Святые отцы православной церкви список. Православие. Отец Святой - кто это? В новое время

(15Х20 см. Дерево, темпера, позолота ковчега, ассисты, миниатюра.) Святые Иоаким и Анна не имели детей до самой старости, но не унывали и молили Бога о даровании им чада. За их праведную жизнь Господь сделал их родителями Пресвятой Богородицы. На этой иконе показана нежность и радость святых родителей о своей Дочери - Пречистой Девы Марии.

Заказать икону

(21Х28 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.) Эта редкая иконография называется еще «Древо Иессеево». Эта икона - родословная Пресвятой Богродицы. Иессей – отец царя Давида, из рода которого произошел Иоаким (отец Богородицы) «Жезл из корене Иесеева» - называет Церковь Пресвятую Богородицу, а Христа – цветом от этого жезла. Здесь мы видим начальника этой родословной Иесея, лежащего на земле, из которого произрастает дерево - жизнь всего последующего рода. В храмовых росписях часто в бутонах этого дерева изображаются святые пророки и праотцы -предки Богородицы. На иконе написанной в нашей мастерской эта иконография исполнена в сокращенном варианте, где Отроковица Мария изображена только со Своими родителями - Иоакимом и Анной.

Заказать икону

(15Х20 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.) Икона святых родителей Богородицы - покровителей супружества станет прекрасным подарком молодой паре. Святые Иоаким и Анна долго не имели детей и сильно горевали об этом. Но за их праведность Господь удостоил их в преклонном возрасте стать родителями Той, через Которую воплотился Сам Бог. Иоаким и Анна именуются святыми богоотцами, как родственники Христа по плоти. Святые почитались как помощники в разрешении от супружеского бесплодия.

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец

Мф, 1 зач., 1, 1-25

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

В воскресенье перед Рождеством Христовым за Божественной литургией слышим мы книгу родства Иисуса Христа. Это память богоизбранного народа, память человечества. Каждый народ и каждый человек имеет свою родословную, которую мы не храним. Память богоизбранного народа хранится вечной памятью - Духом Святым. Вся родословная Господа Иисуса Христа делится в Евангелии от Матфея на три части по четырнадцать родов в каждой. Первая часть рассказывает об истории народа до Давида, величайшего царя Израиля: Давид был тот, кто превратил Израиль в славный народ, иудеи стали могущественной силой в мире. Вторая идет до вавилонского пленения, которое было позором нации и крушением ее, третья - до Иисуса Христа, Который спасает народ Свой от рабства и гибели.

Это родословная всего человечества в лице избранных его и каждого из нас. Накануне Рождества Христова каждый из нас призывается с новой силой осознать свое человеческое достоинство. Бог сотворил человека по образу Своему и подобию, человек создан для общения с Богом. Мы имеем родство с Самим Богом, мы Его и род, каждый из нас рождается, чтобы быть царем, чтобы принадлежать царскому Христову роду. И каждый из нас прежде чем наступил светлый праздник, должен глубоко осознать свою греховность, свое отпадение от Бога, потому что Господь наш приходит спасти не праведников, но грешников. И оттого, что Бог становится человеком, в Нем крепость и любовь неодолимая, и нет ничего для Него невозможного, чтобы восстановить попавших в диавольский плен - в достоинство, которое дает благодать.

Эта родословная открывает нам, что Иисус Христос не ворвался в историю человеческого рода, как метеор. Рождество не есть случайность, непредвиденная милость Божия. Иисус Христос - Тот, Чьи корни, Чьи предки вполне человеческие, именно человеческие. Иисус Христос - Тот, приход Которого уготовлялся в течение всех веков, пока не пришла полнота времен и пока не нашлось в роде человеческом столь чистого Существа, способного стать вместилищем Бога, как Пресвятая Дева Мария. И мы видим, как вся история богоизбранного народа, в особенности со дня, когда Бог призвал Авраама, направлена к Рождеству Христову.

Евангелие от Матфея было написано прежде всего для иудеев - в нем больше, чем в других Евангелиях, цитат из Ветхого Завета, которые возвещают о конце мира, о Царстве Божием. Через эту родословную святой Евангелист Матфей как бы взывает к богоизбранному народу. Он от нас, но мы - входим ли в Его родословную, принадлежим ли мы Его роду, оттого что Ему надлежало так прийти в мир?

Эта родословная заканчивается именем праведного Иосифа, «мужа Марии», - как сказано в Евангелии, - «от Которой родился Иисус, называемый Христос». И далее мы слышим, какое место занимает праведный Иосиф в родословной Христа. «Рождество Иисуса Христа было так. По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде, нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее, но когда он помыслил это, се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, Жену твою, ибо Родившееся в Ней есть от Духа Святого». Так просто и чудесно нам показано, что эта родословная праведного Иосифа не есть в полном смысле родословная Христа. Однако Господь принимает праведного Иосифа и всех людей, имена которых мы слышали, за Своих предков.

Тем более мы не являемся Его наследством по крови. Однако Он называет нас Своими родными и Своими чадами. Это совершается по дару Его благодати. Как избрание Избранной от всех родов Пречистой Его Матери и как избрание праведного Иосифа быть Ее обручником. Мы не можем сравнивать себя с кем-либо из великих избранников Божиих, но Рождеством Христовым мы все вступаем с Богом в родство.

Эти имена родословной свидетельствуют, что Христос восхотел воспринять всех предков праведного Иосифа, тех, от кого Он не родился, но которых Своей Божественной благодатью Он возводит в достоинство Своих предков, предков Христа Мессии. В этой родословной мы встречаем имена достойнейших святых людей, возлюбивших более всего Бога, Божие добро. Таких как Авраам, Исаак, Иаков, Вооз, Езекия и Иосия. И имена людей, о которых, по существу, ничего не сказано, потому что о них ничего не известно. Людей, которые не оставили в истории никакого яркого следа - ни плохого, ни хорошего. Таких большинство. Большинство таких людей в истории рода человеческого. И в этой родословной большинство таких. Следует череда неизвестных людей, о которых Священное Писание ничего не сообщает, кроме их имен. Мы знаем, что эти Елиаким, Азор, Садок, Аким, Елеазар, Матфан - люди из какой угодно среды и какого угодно происхождения.

Но самое поразительное, что в родословной Спасителя мы находим имена людей, совершивших тяжкие постыдные грехи прелюбодеяния, убийства и идолопоклонства. Однако и они, - оттого что Бог был для них единственным смыслом и надеждой в жизни, - несмотря на свои падения, продолжали, падая и вставая покаянием, - и с ними все человечество - свой путь к Богу. Здесь начало Евангелия, поистине благой вести для всех людей. Бог, ставший человеком, принимает их в Свое родство. Из какой бы то ни было среды, с какими бы то ни было грехами. Всех без единого исключения принимает Христос. И мы знаем, что Он будет постоянно называть Себя Сыном Давидовым не только за любовь Давида к Богу и за кротость Его, но и потому что Давид не уберег себя от страшных грехов. Горе было бы нам, если бы в родословной Христа были только безупречные по чистоте и вере люди, если бы Бог наш был только Богом Авраама, Исаака и Иакова. Мы понимали бы, что Его жизнь - не наша жизнь. Но это не так, и надежда наша велика.

Как хорошо, что Церковь напоминает нам об этом накануне Рождества Христова! Он плоть от нашей плоти, Он от нас, От берет на Себя грехи Своих предков и наши грехи. Со слезами любви и благодарности приблизимся к источнику нашей радости. Будем читать и перечитывать в Библии историю мужей и жен, описанных в этой книге, и находить в них свою жизнь. Это история нашего усыновления Богу, история нашего прощения. Приготовиться к Рождеству Христову значит приготовиться к тому, чтобы принять дар от Бога - Его любовь, Его прощение, Его родство. Принять Того, Кого никакой человек не отпугивает, никакой грех не отталкивает, никакой грешник не приводит в отчаяние. И только этой Его любовью может измеряться наше покаяние. Придя в мир, Он взял на Себя судьбы всех людей, грехи всех людей, жизнь и смерть всех людей. Принесем новорожденному Богомладенцу, как воспевает Церковь непрестанно в своих стихирах, золото, ладан и смирну - нашу веру, надежду и любовь. И наше благодарение и хвалу за Его родословную от лица всех тех, с кем Он восхотел быть в вечном родстве.

Адальбер Аман, «Путь отцов»

Художники Ван Эйк и Дюрер изобразили Иеронима склоненным над рукописью. Он сидит за пюпитром, подобно евангелистам из каролингских молитвенников. Сонный лев, как кот, вытянулся у стола. Голова Иеронима в сиянии лучей: видимо, на него снизошло вдохновение. Песочные часы, кардинальская шапка и несколько книг довершают картину...

На самом деле не всегда было так. «Я родился христианином, от родителей христиан; с колыбели я был вскормлен молоком католическим». Но и это трогательное исповедание веры не должно нас вводить в заблуждение. До тринадцати лет Иероним оставался единственным и балованным ребенком в богатой семье из Стридона, городка на границе Югославии и Италии. Родители потакали всем его капризам. Они не спешили с крещением сына, пускай «отгуляет свое».

Прот. Георгий Флоровский

Св. Василий был пастырь по призванию, пастырь по темпераменту. Он был человек воли прежде всего. Но у него не было того боевого героизма, которым так выделялся св. Афанасий, точно молодевший в борьбе.

Св. Василий от борьбы уставал. Ему легче было обороняться изо дня в день, нежели биться в решительной битве. Но он был человеком долга. И он старался преодолеть самого себя в послушании, в смиренном несении упавшего на него долга. Его воля была закалена в суровом аскетическом искусе. Сила воли чувствуется в самом его стиле, резком, точно кованном.

В характере св. Василия было что-то крутое и властное, и его властность многим казалась тяжелою. На него жаловался даже его нежный и любящий друг св. Григорий Богослов. Но Василий не был человеком холодным. Он был очень впечатлителен, болезненно переживал житейские разочарования, предательство и измену друзей, прежде всего Евстафия Севастийского.

23.07.2017

Священник, Духовный отец, Старец, Святые отцы - много словесных именований, но невоцерковленным людям подчас совершенно непонятно, какие между ними отличия и кто сможет помочь в той или иной ситуации?

Так, например, однажды к нам в Храм зашли взрослые люди – вероятно, дедушка и бабушка, и они искали священника для того, чтобы … тот позвонил и поздравил их внука с Новым годом! И аналогичных, как мне представляется, весьма странных случаев за мой маленький священнический опыт копится все больше и больше. Даже порой кажется, что люди, увы, совсем не понимают глубокого смысла священнического служения.

Между тем, наверняка все слышали такие духовные титулы, как «священник», «духовный отец», «старец», «Святые отцы». Кто же это и в чем их различия, попробую очень кратко раскрыть.

Начнем с того, что святых людей не бывает. Поэтому, если Вы слышите, например, об «изречениях Святых отцов» или о том, что вот такой-то Святой отец говорил что-либо, то знайте: речь идет о тех, кого с нами уже нет. Святые отцы - это те, кто прожил Богоугодную жизнь и через какое-то время по смерти Священным синодом был канонизирован (причислен к лику святых). Это происходит не без воли Божией, процесс канонизации достаточно непрост (часто люди исцелялись от мощей будущего святого с благоуханием и находились другие достоверные факты святости), и его мы сейчас рассматривать не будем, но в действительности Святых отцов здесь с нами, на земле, нет, а вот их различные труды, письма, наставления остались, и они очень емкие, мудрые, авторитетные, потому что не противоречат учению Церкви, более того, выражают четко и понятно учение Христово. К тому же мы, как христиане, понимаем, что Святые отцы живы не телесно, но духовно, продолжая служить Богу в небесном воинстве и помогать нам как молитвой, так и прямым предстательством пред Богом, а зачастую встречаются и чудеса посредством Святых здесь, на земле.

Итак, священник - это христианин, принявший духовный сан священства после определенных духовных трудов испытаний и получения духовного образования, призванный Богом для служения Богу и людям. По данной ему благодати от Бога, через епископа может совершать все богослужения и таинства (за исключением хиротонии, освящения мира и антиминсов). Господь наделил священников особой благодатью, именно через них Господь преподает людям возможность участия в Таинствах Церкви: Крещении, Миропомазании, Исповеди, Причастии, Соборовании, Венчании. Господь дал священникам при рукоположении особые дары Святаго Духа, в результате чего у священников развивается духовное рассуждение, и именно на священников возложена обязанность учить людей вере и показывать им путь к Богу.

Духовный отец - это священник, который регулярно исповедует конкретного человека. В результате этого между человеком и священнослужителем достаточно быстро возникает тесная духовная связь. Человек может спрашивать духовные советы и задавать вопросы этому священнику. Так «священник» становится «духовным отцом». Взаимоотношения между верующим человеком и духовным отцом регулируются самостоятельно, где-то это может быть жизнь по совету, где-то может приобретать несколько другой характер. Духовная жизнь невозможна без священника (духовного отца), у которого постоянно исповедуется человек, ведь непосредственно через духовного отца Господь открывает человеку очень важные для самого исповедуемого обстоятельства и дает поводы к размышлению. Каждый священнослужитель (священник), в свою очередь, тоже имеет своего духовного отца, у которого он исповедуется, и, поверьте, удивительным образом, при равных возрастных категориях и духовном опыте, именно через духовного отца Господь преподносит ответ на очень многие жизненные вопросы. Поэтому выбрать постоянного священника, у которого верующий человек будет исповедоваться, просто необходимо.

Старец - опытный подвижник, имеющий духовную силу и мудрость. Старчество – это дар, данный Богом духовному подвижнику. Господь зачастую старцам открывает то, что обычному человеку неведомо, – за их великую веру, смирение, самоуничижение. Старец, как правило, является монахом или священнослужителем, он никогда не превозносится и не никогда не считает себя старцем, не видит в себе совершенства и устремлен сердцем к Богу. Старец - это не милый дедушка с бородой, не волшебник, но проводник к Богу и Божиему промыслу, это тот, кто может помочь просто словом, потому что оно не от себя, а от Бога. Пример старца можно увидеть в фильмах, размещенных в галерее нашего сайта: «Слово Старца» , «Советы Старца взрослым и детям».

Подводя итоги, можно сказать, что как священнослужители, так и старцы - это не деды морозы, не требоисполнители, не добрые дядьки и даже не те, кто раздает благословения направо и налево для исполнения желаний во имя человеческого эгоизма. Прежде всего, это служители Божии, задача которых – привести человека к Богу, при этом, если нужно, то пояснить, рассказать, направить, наставить. А подобное возможно лишь в том случае, если человек будет понимать, что желания людей и воля Божия могут сильно отличаться, – в этом скрывается очень многий смысл данного материала.