Уверенное и неуверенное поведение. Что значит «уверенность в себе

Урок психологии в 7 классе
Тема «Уверенное и неуверенное поведение»
Цель:
 формирование убеждений в преимуществах уверенного поведения перед неуверенным.


познакомить с признаками уверенного и неуверенного поведения;
приобретения опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения.
Задачи:



создать доверительную атмосферу в среде подростков;
развивать умение анализировать поступки и желания,
дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, агрессивности в поведении
людей; развивать творческое мышление учащихся.
Ход занятия
Развитие уверенности в себе начинается с
устранения демона, который называется страх;
этот демон сидит у человека на плече и
нашёптывает ему: «Ты не сможешь это сделать…»
Н. Хилл. Закон успеха
1.Организационный момент.
 Опрос самочувствия, готовности, уверенности (на пальцах)
Вот об этом как раз и предлагаю поговорить сегодня.
Запись в тетради: Тема урока «Уверенное и неуверенное поведение».
Кроме того, наблюдая за поведением собеседников, можно выделить несколько наиболее
распространенных форм поведения: уверенное/неуверенное (пассивно­зависимое или агрессивное).
Люди нередко испытывают неуверенность в себе. И это ощущение не очень приятно. Зачастую
люди прибегают к крайним мерам: курению, алкоголю, наркотикам, красят волосы в неестественные
тона, прокалывают разные части тела, чтобы спрятаться за ними; чтобы почувствовать себя
увереннее.
 Как вы считаете, какое поведение можно назвать уверенным?
Чтобы ответить на вопрос выполним упражнения:
2. Разминка
­ Прочувствуем состояние уверенности в себе:
сядем уверенно на стул...
посмотрим друг на друга уверенно...
пожмем уверенно руку соседу...
Обсуждение:
 Что такое уверенный взгляд, уверенное рукопожатие?
 Как мы сидим уверенно (расправив плечи, ненапряженно)?
­Затем ведущий предлагает прочувствовать неуверенное поведение:






сядем неуверенно на стул...
посмотрим друг на друга неуверенно...
пожмем неуверенно руку соседу...
Обсуждение:
 Поделимся впечатлениями: что вы ощущали?

 Что такое неуверенный взгляд, неуверенное рукопожатие?
 Как мы сидим неуверенно (опустив плечи, напряженно)?
3. Упражнение « С разных позиций»
Все участники разбиваются на пары и разговаривают друг с другом в трех разных ситуациях:



один из участников стоит на стуле и смотрит на другого сверху вниз;
один становится на колено, наклоняет голову, принимает позу просителя;
двое сидят и разговаривают, находясь в равных позициях.
При обсуждении вводится понятие общения «на равных», общения «сверху», общения «снизу».
Обсуждение:
 Какие чувства испытывает человек, демонстрирующий агрессивное, неуверенное и
уверенное поведение?
 Различаются ли чувства агрессивного и неуверенного человека? Докажите это.
4. Упражнение.
Давайте сейчас вместе подумаем, по каким признакам мы можем отличить уверенного в себе
человека от неуверенного. Предлагаю «познакомиться» с уверенным и неуверенным поведением
поближе. Каждая тройка получает свое задание:





1 группа: с помощью цвета (обратить внимание на размер рисунка, энергию, цвета);
2 группа: с помощью музыки (октава, тон, тембр, громкость звучания);
3 группа: с помощью скульптуры (мимика, жесты, расположение в пространстве);
4 группа: с помощью походки;
5 группа: с помощью метафоры (на что похожа уверенность и неуверенность).
5. Работа с таблицей.
 Раздать каждому по 2­3 карточки с информацией, из которых нужно составить таблицу:
Индикаторы
Уверенное поведение
Неуверенное поведение
Пассивно­зависимое
Агрессивное
Отсутствие контакта глаз; смотрят
себе под ноги, на потолок, на свои
бумаги, но не в глаза собеседнику.
Пристальный взгляд прямо в
глаза собеседнику
Стремится к увеличению: от
партнёра «отступают», начинают
говорить с большого расстояния.
Напряжённая. Дрожь и хаотичные
движения. Судорожно перебирают
бумаги, не знают куда деть руки.
Говорят тихо, сбивчиво, стремятся
сократить паузы в разговоре. Фразы
неоправданно затянуты.
Оправдания, извинения, излишне
длинное и путанное объяснение.
Минимальная, на партнера
всё время «наступают»,
вторгаются на его
территорию.
Бурная. Размахивают
руками, совершают шумные
и хаотичные движения,
стучат дверями и бьют
посторонние предметы.
Злость, ярость.
Крики, вопли, угрожающие
интонации. Собеседника
совсем не слушают, не дают
договорить. Говорят
короткими, рублеными
фразами.
Упрёки, угрозы, приказы,
оскорбления. Обоснования
не даются.
Не может отстаивать свою позицию;
Первое «нет» приводит к его отказу
После отказа не уходит, а
упорно пытается добиться
Контакт глаз
Дистанция общения
Устойчивый контакт глаз: в
глаза партнёру смотрят в
момент предъявления
требований, отводят взгляд,
когда слушают возражения.
Оптимальная. Соответствует
принятым в данной среде
стандартам дистанции
официального общения.
Жестикуляция
Соответствует смыслу выше
сказанного.
Тон, громкость
голоса
Содержание речи
Социальные
контакты
Говорят достаточно громко,
чтобы быть услышанным
собеседником. Уверенные
интонации. Собеседника
внимательно выслушивают.
Краткое и четкое
информирование о своих
правах, желаниях,
намерениях, действиях.
Умеет просить;
Умеет отказать;
Чувства
Спокойствие, уверенность.
Страх, тревога, вина.

Умеет принимать отказ;
Склонен к компромиссам,
предлагает их сам.
от дальнейших попыток добиваться
своего;
Не умеет просить;
Не может отказать;
Ему трудно убеждать собеседника,
приводя аргументы;
своего;
Любит восхвалять себя;
Может просить и
отказывать;
Оказывает давление на
собеседника
Перечень признаков уверенного в себе человека одновременно является и инструкцией по
выработке навыков уверенности в себе.
Поэтому каждый признак следует тщательно обсудить с ребятами для того, чтобы убедиться,
насколько они принимают его и насколько хорошо его запомнили. На это обсуждение можно
потратить значительное время.
6. Работа в тетради.
После групповой дискуссии подводятся итоги, и делается вывод, что:
Поведение человека бывает двух типов: уверенное и неуверенное (как два «полюса»
неуверенного поведения – агрессивность и застенчивость). Иногда уверенное поведение
рассматривается как промежуточное между застенчивым и агрессивным, агрессия трактуется как
следствие избыточности уверенности. Между тем результаты психологических исследований
агрессивности убедительно показывают, что она в большинстве случаев сопровождается не чрезмерно
высокой, а как раз недостаточной уверенностью в себе. Корректнее говорить о том, что она, как и
застенчивость, представляет собой один из вариантов проявления полюса неуверенного поведения.
Таким образом: "Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и
претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в
отношении своего окружения"
Уверенные в себе люди характеризуются:


независимостью;
самодостаточностью.
Внешние признаки уверенного человека:
выглядит спокойным;
держится с достоинством;
открытый взгляд;
ровная осанка;
спокойный и уверенный голос.
Уверенный в себе человек умеет:









чувствовать ситуацию, держаться с достоинством (жесты, голос), понимать границы
физического и психического;
адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, принять критическое замечание в свой
адрес;
действовать четко и организованно, быть настойчивым;
открыто высказывать и отстаивать своё мнение, без враждебности и самозащиты.
7. Самооценка
Оценить названные параметры в 10 баллах.
Обсуждение: Проблемы и ресурсы.
Таким образом:
Неуверенный человек может быть застенчевым:





очень тихим, незаметным,
ходить ссутулившись и опустив голову,
избегать прямого взгляда,
пасовать перед любым давлением на него.
уходит от прямого обсуждения проблемы,



склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме,
пассивен, не готов принять предложение партнера.
Но может проявляться и в агрессии:







человек кричит,
оскорбляет,
размахивает руками,
смотрит с подозрением и т.п.
проявляется требовательность и враждебность,
человек «переходит на личности»,
пытается наказать другого человека, а не удовлетворить свои потребности.
Вопрос: В чем различия пассивно­зависимой и агрессивной формы неуверенного
поведения? Отличительная особенность уверенного поведения – кому приписывают ответственность.
Застенчивые люди приписывают ее самим себе (рассуждения выстраиваются по типу «У меня не
получается, потому что я сам плохой») Агрессивные же перекладывают ответственность на других
людей или на окружающую действительность в целом. (У меня не получается, потому что ты мне
мешаешь).
7. Причины неуверенного и агрессивного поведения. Неуверенность в себе наиболее ярко
проявляется в поведении в ситуациях, связанных с общением. Так, В.Г. Ромек отмечает следующие
проявления неуверенности:






страх быть отвергнутым,
заниженная самооценка,
нерациональные убеждения,
излишнее стремление «соблюдать приличия»,
отсутствии навыков выражения чувств, опыта.
не хватает ассертивности, поскольку у них нет опыта.
Несмотря на то, что уверенное поведение сильно зависит от особенностей семейного
воспитания и взаимоотношений с родителями, проявляется оно в общении со сверстниками. Это дает
огромные возможности для развития навыков уверенного поведения в специально организованных
группах. Необходимо смоделировать условия, в которых возможно сформировать навыки
уверенности в себе. Оптимальные условия для этого создает психологический тренинг. Тренер
помогает осознать неэффективность стиля общения и заменить его на эффективный стиль.
8. Закрепление
Упражнение «Три способа поведения»
Участники разыгрывают сценки конфликтных ситуаций, в которых им дается задание вести
себя в соответствии с одним из стилей поведения:


застенчиво (говорить виноватым тоном, тихим голосом, соглашаться с возражениями
собеседника),
уверенно (говорить спокойно, умеренно­громко, глядя прямо на собеседника, настойчиво
излагать свои требования и при необходимости повторять их, не прибегать к обвинениям и
угрозам),
агрессивно (говорить громко, энергично жестикулировать, требовать, приказывать, угрожать).
Каждая сценка проигрывается трижды (1­2 минуты на повтор), в парах. Один из партнеров ведет себя
согласно какому­либо стилю, другой – так, как считает нужным.

Психологический смысл: демонстрация уверенного поведения в конфликтной ситуации
посредством сравнения с другими стилями. Тренировка уверенного поведения. Обсуждение и
осознание плюсов и минусов каждого из стилей поведения.

Обсуждение:
 Что находится в душе, в сердце у агрессивных подростков?
 Может ли агрессивный человек быть лидером? Если «да», то чем характеризуется его
группировка?
Чем вызвана неуверенность? Может ли человек в состоянии неуверенности добиться чего­
либо?
Друзей с каким типом поведения вы бы предпочли иметь рядом с собой?
Какое поведение самое успешное?



6. Упражнение «Оптимальные варианты»
Участники объединяются в 3 группы. Им предоставляются конфликтные ситуации:
1. Ты купил плеер, принес домой, а он не работает. Попросил заменить в магазине, а там
сказали, что менять не будут;
2. Ты стоишь в очереди, и вдруг какие­то парень с девушкой встают прямо перед тобой, как
будто так оно и нужно;
3. Ты договорился с друзьями идти на дискотеку по случаю дня рождения. А мама говорит:
«Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький еще!»;
Задача участников – продумать, прорепетировать и продемонстрировать сценки, отражающие
оптимальные (т.е. позволяющие добиться цели с наибольшей вероятностью и с наименьшими
затратами сил) варианты уверенного, агрессивного и застенчивого поведения применительно к
каждой ситуации.
Психологический смысл: повышение гибкости в разных ситуациях, демонстрация типов
поведения и того, что в зависимости от ситуации могут быть оптимальны разные стратегии
поведения.
9. Упражнение "Копилка моих ресурсов" Уверенное поведение зависит от внутренней
позиции человека
Психологический смысл упражнения: Предоставление возможности для самопрезентации.
Инструкция: Участникам предлагается записать по буквам своё имя и подобрать начинающиеся на
каждую из этих букв слова, характеризующие их. На размышления даётся 4­5 мину. Потом каждый
называет своё имя и те характеристики, которые ему удалось придумать.
Анализ:
1. Трудно ли было искать характеристики?
2. Кому хотелось бы добавить другие характеристики, которые вам очень подходят, но их названия не
начинаются на буквы, входящие в имя?
5. Итоговый круг «Интересное ­ полезное»
Теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и
полезным. А может быть, кому­нибудь что­то показалось неправильным или обидным? Каждый может
сказать несколько слов.
Итог урока:
Перед уверенным человеком открываются двери и сердца, уверенный человек быстрее
добивается целей, уверенный человек легче строит гармоничные отношения (дружеские, семейные,
любовные, деловые).
Шаг к уверенности - это всегда маленький шаг к успеху!
Домашнее задание
1.
Подумайте и запишите в дневнике ситуации, которые вызывают у вас волнение,
неуверенность в себе. Опишите в каких ситуациях вы можете почувствовать себя максимально
уверенно, спокойно.

2. Осуществите анализ своего состояния в момент волнения: что чувствуете, что особенно
вам мешает, а что может вернуть состояние покоя, как выглядите в такой ситуации.
На этом наш урок заканчивается. До следующей встречи!


Традиционно в психологии личности выделяют 3 типа поведения: неуверенное, агрессивное и уверенное (ассертивное).

Неуверенное поведение – отказ от собственных желаний с целью помочь кому-либо, постоянное игнорирование своих потребностей.

Агрессивное поведение – это попытки доминирования или достижение своей цели в ущерб другим людям, удовлетворение своих потребностей происходит за счет других.

Ассертивное (уверенное) поведение – выражение себя и удовлетворение своих собственных потребностей (или большинства из них), душевный комфорт и доброжелательное отношение к окружающим. При этом достижение своих целей идет без ущерба для других.

При работе с данной проблемой очень важно найти те особенности поведения человека, которые отличают его неуверенное поведение, ставшего уже привычным, от ассертивного. И сосредоточиться на развитии навыков подлинной уверенности в себе.

В чем же суть такого поведения? Термин «ассертивность» происходит от английского assert , что в переводе означает «отвоевывать свои права», придерживаясь при этом вежливого тона в общении. Быть ассертивным – это значит оставаться уверенным и спокойным в трудной и конфликтной ситуации, значит быть настойчивым и умеющим настоять на своем. Данный навык является важнейшим элементом при проведении любых переговоров, решении конфликтов, при отстаивании своих собственный границ личности. Это способность человека отстаивать свою точку зрения и добиваться того, что ему нужно, добиваться удовлетворения своих потребностей, сохраняя при этом уважение и к себе и к партнеру, не нарушая границы личности другого. И делает он это уверенно, открыто и целеустремленно.

Что и говорить, такой собеседник может вызвать у многих бурю негодования, разжечь искру зависти, и, в то же время, – стать объектом для подражания среди окружающих. И далеко не всегда его волевые качества находят поощрение среди друзей и знакомых, но, тем не менее, он все же продолжает настойчиво вести собственную линию поведения. Такой человек часто использует такие фразы, как: «вот что я думаю», «я считаю» или: «я уверен в своих словах, но если вы не согласны, я выслушаю ваше мнение, и, возможно, мы придем к компромиссу».

Ассертивное поведение кардинально отличается от агрессивного или пассивного поведения. И если, к примеру, на работе возникают конфликтные ситуации, уверенный в себе сотрудник вряд ли позволит себе проявить всплеск негативных эмоции или оскорбить своего оппонента, будь то начальник или уборщица. Он будет отстаивать свое мнение, опираясь на аргументы, факты и логику. И не отступит до тех пор, пока его точка зрения будет не только учтена, но и, хотя бы отчасти, разделена в процессе спора. Ведь ясность и прямота собственных высказываний являются его главным оружием в ходе любой дискуссии. Такое поведение нельзя назвать хладнокровным или расчетливыми, а скорее – уверенным и волевым. В отличие от конфликтных или, наоборот, мягкосердечных и пассивных людей, ассертивные люди открыто говорят о своем недовольстве и не носят в себе груз отрицательных эмоций, при этом умея не переходить на личности. И что очень важно – не испытывают за свое поведение ни капли вины, тревоги или застенчивости. Ассертивное поведение не возникает само по себе, оно формируется в процессе воспитания. Его также можно приобрести или усилить в течение жизни, формируя навыки уверенности в себе, в своих силах.

Сейчас проводится огромное количество тренингов по развитию уверенного поведения, но необходимо помнить, что на тренинге отрабатываются всего лишь поведенческие навыки без их глубинной проработки. А так как в основе любого неуверенного поведения лежит какой – либо страх, повышенная тревожность, а может быть даже базовое недоверие к миру, поэтому очевидно, что для действенного решения данной проблемы наиболее эффективно будет сочетание отработки необходимых поведенческих навыков с более глубинной индивидуальной психологической проработкой личности. В этом случае индивидуальная психологическая работа ведётся в техниках гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, НЛП, символдрамы, экзистенциальной терапии .

Развитие навыков уверенного поведения в своей основе предполагает:

– глубинная психологическая проработка страхов;
– развитие и удержание навыка внутреннего состояния уверенности;
– тренировку модели уверенного поведения;
– спокойное и адекватное принятие критики в виде получения обратной связи от другого человека;
– осознание и принятие жизненных правил уверенного в себе человека.

В ходе индивидуальной психологической работы клиент получит новый опыт по всем вышеперечисленным позициям.

Личные жизненные правила уверенного человека:

1. Живите по своим правилам.
2. Стремитесь к осуществлению своих желаний.
3. Не оправдывайтесь.
4. Не бойтесь просить.
5. Не бойтесь говорить «нет», когда это вам необходимо.
6. Помните: вы, как и все люди, имеете право на ошибку.
7. Не бойтесь, когда необходимо, говорить громко и твёрдо, при этом не впадать в гнев, оставаясь внутренне спокойным.
8. Приучайте других общаться с вами так, как вы того хотите.
9. Чаще улыбайтесь. Улыбка – признак уверенного в себе человека.
10. Помните: только тогда вы сможете помочь другим, когда сами станете сильным.
11. Умейте выдерживать неопределённость.
12. Не забывайте: свобода других заканчивается там, где начинается ваша свобода, и ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

ВСЕГДА ПОМНИТЕ:
КРУТАЯ ЛИЧНОСТЬ = УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ + МНОГО АГРЕССИИ
СИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ = УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ + МНОГО ПОДДЕРЖКИ ДРУГИМ

Развитие уверенности в себе начинается с устранения демона, который называется страх; этот демон сидит у человека на плече и нашептывает ему: «Ты не сможешь это сделать…»

И. Хилл. Закон успеха

Уверенное поведение – это собирательное понятие, включающее в себя различные составляющие. Это поведение:

♦ Целенаправленное. Цели – это образы предвосхищаемых результатов, т. е. того, что человек рассчитывает получить в результате своих действий. При уверенном поведении он достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. Однако не любые цели служат предпосылкой уверенного поведения. Во‑первых, они должны быть реалистичными, т. е. принципиально достижимыми данным человеком с учетом имеющихся у него возможностей и ограничений. Во‑вторых, должны быть конкретными, такими, чтобы точно представлять, на основе чего, по каким именно критериям можно было бы судить, достигнуты они или нет. В‑третьих, более целесообразно определять для себя цели в позитивных терминах: как образ того, что планируется достигнуть, а не того, что хотелось бы избежать.

♦ Ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания по их поводу. Даже если цели ставятся достижимые и действия совершаются именно те, которые позволяют к ним приблизиться, возникновение тех или иных затруднений в большинстве случаев все равно неизбежно. К ним следует относиться как к жизненной данности. Но реагируют разные люди на эти затруднения по‑разному. Для неуверенного человека они превращаются в такие препятствия, которые вызывают массу негативных переживаний, но конструктивную активность, направленную на их преодоление, не вызывают. Человек тратит массу сил именно на эти переживания, при этом не продвигаясь к целям. Или, другая крайность, тратит все силы на преодоление возникших препятствий, которые в реальности вообще не преодолимы, вызвавшие их обстоятельства не зависят от человека. И сталкиваясь при этом с очередными неудачами, переживает все сильнее. Уверенный же человек способен к рациональному анализу возникающих затруднений и, если те представляются преодолимыми (при разумных, оправданных затратах времени и сил), тратит усилия именно на то, чтобы их преодолеть. Если же препятствия оказываются слишком серьезными или вообще непреодолимыми, такой человек не «ломится лбом в закрытую дверь», а пересматривает цели или ищет другие способы их достижения.

♦ Гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющуюся обстановку. Такой человек быстро ориентируется в ситуациях новизны и неопределенности, способен оперативно пересматривать те модели поведения, которые не приводят к положительным результатам. Особенно ярко гибкость проявляется в общении. Уверенный человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каких условиях это происходит. Он, в зависимости от ситуации общения, может принимать на себя различные социальные роли и вести себя в соответствии с теми требованиями, которые они предъявляют. Неуверенный же человек постоянно прячется за какую‑то социальную роль, ведет себя согласно ей без учета той ситуации, в которой находится (например, как военный, всегда и со всеми общающийся с командных позиций, настолько «сросшийся» с этой ролью, что для него становится практически невозможно общаться как‑то иначе).


♦ Социально ориентированное – направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: движение «к людям», а не «от людей» или «против людей». Такой человек стремится к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве. Эта стратегия поведения сохраняется и тогда, когда человек встречается с затруднениями. Для их преодоления уверенный человек при необходимости использует социальные ресурсы, обращается к окружающим за поддержкой. Другие стратегии подразумевают либо уход в себя, замыкание в своем внутреннем мире, одиночество (движение «от людей»), либо противопоставление себя окружающим, вражду с ними, агрессию (движение «против людей»). Если человек склонен к какой‑либо из этих стратегий, то при возникновении жизненных затруднений такая склонность тоже усиливается: замкнутый отторгается от людей еще больше, становится нелюдимым, а настроенный враждебно – переходит к открытой агрессии. В подавляющем большинстве случаев это приводит к тому, что возникает своего рода заколдованный круг, проблемы в результате такого поведения усиливаются еще больше.

♦ Сочетающее спонтанность с возможностью произвольной регуляции. Когда обстановка требует немедленных действий, человек их совершает, но при необходимости может и управлять своими спонтанными реакциями. Это касается не только поведения, но и эмоционального реагирования. Такой человек не стремится к постоянному подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости (например, когда обстановка не позволяет проявлять их внешне или они слишком сильные, препятствующие адекватному восприятию действительности) он готов взять их под контроль.

♦ Настойчивое, но не переходящее в агрессивное. Человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это, по возможности, не в ущерб интересам других людей. Конечно, уверенное поведение не означает жертвенную позицию и отказ от своих интересов. Напротив, такой человек готов отстаивать их весьма жестко, идти ради них на конфликт. Но, во‑первых, в таких конфликтах он концентрируется именно на отстаивании своих интересов, а не на том, чтобы оскорбить, унизить или обидеть собеседника как личность. Во‑вторых, уверенный человек не конфликтует без объективных поводов к тому. Если то, из‑за чего возникла напряженность, для партнера важнее, чем для этого человека, или если ему важнее сохранить гармоничные взаимоотношения, он готов уступить, пожертвовать своими интересами. Для него предпочтительнее не идти на принцип, а разрешить конфликт гибко, с учетом всех нюансов ситуации.

♦ Направленное на достижение успеха, а не на избегание неудачи.

Человек ориентирован на то, чтобы получить нечто позитивное, и руководствуется именно этой целью, но не тем, чтобы избежать возможных неприятностей. Размышляя над своими целями, такой человек представляет себе их успешное достижение, а не то, как он терпит неудачу. Например, начиная готовиться к экзамену, уверенный человек представляет его успешную сдачу, и стремится именно к этой цели. Неуверенный же представляет, как он «проваливает» экзамен, и устремлен к тому, чтобы эта ситуация не воплотилась в реальность. Первый из этих видов мотивации эффективнее и с большей вероятностью приводит к успехам. Во‑первых, когда человек видит благоприятный исход предстоящего дела, его эмоциональное состояние куда лучше, чем когда он думает о неудаче. Как следствие, и его деятельность будет более эффективной, что повысит шансы на достижение успеха. Во‑вторых, когда мы детально представляем что‑либо, то волей‑неволей начинаем воплощать это в реальность. Особенно ярко это заметно на примере так называемых идеомоторных движений – достаточно представить себе какое‑либо двигательное действие, как соответствующие мышцы начинают совершать небольшие, обычно незаметные для нас, но вполне реальные движения, нужные для него (этот эффект даже используется в спортивных тренировках). В сфере душевного реагирования происходит принципиально то же самое – что мы себе представили, то наша психика исподволь и начинает воплощать в действительности.

♦ Созидательное. Человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было (будь то окружающие люди или собственные особенности психики), а вместо этого создает то, что считает нужным. Это как в бизнесе, где побеждает не тот, кто тратит ресурсы на борьбу с конкурентами, а тот, кто делает свое дело более эффективно, чем они. Победить дурную привычку – заменить ее хорошей. Отказаться от неэффективного способа мышления или поведения – выработать другой, более эффективный. Преодолеть собственную неуверенность – значит, овладеть способами уверенного поведения. Как гласит народная мудрость, «лучше бороться за что‑то, чем против чего‑то».

«Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т. п. в отношении своего окружения»

(Старшенбаум, 2006, с. 92).

Уверенные в себе люди характеризуются независимостью и самодостаточностью, что проявляется в различных жизненных сферах, но наиболее очевидно – в сфере межличностных отношений. Внешние признаки уверенного и неуверенного поведения тоже ярче всего заметны в ситуациях общения.

Человек, уверенный в себе, выглядит спокойным, держится с достоинством. У него открытый взгляд, ровная осанка, спокойный и уверенный голос. Он не суетится, не заискивает, не выказывает раздражения. Уверенный в себе человек умеет отстаивать свою позицию, не прибегая ни к агрессии, ни к пассивно‑зависимому поведению. Он откровенно высказывается о своих потребностях, а также о желаемых действиях со стороны партнеров, делая это без враждебности и самозащиты, способен отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим людям .

Поведение неуверенного человека бывает двух типов: пассивнозависимым и агрессивным.

Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говорить

0 своих желаниях и потребностях в косвенной форме, «обиняками», пассивен, но при этом не готов принять и то, что может предложить партнер.

Неуверенность проявляется и через прямо противоположное, агрессивное поведение, когда кричат, оскорбляют, размахивают руками, смотрят с презрением и т. п. Агрессивность в поведении, как это ни покажется странным, тоже признак неуверенности. Такое поведение характеризуется требовательностью или враждебностью, человек «переходит на личности» и зачастую обращает внимание не столько на то, чтобы удовлетворить свои потребности, сколько на то, чтобы наказать другого.

В табл. 8 (Алберти, Эммонс, 1998, с изменениями) приведена сравнительная характеристика этих видов поведения.

Таблица 8

Иногда уверенное поведение рассматривается как промежуточное между застенчивым и агрессивным, агрессия трактуется как следствие избыточности уверенности. Между тем, результаты психологических исследований агрессивности убедительно показывают, что она в большинстве случаев сопровождается не чрезмерно высокой, а как раз недостаточной уверенностью в себе. Корректнее говорить о том, что она, как и застенчивость, представляет собой один из вариантов проявления неуверенного поведения.

В чем же тогда различие между теми, у кого неуверенность приводит к застенчивости, и теми, у кого она проявляется в форме агрессии? Есть основания полагать, что основное различие между этими типами реагирования связано с тем, чему человек склонен приписывать ответственность за собственную неспособность достигнуть цели. Застенчивые люди приписывают ее самим себе (рассуждения выстраиваются по типу «У меня не получается, потому что я сам плохой»). Агрессивные же перекладывают ответственность на других людей или на окружающую действительность в целом («У меня не получается, потому что ты мне мешаешь»). Схематично это можно отразить следующим образом (см. рис. 7):

В российской ментальности уверенность в себе нередко воспринимается как отрицательное качество, отождествляясь с наглостью и самодовольством. Между тем, объективных оснований приравнивать эти понятия нет. Как уже подчеркивалось, уверенный человек отстаивает свои цели таким образом, что это не сопровождается действиями, направленными против окружающих, призванными нанести им какой‑либо вред.

Рис. 7

Уверенность в себе отнюдь не означает безусловно‑высокую самооценку человека. Она подразумевает, что он, наряду с тем, что принимает себя в целом как личность, свои частные способности и умения оценивает реалистично – т. е. далеко не всегда высоко. Самооценка уверенного человека является не столько повышенной, сколько дифференцированной: каждая частность оценивается отдельно, но это не переносится на личность в целом. Неуверенный же человек обладает неустойчивой и малодифференцированной самооценкой, зачастую он рассуждает по схеме «Раз у меня это не получилось – значит, я сам плохой и ни на что не годный, ничего у меня не выйдет». Или, наоборот, «Раз это удалось, то должно получаться и все остальное». И такие прямо противоположные суждения могут меняться по нескольку раз на дню под влиянием малозначимых, случайных факторов. Неуверенность в себе наиболее ярко проявляется в ситуациях, связанных с общением. Так, В. Г. Ромек (2002) отмечает такие проявления неуверенности в себе в межличностных отношениях:

♦ Страх быть отвергнутым или высмеянным. Он становится барьером, в результате действия которого люди даже не пытаются наладить отношения, поскольку заранее убеждены, что ничего хорошего из этого не выйдет.

♦ Заниженная самооценка. Например, люди рассуждают таким образом: «Я посредственный, заурядный, никому не могу быть интересен», «Я не смогу и двух слов вымолвить, общаясь с этим человеком». В результате такой человек, будучи заранее уверен в своей несостоятельности, даже не пытается качественно выполнить дело или выстроить отношения с интересующим его собеседником.

♦ Нерациональные убеждения, препятствующие межличностным контактам. Самые частые варианты этих убеждений: необоснованные обобщения («Доверчивость никому и никогда не приносит ничего хорошего»), глобальные выводы из единичных фактов («Раз эта девушка мной не заинтересовалась – значит, я вообще неинтересный человек»), нереалистичные суждения о долженствовании («Я должен всем и всегда нравиться и не должен показывать свои истинные чувства»).

♦ Излишнее стремление «соблюдать приличие», избежание всяческих личных проявлений из опасения, что они могут кого‑то задеть, обидеть, произвести неблагоприятное впечатление («Что обо мне люди подумают?!») и т. п.

♦ Отсутствие навыков выражения чувств. Такие люди попросту не умеют говорить о своих личных переживаниях, все общение у них получается отвлеченным, касающимся каких‑то внешних предметов, но никак не их самих, своих желаний, потребностей и чувств.

Приведем примеры нескольких связанных с межличностным взаимодействием бытовых ситуаций, в которых у подростков достаточно ярко проявляются навыки уверенного поведения или, напротив, отсутствие таковых:

♦ Беседа с продавцом в магазине: необходимость подробно расспросить его о каком‑либо товаре, попросить продемонстрировать его, перевесить продукты, проверить правильность расчетов и т. п.

♦ Завязать диалог с прохожим: спросить время, выяснить дорогу в то или иное место, помочь найти автобусную остановку или магазин, торгующий определенными товарами.

♦ Общение с учителем, преподавателем в вузе: уточнить критерии выставления оценки за какую‑либо работу, выяснить условия сдачи экзамена, получить индивидуальную консультацию по непонятному вопросу

♦ В общественном транспорте: выяснить у кондуктора или пассажиров маршрут движения, узнать, когда пойдет следующий автобус, во сколько с утра начинается движение на данном маршруте и т. п.

♦ На дискотеке, в клубе и т. п. – завязать разговор с понравившейся девушкой (для девушки – с парнем), пригласить или быть приглашенной на танец, обменяться телефонами или адресами электронной почты.

Несмотря на то что уверенное поведение сильно зависит от особенностей семейного воспитания и взаимоотношений с родителями, проявляется оно, в первую очередь, в общении не со старшими, а со сверстниками. Это дает широкие возможности для развития навыков уверенного поведения посредством специально организованной работы в подростковых группах, участники которых интенсивно взаимодействуют между собой. Для того чтобы подростки научились такому поведению, совершенно недостаточно рассказов о нем, на необходимо смоделировать условия, в которых у участников будет возможность соприкоснуться с ним непосредственно, в собственном жизненном опыте. Оптимальные условия для этого создает психологический тренинг.

Тренинг, направленный на развитие уверенного поведения, включает несколько последовательно реализуемых задач (Старшенбаум, 2006, с. 96):

♦ Обучение внешнему выражению чувств, связанных с общением.

♦ Обучение согласованности внешне выражаемых и внутренне переживаемых чувств.

♦ Закрепление новых стереотипов поведения с помощью обратной связи.

♦ Обучение использованию местоимения «Я».

♦ Тренинг спонтанности и гибкости.

♦ Обучение самоодобрению и самопохвале.

В то же время такой тренинг не сводится исключительно к играм и дискуссиям, направленным непосредственно на тренировку различных навыков уверенного поведения. Как отмечает И. В. Бачков (2007, с. 134), он «помимо упражнений, развивающих умения уверенного поведения в сложных ситуациях, обязательно должен включать и упражнения на сплочение участников и развитие представлений о своей группе». От себя добавим, что этот тренинг также должен содержать блоки, направленные на развитие, как минимум, еще двух групп навыков; речь идет об эффективной коммуникации и использовании различных средств общения, а также тренировке навыков саморегуляции эмоциональных состояний и их поведенческих проявлений, особенно в ситуациях неопределенности.

Предлагаемая программа направлена на развитие перечисленных навыков. Она рассчитана на старших подростков (14–16 лет) и может использоваться в группах, включающих 6‑16 участников. Допустимо и большее число, однако тогда тренинг потребует некоторых модификаций и будет предъявлять повышенные требования к организаторским способностям ведущего. Упражнения сгруппированы в 12 занятий, длительность каждого составляет ориентировочно 3 академических часа (т. е. в целом программа рассчитана на 36 часов). Однако следует учитывать, что реальная длительность проведения того или иного блока работы зависит от очень многих факторов и заранее определяется лишь очень условно. Представленное количество упражнений, скорее всего, фактически окажется для указанного времени избыточным, что оставит ведущему возможности для их выбора.

Следует обратить внимание, что далеко не все упражнения, входящие в состав каждого из занятий, узко направлены именно на ту тему, которая вынесена в его название. Название занятия – это лишь обозначение ключевой идеи, которой посвящен соответствующий фрагмент работы. Наряду с упражнениями, нацеленными непосредственно на ее раскрытие, в каждом занятии представлены и разминки, и игровые упражнения, касающиеся основной темы лишь вскользь. Кроме того, программа выстроена спирально, и ключевые темы «всплывают» в разных контекстах на протяжении тренинга неоднократно (так, например, навыкам саморегуляции посвящено отдельное занятие, но вместе с тем они актуализируются и в теме «Преодоление стрессов», и «Противостояние влиянию»).

Тренинг тесно перекликается и с двумя другими программами, представленными в этой книге (так, об эффективной коммуникации и конструктивном поведении в конфликтах речь идет также в тренинге общения, а об уверенном поведении в ситуациях неопределенное‑ти – в тренинге креативности). Мы намеренно не стали стремиться к такой группировке материала, которая исключала бы параллели в затрагиваемых темах. Даже если тренинги проводятся последовательно с одними и теми же участниками, к некоторым ключевым моментам целесообразно вернуться несколько раз, рассматривая их в разных контекстах (тем более, что конкретное содержательное наполнение этих тем во всех случаях различается).

Отметим, что для проведения с подростками тренинга уверенного поведения ведущему не обязательно иметь базовое психологическое образование. С этим вполне успешно справляются и другие специалисты (педагоги, социальные работники, врачи‑психотерапевты, спортивные тренеры), изучившие по литературным источникам методику проведения тренингов и, что немаловажно, имеющие собственный опыт участия в них. Более того, по нашим наблюдениям, для успешного проведения подобных тренингов зачастую важнее оказываются не фундаментальные психологические знания, а наличие опыта педагогической работы с молодежью. Разумеется, сказанное ни в коей мере не отрицает необходимости качественного знания ведущим тех прикладных психологических аспектов, которые имеют непосредственное отношение к тематике тренинга (психология малой группы, компетентность в общении, влияние и противостояние влиянию, механизмы саморегуляции, основы конфликтологии и т. д.), а также психологических особенностей подростков.

Уверенное поведение — поведение, выражающее внутреннюю силу и спокойствие. Это расслабленное тело без зажимов, отсутствие суеты в движениях, спокойное выражение лица, спокойный, прямой, не «бегающий» взгляд, четкая, не сбивчивая речь. Корсет уверенности: не сутулится, привычка держать прямой спину (королевская осанка), расправленные плечи, высокая шея, уверенная походка, четкие жесты. Уверенный человек — смотрит прямо, шагает спокойно, руками жестикулирует смело. У уверенного человека свой стиль общения и характерные обороты, демонстрирующего его статус и уверенность. Уверенность — это смелость заявить о себе: не "писклявый", не скованный зажимами голосовых связок звучный голос, громкая уверенная речь, определенность в формулировках, решительность в выводах, способность заявить о своих желаниях и настоять на своих законных правах, готовность отдавать распоряжения и требовать их выполнения.

Заметим: прямое (смелое) выражение своих желаний у уверенного человека не сопровождается агрессией в сторону собеседника. Агрессивное поведение, когда нарушаются права другого — уже не уверенное поведение.

Уверенное поведение помогает душевному здоровью, а неуверенное — источник внутренних проблем. Опущенные плечи, тоскливый взгляд и брови домиком обеспечат вам неотъемлемое от жизни огромное количество проблем, трудностей, страхов, ужасов, неприятностей и прочих развлечений. Те, кто привыкли держать осанку – у тех обычно вопросов меньше, а сил и позитива больше. Добавьте к этому внимательный собранный взгляд, уверенные жесты, и вы готовы к встрече с трудностями. Приучите себя к уверенной походке и осанке!

Всякий раз, когда будет происходит что-то для вас неприятное (пусть даже мелкое – кто-то раскритиковал, случилась мелкая неприятность), встречайте это расправляя плечи и создавая себе красивую осанку. Отследите, как изменится ваше мировосприятие…

Ощущение уверенности и уверенное поведение — взаимосвязаны. Уверенному поведению помогает правильное внутреннее состояние, а состояние уверенности укрепляется при уверенном поведении. Попробуйте! Чтобы ощущать себя уверенно, начинайте вести себя уверенно. Тот, кто ведет себя уверенно, кто держит себя уверенно — начинает ощущать себя увереннее. Ведя себя уверенно, вы своей уверенностью убеждаете сами себя. Ничто так не убеждает человека, как его собственное поведение. Из всех видов самогипноза гипноз собственным телом - один из самых действенных . Кроме того, ведя себя уверенно, вы своей уверенностью убеждаете окружающих, и они начинают соответственно относиться к вам. Что для вас уже максимально убедительно.

Откуда люди знают, кто в данной ситуации Хозяин и как им нужно относиться именно к вам? Они не знают, а вы им — сообщите. Сообщите своим поведением. Большинство людей живет по шаблонам, и их обычно устраивает шаблон любой - лишь бы он был им уверенно предложен. Вот и подскажите им, что к вам нужно относиться с уважением, как к одному из Хозяев Жизни, а чтобы они не мучились сомнениями, сделайте это максимально уверенно.

А основа уверенного поведения — тренировка. Чтобы ваше поведение стало уверенным — тренируйтесь. В любой, самой тревожной ситуации, за обедом ложкой вы себе в рот попадете. Почему? Потому что вы так едите уже несколько десятилетий, потому что этот навык — отработан. Когда вы таким образом, тренировкой, приучите себя к естественно уверенному для вас поведению, то тогда даже в тревожной ситуации вы будете вести себя уверенно — просто потому, что вы ведете себя так всегда. Начните с того, что распрямите спину и начните говорить громко. Громче, чем раньше. А почему бы и да? Другие говорят громко, им можно. Попробуйте и вы, и посмотрите что получится. Скорее всего, страшного ничего не произойдет, а уверенность у вас начнет прибавляться.

Пометьте себе: новое поведение вам будет легче выработать в новой компании (новом окружении). Подумайте, может быть, записаться на какие-то курсы, или в секцию? Удобно отрабатывать новое, уверенное для вас уверенное поведение в магазинах или на рынке — там, где люди вас не знают. Там вашему громкому голосу и уверенным высказываниям никто не удивится, а постепенно свой новый навык вы перенесете и в свое привычное окружение.

Уверенное поведение надо просто осваивать, себя к нему приучать.

Очень часто мы ведём себя как неисправный смеситель в ванной комнате — то брызжем струёй кипятка с паром, то течём холодной струйкой, когда надо бы изобразить обычный, несложный, тёплый, приятный душ...

Но это нам сложно. Мы либо ведём себя как «хабалки с привоза», либо стесняемся выразить себя как Акакий Акакиевич... Это сложно не только нам. Для того, чтобы научиться быть уверенным человеком, люди посещают специальные тренинги ассертивности. Какие же люди их посещают? Да те, которые хотят (или которым надо по факту) быть лидерами. Лидер - это уверенный в себе человек. Он никогда не хамит, и не вызывает к себе справедливую ненависть. А при этом он не унижает себя как Акакий Акакиевич. Он никогда не боится призвать команду своего «корабля» к порядку и настоять на своём. А при этом он не устраивает безобразных сцен.

Он научился держаться золотой середины. Не скатываясь в крайности 1) пассивного (по другому - неуверенного) и 2) агрессивного поведения, он остаётся уверенным человеком.

Добиться этого так же трудно, как научиться ходить по канату. Стоит понять, что такому стилю социального взаимодействия действительно - учатся. С ним не рождаются... Так что если Вы никогда этому не учились - то откуда у Вас будут такие навыки? Мы все с Вами в той или иной степени либо агрессивны, либо пассивно-неуверенны.

Но научиться этому можно. Причём даже не посещая никаких тренингов ассертивности. В этой статье Вы и прочитаете, как же научиться быть лидером.

Во-первых, давайте научимся отличать поведение агрессивное от уверенного. А так же, поведение уверенное от неуверенного (да, и это можно перепутать!)

За что борется уверенный человек, выходя свежим утром в социум?

Он борется за свои личные права! Внимание, сейчас я перечислю всё то, что относится к личным правам человека.

  1. Право на одиночество,
  2. Право на независимость,
  3. Право на успех,
  4. Право на получение того, за что оплачено трудом или деньгами,
  5. Право на отказ в выполнении просьб,
  6. Право совершать ошибки.

Так что же такое «уверенный человек»? Внимание ещё раз: это человек, который выдвигает и осуществляет свои собственные цели, притязания, интересы.

Вы хотите сказать, что это - эгоист? Ну конечно, нас так воспитали... Задумайтесь, кому выгодно иметь общество, состоящее сплошь из уверенных людей? Это никому не выгодно. Поэтому их и не воспитывают - пачками. Только на закрытых тренингах для лидеров - надо же всё-таки кому-то руководить большими группами работников?.. Анархия не нужна никому. Поэтому из некоторых воспитывают лидеров - в порядке исключения.

А мы раскроем эти тайны для всех. Всех, кому надо перевоспитать себя. Всех, кому это - дано .

Психологи составили чёткий список тех качеств, по которым узнаётся уверенный человек. Вот они:

Частое использование местоимения «Я » (вместо «мы»). Это считывается как то, что Вы готовы отвечать за свои слова и дела...
- Умение говорить «нет »,
- Умение начинать и (главное) ЗАКАНЧИВАТЬ разговор ,
- Честное выражение собственного мнения, даже если оно идёт вразрез с общим,
- Совпадение между вербальным и невербальным поведением (то, что Вы говорите словами и то, что «говорят» Ваше лицо и тело- должно совпадать)
- Открытое выражение не только мыслей, но и своих чувств (эмоций),
- Спонтанность в поведении (как гнев, так и неуверенность в себе - блокируют подлинную творческую спонтанность).

Чем же отличается поведение Уверенного от поведения Агрессивного?

Тонкий момент.

Уверенное поведение - это когда мы откровенно говорим о желаемом поведении партнёра, НО! Без враждебности и злобы.

Агрессивное поведение - это когда мы стремимся наказать или унизить другого, делая ему замечания о его поведении.

А что делает в таких случаях человек с неуверенным поведением?

А он действует исподтишка, НЕПРЯМО. Он тоже хочет добиться своего, но всегда с помощью манипуляции, интриги, сложной многоходовки - и при этом чаще всего остаётся в дураках, либо тратит слишком много сил на то, чтобы добиться пустякового результата.

Откуда берётся неуверенное поведение?

Психологи называют это замечательным термином, внимание: ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ .

Когда кто-то (или мы сами себе) навязывает мысль, что мы вот этого не можем, и вот этого, и вот эщё этого - тоже не можем.

Некогда женское воспитание давало в приданое всем барышням именно ВЫУЧЕННУЮ БЕСПОМОЩНОСТЬ. Поэтому они никогда не действовали напрямую, а всегда строили козни, пока их не обвиняли в хитрости как черте присущей их полу вообще. А всего лишь - коллективная психологическая травма, требующая индивидуальной психологической коррекции...

Многие национальные диаспоры , живущие годами в окружении чужаков и испытывающие некоторые притеснения, с молоком матери впитывали опять-таки ВЫУЧЕННУЮ БЕСПОМОЩНОСТЬ.

И поэтому они тоже никогда не действовали напрямую, пока сожительствующие с ними бок о бок национальные большинства не начинали обвинять их в хитрости как в национальной черте. А всего лишь - коллективная психологическая травма, требующая индивидуальной психологической коррекции.

Неуверенные люди страдают о т того, что не умеют ни

Выразить,
- ни проконтролировать свой гнев.

Поэтому они теряют спонтанность - главный ресурс творческого человека.

При этом неуверенные люди вполне могут вести себя ОЧЕНЬ ВЫСОКОМЕРНО. Дело в том, что так называемый «комплекс превосходства» это часто прикрытие «комплекса неполноценности».

Помните семнадцатилетнего Д,Артаньяна, каким описал его Дюма?

Д,Артаньян был страшно неуверенным в себе провинциальным подростком, ехавшим в Париж на позорной лошади...

Как пишет Дюма: «Каждый взгляд он принимал за вызов, каждую улыбку - за оскорбление».

Со стороны он не показался бы Вам неуверенным человеком. Однако высокомерие - это всегда признак запущенной неуверенности в себе.

Помните! Неуверенность, уверенность и агрессивность - проявляются сразу же в наших: мимике,

  • осанке,
  • жестах,
  • взгляде и
  • интонации речи.

Самое печальное - то, что никому не нужно быть психологом, чтобы с пяти секунд знакомства чётко определить нас как человека:

  • уверенного,
  • неуверенного,
  • агрессивного.

Этот психологический расклад способен сделать за пять секунд в своей голове - деградировавший бомж, собака, лошадь, человек с двумя классами образования, девяностолетняя бабушка, никогда не выезжавшая из родного села.

Никто не называет то, что почувствовал умными психологическими словами, но Вы будете сразу же взвешены и... найдены лёгкими. Не дай бог...

Как бороться со своей прозрачностью «народными средствами»:

Взгляд можно спрятать под стёклами тёмных очков,
- мимику уничтожить равномерными жевательными движениями челюстей, засунув в рот жевательную резинку и не выпуская её оттуда,
- Жесты минимизировать, всегда держа руки в карманах, а ходить научившись под ритм музыки из плеера,
- осанку спрятать под свободной одеждой-балахоном,
- интонацию речи уничтожить взяв манеру говорить нечётко, растянуто. Приблатнённо.

Вот. Перед нами портрет АБСОЛЮТНО НЕУВЕРЕННОГО В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА.

Но когда жизнь вытаскивает нас из куртки-балахона, отнимает плеер и заставляет войти в мир взрослых, тут-то и обнаруживается вся наша беспомощность. Без доспехов мы не умеем выглядеть как потенциальный лидер. Многие из нас не умеют...

Давайте посмотрим, что из нашего поведения выдаёт в нас принадлежность к тому или иному типу.

Как же со всем этим бороться?

Помните, как одежда и аксессуары помогают скрыть нашу неуверенность? Но как только мы остаёмся голыми или нам выдают другую одежду - вся наша защита рушится. Значит, работать нужно с телом, а не с одеждой. Здесь поможет телесно-ориентированная терапия. И то, что её заменяет - плавание, любые приятные Вам танцы, фехтование, конный спорт, восточные единоборства.

Нужно научить своё тело быть уверенным - без тёмных очков, без жвачки, без вульгарной позы «с района» - руки в брюки.

Что ещё может помочь помимо телесно-ориентированной терапии?

Намеренное и частое употребление слова «Я»,
- свободное выражение и демонстрация своих эмоций,
- намеренное столкновение себя с пугающими социальными ситуациями и тренировка уверенного поведения в них,
- импровизация вместо чёткого планирования. (Не надо вот этих: «Я ему скажу то, А он мне - это. А я ему в ответ...»)

А зачем быть лидером?

А зачем быть лидером? Так спросят меня некоторые читатели... А действительно, зачем? Не все хотят командовать людьми, некоторым интересно быть одним или с парой друзей. Не все же «Тимуры»... Не всем позарез нужна «команда»...

Ошибочка вышла...

Лидер - это необязательно тот, с кем ходит «дворовое кодло».

Это не обязательно курица-наседка, всегда окружённая своим выводком.

Лидер вполне может быть одиноким человеком. Но посмотрев на него в первые пять секунд, любой незнакомец (с каким угодно уровнем интеллектуального развития) сразу же поймёт - этот человек способен в случае необходимости взять на себя ответственность за других, организовать этих «других» и спланировать, например, спасение. Или хотя бы не провалить запланированный пикник.

А к таким людям всегда тянутся. Про таких говорят: «Уважаю».

Ну а что же делать нам с агрессивными людьми? С теми, кто думает про себя, будто бы они демонстрируют окружающим «уверенное поведение»?

Нам с Вами ничего не нужно делать с такими людьми. Агрессивность излечивается сама собой - жёсткими уроками Природы и Общества...

Елена Назаренко