Успение пресвятой богородицы можно ли работать. Православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы — главные запреты и традиции дня. Что такое Успение Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы — особое религиозное событие. Оно является одним из самых почитаемых в православном мире, поэтому отмечать его следует правильно, соблюдая важные церковные традиции и обычаи.

В 2018 году году православные верующие смогут отметить Успение Пресвятой Богородицы 28 августа, сразу же после окончания Успенского поста. Этот праздник посвящен воспоминаниям о смерти Блаженной Девы Марии. Согласно поверьям, в этот день апостолы собрались в Иерусалиме, чтобы навсегда проститься с Божией Матерью и предать ее тело земле. Многие пытались помешать этому, но тело Пресвятой Девы все же было погребено. Спустя время тело Пречистой бесследно пропало, а на месте захоронения были найдены лишь ее одеяния.

Традиции и обычаи праздника

В это время было принято освящать семена, а затем приглашать в дом гостей и устраивать застолье. Несмотря на то, что Успенский пост завершается за день день до праздника, не стоит подавать на стол много мясных угощений.

На Успение принято собирать яблоки, груши и орехи. Также хозяйки делали заготовки на зиму из плодов свежего урожая.

Православные верующие смогут посетить любой храм нашей страны, где пройдут богослужение и литургии. Считается, что в этот день Небеса открыты для каждого, кто желает обратиться к Пресвятой Деве Марии. Попросить Богородицу о самом сокровенном вы сможете при помощи действенных молитв .

Во все времена Богородицу называли покровительницей семьи. Именно поэтому в этот праздник проводились свадьбы, совершались обряды и венчания, а парни сватались к девушкам.

На Руси в этот день было запрещено втыкать в землю острые предметы, так как подобное действие могло обидеть землю и привести к неурожаю в будущем.


Приметы на Успение Богородицы

Если рано утром появилась радуга на небе, значит, в праздник будет теплая и солнечная погода.

Если незамужняя девушка до Успения не нашла себе жениха , значит, до весны она останется одинокой.

Считается, что если на Успение погода будет теплой, то и Бабье лето будет коротким.

Не стоит отмечать праздник слишком весело и шумно, иначе в будущем плакать придется.

Тот, кто в этот день сотрет ногу, столкнется с трудностями в 2018 году.

В этот день нельзя отказывать в помощи тем, кто к вам обращается. Кроме того, если на Успение заниматься благотворительностью, помогать нуждающимся и накормить бездомных, то весь год, до следующего Успения, вы будете жить безбедно.

Успение Богородицы — праздник, который православные верующие отмечают из год в год. Чтобы обрести счастье и избежать неприятностей в будущем, предлагаем вам более подробно узнать о традициях и запретах , связанных с этим событием.

Событие праздника и его эортологическая динамика

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание, в частности такие пространные апокрифические сказания, как «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), слова преподобного Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дамаскина. Все эти источники датируются VIII веком.

Однако существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об Ее Успении писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо сохранилось в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский.

Если суммировать все имеющиеся сведения, информативность и достоверность которых неодинакова, можно сказать, что ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых людей вооружила против Нее, чем были вызваны покушения на Ее жизнь. Но Бог хранил Ее от врагов. Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила к святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.

В одно из таких посещений пред Нею предстал архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь вечно блаженную. В залог архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой).

Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с небес, заключавший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и небесных сил бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, подобно орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно вопрошали: для чего Господь собрал их в одно место?

Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.

Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненной духовного веселья. Во время беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней.

Настал 3-й час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно заблистал неизреченный свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи. Видевшие это ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъяснимого света, и сошел Сам Царь Славы - Христос, окруженный множеством ангелов, архангелов и других небесных сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда раздалось радостное ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты как Царицы Небесной, с благоговейным страхом ангелы взывали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на Господи, воззвах ). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, херувимы и серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.

Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовью прикасавшихся к священному одру.

Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению. Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона и следовало через весь Иерусалим в Гефсиманию.

Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Многие из злоумышлявших были поражены слепотой.

Иудейский священник Авфония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы. Но ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к одру. Видя такое чудо, Авфония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.

Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения.

Вечером, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами - во все дни». Это чрезвычайно обрадовало апостолов и всех бывших с ними. Они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа»), и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Так было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне соблюдается в монастырях.

Вопрос о дате Успения Божией Матери вызывает споры: Евсевий Кесарийский называет 48 год по Р.Х., Епифаний - 58-й, Мелитон Сардский - 55-й, Никифор Каллист - 44-й, есть и иные мнения .

Доподлинно неизвестно и в каком возрасте почила Богородица. Можно рассуждать так. При Ее погребении присутствовал святой Дионисий Ареопагит. Он обращен в веру апостолом Павлом в 52 году, три года путешествовал с ним, был в Иерусалиме у Божией Матери, затем жил в Афинах, где принял епископство. Следовательно, прибыть на погребение Пречистой он мог не ранее 57 года. Считается, что Рождество Христово последовало на 15-м году жизни Марии. А значит, к моменту Успения Ей было 72 года.

Если исходить из вышесказанного, становится очевидным, что и праздник в честь Успения Богородицы не мог возникнуть рано.

Церковь гораздо ранее пришла к мысли о праздновании дня смерти мучеников, чем Успения. Показательно, что в Сирском месяцеслове III-IV веков, в котором каждый день года имеет память какого-либо святого, не содержится ни одного Богородичного праздника. Причина такого явления понятна: мученики страдали и умирали на глазах всех, и дни кончины были запечатлены в сердцах христиан. Что касается Богоматери, нужно было позднейшее богословское углубление в догмат воплощения и посягательство ересей на Ее достоинство, имевшее место только в V веке, чтобы обратить благоговейное внимание христиан на личность Богородицы.

Богородичные праздники, или, точнее, один такой праздник, впоследствии распавшийся на несколько, возникли, должно быть, в связи с Рождеством Христовым (или Богоявлением, ранее совпадавшим и даже отождествлявшимся с Рождеством Христовым). Поэтому нынешний Собор Пресвятой Богородицы 26 декабря является эортологическим прототипом Богородичных праздников.

Так, и у несториан праздник Пресвятой Марии расположен в календаре тотчас по Рождестве Христовом. В коптском календаре VII века на 16 января (вскоре после отдания Богоявления) попадает рождение Госпожи Марии, а в месяцеслове IX столетия 16 января маркируется как «смерть и воскресение Богородицы».

Согласно древнеармянскому Лекционарию, «день Марии Богородицы» празднуется 15 августа (ср. документы VII Вселенского Собора 787 года, которые фиксируют, что Успение празднуется 15 августа).

В целом ряде богослужебных памятников для Успения установлена чрезвычайно широкая хронологическая амплитуда - между январем и августом. В древнеримском псевдо-иеронимовом Мартирологе (VII в.) 18 января показано как depositio (кончина) Beatae Mariae, a 14 августа - как assumptio (взятие на небо). Подобное разделение знаменательно. Оно демонстрирует, как уже тогдашняя Церковь смотрела на кончину Богоматери: не отрицая телесной смерти Богоматери, она верила, что за этой кончиной последовало воскресение, хотя, по-видимому, думала, что оно произошло не так скоро, как предполагает позднейшее предание.

В более позднем римском календаре (VIII в.) положен уже один праздник - Успение, 15 августа (ср. также Сакраментарий папы Геласия в редакции VII столетия). При этом Галльская Церковь, по свидетельству Григория Турского († 594), праздновала Успение в январе (см. Готико-Галликанский и Люксовиенский миссалы VII-VIII вв.).

В Греческой Церкви достоверные cведения об анализируемом празднике фиксируются только с конца VI столетия. Никифор Каллист утверждает, что празднование Успения установил император Маврикий (592-602). Однако многочисленные факты заставляют усомниться в такой поздней датировке. В Константинополе было множество храмов в честь Пресвятой Богородицы, построенных Константином Великим, Пульхерией, что не может не свидетельствовать о празднике в честь Нее.

По всей вероятности, еще до Маврикия Успение в столице Византии было местным и необязательным праздником. Император, в благодарность за победу, одержанную над персами 15 августа, сделал это празднование общецерковным (см. свидетельства Стишного пролога). Данная версия приобретает доказательную силу, если вспомнить эортологическую историю Сретения.

И на Западе праздник Успения в это древнейшее время не был общераспространенным. Замечательно, что в Папской книге VII столетия под 15 августа представлено греческое наименование праздника - Успение. В Евангелиарии 740 года дается надписание: Sollemnita de pausatione sanctae Mariae (Торжество отдохновения Святой Марии).

Однако в Сакраментарии, который папа Адриан I (772-775) отослал Карлу Великому, уже употреблено иное название праздника - Принятие Марии на небо.

Не исключено, что подобная вариативность в назывании связана, среди прочего, с таким обстоятельством: по крайне мере, до XII века указанный праздник на Западе в торжественности уступает дням особенно чтимых святых.

Праздник в православном богослужении

В отличие от многих других праздников, диахронические изменения Успения Пресвятой Богородицы - прежде всего, в силу достаточно позднего установления - зафиксированы в восточно-христианской традиции в самых мельчайших подробностях. См., например, грузинский перевод Иерусалимского канонаря, где Успение указывается под 15 августа.

Чрезвычайно подробные замечания в связи с Успением Пресвятой Богородицы приведены в уставе Святой Софии Константинопольской. Этим данное празднование существенно отличается от Введения во храм Пресвятой Богородицы, которое всего лишь обозначается.

Согласно уставу, накануне праздника все собирались в церкви и оттуда с литанией шли на площадь, где совершались обычные молитвы. По возвращении служилась Божественная литургия. По отходе пелся тропарь (глас 8) Блажим Тя вси роди , то есть современный ипакои.

На вечерне были три чтения. Далее: тропарь 1-го гласа В рождестве девство сохранила еси, ектения просительная, великое Господи, помилуй ; Премудрость - и начиналось чтение, а после него следовала панихида, чин которой утрачен.

Прокимен, Апостол и Евангелие на литургии положены те же, что и теперь (изменился только второй аллилуарий: не Клятся Господь Давиду Помяни сонм Твой ).

Таким образом, вместо нынешнего богатого разнообразия праздничной гимнографии данный устав содержит лишь две песни. Зато он чтит праздник торжественной литанией (крестным ходом по городу) накануне.

Нечто подобное современный Типикон сохранил лишь для праздников Сретения, Благовещения и Пасхи. Кроме того, устав Великой церкви позволяет непротиворечиво датировать успенские тропарь и ипакои - В рождестве девство , Блажим Тя вси роди.

Константинопольский Софийский устав назначает лишь один день для праздника Успения, если не считать того, что на второй день праздника назначается служба в храме Богородицы вблизи Ксиролофа (подобно тому, как на второй день Рождества Христова назначается собор Богородицы во Влахернах).

Следующей структурно-содержательной ступенью в богослужебном развитии Успения Пресвятой Богородицы можно считать краткий устав Студийского монастыря в Константинополе. В данном типиконе рассматриваемый праздник впервые выходит за пределы одного дня.

В уставе константинопольского Евергетидского монастыря с практикой XI века (по рукописи XII столетия) данная линия находит продолжение. И для Успения Пресвятой Богородицы кодифицируется уже предпразднство и попразднство, равное современному, то есть до 23 августа (восемь дней). Однако и предпразднство, и попразднство отличаются еще меньшей торжественностью, чем в настоящее время. Показательно также, что праздничное бдение состояло не из вечерни, которая всегда служилась отдельно, а из паннихиса и утрени.

Отдельного рассмотрения требует Пролог к Евергетидскому типикону, где есть глава об Успении, гласящая: «Успение должно праздноваться у вас светло, - светло и торжественно, ибо это праздник праздников и торжество торжеств». Итак, «на каковой (праздник) и раздаяние пищи (diadosin - греч.) в пилоне (колоннада, паперть) заповедуем совершать, насколько есть возможность и насколько изобилует рука ваша» . Подобные рекомендации содержат и другие типиконы рассматриваемого типа, например Николо-Казолянский.

Переходя теперь к многочисленным разновидностям Студийского устава и сравнивая их с современной кодификацией, изменения можно обнаружить в основном в ранжировании гимнографии разных частей всенощного бдения, а также праздничных, предпраздничных и попраздничных песнопений.

Несколько слов нужно сказать об Успенском посте, который длится с 1 по 14 августа и занимает по святости (степени воздержания, принятой для него) первое место после Великого поста, превосходя этим Рождественский. В течение его запрещается вкушение рыбы и растительного масла (исключения в последнем случае составляют субботние и воскресные дни).

Успенский пост, естественно, как и сам праздник, характеризуется сравнительно с остальными постами меньшей древностью.

История данного поста чрезвычайно назидательна, поскольку он установлен без содействия столь могущественной в Церкви силы Предания, а зиждется на прочном фундаменте благоговейной любви к Богородице.

Обращаясь к церковным памятникам, впервые указание (надо сказать, весьма специфическое и не слишком внятное) на Успенский пост можно встретить в типиконе южно-итальянского Николо-Казолянского монастыря, то есть в XII веке . Отныне необходимость пощения (в Кормчей книге, в трудах Анастасия Кесарийского XI-XII вв. и проч.) обосновывается ссылками на Антиохийских патриархов. Из их свидетельств делается вывод о том, что Успенский пост, будучи выделенным из поста святых апостолов, соблюдался еще до императора Льва Мудрого, то есть до IX столетия.

Никон Черногорец говорит об Успенском посте, что те, которые не соблюдают его, не имеют для себя основания в древности, однако и соблюдающие его утверждаются не на апостольском предании, а на обычае последующих времен .

Итак, Успение Пресвятой Богородицы является в настоящее время великим двунадесятым праздником, который имеет стабильную календарную дату и располагает одним днем предпразднства (14 августа) и восемью днями попразднства (отдание совершается 23 августа).

Последование на преставление Пресвятой Богородицы

Для того чтобы картина праздника Успения была более полной, следует прокомментировать чин погребения Богоматери - Последование на преставление Пресвятой Богородицы. Эта служба установлена в Гефсимании. Здесь, на месте захоронения Богородицы, устроена богато украшенная базилика, главное средоточение успенских празднований.

Итак, утром 14 августа, с 9-10 часов, совершается особая служба погребения Богоматери, состоящая из пения 17-й кафизмы с припевами - похвалами, подобными великосубботним. Служит патриарх. По каждении им одра с плащаницей Богоматери в пещере погребения Ее, после обычного начала службы (Трисвятое до Отче наш ), одр с плащаницей выносится на середину храма под паникадило. За одром становится патриарх, а по бокам его до царских дверей - архиереи, архимандриты и иеромонахи. Первосвятитель входит опять в пещеру, чтобы оттуда начать каждение всего храма, которое и совершается при пении 1-й статьи погребальных похвал: Жизнь во гробе полагается . Статья, как и в Великую субботу, заключается ектенией с возгласом патриарха. На 2-й статье - Достойно есть величати Тя - кадит (только пещеру и одр) и произносит возглас старейший архиерей. На 3-й статье положено: Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Дево , и кадит второй архиерей. 3-я статья, как и в Великую субботу, переходит в пение воскресных тропарей: Ангельский собор . После ектений следуют ексапостиларий праздника (Апостоли от конец земли ), хвалитные стихиры и великое славословие. На его Трисвятом , поющемся протяжно, одр с плащаницей выносится иереями на верхнюю площадку базилики, где произносится ектения. Далее одр перемещается опять на середину храма при пении ексапостилария и стихиры С громом на облацех Спас посылает апостолы к Рождшей . Затем патриарх творит отпуст .

В России погребальный чин на Успение ранее совершался только в Киево-Печерской лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой лавры. При этом в Киево-Печерской лавре он не составлял отдельной службы, как в Гефсимании, а присоединялся к полиелею за всенощной в сам праздник.

В настоящее время последование на преставление Пресвятой Богородицы осуществляется повсеместно.

В Гефсиманском скиту святителем Филаретом (Дроздовым) установлен, кроме Успения, и праздник воскресения и вознесения Богоматери, который празднуется 17 августа. Являясь литургическим обычаем, празднование, однако, не подкреплено общепринятыми уставными рекомендациями. Накануне совершается чин погребения Пресвятой Богородицы, а утром установлена литургия с крестным ходом и иконой «Вознесение Богородицы».

Иконография праздника

События Успения Пресвятой Богородицы также детально представлены в иконографии, полноценное формирование которой относится к постиконоборческой эпохе.

Концом X века датируются две пластины из слоновой кости - для оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке . Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционной для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее - плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленатого младенца.

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него - их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение святых даров в литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, - на священника, целующего престол. Часто в сцене Успения изображались два или четыре епископа, вместе с апостолами предстоящие Богоматери. Эти образы святых Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата Господня, присутствовавших при Успении Богоматери, они символизировали причащение архиереем священников в таинстве евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия святых даров, словно прислуживают на литургии в качестве диаконов. Согласно традиции, Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме - в Сионской горнице, где ранее произошло сошествие Святого Духа на апостолов.

Примерно с XI века получает широкое распространение расширенный вариант иконографии Успения - так называемый «облачный тип». Например, фреска из церкви Святой Софии в Охриде (Македония); икона начала XIII века, происходящая из новгородского Десятинного монастыря и проч.

Чаще всего у ложа Богородицы изображаются одна или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу. Нередко у одра помещен кувшин-стамна, вставленный в чашу: это один из поэтических символов Богоматери, встречающийся в византийской и древнерусской гимнографии.

В XV веке на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением чуда отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфонии на переднем плане, перед одром. Возможно, популярность сюжета в то время и в XVI столетии была связана с борьбой против еретических движений. Впервые же этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII-XIII вв.).

В XVII столетии появляются монументальные храмовые иконы Успения, сопровождающиеся клеймами, в которых иллюстрируется «Сказание об Успении». Так, на иконе 1658 года из Успенского собора Московского Кремля в клеймах изображено моление Богоматери перед кончиной, прощание Богоматери с близкими, путешествие апостолов, их беседа с Богоматерью и другие сцены. Подробнейший рассказ об Успении Богородицы заканчивается изображением Богоматери на ложе среди райского сада. Такое же повествование об Успении содержат клейма иконы Успения конца XVII века.

Успение Пресвятой Богородицы - это день особенный для всех христиан, поскольку посвящен Божьей Матери. А именно: ее успению. Приходится он каждый год 28 августа. В народе его еще называют Первая Пречистая. Сообщает podrobnosti.ua

По преданию, в этот день апостолы, которые проповедовали в разных странах, собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии, матери Спасителя Иисуса Христа. Католическая церковь празднует Успение Богоматери (Assumption of Mary) 15 августа. Праздник Успения Богородицы совпадает с концом Успенского поста, который считается строгим.

Тому, кто соблюдал пост две недели, можно начинать питаться разнообразной пищей. Но, если же Успение Богородицы попадает на среду или пятницу, то нужно подождать еще один день. В этот день верующие идут в церковь, чтобы почтить память о Пресвятой Богородице. Люди попросят помощи и покровительства у Пресвятой Богородицы.

Народные приметы на Успение Пресвятой Богородицы

После Успения начинается бабье лето, которое продлится весь сентябрь. В древности говорили: "Успение провожай, а осень встречай". Если в этот день появилась радуга на небе — осень будет теплой. А хорошая погода на праздник — Бабье лето будет прохладным.

Много паутины символизирует, что зима будет морозной и малоснежной. В этот период украинцы завершают жатву: в полях на Успение оставляли последний сноп, а в церковь приносили семена и колосья разных хлебов для освящения. После праздника Успения в лесах начинали собирать грибы и орехи и запасали их на зиму.

Что обязательно надо сделать на Успение

Сходить в храм на службу В старые времена в эти дни в церковь несли колосья пшеницы из нового урожая для освящения. Сейчас такое не практикуется. Но служба в этот день происходит особенная - торжественная и праздничная. Также надо непременно поставить свечу, вспомнив при этом всех родных и близких. Помолиться за детей Матерь Божья, как верили наши предки, в этот день особенно чутко прислушивается к молитвам за детей.

Поэтому нужно попросить Деву Марию и о здоровье для малышей, и о том, чтобы счастливо сложилась судьба у девушек на выданье. Раздать милостыню и накормить неимущих в этот день считается правилом. Потому что в такой день, как Успение Пресвятой Богородицы, должны почувствовать радость и защиту все люди, в том числе и те, у кого нет финансовой стабильности.

Делать заготовки на зиму не только можно, но и нужно! Считалось, что уже в ближайшее время на огороде не будет того разнообразия овощей, которое можно приготовить про запас. Особенное внимание при этом уделялось засолке огурцов. И, конечно, в этот день можно посвататься. Принять сватов и обсудить детали предстоящей свадьбы - очень хорошая примета, которая сулит счастливую супружескую жизнь.

Чего нельзя делать в этот день

В этот день не следует брать в руки колющие и режущие предметы, а также варить пищу. Верующие ломают хлеб руками, так как ножом пользоваться нельзя.

На Успение нельзя ходить босиком. Считалось, что таким образом можно собрать все болезни. Роса в этот день - это слезы природы о том, что Богородица покинула этот мир и не может находиться с людьми и помогать им.

Также нельзя надевать старую или неудобную обувь в этот день - чтобы избежать проблем в жизни. Если натрете ногу в этот день, то ждет трудная, полная проблем и неудач жизнь.

В этот день верующие попросят у Пресвятой Богородицы помощи и заступничества. Перед иконой Пресвятой Богородицы также молятся:

об избавлении от страха перед физической смертью;

об укреплении веры;

при болезнях.

Успение Пресвятой Богородицы: молитва

Кондак Пресвятой Богородице в день Успения Ее

В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.

Тропарь

В рождестве девство сохранила eси, во успении мира не оставила eси, Богородице, преставилася eси к Животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Любой христианин знает, что в святые праздники необходимо посещать церковь и Успение Пресвятой Богородицы также предполагает присутствие на службе. А вот что нельзя делать на праздник Успения Пресвятой Богородицы – вопрос более сложный, т.к. с этим днем связано множество различных примет.

История появления праздника

Успение Пресвятой Богородицы – один из дюжины важнейших церковных праздников. По преданиям земная жизнь Марии длилась 72 года, а перед смертью к ней явился и возвестил о скорой кончине. Спустя три дня после смерти Богородицы было обнаружено, что ее склеп пуст.

Христиане считают Успение двойственным праздником: с одной стороны – они скорбят по Богородице, с другой – радуются ее встрече с Создателем и предстоящей вечной жизни. Поэтому праздник и называется Успение – не смерть, а переход от земной жизни в вечную.

Сейчас Успение Пресвятой Богородицы верующие отмечают 28 августа, по старому стилю – 15-го. В Сирии, где традиция отмечать Успение появилась впервые, праздник длительное время отмечался 26 декабря. Две недели до Успения верующие соблюдают пост, день накануне является предпраздничным, а 8 последующих – послепраздничными.

Успение Пресвятой Богородицы: что нельзя делать в этот день?

Один из самых известных запретов - на Успение Пресвятой Богородицы нельзя ходить босиком. Роса в этот день символизирует слезы Марии, поэтому мочить ею ноги к бедам и несчастьям. Кроме этого, на Успение нельзя втыкать что-либо в землю-матушку, иначе ее можно обидеть и расстроить.

Нежелательно в праздник Успения готовить пищу – это нужно сделать заранее. Вообще в этот день не стоит брать в руки колюще-режущие предметы. Даже хлеб верующие люди стараются ломать, а не резать. А вот что стоит делать на праздник – это солить капусту и огурцы. Они получатся вкусными, ароматными и обязательно сохранятся до весны.

Не стоит в праздник Успения и трудиться. Исключение составляет лишь та работа, которую невозможно отложить, а также дела в помощь ближним. А вот если начатая заранее работа завершается именно на Успение – это очень хороший знак, сулящий удачу.

Старинные поверья утверждают, что на Успение Пресвятой Богородицы нельзя надевать плохую обувь – старую, неудобную, натирающую мозоли. Если пренебречь этой приметой, дальнейшая жизнь будет омрачена различными трудностями и проблемами.

Незамужней девушке, которая мечтает обрести семейное счастье, утром на Успение нельзя ни с кем разговаривать. Прежде чем начать общаться с родными, девушка должна умыться студеной водой, трижды приговаривая про себя заговор: «Пресвятая Богородица, ты всех венчаешь, семьи соединяешь, мне помоги жениха найти. Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь».

Что можно делать на Успение Пресвятой Богородицы?

В деревнях на Праздник Успения Пресвятой Богородицы было принято заканчивать жатву, а последний сноп наряжать как девицу и ставить под иконы. В этот день также готовили медовуху, собирали яблоки и груши, устраивали широкие празднества.

Человек, который до Успения соблюдал пост, в этот праздник мог позволить себе все праздничные блюда. А, кроме того, он мог верить, что «лукавый» и близко не подойдет к нему в течение года.

На Успение в церковь обязательно носили хлеб. Освященная краюха приобретала отличные вкусовые и лечебные качества. Но при употреблении этого хлеба нельзя было ронять на пол даже одну крошку.

Присматривались христиане и к погоде на Успение – на этот праздник считались очень точными. Солнце и погожая погода сулили дождливую и холодную осень, а вот непогода на праздник обещала благодатную и сухую погоду до самых холодов.

Успение Пресвятой Богородицы празднуется 28 августа ежегодно. С древности считалось, что в этот день надо одеться в новое. Подразумевалось, что так человек показывает свое понимание о начале новой полосы земной жизни. О Пречистой Богородице рассуждали так: Матушка уснула, а не умерла, просто упокоилась, а потом вознеслась на небеса.

Завершился Успенский пост, короткий, но строгий. И верующие пришли к празднику Успения очищенные молитвой, терпением и смирением. Способствовала скудная еда, добровольное воздержание от мясной и молочной пищи, яиц. Отказавшись в пост от веселых зрелищ, утех, безделья, люди невольно стремились продолжить следовать христианским правилам.

Распространено было поверье, что грешно повышать голос в беседе. Недопустимо громко петь песни и устраивать гулянки в этот день. Именно женщина должна позаботиться о том, чтобы не допустили в семье выяснения отношений. Поверий из старины сохранилось немало, и все они пронизаны глубоким почтением к Пресвятой Богородице, большой любовью к ней.

Отменяли работы на земле, связанные с рытьем канав и котлованов. Нельзя было пользоваться лопатой или вилами. В народе существовало поверье о том, что не надо напоминать Божьей Матери о гвоздях, которыми был прибит к Кресту ее сын Иисус Христос. Оттого даже ножи и вилки убирались подальше. Ели ложками, а хлеб ломали руками. На Успенье старались не выходить за порог без обуви. Не принято было выполнять тяжелую работу.

С особенным трепетом ждали праздника женщины. Он считался материнским. Матери молились за детей, просили у бога о прибавлении ума в воспитании. Молили Пречистую Богородицу о терпении — оно давалось не сразу, зачастую требовалось большой и упорной работы над собой, чтобы научиться выслушать детей и старших родственников.

Готовились к празднику основательно, заранее наводили порядок в доме, на подворье. Варили еду, чтобы не заниматься кухней, а отдать время молитвам. Накануне топили баню, а в день Успения уже были приготовлены праздничные платки и юбки.

В старину женщины в этот день не жаловались на жизнь, не причитали о невзгодах и обидах. Распространено было мнение, что нытьем хозяйки, хранительницы очага, Богородица будет недовольна. Надо нести свой крест, испить чашу до дна, тогда ждать ее заступничества.

Из наблюдений за погодой незыблемым признаком теплой и долгой осени была радуга в небе, а еще паутина на деревьях, кустах. Интересно, когда паутина была узорчатой, то зима непременно наступала морозная, но скупая на снега.