Стрибог души играл менял местами. Образ Стрибога и его родословная. Чему покровительствовал Стрибог

Удобная навигация по статье:

Бог древних славян Стрибог

Стрибог – один из славянских языческих богов, который покровительствовал погоде, ветрам и всему, что как то связано с воздушным пространством. В отличие от Перуна и других божеств этому богу было посвящено целых четыре, а не один, праздничных дня в году.

Место Стрибога в славянском пантеоне богов

Важность Стрибога в языческом пантеоне древних славян была отмечена князем Владимиром, который, пытаясь сплотить народ верой в одних и тех же богов, установил идол Стрибога на главном Киевском капище. Немногие дошедшие до нас летописные сведения и фольклор говорят, что у этого божества были и другие имена. Чаще всего, его называли Ветрыла, а также Стриба и Стрый, что подчёркивало его прямое отношение к воздушной стихии.

Больше того, Стрибог заведовал не только ветрами, но также и птицами, воздушными духами и даже опереньем стрел, направляя их точно на врагов. А ещё древние славяне верили, что это божество способно влиять на погодные условия в гораздо больших масштабах, чем даже громовержец Перун.

Из всего вышеописанного можно предположить, что в первую очередь Ветрыла пользовался почётом среди тех язычников, деятельность которых была связана с ветром. В это число входили как земледельцы, ожидающие каждое лето урожайных проливных дождей, так и рыбаки для которых отсутствие ветра было равносильно смерти в море. Сюда же можно записать и купцов от скорости кораблей которых зависела прибыль и которые почитали Стрыя, поднося ему регулярно жертвы.

Словесное изображение Стрибога

Изображался Стрибог в виде уставшего, но сильного бородатого деда. В его руках был большой лук, сделанный из золота, а вся его одежда была лазурного цвета и отдавала лёгким свечением. Современные исследователи языческого периода Руси выделяют две самостоятельных легенды появления этого бога.

Так, согласно первой – Стрибог явился из снопа искр, которые были высечены из наковальни великого бога Сварога. Вторая версия рассказывает о том, что Стрый был рождён из дыхания верховного бога Рода.

Легенды о боге Стрибоге

Из тех же легенд известно, что бог ветра и воздуха имел двух братьев – Семаргла и Даждьбога, которые были не менее почитаемыми божественными сущностями. Необходимо отметить, что как и Перун, Стрый являлся для язычников очень воинственным богом. Вместе со Сварогом и Семарглом ему удалось одолеть Чернобога, после чего он вместе с Перуном выходил войной на Скипера и помогал Хорсу в его сражении с Месяцем. Стрибог не пропускал ни одного военного божественного конфликта.

Не отличаясь особым красноречием, сам он выходил на связь с остальными божествами лишь тогда, когда этого хотел или когда знал, что им требуется его помощь. Древние славяне верили, что Стрый отличается очень крутым нравом. Он имеет в своём распоряжении воздушное войско, которое готово поддержать бога по первому приказу даже в самой страшной битве.

Были у Стрибога и негативные стороны. Именно его люди часто винили в потере материальных благ, называя Развеивателем богатства. Язычники считали, что по велению этого бога деньги могут уйти мимо рук, оставив человека нищим на дороге жизни. Естественно, подобные действия Стрыя, чаще всего, были мотивированы и выступали в качестве наказания людям за то, что они не живут по совести.

Приписывали этому божеству и Розу Ветров. Символы Стрибога считаются до сих пор сильным оберегом, который принято дарить морякам и людям, связанным с земледелием. В древние времена эти символы вышивались на славянской одежде. Также, ремесленники изготавливали амулеты, кулоны и украшения из серебра – драгоценного металла, ассоциирующегося с богом ветра.

Символы и атрибуты славянского бога Стрибога

Посвящённый Стрибогу праздник отмечался на языческой Руси не один раз в году, а четырежды. Первым праздновали так называемое Зимнее Стрибожье, которое приходилось на двадцать первое февраля, когда зимние холодные ветра сменялись тёплыми весенними. Весеннее или же Внешнее Стрибожье наступало пятого апреля, когда внуки этого бога приносили людям летнее тепло, снимая жар грозами. Историки утверждают, что летний день Стрибога приходился на четырнадцатое июля, но отмечали его в самом начале августа (восьмого числа). И, наконец, осеннее Стрибожье наступало двадцатого сентября и, скорее всего, приходилось на первые заморозки.

На праздник, почитающие бога люди выходили в поле. Считалось, что чем ветренее погода, тем ближе в этот день божество к людям. Язычники просили послать им ветра, которые будут способствовать богатому урожаю. Также, в летописях встречаются упоминания о том, что люди пускали жертву по ветру.

Чаще всего, в качестве жертвы выступало зерно, мука или яркие цветные ленты. В общем, всё то, что мог подхватить и унести ветер. Иногда такая жертва заменялась хлебом или кашей. Стоит отметить, что в эти дни подношения ставили не только самому Стрибогу, но и его детям и внукам, которые были в подчинении у этого бога.

Таблица: язычество древних славян. Место Стрибога в языческом пантеоне.

Славяне почитали Стрибога как могучее верховное божество, способное повлиять на их жизнь как в лучшую, так и худшую сторону. Наши предки очень чтили его, ставили повсюду идолы, приносили жертвы, моля о милости. Они и боялись могущества божества и уважали его могучую силу. Славянский бог Стрибог мог послать на поля и леса живительную влагу или засуху и ураганы, освободить или закрыть дорогу солнечным лучам. К нему обращались, когда просили прогнать дождевую тучу или, наоборот, смочить сухую землю влагой. Путешественники по водным дорогам молили укротить силу воздушных стихий, угрожающих их жизни и имуществу.

Стрибог - бог чего?

Суровый Стрибог - бог ветра. Божество появилось из дыхания Рода - высшего разума Вселенной, великого создателя и творца всего сущего. Славяне представляли Стрибога в виде могучего старца с черными глазами, одетого в светло-голубую или серую одежду. В мире людей он воплощался в птицу Стратим-буревестницу, только от крика которой поднималась страшная буря. А если она шевелила крылом, море волновалось и колыхалось.

Властелин воздушных стихий имел крутой нрав, жил на краю света - на острове в море или в глухом лесу, между Явью (реальным миром) и Навью (потусторонней сферой). Часто славяне представляли божество плывущим над землей по Небесным Хлябям (т. е. небу) на синей ладье. Другой его облик - Разящий Лучник. Слыл Стрибог нелюдимым стариком, не общающимся с другими божествами. Однако на помощь в сражениях он всегда приходил. Во Вселенной божество стало олицетворением дыхания Рода, движения миров, Космическим Ветром.

Чему покровительствовал Стрибог

Божество считалось повелителем воздушного пространства и его стихий. Стрибог контролировал явления природы, как и Перун, но в больших масштабах. Он повелевал не только ветрами, но и градом, молниями, другими погодными явлениями. Предки считали его также «рассеивателем богатства» - он мог вмиг развеять по ветру всё имущество недостойного человека.

Торговые сделки и договора славяне часто скрепляли именем Стрибога, потому что считали его истребителем злых умыслов и злодеяний. Одним незримым дуновением божество сметало всё наносное, слепую маяту, пелены невежества. Удел его - между людьми и обителью Богов, Землёй и Небом. О нём сохранилось немного информации. Мнение историков о том, Стрибог покровитель чего именно, основывается на скудной информации из редких летописных источников, дошедших до наших дней.

День Стрибога

Славяне посвятили божеству четыре дня в году: 1. Вешний, приходящийся на 5 апреля, когда задувают весенние ветра и приносят

слякоть и ненастье. 2. Ветрогон или Летний приходился на август (8 августа), когда вместе с ветрами приходили первые вести о близкой осени. По приметам в этот день задували сильные ветры, оплакивающие уходящее лето. 3. Листобой или Осенний отмечали в сентябре (20 числа), когда ветры приносили холода. 4. Весновей или Зимний праздновали на исходе зимы в феврале (21 числа), когда воздух наполнялся солнцем, начинало ощущаться дыхание грядущей весны.

В эти дни славяне приходили к идолам и приносили божеству масло, лоскутки ткани, кашу. Выходили они и на открытое пространство, бросая на ветер ленточки, зерно, кусочки пищи - всё, что могло понравиться божеству. В этот день не принято было пустословить, бросая слова «на ветер», ведь любую клевету и ложь стихии донесут до ушей божества, и последует наказание.

Символ бога Стрибога

Бог по преданиям славян, хорошо владел копьём, но лук и стрелы - оружие, которое особенно любил Стрибог, символ его могущества. Этот символ объясняется воинственностью Стрибога, который был бойцом, и бойцом грозным. Вместе с Перуном он бился со Скипером-Зверем, помогал Сварогу и Семарглу одолеть злого Чернобога. Богу солнца Хорсу он помог в битве с Месяцем. Покровитель воздуха не пропустил ни одного божественного сражения, являясь на битву со своим воздушным воинством.

Руна Стрибога

Имеет божество и свою руну, по форме напоминающую свастику. Древнейший в истории человечества символ обозначает движение, приветствие, благоденствие, солнце. Носитель руны получает покровительство, помощь и заступничество могучего славянского божества. Носить её можно в любых случаях, особенно полезна она при конфликтах, спорах, раздорах, поскольку Стрибог по обстоятельствам способен вызвать бурю или установить штиль.

Знак Стрибога

Славяне видели знаки Стрибога во многом: в виде стилизованных спиралей, трубных рогов, парусов, стрел, устремлённых в небо. Они наносили их на любые поверхности, чтобы избежать несчастий от природных явлений. Стрибог чужд всего людского, поэтому может наносить вред просто так, если его не умилостивить.

Этимология имени

Своих богов славяне делили по рангу. По их представлению, в Прави обитали божества, достигшие наивысшего уровня развития. Славь была местом обетованным для богов с человекоподобным телом. Ещё одну категорию богов можно было назвать служебными. Они выполняли волю высших богов, регулировали все процессы, проистекающие на Земле.

Стрибог проявлен и действует во всех трёх мирах. К нему можно обращаться в любой форме, и повлиять на человека, окружающую среду он может по-разному. О его многофункциональности говорит само имя - корнем слова считается слог «три». В старом боге сосредоточены три основные силы материального мира: сохранения, созидания, разрушения, что подчёркивает этимологию имени. В слове «Стрибог» ударение ставится на слог с буквой «и», другое произношение считается ошибкой.

Семейство божества

Стрибог не был одиноким правителем воздушных пространств. Управлять природными стихиями ему помогали дети: - Светлокрылый Восточный Ветер в зелёных одеждах, предвещающий скорый рассвет; - Посвист-Хладовей в чёрном наряде, ледяной северный ветер; - Сумрачный Ветер с запада, одетый в белое вестник смерти; - Погода или по-другому Догода-Тепловей, одетый в красное теплый южный ветер.

От могущественных сынов Стрибога народились: - Ураган, наводящий ужас на живущих не по законам Прави, воплощение гнева великого божества в его карающем проявлении; - Сиверко, несущий суровый холод со стороны Ледовитого океана и добреющий лишь к летней поре; - Восточный, коего называют ещё коварным и нежданным азиатом; - Полуночник, Полуденник, которые любят ночью и днём играть листвой деревьев и поднимать легкую пыль. Помощники Стрибога выпускали вьюги и вихри из своих ртов. В других преданиях они трубили в рога, выдувая штормы и бури.

Поклонение могучему повелителю природных стихий

Земледельцы верили, что грозовые дожди, проливающие влагу на их посадки, приходят только по воле божества, гонимые его дыханием. Они считали, что воздушные стихии по его воле являются пастухами облаков и туч. Очень почитали Стрибога моряки, нуждавшиеся в попутном ветре и защите от губительного воздействия природных стихий. Перед поездкой купцы всегда приносили ему дары, чтобы вымолить попутный ветер для сопровождения торговых кораблей. Даже мельницы строили, похожие формой на руну божества. Мельникам для хорошего помола зерна очень нужен был благоприятный ветер.

Воины перед битвами с тревогой высчитывали, откуда дует ветер. Стихии могли помочь врагу, отбросив в сторону стрелы и прогнав облака, чтобы солнце светило в глаза. Почитали Стрибога и волхвы - для них он был источником духовной

энергии, которую проводили ветры. Стрибога они признавали воплощением, объединившим эмоциональную сторону и разум. Волхвы считали, что воздушные стихии могут наделить их мудростью, поскольку являются странниками между Навью, Явью, Правью.

Очень много идолов бога было устроено на островах, по берегам морей и рек. Наиболее известным в истории осталось капище на островке Березань, расположенном в устье Днепра. Почитали бога не только славяне, жившие в крохотных селениях на природе или отправлявшиеся в путь по рекам и озёрам. В каждом городе были капища, посвящённые Стрибогу, и в них его идол не стоял забытым. Горожане знали мощь божества и приходили к идолу с дарами.

Упоминания о грозном Стрибоге

Несколько раз упоминает имя грозного бога «Повесть временных лет». В рукописи ветры именуются стрибожьими внуками, пришедшими с моря и бьющими по воинам Игоря подобно стрелам. В древнем Киеве идол Стрибога стоял на почётном месте вместе с другими верховными божествами, что показывает наивысшую степень уважения славянами. Упоминание об этом факте относится к 980 году, то есть ко времени, когда Киевской Русью правил князь Владимир. За государственные и человеческие качества князя прозвали «Красным Солнышком». Поклонение божеству встречалось ещё в XIX веке среди донских казаков, но божество они называли Стрыбом. В обиходе мельников использовалась ритуальная песенка, вызывающая ветер, который вращал мельничные крылья.

Заповеди Стрибога

О мудрости бога говорят заповеди, в которых он призывает заботиться о семье, роде, продолжать его своими детьми. Предков следует почитать бескровным жертвоприношениями - они получают только то, что дадут им потомки. Заповеди призывают не губить душу, устремляясь за земными благами, ведь все сокровища мира Яви не способны купить мельчайшую частичку благ Прави. Весь смысл жизни Родов зиждется на Совести, Вере, Любви, Воле.

Стрибог - это символ изменчивости всего живого. Сила осознанная - это благо, она даёт возможность развиваться всему, что существует на Земле, дарит ему жизнь. Мощь неконтролируемая, дикая - это хаос, способный уничтожить всё, что попадет в его сферу влияния. Стрибог - это символ небесного простора, который существует отдельно от земной поверхности, но в непосредственной связке с ней.

Стрибог - бог славян, который покровительствует ветрам, погоде и всему, что связано с воздушным пространством. Ему посвящен не один, а целых четыре праздничных дня в году. Узнайте о символах и подношениях для воздушного божества - традиции предков помогут вам наладить свою жизнь.

В статье:

Стрибог - бог славян, покровитель воздушного пространства

Бог Стрибог почитался древними славянами как божество не только ветра, но и всего, что связано с воздушным пространством. Его идол был установлен на главном Киевском капище князем Владимиром, как идол одного из основных, верховных богов. У него есть и другие имена - Стрый, Стриба, Ветрыла .

Стрибог повелевает всем, что имеет отношение к воздуху. Это не только ветер, но и птицы, воздушные элементали и даже луки и стрелы. Он может управлять погодой, однако если сравнить его с , в гораздо больших масштабах. Легко догадаться, что особым почетом он пользовался среди людей, которые серьезно зависели от ветра. Это не только земледельцы, которые каждое лето ожидали дождя, приносившего урожай.

Стрибог почитался также моряками, ветер для которых был залогом успешного плавания, а его отсутствие могло оказаться непоправимой бедой. От скорости кораблей зависели купцы, которые также почитали Стрыя. Поэтому часто кумиры этого божества стояли на берегах крупных рек и морей. Им подносили богатые дары, особенно те, кто желал получить помощь Стрыя.

Бог славян Стрибог изображался в виде бородатого деда. На всех изображениях он был пожилым, однако не дряхлым или беспомощным. В руках старца на большинстве изображений был лук из золота, его одежды были лазурными. Физическое воплощение Стрибога - Стратим-птица, но некоторые источники относят ее к Велесу. О происхождении Стрибога есть две версии легенды. По первой, он явился из искр, высекаемых наковальней . По другой версии, это божество было рождено дыханием Рода. В любом случае, известно, что его братья - Даждьбог и Семаргл, не менее почитаемые славянами божественные сущности.

Стрый - довольно воинственное божество. Вместе с Семарглом и Сварогом он одолел Чернобога, с Перуном сражался против Скипера, помогал Хорсу в битве с Месяцем. Он не пропускал практически не одного божественного сражения, особой общительностью не отличался, и выходил на связь с другими богами только тогда, когда им нужна была его помощь. Славяне были уверены, что этот бог обладает крутым нравом. У него имеется воздушное войско, которое поддерживает Стрибога в его битвах.

Ветер был необходим, невозможно обойтись без него даже сейчас, в век современных технологий. Однако у Стрыя был и негативный аспект. Иногда его называли Развеивателем богатства. Считалось, что деньги по велению этого божества могут словно развеяться по ветру, оставив человека голым и босым. Как и большинство славянских богов, Стрый мог покарать таким образом людей, не живущих по совести.

Стрибог - символ бога на талисманах

Символ Стрибога - стилизованный лук. Нередко ему приписывают Розу Ветров . Эти символы считают неплохим оберегом моряков, а также земледельцев. Как правило, их вышивали на одежде или изготавливали кулоны и другие украшения со знаками бога из серебра.

Существует также руна Стрибога. Она будет полезна людям, которые постоянно вынуждены сталкиваться с раздорами, конфликтами и спорами. Также подходит руна Стрибога тем, кто желает перемен, свежего дуновения ветра во время тотального застоя. Она дарит покровительство воздушного божества древних славян, его помощь и заступничество.

Если вторая часть значения вполне понятна, ее легко вписать в «воздушную» сферу влияния божества, то по поводу первой часто появляются вопросы. Как сказано выше, Стрибог имеет крутой, воинственный нрав. Однако он способен установит штиль или вызвать бурю в любой сфере жизни человека. Поэтому использовать посвященную ему руну можно практически в любой ситуации.

Как отмечать день Стрибога - славянские праздники

Посвященный Стрибогу праздник отмечать принято не один, а четыре раза в год. Зимнее Стрибожье праздновали 21 февраля, когда начинали дуть первые теплые ветра, сменяя холодные зимние. Вешнее, или Весеннее Стрибожье наступает 5 апреля, когда Стрибожьи внуки приносили уже почти летнее тепло, перемежая жаркие дни грозами и ненастьями.

Считается, что летний день Стрибога - 14 июля, но на самом деле отмечать его было принято в начале августе. В современном календаре ему соответствует 8 августа. В это время начинают появляться первые осенние ветры. Осеннее Стрибожье наступает 20 сентября, вместе с первыми осенними холодами. В это время начинают дуть холодные ветра, предвещая скорую зиму.

Дошедшие до наших дней только подтверждают даты Стрибожьих дней. Все они связаны с ветрами. Например, буря 8 августа предвещала холодный сентябрь, а направление ветра в осенний праздник указывало на погоду, которой следует ожидать зимой и осенью.

В старину почитающие его люди выходили в поле, особенно если погода была ветреной. Они просили божество послать ветра, которые принесут хороший урожай, а также пускали по ветру жертву для Стрибога. Жертвой служило зерно, цветные ленты или мука - все, что может унести ветер. Иногда в качестве подношения богу ветров в поле разбрасывали кашу или куски хлеба.

Свод здравы Стрибога - славянская гимнастика

Свод здравы Стрибога - часть целого комплекса славянской гимнастики. Она не имеет никакого отношения к древним славянским практикам - они практически не сохранились до наших дней. Однако основывается эта оздоровительная система именно на них. Авторами ее стали В. Мешалкин и Е. Баранцевич .

Свод здравы Стрибога включает в себя гимнастические упражнения. Вполне реально обнаружить их сходство с йоговскими асанами. Эти упражнения, по заверениям автора, динамизируют энергетику человека, наполняет его жизненной силой, а также создает естественный энергетический оберег от любого негатива.

Всего сводов здрав несколько, и все они посвящены основным, наиболее почитаемым славянским богам. Соответственно меняется и значение упражнений. Например, свод Лады помогает достичь гармонии со Вселенной. Авторы книг о славянской гимнастике утверждают, что подобные упражнения раньше выполняли волхвы - славянские жрецы и маги.

Внуки Стрибога - покровители ветров

Попутный ветер, дождь, град, буря - все это ипостаси Стрыя. Даже более современное понятие «ветер перемен» принято относить к нему. Если верить «Повести временных лет», все ветра и виды погоды частенько называли стрибожьими внуками. В старину считали, что любое проявление погоды связано если не с этим божеством, то с его детьми и внуками.

Родословная славянских богов - крайне сложный вопрос, поскольку информации об их родстве и происхождении сохранилось немного. Неизвестно, кем являются покровители ветров Стрибогу - внуками или детьми. По сей день родственные связи его остаются тайной, которую пока не удается раскрыть.

Внук Стрибога - покровитель ветров и бурь Посвист отвечает за холодные северные ветра и бури. Догода или Погода - покровитель умеренной, максимально приятной для человека погоды. Третий внук или сын Подага считается покровителем засухи и жарких ветров.

Из всего пантеона славян я выбрал шесть божеств: Сварога, Ладу, Дажбога, Пуруна, Велеса и Стрибога. В период правления Владимира в его капище их было так же шесть: Перун, Хорс, Дажбог, Стрибог, Симаргл, Макошь.

Я так же взял шесть как, хотя по логике вещей необходимо было еще рассмотреть и богиню Макошь. Если руководствоваться днями недели, то получим
Понедельник - Сварог, вторник Лада (где-то Диво?); Среда-Велес(где-то Триглав);
Четверг-Перун; Пятница Макошь (Парасковья Пятница не путать с христианской). Суббота -Купало; Воскресень- Световит(по сути Сварог). Но вместо Макоши я взял Ладу и то как оборотную сторону Сварога.
Девятидневную неделю считают так: Хорс, Арей, Перун,Варуна Индра Стрибог Сварог, Мерцана, Ярило. Но Макошь я рассматривать не стану, не вижу в этом необходимости, как и в том, чтобы рассматривать Хорса и Симаргла -это дублеры.

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра. Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе шести важнейших славянских божеств. Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. По сути Стрибог дублер Дажбога, даже точнее как Лада оборотная сторона Сварога, так Стрибог оборотная сторона Дажбога.
Родился Стрибог из дыхания Рода, он может вызывать и укротить бурю и может оборачиваться своим помошником, мифической птицей Стратим (название звучит очень и очень по-греческие). Представляется Стрибог в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в лесу или на острове посредине моря -океяна.

Специалисты по "этимологии" путем сопоставления слов (корневых частей) возводят имя Стрибога к древнему (прибавляя для солидности) корню "стрег", что означает "старший", "дядя по отцу". И для большей убедительности начинают подтаскивать, что значение дяди в родоплеменном укладе более значимо, чем отец. Я даже не буду смеяться над этим.

И тем не менее в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля находим среди прочих слова:

1) Стрый - отцов брат, дядя по отцу;

2) Стрыти, стрывати - стирать, сокрушать;

3) Стрела - копейцо, пускаемое с лука.

Однокоренные и родственные Имени Стрибога слова: стремительный и быстрый, стрела и стремление, пространство и страх.

Согласно народным верованиям:

1) Ветры - Стрибожьи вестовые, Божские посланцы;

2) Ураган - воплощение Гнева Могучего Бога (Стрибога в Его Карающем Проявлении), наводящего ужас и страх на всех тех, кто живёт не по Прави;

3) Стриж - птица Стрибога, прилетающая на Русь по весне вместе с тёплыми ветрами.

Я бы сюда еще добавил слова настоящего времени "стриптиз"
(striptease - от англ. strip - раздевать, раздеваться, tease -дразнить), "стрижка", "стригун" (лишай), ну или "стрингер"-продольная связь набора корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называются днищевыми, скуловыми, бортовыми.

Вот эта игра словами (корневой их частью) натолкнула меня на мысль написать об этом статью, чтобы, наконец, уяснить, что занимаясь такими передергиваниями мы не подтверждаем сути явления, а лишь говорим о богатстве нашего языка, что может служить величиной значимости его для нас и всего рода человеческого, но ни как не подтверждением наших домыслов.

Вернемся к "нашим баранам. Российский лингвист О.Н. Трубачев в свою очередь считает необоснованными попытки найти в слове Стрибог индоевропейский архаизм или иранизм. Он видит в первой части теонима праслав. sterti «распространять, простирать» и считает, что под Стрибогом понималась некая одушевлённая сила природы (очевидно, ветер).

Базой и исходной точкой для большинства исследователей Стрибога является данная цитата из "Слова о полке Игореве":
"Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣютъ съ моря стрѣлами на храбрыя плъкы Игоревы".

И вероятнее всего данная фраза натолкнула на мысль исследователей 19 в. истолковать Стрибог, как «старый бог» — дядя, тятя, отец, старший, опираясь на древнерусское стрый — «дядя по отцу». Последнее слово сравнивают с др. — инд. pitşvyas «брат отца, дядя», авест. tűirya-, лат. patruus «брат отца, дядя», греч. πάτρως — то же, д.-в.-н. fatureo — то же, fetiro, нов.-в.-н. vetter, «кузен, двоюродный брат». Сюда же относят древнерусское собственное имя Строй (Фасмер; Трубачев, 2006, с. 79-81).

Академик Б. А. Рыбаков предполагал, что Стрибог не столько собственное имя, сколько эпитет, определение Единого, верховного божества как отца Вселенной: «Стрибог (бог-отец)… Род (рождающий) — эти слова могли означать одно патриархальное мужское божество, пришедшее на смену архаичным представлениям о Небесных Владычицах» (Рыбаков, 1981; также см. Гаврилов, Наговицын, 2002, с. 377-382).

По мнению индоевропеиста Т.В. Гамкрелидзе, этимологически имя «Стрибог» восходит к индоевропейскому слову dievas-pater — Небо-Отец. Со временем части слова поменялись местами, а в ходе тесных контактов славян с ираноязычными племенами (скифами) часть dievas заменилась на иранское baga (праслав. bogъ). Индоевропейское pater перешло у славян в "стрый". Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов Отмечают, что «в древнерусской традиции Стрибог(ъ) представляет уже не верховное божество, а выражает, по-видимому, функции, связанные с некоторыми природными явлениями».

Лингвистическое обоснование к такой трактовке подвел М. Касторский. Он ввел в оборот слово из языка моравских чехов "stri" переводя его как "воздух". С этими доводами согласилось большинство ученых, в их числе Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, С. Гедеонов.

Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он наполнил ветром паруса. У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:
Посвист - старший ветер, считается богом бури;
Подага - жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;
Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;

Русы в глубокой древности покорили морскую стихию. Русы придумали лодку, руль, якорь и парус.

Д.К. Зеленин, производя Стрибога из праславянского глагола "стрити" (*sъtьri) — "уничтожать", считал его "уничтожающим, истребляющим богом", богом войны. Погодин возводил имя Стрибог к древневерхненемецкому "strît" — "спор", также полагая Его богом войны.

И.В. Ягич сравнивает корень "stri" с литовским "styreti", "styru" - "быть жёстким, делаться жёстким".

Р. Якобсон обратил внимание на "соседство" Дажбога и Стрибога в летописном перечне Владимирского "пантеона" (и в "Слове Иоанна Златоуста"): "Рядом с Дажбогом "подателем богатств" Стрибог означал "ширителя, рассевателя богатств", и памятна связь первого с солнцем, а второго - с ветром". В.В. Иванов и В.Н. Топоров согласились с точкой зрения Якобсона. Даждьбог и Стрибог, по их мнению, дополняют друг друга: первый наделяет благами, а второй разносит их. Получается что Стрибог просто расширяет функции Дажбога.

Высказываются и противоположные мнения. Л.В. Соколова пишет: "Вероятно, следует признать не только грамматич., но и семантич., функциональную параллель двух пар слав. богов, отождествив Даждьбога с Белбогом, а Стрибога с Чернобогом. Данные пары представляют, по всей видимости, бинарные мифол. оппозиции: добро — зло, свет — мрак, жизнь — смерть, верх — низ и под" .

Такое сочетание функций закономерно в индоевропейском контексте. Например, Ваю, индийский бог ветра, также связан с морем (его сыновья — Маруты, что значит «веющие с моря»), с войной — он сопровождает Индру в битвах. Иранский Вайу, ко времени парфян и Сасанидов, стал богом войны, олицетворяющим собой бога смерти, рождения и благополучия.

Может нам что-то прояснит отражение Стрибога в христианской литературе св. Касьян. В описании этого святого мы видим много мифологизированных образов. О том как скованный и плененный он вырывается на свободу и при этом освобождает 12-ть(?) прикованных посреди океана к скале ветров.

Одна из характерных особенностей народного образа св. Касьяна - губительный взгляд. Ничего нового.
Русские поговорки: "Касьян на скот взглянет, скот валится"; "Касьян на что ни взглянет — все вянет"; "Касьян на народ — народу тяжело"; "Касьян на траву — трава сохнет"; "Касьян на скот — скот дохнет". В некоторых местах ему приписываются тяжелые веки, ресницы достигают колен. Двадцать девятого февраля нечистая сила поднимает ему веки, Касьян оглядывает мир, и тогда болеют люди и животные, вянут растения, случается мор и неурожай.

Многие исследователи упоминают о том, что у Стрибога суровый взгляд, что в свою очередь роднит его с Вием - охранником мертвого царства. И тут стоит обратить внимание на то, что индоевропейские представления о Ветре часто помещают его в различные пропасти, ямы и пещеры. Такова, например, греческая Эолова пещера - подземное жилище ветров. Южных славяне считали, что такие пещеры и пропасти стерегут летучие змеи, одноглазая ведьма или слепой старец, пытающиеся закрыть дыру, из которой выходит Ветер.

По мнению Г.А. Глинки Стрибог «божество, наказывающее беззаконников в преисподней, и бич злодеяний в сем мире. Он так же истребитель всего видимого подобно индийскому Сибе, или разрушителю, точно как бог Живот сохранитель сходствует с индийским божеством Вишну. Его мести предавались заслужившие проклятие».
Я. Е. Боровский считает «Стрибога божеством ветра, бури, урагана и вообще всякой погоды. Возможно, Стрибогу приписывалась и власть над звездами. Может быть, именно поэтому он попал в пантеон князя Владимира».

А.А. Ишутин отмечал тот факт, что «Стрибог связан с ветрами. Ср. также рус. стремиться, струя, чеш. strumen, пол. strumyk ‘ручей’, англ. stream ‘поток’, storm ‘буря’, нем. streben ‘стремиться, добиваться’». «что имя Стрибога сохранилось в названии села Стрибож (в Житомирской области) и речки Strzibog в Польше».

У Стрибога как и у греческого его аналога (Кроноса) много детей. Вспомните как его описывал отзывался А.С.Пушкин «Тридцать три богатыря и с ними дядька Черномор. Тут тебе и море, и ветер и старый дядька. К стате "дядькой" в древности на Руси называли того, кто воспитывал юношей, воспитатель. Как правило, это был ведун (знающий законы природы, силы и пр.)

Мнение же других исследователей сводится к тому, что Стрибог исконно славянское божество, которое означает - «устроитель добра» и сближают его с глаголом «строить». Хотя последующее описание его "подвигов" никак не подтверждает это. Нельзя быть полезным, все разрушая.

Еще в XIX веке, на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом (Ветер, Ветрыла (белор.), Стриба, Саркис (арм.)

Старикам помогали дети такой песней-молитвой:
Повей, Стрыбу, нам из неба,
Треба нам на завтра хлеба!
Проходило совсем немного времени — налетал ветер, начинали вращаться крылья ветряной мельницы, а вслед за ними и жернова, перемалывающие зерна в муку.

Кроме этого из топонимики известно много названий, образованные от имени Стрибога: село Стрибожь в Новгородской губернии, село Стрибож на Житомирщине, Стрибоже озеро, река Стрибожская на Киевщине, польское местечко Strzyboga, там же речка Striboc.

Вместе с тем в Польше имеется название населённого пункта близ Скерневиц Strzyboga, что делает сомнительным предполагаемое Фасмером и Трубачёвым заимствование из древнеиранского Srobaza — «возвышенный бог». «Это имя толковалось как исконнослав. — "устроитель добра" — и сближалось со strojiti (см. строить)… Но от striti ожидалось бы striibogb» (Фасмер). Г. Ловмянский (2003), правда, сомневается и в связи Strzyboga с именем божества, указывая на отсутствие притяжательной формы. Однако насколько она обязательна? Как топоним мог меняться во времени? Вот почему такой довод кажется не очень убедительным. Слова в русском языке имеющие корень "стр" настолько многообразны и разноплановы, что притягивать их к Стрибогу это сплошное шулерство.

Праздники - данный раздел я просто передрал из инета, так как не вижу смысла все это писать своими словами

"В Лета Вращении (Кологоде) выделяют четыре Святодня, посвящённых Стрибогу особливо:
1) Стрибожье Зимнее — день Стрибога-Весновея — отмечается 21 лютеня/февраля-месяца. О сию пору зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле: «Весновей теплом привечает», «Стрибог-Весновей — уж тепло у дверей».
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали день Тимофея Весновея. В народе говорили: «Февральские Тимофеи — Весновеи; как ни злись метелица, всё весной повеивает», «Дожить до Весновея, а там и зима не страшна», «Весновей вешнюю ярь приносит».
2) Стрибожье Вешнее — день Стрибога-Ветренника — отмечается 5 цветеня/апреля-месяца, когда тёплые ветры, Стрибожьи внуки, приносят весеннее тепло, перемежающееся с ненастьем.
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали Федула Ветренника и Федору Ветренницу. В народе говорили: «Пришёл Федул — теплом подул», «Федул тепляком подул», «До Федула дует северяк, а с Федула теплынью тянет», «Пришёл Федул, тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил». Если же на Федула стояло ненастье, говорили: «Ныне наш Федул с ветра губы надул».
3) Стрибожье Летнее — день Стрибога-Ветрогона — отмечается 8 серпеня/августа-месяца, когда буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени.
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали день Мирона Ветрогона. По приметам, в этот день дуют сильные ветры. В народе о сём говорили: «Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном летечке стонут», «Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету», «Каков Мирон Ветрогон, таков и январь».
Вскоре после Мирона Ветрогона отмечался Михей Тиховей (14 серпеня/августа) — «На Михея дуют ветры тиховеи — к ведренной (погожей) осени», «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается», «Михей с бурей — к ненастному сентябрю».
4) Стрибожье Осеннее — день Стрибога-Листобоя — отмечается 20 вересеня/сентября-месяца, когда студёные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые осенние холода, перемежающиеся с последними тёплыми днями.
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали день Евстафия (Астафия) Листобоя. В народе говорили: «На Астафия примечай ветры: северный — к стуже, южный — к теплу, западный — к мокроте, восточный — к вёдру», «На Астафия ветряк дует всяк, дуют ветры-листобои», «Коли на Астафия туман и тепло, по проулкам летит белая длинная паутина, то осень благоприятная и снег не скоро выпадет».
В народе Астафия называли ещё — Астафий Мельник, поэтому сей день отмечали как праздник мельников и водяных мельниц. Тако же Астафий Листобой почитался днём проводов Водяного, ибо верили, что Водяной Хозяин засыпает о сию пору до будущей весны".
Подводить итог сути данного божества не составит труда, он выразится всего не более чем в двадцати строчках.

Стрибог это суть расширения функций более древнего божества Дажбога и заключается во владении ветрами и как следствие покровительство морякам. Именно морякам, а не идущим на стругах и ладьях по рекам. В девятидневной недели(которую впрочем нынче в расчет брать вообще не пристало) он соответствует шестому дню, когда в семидневной недели на этом месте находится Купало. И если предположить, что суботу (именно одно "б", так как "шаббат"- это просто чистота) это старославянский день, день всеобщей чистоты (убирают в доме, на дворе и ходят в баню), то Купало тут как-то более к месту. Этот день никакого отношения к прочим не имеет, это день исконо наш.

Вот и все, пожалуй, более сказать про данное божество и нечего. Оттого не вижу ни его самостоятельности ни его особой значимости. Бог скучный и однозначный даже исследователи более спорят о том, что значит само название, чем о его сути. Неоязычники и те не очень утруждают себя в этом.

В книге "Свято - Русские Веды. Книга Коляды и Книга Велеса" А.И. Асова данного божества нет. А в иных - вскользь.

В книге "Родные боги" Велеслава - его нет, в книге Хиневича А.Ю. "Славяно-арийские Веды. Инглизм" о нем 10 строк.

Вот, пожалуй, и все. Да я понимаю, ничего возвышенного, ничего таинственного я не писал. Не старался вызвать восхищение и удивление, тем более национальный трепет в груди. "Прошелся" по нашему пантеону как бесстрастный комментатор. Кто -то цепляясь к этим словам скажет, что если нет в душе отклика не можешь называться русским. Отвечу прямо: русский, но отклика в душе ни одно божество (кроме Велеса) не вызывает. Почему?

А кому понравится картина Веласкеса, замазанная краской, поверх которой нарисован натюрморт господином Хинасовым и иже с ними.

Если задел кого-то за "живое", сделал это не нароком. Это лишь мое мнение.

Будьте здоровы живите богато!

Стрибог - это название в мифологии востояно-славянских племен является именем бога ветров. Этимологический анализ имени приводит к старославянскому корню «стрег». Перевести его можно как «старший». Это значение и было реализовано в «Слове о полку Игореве». В этом произведении многочисленные ветры - участники исторического действия - названы «стрибожьими внуками».

Согласно славянским легендам, Стрибог является сыном главы пантеона - . Появился он из дыхания своего отца. Под властью Стрибога - все существующее на свете ветры. Именно он в гневе вызывает бурю, но ему же под силу и укротить ее. При необходимости он превращается в свою помощницу — птицу славянской мифологии Стратим.

Внешне бог Стрибог выглядел как седовласый старик. По легенде, он обитал на самом краю света, например, в самой глуши леса или на расположенном посреди моря одиноком острове. Иногда он изображался летящим над землей на корабле из воздуха либо на ладье, которая не спеша плывет по Небесным Хлябям. Бог сообщает о своем приближении, трубя в рог, а вооружен он копьем. Существуют и другие этнографические описания, в которых Стрибог предстает в виде Лучника, готового поразить врагов. Его вооружением является лук и стрелы.

Поклонение славян Стрибогу было очень велико. Ведь он повелевает стихиями, может послать на поля облака и влагу, которая дарит жизнь. Чтобы сделать землю плодородной, Стрибог посылает на землю свои стрелы-ветры. Но в его же власти и наслать на поля засуху или ураган, которые могут погубить всходы. Почитание бога было основано и на том, что древние славяне издавна были мореплавателями, поэтому ветер был им нужен, чтобы передвигаться по рекам и морям.

У славян было 4 праздника в году, посвященные поклонению только Стрибогу. В апреле правил Вешний. Его задачей было посылать с ветрами первое тепло на луга. В августе приходил Ветрогон или Летний, приносящий собой первые новости о скорой осени. Сентябрь был ознаменован действием Листобоя или Осеннего Стрибога, с которым приходили первые холода. Наконец, в феврале отмечали день Весновея (Зимнего Стрибога), который приносил долгожданные вести о наступающей весне.

Славянский бог Стрибог имел четырех детей. Это были ветра с разных сторон света. В черной одежде ходил Посвист-Хладовей — северный ветер, который леденил душу и тело. Красный наряд был у Догоды-Тепловея — теплого южного ветра. Западный Сумрачный считался посланцем смерти и носил белоснежную одежду. Наконец, в зеленом платье щеголял предвестник рассвета — Восточный Светокрылый.

Поклонение Стрибогу было столь велико, что его кумир стоял в Киеве среди 7 важнейших . Впрочем, о существовании праздника только в его честь этнографических материалов не сохранилось. Историки считают, что он удостаивался такого же поклонения, как и боги Солнца и Дождя, потому что вкупе с ними влиял на плодородие земель.

Храмы для поклонения Стрибогу обычно строили у устья реки, на островах в море — то есть там, где часто останавливались корабли купцов. Один из известнейших храмов стоял в Березани — это остров в самом устье Днепра. Перед тем как отправиться в открытое море, русы обязательно останавливали свои ладьи и проводили обряд жертвоприношения и дарения даров богу ветра Стрибогу.