Святые православные места в риме. Италия. Церковь святителя Николая Чудотворца в Риме

Рим. Церковь священномученика Климента, папы Римского

Ита́лия (итал. Italia , официальное название - Италья́нская Респу́блика (итал. Repubblica Italiana)) - государство в Южной Европе, в центре Средиземноморья. Входит в Евросоюз и НАТО с момента их создания, является третьей по величине экономикой еврозоны.

Граничит с Францией на северо-западе (протяжённость границы - 488 км), со Швейцарией (740 км) и Австрией (430 км) - на севере и со Словенией - на северо-востоке (232 км). Также имеет внутренние границы с Ватиканом (3,2 км) и Сан-Марино (39 км).

Занимает Апеннинский полуостров, Балканский полуостров (небольшую часть), Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.

Населённые пункты Италии

  • Милан

Православие в Италии

Православие в Италии - вторая по величине религиозная конфессия современной республике Италия. Общее число православных в стране составляет, по оценке на 2012 год 1,4 млн человек (свыше 2,3 % населения страны), за последние годы оно возрасло в десятки раз. По данным архиепископа Егорьевского Марка (Головкова) православие является второй религией в Италии (после католицизма) по числу верующих. Православие в Италии исповедует в основном недавние экономические мигранты из Восточной Европы, в первую очередь из Румынии, России, Украины и других стран СНГ, хотя православная традиция на юге страны, который до конца ХI века контролировала Византийская империя, имеет давнюю историю.

После первого падения Константинополя в 1204 году от ударов крестоносцев и венецианцев, православные традиции в Южной Италии временно утрачивают моральный ориентир. С православием начинает интенсивно конкурировать и католичество. Но второе падение Константинополя в 1453 году и постепенное завоевание турками Балкан в ХV-ХVI веках привели к мощному потоку балканской иммиграции в Италию. Среди прибывших выделялись православные албанцы (арбереши) и греки, небольшие поселения которых на юге страны сохраняются до наших дней. Они долгое время поддерживали давние православные традиции на юге страны, хотя со временем, учитывая давление со стороны католичества и общий конфликтный религиозный фон той эпохи, большинство их потомков постепенно перешло в католичество.

Русская Православная Церковь в Италии

Первые государственные решения об открытии на Апеннинах православных храмов были приняты в 1797 году в Турине, в 1799 году в Неаполе и в 1803 году в Папском государстве, но не одно из них не было исполнено на практике, в результате бурных политических событий той эпохи.

Первыми русскими храмами вообще, действовавшими на территории Апеннинского полуострова, стали домовые церкви русских аристократов княгини Е. Голицыной (1817), графа Д. П. Бутурлина (1818) и Н. Н. Демидова (1823). Первым «дипломатическим» стал храм при миссии в Тоскане (1823).

Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 года приходы в Италии выделены из состава Корсунской епархии и подчинены каноническому ведению епископа с титулом «Богородский». До назначения епископа Богородского архипастырское окормление приходов в Италии сохранено за архиепископом Корсунским Иннокентием.

16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, члены Синода, выразив благодарность епископу Корсунскому Нестору за труды, понесенные по управлению Италийскими приходами Русской Православной Церкви, освободили его от этой должности. Временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии назначен архиепископ Егорьевский Марк, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

На 2013 год в Италии насчитывалось более 50 приходов Русской православной церкви, но большей частью богослужения совершают в церквях, которые предоставляют католики. Приходы Московского Патриархата в Италии - официальный сайт администрации приходов

История

Раннее христианство пришло на территорию современной Италии в римскую эпоху. Процесс постепенного размежевания христианский течений на восточные (православные) и западные (католические) после раздела империи на Восточную и Западную части в 395 году не затронул Южную Италию, которую Восточная Римская империя вернула под свой контроль уже во время завоеваний Юстиниана в начале VI века. Восточный обряд в целом был преобладающей формой христианства в Южной Италии и Сицилии в VI-ХV веках, чему способствовало наличие там крупных районов концентрации собственно греческого населения с раннеантичных времён. Несмотря на утрату Сицилии в IХ веке и её постепенную исламизацию в рамках Сицилийского эмирата, православные традиции продолжали поддерживаться на северо-западе острова в многочисленной грекоязычной среде, и даже, по-видимому сохраняли небольшой численный перевес на острове в целом. Отдельные материковые регионы Южной Италии (например, Бари) продолжали контролироваться Византией до 1071, то есть их официальный православный статус был закреплён после раскола церквей 1054 года. Однако, он продлился недолго: в 1060 г. в руки католиков-норманов попал Реджо, в 1063 - Таранто, в 1070 - Бриндизи, в 1071 - Бари. Таким образом, 17-летняя история православной государственности в Италии подошла к концу.

«Остийский» собор («за городскими стенами») стоит на месте погребения св. апостола Павла.

Когда в 67 г. апостол Павел, по повелению Нерона, был усечен мечом за стенами Рима в местности, именуемой «Сальвийские Воды» (Aquae Salviae), где ныне находится церковь во имя святого апостола Павла «на трех Фонтанах», тогда римская благочестивая христианка Лукина (Луцина) собрала священные останки св. Павла и с честью погребла их в загородной усадьбе своей по Остийской дороге (Via Ostiense). С этого времени усадьба эта сделалась усыпальницей древних христиан, известной под именем катакомб св. Лукины.

На том месте, где находится эта церковь, некогда красовался Сессорианский дворец, служивший местом жительства св. царицы Елены, матери св. царя Константина (их память - 21 мая ст.ст.). В стенах дворца и сооружена была в 330 г. св. Константином, по желанию его матери, базилика во имя Честного и Животворящего Креста Господня, или св. Креста в Иерусалиме.

Церковь основана папой Пием (142-157) в доме св. Новата, сына апостола Пуда, и построена по просьбе преподобной Пракседы девы, дочери апостола Пуда и сестры св. Новата. В IX в. папа Пасхалий возобновил эту церковь почти от основания и перенес в нее мученические тела, собранные им в разных катакомбах. По распространенному в Риме преданию, именно св. Пракседа собирала здесь тела мучеников Христовых

Церковь стоит на том месте, где апостол Павел восприял мученическую кончину 29 июня 67 г.
О ней он сам предвозвестил во втором послании к своему возлюбленному ученику, апостолу Тимофею, епископу Ефесскому: «Я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 6-8). Мученическая кончина апостола Павла совершалась так. В последние дни земной жизни апостол Павел содержался вместе с апостолом Петром в Мамертинской темнице.

Церковь построена там, где некогда стоял дом отца преподобной Пудениианы, римского сенатора Пуда, о котором апостол Павел упоминает в своем втором послании к Тимо­фею (2 Тим. 4, 21).

Церковь устроена на месте дома, принадлежавшее священномученику Клименту, папе римскому (91-100), вскоре после кончины сего святителя, последовавшей в Херсонесе Таврическом, куда он был сослан, по повелению Траяна, за имя Христово. В начале V в. церковь была перестроена и получила форму базилики; в ней св. Григорий Двоеслов произнес две из своих бесед на Евангелия. В 1084 г. при вторжении в Рим норманнов была разрушена и эта базилика. Над развалинами ее в самом начале XII в. была сооружена новая церковь во имя того же священномученика Климента, существующая и доныне.

Название свое Колизей получил от латинского слова «великан». Так назван был впоследствии (в VIII в.) за свою огромную величину цирк, построенный в Риме при императорах Флавии Веспасиане, Тите и Домициане в 70-80 гг. после Р.Х. и называвшийся первоначально Амфитеатром Флавия. Сейчас происхождение этого название возводят к стоявшей рядом гигантской статуи Нерона, Колосс Нерона. Его строили еврейские пленники из Иерусалима, как некогда отцы их сооружали пирамиды для египетских фарао­нов.

Катакомбы св. Севастиана существовали раньше церкви, от которой они получили свое наименование. В них, в особой пещере, временно покоились (в первой половине III в.) честные мощи апостолов Петра и Павла.
Св. Севастиан (память 18 дек.) с дружиной своей пострадал в Риме при Диоклетиане в 257 г.

Поводом к устроению церкви на настоящем месте и к вышеприведенному наименованию ее послужило следующее событие из жизни апостола Петра, о котором повествуется в Четьих Минеях.

Рима Катакомбами называются подземные кладбища, в которых христиане первых трех веков, страха ради от язычников, полагали своих усопших и мучеников, а также иногда совершали богослужения.

Катакомбы получили наименование по св. Каллисту, папе римскому, который еще до вступления на папский престол, будучи архидиаконом римской Церкви, заведывал, по поручению папы Зефирина, катакомбами и много потрудился над их устройством.

Св. Агния пострадала в гонение Максимилиана в 304 г. на том месте, где ныне стоит на Навонской площади церковь ее имени (Chiesa di Sant’Agnese in Agone), воздвигнутая еще при св. равноапостольном царе Константине. Современное здание на пьяцце Навона - выдающийся памятник барокко (арх. Борромини; 1666 г.)

Над местом упокоения св. мученика Лаврентия архидиакона (память 10 авг.) около 300 г. была сооружена св. равноапостольным императором Константином церковь его имени. В ней были произнесены св. Григорием Двоесловом,

Темница находится у подножья Капитолийского холма, со стороны Римского Форума под церковью Иосифа Обручника (Chiesa di San Giuseppe dei falegnami al Foro Romano), noстроенной братством плотников.

(Panteon), представляющий собой огромную круглую постройку с величественным куполом, был сооружен римским консулом Марком Агриппой, зятем императора Августа, в 27-25 гг. до Р.Х. и посвящен семи языческим божествам. Император Адриан (117-138) перестроил Пантеон и посвятил его «всем богам». Языческое идолослужение совершалось в этом храме до IV в.

Церковь, основанная при св. равноапостольном царе Константине на том самом месте, на котором в гонение Адриана, в 120 г., пострадали св. великомученик Евстафий Планида, бывший начальник римских войск, его супруга Феопистия и чада их Агапий и Феопист.

Победоносца Георгиевская церковь в древнем районе Велабро была уже известна с VII в. - как учреждение диаконии, центра церковной благотворительности для римского населения.

Первоначальное описание церкви восходит ко временам св. царя Константина; в 560 г. она была перестроена папой Палагием. В ней св. Григорием Двоесловом была произведена 36-я беседа его на Евангелия.

Храм Мария д’Аракоели (ин Арачели) стоит на самой вершине Капитолийского холма, на развалинах некогда находившегося здесь храма Юпитера Капитолийского, и была известна уже в VI в. как церковь Санта Мария де Капитоло, то есть Божией Матери «Капитолийской»

В Риме трудно найти паломника, который бы не посетил Святую Лесницу — одну из самых известных христианских святынь. Церковь Святой Лестницы находится вблизи собора Св. Иоанна в Латеране (San Giovanni in Laterano). Фасад этой церкви работы Доменико Фонтана относится к 1585 году.

Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода Агриппа, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями. Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, причем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1).

Базилика святых мученика Бонифатия (Вонифатия) и Алексея человека Божия на Авентинском холме в Риме сегодня открывается пред глазами паломников в своем барочном «обличии», обретенном при радикальной перестройке в середине XVIII столетия. И трудно представить, что под этой «современной» базиликой находятся еще две, относящие нас к III и IX векам.



Святыни северной Италии

– один из самых красивых городов северной Италии. Первые поселения возникли здесь еще в IV в. до Р.Х., благодаря выгодному географическому положению на реке Адидже. Значительное развитие город получил с середины I в. до Р.Х., когда был включен в состав Римской Империи. После падения Империи Верона стала столицей лангобардов и остготов, но это мало отразилось на ее развитии, зато время Средневековья украсило ее церквями и соборами. Романский и готический стили придают городу неповторимый колорит

Согласно древней традиции, св.Лука, родом из Антиохии в Сирии, умерший в преклонном возрасте (84 года), был захоронен в г. Тебе — столице греческого региона Беоция. В начале IV века его мощи были перевезены в Константинополь, в Базикику Двенадцати Апостолов.

Реликвия, или часть мощей Святителя Николая, представляет собой одну кость левой руки и находится при церкви Сан Николо в Порту с 1177 года, как гласит древняя летопись.

Чтобы лучше понять кто такая святая Фекла, начнем с бегства св. ап. Павла из Антиохии Писидской в Иконию. Некий житель Иконии по имени Онисифор знал, что апостол будет проходить через их город и вышел встречать его на Царской дороге.

Одна из самых древних церквей в Милане, по преданию, была построена святым Амвросием Медиоланским в 379-386 гг., в районе захоронений христиан — жертв религиозного преследования в римский период. В то время церковь называлась Basilica Martyrum (Базилика мучеников).

С 19 по 23 мая 2003 года 59 насельников московского Сретенского монастыря и учащихся Сретенской духовной семинарии под руководством наместника обители архимандрита Тихона совершили поездку в Италию. Паломники молились у мощей святителя Николая Чудотворца в г. Бари, посетили святые места Рима, прикладывались там к мощам апостолов Петра и Павла и других святых угодников, знакомились с историческими памятниками не только Вечного города, но и других мест древней италийской земли. Мы помещаем рассказ одного из участников этой поездки.

ДОРОГА

Хорошо помню день, когда узнал о предстоящем путешествии. Самое первое, самое естественное чувство - радость. Сколько прочитанного и слышанного о тех местах, где предстояло быть! Но очень скоро душа успокоилась: далеко не все в этой жизни зависит от наших намерений. Христианину всегда нужно знать, что «от Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело» (Пс.36:23). Настроение это сохранялось до того дня, когда надо было собираться в дорогу.

Путь наш начался 19 мая. Для людей, любящих свое Отечество, день этот весьма значим. 135 лет назад родился последний наш Царь, августейшие родители которого вверили его небесному покровительству великого Чудотворца, назвав Николаем. С самого начала путешествия верилось, что помогать нам будет не только святитель, к святым мощам которого мы направлялись, но и недавно прославленный Государь-мученик.

Рано утром, помолившись в монастырском храме, мы начали свое паломничество. Наш язык невозможно представить без таких слов как «путь», «дорога», «поприще», ибо человеку, с тех пор как он лишился рая, нередко приходиться путешествовать. Да и сама жизнь человеческая есть ничто иное как путь. Эту мысль мы встречаем у библейских писателей: «Человеку же как узнать путь свой?» (Притч.20:24) - спрашивает Соломон.

В аэропорте Внуково мы соединились с насельниками Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Свято-Данилова, Саввино-Сторожевского и других монастырей. Был даже 72-х летний схимник - игумен Рафаил.

У СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

Местность вокруг Бари равнинная. На большом пространстве видны масличные сады. Характерная особенность приморских городов - большая протяженность береговой полосы. Как и многие другие города, расположившиеся у моря, Бари красив. Иногда думаешь, что находишься в одном из наших южных городов.

Автобус привез нас к базилике св. Николая. Мы вошли в тот самый храм, который был воздвигнут по обету, данному мореплавателями, когда они брали в Мирах св. мощи. Первое и самое сильное впечатление - чувство реального присутствия здесь святителя Николая.

Память этого великого молитвенника и помощника совершается в году дважды: 6/19 декабря (день блаженной кончины святителя Николая) и 9/22 мая - в этот день его св. мощи прибыли в южный итальянский город на побережье Адриатического моря, ставший одним из самых известных в христианском мире. Православные люди в нашем Отечестве одинаково почитают оба праздника, не умаляя последний. В этом проявляется наша теплая любовь к святому и полное доверие к установлениям нашей Церкви, которая, по мнению архиепископа Филарета (Гумилевского), уже в 1091 году, т.е. через 4 года после совершившегося события, установила этот праздник. И чем больше мы знакомимся с подробностями события, давшего начало, тем сильней убеждение, что в нем проявилась воля Божия и участие самого святителя Николая.

Хочется обратить внимание на некоторые подробности. Когда корабль со святыми останками Чудотворца отплыл из г. Миры в Бари, морякам помогал попутный ветер. Однако на другой день подул ветер с севера и повернул корабль к родному городу Чудотворца. Плывшие подумали в страхе, что св. Николай не хочет покидать Ликию. Уставшие корабельщики пристали к ликийской пристани Макри. Одни думали, что причиной является их дерзкий поступок, другие полагали, что по ошибке взяли не те мощи. Наконец, родилась мысль, что кто-то из плывущих совершил грех. Перед Евангелием каждый должен был сказать, что он не утаил ни одной частицы мощей. Пятеро признались, что они виновны и тут же возвратили похищенное. Тогда ветер переменился, и корабль доставил драгоценный груз в Бари.

Должно принять во внимание и многочисленные чудеса, которые стали совершаться на новом месте пребывания святых мощей. В первые два дня исцелилось 47 человек: двое сухоруких, три лунатика, один глухонемой, три горбатых, хромой и др. В последующие дни чудеса продолжались. Такое всегда происходит по Божией благодати и молитвам святого, чьим мощам воздается честь. Построенный в 1089 году, он и сейчас удивляет своими размерами: около 64 м длины и 39 м ширины. Мироточивые мощи Угодника находятся в нижней церкви, устроенной в восточной части базилики. Здесь несколько престолов. Под главным из них находится беломраморная гробница, в которой и почивают драгоценные останки великого Чудотворца. Ради них миллионы людей совершили и продолжают совершать путешествия в этот приморский город.

Св. мощи продолжают источать многоцелебное миро, которое здесь называют «манной». В этом году с помощью специального насоса было извлечено из гробницы 100 миллилитров. Раньше было несоизмеримо больше. Об этом свидетельствуют хранящиеся в сокровищнице сосуды, вмещающие несколько литров, и рассказы паломников. Григорович-Барский, посетивший базилику в 1724 году, писал: «Одного из заведующих гробом св. Николая священника мы спросили о том, сколько манны, и через какое время истекает она от мощей святителя Николая? Он ответил нам, что каждое утро гроб делается полным манны и, сколько раздается ее в день, столько опять прибывает в ночь, так как она непрестанно течет». Причины столь заметного сокращения мира, несомненно, духовные: в мире умножаются соблазны, оскудевает вера.

В базилике нас встретил настоятель православного храма в Бари священник Владимир Кучумов и провел в нижнюю часть храма, где находятся св. мощи. Нам открыли дверь в решетчатой ограде, отделяющий престол от остальной части храма. Через арочное отверстие на западной стенке престола мы все приложились к крышке раки со св. мощами, прочитали акафист Угоднику, помолились, спели тропарь и величание. Бывают радости, которые запечатлеваются на всю оставшуюся жизнь. Наши духовные переживания у гроба Святителя, по-видимому, будут такими.

В нижней церкви обращает на себя внимание столб, огороженный железной решеткой. Он чудесно появился во время строительства храма. Было решено установить 26 несущих мраморных столбов. 25 утвердили, а один отсутствовал. Вынуждены были остановить строительство. Через несколько дней в море увидели столб, который плавал, как дерево. Извлечь его из воды не никак не удавалось. Как только к нему прикасались, он уходил на дно. Ночью вдруг в городе сами собой стали звонить колокола. Прибывшие к месту строительства церкви успели увидеть, как св. Николай с двумя Ангелами установил этот мраморный столб. От него бывают исцеления. Верующие стараются прикоснуться к нему и обойти его трижды с молитвой.

Служитель базилики открыл нам дверь в сокровищницу, и мы смогли увидеть хранящиеся под стеклом святыни. Там хранятся: шип из тернового венца Спасителя, святые мощи апостолов Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, равноапостольной Марии Магдалины, мученика Лонгина Сотника и др.

До праздника оставалось два дня. У нас была возможность поехать к римским святыням. Автобус долго ехал по городу, прежде чем выехал на дорогу, ведущую в Рим…

Многое видится в сопоставлении с прошлым, которое наполнено историческими событиями. Интересно обратить внимание на один исторический факт. Архиепископ города Мир святитель Николай был родом грек. Бари (лат. назв. Barium) основали греки как торговую колонию. В 317 году до Р.Х. его завоевали римляне и присоединили к своей республике. Уже в апостольское время здесь существовала христианская община. По преданию, св. ап. Петр поставил в этот южный италийский городок епископа Мавра, принявшего при императоре Траяне мученичество.

В VIII веке жители Бари выступили против иконоборческой ереси. Правитель города Феодор даже объявил об отделении от Византийской империи. Город и окрестности дали пристанище христианам, бежавшим от преследования еретиков. Об этом напоминают пещерные храмы, сохранившиеся вблизи города. Один из них можно было увидеть на берегу залива Сан-Джованни (Святого Иоанна; назван в честь Иоанна Златоуста), где находится гостиница, в которой мы жили по возвращении из Рима. В одно время Бари завоевали лангобарды. В 847 году эмир Хальфун покорил город. После того как франкский король Людовик II отвоевал город у арабов, он вернулся в состав Византийской империи. В 1071 году он был завоеван норманнами, но духовные связи с Константинополем, по-видимому, сохранялись еще долго. Ко времени перенесения мощей святителя Николая среди населения еще преобладали православные. В современном Бари живет около 337 тысяч жителей. Есть православный приход.

У РИМСКИХ СВЯТЫНЬ

После шести с половиной часов езды мы подъехали к Риму. Urbe (город), как его называли древние жители, уже был окутан ночной мглой, и при свете уличных фонарей были видны лишь отдельные здания. Aвтобус подвез нас к гостинице Noto, где нас встретил священник русского ставропигиального храма святителя Николая Чудотворца в Риме отец Филипп. Поужинали и расположились на ночлег. Хотя было уже далеко за полночь, решили встать пораньше, чтобы увидеть как можно больше достопримечательностей.

Как мало знает человек, что ждет его даже в ближайшем будущем! Из 60 человек только отец Тихон бывал в Риме. Остальные еще два месяца назад и не думали, что они когда-нибудь будут ходить по тем же улицам, по которым ходили апостолы Петр и Павел, стоять у того места, где (согласно одному из преданий) принял святое крещение первый христианский император равноапостольный Константин Великий, спускаться в подземелье, в котором молились первые христиане.

Идя по современным римским улицам можешь легко на время забыть, что ты живешь в XXI столетии: современность не вторгается так грубо и разрушительно в древнюю часть города, как это произошло, например в Москве. В исторической части мы не увидели ни одного нового здания, ни одной стеклянно-металлической конструкции. Нет и «проспектов», безжалостно перерезающих живое тело города. За 27 веков ни разу не проносилась страшная революционная буря, разрушающая святые храмы, исторические памятники и уничтожающая старые названия улиц и площадей. Наименования виа Сан Григорио (в память св. Григория Великого), виа Порта Сан Себастьяно (в память св. муч. Севастиана), виа дель Форо Романо (улица Римского форума) и другие можно найти на новых и старых картах города.

Знакомство со святынями Рима мы начали с посещения православной церкви. Она освящена в честь святителя Николая Чудотворца. Еще в 1803 году император Александр Павлович издал указ о создании «греко-российской церкви» при Римской миссии. Построенная и освященная в 1823 году, она считалась посольской. После революционного переворота в России церковь лишилась своего здания. Приходилось устраиваться в разных помещениях.

С 1931 года она находится на виа Палестро в здании, которое еще в 1897 году завещала русской церкви в Риме княжна М.А.Чернышева («Палацио Чернышев»). Много сделали для устройства храма: архимандрит Симеон (Нарбеков), княгиня Барятинская и другие благотворители. Чтимым образом храма является Иверская икона Божией Матери, написанная на Афоне в 1901 году. Композиция иконостаса выполнена архитектором К.А.Тоном. Образа на Царских вратах созданы Карлом Брюлловым. Икона святителя Николая на правых дверях алтаря написана Ф.А.Бруни. В храме находится парсуна святителя Иоасафа Белгородского, которая считается его прижизненным портретом.

Пока мы прикладывались к иконам, пришли наши экскурсоводы Татьяна Викторовна и Наталья Васильевна. Эти православные жительницы Рима много нам помогли знакомству с городом. Хочется вместе с другими нашими паломниками поблагодарить их и отца Филиппа за помощь и внимание к нам.

Мы сели в автобус, который повез нас по улицам, на которых стоят здания и памятники, сооруженные еще до Рождества Христова. Этот город был столицей империи, восточным рубежом которой была Месопотамия, а на западе она включала Британию. Исследователи утверждают, что ее население в период наибольшего могущества составляло около 80 миллион человек. Победившее христианство преобразило жизнь, но сохранило культурное и историческое наследие. В этом проявились сила и благородство новозаветной религии. Мы, наверно, мало задумываемся, над тем, что в нашем календаре сохраняются древнеримские названия месяцев: январь, июль, август… Деятели Французской революции пытались взамен их ввести новые названия, но жизнь отменила их декреты.

Весь день мы посвятили знакомству с христианским наследием Рима. Несомненно, благодаря своим святыням, благодатным и неветшающим сокровищам, он является одним из самым великих городов мира. Духовным сердцем Рима являются мощи двух столпов Церкви: первоверховных апостолов Петра и Павла. Так много в городе связано с их трудами и мученическим подвигом.

Оказаться в Риме было желанием апостола Павла. Находясь в 54-57 гг. в Эфесе, он имел намерение, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, а затем посетить столицу империи: «Побывав там, я должен видеть и Рим» (Деян. 19:21). Об этом он еще раз писал ок. 58 года христианам Римской Церкви незадолго до своего последнего путешествия из Коринфа в Иерусалим: «Всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам, ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею» (Рим.1:10-12). В 61/62 г. апостол был уже в Риме, куда он был доставлен в узах. Вериги эти сохранились. Они хранятся в специальной сокровищнице (Cappella delle Reliquie) Собора св. апостола Павла по Остийской дороге. Глядя на эти обычные, грубо сделанные кандалы, испытываешь трудно передаваемое состояние: на какое-то короткое время чувствуешь себя современником того, кто их носил. Лишь небольшое пространство и стекло отделяет тебя от них.

Здесь, в Риме, апостол составил несколько Посланий: ефесянам, колоссянам, 2-е к Тимофею (указание содержится в тексте: 1:17). Послание к своему ученику Павел составил после того, как в первый раз был вызван на суд к Нерону. В тексте об этом он пишет так: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей» (2 Тим.4:16-17). Павел пишет о своем желании видеть верного помощника в деле благовествования, но, зная о своем скором отшествии из земной жизни, с любовью побуждает к подвигу, потому что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим.3:12). Вся почти двухтысячелетняя история христианства является исполнением этого пророчества. Относится оно как к эпохам преследования Церкви, так и к «мирным временам».

По-видимому, Тимофей не застал в живых учителя, но Господь соединил их не только на Небе, но и на земле: их святые мощи находятся рядом под одним престолом в Соборе святого апостола Павла.

О времени прибытия в Рим апостола Петра мнения сильно расходятся. Есть основание полагать, что он поселился в этом городе после Павла. Плодом пастырских трудов его были 1 и 2 Соборные послания. Указание на это находится в тексте: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой» (1 Пет. 5:13). У новозаветных священных писателей словом «Вавилон» называется Рим (Откр.14:8 и др.). Здесь же евангелист Марк со слов апостола Петра написал Евангелие. Мнения этого держались древние христианские писатели (Папий, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский).

Об апостольских трудах Петра свидетельствует церковь св. Пуденцианы девы. Находясь в Риме, св. Петр бывал в доме сенатора Пуда (Пуденса) на Эсквилинском холме. Апостол обратил и крестил сенатора, 4-х его детей и 90 домочадцев. Пуд (принял в 67г. св. мученичество; причислен к собору св. 70 апостолов) в своем доме устроил алтарь. По преданию - это первых христианский храм в Риме. Здесь священнодействовал апостол Петр. На этом месте в 145 г. была освящена церковь в память св. мученицы Пуденцианы - дочери св. Пуда. Храм был перестроен в IV веке. Сохранилась мозаика этого времени.

Апостолы Петр и Павел общались между собой. Узы апостола Павла этому не препятствовали. Когда император Нерон начал гонение на христиан, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Петр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь, Господи?» («Камо грядеши, Господи?»), Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом месте стоит храм («Domine, Quo Vadis?»), в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме. Там же находится одна из стрел, которой он был пронзен.

Апостол Петр, узнав волю Спасителя, вернулся, чтобы претерпеть страдания и принять смерть. Он был заключен в Мамертинскую темницу (Carcere Mamertino), которая находится на спуске Капитолийского холма ниже церкви св. Иосифа Обручника (San Giuseppe). За недостатком времени мы не смогли побывать в ней. Воспользуемся рассказом наших отечественных паломников: епископа Порфирия (Успенского), который вел подробный дневник своего путешествия («Святыни земли Италийской», М., 1996, репринт), и настоятеля Православной русской церкви в Риме архимандрита Дионисия (Валединского; ум. в 1960 г. митрополитом Варшавским), составившего очень ценный путеводитель («Спутник русского православного богомольца в Риме», 1912 г.; переизд.:Рим, 2002).

Согласно историку Титу Ливию («История Рима от основания города»), темницу эту построил в 640 г. до Р.Х. четвертый римский царь Анк Марций для устрашения преступников. Самый мрачный нижний этаж, не имевший в древности ни входа, ни света (людей туда опускали через небольшое отверстие) был соооружен шестым царем Сервием Туллием в 578г. до Р.Х. Сюда сажали государственных преступников, осужденных на смерть. В нее были заключены апостолы Петр и Павел.

«В верхней темнице, в которой устроена теперь церковь во имя святого апостола Петра «в Темнице», в стене на стороне от престола, над лестницей, ведущей на нижний этаж, доселе сохранился прикрытый решеткой камень с отпечатавшимся на нем следом лика апостола Петра. По преданию, апостол Петр, втолкнутый в темницу грубыми воинами, ударился лицом об этот камень. В нижнем этаже темницы, где собственно содержались апостолы Петр и Павел, доселе сохранились: небольшой мраморный столб, к которому были прикованы оба благовестника; источник воды, чудесно изведенный апостолом Петром для крещения темничных стражей Прокесса и Мартиниана и 47 заключенных» (архим. Дионисий…, с.86-87). Чудо было совершено потому, что, на месте заточения не оказалось воды, для совершения таинства крещения, когда были обращены к вере стражи и узники.

СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА

Из Мамертинской темнице апостолов Петра и Павла повели на казнь. Благоговейная память христиан сохранила место, где апостолы простились. На этом месте по Остийской дороге, которое мы проезжали по пути в собор св. Павла, стоит церковь посвященная обоим апостолам. Апостола Павла привели в загородную местность, которая называется Сальвийские воды. Как римский гражданин, он не мог быть распят. Здесь его обезглавили.

Апостол Петр был отведен на Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме находился цирк Нерона. Здесь св. апостол принял мученическую смерть. Здесь исполнились слова Спасителя: «когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною»(Ин.21:18-19). Как и Учитель, апостол был возведен на крест, но из смирения просил распять его вниз головой. Здесь же, на этом холме Ватикан, он был погребен священномучеником Климентом Римским и другими верными учениками. Место это благоговейно хранила память римских христиан. Именно на этом месте позднее, когда в 1941 г. проводились раскопки, нашли плиту с краткой и очень выразительной надписью на греческом языке: «Петр здесь».

Первоначально была сооружена небольшая молельня. Она была разобрана, когда св. равноапостольный Константин Великий решил в 326 г. построить первую базилику св. апостола Петра. Храм был довольно большой, имел пять нефов, с годами художественно украшался. В нем у гробницы св. Петра совершал свои моления предстоятель Римской церкви свят. Лев Великий (440-461), о чем рассказывает блаж. Иоанн Мосх в 147-149 главах книги «Луг духовный». Святитель Лев написал патриарху Константинопольскому св. Флавиану письмо с опровержением ересей Нестория и монофизита Евтихия и положил на гробницу св. Петра. Он пребывал в коленопреклоненной молитве и посте, прося апостола исправить возможные неточности. По прошествии сорока дней апостол явился ему во время молитвы и сказал: «Прочитал и исправил».

В другой раз св. Лев находился тоже сорок дней в непрестанной молитве и посте у гроба Петра, прося первоверховного апостола предстательствовать за него пред Богом и испросить отпущение его прегрешений. По прошествии сорока дней апостол явился и сказал: «Я молился о тебе, и прощены тебе все твои грехи, кроме рукоположения. Вот в этом только ты сам должен будешь дать отчет». В этой же базилике другой предстоятель Римской Церкви св. Григорий Великий (590-604) произнес девять бесед на Евангелие. Через 11 с половиной столетий решено было построить на св. мощах более величественный храм.

Тот грандиозный собор св. Петра, который предстал нашему взору за долго до того, как мы приблизились к границе самого крошечного государства мира (площадь - 0,44 кв. км.; население - ок. 1 тыс. чел.), строился 120 лет (1506 - 1626). При его сооружении ярко проявился человеческий гений. Знаменитые зодчие, мастера и художники (Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Фонтана, Мадерно и др.) раскрыли здесь данные им Богом дарования. Собор св. апостола Петра - самый большой храм в христианском мире: длина его - 186 м., ширина - 137,5 м., высота купола (вместе со световым фонарем) - 132,5 м., площадь - 15.160 кв. м. Храм вмещает 70 тыс. человек. С большим мастерством он украшен произведениями из золота, серебра, мрамора и др. материалов.

Хотя соразмерность архитектурных пропорций, изящное оформление интерьера, смелость инженерно-строительных решений, несомненно, впечатляют, вскоре, однако, начинаешь чувствовать, что пленяет тебя не это. Душа тянется к святыням, которых здесь много. Они составляют подлинные сокровища не только собора, но и всего Рима. Здесь покоятся св. мощи великих святителей, без которых невозможно представить Вселенскую Церковь: Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Великого и Льва Великого.

Пройдя алтари, под престолами которых находятся мощи этих святых, мы подошли к главному месту собора - гробнице великого апостола. Над местом погребения св. Петра сейчас установлен главный престол. Над ним простирается надпись золотыми буквами - слова Спасителя к Своему ученику на греческом языке: «Паси агнцев Моих». Помолившись близ этого святого места, мы вышли из собора и были уже на ступеньках его главной лестницы, когда нам сказали, что с нами желает встретиться епископ - ключарь собора св. апостола Петра.

Мы вернулись в храм. Вскоре пришел викарий папы. Он хотел показать знаменитые памятники собора, но возглавлявший нашу паломническую группу наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон сказал, что мы уже всё осмотрели, и выразил желание увидеть то, к чему нет обычного доступа. Ключарь неожиданно согласился и повел нас к месту погребения апостола Петра. Он долго и подробно рассказывал о гробнице, историю сооружений на этом месте базилик. Затем мы спустились в самое священное место. Здесь было положено тело первоверховного апостола. Во время раскопок была обнаружена небольшая белая колонна - памятник древнейшего надгробия. Она хорошо видна.

Невозможно описать то радостное волнение, которое наполняет сердце. В этой тесной крипте, куда не проникает дневной свет, на мгновение чувствуешь какую-то особую близость к тем, кто приходил на это место молиться у могилы своего любимого пастыря. Закончив рассказ, ключарь Собора сказал, что сейчас он вынесет мощи.

Святые останки апостола Петра 19 веков были под спудом. Строились базилики, но некрополь не вскрывался. В 1952-1965 гг. здесь проводились раскопки. Были обнаружены завернутые в пурпурную ткань с золотыми нитями св. останки апостола. По просьбе римского священноначалия были проведены исторические, топографические, эпиграфические и антропологические исследования, которые подтвердили, что обретенные мощи принадлежат св. апостолу Петру. В частности, было установлено, что кости принадлежат мужчине старше 60 лет, жившему в I веке. Они были уложены в 19 прозрачных ковчежцев.

Епископ-ключарь ушел в глубину крипты, а мы замерли в ожидании его. Когда он появился, в руках у него был ковчег со святыми мощами апостола Петра. Это произошло так неожиданно, что в те минуты мы не смогли в полной мере испытать ту радость, которая пришла потом. Нам сказали, что раньше св. мощи апостола Петра никому не выносили. Сопровождавшие нас экскурсоводы Татьяна Викторовна и Наталья Васильевна - жительницы Рима - были потрясены до слез.

Мы приложились. Душу наполняло чувство благодарности к Господу и Его апостолу. Пропели тропарь и величание святому благовестнику. Потом мы поднялись по лестнице в ту часть храма, где устроен престол.

Мы испросили у викария разрешения пропеть пасхальные песнопения. Под сводами Ватикана у мощей великих православных святых величественно прогремели (а нас было все-таки 60 человек) тропарь Воскресению и Никео-Цареградский Символ веры, быть может, впервые за 1000 лет без еретической вставки Филиокве…

Чтобы полнее описать духовные сокровища Собора, упомянем, что в нем также находятся: Нерукотворный образ Спасителя, отпечатавшийся на полотенце, которое подала Иисусу Христу св. Вероника, когда воины вели Господа нашего на Голгофу; копье, которым воин пробил ребро Спасителя; часть Животворящего Креста Господня.

В соборе св. Петра 44 алтаря. Один из них - в честь св. Вячеслава, благоверного князя Чешского (+ 935; память - 4 марта и 28 сентября). В пределе св. Еразма находятся современные мозаики, изображающие святых равноапостольных великую княгиню Ольгу и великого князя Владимира.

В Риме есть еще один храм, посвященный св. Петру - San Pietro in Vincoli (Святого Петра «в веригах»). Там хранятся цепи, которые чудесным образом упали, когда апостол находился в Иерусалимской тюрьме. К сожалению, посетить эту базилику мы не смогли.

БАЗИЛИКА СВЯТОГО ПАВЛА

Из собора св. Петра мы поехали св. мощам другого великого проповедника христианства - св. Павла. Чтобы попасть во второй по величине храм Рима, нужно было проехать значительную часть города в южном направлении. По улицам города автобус ехал быстро, не встречая по пути «пробок». Власти города ввели ограничение на движение по римским улицам. Частные машины, если водители не проживают в данном районе города, не имеют права въезжать в центр.

Базилика устроена на месте погребения апостола. Узник знал о приближающейся смерти: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим.4:6-8). Место за городом, где был казнен апостол Павел, называется «Три фонтана»: когда упала на землю голова апостола-мученика, забили три источника, которые продолжают источать воду до сегодняшнего дня. Здесь был воздвигнут храм в честь святого, о котором Сам Господь сказал: «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9:15).

Над гробницей апостола Павла св. равноап. Константин Великий в 324 году построил церковь. При последующих царях базилика была расширена и украшена. В июле 1823 страшный пожар разрушил величественный храм, но алтарь со святыми мощами великого апостола огонь не тронул. Базилика была полностью восстановлена и вновь освящена в 1854.

Перед паломником, прибывшим к мощам апостола, сначала открывается обширный красивый портик, состоящий из 150 колонн. В центре его - внушительных размеров мраморная скульптура апостола. Вокруг растут четыре больших пальмы и искусно устроенный цветник с яркими южными цветами. Пройдя двор, мы оказались внутри огромного собора. Внутри он имеет длину 120 м. Ряды колонн делят пространство храма на пять нефов (лат. navis - корабль; продолговатая часть здания).

Большинство храмов Рима представляют собой базилики (от греч. basileus - царь; «царский двор»). В античную эпоху здания такой архитектуры использовались для суда и иных общественных целей. Когда победило христианство и стали воздвигаться церкви, этот тип зодчества был воспринят как наиболее приемлемый при построении храмов. Внутри могло удобно расположиться множество молящихся.

Накануне нашего посещения собора сопровождавшая нас по городу Татьяна Викторовна позвонила настоятелю базилики с просьбой разрешить нам приложиться к св. мощам. Он обещания не дал - сказал, что группа очень большая, окончательно ответит, когда мы приедем. Как только мы вошли в храм, экскурсовод направился к настоятелю. Но тот уже шел навстречу с ключом, чтобы открыть дверцу ограды, окружающей престол. Мы с чувством радости и благоговения приложились к мощам св. апостола Павла. Под этим же престолом рядом покоится тело верного ученика «апостола языков» - св. апостола от 70-ти Тимофея. Вспоминается начало Послания к колоссянам: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат» (1:1). Паломники пропели тропари: св. Пасхи, апостолам и величание.

Через красивый внутренний двор мы прошли в сокровищницу, которая является по количеству и значимости святынь одной из самый богатых в Риме. Здесь находятся часть Животворящего Креста Господня; вериги апостола Павла; часть его посоха; глава апостола Анании; глава апостола Епафраса; частицы мощей многих святых: апостола Иакова, брата Господня; преподобного Алексия, человека Божия; св. прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы; апостола Варфоломея; апостола Иакова Зеведеева; апостола и первомученика Стефана; священномученика Дионисия Ареопагита; священномученика Власия; мученицы Фотины, самарянки; свят. Августина, еп. Иппонийского и др. В полукуполе собора особую иконографическую ценность представляет мозаика V века, на которой изображены Спаситель с Евангелием, Матерь Божия, апостолы.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Иерей Александр Войтенко,
клирик храма Михаила Архангела в Тропареве, Московская епархия.

Святыни Рима - как объект православного паломничества

«Все дороги ведут в Рим» - вечный город, столицу великой Римской империи, в пределах которой благоволил воплотиться Господь. Город, принявший учение Христово во времена апостольские, слышавший проповедь святых апостолов Петра и Павла и ставший местом их вечного упокоения. «Отсюда будет восхищен Павел, отсюда Петр, - восклицает святитель Иоанн Златоуст. - Помыслите и содрогнитесь! Какое зрелище представится для Рима, когда Павел и Петр восстанут там из своих гробов, и будут восхищены в сретение Христу».

Римская земля обильно полита кровью мучеников. Здесь прославился целый сонм святителей Христовых - Римских Пап первого тысячелетия. Божьим промыслом в Риме собраны вещественные памятники земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, мощи многих угодников Божьих, множество чудотворных икон, перенесенных сюда из Святой Земли и со всего Православного Востока.

Рим - священный город для всего христианского мира. Здесь больше, чем во всей Европе, святынь, имеющих вселенское значение. И поэтому Рим издавна привлекал к себе паломников не только с Запада, но и с Востока.

В этом докладе я попытаюсь, во-первых, кратко описать основные древнехристианские святыни Рима, представляющие интерес для православных богомольцев; а, во-вторых, рассмотреть традиции почитания этих святынь в древности и проследить историю русского православного паломничества в Италию.

Исконно римские святыни

С древних времен Римская кафедра считает своим основателем святого апостола Петра. Хотя это оспаривается сейчас даже католическими учеными, трудно подвергнуть сомнению факт его пребывания, проповеди и мученической кончины в этом городе. В Риме есть несколько мест, связанных с памятью апостола Петра: Собор святого Петра, воздвигнутый над его мощами; Мамертинская темница, в которой он был заключен вместе с апостолом Павлом; храм апостола Петра «в веригах», в котором благоговейно хранятся его вериги.

Остановимся подробнее на каждом из этих мест.

Собор апостола Петра на Ватиканском холме

Собор является самым большим храмом христианского мира, сердцем Римо-католической Церкви. Он стоит на месте древних катакомб (или подземных кладбищ), в которых нашли себе упокоение первые в Риме святые мученики, пролившие кровь за Христа в находившемся поблизости цирке Нерона. Здесь, по преданию, священномученик Климент, епископ Римский, с честью похоронил в 67 году тело своего учителя, апостола Петра после его распятия. Это место свято чтилось христианами, и около 90 года над ним был воздвигнут особый памятник. Современные исследователи Ватиканских катакомб среди настенных надписей I века находят обращения к святым апостолам Петру и Павлу. В 324 году при участии святителя Сильвестра, папы Римского, святой равноапостольный император Константин положил основание великолепной базилики. В XVI-XVIII веках базилика была перестроена и обрела настоящий вид. Главный престол храма воздвигнут над честными останками святого апостола.

Вопрос о том, где был распят апостол Петр, долгое время являлся предметом дискуссий. На одном из предполагаемых мест, на Яникульском холме, испанским королем в 1502 году была воздвигнута церковь. С места распятия апостола Петра паломники обычно берут на память песок.

Мамертинская темница

Из Мамертинской темницы святые апостолы Петр и Павел были выведены на мученическую кончину. Темница находится у подножия Капитолийского холма, со стороны Римского Форума. В верхнем этаже темницы устроен храм во имя святого апостола Петра «в Темнице». В нижнем этаже сохранился небольшой мрачный столб, к которому были прикованы оба первоверховных апостола. Сохранился и источник воды, чудесно изведенный апостолом Петром для крещения темничных стражей и 47 заключенных.

В Мамертинской темнице, во времена гонения императора Валериана, содержались многие христианские мученики: Адриан, его супруга Павлина и чада Неона и Мария; диакон Ипполит; диакон Маркелл; пресвитер Евсей; святой Сикст, папа Римский; диаконы Фелициссим и Агапит, и многие другие.

Храм апостола Петра, именуемый «в веригах»

В этом храме хранятся железные вериги (цепи) апостола Петра, которыми он был дважды закован за проповедь о Христе. Честные вериги Петровы хранятся в особом ковчеге, стоящем внутри главного престола. Так же, в подземной пещере храма, в особом саркофаге находятся мощи семи братьев Маккавеев (память 1 августа). В церковной ризнице хранятся мощи святой мученицы Агнии (память 21 января) и части крестов, на которых были распяты святые апостолы Петр и Андрей Первозванный.

Базилика святого апостола Павла

Базилика находится на Остийской дороге, вне стен древнего города, на месте погребения святого апостола Павла. По своим размерам загородный собор во имя святого апостола занимает, после Ватиканского собора, первое место в числе всех церквей Рима. В реликварии базилики хранятся вериги апостола Павла; часть его посоха, с которым он совершал свои путешествия, а также множество других, почитаемых православными христианами святынь.

Храм святого апостола Павла «на Трех Фонтанах»

Храм стоит на том месте, где святой апостол Павел воспринял мученическую кончину 29 июня 67 года. По преданию, усеченная глава апостола при падении трижды ударилась о землю, и на местах прикосновения к земле произвела три источника, или три фонтана живой воды, которая не иссякла и поныне. От этих трех фонтанов храм и получил свое название.

Часовня святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова «в Елее»

Часовня «в Елее» именуется так потому, что устроена на том месте, где, по преданию, апостол и евангелист Иоанн Богослов по повелению императора Домициана был ввергнут в котел с кипящим мясом, откуда вышел невредимым, после чего был сослан в изгнание на остров Патмос.

Колизей

Свое название Колизей получил от латинского слова «великан». Так впоследствии был назван за свою огромную величину цирк, построенный в Риме при императорах Флавии Веспасиане, Тите и Домициане в 70-80 годах I века. Колизей был одним из любимых мест развлечения для жителей Древнего Рима. Здесь они наслаждались страшным зрелищем борьбы зверей и людей. При императоре Траяне на арене Колизея появились и христиане, которых ненавистники-язычники выставляли причиной всех общественных бедствий. Мучения христиан в Колизее продолжались целых два века. Это не единственный цирк Рима, в котором проливалась христианская кровь.

Невозможно перечислить имена всех мучеников, пострадавших на арене Колизея. Их были не десятки и не сотни, а многие тысячи. По словам святителя Григория Двоеслова, «эта земля пропитана кровью мучеников за веру».

Первым, чья кровь обагрила песок Колизея, был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (память 20 января и 29 декабря). Свою мученическую кончину здесь приняли святая мученица Татиана (память 12 января), святые мученики Персидские князья Авдон и Сеннис (память 30 июля), священномученик Елевферий (память 15 декабря) и множество других страстотерпцев Христовых.

При святом равноапостольном императоре Константине гонения на христиан прекратились, но гладиаторские бои в Колизее продолжались вплоть до начала V века.

Храм во имя святого великомученика Евстафия Плакиды

Храм, основанный при святом равноапостольном царе Константине на месте, где в гонение императора Адриана в 120 году пострадали святой мученик Евстафий Плакида, бывший начальник римских войск, его супруга Феопистия и чада их Агапий и Феопист. В этом храме престолом служит рака, в которой почивают честные мощи мучеников (память 20 сентября).

Катакомбы

Катакомбы - это одна из самых красноречивых святынь Рима, которая не оставит равнодушным никого из посетителей. Это подземные кладбища, где христиане первых веков полагали своих усопших и мучеников, а также совершали богослужения. Катакомбы образовали целый подземный мир, который окружал Рим как бы могильным поясом. К V веку обычай погребать в катакомбах прекратился, но они оставались местом почитания мощей мучеников. Начиная с VII века, священные останки стали переносить в городские храмы. Таким образом, к IX веку катакомбы опустели и оставались забытыми в течение нескольких веков. Их повторное открытие и начало исследования относится к концу XVI века. В настоящее время найдены и обследованы тысячи километров подземных галерей. Наиболее известными и открытыми для посещения являются катакомбы святого Каллиста, катакомбы Домициллы, катакомбы Прискиллы и некоторые другие.

Храм священномученика Климента, Папы Римского

Храм расположен на месте дома, принадлежавшего священномученику Клименту, Папе Римскому, который пострадал в 102 году на берегу Черного моря. Его честные мощи были чудесным образом обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием в IX веке и торжественно перенесены в Рим. Гробница, в которой почивают мощи святителя, находится внутри возвышения, на котором стоит главный престол. Из церковной ризницы широкая лестница ведет в подземную первоначальную базилику святителя Климента. Помимо своей древности она священна для нас, русских, потому что служила некогда местом упокоения святого равноапостольного Кирилла, первоучителя славянского. При раскопках были найдены явные следы пребывания здесь мощей святого Кирилла. Справа от того места, где в древнем храме должен был находиться престол, оказалось кирпичное сооружение четырехугольной формы, пустое внутри.

Храм святого мученика архидиакона Лаврентия Над местом упокоения святого мученика Лаврентия (память 10 августа), который был архидиаконом при святом папе Сильвестре I, святым равноаостольным императором Константином около 320 года был сооружен храм его имени. В церковной ризнице в числе разных святынь хранятся часть мученической крови святого Лаврентия; частица мощей священномученика Сикста, Папы Римского; частица мощей мученика Романа, воина, обратившегося ко Христу при виде мучений святого Лаврентия, и другие святыни.

Храм святого Григория Двоеслова, папы Римского Святой Григорий Двоеслов (собеседник) именуется так за свое сочинение «Беседы, или диалоги о жизни и чудесах Италийских отцов». Память этого великого святого, с именем которого в православном богослужении связана Литургия Преждеосвященных Даров, совершается 12 марта. Прежде своего избрания на папскую кафедру, он устроил в доме, доставшемся ему от родителей, храм во имя святого апостола Андрея Первозванного и при нем - монастырь. Впоследствии Римский Папа Григорий II соорудил здесь настоящую церковь. Честные мощи святителя Григория Двоеслова почивают в Соборе святого апостола Петра в специально устроенном приделе.

Храм святого мученика Вонифатия и святого Алексия, человека Божия

Жизнь столь почитаемых на Руси святых непосредственно связана с Римом. Святой мученик Вонифатий (память 19 декабря) пострадал на рубеже III и IV веков и был погребен в имении своей бывшей госпожи - богатой римлянки Аглаиды, которая устроила для его честных мощей храм.

В V веке рядом с этим храмом жил святой Алексий, человек Божий (память 17 марта), который ради Христа оставил дом своих знатных родителей и молодую супругу и удалился в Эдессу. Спустя 17 лет, он вернулся обратно и еще 17 лет прожил в образе нищего под лестницей родного дома, никем не узнанный. Мощи святого Алексия были с честью погребены в храме святого Вонифатия, в котором было совершено его бракосочетание.

Впоследствии над храмом святого Вонифатия был устроен другой, более обширный храм святого Алексия, человека Божия, куда в 1216 году были перенесены мощи обоих угодников Божьих. Справа от главного престола был устроен особый придел, где помещается Эдесская чудотворная икона Божией Матери. Икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукою, - та самая, которая стояла прежде в Эдессе, в храме Пресвятой Богородицы, на паперти которой преподобный Алексий провел 17 лет. Так же здесь хранится остаток деревянной лестницы, состоящей из десяти ступеней, под которой жил и спасался святой Алексий, человек Божий.

Привезенные святыни

Выше мы описали некоторые святыни Рима, которые по своему происхождению можно считать исконно римскими, так как это, в основном, честные мощи святых апостолов и мучеников, пострадавших и погребенных именно на этой земле. Однако множество святынь попало в Рим из Святой Земли и Византии после эпохи гонений на христиан. Иногда это были подарки Византийских императоров и иерархов; иногда - святыни, похищенные в Малой Азии под предлогом спасения от осквернения иноверцами (например, мощи святителя Николая Чудотворца). Однако подавляющее большинство восточных святынь оказалось на Западе в результате Крестовых походов XIII века. Перечислим лишь некоторые из них.

Ватиканский собор святого апостола Петра

В этом соборе кроме исконно-римских святынь - таких как: мощи святого апостола Петра, святых Пап Лина, Маркеллина, Агапита, Агафона, святителя Григория Двоеслова и святителя Льва Великого (память 18 февраля) - почивают привезенные в различное время мощи или части мощей святых апостолов Симона Зилота (память 10 мая) и Иуды (память 19 июня); святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

Латеранский собор

Латеранская базилика святого Иоанна Крестителя - один из самых древних храмов христианства, является кафедральным собором Рима. Здесь, в особом помещении, за решеткой и красной занавесью хранится священная трапеза, или стол, на котором Спаситель совершил Тайную Вечерю с учениками. В соборном дворике находятся мраморный верхний обруч колодца, над которым Спаситель беседовал с самарянкой; две половинки колонны из храма Иерусалимского, треснувшей во время Голгофского землетрясения.

В соборной ризнице храма:

Терн от венца Спасителя;

Часть животворящего Древа Креста Господня и бывшего на нем титла;

Часть губки, на которой воины подносили уксус к устам Спасителя на Кресте;

Часть багряницы, в которую был облечен воинами Господь наш Иисус Христос во дворе Пилатовом;

Часть лентиона (полотенца), которым Спаситель отирал ноги ученикам Своим на Тайной Вечери;

Частица камня от столба, к которому был привязан Иисус Христос во время бичевания;

Плат, которым была обвернута глава положенного во гроб Иисуса;

Часть волос Божией Матери;

Часть честной челюсти Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господня;

Частица мощей святой равноапостольной Марии Магдалины;

Честная рука святой равноапостольной царицы Елены и многое другое.

Рядом с Латеранским Собором находится храм, именуемый «Святая Святых», в котором также хранится множество святынь, привезенных с Православного Востока в разное время. Это Святая лестница из дворца Пилата, по которой Спаситель проходил четыре раза; древняя икона Спасителя, тайно присланная в Рим святителем Германом, патриархом Константинопольским, во времена иконоборчества; часть мощей преподобномученика Анастасия Персиянина (память 22 января).

Базилика св. апостола Павла

В реликварии базилики, вместе с описанными выше, хранятся такие значимые для христианского мира святыни, как:

Частица Животворящего Древа;

Частица мощей апостола Иакова Заведеева;

Частица мощей апостола Варфоломея;

Часть честной ноги апостола Иакова, брата Господня во плоти;

Честная глава апостола Анании;

Частица мощей праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии.

Собор Божией Матери «Маджоре»

Собор именуется «Маджоре», что значит «больший», так как по своей величине превосходит все существующие в Риме храмы во имя Божией Матери, а их - около восьмидесяти. Здесь хранятся ясли, в которых лежал Богомладенец Христос. Эти ясли перенесены в Рим в 642 году вместе с мощами блаженного Иеронима, и тогда же положены в этом соборе. Ясли в первоначальном их виде уже не существуют: пять досок, из которых они были составлены, разобраны и сложены вместе. Эти доски из тонкого, почерневшего от времени дерева.

Церковь Честного и Животворящего Креста Господня

Эта церковь возведена на том самом месте, где некогда возвышался Сессорианский дворец. Здесь жила святая равноапостольная императрица Елена, мать святого равноапостольного императора Константина (их память 21 мая). Святая царица привезла сюда из Иерусалима часть Животворящего Древа с бывшим на нем титлом, землю с Голгофы и другие святыни. Эти драгоценные святыни хранятся теперь в приделе реликвий. Среди них есть гвоздь Христов, большая часть креста разбойника благоразумного, и честной перст святого апостола Фомы.

История паломничества и почитания святынь

Первое тысячелетие

Перейдем теперь к рассмотрению традиций паломничества. Святыни Рима, число которых на протяжении веков не уменьшалось, а только возрастало, всегда привлекали благочестивый интерес множества христианских паломников. В эпоху гонений мы находим свидетельства о благоговейном сохранении и почитании честных останков мучеников (страдание священномученика Игнатия Богоносца и многих других). Уже с первых веков христианства над местами погребения «свидетелей веры» воздвигаются памятники, на их могилах в катакомбах совершаются евхаристии и агапы - вечери любви.

Исследователи катакомб говорят о «культе мучеников» среди христиан первых веков, который выражался не только в посещении и почитании мученических гробниц, но и в желании иметь у себя святые мощи и быть погребенными рядом с почитаемой святыней (житие святого мученика Вонифатия). В связи с этим многие состоятельные христиане из знатных римских фамилий выделяли места для подземных кладбищ на своих собственных участках земли. Первые христианские базилики, построенные императором Константином на наиболее почитаемых участках, становились также местом стечения паломников. Катакомбы продолжали использоваться как места для погребения лишь до начала V века. Однако и после этого они продолжали привлекать к себе огромные потоки христиан, желавших поклониться останкам святых свидетелей Христовой веры. Обустройство и реставрация мест почитания проходило при непосредственном участии Римских пап.

Сохранились «Итинерарии» VII-VIII веков - маршрутные книги для паломников, приезжавших со всей Европы и Ближнего Востока, которые показывают, насколько живыми и интенсивными были традиции паломничества в Рим в первом тысячелетии.

Русское паломничество

Что касается русского паломничества в Италийскую землю, есть все основания предполагать, что в домонгольский период многочисленные паломники из новопросвещенной Киевской Руси, устремившиеся на Святые места Палестины, что является несомненным фактом церковной истории, посещали иногда и Апеннинский полуостров. Об этом, в частности, свидетельствует установление на Руси празднования перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в итальянский город Бари в 1087 году при Киевском митрополите Ефреме. Установление празднования памяти святителя Николая и его широкое распространение на Руси произошло практически одновременно с самим событием, что говорит о том, что среди очевидцев перенесения его мощей могли быть и наши соотечественники.

Официальное разделение Восточной и Западной Церквей в 1054 году не сразу отозвалось в народном сознании. Практически все южное побережье Италии долго находилось в военной и церковной юрисдикции Византии. На этом основании можно предполагать, что церковный раскол не являлся до начала XIII века препятствием для паломничества к святыням Италии в сознании восточных христиан, в том числе и славян.

В период с XIII по XVIII век можно говорить не только о спаде паломничества, но практически о полном отсутствии русских паломников в Италии. Латинские Крестовые походы начала XIII века, предпринятые с целью освобождения Святой Земли от иноверцев, жертвами которых стали Константинополь и многие другие византийские города, оставили глубочайший след в православном сознании и значительно усугубили раскол. Множество награбленных на Православном Востоке святынь оказалось в Европейских городах. Однако какое-либо регулярное паломничество Восточных христиан на Запад с трудом представляется возможным. Кроме того, в эту эпоху в Западной Церкви формируется негативное и даже враждебное отношение к православным как к схизматикам. В это же время Древняя Русь надолго оказывается под монгольским игом, что так же сказывается на значительном сокращении паломничества за рубеж.

Первые письменные свидетельства о посещении Италии нашими соотечественниками восходят к XV веку. Это описания путешествия московской церковной делегации на Ферраро-Флорентийский Собор в 1438-1439 гг. Кроме описания заседаний Собора автор, инок Симеон Суздальский, оставляет подробный перечень увиденных храмов и святынь Феррары, Флоренции, Болонии и Венеции. В описаниях ощущается глубокое благоговение к увиденному. Однако налицо недоумение инока относительно того, как выразить свое почитание святыни, находящейся в инославном храме.

В XVII веке, в связи с преобразованиями императора Петра I Алексеевича, возрастает поток русских путешественников в Европу. Для изучения паломничества огромный интерес представляет путешествие стольника Петра Андреевича Толстого в Италию, в 1697-1699 гг. Он был направлен царем Петром I в Венецию для освоения военно-морского дела. Но будучи очень набожным человеком, он оставил подробное описание святынь многих итальянских городов, которые ему довелось посетить - в том числе и Рима.

Практически одновременно совершил свое путешествие на остров Мальта, побывав во многих других городах, граф Борис Петрович Шереметев.

Одним из самых объемных произведений паломнического жанра является «Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г.» В Италии его спасало знание латыни и различные документы и удостоверения местных властей, которые принимали его за польского католика. Из описаний Григоровича-Барского становится ясно, что в то время простому русскому человеку совершить паломничество в Европу было делом весьма проблематичным. Можно предположить, что на подобную авантюру могли отважиться немногие.

Таким образом, в период с XII по XVIII век паломнические поездки русских в Италию могли быть только единичными. И только в XIX веке поток русских паломников, включающий все слои общества, становится регулярным. К началу этого периода относится паломничество крестьянина Кирилла Бронникова в 1820-1821 гг.

Важнейшим этапом в формировании русского паломничества в Италию стало путешествие в Рим и последующее его описание в своих «Римских письмах» А.Н. Муравьева в 1840-х годах. Александр Николаевич Муравьев вошел в русскую культуру благодаря возрождению им паломнических традиций. В Италию он прибыл не как простой богомолец, в некотором смысле его можно было считать посланником от Русской Православной Церкви в связи с грядущим посещением Папского государства императором Николаем I Павловичем. По его мнению, русский богомолец в Риме ради основных целей своего паломничества должен «на время заглушить... самое чувство православия». Много внимания в своих описаниях он уделил святыням, но и здесь не жалел красок на критику католических обычаев - в частности, отсутствие возможности прикладываться к мощам, столь важным для православных. Его оскорбляло, что необыкновенное множество святынь Православного Востока попало сюда в результате лукавства и хищений.

Работу А.Н. Муравьева использовал как путеводитель по Риму граф В.Ф. Адлерберг, побывавший в Италии немного позднее. Своими впечатлениями о поездке в Италию письменно поделился преосвященный Софроний, епископ Туркестанский и Ташкентский. Очень ценное и глубоко научное описание итальянских святынь оставил епископ Порфирий (Успенский), побывавший здесь в 1854 году.

Среди русских паломников в Риме были не только духовные и образованные лица, но и простые крестьяне. Весьма показательна и любопытна поездка по обету двух крестьянок из Перми к святителю Николаю Чудотворцу. С повозкой, вмещавшей только одного человека, они прошли путь из Сибири до Неаполя без документов, не зная ни одного иностранного слова.

Первым русским автором, систематически исследовавшим римские святыни, стал В.В. Мордвинов, побывавший в Италии в 1880-е годы и составивший подробный путеводитель для богомольцев. Этот первый опыт систематического описания Рима для православных богомольцев был удачным, и православные паломники им охотно пользовались. Именно 80-е годы XIX века стали временем массового паломничества в Италию. Хотя эта страна, как и прежде, не находилась в русле самых популярных русских маршрутов, но тем не менее многие богомольцы, плывшие морем из Одессы в Палестину, на обратном пути посещали Бари и Рим. Основной трудностью для наших паломников являлось незнание местного языка, чем зачастую злоупотребляли проворные итальянцы. Незадачливых русских богомольцев обирали и при оплате транспорта, и в местах ночлега, и в сувенирных лавках. Весьма ощущалось также почти полное отсутствие православных храмов.

Организацию паломничества в Италию взяло на себя Императорское Палестинское Православное Общество. Для паломников в Риме, в первую очередь, был нужен странноприимный дом и помощь при осмотре святынь. Для этой цели использовалась резиденция польских кардиналов - так называемый Дом святого Станислава, куда принимались на постой все русские посетители Рима, попавшие за рубеж по каналам Палестинского Общества. В Бари в 1915 году было предпринято грандиозное строительство Русского храма святителя Николая Чудотворца и странноприимного дома для паломников.

Вершиной паломнической литературы по Италии следует считать «Спутник русского православного богомольца в Риме», подготовленный и изданный настоятелем посольского храма в Риме, архимандритом Дионисием (Валединским) в 1912 году. Автору, вслед за предшественниками и самими паломниками, пришлось проделать кропотливую работу по разграничению вселенских святынь от чисто католических. Выполняя пасторский долг, отец Дионисий предостерегал своих читателей: «Нельзя не упомянуть о том, что все описанные священные места и святыни находятся в руках неправославных христиан-латинян. Посему русским богомольцам, при хождении по церквам Рима, невозможно освящаться в них ни латинскими молитвами, ни благословением, ни таинствами, а приходится довольствоваться молчаливым поклонением». Однако через два года после выхода «Спутника», вспыхнула Первая мировая война, а за ней революция, и этот кропотливый труд попал в руки лишь считанных паломников.

В течение советского периода говорить о русском православном паломничестве в Италию не приходится. Начиная с 1960-х годов, вечный город посетили лишь несколько официальных делегаций Русской Православной Церкви.

Заключение

С начала 1990-х годов жители России вновь получили возможность беспрепятственного выезда за рубеж. Технический прогресс обеспечил новые транспортные возможности. Это способствовало возрождению паломнических традиций. Несомненно, главной целью русских паломников остается Святая Земля, а Италия привлекает, в основном, туристов. Впрочем, и среди них есть очень много православных, а кто-то предпринимает поездку в Италию именно с целью поклониться христианским святыням. В настоящее время Бари и Рим входят в традиционные маршруты практически всех русских паломнических служб. Главная трудность, с которой сталкивается современный русский паломник в Италии, это плохая информированность о святынях и их подлинности. Основным путеводителем - прекрасным, но малодоступным - остается «Спутник» архимандрита Дионисия, переизданный Русским православным храмом в Риме в 1999 г. с исправлениями и дополнениями М.Г. Талалая.

В XX веке изменилось и отношение католиков к православным паломникам - к ним относятся с большой толерантностью и интересом. В католическом мире, который практически утратил живое, народное почитание святынь, возрастающий поток воцерковленных паломников является одной из форм свидетельства Православия.

Использованная литература:

1. Дионисий (Валединский), архимандит. Спутник русского православного богомольца в Риме. Рим, 1999.

2. Дмитриевский А.А. Православное русское паломничество на Запад (в Барград и Рим) и его насущные нужды. Киев, 1897.

3. Журнал путешествия на остров Мальту боярина Б.П.Шереметева в 1697-1699 годах.//Памятники дипломатических сношений древней Руси с державами иностранными. СПб., 1871.

4. Мордвинов В.В. Путеводитель православных поклонников по городу Риму и его окрестностям. СПб., 1887.

5. Муравьев А.Н. Римские письма, М, 1846.

6. Порфирий (Успенский), епископ. Святыни земли италийской. М. 1996.

7. Путешествие к святым местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1821 годах села Павлова жителем Кириллом Бронниковым. М., 1824.

8. Путешествие стольника П.А. Толстого по Европе 1697-1699. М., 1992.

9. Софроний, епископ Туркестанский и Ташкентский. Из дневника по службе на Востоке и на Западе. СПб., 1874.

10. Стасов В.В. Русские путешественницы из Сибири в Неаполь на тележке// Исторический вестник. Июнь. 1890.

11. Странствования Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1743 г. СПб., 1886.

12. U.Ciqffari G. Viaggiatori russi in Puglia dal "600 al primo"900. Brindisi, 1991.

13. U.Ciqffari G. La leggenda di Kiev. Bari, 1980.

14. MancinelliF. Le catacombe romane e I"origine del Cristianesimo. Firenze, 2001.