В чем суть неверия фомы. Неверие апостола Фомы (Караваджо). Проповедь в Индии

Караваджо Уверение Фомы . 1600-1602 итал. Incredulità di San Tommaso холст, масло. 107 × 146 см Дворец Сан-Суси , Потсдам , Германия Изображения на Викискладе

Сюжет

События картины отсылают к заключительным стихам 20 главы Евангелия от Иоанна , в которых говорится о том, что апостол Фома , не присутствовавший при предшествовавших явлениях Христа, выразил сомнение в достоверности рассказов других учеников Иисуса и заявил, что уверует, только если собственноручно удостоверится в наличии ран на теле воскресшего учителя. Через неделю Фома получил возможность проверить истинность слов других апостолов и, вложив пальцы в рану Христа, уверовал. Эти события описываются так:

Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Композиция этого горизонтально ориентированного полотна организуется противостоянием хорошо освещённой фигуры Христа в левой части и склонившимися в сходной позе фигурами трёх апостолов в правой. Расположение голов персонажей словно образует крест или ромб. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Удивлённо-недоверчивый взгляд Фомы направлен на рану на груди Иисуса, который своей рукой направляет кисть апостола. Пристальное внимание, с которым на тело Иисуса смотрят два других апостола, сходно с эмоциональной реакцией Фомы, что говорит о нетривиальной интерпретации евангельского сюжета: не только Фома нуждается в подтверждении чуда. Отсутствие нимба над головой Иисуса говорит о том, что он выступает здесь в своей телесной ипостаси.

В картине прекрасно передается объём человеческих фигур и игра светотени. Свет падает слева на правую часть тела Иисуса и фокусируется на его открытой груди с зияющей раной. Также световому акцентированию подвергается лысина третьего апостола. Лицо Фомы словно освещено отражённым от Иисуса светом. Лицо самого Христа и второго апостола находятся в тени.

Признание

Картина имела успех у современников и её упомянули в своих свидетельствах Беллори , Зандрарт , Мальвазия , Сканелли. Для своей галереи полотно приобрел маркиз Винченцо Джустиниани . Караваджо создал также авторскую копию «Неверия апостола Фомы». Полотно вызывало интерес и других художников, которые неоднократно копировали произведение Караваджо в 17 веке. В 1816 году коллекция Джустиниани была распродана, и картину Караваджо приобрели для дворца Сан-Суси в Потсдаме (Германия).

Неделя следующая за «Светлой Седмицей», называется «Неделя о Фоме». Происходит её название из Евангельского события, которое всем нам хорошо знакомо. Даже в нашей обыденной речи мы часто к человеку не верящему на слово относим обращение «Фома неверующий». Не будем сейчас вдаваться в исследование вопроса о происхождении этого словосочетания и его «права на жизнь». Как не будем впрочем особо и рассматривать события изложенные в Евангелии, ведь его объяснению посвящен не один труд святых отцов, богословов и экзегетов. Зададимся другим вопросом: «В чем схожесть и разность современного православного христианина с личностью святого апостола Фомы?».

Вспоминая о неверии Фомы, многие из нас признаться вспоминают это событие с иронией. И даже где то внутри мы возможно чувствуем какую «детскость» и «наивность», проявляемые святым апостолом. Мы привыкли порой как бы невзначай, порой побеждаемые гордостью присваивать себя веру более глубокую и осознанную чем у предшествующих нам поколений христиан. Сейчас практически при каждом храме существуют детские и взрослые воскресные школы, а иногда и катехизаторские курсы. И люди стремятся туда, подчас после работы, уставшие, превозмогая себя.

Мне довелось не один год преподавать на подобных курсах «Ветхий Завет» и «Четвероевангелие». Сразу скажу, что достойны уважения как стремление так и труд людей посещающих данные курсы. Среди недели после напряженного рабочего дня они систематически посещают занятия. Также из воскресенья в воскресенье они после службы задерживаются в храме, для того чтобы приобщиться к знаниям во время посещения взрослой воскресной школы. И конечно если рассматривать это «явление» в цифрах и статистике отправляемой образовательными отделами в канцелярии епархии и патриархии, то вполне может показаться, что некоторый «костяк» на приходах составляют исключительно образованные люди. На деле к сожалению всё оказывается не так радужно.

Оказывается наш современный мир настолько взрастил в нашей голове лукавство и недоверие, что иной раз нам проще поверить заблуждению, распространяемому народной молвой. Труднее заставить себя понять ложность и абсурдность укорененного в нас неразумия. И вот когда человек начинает посещать образовательные курсы и чтения о которых я уже упомянул, то внутри него подчас начинается жесткая борьба. Душа, наполненная скорее более обрядоверием нежели верой, сталкивается вдруг с Истиной.

Начинается противостояние внутри человека, многие его убеждения оказываются либо ложными, либо надуманными. Разговоры стареньки бабушек о вере вдруг оказываются не «светочем», а скорее отблеском, к тому же очень искаженным и принявшим уродливые очертания «пародии на истину». Многие люди не хотят ввязываться в такие испытания и просто напросто отступают. И порой это приводит к странным последствиям, начиная от того, что их вера сводится лишь к поверхностному: «отстоял службу», «правильно поставил свечку» и т. д. Материальная составляющая тогда превалирует в духовной жизни человека. И его мироощущение внутри православия можно определить фразой: «поверю лишь тогда когда не просто увижу, но и смогу осязать». Да, здесь, на первый взгляд, есть нечто общее с евангельскими словами и воззрениями апостола Фомы, но в том только случае если мы допустим, что такой человек впоследствии когда либо скажем так «поднимется выше» только лишь «осязательного православия».

А иногда все имеет более неприятные последствия. Иерархическая оценка духовных идеалов у человека разрушается и переставая подчиняться каким либо уставам или канонам вырождается в «свое православие». И уже не просто появляется «неверие Фомино», которое можно выразить словами: «пока не увижу - не поверю!». Здесь уже царствует внутренняя убежденность человека в его правоте, сплетенная с необразованностью и гордостью. Словно толстая веревка, пороки человека становятся удобным оружием диавола, в его стремлении затащить и привязать к себе душу человека. И страшнее всего то, что для такого человека никакие свидетельства Церкви уже не являются авторитетом, он уже и на чудо будет смотреть сквозь свои «тусклые очки заблуждения».

Простите, что начал, может быть, в некоторой степени с утрированных примеров. В заключении хотелось бы поговорить о фактах более часто встречающихся, не столь ужасающих, но к сожалению имеющих гораздо большое распространение. Начну пожалуй с такого понятия, которое позвольте назвать «святой вандализм». Как часто «ревность не по разуму» начинает превалировать в нашем рассудке и стремление к осязанию и обладанию хотя бы частичкой объекта веры становиться просто навязчивой идеей. И нашими руками, очень быстро, эти идеи что называется «притворяются в жизнь». Вы не можете представить сколько православных и обще-христианских святынь пострадало от рук «ретивых паломников», от наших с вами рук. Сколько святынь было буквально растерзано и растащено «по домам» людей носящих имя «православного христианина».
В свое время имея благословение читать «Псалтырь по усопшим», приходя в дома и квартиру часто встречал среди прочих вопросы, которые можно объединить в один: «Куда девать непонятного происхождения земельку, частицы истлевшего дерева, какое-то маслице, или водичку и подобные им предметы хранящиеся у покойного рядом с иконостасом, либо книгами религиозного содержания?». В свое время видимо этому человеку это все досталось либо из своих «паломнических поездок», либо «удружили» заботящееся о нем православные «братья и сестры». Что же делать? С чем мы сталкиваемся? Может это такое же «неверие Фомы», вызвало к жизни подобное явление? Нет, скорее всего, въевшуюся в нас привычку возводить материальное на пьедестал, «во главу угла», мы перенесли и на духовную нашу жизнь.

Давайте, пребывая в пасхальной радости, остановимся на миг и станем не только в это время, но и всегда тщательнее вслушиваться в богослужение нашей Церкви. Будем разумны, образованы и последовательны в отношении той драгоценности, которую мы имеем. Станем беречь и грамотно охранять свою веру. Воскреснем от нашего невежества и глупости, которые мы принесли с собой в храм. И взглянем совсем по другому на Евангельские события, давшие название второй неделе следующей за празднованием великого праздника Пасхи - Светлого Христова Воскресения. Не будем отныне смотреть на апостола Фому с снисхождением. Тогда возможно яснее и отчетливее прозвучат для нас слова Спасителя: «Блаженны не видевшие и уверовавшие»(Ин.20, 29).

НЕВЕРИЕ ФОМЫ

(Иоанн, 20:19-29)

(19) В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! (20) Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. (21) Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. (22) Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. (23) Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (24) Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. (25) Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. (26) После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! (27) Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. (28) Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (29) Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

(Ин. 20:19-29)

В своем Евангелии Иоанн прослеживает, с одной стороны, развитие неверия, которое достигло своей кульминации в распятии Христа, а с другой стороны, возрастание веры, которая достигает апогея в уверовании Фомы. Фома не поверил тому, что ему говорили другие ученики. Ему нужны были зримые и осязаемые доказательства воскресения Христа. И эти доказательства были ему предъявлены Самим Христом. При этом Христос явил несколько чудес (помимо того главного, что Он был воскресшим): Он предстал среди Апостолов, несмотря на запертые двери дома, где они собрались; Он знал о неверии Фомы, как знал ранее - в эпизоде со статиром (см. ЧУДО СО СТАТИРОМ ) - о теме разговора Петра со сборщиком подати на храм.

Выражение «Фома неверующий» стало нарицательным во многих языках. Но был ли Фома действительно более неверующим, нежели другие Апостолы? Апостолы не поверили Марии Магдалине; когда она пришла сказать им, что Христос жив и она видела Его. Они не поверили Св.Женам, пришедшим от гроба и возвестившим им о воскресении Христа, - слова их показались Апостолам «пустыми», и они «не поверили им» (Лк. 24:11). Они не поверили двум из тех, кто был с Ним, когда те пришли из Эммауса и сказали, что видели Его. Христос Сам упрекал Апостолов, принимавших с Ним участие в Тайной Вечери, «(14) за неверие и жестокосердие, что видившим Его воскрес шего не поверили» (Мк. 15:14). Здесь важно обратить внимание на то, что если в остальных случаях евангелисты, как правило, конкретно называют тех, кто возвестил о воскресении Христа, но не называют по имени тех, кто поверил, то в случае с Фомой ситуация противоположная: не говорится, кто именно сообщил молодому ученику о воскресении Христа (просто: «другие ученики»), но неповеривший назван - это Фома. Этим можно, по-видимому, объяснить то, что Фома стал олицетворением поначалу неверия, а затем, кстати, веры особенно крепкой. «Ответ Фомы: «Господь мой и Бог мой!» - не много имеет себе равных в Евангелии по эмоциональной силе, - отмечает профессор Джон А. Блум. - Вот был человек сомневающийся, но, получив доказательство воскресения Христа, он от всего сердца провозгласил, что Галилеянин по имени Иисус есть Бог, пришедший на землю во плоти» (Блум Дж. А . Толкование четырех Евангелий..., с. 363).

По-арамейски «Фома» означает «близнец». У Иоанна встречается греческое имя «Дидим», что тоже значит «близнец». Прозвище «Близнец» породило позднее толкование, будто бы Фома был братом-близнецом Христа. В раннем христианском искусстве Фома изображался молодым и без бороды. Таким он предстает на палестинской ампуле из Иерусалима (хранится в Монце): воскрес­ший Христос явился Апостолам, и Фома вкладывает пальцы в Его рану; надпись воспроизводит слова Фомы: «Господь мой и Бог мой». Изображение Фомы молодым встречается и в эпоху Возрождения. Яркий пример - скульп­турная группа Христос и Фома (Неверие Фомы) Андреа дель Верроккио (Верроккио ): Христос открывает рану на груди, а Фома намеревается вложить в нее пальцы.

Андреа дель Верроккио. Неверие Фомы (1476-1483).

Флоренция. Церковь Ор Сан Микеле.

В искусстве Контрреформации Фома, как правило, предстает мужчиной зрелого возраста и с бородой. Шедевром западноевропейского искусства на эту тему является картина Рембрандта (Рембрандт ).

Рембрандт. Неверие Фомы (1634). Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина


Поразительную гамму оттенков изумления передает художник, изображая реакцию не только Фомы, но и других Апостолов на предъявляемые Христом доказательства. В московской картине естьфигуры иллюстрирующие слова Евангелия (например, отвернувшийсяи молитвенно сложивший руки человек справа напоминает нам о тех, кто не видел воскресшего Спасителя, ноуверовал). Ноесть и отклонения от евангельского текста – так, на картине изображены две женщины (очевидно, Дева Мария и Мария Магдалина), а на первом плане – спящий ученик, возможнно, апостол Иоанн.

Святитель Филарет (Дроздов)

На Евангелие от Иоанна, гл. 30

Вечером, в самый день Своего славного воскресения, который был первым днём недели «когда двери дома, где собрались ученики, были заперты, по опасению от Иудеев, пришёл Иисус и стал посреди их, и говорит им: мир вам. Сказав сие, Он показал им руки и ноги, и бок Свой. Ученики обрадовались, увидя Господа».

Фома же, иначе называемый Дидим (Близнец), один из двенадцати, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в бок Его, не поверю.

«По происшествии осьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам. Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда, посмотри на руки Мои; подай руку твою и вложи в бок Мой, и не оставайся в неверии, поверь. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, когда увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие.»

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

«Не наше дело испытывать, - говорит святой Григорий, - как Иисус Христос мог войти в дом, где находились Его ученики, когда двери были заперты; но наш долг знать, что если бы мы постигали дела Божии, то от сего они не были бы для нас предметом удивления и вера не имела бы тогда в нас заслуги, когда бы она утверждалась на разуме и опыте» (Бес. 16. на Еванг.) «Итак, не усиливайся, присовокупим со св. Златоустом, проникнуть в божественные тайны: смиренно принимай, что Бог тебе открывает, и своим любопытством не старайся Постигнуть того, что Он сокрывает от тебя». (Бес.4 на Матф.) «Это показывает, как заметил Блаж. Августин, что Тот, Кто рождаясь, оставил неприкосновенным девство Марии, Своей Матери, мог и по воскресении пройти сквозь заключённые двери». (Tract. 10. in loan.)

«Емляй скоро веру, легок сердцем». (Иис. Сир. 19, 4). Но было бы упорством и не верить свидетельству многих лиц достойных веры, по пристрастию к своему только убеждению. В вещах Божественных, вера должна предшествовать видению: «аще не уверуете, ниже има- те разумети (Пс. УП,6) тайн религии. Для нашего назидания Провидение допустило такое упорство в одном из Апостолов; для предупреждения нашего неверия оно попустило обнаружиться его неверию». Неверующие! - восклицает один благочестивый учитель, - вы часто повторяете, что потому не можете поверить чуду воскресения, что для удостоверения в оном, вы хотели бы сами быть свидетелями его. То, что вы теперь говорите, уже сказал другой, во время, близкое к событию, и был убежден. Неверие здесь было побеждено в самом последнем своем убежище. Неужели, чтобы сделать какое-либо событие достойным веры, нужно постоянное возобновление его во всё продолжение веков? Неужели Бог должен снова являть себя всем тем, кто пожелает этого? И будет ли достойно Его премудрости умножать доказательства, по мере увеличения неверия людей и их презрения к тем доказательствам, которые Он уже дал? Иисус Христос отказал злонамеренным Фарисеям в чудесах, которых они требовали от Него. Он не удостоил ответа и пустое любопытство Ирода, с каким сей последний изъявлял желание видеть некоторые чудеса: Он не восхотел снизойти со креста, как предлагали это враги Его, пригвоздившие Его ко кресту. Видя различные побуждения сих желаний, Он различно и действует; с благостию снисходит требованию ученика, правда, виновного, но не злонамеренного; не покорявшегося истине, но желавшего познать её; отказывавшегося верить доказательствам Его воскресения, но и пламенно желавшего увериться в оной замедляемого в своей вере самым избытком своего желания и тем опасением, что оно не осуществится». Если ты имеешь несчастие, как св. Фома, колебаться сомнениями и недоумениями, то имей и ту же самую чистоту доброго намерения, как и он; как он, желай истины и она откроется тебе: проси у Бога познания оной, и Он покажет тебе её, - правда уже не в чувственных явлениях, но через невидимое действие Своей благодати. Истина будет первою наградою твоего старания найти её; но и, наоборот, по справедливости, заблуждение есть и должно быть первым наказанием каждого, кто останавливается на нём с любовью.

Отцы Церкви предлагают различные причины, почему Спаситель мира должен был воскреснуть с знаками Своего мучительного страдания. Блаж. Августин говорит, что сие было для исцеления нашего неверия, и чтобы убедить нас, что та же самая плоть, которая претерпела позорную смерть и была погребена, должна и воссесть одесную Предвечного Отца (Serm. 147 de temp.).

Итак, научимся никогда не разделять сих двух таинств: Иисуса распятого и Иисуса воскресшего. В смерти Иисуса Христа мы видим только немощи человека, и помышляя только о сём, могли бы ослабеть в своём мужестве: в Его воскресении мы видим только славу Бога и не найдём ничего для подражания: но соединяя Его смерть и Его воскресение, мы зрим Богочеловека, Который всецело есть основание той святой веры, которую мы имеем счастие исповедовать. Мы ни сколько не должны сомневаться в том, что члены нашего тела, кои здесь будут наиболее поражены страданием, там будут наиболее прославленными: так что не только не должны мы печалиться при перенесении какой-либо тяжкой болезни, но и должны ей радоваться; потому что, если мы уподобляемся Иисусу Христу в продолжение сей жизни, то мы будем подобны Ему и по смерти нашей, и те язвы и страдания, на которые в настоящее время мы смотрим не иначе как с чувством ужаса, будут тогда нашим утешением и торжеством. Святой Амвросий полагает, что Иисус Христос, будучи посредником между Богом и людьми, должен был сохранить Свои язвы, чтобы показать их Своему Отцу, как цену нашего искупления и таким образом преклонять на милосердие Его гнев, непрестанно возбуждаемый нашими грехами, и чтобы не показывать их людям, то возбуждая их любовь и благочестие, то укоряя их в неблагодарности и бесчувствии! Благочестивый Бернард говорит, что Сын Божий сохранил не только сии знаки и следы Своих ран, но и отверстия Своих пронзённых рук и бока, чтобы показывать грешникам самую глубину Своего милосердия, предложить им убежище, открыть путь к Своему сердцу и привлекать к Себе их сердце, открывая Своё. (Serm. 61. in Cant.).

Святитель Филарет Дроздов. Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями


11 Мая 2016

«Фома неверующий», — иронично говорим мы про человека крайне недоверчивого, не желающего поверить без доказательств, скептического. Имя, упоминаемое во фразеологизме, стало нарицательным, а само выражение в лингвистике называют «связанным», ведь Фома обязательно неверующий, а неверующий во что бы то ни стало Фома. Задумываемся ли мы о том, откуда в современный русский язык пришло это выражение и чье собственное имя упоминается в нем?

Фома - ученик Иисуса Христа, один из двенадцати апостолов, его имя вспоминается в первое воскресенье после Пасхи, которое называется Фоминым воскресеньем, а вся последующая неделя - Фоминою.
Фразеологизм сформировался на основе эпизода из Евангелия от Иоанна. В тексте Священного Писания говорится о том, что Фома отсутствовал при первом явлении воскресшего Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мертвых и приходил к ним, сказал: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25).
Спустя восемь дней Христос вновь является к ученикам и предлагает Фоме прикоснуться к ранам на Своем теле. Не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27), - сказал ему при этом Спаситель. Фома уверовал и произнес: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20. 28). И тогда Христос сказал ему: Ты поверил, потому что увидел Меня. Блаженны те, которые не видели и уверовали (Ин. 20, 29).
Когда мы испытываем сомнения в вере, нужно вспомнить святого апостола. Фома служит прекрасным примером человека, который испытывает сомнения, вступает с ними в борьбу и побеждает. Несмотря на нашу иронию по поводу «неверующего Фомы», в Евангелии апостол вовсе не отрицательный персонаж. Он был одним из самых преданных учеников Господа, готов был идти с ним даже в моменты опасности. Неверие Фомы было добрым - оно рождалось не из неприятия Христа, не из цинизма, а из боязни трагической ошибки. За неверием Фомы скрывалась глубокая любовь к распятому Учителю.
В современном же русском языке фразеологизм «Фома неверующий» мы употребляем в широком смысле, называя так в шутку или с иронией всех недоверчивых людей. Несмотря на такие синонимы, как маловер, недоверчивый, скептик, предпочитаем образное выражение.
Фразеологизм прочно вошел в сокровищницу языка, закрепился, в том числе, и благодаря работам художников, которых не мог не волновать Евангельский сюжет с глубоким вероучительным смыслом. В истории изобразительного искусства данный эпизод называется «Неверие апостола Фомы» или «Уверение Фомы». Эта тема стала популярной, начиная с XIII века, когда появляется много изображений апостола Фомы и сцен из его жития. На тот же сюжет созданы полотна Рембрандта и Караваджо.

Ирина Рокицкая