Тропарь благовещения на церковно славянском. Благовещение Пресвятой Богородицы

Тропарь - жанр церковной гимнографии, краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV-V вв. появились стихотворные тропари.

Тропарь предпразднеству

Тропарь

Кондак - жанр церковной гимнографии, созданный преподобным Романом Сладкопевцем; в первоначальном виде представлял собой поэму из 20-30 строф. В современной его форме кондак - краткое песнопение, по форме и содержанию очень близкое к тропарю, так что тропарь и кондак вместе дополняют друг друга.

Кондак

Величание - краткое торжественное церковное песнопение, поющееся духовенством в центре храма перед праздничной иконой во время самой торжественной части всенощного бдения накануне дня праздника. Пение величания подхватывает хор, а затем и все собравшиеся в храме, и поют его до тех пор, пока священник совершает каждение всего храма.

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Задостойник - церковное песнопение, поющееся на литургии во время Евхаристического канона. На литургии святителя Иоанна Златоуста поется «Достойно есть...», на литургии святителя Василия Великого «О Тебе радуется...», но в двунадесятые праздники вместо «Достойно есть...» поются припевы и ирмос 9-й песни канона, отсюда и пошло название «задостойник».

Припевы

Благовествуй, земле, радость велию, / хвалите, небеса, Божию славу

Ирмос 9-й песни


Заметил, что в иконостасах бывают разные иконы, но почти во всех храмах на Царских вратах изображено Благовещение. Почему? Отвечает протоиерей Николай ЧЕРНЫШЕВ


Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры


6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого


Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название - «сибирское барокко». Однако название это очень условно - слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX - начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК


20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.


6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.


Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.


Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.


Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)


Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.


Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей - архитекторов, попечителей, священников - построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель


Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства


В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке Какие святыни вернулись из музеев?
Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы


Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.

Величание

Архангельский глас вопием Ти, Чистая:
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Словами Архангела взываем Тебе, Чистая: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою

Тропарь - жанр церковной гимнографии, краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV-V вв. появились стихотворные тропари.

Тропарь

Днесь спасения нашего главизна, /
и еже от века таинства явление, /
Сын Божий, Сын Девы бывает, /
и Гавриил благодать благовествует, /
тем же и мы с ним Богородице возопиим: /
радуйся, Благодатная, /
Господь с Тобою.

Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий - Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"

Тропарь предпразднству

Днесь всемирныя радости начатки /
предпразднственное воспети повелевают:/
се бо Гавриил приходит, /
Деве нося благовестие, /
и к Ней вопиет: /
радуйся, Благодатная, /
Господь с Тобою.

Сегодня начала всемирной радости велят петь песнопения перед праздником, ибо вот, Гавриил приносит Деве благую весть, и восклицает: радуйся, Благодатная, Господь с Тобой!

Кондак - жанр церковной гимнографии, созданный преподобным Романом Сладкопевцем; в первоначальном виде представлял собой поэму из 20-30 строф. В современной его форме кондак - краткое песнопение, по форме и содержанию очень близкое к тропарю, так что тропарь и кондак вместе дополняют друг друга.

Кондак

Взбранной Воеводе победительная,/
яко избавльшеся от злых,/
благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице,/
но яко имущая державу непобедимую,/
от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: /
радуйся, Невесто Неневестная.

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Задостойник - песнопение литургии, которое поется в составе евхаристического канона вместо Богородичной песни "Достойно есть"

Задостойник, глас 4-й

Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу.

Земля, возвещай радость великую, небеса, хвалите славу Божию!

Яко одушевленному Божию Кивоту, да никакоже коснется рука скверных. Устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Как живого Ковчега, да не касается рука непосвященных; уста же верных, воспевая неумолчно воззвание Ангела к Богородице, в радости да восклицают: «Истинно Ты выше всех, Дева Чистая!»

Молитва первая

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богороди-тельнице, сия честныя дары, Тебе единой прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния: и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

К Тебе, Пречистей Божией Матери, аз окаянный, припадая, молюся: виждь, Царице, яко безпрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего. И многажды аще каюся, ложь пред Богом обретаюся, и каюся трепеща, да не како поразит мя Господь, и по часе мале паки таяжде творю. Сия ведущи, Владычице моя, Пресвятая Богородице, почто не помилуеши, почто не укрепиши мя, и чесо ради не подаси ми всегда благая творити? Веси убо, о Владычице, яко отнюдь имам в ненависти злая моя дела и всею мыслию люблю закон Бога моего. Но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, тая творю, и сей преступаю. Но не попущай, Пресвятая, воли моей совершатися, неподобна бо есть, но да будет во мне воля Сына Твоего и Бога моего, да мя спасет, и вразумит, и подаст ми благодать Святаго Духа, дабы аз отныне престал сквернодействовати, и прочее бых пожил в повелениих Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь, поклонение и велелепие со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О, Пресвятая, Богоизбранная Дево, Святаго Утешителя Духа Всенепорочная Невесто, Пребожественнаго же Отца Небеснаго Дщерь Превожделенная, посреде терния мира сего Тем обретенная, яко крин пресветлый добротою девства блистающийся, да Сыну Божию Чистая Матерь Неискусобрачная будеши! Что убо воздадим Тебе в пресветлый день сей Благовещения, воньже Архангела Гавриила красотою безмернаго девства Своего удивила еси и от того неизреченное обрадование восприяла еси? Что принесем Тебе за вся утешения Твоя, имиже возвеселила еси в день сей весь мир видимый и невидимый, наипаче же падший древле род человечь? Днесь спасения нашего начало и еже от века таинства явление: ныне убо Слово Божие тихо сниде с небес, яко капля каплющая на землю, и вселися в Твою Богоблагодатную Девственную утробу и бысть Плоть спасения нашего ради. Сего ради днесь Ангели ликуют на небесех и вся тварь веселится и радуется, празднующе начало свобождения своего от работы истления в свободу славы чад божиих. Ныне радуется женское естество, Евы ради падшее, та бо повинувшися змию печаль роди женам и неудержанно введе смерть. Ты же, Дево, разрешила еси от горькия работы весь род человечь и свободою Христовою естество женское почтила еси, зане девством чистым паки истинную жизнь ввела еси, и сего ради жены, девство держаще, врага яве побеждати начинают. Ныне Адам ликует, видев, яко в пресветлый день сей исполнися на Тебе первое райское благовестие, яко семя Жены сотрет главу змия. С нимже ликовствует ныне весь род человечь, понеже Тобою, Пречистая, упразднися днесь древнее отвращение Божие к человеком, Бога бо паки привела еси к нам. Сего ради зрим Тя ныне, якоже древле Иаков, яко Лествицу Высокую, Еюже сниде Бог на землю и яко Мост Пречуден, имже сущих от земли паки возводиши на небо. Что воздадим Тебе, Царице неба и земли, за вся сия, имиже радость несказанную подала еси падшим и заблуждшим людем Твоим? Вся наши жертвы и приношения ничтоже суть пред величеством благодеяний Твоих. Единое точию угодно Тебе: "сердце сокрушенно и смиренно", егоже и Сын Твой и Господь наш "не уничижит". Сего ради молим Тя: исполни нас от превосходящия высоты смирения Своего елика вместити возможем, да принесем Ти во всесвятый день Благовещения Твоего Твоя от Твоих, во еже во всяцем деле блазе не мыслити высокая, но выну в смирении духа пребывати. Сею первейшею добродетелию украшени, в пресветлый день сего праздника Твоего в кротости и чистоте сердца со Архангелом Гавриилом возопием тебе: Радуйся, Благодатная, Радуйся, Обрадованная, Радуйся, Преблагословенная, Господь с Тобою и Тобою с нами во веки веков. Аминь.

Тропарь - жанр церковной гимнографии, краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV-V вв. появились стихотворные тропари.

Тропарь предпразднеству

Тропарь

Кондак - жанр церковной гимнографии, созданный преподобным Романом Сладкопевцем; в первоначальном виде представлял собой поэму из 20-30 строф. В современной его форме кондак - краткое песнопение, по форме и содержанию очень близкое к тропарю, так что тропарь и кондак вместе дополняют друг друга.

Кондак

Величание - краткое торжественное церковное песнопение, поющееся духовенством в центре храма перед праздничной иконой во время самой торжественной части всенощного бдения накануне дня праздника. Пение величания подхватывает хор, а затем и все собравшиеся в храме, и поют его до тех пор, пока священник совершает каждение всего храма.

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Задостойник - церковное песнопение, поющееся на литургии во время Евхаристического канона. На литургии святителя Иоанна Златоуста поется «Достойно есть...», на литургии святителя Василия Великого «О Тебе радуется...», но в двунадесятые праздники вместо «Достойно есть...» поются припевы и ирмос 9-й песни канона, отсюда и пошло название «задостойник».

Припевы

Благовествуй, земле, радость велию, / хвалите, небеса, Божию славу

Ирмос 9-й песни