Святой христофор с головой собаки. Иконография в католицизме. Иконография в православии

Житие

Житие в восточной традиции

В годы правления императора Деция Траяна , человек, носивший имя Репрев (Ρεπρεβος, ср. лат. Reprobus «отверженный, осуждённый, дурной» ) был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике . Позже он служил в Numerus Marmaritarum (римская когорта Cohors III Valeria Marmaritarum ) - подразделении мармаритов (мармаридов) (выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени). Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был киноцефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени. Другой вариант возникновения его собачьей головы (эта легенда появилась на Кипре ) - святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность .

Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре после этого были присланы 200 воинов, чтобы привести его, известного силача, к императору Децию. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел (ср. жезл Аарона), по молитве его умножились хлебы, которых недоставало у путников, подобно умножению хлебов Иисусом Христом в пустыне. Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом - мучеником Вавилой .

После крещения Репрев получил имя «Христофор» и стал проповедовать христианскую веру, используя дарованную ангелом возможность говорить на прежде незнакомом ему языке ликийцев (ср. глоссолалия апостолов). Когда Христофор был приведён к императору, (вариант - губернатору Антиохии), тот ужаснулся его наружности. Он решил заставить его отречься от Бога не насилием, а хитростью. Деций призвал двух женщин-блудниц - Каллиникию и Акилину , и приказал им склонить святого отречься от Христа и принести жертвы римским богам. Но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами.

Деций приговорил к казни также посланных за святым Христофором воинов, которые уверовали во Христа. Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом. Его тело обратно в Александрию отвёз Петр Атталийский .

Житие в западной традиции

Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев . Он принял христианство и начал служить Иисусу. Другие легенды говорят, что его именем было Offero , и он родился в Ханаане . В основном католическая традиция основывается на «Золотой легенде » Иакова Ворагинского .

Простодушный великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста.

Гигант отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он - Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил своё новое имя - Христофор, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций - в западной традиции он выступает под именем Дагнус ), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

Литературная обработка

Эта греческая легенда могла возникнуть примерно в VI веке. В середине IX века она распространяется по Франции. Первоначально святой Христофор был простым мучеником, просто упоминаемым в старых мартирологах. Простая форма греческих и латинских текстов страстей скоро уступила место более сложным легендам. В 983 году находим их в латинских прозаических и стихотворных текстах поддьякона Вальтера Шпейерского «Thesaurus anecdotorum novissimus» .

Рассказ, относящийся к XI веку, есть в «Acta SS» , и ещё один - в «Золотой легенде » . Мысль, выраженная в имени святого, изначально означавшая, что он принял Христа в своё сердце, была истолкована буквально, и он стал нести Христа на своих плечах. Словосочетание «большой мученик» также могло быть истолковано буквально, и Христофор стал в «Золотой легенде» человеком гигантского роста, а именно 12 локтей (ок. 5,4 метра) .

То, что существование мученика не может отрицаться, было доказано иезуитом Николасом Серариусом (Nicholas Serarius) в «Litaneutici» (Кёльн, ) и Моланусом (Molanus) в «De picturis et imaginibus sacris» (Louvain, ). Как рассказывает «Acta SS» , в церкви, посвящённой Христофору, уже в 532 году было похоронено тело святого Ремигия , а святой Григорий Великий (VII век) упоминает монастырь святого Христофора. Древнейшие изображения святого относятся к VI веку.

Критика исторической недостоверности

Почитание в католицизме этой невероятной фигуры резко критиковалось Эразмом Роттердамским в «Похвале глупости » . День поминовения Христофора был понижен Ватиканом до уровня местночтимых праздников в 1969 году из-за недостатка реальных свидетельств о его существовании. (Но вопреки распространённому заблуждению, Христофор не был деканонизирован, он всё ещё остаётся святым католической церкви).

Хотя сохранившиеся свидетельства о его жизни переплетаются с рассказами о чудесах и явлениях, которые плохо воспринимаются современной историографией, всё же сохранилось достаточно информации, чтобы попытаться нарисовать картину его жизни, приемлемую, с точки зрения критиков, для современного человека.

Первое, на чём, по мнению критиков, спотыкаются современные агиографы - это упоминание о том, что Христофор был собакоголовым людоедом. Данная информация, по их мнению, должна быть рассмотрена с точки зрения того факта, что эти свидетельства о Христофоре даны его современниками. А для греко-римско-персидской ойкумены той эпохи практика описывать всех людей из «нецивилизованного» мира как людоедов, с звериными частями тела или даже ещё более странно - была очень распространена, пусть даже иногда использовалась и метафорически . Более поздние поколения могли воспринять эту метафору и гиперболу как факт.

А рассматриваемая персона, как гласит житие, была включена в военное подразделение, состоящее из марматанцев (Marmaritae). Это племя было независимым народом Мармарики (современная Ливия), которое было вытеснено к границам после римской колонизации. Как человек из приграничного племени, считают критики, он вполне (в рамках образного языка своего времени) мог быть описан как псоглавец, а различные чудеса, приписываемые ему восточными легендами, - обычные атрибуты житий святых первых веков христианства.

Наконец, критикуя утверждение, что он был убит в Антиохии, и его тело было увезено епископом, заявляют, что Христофор не мог быть казнён на 4-м году правления императора Декия , так как тот правил только два года. Возможно, говорят критики, всё это происходило во время правления императора со сходным по звучанию именем - Максимина Дазы , тогда смерть святого приходится на 308 год . Правда, информации о посещении императором Максимином Антиохии не сохранилось, вдобавок, вероятно, информация о казни Христофора в личном присутствии цезаря - более позднее измышление.

По мнению критиков, ни один из упомянутых фактов не позволяет его идентифицировать как фактически существовавшего человека. По-гречески его имя - просто «несущий Христа», и в восточной традиции это соотносится с готовностью этого святого «нести крест» - частая метафора для обращения в христианство. Его языческое имя Reprebus - это просто «отверженный, дурной» , так что сама история его крещения другим именем в двух словах сводится к примитивному: «дурной человек обратился в христианство». К тому же, утверждают критики, могилы святого Христофора не показывают нигде.

Эта критика в своих важнейших пунктах не принимает, однако, в расчёт тот факт, что наличие мощей «мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки» было письменно зафиксировано во второй половине XVII века (см. ниже).

Мощи

Существует письменное свидетельство архидьякона Павла Алеппского , который, находясь в Москве во второй половине XVII века, участвовал в «чине омовения мощей ». Перечисляя различные реликвии Благовещенского собора , он описал лобызаемую пёсью голову святого Христофора :

Вот названия мощей тех святых, которые мы могли удержать в памяти: <…> глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень - наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению!

На сегодняшний день, позолоченный реликварий с черепом святого Христофора, хранится в музее сакрального искусства в церкви св. Юстины г. Раба в Хорватии .

Иконография

Иконография в православии

В православии Христофор часто изображается псоглавым . При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником . Древнейшее подобное изображение святого находится на керамической иконе VI-VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия. В русской иконописи изображения святого Христофора с собачьей головой известны со второй половины XVI века .

Версии сложения столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала (псоглавца), в основном, связаны с предположением, что какое-либо его прозвище было истолковано ошибочно. Варианты прозвища:

Также существует представление о Христофоре, как представителе племени «псоглавцев » - собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён.

Есть вероятность, что человек, ставший прообразом Христофора, страдал редким типом генетической мутации, именуемой нынче как гипертрихоз универсальный (hypertrichosis universalis) или синдромом оборотня, в результате которой тело человека практически полностью покрывается густыми волосами, в том числе и лицо. Быть может христианский святой имел прозвище, истолкованное последователями как характеристику его внешности. Загадка столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала остается неразгаданной.

Запрет на «псоглавца»

Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 21 мая (1 июня ) года как «противные естеству, истории и самой истине» . После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой .

Большинство старинных изображений пёсьеголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска , существует фреска в Макарьевском монастыре , а также в Ярославле в Спасском монастыре и, кроме того, в церкви Николая Чудотворца в поселке Ныроб Пермского края. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), Вологодском музее-заповеднике , в Ростове , а также в Перми , Егорьевском историко-художественном музее . Икону Святого Христофора с пёсьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в Третьяковской галерее . Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери . Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.

С XVIII века Христофор изображается только в образе человека.

Два других типа изображения в православии

Всего в православии существует три варианта иконографии Христофора. Два других:

  • прекрасный юноша, с длинными волосами, с четырёхконечным крестом в правой руке; на нём багряный плащ, туника украшена золотыми полосами (примеры изображений - фрески в монастыре Высокие Дечаны , церкви Святого Георгия в Старой Ладоге , мозаика кафоликона монастыря Осиос Лукас и др).
  • аналогичный западному: Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с младенцем на плечах.

Иконография в католицизме

В католицизме Святой Христофор изображается как великан (изредка также и как псоглавец), переносящий через реку благословляющего Младенца (см. буквальный перевод его имени - «несущий Христа» ) - эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.

На этот сюжет писали картины Дирк Боутс , Иероним Босх , Мемлинг , Конрад Виц , Гирландайо , гравировали Дюрер и Кранах .

Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана ( -). Монеты с его ликом чеканились в Вюрцбурге , Вюртемберге и в Чехии . Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ Святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе есть статуя Святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.

Почитание

День памяти мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая , в католическом мартирологе 25 июля .

Из всеобщего католического календаря день памяти святого Христофора был удалён Ватиканом в 1969 году . Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.

В Католической церкви Христофор - один из 14 святых помощников и святой патрон путешественников. Несмотря на удаление из всеобщего католического календаря, Христофор остаётся популярным среди католиков, особенно любим моряками, паромщиками, перевозчиками и путешественниками. В наши дни крупные центры его почитания находятся в Италии и среди итало-американцев. Продолжается выпуск медальонов с его именем, их часто помещают в автомобилях, чтобы помочь в путешествиях. Часто на них имеется надпись «Si en San Cristóbal confías, de accidente no morirás» (исп.) (Если веруешь в Святого Христофора, не умрёшь в аварии). [ ]

Кроме того, в католицизме он заботится о следующих вещах: всё, что связано с путешествиями, люди, несущие ношу, против удара молнии, против мора, лучники, автоводители, холостяки, лодочники, переплётчики, эпилептики , наводнения, торговцы фруктами, садовники, сукновалы, ливни и дожди, водители грузовиков, рыночные торговцы, носильщики, сёрфингисты, зубная боль.

Христофор - патрон следующих географических пунктов: Баден , Барга , Брауншвейг , Мекленбург , о. Раб , Рурмонд (Нидерланды), Тозес (район Жироны), Агринион , Вильнюс , Гавана .

В честь Святого Христофора названы несколько населённых пунктов , в основном в испаноязычных странах.

В Испании

В июле - августе в Вильнюсе ежегодно проводится международный летний музыкальный фестиваль имени святого Христофора. Начиная с 1997 года за неделю до Рождества в Вильнюсе ежегодно вручается статуэтка святого Христофора - самая почётная награда города наиболее заслуженным частным лицам, учреждениям и предприятиям за благотворительную деятельность, выдающиеся достижения в искусстве, спорте, науке и просвещении, за вклад в развитие туризма и т. п.

Другие святые того же имени

Православная церковь вспоминает ещё трёх других святых того же имени :

  1. Преподобный Христофор Римлянин (Палестинский) , родом римлянин, подвизался в V веке в киновии близ Иерусалима . Днём он исполнял монастырские послушания, а ночью уходил в пещеру святого Феодосия , где молился до утреннего богослужения. Затем провел 50 лет в строгой жизни на Синайской горе. Память 30 августа (ст. стиль).
  2. Мученик Христофор Никомидийский , пострадавший при Диоклетиане в Никомидии в 303 году вместе со святыми мучениками Феоном и Антонином. Все трое были копьеносцами императора, поражённые твёрдостью великомученика Георгия, они бросили оружие и объявили себя христианами. Их бросили в темницу и после мучений сожгли. Память 19 апреля (ст. стиль).
  3. Преподобный Христофор Коряжемский (Сольвычегодский), основатель Христофоровой Пустыни. Память 25 июля (ст. стиль).

Среди большого количества святых, почитаемых христианами, есть и мученик Христофор, который на иконах изображен в довольно необычном образе. Этого святого традиционно изображают с головой собаки или лошади, однако, встречается он довольно редко и православным христианам практически не известен.

РОГОЖСКАЯ РИЗНИЦА Святой мученик Христофор.
г. Ветка. Конец XVIII в. Дерево, левкас, темпера. 44,9х37,6 см. На тыльной стороне надпись киноварью: «В домъ Алезандра Дими/трiева Шышкина».
Мученик Христофор представлен псоглавым, по пояс, в повороте влево. На левом плече тонкое красное копье, которое он придерживает левой рукой, правая рука поднята в двуперстии. Человеческие глаза смотрят на зрителя, коричневые волосы длинными локонами ниспадают на плечи. Доспех, застежка плаща и наконечник копья золотые, с черневым рисунком по тому же листовому золоту, которое покрывает также нимб святого, фон и поля иконы. Личное письмо исполнено обычным санкирным приемом: на светло-коричневую подложку кладется более светлое красноватое охрение с последующими высветлениями. В результате передается смуглый цвет кожи. Мастеру удается придать звериной личине благостное умильно-доверчивое выражение. В моделировке тканей ощутима зависимость от стилистики барокко и рококо. На плаще рисунок и притенения складок коричнево-малиновые, завершающие высветления исполнены золотопробельным приемом. В верхней части средника надпись: «С(ВЯ)ТЫЙ МУ(ЧЕНИК) ХРИСТОФОРЪ».
Колорит иконы строится на сочетании малинового тона плаща с голубым тоном рубахи святого и с коричневым тоном личного. Плотное желтое золото служит их объединению и созданию условной глубины. Работа мастера цветом, приемы моделировки формы, а также цвет и ритм полосок, составляющих обрамление средника и всей иконы, характерны для иконописи Ветки конца XVIII в. // В.М. Сорокатый.

Редкий кадр
При входе в Покровский храм имеется еще одна практически неизвестная икона с образом св. Христофора.

Святой мученик Христофор изображён в числе мучеников



Последним веским аргументом к организации исследования оказалось письмо читателя сайта "Старове":

"Вечер добрый! Был сегодня в магазине церковной утвари и икон “Софрино” РПЦ МП. Хотел заказать образ мученика Христофора древнего письма (с пёсьей головой). Мне говорят: “Изображение не каноническое. Запрещено Святейшим Синодом в XVIII веке. Не всё, что есть в интернете, правильно. Истинное изображение – такое…” (и показывают мне на своём компьютере мученика Христофора в образе человека, несущего на плечах Богомладенца). Я отвечаю: “Собор 1971 г. отменил все клятвы на старые обряды, каноны, иконы и снял анафемы со старообрядцев. Подобное написание Христофора до сих пор используется во многих поместных Православных Церквях”. Мне отвечают: “Это не наше дело. Духовник завода запретил изготавливать. То, что Вы хотите – кощунство. Не знаем, где и как Вы будете такую икону заказывать, кто Вам её будет делать, но истинное изображение только у нас”.
Вот так вот… “Яко не бывшими” стали не клятвы, а постановления Собора 1971 г. и всех последующих Соборов РПЦ. Речь идёт о магазине художественно-производственного предприятия “Софрино” РПЦ МП. В Москве два фирменных магазина: 1) на Кропоткинской (центральный); 2) в Сокольниках (на территории Храма Воскресения Христова), где я и пытался сделать заказ."

Никоново-Петровские “новины” в действии: “исправленный” образ св. мученика Христофора поверх древней фрески в Ярославле

В основу данной заметки легло научное исследование С.К. Черновой – ведущего специалиста Череповецкого музейного объединения.
В Череповце также хранится изображение св. мученика Христофора Псеглавца, датированное 17 веком, однако это не единственное место, где заинтересовались историей необычного образа. Блогер carabaas делится историей появления образа св. мученика Христофора с собачьей головой из коллекции икон Ростовского музея:
В Ростовском музее эта икона эта находится изначально, и попала туда по распоряжению новообрядческого Архиепископа Ионафана (благословением которого был создан сам музей в 1883 г.). Предыстория появления иконы была описана в Епархиальных Ведомостях так:
“При обозрении в августе 1880 г. епархиальных церквей Его Высокопреосвященством в церкви села “Богородского в Осеку” усмотрена была между прочим икона мученика Христофора, в рост человека, с головой животного, а именно песьей. Владыка заметил причту все неприличие в храме таковой иконы и приказал оную вынесть из храма”…
Христофор – святой мученик, почитаемый Православной и Католической церквями, живший, по преданию, в 3 веке н.э. Житие святого Христофора, распространявшееся на Кипре и позднее на Руси, гласит, что святой был очень красив, но, дабы избежать соблазна, упросил Господа обезобразить его внешность. Этой версии придерживаются и современные богословы, а также Рогожские старожилы, подчеркивая изначальную обычность святого и в то же время «примиряясь с внедрившимся в столетия мифологизированным русским обликом святого». (цитата из Энциклопедии «Мифы народов мира». М., 1982. Т. 2, С. 604).

Примеры традиционного изображения св. муч. Христофора

Восточная традиция почитания св. мч. Христофора

Предание восточной традиции гласит (см.: Жития святых, на русском языке. С. 290; Минея – Май. Ч. 1, С. 363), что в годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев, был захвачен во время боя с племенами в восточном Египте. Это был человек огромного роста, киноцефал (т.е. с пёсьей головой), как и все представители его племени.
Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. Император Деций прислал за ним 200 воинов. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел, по молитве его умножились хлеба, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне.

Святой Христофор. Греческая икона. Константинополь

Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой. После крещения Репрев получил имя «Христофор». Когда Христофор был приведен к императору, тот призвал двух женщин-блудниц и приказал им склонить святого отречься от Христа, но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Деций приговорил Христофора к казни, и после жестоких истязаний мученику остекли голову. (см.: Жития святых, на русском языке. С.290). Одним из чудеммученико было то, что он остался невредимым после того, как император приказал поместить его в раскалённый медный ящик.

Святой Христофор. Греческая икона. 18 век

В Антиохии память мученика начали почитать не сразу после кончины, но некоторое время спустя, так что даже его подлинное имя забылось и было заменено почетным званием Христоносец (Christophoros). Это вполне понятно, так как святой не был членом местной Церкви, но был иноземцем, служившим в специальной когорте римской армии в Сирии. Тем более, что Христофора крестил не антиохийский епископ, а находившийся в изгнании александрийский пресвитер Петр, который после казни выкупил тело святого и переправил на родину.В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (фрески Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе в Гереме, Турция, Х – XI вв.), в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.).

Святой Христофор. Греческая икона

Икона из Егорьевского историко-художественного музея

Святые Христофор и Георгий поражают змей. Терракота. Виника. Македония. 6-7 вв

Святой Христофор и Ярославские чудотворцы. Русская икона. 18 век. ГИМ

Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Современный образ св.Христофора, созданный под влиянием католических легенд

Старообрядческая житийная икона святого Христофора

Святой Христофор с волчьей головой. Лубочная картинка

Поздние варианты написания главы св. мученика Христофора на Руси

Святые Флор, Лавр и Христофор. Пермская икона.1888

Современная икона св. Христофора Псеглавца

В России же почитание Святого Христофора не столь распространенное, и на иконах, продающихся в церковных лавках РПЦ МП можно встретить лишь изображение Святого в человеческом обличье с Божественным Младенцем на плечах. Образ Христофора-Киноцефал в неизменном виде почитается лишь в среде старообрядческой Церкви и остался лишь на тех редких иконах и храмовых росписях, которые не успели «отмодерировать» новообрядцы.

  1. Святой пес Христофор

    Одна из наиболее значительных и наиболее замалчиваемых в христианстве фигур – святой Христофор. Дело в том, что у него собачья голова, и в 17-18 веках (в России – в 1722 году) все его изображения в храмах соскабливали и закрашивали. Вот его три ипостаси: одна в облике пса с крестом, вторая – полузверь-получеловек Репрев с зеленеющей листьями тростью и третья в облике человека по имени – Христофор, то есть, Несущий Христа (младенца).

    И кто же Христофор на самом деле? По своей основной функции перевозчика через реку, чудотворец Христофор, он же Офферо, он же Репрев из страны людоедов обязан быть Хароном, греческим божеством, стоящим на переправе в ад, у реки забвения с названием Стикс. Недаром в одной из легенд император никак не может Христофора убить. А как убьешь того, кто каждый день ходит на тот свет?

    В позднем варианте Харон уже – владелец собственной лодки, но сути это не меняет. Этот самый Харон-Офферо-Репрев и перенес младенца Иисуса через некую реку, и здесь надо бы вспомнить о сошествии Христа в ад, а в греческих преданиях ад находится именно за рекой. Как утверждают предания, тяжел был Иисус – даже в образе младенца, - еле донес его на себе Главный Перевозчик. И признал Его Господом и преклонил колена.

    Ясно, что преклонение столь важного существа, как Харон, дорогого стоит, это и есть акт капитуляции Смерти перед Христом. Изображая на иконах процесс возвращения Иисуса на плечах Христофора через реку забвения, церковь, по сути, демонстрирует, что акт подписан.

    Но есть у Христофора еще один близнецовый образ – египетский Анубис, бог смерти и возрождения всего живого, по сути, нормальный крестьянский бог весны. Анубис тоже собакоголов, а главное, в его руках, так же, как у Христофора, зацветающий посох. Это – и есть победа весны над зимой, а жизни над смертью, которое каждый год наблюдают все землепашцы. Зерно – сухое и мертвое, будучи похороненным в сырую землю, воскресает так же, как и посох Анубиса, или как посох Репрева, Офферо или Христофора. С идеей Воскресения Иисуса эти аллегории связаны чрезвычайно тесно.

    Остается выяснить, при чем здесь собаки, и в Евразии ответа не найти: собака табурована крупнейшими религиями, как один из обликов Нечистого. Ответ сохранился у ацтеков. Собака с их точки зрения – отличный проводник на тот свет, и пока вылетевшая из тела душа трепещет, не понимая, что делать, собака ведет ее точно в пещеру предков. Поэтому индейцы всегда убивали и клали в захоронение собаку.

    Здесь особенно хорошо видны общие корни культур. Под обличием цивилизованного Христофора кроется несколько более древний Харон, затем еще более древний Анубис*, а если скрести интенсивнее, то начнет проглядывать обычный индейский пес, коего клали в могилу каждому ушедшему родичу.

    * В христианстве день почитания Христофора Псеглавца – 25 июля – день «вне времени» по майянскому календарю, день перехода из одного временного отрезка в другой, начало Нового года, по сути, - Врата Перехода. В Египте хранителем подобных Врат Перехода является Анубис

    Ниже – головы: Анубиса (слева) и Христофора (справа). Голова Христофора, кстати, хранится в одном из храмов Франции. В том случае, если голова эта собачья, реликвия должна быть старой, до реформы 17-18 веков.

    КОЕ-ЧТО О ПСАХ ПРАВЕДНЫХ

    Сакральный смысл собаки все «настоящие» церкви отлично осознавали. Доминиканцы (Domini canis – псы Господни) татуировали на запястьях собачью голову с факелом в зубах – так, по крайней мере, считают. На мой взгляд, в зубах у пса была распустившаяся весенняя ветвь – символ воскрешения, символ новой жизни, просыпающейся в руках Анубиса каждую весну, а в церкви Иисуса – каждое вербное воскресенье.

    Та же символика и у опричников: собачья голова и метла – на самом деле, пучок, вязанка прутьев с листвой, заодно и символ единства. И удивляться тому, что гяур и христианин – синонимы, а псы-рыцари – именно псы, не надо. Думаю, и термин «легавый» не на пустом месте вырос. По крайней мере, святым покровителем людей с рисковыми профессиями, в том числе, милиционеров, является как раз собакоголовый Христофор.
    -----
    earth-chronicles.ru

  2. Иконы с изображением Святого Христофора

    Икона мученика Христофора. XVII в. Художественный музей, г. Череповец.


    Святой Христофор с собачьей головой. Лубочная картинка.


    Старообрядческая житийная икона святого Христофора.


    Мученик Христофор. Успенский монастырь города Свияжска, Татарстан.


    Фреска Ярославского Спасо-Преображенского собора.

    Икона Христофора Псегалвца из Череповецкого художественного музея 17 век.


    Икона из монастыря в Макарьеве.


    Икона из Çegelköy (Турция).


    Греческая икона XVIII в.

    Русская икона XVI в. из бывшего Чудова монастыря в Москве.


    Одна из современных икон св. Христофора Псеглавца.


    Св. Христофор Псеглавец, греческая икона XIII в. Византийский музей в Афинах.


    Мученик Христофор. XVI в. Фреска Раифского Богородицкого монастыря.


    Фреска Ярославской церкви Николы Мокрого.


    Икона из собрания Егорьевского историко-художественного музея.


    Мученик Христофор. Вторая половина XVII в. Икона из собрания музея Ростовского Кремля.


    -----
    hacker.telefunkin.net


  3. -----
    hacker.telefunkin.net

  4. Святой Христофор был снежным человеком?

    "Только звезды №14"

    Есть мнение, что псеглавцы и снежный человек – родственники.

    Это самый загадочный из всех святых, а иконы с его изображением до сих пор в опале у церкви. На них святой Христофор изображен с собачьей головой. Это может кому-то показаться богохульством. Но греки, создавая эти иконы, и не думали осквернять святые чувства. Именно таких людей описывал святой апостол Андрей Первозванный после своего миссионерского путешествия по землям, где сейчас располагается пакистано-иранская граница.

    О житии этого необычного святого с головой собаки можно найти немало упоминаний в церковной литературе. Согласно им, святой Христофор на вид был столь свиреп, что римский император Деций Траян, правивший в 250-е годы, впервые увидев его, от страха упал со своего трона. Георгий Александру, греческий писатель, собирая факты о житии святого апостола Андрея Первозванного, о котором он написал книгу «Воздвигший Крест во льдах», отыскал немало упоминаний о киноцефалах, племени, к которому мог принадлежать святой Христофор.

    Как уверяет писатель, апостол Андрей побывал на северо-востоке Пакистана. Там он и встретил людей с непривычной и даже ужасающей внешностью. Об этих же племенах упоминал и путешественник Марко Поло. Это он назвал их киноцефалами. Описывая этих существ, он говорил, что они похожи на собак породы мастиф. Устрашающей внешности они якобы добивались тем, что рассекали себе щеки, заостряли зубы и уши. Младенцам они стягивали черепа таким образом, чтобы те обретали вытянутую форму. И все это для того, чтобы устрашать врагов.

    Существуют разные версии, как Христофор с песьей головой стал святым. Вот что гласит легенда. Во времена императора Деция Траяна он был воином и разбойником гигантского роста, наводившим ужас на всю Палестину. Христофор говорил, что согласится служить тому, кто страшней и могущественней его. Затем он понял, что на свете нет никого ужасней дьявола, и решил ему поклониться. Однако, узнав, что дьявол боится Иисуса и бежит от знака креста, он покинул его и стал ревностным служителем Божьим, обратив в христианство множество народа.

    По другой же версии великан Христофор согласился перенести через реку Христа и удивился его тяжести, а тот сказал, что несет на себе все тяготы мира. Чем и убедил Христофора, что могущественней Христа нет никого на свете!

    Пытаясь крестить население Ликии, Христофор встретил яростное сопротивление и погиб. Церковь чтит его как великомученика. Правда, в 1722 году Священный синод постановил не рисовать святого Христофора с песьей головой…

    Впрочем, согласия по поводу места рождения святого Христофора среди историков, как древних, так и нынешних, нет.

    Средневековый летописец Павел Диакон писал, что германское племя лангобардов, которое знаменито по первым крестовым походам, имело дружеские отношения с киноцефалами. Почему же собакоголовых боялись? Говорят, будто, убивая, они с жадностью припадали к ранам врагов и пили кровь.

    Исследователь Адам Бременский излагает предание, что киноцефалы – это дети амазонок, отцами которых были какие-то неизвестные чудовища, обитавшие на Севере. О них осталось много легенд, часть из которых поэт Низами пересказал в поэме «Искандер-Наме».

    В ней говорится, что племена русов, воевавшие с армией Александра Великого, выпустили в бой чудовище, которое отрывало воинам врага руки и головы и даже боевому слону оттяпало хобот. Монстр, по словам Низами, ничем не отличался от обычного рослого человека. Из общей массы его выделяли лишь рог на лбу и огромная сила. Родиной монстров Низами называет горы на пути к вечной тьме – полярной ночи. Не исключено, что это современный Приполярный Урал.

    Север России вплоть до XVIII века был заповедником для существ, известных всему остальному миру лишь по легендам и мифам. Николай Карамзин упоминал, будто о таинственных горах на берегу океана любили потолковать в Москве в XVI веке. Причем среди обитателей Полярного Севера москвичи упоминали людей с собачьими головами. Да и путешественник Герберштейн, оставивший свои свидетельства в русском дорожнике XVII века, писал, что в верховьях реки Оби жили люди с собачьими головами.

    В ХХ веке река Обь упоминается французским философом Рене Геноном. К тому же свидетели, видевшие псеглавцев, называли их жителями высокогорья. Но эти края считаются и местом обитания снежного человека. Правда, описывая его, говорят, что он больше похож на обезьяну и, в частности, на павиана. А между тем павианов в Египте называли киноцефалами, то есть псеглавцами, из-за сходства их голов с головами крупных собак. Так стало быть, племя, из которого вышел святой Христофор, могло быть племенем снежных людей?
    -----
    sobesednik.ru

  5. Шилов защитит животных

    Сын знаменитого живописца Александр Шилов-младший, известный своей необычной акцией по отправке картин в космос, вновь удивил общественность. Художник написал икону, которая, по его словам, будет покровительствовать животным.

    В качестве защитника четвероногих Александр выбрал Христофора Псеглавца - Святого с головой собаки. Этот лик известен с третьего века. По одним данным, Христофор был из племени киноцефалов - людей с песьими головами, а свою святость заслужил, когда перенес на другой берег опасной реки маленького Христа (за что и получил свое имя, которое означает «несущий Христа»). Согласно другой версии, Святой был настолько красив, что его постоянно тревожили жаждущие внимания женщины, и, дабы избежать соблазнов, он упросил Господа обезобразить его внешность и дать песью голову.

    В Русской Православной церкви образ святого Христофора всегда вызывал бурные споры, а в 1722 году лик Святого с песьей головой и вовсе был запрещен. Александр Шилов-младший решил возродить икону в первозданном виде и подарить ее Германии. Теперь его произведение будет украшать один из храмов-часовен города Дрездена. Вместе с иконой Александр подарил часовне изображение Сергия Радонежского. Кроме того, знаменитая Дрезденская галерея взяла у художника для демонстрации одну из его картину - «Зимний вечер».
    -----
    mirnov.ru

Свя-той му-че-ник Хри-сто-фор жил в III ве-ке и по-стра-дал око-ло 250 го-да, при им-пе-ра-то-ре Де-кии (249-251). О жиз-ни и чу-де-сах его су-ще-ству-ет мно-го раз-лич-ных ска-за-ний, па-мять его чтит-ся и в Во-сточ-ной, и в За-пад-ной Церк-вах. (Па-мять му-че-ни-ка Хри-сто-фо-ра осо-бен-но чтит-ся в Ис-па-нии, где к его мо-лит-вам при-бе-га-ют при за-раз-ных бо-лез-нях.) О про-ис-хож-де-нии его го-во-рит-ся по-раз-но-му. По од-ним ис-точ-ни-кам - он про-ис-хо-дит из ха-на-не-ев, по дру-гим - ки-но-це-фа-лов.

Свя-той Хри-сто-фор был че-ло-ве-ком вы-со-ко-го ро-ста и необы-чай-ной си-лы, ли-цо же его бы-ло зве-ро-об-раз-но. По пре-да-нию, свя-той Хри-сто-фор пер-во-на-чаль-но имел кра-си-вую на-руж-ность, но, же-лая из-бег-нуть со-блаз-нов для се-бя и окру-жа-ю-щих, про-сил Гос-по-да дать ему без-об-раз-ное ли-цо, что и ис-пол-ни-лось. До сво-е-го Кре-ще-ния он но-сил имя Ре-прев (негод-ный), что бы-ло свя-за-но с его обез-об-ра-жен-ной внеш-но-стью. Еще до Кре-ще-ния Ре-прев ис-по-ве-до-вал ве-ру во Хри-ста и об-ли-чал тех, кто пре-сле-до-вал хри-сти-ан. За это он од-на-жды был из-бит неким Вак-хом и при-нял по-бои со сми-ре-ни-ем. Вско-ре по-сле это-го бы-ли при-сла-ны 200 во-и-нов, чтобы при-ве-сти его, из-вест-но-го си-ла-ча, к им-пе-ра-то-ру Де-кию. Ре-прев под-чи-нил-ся без со-про-тив-ле-ния. В пу-ти про-изо-шли чу-де-са: су-хая трость в ру-ке свя-то-го рас-цве-ла, по мо-лит-ве его умно-жи-лись хле-бы, ко-то-рых недо-ста-ва-ло у пут-ни-ков, по-доб-но умно-же-нию хле-бов Спа-си-те-лем в пу-стыне. Во-и-ны, со-про-вож-дав-шие Ре-пре-ва, бы-ли по-ра-же-ны чу-де-са-ми, уве-ро-ва-ли во Хри-ста и вме-сте с Ре-пре-вом бы-ли кре-ще-ны ан-тио-хий-ским епи-ско-пом Ва-ви-лой.

Ко-гда свя-той Хри-сто-фор был при-ве-ден к им-пе-ра-то-ру, тот ужас-нул-ся его на-руж-но-сти и ре-шил за-ста-вить его от-речь-ся от Хри-ста не на-си-ли-ем, а хит-ро-стью. Он при-звал двух жен-щин-блуд-ниц, Кал-ли-ни-кию и Аки-ли-ну, при-ка-зал им скло-нить Хри-сто-фо-ра к от-ре-че-нию от Хри-ста и до-бить-ся со-гла-сия его при-не-сти жерт-ву идо-лам. Но жен-щи-ны бы-ли са-ми об-ра-ще-ны свя-тым Хри-сто-фо-ром к ве-ре во Хри-ста и, вер-нув-шись к им-пе-ра-то-ру, объ-яви-ли се-бя хри-сти-ан-ка-ми, за что бы-ли под-верг-ну-ты же-сто-ким ис-тя-за-ни-ям и скон-ча-лись му-че-ни-ца-ми. Де-кий при-го-во-рил к каз-ни так-же по-слан-ных за свя-тым Хри-сто-фо-ром во-и-нов, ко-то-рые уве-ро-ва-ли во Хри-ста. Им-пе-ра-тор при-ка-зал бро-сить му-че-ни-ка в мед-ный рас-ка-лен-ный ящик. Од-на-ко свя-той Хри-сто-фор не ис-пы-ты-вал стра-да-ний и остал-ся невре-дим. По-сле мно-гих же-сто-ких ис-тя-за-ний му-че-ни-ку на-ко-нец от-сек-ли го-ло-ву ме-чом. Это про-изо-шло в 250 го-ду в Ли-кии. Сво-и-ми чу-де-са-ми свя-той му-че-ник Хри-сто-фор об-ра-тил ко Хри-сту до 50 ты-сяч языч-ни-ков, о чем сви-де-тель-ству-ет свя-той Ам-вро-сий. Впо-след-ствии мо-щи свя-то-го Хри-сто-фо-ра бы-ли пе-ре-не-се-ны в То-ле-до, а позд-нее - в аб-бат-ство Сен-Де-ни во Фран-ции.

Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.
С XVIII в. Христофор изображается только в образе человека.
Два других типа изображения в православии.
Всего в православии существует три варианта иконографии Христофора. Два других:
* прекрасный юноша, с длинными волосами, с четырёхконечным крестом в правой руке; на нём багряный плащ, туника украшена золотыми полосами (примеры изображений - фрески в монастыре Высокие Дечаны, церкви Святого Георгия в Старой Ладоге, мозаика кафоликона монастыря Осиос Лукас и др).
* аналогичный западному: Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с младенцем на плечах.
Об этом образе подробнее:
Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. Он принял христианство и начал служить Иисусу. Другие легенды говорят, что его именем было Offero, и он родился в Ханаане. В основном католическая традиция основывается на «Золотой легенде» Якова Ворагинского.
Простодушный великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста.
Гигант отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

http://farm4.static.flickr.com/3216/3140180593_e458384951.jpg
Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он - Христос и несёт с собой всю тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя - Христофор, «несущий Христа».
Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций - в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

http://pit.dirty.ru/dirty....a97.jpg
День памяти мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая, в католическом календаре 24 июля (Германия, Литва), 25 июля (Италия), в евангелическом - 24 июля.
Из всеобщего католического календаря день памяти святого Христофора был удалён Ватиканом в 1969 г. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.
Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого.
В Католической церкви Христофор - один из 14 святых помощников и святой патрон путешественников. Несмотря на удаление из всеобщего католического календаря, Христофор остаётся популярным среди католиков, особенно любим моряками, паромщиками, перевозчиками и путешественниками.
http://ru.wikipedia.org/wiki....4%EE%F0
К Христофору обращаются при всяких опасных предприятиях, поэтому он защитник моряков, паромщиков,перевозчиков, путешественников, пилигримов, несущих ношу.
С именем Христофора связано поверье: достаточно увидеть его
изображение-образ, чтобы в этот день не подверг­нуться внезапной смерти.