Трудовые игры. Игра и труд — рядом живут. ☺ Игра «Веселый Там-Там»

Текущая страница: 7 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Тема «Знакомство с трудом работников леса»

Программное содержание. Познакомить детей с трудом лесничего, лесника, ученого-биолога и других работников леса; воспитывать уважение к их труду; способствовать экологическому и эстетическому воспитанию детей.

Ход работы

Рассказ воспитателя:

– Большая часть Земли покрыта лесами. Леса – это главное богатство планеты. Они дают всему живому целительный воздух для дыхания. В лесах обитает множество птиц, животных. Люди используют древесину при изготовлении мебели, бумаги, промышленных изделий.

Добрый лес


Что нам дарит добрый лес,
Где деревья до небес?
Воздух чистый, ароматный,
Шепот листьев непонятный.

Трели птичек незнакомых,
Стрекотанье насекомых.
Чудных красок волшебство,
Страшных сказок колдовство.

Что нам дарит добрый лес,
Где деревья до небес?
Ягод полные лукошки -
И брусники, и морошки,

Голубики, и черники,
Земляники, ежевики.
Да орехов лесных
В кузовах расписных.

Что нам дарит добрый лес,
Где деревья до небес?
Дружную семью грибов:
Толстяков-боровиков,

И волнушек-веселушек,
И лисичек-огневушек,
Сыроежек, и маслят,
Рыжих рыжиков отряд.

Что нам дарит добрый лес,
Где деревья до небес?
И травинки, и листочки,
Шишки, желуди, цветочки,

Бересту, да веточки
Для забавы деточкам.
Чтоб поделки мастерили
И друзьям своим дарили.

Растет население планеты. Все больше земли приходится отводить под сельское хозяйство, поэтому лес вырубают и используют освободившиеся земли для пастбищ, где пасут скот; для полей, где выращивают хлеб, овощи; для садов и виноградников. Маленькие деревни превращаются в села, села – в города. Люди строят дома и необходимые для жизни постройки, вокруг крупных городов отводятся большие площади под дачные участки. В лесах прокладывают железные дороги, находят полезные ископаемые, начинается их добыча, а значит, и развивается производство. Все это необходимо людям. Однако лесов становится все меньше и меньше.

Лес необходимо беречь. Есть на земле очень важные и нужные профессии людей, которые защищают и сохраняют лес. Это – ученые-биологи, лесничие, лесники и другие работники леса. Специалисты осматривают деревья, отмечают те, которым необходима помощь: спиливают засохшие ветки, обрабатывают дупла, вырубают сгнившие или больные деревья, обрабатывают участки, где нужно произвести молодые посадки, очищают лес от мусора. Ученые-биологи изучают болезни растений и занимаются их лечением. Но чтобы понять и определить ту или иную болезнь дерева, нужно уметь чувствовать настроение каждого из них. Внимательно послушайте стихи:

Береза


Белоснежный сарафан,
Строгая прическа.
Первая красавица -
Русская березка.
В ярком кружеве листвы
Летний день встречает
И кудрявой головой
Весело качает.

Ивушка плакучая
У реки стоит.
И с крутого берега
На воду глядит.
Что ты плачешь, ивушка,
Что ты слезы льешь?
С кем ночами темными
Разговор ведешь?

Липа


Стоит красавица-липа,
Вся солнечным светом облита,
Медовым запахом дышит
И плавно ветвями колышет.
Всем дарит покой, и радость,
И отдыха летнего сладость.
Сама, словно лето красное,
И пышная, и прекрасная.

Рябина


Стройная рябинка
Ветками качает.
Шаловливый ветер
С радостью встречает.
Растрепались кудри,
Щечки заалели: -
Хороша я осенью -
Не люблю метели!

Сосна


Что грустишь ты, сосенка,
На высоком склоне?
Что иголки сыплешь
Прямо мне в ладони?
Ничего, что лето быстро пролетело,
Золотая осень свою песню спела.
Улыбнись, не надо
Так грустить об этом!
Ты всегда красива -
И зимой, и летом.

Осина


Скромная осинка
Спряталась в тени.
И глядит застенчиво
В пасмурные дни.
В сером сарафанчике,
Стоя на ветру,
Все дрожит и шепчет:
Дождь пройдет к утру!

Ель-красавица танцует
На лесной опушке,
А вокруг нее играют
Елочки-подружки.
Нарядились шишками,
Яркими иголками.
Шубки белоснежные
Примеряют елки.

После прочтения каждого стихотворения педагог предлагает детям выделить характерные особенности той или иной породы деревьев. Дети могут назвать и другие особенности деревьев, замеченные ими.

Тема «Профессия космонавта»

Программное содержание. Дать детям представление о труде космонавтов. Воспитывать гордость за них; уважение к их труду, к истории своей страны.

Материал. Иллюстрация, изображающая центральную часть монумента «Покорителям космоса».

Ход работы

Воспитатель показывает детям иллюстрацию, изображающую центральную часть монумента «Покорителям космоса».

– В Москве около станции метро «ВДНХ» возведен величественный монумент, изображающий устремленную ввысь ракету на острие мерцающего, подобно шлейфу, обелиска. Это памятник «Покорителям космоса» – людям, посвятившим свою жизнь удивительно интересной, но очень сложной и опасной профессии, – космонавт. У подножия обелиска находится Музей космонавтики, в котором хранятся документы, связанные с космическими исследованиями, демонстрируются фотографии космонавтов и людей разных профессий, причастных к космическим исследованиям (ученых, инженеров-конструкторов, рабочих).

К монументу ведет широкая Аллея космонавтов, вдоль которой установлены бюсты первопроходцев Вселенной: Ю. А. Гагарина – первого человека, побывавшего в космосе; В. В. Терешковой – первой женщины-космонавта, А. А. Леонова – первого человека, вышедшего из космического корабля в открытый космос, и многих других. Только они, космонавты, имеют возможность увидеть нашу планету из космоса. Они рассказывают нам о том, как прекрасна наша голубая планета, какой маленькой и хрупкой она кажется из космических глубин. Космонавты призывают людей всего мира беречь наш общий единственный дом – Землю, сохранять ее богатства.

Стать космонавтом непросто. Надо тренировать не только свое тело, но и ум, приспосабливая свой организм к сложным условиям жизни и работы в космосе. Сейчас на орбите Земли идет активное строительство международной космической станции, на ней постоянно живут и трудятся космонавты. Они изучают Землю из космоса и проводят многочисленные исследования, которые помогают ученым оберегать человечество от опасности, связанной с разрушением нашей планеты (засорение атмосферы, изменение и ухудшение климата, нехватка воды, гибель растительного и животного мира, истощение полезных ископаемых и пр.). Предполагается построить огромную космическую станцию. Ее полет можно будет наблюдать с Земли невооруженным глазом. С космической станции удобно изучать жизнь космоса, Солнца, далеких звезд, комет, астероидов. Со станции впоследствии будут запускаться на далекие планеты космические корабли, пилотируемые и космонавтами, и роботами. Со станции посылаются сигналы в глубины космоса, которые несут сведения о нашей планете; на ней работают установки, постоянно принимая из космоса сигналы в надежде услышать голос разумной жизни в ближайших космических мирах.

Воспитатель предлагает ребятам объединиться в группе по 3–4 человека, выбрать «конструктора» и смоделировать разные космические станции, рассказать о том, что размещается в каждой части станции. Далее педагог предлагает детям провести игру «Что нужно космонавтам в космосе?». Воспитатель называет обобщающее слово, а дети перечисляют относящиеся к нему предметы и рассказывают, для чего они необходимы космонавтам.

Инструменты: молоток, гаечные ключи, отвертка, сверло и пр. (для строительных и ремонтных работ).

Приборы: часы, термометр, телескоп, микроскоп; приборы для измерения состояния воздуха на борту корабля, для связи с Землей; медицинские приборы (для определения состояния здоровья космонавтов и пр.).

Оборудование и механизмы: кресла, кровати, спальные мешки, шкафы, специальные душевые и прочие приспособления и механизмы (для жизни в невесомости); физкультурное оборудование (для проведения общеукрепляющих упражнений).

Пища: хлеб в брикетах, жидкая пища в тюбиках, консервы в удобно открывающихся банках, соки в специальных пакетах, приспособленных для питья в невесомости, и пр.).

Одежда: костюм для жизни и работы внутри космического корабля, скафандр для работы астронавтов в открытом космосе с необходимыми приспособлениями (из непроницаемого материала; шлем со светофильтром, защищающим от ослепляющего солнца; резервуар с воздухом, прикрепляющийся к спине космонавта).

Предметы личной гигиены: мыло, зубная щетка, бумажные полотенца, салфетки и пр.

Личные предметы космонавтов, которые можно брать с собой в космос: фотографии родственников, слайды, значки, маленькая книжка с любимыми стихами и прочие некрупные предметы, которые дороги человеку.

Дидактические игры по трудовому воспитанию детей

Игры для детей 3–5 лет

Игра «Накроем стол для кукол»

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Ход игры

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры

Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):

– Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

– Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т. п.).

Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш – подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Кому это нужно?»

Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

Игра «Выбираем работу»

Цель. Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

Ход игры

Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:


Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
В космонавты мы пойдем
И ракеты поведем.

(Деты имитируют звук работы двигателя и полет ракеты, действуя по показу воспитателя.)


В капитаны мы пойдем,
Корабли мы поведем.

(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)


В вертолетчики пойдем,
Вертолеты поведем.

(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)

Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.


А мы в летчики пойдем,
Самолеты поведем.

Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу.


В комбайнеры мы пойдем
И комбайны поведем.
Мыв пожарные пойдем
И пожар тушить начнем.

Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель. Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

Ход игры

Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.

– Зачем нужно растение? (Лейка.)

– Почему нужно кормить? (Птичка.)

– Что нужно мыть? (Тарелка.)

– Что нужно чистить? (Ковер.)

– Что нужно стирать? (Платье.)

– Что нужно гладить? (Рубашка.)

– Что нужно печь? (Пирожки.)

– Что нужно менять? (Постельное белье.)

– Кого нужно купать? (Ребенок.)


Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.

– Зачем засевать поля? (Зерно.)

– Зачем сажать? (Картофель.)

– Зачем опрыскивать? (Яблоня.)

– Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?

– Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?

– Зачем делать еженедельную уборку квартиры?

– Зачем ухаживать за своим телом?

Игры для детей 5–7 лет

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:


Что ты делаешь – не знаем,
Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т. д.

Дети угадывают действия.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.

Ход игры

Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.

Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.

Мытье горшка.

Укладывание камушков на дно горшка.

Насыпание в горшок песка (высота 1 см).

Насыпание в горшок поверх песка немного земли.

Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.

Срезание загнивших корней.

Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.

Уплотнение земли.

Установка горшка с растением на поддон.

Полив растения под корень.

Игра «Назови профессию»

Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.

Ход игры

Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют. Трактор – тракторист.

Машина – шофер.

Экскаватор – экскаваторщик.

Комбайн – комбайнер.

Подъемный кран – крановщик.

Поезд – машинист.

Корабль – капитан.

Самолет – летчик (пилот).

Космический корабль – космонавт.

Пожарная машина – пожарный.

Бульдозер – бульдозерист.

Гоночная машина – гонщик (пилот). И т. д.

Игра «Угадай профессию»

Цель. Расширять представления детей о профессиях.

Ход игры

Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

Кролик – кроликовод.

Теленок – телятница.

Овца – овцевод.

Олень – оленевод.

Виноград – виноградарь.

Чай – чаевод.

Хлеб – хлебороб.

Сад – садовод.

Цветы – цветовод.

Пчела – пчеловод.

Поле – полевод.

Гаечный ключ – слесарь.

Ведро и швабра – уборщица.

Билет – кондуктор.

Касса – кассир.

Рубанок – столяр.

Краска и кисть – маляр.

Мастерок – штукатур.

Кульман – инженер.

Молот и наковальня – кузнец.

Огнетушитель – пожарный.

Шприц – медсестра.

Электропила – лесоруб.

Рыбацкая сеть – рыбак.

Зубоврачебное кресло – стоматолог.

Доильный аппарат – доярка. И т. д.

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры

Воспитатель называет предмет, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.

Игра «Кто трудится в море?»

Цель. Закреплять представления детей о людях, работающих в море, о значении их труда; названия машин, механизмов, приборов, оборудования, необходимого для труда в море.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям разделиться на пять команд. Каждой команде дает один рисунок на ту или иную тему: «Рыбная ловля», «На судах, кораблях и морских нефтяных вышках», «Изучение моря», «Полезные ископаемые и морские ценности» (рисунки могут быть выполнены детьми).

Педагог дает детям возможность сначала совместно обсудить предложенную тему и продумать, какие вопросы они могут задать по этой теме. Например, воспитатель называет тему «Рыбная ловля». Это означает, что к ответам должна подготовиться команда, которой досталась эта тема. Педагог использует вопросы, которые соответствуют уровню знаний детей данной возрастной группы. Он может сам составить вопросник и на другие темы («Подводный мир», «Рыбные фермы» и т. п.).

По каждой теме воспитатель задает команде не более трех вопросов. Если дети не ответят на вопрос, педагог предлагает ответить другой команде. За правильный ответ команда получает фишку. Если дети затрудняются ответом, педагог отвечает сам.

Игра «Как труд людей разрушает нашу планету и как ее спасает»

Цель. Уточнить представления детей об экологической опасности, которой подвергается наша планета. Способствовать экологическому воспитанию, закреплять представления о труде людей, связанном с экологией.

Ход игры

Воспитатель раздает детям по одной карточке с изображением красного восклицательного знака и предлагает разделиться на две команды.

Педагог задает детям вопросы. Если речь идет о загрязнении планеты, дети поднимают карточку с восклицательным знаком. Выигрывает команда, которая дает больше правильных ответов.

Пословицы и поговорки о труде

Что посеешь, то и пожнешь.

Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Руки не протянешь, так с полки не достанешь.

Терпение и труд – все перетрут.

Одни с сошкой – семеро с ложкой.

Пошло дело на лад – и сам ему рад!

Обещал – сделали, дал слово – держи.

Поспешишь – людей насмешишь.

Без волнения и заботы нет радости от работы.

Звону много, да толку мало.

Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Землю красит солнце, а человека труд.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Лень, отвори дверь! Сгоришь! – Хоть сгорю, да не отворю.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Один собирает, другой зевает.

Не потрудиться, так и хлеба не родится.

Глаза страшатся, а руки делают.

Работай до поту, так и поешь в охоту!

Белые ручки чужие труды любят.

У него лень за пазухой гнездо свила.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.

Муравей не велик, а горы копает.

Приложения

Приложение 1

Примерный перечень оборудования, инвентаря для организации труда дошкольников

* Количество предметов определяется содержанием организуемого труда.

Приложение 2

Методы и приемы формирования социальной направленности в трудовом воспитании детей 5–7 лет

Приложение 3

Вопросы и задания для беседы по выявлению трудовых умений, навыков и знаний детей

3-4 года

– Кто моет пол, вытирает пыль?

– Кто моет посуду и ставит ее в шкаф?

– Кто убирает снег на участке?

– Зачем дворник убирает снег, подметает участок?

– Кто сшил красивую одежду для кукол?

– Почему нельзя ничего бросать на пол?

– Покажи, куда нужно складывать (убирать) мусор?

Самообслуживание

– Покажи, как ты умеешь мыть руки (есть вилкой, вытирать рот салфеткой).

– Расскажи и покажи, как нужно надевать колготки (рубашку, застегивать пуговицы, причесываться).

– Почему нельзя разбрасывать свои вещи?

– Что нужно сказать, когда тебе помогают?

– Кто из вас часто помогает друг другу? Как помогает?

Хозяйственно-бытовой труд

– Покажи, как ты умеешь раскладывать ложки (вытирать столы тряпочкой).

– Для чего ты сейчас протираешь стол?

– Как ты помогаешь няне?

Труд в природе

– Покажи, как нужно поливать растение (протирать листья у фикуса). Для чего это нужно делать?

– Как называется это растение?

– Как называется рыбка в вашем аквариуме?

– Почему рыбку надо кормить?

4-5 дет

Ознакомление с трудом взрослых

– Для чего шофер возит грузы (повар готовит пищу, портниха шьет одежду, врач лечит людей)?

– Почему они стараются хорошо работать, трудятся быстро, ловко, аккуратно?

– Чем занимается повар? Какие блюда он готовит?

– Как трудится твоя мама (папа, бабушка, дедушка) дома?

– Чем занимается твоя мама (папа) на работе?

– Как ты помогаешь маме дома?

– Кто из вас особенно часто помогает няне, воспитателю?

– Какие предметы нужны для того, чтобы сделать уборку в помещении (на участке, чтобы приготовить обед)?

– Умеешь ли ты играть в игры «Что нужно для работы?», «Кому пригодится этот предмет?», «Какая это профессия?»

Самообслуживание

– Расскажи, как нужно сидеть за столом во время еды и пользоваться столовыми приборами.

– Помогаешь ли ты товарищам застегнуть пальто, завязать шарф, платок? Зачем ты это делаешь?

– Почему нужно убирать на место свои вещи? Покажи, как надо складывать вещи в шкаф.

Хозяйственно-бытовой труд

– Покажи, где у вас хранятся тряпочки, тазы, ведра.

– Покажи, как надо протирать стулья, полки. Для чего нужно это делать?

– Как ты любишь трудиться – один или вместе с товарищами?

– Почему лучше убирать игрушки вместе, чем одному?

– Расскажи, как вы убираете групповую комнату (моете игрушки, стираете кукольную одежду).

– Расскажи, как ты умеешь накрывать стол к обеду.

– Для чего нужно дежурить?

Труд в природе

– Какие комнатные растения вы знаете?

– Как нужно ухаживать за ними?

– Почему нужно ухаживать за растениями и животными?

– Кто из ваших товарищей особенно любит птиц, животных? Почему вы так считаете?

5-6 лет

Ознакомление с трудом взрослых

– Какие профессии вы знаете?

– Где работают ваши родители (какая у них профессия, чем они занимаются на работе)?

– Для чего все люди трудятся?

– Кто работает ночью?

– Кем ты хочешь стать, когда вырастешь и почему?

– Какие пословицы о труде вы знаете?

– Какие вы знаете книги, в которых рассказывается о труде людей?

– Для чего человеку нужны машины и инструменты?

– Расскажите, как вы помогаете взрослым в детском саду и дома.

– Умеете ли вы играть в игры «Угадай профессию», «Кем я буду», «Кто огромный труд вложил, чтоб костюм тебе служил?» Как в них играют?

Самообслуживание

– Расскажи и покажи, как нужно ухаживать за одеждой и обувью.

– Для чего чистят зубы, полощут рот? Расскажи, как нужно это делать.

– Почему надо быстро и правильно одеваться?

– Расскажи, как ты убираешь одежду в шкаф.

– Кто следит за чистотой твоей одежды?

– Расскажи о правилах поведения за столом и правилах пользования столовыми приборами.

– Что значит «культурно себя вести»?

Хозяйственно-бытовой труд

– Где находится инвентарь и оборудование для хозяйственно-бытового труда?

– Кто отвечает за порядок в шкафу, в котором лежит оборудование и инвентарь?

– Как вы им пользуетесь?

– Расскажите, как вы организуете стирку.

– Какой труд тебе больше всего нравится и почему?

– Кто у вас в группе самый трудолюбивый? Почему вы так думаете?

– С кем ты любишь трудиться и почему?

– Как вы помогаете малышам?

– Часто ли вы трудитесь вместе? Любите ли вы такой труд? Почему?

– Кто у вас обычно бывает бригадиром и почему?

– Что значит «уважать труд взрослых»?

– Как вы помогаете взрослым в детском саду и дома?

– В чем заключаются обязанности дежурных по столовой (по занятиям, в уголке природы)?

– Какие поговорки и пословицы о труде вы знаете?

Труд в природе

– Какие комнатные растения (цветы, кусты, деревья на участке) вы знаете?

– Как называются рыбки в вашем аквариуме?

– Какие птицы живут в вашей группе?

– Для чего нужно ухаживать за животными и растениями?

– Как вы ухаживаете за хомячком (птицами, рыбками и пр.)?

– Кто из ребят вашей группы особенно любит труд в природе?

– Почему ты любишь трудиться?

– Расскажите, как вы трудитесь на огороде (в цветнике, саду). Как вы ухаживаете за деревьями и кустарниками? Какой инвентарь при этом используете? Где он у вас хранится?

Ручной труд

– Кто у вас подклеивает книжки, коробки, чинит атрибуты к играм?

– Кто отвечает за хранение материала и порядок в уголке ручного труда?

– Кто собирает разнообразный материал для поделок?

6-7 лет

Ознакомление с трудом взрослых

– Какие профессии вы знаете?

– Какое значение имеет профессия учителя (артиста, милиционера и др.)?

– Какое значение имеет труд в жизни людей?

– Расскажите о профессиях своих родителей.

– Ходили ли вы на экскурсии в библиотеку (в булочную, в ателье)?

– Что вы знаете о работе на селе?

– Какие сельскохозяйственные профессии вы знаете (полеводы, механизаторы, садоводы, пчеловоды и др.)?

– Какие стихи и пословицы о хлебе вы знаете?

– Какие книги о людях труда вы знаете? Какие смотрели диафильмы, мультфильмы, кинофильмы о них? Кто вам в них понравился? Почему?

– Кем ты хочешь стать, когда вырастешь и почему? Расскажи об этой профессии.

– Люди каких профессий работают под открытым небом в стужу, непогоду, ночью и в других трудных для человека условиях?

Самообслуживание

– Почему необходимо заботиться о чистоте своего тела, зубов, всегда быть причесанным и аккуратным?

– Почему необходимо бережно относиться к своим личным вещам (вещам товарищей), мебели, пособиям, игрушкам?

– Как вы помогаете малышам?

– Покажи и объясни, почему ты именно так хранишь свои вещи в шкафу.

– Кто заботится, следит за чистотой твоей одежды, пришивает к твоей одежде пуговицы и петельки, когда они обрываются? Сколько раз в неделю тебе приходится менять рубашку (платье) из-за того, что она запачкалась?

– Что такое «культура поведения»?

Хозяйственно-бытовой труд

– Каким трудом вы любите заниматься?

– Кто распределяет между вами обязанности перед тем, как вы начинаете трудиться?

– Кто следит за порядком в хозяйственном шкафу?

– Кого чаще всего выбирают бригадиром и почему?

– Кто из ваших товарищей умеет быстро, ловко, аккуратно и добросовестно выполнять любое задание? Кто в вашей группе самый трудолюбивый?

– Почему нужно беречь веши, книги, предметы, которые являются общей собственностью?

– С кем ты любишь трудиться и почему?

– Шефствуете ли вы над малышами? В чем проявляется эта забота?

– Помогаете ли вы в работе взрослым в детском саду, дома? Как помогаете?

– Какая тебе нравится работа и почему?

– У кого дома есть постоянные обязанности и какие?

– Почему нужно выполнять не только интересную работу, но и такую, которая не всегда приятна, но необходима?

– Кто из твоих товарищей умеет придумывать, как можно быстрее и лучше выполнить дело?

– Какие электроприборы, облегчающие труд людей в быту, вы знаете? Какими умеете пользоваться?

– Какие виды дежурств у вас организуются?

– В чем заключаются обязанности дежурных по столовой, по занятиям, по уголку природы?

– Какое значение имеет труд дежурных?

– Кто сегодня дежурный по уголку природы? Что ты сегодня успел сделать по уходу за растениями и животными? Что еще будешь делать и как?

– Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

– Любите ли вы коллективный труд, как часто организуете его? Каким трудом вы занимаетесь?

– Что такое субботники? Принимали ли вы в них участие и что делали? Что вам особенно понравилось и запомнилось во время работы?

Труд в природе

– Какие растения вы знаете?

– Какие вы знаете виды декоративных рыбок?

– Какие птицы и животные живут в вашем детском саду (дома)?

– Кто ухаживает за растениями и животными в детском саду (дома)?

– Кто из ваших товарищей особенно любит труд в природе?

– Расскажите о значении ухода за растениями и животными.

– Расскажите, как вы ухаживаете на участке за деревьями и кустарниками. Как вы работаете на огороде, цветнике, в саду? Какой инвентарь и оборудование у вас есть для этой работы?

Ручной труд

– Кто занимается ремонтом книг (коробок, атрибутов)?

– Кто собирает, подготавливает материал к работе?

– Расскажите, какие материалы и оборудование у вас есть. Как они хранятся? Кто отвечает за порядок в уголке ручного труда?

– Что вы собираетесь сделать в ближайшее время? Как будете это делать?

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Игра «Кому это нужно?»

Цель .
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.

Цель .
Ход игры:

Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок.
Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.

Игра «Накроем стол для кукол».

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы-ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель . Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья - для глажения; ведро и лейка - для полива грядок и т. п.).
Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш - подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Кому это нужно?»

Цель . Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

Игра «Выбираем работу»

Цель . Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
В космонавты мы пойдем
И ракеты поведем.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты,
действуя по показу воспитателя.)
В капитаны мы пойдем,
Корабли мы поведем.
(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)
В вертолетчики пойдем,
вертолеты поведем.
(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
А мы в летчики пойдем,
Самолеты поведем.
Первые две строки повторяются в начале каждого куплета,
дети на эти слова идут по кругу.
В комбайнеры мы пойдем
И комбайны поведем.
Мы в пожарные пойдем
И пожар тушить начнем.

Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель . Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры:
Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
- Зачем нужно растение? (Лейка.)
- Почему нужно кормить? (Птичка.)
- Что нужно мыть? (Тарелка.)
- Что нужно чистить? (Ковер.)
- Что нужно стирать? (Платье.)
- Что нужно гладить? (Рубашка.)
- Что нужно печь? (Пирожки.)
- Что нужно менять? (Постельное белье.)
- Кого нужно купать? (Ребенок.)
Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
- Зачем засевать поля? (Зерно.)
- Зачем сажать? (Картофель.)
- Зачем опрыскивать? (Яблоня.)
- Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?
- Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
- Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
- Зачем ухаживать за своим телом?

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель . Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры:
Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь - не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.
Дети угадывают действия.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.
Мытье горшка.
Укладывание камушков на дно горшка.
Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
Насыпание в горшок поверх песка немного земли.
Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.
Срезание загнивших корней.
Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.
Уплотнение земли.
Установка горшка с растением на поддон.
Полив растения под корень.

Игра «Назови профессию».

Цель . Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.
Ход игры:
Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.
Трактор - тракторист.
Машина - шофер.
Экскаватор - экскаваторщик.
Комбайн - комбайнер.
Подъемный кран - крановщик.
Поезд - машинист.
Корабль - капитан.
Самолет -летчик (пилот).
Космический корабль - космонавт.
Пожарная машина -пожарный.
Бульдозер - бульдозерист.
Гоночная машина -гонщик (пилот).
И т.д.

Игра «Угадай профессию».

Цель . Расширять представления детей о профессиях.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик - кроликовод.
Теленок - телятница.
Овца - овцевод.
Олень - оленевод.
Виноград - виноградарь.
Чай - чаевод.
Хлеб - хлебороб.
Сад - садовод.
Цветы - цветовод.
Пчела - пчеловод.
Поле - полевод.
Гаечный ключ - слесарь.
Ведро и швабра-уборщица.
Билет - кондуктор.
Касса - кассир.
Рубанок - столяр.
Краска и кисть -маляр.
Мастерок - штукатур.
Кульман - инженер.
Молот и наковальня - кузнец.
Огнетушитель - пожарный.
Шприц - медсестра.
Электропила - лесоруб.
Рыбацкая сеть -рыбак.
Зубоврачебное кресло - стоматолог.
Доильный аппарат -доярка.
И т.д.

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры:
Воспитатель называет предмет, а дети - профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» пос. Усть-Омчуг

Консультация для педагогов:

«Использование

дидактических игр

в трудовом воспитании

дошкольников»

Подготовила: Соловей Л.А.

воспитатель II младшей группы

2016г.

"Самое большое богатство, которое отец может

оставить сыну в наследство, научить его трудиться".

К. Д. Ушинский

Проблема трудового воспитания детей является одной из приоритетных в дошкольном возрасте. Она направлена на формирование психологической готовности к труду, ответственному отношению к процессу труда и его результату. В дошкольном возрасте ребенка больше привлекает процесс труда, чем его продукт. Поэтому важно установить связь между трудом и игрой.

Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, являются:

· сюжетно – ролевая игра.

· театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.

· дидактическая игра.

Сегодня я расскажу вам о дидактической игре. Дидактическая игра – игра обучающая.

Значение дидактических игр огромное т.к. они способствуют усвоению, закреплению у детей знаний, умений, навыков полученных в специально организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и ребенка во все режимные моменты, развиваютумственные способности. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Дидактическая игра, как и все виды игр, развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, в дидактической игре «Кому это нужно?» в младших группах воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель усложняет задачу. Подбираются разные картинки с изображением предметов, например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессии, где могут использоваться эти предметы, для чего они нужны. Или попросить найти среди картинок предметы используемые в профессии врача и т.д.

Основной элемент дидактической игры – определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим миром, знакомство с природой, знакомство с профессиями взрослых, с бытом людей. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разной национальности.

Еще раз повторюсь, что содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например: "Магазин", "Радио", "Что кому нужно для работы" и др.

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

1. Игры с предметами

2. Настольно – печатные игры

3. Словесные игры

Рассмотрим все эти виды по отдельности.

Игры с предметами

Здесь используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используются такие игры с предметами как "Собери набор парикмахера" (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов), "Строитель" (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак? В младшем возрасте кукла используется для формирования у детей сенсорно-мотрных и элементарным трудовым навыкам (самообслуживанию).

Настольно – печатные игры

Виды настольно – печатных игр:

1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.

2. Подбор картинок по общему признаку . Устанавливается связь между предметами. Например, "Что нужно доктору?", "Что нужно парикмахеру?", "Что есть в магазине", и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.

3. Подбор картинок на запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.

4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.

5. Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра "Отгадай, кто это?" Ребенок изображает звук и движение задуманного.

Словесные игры

Дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам. Дидактические словесные игры в основном используются в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом, игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н.В.Алешина.-М.: "Педагогическое Общество России", 2000.- 128с.

2. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильево, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- 5-е изд.испр.и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 208с.

3. Примерная основная образовательная программа

4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С.Пряжников.- Воронеж, 1996.

Трудиться, выбрав дело по душе, естественное состояние каждого человека. Для взрослых значимость труда малышей не отмечается особой полезностью, но, если в период дошкольного детства ребенка не приучать и не привлекать к видам труда, то у него никогда не сформируется способность самостоятельно трудиться.

Игра и труд ребенка

Кто из нас не наблюдал игры детей? Если к действиям детей в игре присмотреться повнимательней, то можно увидеть, какие дети созидатели, как умеют сочетать свой замысел с общим, как зависят действия одного малыша от другого. Они размышляют, советуются друг с другом, планируют, что и как им сделать. Содержание многих игр наших детей отражают созидательный труд.

Игра и труд в жизни дошкольника

Развитие трудовой деятельности тесно связано с переходом от предметной игры к сюжетным и творческим играм. В разном возрасте связь игры и труда носит разный характер. Например, в младшем возрасте в области самообслуживания взрослые предлагают детям одевать и раздевать куклу, укладывать её спать, кормить и т.п. В таких играх уделяется внимание процессу одевания, бережному отношению к вещам. Двигательные навыки развиваются в подвижных играх. Для детей же старшего дошкольного возраста процесс игры с куклой расширяется: дети уже причесывают куклу, водят её в детский сад, магазин, школу и т.д., затем подобные игры они осуществляют коллективно, в них ребята знакомятся с трудом окружающих их людей: парикмахера, продавца, маму, гуляющую с ребенком, воспитателя и т.д. Особенно ярко прослеживается связь игры и труда в занятиях по лепке, аппликации, конструированию и ручным трудом, так как дети изготавливают различные поделки (труд), а затем очень быстро переходят к обыгрыванию этих поделок и наоборот, детям предлагается игра, а в неё включаются элементы труда. Так, Катя с Таней играли в птицеферму: кормили цыплят, наливали им воду, убирали территорию, где гуляли цыплята.
Мама, увидев игру девочек, предложила им огородить территорию, где цыплята будут гулять, чтоб они не разбежались, и их не смогла бы поймать кошка или хищная птица. Девочки с удовольствием мастерили забор. Причем цыплята и курица у них были картонными, а забор они сделали из мелкого строительного материала. Позднее Таня с Катей приспособили вместо забора большую коробку для своих цыплят.

Организация бытового труда проводится в основном с элементами игры. Например, выполнение заданий типа «Кто качественнее и быстрее?», где ребенку предлагается убрать в игровом уголке, а мама будет делать уборку в кухне.(Если есть еще, кого можно подключить к выполнению трудовых поручений, тоже пусть поучаствуют).

Именно игра приучает детей делать над собой определенные усилия, подчиняясь правилам. А для трудовой деятельности это необходимое качество.

Труд и игра как средство воспитания

Участвуя в игре, дети уточняют свои знания об окружающем, преодолевают робость стеснение, приобретают некоторые навыки общения, организованности, речь детей становится более разнообразной и прочее.


Игра и труд сходство

В игре, как и в труде, развивается активность, самостоятельность, инициатива ребят. Как в игре, так и труде дети переживают ситуацию, в которой они оказались, глубоко и серьезно. Для малышей всё, что происходит в игре имеет не менее серьезное значение, чем происходящее в жизни. Очень часто бывает, так, что в труде они претворяют игровые замыслы. А в игру переносят увиденные жизненные ситуации.

В своей статье «Самоутверждение» я приводила пример игры: как мальчик Саша после выходных дней встречал детей в группе детского сада. Накрывал на стол и угощал их. Хочу рассмотреть этот пример с точки зрения мотива. У Саши четко прослеживался мотив «гостеприимства», который впечатлил его. Кроме того, он четко копировал действия взрослых, а так же использовал предметы-заменители (бутылки-кегли маленькие, бутерброды — маленькие строительные кубики и прочее). Именно в игре происходит реализация замыслов и возможностей ребенка. В ней он может проявить фантазию, замещая реальные предметы воображаемыми (стульчик -машина, листики — деньги и т.п.).Другими словами — проявляется способность ребенка к творческому преобразованию действительности. В этой способности и заключается основное значение игры.

Мотивы игры заключаются в разнообразных переживаниях, которые испытывает ребенок к значимым для него событиям.
Мотивы труда то же связаны с детскими переживаниями, волнениями, преодолениями. Но главным мотивом труда все, же является выполнение задач деятельности, направленной на достижение результата.

Самым ярким примером здесь может служить любое выполнение работ, связанных с ручным видом труда. Например, изготовление персонажей для настольного театра, для творческих игр, поздравительных открыток и прочее. Так, папа научил Пашу выпиливать лобзиком силуэты различных зверей и животных. Они с увлечением выпиливали деревья, цветы, птичек. Таких зверушек и других фигур накопилось много. Однажды мама посмотрела на все эти изделия и предложила поиграть с ними. Сначала они разыграли на столе сказку «Репка» и «Волк и семеро козлят». Далее мама попросила Пашу украсить клумбу, на которую были размещены все цветы, которые они выпилили. Обнаружилось, что клумба получилась бледной, они поняли, что цветы необходимо раскрасить. Вот у мальчика появилось ещё одно задание. Папа просто в игровой форме увлек ребенка и научил навыкам выпиливания, которые, несомненно ему пригодятся в жизни, а мама нашла всем фигуркам практическое применение. В целом Паша понял, как можно работать лобзиком и как найти применение всему сделанному. За Пашу можно быть спокойным — он сумеет работать и будет, способен на творческое созидание. В этом примере ярко видно, как переплелись игра и труд.


Труд и игра отличие

Прежде всего, заключается в целях, которую ставят взрослые, играя с детьми или организуя их труд.

Отличие игры от труда у детей в том, что труд предполагает участие человека в производстве и направлен на создание определенных ценностей, достижений. Игра же не преследует таких целей, но она приучает детей делать над собой усилие, которые так необходимы для работы.

Целей игры может быть великое множество, но все они связаны с:

  1. Развитием детского воображения и фантазии;
  2. Воспитанием навыков культурного поведения;
  3. Подчинением правилам игры, т.е. развитие волевого усилия;
  4. Привитием навыков общения не только с взрослыми, но и со сверстниками;
  5. Знакомством с трудом взрослых и привитие уважения к этому труду;
  6. Воспитание трудовых навыков и привычек.
  7. Доставить детям удовольствие от процесса игры.

Целей труда то же много и зависят они от видов труда, возраста детей, но при постановке цели прослеживается совершенно четко, определенно — направленность деятельности малышей на достижение результатов в чем-либо, изготовлении чего-либо (постирать кукольное белье, чтоб было чисто, посадить цветы на клумбу и прочее). А развитие всех имеющихся у детей навыков, умений, психических процессов происходят в процессе деятельности, направленной на достижение результата. Здесь важно не переоценить возможности своего малыша.

Игры по ознакомлению с трудом взрослых

Очень часто в игру взрослые включают трудовые действия, например, как сделала мама Кати и Тани, который я привела выше в этой статье. Трудовые действия часто включаются взрослыми в строительные игры. Например, можно попросить ребенка построить домик для куклы, у которой сегодня День рождения. А если у вас к ребенку пришли гости, можно предложить им приготовить обед для куклы, у которой День рождения. Вот здесь вы увидите поистине разгул фантазии и увлечения, как это увидела мама Вики. Дети придумали и сделали для куклы подарок (они ей сделали красивую прическу и спели каравай), а стол накрыли праздничный, где были торт — украшенная шкатулочка, конфеты -красиво свернутые бумажные фантики, печенье – в виде лепешечек из пластилина и т.п.). Девочки работали с большим увлечением, проявили много выдумки. День рождения куклы прошел ярким событием.


Игры о труде взрослых

Всего, знакомят детей с различными видами трудовой деятельности взрослых. Это всем известные и наиболее доступные игры в «магазин», где дети знакомятся с трудом продавца, грузчика, фасовщицы и т.д.,»парикмахерская»,»больница»,»школа», «гараж» и прочее. В них дети знакомятся с профессиями, материалом и оборудованием, необходимым для этих профессий, используя при этом имеющиеся атрибуты, предметы-заменители, строительный материал и т.п.

Игры про труд

Чаще всего включаются как элементы творческих игр детей. Например, дети построили крепость из снега, взрослый предлагает им поиграть в пограничников. Точно таким же образом идет игра в моряков, художников, артистов и т.п. Ещё Сухомлинский В.А. утверждал, что «…игра — это искра, зажигающийся огонек пытливости и любознательности». А игра с элементами труда обогащает эту самую пытливость и развивает творчество и фантазию.

Игра «Накроем стол для кукол».

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы-ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель . Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья - для глажения; ведро и лейка - для полива грядок и т. п.).
Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш - подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Кому это нужно?»

Цель . Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

Игра «Выбираем работу»

Цель . Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
В космонавты мы пойдем
И ракеты поведем.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты,
действуя по показу воспитателя.)
В капитаны мы пойдем,
Корабли мы поведем.
(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)
В вертолетчики пойдем,
вертолеты поведем.
(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
А мы в летчики пойдем,
Самолеты поведем.
Первые две строки повторяются в начале каждого куплета,
дети на эти слова идут по кругу.
В комбайнеры мы пойдем
И комбайны поведем.
Мы в пожарные пойдем
И пожар тушить начнем.

Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель . Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры:
Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
- Зачем нужно растение? (Лейка.)
- Почему нужно кормить? (Птичка.)
- Что нужно мыть? (Тарелка.)
- Что нужно чистить? (Ковер.)
- Что нужно стирать? (Платье.)
- Что нужно гладить? (Рубашка.)
- Что нужно печь? (Пирожки.)
- Что нужно менять? (Постельное белье.)
- Кого нужно купать? (Ребенок.)
Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
- Зачем засевать поля? (Зерно.)
- Зачем сажать? (Картофель.)
- Зачем опрыскивать? (Яблоня.)
- Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?
- Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
- Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
- Зачем ухаживать за своим телом?

Игры для детей 5-7 лет

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель . Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры:
Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь - не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.
Дети угадывают действия.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.
Мытье горшка.
Укладывание камушков на дно горшка.
Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
Насыпание в горшок поверх песка немного земли.
Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.
Срезание загнивших корней.
Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.
Уплотнение земли.
Установка горшка с растением на поддон.
Полив растения под корень.

Игра «Назови профессию».

Цель . Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.
Ход игры:
Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.
Трактор - тракторист.
Машина - шофер.
Экскаватор - экскаваторщик.
Комбайн - комбайнер.
Подъемный кран - крановщик.
Поезд - машинист.
Корабль - капитан.
Самолет -летчик (пилот).
Космический корабль - космонавт.
Пожарная машина -пожарный.
Бульдозер - бульдозерист.
Гоночная машина -гонщик (пилот).
И т.д.

Игра «Угадай профессию».

Цель . Расширять представления детей о профессиях.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик - кроликовод.
Теленок - телятница.
Овца - овцевод.
Олень - оленевод.
Виноград - виноградарь.
Чай - чаевод.
Хлеб - хлебороб.
Сад - садовод.
Цветы - цветовод.
Пчела - пчеловод.
Поле - полевод.
Гаечный ключ - слесарь.
Ведро и швабра-уборщица.
Билет - кондуктор.
Касса - кассир.
Рубанок - столяр.
Краска и кисть -маляр.
Мастерок - штукатур.
Кульман - инженер.
Молот и наковальня - кузнец.
Огнетушитель - пожарный.
Шприц - медсестра.
Электропила - лесоруб.
Рыбацкая сеть -рыбак.
Зубоврачебное кресло - стоматолог.
Доильный аппарат -доярка.
И т.д.

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры:
Воспитатель называет предмет, а дети - профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С.Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества.

Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Правда, это может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную литературу как средство решения педагогических задач, сам убежден в важности труда и наличии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с организацией собственной трудовой деятельности и деятельности детей.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31