Тайные операции кгб. Самые успешные операции КГБ за рубежом (5 фото). Лубянка. Приготовления к штурму

Некогда по Земляному валу тянулись Стрелецкие слободы, где квартировалась городская охранная стража. Около Сретенских ворот в XVII веке располагался Сухарев полк, названный по имени полковника его Лаврентия Сухарева. Именно на том месте была построена башня, получившая название Сухаревская. Высота башни была более 60 метров.

Яков Вилимович Брюс, московский колдун, фигура не менее таинственная и загадочная, чем французский прорицатель Мишель Нострадамус. Шотландец на службе русских царей, он предсказывал судьбу по звездам, ставил на ноги безнадежно больных и говорят, создал эликсир вечной молодости. Он был инженером, математиком, астрономом, знахарем, топографом, военным, политиком, дипломатом. И даже колдуном - были уверены его современники. В том числе и царь Петр.

В 16 лет Брюс записался в потешные войска, которые создавал тогда Петр Первый. Молодой государь, жадно рвавшийся к знаниям, сразу выделил среди остальных просвещенного шотландца. Который, к тому же, не уступал «герру Питеру» в пьянстве и разгуле. Петр любил шотландца и прощал ему колкости в свой адрес и в адрес православной церкви.

Брюс сопровождает Петра в его поездке по Европе. В 1698 году Пётр, получив известия о бунте стрельцов в Москве, спешит на родину. Вместе с ним в Россию возвращается и Брюс. Фактически масонство было завезено в Россию, после этих экспедиций Петра I в Англию, в которых его сопровождал Брюс. Считается, что основателями масонства в России являются Пётр I и его соратники, — Патрик Гордон, Франц Лефорт и как мы уже знаем Яков Брюс.

Сразу после прибытия в Россию Великого посольства 1697-1698 годов, Брюс предложил воодушевленному после посещения Европы царю, спроектировать и построить первое в Москве светское учебное заведение, — школу математических и навигационных наук. Помимо прочего это здание должно было служить штаб-квартирой первой масонской ложи России, учрежденной Петром вскоре после возвращения из Англии, так называемого «Нептуного общества». Это сооружение, известное как Сухарева башня, располагалось в Москве на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспекта Мира).

В Сухаревой башне по ночам собиралось «Нептуново общество», тайный царский совет и первая российская масонская ложа, члены которой увлекались магией, чародейством и астрологией, и в которую помимо Петра I входили его приближённые, первые лица государства. Среди них были Меньшиков, Шереметьев, Голицын, Лефорт, Апраксин ну и, конечно же, Брюс. В народе шептались, что царь, окружив себя иноземцами, творит теперь с ними в башне дела «богомерзкие» и «нечестивые», общается с сатаной и занимается колдовством.

В 1701 году в Сухаревой башне Пётр I открывает Навигацкую школу, а Брюс, который являлся ближайшим сподвижником царя, открывает при этой школе первый в России научный центр. В башне проводились регулярные астрономические наблюдения, ставились различные физические и химические опыты, чертились карты, переводились иностранные и писались свои учебники и пособия. Но, в народе говорили, что в башне Брюс творит жуткие вещи, и обходили её стороной.

На последнем этаже Брюс устроил обсерваторию. Светящееся каждую ночь окно обсерватории быстро уверило москвичей в том, что дело здесь нечисто. Свечной торговец Алексей Морозов, например, утверждал, что как-то в сумерках сам видел, что из окон астронома вылетают железные птицы. И вскоре по городу прошел тревожных слух - лютеранин из Сухаревой башни общается с нечистой силой и с ее помощью превращает живых людей, чьи стоны и разносятся по окрестностям, в летающих железных драконов.

В этой истории есть доля правды, - говорит доктор исторических наук Зинаида Татарская. - В Сухаревой башне Яков Брюс работал над созданием летальных машин. Сохранившиеся чертежи действительно напоминают чертежи современных самолетов. Эти бумаги сейчас находятся в Российской академии наук. К сожалению, часть ценных документов бесследно исчезла в тридцатые годы. По одной из версий, их выкрали немецкие шпионы и потом по чертежам Брюса фашисты сделали свои непобедимые истребители «мессершмиты».

По легенде в Сухаревской башне хранилась «Соломонова печать» на перстне со словами SATOR, AREPO TENET OPERA ROTAS. «Можно сим перстнем делать разно: к себе печатью превратишь, невидим будешь, от себя отвратить все очарования разрушишь, власть над сатаной получишь…».

Но самой большой тайной чернокнижника из Сухаревки, пожалуй, остаётся его колдовская «Черная книга». Много легенд ходило вокруг этого таинственного предмета. В народе говорили, что эту книгу написал сам сатана, и называли её не иначе как «Библией чёрта», если откроет её кто-то помимо чернокнижника, которому она принадлежит, будет проклят навечно. Чернокнижнику же эта книга даёт огромную власть и тайные знания. Также ходила молва, что книга эта досталась Брюсу вместе со знаменитой и легендарной библиотекой Ивана Грозного, которую он надёжно спрятал от посторонних глаз в подземельях Сухаревой башни.

Другая легенда о магической «Чёрной книге» повествует о том, что писана она была волшебными знаками, принадлежала некогда премудрому царю Соломону ив ней записаны судьбы всех людей на земле. Книга Соломона была заговоренной, кроме Брюса её никто не мог взять в руки, она просто исчезала. Хранилась она в тайной комнате башни, вход в которую знал только Брюс. С этой книгой хотел познакомиться Петр I, но даже в присутствии самого Брюса она не далась царю в руки. Перед смертью Брюс замуровал «Чёрную книгу» где-то в Сухаревой башне, в потайной комнате на которую наложил особое заклятие, «магический замок», чтобы не попала книга и тайные знания, содержащиеся там, в руки посторонних людей.

После смерти Брюса легендарную книгу якобы пытались разыскать многие, а Екатерина II даже заставила разобрать стены в части комнат башни. Но книгу тогда так и не нашли. Брюс пугал москвичей и после смерти. Его тело уже было погребено в склепе у лютеранской кирхи Св. Михаила в Немецкой слободе, но каждую ночь в обсерватории по-прежнему загорался свет. Москвичи говорили, что это дух колдуна охраняет свою магическую книгу.

Следующую масштабную попытку найти книгу, по слухам, предпринял сам Сталин. Произошло это событие в 1934 году, когда по решению советского правительства башню было решено снести, так как якобы она мешала движению транспорта. Несмотря на протесты многих архитекторов, к сносу приступили немедленно и с необычной спешностью. Явная надуманность причины сноса этого редчайшего памятника архитектура Петровской эпохи, и то, как происходил сам снос, вызвало массу сплетен. Сухареву башню не взорвали, как это происходило в те времена со многими другими сооружениями и храмами, пошедшими под снос, а разобрали, буквально по кирпичику.

За разборкой башни наблюдал лично Лазарь Каганович, а все выезжающие с объекта машины и всех выходящих людей обыскивали сотрудники НКВД. Вывод напрашивался сам собой, — там явно что-то искали, что-то очень важное. И нашли. Но увы, среди различных рукописей, книг, манускриптов, эзотерических трудов, принадлежавших Брюсу, а также приспособлений и механизмов, алхимической утвари и чертежей не было самого главного, «Чёрной книги».

Разгневанный тиран отдал приказ взорвать останки башни. Присутствовавший при уничтожении архитектурного памятника Лазарь Каганович потом говорил Сталину, что видел в толпе высокого, худого человека в парике, которые погрозил ему пальцем, а потом испарился. Но некоторые научные труды Брюса вождь всех народов все-таки нашел и использовал их при строительстве современной Москвы.

Определить место, где стояла Сухарева башня, можно по фотографиям ниже. Трёхэтажный дом справа практически не изменился.

Вот этот дом крупным планом. Узнать его легко по сталинской символике.

А ниже мы видим расположение Сухаревой башни по отношению к больнице Склифосовского (Шереметьевской больнице). Прямо перед нами бурлит Сухаревский рынок, воспетый Гиляровским.

А так больница и рынок выглядели с верхушки Сухаревой башни. Перед нами Садовое кольцо, справа Сретенка, слева проспект Мира (их не видно).

Больница Склифосовского с тех пор почти не изменилась.

История Сухаревой башни древна и запутана, многие её страницы все-то покрывают белые пятна. Тем интереснее попытаться отделить правду от вымысла.

Датой рождения первой башни, на месте которой впоследствии была построена знаменитая Сухарева, можно считать 1591 год. Тогда по периметру Москвы, на месте современного Садового кольца, была возведена линия укреплений, названная Деревянный город. В том месте, где сквозь неё проходила древняя дорога на Суздаль, Ярославль, Владимир, были возведены Сретенские ворота, над которыми возвышалась башня с тремя боевыми площадками, накрытыми шатровыми крышами.

Сретенские ворота стали свидетелями многих исторических событий. Здесь в июле 1605 года Лжедмитрий торжественно встречал последнюю жену Ивана Грозного инокиню Марфу, якобы бывшую его матерью. А в начале мая 1613 года здесь же москвичи встречали , избранного царем на Земском соборе. Отсюда российские монархи отправлялись на богомолье в .

С середины XVII века в Москве слободами селились стрелецкие полки, несшие службу по защите города. Стрелецкие слободы, как и сами полки, как правило, называли по имени полковых командиров. В конце XVII века у Сретенских ворот несли службу стрельцы полковника Лаврентия Сухарева. Со временем Сухарева слобода дала название окрестностям, а затем и возведенной здесь знаменитой башне.

Кстати, Сухарев был не единственным стрелецким полковником, оставившим след в топонимике Москвы. С тех времен сохранили названия по именам стрелецких командиров Зубовская площадь, Вишняковский, Левшинский, Каковинский и Колобовские переулки.

Стрелецкий полк Сухарева участвовал во всех важнейших событиях конца XVII века в Москве, но без излишнего рвения. Возможно, это связано с тем, что он был размещен далеко от Кремля. К стрелецкому бунту 1682 года, приведшему к власти царевну Софью, было причастно незначительное количество сухаревцев, самовольно забравших «из зелейной палаты бочку, а в ней зелья мушкетного шесть пуд да фитилю 3 пуда». В 1689 году полк поддержал Петра I, но прибыл в Троице-Сергиев монастырь не в числе первых, о чем свидетельствует весьма скромная награда полковнику Сухареву по итогам этих событий.

После стрелецкого восстания 1698 года, жестоко подавленного верными Петру войсками, полк Сухарева был расформирован, часть стрельцов казнена, а стрелецкие семьи из Сухаревой слободы выселены. Но слобода свое название сохранила, передав его со временем башне, площади и переулкам.

Во второй половине XVII века деревянные надвратные башни московских укреплений стали заменять на каменные. К возведению башни над Сретенскими воротами приступили в начале 1690-х годов. Основные строительные работы продолжались три года. По окончании строительства на новой башне укрепили две каменные доски. На первой выбито: «Повелением благочестивейших, тишайших, самодержавнейших великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержцев, по стрелецкому приказу, при сиденьи в том приказе Ивана Борисовича Троекурова ». На второй продолжение надписи: «Построены во втором стрелецком полку, по Земляному городу, Сретенския ворота, а над теми вороты палаты и шатер с часами, да каменный амбар, а позади ворот, к Новой мещанской слободе часовня с кельями к Николаевскому монастырю, что на Перерве; а начато то строение строить в лето 7200 (1692), а совершено 7203 (1695), а в то время будущего у того полка стольника и полковника Лаврентия Панкратьева сына Сухарева ».

Сретенские ворота строили из кирпича на мощном каменном фундаменте. Возвели два этажа с большими помещениями, над которыми возвышалась трехъярусная башня-каланча, увенчанная двуглавым орлом. Все сооружение украшали детали, вытесанные из белого камня. Через три года надстроили еще один этаж, внешнюю широкую лестницу и ярус на башне, доведя её высоту до 60 метров. Определенные строительные работы и переоборудование внутренних помещений продолжались еще несколько лет. Сретенские ворота получились не только красивыми и высокими, но и видимыми из далека, так как стояли на возвышении. С этого времени башня Сретенских ворот стала изображаться на многих картинах и гравюрах с видами Москвы.

Кто был архитектором башни, неизвестно. Многие исследователи связывают создание её проекта с именем Франца Лефорта и даже самого Петра I. Велика вероятность, что к проектированию и возведению башни «приложил руку» самобытный русский архитектор Михаил Чоглоков, строивший в тот период по указам Петра I казенные здания в Москве. Во всяком случае, в дооборудовании башни участвовал именно он.

Уже в начале петровского царствования Сретенская башня утратила свое военное значение и для неё нашли другое применение. В 1701 году в ней разместили одно из первых российских учебных заведений. По царскому указу «Сретенскую по Земляному городу башню, на которой боевые часы, взять со всяким палатным строением и с принадлежащей к ней землею под школы математических и навигацких наук, которые велено ведать в Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи» .

В башне провели значительную перепланировку, оборудовали классы для занятий, жилые помещения, большой Рапирный зал, астрономическую обсерваторию, физико-химическую лабораторию. В создании школы, обеспечением её всем необходимым и составлении программ преподавания деятельное участие принял Яков Брюс, который с этого времени навсегда связал свое имя с Сухаревой башней.

В башне Брюс оборудовал себе рабочий кабинет, но во время приездов в Москву чаще проводил время не в нем, а в обсерватории или физико-химической лаборатории. Вскоре по Москве распространились слухи, что Брюс не только наблюдает в трубу за звездами, но и занимается колдовством и чародейством. Особенно укрепилась репутация Брюса, как чернокнижника и предсказателя, способного влиять на будущие события, когда под его руководством был издан календарь с предсказаниями, ставший необычайно популярным.

Адрес: Сухаревская площадь

Сухарева башня, которую также называют Сухаревской, была построена в Москве в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города. Если говорить точнее, то тогда решили перестроить Сретенские ворота из камня, и укрепили их боевой башней. Ворота находились в месте пересечения нынешнего Садового кольца с улицей Сретенкой.

Сухарева башня стала уникальным сооружением, единственным подобным во всей России. Башня, наряду с Кремлем и его соборами, с храмом Василия Блаженного и Христа Спасителя, являлась символом Москвы вплоть до 1934 года.

Михаил Юрьевич Лермонтов в 1834 году, за сто лет перед тем, как Сухаревскую башню уничтожили, так писал о ней в "Панораме Москвы": " …На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четырехугольная, сизая, фантастическая громада — Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Ее мрачная физиономия, ее гигантские размеры, ее решительные формы, все хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться".

Действительно, Сухарева башня была гигантской для Москвы того времени, она словно нависала над близлежащими кварталами, являясь одной из архитектурных доминант города. Поскольку башню построили на месте Сретенских ворот, она сохранила в себе их главную функцию - Северных ворот Москвы, откуда брала начало дорога в Ярославль. Опережая события, можно сказать, что в годы Октябрьской революции Сухарева башня стала одним из опорных пунктов революционеров, отсюда с двух пулеметов красногвардейцы обстреливали юнкеров на площади.

Сухарева башня была настолько необычной, что сразу же обросла множеством легенд и преданий. Существовало мнение, что проект башни разработал сам император Петр I. На самом же деле автором башни являлся Михаил Чоглоков. Возможно, он возводил башню, руководствуясь какими-то указаниями Петра или по его наброскам. Михаил Иванович Чоглоков был не только талантливым архитектором, но и живописцем. Известно, что он расписывал боевые знамена, являлся автором фресок в царских покоях.

Архитектурный стиль Сухаревой башни являлся симбиозом ломбардского и готического. Прочность башни была колоссальной, а главным залогом этой прочности служил необыкновенно глубокий фундамент. Спустя несколько веков после строительства Сухаревой башни, когда в месте расположения фундамента прокладывали водопроводные трубы, строители никак не могли дойти до основания фундамента. Общая высота Сухаревской башни составляла 60 метров, и в народе ее называли невестой колокольни Ивана Великого. В башне хранилась икона Казанской Божьей Матери, избавительницы Москвы в войне 1612 года.

По мнению исследователей, Сухаревская башня была построена не просто по образцу западноевропейских ратуш, а, скорее, была устроена как аллегорический корабль с мачтой. Восточная часть башни символизировала корабельный нос, а западная - корму. Поэтому, зная о пристрастии Петра I ко всему, что касается флота, можно предположить, что он действительно участвовал в разработке проекта башни. По подобию Спасской башни Кремля, Сухарева башня была украшена часами, а венчал ее двуглавый орел. Изображение орла было нетрадиционным, его крепкие лапы окружали стрелы, возможно они символизировали молнии.

Сухарева башня стала первым в России гражданским сооружением такого масштаба. До ее появления такими высокими строили лишь церковные колокольни. Одна из легенд башни рассказывает, что за день до вступления наполеоновских войск в Москву над Сухаревой башней пролетал ястреб с лапами, опутанными веревкой. Зацепившись за крылья орла, ястреб долго бился, пытаясь вырваться на волю, но растерял силы и умер. Москвичи это событие истолковали как доброе знамение, решив, что Бонапарт, как и ястреб, погибнет от крыльев русского орла.

Но все это случится гораздо позднее. А поначалу башня служила полковой избой, в которой размещались стрельцы полковника Сухарева, охранявшие Сретенские ворота. Собственно, от фамилии Сухарева и возникло название башни. Известно, что полк Лаврентия Сухарева был единственным из девяти стрелецких полков, который сохранил верность молодому государю, и стал на его защиту в августе 1698 года, в дни противостояния Петра I и его сводной сестры Софьи.

После подавления Петром Стрелецкого бунта, вместе с другими полками был расформирован и полк Сухарева. С 1700 по 1715 год в башне работала знаменитая математическая и навигацкая школа. Школа стала первым в России высшим специальным учебным заведением и первым флотским училищем-прародителем Петербургской морской академии.

Возглавил навигацкую школу военный деятель, астроном, химик, инженер и дипломат Яков Брюс. На одном из последних этажей Сухаревой башни он организовал астрономическую обсерваторию. Граф Яков Брюс вел довольно уединенный образ жизни, из-за чего его личность еще при жизни была окутана тайной, его даже считали колдуном-чернокнижником. Большая часть легенд Сухаревой башни связана с именем Брюса. Самая известная из них - о спрятанной в основании постройки «черной книге», состоящей из семи деревянных табличек с непонятными письменами. Поговаривали, что тот, кому повезет найти эту книгу, приобретет неограниченную власть над миром. Опасаясь, что книга попадет в недобрые руки после его смерти, Брюс будто бы замуровал ее где-то в башне.

Затем долгое время Сухаревская башня находилась в ведении Московской конторы Адмиралтейской коллегии. Здесь располагались склады Балтийского флота и Архангельского порта. В 1829 году в Сухаревой башне из чугунных плит устроили резервуар Мытищинского водопровода, вмещавший 7 000 ведер воды. Так башня стала водонапорной. В 1854 году объем резервуара увеличили. С середины 19 века и до 1920 годов у подножия башни по выходным разворачивала торговлю известная на всю Москву Сухаревская барахолка. В 1870-е годы башню отреставрировали, руководил работами архитектор А.Л. Обер. Начиная с 1925 годы в Сухаревой башне находился Московский коммунальный музей, являвшийся предшественником музея истории Москвы.

В 1931 году было принято решение о разработке плана Генеральной реконструкции Москвы, выполнение которого должно было изменить облик советской столицы, и саму его суть. На карте должен был появиться совершенно новый город - центр мировой пролетарской революции. В соответствии с этим планом началось планомерное уничтожение уникальных памятников истории и архитектуры. К тому же, набирала обороты антирелигиозная компания, в ходе которой также немало выдающихся памятников православной культуры.

Все усилия новой власти были направлены на расширение центральной части города. Здесь планировалось создать новые транспортные магистрали, построить высотные здания, а для осуществления этих проектов нужно было освобождать застроенные территории. Сухарева башня, по мнению руководства страны, мешала развитию движения на Сухаревской площади, и должна была исчезнуть с лица Москвы. Обычные москвичи не могли выступить в поддержку старинной башни, но выдающиеся деятели культуры предпринимали попытки спасти Сухареву башню. В августе 1933 года известный художник и искусствовед И. Э. Грабарь, академик архитектуры И. А. Фомин и академик архитектуры И. В. Жолтовский написали И. В. Сталину коллективное письмо, в котором пытались объяснить ошибочность принятого решения. Они говорили, что их мнение не одиноко, а разделяется всей научной и культурной общественностью, независимо от убеждений и вкусов.

"Сухарева башня, есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров". " Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера" - это выдержка из письма Сталину.

Но в письме содержалась не только просьба. Его авторы предлагали в течение месяца разработать проект реконструкции Сретенской площади, который позволил бы разрешить транспортную проблему при этом сохранив Сухареву башню. В частности, предлагалось прорубить в нижней части башни шесть арок, через которые проложить трамвайные пути, и направить транспортный и пешеходный поток. Вместе с письмом был направлен и примерный график движения автотранспорта на данном участке. Одновременно такое же письмо было направлено и первому секретарю Московского комитета ВКП(б) Л. М. Кагановичу.

Несколько дней спустя, 4 сентября на совещании московских архитекторов-коммунистов Каганович сказал, что спор о башне является ярчайшим примером ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. " Я не вхожу в существо этих аргументов, возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу… А создают ли коммунисты атмосферу резкого отпора и общественного осуждения таким реакционным элементам архитектуры? ". Как бы там ни было, Каганович согласился с предложением архитекторов, заявив, что если проект реконструкции будет удачным, то Сухарева башня останется на Сретенской площади.

Но случилось так, что за снос башни был сам Сталин, и тут уже ничего нельзя было поделать. 18 сентября 1933 года из Сочи Кагановичу пришла телеграмма от Сталина и Ворошилова, в которой говорилось буквально следующее: " Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, — слепы и бесперспективны.». В ответном письме Сталину Каганович просил повременить со сносом башни, так как он дал архитекторам обещание рассмотреть их проекты. «Я не обещал, что мы уже отказываемся от ломки, … Если Вы считаете, что не надо ждать, то я, конечно, организую дело быстрее, то есть сейчас, не дожидаясь их проекта".

Несмотря на все усилия защитников башни, 16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) одобрил предложение Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и Китайгородской стены. Участь древних московских памятников была решена. В ответ на это решение 17 апреля 1934 года с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, к которым присоединились и авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. В письме говорилось: " Неожиданно (после того, как вопрос был, казалось, улажен) начали разрушать Сухаревскую башню. Уже снят шпиль; уже сбивают балюстрады наружных лестниц. Значение этого памятника, редчайшего образца петровской архитектуры, великолепной достопримечательности исторической Москвы, бесспорно и огромно. Сносят его ради упорядочения уличного движения… Настоятельно просим Вас срочно вмешаться в это дело, приостановить разрушение Башни и предложить собрать сейчас же совещание архитекторов, художников и искусствоведов, чтобы рассмотреть другие варианты перепланировки этого участка Москвы, которые удовлетворят потребности растущего уличного движения, но и сберегут замечательный памятник архитектуры".

Ответ Сталина пришел 22 апреля 1934 года, и он был предельно однозначным. " Письмо с предложением не разрушать Сухареву башню получил. Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу. Уважающий вас И.Сталин".

Разрушение Сухаревской башни шло быстро и методично. По поводу ее уничтожения существует еще одно предание. Говорили, что Сталин, как и многие тираны, имел склонность к мистике, и хотел отыскать книгу Брюса. Именно поэтому было приказано разбирать башню по кирпичику, а затем, когда так ничего и не нашли, в гневе он приказал взорвать остатки здания. На самом деле вряд ли эта история правдива, в те годы часто разбирали памятники архитектуры, а затем старинными кирпичами мостили улицы, или пускали на постройку новых домов.

В газетах того времени осталась хронология варварства. По ним можно проследить. Как постепенно исчезал один из символов Москвы - Сухаревская башня:

19 апреля 1934 года - верхние 6 метров сухаревой башни уже разобраны. Закончена также разборка главной гранитной лестницы.

29 апреля 1934 года - вчера закончился разбор призмы (верхней части) Сухаревой башни. Приступили к сносу основного здания.

24 мая 1934 года - разборка сухаревской башни заканчивается. План работ выполнен более чем на 80%.

Очевидцем событий был знаменитый журналист и москвовед Владимир Алексеевич Гиляровский, который в письме своей дочери писал: " Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом". Эти слова он дополнил своими стихами:

"Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещённая,
В груду развалин живых превращённая,
Все ещё вижу её я вчерашнею —
Гордой красавицей, розовой башнею…"

Итак, 12 июня 1934 года - в ночь на 11 июня работы по сносу Сухаревой башни завершились. Считалось, что сделано это было на благо города и москвичей. После того, как башню уничтожили, Сухаревскую площадь по предложению Кагановича переименовали в Колхозную.

В ходе разборки Сухаревой башни был сохранен наличник одного из сдвоенных окон третьего этажа. Его перевезли в Донской монастырь, где в то время работал филиал Государственного музея архитектуры. Там его вмуровали в аркаду монастырской стены. Этот наличник сохранился и до наших дней, но доступ к нему ограничен, так как этот участок стены находится на территории, закрытой для посетителей. Часы Сухаревой башни также сохранились, они установлены на Передних воротах музея-усадьбы Коломенское.

Необычайно крепкие фундаменты Сухаревой башни при сносе не уничтожили, они скрыты под Сухаревской площадью. В 1982 году исполком Москвы объявил конкурс на лучший проект по восстановлению Сухаревой башни, но по итогам ни одно предложение принято не было. В 2006 году, когда под Сухаревской площадью прокладывали подземные переходы, проводились частичные раскопки и исследования фундаментов, о чем гласит памятная табличка.

Сухаревская башня часто упоминается и в литературных произведениях, и на полотнах живописцев. Ее можно увидеть на полотне А. Саврасова, написанном в 1872 году, которое так и называется - Сухарева башня. В знаменитом романе Ильфа и Петрова " Золотой теленок" конвенция " детей лейтенанта Шмидта" была подписана в трактире, расположенном у Сухаревой башни. А в рассказе фантаста Кира Булычева "Новости будущего века" в конце 21 века Сухарева башня будет восстановлена…


Историческая справка:


1692-1695 г.г. - на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города была построена Сухарева башня
1700-1715 г.г. - в башне работала математическая и навигацкая школа
1715-1829 г.г. - находилась в ведении Московской конторы Адмиралтейской коллегии
1829 г. – Сухарева башня стала использоваться как водонапорная
1870-е г.г. - башню отреставрировали
1925-1934 г.г. - годы в Сухаревой башне находился Московский коммунальный музей, являвшийся предшественником музея истории Москвы
19 апреля 1934 г. – начались работы по сносу Сухаревой башни в Москве
11 июня 1934 г. - работы по сносу Сухаревой башни завершились Кагановича переименовали в Колхозную.

- Некоторые строения Тайного города до сих пор вызывают у нас удивление, - медленно ответила фата, - Дегунинкий Оракул, например. Возможно, Сухарева башня была заложена еще асурами и…

Сталкиваясь с необъяснимыми фактами, большая часть обитателей Тайного Города шла по давно проторенной дорожке - сваливала все странное на головы его строителей.

- Асуры не имели ни малейшего отношения к возведению башни, - покачал головой комиссар и поднял глаза, любуясь величавой красавицей. - Она - творение челов, от фундамента до шпиля. Она была создана челами для челов, и поэтому сломать ее могут только челы.


Этого здания нет на улицах Москвы более 70 лет. Снесли и следа не оставили. Впрочем, след есть: три года назад откапали фундамент. Но легенды живы до сих пор, мало того, обрастают все новыми и новыми подробностями.

Речь идет о Сухаревской башне.

Возникло это сооружение в 1692 году, когда перестраивались Сретенские ворота - башня воздвигли, как боевую, в которой размещался стрелецкий полк под предводительством полковника Лаврентия Сухарева, кстати, отсюда и прозвище башни - Сухаревская (Сухарева, Сухаревка). Но есть иболее романтичная легенда, возникновения названия, якобы Лаврентий Сухарев - полковник стрелецкого войска сохранил свою преданность Петру Iво время стрелецкого бунта в 1689 году, и император так отблагодарил верного служаку. А отсюда идет и еще одна легенда Сухаревой башни: архитектором был сам Петр I, специально придав ей форму корабля и, якобы, скопировалс ратуши в одном немецком городке. Но с какой ратуши, в каком городке? За долгие века, так и не нашли ни город, ни здание, а вот Сухаревка была, и по другой версии архитектором здания был Франц Лефорт.

Стрельцам башня прослужила недолго. В апреле 1700 года здание стало принадлежать Навигатской школе, были произведены небольшие изменения в облике: надстроили новый ярус с классными комнатами, рапирным залом и астрономической обсерваторией. И вот с этого самого времени, и по сей день, длится самый мистический период Сухаревской башни.

Все началось еще во времена Ивана Грозного. Была у него библиотека, а в этой самой библиотеки хранились книги, дающие власть над миром и людьми тому, кто сумеет освоить и понять, а тех, кто дерзнул открыть книги, но не смог подчинить их себе, сходили с ума, и безумство охватывало их. Сам царь Иван Грозный стал жертвой этих книг. Ему бы уничтожить их, и дать человечеству шанс жить без вмешательств в их судьбу. Но книги владели царем, и не смог он их уничтожить, особенно самую сильную и страшную - Черную Книгу. Перед смертью Иван Грозный спрятал эти книги так, что никто и по сей день не может найти ее.

Какими тайными путями библиотека Ивана IV попала в руки Якова Вилимовича Брюса - ближайшего сподвижника Петра I, неизвестно, но с тех пор библиотеку ИванаГрозного стали называтьБрюсовой библиотекой.

Яков Брюс овладел тайными знаниями Черной Книги и, обретя истинную власть над миром, хранил ее в Сухаревой башне с другими колдовскими книгами и предметами, такими как: «Русское кудесничество», «Книга Сивилл», «Черная магия», волшебное зеркало (являющийся в нем покойник отвечает на вопросы о будущем), Соломонова печать и другие.

В 1715 Навигатскую школу перевели в Петербург, а в Сухаревой башне разместились адмиралтейские конторы, судейские палаты и камеры, а библиотека Брюса поступила в распоряжение Петербургской академии наук, но в ней были книги только по астрономии, немного по медицине, математике, физике и химии. Прошли слухи, что библиотеку Ивана Грозного Брюс замуровал в стены башни, чтоб никто больше не смог обладать знаниями, сокрытыми в книгах. И никто не мог добраться до них, т.к. сам Яков Вилимонович охранял башню и спрятанное в ней. Башня жила своим чередом, проходящие мимо нее люди, крестились и поминали нехорошими словами и говорили, что в ней твориться всякая «чертовщина». В 1812 году, за день до вступления наполеоновских войск в Москву, произошло одно событие, которое сочли знаком - ястреб с путами на лапах запутался в крыльях двуглавого медного орла, венчающего башню, долго бился, затем издох на глазах у собравшегося народа. Естественно, победа над Наполеоном позже прочно была связана москвичами с этим случаем - говорили, что сама Башня помогла победить французов.

В 1829-м и 1854-м в восточном и западном залах на втором этаже соорудили резервуары для воды. Сухарева башня стала водонапорной, возле нее установили водоразборный фонтан, который можно видеть на многих гравюрах того времени. Но, когда в 1890-м запустили Крестовские водонапорные башни и резервуары Сухаревкидемонтировали.

В декабре 1925 года члены комиссии «Старая Москва» - археолог, всю жизнь посвятивший поискам библиотеки Ивана Грозного И. Я. Стеллецкий, архитектор Н. Д. Виноградов и краевед О. И. Пенчко обследовали подземелья Сухаревой башни и наткнулись на пять замурованных подземных ходов, которые, по их мнению вели, к дому Брюса на 1-й Мещанской. Но исследования не были продолжены, т.к. в 1926 году башню отдали под Московский коммунальный музей - предшественник нынешнего Музея истории Москвы. Наконец-то можно былоразглядеть изнутри легендарную башню, в которой еще и в конце XIX века видели живого Якова Вилимовича Брюса. А в апреле 1934 года башню разобрали по кирпичику. Якобы она мешала проезду, но по другой версии, Сталин искал библиотеку Грозного и Брюса, и сам присутствовал на разборе и следил за вывозом какие-то книг, но Черная Книга, ради которой и был затеян слом башни в ночь с 13го на 14е апреля, таки не была найдена. А ученые спасли несколько фрагментов башни и увезли в Коломенское.

В 90х годах 20го столетия черные археологи и кладоискатели облазили многочисленные туннели под Сухаревской площадью, входы в которые располагались в старых домах Сретенки и сретенских переулков. Тут-то и вспомнили о прорытом Иваном Грозным туннеле от Кремля до Сретенских ворот, и подумали, а ни там ли он спрятал свою библиотеку, и поэтому ли перестроили ворота и надстроили башню? Кстати, идею о ее строительстве Петру I подал как раз Брюс. А что если он знал, где храниться библиотека, и туда же обратно спрятал? Но книг так и не нашли, ни Ивана Грозного, ни Брюсовых. Лишь иногда попадаются потерянные клады: сундуки с дорогими одеждами и мехами. Да еще и фундамент башни откопали…

Вконтакте

Краткая история

Сухарева башня была построена в 1692-1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка).

Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Название получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота. В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами.

В 1698-1701 годах ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала XX века, с высокой, увенчанной шатром башней в центре, напоминающей западноевропейскую ратушу.

неизвестен , Public Domain

В начале XVIII века в здании этих ворот была размещена морская «навигацкая» школа, а затем московская контора Адмиралтейской коллегии.

В 1870-е годы под руководством архитектора А. Л. Обера осуществлена реставрация башни. В 1897—1899 годы произведен ремонт. В 1914 году начат ремонт. Остановлен ввиду начала 1-й мировой войны. В 1919 году ремонтом Сухаревской башни занимался архитектор З. И. Иванов, он же составил проект её перестройки под музей. В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей.

Несмотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухаревская башня была разобрана в 1934 году в связи с реконструкцией площади. В принятии данного решения непосредственно участвовал Сталин.

История сноса Сухаревской башни

17 августа 1933 года газета «Рабочая Москва» опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни», в которой говорилось, что через два дня, 19 августа, строительные организации приступят к сносу башни и к 1 октября очистят Сухаревскую площадь.

28 августа известный живописец И. Э. Грабарь, академик архитектуры И. А. Фомин и академик архитектуры И. В. Жолтовский направили И. В. Сталину письмо, в котором указывали на ошибочность принятого решения. Они утверждали, что их мнение разделяется «научной и художественной советской общественностью, независимо от направлений, убеждений и вкусов».

«Сухарева башня, - писали они, - есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера».

Авторы письма просили приостановить разрушение башни и пересмотреть решение о ее сносе, обещая в течение месяца разработать свой проект реконструкции Сухаревской площади. Они предложили пробить в нижней части башни шесть больших арок, через которые пустить трамвайные пути и автомобильные и пешеходные потоки. К письму прилагался примерный (предварительный) график движения автотранспорта по площади. В тот же день аналогичное письмо было направлено первому секретарю Московского комитета ВКП(б) Л. М. Кагановичу.

4 сентября Л. М. Каганович заявил на совещании московских архитекторов-коммунистов, что спор о башне является примером ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. «Я не вхожу в существо этих аргументов, - сказал он, - возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу…

«Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, - слепы и бесперспективны.»

20 сентября в ответном письме Сталину Каганович просил разрешения повременить со сносом башни в связи с обещанием, данным архитекторам. Он писал - «Я не обещал, что мы уже отказываемся от ломки, … Если Вы считаете, что не надо ждать, то я, конечно, организую дело быстрее, то есть сейчас, не дожидаясь их проекта» .

16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу башни.


неизвестен , Public Domain

17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они писали -

«Неожиданно (после того, как вопрос был, казалось, улажен) начали разрушать Сухаревскую башню. Уже снят шпиль; уже сбивают балюстрады наружных лестниц. Значение этого памятника, редчайшего образца петровской архитектуры, великолепной достопримечательности исторической Москвы, бесспорно и огромно. Сносят его ради упорядочения уличного движения… Настоятельно просим Вас срочно вмешаться в это дело, приостановить разрушение Башни и предложить собрать сейчас же совещание архитекторов, художников и искусствоведов, чтобы рассмотреть другие варианты перепланировки этого участка Москвы, которые удовлетворят потребности растущего уличного движения, но и сберегут замечательный памятник архитектуры» .

"Письмо с предложением - не разрушать Сухареву башню получил.

Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу.

Уважающий вас (И.Сталин)

Башня была снесена и по предложению Л. М. Кагановича от 25 октября 1934 года Сухаревская площадь была переименована в Колхозную площадь.

Сохранившиеся элементы

  • При разборке Сухаревой башни один из наличников сдвоенных окон третьего этажа был сохранён и перенесён в Донской монастырь (в то время - филиал Государственного музея архитектуры), где вмурован в аркаду монастырской стены. Сохранился до наших дней, но доступ посетителей к нему ограничен, поскольку после восстановления монастыря аркада с наличником оказалась на территории, закрытой для посещения.

Сергей Глушков , Public Domain
  • Часы, снятые с Сухаревой башни, в данный момент установлены в башне Передних ворот московской усадьбы Коломенское.
  • Фундаменты башни, не уничтоженные при сносе, также сохранились, но в настоящий момент скрыты площадью. В 2006 году в ходе строительства подземных переходов под Сухаревской площадью были проведены частичные раскопки и исследование фундаментов.

Описания современников

Михаил Юрьевич Лермонтов, «Панорама Москвы», 1834

…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на её мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы, всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться.

Юрий Олеша: «Она была красивая, сказочная, розовая, и по ее переходам, видным с площади, мог бы ходить кот в сапогах».

Владимир Алексеевич Гиляровский, из письма дочери, 1934:

Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом.

Жуткое что-то! Багровая, красная,Солнца закатным лучом освещённая,В груду развалин живых превращённая,Все ещё вижу её я вчерашнею -Гордой красавицей, розовой башнею…

Восстановление

В 1982 году исполком Москвы принял решение о восстановлении башни. Был объявлен конкурс проектов, однако ни один из них не был принят и восстановление не состоялось.

Фотогалерея





Полезная информация

Сухарева башня

Расположение

В Москве на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира) в 1695-1934 годах.

Легенды башни

Существует предание, что в рапирной (фехтовальной) зале на верху Сухаревой башни проходили заседания секретного Нептунова общества под председательством Ф. Лефорта и Я. Брюса, прозванного «колдуном с Сухаревой башни».

В народе ходили слухи, будтов башне хранилась черная книга, охраняемая 12 духами и "после закладенная в стену, где и заколочена алтынными гвоздями".

Так же по легенде в Сухаревской башне хранилась «Соломонова печать на перстне со словами SATOR, AREPO TENET OPERA ROTAS. «Можно сим перстнем делать разно: к себе печатью превратишь, невидим будешь, от себя отвратить все очарования разрушишь, власть над сатаной получишь…».

В литературе и искусстве

  • Изображение башни можно увидеть на многих полотнах, среди которых картина Алексея Саврасова «Сухарева башня» (1872).
  • Согласно роману Ильфа и Петрова «Золотой телёнок», в московском трактире у Сухаревой башни была подписана конвенция «детей лейтенанта Шмидта».
  • Согласно фэнтези-сериалу Вадима Панова «Тайный город», Сухарева башня была хранилищем для магической Черной книги, содержавшей в себе самые важные сведения библиотеки Ивана IV.
  • Согласно рассказу Кира Булычева «Новости будущего века», в конце XXI века Сухаревская башня будет восстановлена.
  • Сухаревская башня фигурирует в отрывке из неоконченного романа Ивана Ивановича Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне», посвященного произошедшим после окончания петровской эпохи событиям (1725--1727 года).
  • Герои романа Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы» (лёгшего в основу фильма «Гардемарины, вперёд!») учатся в «навигацкой школе, что в Сухаревой башне». В башне происходит действие некоторых сцен романа.
  • Сухаревская башня изображена на картине художника Валерия Балабанова «Прожект» (1987), включённой автором правой частью в триптих «Наследие» (1988--1997).
  • Сухарева башня является ключевым местом в сюжете полнометражного российского фэнтези-мультфильма «Чародей равновесия. Тайна Сухаревой башни». В башне находится вход в Волшебные миры, который охраняет от злых сил «чародей равновесия» Яков Брюс.