Толкования на Мф

05.09.2013 Мф. 11, 28. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.

Эта фраза c XIX века забронзовела, превратилась в девиз, причём два боровшихся класса понимали его противоположно. Для "трудящихся", "пролетариев", "рабочих" это - девиз христианского социализма. "Во Христе обретёшь ты право своё" (а не "в борьбе", как у эсеров). Для "ликующих, праздно болтающих" - для всяких "фря", миллионерш - это девиз христианского психоанализа. Мигрень? Нервные припадки? Нет сил слушать разговоры мужа о деньгах и слышать грохот машин в километре от усадьбы?

Обо всех городских штучках в Капернауме слыхом не слыхивали, Иисус говорит совсем о другом. Его "приидите" - цитата из какой-то детской игры вроде "бояре, а мы к вам пришли". Все такие игры по сей день строятся очень просто: одна группа как бы нападает на другую, вторая как бы отбивается. Мы в детстве ещё играли в сватьёв - одни требовали невесту, другие не пускали. Свои отношения с односельчанами Иисус сравнивает именно с такой детской игрой:

"Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали".

Сами начали игру, а когда ваш черед подыгрывать, вдруг становитесь в позу и динамите! Это нечестно! Тогда давайте водить буду Я!

"Труждающиеся и обременённые" - это даже не рыбаки с крестьянами. Это жертвы тех самых нечестных водил, так что эта проповедь - на самую любимую Иисусом тему, против ханжей. Да, Иисус не Предтеча, не аскет, неразборчив в знакомствах - так ведь аскет вам тоже не подошёл? Фарисеи, религиозные наставники, истеблишмент Завета, оказывается по сути - Прокруст, который не выдвигает идеал, а предлагает свою смятую простыню считать золотым эталоном и знаменем. Пить надо не со всеми, но и не в полном одиночестве, а вот как раввинат поставит - так и пей. И следи за новыми постановлениями!

Бог не таков - сказал "не убий", значит, не убий, не казни, не мысленно убивай, - в общем, вот чего не хочешь, чтобы сделали с тобой, того и другому не делай. И никаких толкований и приспособлений.

Это вовсе не догматизм и не упёртость, это не слепота, которая не умеет видеть оттенков. Это - камертон, помогающий в хаосе звуков понять, как петь. Никто не должен тянуть одну ноту, как это делает камертон, но без камертона не выйдет затянуть свою уникальную песню.

Конечно, Иисус - не бездушный автомат, повторяющий заповеди. Тогда бы Его не распяли, на Него бы просто не обратили внимания, Его аудитория ограничивалась бы опилками. Иисус - такой же камертон, как Моцарт. Подражать бессмысленно, не слушать - мучение. Проблема в том, что легче всё-таки слушать Сальери. Тем более, Сальери, коли будет надо, может кого-нибудь отравить - главное, пусть травит, кого я укажу.

Среди детских игр одна особенно напоминает отношения Иисуса с соотечественниками. Там, где ведущий кому-то одному незаметно для других даёт колечко и кричит: "Колечко-колечко, выйди на крылечко!" Обладатель колечка должен подбежать к ведущему, все остальные пытаются его схватить. Так и с машиахом: все делают вид, что нетерпеливо его ждут, а сами напряжённо переглядываются с готовностью схватить и распять того, кто посмеет заявить, что кольцо всевластья у него. Потому что интуитивно чувствуют: колечко всевластья вовсе не для блага народного, а для свободы каждого, включая, страшно сказать, женщин и детей. А это вседозволенность и анархия! Такой Христос нам не нужен!! Нам нужен Христос без мытарей и грешников!!!

Ну да, а вы Христу нужны даже такие злобные, вон Он и от вас не отступает. Пошли ко Христу, мужики, хорош понты бросать!

"Все". Бывают такие "все", которые вовсе не "все". "Все шахматисты" вовсе не составляют "всего человечества". А вот "все труждающиися и обремененнии" — это все люди, и иудеи, и язычники (Феофилакт, 113).

Слова "труждающиеся" и "обремененные" — разные слова, и можно их противопоставлять, как это сделал Феофилакт (113). Он как бы разделил человечество на две части — иудеи, трудящиеся над исполнением Закона Моисеева, и язычники, просто обремененные грехами.

Иисус и Его слушатели, скорее, воспринимали эти два слова как синонимы, повторение, как описание одного образа двумя красками (в Библии такой параллелизм обычен). Попытка противопоставить эти две краски опасна. Исполняющие Закон обременены грехами, обремененные грехами язычники все-таки имеют свой — или, точнее, природный — закон и трудятся над его исполнением.

Авва Дорофей объяснял эти слова проще, не противопоставляя их: "Как бы говорит: вот вы трудились, вот вы пострадали, вот вы испытали злые [следствия] вашей непокорности; придите же теперь: обратитесь" (26). Труд и бремя есть труд и бремя гордости, грехопадения, отпадения от Бога.

Постоянное, столь незаметное внешне и даже внутренне усилие быть как бог, а вовсе не труд по выдавливанию из себя пота и из земли хлеба, есть главный труд и главное бремя психики. Понять такое не так легко, для этого нужно целиком переоценить свою жизнь, перевернуть систему ценностей, научиться понимать, что усталость — не от физических усилий, не от творчества, не от любви, не от того, что мы гуляли с любимой под луной, а от того, что, гуляя с любимой, все-таки продолжали любоваться собой, а не любимой и не Богом.

Опасно думать, что "труд" есть труд нравственный, потому что тогда мы впадаем в фарисейство и у нас не остается времени и сил придти ко Христу: мы ведь заняты исполнением закона, пусть даже христианского. Раз и навсегда надо резко сказать себе вслед за блаж. Феофилактом: "Что за труд уверовать, исповедать и креститься!" Ничего трудного в христианстве, в церкви, нет. Это все — отдых после греха. Когда же мы устаем от христианства (а такое ощущение бывает, и часто) это означает, что мы подменили христианство своими планами и усилиями, то есть, собственно, сфарисейничали.

Неужели речь идёт о тех, кто увековечен баснями как Муравей? О трудягах, прогоняющих прочь кровоточивых вдов и жалеющих даже крошки для поющих Лазаря? О фарисеях, выгоняющих мытарей?

Или, напротив, речь идёт именно о фарисеях? Ведь это они были обычно нищими, потому что предпочитали изучать Слово Божие, а не «поддерживать минимум благосостояния» семьи. В синагоге, возможно, фарисей и стоял впереди, а «по жизни» он сидел в тёмной лачуге, его пилила жена, плакали детишки… Но был ли он труждающимся и обремененным в точном смысле слова? Не был ли он попросту религиозной богемой, библейским битником, избравшим благую часть?

Значит, «труждающиеся и обремененные» - это ликующие и праздноболтающие, состоятельные, зажиточные, пирующие - за свой счёт, между прочим - заработавшие на скромное пиршество в поте лица? Своего лица, заметьте, не чужого! «Он до смерти работает, до полусмерти пьёт»… Невелика разница с богемным наркоманом, который к тому же себя, может, и не прокормит и даже уморит, зато напишет что-нибудь, отчего тысячи людей повеселеют душой и духом… Если считать соотношение «себе/другим», иная стрекоза куда пользительнее для человечества, чем миллион муравейников… Муравей-то, собственно, отчего остолбенел: он ведь ходил на балет специально посмотреть на танцы Стрекозы, платил безумные по своим меркам деньги, а она почему-то ещё и милостыню просит…

Если понимать «в лоб», то нет более «труждающихся и обремененных» как всевозможные грешники. От чужих грехов человек умирает, от своих устаёт, да так, что иной раз повесится... В поте лица своего и жене изменяют…

Труд и обременённость следует считать в процентах. Бог зовёт к Себе банкротов, тех, у кого в графе «прибыли» одни убытки. Подобное лечится подобным, говорит гомеопатия. Бог может спасти тех, кто подобен Богу. Таких же неудачников: попытавшихся что-то создать и потерпевших поражение, принявших поражение как часть своей жизни. Бог потерпел поражение в создании человека. Бог это знает о Себе, Откровение Божие есть рассказ Бога человеку о поражении Божием. Человек, правда, склонен рассматривать Откровение Божие как обещание всевозможных побед и одолений, но это именно доказательство того, что человек не соответствует Божьей о себе воле.

«Труждающиеся и обремененные» очень разные. Бог зовёт лишь тех, кто понял тщетность труда, кто несёт бремя, но знает, что бремя человеческой тяжело нести не столько из-за веса, сколько из-за неудобной формы, кривой, да и воняет это бремя, и липкое оно какое-то, всё время хочется руки вытереть... Христово бремя, напротив, лёгкое и прямое. Крест!.. Все человеческие свершения - всего лишь наспех сколоченные имитации, неоконченные шедевры (и это - в лучшем случае!). Сиктинские капеллы и рублёвские иконы, философские системы и научные достижения, - всё выглядит солидно лишь благодаря патине времени либо подслеповатости потребителей. Сами же творцы знают цену своим шедеврам - не того желало сердце, не того… Спаситель и пришёл взыскать погибшее - весь мир… Сгнившее, похожее на небесный свой первообраз как сопля на фонтан… Просто затвердела эта сопля от времени, да позолотили…

Господь и приходит к неудачникам, к тем, кто не смог и, главное, кто признал, что не смог. Признать, что не смог - самое тяжёлое, ибо это признать поражение самого главного в себе, того, что составляет наше достоинство и человечность… Поэтому, может быть, вполне признать своё поражение могут лишь те, кто победил почти все трудности - инертность материала, глухоту людей, собственное тщеславие. Создал картину, государство, теорию единого поля - и, почив на лаврах, вскочил и начал ожесточённо выдергивать лавры из мягких и немягких частей… Всё суета! Всё ничто в сравнении с тем, что должно было бы быть! Чем больше строим, тем больше развалин получается. Чем плотнее приготовляем путь, тем хлипче и болотистее под ногами. Вот таким, кто понял, какое болото под ногами и обратился к Тому, Кто над головой, и открывается Бог. Тем, кто признал своё знание принципиально неполным и опасным этой неполнотой, даётся высший гнозис - Христов агностицизм. Настоящие агностики - именно те, кто знает, что ничего не знает о ближнем, хорош он или плох, спасётся или нет, кто знает, что ничего не знает о Боге, каков Он. Вера вымывает из человека самоуверенность и уверенность, вымывает ложные представления о мире - а они все ложные - и оставляет лишь отчаянную надежду на людей и надеющееся на Бога отчаяние.


Этот псалом переделан полностью, за исключением трёх строчек. Во всяком случае, он теперь не похож на подстрочный перевод с английского и приобрёл единый смысл - защита от Господа!

Придите ко Мне все труждающиеся
И обременённые!
Я успокою вас,
От бед укрою вас!
На Себя ваше бремя возьму,
Разгоню светом истины тьму,
И, восполнив любую нужду,
В Свой небесный покой введу!


Пусть Дух Святой во мне живёт!
Сердца храм встречи с Богом ждёт!
Дух мой там гимн хвалы поёт
Тебе, Иисус!

Я простёр над тобою руку Мою,
Тенью крыл своих осенил.
Прибежище твоё
И защита твоя!
От сетей тебя избавлял,
И от язвы тебя исцелял,
Стрелы вражьи тебе не грозят,
Ночью ужасы не поразят!

Иисус, сотвори во мне обитель –
Укрой под сенью крыл Твоих!
Защити в этом мире зла
На пути света и добра,
Иисус, Иисус!

За то, что ты возлюбил Меня,
И что Имя познал Моё,
Воззови ко Мне –
Я отвечу тебе!
Я избавлю тебя от скорбей,
Жизнь продлю на множество дней,
Все дела твои благословлю,
И спасенье Моё явлю!

Иисус, сотвори во мне обитель –
Со мной останься навсегда!
Я готов даже жизнь отдать,
Чтоб к Тебе, Бог мой, ближе стать!
Иисус, Иисус!

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас!» (Мтф.11:28).
Сегодняшний, стремительный - ХХI век накладывает свой отпечаток на нашу с вами жизнь. И такие проявления как: депрессии, страх, одиночество – становятся неотъемлемыми составляющими нашей жизни. Но это неправильно! Так не должно быть!
Рассмотрим же корни и пути выхода из этих проблем.
Депрессии: Когда мы чаще всего попадаем в депрессию? Наверно тогда, когда происходит разочарование в нашей жизни.

Мы находимся на грани. Казалось, мы из шкуры вон лезли, чтобы изменить: себя, мужа, жену, детей, финансовые условия и т.д., но все напрасно, и часто из-за наших усилий становится еще хуже. Тогда мы опускаем руки и плывем по течению, начиная винить себя, осуждать других, но…

Есть ли выход в такой ситуации? Есть!
Если вы думаете, что я никогда не был в ситуации подобной вашей – вы ошибаетесь. У каждого человека бывают моменты депрессии. Разница лишь в том, сколько нужно времени, чтобы выйти из неё. Одному достаточно - часа, другому - дня, третьему - месяц, четвертому – годы. Как же можно сократить это время?

Вы знаете, есть интересная притча про кольцо Соломона: «У царя Соломона было кольцо, на котором было написано: «Все проходит!». И когда к нему приходили проблемы, разочарования, горести – он смотрел на кольцо, вспоминал что « все проходит» и успокаивался. Но, однажды, в его жизни произошла ужаснейшая ситуация, ему казалось, что незачем больше жить. Соломон посмотрел на кольцо – разозлился, снял с пальца и хотел уже выбросить его, как вдруг заметил, что на обратной стороне кольца есть еще надпись. И он прочитал ее. Там было написано: «И это пройдет!». Тогда Соломон все понял, усмехнулся Божьему провиденью и успокоился, возблагодарив Господа за науку».

Это не библейская притча, но в ней есть доля истины. Истина же состоит в том, что вы еще не познали Бога, как должны были познать! Иисус говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим!» (Мтф.11:28).
Все ваши проблемы в том, что вы уповаете на себя, на обстоятельства, на что и на кого угодно, только не на Бога. А ведь только Бог имеет для вас – будущность и надежду: «Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду».

Перестаньте смотреть на свою ситуацию человеческими глазами, видящими только факты. Начните смотреть на мир глазами Бога, глазами полными веры!

Начните смотреть на вашу жизнь с позиции вечности, ибо: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек»(1еИон.2:17).

Смотрите на Иисуса! Перед своей смертью на Голгофе, когда Он молился в Гефсиманском саду, никто из людей не поддержал Его, только Его Отец и ангелы Его (Лк:22:43),когда взяли Его в плен, все оставили Его, даже Петр трижды отрекся от Него. И после всего Его – Бога, который мог применив Свою власть, как Сын Божий, в один миг стереть с лица Земли всех обидчиков Его,- был избиваем ими, мучим, оскорбляем, над ним смеялись, Ему плевали в лицо, Его били плетьми, Ему одели терновый венец и после всех издевательств – распяли на кресте, пробивая Его руки и ноги огромными гвоздями.

Как вы думаете, Иисус может понять вашу ситуацию? Принять вашу боль?

Да! И Он хочет сделать это, только обратитесь к Нему за помощью, доверьте Ему ваши проблемы, откройте свое сердце Ему.

Помните: «И это пройдет!» Все ваши проблемы в сравнении с вечностью – ничтожно малы, чтобы из-за них так долго горевать.

Помните: Бог всегда рядом с вами! Не живите бесцельно, найдите себе достойную цель. Например – познать Бога! Возьмите в руки Библию и начните изучать её! Не доставляйте дьяволу радости, своими депрессиями. Порадуйте лучше Бога своими победами!

статья Николаенко Сергей Витальевич

Здравствуйте! Помогите понять слова Христа «Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28). Куда мы должны придти? Вот мы пришли в храм, исповедуемся, причащаемся, стараемся жить по заповедям Божиим, а покоя все нет. Мы беспокоимся о наших близких, о детях, о работе, о здоровье… Возможно ли обрести покой в этой жизни? И куда же все-таки идти?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В приведенных словах из святого Евангелия трудящимися и обремененными названы все изнемогающие под тяжестью грехов, изнуренные страстями, обремененные бесплодными трудами ради мнимых благ суетного мира. Такой человек находится в духовной слепоте и не знает спасительной истины. «Как никогда нельзя видеть море без волн, так и такую душу без попечения, без скорби, без страха, без смущения; за первыми следуют другие, их в свою очередь сменяют третьи, и не успеют еще утихнуть последние, как вздымаются новые» (Иоанн Златоуст , святитель. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа 38. 4). Придти к Иисусу Христу – значит не только поверить Ему как личному Спасителю, но во всем довериться Ему и жить по тем заповедям, исполнение которых ведет к вечной блаженной жизни. Господь обещает упокоить всех грядущих к Нему, то есть даст каждому душевный мир и радостную надежду на Его всесильную помощь. «Возьмите иго Мое на себя» (Мф. 11: 29). Господь здесь говорит об иге евангельского закона. По сравнению с мучительным игом греха и страстей оно благое и легкое, так как Господь не только дает сладостную надежду на вечное блаженство, но и Сам помогает иго это нести, подавая нам благодать Святого Духа и всесильную помощь.

Пока человек в мире, ему неизбежно сопутствуют заботы, волнения и испытания. Но жизненные скорби верующего христианина не только не ведут к болезненному унынию, безрадостному состоянию и отчаянию, как у ведущих суетную и греховную жизнь, а помогают духовно возрастать и совершенствоваться. «Первое из благ – стяжать всегда Бога и чрез приближение и восхождение к Нему делаться Его стяжанием» (святитель Григорий Богослов).

Толкование Евангелия от Матфея 11:28 "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас"

Сначала мы вспомним о распространенной теологической концепции, согласно которой все заповеди Ветхого Завета отменены Новым. После прочтения предыдущих глав, дорогой читатель, я надеюсь, Вы уже поняли, что далеко не все заповеди, изложенные в ветхозаветном Писании теперь недействительны. Потеряли актуальность только те из них, которые Иисус исполнил Своим искупительным служением (см. Мф. 5:17,18) и которые были предназначены для изолированного теократического государства Израиль. Христос Своей миссией никоим образом не исполнил закон о субботе. Указание Бога помнить день, в который Он почил после сотворения Земли, и посвящать Ему этот день (см. Исх. 20:8-11) никак не пересекается с миссией Иисуса. После пришествия Христа Бог не перестал быть Творцом. Давайте вспомним, зачем на землю сошел Христос: примирить человечество с Создателем, явить истинный характер Творца, освободить людей от греха, дать возможность верующим приобрести жизнь вечную через Свою заместительную жертву... Где здесь исполнившийся образ или тень (см. 1 Кор. 10:11 , Евр. 8:5) субботы? Как видите, никакой связи со смысловым содержанием четвертой заповеди Декалога в служении Иисуса нет.

Тем более суббота никак не была привязана к государству Израиль и евреям, так как была установлена Богом сразу после творения Земли. В Священном Писании имеется предсказание об ее соблюдении в будущем, о чем мы размышляли в предыдущих главах.

Теперь я попробую доказать Вам, дорогой читатель, путем анализа Библии несостоятельность всех аргументов, которыми сторонники воскресенья пытаются дискредитировать необходимость соблюдения заповеди о субботе.

Некоторые богословы пытаются новозаветное исполнение заповеди о субботе увидеть в знаменитой фразе Христа:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

Мол, субботний покой христиане нашли в Иисусе. Однако, если проанализировать этот стих без отрыва от контекста, то станет очевидным, что Христос здесь говорил не о замене физического покоя от труда в субботу постоянным успокоением в Господе. Данной фразой Иисус призывает людей, измученных своими грехами и жизненной суетой, обратить свой взор на Него. Человек, познав Бога, начинает смотреть по-другому на многие житейские проблемы, которые раньше занимали его сердце, вызывали переживания и волнения. Узнав через знакомство с Иисусом любящий характер Творца, человек начинает доверять Создателю и Его мудрому закону. Постепенно у истинного христианина изменяются жизненные приоритеты. Поэтому далее, поясняя исследуемый нами текст, Христос так и говорит:

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня , ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:29,30).

То есть мы видим, что, согласно данным библейским текстам, покой в Иисусе найдут лишь те , кто научится от Христа, возьмет на себя Его иго, то есть во всем будет следовать мудрому, несложному учению Господа, направленному исключительно на благо самого человека.

Об этом говорил и апостол Иоанн:

«Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки » (1 Ин. 5:3).

И никакой связи с субботой.