Таджики в афганской войне: неожиданный марш-бросок. таджики - расселение

Афганская война началась задолго до официальной даты ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан.

По официальным данным, выполнять интернациональный долг в Афганистан были призваны более 15 тысяч таджикистанцев. 366 из них погибли. Почти в каждом полку, разведотделе служили таджики, которые выполняли роль переводчиков.

Таджикские "афганцы" считают, что участники той войны незаслуженно забыты, хотя честно выполняли свой долг перед страной, которой уже нет.

Одина Мухиддинов, 51 год

Я получил повестку в 1983 году. Группа, в составе которой я оказался в Туркмении, состояла в основном из таджиков. Кроме военной подготовки нас обучали арабскому шрифту.

Вопросы, конечно, были - зачем мы учим арабский алфавит, но никто из нас не решался спрашивать об этом офицеров. Служба родине была для всех священным долгом, так нас воспитывали.

Я узнал об отправке в Афганистан от руководства военной части, новобранцев попросили связаться с родными и рассказать им о месте службы.

Шел третий год войны, уже были погибшие, поэтому нам позволили попрощаться с родителями. Ко мне приехал отец. Понимал ли я, что это может быть нашей последней встречей? Конечно, нет.

До службы в Афганистане я не интересовался этой кампанией. Все, что я знал, ограничивалось новостными репортажами, которые очень сильно отличались от реальности, которую я увидел позже.

Советским солдатам из мусульманских республик было непросто. Афганцы осуждали нас. Но таджикам было еще сложнее, потому что нас с афганцами объединял не только язык, но и общая в прошлом история и культура. Это несколько напрягало руководство, которое не до конца доверяло своим солдатам.

Однажды в районе афгано-пакистанской границы я задержал афганского военного, воевавшего против правительственных войск. Я его разоружил, привел в часть. Офицеры были очень недовольны мной. Они пытались выяснить, почему я его не убил, а привел в часть, разоружив. Появилось недоверие ко мне. Мне было сложно убедить военное начальство в том, что мне, 18-летнему парню, сложно, глядя человеку в лицо, видя его глаза, расстрелять его.

До войны, на которую я попал, часто смотрел фильмы про войну с фашисткой . Я и предположить не мог тогда, что увижу боевые действия наяву.

Никто не хотел воевать. Наверное, каждый про себя задавал себе вопрос, а зачем я здесь, но вслух никто никогда этого не произносил. Мы выполняли приказ. Никто не спрашивал нашего желания.

Считаю ли я ошибкой ввод войск в Афганистан? Я полагаю, что СССР очень много сделал для афганского народа. Велось активно строительство школ, больниц, дорог, мостов. Афганцы относились к нам неплохо, хотя постоянно спрашивали о том, что мы делаем в чужой стране.

За участие в афганской войне мне присудили орден, который я до сих пор не получил. В списках минобороны я значусь, но орден до меня не дошел.

Аскарали Баротов, 55 лет

Ранним утром 1981 года наш полк, расквартированный в узбекском Термезе, разбудили и приказали идти. Никто не знал, куда мы направляемся. О том, что мы в Афганистане, ребята поняли по надписям на улицах. Но никто и не представлял, что значило наше место службы.

Что такое война, я понял практически в первые дни после прибытия в Афганистан. Гуманитарный конвой, который я сопровождал, попал под обстрел, длившийся почти 12 часов. Это было как в кино, но только по-настоящему. Было очень страшно. Нас обстреливали, мы отстреливались. Мы проходили узкий горный участок, а позиции моджахедов располагались повыше. Мы плохо знали местность, не были подготовлены к ведению боевых действий в горных условиях. Наши противники были у себя дома и отлично владели техников боя.

Трудно передать словами картину, которую я увидел, когда все закончилось. Повсюду лежали тела погибших солдат, стонали раненые. Наш командир не выдержал и заплакал, ведь большинство убитых в бою были недавние призывники.

Солдаты не обсуждали эту войну между собой, но воевать никто не хотел. Умирать никто не хотел. Это был приказ. Мы принимали это как судьбу. Мы были обречены.

Иногда по службе мы выходили в город. Особенно интересно было прогуливаться по афганским рынкам. Часто покупали фрукты, особенно те, что видели впервые. Многого не было в СССР. Таджики и узбеки покупали лепешки. В военной части выпекали хлеб, а мы скучали по лепешкам.

Самым тяжелым моментом стал случай с моими однополчанами. Во время одного из проездов мы попали под обстрел. Двое из наших сослуживцев, чью машину взорвали, не смогли догнать БТР. На следующее утро мы поехали их искать. Нашли через пару часов их изуродованные и изувеченные тела. Их жестоко пытали, а потом убили. Мы все плакали, глядя на тех, с кем еще вчера шутили и мечтали о будущем. Никто не стеснялся своих слез.

После возвращения домой я еще в течение долгого времени боялся выходить ночью на улицу. Ничего не мог с собой поделать.

Тогда мы были уверены, что выполняем свой долг.

Многих из "афганцев" уже нет в живых. Умерли молодыми от последствий контузий, ранений, стрессов, депрессий. Афганская война навсегда изменила судьбы всех тех, кто в ней участвовал.

Мне было 22 года. Я заканчивал учебу в госуниверситете Ленинграда, на факультете восточных языков. Со мной учились еще четверо моих земляков из Таджикистана.

Перед самым выпуском к нам приехали представители генштаба СССР. Они предложили пройти службу в Афганистане.

Теоретически мы могли отказаться от этого предложения, но все мы хорошо понимали, что в дальнейшем отказ может негативно отразиться на нашей карьере.

Это был 1985 год. К тому времени советских солдат извещали о месте прохождения службы.

Война шла уже шесть лет. Росло число погибших, нарастало социальное недовольство и возмущение людей. Каждый привезенный из Афганистана груз-200 вызывал огромный общественный резонанс.

Вокруг люди жили в мире, уже был определенный достаток, а тут привозят тела молодых ребят. Солдат отправляли на войну в чужую страну, и делалось это принудительно.

На родине, особенно в советских азиатских республиках, груз-200 встречали и хоронили целыми селениями. Росло народное недовольство. В Кремле об этом знали, и в последние годы число призывников из Центральной Азии на службу в Афганистан заметно уменьшилось.

Открыто критиковать советское руководство боялись, но известны случаи, когда убивали представителей минобороны, доставлявших груз-200.

Я попал в самую горячую точку - в Панджшер. К тому времени там фактически не осталось мирного населения. Оно было полностью эвакуировано.

Самые масштабные операции советских войск против моджахедов прошли на севере Афганистана.

Высокогорные кишлаки были заминированы. Одно неосторожное движение, подрыв - лишаешься ног, рук, умираешь. Уходя из части на задания, никто не знал наверняка, что вернется.

Все войны бессмысленные, не исключение и афганская война СССР.

Вроде хотели добра, а в итоге получили сотни, тысячи убитых, искалеченных молодых мужчин. Не зря говорят, что благими намерениями устлана дорога в ад.

В самом начале военной кампании более половины афганцев одобряли ввод советских войск, но уже в конце войны отношение к СССР сильно изменилось.
Война продолжалась, гибли люди, росло недовольство.

Росло недовольство и в афганской правительственной армии. Афганцев силой забирали в армию. Воевать никто не хотел. Началось массовое дезертирство из афганской армии. Люди покидали расположение своих военных частей. Убегали по тем самым заминированным тропам и подрывались. Это были дехкане (крестьяне - Би-би-си), насильно призванные в армию.

Война в Афганистане была большой политической ошибкой СССР. Печально, что интересы политиков и государства нередко стоят выше человеческой жизни.

\"Сейчас мы находимся в Таджикистане. Представление о стране у нас в большей степени было сформировано сериалом Наша Раша или в худшем случае Равшан с Джамшутом мне, например глубоко симпатичны новостными сводками о стране 15-летней давности. Предлагаем вам несколько фактов о Таджикистане непосредственно отсюда. Лишь то, что мы заметили или узнали за двое суток в этой стране.

1. Два миллиона таджиков из семи вообще работают в России, но в самом Таджикистане дорожными работами, озеленением, тяжелой физической работой, порой даже строительством занимаются китайцы. Их даже в шутку называют здесь гастарбайтерами.

2. Северная Согдийская область страны лежит в Ферганской долине, от столицы и центра страны ее отделяют два красивейших перевала, оба высотой за 3000 метров. Дорога не везде одинакова, но по большей части неплохая. По крайней мере, намного лучше равнинной, даже степной трассы Харьков-Симферополь. За дорогой опять же следят китайцы, они построили пятикилометровый туннель на перевале Шахристан и доделывают магистраль в районе перевал Варзоб. Может руководство и сотрудников Укравтодора нанять в Китае?

3. Эмомали Рахмонов - супермолодец! Его Киргизского коллегу Атамбаева, пришедшего к власти после двух революций практически незаметно, Ислам Каримов из Узбекистана - просто молодец, часто его цитируют на плакатах и в музеях, но... Эмомали Рахмонов супермолодец - вот он любуется цветом абрикос, вот он держит колоски в поле и мечтательно смотрит в даль, вот в эту даль, видимо желанием многих, направляется... 10 лет назад светлая личность Рахмонова не была столь растиражирована. Наверное, к 60 годам стал президент сентиментален...

4. Душанбе - город строек. Бизнесс-центры, евро-офисы в столице одной из самых незаметных стран мира растут как на дрожжах. Даже в нашей, любимой но бестолковой Родине это не оправдывается... А вот в Душанбе строительный бум. Впрочем, возведены также крупнейшая в Центральной Азии библиотека, очень красивый президентский дворец, симпатичный МИД очень красивые парки и монументы выдающимся саманидским правителям и персидским поэтам таджикского происхождения, огромнейшее количество фонтанов. Наверное, есть у диктаторов слабинка, когда хочется оставить о себе добрую память, то обращают внимание на архитектуру. Клан Алиевых превращает сейчас Баку в каспийский Дубаи, хан Рахмонов вот например тоже не чужд прекрасного... Даже перехватил у Азербайджана первенство в фрейдистском соревновании на самый высокий флагшток в мире. Флаг Таджикистана с 2011 года развивается в Душанбе на высоте 165 м.

5. Таджики очень радушны и гостеприимны. В первый же час на территории Таджикистана мы уже стали гостями в кишлаке Кучкак и попали на вечернее угощение по поводу Рамазана. \"Гостя в дом приводит Аллах, а когда ему уходить, решает хозяин...\", - гласит красивая восточная поговорка. Интересоваться вами, спрашивать об Украине, приглашать на чай вас будут по всему Таджикистану. Не отказывайтесь: общаться с таджиками - огромное удовольствие. Скорее всего, вам будут цитировать поэтов Рудаки или Фирдоуси, возможно даже Александра Пушкина. По-русски. Вернувшись отсюда вы больше никогда с усмешкой не скажете \"Насяльника...\"

6. О политике таджики почти не говорят. Вернее о таджикской политике. Если вы будете рассказывать, как все весело в Украине, таджики могут прокомментировать: \"Эх... Везде такое...\" Но без подробностей. Однако в политике соседей, России и Украины местные могут разбираться очень даже прилично.

Например диалог с таксистом:

Ну вот смотри, в Таджикистане пенсия минимальная 35 долларов! Что купишь на 30 долларов? (цены, кстати, вполне сравнимы со среднеукраинскими)

Но зато дача у президента шикарная! Мы проезжали мимо нее в Варзобском ущелье...

Да я слышал у вашего президента еще круче! Как ее... Междугорье?

7. В Душанбе, по утверждению многих, нет преступности. Гулять по городу действительно приятно. Пьяных и попрошаек тоже не заметно. Но присутствует совершенно уникальный вид попрошайничества - прямо фишка Душанбе! Такого нигде еще не видел. К вам может в центре города подойти милиционер, представиться и предложить экскурсию. Он будет рассказывать о великом государстве Саманидов в IX-X века, о новых стройках и фонтанах, а потом вдруг:

Знаешь, у меня зарплата маленькая. Всего 80 долларов. Маленькая ведь? А сейчас Рамазан, дай сколько не жалко, водички хоть вечером попить...

Или вот такое. Хотим попасть на крышу местного небоскреба Душанбе-Плаза, чтобы сфотографировать город сверху. Беседуем с охраной.

Фотографировать у нас вообще нельзя. Ну уважение сделаете, да?

10 сомони (примерно 16 грн) можем, чисто из уважения...

Эй, ну нас же 6 человек. 10 на 6 даже не делится.

Мы же не американцы, мы бедные туристы с Украины. Когда-то же в одной стране жили. Ну ладно, мы пойдем...

Эй, брат, ну стой. Чисто как братьям разрешаем подняться. Мы очень уважаем украинцев. Гостеприимство это же традиция! Да! 10 сомони парню в лифте дашь! Там камер нет...

Восток - дело тонкое! Но путешествовать по нему невероятно интересно. Что мы знали о Таджикистане и таджиках раньше? И сильно ли отличаемся от них сами? И в какую сторону?

Журналист Владимир Красноголовый и путешественник Александр Лушин отправились в Афганистан, чтобы понять, как сейчас там живут люди, и что они помнят о войне с участием СССР. Также авторы проекта Возвращение в Афганистан посетят Киргизию, Узбекистан, Таджикистан.

Корреспондент.net

Таджики составляют коренное население северных и отчасти центральных областей Афганистана. Численность таджиков в Афганистане приблизительно равна 2300 тыс. Это вторая по величине народность Афганистана населяет самые развитые в экономическом отношении районы страны.

Основная масса афганских таджиков живет в северо-восточной части Афганистана - в Каттаганской и частично в Мазари-Шерифской провинциях, где таджики составляют большинство населения. Другая значительная часть таджиков проживает на крайнем северо-западе страны в Гератской провинции, в долине р. Герируд и в прилегающих районах. Наконец, таджиками заселены северные и южные склоны западной части Гиндукуша, в том числе в северной части Кабульской провинции, и долины горных рек Панджшер, Горбенд, Солянг, отчасти Чарикар и Кабул; значительное число таджиков проживает в г. Кабуле.

Помимо таджиков, говорящих на таджикском языке, в Бадахшане, в бассейне верховий Пянджа, по соседству с советским Памиром, проживает группа припамирских таджиков, говорящих, подобно советским припамирским таджикам, на так называемых припамирских языках. Наиболее крупные из этих групп проживают по левому берегу Пянджа: ваханцы - 64 селения, ишкашимцы - 17 селений и шугнанцы - 21 селение. Далее в глубь страны живут мунджанцы -12 селений, саргулям- цы - 8 селений и сангличцы - 2 селения. Припамирские языки в отдаленные времена были, по-видимому, распространены на более широкой территории, в настоящее время занятой таджикоязычным населением, но их вытеснил таджикский язык; языки современных мунджанцев, саргулямцев и сангличцев представляют собой лишь остатки когда-то более распространенных языков и наречий; таковы же языки парачи и пашаи в долине р. Панджшер и в соседних долинах, недалеко от Кабула.

Около 25 тыс. таджиков проживает в пределах Ирана в Хорасане. Таджики являются основным коренным населением этого края, однако в настоящее время трудно отличить таджиков Хорасана от остального персидского населения.

Таджики издавана составляли основную массу земледельческого и городского населения северного, а частью и южного Афганистана. Потомки исконных, древних жителей этого края, таджики Афганистана по языку, культуре и быту мало отличаются от тад иков правобережья Аму-Дарьи; это объясняется их общим происхождением и общими исторкческими судьбами на протяжении многих веков.

Еще в начале I тысячелетия до н. э. области Гиндукуша, Памира и горные районы нынешнего Таджикистана населял один и тот же народ - бактрийцы, образовавшие могущественное древнее государство Бактрию. Эти общие предки левобережных и правобережных таджиков в дальнейшем вместе входили в состав Греко-Бактрийского царства, Тохаристана и других среднеазиатских государств древности и средневековья. Государство Саманидов конца IX-X в., в котором уже завершился в основных чертах процесс этногенеза таджиков и оформилась таджикская народность, также включало, наряду с правобережьем и левобережьем верховьев Аму-Дарьи, населенные таджиками области нынешнего Афганистана.

Таджики, утратив в результате падения державы Саманидов свою государственность, на протяжении-последующих столетий упорно боролись за свою независимость. Лишь в XVIII - первой половине XIX в. афганские феодалы окончательно подчинили таджикских крестьян области Кабула, Кандагара и Газни. Таджикское население Бадахшана и Кат- тагана, так же как и правого берега Пянджа, продолжало управляться местными феодальными династиями.

В 1830-х годах началась длительная борьба таджиков Бадахшана, Каттагана и других областей с афганскими феодалами, стремившимися захватить таджикские земли, которая продолжалась несколько десятилетий. Афганцам удалось окончательно сломить сопротивление таджиков лишь при эмире Абдуррахмане, причем в 1880-х годах афганцы заняли даже правобережные припамирские районы Рушан и Шугнан.

Под нажимом Англии, рассматривавшей Афганистан как свою будущую колонию, а поэтому заинтересованной в его территориальном росте, афганские завоевания были оформлены англо-русским соглашением 1873 г., а затем закреплены соглашением 1895 г., по которому граница Афганистана была установлена по Пянджу. Афганистан отказывался от своих притязаний на правобережные области Шугнана и Рушана, получив взамен запянджский Дарваз, т. е. ту часть территории левобережного Бадахшана, которая еще в 1870-1880 гг. была подчинена бухарскому эмиру.

Установление власти афганского эмира в районах, населенных таджиками, сопровождалось частичными конфискациями земель у местной неафганской знати, насильственным отобранием их у трудового дехканства и переходом необработанных земель в собственность государства. Созданный таким образом огромный фонд государственных земель был распределен между афганскими переселенцами, образовавшими среди таджиков военные колонии; часть земель получила афганская знать, составившая прослойку новых помещиков. Трудящееся таджикское население стало объектом двойной феодальной эксплуатации: со стороны афганской знати и со стороны собственной знати и баев.

Вместе с тем, с завоеванием края афганскими феодалами увеличились налоги на местное население, в то время как афганские собственники пользовались налоговыми льготами.

Тяжело отразился на таджикском населении и разрыв экономических связей с Бухарой и Туркестаном. Все это не замедлило сказаться на состоянии края. Большие группы крестьян стали покидать насиженные места и уходили на заработки в Туркестан; посевная площадь сократилась.

Характеризуя положение в таджикских районах Афганистана в 1927 г., очевидец писал: «Большая часть поливной земли и лучшие неполивные земли принадлежат помещикам и казне, а крестьянство в общем безземельное, обрабатывает помещичьи земли обыкновенно за очень низкую долю урожая» 1 . Условия аренды помещичьих земель носят феодальный характер. В Гератском оазисе, где хозяйство носит товарно-денежный характер и значительного развития достигли капиталистические отношения, многие безземельные крестьяне батрачат в хозяйстве баев и закабалены ростовщиками.

Основные занятия

Таджики - превосходные земледельцы, искусные садоводы и огородники. От них афганские племена переняли многие приемы и навыки земледелия.

Таджики занимаются земледелием главным образом на искусственно орошаемых землях в горных долинах, в меньшей степени - на богарных землях. Ирригационные каналы обычно отводятся из какого-либо притока главной реки долины. Практикуется трехлетний севооборот: один год сеют кукурузу, другой-пшеницу, третий - ячмень, часто вместе с бобовыми. Удобрением служит преимущественно навоз, иногда с примесью золы и отбросов. В более низких местах разводят рис; культивируются также масличные-кунжут, лен. В ряде районов большое значение имеют огородничество и бахчеводство.

В "Каттагане видное место среди сельскохозяйственных культур занимает сахарная свекла, которая перерабатывается на сахарном заводе в Бамиане.

Наиболее интенсивный характер носит земледелие в Гератском районе, где состав культур разнообразнее, применяются более сложные севообороты и где техника земледелия выше, чем в горных районах. Почва здесь удобряется не только навозом, но и голубиным пометом, для сбора которого сооружаются особые голубиные башни. Большой удельный вес в Гератском оазисе имеют хлопок, люцерна, мак и другие культуры.

Большим подспорьем в хозяйстве таджиков служит садоводство; из числа плодовых деревьев следует отметить абрикосовое и персиковое, инжир, айву, яблоню, черешню, грушу, грецкий орех; культивируется также виноград.

Особое место в хозяйстве афганских таджиков занимает культура тутового дерева. Тутовая ягода в свежем и сушеном, а затем размолотом виде является для многих районов основным средством питания широких слоев населения в течение всего года. Летом едят свежие ягоды, осенью- вяленые, зимой и весной - толокно из них. Созревшую ягоду отрясают с дерева на большие полотнища и раскладывают на крышах для просушки. Землю под тутовыми деревьями содержат в чистоте, чтобы не загрязнялись падающие ягоды.

Скотоводство носит подсобный характер; его развитие тормозится, в частности, недостатком сенокосов. В ряде районов, населенных таджиками, разводят овец и коз мейменинской породы; овцы, которых стригут три раза в год, дают шерсть высокого качества. Молочное хозяйство в жизни афганского таджика играет большую роль. Подобно тому как это практиковалось в прошлом у горных таджиков СССР, у афганских таджиков существуют своеобразные артели по сливу молока (пейвоз), в которые объединяются несколько (три-восемь) соседних хозяйств. В Бадахшане и в других горных районах таджики каждое лето перегоняют скот на высокогорные пастбища.

Некоторым подспорьем в хозяйстве афганских таджиков является и охота, главным образом на горных козлов, лисиц, куропаток.

Ремесла представлены в основном ткачеством. Таджики горных районов изготовляют домотканную хлопчатобумажную материю - карбос, а также шерстяную ткань-рагза, употребляемую на халаты. Это производство в ряде районов имеет товарное значение. В экономически более развитых районах, а также в городах занимаются шелководством, шелкоткачеством и ковровым производством.

Материальная культура

Планировка селений зависит от рельефа местности, расположения пахотных участков и ирригационной системы. Дома -глинобитные или же сложены и необтесанного камня, обычно с плоской кровлей. По типу таджикские дома мало отличаются от домов соседних народов. В долине р. Горбенд встречаются укрепленные деревни, обнесенные высокими стенами.

Одежда таджиков состоит из рубахи и штанов-изор; обычно они шьются из белой хлопчатобумажной ткани. Рубаха длинная, с вертикальным разрезом на груди, иногда она надевается поверх штанов и спускается ниже колен. Поверх бумажных, мужчины зимой или во время работы надевают широкие шерстяные штаны. Среди таджиков, как и всюду в Афганистане, распространено ношение безрукавки. Верхней одеждой служит халат - чакман. Женская одежда состоит из длинной цветной бумажной рубахи и штанов. Головным убором у мужчин служит тюбетейка - пулах и чалма - салля, у женщин платок- чадыр. На ногах носят шерстяные вязаные чулки - пойпеч или обмотки - пойтоеа и кожаные башмаки - чорук. Афганские таджики питаются в основном мучными и молочными продуктами, а также фруктами и тутовыми ^годами в самых разнообразных видах.

Семейный быт и религия

Среди афганских таджиков отмечены следы ранее существовавших родовых делений, носящих название коум. Местами сохраняются также следы деления на «высшее» и «низшее» сословия, из которых первое является потомками земельной аристократии; однако в настоящее время это деление почти сгладилось. Еще не так давно представители «высшего» сословия избегали выдавать своих девушек замуж за представителей «низшего» сословия и в то же время брали их дочерей в качестве вторых, младших жен - пешкора, обслуживавших своим трудом домашнее хозяйство.

Семья у таджиков Афганистана в значительной степени носит патриархальный характер. Нередко родители устраивают помолвку своих детей еще в младенческом возрасте; вообще же браки в большинстве случаев устраиваются по желанию родителей.

Свадебный цикл обычно растягивается на продолжительное время, что связано с уплатой за невесту значительного выкупа. Различают два главных свадебных праздника: сговор (кынголя, туи-фатиха) и самую свадьбу (туи-никох), связанную с обрядом мусульманского бракосочетания и увозом невесты в дом мужа. Между обоими этими праздниками проходит обычно от нескольких месяцев до двух-трех лет.

Роды сопряжены с различными древними обрядами и суевериями. Роженица окружена целым рядом запретов, так как считается нечистой; так, например, в течение 40 дней она не может готовить пищу. Как роженицу, так и новорожденного, по существующим поверьям, необходимо охранять от пагубного воздействия злой силы, прежде всего Алмасты; в этих целях мать и ребенка окуривают дымом особых растений, изготовляют для них амулеты и т. п.

По своему вероисповеданию таджики Афганистана мусульмане-сунниты, но среди них, как и среди окружающих народов, сохраняются различные доисламские культы и верования, в частности следы тотемизма, почитания огня. Отдельные группы афганских таджиков принадлежат к секте исмаилитов. Большим влиянием среди населения пользуются представители дервишских орденов, религиозные наставники - игианы. Каждый ишан имеет средикрестьянучеников-мюридов, беспрекословно ему подчиняющихся, исполняющих его указания и делающих ему различные подношения. Ишаны поддерживают широко распространенный среди афганских таджиков культ священных мест - мазаров; сюда верующие приносят различные пожертвования, делаемые по обету, в связи с каким-либо важным событием, а также в большие праздники.

Пуштуны - 10 миллионов человек. До 1979 года пуштуны составляли 51 процент населения страны. Однако 85 процентов из более чем 6 миллионов афганцев, бежавших в соседние страны, были пуштуны. Этнические пропорции изменились. Лишь после ухода советских войск беженцы стали возвращаться. Однако вернулись не все, и сегодня пуштунов в Афганистане, вероятно, чуть больше 40 процентов. Последние два века в стране с небольшими перерывами правили исключительно пуштуны. Свергнутый король Захир Шах, президент Наджибулла, мулла Мохаммад Омар, экс-премьер Гульбиддин Хекматиар - пуштуны. Так же, как и подавляющее большинство талибов. Правда, пуштуны воевали и на стороне Северного альянса. Например, нынешний министр иностранных дел Афганистана доктор Абдулло - пуштун. Политическую и военную поддержку пуштуны традиционно получают из соседнего Пакистана, где насчитывается более 17 миллионов пуштунов. Пуштунами и "настоящими афганцами" себя называют несколько племен, говорящих на языке пушту. Три из них наиболее многочисленны: западное племя - дуррани, восточное - гильзаи и племя карани. Подавляющее большинство пуштунов - мусульмане-сунниты. Пуштуны в основном расселены к югу от хребтов Гиндукуша. Племена дуррани живут в юго-западных областях, в районах от Кандагара до Фараха - на юге и до Герата - на западе, а также практически во всех крупных городах страны. Гильзаи проживают в южных и юго-восточных, граничащих с Пакистаном районах. Многие из них ведут кочевой образ жизни и на зиму стараются перебраться на территорию Пакистана. Со второй половины XIX века началось расселение пуштунов в области к северу от Гиндукуша, где возникло несколько пуштунских анклавов (в районах Кундуза, Меймене и Мазари-Шарифа). Общая численность пуштунов в Северном Афганистане не превышает 15 процентов всего населения этого региона. Таджики - 5 миллионов человек. Это второй по численности афганский этнос (более 20 процентов населения). Таджики - мусульмане-сунниты - традиционно в Афганистане составляют интеллектуальную элиту, поэтому их влияние в стране велико. Большинство министров, банкиров и крупных торговцев - таджики. Живут в основном в провинциях Бадахшан, Тахор, Герат, Джаузджан, Саманган, Балх, Кундуз, а также в Панджшерском ущелье и в долине Шамоли. Большинство кабульцев тоже таджики. Однако, не считая недолгого президентства Бурхануддина Раббани, таджики правили в Афганистане лишь дважды - в XIV веке и в конце 1920-х годов. Основной язык, на котором говорят афганские таджики, - дари. Язык близок к иранскому фарси, в северо-восточных регионах - к таджикскому языку. Кстати, использование термина "таджик" в Афганистане не всегда оправданно, поскольку так называют себя иногда и иные по происхождению группы, в том числе и пуштуны, говорящие на фарси. Как правило, это северные пуштуны, населяющие провинции Батгиз, Фариаб, Тахор и Кундуз. Таджики составили костяк Северного альянса. Покойный Ахмад Шах Масуд, президент Раббани, генерал Мохаммад Фахим, Исмаил Хан - таджики. Во время противостояния с талибами "северянам" активно помогали Россия и Таджикистан. Узбеки - 2,3 миллиона человек, третий по численности этнос Афганистана. Многие узбеки в Афганистане оказались в 1920-х годах, когда бежали из советской Средней Азии от преследований Красной Армии. Сегодня узбеки живут достаточно компактно в приграничных с СНГ провинциях, на территории с историческим названием Чор-Вилойет (четыре области), где ранее существовали независимые узбекские княжества, территориально практически совпадающие с провинциями Фариаб, Джаузджан, Балх и Кундуз. Местных узбеков часто называют "бывшими коммунистами". Их лидер Абдуррашид Дустум воевал на стороне просоветского кабульского правительства. Однако после ухода "оккупантов" предал президента Наджибуллу. Сейчас Дустум - один из лидеров Северного альянса и пользуется поддержкой в первую очередь Узбекистана. Афганские узбеки - мусульмане-сунниты. Говорят в основном на двух языках - узбекском и дари. Хазарейцы - 2 миллиона человек (9 процентов населения страны). Они считают себя потомками Чингисхана и его воинов, поселились на территории современного Афганистана в XIII веке. Исповедуют ислам шиитского толка и говорят на фарси. Изначально жили на границе с Персией. Однако в XVIII и XIX веках пуштуны-сунниты вытеснили хазарейцев в горные районы в центре страны. Сегодня хазарейцы населяют центр Афганистана. Живут они также в провинциях Урузган, Газни, Вардак, Гур, Герат и Кандагар. Хазарейцы-шииты - верные союзники суннитов из Северного альянса. Однако хазарейцев никогда и никто в Афганистане не приглашал разделить власть. Видимо, так же произойдет и на сей раз. Поддерживает хазарейцев главным образом шиитский Иран. Исмаилиты - 1 миллион человек, примерно 5 процентов населения. В Афганистане - две крупные исмаилитские общины: исмаилиты-хазарейцы, возглавляемые наследным пиром Сейидом Джаффаром Надири, и исмаилиты афганского Бадахшана, которыми руководят многочисленные наследные пиры. Исмаилиты-хазарейцы в основном живут в Хазараджате, в провинции Баглан, а также в Кабуле. Исмаилиты пользуются поддержкой Ирана. Туркмены - 500 тысяч человек. Туркмены-сунниты (2 процента) отдельными компактными группами проживают в северных, граничащих с СНГ районах. Киргизы - 15 тысяч человек. Населяют Ваханский коридор, достигающий границ с Китаем. В юго-западных районах Афганистана расселено около 200 тысяч белуджей, а в Кабуле и частично в Кандагаре - около 40 тысяч кызылбашей и афшаров, переселенных из Ирана в ХVIII веке. В Афганистане проживают также небольшие группы арабов, каракалпаков, бахтиар, курдов и выходцев из Индии. На Памире и в долинах рек Пяндж и Кунар проживают шугнанцы, ишкашимцы, ваханцы и мунджанцы. Их общая численность - несколько десятков тысяч человек.