Тактическое мышление: как его развить? Составление плана действий

Иногда человек не может добиться своей цели по той причине, что он слишком открыт для окружающих и бесхитростен. Такому человеку могут легко сесть на шею и заставить его совершать такие поступки, которые ему не выгодны. Чтобы легче жить и добиваться своего, необходимо быть более проницательным и умным, закрытым для других и хитрым.

Как развить хитрость и смекалку?

Глядя на закоренелых хитрецов, некоторые люди начинают сомневаться, можно ли развить хитрость во взрослом возрасте. Но психологи уверены, что можно откорректировать любые черты характера при условии систематической работы и наличия огромного желания. Что касается хитрости, то ими предлагаются такие советы, как развить хитрость:

  1. Разрешите себе быть хитрым. Проблема в том, что многие люди считают хитрость негативным и стараются всегда положительными. Однако вокруг нас живут несовершенные люди, которые могут воспользоваться нашей прямолинейностью и ответственностью в своих целях.
  2. Никогда не рассказывайте все, что знаете по какому-то вопросу, не оправдывайтесь. Оставьте место для фантазий собеседника. Не обязательно объяснять, почему и для чего вы так поступили. Просто говорите, что так надо было.
  3. Старайтесь понять мотивы человека. Психологи утверждают, что в среднем человек врет ежедневно не менее 5 раз. Поэтому не стоит любую информацию принимать за чистую монету. Ваше недоверие к человеку будет выглядеть как проницательность.
  4. Не верьте своим . Принимать решение надо всегда под контролем разума, а не чувств, которые могут завести в тупик.
  5. Играйте на слабых сторонах собеседника. Если он любит похвалу, то начните разговор с похвалы. Если сладости, то угостите шоколадом и т.д.
  6. Развитие хитрости предполагает хорошее знание психологии человека. Учитесь понимать людей и находить к ним подход. Говорите то, что они хотят услышать и молчите насчет того, что им будет неприятно.

Развитое тактическое мышление – залог успеха практически в любой деятельности. Оно помогает одерживать победы на войне, в спорте и в более повседневных вещах – в обучении и решении бытовых проблем. Сегодня мы больше узнаем о тактическом мышлении и его структуре и рассмотрим упражнения для развития этого полезного навыка.

Немного теории

Тактика – это набор приемов, средств для достижения определенной цели. Наиболее часто ее упоминают в связи с ведением боя (тактика ведения боя), со спортом (тактика соревнования), с игрой (тактика игры).

Тактическое мышление – это быстрое, оперативное и целесообразное протекание мыслительных процессов, направленное на поиск рациональных путей решения задачи и достижение цели. Человек с таким мышлением продумывает все действия на несколько шагов вперед. Это можно сравнить с партией в шахматы, когда игроку для достижения победы необходимо не только продумать свои ходы, но и предугадать ходы противника и адекватно ответить на них. Упрощенная схема результатов тактического мышления будет выглядеть как цепочка логических выводов со структурой «Если…, то…».

Тактическое мышление обладает следующими характеристиками:

  1. Действенность. Данный вид мышления неразрывно связан с практической деятельностью, включен в нее. Ученик будет думать, какое решение математической задачи выбрать, именно в процессе работы над ней.
  2. Импровизационность. В процессе решения задач и на пути к достижению цели могут возникать различные непредвиденные обстоятельства, которые не были учтены и продуманы. Тактическое мышление позволяет быстро сориентироваться в ситуации и принять решение-импровизацию. Например, ребенок продумал свои ответы на вопросы учителя на уроке. Но у него спросили что-то, что он не ожидал. Ученик с развитым тактическим мышлением способен легко отойти от ранее намеченного плана и выдать импровизированный ответ.
  3. Оперативность. Такое мышление всегда быстрое и четкое. Например, школьника вызывают отвечать у доски параграф по истории. За несколько секунд необходимых, чтобы встать из-за парты, ребенок продумывает, что и в какой последовательности он скажет, как ответит на вопросы и т.д.
  4. Вероятность. Заключается в том, что любое предположение не может быть абсолютно точным – всегда остается некоторая доля того, что сделанный посредством тактического мышления вывод неверен. Например, школьник решает задачу по физике. Исходя из условий, ученик уже может предположить, каким будет ответ, но не может быть уверен в этом на 100%.

Таким образом, тактическое мышление является весьма полезным навыком, помогающим ученикам даже в самых обычных ситуациях обучения. Оно включает в себя следующие задачи:

  • Постановка целей. Например, решение конкретной математической задачи, блестящий ответ у доски, победа на школьной олимпиаде и т.д.
  • Анализ собственных возможностей в данный момент времени. Ученику необходимо взвесить свои сильные и слабые стороны.
  • Учет условий. Необходимо проанализировать и принять во внимание все внешние факторы решения задачи/проблемы: где проходит, в какое время, кто находится рядом и пр.
  • Прогноз препятствий и трудностей. Необходимо предположить, какие именно затруднения могут возникнуть и как их разрешить в этом случае.
  • Составление запасного плана. Т.к. тактическое мышление характеризуется вероятностью, школьнику необходимо продумать, как он будет действовать, если его первоначальный план не сработает

На первый взгляд эти задачи кажутся достаточно сложными, особенно для ребенка. Но с помощью интересных игровых упражнений тактическое мышление можно развить у представителя любого возраста и пола.

Разгадай значение каждого символа

Каждый символ равен определенному числу. Пользуясь приведенной ниже таблицей, разгадай значение всех фигур. После каждой строки и столбца указана сумма значений символов.


Воздушные шары

Есть четыре шарика (два черных и два белых) с напечатанными на них номерами. Они расположены так, что цифры на них образуют следующую последовательность: 3, 4, 2, 1. Их поменяли местами. Задача: найди новую последовательность, отвечающую условиям:

  • Цифра, стоящая с краю слева в два раза больше соседней.
  • Нечетные номера находятся рядом друг с другом.
  • Белые шарики находятся рядом друг с другом.

Нестандартный «морской бой»

В сетке 6 на 6 клеток необходимо расположить три крейсера (4 палубы-клетки), три шлюпки (3 палубы-клетки) и три буйка (1 клетка). При этом следует учитывать значения, стоящие напротив строчек и столбцов. В каждом из них не должно быть больше или меньше заполненных клеток, чем указано. Например, в первой строчке приведенной ниже сетки не должно быть заполнено более/менее 5 клеток. При этом между одной и четырьмя заполненными клетками должен быть как минимум один пробел.


Если…, то…

Данное упражнение можно использовать абсолютно в любых ситуациях. Необходимо спровоцировать ребенка на предугадывание результата своих действий и возможного развития событий. Например:

  1. Если ты пойдешь гулять в дождь, то…
  2. Если ты плохо выучишь урок, то…
  3. Если ты выиграешь школьную олимпиаду, то…
  4. Если тебя вызовут к доске, а ты не уверен, то…
  5. Если ты станешь решать задачу таким способом, то…
  6. И т.д.

Кейворды

Кейворд – это разновидность кроссворда, с вписанными в сетке числами, под каждым из которых зашифрована определенная буква. Для подсказки в сетку внесено одно слово, на основе которого идет дальнейшая расшифровка.

Для решения этого кроссворда необходимо продумывать действия на два шага вперед, что является отличной тренировкой тактического мышления.

Импровизация

Можно использовать упражнения на творческую импровизацию и импровизацию решений:

  1. Творческая. Придумай окончание песенки, стихотворения; покажи сценку на тему школьной жизни и др.
  2. Решений. Упражнение включается непосредственно в выполнение какой-либо деятельности, в решение задачи. Например, придумай другой ход решения задачи, так как появилась новая переменная; каким путем ты пойдешь, если две дороги, по которым планировалось идти ранее, перекрыты и пр.

Судоку

Еще одной разновидностью головоломок для развития тактического мышления являются судоку – японский «числовой кроссворд». Он состоит из сетки 9 на 9 (внутри расположены 9 квадратов каждый в 9 клеток), которую необходимо заполнить цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждом столбце и строчке они встречались только один раз.


Составление плана действий

Для развития тактического мышления школьнику необходимо научиться планировать свою деятельность. Для тренировки этого умения можно:

  1. Планировать занятия на день, несколько дней, неделю и т.д.
  2. Продумывать последовательность выполнения любого действия: поход в школу, мытье посуды, решение задачи по химии, ответ у доски и пр.
  3. Составлять масштабные планы, с учетом всех мелочей. Например, план похода, план достижения цели (получение пятерки в четверти, выигрыш на олимпиаде/соревнованиях и т.п.).

Составление плана, особенно масштабного, должно занимать большое количество времени. Рекомендуется делать это поэтапно, постепенно добавляя новые детали и внося коррективы.

Размести шестиугольники

Ниже представлено несколько шестиугольников и поле, куда их необходимо вставить. Разместить фигуры нужно таким образом, чтобы в местах их соприкосновения (жирные линии) совпадали числа в треугольниках. Переворачивать шестиугольники нельзя.

Ориентирование на местности, чтение карты

Упражнение может выполняться в реальных или виртуальных условиях (компьютерные игры). Здесь ребенку необходимо:

  • Поставить цель. Например, выбраться из леса, найти речку, выбрать наиболее короткий маршрут и т.д.
  • Заранее хорошо ознакомиться с картой местности. В случае необходимости помогите ученику расшифровать какие-то знаки, определить его местоположение и пр.
  • Соотнести данные карты с тем, что он видит в реальности. Например, количество деревьев на карте и на поляне.
  • Выбрать маршрут. Определяется в зависимости от поставленной цели.
  • Достичь цели, внося коррективы при необходимости. В процессе прохождения маршрута могут возникать различные препятствия, в результате которых первоначальный план может изменяться. Можно заранее попросить школьника продумать эти трудности и пути их решения или оставить это на потом для тренировки быстроты и импровизационности тактического мышления.

«Алфавитное» путешествие

В расположенные ниже овалы необходимо вписать буквы от А до Л (включительно). Чтобы сетка была заполнена верно, нужно соблюдать условия:

  • Буква Д находится восточнее, чем буква Г.
  • Ж расположена строго (любое место на той же горизонтали/вертикали) севернее Д и западнее В.
  • А стоит рядом с К.
  • К находится строго севернее А.
  • Б расположена строго на запад от буквы А.
  • З севернее, чем Е и В.
  • И находится рядом с З, строго в северном направлении.
  • Л стоит строго западнее Е и строго севернее Г.

Шахматы

Пожалуй, это одно из самых трудных, но действенных упражнений. Если ребенок не умеет играть в шахматы, то рекомендуется начать с основ: объяснить правила, показать возможные ходы.

Когда ученик уже может самостоятельно вести партию, необходимо помочь ему с тактикой игры: спрашивайте его о значении каждого хода и его возможных последствиях.

В выпуске использованы картинки из книги Филлипс Ч. «Логика + тактическое мышление».

Чем отличается тактика от стратегии? В чем разница между этими двумя понятиями? Один мудрец однажды сказал, что думать нужно стратегически, а действовать - тактически. Стратегия является более общим понятием, планом, который может состоять из нескольких тактик. Тактика, в свою очередь, является сфокусированной частью этого общего плана. Если первоначально эти термины употреблялись преимущественно в военном контексте, то теперь они используются в самых разнообразных повседневных сферах, включая бизнес. В чем же разница между тактикой и стратегией, такими на первый взгляд взаимозаменяемыми понятиями?

Главное отличие

Стратегия отличается от тактики тем, что совершенно разные тактики могут быть составными частями единой стратегии. Например, для завоевания определенной доли рынка необходимо создать Для этого можно использовать такие средства для продвижения бренда, как реклама с привлечением знаменитости (тактика). Стратегия включает в себя планирование как во время войны, так и на мирном поприще, а тактика занимается реализацией целей, отвечает за качество и эффективность выбранных техник.

Стратегия и тактика в бизнесе

Чем отличается тактика от стратегии? Зачастую эти понятия взаимосвязаны и взаимозаменяемы в произвольной манере, поэтому дифференцировать их иногда очень трудно. Говоря простым языком, за стратегию отвечает голова, за тактику - все остальное. Главное, чтобы они работали в тандеме, иначе об эффективности в достижении цели не может быть и речи. Если есть стратегия без тактики, то это означает, что имеется много мыслей и идей, но при этом отсутствуют определенные необходимые действия.

Если рассматривать сферу бизнеса, то каждой уважающей себя организации для успеха необходимы большие "крылья" (широкое стратегическое мышление) и большие "ноги"(конкретные шаги для достижения целей). Чтобы наглядно это проиллюстрировать, можно привести конкретный пример для определенной отрасли промышленности. Например, целью компании является стать лидером по объему продаж в занимаемом сегменте рынка. Тактически правильным будет предложение экономически более выгодных решений, чем у конкурентных предприятий, причем без ущерба для качества обслуживания.

Искусство стратегии

Слово стратегия происходит от греческого слова "strategos", которое переводится как «искусство» в целом. Его часто путают с тактикой (греческое слово "taktike"), что переводится как «организация армии». Первоначальным значением слова «тактика» является «порядок». Китайский генерал Сунь-Цзы описал это различие так: «Все люди могут видеть тактику, используемую для победы, но никто не может увидеть стратегию, благодаря которой состоялась великая победа». Различие понятий "тактика" и "стратегия" часто состоит в том, что стратегия рассчитана на долгосрочную перспективу, а тактика - на краткосрочную.

В современном понимании эти понятия выходят за рамки военной терминологии и могут использоваться как определения для различных бизнес-практик. По своей сути, стратегия - это мыслительный аспект планирования, изменения, организации чего-либо. Она определяет цели, которые должны быть достигнуты, а также идеи по достижению этих целей. За планированием следуют конкретные тактически продуманные действия. Тактика включает в себя используемые методы и средства для выполнения плана.

Особенности реализации целей

Реализация стратегической цели может целенаправленно и осознанно совершенствоваться с течением времени. Соответственно будет меняться и план по достижению целей и поставленных задач. Постепенная реализация и воплощение в жизнь задуманного, а также знания, полученные за это время, увеличивают общее стратегическое понимание и дают указания, как именно можно наилучшим образом облегчить процесс достижения поставленных целей.

Стратегия и тактика: в чем отличие?

Мудрец по имени Сунь-Цзы как-то сказал, что стратегия без тактики - это самый медленный маршрут к победе, а тактика без стратегии - шум перед поражением. Чем отличается тактика от подразумевает определение базовых функций организации и использование эффективных комбинаций возможностей и систем управления, которые будут использоваться при достижении целей.

Стратегия заключается в том, что будет или не будет сделано. Французский ученый Мишель де Серто предполагает, что стратегия, по сути, создает собственное автономное пространство. Тактика в виде конкретных мероприятий дает возможность для реализации стратегического замысла. В одиночку нельзя добиться победного результата.

Стратегическое планирование

Довольно часто люди путают стратегию и тактику, думая, что эти два термина являются взаимозаменяемыми в области однако это не так. Стратегия отвечает на вопрос, чего мы хотим добиться, а тактика - как мы собираемся достичь своих целей. Вот чем отличается тактика от стратегии. Таким образом, стратегия выступает как руководство к ряду действий. Многие владельцы малого бизнеса тратят много времени на планирование своего успеха в бизнесе, они не подозревают, насколько легко это может быть. При этом важно научиться различать такие понятия, как стратегическое и

Чем отличается тактика от стратегии? Сложность заключается в том, что оба определения тесно связаны между собой и, к сожалению, часто используются как взаимозаменяемые. Однако стратегия неразрывно связана с процессами мышления, необходимого для планирования изменений, выбора дальнейшего курса действий и так далее. Она определяет в общих чертах желаемые цели и зачем нужно их достигать. включает в себя бизнес-идеи, обуславливающие в глобальном смысле то, к чему можно прийти в результате достижения поставленных целей.

Тактика - это конкретные действия, которые предпринимаются в процессе реализации выбранной стратегии. Они составляют то, что должно быть сделано, в каком порядке, с помощью каких средств и человеческих ресурсов. Можно использовать целый ряд тактик, которые включают в себя множество различных действий и усилий, направленных на достижение общей цели. Тактика, как правило, требует вовлечения организации в целом. Во время стратегического планирования необходимо определить, какого конкретно результата вы хотите добиться (ваши цели) и как вы будете оценивать эти результаты. При составлении списка определенных стратегических целей, важно уделить большое внимание тактикам, которые планируется использовать для их достижения.

Как развить стратегическое мышление, и какие упражнения для этого нужны, знает далеко не каждый. А ведь оно играет важнейшую роль в нашей жизни! Именно благодаря ему мы можем предугадать любые действия оппонентов наперед, с легкостью решать жизненные проблемы и достигать поставленных целей.

Для начала стоит отметить сказать, что каждый человек – это стратег. Хороший или плохой. Хотя, конечно же, лучше быть хорошим. Ведь мы на протяжении всей своей жизни постоянно принимаем решения. Причем так проходит жизнь каждого человека. Однако мы живем не обособленно, и мы не находимся в вакууме, поэтому все решения между собой, так или иначе, взаимосвязаны. Вот эта связь и влияет на мысли и поведение человека.

Каждый кочет достигнуть своей мечты. Но, к сожалению, часто бывает, так что мечты одного человека противоречат желаниям другого. Поэтому любой выбор может привести к конфликту, а это значит, что для достижения желаемого часто приходится идти на компромисс. В таком случае человек использует стратегические навыки.

Из чего состоит стратегическое мышление?

Умение стратегически мыслить – это особый навык человека. Именно по нему психологи определяют степень зрелости личности . В народе стратегическое мышление обычно называют мудростью, чуйкой или дальновидностью.
Стратегическое мышление состоит из:

  • способности предвидеть дальнейшее развитие ситуации, итога действий;
  • понимания того, какое место, какая личность занимает в социуме, умения разбираться в глубинных связях;
  • понимания принципов и целей, которыми люди руководствуются. Именно благодаря этой способности и принимаются дальнейшие решения;
  • способности отстаивать свои права и идти четко к цели невзирая ни на что;
  • умение найти выход в любой, даже самой запущенной ситуации;
  • умение извлечь выгоду из любой ситуации.

Основные правила по развитию стратегического мышления

  1. Старайтесь как можно больше получать позитивные эмоции и пробуйте управлять ими . Выполняйте ту роботу, которая приносит вам удовольствие. Ученые доказали что мысли человека напрямую зависят от того какие эмоции он испытывает. Позитивные эмоции значительно улучают стратегическое мышление. В то же время негативные – развивают тактическое мышление и спустя некоторое время приводят к ухудшению мышления.
  2. Для развития стратегического мышления очень общения . Людей, которые много общаются, психологи называют . Эту способность очень важно развить. Таким образом, вы станете более открыты для людей, заведете много полезных знакомств, откроете новые перспективы.
  3. Получайте новые знания . Стратегическое мышление является системным. Поэтому для того чтобы стать хорошим стратегом нужно регулярно получать новые знания, причем из разных областей.
  4. Занимайтесь анализом . Анализ – это важнейшая составляющая стратегического мышления. Анализируйте различные жизненные ситуации, размышляйте и пробуйте делать из этого выводы. Нацельтесь рассмотреть в любой ситуации причинно-следственную цепочку. При этом оценивайте все ситуации максимально объективно. Особое внимание уделите первопричине и итоговому результату. В будущем вы сможете воспользоваться полученными умениями, знаниями и опытом.
  5. Добивайтесь поставленных целей . Для того чтобы стратегическое мышление было развито, очень важно не только анализировать ситуации, но и добиваться целей, оценивать все события которые будут происходить на пути.
  6. При достижении целей очень полезно учитывать предыдущий негативный опыт . Как гласит японская пословица «во всем плохом можно найти что-нибудь хорошее». Это просто необходимо для того чтобы научиться себя правильно вести в различных ситуациях. Полученный в прошлом опыт очень помогает людям, когда они попадают в стрессовые ситуации. Получив драгоценный опыт в дальнейшем, вы научитесь строить стратегические планы, которые непременно приведут к исполнению мечты.
  7. Займитесь единоборствами и спортом в целом . Таким образом, вы не только укрепите здоровье, но и сможете научиться в самые короткие сроки самостоятельно принимать решения, понимать, как принимает решения противник. Если такие тренинги вам не по душе – отличной альтернативой могут стать шахматы.
  8. Для достижения максимального результата посетите тренинги и семинары , которые проводят квалифицированные психологи или же используйте систему Турбо-Суслик , которая дает более глубокие результаты, чем любой поход на тренинг. Также, вы можете посетить общие программы или узкие тематические семинары. На специальных тренингах вам помогут подобрать наиболее подходящие для вас упражнения, выполняя которые вы сможете эффективно совершенствоваться.

И запомните, что хорошими стратегами не рождаются, ими становятся. Проделав долгий путь, вы получите важное преимущество, которое наверняка пригодится вам в жизни.


Имеется семья из нас с мужем и девочки 8 мес. Муж родителей чуть не боготворит, но стал в большинстве случаев поступать как лучше нашей семье после многочисленных наших с ним споров и и конфликтов. Свекровь поняла, что теряет контроль над ним и стала пассивно-агрессивной.

Приведу примеры. Когда были у них в гостях (временно жили в том же городе, на работу муж ездил тратя по 5-6 часов день, я и дочь его не видели практически), она выдала" как хорошо, что на выходных вы здесь, пойдем с тобой, Сынок,на лыжах кататься". Я не растерялась:"Здорово! и мы с Алисой с вами (в слинге за спиной), на что свекровь парировала что женские лыжи у них только одни. Другой случай-тоже у них в гостях, спрашивает у сына что он хочет покушать, между делом говоря мне "ну ты понятно, ничего"(я была на гиппоаллергенной диете). Даже свекр стушевался от такого неуважения ко мне и пытался загладить ситуацию. и последнее, что послужило последней каплей в моей чаше вежливого терпения: мужу желательно было пожить у свекров дабы доделать в городе необходимые дела, мы с дочерью к тому времени уже перебрались в Москву. Муж при этом работает в Москве и приехал в первый день своего прибывания у родителей к ним достаточно поздно, у дочери в это время плавно поднималась температура, о чем я и сообщила мужу, хотя днем все было нормально. Через пару часов темп. резко поднялась до 40,3 и я дрожащим голосом сообщила нашему папе, что без него не обойдемся, он взял сумку и тут же приехал, с мамой поговорить им удалось перед этим, но прощание вызвало шок не только у меня, но и у него. Его мама кричала вслед проклятия и напоследок "идиот". Муж это объяснил так, что она наверное через все это проходила-и те мпература и пр. и не считала это серьезным для его отъезда. В последствии муж ей напомнил об этом инциденте, но она не отреагировала, проигнорировав.

Муж еще видимо не прозрел о том.как относится его мама к его семье. Но для меня уже "ручка".
Муж хочет при первой возможности поехать к ним в гости, я соотвественно нет ни под каким предлогом.В помощь свекровь позвала и мою маму-мама моя поделилиась, что свекровь просила сообщить им когда мы приедем, дабы не упустить возможность "вернуть сыночка в лоно своей семьи",видимо догадываясь, что я уже не захочу ехать к ним в гости. Помимо этого после их общения с моей мамой, стало сложно общаться со своей мамой, она постоянно стала находить поводы для обид и стало сквозить, что я "неправильно живу", "не то делаю", я прям вижу как свекровь говорит свои любимые фразы.
Про воспитание мужа-так его воспитали, что родилям он должен теперь многое и постоянно просто потому, что его мама на свет родила, так и говорит, то есть понимаю, что свекровь-женщина хитрая достаточно, при беременности я думала, что у нас хорошие с ней отношения, а оказалось, что она лицемерила со мной.(

Когда жили в одном городе, свекровь постоянно пыталась "научить" как надо воспитывать дочь, муж ее слушал и возникали от того конфликты в семье после каждого гостевания у свекров, потому как моя политика воспитания в корне противоположна. ,Вообще свекровь спит и видит, чтоб мы жили у нее(в Москве квартиру снимаем-это и есть живем неправильно в основном с позиции свекрови),не смотря на наличие своей квартире в том же городе.
Вот как -то так. Поездки Мужа одного к ним заканчивались множеством конфликтов из-за того, что ему там успевают втемяшить "как правильно жить", его можно понять, он верит своей маме. Решением раньше видела-ездить в гости вместе, могу наглядно в большинсте случаев аргументировать речи свекрови, потому конфликтов у нас с мужем после визитов значительно меньше.
Сейчас такой вариант уже не может быть выходом.
Исходя из всего посоветуйте тактику поведения со свекровью и ее широкой политикой распространения вплоть до моих родителей.