Стопа пресвятой богородицы почаевская. В чем помогает Почаевская икона Божьей Матери? Цельбоносная стопа матери божией

ЦЕЛЬБОНОСНАЯ СТОПА Матери Божией

Всякий, кто переступал порог Почаевского Успенского собора, не мог не обратить внимания на бронзовый позолоченным ковчег, находящийся за небольшой латунной оградой у первой колонны справа. Это место невольно притягивает внимание каждого. Окутанное близостью непостижимой тайны, оно словно вобрало в себя горячие молитвы нескончаемого потока богомольцев, текущего сюда уже многие столетия. И, вправду, ковчег этот, подобный древнему алтарю, сделанный из толстого, чуть желтоватого стекла с бронзовой крышкой, как будто служит для непрерывно совершающегося здесь таинства - благодатного присутствия Матери Божией. Материальный знак этого присутствия - изображение святой Цельбоносной Стопы Ее на шелковом плате, находящемся на ковчеге.

Изображение это указывает на запечатленную здесь память о чуде, бывшем на горе Почаевской в 1240 году - о явлении Божией Матери в столпе огненном. Над ковчегом - большой бронзовый киот с барельефным изображением этого явления. И ковчег, и киот - творение золотых дел мастера С.Ф.Верховцева; в 1884 году ими был заменен позолоченный балдахин, возвышавшийся над Стопою в виде часовни. Выше киота - две высокие зеркальные пилястры со сребропозлащенными венцами со скипетром и короною. А внутри ковчега - три неугасимых лампады, свет от которых слегка касается темного камня, закрытого стеклянной дверцей и пребывающего во мраке.

Цельбоносная Стопа... Вот здесь, на этом кусочке камня стояла некогда сама Пресвятая Богородица, и след ноги Ее отпечатался на камне. И всегда посещение Ее не остается без благодатных последствий: на этом самом месте возник чудотворный источник, неиссякающий и поныне. Однако сам камень, из которого постоянно сочится вода, находится ниже уровня пола. Он невидим для телесных очей. Приходящие в Почаев богомольцы, помолившись и поклонившись перед ковчегом, прикладываются к изображению Цельбоносной Стопы, а затем пьют и уносят с собой источаемую целебную воду. Они получают ее в серебряных ковшиках из рук иеромонаха, который несет здесь особое послушание и по традиции называется "стопочным". Люди, пришедшие сюда, знают: не раз эта вода служила источником чудесных исцелений от всякого рода недугов. Но знают ли они, как возник этот источник, как появилась в Почаеве Цельбоносная Стопа Матери Божией, сколько и Как помогала она людям?

Предание говорит о том, что с началом татаро-монгольского нашествия, когда пал и был разорен стольный Киев, когда вся Древняя Русь стала словно дымящейся раной, вопиющей к небу, вознесла она слезные свои молитвы Матери Божией, испрашивая Ее небесного заступничества. Молились о том и неведомые иноки Почаевских пещер Молились они, да почиет на Почаевских горах благодать гор Афонских н холмов Киевских, да станет Пречистая Дева Покровительницей монахам и тем, кто прибегает к ней с теплой молитвой и с горячим упованием. По милости Божией молитвы эти были здесь услышаны. Однажды ночью выйдя после молитвенного бдения из пещеры, почаевские иноки вместе с крестьянами-пастухами из соседнего села увидели на верху горы Богородицу, стоящую на скале в столпе огненном. Подобно, неопалимой купине, горевшей, но не сгоравшей, во время откровения Божия Моисею на Синае, образ которой всегда служил знамением Матери Господа нашего, Пречистая Дева была объята пламенем: на голове ее была корона, а в деснице - скипетр. Явив себя людям с ослепительной леностью, она поднялась от земли на небо, оставив на скале след Своей правой Стопы. И тогда поняли иноки и пастухи (предание сохранило имя одного из последних - Иван Босый), что явление Богородицы в столпе огненном означало приближение новых бедствий, от которых Волынь и вся Русь будет страдать как бы в пламени, но по молитвам и заступничеству Богородицы уцелеет и возродится.

Тут же усердной молитвой возблагодарили они Бога, даровавшего им чудесное явление Матери Божией и восславили Саму явившуюся им Деву, оставившую след Стопы Своей. Ибо с той поры Стопа стала наполняться водой. Только одно мгновение простояла Матерь Божия на твердом камне, а след ноги Ее, запечатлевшийся на нем как на мягком воске, остался навсегда. (Подобное предание существует и о Господе нашем Иисусе Христе: при вознесении Своем Спаситель наш оставил след ноги Своей на горе Елеонской). Чудесное же явление Богоматери на горе Почаевской было в 1240 году от Рождества Христова.

Вскоре после этого события у подножия той скалы, на которой явилась Матерь Божия, иноки построили небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Но сама скала, как и след Цельбоносной Стопы на ней, в течение еще четырехсот лет оставалась под открытым небом. Лишь с 1649 года, когда на этом месте выросла церковь во имя Пресвятой Троицы, Стопа Богородицы вместе с источником оказалась наконец в храме. Сейчас на месте этого храма стоит другой - великолепный Успенский собор, и строители его только ради того, чтобы заключить эту святыню внутрь собора, в соответствии с условиями местности несколько нарушили традиционный принцип храмостроительства: собор обращен не на восток, как этого требует Устав, а, скорее, на север.

С первых же дней своего появления на горе Почаевской и доныне Стопа Божией Матери является источником многих чудес. Большинство из них осталось, вероятно, неведомыми миру, и тайна их ушла вместе с теми, кто видел, испытал или был свидетелем их силы. Но многие остались запечатленными для нас как зримые знаки "великой и богатой" милости Царицы Небесной, и потому так важна для нас память о необычных исцелениях, о явленных нам чудесах. В данном случае свидетельства о них, исходящие от самих исцеленных, дошли до нас от времен сравнительно недавних, веками уже отдаленных от самого явления Богородицы. Но они тем более драгоценны как еще одно напоминание о том, что и через столетия милость и благоволение Ее не иссякают.

Самое древнее из засвидетельствованных и записанных исцелений, источником которых была Цельбоносная Стопа Божией Матери, произошло в 1664 году. У одной помещицы, по фамилии Хойнацкая, был слуга, которого звали Давид, по прозвищу Гайдук. Он долго страдал жестокими болями во всем теле, а особенно в голове. От боли глаза его вылезли из орбит, и он почти потерял зрение. Жалея своего слугу, Хойнацкая (вероятно, не раз припомнив евангельскую историю о сотнике и его слуге) попросила тогдашнего почаевского игумена помолиться о больном перед Почаевской чудотворной иконой Богоматери и прислать воды от святой Стопы, чтобы помазать глаза его. Как только это было сделано, болезнь его прошла.

Веком позже, в 1763 году, один волынский священник Григорий Белецкий дважды получал чудесную помощь: вначале у него был тяжелый нарыв на груди, вскрывшийся только после того, как он помазал его целебной водой. Но затем болезнь вдруг вернулась и в гораздо более тяжелой форме: у него возник новый нарыв, теперь уже внутри его тела. От боли и слабости больной не мог сам идти в Нечаев, его нужно было везти. Однако уже на полпути (о. Белецкий хотел прибыть в Почаев к празднику Успения Божией Матери) он почувствовал некоторое облегчение и даже сумел самостоятельно войти в храм и дойти до Цельбоносной Стопы. Возблагодарив Божью Матерь за этот первый знак милости, он вновь выпил Целебной воды, а дома - омыл ею все тело. После этого боли вдруг уменьшились, опухоль стала спадать, и вскоре он совершенно выздоровел.

До нас дошли записи, говорящие о том, что не только люди, искавшие исцелений, получали их, но и те, кто поначалу их и те искали, но получат как бы по тайной милости, поданной Царицей Небесной. В 1770 году одна больная девушка по фамилии Загурская, находясь уже на смертном одре, попросила священника, принимавшего ее исповедь, дать ей святой воды. Священник подал ей воду из Стопы Богородицы, и, выпив ее больная выздоровела, а затем отправилась в Почаев, чтобы отблагодарить Пресвятую Деву. Оказавшись в храме, в котором прежде никогда не была, она прямо подошла к святой Стопе и заявила, что исцеление ей принесла вода, взятая именно здесь.

В 1780 году у одной женщины, жившей в окрестностях Почаева, умирал трехлетний ребенок. Однажды ночью, после долгой и горячей молитвы Божьей Матери она уснула и во сне увидела некоего старца, который сказал ей: "Что ты плачешь и кричишь? Лекарство у тебя в доме".

Проснувшись, женщина с трудом вспомнила, что у нее осталось немного воды от Цельбоносной Стопы. Она влила несколько капель в рот больному и вновь уснула. И снова увидела во сне того же старца, и он сказал ей теперь: "Встань, сын твой здоров". И, действительно, когда она пробудилась, ребенок сидел на постели и просил есть. Через несколько дней болезнь его была позади.

В 1832 году одна мещанка из Каменец-Подольска привела в Почаев свою девятилетнюю внучку, в годовалом возрасте потерявшую зрение после перенесенной оспы. Шесть дней шли они, чтобы поклониться Почаевским святыням, и когда пришли, девочка по совету добрых людей помазала свои глаза святой водою. Когда обе они после этого отошли от Огоны на середину церкви, больная вдруг воскликнула, плача от радости: "Ах, бабушка! Я вижу Божию Матерь обеими глазами!". Девочка стала зрячей.

Не одну болезнь и не одно горе уврачевала Матерь Божия, и рассказать о каждом случае невозможно. Скажем лишь, что помощь эту получали знатные и незнатные, старики и дети, православные и даже христиане иных исповеданий, все, кто приходил к Цельбоносной Стопе с верой, надеждой и усердной молитвой, все, кому по неизреченному Промыслу Божию, должна была быть послана помощь. И сегодня, как и сотни лет назад, с той же молитвой и верой идут сюда люди со своими нуждами и прошениями, со всем, что есть на сердце, преодолевая иной раз огромные расстояния, чтобы прикоснуться к святыне, испить этой воды, чая исцеления на горе Почаевской, ища благословения Пресвятой Девы, Ее покрова и заступничества. Поэтому и не иссякает человеческая благодарность, выраженная словами акафиста, что уже сотню лет соборно служится по воскресеньям монастырской братией во главе с наместником перед святой Цельбоносной Стопой:

"Воспеваем вси неизреченное снисхождение Твое, Дево Чистая: яко с высоты небесныя низошла еси на святую гору Твою, из камени нам воду источающи, ея же цельбосносною силою во всем мире славно прославила еси".

Очищаем сердце в Великий пост! К сегодняшнему духовному чтению предлагаем Вам назидательное слово протоиерея Григория Дьяченко «О средствах к приобретению чистоты сердца». У нас есть верные средства, через которые мы можем очистить себя и свое сердце от всякой греховной скверны. 1. Это благоговейное призывание имени Господа Иисуса Христа. “Именем Моим бесы ижденут” (Мк. 7, 17), сказал сам Спаситель. Именем Иисуса Христа изгоняются из сердца мысленные бесы, греховные помыслы, злые вожделения. Поэтому и Святая Церковь заставляет нас непрестанно взывать к Спасителю: Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных; Иисусе, сохрани сердце от похотей лукавых (Акаф. Иисусу, икос 11). Многие наблюдения показывают, что частое призывание с верою и благоговением сладчайшего имени Иисуса Христа в так называемой «молитве Иисусовой» способно не только изгнать из сердца христианина все нечистые его движения, но и наполнить его высоким блаженством, небесной радостью и миром. 2. Второе средство к очищению сердца – усердная молитва. “Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” (Пс. 2. 19), говорит один из очищавших свое сердце. Святая молитва согревает сердце, возбуждает благоговейное умиление и привлекает благодать, очищающую и освящающую сердце. Так и Святая Церковь научает нас очищать сердце теплою умилительною молитвою, когда повелевает взывать к Спасителю: слезные ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия (Из Последования ко Святому Причащению). Преподобный Пимен Великий дает следующий совет о том, как бороться с искусительными помыслами, вредящими хранению сердца в чистоте: «Это дело подобно тому, – говорит он, – как если бы у человека в левой руке был огонь; он берет из чаши воду и гасит огонь. Огонь – это внушения врага, а вода – усердная молитва перед Богом». 3. Далее, постоянное наблюдение за сердцем и воздержание его от злых вожделений и страстей. «Сыне, всяцем хранением блюди твое сердце» (Притч. 4, 23), т.е. смотри, старайся, чтобы сердце твое было соблюдаемо от греха и хранимо в невинности и чистоте таким, каким оно вышло из купели святого крещения. Вот несколько советов опытных в хранении сердца от всякой скверны греховной подвижников: «Когда горшок снизу подогревается огнем, – говорит авва Пимен, – то ни муха, ни иное какое насекомое или пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же простывает, то садятся на него: то же бывает и с человеком: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его». От невнимательности к хранению в сердце чистоты главным образом и происходит нравственное падение человека. Один из подвижников (авва Орсисий) вот как изображает гибельные последствия такой невнимательности. «Я думаю, – говорит он, – что если человек не будет тщательно блюсти своего сердца, то все, что ни услышит он, забывается у него и остается в небрежении, а таким образом враг, нашедши в нем место в себе, ниспровергает его. Когда приготовят и зажгут лампаду, то, если не станут подливать в нее масло, мало-помалу свет ее ослабеет, и она, наконец, совсем погаснет. Кроме этого, случается иногда, что мышь ходит около нее и ищет съесть светильню, но, пока не погаснет масло, не может этого сделать; если же увидит, что лампада не только погасла, но уже и охладела, тогда, желая унести светильню, сваливает и лампаду. Если лампада глиняная, она разбивается; если же медная, то хозяин ставит ее по-прежнему. То же бывает и с нерадивою душою: мало-помалу удаляется от нее Дух Святый, пока совсем она не потеряет горячность свою, а потом враг истребляет расположение души к добру и самое тело оскверняет злом. Впрочем, ели человек не совсем оскудел в любви к Богу и дошел до нерадения только по слабости, то милосердый Бог, посылая в душу его страх Свой и памятование о муках, побуждает его бодрствовать над собою и блюсти себя с большою осторожностью, впредь до посещения Своего». 4. Труд телесный, ослабляя нападение на душу нечистых помыслов (сладострасных, гневных и т.п.), в высокой степени содействует сохранению сердца в чистоте. Спросили однажды авву Агафона: что важнее – телесный труд или хранение сердца? На это старец отвечал: «Человек подобен дереву; труд телесный – листья, а хранение сердца – плод. Но так как, по Писанию, всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и в огнь вметаемо (Мф. 3, 10); то очевидно, что должны мы иметь все попечение о плоде, т.е. о хранении ума. Впрочем, для нас нужно и лиственное одеяние, т.е. труд телесный». 5. Пост есть одно из верных средств к достижению чистоты сердца. «Пост укрощает наши страсти и обуздывает худые навыки, а бдением, – говорит святой Иоанн Лествичник, – сердце смягчается, чистота мыслей блюдется, непристойные воображения прогоняются». 6. Уединение также одно из средств к достижению этой добродетели. Чистоте сердца много способствует уединенное пустынножительство. Устраняя все соблазны и всякий повод к развлечению, оно доставляет полную возможность войти в себя, наблюдать за всеми внутренними движениями души, открывать слабые стороны, яснее видеть свои грехи и опасности со стороны духовных врагов. Один святой подвижник хорошо объяснил это следующим опытом: три ученые друга решились поступить в монашество. Один из них избрал себе дело – умиротворять спорящихся, по Писанию: блажены миротворцы(Мф. 5, 9); другой – посещать больных; а третий пошел в пустыню на безмолвие. Первый, сколько ни трудился, не мог прекратить раздоров между людьми и всех успокоить. Побежденный скукою, пошел к тому, который услуживал больным, и нашел, что и он изнемогает от малодушия и не в силах более исполнять заповеди. Тогда оба пошли посетить того, который живет в пустыне, рассказали ему свои дела, просили и его сказать им, какую он получил пользу в уединении. Тот, немного помолчав, вливает воду в сосуд и говорит им: «Посмотрите в воду». Вода была мутна. Через несколько времени опять говорит им: «Посмотрите же, как светла сделалась вода». Те посмотрели и как в зеркале увидели свои лица. Тогда сказал им: «Точно то же бывает и с нами, когда кто находится среди людей, – от людского шума и суетливости он не видит свои грехи, а сподобившийся увидеть себя, свои грехи, по словам святого Исаака Сириянина, блаженнее сподобившегося увидеть Ангела, конечно, потому, что, видя свои грехи, можно очищать их, и по чистоте сделать душу ангелоподобною» (Древний Патерик)». Помоги всем нам Господи провести дни Великого поста в духовных трудах над собой!

Почаевская икона Б.М. в жен. монастыре иконы Б.М. ,Всецарица, г.Краснодар
Почаевская икона Божией Матери находится в Почаевской обители. На горе, где сейчас расположен монастырь, поселились два инока в 1340 году. Один инок после молитвы пошел к вершине горы и, вдруг, увидел Божию Матерь, стоявшую на камне и окруженную пламенем. Он позвал брата посмотреть на чудо. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. Он взбежал на гору, и они втроем прославили Бога. На камне, где стояла Пресвятая Богородица, навсегда остался отпечаток Ее правой стопы.

В 1559 году Константинопольский митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил Анне привезенную из Константинополя икону Богородицы. Стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала в 1597 г. чудотворный образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храм, воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. Позже там основан монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала большие средства. Чудотворная икона стала называться Почаевской. Среди многих свидетельств о помощи Царицы Небесной известно следующее.

Монах Почаевского монастыря был захвачен в плен татарами, Находясь в неволе, он вспоминал Почаевскую обитель, ее святыни, Богослужения, песнопения. Особенно тосковал инок при наступлении праздника Успения Пресвятой Богородицы и слезно молил Божию Матерь об избавлении из плена. И вот, по молитвам Пресвятой Девы, однажды исчезли стены темницы, а инок оказался у стен Почаевской обители.

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля (по старому стилю) было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября). Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами "Взбранной Воеводе" над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, "омофор белоблистящийся распуская", с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

Почаевская икона Пресвятой Богородицы.
Икона Божией Матери "Почаевская"
В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: "Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!" Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.

Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832-1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой. Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876) был устроен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над татарами, освященный 23 июля (по старому стилю) 1875 года.

Иконография. Икона, дарованная Анне Гойской митрополитом Неофитом, (по описанию о. А. Хойнацкого) имела 6 вершков с четвертью в высоту и 5 с осьмушкой в ширину. Писана она была темперой древним византийским письмом на липовой доске, подбитой снизу (чтобы не гнулась) двумя дубовыми перекладинами. Как говорит "Преславная гора Почаевская", первоначально икона была покрыта тонким серебряным покрытием, сделанным наподобие ризы. Но со временем эта риза обветшала и впоследствии была заменена новой, сделанной из жемчуга, а затем - золотой, украшенной драгоценными камнями, после пожара 1869 года, повредившего прежнюю ризу, но не коснувшегося самого образа.
Икона (типа "Умиление") изображает Матерь Божию в пояс, с Предвечным Младенцем на правой руке. В левой руке Богоматерь держит плат, которым прикрыты ноги и спина Младенца. Иисус положил левую руку на плечо Матери, а правую поднял для благословения; Она же преклонила лик к главе Сына. С левой стороны лика Ее мы видим обычную греко-славянскую надпись в виде монограммы МР, т.е.Богородица Мария; с правой, со стороны Спасителя, находится монограмма ІС ХС, т.е. Иисус Христос. Помимо этого, па иконе есть еще семь миниатюрных изображений святых на клеймах. Справа, как гласит надпись по-русски, изображен пророк Илия, под ним мученик Мина; слева - первомученик Стефан, под ним - преподобный Авраамий; внизу же иконы - лики трех святых жен: великомученицы Екатерины и преподобных Параскевы и Ирины. Судя по всему, это была семейная икона, может быть, принадлежавшая роду самого Неофита. У южных славян, как и у прочих народов, был в то время весьма распространен обычай избирать себе особых покровителей из святых, память которых от поколения к поколению отмечается как семейный или, скорее, родовой праздник. Славянские же письмена на иконе, как указывает "Преславная гора", свидетельствуют о том, что, возможно, по словам О.А.Хойнацкого, "образ Почаевский писан рукою русскою".

Цельбоносная стопа.

Почаевская икона Бож.Матери.
Почаевская икона Божией Матери.
Всякий, кто переступал порог Почаевского Успенского собора, не мог не обратить внимания на бронзовый позолоченным ковчег, находящийся за небольшой латунной оградой у первой колонны справа. Это место невольно притягивает внимание каждого. Окутанное близостью непостижимой тайны, оно словно вобрало в себя горячие молитвы нескончаемого потока богомольцев, текущего сюда уже многие столетия. И, вправду, ковчег этот, подобный древнему алтарю, сделанный из толстого, чуть желтоватого стекла с бронзовой крышкой, как будто служит для непрерывно совершающегося здесь таинства - благодатного присутствия Матери Божией. Материальный знак этого присутствия - изображение святой Цельбоносной Стопы Ее на шелковом плате, находящемся на ковчеге.
Изображение это указывает на запечатленную здесь память о чуде, бывшем на горе Почаевской в 1240 году - о явлении Божией Матери в столпе огненном. Над ковчегом - большой бронзовый киот с барельефным изображением этого явления. И ковчег, и киот - творение золотых дел мастера С.Ф.Верховцева; в 1884 году ими был заменен позолоченный балдахин, возвышавшийся над Стопою в виде часовни. Выше киота - две высокие зеркальные пилястры со сребропозлащенными венцами со скипетром и короною. А внутри ковчега - три неугасимых лампады, свет от которых слегка касается темного камня, закрытого стеклянной дверцей и пребывающего во мраке.
Цельбоносная Стопа... Вот здесь, на этом кусочке камня стояла некогда сама Пресвятая Богородица, и след ноги Ее отпечатался на камне. И всегда посещение Ее не остается без благодатных последствий: на этом самом месте возник чудотворный источник, неиссякающий и поныне. Однако сам камень, из которого постоянно сочится вода, находится ниже уровня пола. Он невидим для телесных очей. Приходящие в Почаев богомольцы, помолившись и поклонившись перед ковчегом, прикладываются к изображению Цельбоносной Стопы, а затем пьют и уносят с собой источаемую целебную воду. Они получают ее в серебряных ковшиках из рук иеромонаха, который несет здесь особое послушание и по традиции называется "стопочным". Люди, пришедшие сюда, знают: не раз эта вода служила источником чудесных исцелений от всякого рода недугов. Но знают ли они, как возник этот источник, как появилась в Почаеве Цельбоносная Стопа Матери Божией, сколько и Как помогала она людям?
Предание говорит о том, что с началом татаро-монгольского нашествия, когда пал и был разорен стольный Киев, когда вся Древняя Русь стала словно дымящейся раной, вопиющей к небу, вознесла она слезные свои молитвы Матери Божией, испрашивая Ее небесного заступничества. Молились о том и неведомые иноки Почаевских пещер Молились они, да почиет на Почаевских горах благодать гор Афонских н холмов Киевских, да станет Пречистая Дева Покровительницей монахам и тем, кто прибегает к ней с теплой молитвой и с горячим упованием. По милости Божией молитвы эти были здесь услышаны. Однажды ночью выйдя после молитвенного бдения из пещеры, почаевские иноки вместе с крестьянами-пастухами из соседнего села увидели на верху горы Богородицу, стоящую на скале в столпе огненном. Подобно, неопалимой купине, горевшей, но не сгоравшей, во время откровения Божия Моисею на Синае, образ которой всегда служил знамением Матери Господа нашего, Пречистая Дева была объята пламенем: на голове ее была корона, а в деснице - скипетр. Явив себя людям с ослепительной леностью, она поднялась от земли на небо, оставив на скале след Своей правой Стопы. И тогда поняли иноки и пастухи (предание сохранило имя одного из последних - Иван Босый), что явление Богородицы в столпе огненном означало приближение новых бедствий, от которых Волынь и вся Русь будет страдать как бы в пламени, но по молитвам и заступничеству Богородицы уцелеет и возродится.
Тут же усердной молитвой возблагодарили они Бога, даровавшего им чудесное явление Матери Божией и восславили Саму явившуюся им Деву, оставившую след Стопы Своей. Ибо с той поры Стопа стала наполняться водой. Только одно мгновение простояла Матерь Божия на твердом камне, а след ноги Ее, запечатлевшийся на нем как на мягком воске, остался навсегда. (Подобное предание существует и о Господе нашем Иисусе Христе: при вознесении Своем Спаситель наш оставил след ноги Своей на горе Елеонской). Чудесное же явление Богоматери на горе Почаевской было в 1240 году от Рождества Христова.
Образ Божией Матери Почаевская.
Икона Пресв. Богородицы "Почаевская"
Вскоре после этого события у подножия той скалы, на которой явилась Матерь Божия, иноки построили небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Но сама скала, как и след Цельбоносной Стопы на ней, в течение еще четырехсот лет оставалась под открытым небом. Лишь с 1649 года, когда на этом месте выросла церковь во имя Пресвятой Троицы, Стопа Богородицы вместе с источником оказалась наконец в храме. Сейчас на месте этого храма стоит другой - великолепный Успенский собор, и строители его только ради того, чтобы заключить эту святыню внутрь собора, в соответствии с условиями местности несколько нарушили традиционный принцип храмостроительства: собор обращен не на восток, как этого требует Устав, а, скорее, на север.
С первых же дней своего появления на горе Почаевской и доныне Стопа Божией Матери является источником многих чудес. Большинство из них осталось, вероятно, неведомыми миру, и тайна их ушла вместе с теми, кто видел, испытал или был свидетелем их силы. Но многие остались запечатленными для нас как зримые знаки "великой и богатой" милости Царицы Небесной, и потому так важна для нас память о необычных исцелениях, о явленных нам чудесах. В данном случае свидетельства о них, исходящие от самих исцеленных, дошли до нас от времен сравнительно недавних, веками уже отдаленных от самого явления Богородицы. Но они тем более драгоценны как еще одно напоминание о том, что и через столетия милость и благоволение Ее не иссякают.
Самое древнее из засвидетельствованных и записанных исцелений, источником которых была Цельбоносная Стопа Божией Матери, произошло в 1664 году. У одной помещицы, по фамилии Хойнацкая, был слуга, которого звали Давид, по прозвищу Гайдук. Он долго страдал жестокими болями во всем теле, а особенно в голове. От боли глаза его вылезли из орбит, и он почти потерял зрение. Жалея своего слугу, Хойнацкая (вероятно, не раз припомнив евангельскую историю о сотнике и его слуге) попросила тогдашнего почаевского игумена помолиться о больном перед Почаевской чудотворной иконой Богоматери и прислать воды от святой Стопы, чтобы помазать глаза его. Как только это было сделано, болезнь его прошла.
Веком позже, в 1763 году, один волынский священник Григорий Белецкий дважды получал чудесную помощь: вначале у него был тяжелый нарыв на груди, вскрывшийся только после того, как он помазал его целебной водой. Но затем болезнь вдруг вернулась и в гораздо более тяжелой форме: у него возник новый нарыв, теперь уже внутри его тела. От боли и слабости больной не мог сам идти в Нечаев, его нужно было везти. Однако уже на полпути (о. Белецкий хотел прибыть в Почаев к празднику Успения Божией Матери) он почувствовал некоторое облегчение и даже сумел самостоятельно войти в храм и дойти до Цельбоносной Стопы. Возблагодарив Божью Матерь за этот первый знак милости, он вновь выпил Целебной воды, а дома - омыл ею все тело. После этого боли вдруг уменьшились, опухоль стала спадать, и вскоре он совершенно выздоровел.
До нас дошли записи, говорящие о том, что не только люди, искавшие исцелений, получали их, но и те, кто поначалу их и те искали, но получат как бы по тайной милости, поданной Царицей Небесной. В 1770 году одна больная девушка по фамилии Загурская, находясь уже на смертном одре, попросила священника, принимавшего ее исповедь, дать ей святой воды. Священник подал ей воду из Стопы Богородицы, и, выпив ее больная выздоровела, а затем отправилась в Почаев, чтобы отблагодарить Пресвятую Деву. Оказавшись в храме, в котором прежде никогда не была, она прямо подошла к святой Стопе и заявила, что исцеление ей принесла вода, взятая именно здесь.
В 1780 году у одной женщины, жившей в окрестностях Почаева, умирал трехлетний ребенок. Однажды ночью, после долгой и горячей молитвы Божьей Матери она уснула и во сне увидела некоего старца, который сказал ей: "Что ты плачешь и кричишь? Лекарство у тебя в доме".
Проснувшись, женщина с трудом вспомнила, что у нее осталось немного воды от Цельбоносной Стопы. Она влила несколько капель в рот больному и вновь уснула. И снова увидела во сне того же старца, и он сказал ей теперь: "Встань, сын твой здоров". И, действительно, когда она пробудилась, ребенок сидел на постели и просил есть. Через несколько дней болезнь его была позади.
В 1832 году одна мещанка из Каменец-Подольска привела в Почаев свою девятилетнюю внучку, в годовалом возрасте потерявшую зрение после перенесенной оспы. Шесть дней шли они, чтобы поклониться Почаевским святыням, и когда пришли, девочка по совету добрых людей помазала свои глаза святой водою. Когда обе они после этого отошли от Огоны на середину церкви, больная вдруг воскликнула, плача от радости: "Ах, бабушка! Я вижу Божию Матерь обеими глазами!". Девочка стала зрячей.
Не одну болезнь и не одно горе уврачевала Матерь Божия, и рассказать о каждом случае невозможно. Скажем лишь, что помощь эту получали знатные и незнатные, старики и дети, православные и даже христиане иных исповеданий, все, кто приходил к Цельбоносной Стопе с верой, надеждой и усердной молитвой, все, кому по неизреченному Промыслу Божию, должна была быть послана помощь. И сегодня, как и сотни лет назад, с той же молитвой и верой идут сюда люди со своими нуждами и прошениями, со всем, что есть на сердце, преодолевая иной раз огромные расстояния, чтобы прикоснуться к святыне, испить этой воды, чая исцеления на горе Почаевской, ища благословения Пресвятой Девы, Ее покрова и заступничества. Поэтому и не иссякает человеческая благодарность, выраженная словами акафиста, что уже сотню лет соборно служится по воскресеньям монастырской братией во главе с наместником перед святой Цельбоносной Стопой: "Воспеваем вси неизреченное снисхождение Твое, Дево Чистая: яко с высоты небесныя низошла еси на святую гору Твою, из камени нам воду источающи, ея же цельбосносною силою во всем мире славно прославила еси".

Тропарь, глас 5:

Пред святою Твоею иконою, Владычице, / молящиися исцелений сподобляются, / веры истинныя познание приемлют / и агарянская нашествия отражают. / Темже и нам, к Тебе припадающим, / грехов оставление испроси, / помыслы благочестия сердца наша просвети, / и к Сыну Твоему молитву вознеси / о спасении душ наших.

Кондак, глас 1:

Источник исцелений и веры православныя утверждение Почаевская Твоя икона, Богородице, явися: темже и нас, к ней притекающих, от бед и искушений свободи. Лавру твою невредиму сохрани, Православие во окрест стоящих странах утверди, и грехи разреши молитвенник твоих: елика бо хощеши, можеши.

(www.przd.ru; www.pochaev.org.ua; иллюстрации - www.photoukraine.com; www.pochaev.org.ua; pics.livejournal.com; days.pravoslavie.ru; hpibm.narod.ru).

Свято-Успенский собор Почаевской Лавры.

Одной из самых древних святынь Почаевского монастыря является Стопа Пресвятой Богородицы – источник многих чудес и исцелений. Первые исторические сведения об этой святыне относятся к 1240 году.

Княжеский Киев разгромлен и разорен татаро-монгольскими войсками . Русская земля пылает под вражеским гнетом. В поисках новых мест для монашеского подвига киевские монахи приходят на волынские земли и поселяются у подножия горы. Поселившись в пещерах, они проводят время в сугубой уединенной молитве, испрашивая у Пресвятой Богородицы ее заступничества и небесного покровительства, уповая на пребывание благодати Святой горы Афон и Киевских холмов на горе Почаевской.

Однажды ночью Пресвятая Богородица засвидетельствовала инокам Почаевских пещер слышание их молитвенных просьб, явившись в огненном столпе. Свидетелями этого великого чуда стали пастухи, пасшие отары овец, и монахи, молившиеся на вершине горы.

Подобно Неопалимой Купине на Синае, Пресвятая Богородица была объята пламенем. В руках ее был скипетр, а на голове – корона. Божья Матерь оставила на камне отпечаток своей правой стопы. Это явление длилось мгновение, но Стопа Пресвятой Богородицы осталась на горе навечно. В этом месте забил святой источник, от которого и до сегодня получают исцеление от болезней и укрепление в вере все, притекающие к этой святыне.

Это чудо было воспринято и истолковано как свидетельство приближения новых испытаний и бед, от которых Волынь и Русь будут страдать как бы горя в пламени, но по молитвам и заступничеству Богородицы уцелеют и возродятся.

Более 400 лет со дня чудесного явления Богоматери на горе Почаевской Стопа находилась под открытым небом. В 1649 году на этом месте был построен Троицкий Собор. Однако через 150 лет его разобрали. На его месте был воздвигнут величественный каменный Успенский Собор. В процессе постройки строителям пришлось обратить Собор на север и нарушить традицию построения православного храма алтарем на восток. Причиной этого стала необходимость вместить под соборные своды Стопу Божьей Матери.

С момента появления на горе Почаевской Цельбоносная Стопа является источником чудес. Многие из них были занесены в Летопись и дошли до наших дней, многие же, особенно самые древние остались неведомы миру.

Самое древнее из зафиксированных исцелений произошло в 1664 году. Тогда у помещицы Хойнацкой тяжело болел слуга, он почти утратил зрение. Однако по молитвам игумена Почаевского монастыря, помазав глаза водой от Стопы Пресвятой Богородицы, больной был исцелен.

Также известен случай чудесного исцеления священника Григория Белецкого в 1763 году. Он страдал от грудного нарыва, который прошел вскоре после помазания его Святой водой. Однако болезнь вернулась в более сложной форме: у него возник новый нарыв, внутренний. На полдороге к обители ему стало лучше и он смог самостоятельно войти в храм. Больной испил воды от Стопы, а дома омыл ею все тело. Боли уменьшились, опухоль спала, и вскоре он был полностью исцелен от недуга.

В 1780 году недалеко от Почаева умирал младенец возраста трех лет. После усердной молитвы к Пресвятой Богородице его матери во сне было видение старца, который сказал ей: “Что ты плачешь и кричишь?Лекарство у тебя в доме”. Женщина дала сыну испить Святой воды от Стопы и опять уснула. Во сне ей явился тот же старец, который возвестил ей об исцелении сына. Проснувшись, она увидела мальчика, сидящим на кровати. Болезнь отступила, ребенок был чудесно исцелен.

За многие годы множество болезней и скорбей были преодолены по молитвам Пресвятой Богородицы у ее Цельбоносной Стопы. В благодарность за помощь и слышание молитв был составлен акафист, который уже более века служится каждую неделю по воскресным дням братией Почаевского монастыря у Стопы Пресвятой Богородицы.

Сегодня испить Святой воды от Стопы можно в Успенском Соборе Почаевской Лавры. Святыня укрыта специальным бронзовым позолоченным ковчегом у правой колонны собора, который венчает большой киот и барельефное изображение Явления Божьей Матери. Освященная чудом, Почаевская гора и сегодня является местом подвига монахов и местом паломничества многих богомольцев, приходящих под невидимый благодатный покров самой Царицы Небесной.

Почаевская Успенская лавра - одна из четырех лавр Российской империи, твердыня православия, стоящая в юго-западной Руси, на Волыни (ныне территория Тернопольской области Украины). Это место, где веками сталкивались границы империй, цивилизаций, мировоззрений. До 1914 г. всего в 8 верстах отсюда лежала граница с Австро-Венгрией, и слава о святынях Почаева достигала не только соседней Галиции, но и Болгарии, Боснии, Сербии.

Некогда это была поросшая лесом гора, в чьих пещерах подвизались иноки, прежде - киево-печерские затворники, укрывшиеся сюда после разорения матери городов русских Батыем в 1240 году.

В том же в XIII столетии двое из этих безыменных подвижников вместе с местным пастухом Иваном Босым сподобились великого чуда - явления Пречистой в столпе огненном над скалой почаевской. На месте, где Она стояла той ночью и молилась, на плотном известковом камне остался след правой Стопы Богородицы, древнейшая из почаевских святынь. Стопа всегда наполнена чистой и целебной водой из забившего в ту же ночь источника.

Вскоре иноки соорудили у подножия горы первую каменную церковь во имя Успения; ныне на ее месте высится огромный Успенский собор, объявший собой саму гору, пещеры, Стопу и святой источник, построенный в 1780-х в стиле барокко. Высится собор подобно скале посреди бескрайних окружающих полей и виден за многие километры от самого городка Почаев.

Но тогда, в XIII веке, с распадом Руси и постепенным отпадением ее юго-западных земель, пришел в упадок и монастырь.

Вторичное же основание обители относится к рубежу XVI - XVII столетий. В 1559 году проезжавший через эти места греческий митрополит Неофит остановился на ночлег у благочестивой помещицы Анны Гойской и в благодарность за радушный прием оставил хозяйке на память образ Богородицы константинопольского письма.

Три десятилетия икона простояла в домовой часовне в деревне Урля (в 8 верстах от Почаева), а затем начала испускать по ночам таинственное свечение, подобное тому столпу огня, в котором за триста лет до этого явилась здесь сама Пречистая. Гойские истолковали это как желание Царицы Небесной пребывать в возрожденной почаевской обители, куда и передали образ вместе с богатыми дарами - после того, как прозрел по молитве пред этой иконой слепорожденный брат хозяйки, Филипп Козинский.

После смерти Анны в 1644 году все окрестные земли достались ее племяннику, ненавидевшему православие. Он ограбил монастырь и захватил икону. Однако его с женою тотчас поразила жестокая болезнь, и исцелились супруги лишь после того, как вернули чудотворный образ в монастырь.

С тех пор чудотворная пребывает в, в особом киоте в форме сияющей звезды, в третьем ярусе над царскими вратами иконостаса Успенского собора. Оттуда ее специально опускают для поклонения паломников), Почаевская прославилась многочисленными чудесами.

Почаевская принадлежит к типу Елеусы; Предвечный Младенец восседает на Ее правой руке, в руке левой - плат, прикрывающий Сына Божия. На списках с чудотворной внизу обычно пишется еще и Стопа Богородицы.

Предстательством Пречистой обитель оставалась верной православию и во времена польско-литовского владычества, стойко сопротивляясь насаждению в этих местах униатства.

Свою дивную помощь Богородица явила и во время осады обители турками в 1675 году. Тогда агаряне окружили сплошь деревянные строения монастыря и грозили поджечь их. Иноки припали к образу Владычицы, моля о заступничестве.

И тогда турки узрели в небе над собором грозное видение: Пречистая парила над Своей обителью в лучезарном сиянии и простирала над нею Свой Омофор, окруженная ангельским воинством с пламенеющими мечами. Рядом с Владычицей стоял недавно (в 1651 г.) почивший игумен почаевский, преподобный Иов, и вместе с земной братией молил Ее о помощи.

Ослепленные небесным сиянием, агаряне принялись убивать друг друга и бежали прочь от страшного для них места.

Несмотря на свою стойкость в православии, Почаевская обитель была в 1713 г. насильно передана в ведение униатов и находилась в нем вплоть до разгрома польского мятежа 1831 года; возвращенная в лоно православия, в 1833 году обитель была удостоена почетнейшего наименования лавры с присвоением ей «четвертого места в числе существующих в России лавр» (Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской).

В Москве чтимый образ Почаевской иконы имеется в никогда не закрывавшейся Петропавловской церкви в Лефортове, куда был принесен в 1930-х, в разгар безбожных гонений.

Празднование Почаевской совершается 23 июля по христианскому летоисчислению (в один день с образом Всех скорбящих радости «с грошиками»). Стихира Почаевской гласит:

Приидите, российстии собори,
и от всех язык, вернии, соберитеся,
на гору Почаевскую взыдем и в дом Матери Божия,
и узрим место стопы Ея,
идеже во огенном столпе древле явися,
и от источника, оттуду истекшего,
верою окропление приимем,
и чудотворней иконе Ея поклонимся,
прощения прегрешений наших просяще,
и душам нашим велия митости.

Тропарь, глас 5:

Перед святою Твоею иконою, Владычице,
молящииися исцелений сподобляются,
веры истинныя познание приемлют
и агарянская нашествия отражают.
Темже и нам, к Тебе припадающим,
грехов оставление испроси,
помыслы благочестия сердца наша просвети
и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.