Твердая пища: как приучить малыша. Доктор комаровский о том, как научить ребенка жевать, глотать и самостоятельно есть ложкой Как приучить ребенка к полезной пище

В первые месяцы жизни малыш получает грудное молоко (или его заменители), а вместе с ним и все необходимые питательные вещества. В этот период у детей выражены так называемые врожденные (безусловные) рефлексы, прежде всего - сосательный, а также защитный рефлекс «выталкивания»: при попадании в рот малыша твердых или крупных частичек пищи, ребенок автоматически выталкивает инородные предметы языком, чтобы не подавиться. К тому же, достаточно развит рвотный рефлекс (его вызывает раздражение спинки или корня языка, например, ложкой). В возрасте от 4 до 6 месяцев эти рефлексы ослабевают, что и служит поводом для введения в детский рацион прикормов и началу постепенного перехода от жидкой пище к твердой, от процесса сосания - к процессу жевания. Теперь становиться понятно, почему попытки родителей раннего (до 3-4 месяцев) начало кормления своего чада с ложечки вызывают «протесты», малыш выталкивает ложку, выплевывает пищу, а порой может возникнуть и рвота. Итак, после 4-6 месяцев карапуз способен употреблять с ложечки пюреобразную пищу, а вот пищу, содержащую даже небольшие комочки, рекомендуется вводить в детский рацион в период активного прорезывания зубов (как правило, с 6-7 месяцев и не ранее). Именно это время считается самым благоприятным для того, чтобы приучить ребенка к более твердой пищи – кроха рефлекторно тянет в рот твердые предметы для того, чтобы «почесать» десны. Разрешающим «сигналом» для перехода от пюре к пище с комочками, могут также служить изменения в поведении малыша – если он начинает активно интересоваться едой в своей и вашей тарелке, «попрошайничает» вашу еду, засовывает в рот и покусывает ложку, широко открывает рот при кормлении, не сосет пищу с ложки, а снимает верхней губой и старается жевать. Принцип соответствия размеров кусочков пищи возрастным категориям строго соблюдается в промышленном производстве консервов для детского питания . Так овощные пюре по степени измельчения делятся на гомогенизированные (для детей с 4-4,5 месяцев) и протертые (для детей старше 6 месяцев). Мясные пюре подразделяются на гомогенизированные (размер частиц до 0,3 мм; предназначены для детей с 6-7 месяцев), пюреобразные (размер частиц до 1,5 мм; подходят детям с 7-8 месяцев), крупноизмельченные (размер частиц до 3 мм; предназначены для детей с 9-12 месяцев). Степень измельчения рыборастительных пюре : пюреобразные (размер частиц до 2,5 мм; для детей старше 8-9 месяцев) и крупноизмельченные (размер частиц до 4 мм); для детей с 11-12 месяцев. Употреблять твердую пищу, продукты кусочками (например, мясо или рыбу) малыш сможет тогда, когда у него будет достаточное количество зубов, как правило, в 12 месяцев и старше. Окончательное прорезывание молочных зубов происходит к 2 годам.
Для приготовлений детских блюд в домашних условиях старайтесь придерживаться следующих рекомендаций. Для получения гомогенизированного пюре, отварные овощи, мясо пропускают дважды через мясорубку, затем после добавления овощного отвара или молока взбивают в блендере. После чего получается гомогенная масса. Протертые овощи готовят путем отваривания с дальнейшим протиранием на мелкой терке или однократного пропускания через мясорубку, затем добавляют овощной отвар и перемешивают до получения пюре. Для получения пюре с кусочками (до 1,5 мм), мясо достаточно пропустить через мясорубку однократно, но затем перемешать блендером, а для получения более крупных частиц достаточно размешать прокрученное в мясорубке мясо вилкой или венчиком. Крупноизмельченное пюре можно получить путем разделения мяса или рыбы на волокна (расщепить вручную или раздавить ложкой, а в дальнейшем мелко нарезать поперек волокон. Затем добавить овощной отвар или кипяченое молоко (смесь), а для получения мясо- рыборастительного пюре добавить протертые овощи, и размешать на небольшой скорости миксером.

По каким причинам ребенок может отказываться от твердой пищи, пищи с комочками?

Исходя из вышесказанного – это несоответствие размеров кусочков пищи возрасту ребенка . Скорее всего, ваша попытка раннего введения (до 5-6 месяцев) пищи с комочками будет неудачна, так как в этом возрасте у детей еще не угас сосательный рефлекс, и автоматически срабатывают защитные рефлексы. Ребенок еще не способен снять еду с ложки, не то что жевать. Если же малыш достиг 6 месячного возраста, у него прорезываются зубки, он проявляет интерес к пище, к посуде, а кормление пищей с комочками сопровождается отказом, ее выталкиванием изо рта, не отчаивайтесь – изо дня в день повторяйте свои попытки. Не каждое новое блюдо (например, овощное пюре) нравиться детям, и для того чтобы наконец-то его ввести в рацион требуется предпринять много попыток. Отнеситесь к этому с терпением – ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям. Ни в коем случае не предпринимайте насильных действий, не заставляйте малыша есть через силу – это не приведет ни к чему хорошему, у ребенка только закрепится негативное отношение к новой консистенции продукта и к приему пищи в целом. Многие детские психологи предлагают вариант «собственного примера»: перед тем как начать кормить ребенка сами съешьте первую ложку из его тарелки, всячески изображая удовольствие, показывая, как это вкусно. Все движения делайте медленно и выразительно, чтобы ребенок успел рассмотреть. Ребенок может отказываться от кормления твердой пищей с ложечки, если это действие у него связано с неприятными ассоциациями, например, вы даете лекарства из этой же посуды. Поэтому постарайтесь давать лекарства, осуществлять малоприятные манипуляции (рассматривать зубки и прочее) другими предметами. Отказ от твердой пищи, и рвотный рефлекс может вызвать неправильная техника кормления, а также неподходящий размер ложки для крохи. Глубокое введение ложки в рот, ее большой объем могут привести к раздражению корня языка, что непременно вызовет рвотный рефлекс. Эти ощущения крайне неприятны не только для детей, но и для взрослых. Не допускайте «закрепления» рвотного рефлекса и негативных ассоциаций у малыша, соблюдая правильную технику кормления: ложка должна касаться кончика языка или его середины. Проследите за тем, чтобы ложка, которой вы кормите ребенка , была небольших размеров по длине, ширине и глубине (объем - 2,3-3 мл). Негативное отношение ребенка к твердой пище может быть вызвано тем, что вы слишком быстро вводите новые продукты, стремительно увеличивая объем твердых частичек. Не торопитесь, старайтесь придерживаться врачебных рекомендаций по срокам введения, объемам и консистенции пищи. К моменту введения твердой пищи в рацион, у ребенка уже появились свои вкусовые пристрастия, начните введение мелких частичек того продукта, который ему нравится, обращая внимание на самочувствие крохи и индивидуальную переносимость продуктов. Помните, что ваш малыш – личность, не терпящая насилия, и что для знакомства с новым, ему нужно время. И пожалуй, самая серьезная причина по которой ребенок отказывается от твердой пищи – это плохое самочувствие или наличие медицинских проблем. Если все ваши попытки введения более твердой пищи в рацион питания ребенка были правильными, но не увенчались успехом и малыш по-прежнему отказывается от «новой» еды, возможно, его необходимо проконсультировать у специалистов (невролога, гастроэнтеролога) для исключения патологии, мешающей принимать твердую пищу. Возможно, ребенку понадобятся лечение и наблюдение врача. Если же ваш ребенок полностью здоров, но все-таки продолжает капризничать – отнеситесь с терпением к особенностям его характера. У вас все получится!

«Мой ребенок не хочет есть» – как часто мы слышим эту фразу от родителей. Конечно, есть дети, у которых не возникает проблем с аппетитом, но не всем родителям так повезло. Итак, как же приучить ребенка кушать согласно режиму питания?

1. Прежде всего, стоит придерживаться диеты и распорядка дня. Это вовсе не значит, что нужно кормить ребенка исключительно диетическими продуктами: просто прием пищи должен происходит в одно и то же время. Такое действие стабилизирует работу пищеварительной системы: в определенное время у ребенка будет начинаться секреция желудочного сока, а значит, появится и аппетит.

2. Предлагайте ребенку еду только по распорядку. Не злитесь, если малыш отказывается от блюда. Просто уберите тарелку со стола и подождите следующего кормления. Не стоит раздражаться, если съедена только часть еды. Позже ваш ребенок съест больше. Не волнуйтесь, если ребенок пропускает несколько приемов пищи: в организме есть необходимый запас питательных веществ (они накапливаются в печени и других внутренних органах, мышцах тела).

3. Избегайте «перекусов» между приемами пищи.

4. Проводите больше времени на улице. Если ребенок долгое время проводит в помещении, недостаток кислорода замедляет процессы метаболизма, а как следствие, пропадает и аппетит.

5. Старайтесь разнообразить питание ребенка, но новые продукты вводите постепенно и то, если вы уверены в их качестве. Позвольте малышу самому выбрать себе блюдо, предложив несколько вариантов. Однообразие может привести к развитию заболеваний: анемии, дисфункции желудочно-кишечного тракта, авитаминозу и других.

6. Если вы обедаете за столом всей семьей, старайтесь в присутствии ребенка есть с большим аппетитом: даже если это ненавистные вам каши, брокколи и прочие нелюбимые продукты.

7. Старайтесь разнообразить процесс еды. Например, бульон ребенок может выпить через соломинку, а отбивную котлету можно красиво завернуть в обертку, тогда малышу будет интереснее. Если ребенок проявляет желание поучаствовать в процессе приготовления еды – дайте ему такую возможность. Ему обязательно захочется попробовать «творенье своих рук», возможно, он даже съест всю порцию.

8. Вовлекайте ребенка в процесс сервировки стола. Чадо будет обедать с большим аппетитом за столом, на который они вместе с мамой постелили новую скатерть или если ребенок сам уже орудует вилкой или ложкой.

9.Не уделяйте слишком много внимания процессу кормления. Капризное поведение детей за столом – это распространенное явление в семьях, где ребенка кормят чуть ли не насильно. Ребенок понимает, что для его мамы очень важно, чтобы он поел и в итоге превращает процесс кормления в шоу, где родителям отведена роль наблюдателей. Постарайтесь не показывать ребенку, что вы наблюдаете за тем, что происходит, лучше уделите малышу больше внимания в процессе игры.

10. Ходите в кафе. Иногда дети обожают обедать вне дома, тогда у них просыпается аппетит.

11. Посадите ребенка за стол рядом с детьми, которые хорошо кушают. Их пример может оказаться заразительным.

Многие родители превращают отказ ребенка от еды в настоящую трагедию. Если никто в семье не отличается хорошим аппетитом, почему ребенок должен есть много? Если ваш сын или дочь всегда кушает мало – вчера, неделю назад, месяц назад, но при этом ребенок радостный, активный и развитый, вам стоит успокоиться – с его аппетитом все в порядке!

Сегодня мы с вами поговорим о том, как приучить своих детей к здоровой еде. Этот вопрос интересует многих родителей во всех уголках земного шара. Ведь ни для кого не секрет, что именно от здоровой еды зависит состояние здоровья нашего ребенка, его физическое и умственное развитие, а также полезная привычка питаться правильными продуктами длиною в жизнь. Безусловно, здоровье ребенка бесценно - так давайте с малу учить наших любимых деток кушать здоровую еду. Из собственного опыта знаю, как это сложно сделать, но данная статья поможет вам без особых трудностей приучить свое чадо полюбить овощи, рыбу и другие натуральные продукты.

Ни для кого не секрет, что Япония занимает лидирующую позицию в плане продолжительности жизни. И это не удивительно, ведь употребление здоровой пищи является частью культурной традиции этого народа. В основе их рациона лежит рис, большое количество рыбы, разнообразные морепродукты и, конечно же, овощи. На улицах этой страны трудно встретить ребенка, требующего что-то из фаст-фуда или же другие вредные перекусы. Ведь когда ребенок сыт (читай - накормлен здоровыми продуктами), то желание скушать какие-либо вредности минимальное.

Сейчас, в период тотальной нехватки времени, детям и родителям, в первую очередь, очень трудно удержаться от изобилия таких вкусных и доступных быстрых перекусов. Но не забывайте, что удовольствие от вредной еды очень быстро проходит, так же как и чувство сытости. А наш организм (особенно растущий) недополучает так необходимые для его полноценного существования стройматериалы: микроэлементы, витамины, клетчатку, белки, ненасыщенные жиры. Вот почему так важно научиться готовить полезные блюда для своих детей.

Японские мамы еще с пеленок прививают своим деткам любовь к здоровой еде и уж точно знают, как накормить ребенка правильной едой. Их опыт и советы вы найдете ниже по тексту. Уверена, что многие из вас присмотрят для себя подходящий метод, и уже очень скоро ваше чадо с удовольствием будет жевать то, что вы предложите ему в тарелке.

Также считается, что чем раньше вы начнете знакомить своего ребенка с полезными продуктами, тем больше вероятность того, что они придутся ему по-вкусу. Так что смело начинайте вводить прикорм своему малышу, начиная с овощей. Вкусовые рецепторы маленьких деток еще не сталкивались с вредной едой, и поэтому их проще приучать получать удовольствие от простой здоровой пищи.

  1. Старайтесь готовить как можно чаще блюда с использованием разнообразных овощей, цельнозерновых круп, фруктов. Кушайте их сами и ненавязчиво предлагайте ребенку, тем самым подавая ему пример, как нужно правильно питаться.
  2. Желательно, чтобы на обед вы готовили овощные супы, а на гарнир всегда были овощи, обжаренные в масле или приготовленные на пару. Так, ежедневно имея на столе овощи, ребенок скорее их полюбит.
  3. Не высказывайтесь плохо в сторону вредных продуктов (мороженого, чипсов, сухариков, тортов, пирожных и т. д.). Они всегда будут присутствовать в нашей жизни. Конечно, домой покупать их не стоит, но иногда можно и разрешить ребенку скушать кусочек тортика или мороженое.
  4. Забудьте о таких перекусах, как крекеры, булочки, колбасные изделия, шоколадные батончики и т. д. Уже сегодня поставьте на своем столе вазочку с фруктами или кусочками овощей (брусочки сладкой морковки, например).
  5. Все дети обожают сладости. Так приготовьте им вкуснейшие десерты из фруктов. И вкусно, и полезно!
  6. Позаботьтесь о том, чтобы в доме всегда был запас фруктов и овощей (свежих, консервированных, замороженных).
  7. Готовьте еду для своей семьи с использованием разнообразных овощей. Это не только полезно, но и значительно сэкономит ваше время, так как не придется готовить отдельные детские блюда. Все будут кушать одинаково здоровую пищу.
  8. Зачастую дети отказываются кушать овощи как самостоятельное блюдо. Включите фантазию! Поставьте на стол любимый соус и разрешите им макать овощи в соус руками. Брокколи, морковка, цветная капуста будут съедены на ура.
  9. Вместе с ребенком придайте овощам смешную форму и украшайте ими готовые блюда. Думаю, забавные фигурки исчезнут первыми со стола.
  10. Предложите ребенку пойти вместе с вами на рынок и своими глазами увидеть широкий ассортимент овощей и фруктов. Пускай сам выберет что-то из них на свой вкус.
  11. Разрешите ребенку помогать готовить вам овощные блюда и сервировать для них стол. Пускай почувствует себя шеф-поваром.
  12. Покажите ребенку, как растут овощи на огороде или фрукты в саду. Если такой возможности у вас нет, то посадите вместе с ним семена зелени (укропа, петрушки) в горшочек у себя на кухне. Безумно интересно наблюдать за тем, как растет собственноручно посаженная зелень, а потом добавить ее в салат!
  13. При походе в супермаркет разрешите ребенку самому выбрать фрукты и овощи для всей семьи на ближайшие дни.
  14. Когда предлагаете ребенку новую и незнакомую для него еду, сохраняйте спокойствие и сдержанность.
  15. Прием пищи у ребенка должен ассоциироваться с позитивными эмоциями. Никаких нравоучений. То, что не нравится сегодня, может стать любимой едой завтра.
  16. Не давите на ребенка и не заставляйте его кушать. Ребенок тоже личность, и он имеет полное право не любить брокколи (читай - любой другой продукт).
  17. Ни в коем случае не используйте еду в качестве поощрения за хорошее (в вашем понимании) поведение.
  18. Не заставляйте ребенка мыть после себя посуду. Хвалите его, и он будет делать это чаще!
  19. Старайтесь кушать в одно и то же время. Со временем организм сам подскажет, что пора обедать.
  20. Имейте в виду, что один и тот же продукт можно приготовить разными способами. Например, картофель можно жарить, запекать в духовке или сделать пюре. Вкусно, разнообразно и необычно. Также многие овощи можно кушать в сыром виде.

Текст: Анна Никитина, консультант - Татьяна Барзенок, заведующая педиатрическим отделением Центра естественного развития и здоровья ребенка

Одни малыши без особых проблем принимают прикорм и легко переходят с баночного пюре на домашнее, а потом начинают питаться твердой пищей с взрослого стола. Другие дети будут выплевывать пюре с комочками, а потом - отказываться от еды, которую нужно жевать. Есть малыши, которые и в три года будут грызть твердое печенье, но при этом откажутся от яблока, которое мягче.

Разбираясь с особенностями детского поведения, нужно понять, что пищу можно разделить на несколько категорий с точки зрения того, насколько ее тяжело жевать и глотать. Тогда станет ясно, что пристрастия ребенка могут быть обусловлены врожденными особенностями, а вовсе не плохим характером.

Строение челюстно-лицевой системы порой бывает причиной того, что ребенку сложнее жевать твердую пищу, чем его сверстникам. Малышу может понадобиться особое внимание при введении прикорма, а в дальнейшем - дополнительные усилия для того, чтобы избежать логопедических проблем. Но с другой стороны, если кроха жует мало, в его диете переизбыток мягкой и пюре­образной пищи, это не позволяет ему в достаточной мере развивать навык жевания твердой пищи.

Нужно наблюдать за малышом и следить за тем, что он ест, не только с точки зрения „здоровая - нездоровая пища”, но и с точки зрения ее консистенции.

Можно выделить следующие возрастные границы, когда ребенок может переходить к новому этапу пищи:

  • четыре месяца - жидкое пюре (первый прикорм для детей-искусственников);
  • шесть месяцев - густое пюре или пюре с волокнами (первый прикорм для детей на грудном вскармливании);
  • девять месяцев - мягкая пища с кусочками (для всех детей).

Твердая пища: разные виды пюре

В баночном питании, предназначенном для детей определенного возраста, производители учитывают не только способность крохи переварить продукт, но и его возможности с точки зрения адаптации к той или иной консистенции пищи.

Жидкое пюре - это консистенция блинного теста. Если в него погрузить, а потом вынуть ложку, то пюре медленно, но стечет с ложки. В домашних условиях такой консистенции можно добиться, измельчая в блендере, например, вареный в бульоне кабачок. Такую же консистенцию можно получить, если вареные овощи загрузить в „сетку для кормления”, которую ребенок сосет как соску.

Густое пюре сохраняет форму в ложке, в нем меньше жидкости. Это консистенция густой сметаны, однако волокон пищи оно не содержит.

Пюре с волокнами по консистенции как густое пюре, однако оно может содержать комочки или волокна продукта.

Сделать пюре более жидким можно, добавив в него немного грудного молока, смеси или овощного бульона.

Познакомьтесь с рецептами детских пюре: абрикосовое пюре , тыквенно-яблочное пюре , мясное пюре .

Твердая пища: пюре и прикорм

Рекомендуемые сроки введения прикорма разные для детей на грудном и искусственном вскармливании , поэтому и типы пищи могут отличаться. Жидкое пюре - это скорее для искусственников, которым прикорм вводится с четырех месяцев. Детям же на грудном вскармливании до шести месяцев ничего, кроме маминого молока, давать не рекомендуется.
А в шестимесячном возрасте многие малыши готовы сразу пробовать густое пюре или пюре с волокнами: у детей на грудном вскармливании челюстная система более тренированная и сильная, к тому же в этом возрасте детки уже начинают разбираться в своих ощущениях и хотят более „осязаемой” пищи. Поэтому у шестимесячных малышей стадию жидкого пюре можно пропустить. Но только попробовав, вы поймете, готов малыш к этому или нет.

Твердая пища: надо ли ее измельчать?

Когда кроха переходит от пюре к измельченной пище, текстура играет большую роль. Вы сможете понять, почему он отвергает ту или иную пищу и как ему помочь. Вот какие типы мы можем выделить.

Кусочки мягкой пищи - это цельный кусочек, который не нужно жевать, а можно размять языком. Это вареная цветная капуста, сочная груша, банан и т.п.

Измельченная твердая пища - мелконатертый продукт, волокна которого не превратятся в пюре, если их размять языком. Это мясо из мясорубки, яблоко, огурец и т.п.

Мягкая пища требует жевания , но не требует серьезных усилий: вареное яйцо, мягкая вермишель, сильно распаренный рис и т.п.

Внимание! Хлеб, вареный картофель и мясо птицы могут казаться мягкими, но прожевать их сложно. Хлеб и картошка становятся клейкими под воздействием слюны, а волокна мяса тяжело расщепить.

Обычная твердая пища - это все, что требует активного жевания.

Твердая пища: как вводить новые вкусы

Между 6 и 9 месяцами у ребенка появляется активный интерес к взрослой пище. Этим нужно пользоваться и давать небольшие порции овощных и крупяных гарниров (сначала - на кончике ложки), а к 9 месяцам - и маленькие кусочки хорошо разваренного мяса. Сначала они, конечно, будут выходить со стулом в почти неизмененном виде, так как ребенок будет глотать их не жуя. Но со временем он начнет предварительно обрабатывать пищу во рту.

Если эту стадию интереса к взрослому столу проигнорировать, боясь, что ребенок подавится, то интерес угаснет и действительно могут возникнуть затруднения при переходе к взрослой пище. Подобные проблемы чаще результат педагогических просчетов, чем истинных проблем с челюстно-лицевой системой.

Если 9-месячный малыш схватил яблоко и грызет его, отбирать не надо. Но нужно быть рядом, так как ребенок может откусить большой кусок, который не сможет ни проглотить, ни вытолкнуть языком.

Что делать, если малыш откусил большой кусок и рискует подавиться?

В такой ситуации нужно быстро ввести в полость рта согнутый указательный палец (вводить сбоку, со стороны угла рта) и, как крючком, достать этот кусок.

Твердая пища: когда ребенок должен полностью перейти на взрослую пищу

Что касается полного перехода к взрослому столу, то растягивать этот процесс до 3 лет не стоит.

Ребенок в 2 года уже должен и вполне может и жевать, и глотать, и ложкой самостоятельно есть, и более-менее понимать основные правила поведения за столом. Во всяком случае 2-летние малыши в детском саду обычно все это делают. А проблемы чаще возникают в семьях с гиперопекой детей.
Если у малыша нет описанных проблем, он с удовольствием ест пищу разной текстуры и консистенции.

Следите за тем, чтобы в его диете было достаточно твердой пищи, которую нужно измельчить зубами, чтобы проглотить. Увы, современный образ жизни часто „недогружает” челюстную систему. Ребенок ест много обработанной пищи (отварной, запеченной), но мало овощей и фруктов, над которыми нужно потрудиться (огурец, яблоко, капуста и т.п.).

Есть мнение, что некоторые типы ортодонтических проблем и логопедические затруднения возникают именно из-за того, что у детей нет стимула активно работать челюстями и тренировать мышцы, связанные с ротовой полостью. Не забывайте включать в диету ребенка твердые продукты, тем более что большинство из них вкусны и полезны.

Твердая пища: возможные проблемы

Некоторые дети испытывают трудности с питанием, когда едят пюре с волокнами. Такое пюре не нужно жевать, достаточно пососать и проглотить, однако ребенок может воспротивиться. Возможно, он просто недоволен изменениями в питании, а может, ему сложно обработать пищу языком и тяжело ее глотать

Лучшая профилактика таких затруднений - грудное вскармливание, поскольку грудь более тугая, чем соска, и мышцы челюстей и языка крохи тренируются естественным путем.

Если у малыша возникали явные проблемы при прикладывании (плохо брал грудь, заглатывал много воздуха), из-за чего вы были вынуждены перейти на бутылочку, у него может быть легкий подвывих челюсти в результате родовой травмы или проблемы с мышечным тонусом, аналогичные затруднения могут возникнуть и при переходе на пюре с кусочками, а в дальнейшем - при жевании. Можно обратиться за консультацией к врачу-остеопату.
Если проблемы с твердой пищей все же возникли, попробуйте на пару недель вернуться к жидкому пюре, а потом попробовать еще раз. Все еще не получается? Помогите малышу потренировать язычок.

Помогайте ему посасывать безопасные игрушки, помещая их то в левую, то в правую сторону рта. Обмакните в пюре такую игрушку, чтобы у ребенка был стимул поработать язычком.
Попробуйте предложить своему малышу малюсенькие кусочки мягкой пищи без пюре, чтобы он мог их помусолить, - например, кусочек вареной цветной капусты. Иногда это помогает привыкнуть к новому типу продукта.
Помогите крохе освоить пищу такой консистенции - это важный тренировочный этап перед стадией жевания. Очень важно приучить ребенка к тому, что измельченная твердая пища должна обработаться слюной и перетереться языком в процессе приема пищи. Это профилактика глотания кусков в более старшем возрасте, а также профилактика несварения на данном этапе развития.

  • Если вы замечаете, что ребенок тяжело адаптируется к новой пище, то после пюре с кусочками стоит некоторое время не давать хлеба и мяса кусочками. Когда кроха сталкивается с проблемами, стимулируйте его к жеванию и активной работе языком. К осознанной зарядке для языка он пока не готов, но старайтесь по возможности кривляться, когда ребенок, подражая вам, должен строить страшные рожицы, высовывать язык, облизываться и т.п. Поощряйте его к развитию, позволяя брать в рот, сосать и жевать разные безопасные игрушки.
  • Ребенок отказывается от измельченной твердой пищи. Скорее всего, основные проблемы - с подвижностью языка. Продолжайте давать крохе кусочки мягкой пищи в качестве основного питания, а измельченную твердую давайте в количестве пол-ложки, на которую у ребенка хватит терпения. Продолжайте развивать подвижность языка, следите за тем, чтобы ваш карапуз учился пить глотками с ложки или из чашки.
  • Малыш охотно ест печенье, но отказывается жевать яблоко и другую твердую пищу, хотя у него уже есть достаточное количество зубов. Скорее всего, челюстями он работает всего раз - при кусании, а потом печенье тает у него во рту. В этом и причина любви-нелюбви к продуктам. Обычно такие дети из всех фруктов предпочитают бананы. Тренируйте навыки жевания, постепенно переходя от мягкой пищи к твердой.

Экология потребления. Дети: Иногда кажется, что дети инстинктивно выбирают высококалорийную, соленую пищу или сладости, но при правильном подходе их легко можно «переключить» на правильное сбалансированное питание

Иногда кажется, что дети инстинктивно выбирают высококалорийную, соленую пищу или сладости, но при правильном подходе их легко можно «переключить» на правильное сбалансированное питание. Врачи-диетологи считают, что дети должны и, главное, любят есть здоровую пищу. Хорошо, когда правильный рацион питания закладывается с детства. Дети, которых, отнимая от груди, переводили на фрукты и овощи, а не на детское питание, более охотно будут употреблять здоровую пищу, будучи взрослыми.

Детское питание не должно быть сложносоставным, достаточно размятого до состояния пюре банана. Никогда не поздно приучать ребенка к здоровому питанию.

Детям необходимо множество фруктов и овощей (минимум 5 порций в день), продуктов, богатых крахмалом (хлеб и макароны из твердых сортов пшеницы, рис и картофель), умеренное количество молочных продуктов и белка. Но не стоит быть одержимым идеей здорового питания, если 75% Вашего рациона состоит из правильных продуктов, то это уже залог здоровья. Итак, что же необходимо предпринять, чтобы приучить детей к правильному питанию?

Сами питайтесь правильно.

Проведенные исследования показывают, что если родители употребляют фрукты и овощи, то вероятность того, что их дети предпочтут то же самое меню возрастает. При исследовании на онкологические заболевания было выявлено, что регулярный прием пищи в определенное время, приводит к более сбалансированному рациону питания у детей и более частому употреблению овощей.

Развивайте в детях интерес к употреблению новых продуктов.

Для детей это естественно прибывать в зоне комфорта, но мы, как родители должны расширять их горизонты. Вводите не более одного нового продукта во время приема пищи и не злитесь, если ребенок не все съел. Исследования показывают, что ребенку нужно от 6 до 10 раз попробовать новый продукт, прежде чем он определится со вкусом.

Превратите процесс еды в забавное времяпрепровождение с позитивными ассоциациями.

Проявите свою креативность в создании разноцветных картин из продуктов, например, паровозик или улыбающиеся мордочки. Маленькие дети готовы попробовать на вкус почти все, если им нравится, как это выглядит.

Приобщайте ребенка к процессу покупки.

Попросите ребенка выбрать овощи и фрукты на свой вкус и обязательно похвалите его выбор. Привлеките внимание ребенка к обсуждению цвета, формы и текстуры.

Схитрите.

Если Ваш ребенок лучше выдержит схватку со змеями, чем съест овощи, добавьте протертые кабачки или морковь в бургеры или мясной рулет. Сделайте коктейль с добавлением морковного или другого овощного сока.

Дополните сладким вкусом.

Исследования показывают, что у некоторых детей есть генетическая предрасположенность к неприязни легкой горчинки, присутствующей в некоторых овощах. Ученые полагают, что это происходит из-за возврата памяти к эволюции, когда дети, рожденные в дикой природе, отказывались от горьких вкусов, поскольку велика была вероятность того, что эта еда отравлена. Попробуйте прожарить овощи для придания естественной сладости (например, картофель, сладкую кукурузу, морковь). Такие овощи, как морковь или пастернак могут быть подслащены медом или кленовым сиропом, а брокколи и цветную капусту можно подать со сладким или кислым соусом.

Создайте эффект юмами, качество, характерное для богатых глутаматом продуктов, таких как соевый соус, помидоры, сыр пармезан и грибы. Добавление томатов к кус-кусу или пармезана к макаронам делает еду более привлекательной.

Позаботьтесь о здоровом перекусе.

Убедитесь, что в Вашем доме есть здоровая альтернатива нездоровой пище, такая как, овсяные хлопья, обезжиренный йогурт, морковные палочки, сухофрукты или сухарики.

Готовьте вместе.

Дети обычно любят помогать на кухне, что, в свою очередь, является хорошим стимулом попробовать что-то новенькое. Приготовьте пиццу с овощной начинкой и томатной заливкой, испеките фруктовый пирог.

«Следите за своими словами», советуют психологи, наблюдавшие за семьями, во время обсуждения их рациона питания. Давайте детям практичные и позитивные советы, такие как «бананы придадут тебе больше сил», вместо того, чтобы произносить абстрактные фразы, типа «это полезно». И не передавайте свои страхи, относительно еды, не обсуждайте диеты – для детей не должно быть никаких «плохих» продуктов. опубликовано