира. Они входят в Священный город, «очищенными», они уважают законы Тибета, признают местные традиции и обычаи, стараются всеми возможными силами помочь стране своими знаниями и опытом. Дружба с Далай Ламой является знаком того, что Святейшему и Мудрейшему Тибета просто необходимы светские знания. В книге Харер описывает, как он реконструировал электростанцию, стоил плотину, облагораживал сады фонтанам, снимал на видеокамеру для Далай-Ламы и строит кинотеатр. Европейский альпинист стал Учителем для Великого Учителя и Правителя Тибета. При чем не надменным и властным хозяином, а старшим другом, может быть отцом.
Что еще хочется отметить, говоря о фильме «Семь лет в Тибете», так это, прежде всего, прекрасную операторскую работу, чего стоят проникновенные и завораживающие пейзажи Гималаев. Ж.Ж. Анно удалось создать образ Тибета, как сказочно красивой страны, с гостеприимными и радушными людьми, ему удалось познакомить зрителя с основными традициями Тибета, важным фактором является то, что содержание традиции рассказывает местный житель европейцы. Зрителю понятны и близки объяснения, т.к. он тоже принадлежит к европейской культуре и рассказчик это знает. Многое из философии и обычаев Тибета становится понятным благодаря тому, что мы смотрим на многие вещи глазами Харера.
За время пребывания Харера в Лхасе зритель влюбляется в тот Тибет, который поклонялся Далай Ламе, в котором были мирные жители и красивые, величественные монастыри. И ко времени прихода китайцев, с развешиванием на монастырях флагов с ликом Мао зрителю становится жаль уходящий Тибет, зритель испытывает психологический дискомфорт с приходом Красных, на глазах зрителя разрушается яркая сказка. И зрителю ничего не остается, как уехать в Австрию вместе с Харером, привезя для сына подарок от Далай Ламы, маленькую шкатулку.

Знакомые журналисты и просто друзья часто спрашивают меня: почему официальный Пекин так болезненно, точнее сказать, так возмущенно прореагировал на то, что президент Буш не где-нибудь, а в Вашингтоне, демонстративно наградил далай-ламу как выдающегося правозащитника современности?

Далай-ламу, который, мол, почти полвека находится в изгнании как противник китайской оккупации Тибета, как борец против его китаизации и подавления в этом священном для буддистов краю религиозных свобод?

Заповедник Средневековья

Мне посчастливилось первым из моих соотечественников еще в 1955 году побывать в Тибете, беседовать с далай-ламой, когда тот еще был верховным правителем загадочной Шамбалы. Но меня порой поражает направленность вопросов, свидетельствующих, что в сознании некоторых россиян доминируют стереотипы западной пропаганды.

Как очевидец, своими глазами видевший Тибет в 1955 и 1990 годах, постараюсь ответить по порядку. Прежде всего говорить, что китайские коммунисты "оккупировали Тибет", абсурдно. Тибет вошел в состав Китая еще в Средние века. Правители Поднебесной издавна стремились сделать тибетское духовенство своей опорой. В XIII веке внук Чингисхана Хубилай дал одному из видных буддистов титул наставника императора, или далай-ламы, и поручил управлять тибетскими землями.

Такое соединение духовной и светской власти дожило до победы Мао Цзэдуна в гражданской войне с Чан Кайши. Соглашение о мирном освобождении Тибета, подписанное в 1951 году, предусматривало право тибетского народа на районную национальную автономию в рамках КНР. Вопросы обороны и внешних сношений были объявлены прерогативой Пекина, а Лхасе предоставлена полная самостоятельность в местных делах.

В соглашении говорилось, что центральные власти не будут изменять сложившуюся в Тибете политическую систему, функции и полномочия далай-ламы, с уважением отнесутся к религиозным верованиям, обычаям тибетцев.

Четыре года спустя я по приглашению премьера Чжоу Эньлая проехал в Лхасу по только что проложенной туда автомобильной дороге, чтобы ознакомиться с тем, как выполняются эти обязательства. 14 сентября 1955 года я имел продолжительную беседу с далай-ламой и хочу дословно процитировать некоторые его высказывания.

Хотел бы воспользоваться вашим приездом, - сказал мне тогда далай-лама четырнадцатый, - чтобы передать несколько слов зарубежной общественности, буддистам в других странах. Мы, тибетцы, не только веруем в учение Будды, но и любим нашу родину, где уважается и охраняется свобода религии. Связи тибетского и китайского народов имеют более чем тысячелетнюю давность. С тех пор как было подписано соглашение о мирном освобождении Тибета, наш народ оставил путь, который вел к мраку, и пошел по пути к свету...

В 1955 году Тибет предстал моим глазам как нетронутый заповедник Средневековья. Кроме пашен и пастбищ монастыри владели также земледельцами и скотоводами.

Перенестись во времена Марко Поло было интересно. Но больше, чем экзотика, поражала средневековая жестокость. Кроме религиозного фанатизма феодально-теократический режим держался и на страхе, на поистине бесчеловечных методах подавления. Я был потрясен, увидев, как трех беглых рабов сковали за шею одним ярмом, вырубленным из цельного деревянного ствола.

Китайцы начали с тактики "добрыми делами обретать друзей". Направляя на места врачей, ветеринаров и агрономов, они действовали только с ведома и согласия монастырей. Растущие симпатии местных жителей, видимо, и побудили реакционные круги Тибета в 1959 году решиться на мятеж. Причем я убежден, что далай-лама был отнюдь не инициатором, а жертвой этих трагических событий. Вооруженные выступления в Лхасе и других местах были подавлены. Далай-ламе и тысячам его сторонников пришлось бежать в Индию.

Шамбала покончила с рабством

Мятеж круто изменил жизнь тех, кто бежал, и тех, кто остался. Период гибкости и разумных компромиссов оказался, увы, перечеркнут. Соглашение 1951 года было односторонне нарушено. А это вызвало со стороны Пекина ответную волну форсированных реформ.

Они были хоть жесткими, но справедливыми. В заоблачной Шамбале было наконец покончено с рабством. Земледельцев и скотоводов освободили от крепостной зависимости, а также от всех налогов в государственную казну. Им безвозмездно передали пашни и скот, изъятые у монастырей, участвовавших в мятеже. У остальных владельцев они были выкуплены.

Ликвидация феодальных отношений вызвала заметный рост производительных сил. Став хозяевами полей и пастбищ, тибетцы стали ежегодно собирать около 700 тысяч тонн зерна, поголовье скота приблизилось к 25 миллионам. (В пятидесятые годы аналогичные показатели были втрое ниже.)

За последние полвека центральное правительство оказало былому заповеднику Средневековья безвозмездную экономическую помощь на 6 миллиардов долларов. В результате средняя продолжительность жизни тибетцев увеличилась с 36 до 67 лет. Если во время моего первого приезда население края составляло около миллиона человек, то нынче оно приблизилось к трем миллионам. Ведь на тибетцев, как и на другие нацменьшинства, не распространяется существующее в КНР жесткое правило: "одна семья - один ребенок".

Китайцев в автономном районе менее 90 тысяч (то есть 3 процента). Примерно половина из них сосредоточена в Лхасе. Это строители, врачи, учителя, работающие по контрактам. Жить в условиях высокогорного климата больше двух лет отваживаются немногие.

Итак, население Тибета утроилось, тогда как количество монастырей сократилось в два, а число лам в три раза. Для края, традиционная культура которого неразрывно связана с религией, такая перемена не могла быть безболезненной. Но ламаизм доказал свою жизнестойкость. Даже лишившись своих владений, монастыри существуют как бы на самофинансировании - печатают священные книги, производят предметы религиозного культа, а главное, получают добровольные приношения от своих бывших крепостных, за которых монахи возносят молитвы.

Там, где полвека назад было 150 тысяч лам, теперь насчитывается 150 тысяч учащихся. В некогда поголовно неграмотном краю 86 процентов детей ходят в школу, причем учатся на родном языке. Для подготовки преподавательских кадров в краю созданы четыре вуза, в том числе Тибетский университет.

Мы, - сказал мне его ректор Цеван Цзигме, - стремимся воспитать людей, способных сохранить традиционную национальную культуру. Единственной формой ее проявления веками была религия. Очагами учености были монастыри, интеллигенцию составляли ламы. Но культура при этом была не общим достоянием, а уделом меньшинства. Именно это мы и хотим изменить, сохраняя все, что составляет нашу самобытность.

Но вернемся к далай-ламе, чьи сепаратистские заявления в изгнании не могли понравиться Пекину. Впрочем, в последнее время верховный иерарх буддистов дает понять, что его цель - не независимость, а автономия Тибета, который, мол, должен стать "самоуправляемой административной единицей, находящейся в ассоциации с Китайской Народной Республикой".

Слово "ассоциация" вызывает в Пекине настороженность. Но возможность компромисса, по-моему, существует. Его основой может послужить все то же соглашение 1951 года. Ведь сохранять в ведении Пекина внешнюю политику и оборону - значит признавать Тибет составной частью Китая. Народ не захочет возврата к феодальному рабству. Но конкретные функции местных властей могут быть иными, чем в других провинциях страны.

Словом, мне, как человеку, который своими глазами видел в 1955 году средневековую жестокость феодально-теократического строя, а в 1990 году освобожденных от рабства скотоводов и земледельцев, мне, вновь увидевшему Тибет, когда средняя продолжительность жизни там увеличилась вдвое, численность населения утроилась, а экономический потенциал вырос в пять раз, кажутся абсурдными измышления, будто этот заоблачный край "вымирает" или "китаизируется", а далай-лама якобы заслуживает награды как выдающийся правозащитник современности.

Это территориальный конфликт, который уходит корнями в далёкое средневековье эпохи феодальной раздробленности. Установить исторический статус Тибета очень сложно, потому что до второй половины XIX века о существовании такого государства Европа не знала. А в 1867 году в Тибет проник индийский путешественник Найн Сингх Рават , который впоследствии исследовал Тибет по заданию британской колониальной разведки. Согласно его донесению, в Лхасе, столице Тибета, он видел, как китайца, проникшего в Тибет, казнили публично. Вплоть до XX века нахождение иностранцев в Тибете было запрещено. Тибетцы считали, что пока об их стране не знают за её пределами, они будут в относительной безопасности. Согласно тибетским источникам, Далай-ламы были политическими правителями Тибета, начиная с 5-го Далай-ламы, а нынешний - 14-й. По некоторым другим источникам, у Панчен-лам также были свои основания считаться правителями Тибета.

Нынешний конфликт начался с того, что Национально-освободительная армия Китая по приказу Мао вошла в Тибет осенью 1950 года и заняла его очень быстро, примерно за неделю. В Тибете были развёрнуто большое китайское военное присутствие, и кормить всю эту армию была обязана тибетская сторона. В результате чего в Тибете начался голод, а он породил народные волнения. В середине 1958 года началось местное вооружённое сопротивление китайскому присутствию. В 1959 году началось общенациональное восстание, которое было подавлено очень жестоко.

Из книги Далай-ламы XIV «Моя страна и мой народ» (М., 2000. - с. 226):

Их (тибетцев) не только расстреливали, но избивали до смерти, распинали, сжигали заживо, топили, заживо разрезали на куски, морили голодом, удушали, вешали, варили в кипятке, закапывали заживо, вырезали кишки и обезглавливали.

Эти убийства производились публично. Односельчан, друзей и соседей жертвы принуждали смотреть на это. Мужчин и женщин медленно убивали, в то время как их собственные семьи должны были наблюдать за этим, а маленьких детей даже заставляли расстреливать родителей.

Монахов убивали особыми способами. Они запрягали их в плуги, скакали на них как на лошадях, избивая кнутом, и использовали другие способы, слишком жестокие, чтобы писать о них здесь. И в то время, когда их так медленно убивали, они дразнили их религией, предлагая совершить чудеса, чтобы спасти себя от боли и смерти.

Специальная комиссия Лиги Наций, проведя собственное расследование в 1960 году, охарактеризовала произошедшее как геноцид тибетских буддистов. В результате национального восстания и последовавших репрессий, погибло 1 млн. 250 тыс. тибетцев (около четверти всего населения).

Сегодня тибетцы внутри Тибета составляют национальное меньшинство, его территория густо населена китайцами. Тибетцы живут в условиях репрессивной политики и жестокого ущемления своих прав со стороны властей КНР. С 2011 года с целью привлечь внимание мирового сообщества к тибетскому вопросу в Тибете было совершено более 160 актов самосожжения. В докладах правозащитных организаций в ООН в 2017 году по нарушению Прав Человека Тибет занял второе место после Северной Кореи.

Далай-лама сам является рабовладельцем, выразителем помещиков, имеющих неограниченные прав перед своими рабами. Под правлением далай-лама, подавляющее большинство тибетцев находилось в крайней нищете. В такой стране рабовладельческого строя как Тибет повсеместно существовали такие жёсткие телесные наказания, как наш великодушный, добрый, мудрый, мирный, скромный далай-лама описал в своей книге. Но в его книге сыграли в роль злодеев уже не его аристократы, помещики, а коммунисты, которые пришли воссоединить к центральному правительству этот горное плато, принадлежавшее к ряду китайских династий в течение 800 лет. Кто отрубили руки, головы Тибетцев? Кто врал? Кто совершил преступления перед человечеством? Не хочу ответить на этот вопрос. Единственное что я знаю Тибет никогда не был утопией. Кое-кто искажает исторический фактор ради собственной политической пользы, как это делает всякий потерявший власть правитель. Если вы действительно любите Тибет, интересуетесь этим тайным регионом, почитайте более серьёзные исторические книги. Чем разнообразные у вас источники информации, чем ближе к истине.