Ударный вертолет тигр. Ударный вертолет «Тигр» армейской авиации бундесвера. Происхождение и раннее развитие


В 1984 г. фирмами «Мессершмитт-Бёльков-Блом» и «Аэроспасьяль» начата совместная разработка нового противотанкового вертолета для Германии и Франции, а в 1987 г. после утверждения франко-германской совместной программы на базе предложенных фирмами проектов двух противотанковых вертолетов для армий Германии и Франции и боевого вертолета непосредственной поддержки для армии Франции было принято решение об их разработке в 1990-х годах; контракт на разработку был подписан 28 сентября 1988 г. Руководств программой было поделено поровну между фирмами «Мессершмитт-Бёльков-Блом» (МВБ) и «Аэроспасьяль».

Для разработки этой программы был создан консорциум «Еврокоптер», руководство которого размещалось в Париже. Ответственным за программу являлось федеральное управление ФРГ по оборонной технике и закупкам систем оружия.

Большая стоимость первоначально предложенных трех вариантов вертолета явилось причиной временной приостановки в 1986 г. программы с переоценкой требований к вертолетам и их характеристикам. В 1988 г. программа была продолжена на базе разработки общего для для обеих стран противотанкового вертолета и варианта вертолета непосредственной поддержки для армии Франции. Решение о полномасштабной разработке было принято 8 декабря 1987 г. Разрабатываются следующие варианты вертолета:

РАН-2 (Panzerabwehr Hubschzauber) «Тигр» – вариант противотанкового вертолета второго поколения для армии ФРГ. Начало поставок намечено на 1998 г. На подкрыльевых пилонах могут размещаться до восьми ПТуР «Хот» и четыре УР класса «воздух-воздух» «Стингер» для самообороны. Имеется надвтулочная прицельная система, включающая ТВ камеру, бортовую ИК- систему «Флир», устройство для слежения и лазерный дальномер; имеется также обзорная система «Флир», расположенная в носовой части вертолета и предназначенная для летчика. В будущем вместо ПТуР «Хот» вооружение вертолета могут составить до 8 ПТуР Евромиссайл «Тригат» типа «выстрелил-забыл» с ИК-системой наведения и большой дальностью полета или четыре ПТуР «Тригат» и четыре «Хот-2».

НАС (Helicoptere Anti Char) «Тигр» – противотанковый вариант вертолета для армии Франции. Начало поставок планируется на 1998 г. На крыльевых пилонах могут размещаться до 8 ПТуР «Хот-2» или «Тригат» и четыре УР класса «воздух-воздух» «Мистраль». Нашлемный прицел и система «Флир» для летчика такие же, как у вертолета РАН-2.

НАР (Helicoptere d"Appui Protection) «Жерфо» – вариант вертолета для эскортирования и непосредственной поддержки для армии Франции. Поставки намечены на 1997т. Вертолет вооружен автоматической пушкой GIAT АМ-30781 калибром 30 мм со 150-450 снарядами, расположенной на турели под носовой частью. На пилонах под крылом размещены четыре УР класса «воздух-воздух» «Мистраль» с ИК-наведением и по два контейнера с 22 НАР SNEB калибром 68 мм. Вместо каждой пары ракет «Мистраль» может быть установлен контейнер с 12 НАР. Сверху кабины экипажа установлены телевизионная камера, бортовая ИК-система «Флир» для обнаружения целей в передней полусфере, лазерный дальномер и направленные оптические системы.

По программе построено пять опытных вертолетов, включая три без вооружения – для испытаний общего для двух стран базового планера и систем. Первый полет первого опытного вертолета РТ1 состоялся 27 апреля 1991 г. в летно-испытательном центре Франции, а первый полет второго вертолета РТ2 – в апреле 1992 г. и третьего опытного вертолета-в ноябре 1993 г. На вертолетах РТ2 и РТЗ будет испытываться радиоэлектронное оборудование; вертолет РТ4 будет построен в варианте НАР, а вертолет РТ5 – в варианте РАН-2/НАР. После завершения первоначальных летных испытаний вертолеты РТ2 и РТЗ будут переоборудованы соответственно в варианты НАР и РАН-2/НАР для проведения программы испытания вооружений.



По предварительным оценкам потребуется 212 вертолетов РАН-2 для ФРГ, 75 вертолетов НАР-2 и 140 вертолетов НАС для Франции; стоимость программы разработки вертолетов около 1,4 млрд долларов, цена вертолета РАН-2 – 11,7 млн долларов, НАС – 11,1 млн долларов, НАР – 9,35 млн долларов.

КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, двумя ГТД, трехопорным шасси.

Фюзеляж, крылья и хвостовое оперение выполнены из КМ с учетом требований к безопасной повреждаемости конструкций и систем (стандарты MIL STD -1290) и возможносги противостоять повреждениям при попадании снарядов калибром 23 мм. Фюзеляж и крылья изготовлены в основном из углеродного волокна, а обтекатели – из стекловолокна или кевлара. Крыло размахом 4,5 м, прямое, малого удлинения, с опущенными вниз концевыми частями и пилонами для размещения оружия. Вертикальное оперение стреловидное, состоит из большого киля, двух шайб на концах стабилизатора и подфюзеляжного киля. Киль имеет несимметричный профиль, а шайбы установлены под углом, чтобы создавать боковую силу, разгружающую рулевой винт в полете. Стабилизатор прямой, размахом 3,6 м.



Кабина экипажа двухместная, с ударопоглощающими бронированными сиденьями, расположенными тандемом на разном уровне: впереди летчик, а сзади оператор (стрелок).

Шасси неубирающееся, трехопорное, с хвостовым колесом. Спроектировано с учетом возможности обеспечения посадки с вертикальной скоростью 6 м/с.

Несущий винт четырехлопастный с бесшарнирным креплением лопастей, выполнен из КМ. Втулка состоит из титановой ступицы и двух крестообразных пластин из КМ, скрепленных болтами. В конструкции втулки отсутствуют горизонтальные и вертикальные шарниры и имеется только по два конических радиальных эласгомерных подшипника в осевых шарнирах. Такая конструкция втулки обеспечивает быструю установку надвтулочного прицела и характеризуется компактностью, прочностью, низким аэродинамическим сопротивлением, очень небольшим количеством частей и легкостью технического обслуживания. Лопасти прямоугольной формы в плане, с суживающимися и отогнутыми вниз концевыми частями. Для лопастей разработаны усовершенствованные аэродинамические профили, обеспечивающие улучшение летных характеристик на 10% по сравнению с обычными профилями. Конструкция несущего винта, имеющего эквивалентный радиус ГШ около 10%, обеспечивает повышение маневренности при выполнении противотанковых операций на режиме бреющего полета в экстремальных условиях.

Рулевой винт диаметром 2,7 м, трехлопастный, типа «сферифлекс», выполненный из КМ, установлен с правой стороны киля. Лопасти прямоугольной формы в плане, с несимметричным аэродинамическим профилем и стреловидной законцовкой. Вдоль носка лопасти установлена никелевая противоэррозионная накладка. Втулка изготовлена из титана и имеет сферические эластомерные подшипники и эластомерные демпферы.

Силовая установка состоит из двух турбовальных ГТД MTR 390, специально разработанных для этого вертолета фирмой «MTU Турбомека»; двигатели установлены рядом, имеют боковые воздухозаборники, сопла отклонены вверх и снабжены устройствами для уменьшения ИК излучения. ГТД имеют модульную конструкцию, двухступенчатый центральный компрессор, кольцевую камеру сгорания с обратным протеканием, одноступенчатую турбину газогенератора и двухступенчатую свободную турбину. Взлетная мощность 958 кВт/1285 л. с., максимальная продолжительная мощность 873 кВт/1170 л. с. Длина двигателя 1,08 м, ширина 0,44 м, высота 0,68 м, сухая масса 169 кг.

Трансмиссия. Главный редуктор двухступенчатый, первая ступень имеет шестерни со спиральными зубьями, вторая – с цилиндрическим, с геликоидальным зацеплением. Обеспечивается возможность работы без смазки в течение 30 мин, совместимость с надвтулочным прицелом и способность противостоять попаданию пуль калибром 12,7 мм. Главный редуктор установлен на опорах, снабженных устройствами для уменьшения вибраций.




Топливная система дублированная, состоит из протектированных топливных баков безопасно повреждаемой конструкции общим объемом 1360 л.

Система управления дублированная, дублированы также механические элементы системы управления. Имеется автоматическая дублированная система управления и автостабилизации CSAS (Control and Stability Augmentation System) по каналам управления тангажом, креном и рысканьем, а также общим шагом, объединенная с автопилотом.

Электросистема включает два генератора переменного тока по 20 кВа и два трансформаторно-выпрямительных блока постоянного тока (300 А/29 В), а также подзаряжаемые никелево-кадмиевые аккумуляторные батареи емкостью 23 А ч, расположенные на буферном устройстве в каждой замкнутой цепи постоянного тока. При необходимости обеспечивается дублирование электропитания приборов.

Радиоэлектронное оборудование общее для всех вариантов вертолета, с использованием двойной цифровой шины передачи данных.

С помощью двух центральных цифровых ЭВМ информация для летчика и стрелка отображается на дисплеях в кабине экипажа. Выдача полетной информации для летчика дублируется также обычными приборами. Навигационная подсистема включает указатели скорости и азимута, доплеровскую РЛС, радиолокационный высотомер и магнитомер. Подсистема выполняет функции автономной навигации, а также вычисления траектории полета и обеспечивает необходимые данные для CSAS и оборудования для выполнения боевых задач. Имеется объединенная радиолокационная/ лазерная система оповещения об угрозе, позволяющая определять, опознавать и классифицировать вид угрозы, предусмотрена возможность использования оборудования РЭБ.

Комплект оборудования для противотанковых операций, базирующийся на резервной шине данных МIL-STD-1553В, включает обзорную ИК-систему ночного видения для летчика и объединенную систему из нашлемного прицела и индикатора. Надвтулочный прицел для стрелка имеет оптический и ИК-каналы с различными зонами обзора. Обзорная стабилизированная система обеспечивает слежение за одной или несколькими целями и включает лазерный дальномер и расположенный в кабине экипажа индикатор.

Оборудование для выполнения боевых задач вертолета в варианте для эскортирования и боевой поддержки также базируется на резервной шине данных MIL-STD-1553B, которая связывает управление огнем с управляющей ЭВМ резервной шиной данных, прицелом стрелка, индикатором на лобовом стекле, турелью пушки, НАР, УР класса «воздух-воздух», нашлемными прицелами летчика и стрелка, а также с их блоками управления огнем. В зависимости от назначения вертолета часть его оборудования может меняться.

Вооружение. Вертолеты «Тигр» и «Жерфо» отличаются составом вооружения. Основные варианты вооружения вертолета «Тигр»: 8 ПТуР «Хот» и 4 УР «Мистраль» или «Стингер»; 8 ПТУР «Тригат» и 4 УР «Мистраль» или «Стингер»; 4 ПТуР «Тригат», 4 ПТУР «Хот» и 4 УР «Мистраль» или «Стингер»; 2 ПТБ для перегоночных полетов. Основные варианты вооружения вертолета «Жерфо»: пушка калибром 30 мм с боезапасом 450 снарядов; пушка и 4 УР «Мистраль»; пушка и 44 НАР и 4 УР «Мистраль»; пушка и 68 НАР; пушка и 2 ПТБ.



Характеристика вертолета «Тигр»

Размеры, м:

длина с вращающимися винтами 15,82

длина фюзеляжа 14

ширина фюзеляжа 1

размах крыла 4,5

высота вертолета до втулки несущего винта 3,81 диаметр несущего винта 13

ометаемая площадь, м? 132,7

Двигатели: 2 ГТД MTU «Роллс-Ройс»

Турбомека MTR 390 взлетная мощность, кВт/л. с. 2 х 958/2 х 1285

Массы и нагрузки, кг:

максимальная взлетная 6000

при выполнении боевых задач 5300-5600

пустого вертолета 3300

Летные данные:

крейсерская скорость, км/ч 250-280

максимальная скороподъемность, м/с 10

статический потолок, м 2000

максимальная продолжительность

Вертолет PAH-2 Tiger разработан консорциумом Eurocopter, в который входят германская фирма MBB и французская Aerospatiale. Согласно принятому в 1987 году представителями ФРГ и Франции соглашению, велась разработка двух вариантов боевого вертолета - противотанкового, единого для обеих стран и получившего в ФРГ название PAH-2, а во Франции - HAC, и вертолета сопровождения и огневой поддержки только для Франции, названного HAP. Первый полет опытного образца вертолета PAH-2 состоялся 27 апреля 1991 года.

Особенностью боевого вертолета PAH-2 являются: способность выполнять боевые задачи круглосуточно и в сложных метеорологических условиях, высокие маневренность, боевая живучесть и эксплуатационная технологичность, качественно новый уровень автоматизации управления бортовыми системами и вооружением, а также широкое применение композиционных материалов.

Все варианты вертолета PAH-2 основываются на единой базовой конструкции (фюзеляж, двигатели, гидравлические, топливные и электрические системы и т.д.), а также на модульной конструкции специального оборудования. В основу базовой конструкции положена схема одновинтового вертолета с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и трехстоечным шасси с хвостовым колесом.

Вертолет PAH-2 имеет фюзеляж, самолетного типа, выполненный примерно на 80% из композиционных материалов, что не только уменьшает массу конструкции вертолета, но и способствует снижению стоимости жизненного цикла и трудоемкости эксплуатации. В передней части фюзеляжа находятся расположенные по схеме "тандем" кабины летчика и летчика-оператора. Кабина летчика находится впереди, а кабина летчика-оператора - сзади и несколько выше. Основные органы управления дублированы и размещены в обеих кабинах, так что в случае необходимости летчик-оператор может взять управление вертолетом на себя. Конструкция фюзеляжа в целом и шасси выполнены с учетом требований к безопасной повреждаемости конструкций и систем. Для обеспечения безопасности экипажа в случае аварийной посадки в нижней части фюзеляжа имеются панели с сотовым наполнителем, обладающие способностью поглощать кинетическую энергию. Такая конструкция обеспечивает безопасное для экипажа приземление с вертикальной скоростью до 10,5 м/с. Значительную часть энергии в случае аварийной посадки принимают на себя также кресла пилотов и шасси.

Вертолет PAH-2 имеет крыло с размахом 4.5 м, концевые части которого опущены вниз. На крыле предусмотрены четыре узла подвески вооружения или дополнительных топливных баков. Силовая установка состоит из двух турбовальных газотурбинных двигателей MTR 390 с мощностью на максимальном взлетном режиме 958 кВт. каждая. Силовая установка управляется электронно-цифровой системой, обеспечивающей оптимальную работу двигателей на всех режимах. Для уменьшения заметности вертолета в инфракрасном диапазоне сопла двигателей оборудованы устройствами для смешивания выхлопных газов с воздухом. В случае отказа одного из двигателей продолжение полета возможно посредством вывода другого двигателя на чрезвычайный режим. Общая емкость топливных баков составляет 1360 л. Топливные баки оборудованы системой предотвращения взрыва газовоздушной смеси в надтопливном пространстве.

Вертолет PAH-2 снабжен четырехлопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Лопасти винтов изготовлены из композиционных материалов. Все варианты вертолета оснащены разведывательно-прицельной аппаратурой, навигационным оборудованием и системами управления , обеспечивающими их боевое применение днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В состав прицельного комплекса входят: телевизионная камера, инфракрасная система ночного видения, лазерный дальномер-целеуказатель и нашлемные прицелы. Прицельно-навигационная информация может отображаться на нашлемных индикаторах, на лобовом стекле и цветных многофункциональных дисплеях на жидких кристаллах в кабинах членов экипажа.

Вооружение противотанковых вертолетов должно состоять из 8 ПТУР "Hot-2" или 8 новых ПТУР "Trigat" и 4 ракет "Mistral" или "Stinger" класса "воздух-воздух". Вертолеты сопровождения и огневой поддержки вооружаются встроенной 30-мм авиапушкой на турельной установке, пусковыми установками неуправляемых ракет калибром 68мм и 4 ракетами "Mistral".


БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ EUROCOPTER EC-665 TIGER (ФРАНЦИЯ/ГЕРМАНИЯ)
COMBAT HELICOPTER EUROCOPTER EC-665 TIGER (FRANCE/GERMANY)

09.03.2014
Компания Airbus Helicopters завершила поставку 12 ударных вертолетов Tiger UHT, модернизированных по программе ASGARD (Afghanistan Stabilization German Army Rapid Deployment) для действий в Афганистане, сообщает flightglobal.com 6 марта. Последняя машина была передана в состав 36-го боевого вертолетного полка немецкой армии, церемония состоялась на объекте компании в Донаворфе. Модернизация заключалась в установке песчаных фильтров (пылеуловителей) на двигателях MTR390, дополнительной баллистической защиты и оснащении улучшенным связным оборудованием.
В Афганистане Германия начала использовать «Тигры» новой модификации с декабря 2012 года (Мазари-Шариф), где вертолеты выполняли миссии огневой поддержки сухопутных войск, сопровождали конвои и вели разведывательную деятельность. На сегодняшний день в составе немецкой армии вертолеты Tiger UHT стандарта ASGARD налетали более 1000 часов. В общей сложности на вооружении находятся 26 «Тигров», еще 30 заказаны.
Военный Паритет

30.11.2014
21 ноября вертолет Tiger HAD Block 2 для французской армии получил окончательную квалификацию от Генерального директората по вооружениям (DGA), согласно заявлению министерства обороны Франции от 27 ноября. Об этом сообщает Aviation Week.
Это означает, что завершены работы по данному этапу развития новой версии «Тигра» и что теперь DGA дало разрешение на начало серийного производства.
Французская армия располагает двумя вариантами вертолета «Тигр»: поддержки и сопровождения HAP (hélicoptère appui-protection), вооруженного ракетами Mistral, 30-мм пушкой и 68-мм реактивными снарядами; поддержки и уничтожения HAD (hélicoptère appui-destruction), который в дополнение имеет ракеты Hellfire класса «воздух-земля». На сегодняшний день армии поставлены 46 «Тигров», из них 40 в версии HAP, и они будут постепенно изменены в версию HAD.
Военный Паритет

12.12.2014


10 декабря французской армии поставлены первые два ударных вертолета Tiger HAD Block 2, говорится в сегодняшнем пресс-релизе компании Airbus Helicopters. Вертолеты данной версии прошли квалификацию Генерального директората по вооружениям (DGA) 21 ноября. Эти два «Тигра» присоединятся к вертолетам данного типа, которые уже находятся на вооружении и доказали свои возможности во время оперативных развертываний в Афганистане, Центрально-Африканской Республике, Сомали, Ливии и Мали.
Версия Block 2 имеет дополнительные улучшения, которые теперь предлагают полный потенциал версии HAD, в т.ч. повышенную точность прицеливания при пуске ракет, дополнительные внешние топливные баки, которые обеспечивают более длительное время полета и в то же время нести полный комплект оружия, расширение режимов полета, при которых возможен пуск противотанковых ракет «Спайк» и «Хеллфайр», и интеграцию цифровых коммуникаций для сегодняшних цифровых боевых операций. Вертолеты HAD Block 2 также «морские», что позволяет использовать их с кораблей, а также в морских условиях.
На сегодняшний день компания Airbus Helicopters поставила более 110 вертолетов «Тигр» для Франции, Германии, Испании и Австралии, включая шесть ударных вертолетов Block 1 для французской армии, а также 40 вертолетов в версии HAP.
Новые вертолеты HAD Block 2 будут эксплуатироваться в аэромобильной группе технического управления (GAMSTAT), затем будут переданы 1-му армейскому полку боевых вертолетов, дислоцирующемся на авиабазе Пфальцбург-Буршед во французском департаменте Мозель. Полк уже располагает вертолетами HAD Block 1, которые были развернуты в Центрально-Африканской Республике.
Военный Паритет

19.12.2014


Испания получила первую пару боевых вертолетов Tiger новой конфигурации HAD-E. На вооружении состоят шесть вертолетов ранней версии HAP-E, общий заказ 24 машины. Новый вариант вертолета оснащен форсированными двигателями MTR-390E, ПТУР Spike и улучшенными системами самозащиты.
Между тем консорциум продолжает переговоры с Катаром на поставку 22 вертолетов NH90 на сумму около 2 млрд евро (2,8 млрд долл США). Предварительное соглашение было подписано ранее в этом году (12 версии ТТН и 10 NFH для ВМС).
Военный Паритет

13.02.2015
Компания Rheinmetall поставит более современные тренажеры для подготовки пилотов франко-германского боевого вертолета Tiger на «десятки миллионов евро», сообщает asdnews.com 12 февраля.
Контракт включает в себя модернизацию существующих симуляторов, которые будут обновлены с учетом последних усовершенствований вертолета, программное обеспечение будет соответствовать новой кабине «Тигра». Кроме того, симулятор будет полностью адаптирован под новую французскую версию ударного вертолета Tiger HAD (hélicoptère d’appui et destruction). Контракт стартовал в январе этого года и будет завершен к сентябрю 2018 года.
Тренажеры также будут поставлены для нового центра подготовки вертолетчиков в Фальсбурге (Франция). В настоящее время тренажеры «Тигров» находятся в эксплуатации в трех мечтах – в двух во Франции (в Лелюке и По) и одном в Германии (Гессен).
Военный Паритет

10.03.2015


Испанская армия приобретает модернизированные боевые вертолеты Eurocopter Tiger HA-28 HAD, сообщает defenseworld.net 7 марта.
Вертолеты представляют собой усовершенствованный вариант базовой машины Tiger HAP, которые уже состоят на вооружении испанской армии. Основной особенностью является оснащение ПТУР Spike-E, которые обладают повышенной точностью попадания и минимальным побочным ущербом.
Новый вертолет имеет на 14% более мощную силовую установку, чем базовый образец, и может нести вооружения на 500 кг больше. К 2017 году армия получит 18 новых вертолетов на сумму 1,5 млрд евро. Ресурс spanishnewstoday.com сообщает, что все они поступят на вооружение 1-го батальона ударных вертолетов в Альмагро (провинция Сьюдад-Реаль).
Военный Паритет

25.08.2015
Компания Airbus Helicopters работает над новой версией ударного вертолета Tiger Mk3, сообщает janes.com 20 августа (первый полет прототипа Eurocopter Tiger состоялся 27 апреля 1991 года - прим. ВП).
На эту версию вертолеты будут дорабатываться в середине своего жизненного цикла. Особое внимание уделено повышению живучести и ремонтопригодности.
Боевой дебют «Тигра» состоялся в Афганистане в 2009 году, затем машины участвовали в кампаниях в Ливии и Мали. Вертолеты новой версии будут поставляться начиная с 2020 года. Сообщается, что к работам подключилась Австралия.
Военный Паритет

30.09.2015


Источник Defense.gouv сообщает сегодня, что во Франции проведены испытания ударного вертолета Tiger с улучшенными стелс-характеристиками.
Сообщается, что зона силовой установки вертолета и выхлопные трубы покрыты специальным материалом – «подавителем тепла» (infrared suppressor - прим. ВП). При выходе из двигателя выхлопные газы расширяются и направляются в сторону несущего винта, где они охлаждаются потоком воздуха. Кроме того, на всех горячих точках вертолета наносится краска, которая снижает уровень тепла.
Военный Паритет

24.12.2015
Франция заказала еще семь ударных вертолетов Tiger HAD (hélicoptère appui-destruction), в частности, для усиления своей военной группировки, действующей в регионе Сахель (Сахара, Африка) против местных повстанцев, сообщает defensenews.com 22 декабря.
Поставки вертолетов будут выполнены в 2017-2018 годах, они будут оснащены более мощной силовой установкой, усовершенствованной прицельно-навигационной системой, дополнительными топливными баками и будут сертифицированы для применения тактических ракет «воздух-поверхность» Hellfire и Spike, а также ракет воздушного боя Mistral (первый полет прототипа состоялся 27 апреля 1991 года – прим. Военный Паритет).
Франция обладает парком вертолетов этого типа в количестве 67 единиц. Сообщается, что «эскортная» (разведывательная) версия машины стоит 27 млн евро, специализированный ударный – 35,6 млн. Министерство обороны также пообещало ускорить поставку шести транспортных вертолетов NH90 для поддержки французских войск в Африке.
Военный Паритет

20.01.2016
Франция надеется, что вместе с тремя участниками программы ударного вертолета Tiger по консорциуму Airbus Helicopters (Австралия. Германия и Испания), проведет модернизацию машины в районе 2023 года, сообщает flightglobal.com 18 января.
Армейская авиация Франции имеет 39 вертолетов ранней модификации НАР (первый полет состоялся 27 апреля 1991 года – прим. Военный Паритет) и 14 новых версии HAD. К концу 2017 года должны быть поставлены еще 17 вертолетов новой версии.
На первом этапе модернизации должны подвергнуться 36 машин модели HAP, они получат более мощные двигатели и вооружение – противотанковые ракеты Lockheed Martin AGM-114 Hellfire, ПУ НАР калибра 68 и 70 мм, лазерный целеуказатель и систему опознавания Mode 5. Затем вертолет получит модернизированную авионику, новые ракеты с лазерным наведением и получит индекс Tiger Mk2. Эти работы будут проведены в 2018-2019 годах.
В долгосрочной перспективе будет создан вертолет модели Mk3 с перспективной единой противотанковой ракетой. В настоящее время «Тигр» оснащен тремя типами ПТУР – французский с Hellfire, немецкий с Parsys Trigat, испанский Rafael Spike. Также планируется модернизация оборудования связи, системы передачи данных и системы слежения Blue Force.
Военный Паритет

27.05.2016


В прошлом году Франция приобрела 200 американских тактических ракет класса «воздух-поверхность» типа Hellfire и заказала еще 200, сообщает «Военный Паритет».
Эти ракеты поступают на вооружение боевых вертолетов Tiger, каждая машина может нести восемь УР. Вооруженные этими ракетами французские «Тигры» впервые вступили в бой в 2009 году в Афганистане, затем были Ливия (2011 год) и Мали (2014).
Вертолеты «Тигр» производятся европейским консорциумом Eurocopter, общий боевой налет составил более 7500 часов. Основными эксплуатантами являются Германия и Франция (заказали по 80 машин), Испания (24) и Австралия (22). В общей сложности заказ на эти машины составил 206 единиц, общий налет парка вертолетов превысил более 55 тыс часов.
Военный Паритет

Ударный вертолёт PAH-2 Tiger предназначен для ведения разведки и борьбы с бронированной техникой и вертолетами противника. В 1987 г. Франция и Германия в составе фирм-разработчиков Messerschmitt-Bolkow-Blohm и Aerospatiale, образовали консорциум Eurocopter с филиалом в Париже и приступили к разработке нового вертолета в двух вариантах - противотанкового и огневой поддержки. Многоцелевой вариант НАР (Helicoptere d"Appui Protection) как и противотанковый HAC-3G (Helicoptere Anti-Char) предназначались для армии Франции, а всепогодный противотанковый PAH-2 (Panzerpabwehr-Hubschrauder) для армии ФРГ.

В марте 1988 г. с целью уменьшения стоимости проектирования обе стороны объединили французскую и немецкую противотанковую модели в один проект САТН (Comman Anti-Tank Helicopter - единый противотанковый вертолет). Программу САТН оценили в 1,1 млрд. дол. При этом планер и силовая установка соответствовали варианту PAH-2. Однако вместо американской системы обнаружения и целеуказания TADS/PNVS фирмы "Мартин-Мариетта" на вертолете решили установить европейский комплект оборудования МЕР, в который входили подвтулочный прицел, обзорная система и система управления огнем. Тогда же французская армия подтвердила свою заинтересованность в получении вертолета непосредственной огневой поддержки. 27 апреля 1991 г. PT-1 Tiger впервые поднялся в воздух. В ходе испытаний производилась комплексная оценка летных характеристик, подсистем планера, втулок несущего и рулевого винтов, двигателей, топливной и гидравлической систем, а также бортового РЭО. Вертолет продемонстрировал хорошую устойчивость, что позволило отказаться от планировавшейся установки системы стабилизации (SAS) - вертикальных поверхностей на концах стабилизатора, которые предназначались для повышения поперечной устойчивости и демпфирования колебаний в канале рысканья.

В 1991 году, всвязи с развалом СССР и обьединением Германии, финансирование проекта было значительно сокращено, а также почти в два раза был сокращен госзаказ на предполагаемые поставки вертолета (с 218 вертолетов до 138). Сокращение Германией числа закупаемых вертолетов замедлило работы над проектом и подготовку к серийному производству. Только в июне 1992 г. завершилась сборка второго опытного вертолета PT-2, который предназначался для испытаний бортового РЭО, как и находившийся в постройке PT-3, а в ноябре того же года появился и первый опытный вертолет огневой поддержки для французской армии, получивший к этому времени наименование "Жерфо" (кочет). Для экономии времени и средств французские специалисты одновременно с летными испытаниями этой машины вели отработку системы вооружения и части РЭО для нее на вертолетах "Пума". Так, одной из первых была испытана 30-мм автоматическая пушка GIAT АМ-30781 и прицельная система, работающая в оптическом и ИК-диапазонах.

Успешные испытания "Жерфо" произвели хорошее впечатление на военных специалистов и 17 ноября 1992 г. командование армейской авиации заявило, что планы закупки всепогодных противотанковых PAH-2 Tiger скорее всего не окончательны и возможно будут скорректированы в пользу варианта "Жерфо". Но начало 1993 г. оказалось совсем нерадостным для концерна Eurocopter, правительство Германии сократило госзаказ закупаемых вертолетов PAH-2 Tiger до 78 машин. Проект снова оказалась под угрозой закрытия. Однако 29 мая 1993 г. военное командование Германии и Франции заключили соглашение, по которому обе стороны подтвердили своё дальнейшее участие в разработке нового вертолета. Между тем, планируемые срок поставки новых вертолетов PAH-2 Tiger на вооружение был перенесен на 2000г.

Такое решение повлекло за собой сложности коммерческого характера, так как уже на 1998 г. были намечены первые экспортные поставки в вооруженные силы Великобритании. Одновременно в совместном соглашении ставилась задача выработать новые тактико-технические требования к PAH-2 Tiger, который теперь под обозначением UHV-2 предполагалось использовать в качестве многоцелевого вертолета поддержки. На нем планировалось установить перспективные ПТУР "Тригат" и 27-мм автоматическую пушку "Маузер", размещенную в подфюзеляжном контейнере. Модернизации подлежал и комплект датчиков системы обнаружения и обзора, а также компьютер боевой информационно-управляющей системы.

В 1994 г. прошли испытания третьей опытной машины РТ-3. Они выявили: большие изгибающие моменты несущего винта (который был усилен), чрезмерную чувствительность дуплексной автоматической системы управления полетом, повышенные вибрации в кабине экипажа и хвостовой балке. В результате было уменьшено передаточное число в системе регулирования шагом лопастей, а форма обтекателя редуктора была модифицирована с целью стабилизации обтекающего потока и уменьшения вибрации. Был отработан также "быстрый" запуск турбовальных ГТД MTU MTR-390, разработанных британской "Роллс-Ройс" и французской "Турбомека". В частности, скорректировали программу управления форсунками и первыми ступенями компрессоров. После доработок машину утвердили в качестве окончательного образца. Несколько слов о конструкции "Тигра". Фюзеляж и крыло выполнены из углеродного волокна, а обтекатели из стекловолокна и кевлара.

Много внимания разработчики уделили живучести машины в соответствии со стандартами MIL STD-1290. Это сделало конструкцию вертолета достаточно стойкой к попаданиям 23-мм снарядов советских ЗСУ 23-4 "Шилка" и ЗУ 23-2. Прямое крыло малого удлинения с опущенными законцовками имеет четыре пилона для размещения оружия, топливных баков и контейнеров различного назначения. Вертикальное оперение стреловидное необычайно развитое: состоит из пары килей, один из которых расположен под хвостовой балкой, и двух вертикальных поверхностей на концах прямого стабилизатора. Килю придан несимметричный профиль, а поверхности установлены под углом, что позволяет разгрузить рулевой винт в полете.

В середине 90-х гг. потенциальные покупатели не утратили интереса к PAH-2 Tiger. Так, правительство Германии подтвердило свое первоначальное намерение получить 212 боевых вертолетов. В 1995 г. министерство обороны Франции заказало 14 PAH-2 Tiger для проведения войсковых испытаний и одновременно закупило основные запчасти на общую сумму в 153 млн. дол. В том же году были собраны экспериментальные машины РТ-4 и РТ-5 в вариантах НАР и PAH-2/НАС соответственно. Их использовали для полномасштабных испытаний вооружения.

Вскоре министерство обороны Германии признало вертолеты огневой поддержки PAH-2 Tiger непригодными для использования и заявило, что их поставки будут отложены в связи с многочисленными дефектами и недоработками. Партия из 80 вертолетов PAH-2 Tiger производства Eurocopter, дочернего предприятия EADS, была заказана в 1999 году. 67 из них должны были быть поставлены к 2009 году. Между тем, по словам представителя Минобороны, к настоящему времени ведомство получило лишь 11 вертолетов, причем в связи с "серьезными дефектами" все они были признаны непригодными. Eurocopter выступила с заявлением, в котором сообщила, что работы по устранению неполадок ведутся ускоренными темпами. Ожидается, что первые боеспособные вертолеты Tiger поступят в распоряжение бундесвера не раньше 2012 года.

Вертолет разработан по традиционной схеме с одним несущим винтом полужесткого типа. При его создании применялись самые новейшие технические достижения: композиционные материалы (кевлар, эластомерные подшипники и стекловолокна, армированные углеволокном пластики), нашлемный прицел, цифровые радиоэлектронные системы, нашлемные индикаторы для летчиков и др. Наличие прочных конструкций шасси, силового набора и бронирование кресел позволяют экипажу в аварийных ситуациях выдерживать посадку со скоростью до 11,5 м/с. Кабина экипажа двухместная с ударопоглощающими бронированными сидениями, расположенными тандемом на разном уровне: пилот впереди, а оператор сзади.

Фюзеляж, полностью выполненный из композиционных материалов, может выдерживать попадания снарядов калибра до 23 мм. Кабина экипажа двухместная, кресла расположены тандемом. Форма кабины экипажа со сдвижным фонарем из бронестекла сводит к минимуму отражения светового и радиолокационного излучения (остальная часть фюзеляжа также сконструирована в соответствии с этим принципом).

В конструкции четырехлопастного несущего винта использованы эластомерные подшипники (конические и радиальные). Для лопастей разработаны новые аэродинамические профили: концы лопастей стреловидные и отогнуты вниз для улучшения характеристик на режиме висения. Большой разнос шарниров обусловливает хорошие характеристики маневренности. Рулевой винт «сфери-флекс» (с втулкой из титана и раздвоенными камедями лопастей) обеспечивает хорошие характеристики управления по рысканию.

Силовая установка PAH-2 Tiger состоит из двух газотурбинных двигателей MTR390 мощностью по 1285 л.с., установленных рядом. Трансмиссия снабжена двухступенчатым редуктором, способным работать без смазки в течение 30 мин, избыточная прочность дает ему возможность противостоять ударам 12,7-мм пуль. Топливная система дублированная, снабжена протектированными баками объемом в 1360 л.

Вертолет PAH-2 Tiger является первым серийным вертолетом, на приборной доске которого установлены дисплеи на жидких кристаллах размером 15,2х15,2 см, что позволяет читать показания при любом освещении. Имеется также бинокулярный нашлемный прицел для наведения оружия; система управления с двумя каналами резервирования (механическая и электродистанционная).

Вертолеты PAH и HAC различаются в основном только системой вооружения. Комплект вооружения вертолета PAH содержит прицел, включающий тепловизор и лазерный дальномер-целеуказатель, 2-3 ПТУР «HOT-2» или ПТУР третьего поколения АТС 3 с системой управления в режиме «выстрелил-забыл», 4 УР класса «воздух-воздух» FIM-92 Stinger и Mistral. На вертолете HAC установлена подвижная пушка GIAT FV-30781 калибра 30 мм с боезапасом в 450 (на варианте НАР) и 150 снарядов (на модели НАС), 4 УР класса «воздух-воздух» и блоки НАР. В зависимости от варианта, прицел может устанавливаться над втулкой несущего винта или в носовой части фюзеляжа.

Модификация PAH-2 Tiger
Диаметр несущего винта, м 13.00
Диаметр рулевого винта, м 2.70
Длина,м 14.00
Высота,м 3.81
Ширина, м 1.00
Масса, кг
пустого 3300
нормальная взлетная 5400
максимальная взлетная 6000
Внутренние топливо, л 1360
Тип двигателя 2 ГТД MTU/Turbomeca/Rolls-Royce MTR 390
Мощность, кВт
при взлете 2 х 958
при полете 2 х 873
Максимальная скорость, км/ч 280
Крейсерская скорость, км/ч 250
Практическая дальность, км 800
Скороподъемность, м/мин
максимальная 690
боевая 384
Практический потолок, м 3500
Статический потолок, м 2000
Экипаж, чел 2
Вооружение: 30-мм пушка GIAT M871 или AM-30781 с 750 патронами
Боевая нагрузка на 4 узлах подвески:
Противотанковая конфигурация:
8 ПТУР HOT2 и/или TRIGAT LR и
4 УР воздух-воздух Mistral и/или FIM-92 Stinger
Ударная конфигурация:
4 УР воздух-воздух Mistral совместно с пушкой
68х68-мм НУР SNEB или 44х68-мм НУР и 4 УР Mistral

П оступающий с 2005 г. на вооружение сухопутных войск бундесвера ударный вертолет «Тигр» оценивается военно-политическим руководством Германии, как одна из систем вооружений, существенно повышающих боевые возможности этого вида вооруженных сил.

Оперативная характеристика

Командование СВ Германии рассматривает «Тигр», как универсальную защищенную боевую систему, пригодную для выполнения широкого спектра задач в интересах CВ и ВМС в рамках операций национального и международного характера.

Считается, что в качестве независимого маневренного боевого элемента вертолет «Тигр» способен действовать в районах, труднодоступных для наземных систем оружия (например, из-за условий рельефа или инфраструктуры), быстро достигать боевой зоны, успешно закрывать бреши в боевых порядках, а также значительно усиливать огневые возможности взаимодействующих подразделений.

Ударный вертолет «Тигр» предназначен для поражения значимых наземных и воздушных целей, пунктов управления, бронированных и других защищенных объектов, а также огневых средств в глубине территории противника. Способность вертолета к гибким и высокоманевренным действиям на широких пространствах, высокая огневая мощь определяют его высокую боевую и оперативную значимость.

Вертолет «Тигр» – болезни роста

Вместе с тем, поступление этого вида авиационной техники в войска сопровождали значительные проблемы.

Согласно итогам комплексной инвентаризации основных проектов новых вооружений, регулярно проводимой Федеральным ведомством по вопросам вооружений, информационным технологиям и использованию бундесвера (далее BAAINBw), изложенным в докладе министерства обороны немецкому парламенту в марте 2018 г., превышение общих сроков реализации программы «Тигр» от плановых по времени составило более 80 месяцев, а по стоимости более 934 млн.евро (+22%).

Начало разработке и поставкам боевых вертолетов по проекту «Тигр» дало в 1984 г. межправительственное соглашение, подписанное между Германией и Францией. Другими партнерами стали Испания и Австралия, как страна-экспортер.

В рамках проекта работы проводятся как на международном уровне под эгидой «Совместной организации сотрудничества по вопросам вооружений» (Organisation Conjointe de Cooperation en matiere d’Armement, OCCAR ), так и в национальном масштабе под контролем BAAINBw. При этом проект получил обозначение «вертолет поддержки «Тигр» (Unterstützungshubschrauber Tiger, UHT ). Главным подрядчиком проекта является компания «Эйрбас Хеликоптер» (Airbus Helicopters, или EUROCOPTER ).

Изначально в 1984 г. для ВС Германии планировалось закупить 212 машин. После изменения ситуации на рынке и переоценки характера угроз в 1994 г. правительство Германии приняло решение вместо противотанкового закупать многоцелевой вертолет поддержки. Договор о приобретении UH «Тигр» подписан в июне 1999 г. Причем особенностью немецкого варианта конструкции стал прицел, размещенный на мачте над несущим винтом машины.

Организация поставки

Разработка и поставка вертолетов для бундесвера проходила в несколько этапов и сопровождалась многочисленными изменениями и дополнениями первоначального проекта. Первые шесть вертолетов «Тигр» поставлены Германии в 2005 г. в так называемой предсерийной версии. Она не могла использоваться в боевых действиях, а предназначалась для обучения пилотов и техников. Вся партия поступила в распоряжение франко-германского учебного центра в Ле Люк (Le Luc).

Следующие пять вертолетов продвинутой предсерийной конфигурации (т.н. базовый уровень, версия 002) бундесвер получил в 2008 и 2009 гг. Эти машины в значительно большей степени соответствовали серийному статусу. Первые серийные образцы ударного вертолета «Тигр» начали поступать в войска с 2010 г. с шестилетним опозданием и в небольших количествах.

На фоне начатого 4 октября 2011 г. бывшим министром обороны ФРГ Томасом де Мезьером и установленных ограничений на основные системы вооружений потребность в закупках вертолета была пересмотрена и сокращена до 80 машин. Позднее, в марте 2013 г., МО и подрядчик подписали очередное соглашение (т.н. «немецкий курс») о сокращении общего количества поставляемой техники до 68 единиц. Кроме того, предусматривалось, что подрядчик выкупит 11 ранее поставленных «Тигров» и не станет продавать бундесверу запасные части для последних 10 вертолетов.

Согласно упомянутому выше докладу, по состоянию на февраль 2018 г. Германия получила 65 вертолетов «Тигр». Поступление в войска оставшихся машин ожидалось до конца 2018 г. Из общего числа, 68 вертолетов, 45 «Тигров» предназначены для сухопутных войск. Из них, 32 машины направляются в 36 полк ударных вертолетов «Курхэессен» (Kampfhubschrauberregiment 36 «Kurhessen» ), г. Фрицлар (Fritzlar).

Особенности оснащения версии UHT

Ударный вертолет «Тигр» в серийном варианте (обозначение Мк I) на рубеже 2005 г. характеризовался значительным набором инноваций. В частности, машина получила дублирующую компоновку критически важных систем, систему предупреждения об облучении вражескими РЛС, лазерными и другими системами прицеливания. На фюзеляже вертолета монтировалось оборудование дезориентации вражеских управляемых ракет с ИК и радиолокационными головками самонаведения.

Радиоэлектронное оснащение командира-стрелка включает мачтовый прицел OSIRIS с дневным черно-белым каналом, тепловизор и лазерный дальномер.

В состав оснащения кабины пилота входят система бокового обзора (Pilot Sight Unit, PSU ), прогнозирующая ИК-система поддержки управления полетом (Forward Looking Infrared-Flugführungsunterstützungssystem, FLIR ).

В шлемы обоих членов экипажа интегрированы приборы ночного видения. Оснащение немецкого варианта «Тигр» позволяет в условиях ночного полета почти без задержки проводить переключение между прибором ночного видения и FLIR, а также между системой усиления остаточного света и тепловидением.

Средства связи вертолета включают УКВ радиостанцию с частотной модуляцией (F М ), комбинированный ОВЧ/УВЧ (VHF / UHF ) передатчик, а также радиостанцию ВЧ (HF ) диапазона. Кроме того, «Тигр» оснащен установкой оперативной поддержки с системой управления полем боя (Battlefield Management System ). Система позволяет по радиоканалу обмениваться данными с наземным командным пунктом относительно изменения обстановки и боевых задач.

Вооружение

Крылья (пилоны) вертолета имеют четыре узла подвески оружия. На два внешних узла крепятся по две ЗУР «Стингер» с дальностью стрельбы 5 км. Два внутренних узла подвески позволяют устанавливать один из следующих образцов вооружения:

  • 12,7 мм спаренный пулемет GunPod HMP с дальностью стрельбы до 1500 м (боекомплектом 400 выстрелов);
  • пусковой контейнер 70 мм НУР (16 ракет, дальность поражения 6 км), либо ПУ ПТУР «Хот» (4 ракеты, дальность – 4 км);
  • ПУ ПТУР PARS 3 (4 ракеты, дальность – 6000м).

Развитие боевых возможностей

Вместе с тем, по оценкам специалистов, тактико-технические характеристики модели «Тигр» Мк I по мере поступления в войска перестали удовлетворять изменившимся требованиям боя и возможностям систем защиты современных образцов бронетанковой техники. В частности, 12 вертолетов, направленных в Афганистан в интересах выполнения миссии МССБ были модифицированы до специально разработанной для этого версии «Асгард» (Afghanistan Stabilisation German Army Rapid Deployment Full , ASGARD F ).

Модификация включала повышение баллистической защиты экипажа и надежности программного обеспечения, а также установку многополосной радиостанции с функциями SatCom/TacSat и песчаных фильтров для двигателей. Кроме того, получила реализацию возможность записи хода выполнения боевого задания (как юридическое требование).

В период до 30 июня 2014 г. вертолеты версии «Асгард» совершили 260 боевых вылетов (1860 часов полета) и получили в целом положительные оценки.

Опыт эксплуатации варианта «Асгард» в Афганистане и предложения из войск послужили основой для определения мероприятий, направленных на повышение боевых возможностей вертолета в рамках пакета требований для ударного вертолета «Тигр» в версии Мк II.

Дальнейшее улучшение ТТХ вертолета должно включать:

  • повышение точности стрельбы 70 мм ракетами за счет их оборудования лазерной головкой самонаведения;
  • возможность использования на внешней подвеске 70 мм УР «Тop» (Tiger Helicopter Outer Rockets,THOR );
  • противолазерную защиту от смешанных и инфракрасных лазеров для экипажа;
  • увеличение боевой дальности за счет установки дополнительного топливного бака (Combat Fuel Tank );
  • установку командирского лазерного указателя (Commanders Laserpointer ) для упрощения взаимодействия с наземными силами;
  • дальнейшее улучшение баллистической защиты для экипажа.

При этом, предусматривается приведение 40 машин СВ к способности использовать комплект оборудования «Асгард», а количество таких комплектов увеличить до 24 единиц. Такое перевооружение планировалось начать в 2018 г. и завершить к 2024г.

Борьба с устареванием и дальнейшее развитие

Поскольку утрата боевого потенциала вертолета к середине 2020-х годов из-за устаревания его систем неизбежна в 2012 г. запущена «Программа гарантии боевых возможностей вертолета «Тигр» (Tiger Capability Assurance Program, TCAP ). Руководство программой осуществляет рабочая группа (Tiger-Capability Assurance Working Group,TCG ), членами которой являются страны-участницы проекта «Тигр».

Целью является сохранение боевых возможностей вертолета и, где возможно, расширение его боевого потенциала в рамках существующей концепции. Многонациональный подход, как считается, дает надежду на достижение максимального синергетического эффекта, а ключевыми методами должны стать управление устареванием систем и своевременная их замена новыми перспективными образцами.

Перспективный вариант вертолета получил обозначение «Тигр» Мк III. В интересах группировки характеристик модификации Мк III, которые уже сейчас выходят далеко за пределы текущих возможностей вертолета, в рамках рабочей группы разработаны специальные таблицы требований (Tiger Update Requirement Sheets, TURS ). Таблицы сгруппированы по более, чем 50 показателям, включая: вооружение, связь, радиолокационное оборудование, системы управления и навигации, программное обеспечение, РЭБ, интерфейс человек-машина, взаимодействие с БПЛА, архитектура авионики, ремонтопригодность и другие.

Таблицы требований стали основой для стартовавшего в июле 2015 г. 18-ти месячного совместного исследования военных и представителей промышленности. Исследование призвано было обеспечить общее представление о возможностях модернизации существующей архитектуры вертолета, рисках программы, технологических вызовах, допусках и стоимости.

Со стороны бундесвера активное участие в работе над Mk III принимает управление по развитию СВ (Amt für Heeresentwicklung ) . Начало поставок вертолета «Тигр» в версии Мк III планируется на 2024 г. Предполагается, что новый вариант машины будет соответствовать будущим вызовам и требованиям к боевым возможностям ударных вертолетов бундесвера на обозримый период до 2040 г.

Таким образом, поступающий на вооружение CВ Германии вертолет «Тигр» обладает высокими боевыми характеристиками. Имевшие место задержки поставок вертолетов вызваны многочисленными усовершенствованиями первоначального проекта. Поставки машин версии Мк I бундесверу завершены в 2018 г. Общее количество вертолетов – 68 ед.

Командование ВС Германии рассчитывает в период до 2024 г. модернизировать «Тигр» до версии Мк II, а с 2024 г. ожидает поступление перспективного вертолета «Тигр» Мк III. Последний вариант, согласно оценкам экспертов, позволит удовлетворить требования СВ бундесвера на период до 2040 г.

По материалам журнала «Europäische Sicherheit &Technik»