Страдание святого мученика гордия. Мир Всем: Портал православной веры

В первой четверти IVстолетия, во время одного из самых жестоких гонении на христиан, жил в каппадокийской Кесарии молодой, богатый, прекрасный душой и телом, воспитанный в христианской вере воин Гордий. Служил он сотником при войске. Как и другие христиане, опасавшиеся гонений и укрывшиеся в отдаленных местах, он решил удалиться в пустыню. Находясь в безопасности, Гордий стал задумываться о правильности своего поступка и пришел к выводу, что ему следовало остаться с теми, кому Бог повелел защищать святую веру вплоть до мученического конца. И Гордий вернулся в Кесарию, где как раз шли приготовления к языческому празднику в честь Марса, бога войны. Именно в этот день общего празднования и решил Гордий открыть перед всем народом суть истинной веры - Я нашелся для тех, кто меня не искал, я пришел к тем, кто не звал меня, - громко заговорил он словами пророка Исаии, внезапно появившись среди бесчисленной толпы. Эти слова мгновенно привлекли всеобщее внимание. Все замерли в ожидании. - Кто ты и откуда? - вопросил один из правителей города. - Я - христианин, в - объявил Гордий и рассказал, кто он и почему оставил свою родину. - А теперь я возвратился, чтобы исповедовать веру в Иисуса Христа, единого истинного Бога. Пораженный смелостью исповедника, правитель повелел немедленно предать его истязаниям. Но мученик спокойно переносил пытки, повторяя слова из псалмов Давида: «Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек... Не убоюся зла, яко Бог мой со мною...». Правитель видя, что христианина не победить телесными муками, попытался склонить его к отречению от веры в Иисуса Христа, обещая от имени царя высочайшие почести, славу и богатства. - Что можешь ты предложить, что было бы лучше Царствия Небесного? - возразил ему на это Гордий. Тогда правитель осудил его на смерть. Теперь Гордию предстояло новое тяжкое испытание: родные и близкие, сначала обрадованные было его возвращением, а потом со скорбью увидевшие, что он возвратился лишь ради того, чтобы принять мучения, приступили к нему с мольбами пощадить свою молодую жизнь, сжалиться над престарелыми родителями. - Ну что тебе стоит? Ты ведь можешь только на словах отречься от Христа, а в душе продолжать верить, - говорили они. Но ни мольбы, ни слезы не поколебали возлюбившего Бога превыше всего. - Не плачьте обо мне, - говорил он близким, - подумайте, возможно ли поступить по вашему совету? Возможно ли, чтобы язык мой, это орудие, данное мне Богом, чтобы славословить Его, произнес отречение от Создавшего меня? Как я могу отречься от Бога, Которому с детства привык поклоняться? Как отвергну Того, Кто от уст наших судит нас: от словес оправдывает и от словес осуждает? Разве не помните слова самого Спасителя: «Кто отвержется от Меня перед людьми, от того и я отвергнусь перед Отцом моим Небесным»? Не явное ли безумие - ради кратковременной жизни погубить свою вечную душу? Нет, я не могу послушать вас, но сам молю вас, откажитесь от лжи и возвестите правду о Христе Иисусе, Которого сам Бог превознес, чтобы пред именем Его преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних... Сказав эти слова, Гордий осенил себя крестным знамением, радостно преклонил под меч свою голову и с неземным спокойствием предал дух свой Отцу Небесному, Богу живому.

) - христианский мученик . Почитаемый в Православной церкви , пострадал во время правления Ликиния , его память совершается 3 (16) января .

Гордий родился в христианской семье в городе Кесарии Каппадокийской . Гордий во взрослом возрасте поступил на военную службу, находясь на ней, он проявил храбрость и воинское искусство. Благодаря этому, был назначен центурионом . Во время гонения на христиан в начале IV века Гордий оставил воинское препоясание, богатство, родственников, друзей, рабов и житейские удобства и удалился в пустыню для того, чтобы приготовить себя к исповеданию имени Христа Спасителя. Около 320 года Гордий открыто выступил перед префектом города в защиту христиан. Его схватили и после страшных истязаний в цирке отсекли голову.

Память святого мученика Гордия совершается 3 января в Предпразднство Богоявления и вместе с памятью святого пророка Божия Малахии . В этот день в январской Минеи служба трёхсоставная, стихиры и тропари канона Предпразднству, пророку и мученику чередуются. Автором канона Гордию является Феофан .

Напишите отзыв о статье "Гордий (мученик)"

Литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гордий (мученик)

– Как вы похорошели!
«Еще бы!», отвечали смеющиеся глаза Наташи.
– А папа постарел? – спросила она. Наташа села и, не вступая в разговор Бориса с графиней, молча рассматривала своего детского жениха до малейших подробностей. Он чувствовал на себе тяжесть этого упорного, ласкового взгляда и изредка взглядывал на нее.
Мундир, шпоры, галстук, прическа Бориса, всё это было самое модное и сomme il faut [вполне порядочно]. Это сейчас заметила Наташа. Он сидел немножко боком на кресле подле графини, поправляя правой рукой чистейшую, облитую перчатку на левой, говорил с особенным, утонченным поджатием губ об увеселениях высшего петербургского света и с кроткой насмешливостью вспоминал о прежних московских временах и московских знакомых. Не нечаянно, как это чувствовала Наташа, он упомянул, называя высшую аристократию, о бале посланника, на котором он был, о приглашениях к NN и к SS.
Наташа сидела всё время молча, исподлобья глядя на него. Взгляд этот всё больше и больше, и беспокоил, и смущал Бориса. Он чаще оглядывался на Наташу и прерывался в рассказах. Он просидел не больше 10 минут и встал, раскланиваясь. Всё те же любопытные, вызывающие и несколько насмешливые глаза смотрели на него. После первого своего посещения, Борис сказал себе, что Наташа для него точно так же привлекательна, как и прежде, но что он не должен отдаваться этому чувству, потому что женитьба на ней – девушке почти без состояния, – была бы гибелью его карьеры, а возобновление прежних отношений без цели женитьбы было бы неблагородным поступком. Борис решил сам с собою избегать встреч с Наташей, нo, несмотря на это решение, приехал через несколько дней и стал ездить часто и целые дни проводить у Ростовых. Ему представлялось, что ему необходимо было объясниться с Наташей, сказать ей, что всё старое должно быть забыто, что, несмотря на всё… она не может быть его женой, что у него нет состояния, и ее никогда не отдадут за него. Но ему всё не удавалось и неловко было приступить к этому объяснению. С каждым днем он более и более запутывался. Наташа, по замечанию матери и Сони, казалась по старому влюбленной в Бориса. Она пела ему его любимые песни, показывала ему свой альбом, заставляла его писать в него, не позволяла поминать ему о старом, давая понимать, как прекрасно было новое; и каждый день он уезжал в тумане, не сказав того, что намерен был сказать, сам не зная, что он делал и для чего он приезжал, и чем это кончится. Борис перестал бывать у Элен, ежедневно получал укоризненные записки от нее и всё таки целые дни проводил у Ростовых.

Церковный календарь. 16 января (3 января ст. стиль).

Продолжаются святки.

Сегодня совершается память: прор. Малахии, несшего свое служение около 400 г. до Р. Х. Мч. Гордия Каппадокийского IV века.

Сщмч. Василия Холмогорова, пресвитера, пострадавшего в 1938 году.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы познакомимся с сокращенным вариантом жития святого мученика Гордия Каппадокийского, приведенного у святителя Димитрия Ростовского. Сам святитель Василий Великий упоминает о мученике Гордии, но впоследствии, к сожалению, его житие смешалось с текстом жития мученика Исихия Антиохийского и дополнилось различными деталями. Тем не менее мы постараемся извлечь пользу из жития в том виде, в котором оно до нас дошло.

Мученик Христов Гордий родился в Кесарии Каппадокийской от родителей-христиан и был воспитан в православной вере. Возмужавший юноша был взят на военную службу и поставлен на должность сотника, потому что превосходил многих крепостью тела и силой духа.

В то время римский император Ликиний излил на христиан всю свою злобу и воздвиг свою богоборческую руку на Церковь. По всем торговым площадям и наиболее людным местам были разосланы царские повеления и указы о том, чтобы не поклоняться Христу и чтобы всякого нарушителя царского запрещения подвергали смертной казни. Всех приводили к каменным и деревянным идольским изображением, чтобы поклониться им, а неповиновавшиеся были принуждаемы к этому мучениями.

По всему городу началось смятение: имение христиан предавалось разграблению, дома опустошались, люди избивались, благочестивые женщины были влачимы по городу. Не было ни пощады юности, ни почтения к старости. Те, которые были ни в чем не повинны, страдали, как злодеи; в темницах было тесно; хорошие и богатые дома лишились своих обитателей; пустыня наполнялась людьми, изгнанными только за то, что они веровали во Христа.

Отец выдавал на смерть своего сына, сын влек на суд своего отца, брат воевал против брата, и раб восставал на своего господина. Молитвенные дома разорялись руками нечестивых, святые алтари ниспровергались, и не было никакого приношения, ни каждения, ни места, где бы можно было совершить божественную службу. Все было объято унынием, как бы каким-то темным облаком; служители Божии были изгоняемы, всякое благочестивое собрание проходило в ужасе, а демоны ликовали, оскверняя вселенную чадом и кровью жертвы.

Видя такие бедствия, Гордий решился добровольно удалиться из города. Скинув с себя воинский пояс и оставив богатство, родственников, друзей, рабов, житейские удобства и все, что вожделенно для тех, кто любит мир и его наслаждения, он ушел в глубокие и непроходимые для людей пустыни, почитая жизнь со зверями для себя более приятной, чем общение с идолопоклонниками. Гордий сподобился Божественных откровений и познал великие тайны. Перейдя к размышлению о жизни, как она бесполезна и коротка, подобно сновидению и тени, он всей силой души возжелал вечного пребывания на небесах и, как сильный борец, стал готовиться к борьбе постом, бдением, молитвой и поучением в слове Божьем.

С особенным нетерпением он ожидал того дня, в который весь город должен был совершать праздник языческого бога Марса или, правильнее, демона, любящего войны. Когда этот день наступил, весь народ пришел в цирк смотреть на конские бега, и все расположились на высоких местах. В городе тогда не осталось никого; в числе зрителей, смотревших на быстрый бег коней и искусство возничих, было и множество христиан, не радевших о своей жизни и не уклонявшихся от праздного сборища. В тот день рабы были освобождаемы от работ и собирались там же, дети из школ спешили сюда, и здесь же присутствовали блудные и бесстыдные женщины.

Так цирк наполнился бесчисленным множеством людей, внимательно смотревших на конские бега. Тогда доблестный и великий духом Гордий, сойдя с высокой горы в цирк, не устрашился народа, не стал раздумывать, какому множеству вооруженных рук он предает себя, но с бестрепетным сердцем и бесстрашной душой, протеснившись сквозь сидевших в цирке людей, стал посредине. Когда присутствовавшие в цирке узнали, кто стоял пред ними, то тотчас поднялся крик: верующие рукоплескали от радости, а неверующие кричали судье, чтобы тот отдал приказ казнить Гордия.

Все наполнилось криком и смятением, перестали смотреть на коней, перестали смотреть на возниц. Напрасно шум от колесниц наполнял воздух: никто не хотел видеть ничего, кроме Гордия, никто не хотел ничего слышать, как только слова Гордия. Весь цирк наполнился криком, который, разносясь в воздухе подобно ветру, покрывал собой шум от коней. Когда же глашатай подал знак к молчанию, умолкли трубы, утихли свирели, замолчали музыкальные инструменты: все смотрели только на Гордия, все слушали его одного.

Сидел в цирке и градоначальник, который наблюдал за порядком на бегах и назначал награды участникам. К нему тотчас подвели святого, и сему последнему был дан вопрос: «Кто он и откуда? Из какого он семейства и рода?» Тогда Гордий рассказал о себе все: какой он имел сан, и почему, оставив службу, удалился в пустыню, и зачем вернулся. Гордий сказал: «Вернулся я, чтобы самым делом показать, что пренебрегаю твоими повелениями и исповедую Иисуса Христа, мою надежду и защиту. Узнав же, что ты многих превосходишь своею свирепостью, я нарочно выбрал этот день, как удобное время для исполнения моего намерения и обета».

От этих слов гнев градоначальника возгорелся, как огонь, и он обратил всю свою лютость на святого Гордия. Он велел позвать палачей с орудиями пыток. Но никакие мучения и льстивые предложения не переменили решимости святого. Тогда нечестивый градоначальник, с гневом обнажив меч и повелев позвать палача, осудил святого Гордия на отсечение головы.

Перед совершением казни в присутствии множества народа Гордия окружили знавшие его люди, обнимали его и давали ему последнее целование. Со слезами они умоляли его, чтобы он не предавал сам себя на смерть, не губил бы своей жизни во цвете лет. Мученик же оставался непоколебим в своем добром решении. Святой Гордий без боязни пошел на казнь. Будучи усечен мечом, он стяжал блаженную жизнь и был перенесен в место вечного упокоения, где вместе с ангелами во веки прославляет Господа нашего Иисуса Христа, за Которого и пострадал.

Святый мучениче Гордие, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Тропарь мученику Гордию, глас 4:

Мученик Твой, Господи, Гордие во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего; имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

Кондак, глас 8:

Твоя поты, преславне, всю землю напоиша, и честными кровьми, Гордие, мир весь возвеселил еси; молитвами твоими, богомудре, спасай вся, верою тя воспевающия и ублажающия, вопиющия песнь достойную, всехвальне, яко многострадалец.

Ин кондак, глас 4:

Всею любовию днесь Церковь твою память совершает, Гордие, восхваляющи тайно, яко по той пострадал еси, мучеником доброто и всем верным во Христа похвало.

Величание:

Величаем тя, страстотерпче святый Гордие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Краткое житие: Мученика Гордия;

Мученик Гордий родился в конце III века в городе Кесарии Каппадокийской в христианской семье. В зрелом возрасте поступил на военную службу и, проявив мужество и воинское искусство, был назначен сотником. Во время гонения на христиан в начале IV века он оставил мир и удалился в пустыню, чтобы в подвиге добром приготовить себя к исповеданию имени Христа Спасителя. В 320 году Гордий открыто выступил перед префектом города в защиту христиан. Его схватили и после страшных истязаний отсекли голову.

Более же подробное житие о мученике Гордие собрал и описал в своём библиографическом исследовании Свт. Димитрий Ростовский:

Мученик Христов Гордий родился в Кесарии Каппадокийской от христианских родителей и был воспитан в православной христианской вере. По достижении возмужалости, он взят был в военную службу и поставлен на должность сотника, потому что превосходил многих и крепостию тела и силою духа.
В то время римский император Ликиний1 излил на христиан всю свою злобу и воздвиг богоборческую руку свою на Христову Церковь. По всем торговым площадям и по всем наиболее людным местам были разосланы царские повеления и указы о том, чтобы не поклоняться Христу и чтобы всякий нарушитель этого царского запрещения был подвергаем смертной казни. Все были приводимы к каменным и деревянным идольским изображениям, чтобы поклоняться делу рук человеческих, а неповиновавшиеся были принуждаемы мучениями. По всему городу началось смятение; имение христиан предавалось разграблению, дома опустошались, люди избивались; благочестивые женщины были влачимы по городу; не было пощады ни юности, ни почтения к старости; те, кто были ни в чем неповинны, страдали, как злодеи; в темницах было тесно; и хорошие и богатые дома лишились своих обитателей; пустыня наполнялась людьми, изгнанными только за то, что они веровали во Христа; отец выдавал на смерть сына своего, сын влек на суд своего отца, брат неистовствовал против брата и раб восставал против своего господина; диавол навел на души людей как бы некую ужасную ночь безумия, так что один другого не узнавал, как бы в темноте. Молитвенные дома разорялись руками нечестивых, святые алтари ниспровергались и не было никакого приношения, ни каждения, ни места, где бы можно было совершить божественную службу: все было объято унынием как бы каким-то темным облаком; служители Божии были изгоняемы, всякое благочестивое собрание проходило в ужас, а демоны ликовали, оскверняя вселенную чадом и кровию жертв.
Видя таковые бедствия, Гордий решился добровольно удалиться из города; свергнув с себя воинское препоясание2 и оставив богатство, родственников, друзей, рабов и житейские удобства и все, что вожделенно для людей, любящих мир и его наслаждения, он ушел в глубокие и непроходимые для людей пустыни, жизнь со зверями почитая для себя более приятною, нежели общение с идолопоклонниками; он подражал святому пророку Илии, который, увидев служение сидонским кумирам, удалился на гору Хорив, вошел в пещеру, взыскуя Бога, Которого и увидел, поскольку Его могло узреть человеческое око (4 Цар 19). Таков был и сей Гордий, бежавший от городских волнений, от торжищных кликов, от высокомерия чиновников, от судилищ, клеветников, продающих, покупающих, клянущихся, лгущих, сквернословящих, бежавший от игр и глумления и от неприличной веселости городской, так как он имел чистый слух, чистые очи и прежде всего чистое сердце, которое могло зреть Бога. Он сподобился божественных откровений и познал великие тайны не человеками и не чрез человека (Гал 1,1) но имея великого Учителя - Духа истины (Ин 15,26). Отсюда перешедши к размышлению о жизни, как она бесполезна и коротка; подобно сновидению и тени, он возжелал со всею силою души вечного пребывания на небесах и, как сильный борец, стал готовиться к борьбе постом, бдением, молитвою и поучением в слове Божием. С особенным же нетерпением он ожидал того дня, в который весь город должен был совершать праздник скверного бога Марса или, правильнее, демона, любящего брани3.
Когда этот день наступил, весь народ пришел в цирк смотреть на конские бега и все расположились на высоких местах. В городе тогда не осталось никого; в числе зрителей, смотревших на быстрый бег коней и на искусство возничих, было и множество христиан, не радевших о своей жизни и не уклонявшихся от праздного сборища. В тот день рабы освобождаемы были от работ и собирались там же, дети из школ спешили сюда и здесь же присутствовали блудные и бесстыдные женщины. Так цирк наполнился бесчисленным множеством людей, внимательно смотревших на конские бега. Тогда доблестный и великий духом Гордий, сойдя с высокой горы в цирк, не устрашился народа, не стал раздумывать, какому множеству вооруженных рук он предает себя, но с бестрепетным сердцем и бесстрашною душою, протеснившись сквозь сидевших в цирке людей, стал посредине, подтверждая слово Писания, что праведник сиял, как лев (Притч 28,1). Но мало сего, с таким дерзновением став на открытом месте в цирке, он громогласно, подобно апостолам, провозгласил слова пророка Исаии: Я открывался не вопрошавшим обо Мне (Ис 65,1), показывая тем ясно, что он не был приведен сюда необходимостью, но добровольно отдает себя на мученический подвиг в подражание Владыке Христу, Который Сам предал Себя в руки искавших Его во тьме ночной иудеев.
Когда присутствовавшие в цирке узнали, кто стоял пред ними, то тотчас поднялся крик: верующие рукоплескали от радости, а неверующие кричали судье, чтобы тот отдал приказ казнить Гордия. Все наполнилось криком и смятением, перестали смотреть на коней, перестали смотреть на возниц; напрасно шум от колесниц наполнял воздух: никто не хотел видеть ничего, кроме Гордия, никто не хотел ничего слышать, как только слова Гордия. Весь цирк наполнился криком, который, разносясь в воздухе, подобно ветру, покрывал собою шум от бега коней.
Когда же глашатай подал знак к молчанию, умолкли трубы, утихли свирели, замолчали музыкальные инструменты: все смотрели только на Гордия, все слушали его одного. Сидел там, в цирке, и градоначальник, который наблюдал за порядком на бегах и назначал награды участникам бега. К нему тотчас подвели святого и сему последнему был дан вопрос: «Кто он и откуда, из какого он семейства и рода?»
Тогда Гордий рассказал о себе все: какой он имел сан и почему, оставив службу, удалился в пустыню и зачем вернулся.
- Вернулся я, - сказал Гордий, - чтобы самым делом показать, что пренебрегаю твоими повелениями и исповедую Иисуса Христа, мою надежду и защиту. Узнав же, что ты многих превосходишь своею свирепостью, я нарочно выбрал этот день, как удобное время для исполнения моего намерения и обета.
От этих слов гнев градоначальника возгорелся, как огонь, и он обратил всю свою лютость на святого Гордия.
- Позовите ко мне палачей! - воскликнул он. - Где бичи? Где свинцовые шары? Где колеса? Пусть растянут его на колесах и растерзают ему тело4; пусть повесят его на дереве, принесут орудии казни; пусть он отдан будет зверям, усечен мечом и брошен в пропасть. Впрочем, всего этого еще мало для этого нечестивого человека, который достоин погибнуть не одной смертью, а многими.
Тогда святой Гордий сказал:
- Поистине, большой вред я причинил бы себе, если бы не захотел умереть за Христа!
Эти слова привели градоначальника в еще большую ярость, усилив его природную лютость. Но чем более делался он жестоким, тем более являлся мужественным в муках святой Гордий. Никакие муки, никакие смертоносные орудия не могли отвратить его от принятого намерения. Возводя очи к небу, он пел стихи из псалма: Господь за меня, не устрашусь: что сделает мне человек? (Пс 117,6) и еще: Не убоюсь зла, потому что Ты со мной (Пс 22,4); и иные сим подобные изречения, которым он научился из божественных книг, воспевал Гордий, возбуждая себя к мужеству и терпению. Он так далек был от страха, что сам призывал на себя мучения.
- Чего, - говорил он, - вы медлите? Зачем стоите? Строгайте мое тело и раздробляйте его на части, мучьте меня, как вам угодно. Не лишайте меня надежды на получение тех благ, кои мне обещаны: чем более вы усиливаете мои мучения, тем большую награду я получу от Владыки моего. Скорбь этой жизни доставляет вечное веселие, и мы, вместо ран, какие вы возлагаете на тело наше, получим в день всеобщего воскресения светлые одежды; за бесчестие - нам будут даны небесные венцы. Вместо осуждения со злодеями, нам будет дано пребывать с ангелами.
Не имея возможности отвратить святого Гордия от святой веры своею яростью и пытками, лукавый градоначальник начал прельщать его ласками: ибо таковой обычай у диавола - боязливых он устрашает, а твердых умягчает лестью и расслабляет. Итак, мучитель стал предлагать святому различные подарки и еще большие награды обещал от лица царя.
- Царь, - говорил он, - даст тебе высокую должность в войске, большое имение, богатство и славу и все, что ты пожелаешь.
Святой же, услышав его обещания, посмеялся его безумию и сказал:
- Ужели ты можешь дать мне что-нибудь такое, что могло бы быть лучше Царства Небесного?
Тогда нечестивый градоначальник, с гневом обнажив меч и повелев позвать палача, осудил святого Гордия на отсечение головы. Пред совершением казни в присутствии множества народа, Гордия окружили знавшие его люди, обнимали его и давали ему последнее целование. Со слезами они умоляли его, чтобы он не предавал сам себя на смерть, не губил бы своей жизни во цвете лет и не оставлял бы этого приятного всем солнца. Они советовали ему, чтобы он хотя бы только на словах отрекся от Христа, и говорили:
- Одним словом ты можешь избавить себя от смерти, отрекись от Христа устами; сердцем же веруй в Него, как хочешь, ибо Бог внемлет не языку, но мысли говорящего. Если ты поступишь так, то и гнев судьи смягчишь, и Бога умилостивишь.
Он же, как утес, стоящий посреди моря, который остается несокрушимым, несмотря на то, что на него с силою бьют волны морские, оставался непоколебим в своем добром решении. И как дом, стоящий на камне, не разрушается ни от каких сильных ветров, ни от проливных дождей и разливающихся рек, так и крепкий тот муж незыблем был в своей вере.
Увидев же своими духовными очами, что диавол ходит вокруг его знакомых и одного побуждает к слезам, другого же к молениям и недоброму совету, мученик сказал плачущим словами Господа: Не плачьте обо мне (Лк 23,28), но плачьте о врагах Божиих, которые преследуют христиан; о тех, говорю, плачьте, которые, готовя для нас огонь, возжигают и для себя геенну и собирают себе гнев на день гнева (Рим 2,5). Перестаньте сокрушать мое сердце; ибо я не однажды, а много раз готов умереть за имя Господа нашего Иисуса Христа.
А тем, которые советовали Гордию отречься от Христа только на словах, он отвечал так:
- Язык, который дан мне милостию Христа, я не могу заставить отречься от своего Творца, потому что сердцем верую к праведности, а устами исповедую ко спасению (Рим 10,10). Как же отрекусь от Господа, Которому поклоняюсь с самого детства? Я воспитан во святой вере. Не ужаснется ли небо, если я отрекусь от Бога? Не скроют ли светила небесные света своего предо мною? Стерпит ли меня земля и не пожрет ли меня живым? Не обманывайте себя: Бог поругаем не бывает (Гал 6,7)5: и от уст наших Он судит нас, и от словес наших оправдывает нас, и от словес осуждает (Лк 19,22; Мф 12,37). Ужели вы не слышали страшной угрозы Господней: А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф 10,33). Зачем же вы советуете мне устами отречься от Бога моего? Ужели для того, чтобы продлить свою жизнь? Ужели для того, чтобы на время избавиться от смерти и выгадать несколько дней жизни? Но ведь чрез это я лишусь жизни вечной. Ужели для того, чтобы избежать телесных мучений? Но при этом я не увижу благ, уготованных праведным там, где нет болезней. Это будет явным безумием, если я буду покупать себе недолговременною жизнью вечную муку и погибель вместе с душою. Нет, я и вам советую: если вы так худо мыслите, то поучитесь благоразумию и истине и, отвергнувши ложь, говорите истину (Еф 4,25), скажите, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп 2,11) ибо такие слова изречет каждый язык, когда Пред именем Иисуса преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп 2,10).
Сказав сие и сотворив на себе крестное знамение, святой Гордий без боязни пошел на казнь, не изменив светлости лица своего, и остановился на месте казни в таком расположении духа, как будто позади его не было палача, и как будто он пред собою видел ангелов, которым хотел отдать в руки свою душу. Будучи усечен мечом, он стяжал блаженную жизнь: подобно Лазарю, он при радостных кликах был перенесен на место вечного упокоения, где, приемля воздаяние, он вместе с ангелами во веки прославляет Подвигоположника - Христа, за Коего пострадал.

Прим.
1 Ликиний - римский император, управлявший Восточною половиною ее с 307 по 324 г.
2 Отличием лиц, занимавших почетные должности в войске, служил особый пояс, на котором вешался меч.
3 Римский бог войны Марс почитался одним из важнейших божеств римской государственной религии.
4 Орудия мучения первых христиан.
5 Т.е. Бога нельзя обмануть.
Свт. Димитрий Ростовский

Гордей - человек дела, умеренный, сдержанный, судящий людей по результатам их профессионального мастерства. Это типичная "рабочая пчелка", которая весьма презрительно относится к самому понятию интуиции, считая ее "дамскими штучками". Внешне Гордей вполне спокоен и безмятежен, но случается, что внутри его бушуют страсти. Об этом никто никогда не догадается, даже жена не поверит, что Гордей только и мечтает ей изменить, но только мечтает.

Гордей - человек скромный, немного застенчивый, чрезвычайно деятельная натура. Имя Гордий - фригийский царь, завязавший, согласно легенде, узел, который разрубил своим мечом Александр Македонский. По характеру миролюбив, старается держаться в тени, поэтому производит впечатление робкого, нерешительного человека.

В сфере общения Гордей - прекрасный, остроумный собеседник, очень коммуникабелен, уравновешен, терпимо относится к чужим недостаткам, умеет слушать. Очень удачлив, талантлив, быстро достигает прочного положения в обществе. Значение имени меет способности к медицине, журналистике, живописи и сценическому искусству.

Судьба : Иимя наделяет человека многими прекрасными качествами. Гордей поистине положительный человек: скромен, даже несколько застенчив. С уживчивым миролюбивым характером. Иногда производит впечатление нерешительного, робкого человека из-за присущего ему стремления держаться в тени, не выделяться. На самом же деле это чрезвычайно деятельная натура, заражающая своей энергией окружающих.

День Ангела Гордея

Само значение имени Гордей берет свое начало, уходя истоками в русскую, славянскую культуру, хотя, включая и католические корни. Впервые имя Гордей упомянуто в древней Греции, когда оно берет начало от крестьянина Гордия, коего избрал царь Фригии по велению верховного бога Зевса.

Именно этот крестьянин завязал такой узел на повозке, развязать и разрубать который не смог никто и именно это стало основой для такого словосочетания, как гордиев узел. По словам провидца тот, кто развяжет сам узел – будет правителем мира, и именно Александр Македонский разрубал его собственным мечем. Если толковать само значение, то его можно перевести как царь, царствующий, повелевающий. Согласно еще одной вариации, имя Гордей имеет славянские корни и переводится как гордый. Третьим вариантом значение берет в себя греческие истоки, происходящее от Горгий, переводимое как грозный либо быстрый.