Тест по повести о петре и февронии. Контрольная работа: Образ семьи в "Повести о Петре и Февронии Муромских"

Тест по «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ» (7 класс)

а) древний неизвестный летописец

б) монах Нестор

в) писатель Ермолай Еразм

2. Определите жанр произведения.

б) сказание

в) бытовая повесть

3. Черты, каких фольклорных жанров, проявились в «Повести о Петре и Февронии»? а) былина; б) сказка; в) загадка; г) пословица; д) поговорка; е) прит­ча; ж) частушка.

4 . Какие сказочные мотивы, сюжеты и образы ис­пользованы в повести?

а) волшебный конь

б) борьба со Змеем

в) встреча с мудрой девой

5. Какие элементы житийного жанра сохранились в повести?

а) рассказ о благочестивых родителях

б) повествование о благочестивой, богобоязненной жизни

в) построение храма, церкви

6. Какова функция загадок в повести?

а) подчеркнуть связь с фольклором

б) показать мудрость героини

в) подчеркнуть превосходство женщины над мужчи­ной

7. В каком городе происходит действие?

в) Новгород

8. Как звали князя, в обличии которого перед гражданами представал злой змии?

б) Владимир

9. В чём тайна смерти злого змия?

а) тайну смерти не знал сам змий

б) его ждала смерть от Петрова плеча, Агрикова меча

в) смерть была на конце иглы

10. Что искал князь Петр в алтарной стене между керамидами?

а) пучок льна

б) сорочку, порты и полотенце

в) Агриков меч

11. От чего тело Петра покрылось струпьями?

а) змий забрызгал его своей кровью

б) от деяний жены своей

в) от неправильного лечения

12. Чем занималась Феврония, когда слуга Петра впервые приехал в село Ласково?

а) занималась по хозяйству

б) ткала полотно

в) вышивала

13. Кем работали брат и отец Февронии?

а) лесорубами

б) древолазами

в) плотниками

14. При каком условии Феврония согласилась лечить князя Петра?

а) Пётр должен был жениться на Февронии

б) он должен был истоптать три пары железных сапог

в) он должен был её богато одарить

15. Что попросила Февронья у бояр?

а) богатства

б) Агриков меч

г) супруга Петра

16. Что явилось главным в описании Петра и Февро­нии?

а) мудрость

б) любовь

в) смирение

17. Княжеские жены невзлюбили Февронию за то, что она

а) была мудрее их

б) имела дар целительства

в) была незнатного рода

18. Что произошло после того, как князь с княгиней покинули Муром?

а) город стал процветать

б) в городе начались усобицы

в) ничего не изменилось

19. Какими оказались люди, пытавшиеся разлучить тела Февронии и Петра?

а) жестокими

б) неразумными

в) трусливыми

20. Что происходило в гробах героев после их смерти?

а) зажигались свечи

б) исцелялись больные

в) умершие соединялись в одном гробу

21. Какие имена получили Пётр и Феврония после принятия монашеского обета?

а) Павел и Фёкла

б) Давид и Ефросиния

в) Владимир и Василиса

22. Как можно понять финал повести?

а) торжество любви

б) чудо как награда за благочестие

в) сказочный финал

Ответы к тесту «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»

1. в 2. в 3. б, в, г, д 4. б, в 5. а, в 6. б, в 7. А 8. в 9. б 10. в 11. а 12б 13 б 14а 15г 16б 17б 18б 19б 20в 21б 22а

Контроль реализации программы

Контрольный тест по произведению

«Повесть о Петре и Февронии Муромских

Вариант 1

Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала для соборного храма Богородицы воздух с ликами святых. Блаженный же князь Петр, нареченным Давыдом, прислал к ней сказать:

Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.

Она же в ответ:

Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь.

Он вторично посылает к ней:

Уже час мой настал, не могу больше ждать тебя.

Она же заканчивала воздух, только у одного святого не вышила ризы. Кончив вышивать лицо, воткнула в покров иглу и обмотала вокруг нее нитку, которой шила, и послала к блаженному Петру, нареченному Давыдом, о том, что она готова преставиться вместе с ним. Помолившись, предали оба вместе чистые свои души в руки Божии месяца июня в 25-й день.

После их преставления захотели люди похоронить Петра внутри города, в соборной церкви, Пречистой Богородицы, А Февронию – вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения. И сделали им отдельные гробы и положили их врозь. Общий же гроб, который они повелели истесать из единого камня, остался стоять пустым в соборной церкви внутри города.

Наутро люди увидели, что их гробы пусты, и тела их обретаются внутри города, в соборной церкви, в едином гробе, который они повелели для себя истесать. Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе. Уже больше не осмеливались прикоснуться к святым их телам и положили их в едином гробе, как они сами повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой

Богородицы внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому.

(«Повесть о Петре и Февронии Муромских»)


  1. Житие

  2. Рассказ

  3. Летопись

  4. Поучение

  1. Открывает повествование

  2. Завершает повествование

  3. Является кульминацией сюжета

  4. Является одним из этапов развития сюжета

  1. Желание Февронии дошить покров в святую церковь

  2. Желание Давыда побыстрее покинуть мир

  3. Невозможность для людей разъединить тела Ефросинии и Давыда после смерти

  4. Неверно выбранный день смерти
А4. Какими оказались люди, пытающиеся разлучить тела Февронии и Петра?

  1. Жестокими

  2. Трусливыми

  3. Отчаявшимися

  4. Неразумными
А5. С какой целью автор при характеристике Петра и Февронии использует такие слова и выражения : «к блаженному Петру», «предали оба вместе чистые души в руки Божии», К их святым телам»?

  1. Выявляет в героях серьезное отношение к смерти

  2. Наделяет героев неземными чертами

  3. Характеризует психологическое состояние героев

  4. Показывает, что после смерти оба были причастны к лику святых
В1. Укажите художественно-выразительное средство, которое помогает автору описать образ и выразить свое отношение к нему («святым их телам», «чистая душа», «блаженный Петр»)

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его высказываний (со слов: «Сестра Ефросиния!...»).

В3. Из абзаца, начинающегося со слов «Феврония, нареченная Ефросинией…» выпишите сочетание слов, которое называет то, что вышивала Феврония для соборного храма Богородицы.

В4. Объясните значение слова риза.

С1. Какие необычные события происходили после смерти Петра и Февронии? Как вы это объясните?

Контрольный тест по древнерусской литературе

Вариант 2

7 класс

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

Если забудете это, то чаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Чт о умеете хорпошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творить, не ленитесь ни на что хорошее…
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.


  1. Поучение

  2. Летопись

  3. Слово

  4. Рассказ
А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

  1. Является завязкой сюжетного действия

  2. Завершает повествование

  3. Является кульминацией сюжета

  4. Является экспозицией
А3. Главной идеей данного фрагмента является:

  1. Мысль о почтении к старым людям

  2. Идея Владимира Мономаха о том, что учиться и трудиться надо постоянно

  3. Самоуверенность Владимира Мономаха

  4. Мысль о том, что надо любить ближнего своего как самого себя
А4. Какая из данных ниже идей не заявлена Владимиром Мономахом в данном фрагменте?

  1. Чтите гостя

  2. Любите жену свою, но не давайте ей власти над собой

  3. Творить добро

  4. Накормите и напоите просящего
А5. К какому типу текста относится данный фрагмент из произведения Владимира Мономаха?

  1. Рассуждение

  2. Описание

  3. Повествование

  4. Одновременное совмещение описание и повествования

В1. Укажите художественно-выразительное средство, основанное на сопоставлении и используемое в следующем предложение : «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев»
В2. Что, по мнению Владимира Мономаха, надо делать, если какие-то из его наставлений забудутся?
В3. Из абзаца, начинающегося сл слов « Что умеете хорошего …», выпишите слово, которое называет то, что является матерью «всему дурному».
В4. В абзаце, начинающемся со слов «Старых чтите…» найдите объяснение, которое дает Владимир Мономах, когда пишет о том, что «более же всего чтите гостя».
С1. Какие из поучений Владимира Мономаха, данные во фрагменте, актуальны до сих пор?

Тест по литературе Повесть о Петре и Февронии Муромских 7 класс. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Когда слуги стали складывать пожитки в суда, чтобы плыть дальше, пришли вельможи из Мурома и сказали:
— Господине княже! Мы пришли к тебе от всех вельмож и от всего города. Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество свое. Многие вельможи в городе друг друга перебили, ибо каждый хотел стать самодержцем, и все от меча погибли. Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не остав­ляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.
Вернулись в Муром князь Петр и княгиня Феврония. И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, толь­ко не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей.
Когда же подошел конец их жизни, они стали молить бога, что­бы им преставиться в один час. И повелели вытесать из одного боль­шого камня единый гроб с преградой посредине и завещали поло­жить тела их в том гробу. Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония — Ефросинией.
Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала для соборного хра­ма Богородицы воздух с ликами святых. Блаженный же князь Петр, нареченный Давыдом, прислал к ней сказать:
— Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.
Она же в ответ:

Он вторично посылает к ней:
— Еще недолго могу ждать тебя.
И третий раз послал к ней:
— Уже час мой настал, не могу больше ждать тебя.
Она же заканчивала воздух, только у одного святого не вышила ризы. Кончив вышивать лицо, воткнула в покров иглу и обмотала вокруг нее нитку, которой шила, и послала к блаженному Петру, на­реченному Давыдом, о том, что она готова преставиться вместе с ним. Помолившись, предали оба вместе чистые свои души в руки божий месяца июня в 25-й день.
После их преставления захотели люди похоронить Петра внутри города, в соборной церкви пречистой Богородицы, а Февронию — вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения. И сделали им отдельные гробы и положили их врозь. Общий же гроб, который они повелели истесать из единого камня, остался стоять пустым в собор­ной церкви внутри города.
Наутро люди увидели, что их гробы пусты, а тела их обретаются внутри города, в соборной церкви, в едином гробе, который они пове­лели для себя истесать. Неразумные люди, которые и при жизни хо­тели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их пре­ставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гро­бе. Уже больше не осмеливались прикоснуться к святым их телам и положили их в едином гробе, как они сами повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Что означает слово воздух в данном тексте?

2. От чьей крови тяжело заболел Петр?


Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления.

4. Петр троекратно обращается к Февронии в финале повести. Как называется вид словесного искусства, традиции которого прояв­ляются в этом эпизоде?

5. Укажите название приема:
Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе.

Задания с развернутым ответом

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Что означает слово блаженный в данном тексте?

2. Где (в какой земле) жила Феврония до встречи с Петром?

3. Как называется изобразительное средство?
И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать.

4. В финале повести происходят чудеса.
А как называется жанр фольклора, представляющий собой рассказ о вымышленных событиях?

5. — Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.
Она же в ответ:
— Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь.
Как называется такая форма речевого взаимодействия героев ли­тературного произведения? ­

Задания с развернутым ответом

6. Какие черты личности героев проявились в данном фрагменте?

7. Какими представлены горожане?

8. Сопоставьте фрагмент «Повести о Петре и Февронии Муромских» и русскую народную сказку «Мудрая дева». Чем похожи герои­ни? Чем различаются?

Русская народная сказка Мудрая дева для 8 задания

Помер старик со старухою, оставался у них сын сирота. Взял его к себе дядя и заставил овец пасти.
Ни много, ни мало прошло времени, призывает дядя племянни­ка, хочет попытать у него ума-разума и говорит ему:
Вот тебе сотни баранов, гони их на ярмонку да продай с бары­шом, — чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены.
Что тут делать! Заплакал бедняга и погнал баранов в чистое поле: выгнал, сел на дороге и задумался о своем горе. Идет мимо девица:
О чем слезы льешь, добрый молодец?
— Как же мне не плакать? Нет у меня ни отца, ни матери; один — дядя, и тот обижает!
Какую ж обиду он тебе делает?
— Да вот послал на ярмонку, велел баранами торговать, да так, — чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены.
— Ну, это хитрость не великая! Найми-ка ты баб да остриги ба­ранов, а шерсть отнеси на ярмонку и продай; вот у тебя и деньги, и бараны в целости!
Парень так и сделал; продал шерсть, пригнал стадо домой и от­дает дяде вырученные деньги.
— Хорошо, — говорит дядя племяннику, — только ведь ты не своим разумом вздумал это? Чай, тебя научил кто-нибудь?
Парень признался.
— Шла, — говорит, — мимо девица, она научила.
Дядя тотчас приказал закладывать лошадь:
— Поедем, станем сватать ту девицу.
Вот и поехали.
Приезжают прямо на двор, спрашивают: куда лошадь девать?
— Привяжите до зимы аль до лета! — говорит им девица.
Дядя с племянником думали, думали, не знают, за что привя­зать; стали у ней спрашивать: до какой зимы, до какого лета?
— Эх вы, недогадливые! Привяжите к саням, а не то к телеге.
Привязали они лошадь, вошли в избу и сели на лавочку. Спрашивает ее дядя:
— Ты с кем живешь, девица?
— С батюшкой.
— Где ж твой отец?
— Уехал сто рублей на пятнадцать копеек менять.
— А когда назад воротится?
— Если кругом поедет — к вечеру будет, а если прямо поедет — и через три дня не бывать!
— Что ж это за диво такое? — спрашивает дядя. — Неужто и вправду- отец твой поехал сто рублей на пятнадцать копеек менять!
— А то нет? Он поехал зайцев травить; зайца-то затравит — всего пятнадцать копеек заработает, а лошадь загонит — сто рублей потеряет.
— А что значит: ежели он прямо поедет — и в три дня не прибу­дет, а ежели кругом — к вечеру будет?
— А то значит, что прямо болотом ехать, а кругом — дорогою!
Удивился дядя уму-разуму девицы и сосватал ее за своего пле­мянника.

Ответы на тест по литературе Повесть о Петре и Февронии Муромских
1 вариант
1. покров // покров для чаши
2. змий
3. эпитет
4. фольклор // устное народное творчество
5. повтор
2 вариант
1. благой // добрый
2. Рязанская
3. эпитет
4. сказка // волшебная сказка
5. диалог

Тип урока: комбинированный.

Цели:

1) Образовательные : раскрыть идейно-художественное своеобразие повести, выявить черты жития и признаки сказки в данном литературном памятнике.

2) Развивающие : развивать память, речь, креативное мышление.

3) Воспитательные : прививать любовь к чтению, воспитывать чувства патриотизма.

Оборудование: фрагмент деревенской избы (лавка, покрытая вышитым покрывалом, прялка); на партах – валентинки; шкатулка с предметами-заданиями; костюмы для инсценировки; листочки для тест-контроля.

Технические средства обучения: магнитофон.

Ход урока.

I. ИНТРИГА.

Слово учителя.

Ребята, представьте, что сегодня на календаре не 25 сентября 2007 года, а 14 февраля 2008 года. Вот какое странное событие сейчас произойдет. Закройте глаза.

Звучит спокойная фольклорная музыка. В кабинет входит девочка в роли Февронии, медленно проходит между парт и замечает лежащие на них валентинки, берет одну из них и читает.

Феврония . Отроки, что за диковинные вещицы лежат у вас на столах?

Дети отвечают.

Феврония . В честь кого отмечается этот заморский праздник?

Дети отвечают.

Феврония . У нас, ребята, есть свои покровители любви и верности. История этой возлюбленной пары не менее романтична: «Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем, как рассказывают, правил князь по имени Павел…» Впрочем, эту историю вы и так знаете…

II. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.

Слово учителя.

Ребята, о ком говорила наша странная гостья? Героями какого литературного произведения являются Петр и Феврония? Мы каждый год 14 февраля празднуем день Святого Валентина, даже не задумываясь о том, что отмечаем католический праздник. А у нас действительно есть свои покровители любви – святые Петр и Феврония. 8 июля – православный день влюбленных.

На сегодняшнем уроке мы должны выяснить: действительно ли судьба Петра и Февронии ярче для нас, русских, чем история Святого Валентина. И поможет нам в этом древнерусская «Повесть о святых Петре и Февронии Муромских».

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

1. Тест-контроль(см. в Приложении 1).

Учитель . На прошлом уроке мы говорили об исторической основе повести. Вы делились впечатлениями о прочитанном, кратко коснулись содержания произведения, а сейчас проверим, насколько хорошо вы его знаете.

Тест-контроль подготовила Женя. На листочках рядом с номером предложения поставьте «+», если оно содержит правильную информацию, «–», если она ошибочная.

После выполнения – самопроверка учащимися. Выставляется рейтинговая отметка.

2. Словарная работа.

Учитель . В каком веке происходили события повести?

Ученик . В XII – начале XIII веках.

Учитель . Кем и когда была написана повесть?

Ученик . Повесть была написана в XVI веке талантливым русским писателем Ермолаем – Еразмом.

Учитель . Текст написан очень давно, поэтому нам необходим словарь урока (см. в Приложении 2). Юля дома поработала с толковым словарем и сегодня углубит ваше представление о лексическом значении отдельных устаревших слов.

3. Инсценировка «Слуга Петра у Февронии».

Учитель . Ребята, как вы думаете, почему слуга не может ничего понять в словах дочери древолаза?

Ученик. Свои ответы- загадки она через него как бы адресует кому-то другому, сам слуга до них еще не дорос умом.

Учитель. Как вы думаете, какую роль в данной сцене играет заяц?

Ученик. Он создавал шум, чтобы Феврония не устала от монотонной работы.

4. Задание «Волшебная шкатулка».

Учитель . Предметы, лежащие в ней, помогут нам ответить на вопрос: какую проверку на мудрость устроил князь Петр Февронии?

Учитель показывает предметы (пучок льна, чурочка), а учащиеся объясняют их назначение.

5. Анализ повести.

Вопросы для беседы.

Учитель . Сдержал ли князь свое слово? Удалось ли ему исцелиться.

Ученик . Ради временной выгоды готов совершить грех – обмануть. Но болезнь все же привела его к смирению. Он исцелил не только свой физический недуг, но и душу.

Учитель . Предвидение Февронии сбылось, теперь Петр и Феврония стали княжить. Какое испытание пришлось пройти княгине?

Ученик . Испытание связано с коварством людей – завистью, злобой. И снова мудрость Февронии, уважение и любовь к супругу оказались выше наветов и злобы бояр.

Слово учителя . В нашей шкатулке остался еще один предмет – иголка с золотой нитью. Объясните его роль в повести.

Ученик . Не закончив до конца свою работу, она бросает ее, выбрав, как главное, супружескую верность, верность своему слову, данному мужу.

Учитель . Как думаете, герои любят друг друга? Почему вы так решили?

Ученик . Да, любят. Они уважают друг друга, переживают.

Слово учителя . Обычно «Повесть о Петре и Февронии Муромских» называют повестью о любви, но мы ни разу не встретили это слово, чтобы оно было сказано героями по отношению друг к другу. Слово «люблю» не звучало в устах героев. В данной повести любовь не просто слово, а еще и определенная традиция. Венчанные муж и жена на Руси – это единое целое. Любовь Февронии – жертвенная любовь, любовь к ближнему своему, ради его спасения.

6. Составление таблицы «Черты сказки и жития в повести».

Дома вы должны были найти в произведении признаки сказки и черты жития. Результат работы оформим в таблице (на доске).

Признаки сказки Черты жития
1. Сказочный зачин.

2. История о мудрой деве.

3. Сказочный герой – змей-искуситель.

4. Волшебные вещи: агриков меч.

5. Загадки.

6. Задания – испытания.

7. В языке повести – постоянные эпитеты («лукавый змей», «мудрая дева»).

8. Добро побеждает зло.

1. Автор создает идеальные образы.

2. Восхваляющие эпитеты (Петр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная).

3. Любовь к Богу.

4. Чудеса, которые творит герой.

5. Необычная смерть и посмертные чудеса.

- Для создания образов Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, жития.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Учитель. Вернемся к вопросу, заданному в начале урока, действительно ли жизнь Петра и Февронии ярче и ближе для нас, русских людей, чем история Святого Валентина?

Ученики делятся своими размышлениями по поводу данного вопроса.

Учитель обращает внимание на иллюстрацию иконы святых Петра и Февронии.

Слово учителя . Мощи святых до сих пор хранятся в одном из храмов города Мурома. К ним съезжаются верующие со всех уголков России, чтобы попросить у святых благословления на счастливую семейную жизнь. Верующие не презентуют друг другу открытки и шоколадные сердца, зато искренняя молитва святым Петру и Февронии способна подарить встречу с долгожданным избранником и лад в семейных отношениях.

V. ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Подумать над вопросом:

1. Соответствует ли заключительная часть «Повести» житийным повестям?

2. Какие жизненные ценности утверждаются в ней.

Приложение 1

Тест - контроль

(+) 1. Змей поведал о своей смерти жене Павла.

(–) 2. Петр убил лукавого змия топором.

(+) 3. От крови змия тело Петра покрылось струпьями и открылись

(–) 5. Брат Февронии был скалолазом.

Струп, чтобы проверить его.

(–) 7. Петр с первого раза взял Февронию в жены.

(+) 8. В Муроме бояре и их жены невзлюбили Февронию.

(+) 9. Петр и Феврония заранее заказали себе гроб.

(+) 10. Их причислили к лику святых.

(+) 11. У них не было детей.

Воздух с ликами святых.

(–) 13. Души Петра и Февронии отошли в разное время.

(+) 14. Сразу после смерти их положили в разные гробы.

(+) 15. После смерти их пытались разлучить два раза.

Приложение 2

Словарь урока

Навет сирый

Преставится

Просвещение

Праведный

Благочестие

Канонизировать

В ходе словарной работы ученица дает лексическое толкование каждому слову.

Е. И. Устич, МОУ СОШ с. Варваровка, Октябрьский район, Амурская область

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Когда слуги стали складывать пожитки в суда, чтобы плыть дальше, пришли вельможи из Мурома и сказали: Господине княже! Мы пришли к тебе от всех вельмож и от всего города. Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество свое. Многие вельможи в городе друг друга перебили, ибо каждый хотел стать самодержцем, и все от меча погибли. Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим. Вернулись в Муром князь Петр и княгиня Феврония. И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей. Когда же подошел конец их жизни, они стали молить бога, чтобы им преставиться в один час. И повелели вытесать из одного большого камня единый гроб с преградой посредине и завещали положить тела их в том гробу. Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония Ефросинией. Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала для соборного храма Богородицы воздух с ликами святых. Блаженный же князь Петр, нареченный Давыдом, прислал к ней сказать: Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти. Она же в ответ: Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь. Он вторично посылает к ней: Еще недолго могу ждать тебя. И третий раз послал к ней: Уже час мой настал, не могу больше ждать тебя. Она же заканчивала воздух, только у одного святого не вышила ризы. Кончив вышивать лицо, воткнула в покров иглу и обмотала вокруг нее нитку, которой шила, и послала к блаженному Петру, нареченному Давыдом, о том, что она готова преставиться вместе с ним. Помолившись, предали оба вместе чистые свои души в руки божий месяца июня в 25-й день. После их преставления захотели люди похоронить Петра внутри города, в соборной церкви пречистой Богородицы, а Февронию вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения. И сделали им отдельные гробы и положили их врозь. Общий же гроб, который они повелели истесать из единого камня, остался стоять пустым в соборной церкви внутри города. Наутро люди увидели, что их гробы пусты, а тела их обретаются внутри города, в соборной церкви, в едином гробе, который они повелели для себя истесать. Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе. Уже больше не осмеливались прикоснуться к святым их телам и положили их в едином гробе, как они сами повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому.

2 1 вариант Задания с кратким ответом 1. Что означает слово воздух в данном тексте? 2. От чьей крови тяжело заболел Петр? 3. Как называется изобразительное средство? Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления. 4. Петр троекратно обращается к Февронии в финале повести. Как называется вид словесного искусства, традиции которого проявляются в этом эпизоде? 5. Укажите название приема: Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе. Задания с развернутым ответом 6. Какие черты личности героев проявились в данном фрагменте? 7. Какими представлены горожане? 8. Сопоставьте фрагмент «Повести о Петре и Февронии Муромских» и русскую народную сказку «Мудрая дева». Чем похожи героини? Чем различаются?

3 2 вариант Задания с кратким ответом 1. Что означает слово блаженный в данном тексте? 2. Где (в какой земле) жила Феврония до встречи с Петром? 3. Как называется изобразительное средство? И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать. 4. В финале повести происходят чудеса. А как называется жанр фольклора, представляющий собой рассказ о вымышленных событиях? 5. Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти. Она же в ответ: Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь. Как называется такая форма речевого взаимодействия героев литературного произведения? Задания с развернутым ответом 6. Какие черты личности героев проявились в данном фрагменте? 7. Какими представлены горожане? 8. Сопоставьте фрагмент «Повести о Петре и Февронии Муромских» и русскую народную сказку «Мудрая дева». Чем похожи героини? Чем различаются?

4 Русская народная сказка Мудрая дева для 8 задания Помер старик со старухою, оставался у них сын сирота. Взял его к себе дядя и заставил овец пасти. Ни много, ни мало прошло времени, призывает дядя племянника, хочет попытать у него ума-разума и говорит ему: Вот тебе сотни баранов, гони их на ярмонку да продай с барышом, чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены. Что тут делать! Заплакал бедняга и погнал баранов в чистое поле: выгнал, сел на дороге и задумался о своем горе. Идет мимо девица: О чем слезы льешь, добрый молодец? Как же мне не плакать? Нет у меня ни отца, ни матери; один дядя, и тот обижает! Какую ж обиду он тебе делает? Да вот послал на ярмонку, велел баранами торговать, да так, чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены. Ну, это хитрость не великая! Найми-ка ты баб да остриги баранов, а шерсть отнеси на ярмонку и продай; вот у тебя и деньги, и бараны в целости! Парень так и сделал; продал шерсть, пригнал стадо домой и отдает дяде вырученные деньги. Хорошо, говорит дядя племяннику, только ведь ты не своим разумом вздумал это? Чай, тебя научил кто-нибудь? Парень признался. Шла, говорит, мимо девица, она научила. Дядя тотчас приказал закладывать лошадь: Поедем, станем сватать ту девицу. Вот и поехали. Приезжают прямо на двор, спрашивают: куда лошадь девать? Привяжите до зимы аль до лета! говорит им девица. Дядя с племянником думали, думали, не знают, за что привязать; стали у ней спрашивать: до какой зимы, до какого лета? Эх вы, недогадливые! Привяжите к саням, а не то к телеге. Привязали они лошадь, вошли в избу и сели на лавочку. Спрашивает ее дядя: Ты с кем живешь, девица? С батюшкой. Где ж твой отец? Уехал сто рублей на пятнадцать копеек менять. А когда назад воротится? Если кругом поедет к вечеру будет, а если прямо поедет и через три дня не бывать! Что ж это за диво такое? спрашивает дядя. Неужто и вправду- отец твой поехал сто рублей на пятнадцать копеек менять! А то нет? Он поехал зайцев травить; зайца-то затравит всего пятнадцать копеек заработает, а лошадь загонит сто рублей потеряет. А что значит: ежели он прямо поедет и в три дня не прибудет, а ежели кругом к вечеру будет? А то значит, что прямо болотом ехать, а кругом дорогою! Удивился дядя уму-разуму девицы и сосватал ее за своего племянника.

5 Ответы на тест по литературе Повесть о Петре и Февронии Муромских 1 вариант 1. покров // покров для чаши 2. змий 3. эпитет 4. фольклор // устное народное творчество 5. повтор 2 вариант 1. благой // добрый 2. Рязанская 3. эпитет 4. сказка // волшебная сказка 5. диалог


Святые князья Петр и Феврония Муромские Сегодня имена покровителей счастливого супружества Петра и Февронии известны миллионам россиян. Люди обращаются к муромским чудотворцам с просьбами о замужестве,

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ 8 июля день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии В 2008 году при поддержке супруги Председателя Правительства РФ Светланы Медведевой был учрежден

Ìèøêèíà êàøà Îдин раз, когда я жил с мамой на даче, ко мне в гости приехал Мишка. Я так обрадовался, что и сказать нельзя! Я очень по Мишке соскучился. Мама тоже была рада его приезду. Это очень хорошо,

Эпосы, легенды и сказания Повесть о Петре и Февронии Серия «Хрестоматии для начальной школы» Серия «Большая хрестоматия для начальной школы» Серия «Древнерусская литература и устное народное творчество»

Однажды шёл этот человек по дороге и думал о том, как несправедлива к нему судьба и как счастливы люди, у которых есть дети. Удручённый своим горем, столкнулся он со стариком, шедшим навстречу. Спрашивает

Разговорились промеж собой две девки: Как ты, а я, девушка, замуж не пойду! А что за неволя идти-то! Ведь мы не господские. А видала ль ты, девушка, тот струмент, каким нас пробуют? Видала. Ну что же толст?

èéçöëíú é èöíêö à îöçêéçàà 1 Повесть о житии новых муромских святых чудотворцев, благоверного, и преподобного, и достойного похвалы князя Петра, названного во иночестве Давидом, и супруги его, благоверной,

С ЧЕГО ИИСУС НАЧИНАЕТ СВОЕ СЛУЖЕНИЕ? С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона,

Лев Николаевич Толстой Воров сын http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=21119542 Лев Николаевич Толстой Воров сын Изложение по рассказу Н. С. Лескова: Под Рождество обидели Собрался в одном городе

Учитель: Медведева Е.Е. изучить справочную литературу, повествующую о разнообразных жанрах искусства слова в Древней Руси; выявить исторические события, оказавшие влияние на развитие литературы; оформить

Имя и Фамилия: Число, месяц, год рождения: Адрес: Истории из Библии Библейский Час Телефонный номер: Адрес электронной почты: Имя преподавателя: УРОК 1: истории Потерянная овца. Прочитай: Ключевой стих:

Владимир Федорович Одоевский Серебряный рубль Серия «Сказки дедушки Иринея» http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=646205 Владимир Федорович Одоевский. Избранное: М.; 2011 Аннотация «Долго любовалась

Повесть о Петре и Февронии в иконных клеймах Знаменитая «Повесть о Петре и Февронии» написана известным духовным писателем середины XVI века священником Ермолаем (в монашестве Еразм). Почти сразу же она

Урок 62 1. -Когда Иисус узнал, что Лазарь заболел, почему Он, немедленно, не пошёл к нему? -Потому что Иисус хотел показать свою могущественную силу, Бога Спасителя. 2. -Марфа думала, что Иисус собирается

«Князь Красное Солнышко» презентация к классному часу на тему «Крещение Руси» Подготовил ученик 4 а класса Мясоедов Павел Кому верили и чему поклонялись в языческой Руси Перун Овсень Коляда Ярило Мокошь

ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ (Перевод Л. А. Дмитриева) I Есть в Русской земле город, называемый Муромом. Правил в нем когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий,

Поп Слик идет в рай - Вставай, жена! - сказал поп Слик попадье. - Погрузим наше имущество на осла, возьмем детей наших и пойдем в рай! Так и сделали, велели детям идти впереди и пустились в путь. Много

Свящ: И сподоби нас Владыка, со дерзновением, неосужденно осмелиться призывать Тебя, Небесного Бога Отца, и говорить. Благодарственная малая ектенья (В конце Литургии). Диак: Станем с благоговением, и

Часть первая. Детство (1) Весна" зака"нчивается. Ка"ждый день иду"т дожди". В де"тстве я выходи"ла из до"ма, надева"ла гало"ши и до"лго смотре"ла на ту"чи. Ту"чи похо"жи на шерсть бара"на. Вот и сейча"с

Бокай Наталия Николаевна воспитатель группы - семьи «Орлята» Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Радуга» Департамента труда и социальной защиты населения

Vmireskazki.ru Сказки народов России Русские сказки Смирный мужик и драчливая жена Русские сказки Мужичок некий жил с своею женою в великой скудости. Он был так смирен, как теленок, а жена его так зла,

Поставил: учитель технологии МОУ СОШ пос. Новоколхозное Сысоева Е.Н. Пасхальный колобок Театрализованное представление в рамках уроков «Русские умельцы» Участники: учащиеся 5 класса Цель: Воспитать духовно-нравственные

Урок 65 1. -Иисус пришёл в мир для того, чтобы мы работали для него и заработали путь на небеса? 2. -Что сказал Иисус, зачем Он пришёл в мир? -Чтобы служить людям и отдать Свою жизнь как выкуп за многих.

Тест по истории России 6 класс 1 вариант 1. К причинам активного переселения людей с Юга Руси в междуречье Оки и Волги относится 1) спасение от половецких набегов 2) хороший климат, чернозёмные плодородные

Урок 57 1. -Почему Иисус устал? -Хотя Иисус был полностью Бог, Он, также, был полностью человек. 2. -Почему Иисус был в состоянии приказать ветру и морю утихнуть? -Потому что Иисус был Бог. 3. -Почему

В этот день мы желаем не только препоручить Богу наших усопших, но и обновить нашу веру в воскресение со Христом, победившим смерть. Вера наша заключена в словах Господа Иисуса, сказавшего: «Я есмь воскресение

Образовательный минимум. Литературное чтение. 4 класс.1 триместр. Задание. Ответ 1. Назови жанры устного народного творчества (фольклора) Сказка, былина, пословица, поговорка, легенда, песня, небылица,

Страница: 1 ТЕСТ 17 Фамилия, имя Класс Прочитай текст. ДОЧЬ-СЕМИЛЕТКА Ехали два брата: один бедный, другой богатый. У обоих по лошади у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом.

100 ЛУЧШИХ ХУДОЖНИКОВ - ДЕТЯМ К. Чуковский С. Маршак С. Михалков А. Барто, П. Барто Борис Заходер Ю. Владимиров А. Елисеев некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было

Али-Баба и сорок разбойников В давние времена жили два брата Касим и Али-Баба. Касим был богатым торговцем, его жену звали Фатима. А Али-Баба был беден, и женат он был на девушке Зейнаб. Однажды жена сказала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Ирбис» Кировского района г.о. Самара Методическая разработка мероприятия для летнего лагеря

Евангелие от Матфея 164 Бессилие Пилата Мф 27:11-26 Быт 1:28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и

МБДОУ детский сад 42 «Алёнушка» г.тимашевск Июль 2016 Познавательно-развлекательный вестник для детей от 2 до 102 лет 27 КАРамелька КАРамелька! Лето красное и прекрасное! стр.1 КАРету мне, КАРету! «8 июля

Урок 49 1. -Для кого Иоанн Креститель подготавливал сердца евреев? -Для Иисуса Спасителя. 2. -Как Иоанн Креститель подготавливал сердца евреев? -Обучая их Слову Божьему. 3. -Чему Иоанн Креститель учил

XLIII «Онегин, я тогда моложе, Я лучше, кажется, была, И я любила вас; и что же? Что в сердце вашем я нашла? Какой ответ? одну суровость. Не правда ль? Вам была не новость Смиренной девочки любовь? И нынче

Хорошо" дое"хали? спроси"л сын, прислу"шиваясь к же"нскому го"лосу из-за две"ри. Он знал, что э"то был го"лос той да"мы, кото"рая встре"тилась ему" при вхо"де. Да"ма сно"ва вошла" в вагон. Вро"нский вспо"мнил

Русская народная сказка. {mp3}zhadnost{/mp3} 1 / 7 В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Поехал он раз свои земли осматривать да и потерял где-то именной перстень. Как вернулся царь

ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ ПОВЕСТЬ О ЖИТИЯ НОВЫХ МУРОMCKИX СВЯТЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ, БЛАГОВЕРНОГО, И ПРЕПОДОБНОГО, И ДОСТОЙНОГО ПОХВАЛЫ КНЯЗЯ ПЕТРА, НАЗВАННОГО ВО ИНОЧЕСТВЕ ДАВИДОМ, И СУПРУГИ ЕГО, БЛАГОВЕРНОЙ, И ПРЕПОДОБНОЙ,

Русский 5 Домашняя работа 28 февраля Имя. Задание 1: Прочитайте рассказ Н. Носова Метро! ы с мамой и Вовкой были в гостях у тети Оли в Москве. В первый же день мама и тетя ушли в магазин, а нас с Вовкой

RU 202 Работал старик в поле и нашел клад. Много там было денег, много золота. Привез он золото домой и сказал жене: -Никому не говори, что я нашел. А старуха пошла к соседке и говорит ей: -Соседка,

Урок 56 1. -Что такое притча? -Притча - это рассказ, которым учат Божью правду. 2. -Почему Иисус начал учить людей притчами? -Несмотря на то, что многие люди последовали за Иисусом, они не верили в него.

Эпосы, легенды и сказания Дочь-семилетка Серия «Хрестоматии для начальной школы» Серия «Большая хрестоматия для начальной школы» Серия «Древнерусская литература и устное народное творчество» Серия «Русские

Пособие для малых групп П.В.Грубий 11.19.2017 Почему Бог должен избавлять нас, если Он даже Своего Сына Христа не избавил от этого? Текст: (Матф.6:13)... и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

ÇéãòÖÅçÄü ãäåèä ÄãÄÑÑàçÄ Äapple ÒÍ fl ÒÍ ÁÍ авным-давно в Багдаде жил портной. Он был очень беден, хоть и работал день и ночь. Ему едва удавалось прокормить жену и сына. А сын его Аладдин был бездельником

2017 Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот. А я уже считать умею! похвастался

Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот. А я уже считать умею! похвастался Петя.

«РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» СЦЕНАРИЙ УРОКА 1 ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ (продолжительность урока 20 минут) Автор разработки: Кукуева Надежда Николаевна, кандидат педагогических наук Сценарий урока развивается

Поэма, 1975 г. Перевод с балкарского Н. Гребнева 1 Мне легенду старую случилось Услыхать от друга в час, когда В небе Темерес-Кале светилась Эта одинокая звезда. И до сей поры меня тревожат Те услышанные

Урок 63 1. -Почему ученики не подпускали людей, приносить своих детей к Иисусу? -Ученики думали, чтобы дети не беспокоили Иисуса. 2. -Иисус любит всех детей? -Да. 3. -Дети, также, нуждаются в спасении

Умная девушка В давние-давние времена жил князь с тремя сыновьями. Однажды он заболел и слег в постель. Когда настал час его смерти, он призвал сыновей и сказал: Я зарыл в землю жемчуг, после моей смерти

Не бойтесь ошибок Мудрый архимандрит Андрей (Конанос) продолжает разговор о решении проблем и поиске верного выбора. Архимандрит Андрей (Конанос) В начале пути всегда совершаются ошибки. Мать первоклассника,

Vmireskazki.ru Сказки Кавказа и Ближнего Востока Азербайджанские сказки Шах и девушка Азербайджанские сказки Рассказывают, что шах Аббас со своим визирем раз в месяц, изменив обличье, обходил свои владения.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 2 «Солнышко»» г. Палласовки Волгоградской обл. Сценарий праздника. Подготовительная группа. Разработчик: Верещагина И.В музыкальный

Календарь МИР для детей 2015 Russian Январь Иисус- святой и сын Божий И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Урок 6 Жизнь по новым стандартам Для того, чтобы сосуществовать друг с другом, люди должны следовать определенным правилам, или стандартам. Представьте, к примеру, семью, в которой несколько детей. Что

8 марта - сказочный сценарий для детей 6-7 лет Действующие лица: Взрослые: Ведущий Старуха Шапокляк Дети: Золушка Красная Шапочка Мудрая Сова Жаворонок Крокодил Гена Чебурашка Фея Принц 8 Марта... В этот

Тимофей Веронин Житие святого равноапостольного князя Владимира в пересказе для детей Художник Виктор Бритвин Москва Издательский дом «Никея» 2016 4 Как люди становятся святыми? Наверное, они с самого

СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ «Чтение образами» ДЕТИ РИСУЮТ ДЕТЯМ Человек есть то, что он читает, и..., как он читает..., становясь незаметно букетом, собранных в чтении цветов. /И.А. Ильин./ Хрустальная гора. Русская

Petra Chalupová, 391690 Людмила Стефановна Петрушевская 26 мая 1938 в Москве прозаик, драматург, переводчик жила в детском доме под Уфой окончила МГУ, работала редактором на телевидении начала сочинять

НЕДЕЛЯ ПЯТАЯ ПО ПАСХЕ, О САМАРЯНЫНЕ Истиннии поклонницы поклонятся Отцу Духом и Истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему (Ин. 4:23). БЕСЕДА ИИСУСА ХРИСТА С САМАРЯНКОЮ В озвращаясь из Иудеи в Галилею,

Образовательный сценарий учебной ситуации в младшей группе Тема учебной ситуации: русская народная сказка «Заюшкина избушка» Какая технология используется: технология развития способности понимания Предмет

СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки. Пошла Аленушка на

Влас Михайлович Дорошевич Человек http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=655115 Аннотация «Однажды Аллах спустился на землю, принял вид самого, самого простого человека, зашел в первую попавшуюся

Самый главный христианский праздник ПАСХА. Светлое Воскресение Христово Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых, победил смерть и искупил наши грехи. Главные православные

Идиотская идея «меня это не касается» Добрый день, друзья. Я продолжаю писать статьи социальной направленности на различные злободневные темы. Темы подсказывают мои сотрудники. В каждой из таких статей